Меню Рубрики

Дети возраст суточная потребность витамины

Возраст Белки, г Жиры, г Углеводы, г Энергетическая ценность, ккал
От 1 до 3 лет 53 53 212 1540
От 4 до 6 лет 68 68 272 1970
От 7 до 10 лет 79 79 315 2300
От 11 до 13 лет (мальчики) 93 93 370 2700
От 11 до 13 лет (девочки) 85 85 340 2450
От 14 до 17 лет (юноши) 100 100 400 2900
От 14 до 17 лет (девушки) 90 90 360 2600
Возраст Витамины
B1 (тиамин), мг B2 (рибофлавин), мг B6, мг B12, мкг B9 (фолацин), мкг PP (ниацин), мг C (аскорбиновая кислота), мг A, мкг E (токоферол), мг D, мкг
От 1 до 3 лет 0,8 0,9 0,9 1 100 10 45 450 5 10,0
От 4 до 6 лет 1,0 1,3 1,3 1,5 200 12 50 500 7 2,5
От 7 до 10 лет 1,4 1,6 1,6 2 200 15 60 700 7 2,5
От 11 до 13 лет (мальчики) 1,6 1,9 1,9 3 200 18 70 1000 8 2,5
От 11 до 13 лет (девочки) 1,5 1,7 1,7 3 200 16 60 1000 7 2,5
От 14 до 17 лет (юноши) 1,7 2,0 2,0 3 200 19 75 1000 10 2,5
От 14 до 17 лет (девушки) 1,6 1,8 1,8 3 200 17 65 1000 8 2,5
Возраст Кальций Фосфор Магний Железо
От 1 до 3 лет 800 800 150 10
От 4 до 6 лет 1200 1450 300 15
От 7 до 10 лет 1100 1650 250 18
От 11 до 13 лет (мальчики) 1200 1800 350 18
От 11 до 13 лет (девочки) 1100 1650 300 18
От 14 до 17 лет (юноши) 1200 1800 300 18
От 14 до 17 лет (девушки) 1100 1650 300 18

Суточная потребность в энергетической ценности пищи при беременности существенно возрастает, на 5-9-м месяце она составляет 2900 килокалорий. Ещё выше суточная потребность в энергии у кормящих матерей — 3200 килокалорий. Соответственно повышена суточная потребность в белке: для беременных — 100 граммов (в том числе 60 граммов животных белков), для кормящих матерей — 112 граммов (в том числе 67 граммов животных белков). Существенно увеличивается у них и потребность в витаминах и минеральных веществах.

Значительно изменяется потребность в основных пищевых веществах в пожилом возрасте, а он начинается, как принято считать, с шестидесяти лет. В таблице приведены суточные нормы потребления белков, жиров, углеводов и энергии для этой категории населения.

Нормы потребления минеральных веществ для пожилых людей те же, что и для трудоспособных взрослых, то есть 800 мг кальция, 1200 мг фосфора, 400 мг магния в день (железа — 10 мг для мужчин и 18 мг для женщин).

Что касается витаминов, то потребность пожилых людей в витаминах D, А, Е, В9 и В12 та же, что и для взрослого трудоспособного населения, потребность же в других витаминах имеет отличия.

Возрастные группы Белки, г Жиры, г Углеводы, г Энергетическая ценность, ккал
всего в том числе животные
Мужчины от 60 до 74 лет 69 38 77 333 2300
Мужчины от 75 лет и старше 60 33 67 290 2000
Женщины от 60 до 74 лет 63 35 70 305 2100
Женщины от 75 лет и старше 57 31 63 275 1900
Возрастные группы B1 (тиамин), мг B2 (рибофлавин), мг B6, мг PP (ниацин), мг C (аскорбиновая кислота), мг
Мужчины от 60 до 74 лет 1,4 1,6 1,6 15 53
Мужчины от 75 лет и старше 1,2 1,4 1,4 13 50
Женщины от 60 до 74 лет 1,3 1,5 1,5 14 52
Женщины от 75 лет и старше 1,1 1,3 1,3 12 48

Если сравнить приведённые данные с нормами, рекомендуемыми для взрослого трудоспособного населения, нетрудно заметить, что с возрастом снижается потребность в белках, жирах, углеводах и энергии. Это и понятно: ведь снижается интенсивность обменных процессов и уменьшается физическая активность. В то же время потребность в витаминах снижается менее значительно, а для половины витаминов остаётся постоянной, так же как и для минеральных веществ.

Разнообразие пищи — залог здоровья. В природе не существуют продукты, которые содержали бы все необходимые человеку компоненты (за исключением материнского молока, но только для новорожденных). Поэтому только комбинация разных продуктов лучше всего обеспечивает организму доставку с пищей необходимых ему пищевых веществ. При большом разнообразии продуктов организму для оптимального функционирования легче выбрать необходимые вещества. Более всего это относится к микрокомпонентам пищи, таким, например, как витамины и микроэлементы. Процессы усвоения и обмена микрокомпонентов часто резко активируются в присутствии других пищевых веществ, иногда нескольких. Все это говорит в пользу разнообразия пищевых продуктов в нашем рационе.

Ряд эндемичных (то есть свойственных определённой местности) заболеваний связан с избытком или недостатком микроэлементов, находящихся в почве. Соответственно в одних случаях эти микроэлементы попадают, в других не попадают в растительные продукты (например, случаи недостатка йода или фтора в питании населения некоторых областей нашей страны).

Разнообразие продуктов в известной мере обеспечивает и их гигиеническую безопасность. В связи с развитием химизации сельского хозяйства и усиливающимся отрицательным влиянием промышленности на окружающую среду в отдельных районах могут накапливаться и попадать в пищевые продукты различные вредные для здоровья вещества (пестициды, соединения свинца). Конечно, содержание этих веществ контролируется органами здравоохранения, но не лишне дополнительно обезопасить себя, разнообразив свое питание. Совершенно исключено, чтобы все продукты, произведённые даже в одной и той же местности, в одинаковой степени накапливали вредные вещества. Разнообразие продуктов в любом случае «разбавляет» концентрацию этих веществ до безопасного уровня.

