Меню Рубрики

Дефициты витаминов и микроэлементов у детей

О дефиците витаминов, макро– и микроэлементов

О нарушении обмена нейротрансмиттеров (дофамина, норадреналина, серотонина, ацетилхолина), играющих важную роль в развитии заболевания, мы уже подробно говорили. Современные исследования выявили у этих детей также нарушение углеводного обмена и нехватку в организме многих витаминов, минералов и солей. Отчего же происходят эти нарушения? Давайте обо всем по порядку.

Почти у всех детей с СДВГ выявлено снижение уровня витамина В6 (пиридоксина). Этот витамин необходим для нормальной работы описанных ранее нейротрансмиттеров. Если ребенку дать этот витамин, уровень серотонина в организме быстро повышается. При снижении уровня В6 в организме отмечается также нарушение синтеза белка, который играет важную роль в усилении иммунной системы ребенка и участвует в синтезе фермента трансаминазы, необходимого для переработки аминокислот. Этот дефицит аминокислот приходится также восполнять, так как они нормализуют соотношение тормозящих и возбуждающих нейромедиаторов, улучшающих кровообращение в головном мозге. Кроме того, пиридоксин участвует в углеводном обмене, снабжая равномерно нервные клетки глюкозой. Но В6 в чистом виде менее ценен, поэтому рекомендуют, чтобы он был в комплексе группы витаминов В. Многочисленные исследования последних лет показали, что практически все люди страдают от недостатка витамина В6. В этом нет ничего удивительного, ибо больше всего он находится в оболочке зерен. Современная пищевая промышленность стремительно ухудшает полезные свойства многих злаков, не учитывая того факта, что при активной обработке зерна, когда удаляется вся шелуха и оболочка, теряются практически все представители группы витамина В.

Следующий элемент, количество которого резко снижено практически у всех детей с СДВГ, это цинк. От недостатка цинка сейчас страдают практически все люди, так как его все меньше становится в природе, при том что этот элемент является одним из самых важных в организме человека. Цинк необходим для роста ребенка, поддержания его здоровья на хорошем уровне. С дефицитом цинка связаны многие болезни нервной системы. Такие весьма распространенные признаки, как недостаточно быстрый рост, плохая память, плохой аппетит могут быть связаны с недостатком цинка в организме. Он активно участвует в нормальной работе нейротрансмиттеров и ненасыщенных жирных кислот (НЖК), о которых пойдет речь ниже. Цинк повышает также содержание серотонина в организме, являясь одним из важнейших ферментов, участвующих в образовании НЖК, которые в свою очередь повышают иммунитет ребенка. Он регулирует обменные и гормональные процессы в организме. Являясь составным компонентом инсулина, цинк регулирует уровень сахара в крови человека. Он укрепляет иммунитет, снижает риск заболевания гриппом и простудными инфекциями. Частые инфекции, стрессы вымывают цинк из организма. Известно, что родители любят давать детям кальций, который, как оказалось, также способен снижать содержание цинка в организме. Последние исследования американских психологов показали, что цинк значительно улучшает память подростков.

Важную роль в организме играет магний, который оказывает регулирующее и успокаивающее действие на нервную систему. Он также участвует в подробно описанном нами обмене нейротрансмиттеров, особенно норадреналина. Магний, так же как и цинк, является составным элементом фермента, участвующего в образовании столь нужных организму жирных кислот. Известно, что он является антистрессовым макроэлементом, оказывающим нормализующее влияние на нервную систему, особенно в сочетании с витамином В6. При дефиците магния у ребенка нарушается сон, повышается раздражительность и утомляемость. Когда магний снижен, то пик выделения надпочечниками гормонов приходится на вечер, что сопровождается приливом бодрости, результатом чего является плохое, трудное засыпание вечером, что очень характерно для детей с СДВГ. Много магния содержится в абрикосах, персиках и цветной капусте.

Следующим микроэлементом, дефицит которого отчетливо определяется у наших маленьких пациентов, это селен. Это мощный иммуностимулятор, т. е. этот микроэлемент усиливает иммунную систему ребенка и снижает, наравне с цинком, восприимчивость к заболеваниям. Это особенно важно для поддержания защитных сил организма против вирусных инфекций, столь частых у детей.

О роли антиокислительных процессов известно давно. Это один из составных элементов в общей системе защиты организма от многих заболеваний, в том числе онкологических. Более подробно мы расскажем о них чуть позже. Так вот селен играет не последнюю роль в этой работе. Кроме того, он обладает мощным противовоспалительным действием совместно с витамином Е. Его целесообразно активно использовать для лечения колитов, которыми часто страдают дети СДВГ, о чeм пойдет речь далее.

источник

Три дефицита являются глобальными: железа, витамина D и йода. На это влияет поступление с продуктами питания, абсорбция в желудочно-кишечном тракте и регуляция абсорбции и метаболизма. Проблема сохраняет актуальность с давних времен — еще 3000 лет до н.э. в Китае образования на шее лечили водорослями (а это природный источник йода). Наполеон Бонапарт не хотел брать в армию воинов из горных регионов Швейцарии, потому что они имели низкий рост, новообразования на шее, что мешало носить военную форму, и низкое интеллектуальное развитие (это три составляющие врожденного и приобретенного гипотиреоза вследствие йододефицита в горной местности). Стратегии профилактики начали появляться после того, как французскому ученому Бернару Куртуа удалось выделить из водорослей йод. Уже через 9 лет в Швейцарии провели первое научное исследование, которое продемонстрировало пользу применения йода в низких дозах при заболеваниях щитовидной железы (ЩЖ) и в целях профилактики. Именно в этой стране впервые ввели общеобязательное йодирование соли.

Однако нужно ориентироваться на концентрацию йода именно в порции продукта. Водоросли содержат гипердозы йода и повышают вероятность йодоиндуцированных нарушений. Потреблять водоросли рекомендуют не чаще одного раза в неделю. Веганы и вегетарианцы, которые отказываются от молочных и морепродуктов, относятся к группе риска тиреоидной патологии и нуждаются в постоянной саплиментации.

В 130 аграрных странах мира, много лет обрабатывают земли, почва подлежит эрозии, а население страдает от йододефицита (йод попадает в моря и океаны).

Ученые проводили исследования с участием женщин в период лактации, определяли концентрацию йода в грудном молоке и обнаружили, что уровень в 3 раза ниже по сравнению с таковым в адаптированных смесях. А после начала саплиментации эти показатели становились сопоставимыми. Также исследователями зафиксировано, что каким бы низким ни был уровень йода у матери, максимально возможное количество элемента использовалась для обеспечения им ребенка, даже при развитии заболеваний у матери.

Дефицит йода ассоциирован с возникновением многочисленных нарушений. На мнение о целесообразности фортификации (обогащения) соли йодом ученых натолкнуло открытие колумбийца Боунсигала: в 1833 он обнаружил, что население, которое питается естественно йодированной солью, не имеет тиреоидной патологии. В 1915 г. масштабная профилактическая программа по патологии ЩЖ началась в Швейцарии, через несколько лет — в США (йодированную соль мешками засыпали в колодца). В 1923 г. йодирование соли начали проводить в Австрии, в 1929-м — в Италии, в 1931-м — во Франции, в 1937-м — в Германии. Сейчас йодированную соль потребляют 97% швейцарцев.

