Меню Рубрики

Что такое витамины как объяснить детям

Методическая разработка составлена с использованием средств информационно-коммуникативных технологий и предназначена для детей старшего дошкольного возраста.

Данное занятие позволяет в доступной форме познакомить детей с темой «Витамины для здоровья». Использование на занятии разнообразных методов и приёмов позволяет акцентировать внимание детей на теме занятия.

Цель: вызвать у детей желание заботится о своём здоровье.

  • учить детей различать витаминосодержащие продукты;
  • объяснить детям, как витамины влияют на организм человека, о их пользе и значении витаминов для здоровья человека;
  • помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания -еда должна быть не только вкусной. но и полезно;
  • развивать внимание, мышление, воображение, активный и пассивный словарь;
  • воспитывать у детей желание заботится о своём здоровье.

Предварительная работа: беседа с детьми о здоровье; подготовка слайдов; подготовка рабочих листов.

Материал: цветные карандаши, рабочие листы, листы бумаги для рисования.

— Ребята, нам пришло письмо от Незнайки, послушайте, что он нам пишет.

«Здравствуйте, ребята, меня зовут Незнайка. У меня случилась беда, я заболел. Говорят, чтобы не болеть, нужно правильно питаться. Я старался, ел всё только вкусное: пирожные, конфеты, пил пепси колу. Но к сожалению, мне становится всё хуже и хуже. Ребята, помогите, мне, пожалуйста, разобраться, что мне нужно есть, чтобы не болеть».

— Ребята, давайте попробуем с вами помочь Незнайке.

Скажите, что вы любите есть больше всего? (Ответы детей)

Как вы думаете, в чем разница между «вкусным» и «полезным»? (Ответы детей)

Какие полезные, а какие вредные продукты, вы, видите на картинке? (Ответы детей)

Ребята, а вы знаете, что в продуктах есть очень важные для здоровья человека вещества, которые называются витаминами. (Ответы детей)

Ребята ,что вы знаете о витаминах?

— Да, витамины оказывают различное влияние на здоровье человека .Например витамин А очень важен для зрения. Витамин В способствует хорошей работе сердца, а витамин Д делает наши ноги и руки крепкими, он содержится в рыбьем жире .Витамин С укрепляет весь организм, делает человека более здоровым, неподверженным к простудам. Если все таки простудился ,то с его помощью можно быстрее поправится .

Послушайте, какой стихотворение я знаю о витаминах .

Как вы думаете, что будет с человеком ,если питаться одними сладостями? (Ответы детей)

— Вам необходимо знать, что организму человека нужны различные продукты. Особенно полезны сырые овощи и фрукты: у того, кто их постоянно употребляет ,как правило ,бывает хорошее, бодрое настроение ,гладкая кожа, изящная фигура.

— А вот конфеты, шоколад ,мороженое, особенно в больших количествах ,очень вредны для здоровья.

— Конечно же, не стоит полностью отказываться от сладкого. Однако, необходимо употреблять разнообразную пищу – чтобы быть крепким, здоровым и быстро расти.

Послушайте стихотворение о пользе витаминов .

Есть за завтраком овсянку.

Хоть противный – надо пить

Ты попробуй-ка решить не хитрую задачку:

Что полезнее жевать – репку или жвачку?

— Ребята, как вы думаете, что полезнее? После еды многие стараются жевать жвачку, для того, чтобы очистить зубы, а в старину жевали репу, она очень полезная и хорошо очищает зубы.

— Прослушав эти стихи мы можем сказать в каких продуктах содержаться витамины А,В,С,Д.

Витамин А содержится в продуктах питания. свекла, дыня, морковь, чеснок, капуста, петрушка, персики, шпинат, тыква, репа, сельдерей.

Витамин В – рис, изюм, рыба, яйца, сыр, йогурт, орехи, бананы, горох, печень, хлеб, грибы, творог, салат. В животных продуктах — баранина, говядина, крабы, моллюски.

Витамин С – черная смородина, шиповник, апельсины, лимоны, лук, петрушка.

Витамин Д – рыбий жир, печень трески, говяжья печень, сливочное масло.

Один пузатый здоровяк (Округлое движение обеими руками вокруг живота)

Съел десяток булок натощак (Выставить перед собой все пальцы)

Запил он булки молоком, (Изобразить пальцами воображаемый стакан, а затем выпить из него)

Съел курицу одним куском. (Широко раздвинуть пальцы одной руки, ладонью вверх, поднести воображаемый кусок ко рту)

Затем барашка он поджарил (Показать указательными пальцами рожки)

И в брюхо бедного направил (Погладить живот)

Раздулся здоровяк как шар, (Изобразить в воздухе большой круг)

Обжору тут хватил удар. (Ударить слегка ладонью по лбу)

Работа с рабочими листами.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у вас на листочках с правой стороны нарисованы различные продукты. Перечислите какие? (Ответы детей).

А с левой стороны написаны витамины А, В, С, Д. проведите дорожку от каждой буквы к нужному продукту. И вы узнаете какие витамины содержатся в продуктах. От буквы С – красным карандашом, от буквы А – синим карандашом, от буквы Д – зелёным карандашом, от буквы В – оранжевым карандашом.

Итак, какой витамин содержится в морковке? Рыбе? Сливочном масле? Капусте? Апельсинах? Сыре? Рыбьем жире? Чёрной смородине? (Ответы детей).

Ребята, мы с вами теперь знаем, какие продукты полезные, а какие вредные, в каких продуктах содержатся витамины А, Б, С, Д. Я предлагаю вам нарисовать полезные продукты для Незнайки, чтобы он знал, что нужно кушать. чтобы не болеть.

Дети рисую продукты.

Итог. Ребята, какие вы узнали полезные продукты? (Ответы детей) Теперь Незнайка будет кушать только то, что полезно, и не будет болеть, рисунки мы положим в конверт, подпишем его и отправим. Я вам желаю, чтобы ваше здоровье было всегда крепким.

1. Бондареко Т.М. Комплексные занятия в средней группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2004.

Мы уже говорили о важнейшей роли белков, жиров и углеводов в полноценном развитии ребенка. Давайте теперь узнаем, какую роль в здоровье малыша играют витамины.

Наверное, сегодня каждый человек знает, что для здоровья малыша нужны витамины. Но вот почему они нужны и чем опасен их недостаток объяснить смогут немногие.

Витамины – это жизненно важные для полноценной жизнедеятельности организма вещества, которые практически не образуются в человеческом организме в результате обменных процессов.

Витамины регулируют обмен веществ и влияют на самые различные процессы, протекающие в организме самостоятельно или в составе ферментов.

Суточная потребность в витаминах очень мала и выражается в тысячных долях грамма. Однако при нехватке витаминов может развиться авитаминоз или гиповитаминоз, выражающиеся в нарушении обмена веществ, нарушении функций различных органов, снижении умственной и физической активности, ослаблении иммунитета, ухудшении сна, ухудшении зрения и других серьезных нарушениях здоровья.

Несмотря на то, что сегодня авитаминоз практически не встречается, а гиповитаминоз встречается достаточно редко, все же недостаток витаминов может возникнуть из-за некоторых факторов, которые следует учитывать, составляя меню питания малыша.

Основные причины недостатка витаминов:

  • Неправильный подбор продуктов, недостаток овощей, фруктов и ягод, приводящий к дефициту витаминов С и Р.
  • Употребление рафинированных продуктов – сахар, мука высшего сорта, очищенный рис и т.д. В результате развивается нехватка витамина В.
  • Сезонные колебания содержания витаминов в продуктах. Так в осенне-зимний период в овощах и фруктах снижается содержание витамина С, а в молочных – витаминов А и D.
  • Длительный дефицит или избыток одних витаминов, приводящих к дисбалансу других.
  • Неправильное хранение или обработка продуктов, ведущая к потерям витаминов. Особенно подвержены разрушению витамины С, А, В1, каротин и фолацин.