Некоторые люди проповедуют хотя и разнообразное, но раздельное питание, то есть рекомендуют потреблять каждый пищевой продукт в отдельности, а не в сочетании с другими продуктами в один приём, как это обычно принято. В качестве доказательства своей правоты сторонники раздельного питания указывают на то, что углеводы начинают перевариваться уже в ротовой полости в щелочной среде, а белки — в желудке, в кислой среде, и эти два процесса друг другу мешают. Приём несколько повышенного количества жира вообще задерживает эвакуацию пищи из желудка (этот факт, действительно, установлен наукой), и это тоже, говорят они, мешает усвоению белков и углеводов.

Следует заметить, что основное переваривание и белков, и жиров, и углеводов происходит в тонком кишечнике под влиянием ферментов, содержащихся главным образом в панкреатическом соке. Все эти ферменты проявляют оптимальное действие в слабощелочной среде и никак не мешают один другому. В ответ на поступление пищевой массы из желудка в двенадцатиперстную кишку в последней рефлекторно выделяется уже готовый панкреатический сок с богатым набором пищеварительных ферментов. Если же в желудке было только одно мясо (преимущественно белок) или один картофель (преимущественно углеводы), то в первом случае будут «работать» только ферменты, расщепляющие белки, во втором случае — ферменты, расщепляющие углеводы, тогда как все остальные ферменты останутся «безработными». Поэтому наиболее благоприятным с точки зрения «работы» всех ферментов панкреатического сока является приём максимально разнообразной пищи, содержащей оптимальные соотношения белков, жиров и углеводов. Это важно ещё и потому, что в данном случае в лимфу и в кровь одновременно поступают и аминокислоты, и жирные кислоты, и моносахариды, то есть и носители энергии, и строительный материал. Поступление в кровь только «строительного материала» без энергии и, наоборот, энергии без «строительного материала», несомненно, создаёт трудности для организма.

Что касается тормозящего влияния некоторого избытка жиров на эвакуацию пищевой смеси из желудка, то этот факт нельзя рассматривать как отрицательный для переваривания белков и углеводов. Дело в том, что невыгодным для организма является как раз слишком быстрое переваривание и всасывание пищевых веществ — это нарушает так называемый гомеостаз, то есть поддержание определённого равновесия внутренней среды организма. Более выгодным является постепенное поступление пищевых веществ в кровь, что и достигается особенностями деятельности пищеварительной системы, которые выработались и наследственно закрепились в процессе эволюции животного мира.

источник

Витамины и микроэлементы — вещества, необходимые для нормального развития организма, роста здоровых клеток, повышения защитных функций, синтеза важных аминокислот, нормализации водно-солевого и белково-жирового баланса. Некоторые питательные вещества напрямую связаны с репродуктивными функциями и выработкой половых гормонов, другие участвуют в образовании кровяных телец, стимулируют выработку строительного белка для тканей, защищают нервную систему. Каждому человеку необходимо потреблять определенное количество витаминов в сутки, поскольку большинство из них не может синтезироваться в крови благодаря естественным физиологическим процессам. Некоторые люди предпочитают составлять корректное меню, чтобы восполнить запасы витаминов и микроэлементов, другие — принимают синтетические аналоги.

Большая часть микронутриентов подразделяется на две обширные категории. Они различаются по своей природной концентрации в организме человека и требуют определенного порога восполнения. Кроме того, каждый витамин тесно связан с синтезом важных микроэлементов. Например, дефицит витамина D ведет к плохому усвоению кальция, гиповитаминоз токоферола существенно снижает концентрацию магния, и т.д.

  • Жирорастворимые витамины — группа веществ, которые естественным образом накапливаются в крови человека, нередко достигая отметки токсического уровня. Витамины данной группы не нуждаются в ежедневном восполнении. В основном, они поступают в организм с пищевыми источниками в достаточном количестве. К данной группе относится ретинол, токоферол, холекальциферол и филлохинон (А, Е, D и К).
  • Водорастворимые витамины — практически не синтезируются в организме самостоятельно, быстро ликвидируются из крови и накапливаются в организме в значительно меньшей концентрации, нежели жирорастворимые. К данному типу относятся все витамины группы В (тиамин, рибофлавин, биотин, цианокобаламин, холин, пиридоксин; фолиевая, никотиновая и пантотеновая кислоты). Этот вид витаминов нуждается в постоянном восполнении посредством пищевых источников и, в некоторых случаях, медикаментозных препаратов (беременным и планирующим практически всегда прописывают курсы дополнительного приема фолиевой кислоты).

Следует уточнить, что гипервитаминоз влечет за собой столь же тяжелые последствия для состояния организма, что и гиповитаминоз. Особенно осторожно следует относиться к приему витаминов ребенком. В детском возрасте развиваются важнейшие системы организма, и избыток или недостаток витаминов в этот период может спровоцировать необратимые последствия для здоровья.

Диапазон суточных дозировок витаминов для детей
Категория Новорожденные и дети до года Дети 1-10 лет
Ретинол (витамин А) 400 мкг 500-700 мкг
Токоферол (витамин Е) 3-4 мкг 5-7 мкг
Холекальциферол (витамин D) 10 мкг 2,5-4 мкг
Аскорбиновая кислота (витамин С) 25-35 мг 40-45 мг
Филлохинон (витамин К) 5-10 мкг 15-30 мкг
Тиамин (витамин В1) 0,3-0,5 мг 0,7-1 мг
Рибофлавин (витамин В2) 0,3-0,5 мг 0,7-1,2 мг
Пиридоксин (витамин В6) 0,3-0,6 мг 1-1,2 мг
Пантотеновая кислота (витамин В5) 2-3 мг 3-5 мг
Цианокобаламин (витамин В12) 0,3-0,5 мкг 0,7-1,4 мкг
Ниацин (витамин РР) 5-6 мг 9-12 мг
Биотин (витамин Н) 10-15 мкг 20-30 мкг

Дефицит того или иного витамина сказывается на взрослом человеке легче, нежели на ребенке, однако острый авитаминоз также может привести к тяжелым дисфункциям внутренних органов и развитию хронических заболеваний. С возрастом концентрация витаминов снижается, а их естественное усвоение может стать затрудненным. Поэтому для пожилых людей, в качестве предупреждения остеопороза, онкологии и серьезных сердечно-сосудистых заболеваний, врач может назначить дополнительный прием высоких терапевтических доз определенного вещества.

