Меню Рубрики

Часто у детей наблюдаются изменения формы костей и конечностей с недостатком какого витамина это связано

При некоторых заболеваниях или как осложнение после травмы может развиться патологическое разрастание костной ткани. Эта болезнь называется гиперостозом. Увеличение массы костной ткани может возникать самостоятельно из-за наследственных патологий, генетических аномалий, гормональных сбоев или повышенной физической нагрузки. Но иногда такая патология является симптомом различных болезней. Чаще всего гиперостоз костей не вызывает каких-либо неудобств и обнаруживается только при плановых обследованиях пациента. Само по себе разрастание костной ткани обычно не опасно, но лечения требуют патологии, которые привели к этому состоянию.

До сих пор у врачей нет общего мнения по поводу того, что же такое гиперостоз. Большинство исследователей считают это состояние ненормальным разрастанием здоровой костной ткани. Но есть и такие, которые относят его к опухолевым процессам или последствиям воспаления надкостницы. Часто разрастание затрагивает все слои кости. Это приводит к атрофии костного мозга, так как сужается костномозговой канал, к нарушению кровообращения, деформации кости. Но иногда гиперостоз может поражать только губчатый слой в виде отдельных очагов склероза.

Разновидностью патологии является процесс нарастания остеоидной ткани слоями на надкостнице трубчатых костей. Он называется периостозом. Эта патология обычно не сопровождается воспалительными явлениями и серьезными осложнениями.

Обычно выделяют две группы гиперостозов: локальные и генерализованные. В первом случае разрастание костной ткани возникает в одном месте. Обычно там, где наблюдается повышенная физическая нагрузка. Кроме того, локальный гиперостоз может быть вызван опухолью или серьезными системными заболеваниями. К этой группе также относится разрастание кости из-за генетических сбоев при синдроме Морганьи-Мореля-Стюарда.

Генерализованные гиперостозы – это более серьезные патологии, вызываемые обычно генетическими патологиями. Такое поражение костей наблюдается при кортикальном генерализованном гиперостозе, синдроме Каффи-Силвермена, болезни Камурати-Энгельманна и других болезнях. При этом поражаются не только конечности, но и позвоночник, ключицы, кости свода черепа.

Кроме того, могут выделяться разновидности патологии в зависимости от того, каким образом происходит разрастание костной ткани. По этому признаку выделяют периостальные гиперостозы, при которых поражается только губчатая часть кости. Они характеризуются тем, что образуются локальные очаги склероза, которые на рентгеновском снимке видны как затемнения, нарушается кровообращение и питание кости. При эндостальных гиперостозах поражаются все слои костной ткани. Они уплотняются, становятся толще. Из-за сужения просвета внутри кости поражается костный мозг. Все это приводит к сильной деформации, особенно, если процесс затрагивает конечности.

Генерализованные гиперостозы, сопровождающиеся поражением других органов, различают по наличию дополнительных симптомов. Они изучались и описывались разными врачами, поэтому распространено определение болезней по их фамилии.

По-другому эта патология называется системным оссифицирующим периостозом. Характеризуется болезнь множественными симметричными поражениями конечностей в области предплечий, голени, стоп и кистей. Сопровождается этот процесс сильными деформациями пальцев. Иногда может поражаться носовая кость. При патологии наблюдаются боли в суставах, гипергидроз, покраснение или бледность кожных покровов. Болезнь эта вызывается обычно тяжелыми инфекционными или системными заболеваниями, опухолями, нарушением кислотно-щелочного баланса. Поэтому лечение заключается не только в снятии симптомов, но и в избавлении от ее причины.

Заболевание поражает в основном женщин в период климакса и вызывается изменением гормонального фона. Утолщение костной ткани происходит в основном на лобовой кости, иногда наблюдается изменение затылочной и теменной костей. Этот процесс сопровождается сильными головными болями, раздражительностью, нарушениями сна и ухудшением памяти. У пациентки также может появиться депрессия.

Кроме того, при этой патологии развивается ожирение, причем, отложение жира происходит в основном на подбородке, груди и животе. Также наблюдается рост волос на лице и теле, нарушение менструального цикла, одышка, тахикардия, повышение артериального давления, может развиться сахарный диабет.

Этот инфантильный кортикальный гиперостоз поражает грудных детей. Причиной этого может быть наследственность или вирусные инфекции. Кроме симптомов воспаления, снижения аппетита и изменения поведения, у больных появляются припухшие участки на конечностях и лице, обычно не болезненные. Особенно часто поражаются кости нижней челюсти, из-за чего изменяется форма лица, утолщаются ключицы, искривляется большеберцовая кость. На рентгенограмме заметны очаги уплотнения губчатого вещества. При своевременном лечении патология проходит бесследно.

Патология является наследственным заболеванием. Симптомы его проявляются обычно только к подростковому возрасту. У больных наблюдается утолщение челюсти, что сопровождается поражением лицевого нерва, при этом ухудшается зрение и слух. Внешне заметно увеличение подбородка, лицо приобретает лунообразную форму. Кроме того, разрастание костной ткани может быть в области ключиц и намного реже — на конечностях.

Это заболевание называется еще «системный диафизарный гиперостоз», или «наследственный остеосклероз с миопатией». Это тоже врожденная патология, и проявляется она уже в детском возрасте. Характеризуется прогрессирующей диафизарной дисплазией, то есть удлинением конечностей. Чаще всего симметрично поражаются кости голени, бедер и плеча. Болезнь сопровождается слабостью мышц и ограничением движений. У ребенка формируется утиная походка, наблюдаются боли в суставах.

Заболевание еще называется «диффузный идиопатический скелетный гиперостоз». Она поражает поясничный или грудной отделы позвоночника, редко — шейный. Вследствие патологического разрастания костной ткани развивается полная неподвижность пациента, окостенение связок и анкилоз суставов. Потому болезнь Форестье еще известна под названием «фиксирующий или анкилозирующий гиперостоз». Чаще всего подвержены заболеванию мужчины спортивного телосложения, крупнокостные, которые после 50 лет начали набирать лишний вес. Причиной ее могут быть возрастные изменения в соединительной ткани или инфекционно-воспалительные процессы в организме.

При болезни Форестье наблюдаются несильные боли в спине, особенно после физической нагрузки или периода длительного покоя, ограничение подвижности позвоночника, снижение работоспособности. Если костные разрастания затрагивают нервные корешки, возможно развитие неврологических симптомов. В редких случаях болезнь поражает подколенную или подвздошную связку, могут наблюдаться боли в крупных суставах конечностей.

Чаще всего гиперостозы вызываются наследственными патологиями. Обычно в этом случае разрастания наблюдаются на нескольких костях, кроме того, развиваются признаки поражения других органов и аномалии развития. Но гиперостоз могут так же вызывать другие причины:

  • локальное разрастание костной ткани на одной конечности возникает при сильной нагрузке на нее, например, при отсутствии другой конечности;
  • серьезные травмы, которые сопровождаются воспалением или развитием инфекции;
  • отравление химическими веществами, например, свинцом, висмутом, мышьяком, а также радиацией, приводящее к острой интоксикации организма;
  • остеомиелит, остеомаляция;
  • нейрофиброматоз;
  • раковые опухоли;
  • сифилис, эхинококкоз, цирроз печени;
  • заболевания крови, например, лейкемия или лимфогранулематоз;
  • патологическое поражение почек, приводящее к накоплению фосфатов в крови;
  • аутоиммунные заболевания;
  • акромегалия – заболевание гипофиза;
  • нарушение работы эндокринной системы.

Особенно тяжело протекает гиперостоз у грудных детей. Сначала симптомы у них напоминают вирусную инфекцию: повышается температура, снижается аппетит, возникает раздражительность и беспокойство. Потом отекает лицо и конечности, на них появляются твердые болезненные припухлости. При этом признаков воспаления может и не быть.

У подростков и взрослых патология характеризуется, кроме симптомов воспалительного процесса, поражением органов зрения, слуха, нервными тиками, судорогами. Развивается ограничение подвижности из-за снижения тонуса мышц, болей в конечностях и тугоподвижности суставов.