Несмотря на то, что материнское молоко является универсальным источником всех жизненно необходимых веществ для развития малыша, все-таки рекомендуется после первого месяца жизни вводить витамины дополнительно к вскармливанию или добавлять в рацион кормящей мамы.

Недостаток витаминов приводит к снижению иммунитета, грозящему заболеванием различными болезнями, а также к слабости ребенка, усталости и плохому настроению.

Наличие всех витаминов в питании малыша важно, но есть некоторые витамины, поступление которых в организм малыша просто жизненно необходимо.

В первую очередь это витамин D. Данный витамин присутствует в материнском молоке в незначительном количестве. Однако именно этот витамин отвечает за усвоение кальция необходимого для формирования костной системы малыша, а также предотвращение рахита.

Если кормящая мама получает достаточное количество этого витамина, то и малыш будет расти крепким и здоровым. Если ребенок уже не питается грудным молоком, то и его питание должно быть как можно более сбалансированным.

То, что в организме ребенка не хватает витаминов, по различным признакам может определить детский врач и в случае необходимости дать консультацию маме по коррекции рациона питания.

Главное не заниматься самодеятельностью и прислушиваться к советам педиатра. В этом случае вашему малышу вряд ли будет грозить гиповитаминоз и уж тем более авитаминоз.

В следующей статье узнаем, сколько и каких минеральных веществ нужно ребенку для нормального развития в первые месяцы жизни.

Женский плащ представляет собой неотъемлемый элемент осеннего гардероба, защищая от ветра и дождя в промозглую погоду. Трансформируясь с течением времени под влиянием актуальных тенденций, плащи всегда оставались актуальной частью осенней одежды.

В холодном сезоне пальто является незаменимой деталью нашего гардероба. Классическая или экстравагантная модель не только отлично согреет от холода, но и позволит создать стильный неповторимый образ на любой случай жизни. Каждый раз модельеры

Современная женская курточка — не только неотъемлемый предмет осеннего гардероба, но и стильная деталь образа. Правильно подобранная куртка не только поможет сохранить тепло в прохладное время года, но и позволит поиграть с различными образами,

Таблица калорийности продуктов
Отношение веса и объема продуктов
Калькулятор ИМТ
Калькулятор суточной нормы калорий

Конспект непосредственно образовательной деятельности

«Витамины и полезные продукт ы для здоровья»

(образовательная область «Здоровье»)

  • вызвать у детей желание заботится о своем здоровье ;
  • познакомить с понятием «витамины» ;
  • рассказать о пользе витаминов, их значении для жизни, взаимосвязи
    здоровья и питания .
  • учить детей различать витаминосодержащие продукты ;
  • объяснить детям, как витамины влияют на организм человека, об их пользе
    и значении витаминов для здоровья человека ;
  • помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания — еда
    должна быть не только вкусной, но и полезной ;
  • развивать внимание, мышление, воображение, активный и пассивный
    словарь ;

• воспитать у детей желание заботиться о своем здоровье.
Словарная работа. дегустировать, дегустатор, интервью.

Предварительная работа. выучить с детьми стихи о витаминах, приготовить шапочки витаминов А, В, С, Д. разучивание физкультминуток.

Материал: иллюстрации: овощей, фруктов; полезные и вредные продукты питания; корзина, фрукты, овощи нарезка, шпажки (по количеству детей), микрофон, макет дерева, презентация «Где живут витамины», музыкальное сопровождение.

Цель: создать условия для возникновения положительных эмоций, мотивации. Выявить элементарные нравственно-этические нормы.

Воспитатель: Ребята, как много у нас гостей, подойдем, поздороваемся. А знаете, вы ведь, не просто поздоровались, а подарили друг другу частичку здоровья, потому что сказали: Здравствуйте! Здоровья желаю! Русская народная поговорка говорит: «Здороваться не будешь, здоровья не получишь».

Стук в дверь, входит Незнайка.

Незнайка: Здравствуйте, ребята, меня зовут Незнайка. У меня случилась беда, я заболел. Говорят, чтобы не болеть, нужно правильно питаться. Я старался, ел все только вкусное: пирожные, конфеты, пил пепси-колу. Но, к сожалению, мне становится все хуже и хуже. Ребята помогите мне, пожалуйста, разобраться, что мне нужно есть, чтобы не болеть.

Воспитатель: Ребята, давайте попробуем с вами помочь Незнайке. Скажите, что вы любите есть больше всего? (Ответы детей). Как вы думаете, в чем разница между «вкусным» и «полезным»? (Ответы детей).

Ребята, а вы знаете, что в продуктах есть очень важные для здоровья человека вещества, которые называются «витамины»? (Ответы детей). А что вы знаете о витаминах? (Ответы детей).

— Да, витамины оказывают различное влияние на здоровья человека. Витаминов
много, но самые главные из них витамины А, В, С, Д. Например, витамин А
очень важен для зрения. Витамин В способствует хорошей работе сердца, а
витамин Д делает наши ноги и руки крепкими, он содержится в рыбьем жире.
Витамин С укрепляет весь организм, делает человека более здоровым,
неподверженным к простудам. Если все — таки простудился, то с его помощью
можно быстрее поправится.

Послушайте, какое стихотворение нам расскажет Артем.

Как вы думаете, что будет с человеком, если питаться одними сладостями? (Ответы детей).

  • Вам необходимо знать, что организму человека нужны различные продукты.
    Особенно полезны сырые овощи и фрукты: у того, кто их постоянно употребляет,
    как правило, бывает хорошее, бодрое настроение, гладкая кожа, изящная фигур а
  • А вот конфеты, шоколад, мороженое, слышишь Незнайка, особенно в больших
    количествах очень вредны для здоровья. И витамины в этих продуктах не живут.
    -Конечно же, не стоит полностью отказываться от сладкого. Однако необходимо
    употреблять разнообразную пишу, чтобы быть крепкими, здоровыми и быстро
    расти .

В исполнении детей прозвучат стихи о пользе витаминов.

источник

Интегрированное занятие в средней группе

Цель: вызвать у детей желание заботится о своём здоровье.

учить детей различать витаминосодержащие продукты;

объяснить детям, как витамины влияют на организм человека, о их пользе и значении витаминов для здоровья человека;

помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания — еда должна быть не только вкусной , но и полезно;

развивать внимание, мышление, воображение, активный и пассивный словарь;

воспитывать у детей желание заботится о своём здоровье.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждения

Детский сад №44 общеразвивающего вида

Тема: Витамины для здоровья

Подготовил воспитатель: Вишнякова Е. В

Цель: вызвать у детей желание заботится о своём здоровье.

учить детей различать витаминосодержащие продукты;

объяснить детям, как витамины влияют на организм человека, о их пользе и значении витаминов для здоровья человека;

помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания — еда должна быть не только вкусной , но и полезно;

развивать внимание, мышление, воображение, активный и пассивный словарь;

воспитывать у детей желание заботится о своём здоровье.

Предварительная работа: беседа с детьми о здоровье; подготовка слайдов; подготовка рабочих листов.

Материал: цветные карандаши, рабочие листы, листы бумаги для рисования.

— Ребята, нам пришло письмо от Незнайки, послушайте, что он нам пишет:

«Здравствуйте, ребята, меня зовут Незнайка. У меня случилась беда, я заболел. Говорят, чтобы не болеть, нужно правильно питаться. Я старался, ел всё только вкусное: пирожные, конфеты, пил пепси колу. Но к сожалению, мне становится всё хуже и хуже. Ребята, помогите, мне, пожалуйста, разобраться, что мне нужно есть, чтобы не болеть».

— Ребята, давайте попробуем с вами помочь Незнайке.

Воспитатель: Скажите, что вы любите есть больше всего?

Как вы думаете, в чем разница между «вкусным» и «полезным»?

Какие полезные, а какие вредные продукты, вы, видите на картинке?

Ребята, а вы знаете, что в продуктах есть очень важные для здоровья человека вещества, которые называются витаминами?