Диапазон суточных дозировок витаминов для взрослых и пожилых людей
Категория Взрослые лица (мужчины и женщины) Лица пожилого и старческого возраста
Ретинол и бета-каротин (витамин А) 3400-5000МЕ 3600-6000МЕ
Тиамин (витамин В1) 1,1-2,5 мг 1,5-3 мг
Рибофлавин (витамин В2) 1,3-3 мг 2-3,5 мг
Ниацин (витамин В 3 или РР) 12-25 мг 15-27 мг
Цианокобаламин (витамин В12) 2-3 мкг 2,5-4 мкг
Пиридоксин (витамин В6) 1,6-2,8 мг до 20 мг
Аскорбиновая кислота (витамин С) 45-100 мг 55-150 мг
Холекальциферол (витамин D) 100-500 МЕ 150-300 МЕ
Токоферол (витамин Е) 25-40 МЕ 45-60 МЕ
Филлохинон (витамин К) 50-200 мкг 70-300 мкг
Биотин (витамин Н) 35-200 мкг до 300 мкг
Фолиевая кислота (витамин В9) 160-400 мкг 200-500 мкг
Пантотеновая кислота (витамин В4) 5-12 мг 7-15 мг

Следить за потреблением витаминов можно с помощью коррекции собственного рациона. Синтетические аналоги витаминов и специализированные комплексы стоит принимать лишь в случае необходимости. Обычно они назначаются при беременности и лактации, после перенесенных тяжелых заболеваний, аварий, психоэмоциональных потрясений, полостных операций и масштабных кровопотерь. Не стоит назначать себе прием витаминных комплексов самостоятельно. Адекватное лечение и его курс может составить только терапевт, изучив анамнез заболевания.

источник

Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!

Сегодня выделено и идентифицировано всего 13 витаминов, в которых нуждается человек любого возраста и пола. Это означает, что дети, в принципе, нуждаются во всех 13 известных витаминах, поскольку они обеспечивают нормальное функционирование всех органов и систем, а также их рост и развитие нормальных физиологических функций. Причем витамины сами не обладают какой-либо активностью, они являются своего рода катализаторами, запускающими каскад биохимических реакций, необходимых для нормального роста, регенерации и функционирования всех органов и систем. Это означает, что данные биохимические превращения без витаминов протекать не будут.

Читайте также:  Нужно ли принимать витамин д грудным детям

Условно роль витаминов в организме можно сравнить с функцией бензина в автомобиле. То есть, все детали исправны и работают, но пока не начнет поступать бензин, автомобиль не поедет. То же самое происходит и в организме – чтобы органы и системы начали осуществлять свои функции, расти и развиваться, им необходимо поступление витаминов. Причем каждый витамин катализирует и активирует протекание какого-либо одного строго определенного процесса. Поэтому для нормального функционирования всех органов и систем, любому человеку нужны все 13 витаминов. Для детей это особенно важно, поскольку им необходимы витамины не только для нормального функционирования органов и систем, но и для обеспечения их роста и развития.

Однако существуют витамины, дефицит которых особенно критичен для нормального роста и развития ребенка. Выраженный дефицит этих витаминов может привести к умственной отсталости, задержке роста, заболеваниям пищеварительной, эндокринной и сердечно-сосудистой систем, иммунодефициту и даже смерти. Именно их включают в группу «детских витаминов» и подразумевают под термином «витамины для детей».

В настоящее время в обществе развернулась широкая дискуссия по поводу того, нужно ли давать витамины детям или нет? Под витаминами при этом подразумеваются различные фармакологические препараты, продающиеся в аптеках. Ответ на этот вопрос не может быть однозначным, поскольку зависит от большого количества различных факторов.

В-первых, следует помнить, что витамины необходимы ребенку для роста и развития, а также для поддержания нормального функционирования всех его органов и систем. Если ребенок не будет получать достаточного количества каких-либо витаминов, то остановится его рост и развитие, поскольку все будет уходить только на поддерживание нормального функционирования органов и систем. Кроме того, дефицит витаминов отрицательно скажется на здоровье, поскольку они необходимы для нормального функционирования иммунной системы. Следовательно, можно сказать, что дефицит витаминов – это иммунодефицит различной степени тяжести. Таким образом, совершенно очевидно, что витаминодефицит опасен для ребенка в гораздо большей степени, чем для взрослого человека.

Поскольку обеспеченность витаминами не одинакова для каждого конкретного человека, то и ответить на вопрос о том, нужно ли давать ребенку витамины, нельзя в общем, применительно ко всем малышам. Решать, нужно ли давать ребенку витамины, следует индивидуально, основываясь на анализе его состояния и рациона. То есть, чтобы ответить на вопрос, нужно ли давать витамины ребенку в данном конкретном случае, следует подумать, может ли у него быть их дефицит?

Если ребенок нормально и полноценно питается, то у него нет витаминодефицита, и ему не нужны какие-либо дополнительные препараты. То есть, ребенку, качественно питающемуся, витамины давать не нужно.

Если же ребенок питается не качественно, а, следовательно, неполноценно, часто болеет, или недавно перенес тяжелое заболевание или отравление, то витамины ему давать нужно. Причем при неполноценном питании витамины следует давать 2 – 4 раза в год курсами по 1 – 1,5 месяца. А на фоне тяжелого заболевания или после выздоровления витамины необходимо давать в течение 2 – 3 месяцев, после чего следовать правилам их использования в зависимости от рациона питания ребенка. Также нужно давать витамины ребенку, который при любом рационе питания часто болеет, плохо ест, не растет и не набирает вес, отстает в физическом или психическом развитии.

Под полноценным питанием ребенка подразумевается следующий примерный рацион:
1. Ребенок потребляет свежее или свежемороженое красное мясо минимум (говядина, телятина, баранина и т.д.) два раза в неделю;
2. Ребенок употребляет мясо птицы не реже 2 – 3 раз в неделю;
3. Ребенок употребляет свежую или свежемороженую рыбу минимум дважды в неделю;
4. Ребенок ежедневно кушает какие-либо молочные продукты;
5. Ребенок кушает яйца минимум два раза в неделю;
6. Ребенок ежедневно употребляет не менее пяти видов фруктов и овощей;
7. Ребенок ежедневно употребляет сливочное и растительное масла;
8. Объем углеводистой пищи (булочки, выпечка, хлеб, макароны, картофель и др.) составляет не более половины всего ежедневного рациона ребенка.