По данным Iodine Global Network, только в 15 из 113 государств, которые имели йододефицит в 1993 году, эта проблема сохраняет актуальность до сих пор (из постсоветских стран – это Россия и Украина).

  1. Принять закон об обязательной йодизации поваренной соли.
  2. Использовать йодированную соль в домохозяйствах, предприятиях общественного питания и пищевой промышленности.
  3. Пропагандировать правильное питание и регулярное употребление морской рыбы, морепродуктов, молока и молочных продуктов (при условии обеспечения достаточного содержания йода в кормах для скота).
  4. Использовать саплиментацию в группах риска — у детей, беременных, кормящих грудью, лиц, рацион которых не содержит продукты, богатые йодом.

Йодирование соли — универсальный, самый дешевый и самый способ массовой профилактики йододефицита.

Есть морские водоросли ежедневно (максимум — 1 раз в неделю), использовать диетические добавки на основе сушеных морских водорослей, применять спиртовой раствор йода, биологически активные добавки с неопределенным содержанием йода, употреблять чрезмерное количество этого элемента.

Необходимость адекватного употребления омега-3-полиненасыщенных жирных кислот (омега-3-ПНЖК) в дошкольном и младшем школьном возрасте спровоцировала специалистов сконцентрировать внимание на Омега-3-ПНЖК как «щите» от кардиоваскулярной патологии. Доказана их роль в профилактике фатальных аритмий, тромбозов, ишемической болезни сердца, инфарктов, инсультов. Также омега-3-ПНЖК влияют на зрение (предотвращают появление ретинопатии у недоношенных детей), иммунную систему, репродуктивную функцию, суставы, кожу, память и развитие головного мозга.

К омега-3-ПНЖК относятся а-линоленовая, эйкозапентаеновая и докозагексаеновая кислоты. Когда уровень омега-3-ПНЖК уменьшается, возрастает концентрация омега-6-ПНЖК (в том числе арахидоновой кислоты), для которых свойственны вазоконстрикторные, провоспалительные эффекты. В норме соотношение должно составлять 1:4-1:6, однако в одном из наблюдений ученых Института педиатрии, акушерства и гинекологии у детей дошкольного возраста количество омега-3-ПНЖК и омега-6-ПНЖК соотносилось в среднем как 1:17, а у одного участника — даже 1:84.

Основными пищевыми источниками омега-3-ПНЖК являются скумбрия, сельдь, анчоусы, сардины. Чтобы обеспечить норму омега-3-ПНЖК, достаточно потреблять эти продукты дважды в неделю. У беременных потребность в нутриентах, включая омега-3-ПНЖК, возрастает на 25% по сравнению с их сверстницами, которые не ждут ребенка. Поэтому беременные должны дополнительно потреблять 300 мг омега-3-ПНЖК.

Адекватное обеспечение омега-3-ПНЖК имеет большое значение, начиная с внутриутробного периода. Их дефицит влияет на снижение в дальнейшем интеллектуального и речевого развития ребенка, риск синдрома гиперактивности и дефицита внимания, что подтверждено клиническими и экспериментальными данными. Дополнение диеты омега-3-ПНЖК позволяет компенсировать поведенческие расстройства и трудности в обучении у пациентов с синдромом гиперактивности и дефицита внимания. Наиболее выраженное нейропротекторный влияние обуславливает докозагексаеновая кислота.

Сейчас у детей реже проявляются болезни Паркинсона и Альцгеймера. Но в последние годы в результате стресса повысилась частота возникновения инфарктов миокарда в молодом возрасте, других тяжелых заболеваний. Например, у детей 5 лет может уже иметься эндотелиальная дисфункция, нарушение толерантности к глюкозе. Установлена взаимосвязь дефицита омега-3-ПНЖК и отклонений в метаболизме дофамина и, соответственно, серотонина. Поэтому такие люди чаще чувствуют себя разочарованными, несчастными, имеют плохое настроение.

Компенсировать дефицит омега-3-ПНЖК рекомендуют с помощью морепродуктов или лекарственных средств.

Норма витамина D — 30-60 нг / мл. Маркером обеспеченности организма витамином D является уровень 25-гидроксиколекальциферола, также рекомендуется определять концентрацию двух его метаболитов (1,25-дигидроксихолекальциферол (1,25 (ОН) 2 D 3), 24,25- (ОН) 2 D 3).

Заподозрить наличие у ребенка гиповитаминоза D можно на основе данных анамнеза, в том числе ответов на такие вопросы:

  • — Родился ли ребенок недоношенным, с недостаточной массой тела?
  • — Ребенок из двойни или от повторных родов с небольшим промежутком времени между ними?
  • — Ребенок преимущественно на грудном вскармливании и получает неадаптированные смеси?
  • — Имеется ли синдром мальабсорбции?
  • — Есть ли снижение двигательной активности?
  • — Имеет ли он патологию печени, желчевыводящих путей, почек?
  • — Принадлежит ли ребенок к тем, которые часто болеют?
  • — Можно ли считать поступление витамина D с пищей недостаточным (ребенок систематически получает яйца, рыбу, в частности ее жирные сорта)?
  • — Был ли диагностирован рахит в детском возрасте с выраженными изменениями в костях?

Даже один ответ «Да» заставляет задуматься о дефиците витамина D у ребенка.

Костная масса формируется в течение всего периода роста ребенка, накапливаясь до 30 лет.

Профилактика остеопороза начинается с рождения, при этом многие дети не получают в течение первого года жизни витамин D. У детей КТ имеет определенные особенности: процессы ремоделирования совмещены с линейным ростом кости, то есть формированием новых единиц, и ускоряются (особенно в критические периоды). Костный баланс в период роста должен быть положительным, в пубертатный период минеральная плотность костной ткани (МПКТ) растет на 40-45%.

МПКТ у детей может снижаться вследствие генетических факторов (женский пол, низкая МПКТ у родителей, некоторые генетически обусловленные болезни), гормональных причин (аномалии или отсутствие менструации), внешних факторов (курение, алкоголь, недостаточная или чрезмерная физическая активность, долговременная иммобилизация, недостаток кальция и витамина D в пище), приема лекарств (антиконвульсантов, глюкокортикоидов, диуретиков, тиреоидных гормонов и т.д.), хронической патологии (почек, печени, кишечника и т.д.).

Дефицит витамина D, кальция ассоциируется с остеопенией, остеопорозом, остеомаляцией, частыми переломами, продлением срока их консолидации (иногда до 2 месяцев). Лечить детей с остеопорозом крайне сложно, поскольку терапевтический арсенал ограничен.

Кроме биохимического исследования, при подозрении на дефицит витамина D проводят денситометрию (это скрининговый метод), рентгеновскую денситометрию (разрешена с 5 лет).

Если ребенок находится на грудном вскармливании, он должен получать витамин D в профилактической дозе 1000 МЕ (500 МЕ недостаточно!); также рекомендуют его прием женщине в период кормления грудью.