С такими жалобами пациент сначала обращается к педиатру или терапевту. Его направляют на обследование к ортопеду или ревматологу. Часто бывает необходима консультация пульмонолога, эндокринолога и других врачей. Обычно диагноз не ставится на основании только внешних признаков. Необходимо еще проведение рентгенографии конечностей, позвоночника или головы. Иногда назначают также МРТ или энцефалографию. Ведь нужно дифференцировать гиперостоз от заболеваний со схожими симптомами: остеомиелита, остеопатии, туберкулеза костей, врожденного сифилиса. Кроме того, проводятся анализы крови, которые выявляют повышенную СОЭ, увеличенное количество соматстатина и адренокортикотропина.

При локальном приобретенном гиперостозе важно, прежде всего, устранить причину нарушения формирования костной ткани. Только при лечении основного заболевания можно избавиться от патологического ее разрастания. В случае своевременного обнаружения заболевания его можно излечить без последствий для здоровья. Только иногда остаются серьезные деформации скелета, которые требуют оперативного вмешательства.

Обычно лечение гиперостоза заключается в специальной медикаментозной терапии, проведении лечебной физкультуры и физиотерапевтических процедур. Продолжительность терапии может длиться от нескольких месяцев до полугода. Но после этого нужно 1-2 раза в год проходить обследование у врача и делать рентгенограмму с профилактической целью.

При патологиях костной ткани показаны препараты, которые блокируют действе соматропина. Чаще всего – это кортикостероидные гормоны. Кроме того, для снятия болей применяются нестероидные противовоспалительные средства, например, «Диклофенак», «Индометацин», «Вольтарен». При наличии воспалительного процесса иногда требуется назначение антибиотиков.

Кроме того, очень важно общеукрепляющее лечение с большими дозами витаминов. Назначение других препаратов зависит от сопутствующих симптомов: обязательно адекватное лечение сахарного диабета, гипертонии. Часто применяются также трициклические антидепрессанты и миорелаксанты, которые помогают пациенту расслабиться.

Для лечения суставов наши читатели успешно используют СустаЛайф. Видя, такую популярность этого средства мы решили предложить его и вашему вниманию.
Подробнее здесь…

При гиперостозе важна определенная диета, содержащая большие дозы белка и витаминов, но она должна быть низкокалорийной, чтобы пациент не набирал вес. Кроме того, необходим достаточный уровень физической активности. Это нужно, чтобы повысить тонус мышц и укрепить связки. Физиотерапевтические процедуры помогут уменьшить боли, восстановить подвижность и кровообращение. Это могут быть радоновые или сероводородные лечебные ванны, иглорефлексотерапия, массаж, лазеролечение, ультрафонофорез.

Если отсутствует эффект от консервативной терапии, а также при обширном поражении костной ткани, сопровождающемся сильным ограничением подвижности и болями, применяют хирургическое лечение. Чаще всего – это удаление очагов костных утолщений и дальнейшая костная пластика.

Болезнь Форестье требует особого подхода к терапии. Так как поражение позвоночника вызывает сильное ограничение подвижности, целью лечения должно стать укрепление межпозвоночных дисков и связочного аппарата, снятие болей. Кроме гормональных и нестероидных противовоспалительных препаратов, применяются спинномозговые блокады. Необходимы также хондропротекторы для восстановления хрящевой ткани и средства, улучшающие кровообращение, например, «Пентоксифиллин».

Кроме лечебной физкультуры, для улучшения подвижности позвоночника показано ношение специальных ортопедических корсетов. Это поможет избежать развития кифоза или ущемления нервных корешков.

Различные виды гиперостозов – это довольно редкая патология опорно-двигательного аппарата. При своевременной диагностике и адекватном лечении прогноз для пациента благоприятный, так как все аномалии устраняются обычно за несколько месяцев.

Моя спина.ру © 2012—2019. Копирование материалов возможно только с указанием ссылки на этот сайт.
ВНИМАНИЕ! Вся информация на этом сайте является лишь справочной или популярной. Диагностика и назначение лекарств требуют знания истории болезни и обследования врачом. Поэтому мы настоятельно рекомендуем по вопросам лечения и диагностики обращаться к врачу, а не заниматься самолечением. Пользовательское соглашениеРекламодателям

Детский ревматоидный артрит – это аутоиммунное заболевание, чаще всего неизвестного происхождения. Оно характеризуется поражением суставов и медленным хроническим течением с постоянным прогрессированием заболевания.

  • Причины возникновения заболевания
  • Патогенез заболевания
  • Каковы проявления заболевания
  • Суставная форма заболевания
  • Суставно-висцеральная форма заболевания
  • Диагностика заболевания
  • Подходы к лечению
  • Профилактика заболевания
  • Что потом?

У детей это заболевание носит название ювенильного ревматоидного артрита (ЮРА). Ревматоидный артрит достаточно часто встречается среди заболеваний суставной системы, чаще им болеют взрослые (до 1,5% от всего населения). Дети страдают от этого заболевания реже – примерно 0,05%. Обычно это заболевание диагностируют у детей дошкольного возраста, до половины случаев обнаружения ревматоидного артрита приходится на возраст до 5 лет. До 1 года выявить симптомы практически невозможно, они маскируются под отклонения физического развития и не вызывают опасений у родителей и педиатров.

Не смотря на то, что ювенильный ревматоидный артрит встречается редко, это заболевание имеет большое социальное значение, так как из-за поражения суставов нарушается нормальное развитие ребенка, что приводит к инвалидизации, сложностям в его социальной адаптации и развития.

Причины появления артрита у детей до сих пор не изучены досконально. Это заболевание относится к аутоиммунным, то есть организм перестает узнавать собственные клетки и начинает разрушать ткани и органы. Это приводит к возникновению воспалительных реакций в тканях, как при аллергических заболеваниях, но здесь в роли аллергена выступают суставные ткани.

Часто заболевание провоцируется инфекцией – стрептококки, стафилоккоки, вирусы и микоплазмы могут быть причиной начала заболевания. Эти микроорганизмы находят в организме ребенка, больного ЮРА, или само заболевание начинается после инфекции верхних дыхательных путей, скарлатины, ангины или гриппа.

Но факторов, доказывающих непосредственное влияние этих микроорганизмов на возникновение заболевания, нет. В настоящее время считается причиной возникновения болезни измененная реактивность организма и повышенная чувствительность к разным факторам окружающей среды.

Ревматоидный артрит у ребенка развивается под влиянием совокупности нескольких факторов. Основным органом-мишенью служит синовиальная оболочка суставов, она первой поражается при этом заболевании.

Под влиянием первичного антигена (пока точно не установлен, предположительно – бактерии или вирусы), происходит изменение иммунокомпетентных клеток. Их в дальнейшем организм рассматривает как чужеродные и начинает уничтожать. Плазматические клетки вырабатывают антигены, создается комплекс – антиген-антитело, сопровождающийся выбросом компонентов воспалительной реакции. В полость синовиальной оболочки выбрасывается большое количество лейкоцитов, которые приводят к возникновению новых антигенов.

Иммунные комплексы из суставной оболочки попадают в кровь, разносятся по всему организму и вызывают поражения других органов и систем. Суставы из-за воспалительных реакций и повреждения ферментами и иммунными комплексами начинают разрушаться. Это приводит к нарушениям функций и строения хрящевой и костной ткани.

При ревматоидном артрите возможно поражение сердца, почек, печени, легких, мелких сосудов. Могут возникнуть осложнения в виде миокардита, перикардита, плеврита, амилоидоза, гломерулонефрита, дистрофии и некроза печени.

Первые признаки ревматоидного артрита обычно выявляются в возрастном диапазоне от 1 года до 4 лет. Реже заболевание начинается в подростковом возрасте или диагностируется у детей младше 1 года.

Основными симптомами являются признаки поражения суставов.

В начале заболевания появляется припухлость и болезненность в одном крупном суставе, чаще всего в коленном, а через несколько месяцев болезнь переходит на симметричный сустав. Одним из важных диагностических критериев заболевания служит симметричность поражения суставов. У детей чаще всего в начале заболевания страдают крупные суставы – коленные, локтевые, голеностопные, тогда как у взрослых – мелкие – межфаланговые и пястно-фаланговые.