Если питание ребенка соответствует приведенному рациону, то ему не нужны витамины. При полноценном рационе ребенку нужно давать витамины только при частых инфекциях или после затяжных и тяжелых перенесенных заболеваний, а также на фоне сильных физических или умственных нагрузок или в период очень активного роста, когда он вытягивается и набирает вес очень быстро. Если питание ребенка не соответствует приведенному выше рациону, то оно считается неполноценным. Следовательно, этому ребенку необходимо давать витамины курсами продолжительностью 1 – 1,5 месяца с интервалами между ними в 1 – 2 месяца до тех пор, пока его рацион питания не удастся сделать полноценным.

Кроме того, витамины ребенку нужно давать при появлении признаков их дефицита вне зависимости от его рациона питания. Признаками нехватки витаминов у ребенка являются следующие:

  • Отсутствие аппетита;
  • Низкая физическая активность;
  • Чрезмерная нервная возбудимость;
  • Ухудшение зрения или слуха;
  • Утомляемость;
  • Нарушения сна (беспокойный сон, трудности с засыпанием, сонливость по утрам и т.д.);
  • Анемия;
  • Медленный рост;
  • Потливость;
  • Судороги.

Таким образом, чтобы понять давать ли витамины детям, необходимо проанализировать показатели здоровья, роста, развития и питания тех детей, относительно которых принимается решение.

В настоящее время Всемирная организация здравоохранения разработала рекомендуемые суточные нормы потребления витаминов для детей различного возраста, которые полностью удовлетворяют потребности организма. Данные нормы являются средними, а потому довольно условными величинами, поскольку на практике невозможно точно подсчитать дозировки витаминов, поступающих с пищей. Это можно сделать лишь приблизительно. Однако примерное содержание витаминов в суточном рационе питания должно быть не ниже рекомендованных ВОЗ значений. В таком случае можно быть уверенным в том, что ребенок получает все необходимые витамины в нужном ему количестве.

Нормы суточного потребления витаминов для детей отражены в таблице.

Возраст детей А В1 В2 В5* В6 В9** В12 РР Н Е Д К С
0 – 1 год 1250 МЕ 0,3 мг 0,4 мг 2 мг 0,5 мг 25 мкг 0,4 мкг 5 мг 15 мкг 3 мг 300 МЕ 5-10 мкг 30 мг
1 – 3 года 1350 МЕ 0,7 мг 0,8 мг 3 мг 1,0 мг 50 мкг 0,7 мкг 9 мг 20 мкг 6 мг 400 МЕ 15 мкг 40 мг
4 – 6 лет 1600 МЕ 0,9 мг 1,1 мг 4 мг 1,1 мг 75 мкг 1,0 мкг 12 мг 25 мкг 7 мг 400 МЕ 20 мкг 45 мг
7 – 10 лет 2300 МЕ 1,0 мг 1,2 мг 5 мг 1,4 мг 100 мкг 1,4 мкг 7 мг 30 мкг 7 мг 400 МЕ 30 мкг 45 мг
11 – 18 лет девочки 3000 МЕ 1,1 мг 1,3 мг 4–7 мг 1,6 мг 200 мкг 2,0 мкг 15 мг 15 мкг 8 мг 400 МЕ 45-55 мкг 60 мг
11 – 18 лет мальчики 3000 МЕ 1,5 мг 1,8 мг 4–7 мг 2,0 мг 200 мкг 2,0 мкг 17-20 мг 17-20 мкг 10 мг 400 МЕ 45-65 мкг 60 мг

5 – устаревшее название пантотеновой кислоты
**В9 – условное обозначение фолиевой кислоты

Ребенку более всего необходимы витамины группы В (В1, В2, В6, В12), а также А, С, Е и Д. Данные витамины можно давать ребенку любого возраста, как по отдельности, так и в форме поливитаминного комплекса. Приобретая поливитаминные препараты для ребенка, следует обращать внимание, чтобы он содержал перечисленные витамины в суточной дозировке. Перечисленные витамины обеспечивают возможность активного роста и правильного формирования всех органов и систем ребенка. Иными словами витамины А, С, Д, Е и группы В помогают ребенку вырасти и сформироваться во взрослого человека. Причем витамины обеспечивают не только гармоничное физическое развитие, но и психическое.

Кроме того, полезным для детей любого возраста является витамин РР, который также можно давать ребенку. Этот витамин не является обязательным, но желательно включать его в комплекс, предназначенный для ребенка. Именно витамин РР улучшает работу иммунной системы, уменьшая выраженность и силу аллергических реакций, к которым склонны многие дети.

Наилучшим временем для приема витаминов является утро, сразу после завтрака. Нельзя давать витамины ребенку на голодный желудок, поскольку это может спровоцировать неприятные и дискомфортные проявления, такие, как тошнота, тяжесть и жжение в животе и другие, вследствие чего он вообще откажется принимать полезные пилюли. В течение всего курса применения витаминов ребенка следует обильно поить – не менее 2 литров в сутки. Причем лучше всего давать ему чистую питьевую воду. Витамины нельзя давать постоянно, их следует принимать курсами по 1 – 1,5 месяца. Минимальный перерыв между курсами приема витаминов составляет 1,5 – 2 месяца.

Ребенку в возрасте 1 – 2 лет больше всего необходимы витамины А, Д, РР, С, В1, В2, В6 и В12, которые обеспечивают его активный рост и увеличение общей массы всех органов и тканей. Поскольку в этом возрасте ребенок еще не может проглотить таблетку, то витамины ему необходимо давать в форме раствора или сиропа. Следует избегать комплексов, содержащих витамин К, поскольку он может привести к кровоточивости и нарушениям в работе иммунной системы ребенка.

В настоящее время на отечественном рынке лекарств имеются два витаминных препарата, наилучшим образом подходящих для детей 1 – 2 лет – это Пиковит 1+ и Алфавит Наш малыш. Оба комплекса не содержат витамин К, а концентрация аскорбиновой кислоты относительно низкая и безопасная для ребенка этого возраста. Кроме того, Пиковит выпускается а форме сиропа, а Алфавит Наш малыш в виде порошка для приготовления растворов, что позволяет свободно давать их маленькому ребенку, который еще не в состоянии проглотить таблетку.

В Алфавит Наш малыш также учтена совместимость витаминов, и поэтому в упаковке имеются пакетики различного цвета, в каждом из которых находятся только совместимые друг с другом витамины. Каждый день нужно давать ребенку по одному пакетику каждого цвета. Однако нельзя принимать все пакетики одновременно, это следует делать с интервалами в течение дня. Наиболее удобно давать ребенку один пакетик утром, второй – в обед и третий – вечером.