Читайте также:  Витамины для быстрого роста детей

Чем выше доза витамина D, тем ниже должна быть доза кальция в связи с риском образования кальцинатов. Принимать водорастворимые формы витамина следует детям, имеющим нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта, печени, муковисцидоз и т.д., а также недоношенным детям.

источник

*Импакт фактор за 2017 г. по данным РИНЦ

Журнал входит в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК.

Р ациональное питание детей и взрослых – важнейшее условие поддержания здоровья нации. Однако в настоящее время в России в силу сложившихся социально–экономических условий только у очень немногих людей питание может считаться сбалансированным [5,7]. Повседневный рацион большинства россиян в конце ХХ века – это «пища бедняков»: углеводисто–жировая, с недостаточным количеством животного белка, дефицитом витаминов и микроэлементов [1].

Результаты популяционных исследований, проведенных Институтом питания РАМН, свидетельствуют о крайне недостаточном потреблении и все более нарастающем дефиците витаминов (А, группы В, С, Е), а также микроэлементов (железа, цинка, йода) у значительной части населения Российской Федерации. Так, дефицит витаминов группы В выявляется у 30–40%, b -каротина – более чем у 40%, а витамина С – у 70–90% обследуемых [7]. При этом выявляемый дефицит зачастую носит характер сочетанной витаминной недостаточности. Настораживает, что дефицит витаминов обнаруживается не только зимой и весной, но и в летне–осенние периоды, что свидетельствует о формировании у большинства населения России крайне неблагоприятного круглогодичного типа полигиповитаминоза. Отмечено также, что полигиповитаминозы часто сочетаются с дефицитом микроэлементов.

Вызывают тревогу данные о распространенности дефицита микронутриентов у беременных и кормящих женщин, новорожденных и грудных детей. Недостаток основных пищевых веществ, витаминов и минеральных веществ в рационе беременной неблагоприятно сказывается не только на состоянии здоровья самой женщины, но и приводит к развитию выраженного их дефицита у плода. Дефицит микроэлементов и витаминов в рационе матерей, кормящих грудью, также крайне отрицательно влияет на здоровье детей. Не может не беспокоить и то, что 70% детей 1–го года жизни в возрасте 3–4 месяцев вскармливаются искусственно [3]. Установлено также, что 39–42% детей, находящихся на раннем искусственном вскармливании, получают неадаптированные молочные смеси. Тревожно выглядит ситуация и с дефицитом витаминов у детей более старшего возраста. Так, показано, что обеспеченность витаминами у детей и подростков не превышает 20–40%, а белково–витаминный дефицит испытывают до 90% детей России [7].

Напряженный уровень метаболизма у детей, не только поддерживающий жизнедеятельность, но и обеспечивающий рост и развитие детского организма, требует достаточного и регулярного поступления микронутриентов. Поэтому развитие дефицита витаминов и микроэлементов у детей может сопровождаться различными нарушениями здоровья [9]. Несбалансированное и недостаточное (как в качественном, так и в количественном отношениях) питание российских детей привело к тому, что у большинства из них имеется дефицит микроэлементов и витаминов, у 16–47% выявляется анемия, а у 24–63% – латентный дефицит железа [7,3]. Кроме этого, в результате алиментарного дефицита таких микроэлементов, как железо и йод, в последние годы отмечена четкая тенденция к ухудшению психического здоровья детей. Нельзя не отметить нарастание частоты выявления недостаточности потребления йода [2]. При дефиците йода в мозге растущего детского организма происходят необратимые изменения, развиваются олигофрения и кретинизм. Дефицит йода – самая распространенная причина интеллектуальных нарушений, которую можно предупредить (Касаткина Э.П., Щеплягина Л.А.). Однако в России активность мероприятий по профилактике йодного дефицита в последнее десятилетие была значительно снижена. Это не могло не сказаться на состоянии психического здоровья детей. Только в последние годы вновь начали приниматься действенные меры по профилактике йодной недостаточности (производство йодированной соли в необходимых количествах, прием йодида калия, витаминно–минеральных комплексов, содержащих йод, и др.).

Таким образом, в России в настоящее время сложились условия, при которых алиментарные нарушения могут отразиться не только на состоянии здоровья, физическом и интеллектуальном потенциале россиян, но и в целом на жизнеспособности нации [7].

Витамины относятся к незаменимым пищевым веществам органического происхождения и практически не синтезируются в организме человека, но играют роль регуляторов многочисленных биохимических реакций в обмене веществ и энергии. Не являясь строительным и энергетическим субстратом, витамины служат катализаторами биохимических реакций. Немаловажное значение имеет дефицит витаминов в патогенезе многих заболеваний человека. Выделяют жирорастворимые витамины (А, Д, Е, К) и водорастворимые витамины (группа В, С).

Витамины (от лат. Vita – жизнь) – незаменимые компоненты питания органического происхождения, регулирующие биохимические и физиологические процессы в организме за счет активизации отдельных ферментативных реакций.

Недостаточное поступление витаминов в организм приводит к развитию дефицита этих незаменимых микронутриентов. В зависимости от глубины дефицита витаминов в организме различают гипо– и авитаминоз. Авитаминозом принято обозначать глубокий дефицит витаминов из–за практически полного нарушения их поступления в организм. Гиповитаминозом называют дефицит витаминов в организме в результате сниженного, недостаточного их поступления.

Причины возникновения дефицита витаминов:

  • несбалансированное питание;
  • недостаточное поступление витаминов с пищей;
  • однообразное лечебное питание.
  • патология желудочно–кишечного тракта, в том числе синдром мальабсорбции;
  • нарушения функции печени;
  • повышенная экскреция витаминов (повышенный диурез);
  • нарушение синтеза витаминов группы В и К в кишечнике;
  • терапия антибактериальными препаратами;
  • полное парентеральное питание;
  • гемодиализ;
  • врожденные дефекты метаболизма;
  • нарушение биодоступности витаминов;
  • повышение потребности при обычном уровне
  • поступления (период интенсивного роста;
  • беременные, кормящие женщины).

Для целенаправленной профилактики недостаточности микронутриентов целесообразно выделять детей и взрослых, у которых имеются различные предрасполагающие факторы для развития дефицита витаминов и микроэлементов.

Группы риска по развитию витаминодефицитных состояний:

– дети раннего возраста и подростки в период наиболее интенсивного роста;
– дети, занимающиеся спортом (имеющие высокие физические нагрузки);
– больные дети (острые инфекционные заболевания вирусного или бактериального генеза; патология сердечно–сосудистой системы, желудочно–кишечного тракта и др.);
– больные, длительно принимающие некоторые лекарственные препараты;
– беременные и кормящие женщины;
– вегетарианцы;
– пожилые люди;
– дети и взрослые с низким социально–экономическим уровнем;
– алкоголики, курильщики.

Степень выраженности дефицита витаминов зависит от многих факторов и может иметь ярко выраженные, отчетливые клинические проявления при глубокой недостаточности микронутриентов. Умеренные или слабовыраженные гиповитаминозы, не имеющие манифестных симптомов, также могут приводить к развитию различных патологических состояний или усугублять их тяжесть.