Читайте также:  Шипучие витамины для детей с глицином

Ребята, что вы знаете о витаминах?

— Да, витамины оказывают различное влияние на здоровье человека. Например витамин А очень важен для зрения. Витамин В способствует хорошей работе сердца, а витамин Д делает наши ноги и руки крепкими, он содержится в рыбьем жире. Витамин С укрепляет весь организм, делает человека более здоровым, неподверженным к простудам. Если все таки простудился, то с его помощью можно быстрее поправится.

Послушайте, какой стихотворение я знаю о витаминах:

Как вы думаете, что будет с человеком, если питаться одними сладостями? (Ответы детей)

— Вам необходимо знать, что организму человека нужны различные продукты. Особенно полезны сырые овощи и фрукты: у того, кто их постоянно употребляет, как правило, бывает хорошее, бодрое настроение, гладкая кожа, изящная фигура.

— А вот конфеты, шоколад, мороженое, особенно в больших количествах, очень вредны для здоровья.

— Конечно же, не стоит полностью отказываться от сладкого. Однако, необходимо употреблять разнообразную пищу – чтобы быть крепким, здоровым и быстро расти.

Послушайте стихотворение о пользе витаминов:

Есть за завтраком овсянку.

Хоть противный – надо пить

-Ты попробуй-ка решить не хитрую задачку: Что полезнее жевать – репку или жвачку?

— Ребята, как вы думаете, что полезнее? После еды многие стараются жевать жвачку, для того, чтобы очистить зубы, а в старину жевали репу, она очень полезная и хорошо очищает зубы.

— Прослушав эти стихи мы можем сказать в каких продуктах содержаться витамины А, В, С, Д.

Витамин А содержится в продуктах питания: свекла, дыня, морковь, чеснок, капуста, петрушка, персики, шпинат, тыква, репа, сельдерей.

Витамин В – рис, изюм, рыба, яйца, сыр, йогурт, орехи, бананы, горох, печень, хлеб, грибы, творог, салат. В животных продуктах — баранина, говядина, крабы, моллюски.

Витамин С – черная смородина, шиповник, апельсины, лимоны, лук, петрушка.

Витамин Д – рыбий жир, печень трески, говяжья печень, сливочное масло.

Один пузатый здоровяк (Округлое движение обеими руками вокруг живота)

Съел десяток булок натощак (Выставить перед собой все пальцы)

Запил он булки молоком, (Изобразить пальцами воображаемый стакан, а затем выпить из него)

Съел курицу одним куском. (Широко раздвинуть пальцы одной руки, ладонью вверх, поднести воображаемый кусок ко рту)

Затем барашка он поджарил (Показать указательными пальцами рожки)

И в брюхо бедного направил (Погладить живот)

Раздулся здоровяк как шар, (Изобразить в воздухе большой круг)

Обжору тут хватил удар. (Ударить слегка ладонью по лбу)

Работа с рабочими листами.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у вас на листочках с правой стороны нарисованы различные продукты. Перечислите какие? (Ответы детей).

А с левой стороны написаны витамины А, В, С, Д. проведите дорожку от каждой буквы к нужному продукту. И вы узнаете какие витамины содержатся в продуктах. От буквы С – красным карандашом, от буквы А – синим карандашом, от буквы Д – зелёным карандашом, от буквы В – оранжевым карандашом.

Итак, какой витамин содержится в Морковке? Картофеле? Масле? Лимоне? (Ответы детей).

Ребята, мы с вами теперь знаем, какие продукты полезные, а какие вредные, в каких продуктах содержатся витамины А, Б, С, Д. Я предлагаю вам нарисовать полезные продукты для Незнайки, чтобы он знал, что нужно кушать, чтобы не болеть.

Итог. Ребята, какие вы узнали полезные продукты? (Ответы детей) Теперь Незнайка будет кушать только то, что полезно, и не будет болеть, рисунки мы положим в конверт, подпишем его и отправим. Я вам желаю, чтобы ваше здоровье было всегда крепким.

  1. Бондареко Т.М. Комплексные занятия в средней группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2004.

источник

Надежда Олиферова
Беседа с детьми подготовительной группы «О пользе витаминов, и для чего они нужны человеку?»

Доброго времени суток, уважаемые маамовцы! Как долго я отсутствовала, но вот появился новый материал и я здесь. Спешу поделиться с вами беседой с дошкольниками, о пользе витаминов, и для чего они нужны человеку?. Тема важная и полезная!

Цель: дать детям знания о пользе витаминов для нашего организма. Познакомить с понятием «витамины группы А, В, С, D, Е» и продукты, в которых они содержатся. Закрепить знания детей о необходимости наличия витаминов в организме человека, о пользе продуктов, в которых содержатся витамины.

Материал: картинки продуктов питания для игры «Где ты, витаминка?», корзинки с фруктами и овощами.

Воспитатель: – Ребята, сегодня мы поговорим о пользе витаминов, и о самых полезных продуктах. А вы знаете, что относится к самым полезным продуктам? (овощи, ягоды, фрукты)А почему так полезны овощи, фрукты? (в них много витаминов) Правильно! А как вы думаете, в какое время года мы больше всего получаем витаминов? (Летом, осенью) Совершенно верно! Осенью поспевает большой урожай овощей и фруктов.

Все овощи и фрукты содержат очень много полезных веществ. Когда мы их едим, то наш организм получает большой запас витаминов, чтобы мы были здоровы и не болели.

Если мы не будем получать витамины, то даже самый здоровый человек станет слабеть, у него начнут портиться зубы, станут выпадать волосы и ухудшится зрение. Он всегда будет чувствовать себя усталым, начнет чаще болеть. Человеку нужны все витамины без исключения. Но у каждого витамина есть и свое прямое назначение.

Все витамины делятся на группы А, В, С, D, Е. Хотите узнать, какие полезные продукты к ним относятся?

И так, первый витамин А – был назван витамином роста, но его роль в организме ограничивается не только этим. Отсутствие витамина А вызывает заболевание глаз. Эта болезнь проявляется в том, что человек, который хорошо видит днем, в сумерки видит плохо, а в темноте почти полностью теряет зрение. Также наша кожа из-за нехватки витамина А теряет свою эластичность, становится шершавой. В каких же продуктах больше всего этого витамина?

Прежде всего витамин А содержится в сливочном масле, яичном желтке, молоке, рыбе. Также в овощах и фруктах: морковь, лук тыква, шпинат, листьях салата, помидорах и абрикосе.

Второй витамин В – при недостатке этого витамина нарушается трудовая способность человека, так же нарушается работа пищеварения. Мы быстро устаем, не можем сосредоточить внимание на важном деле. Какие продукты питания нам помогут? Это ржаной и пшеничный хлеб, овсяная, гречневая и ячневая каши. Много витамина В и в мясе.

Один пузатый здоровяк (Округлое движение обеими руками вокруг живота)

Съел десяток булок натощак (Выставить перед собой все пальцы)

Запил он булки молоком, (Изобразить пальцами воображаемый стакан, а затем выпить из него)

Съел курицу одним куском. (Широко раздвинуть пальцы одной руки, ладонью вверх, поднести воображаемый кусок ко рту)

Затем барашка он поджарил (Показать указательными пальцами рожки)

И в брюхо бедного направил (Погладить живот)

Раздулся здоровяк как шар, (Изобразить в воздухе большой круг)

Обжору тут хватил удар. (Ударить слегка ладонью по лбу)

Третий это витамин С – он способствует потреблению кислорода клетками нашего тела. Если в пище недостаточно витамина С, то снижается сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям, появляется сонливость, при чистке зубов появляется боль и кровоточат десна. Витамин С содержится в свежих овощах, ягодах и фруктах. Его особенно много в зеленом луке, черной смородине, в ягодах шиповника. В свежей и кислой капусте, томатах, редьке и репе, картофеле. Много витамина С в лимонах и апельсинах.