Движения в суставах становятся ограниченными, причиняют боль и ребенок принимает вынужденную позу, чтобы облегчить ее. На этой стадии диагностические признаки неярко выражены и, например, на фото проявления не видны.

Теперь присоединяются симптомы поражения околосуставных тканей, воспаления оболочек суставов и сухожилий. Начинается деформация суставов, они приобретают шаровидную или веретенообразную форму. Одновременно с этим увеличивается деформация суставов, появляются признаки общей дистрофии, атрофии мышц и анемии.

Различают 2 основных варианта клинической картины болезни: суставная форма – 60- 70% случаев и висцерально-суставная – встречается гораздо реже.

При суставной форме заболевания чаще всего поражаются несколько суставов – от 2 до 4 групп, реже, в 10% случаев возникает моносуставное поражение (одного сустава) и полиартрит.

  • При олигоартрите чаще всего поражаются крупные парные суставы – коленные, тазовые, голеностопные.
  • При моноартрите обычно заболевание затрагивает коленный сустав – гонит.
  • Полиартикулярная форма характеризуется поражением всех групп суставов, начиная с шейных позвонков, грудинных, височно-челюстных сочленений и суставов конечностей. Кроме того, при этой форме заболевания присоединяются симптомы лихорадки, увеличение лимфатических узлов и быстрое развитие дистрофии мышечной ткани.
Читайте также:  Коллаген в витаминах для детей

Основным клиническим симптомом является болевой. При тяжелых формах заболевания боли сильно выражены при движении конечности, возникают при прикосновении и малейшем движении. Особенно затруднено сгибание и разгибание суставов. При дальнейшем развитии болезни возникают контрактуры суставов, что приводит к еще большему ограничению движений и фиксации суставов в определенном положении.

Протекает значительно тяжелее, так как затрагивает внутренние органы. В зависимости от клинической картины выделают несколько форм болезни.

Для лечения суставов наши читатели успешно используют СустаЛайф. Видя, такую популярность этого средства мы решили предложить его и вашему вниманию.
Подробнее здесь…

При этой форме болезни возникает лихорадка, аллергические высыпания на коже, увеличение лимфатических узлов, поражение печени и селезенки и полиартрит.
При этом заболевании быстро развивается ограничение движений в суставах, поражения внутренних органов и дистрофия мышц. Ребенок испытывает сильную боль, занимает вынужденное положение, постепенно развиваются контрактуры и изменения во внутренних органах. Часто развиваются миокардиты, плевриты, поражения почек и печени.

Эта форма заболевания быстро прогрессирующая, с частыми рецидивами и неблагоприятным прогнозом.

Заболевание тоже начинается остро, с длительной лихорадки, до 2-3 недель, обильных высыпаний, поражения суставов и быстрого развития симптомов патологии внутренних органов. Быстро развивается поражение сердечной мышцы и легочной ткани. Появляются одышка, цианоз, расширение границ сердца, при прослушивании наблюдаются шумы, разнообразные хрипы в легких.

При этой форме заболевания поражения суставов проявляется только болевым синдромом, изменения формы и нарушение функций минимальное и может развиться спустя несколько месяцев или даже лет после начала заболевания.

Являются промежуточным вариантом. Чаще всего характеризуются поражением 3-4 групп суставов и вовлечением в патологический процесс одного внутреннего орагна.

Течение ЮРА у детей может носить быстро прогрессирующий характер и медленно прогрессирующий.

Как правило, диагностика данного заболевания у детей, особенно на ранних стадиях, довольно затруднительна. Для ее облегчения разработаны диагностические критерии ЮРА.

  1. Воспалительный процесс в суставах длительностью более 3 месяцев.
  2. Симметричное поражение суставов.
  3. Поражение второго сустава, спустя 3 и более месяцев после начала заболевания.
  4. Возникновение контрактуры суставов.
  5. Воспаление сухожилий и суставной капсулы.
  6. Мышечная атрофия.
  7. Утренняя скованность (нехарактерный для детей раннего возраста симптом, чаще наблюдается у взрослых).
  8. Поражение глаз.
  9. Возникновение ревматоидных узелков.
  10. 10) появление выпота в полости сустава.

Лабораторные исследования включают результаты рентгена и анализов жидкостей:

  • остеопороз,
  • сужение суставных щелей, эрозии костей, анкилозы,
  • нарушение нормального роста костей,
  • поражение шейного отдела позвоночника.
  • наличие в крови ревматоидного фактора,
  • положительные данные биопсии суставной жидкости.

Главная сложность диагностики заключается в том, чтобы отличить данную болезнь от болезней соединительной ткани, протекающих с поражение суставов: ревматизмом, остеомиелитом, туберкулезом суставов, диффузными заболеваниями соединительной ткани.

Лечение болезни ревматоидный артрит – это целый комплекс мероприятий, направленных на борьбу с воспалительным процессом и аллергическими реакциями организма.

Кроме этого, применяются средства для устранения симптомов заболевания – анальгетики, противовоспалительные средства, хондропротекторы и другие.

Основные лекарственные препараты:

  1. Противовоспалительные средства – аспирин, ибупрофен, индометацин, бутадион, вольтарен. Эти средства быстро подавляют воспалительные реакции и значительно облегчают состояние больного. Но при этом их применение носит только симптоматический характер. Они имеют много побочных эффектов и противопоказаний к применению.
  2. Препараты 4-аминохинолинового ряда – делагил и плаквенил. Их применение является одним из составляющих базисной терапии, так как они подавляют выделение иммунных комплексов и антител, циркулирующих в крови. Лечебный эффект наступает спустя несколько месяцев после начала лечения, поэтому их необходимо принимать длительно.
  3. Препараты золото-водного раствора – санокрезин и масляные суспензии – криназол. Они обладают выраженным эффектом, но весьма токсичны, поэтому их применение в детской практике ограничено.
  4. Один из базисных препаратов – купренил – обладает выраженным действием на иммунокомпетентные клетки, воздействует на ревматоидный фактор и уменьшает изменения в костной ткани.
  5. Кортикостероиды. Они оказывают выраженный иммуносупрессивный и противовоспалительный эффект. Но это дает только временное облегчение состояния, вызывает привыкание и множество побочных реакций.
  6. Местное лечение – введение в полость сустава противовоспалительных препаратов и иммуносупрессоров.
  7. Физиотерапевтические методы лечения – ультрафиолетовое облучение, индукторотерапия, импульсные токи, электрофорез с лечебными препаратами, парафинотерапия, грязелечение и многое другое. Эти методы могут оказать значительное лечебное воздействие на первых стадиях заболевания и в период реабилитации.
  8. В период ремиссии и после стационарного лечения на первый план выходят мероприятия, направленные на восстановление функций суставов – массаж, лечебная физкультура, санаторно-курортное лечение, диета и методы народной медицины.

Из-за недостаточно изученных механизмов возникновения заболевания средств специальной профилактики не существует. Но можно выделить некоторые рекомендации:

  1. Необходимо тщательное врачебное наблюдение за детьми с измененной реактивностью и хроническими очагами инфекции.
  2. После перенесенного заболевания рекомендуется наблюдение таких врачей как: педиатр, ревматолог, кардиолог, ортопед, окулист, физиотерапевт и врач ЛФК.
  3. Необходимо соблюдать назначения врача, принимать препараты, периодически проходить обследования и укреплять здоровье.

Прогноз заболевания зависит от формы и течения болезни.

  1. Наиболее благоприятное течение – олигоартрит, ведь при своевременном лечении возможно полное излечение и восстановление функций суставов.
  2. При полиартритной форме прогноз значительно хуже, поскольку развивается поражение многих групп суставов. Это может привести к инвалидизации больного и требует постоянного лечения и профилактики рецидивов.
  3. Наиболее тяжелые и прогностически неблагоприятные формы: синдром Стилла и аллергосептическая форма. При них возникают поражения внутренних органов, которые приводят к формированию тяжелых необратимых процессов и быстрому прогрессированию заболевания.