Последствия дефицита витаминов:

  • ухудшение самочувствия;
  • снижение умственной и физической работоспособности населения;
  • нарушение процессов детоксикации чужеродных веществ в организме;
  • нарушение функционирования иммунной системы (снижение сопротивляемости к инфекциям);
  • замедление темпов физического и психического развития;
  • предрасположенность к развитию различных патологических состояний, хронизации заболеваний.

Возрастная суточная потребность в основных витаминах представлена в таблице 1.

Живые организмы в своем составе содержат различные химические элементы. Условно, в зависимости от концентрации химических элементов в организме, выделяют макро– и микроэлементы.

Макроэлементами принято считать те химические элементы, содержание которых в организме более 0,005% массы тела. К макроэлементам относятся: водород, углерод, кислород, азот, натрий, магний, фосфор, сера, хлор, калий, кальций.

Микроэлементами называются химические элементы, содержащиеся в организме в очень малых количествах. Их содержание не превышает 0,005% массы тела, а концентрация в тканях – не более 0,000001%. Среди всех микроэлементов в особую группу выделяют так называемые незаменимые микроэлементы.

Незаменимые микроэлементы (микроэлементы эссенциальные, микробиоэлементы) – микроэлементы, регулярное поступление которых с пищей или водой в организм абсолютно необходимо для его нормальной жизнедеятельности. Незаменимые микроэлементы входят в состав ферментов, витаминов, гормонов и других биологически активных веществ. Незаменимыми микроэлементами являются железо, йод, медь, марганец, цинк, кобальт, молибден, селен, хром, фтор.

Физиологическое значение макро– и микроэлементов определяется их участием:

  • в структуре и функции большинства ферментативных систем и процессов, протекающих в организме;
  • в пластических процессах и построении тканей (фосфор и кальций – основные структурные компоненты костей);
  • в поддержании кислотно–основного состояния;
  • в поддержании солевого состава крови и водно– солевого обмена.

Уровень поступления микроэлементов в организм зависит от их содержания в пищевых продуктах и воде. Постоянное снижение или повышение концентрации определенных минеральных веществ в суточном рационе человека, как правило, связано с недостатком или излишком этих микроэлементов в окружающей среде района проживания. Формирующийся при этом в организме людей дефицит или избыток определенных микроэлементов приводит к развитию эндемических геохимических заболеваний (микроэлементозов).

Наиболее изученными являются йодная и фторная эндемии. Так, в регионах, где в окружающей среде отмечено недостаточное содержание йода, широко распространен эндемический зоб. На территориях, характеризующихся повышенным содержанием фтора в воде, отмечается высокий уровень заболеваемости флюорозом. В то же время длительное недостаточное поступление фтора в организм приводит к повышенному распространению кариеса.

Распределение микроэлементов в организме и их накопление в определенных органах и системах обусловлено как химическими свойствами, так их и физиологической ролью. Однако в некоторых случаях место преимущественного депонирования микроэлементов не связано с влиянием их на эти органы и ткани. Микроэлементы, являясь составляющими компонентами биологически активных веществ, участвуют в метаболических процессах в организме.

Главная особенность минерального обмена у детей состоит в том, что процессы поступления в организм минеральных веществ и их выведение не уравновешены между собой [4]. Рост и развитие ребенка требуют интенсивного поступления минеральных веществ. Возрастная суточная потребность в основных микроэлементах имеет свои особенности (табл. 2).

Профилактика дефицита витаминов и микроэлементов у ребенка должна начинаться еще в антенатальном периоде его развития. Целесообразно рекомендовать женщинам полноценную, сбалансированную диету, обогащенную всеми необходимыми микронутриентами. Можно рекомендовать прием специального молочного напитка для беременных и кормящих женщин, содержащего все необходимые витамины и минеральные вещества в полном соответствии с потребностью беременной и кормящей женщины. А также другие витаминно–минеральные комплексы, рекомендованные для беременных и кормящих женщин.

К постнатальной профилактике дефицита витаминов и микроэлементов у детей относятся:

1. Продолжительное естественное вскармливание со своевременным введением продуктов прикорма, особенно детям с лимфатическим типом конституции, с крупной массой тела при рождении и избыточными весовыми прибавками.

2. Соблюдение режима дня с достаточным пребыванием на свежем воздухе, предупреждение и своевременное лечение рахита, гипотрофии, острых респираторных заболеваний.

Дети, находящиеся на искусственном вскармливании, должны получать современные адаптированные смеси, содержащие весь необходимый спектр витаминов, макро – и микроэлементов. Для прикорма этим детям используются соки, фруктовые и овощные пюре, а также инстантные каши, обогащенные железом и другими незаменимыми микронутриентами. Как правило, если здоровый ребенок первого года жизни получает современные адаптированные молочные смеси и продукты для прикорма, дефицита витаминов и микроэлементов у него нет.

У детей старше года профилактика дефицита витаминов и микроэлементов проводится с помощью назначения полноценной, сбалансированной диеты, а также индивидуального приема специальных поливитаминных препаратов (табл. 3, 4).

В качестве примера можно привести витаминный комплекс Пиковит (KRKA, Словения).

Пиковит выпускается в виде сиропа и пастилок, вкус которых очень нравится детям. Витаминный сироп Пиковит рекомендуется детям старше 1 года. Его состав основан на натуральных фруктовых компонентах, поэтому дети особенно любят сироп Пиковит. Сироп можно давать в чистом виде или добавлять в чай, соки, фруктовое пюре. Пастилки Пиковит, которые в дополнение к витаминам содержат кальций и фосфор, предназначены для детей старше 2 лет. Препарат восполняет дефицит витаминов, а содержащиеся в пастилках кальций и фосфор обеспечивают поддержание структуры костей и зубов.

Пиковит Д – это пастилки, обладающие приятным фруктовым вкусом, которые предназначены прежде всего для детей дошкольного возраста. Пиковит Д не содержат сахар и может применяться при различных ограничивающих диетах.

Пиковит форте представляет собой витаминный препарат, предназначенный для детей школьного возраста. Он рекомендуется при переутомлении и плохой концентрации внимания, физических нагрузках (занятия спортом), нерегулярном и однообразном рационе питания, отсутствии аппетита. Для восполнения суточной потребности в витаминах, ребенку достаточно принять одну пастилку Пиковита форте в день.

1. Акопян А.С., Харченко В.И., Мишиев В.Г. Состояние здоровья и смертность детей и взрослых репродуктивного возраста в современной России. – М., 1999.

2. Анциферов М.Б. Йоддефицитные заболевания в России и их профилактика// Medical market. – 1999. – № 32 (2). – С.10–12.

3. Коровина Н.А. Правильно ли мы употребляем витамины? Медицинская газета. – 2001. – № 5. – С.12.

4. Коровина Н.А., Захарова И.Н., Заплатников А.Л. Профилактика дефицита витаминов и микроэлементов у детей/ Справочное пособие для врачей.–Москва, 2000.

5. Нетребенко О.К. Состояние здоровья и питание детей первых двух лет жизни в отдельных регионах России. Автореф. . докт. дис. – 1997. – 27 с.