Четвертый витамин D – если этого витамина будет недостаточно, то организм человека станет плохо усваивать кальций и фосфор, кости станут слабыми, будут размягчаться и искривляться. Витамин D встречается в таких продуктах как: рыба, печень, сливочное масло, яичный желток, молоко. Так же витамин D содержится в лучах солнца, значит, нам нужно больше бывать на воздухе и получать витамин через ультрафиолетовые лучи.

И наконец пятый витамин Е – против старения. Из-за нехватки этого витамина происходит нарушение координации движений, быстрая усталость, вялость, ухудшается зрение, человек выглядит бледным и болезненным. В каких же продуктах содержится витамин Е? Растительное масло, орехи, молоко и молочные продукты, листья салата и зелень петрушки, бобы, помидоры шиповник, белокочанная капуста.

Витамины – это такие вещества, которые нужны нашему организму для усвоения пищи, они повышают работоспособность, сопротивляемость к инфекционным заболеваниям, способствуют росту нашего тела.

А теперь, давайте поиграем в игру «Где ты, витаминка?» и узнаем, как вы запомнили, какие продукты относятся к каким витаминам. (Игра проводится на ковре. Педагог показывает или называет витамин, дети выбирают, какие продукты образуют данный витамин).

Воспитатель: — Ребята, что нового мы сегодня узнали? С какими витаминами познакомились, назовите их (А, В, С, D, E). Для чего нужны витамины? Через что мы их получаем?

Молодцы! Вы отлично все запомнили!

Литература: «Детское питание» книга о том, как правильно кормить ребенка, что бы вырастить его здоровым и крепким. Москва 1958г. [/i]

Пытаюсь освоить новые техники! Доброго всем времени суток, дорогие маамовцы!Хочу поведать Вам о моем новом увлечении! Так уж исторически сложилось, что городок у нас маленький,.

Презентация–викторина Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка — детский сад № 62 (МБДОУ №62) Занятие –викторина.

источник

Все родители знают о пользе витаминов в рационе детей и стараются разнообразить питание малышей, угощая их разными блюдами и продуктами. Именно вопросы обеспеченности витаминами, влияние дефицита этих соединений на обмен веществ и иммунитет волнует родителей. Они интересуются, нужно ли дополнительно принимать их в виде препаратов, не повлияет ли это на работу нервной системы, обмен гормонов или развитие определенных болезней? Стоит ли стараться пополнить запасы витаминов только за счет продуктов, или дети могут получать их дополнительно в растворах, каплях или таблетках?

Особая группа органических соединений, не имеющая питательной ценности, но активно участвующая в регуляции обмена веществ, называется витаминами. С точки зрения биохимии витамины обладают функциями катализаторов — существенно ускоряют скорость метаболических процессов, что помогает активному росту и развитию детей. Если витамины не поступают ежедневно и в нужном объеме, могут возникать сбои в обмене веществ, могут формироваться расстройства работы иммунной и нервной системы, нарушается синтез гормонов, могут развиваться болезни (рахит, цинга и другие).

Витамины активно участвуют в развитии и становлении иммунитета ребенка, согласованной работе клеточного и гуморального его звена, стимулируют кроветворение. Не менее важна их роль в работе сердца и респираторного тракта, а также большинства внутренних органов.

Достаточное поступление витаминов позволяет развиваться и работать головному и спинному мозгу, а также способствует активности эндокринной системы. При их непосредственном участии синтезируются многие гормоны, и нехватка гормонов может быть одним из факторов, приводящих к эндокринным нарушениям. Так, витамин В2 принимает участие в синтезе гормонов щитовидной железы. Активизирует работу щитовидной железы присутствие витамина А, и его гипервитаминоз может грозить расстройствами обменных процессов, регулируемых тиреоидными гормонами. А вот витамины В1 и Р снижают ее функциональную активность. Рибофлавин (В6) подавляет гормоны стресса, регулируя синтез кортизола. Известна роль в гормональной регуляции обмена кальция достаточного количества витамина D.

Поступление витаминов в тело детей должно быть регулярным, другие витамины не могут заменить собой недостающие, и даже незначительный дефицит одного из элементов существенно влияет на обмен веществ.

Естественно, что подавляющая часть этих соединений поступает с питанием, и задача родителей — обеспечить разнообразные и максимально полезные продукты в рационе ребенка. Но даже при сбалансированном питании не всегда дети могут получить суточную дозу витаминов из пищи. Все это связано с тем, что количество витаминов в продуктах существенно разнится в зависимости от способа приготовления, хранения продуктов и предварительной обработки. Так, варка овощей разрушает в них до 70% витамина С, а консервирование снижает уровень витаминов группы В наполовину. Питание ребенка должно, по возможности, включать в себя свежие и минимально обработанные продукты — фрукты и овощи целиком или нарезкой, отварное мясо, молочные продукты без консервантов и красителей, ароматизаторов. Избыток в питании продуктов, подвергнутых пастеризации, замороженных или длительно хранившихся, снижает количество витаминов в блюдах.

Если питание ребенка не сбалансировано, он получает недостаточное количество витаминов, то это существенно влияет на обмен веществ и работы органов и систем. Наиболее активно это отражается на иммунной защите организма, особенно при нехватке таких веществ, как аскорбиновая кислота, витамины В1 и В12, жирорастворимые А и D. Менее выраженно влияет на работу гуморального и клеточного звена иммунитета недостаток токоферола (витамина Е), а также В5 и В2.

При нехватке ретинола возникают специфические изменения в обмене веществ, приводящие к подавлению противоинфекционного иммунитета и снижению выработки антител, подавлению фагоцитарной функции лейкоцитов. У детей с рахитом, развивающимся на фоне дефицита витамина D, инфекции принимают тяжелое и затяжное течение. Снижение поступления витаминов группы В приводит к изменениям обмена веществ, что снижает бактерицидные свойства крови и снижает сопротивляемость организма.

Наиболее часто от проявлений гиповитаминоза страдают дети годовалого возраста, у которых истощаются запасы витаминов, полученных внутриутробно и с грудным молоком, а также подростки, у которых резко ускоряется обмен веществ и ростовые процессы. Больше рискуют дети, которые подвержены высоким физическим нагрузкам и эмоциональным стрессам. Дефицит жирорастворимых витаминов и В12 имеется у тех детей, которые придерживаются вегетарианского питания.

Проблема витаминной обеспеченности формируется у тех, кто имеет либо недостаточное поступление этих веществ с пищей, либо повышенные расходы их на нужды тела, страдает заболеваниями пищеварения, которые нарушают всасывание витаминов в кишечнике.

Причинами для гиповитаминоза могут стать недостаточное питание, избыток углеводов с дефицитом белка. Также будет опасно постоянное потребление вареных, консервированных продуктов с дефицитом свежей плодоовощной продукции. Могут приводить к нарушению усвоения витаминов такие патологии у детей , как болезни печени и функциональные расстройства желчевыделения, проблемы поджелудочной железы и воспалительные поражения кишечника. Проблемы с почками могут усиливать потери витаминов с мочой. Затрудняют усвоение витаминов применение некоторых медикаментов, глистные инвазии. Важно всегда разбираться в том, какие причины и условия формируют гиповитаминоз, так как простое применение аптечных витаминов может не восполнить потери в таких ситуациях.

источник

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

16 предметов ОРГВЗНОС 25 Р.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 40»

ТЕМА : «Витамины для здоровья»

Конспект занятия «Витамины для здоровья»

(для детей старшего возраста)

Цель: вызвать у детей желание заботится о своём здоровье.

закрепить знания у детей о витаминосодержащих продуктах;

Читайте также:  Шипучие таблетки витамин с 250 мг для детей инструкция

объяснить детям, как витамины влияют на организм человека, о их пользе и значении витаминов для здоровья человека;

помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания -еда должна быть не только вкусной , но и полезной;

развивать внимание, мышление, воображение, активный и пассивный словарь;

Предварительная работа: беседа с детьми о здоровье; о витаминосодержащих продуктах; о пользе витаминов для организма человека.