источник

Часть 1. Выберите один правильный ответ.

1.Какая наука изучает взаимосвязи организмов и окру­жающей среды?

2. Какие органоиды клетки можно увидеть в школьный световой микроскоп?

1) Митохондрии 3) Аппарат Гольджи

3. Живым организмам, в отличие от тел неживой при­роды, свойственно

4. Почему подберезовики часто можно найти в березовом лесу?

1) В березовом лесу много света.

2) Подберезовики с корнями берез образуют мико­ризу.

3) У подберезовиков в березовом лесу нет конкурентов.
4) В березовом лесу отсутствуют животные, которые пи-
таются подберезовиками.

5. Какие растения не имеют побега и корня?

1) Водоросли 3) Папоротники

6. Чем является луковица тюльпана?

7. Жабы, в отличие от лягушек, могут жить вдали от во­доема. Чем это можно объяснить?

1) Они размножаются на суше.

2) У них лучше развиты легкие и более сухая кожа.

3) У них короткие задние конечности и длинные пере­дние.

4) Они питаются наземными беспозвоночными живот­ными.

8. Самое большое количество видов включает класс

9. Каких древних животных считают предками земноводных?

10. Каких древних животных считают предками птиц?

11. У человека, в отличие от млекопитающих животных, развито

4) большие полушария головного мозга

12. У больного перед операцией определяют группу крови. Это позволяет врачу

1) назначить правильное лечение

2) определить причину болезни

4) вычислить количество форменных элементов

13. Проявлением какого рефлекса является поворот го­ловы в сторону громкого звука?

3) защитного 4) ориентировочного

14. Речевые центры, в отличие от центров безусловных, расположены у человека в

1) мозжечке 3) коре больших полушарий

2) среднем мозге 4) промежуточном мозге

15. В какие отношения вступают олень и лось, живущие в одном лесу?

1) конкурентные 3) хищник—жертва

2) симбиотические 4) паразитические

16. Сходство строения клеток автотрофных и гетеротроф­ных организмов состоит в наличии у них

2) плазматической мембраны

4) вакуолей с клеточным соком

17. Испарение воды листьями способствует

1) передвижению минеральных солей в растении

2) снабжению листьев органическими веществами

3) усвоению углекислого газа хлоропластами

4) повышению скорости образования органических веществ

18. Часто у детей наблюдаются изменения формы костей
конечностей, которые связаны с нарушением обмена
кальция и фосфора. При недостатке какого витамина
наблюдается это явление?
1)С 2)В2 3)А 4)D

19. Что общего между агроэкосистемой пшеничного поля и экосистемой луга?

2) преобладание растений разных видов

3) незамкнутый круговорот химических элементов

4) наличие продуцентов, консументов и редуцентов

20. Почему врачи рекомендуют употреблять в пищу йоди­рованную соль? Так как йод

1) влияет на укрепление костной ткани

2) нормализует деятельность щитовидной железы

3) предупреждает заболевание рахитом

4) способствует образованию витамина А

Часть 2. Выберите три верных ответа из шести. Запишите в ответе выбранные цифры в порядке возрастания.

В1. К каким нарушениям в организме человека может привести неправильная осанка?

1) нарушению строения суставов верхних конечностей

2) смещению внутренних органов

3) нарушению функций костного мозга

4) изменению химического — состава костей

5) нарушению кровоснабжения органов

6) затруднению работы сердца

В2. В чем сходство покрытосеменных и голосеменных, растений?

1) характеризуются многообразием жизненных форм

3) имеют хорошо развитые вегетативные органы

4) способны образовывать обширные леса

5) образуют сочные и сухие плоды опыляются насекомыми и птицами

6) включают большое количество водных видов

Часть 3. Задания со свободным ответом.

С1. Что нужно обязательно внести в инструкцию об оказании первой помощи при растяжении конечности?

С2. Прочитайте текст «Оплодотворение у цветковых рас­тений» и найдите в нем предложения, в которых со­держатся биологические ошибки. Запишите сначала номера этих предложений, а затем их правильно сфор­мулируйте.

Оплодотворение у цветковых растений

1. Пыльцевое зерно, попав на рыльце пестика, прорас­тает. 2. Одна из клеток пыльцевого зерна образует длинную пыльцевую трубку, по которой передвигаются женские га­меты — яйцеклетки. 3. Удлиняясь, трубка проходит между клетками рыльца, столбика и достигает семязачатка. 4. В зародышевом мешке содержатся два зрелых спермия 5.Один из спермиев сливается с яйцеклеткой, а второй по­гибает. 6.Слияние женской и мужской гамет называют оп­лодотворением

С3. Какие приспособления имеет акула для добывания пищи?

1-4, 2-4, 3-3, 4-2, 5-1, 6-4, 7-2, 8-1, 9-4, 10-2, 11-1, 12-3, 13-4, 14-3, 15-1, 16-2, 17-1, 18-4, 19-4, 20-2.

С1. Обездвижить конечность, приложить холод, обратиться к врачу.

С2. Исправлено. 2. Одна из клеток пыльцевого зерна образует длинную пыльцевую трубку, по которой передвигаются мужские га­меты — спермии. 4. В зародышевом мешке содержатся две зрелых яйцеклетки. 5.Один из спермиев сливается с яйцеклеткой, а второй с центральной клеткой.

С3. Форма тела, обоняние, несколько рядов зубов, смещенность рта, скорость передвижения, всеядность, способность поддерживать мышцы в «разогретом» состоянии.

источник

Предлагаются задания для школьного этапаВсероссийской олимпиады по биологии для 8 класса.

Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2016-2017 учебном году.

На выполнение заданий отводится 120 минут.

Часть1. Задание включает 20 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20

1.Какая наука изучает взаимосвязи организмов и окру­жающей среды?

2. Какие органоиды клетки можно увидеть в школьный световой микроскоп?

1) Митохондрии 3) Аппарат Гольджи

3. Живым организмам, в отличие от тел неживой при­роды, свойственно

4. Почему подберезовики часто можно найти в березовом лесу?

1) В березовом лесу много света.

2) Подберезовики с корнями берез образуют мико­ризу.

3) У подберезовиков в березовом лесу нет конкурентов.
4) В березовом лесу отсутствуют животные, которые питаются подберезовиками.

5. Какие растения не имеют побега и корня?

1) Водоросли 3) Папоротники

6. Чем является луковица тюльпана?

7. Жабы, в отличие от лягушек, могут жить вдали от во­доема. Чем это можно объяснить?

1) Они размножаются на суше.

2) У них лучше развиты легкие и более сухая кожа.

3) У них короткие задние конечности и длинные пере­дние.

4) Они питаются наземными беспозвоночными живот­ными.

8. Самое большое количество видов включает класс

9. Каких древних животных считают предками земноводных?

10. Каких древних животных считают предками птиц?

11. У человека, в отличие от млекопитающих животных, развито

4) большие полушария головного мозга

12. У больного перед операцией определяют группу крови. Это позволяет врачу

1) назначить правильное лечение

2) определить причину болезни

4) вычислить количество форменных элементов

13. Проявлением какого рефлекса является поворот го­ловы в сторону громкого звука?

3) защитного 4) ориентировочного

14. Речевые центры, в отличие от центров безусловных, расположены у человека в

1) мозжечке 3) коре больших полушарий

2) среднем мозге 4) промежуточном мозге

15. В какие отношения вступают олень и лось, живущие в одном лесу?

1) конкурентные 3) хищник—жертва

2) симбиотические 4) паразитические

16. Сходство строения клеток растительных и животных организмов состоит в наличии у них

2) плазматической мембраны

4) вакуолей с клеточным соком

17. Испарение воды листьями способствует

1) передвижению минеральных солей в растении

2) снабжению листьев органическими веществами

3) усвоению углекислого газа хлоропластами

4) повышению скорости образования органических веществ

18. Часто у детей наблюдаются изменения формы костей конечностей, которые связаны с нарушением обмена кальция и фосфора. При недостатке какого витамина наблюдается это явление?
1)С 2)В2 3)А 4)D

19. Что общего между агроэкосистемой пшеничного поля и экосистемой луга?