Читайте также:  Витамины для бодрости и энергии для детей

6. Обмен веществ у детей/ Вельтищев Ю.Е., Ермолаев М.В., Ананенко А.А., Князев Ю.А. – М.: Медицина, 1983. – 464 с.

7. Спиричев В.Б. О витаминной обеспеченности населения СССР и о мерах по ее улучшению./ Здоровье и болезнь. – Москва. – 1990. – С.198–199.

8. Тутельян В.А., Алексеева И.А. Витамины антиоксидантного ряда: обеспеченность населения и значение в профилактике хронических заболеваний.// Клиническая фармакология и терапия.–1995. – №4(1). – С.90–92.

9. Тутельян В.А., Спиричев В.Б., Шатнюк Л.Н. Коррекция микронутриентного дефицита – важнейший аспект концепции здорового питания населения России// Вопросы питания. – 1999. – №1.

10. Subcommittee on the 10th edition of RDA. Food and nutrition board. RDA. 10th ed. Wasb D.C.: National Acad. press, 1989.

11. WHO, Diet, Nutrition, and the Prevention of Chronic Diseases: Report of a WHO Study Group WHO, Technical Report Series, No.797, 1990.

источник

Наконец пришла долгожданная весна. Солнечные лучи радуют нас первым теплом, хочется чаще бывать на улице и наслаждаться жизнью.

Но как раз в такой период мы можем наблюдать, что ребенку становится все труднее и труднее просыпаться, он быстро устает, стал вялым и плаксивым. Причиной этого может быть дефицит витаминов, который часто возникает весной и отрицательно сказывается на развитии ребенка и на функционировании всех органов и систем его организма.

Почему витамины являются настолько важными для людей? Какие признаки их дефицита? Стоит ли принимать таблетированные витамины и как улучшить ежедневный рацион ребенка для профилактики гиповитаминозов?

Находим ответы в сегодняшней статье.

Для чего нам нужны витамины?

Витамины — это биологически активные вещества, которые необходимы каждому человеку для поддержания нормальной жизнедеятельности. Они участвуют в важнейших физиологических процессах:

  • обмене веществ;
  • процессе построения тканей;
  • поддержке полноценного иммунитета.

Особую роль витамины играют в детском организме, обеспечивая постоянный рост и развитие — физиологическое и интеллектуальное.

На сегодняшний день нам известно около 30 витаминов, около половины из которых исследовано достаточно хорошо. Одни из них водорастворимые (С, группа В), а другие — жирорастворимые (A, D, Е, К).

Важнейшими витаминами считаются такие: витамины А, С, D, Е и группы В. Их дефицит диагностируется чаще всего.

Какие бывают разновидности недостатка витаминов?

Начнем с того, что диагностировать дефицит могут только врачи. Мы можем только предполагать: малыш часто болеет, быстро устает, ест мало овощей и фруктов, терпеть не может каши — возможно, его организму не хватает полезных веществ.

Специалисты выделяют следующие разновидности дефицита витаминов:

1) Собственно авитаминоз в узком смысле — тяжелая форма, характеризующаяся полным отсутствием витаминов в организме. Он вызывает проблемы с желудочно-кишечным трактом и другими системами и органами, мешает усвоению полезных веществ. Авитаминоз требует вмешательства врача и лечения первопричины, которая привела к такой острой нехватке витаминов.

2) Гиповитаминоз — промежуточная форма дефицита, когда существенно ощущается нехватка микроэлементов и отмечается нарушение жизнедеятельности.

3) При субфебрильной обеспеченности организма витаминами дефицит не имеет яркого проявления, но может стать причиной частых ОРВИ, медленного выздоровления, усталости, сниженного жизненного тонуса и слабости, не свойственных детству.

Детский организм является наиболее уязвимым к гиповитаминозу — легкому, но все же значимому проявлению недостатка витаминов.

Врачи напоминают, что гиповитаминоз случается не только из-за недополучения витаминов, но и потому, что в определенный период может возникать повышенная потребность в них (болезнь, интенсивный рост, высокие нагрузки).

Особую группу риска дефицита витаминов составляют дети в возрасте до 3 лет; от 5 до 7 лет и в 11-15 лет.

Кроме возрастных критических периодов факторами риска развития гиповитаминоза являются:

  • чрезмерные физические нагрузки;
  • наличие острых инфекционных заболеваний вирусного или бактериального генеза;
  • наличие хронической патологии сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, почек и т.п.;
  • регулярный прием определенных лекарственных препаратов.

Признаки гиповитаминоза у детей могут наблюдаться в любое время года, но чаще всего мы страдаем от него весной. Именно в это время в продуктах существенно уменьшается количество полезных веществ, а потребность в витаминах увеличивается. Это объясняют тем, что зимой основу рациона большинства населения составляют продукты, богатые углеводами, а свежие овощи и фрукты представлены в нем в малом количестве.

В результате нехватка жизненно необходимых элементов проявляется рядом специфических особенностей и симптомов.

Какие бывают признаки детского гиповитаминоза?

Наиболее распространенным является дефицит витаминов A, B1, C и D. При недостатке этих витаминов у детей возникают определенные нарушения как в физическом, так и умственном развитии.

1) К признакам недостатка витамина А, который отвечает за нормальное функционирование органов зрения и поддержку структур слизистых оболочек и кожи, относят:

  • появление трещин на подушечках пальцев и подошвах;
  • чрезмерную сухость, шелушение кожи;
  • периодический зуд в области ягодиц, живота, локтей и колен;
    воспаление глаз и глазной оболочки;
  • иногда — выпадение волос.

Симптомы гиповитаминоза такого типа обычно бывают у детей школьного возраста.

2) Дефицит витамина В1, который принимает участие в функционировании нервной системы и углеводном обмене, в организме ребенка приводит к таким признакам:

  • замедленный рост;
  • ухудшение памяти;
  • потеря аппетита;
  • общая слабость и бессонница.

3) При недостатке витамина С, который повышает устойчивость организма к инфекциям, участвует в формировании, поддержании структуры и функций костей, хрящей, зубов, наблюдается:

  • общая слабость организма;
  • отсутствие аппетита;
  • быстрая утомляемость;
  • воспаление десен и их кровоточивость;
  • анемия (снижение уровня гемоглобина в крови), возникновение синяков и постоянное присутствие крови в ротовой полости.

4) К признакам дефицита витамина D, который способствует формированию скелета и зубов у детей, минерализации костей, улучшает нервно-мышечную передачу, относятся:

  • периодические судороги мышц и повышенная склонность к травмам;
  • смягчение костей;
  • зубной кариес.

Если вы заметили, что ребенок имеет подобные симптомы, следует обратиться к вашему семейному врачу. Ведь именно педиатр, с помощью специальных обследований и анализов, способен установить, существует ли у ребенка дефицит витаминов или эти симптомы вызваны другими факторами.

Полезны ли витаминные комплексы?

В каждой аптеке сейчас можно приобрести витамины на любой вкус. Но врачи предупреждают: неконтролируемый прием витаминно-минеральных комплексов может быть опасным.