Среди витаминов, имеющихся на фармацевтическом рынке, оптимальными для детей 2 – 3 лет являются следующие:

  • Алфавит Наш малыш;
  • Витрум бэби;
  • Кидди Фарматон в соответствующей возрасту дозировке;
  • Киндер Биовиталь в соответствующей возрасту дозировке;
  • Мульти-Табс бэби;
  • Пиковит 1+;
  • Сана-Сол.

Алфавит Наш малыш и Пиковит выпускаются в жидкой форме, а остальные витамины в виде жевательных таблеток. Такие формы выпуска позволяют избежать трудностей при их приеме ребенком. В состав витаминов не входят консерванты и красители, что обеспечивает их гипоаллергенность. Но витамины содержат ароматические и вкусовые добавки различных ягод и фруктов, что очень нравится детям.

В возрасте 3 – 4 лет ребенок, как правило, начинает посещать детский сад или другие дошкольные учреждения, где он входит в тесный контакт со сверстниками. Именно тесные взаимоотношения с другими детьми, а также стресс от изменения привычного распорядка дня вызывают иммунодефицит, который проявляется частыми заболеваниями. Поэтому в этом возрасте ребенку больше всего необходимы витамины, способные укрепить его иммунитет, такие, как, А, С, РР, В1, В22, В3 и В6.

Оптимальными для детей 3 – 4 лет витаминными комплексами, имеющимися на отечественном фармацевтическом рынке, являются следующие:

  • Алфавит Детский сад;
  • Витрум Кидс;
  • Кидди Фарматон в соответствующей возрасту дозировке;
  • Киндер Биовиталь в соответствующей возрасту дозировке;
  • Мульти-Табс малыш и Мульти-Табс малыш макси;
  • Пиковит 3+;
  • Сана-Сол.

Перечисленные витаминные комплексы улучшают функционирование иммунной системы ребенка, стимулируют умственную эмоциональную деятельность мозга, а также повышают его психическую устойчивость, что помогает ему наилучшим образом адаптироваться в новых условиях.

В возрасте 4 – 6 лет у ребенка начинается активный и быстрый рост костно-мышечной системы. Поэтому ему необходимы витамины, обеспечивающие адекватный и нормальный рост костей и мышц, такие как, А, Д, РР, С, В1, В2, В6, В12. Кроме того, для нормального роста помимо витаминов ребенку 4 – 5 лет необходимы минералы – кальций и фосфор, из соединений которых в организме будут образовываться соли, обызвествляющие кости и делающие их прочными и крепкими. При достаточном количестве витаминов, но дефиците минералов, кости ребенка будут иметь неправильную форму и недостаточную длину. Если ребенок будет испытывать дефицит витаминов или минералов в возрасте 4 – 5 лет, то он останется невысоким, ноги будут искривлены, а грудь приобретет плоскую или бочкообразную форму.

Оптимальными для детей 4 – 6 лет витаминными комплексами являются следующие:

  • Вита Мишки;
  • Витрум Кидс;
  • Кидди Фарматон в соответствующей возрасту дозировке;
  • Киндер Биовиталь в соответствующей возрасту дозировке;
  • Мульти-Табс Классик, Мульти-Табс малыш и Мульти-Табс малыш макси;
  • Пиковит 4+ и Пиковит 5+.
Читайте также:  Нужно принимать витамин д детям

Ребенок в возрасте 6 – 7 лет уже вырос, пока его костно-мышечная система будет расти относительно медленно, но зато именно сейчас начинается активное формирование структур головного мозга, что связано с большим количеством эмоциональных впечатлений и мощными умственными нагрузками. Чем больше будет эмоций и чем выше будет интеллектуальная нагрузка ребенка в возрасте 6 – 7 лет, тем он лучше подготовится к школе, и тем успешнее он будет учиться. Под интеллектуальными нагрузками понимается не обучение ребенка буквам, сложению, вычитанию и т.д., а постановка перед ним творческих игровых задач, которые требуют нестандартных решений. Например, как перебраться через огромную лужу, не замочив ног и не испачкав костюма? Или как построить из конструктора дом с 6-ю комнатами, как одеться за 40 секунд, как обыграть бабушку в карты и т.д. Естественно такие подготовительные тренировки перед школой должны проходить на фоне нормального функционирования организма ребенка, которому для этого необходимы витамины А, С, Е, В1, В2, В6, В12 и фолиевая кислота. Кроме перечисленных витаминов ребенку необходимы минералы – кальций, магний, фосфор, железо и йод.

В настоящее время для детей 6 – 7 лет наилучшим образом подходят следующие витаминные комплексы:

  • Алфавит Школьник;
  • Вита Мишки;
  • Витрум Юниор;
  • Кидди Фарматон в соответствующей возрасту дозировке;
  • Киндер Биовиталь в соответствующей возрасту дозировке;
  • Мульти-Табс Школьник (Школяр) или Мульти-Табс Классик;
  • Пиковит 5+.

Перечисленные витаминные комплексы содержат не только необходимые ребенку витамины, но и минералы.

В возрасте от 7 до 10 лет у ребенка продолжает активное формирование структур головного мозга, а также развивается нервная, дыхательная и сердечно-сосудистая системы. Кроме того, обучение в школе предполагает довольно серьезные интеллектуальные нагрузки. Поэтому ребенку особенно необходимы витамины А, Д, С, В1, В2, В6, В12, фолиевая и пантотеновая кислота. Эти витамины обеспечивают потребности организма ребенка для развития головного мозга и интеллекта, а также жизненно важных систем – дыхательной, нервной и сердечно-сосудистой. Именно в этом возрасте полностью формируется иммунная система ребенка и приобретает характеристики взрослого человека, в связи с чем он перестает так часто и тяжело болеть. Слизистые оболочки перестраиваются и становятся также «взрослыми». Однако для успешного развития всех органов и систем помимо витаминов ребенку 7 – 10 лет необходимы минералы – железо, марганец и медь.

Оптимальными витаминно-минеральными комплексами для ребенка 7 – 10 лет являются следующие:

  • Алфавит школьник;
  • Вита Мишки;
  • Витрум Юниор;
  • Кидди Фарматон в дозировке соответственно возрасту;
  • Киндер Биовиталь в соответствующей возрасту дозировке;
  • Мульти-Табс Школьник (Школяр) или Мульти-Табс Классик;
  • Пиковит 7+.