2) преобладание растений разных видов

3) незамкнутый круговорот химических элементов

4) наличие продуцентов, консументов и редуцентов

20. Почему врачи рекомендуют употреблять в пищу йоди­рованную соль? Так как йод

1) влияет на укрепление костной ткани

2) нормализует деятельность щитовидной железы

3) предупреждает заболевание рахитом

Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание).

1. Морские ежи и морские звезды могут использовать для передвижения:

5) членистые ходильные ножки.

2. На лапках у комнатной мухи находятся органы чувств:

3. Органы боковой линии у рыб служат для:

1) определения направления и скорости течения.

2) определения химического состава воды.

3) обнаружения приближения хищника или добычи.

4) обнаружения подводных препятствий.

5) ориентировки в пространстве по линиям магнитного поля.

4. Рога, являющиеся образованиями кориума и состоящие из костной ткани имеют:

5. Хрящевые рыбы, живущие в морской воде, поддерживают нормальный осмотический баланс, удаляя лишние соли через:

Часть 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. Укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1. Колючки боярышника являются видоизмененными побегами.

2. Бесполое размножение хламидомонады происходит при наступлении неблагоприятных условий.

3. Нервная система медузы устроена сложнее, чем у полипов.

4. Основная масса мышц у птиц располагается на брюшной стороне.

5. К группе кожных желёз млекопитающих относятся потовые, сальные и молочные.

6. При сильном похолодании некоторые птицы могут впадать в спячку.

Читайте также:  Комаровский про витамины для детей

7. Парасимпатическая нервная система увеличивает секрецию слюны, симпатическая – останавливает.

8. Червеобразный отросток (аппендикс) не имеет полости.

9. В норме слюны у человека выделяется меньше, чем желудочного сока.

10. Во время отдыха количество сахара в крови уменьшается.

Часть 4. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Заполните матрицу ответов в соответствии с требованиями задания. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 5.

Установите соответствие между перечисленными группами организмов (1–5) и их ролью в цепях питания (А-В).

источник

У ребенка после рождения продолжаются рост и дифференциация костной ткани, формирование скелета. В организме функции костной ткани многообразны: во-первых, это опора и защита внутренних органов, костного мозга; во-вторых, кости, по сути, являются резервуаром неорганических (кальция, фосфора, магния) и некоторых органических веществ; в третьих, костная ткань в экстремальных условиях является защитой от ацидоза, после исчерпывания функций почек и легких; в четвертых, она является «ловушкой для чужеродных веществ» (тяжелые, радиоактивные металлы и т. д.).

Архитектонику костной ткани можно разделить на два типа: трабекулярную и губчатую. Трабекулярная кость по своей структуре напоминает решетчатое строение, окружающее сосуды. Остеофиты в ней разбросаны по всей структуре. У плода и эмбриона практически все кости скелета имеют трабекулярное строение. После рождения такая структура сохраняется в позвонках, плоских костях, а также в трубчатых костях, являясь временной структурой при образовании пластинчатой кости.

Плотная кость — это окончательная структура, свойственная скелету взрослого человека. Она состоит из системы гаверсовых каналов и построена из твердого кальцифицированного матрикса. Остеофиты в ней расположены упорядоченно и ориентированы вдоль сосудистых каналов. Развитие плотной кости постепенное, по мере увеличения двигательной нагрузки.

Основными клеточными элементами костной ткани являются остеоцит, остеобласт и остеокласт. Остеогенез у человека уникален и отличается от всех представителей животного мира. Окончательная структура кости формируется после рождения, что связано с началом устойчивой ходьбы.

К моменту рождения у ребенка диафизы и эпифизы трубчатых костей уже представлены костной тканью. Из хрящевой ткани состоят все губчатые кости (кисти, стопы, череп). К рождению в этих костях образуются ядра окостенения, дающие рост плотной кости. По точкам окостенения можно судить о биологическом возрасте ребенка. Рост трубчатых костей происходит за счет ростовой хрящевой ткани. Удлинение костей происходит за счет роста хрящевой ткани в длину. Рост кости в ширину происходит за счет надкостницы. При этом со стороны костномозгового канала кортикальный слой надкостницы подвержен постоянной резорбции, вследствие чего при росте кости в поперечнике увеличивается объем костномозгового канала.

После рождения кость в своем развитии многократно перестраивается — от грубоволокнистого строения до структурной кости.

С возрастом происходит процесс остеогенеза — перемоделирования костной ткани. Плотность костей нарастает постепенно. Содержание основного минерального компонента костной ткани — гидрооксиапатита — у детей с возрастом увеличивается.

В целом в процессе костного образования выделяют три стадии:

1) образование белковой основы костной ткани; в основном оно протекает внутриутробно;

2) формирование центров кристаллизации (гидрооксиапатита) с последующей минерализацией (остеосинтез); оно свойственно послеродовому периоду;

3) остеогенез, когда происходит процесс перемоделирования и самообновления кости.

На всех стадиях остеогенеза необходимы витамин D и нормальное присутствие в пище ионов Са, Мg, Р. Непременным условием правильного формирования костной системы является пребывание на воздухе, внешняя инсоляция.

При недостатке любого из этих компонентов у ребенка развивается рахит, характеризующийся изменениями костной и мышечной системы, нарушениями со стороны центральной нервной системы.

У детей, в отличие от взрослых, чем меньше возраст, тем обильнее кровоснабжаются кости. Особенно развито кровоснабжение метафизов и эпифизов. К 2 годам формируется единая система внутрикостного кровообращения, хорошо развиты сеть эпиметафизарных сосудов, ростовой хрящ. После 2 лет число сосудов костей значительно уменьшается и снова увеличивается к пубертатному периоду.

Надкостница у детей толще, чем у взрослых. За счет нее происходит рост кости в толщину. Костномозговые полости формируются с возрастом. К 12 годам кость ребенка уже напоминает кость изрослого человека.

В развитии костей у детей можно выделить периоды, когда кости особенно чувствительны к вредным факторам.

1. Грудной период, ранний или преддошкольный период, первые 3 года жизни, когда происходят рост и кальцификация кости, насыщение и депонирование минеральных веществ (кальций, фосфор). Легко возникают различные остеопатии — рахит, рахитопо-добные состояния. Поэтому особое значение имеет рациональное вскармливание ребенка, соблюдение им режима дня.

2. Школьный и подростковый периоды, когда завершается дифференцировка и накопление массы кости. У детей наблюдаются пограничные остеохондропатии. Факторы риска нарушения костеобразования у детей — это нарушения питания, неадекватные физические нагрузки.

Череп у новорожденного состоит из множества костей. Такие швы, как стреловидный, венечный, затылочный, открыты. Их закрытие начинается к 3—4-месячному возрасту. У доношенных детей к рождению боковые роднички закрыты. Задний, или малый, родничок, находящийся на уровне затылочных и теменных костей, бывает открыт у 25% новорожденных. Он закрывается к 4—8 неделям жизни ребенка. Большой родничок находится в месте соединения теменных и лобных костей, или венечного и стреловидного швов. Он всегда открыт, и его величина у новорожденного колеблется от 3х3 см до 1,5х2 см. В норме большой родничок закрывается к 10-18 месяцам.

Форма головы у детей может быть различной, но чаще она округлая, симметричная. Лицевой череп развивается с возрастом.

Позвоночник человека — уникальное костное образование, способствующее его прямохождению, которое формируется параллельно росту ребенка. Постепенно, с возрастом позвоночник приобретает свои изгибы, принимающие на себя перемещение центра тяжести идущего или стоящего человека.

Первые изгибы позвоночника появляются с начала удержания головы и плечевого пояса, и к 2—4 месяцам формируется передний изгиб шейной части позвоночника. После развития умения прямостояния и ходьбы формируются изгиб кпереди в поясничной части позвоночника и почти одновременно грудной изгиб позвоночника. Неравномерность роста отдельных сегментов тела, позвоночника, головы и конечностей приводит к тому, что центр тяжести тела в процессе роста детей существенно перемещается. Так, если у новорожденного в вертикальном положении центр тяжести находится на уровне processus xyphoideus, то у ребенка более старшего возраста он перемещается вниз, но не достигает уровня пупка. В возрасте 5—6 лет центр тяжести уже ниже пупка, а к 13 годам — ниже уровня гребешков подвздошных костей.