Министерство здравоохранения категорически не рекомендует принимать витаминные комплексы, мультивитамины «на всякий случай». Ведь нет никаких доказательств того, что они улучшают здоровье или предотвращают болезни. Есть даже исследования, указывающие на потенциальный вред для здоровья таких добавок (при несоблюдении правил приема или как следствие длительного потребления).

  • «Самым лучшим вариантом является обеспечение организма витаминами и минералами с помощью здорового рациона питания», — подчеркивает на своей странице Facebook и.о. министра здравоохранения Ульяна Супрун.

​ Врач-педиатр Дмитрий Чеснов соглашается:

  • «Не надо „пичкать“ ребенка таблетками: для детского организма менее вреден небольшой гиповитаминоз, чем маленький гипервитаминоз. Передозировка таблетированными витаминами более опасна для организма, чем небольшой недостаток того или иного микроэлемента».

Специалисты подчеркивают: если ребенок сбалансировано питается, активно двигается и достаточно времени проводит на свежем воздухе, нет необходимости в искусственных витаминах из аптеки. А потребность в определенных витаминах может определять только врач после тщательного обследования.

Каким должно быть питание ребенка для профилактики гиповитаминозов?

Весной очень важно сбалансировать рацион питания ребенка и обогатить его продуктами, которые в большом количестве содержат витамины и микроэлементы, необходимые малышу.

Молочные продукты должны составлять не менее 40% всего рациона питания ребенка. Причем актуальны все молочные продукты — кефир, ряженка, сметана, йогурты. В молоке содержится большое количество кальция, который способствует усвоению всех других витаминов.

Также необходимо следить за тем, чтобы в меню малыша было достаточное количество животного белка. Он просто необходим для полноценного развития ребенка и функционирования его организма. Но не забывайте о том, что все мясные блюда для ребенка должны проходить тщательную термическую обработку.

Стоит добавить в рацион ребенка и сухофрукты. Они богаты такими витаминами, как А, В1, В2, В3, В5, В6, к тому же, минеральных элементов содержат довольно много (натрий, фосфор, магний, кальций, железо).

Морковская Наталья, врач с 25-летним стажем, отмечает:

  • «В первую очередь, дети, которые не имеют аллергии, должны принимать различные пищевые продукты. Грецкие орехи, которые растут у нас, имеют очень много минеральных веществ. Мед, в небольшом количестве, имеет все витамины и минеральные вещества. Рыба, яйца, мясо — для детей так же важны. Это, конечно, все должно быть приготовлено правильно: не жареное, не жирное; протушенное, проваренное. Сейчас очень многие родители меньше закрывают компоты, больше морозят овощи и фрукты, что позволяет иметь витамины в течение года».

Чтобы обеспечить достаточное поступление витамина А в организм ребенка, в его меню стоит включить:

  • яйца;
  • молочные продукты;
  • зеленый лук и шпинат;
  • морковь; печень;
  • морепродукты;
  • персики, абрикосы.

К продуктам, богатым витамином В1, относят:

  • молочные и мясные продукты;
  • субпродукты;
  • изделия из муки грубого помола;
  • неочищенный рис.

Для поддержания достаточного уровня витамина С следует постоянно употреблять свежие фрукты и овощи.

А для профилактики гиповитаминоза D у детей врачи рекомендуют обогатить рацион ребенка жирными сортами рыбы, печенью, яичным желтком, молочнокислыми и молочными продуктами.

К тому же, как детям, так и взрослым, нужно чаще бывать на свежем воздухе, а также принимать солнечные ванны, поскольку витамин D образуется в организме под воздействием ультрафиолетового излучения.

Как свидетельствует статистика, гиповитаминозы различных типов является очень важной проблемой современной педиатрии, ведь любая форма этого заболевания требует тщательного обследования и установления диагноза, от которого будет зависеть методика лечения. Только точный диагноз и своевременная терапия помогут избежать неприятных осложнений.

А самым действенным способом профилактики гиповитаминоза у детей является здоровый образ жизни и обеспечение полноценного рациона с достаточным количеством витаминов всех групп.

источник

Проблема дефицита витаминов и/или минеральных веществ у детей не утрачивает своей актуальности до настоящего времени. Именно витамины и минеральные вещества относятся к так называемым микронутриентам, обеспечивающим в человеческом организме множество физи

Проблема дефицита витаминов и/или минеральных веществ у детей не утрачивает своей актуальности до настоящего времени. Именно витамины и минеральные вещества относятся к так называемым микронутриентам, обеспечивающим в человеческом организме множество физиологических функций, сопряженных с деятельностью нервной, эндокринной, иммунной и других систем. Это обстоятельство объясняет интерес к витаминно-минеральной недостаточности врачей различных педиатрических специальностей: детских неврологов, гастроэнтерологов, диетологов, аллергологов, иммунологов, кардиологов, эндокринологов и др.

Общеизвестно, что вышеперечисленные микронутриенты необходимы для нормального роста и развития детей. Дефицит витаминов и/или минеральных элементов может приводить к развитию специфических болезней (гиповитаминозы и минералодефицитные состояния — дисэлементозы). Большинство этих патологических состояний давно описаны в доступной медицинской литературе [1–5]. Врачам хорошо известны такие гиповитаминозы, как макроцитарная (пернициозная) гиперхромная анемия (дефицит витамина В12 — цианокобаламина), геморрагическая болезнь новорожденных (дефицит витамина К — менадиона), рахит (дефицит витамина D — кальциферола) и многие другие варианты витаминной недостаточности [1–5]. Детским неврологам и неонатологам также знакомо состояние, получившее название «пиридоксин-зависимых судорог» (пароксизмы, вызванные потребностью в витамине В6). Основные клинические проявления при недостаточности минеральных веществ в различные периоды детства также описаны в литературе [1, 4, 5].

К сожалению, приходится признать, что обеспечение поступления в организм всех микронутриентов с пищей остается малодостижимой перспективой. Поэтому необходимые детям витамины и минеральные вещества следует дотировать. Это положение, считавшееся в прошлом дискутабельным, сегодня уже является аксиомой.

Витамины и минералы — важнейшие микронутриенты. Помимо так называемых макронутриентов (белки, жиры и углеводы), для полноценной работы организма необходимы и микронутриенты, к которым относятся витамины и минеральные вещества. Последние в отличие от макронутриентов не обеспечивают поступление пищевой энергии, но обладают целым рядом иных полезных свойств. Так, D. Benton указывает, что обеспеченность микронутриентами необходима для нормального уровня интеллектуального развития у детей [6].

Существуют и другие «непитательные» функции микронутриентов. Так, например, витамин D является гормоноподобным веществом и обладает доказанным иммуномодуляторным действием, а физиологические функции Са настолько многочисленны и связаны со столь многими системами организма (нервной, костной, мышечной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, эндокринной, ферментной, свертывающей, иммунной и др.), что не возникает никаких сомнений относительно эссенциальности последнего макроэлемента.