Материал: цветные карандаши, листы бумаги для рисования, мячи для сухого бассейна, коробочки, банка, муляжи продуктов, костюм Пилюлькина.

Дети входят в группу, поворачиваются лицом к гостям.

Воспитатель : Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.(дети говорят Здравствуйте). Ребята, а что значит – здравствуйте?

Дети: это значит желать здоровья.

Воспитатель: Правильно, мы пожелали нашим гостям здоровья. Прошу пройти и сесть на стульчики.

(как только дети сели в группу входит почтальон)

Почтальон: Здравствуйте! Это детский сад «Сказка»? Группа №6? (ответ – да) Тогда я к вам. Получите заказное письмо(отдает письмо воспитателю).

Воспитатель : Спасибо почтальон Печкин.

(Печкин прощается и уходит)

Воспитатель: — Ребята, нам пришло письмо от Незнайки, послушайте, что он нам пишет.

«Здравствуйте, ребята, меня зовут Незнайка. У меня случилась беда, я заболел. Говорят, чтобы не болеть, нужно правильно питаться. Я старался, ел всё только вкусное: пирожные, конфеты, пил пепси колу. Но, к сожалению, мне становится всё хуже и хуже. Ребята, помогите мне, пожалуйста, разобраться, что мне нужно есть, чтобы не болеть».

— Ребята, давайте попробуем с вами помочь Незнайке.

— Скажите, что вы любите есть больше всего? (Ответы детей)

— А какую пищу вам дают в детском саду?( ответы детей )

— Ребята, а вы знаете, что в продуктах есть очень важные для здоровья человека вещества, как они называются? (Ответы детей — Витамины)

Воспитатель: Правильно. Ребята, что вы знаете о витаминах?

Дети: Витамины нужны, чтобы быть здоровыми, крепкими, сильными, не болеть.

Воспитатель: — Да, витамины оказывают различное влияние на здоровье человека. Какие витамины вы знаете и для чего нужны эти витамины?

Дети: витамин А — очень важен для зрения и роста.

витамин В — способствует хорошей работе сердца, нервной системы, пищеварения.

витамин Д — делает наши ноги и руки крепкими.

витамин С — укрепляет весь организм, делает человека более здоровым, неподверженным к простудам. Если все таки простудился ,то с его помощью можно быстрее поправится .

Воспитатель: — Как вы думаете, что будет с человеком ,если питаться одними сладостями? ( Ответы детей)

— Вам необходимо знать, что организму человека нужны различные продукты. Особенно полезны сырые овощи и фрукты: у того, кто их постоянно употребляет, как правило ,бывает хорошее, бодрое настроение ,гладкая кожа, изящная фигура.

— Чтобы здоровым оставаться, всем нужно правильно питаться! Вот мы сейчас и проверим, что вы знаете про полезную еду. Если в стихотворении говорится про полезную еду – вы говорите «Да», если не полезно, то говорите «Нет»

*Каша – вкусная еда, это нам полезно?

*Лук зеленый есть всегда, вам полезно дети?

*В луже грязная вода, пить ее полезно?

*Щи – отличная еда, щи – полезны детям?

*Мухоморный суп всегда, есть полезно детям?

* Фрукты – просто красота! Это нам полезно?

*Грязных ягод иногда, съесть полезно, дети?

*Овощей растет гряда, овощи полезны?

*Сок, компот на обед, пить полезно детям?

*Съесть мешок большой конфет – это вредно Дети?

— А вот конфеты, шоколад ,мороженое, особенно в больших количествах ,очень вредны для здоровья.

— Конечно же, не стоит полностью отказываться от сладкого. Однако, необходимо употреблять разнообразную пищу – чтобы быть крепким, здоровым и быстро расти. А ещё, чтобы быть здоровым нужно заниматься зарядкой. Давайте мы с вами сделаем небольшую зарядку, чтобы взбодриться:

Физкультминутка : «Дружно встали»

Дружно встали – раз, два, три!

Мы теперь богатыри.(руки выпрямить, согнуть к плечам – 2р)

Мы ладонь к глазам приставим,

Оглядимся величаво (повороты вправо),

Поглядеть из под ладошек(поворот влево).

И направо, и ещё через левое плечо(повороты вправо – влево)

И присели, дружно встали и на стульчик побежали.

Воспитатель: Молодцы ребята. Набрались энергии и тихонечко сели.

(В группу важно входит доктор Пилюлькин, в руках он держит банку с «витаминами» — мячики разных цветов)

Доктор Пилюлькин : Здравствуйте ребята! Я Доктор Пилюлькин. Вы знаете, что наш друг Незнайка заболел?

Воспитатель: Да, мы уже знаем. Он прислал нам об этом письмо и мы с ребятами говорим о том, что поможет Незнайке быстрее выздороветь.

Доктор Пилюлькин : Правда? И что же ему поможет?

Доктор Пилюлькин : Правильно. Я тоже несу ему витамины. Но я их все перепутал. Ребята, помогите разложить витамины по коробочкам.

Игра «Разложи витамины» — «витамины» рассыпаются на пол:

Дети собирают мячи с пола и разбирают их по цветам.

Доктор Пилюлькин : Спасибо, ребята! Как вы ловко и быстро справились! А что вы знаете об этих витаминах?

Воспитатель: А вот послушай стихотворение которое приготовили дети о пользе витаминов:

Есть за завтраком овсянку.

Хоть противный – надо пить

Доктор Пилюлькин: — Спасибо, ребята! А вы знаете в каких ещё продуктах содержатся эти витамины.

Дети: Витамин А содержится в продуктах питания : свекла, дыня, морковь, чеснок, капуста, петрушка, персики, шпинат, тыква, репа, сельдерей.

Витамин В – рис, изюм, рыба, яйца, сыр, йогурт, орехи, бананы, горох, печень, хлеб, грибы, творог, салат. В животных продуктах — баранина, говядина, крабы, моллюски.

Витамин С – черная смородина, шиповник, апельсины, лимоны, лук, петрушка.

Витамин Д – рыбий жир, говяжья печень, сливочное масло, а еще в солнечных лучах.

Игра«Разложи овощи и фрукты по коробкам с витаминами»

Доктор Пилюлькин предлагает ребятам игру «Разложи овощи и фрукты по коробкам с витаминами». Каждый ребенок берет по одному продукту и кладут в нужную коробочку.

Доктор Пилюлькин: – Спасибо вам ребята! Теперь я смогу помочь Незнайке!

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам нарисовать полезные продукты для Незнайки, чтобы он знал, что нужно кушать , чтобы не болеть, а доктор Пилюлькин отнесет это все Незнайке.

Дети рисуют продукты. По окончанию работы дети отдают рисунки доктору Пилюлькину.

Доктор Пилюлькин: Спасибо вам ребята! Я побегу лечить Незнайку. Чтобы вы тоже всегда были здоровыми вот вам витамины(дает корзину с яблоками), не болейте. До свидания!

Воспитатель: Ребята, какие полезные продукты вы нарисовали для Незнайки?(ответы детей)

— Почему именно эти продукты?

Дети: В этих продуктах содержатся витамины.

Воспитатель: Какие это Витамины?

Воспитатель: Для чего нам нужны витамины? (ответы детей). Теперь давайте вымоем руки с мылом и подкрепимся витамином – С, который содержится в яблоке.

источник

Детям, родившимся и живущим на севере или на знойном юге, нужно больше витаминов, чем детям, живущим в умеренном климате.

Наука не остановилась на достигнутом. Ученые продолжали экспериментировать и обогатили витаминологию новыми данными. Советские витаминологи установили, что витамины необходимы не только для предупреждения и лечения авитаминозов, но и для лучшего усвоения организмом пищевых веществ, для роста и восстановления клеток и тканей организма.