У детей, в отличие от взрослых, фиксация позвоночника неустойчивая, несовершенная, и под влиянием внешних факторов (неправильная поза) могут возникать стойкие деформации костей позвоночника (сколиозы и патологические осанки).

Чем меньше ребенок, тем его грудная клетка относительно шире и короче, при этом ребра располагаются горизонтально. Грудная клетка ребенка более округлая, чем у взрослого человека. Поперечный ее размер у новорожденного больше среднепродольного на 25%, грудная клетка у них находится в состоянии как бы вдоха. В дальнейшем происходит рост грудной клетки в длину, при этом ребра опускаются, образуя с позвоночником тупой угол, интенсивно растет ее передний диаметр. В 3 года формируется эффективное реберное дыхание. К 12 годам грудная клетка переходит в состояние максимального вдоха, а к 15 годам завершается окончательное увеличение ее поперечного диаметра.

Кости таза у детей раннего возраста напоминают воронку. Формирование половых различий таза начинается в пубертатном возрасте.

Данные по анамнезу заболевания костной системы обычно собирают со слов родителей, ближайших родственников или лиц, занимающихся воспитанием ребенка. Дети старшего возраста могут сами существенно дополнить историю заболевания. При расспросе обращают внимание на сроки появления тех или иных изменений. Во-первых, выявляют наличие болей (артралгий, миалгий, осалгий), во-вторых — изменения конфигурации костей и суставов, в третьих — состояние подвижности в суставах. При жалобах на боли отмечают их локализацию, симметричность, характер и интенсивность, продолжительность, периодичность. Затем расспрашивают о факторах, способствующих усилению или исчезновению болей (тепло, покой, лекарственные препараты). Следующий момент — установление нарушений подвижности (утренняя скованность, ограничение движений из-за боли и др.). После этого расспрашивают о связи начала и появления болей или изменений со стороны суставов, костей с каким-либо заболеванием (предшествующие инфекции, травмы).

Осмотр проводят сверху вниз (голова, туловище, конечности), при этом важно хорошее освещение. У детей раннего возраста обращают внимание на патологические изменения формы головы, которые особенно часто отмечаются при рахите. Кости черепа могут быть скошенными, асимметричными, увеличиваются лобные, теменные и затылочные бугры. Часто появляются уплотнение затылочной кости и ее сглаженность.

При врожденном сифилисе может развиваться патологическая ломкость костей черепа. У новорожденных детей деформация черепа, связанная с родовой травмой, проявляется черепицеобразным расположением костей (находят друг на друга), их вдавлением или выпячиванием, часто с последующими поднадкостничными кровоизлияниями (кефалогематомы). Могут наблюдаться и мозговые грыжи.

Голову измеряют с целью оценки физического развития или для выявления патологии (микро- и макроцефалии).

Микроцефалия развивается внутриутробно или при раннем закрытии швов (на фоне гипервитаминоза витамина D). Большая голова при макроцефалии как патологическое состояние чаще всего развивается при нарушении гемоликвородинамики — гидроцефалия. При этом роднички и даже швы всегда открыты.

При осмотре обращают внимание на возрастную пропорциональность развития лицевого и мозгового черепа.

Затем осматривают грудную клетку. Обращают внимание на ее форму, симметричность, равномерность участия в акте дыхания, различные деформации («куриная грудь», воронкообразная грудная клетка, перипневмоническая борозда Филатова—Гаррисона, сердечный горб и т. д.), свидетельствующие о врожденном или приобретенном дефекте.

Оценивают осанку ребенка в положении стоя: пятки вместе, руки по швам. При нарушениях осанки имеются боковые искривления позвоночника — сколиоз, отставание лопаток от грудной клетки, сутулость, патологический лордоз (усиление изгиба позвоночника вперед) и кифоз (усиление изгиба позвоночника назад). Особенно часто отмечаются искривления позвоночника вбок — сколиоз (это всегда патология). Подозрение на сколиоз должно быть обязательно подтверждено рентгенологически.

Необходимо исследовать болезненность позвонков при ощупывании и движении, особенно если ребенок жалуется на боли в позвоночнике.

Осмотр верхних конечностей производят с целью определения их длины и наличия деформации. Существуют нормативы развития конечностей у детей различного возраста. Длиннорукость чаще выявляют при заболеваниях соединительной ткани (болезнь Марфана). Укорочение конечностей связано с болезнью Дауна и хондродистрофией. Осматривают также и пальцы на предмет выявления симптома «барабанных палочек», остеопатий, артритов и других изменений.

При осмотре нижних конечностей у новорожденного обращают внимание на симметричность ягодичных складок, количество складок на внутренней поверхности бедер (при врожденном вывихе тазобедренного сустава складок больше), укорочение конечностей, Х- или О-образное искривление голеней (при рахите). Часто у детей старшего возраста диагностируют плоскостопие, являющееся патологическим состоянием. Для его определения проводят плантографию — изучают отпечаток стопы на листе бумаги.

Быстрому скрининговому осмотру костной системы и его протоколированию помогает следующая стандартная последовательность:

1. Осмотр в фас, руки вытянуты вдоль туловища. При этом определяют форму ног, положение головы, симметричность плеч, треугольников талии, исключают деформацию грудной клетки, симметричность бедер.

2. Осмотр сбоку. Определяют форму грудной клетки, живота, выступание лопаток, форму спины.

3. Осмотр со спины. Выявляют симметрию углов лопаток, форму позвоночника, форму ног, ось пяток.

4. В конце осмотра предлагают ребенку пройти по кабинету для выявления нарушений походки.

По результатам осмотра проводят тестирование: 1) без отклонений — по всем пунктам отрицательные значения; 2) незначительные отклонения, требующие наблюдение педиатра — при положительных ответах на вопросы 3—7; 3) значительные отклонения, требующие дообследования и лечения у ортопеда или вертебролога — положительные ответы на 5 вопросов (1, 2, 8, 9, 10).

Пальпация костей — врачебная процедура. Она направлена на Выявление размягчения костей, состояния родничков или швов черепа у новорожденных и грудных детей. Пальпируют также ребру, кости конечностей, обследуют суставы и на основании изменений их формы, размера и объема движений судят о той или Иной патологии. Если возникает необходимость, назначают рентгенологическое исследование. Его проводят при подозрении на Воспалительно-дистрофические изменения костей, суставов; при опухолях костей, для определения костного (биологического) возраста, при диагностике заболеваний, сопровождающихся остеопорозом, размягчением костей. Для диагностики заболевания костной системы применяют также лабораторные методы: определяют уровень Са, Р, щелочной фосфатазы в крови и моче.

У детей первыми зубами являются молочные зубы. Они прорезываются в определенной последовательности.

Большое значение имеет становление прикуса молочных зубов. Он формируется к 2,5—3,5 годам и характеризуется следующими позициями:

1) малые промежутки между зубами;

2) отсутствие стертости зубов;

3) дистальные поверхности верхнего и нижнего зубных резцов расположены в одной фронтальной плоскости;

4) ортогнатический прикус, когда верхние резцы немного прикрывают нижние резцы.

Следующий период развития зубов начинается в возрасте 3,5 — 6 лет. В это время возникают междузубные щели (диастемы) — между резцами или тремы — между другими зубами. Зубы уже стираются, нижние и верхние не совпадают. Ортогнастический прикус переходит в прямой. Молочный прикус зубов имеет большое значение для формирования умения пережевывать пищу и развития речи.

Период сменного прикуса начинается с появления постоянных зубов, при этом сохраняются и молочные зубы. Первые постоянные зубы прорезываются в 5 лет — это первые моляры. Затем последовательно выпадают молочные и появляются постоянные зубы. К 11 годам прорезываются вторые моляры. Третьи моляры (зубы «мудрости») появляются в возрасте 17—20 лет, а иногда даже позже. Для оценки количества постоянных зубов пользуются следующей формулой:

Х = 4n — 20, где n — возраст ребенка, лет.