Витамины. Все витамины (жирорастворимые: А — ретинол, Е — токоферол, D — кальциферол, K — менадион, водорастворимые: B1 — тиамин, В2 — рибофлавин, РР или B3 — никотиновая кислота/никотинамид, B5 — пантотеновая кислота, B6 — пиридоксин, B12 — цианокобаламин, B9 — фолиевая кислота, С — аскорбиновая кислота, биотин — витамин Н) постоянно выполняют в организме конкретные, присущие только им функции. Гиповитаминозы и витаминодефицитные состояния — это специфические проявления недостаточного поступления витаминов в человеческий организм [1, 3, 4, 7, 8].

Читайте также:  Витамины для больных диабетом для детей

Детский организм является особенно чувствительным к дефициту витаминов. Помимо изолированных и клинически манифестных гиповитаминозов (цинга, болезнь бери-бери, пеллагра и др.), которые хорошо известны детским врачам, в педиатрической практике нередко встречаются случаи сочетанной витаминной недостаточности, которые проявляются менее специфично. В частности, признаками сезонных поливитаминодефицитных состояний можно считать следующие: повышенная утомляемость или возбудимость, плаксивость, снижение аппетита, нарушения сна и т. д. В ряде случаев признаками сочетанного витаминного дефицита служат снижение в крови уровня гемоглобина, различные изменения слизистых оболочек и кожных покровов, частичное снижение остроты зрения, нарушения нормального функционирования желудочно-кишечного тракта (запоры и т. п.) [7, 8].

Для терапевтического воздействия на ключевые звенья метаболизма обязательным является использование комплекса витаминов группы В.

Известно, что тиамин (витамин В1), никотинамид (витамин РР), рибофлавин (витамин В2), пиридоксин (витамин В6) участвуют в метаболизме аминокислот, углеводов, жиров, в синтезе РНК/ДНК, гемоглобина, ацетилхолина, нейротрансмиттеров, обеспечивают функционирование окислительно-восстановительных реакций.

Пантотеновая кислота (В5) необходима для синтеза гормонов, желчных кислот, холистерола, для поддержания нормальной работы нервных клеток и обеспечения детоксикационных процессов в организме, цианкобаламин (витамин В12) — для синтеза миелина, нуклеиновых кислот и эритроцитов, а фолиевая кислота — для обеспечения функциональной целостности нервной системы, высокого уровня иммунитета, оптимизации процессов деления и роста клеток, их регенерации.

Следует отметить, что для нормальной работы жизненно важных органов: сердца, мозга, печени, почек, для поддержания психического и физического здоровья необходимо введение комплекса витаминов связи с их взаимозависимым и потенцирующим действием.

Препаратом, который отвечает этим требованиям, является Нейромультивит, содержащий витамин В1 в дозе 100 мг, витамин В6 — 200 мг, витамин В12 — 200 мкг.

Препарат назначается предпочтительно в утренние часы по 1 таблетке 1–2 раза в сутки, с учетом возраста и тяжести неврологических нарушений, в течение 1–2 месяцев.

Минеральные вещества. Кудрин А.В. и Громова О.А. подчеркивают, что среди более чем 80 элементов (макро- и микро), обнаруженных в человеческом организме, 15 признаны эссенциальными (среди них Fe, I, Cu, Zn, Se, Mn и др.), а не менее четырех других (Cd, Pb, Sn и Rb) являются «серьезными кандидатами на эссенциальность» [9].

Рекомендуемое суточное потребление минеральных веществ (Ca, P, Mg, Fe, Zn, I) представлено в «Нормах физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения» Минздрава РФ и остается неизменным с 1991 г. (как и нормативы потребления витаминов) [10].

Потребление достаточного количества макро- и микроэлементов с пищей и в составе витаминно-минеральных комплексов оказывает выраженное положительное влияние на состояние многих органов и систем человеческого организма.

В свою очередь, дефицит минеральных веществ приводит у детей к выраженным нарушениям со стороны соматического и психоневрологического здоровья.

Так, при рассмотрении макродисэлементозов можно констатировать, что недостаток натрия (Na) сопровождается гипонатриемией и дисфункцией ЦНС, а калия (К) — гипокалиемией, нарушениями проведения нервных импульсов, снабжения головного мозга кислородом, мышечной сократимости и др. (включая специфические изменения на ЭКГ, нефропатию с нарушением концентрационной функции почек и полиурией, вторичную полидипсию и т. д.). Дефицит кальция (Са) приводит к кальциопеническим состояниям, магния (Mg) — к нарушениям со стороны сердечно-сосудистой системы и гипомагниемическим судорогам, а также предрасполагает к повышенной подверженности стрессам, синдрому хронической усталости и головным болям [4, 9, 10].

Дефицит микроэлементов встречается не с меньшей частотой, чем недостаточность минеральных веществ, относящихся к макроэлементам. Хорошо известно, что у детей йодная недостаточность способна приводить к задержке нервно-психического развития и снижению работоспособности, а длительный период дефицита йода (I) в детском возрасте вызывает развитие специфического кретинизма [4, 9, 10].

В свою очередь, дефицит фтора (F) приводит к поражению зубов (зубной кариес, гипоплазия эмали и т. д.) [4].

Недостаточное поступление в организм меди (Cu) сопровождается не только признаками анемии, лейкопении и костной деминерализации, но и снижением показателей иммунного статуса, а также нарушениями формирования коллагена [4, 9, 10].

Дефицит хрома (Cr) нередко приводит к повышенной возбудимости и раздражительности, нарушениям памяти, а также полидипсии. В случаях тяжелой депривации по Cr у детей могут возникать спутанность сознания (различной степени выраженности) и другие нарушения функций ЦНС [4, 9, 10].

Недостаточное потребление железа (Fe) — причина снижения у детей уровня иммунной резистентности; выраженный дефицит Fe проявляется гипохромной анемией, мышечной слабостью, нарушениями вкуса и обоняния, патологическими изменениями структуры волос и ногтей, а также ухудшением сна. Имеются данные о нарушениях психомоторного и интеллектуального развития при недостатке Fe у детей грудного и раннего возраста [4, 9, 10].

При дефиците марганца (Mn) у детей отмечаются недомогание, похудание, тошнота и/или рвота, замедление роста волос (с изменением их структуры и окраски), иногда возникает транзиторный дерматит [4, 9, 10].

Недостаточность никеля (Ni) приводит к нарушениям процессов нормального кроветворения и обеспечения клеток кислородом (O2) [4, 9, 10].

Дефицит бора (B) клинически выражается в нарушениях формирования костной ткани и метаболизма в соединительной ткани. Для недостаточности этого микроэлемента также характерны признаки снижения иммунитета [4, 9, 10].

Недостаточность кремния (Si) в детском возрасте сопровождается нарушениями процессов роста и формирования костей, а также хрящевой и соединительной тканей [4, 9, 10].

Цинк (Zn) и селен (Se) — это микроэлемeнты, которым в настоящее время уделяется особое внимание. Проявления дефицита цинка многочисленны и многообразны, но на первый план выступают признаки снижения иммунитета, нарушения заживления ран, иногда развивается специфическая дефицитарная энцефалопатия; недостаточность Zn может сопровождаться дефицитом Se. Недостаточность Se приводит к снижению антиоксидантной и иммунной защиты, а в регионах, где наблюдается недостаточное потребление этого микроэлемента, отмечается повышенная встречаемость онкологических заболеваний. В настоящее время также не исключается, что дефицит Se является причиной болезни Кашина–Бека [4, 9–12].