Оптимальными витаминными комплексами для ребенка 10 лет являются те же, что и для малыша 7 – 9 лет:

  • Алфавит школьник;
  • Вита Мишки;
  • Витрум Юниор;
  • Кидди Фарматон в дозировке соответственно возрасту;
  • Киндер Биовиталь в соответствующей возрасту дозировке;
  • Мульти-Табс Школьник (Школяр) или Мульти-Табс Классик;
  • Пиковит 7+.

С 12 лет ребенку можно давать Витрум Классик и Центрум.

Витамин Д (Д3) для детей необходим для роста костей и мышц, формирования зубов и ногтей, а также для оптимального функционирования местного иммунитета слизистых оболочек.

Витамин А для детей необходим для нормального роста, хорошего зрения, а также отличного состояния кожного покрова. Дефицит витамина А провоцирует плохой рост ребенка, а также неудовлетворительное состояние кожи с частыми гнойничковыми высыпаниями, экзематозноподобными очагами, аллергическими высыпаниями, шелушениями, трещинами и т.д.

Витамин Е для детей необходим для формирования иммунной системы и предотвращения тяжелого течения острых инфекций. Также витамин Е способствует формированию эластичных и устойчивых к негативному воздействию факторов окружающей среды кожного покрова и слизистых оболочек.

Витамин С для детей необходим для нормального роста мышечной массы, а также для повышения прочности всех органов и тканей. Также витамин С необходим для профилактики инфекционно-воспалительных заболеваний и поддержания нормального состояния кожного покрова.

Витамин РР для детей необходим для обеспечения нормальной работы пищеварительного тракта, а также для эффективного клеточного дыхания. Также витамин РР участвует в поддержании нормального состояния и функционирования кожного покрова.

Витамины группы В (В1, В2, В6, В12) для детей необходимы для регуляции и обеспечения нормального и адекватного потребностям обмена веществ и кровообращения. Также витамины группы В необходимы для развития и поддержания эффективной работы мозга и других частей нервной системы.

Улучшают память, мозговую деятельность и повышают концентрацию внимания следующие витамины:

  • В1;
  • В6;
  • В12;
  • Ф (F);
  • Е.

Поэтому с целью улучшить память и активизировать деятельность мозга, ребенку необходимо давать именно перечисленные витамины. Однако помимо витаминов для улучшения работы мозга и памяти необходимы микроэлементы – селен, цинк, йод, железо. Комбинация витаминов и микроэлементов, способствующих улучшению памяти и работы мозга, оказывает наиболее выраженный эффект по сравнению с применением только одного класса соединений.

Оптимальный состав витаминов и микроэлементов для улучшения памяти работы мозга для детей содержится в комплексах Пиковит 7 +, Пиковит Форте, Алфавит, Витрум Бэби, Витрум Кидс, Витрум Юниор и Витрум Тинейджер.

Данные витамины содержат только необходимые для ребенка вещества, поэтому их состав по сравнению с другими витаминно-минеральными комплексами может показаться «бедным». Однако это не так, поскольку все ингридиенты тщательно подобраны и скомпонованы таким образом, чтобы не создавать излишнюю нагрузку на почки и печень ребенка, которые еще не полностью сформированы. В результате тщательного подбора ингредиентов в комплексе отсутствуют витамины и минералы, которые могут быть лишними для ребенка, что уменьшает нагрузку на органы выделения и оптимизирует их эффективность. Иными словами витамины Супрадин – это воплощение принципа «минимальная концентрация, обеспечивая максимально выраженный эффект».

Витамины оказывают выраженное действие, улучшая общее самочувствие ребенка, повышая аппетит, нормализуя работу мозга и память, стимулируя его физическую активность и поддерживая всегда хорошее настроение. Также положительное воздействие оказывают витамины и на иммунитет, благодаря чему ребенок перестает болеть. Кроме того, витамины имеют приятный вкус и нравятся детям, поэтому у родителей не возникает трудностей и необходимости уговаривать ребенка принять таблетку.


Автор: Наседкина А.К. Специалист по проведению исследований медико-биологических проблем.

источник

В статье рассматриваются возрастзависимые потребности в витаминах и минеральных веществах у пациентов в возрасте 0–18 лет. Приводятся обновленные российские нормы физиологических потребностей в витаминах и минеральных веществах для детей различного возрас

The article focuses on age-related requirements for vitamins and minerals in patients aged 0–18 years. Renewed Russian references for daily physiologic consumption of vitamins and minerals in infants and children of different age groups are provided.

В нейродиетологии детского возраста необходимость регулярного потребления витаминов и минеральных веществ является аксиомой [1]. Именно эти эссенциальные вещества, относящиеся к микронутриентам, позволяют обеспечить нормальное физическое развитие и адекватное функционирование всех органов и систем организма, включая центральную нервную систему [2].

По аналогии с витаминами, неадекватное потребление которых сопровождается витаминодефицитными состояниями или гиповитаминозами, недостаточное поступление в организм минеральных веществ может приводить у детей и взрослых к микроэлементозам (или дисэлементозам) [3–5]. В частности, это касается таких минеральных веществ, как магний (Mg), цинк (Zn) и кальций (Ca), каждому из которых ранее были посвящены наши соответствующие публикации [6–11].

Дискутабельным продолжает оставаться вопрос о целесообразности одновременного или разделенного по времени приема витаминов и минеральных веществ, но, по-видимому, этот момент не может считаться принципиальным. Неоспоримо, что потребности детей в витаминах и минеральных веществах являются строго возраст-зависимыми.

Положительное влияние дотации витаминов и минеральных веществ на организм будущего ребенка можно констатировать при своевременном приеме специализированных комплексов женщинами на этапе беременности [12–14]. Ранее нами неоднократно сообщалось о так называемых «витаминных линейках», ориентированных на контингенты детей различного возраста [15–18]. Такой подход к обеспечению детей витаминными и витаминно-минеральными комплексами на различных этапах постнатального онтогенеза к началу 21-го века уже может считаться традиционным. Примером подобных «линеек» является линия Супрадин Кидс, эти витамины зарегистрированы в РФ в качестве биологически активных добавок [19]. Представители линии Супрадин Кидс характеризуются наличием в их составе биологически активных веществ (лецитин, холин, омега-3 жирные кислоты, β-каротин), нацеленных на модуляцию когнитивных и неврологических функций у детей различного возраста.