У детей любого возраста часто отмечается заболевание зубов — кариес, при котором происходит постепенное разрушение структуры зуба. Поэтому в воспитании ребенка особое место занимает профилактика кариеса.

В этом плане имеют значение рациональное питание, соблюдение принципов вскармливания ребенка грудным молоком. Особое значение придают содержанию в пище фтора, как средства, предотвращающего кариес. Дети должны чистить зубы профилактическими пастами, не содержащими фтора, но он обязательно должен содержаться в пищевых продуктах. Кроме фтора ребенку необходим также кальций.

Рациональное питание должно включать и органические малоусвояемые углеводы. Последние оказывают положительное влияние на рост нормальной флоры ротовой полости. Для правильного развития зубов, профилактики кариеса необходима диета, содержащая крахмал, гликоген, дисахариды, глюкозу. Важно учить ребенка правильно пережевывать пищу. После еды обязательно нужно полоскать рот и чистить зубы пастой, по крайней мере два раза в сутки — вечером и утром.

источник

Государственная (итоговая) аттестация выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2009 г.

(в новой форме) по БИОЛОГИИ

Демонстрационный вариант экзаменационной работы

подготовлен Федеральным государственным научным учреждением

Экзаменационная работа для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2009 года (в новой форме) по БИОЛОГИИ

Демонстрационный вариант 2009 года

При ознакомлении с Демонстрационным вариантом 2009 года следует иметь в виду, что задания, включенные в демонстрационный вариант, не отражают всех вопросов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2009 году . Полный перечень элементов содержания, которые могут контролироваться на экзамене 2009 года, приведен в кодификаторе, помещенном на сайте www.fipi.ru.

Назначение демонстрационного варианта заключается в том, чтобы дать возможность любому участнику экзамена и широкой общественности составить представление о структуре будущей экзаменационной работы, числе и форме заданий, а также их уровне сложности. Приведенные критерии оценки выполнения заданий с развернутым ответом, включенные в этот вариант, позволят составить представление о требованиях к полноте и правильности записи развернутого ответа.

Экзаменационная работа для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2009 года (в новой форме) по БИОЛОГИИ

Демонстрационный вариант 2009 года

На выполнение экзаменационной работы по биологии дается 2,5 часа (150 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 32 задания.

Часть 1 содержит 25 заданий (А1–А25). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, из которых только один верный. При выполнении заданий части 1 обведите кружком номер выбранного ответа в экзаменационной работе. Если вы обвели не тот номер, то зачеркните этот обведенный номер крестиком и затем обведите номер правильного ответа.

Часть 2 включает 4 задания с кратким ответом (В1–В4). Для заданий части 2 ответ записывается в экзаменационной работе в отведенном для этого месте. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

Часть 3 содержит 3 задания (С1–С3), на которые следует дать развернутый ответ. Задания выполняются на отдельном листе или бланке.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.

За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания дается один или более баллов. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать максимально возможное количество баллов.

При выполнении заданий с выбором ответа (А1–А25) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.

1) сборник научных трудов о наиболее важных для человека видах организмов

2) документ, содержащий сведения об охраняемых государствами видах организмов

3) энциклопедия наиболее часто встречающихся видов организмов, населяющих Землю

4) международный закон об охране редких и исчезающих видов организмов

Наследственный аппарат клетки расположен в

Какое свойство характерно для тел живой природы – организмов, в отличие от объектов неживой природы?

Грибница гриба-трутовика представляет опасность для древесных растений, так как она разрушает

A5 На рисунке изображена схема строения цветка. Какой буквой обозначена

часть цветка, участвующая в половом размножении растений?

Представитель какого отдела царства Растения изображен на рисунке?

3) Плауновидные 4) Моховидные Укажите признак, по которому птиц можно отличить от млекопитающих.

2) развитие зародыша на суше

4) замкнутость кровеносной системы

К какому классу относят животных, схема строения сердца которых показана на рисунке?

В процессе эволюции появление второго круга кровообращения у животных привело к возникновению

1) жаберного дыхания 2) легочного дыхания

4) дыхания всей поверхностью тела

Какой из перечисленных органов расположен в грудной полости тела человека?

У футбольного болельщика во время матча усиливается выделение гормона, вырабатываемого

A12 Подавляющее большинство людей в детстве болеют ветрянкой (ветряной

оспой). Какой иммунитет возникает после перенесения человеком этого

1) естественный врожденный

3) естественный приобретенный

4) искусственный пассивный

В какой камере сердца человека наблюдается максимальное давление крови?

На рисунке изображена схема строения пищеварительной системы человека. Какой буквой на ней обозначен желудок?

У детей возможны изменения формы костей конечностей, которые связаны с нарушением обмена кальция и фосфора. При недостатке какого витамина

Как можно доказать, что эластичность кости придают органические вещества?

1) прокалить кость в пламени

2) попробовать согнуть кость

3) опустить кость в раствор поваренной соли

4) опустить кость в раствор соляной кислоты

При рассматривании предметов днем лучи, отраженные от них, вызывают возбуждение в фоторецепторах, расположенных в области

Примером условного рефлекса у подростка служит

1) езда на скейтборде после уроков

2) выделение слюны на запах пищи в школьной столовой

3) отдергивание руки от горячей батареи центрального отопления

4) внезапное решение задачи на контрольной работе по физике

Для уменьшения отека и боли при вывихе сустава следует

1) приложить пузырь со льдом к поврежденному суставу

2) согреть поврежденный сустав

3) самостоятельно вправить вывих в поврежденном суставе

4) попытаться, превозмогая боль, разработать поврежденный сустав

Какое из приведенных ниже отношений в природе принято считать взаимовыгодным?

4) черного дятла и древесного муравья

A21 Что общего между агроэкосистемой яблоневого сада и экосистемой тайги?

2) преобладание растений одного вида

3) замкнутый круговорот химических элементов

4) наличие производителей, потребителей, разрушителей

Кого из перечисленных ученых считают создателем эволюционного учения?

Какой из возникших признаков у предков пресмыкающихся позволил рептилиям полностью перейти к сухопутному образу жизни?

Что делают с донорской кровью врачи-лаборанты с целью продления ее сроков хранения?

1) разбавляют дистиллированной водой

2) добавляют хлорид натрия

В каком состоянии должны находиться нервные центры головного мозга, отвечающие за сгибание и разгибание руки, чтобы человек мог удержать

предмет на вытянутой руке?

3) центр сгибания возбужден, а разгибания расслаблен

4) центр разгибания возбужден, а сгибания расслаблен

При выполнении заданий с кратким ответом (В1–В5) запишите ответ так, как указано в тексте задания.

Какие особенности строения отличают земноводных от рыб? Выберите три верных ответа из шести.

1) Органы дыхания представлены легкими и кожей.

2) Имеется внутреннее и среднее ухо.

3) Головной мозг состоит из пяти отделов.

4) Имеется плавательный пузырь.

6) Один круг кровообращения.

Установите соответствие между строением клетки и ее видом. Для этого каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

А) Отсутствует оформленное ядро.

Б) Хромосомы расположены в ядре.

В) Имеется аппарат Гольджи.

Г) В клетке одна кольцевая хромосома.

Д) АТФ накапливается в митохондриях.

Установите правильную последовательность расположения организмов в пищевой цепи. В ответе запишите соответствующую последовательность букв.

В) полярные совы Г) насекомые

Вставьте в текст «Транспортная функция крови» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

Кровь переносит от пищеварительной системы ко всем клетками тела _______________(А) и выносит продукты жизнедеятельности через выделительную систему. От легких к тканям и органам кровь транспортирует _______________(Б), а обратно уносит _______________(В). Кровь переносит также _______________(Г) — вещества, выделяемые железами внутренней секреции, с помощью которых регулируется деятельность всего организма.