Другие элементы (в частности, Mg) также обладают важными доказанными физиологическими функциями, вследствие чего недостаточность по этим минеральным веществам приводит к появлению соответствующих симптомов различной степени специфичности [13]. Нарушения витаминной и минеральной обеспеченности усугубляют течение соматических и неврологических болезней даже при отсутствии выраженного дефицита по этим веществам [1].

Распознавание типичных гиповитаминозов и дисэлементозов обычно не вызывает существенных затруднений в практике детских врачей, но иногда имеют место сочетания витаминной и минеральной недостаточности, которые клинически не столь специфичны и однозначны.

Классическим примером сочетанной витаминно-минеральной недостаточности у детей служит витамин D-дефицитный рахит, который в последние годы в зарубежной литературе принято называть нутритивным, подчеркивая тем самым алиментарную зависимость этой болезни, нередкой у детей грудного и раннего возраста. При этом возраст-зависимом заболевании у детей первых лет жизни отмечаются симптомы поражения не только нервной и скелетной систем, но и многих других органов и систем организма (сердечно-сосудистой, эндокринной, кроветворной, иммунной и т. д.).

Помимо рахита Prince R. и Glendenning P., выделяют целую группу остеопенических состояний с нарушением костного и минерального метаболизма [14]. Подчеркивается, что эти нарушения вызываются как алиментарной недостаточностью микронутриентов, так и генетическими факторами и метаболическими заболеваниями.

Психоневрологические аспекты витаминно-минеральной недостаточности. Выше уже были упомянуты некоторые аспекты взаимосвязи между нервной системой и обеспеченностью детского организма витаминами и минеральными веществами. Роль микронутриентов в формировании когнитивных функций, а также влиянии на поведение и настроение уже может считаться признанной с позиций доказательной медицины (существует представительная группа систематических обзоров, представленная в международной базе данных библиотеки Cochrane). Тем не менее особо хотелось бы подчеркнуть один из актуальнейших аспектов детской психоневрологии, а именно — роль микронутриентов в противостоянии острым и хроническим стрессам различного генеза [15, 16].

Поскольку многие витамины и минеральные вещества являются антистрессорными факторами, препятствующими дезадаптации, то есть одновременно выполняют и роль адаптогенов, то именно эти свойства описываемых микронутриентов нашли применение в современной нейродиетологии [17].

Нейродиетология. Так называется новое направление нейронауки, занимающее промежуточное положение между медикаментозными и немедикаментозными методами лечения и ориентированное на терапию многих болезней нервной системы. Нейродиетология нацелена на качественное и количественное манипулирование составом рационов питания, а также на алиментарную профилактику нарушений со стороны ЦНС и оптимизацию психомоторного, эмоционального и психологического развития детей [17]. Поэтому детские неврологи назначают витаминные, минеральные и комплексные препараты при широком спектре заболеваний центральной нервной системы (эпилепсия, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, рассеянный склероз и др.), а также при соматоневрологической патологии [15–17]. К представителям последней, в частности, относятся целиакия (глютеновая энтеропатия) и другие виды пищевой непереносимости, болезнь Вильсона–Коновалова, ювенильный ревматоидный артрит, нейродермит и т. д.

Хотя, как уже указывалось, обеспечить 100%-ное поступление в организм алиментарным путем витаминов, микро- и макроэлементов далеко не всегда представляется возможным, использование моно- или комплексных препаратов на основе эссенциальных витаминов и минеральных веществ является одним из важных «инструментов» нейродиетологии. Именно контролируемое применение описываемых микронутриентов позволяет добиться своевременной профилактики или коррекции изолированной витаминной и минеральной, а также сочетанной витаминно-минеральной недостаточности [1, 4, 5].

Следует отметить, что в настоящее время большинство специалистов склонны признавать полную идентичность натуральных (пищевых) и химически синтезированных витаминов и минеральных веществ, а также отсутствие предпочтительности первых или последних в реализации ими физиологических эффектов в человеческом организме [17].

Витаминные и витаминно-минеральные комплексы. Для профилактики витаминной и витаминно-минеральной недостаточности в России представлен целый ряд отечественных и зарубежных препаратов, которых насчитывается не менее 150. Для детей некоторые компании предлагают так называемые «витаминные линейки», то есть поливитаминные препараты и витаминно-минеральные комплексы, предназначенные для различных возрастных категорий [3–5, 8, 11, 15, 16, 18]. Вполне естественно, что прием детьми поливитаминных препаратов, не содержащих минеральных веществ, имеет основной целью профилактику и коррекцию витаминной недостаточности, но не минералодефицитов.

В настоящее время пристально рассматривается проблема нежелательного взаимодействия между отдельными витаминами и минеральными веществами. В частности, малосовместимыми считаются такие элементы, как железо и кальций, а витамин С (аскорбиновая кислота) обладает свойством к частичной дезактивации цианокобаламина (витамин В12). При определенных условиях такие эссенциальные вещества, как Cu, Zn, Se, Si и некоторые другие микроэлементы способны оказывать прямое токсическое влияние на детский организм. Существуют и другие виды неблагоприятных взаимодействий между микронутриентами, возникающие вследствие биохимических реакций [15].

Поэтому в настоящее время для избежания проблем нежелательного взаимодействия витаминов и минеральных веществ нередко прибегают к раздельному приему малосовместимых компонентов витаминно-минеральных комплексов. С этой целью многие современные витаминные, минеральные и витаминно-минеральные комплексы состоят не из одной таблетки, а из двух или трех [11]. Указанная практика позволяет добиться увеличения эффективности компонентов витаминно-минеральных препаратов до 50% и соблюдения одного из старейших постулатов медицины «Не вреди!» (Noli Nocere!).

Все витаминные и витаминно-минеральные комплексы для детей обязательно должны быть адаптированы для конкретных категорий пациентов и ориентированы на конкретные возрастные группы [19–21]. Помимо препаратов в виде таблеток, капсул, драже и жевательных пастилок, для детей грудного и раннего возраста предусмотрены жидкие лекарственные формы витаминно-минеральных комплексов (сиропы, суспензии) — с учетом вкусовых предпочтений и функциональных возможностей ЖКТ этих пациентов.

Не следует забывать, что в целях обеспечения плода необходимыми витаминами и минеральными веществами для нормального внутриутробного и последующего постнатального развития в периоды беременности и кормления грудью женщинам показан регулярный и систематический их прием. В России представлен сравнительно широкий ассортимент витаминно-минеральных комплексов, производимых отечественной и зарубежной промышленностью для беременных и кормящих матерей [22].

Регулярное потребление витаминов и минеральных веществ практически всеми возрастными категориями населения в России продолжает оставаться крайне неудовлетворительным. Детским врачам всегда следует помнить о том, что в настоящее время имеются все возможности как для профилактики, так и для коррекции любых форм витаминно-минеральной недостаточности. Игнорирование этих возможностей абсолютно недопустимо и ничем не может быть оправдано.

источник