Исследования показали, что особенно важны витамины для здоровья детей. Регулярно принимая с пищей витамины, дети хорошо развиваются физически и умственно, лучше учатся, меньше утомляются, с большей охотой занимаются спортом, спокойнее спят и лучше отдыхают.

При питании, содержащем достаточное количество витаминов, дети меньше болеют заразными болезнями: гриппом, ангиной, корью, скарлатиной, дифтерией и пр.

Прививки против различных болезней эффективнее действуют на тех детей, которые постоянно получают достаточно витаминов. Как же обеспечить организм этими необходимыми веществами?

Большинство витаминов содержится в пищевых продуктах, но в разных количествах, в зависимости от времени года, сорта продуктов и длительности их хранения. Поэтому иногда приходится усиливать введение витаминов в организм. В таких случаях на помощь приходят витаминные препараты, изготовленные искусственным, химическим путем. Ученые изучают, как влияет отсутствие в пище тех или иных витаминов на организм, устанавливают действие витаминов на различные болезни, изучают потребность детей в витаминах в зависимости от их возраста, особенностей климата, в котором они живут.

Наукой установлено, что детям, живущим на севере или юге, нужно больше витаминов, чем детям умеренного климата. Объясняется это тем, что дети юга пьют много воды и теряют витамины с потом, а детям, живущим в условиях холодной и длинной северной зимы, не хватает солнца, и под влиянием холодного климата у них повышается потребность организма в витаминах.

400 кГ печени кита содержат столько же витаминов, сколько 5 млн. яиц или 10 Т сливочного масла.

Ученые исследовали содержание витаминов в различных продуктах и установили нормы их дневного потребления. Они разработали правильные способы хранения и приготовления пищи, обеспечивающие сохранность витаминов.

Сейчас открыто уже до 30 витаминов. Чаще всего их обозначают заглавными буквами латинского алфавита. Такие витамины, как А(а), Вг (бе-один), В2 (бе-два), РР (пе-пе), С (це) и D (де), — самые важные для человека. Необходимы для организма и все остальные витамины: витамин В6 (бе-шесть), фолиевая кислота, витамины В12 (бе-двенадцать), Е(е), Р (пе), К (ка) и другие.

Витамин А содержится в сливочном масле, молочных продуктах и яйцах. Больше всего витамина А в жире печени (так называемый рыбий жир) некоторых морских рыб (трески, морского окуня и др.) и морских животных (кита, тюленя и др.). В 400 кГ печени кита содержится столько же витамина А, сколько в 10 Т сливочного масла или 5 млн. яиц. Очень богата витамином А печень млекопитающих (коровы, быка, свиньи).

Человек получает витамин А не только в продуктах животного происхождения, но и в виде вещества, содержащегося в овощах и зелени. Попадая в организм человека или животных, вещество это превращается в витамин А (провитамин А). Впервые оно было обнаружено в моркови, которая по-латыни называется «карота». Поэтому его назвали «каротином».

1. Крыса, получавшая витамин А: 1а — глаза нормальные.
2. Крыса, не получавшая витамин А: 2а — отек век, изъязвление роговицы.

Особенно много каротина в красной моркови, зеленом луке, шпинате, красных помидорах, листьях салата, зеленом горошке.

Из плодов наиболее богаты каротином свежие и сушеные абрикосы, мандарины, апельсины, персики, а из ягод — облепиха и рябина. Искусственный витамин А и каротин вырабатывают на заводах и продают в аптеках.

Витамин А необходим для нормального зрения. Если человек не получает витамина А, у него понижается острота зрения в сумерках, а при тусклом свете он ничего не видит, совершенно так же, как куры вечером. Потому эта болезнь и называется «куриной слепотой».

Витамин В1 содержится в большом количестве в зерне и в продуктах его переработки, особенно в хлебе из пшеничной муки грубого помола, хлебе из муки второго сорта и ржаном. А белый хлеб из муки высшего сорта почти не содержит витамина В1. Достаточно много витамина B1 в гречневой и овсяной крупах. Манная крупа и рис его не содержат. Богаты им бобовые растения: горох, соя, фасоль, чечевица. Много витамина В1 в пивных и пекарских дрожжах, в печени, почках, причем свиная печень и свиное мясо богаче других этим витамином.

Витамин В1 довольно устойчив. При варке пищи и выпечке хлеба теряется лишь небольшая его часть. При отсутствии в пище витамина В1 человек заболевает бери-бери.

Витамин В2 дают нам мясные и молочные продукты и яйца. Много витамина В2 в пекарских и пивных дрожжах. Гораздо беднее им зерновые продукты и овощи.

Летом и осенью, когда мы употребляем много свежих овощей, фруктов и ягод, наш организм полностью насыщается витамином С. Зимой и весной на помощь приходят выпускаемые витаминной промышленностью препараты витамина С.

Как и витамин А, витамин В2 важен для зрения. Но особенно велика его роль для роста организма и заживления ран и язв.

Если подопытным белым крысам не давать витамина В2, они перестают расти, у них взъерошивается и выпадает шерсть и образуются язвы на теле.

Витамин РР — противопеллагрический — содержится в значительных количествах в мясе, печени, почках крупного рогатого скота, а также в пшенице и гречихе. Если человек получает недостаточную дозу витамина РР, он заболевает пеллагрой, вызывающей тяжелые расстройства нервной системы, кишечника, появление весной красных пятен на лице, шее, руках и ногах. В 1937 г. было установлено, что витамин РР — это никотиновая кислота, которая также вырабатывается на заводах.

Как уже известно, при отсутствии в пище витамина С человек заболевает цингой. Витамин С, предохраняющий от цинги, содержится во многих растительных продуктах: картофеле, белокочанной капусте, брюкве, цветной капусте, зеленом луке, хрене, помидорах, редисе, салате и др. Имеется он и в землянике, клубнике, малине, крыжовнике, рябине, в облепихе и морошке. Из ягод особенно богата им черная смородина; клюква же бедна витамином С.

Богаты витамином С лимоны, апельсины, мандарины, некоторые сорта яблок (антоновка и титовка), но еще в большем количестве содержится он в плодах красного шиповника.

Аскорбиновая кислота вырабатывается в больших количествах у нас на заводах. Витамин С очень легко разрушается под влиянием воздуха, света и металлов (меди и железа). Это надо иметь в виду при варке овощей и фруктов.

Эти овощи и фрукты содержат витамин Р.

Витамин D встречается только в организме животных. В растениях находится вещество, которое переходит в витамин D после освещения его ультрафиолетовыми лучами. Так получают витамин D на заводах. В организме человека витамин D образуется при освещении кожи солнцем или искусственным «горным солнцем» (кварцевой лампой).

В пищевых продуктах витамина D мало. Больше всего он содержится в жире печени, мясе и икре некоторых рыб. Самый богатый источник его — это витаминизированный медицинский рыбий жир. Некоторое количество этого витамина содержится в печени крупного рогатого скота и свиньи, в яичном желтке и сливочном масле.

Витамин D помогает задержанию известковых солей и фосфора в организме и отложению их в костях. При недостатке витамина D в пище или при отсутствии солнца кости ребенка теряют известь, размягчаются — и он заболевает рахитом.

Витамин В6 довольно широко распространен в животных и растительных продуктах, в дрожжах, пшенице, печени, рыбе, говядине, бобовых растениях. Молочные продукты, овощи и фрукты содержат его мало.

При недостатке витамина В6 подопытные белые крысы заболевают авитаминозом В6 — так называемой крысиной пеллагрой. У них краснеют и опухают лапки, мордочка и кончик хвоста, грубеет и взъерошивается шерсть.

Читайте также:  Шипучие таблетки витамин с для детей

Дети при недостатке в пище витамина В6 склонны к заболеваниям кожи мокнущей сыпью — экземой.

Очень полезны гречневая и овсяная каши. Гречиха и овес богаты витамином В.