Название: ГИА биология 2009
Раздел: ЕГЭ
Тип: билеты Добавлен 23:44:01 19 февраля 2011 Похожие работы
Просмотров: 1023 Комментариев: 7 Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать
Для ответов на задания (С1–С3) используйте отдельный лист или бланк. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем ответ к нему.
Читайте также:  Количество витаминов в сутки для детей

Объясните, почему без назначения врача нельзя принимать лекарства (приведите два объяснения).

Прочитайте текст «ИСТОРИЯ О ЗОЛОТОМ МАЛЬЧИКЕ» и выполните задания С2–С3 .

Прочитайте текст «ИСТОРИЯ О ЗОЛОТОМ МАЛЬЧИКЕ». Заполните в таблице «Сравнительная характеристика реального события и проведенного

эксперимента» графы, обозначенные цифрами 1, 2, 3.

В 1496 году в роскошном замке миланского герцога Моро проходило праздничное шествие, которое возглавлял мальчик, тело которого сплошь было покрыто краской, по цвету напоминавшей золото. Подросток должен был олицетворять собой «Золотой век» Возрождения, который переживала в то время вся Северная Италия, а постановщиком этого действия был великий Леонардо да Винчи.

Забава знатных гостей стала роковой для артиста. После представления о нем забыли, и подросток остался на всю ночь в холодном помещении зала на каменном полу. Лишь на следующий день испуганного и плачущего мальчика нашли лежащим в дальнем углу зала. Вскоре он заболел и умер. Причина смерти долго оставалась непонятной. Одни ученые считали, что ребенок погиб от недостатка воздуха, так как дыхание через кожу стало невозможным. Другие утверждали, что причина гибели — прекращение работы потовых желез. Однако у этих объяснений были противники, которые попытались опровергнуть неверные гипотезы экспериментально.

Опыт, объясняющий причину смерти ребенка, был проведен только в ХIХ веке. В эксперименте участвовали двое взрослых мужчин, тела которых были покрыты лаком, по своему составу напоминавшему золотую краску. В помещении, где находились испытуемые, постоянно поддерживали благоприятную температуру воздуха. Один мужчина пребывал в таком состоянии сутки, а другой — 8 суток без каких-либо последствий для организма. Этот смелый эксперимент, по мнению ученых, позволил им опровергнуть ошибочные версии, объяснявшие причину гибели мальчика.

При выполнении задания перерисовывать таблицу не обязательно. Достаточно записать номер графы и содержание пропущенного элемента.

Признаки для сравнения Реальное событие в замке герцога Моро Эксперимент (опыт), проведенный в ХIХ в.
В каких условиях находились люди? Холодное помещение зала и каменный пол. 1
2 Менее суток. 1 испытуемый 24 часа, а другой – 8 дней.
Каковы результаты события и эксперимента? 3 Изменений в состоянии здоровья испытуемых не наблюдалось.

Используя содержание текста «История о золотом мальчике» и знания курса, объясните, почему оказались несостоятельными две первоначальные версии гибели подростка. Какова истинная причина гибели мальчика?

Система оценивания экзаменационной работы по биологии

За верное выполнение заданий А1–А25 выставляется 1 балл.

За выполнение задания с выбором ответа выставляется 1 балл при условии, если обведен только один номер верного ответа. Если обведены и не перечеркнуты два и более ответов, в том числе правильный, то ответ не засчитывается.

За верное выполнение заданий В1–В4 выставляется по 2 балла.

Для заданий В1–В2 выставляется 1 балл, если в ответе указаны две любые цифры, представленные в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях. Если экзаменуемый указывает в ответе больше символов, чем в правильном ответе, то за каждый лишний символ снижается 1 балл.

Для заданий В3, В4 выставляется 1 балл, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях.

№ задания Ответ
В1 125
В2 122121
В3 БГАВ
В4 2164

Задания этой части оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа.

Объясните, почему без назначения врача нельзя принимать лекарства (приведите два объяснения).

Правильный ответ может содержать следующие объяснения :

1) Врач на основе всестороннего обследования больного может определить болезнь, установить ее причину или возбудителя инфекции и назначить соответствующее лечение и препараты.

2) Врач знает, что лекарства действуют специфически, в определенной дозе и к ним могут быть противопоказания.

Ответ включает одно из приведенных выше объяснений и не содержит биологических ошибок.

Ответ включает два из приведенных выше объяснений, но содержит негрубые биологические ошибки.

Ответ включает одно-два объяснения при наличии грубых биологических ошибок.

Ответ включает одно из приведенных выше объяснений при наличии негрубых биологических ошибок. ИЛИ

В 1496 году в роскошном замке миланского герцога Моро проходило праздничное шествие, которое возглавлял мальчик, тело которого сплошь было покрыто краской, по цвету напоминавшей золото. Подросток должен был олицетворять собой «Золотой век» Возрождения, который переживала в то время вся Северная Италия, а постановщиком этого действия был великий Леонардо да Винчи.

Забава знатных гостей стала роковой для артиста. После представления о нем забыли, и подросток остался на всю ночь в холодном помещении зала на каменном полу. Лишь на следующий день испуганного и плачущего мальчика нашли лежащим в дальнем углу зала. Вскоре он заболел и умер. Причина смерти долго оставалась непонятной. Одни ученые считали, что ребенок погиб от недостатка воздуха, так как дыхание через кожу стало невозможным. Другие утверждали, что причина гибели — прекращение работы потовых желез. Однако у этих объяснений были противники, которые попытались опровергнуть неверные гипотезы экспериментально.

Опыт, объясняющий причину смерти ребенка, был проведен только в ХIХ веке. В эксперименте участвовали двое взрослых мужчин, тела которых были покрыты лаком, по своему составу напоминавшему золотую краску. В помещении, где находились испытуемые, постоянно поддерживали благоприятную температуру воздуха. Один мужчина пребывал в таком состоянии сутки, а другой — 8 суток без каких-либо последствий для организма. Этот смелый эксперимент, по мнению ученых, позволил им экспериментально опровергнуть ошибочные версии, объяснявшие причину гибели мальчика.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл
Признаки для сравнения Реальное событие в замке герцога Моро Эксперимент (опыт), проведенный в ХIХ в.
В каких условиях находились люди? Холодное помещение зала и каменный пол. 1
2 Менее суток. 1 испытуемый 24 часа, а другой – 8 дней.
Каковы результаты события и эксперимента? 3 Изменений в состоянии здоровья испытуемых не наблюдалось.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл

Графы таблицы должны быть заполнены следующим образом:

1) Комната с благоприятной температурой воздуха. 2) Продолжительность события и эксперимента.

Время события и эксперимента.

Правильно заполнены три графы таблицы. 3
Правильно заполнены любые две графы таблицы. 2
Правильно заполнена одна любая графа таблицы. 1
Все графы заполнены неверно или не заполнены.
Максимальный балл 3

Используя содержание текста «ИСТОРИЯ О ЗОЛОТОМ МАЛЬЧИКЕ» и знания курса, объясните, почему оказались несостоятельными две

первоначальные версии гибели подростка. Какова истинная причина гибели мальчика?

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1) Объяснение несостоятельности версий :

– причина гибели из-за недостатка воздуха несостоятельна, так как кислород в организм человека поступает через легкие (99%), через кожу поступает около 1% всего кислорода;

– причина гибели из-за прекращения работы потовых желез (потовые железы участвуют в удалении части конечных продуктов обмена) также несостоятельна, так как большинство веществ выделяется с мочой, которая формируется в почках. Согласно тексту деятельность почек не была нарушена.

2) Указание истинной причины .

Ребенок мог погибнуть вследствие нарушения в терморегуляции

(перегревания или переохлаждения), так как, судя по тексту, ребенок находился в холодном помещении. Следовательно, ребенок погиб от переохлаждения. Этому способствовала золотая краска, которая нарушила терморегуляторную функцию кожи.

Могут быть даны и иные объяснения, иначе сформулирована истинная причина гибели.

Объяснена несостоятельность одной из версий и указана истинная причина.

Объяснена несостоятельность двух версий без указания истинной причины.

Объяснена несостоятельность одной из версий.

источник