В действующих с 2008 г. в Российской Федерации «Нормах физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации» пересмотрена и уточнена потребность детей в витаминах и минеральных веществах в зависимости от возраста [20]. Представленные ранее «Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения СССР» датировались 1991 г.

При приведении данных о потребностях в витаминах А (ретинол) и Е (токоферол) используются аббревиатуры «рет. экв.» (ретинол эквивалент, 1 мкг рет. экв. соответствует 1 мкг ретинола) и «ток. экв.» (токоферол эквивалент, 1 мг ток. экв. соответствует 1 мг альфа-токоферола).

Для детей первого года остались прежними нормы потребления витамина С (0–3 мес — 30 мг/сутки, 4–6 мес — 35 мг/сутки, 7–12 мес — 40 мг/сутки), витамина А (0–12 мес — 400 мкг рет. экв./сутки), витамина Е (0–6 мес — 3,0 мг ток. экв./сутки), витамина D (0–12 мес — 10 мкг/сутки), витамина В1 (0–3 мес — 0,3 мг/сутки, 4–6 мес — 0,4 мг/сутки, 7–12 мес — 0,5 мг/сутки), витамина В2 (0–3 мес — 0,4 мг/сутки, 4–6 мес — 0,5 мг/сутки, 7–12 мес — 0,6 мг/сутки), витамина В6 (0–3 мес — 0,4 мг/сутки, 4–6 мес — 0,5 мг/сутки, 0,6 мг/сутки) и витамина В12 (0–3 мес — 0,3 мкг/сутки, 4–6 мес — 0,4 мкг/сутки, 7–12 мес — 0,5 мкг/сутки). В обновленных рекомендациях потребность в витамине РР (ниацин) у детей в возрасте 7–12 месяцев увеличилась до 7 мг/сутки (ранее составляла 4 мг/сутки), как и нормы алиментaрного потребления фолиевой кислоты (0–6 месяцев — 50 мкг/сутки вместо 40 мкг/сутки). Появилась отсутствующая ранее рекомендация по потреблению витамина В5 (пантотеновая кислота): в возрасте 0–3 мес — 1,0 мг/сутки, 4–6 мес — 1,5 мг/сутки, 7–12 мес — 2,0 мг/сутки. К сожалению, потребность детей первого года жизни в витамине К и биотине не уточняется [20].

Для детей, возраст которых превысил 12 месяцев, в России в настоящее время рекомендуются следующие нормы потребления витаминов:

  • аскорбиновая кислота (1–3 года — 45 мг/сутки, 3–7 лет — 50 мг/сутки, 7–11 лет — 60 мг/сутки, 11–14 лет — 70 мг/сутки для мальчиков и 60 мг/сутки для девочек, 14–18 лет — 90 мг/сутки для подростков и 70 мг/сутки для девушек);
  • витамин А (1–3 года — 450 мкг рет. экв./сутки, 3–7 лет — 500 мкг рет. экв./сутки, 7–11 лет — 700 мкг рет. экв./сутки, 11–18 лет — 1000 мкг рет. экв./сутки для юношей и 800 мкг рет. экв./сутки для девушек);
  • витамин Е (1–3 года — 4,0 мг ток. экв./сутки, 3–7 лет — 7,0 мг ток. экв./сутки, 7–11 лет — 10,0 мг ток. экв./сутки, 11–14 лет — 12,0 мг ток. экв./сутки, 14–18 лет — 15 мг ток. экв./сутки);
  • витамин D (1–18 лет — 10 мкг/сутки);
  • витамин В1 (1–3 года — 0,8 мг/сутки, 3–7 лет — 0,9 мг/сутки, 7–11 лет — 1,1 мг/сутки, 11–14 лет — 1,3 мг/сутки, 14–18 лет — 1,5 мг/сутки для юношей и 1,3 мг/сутки для девушек);
  • витамин В2 (1–3 года — 0,9 мг/сутки, 3–7 лет — 1,0 мг/сутки, 7–11 лет — 1,2 мг/сутки, 11–14 лет — 1,5 мг/сутки, 14–18 лет — 1,8 мг/сутки для юношей и 1,5 мг/сутки для девушек);
  • витамин В6 (1–3 года — 0,9 мг/сутки, 3–7 лет — 1,2 мг/сутки, 7–11 лет — 1,5 мг/сутки, 11–14 лет — 1,7 мг/сутки для мальчиков и 1,6 мг/сутки для девочек, 14–18 лет — 2,0 мг/сутки для юношей и 1,6 мг/сутки для девушек);
  • витамин В12 (1–3 года — 0,7 мкг/сутки, 3–7 лет — 1,5 мкг/сутки, 7–11 лет — 2,0 мкг/сутки, 11–14 лет — 3,0 мкг/сутки);
  • ниацин (1–3 года — 8,0 мг/сутки, 3–7 лет — 11,0 мг/сутки, 7–11 лет — 15,0 мг/сутки, 11–14 лет — 18,0 мг/сутки, 14–18 лет — 20,0 мг/сутки для юношей и 18,0 мг/сутки для девушек);
  • биотин (1–3 года — 10,0 мкг/сутки, 3–7 лет — 15,0 мкг/сутки, 7–11 лет — 20,0 мкг/сутки, 11–14 лет — 25 мкг/сутки, 14–18 лет — 50 мкг/сутки);
  • фолиевая кислота (1–3 года — 100 мкг/сутки, 3–11 лет — 200 мкг/сутки, 11–14 лет — 300–400 мкг/сутки, 14–18 лет — 400 мкг/сутки);
  • витамин В5/пантотеновая кислота (1–3 года — 2,5 мг/сутки, 3–11 лет — 3,0 мг/сутки, 11–14 лет — 3,5 мг/сутки, 14–18 лет — 5,0 мг/сутки для юношей и 4,0 мг/сутки для девушек);
  • витамин К (1–3 года — 30 мкг/сутки, 3–7 лет — 55 мкг/сутки, 7–11 лет — 60 мкг/сутки, 11–14 лет — 80 мкг/сутки для мальчиков и 70 мкг/сутки для девочек, 14–18 лет — 120 мкг/сутки для юношей и 100 мкг/сутки для девушек) [20].
Читайте также:  Образование витамина к у детей

Если до 2008 г. регламентировалось потребление детьми лишь 6 минеральных веществ (Ca, P, Mg, Fe, Zn и I), то теперь имеются рекомендации по потреблению в детском возрасте 13 элементов. Среди них, помимо уже перечисленных, фигурируют калий (K), натрий (Na), хлор (Cl), медь (Cu), селен (Se), хром (Cr) и фтор (F) [20].