Фолиевая кислота получила свое название от латинского слова «фолиум», что означает по-русски лист, так как она впервые была выделена из листьев шпината. Фолиевая кислота содержится в дрожжах, печени, зеленых листьях растений. При отсутствии ее в питании дети могут заболеть особым «пищевым малокровием». Эта болезнь выражается в нарушении правильного образования красных кровяных шариков в костном мозге.

Витамин В12 был выделен впервые в виде красного вещества из печени быка. Это вещество очень хорошо действует при злокачественном малокровии, гораздо сильнее (примерно в 1000 раз), чем фолиевая кислота. Содержится оно в печени в очень малых количествах. Так, из 4 Т печени был выделен только 1 Г этого вещества. В больших количествах он содержится в почках крупного рогатого скота, а также в молоке, сыре, яйцах и других продуктах. Этот витамин, как и фолиевая кислота, необходим для правильного кровотворения.

Особое значение витамина В12 — в его влиянии на рост и физическое развитие детей. Он хорошо действует и при пониженном питании детей.

В 1936 г. из красного стручкового перца (паприка) и лимона было выделено вещество, повышающее прочность тончайших кровеносных сосудов (капилляров). Оно было названо витамином Р (от слова «паприка»). После этого из апельсинов, листьев гречихи и зеленых листьев чая были выделены другие вещества, также действующие на организм. Они с успехом применяются при заболеваниях, связанных с нарушением прочности стенок тонких кровеносных сосудов, которые приводят к кровоточивости. Витамин Р тесно связан с витамином С: он помогает наилучшему усвоению организмом витамина С.

Влияние на кровь оказывает еще витамин К. Свое название он получил от слова «коагуляция», что означает свертывание крови. Содержится он в зеленых листьях капусты, крапиве, пшенице, салате и других растениях.

Для получения концентратов некоторых витаминов требуется сложная аппаратура.

Если витамин К отсутствует в пище или плохо усваивается организмом, то у детей, особенно грудного возраста, от недостатка в организме особого вещества, необходимого для свертывания крови, могут начаться кровотечения.

Все витамины, о которых здесь говорилось, вырабатываются на наших заводах.

Наш небольшой рассказ о витаминах подходит к концу. Он написан для того, чтобы объяснить, как много значат они для здоровья человека, и показать, как при правильном питании получить все необходимые витамины. Если по тем или иным причинам невозможно создать питание с достаточным содержанием витаминов, то нужно дополнительно принимать витаминные препараты. Такие препараты вырабатываются на заводах и продаются в аптеках и специальных магазинах в виде шариков, таблеток, конфеток, порошков и витаминов, растворенных в растительном масле или рыбьем жире. И хотя порой эти препараты не очень вкусны, зато они так же полезны, как и витамины, содержащиеся в натуральных пищевых продуктах.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

источник

Еще древние люди знали, что некоторые виды еды способны исцелять. Например, древние египтяне употребляли в пищу печень, чтобы защититься от куриной слепоты. Позже стало известно, что эта болезнь развивается от недостатка в организме витамина А.
В XVIII веке врач Джеймс Линд из Шотландии ввел в рацион матросов кислые продукты, в частности – цитрусовые, чем добился удивительных для того времени результатов: ни один из его подопечных не был потерян из-за этого заболевания.

А в 70-х годах прошлого века была опубликована книга лауреата Нобелевской премии Лайнуса Полинга, в которой он доказал, что витамин С — превосходно борется с гриппом и респираторными инфекциями. С тех пор витамин С – самый популярный в рационе современного человека.

Слово «витамин» происходит от латинского vita и в переводе на русский означает «жизнь». Пользу витаминов для детей сложно переоценить. Это связано со значительными затратами энергии и разных веществ, которые расходуются, например, на рост.

Одна и та же порция витаминов в рационе взрослого и ребенка у последнего расходуется намного быстрее. В первые годы жизни набор витаминов, необходимых малышу, минимален, но с возрастом он существенно расширяется.

Многих родителей интересует вопрос: что является источником витаминов? Эти вещества человек получает с пищей.

Однако под воздействием внешних факторов – кислорода, влаги, кислотно-щелочной среды, солнечного света, температуры, при взаимодействии с ионами металлов (меди и железа), антивитаминами они разрушаются, утрачивают биологическую активность. Тогда на помощь приходят специальные лекарственные препараты – поливитамины.

Современной медицине известны более десятка витаминов, и которые необходимы как взрослым, так и детям. Это — А, В1, В2, пантотеновая кислота (старое название — В5), В6, В9, или фолиевая кислота, В12, РР, Н, Е, D, К, С. Разница лишь в том, что для каждого возраста есть своя доза.

А какие витамины лучше давать детям, например, для иммунитета или при гиперактивности?

За способность организма в любом возрасте противостоять болезням отвечает иммунитет. О том, что он работает с перебоями, говорят частые респираторные инфекции, тяжелое восстановление после перенесенных инфекций, чувствительность к аллергенам и т.д.

Для повышения иммунитета детей нужны такие витамины:

  • А – защищает кроветворную, сердечнососудистую системы, предупреждает развитие рака,
  • Группа В – стимулирует выработку антител, истребляющих раковые клетки.
  • С – антиоксидант, активизирующий выработку антител, клеток, «поедающих» вирусы и бактерии.

Для иммунитета детей используют такие продукты, содержащие вышеперечисленные витамины:

  • цветная капуста;
  • яйца;
  • рыба;
  • лимоны, апельсины;
  • ягоды (смородина, малина, клюква);
  • овощи и пряные травы зеленого цвета;
  • печень;
  • злаковые.

Больше о витаминах для укрепления иммунитета как детского, так и взрослого — в этой статье →

Витамины для роста нужны и маленьким детям, и даже молодым людям до 23 лет, пока продолжается процесс формирования скелета. Они обеспечивают выработку специальных гормонов, формирование мышечной ткани, полноценное питание всего организма.

Вот какие витамины нужны для роста ребенка:

  • D (D2 и D3) – помогает всасываться фосфору и кальцию, без которых не произойдет нормального формирования скелета, костей, мышц.
  • Группа В – участвует в реакциях обмена веществ, обеспечивает присутствие белков, жиров, углеводов.
  • А – принимает участие в синтезе белков, которые являются основным строительным материалом всех тканей.
  • С – улучшает усвоение веществ и других витаминов.

Нужно, чтобы в рационе присутствовали:

  • ягоды, лимоны;
  • морковь, другие желтые овощи и фрукты (абрикос, помидор, перец);
  • блюда и продукты из молока;
  • говядина, курятина;
  • куриные яйца;
  • каши.

Готовые витамины – «Пиковит», Kiddi Pharmaton.

Дети испытывают колоссальные нагрузки на глаза, потому что живо интересуются всем, что их окружает. Вот почему поддержка зрения очень важна, и дети с пищей должны получать такие витамины для глаз:

  • А – составляющая зрительного пигмента. Его дефицит приводит к ухудшению зрительной функции, в частности, способности видеть в темноте.
  • С – укрепляет стенки сосудов для нормального питания глаза и снижения риска кровоизлияния.
  • Группа В – представляет антиоксиданты и участвует в формировании зрительных импульсов.
  • Е – стабилизирует клеточные мембраны, защищает глаза от ультрафиолета и слишком яркого света.

В рационе ребенка с проблемами зрения требуется включить такие продукты:

  • черника, лимон, шиповник, смородина черная;
  • кисломолочная продукция;
  • крупы;
  • продукты животного происхождения – мясо, коровье масло.
  • растительное масло, семена подсолнуха.

Готовые витамины для зрения, предназначенные для детей – «Глюковайз», «Леовит», «Дуовит». Больше о препаратах с витаминами для глаз (не только для детей) можно узнать здесь.

Ребенок с первых дней жизни познает мир, его мозг должен обрабатывать и запоминать огромные объемы информации. Требования к его памяти, вниманию возрастают, когда он идет в детсад и школу.

Чтобы помочь мозгу справиться с растущими нагрузками, нужна подпитка витаминами для памяти и внимания, а именно:

  • Группа В – основные витамины, которые обеспечивать высокую успеваемость. Они повышают способность концентрировать внимание и памяти, борются с усталостью, успокаивают нервную систему, снижают утомляемость.
  • А и Е – помогают бороться с ухудшением памяти.
  • С – улучшает работу мозга и процесс запоминания информации.

    Получить для детей природные витамины для мозга, памяти и внимания можно из следующих продуктов:

    • черника, черная смородина, шпинат, помидоры, морковь, перо чеснока;
    • крупы;
    • растительное масло;
    • сухофрукты – чернослив, курага;
    • мясо (говядина, свинина, курятина);
    • орехи;
    • мед;
    • цельные злаки, бобовые;
    • продукты моря и рыба (тунец, сардины).

    Готовые витамины для мозгов, улучшения памяти и внимания – «ВитаМишки», «Пиковит» для детей.

    Узнайте больше о необходимых для мозга и памяти элементов и правильном питании в этом материале →

    Чтобы у ребенка была красивая и здоровая улыбка, густые волосы и блестящие, гладкие ногти родителям стоит заботиться об этом с первых дней его жизни.

    Здоровье зубов и десен не полностью зависит от соблюдения правил гигиены, в порядке должен быть организм изнутри. Вот витамины для детей, обеспечивающие здоровье зубов и ногтей, рост волос:

  • А – отвечает за достаточное выделение слюны, препятствует воспалению слизистых рта.
  • Группа В – при недостатке этих витаминов во рту появляются ранки, трещинки, меняется цвет слизистой, развиваются более серьезные заболевания – пародонтит, глоссит.
  • С – его недостаток является причиной развития цинги, а также гингивитов, пародонтозов.
  • D – помогает усваиваться кальцию, который нужен для роста здоровых зубов.

    Для этого в рацион нужно включить такие продукты:

    • продукты из кислого молока;
    • морепродукты, рыба;
    • капуста брокколи, зелень;
    • овсяные хлопья и отруби;
    • бобы, молоко;
    • орехи;
    • яичные желтки;
    • болгарский перец;
    • мясо.

    В аптеке родителям предложат готовые витамины для здоровых зубов, ногтей и волос – «Кальций D3 никомед», «Компливит Кальций D3».

    О том, как давать фолиевую кислоту (В9) детям, можно прочесть в статье с подробной инструкцией по применению этого витамина для всех групп людей.

    О важности приема витамина Д новорожденным узнайте в этой статье.

    И радость, и разочарования – это стресс для нервной системы. Ребенок, познавая мир, переживает множество эмоций, поэтому его нервы тоже необходимо поддержать изнутри витаминами.

    Для укрепления нервной системы нужны следующие витамины:

  • А – обеспечит крепкий сон, ускорит нервные реакции.
  • Группа В – она крайне нужна, чтобы обеспечить ровный эмоциональный фон.
  • С – имеет антистрессовое действие, защищает иммунную систему в период эмоциональных нагрузок, при волнении, позволяет испытывать позитивные эмоции.

    Для здоровья нервной системы в меню для детей включают продукты, богатые этими витаминами:

    • цитрусовые, черную смородину, отвар шиповника, красный перец, зелень;
    • абрикосы, тыкву, сливочное и облепиховое масла, печень рыбы;
    • бобовые, орехи, курятину, овес, пшеницу, ячмень, пророщенные злаки, яйца.

    Фармакологи предлагают готовые витаминные комплексы с увеличенным содержанием витамина В – «ВитаМишки», «Помогуша».

    Малыша иногда сложно заставить есть. Отсутствие аппетита – распространенная проблема, с которой сталкиваются родители. Такое состояние может навредить здоровью, поскольку в организм не поступает достаточное количество жизненно необходимых веществ.

    Для повышения аппетита у детей тоже используют витамины:

    • А – обеспечивает здоровье слизистых оболочек.
    • В – отвечает за выработку организмом энергии.
    • С – высвобождает энергию из жиров.

    Они есть в таких продуктах:

    • цитрусовые;
    • ягоды, фрукты;
    • дрожжи – пивные и хлебные;
    • злаковые;
    • орехи;
    • мясо;
    • брокколи;
    • молоко;
    • яйца.

    Врач может назначить специальные витамины для аппетита – «Пиковит», «Супрадин биовиталь», «Мультитабс» для детей.

    • приправлять еду вкусным соусом, постепенно уменьшая его порцию;
    • привлекать ребенка к приготовлению блюд;
    • научиться красиво оформлять еду, чтобы ее было интересно есть.

    В медицинской практике существуют случаи, когда ребенку витамины необходимы постоянно или периодически. Причиной тому может быть, к примеру, хроническое заболевание, а также снижение иммунитета в межсезонье.

    Зимой и ранней весной для поднятия иммунитета и чтобы компенсировать недостаток солнца для детей важно получать в достаточном количестве витамины — главным образом А, С, Е, D, содержащиеся в жирной рыбе, овощах и фруктах.

    Для этого на зиму замораживают овощи, в них витаминов будет больше (до 95% от первоначального содержания), чем в свежих зимних. Также выручат тыква, квашенная капуста, мука грубого помола, зелень, выращенная на подоконнике, соки фреш – овощные и фруктовые, отвары шиповника, белковое питание – орехи, бобовые.

    Чтобы летний сезон пошел на пользу и привел к оздоровлению организма, за основу берут разработанную специалистами диету и следуют ей. Витамины, которые нужны в этот период – А, С, К, РР, фолиевая кислота. Все они содежатся в красных и желтых плодах, которые в обилии присутствуют на грядке. А витамин D можно получить во время прогулки.

    Но гиповитаминоз может настичь детский организм даже летом, когда в продаже есть обилие свежих овощей и фруктов, если питание не сбалансировано, поэтому даже тогда врач может дополнительно назначить лекарственный комплекс для детей, который восполнит нехватку витаминов и минералов.

    Дети осенью, после каникул, возвращаются в детсады и школы, в большие коллективы. В это время велика вероятность вспышек вирусных и инфекционных заболеваний.

    В качестве защиты организму нужны витамины для повышения сопротивляемости организма – А, В, С. Недостатка в них осенью возникнуть не должно, поскольку идет сбор нового урожая.

    Гиперактивность (СВДГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью) у детей является признаком минимального нарушения функции мозга. Но даже проявления этого синдрома можно скорректировать витаминотерапией.

    При таком диагнозе показаны витамины В1, В5, В6. Иногда витамин В6 оказывает больший эффект, чем специальные медицинские препараты.

    В рационе такого ребенка с СВДГ должны присутствовать:

    • морепродукты;
    • мясо птицы и телятина, говяжья печень;
    • фрукты и овощи;
    • творог;
    • фреши.

    Также производители лекарственных средств предлагают витамины для гиперактивных детей – «DHA LemonGels™», «Multigenics® Chewable», «Cal Apatite® Chewable» и др.

    Одной из причин развития аллергии называют дефицит пантотеновой кислоты, без которой не вырабатывается кортизон.

    У страдающих сенной лихорадкой содержание этого вещества в организме в 4–20 раз ниже нормы. Источниками кислоты являются:

    • бобовые;
    • зерновые;
    • дрожжи;
    • субпродукты, птица, яйцо, изделия и блюда из молока, рыбная икра.

    Наверняка мамы задаются вопросом: стоит ли сыну или дочери давать синтетические препараты? Медики отвечают: стоит, если их назначил врач.

    Они необходимы при тяжелой болезни и в период выздоровления, если невозможно обеспечить разнообразие рациона или получить достаточное количество полезного вещества с пищей.

    Однако стоит учесть, что синтетические витамины для детей, например, предназначенные для укрепления иммунитета, не могут полностью заменить натуральные, они лишь выступают вспомогательным инструментом в терапии.

    Откуда брать витамины детям, как понять, что их не хватает, и как правильно выбрать подходящий витаминно-минеральный комплекс, смотрите на видео:

    источник