Cледует отметить, что рекомендаций по суточной потребности в калии (К) и хроме (Cr) для детей первого года жизни пока не существует.

С 2008 г. предусмотрены следующие нормы потребления детьми различного возраста минеральных веществ:

  • кальций (0–3 мес — 400 мг/сутки, 4–6 мес — 500 мг/сутки, 7–12 мес — 600 мг/сутки, 1–3 года — 800 мг/сутки, 3–7 лет — 900 мг/сутки, 7–11 лет — 1100 мг/сутки, 11–18 лет — 1200 мг/сутки);
  • фосфор (0–3 мес — 300 мг/сутки, 4–6 мес — 400 мг/сутки, 7–12 мес — 500 мг/сутки, 1–3 года — 700 мг/сутки, 3–7 лет — 800 мг/сутки, 7–11 лет — 1100 мг/сутки, 11–18 лет — 1200 мг/сутки);
  • магний (0–3 мес — 55 мг/сутки, 4–6 мес — 60 мг/сутки, 7–12 мес — 70 мг/сутки, 1–3 года — 80 мг/сутки, 3–7 лет — 200 мг/сутки, 7–11 лет — 250 мг/сутки, 11–14 лет — 300 мг/сутки, 14–18 лет — 400 мг/сутки);
  • калий (1–3 года — 400 мг/сутки, 3–7 лет — 600 мг/сутки, 7–11 лет — 900 мг/сутки, 11–14 лет — 1500 мг/сутки, 14–18 лет — 2500 мг/сутки);
  • натрий (0–3 мес — 200 мг/сутки, 4–6 мес — 280 мг/сутки, 7–12 мес — 350 мг/сутки, 1–3 года — 500 мг/сутки, 3–7 лет — 700 мг/сутки, 7–11 лет — 1000 мг/сутки, 11–14 лет — 1100 мг/сутки, 14–18 лет — 1300 мг/сутки);
  • хлориды (0–3 мес — 300 мг/сутки, 4–6 мес — 450 мг/сутки, 7–12 мес — 550 мг/сутки, 1–3 года — 800 мг/сутки, 3–7 лет — 1100 мг/сутки, 7–11 лет — 1700 мг/сутки, 11–14 лет — 1900 мг/сутки, 14–18 лет — 2300 мг/сутки);
  • железо (0–3 мес — 4,0 мг/сутки, 7 мес — 7 лет — 10,0 мг/сутки, 7–11 лет — 12,0 мг/сутки, 11–14 лет — 12,0 мг/сутки для мальчиков и 15,0 мг/сутки для девочек, 14–18 лет — 15,0 мг/сутки для мальчиков и 18,0 мг/сутки для девочек);
  • цинк (0–6 мес — 3,0 мг/сутки, 7–12 мес — 4,0 мг/сутки, 1–3 года — 5,0 мг/сутки, 3–7 лет — 8,0 мг/сутки, 7–11 лет — 10 мг/сутки, 11–18 лет — 12,0 мг/сутки);
  • йод (0–12 мес — 0,06 мг/сутки, 1–3 года — 0,07 мг/сутки, 3–7 лет — 0,10 мг/сутки, 7–11 лет — 0,12 мг/сутки, 11–14 лет — 0,13 мг/сутки для мальчиков и 0,15 мг/сутки для девочек, 14–18 лет — 0,15 мг/сутки);
  • медь (0–6 мес — 0,5 мг/сутки, 7–12 мес — 0,3 мг/сутки, 1–3 года — 0,5 мг/сутки, 3–7 лет — 0,6 мг/сутки, 7–11 лет — 0,7 мг/сутки, 11–14 лет — 0,8 мг/сутки, 14–18–1,0 мг/сутки);
  • селен (0–3 мес — 0,01 мг/сутки, 4–12 мес — 0,012 мг/сутки, 1–3 года — 0,015 мг/сутки, 3–7 лет — 0,02 мг/сутки, 7–11 лет — 0,03 мг/сутки, 11–14 лет — 0,04 мг/сутки, 14–18 лет — 0,05 мг/сутки);
  • хром (1–3 года — 11 мкг/сутки, 3–11 лет — 15 мкг/сутки, 11–14 лет — 25 мкг/сутки, 14–18 лет — 35 мкг/сутки);
  • фтор (0–6 мес — 1,0 мг/cутки, 7–12 мес — 1,2 мг/сутки, 1–3 года — 1,4 мг/сутки, 3–7 лет — 2,0 мг/сутки, 7–11 лет — 3,0 мг/сутки, 11–18 лет — 4,0 мг/сутки) [20].

В линейке витаминно-минеральных комплексов для детей фигурируют Супрадин Кидс гель (с 3-летнего возраста), Супрадин Кидс Юниор (с 5-летнего возраста), мармеладные конфеты Супрадин Кидс c омега-3 и холином (с 3-летнего возраста), жевательные пастилки Супрадин Кидс мишки (с 11-летнего возраста).

Ниже рассматривается состав комплексов линии Супрадин Кидс применительно к детям различного возраста (дозирование и назначение в соответствии с возрастными показаниями — по аннотации производителя).

Одна чайная ложка Супрадин Кидс гель обеспечивает 3-летнему ребенку 7,4 мкг витамина D (74% от суточной потребности), 1,9 мг витамина Е (27,1%), 0,31 мг витамина В1 (34,4%), 0,29 мг витамина В2 (32,2%), 0,39 мг витамина В6 (32,5%), 3,5 мг ниацина (31,8%), 0,42 мг пантотеновой кислоты (12%), 13,5 мг витамина С (27%), а также 155 мкг рет. экв. β-каротина. Следует помнить, что 6 мкг последнего считаются эквивалентными 1 мкг витамина А, то есть β-каротин в данном случае по сути является заменителем ретинола. Таким образом, для детей, достигших 3-летнего возраста, в качестве важнейших рассматриваются 8 витаминов (2 жирорастворимых и 6 водорастворимых). Необходимо отметить, что включение в состав Супрадин Кидс гель лецитина (100 мг в 1 чайной ложке) не только оптимизирует утилизацию витаминных компонентов комплекса, но и способствует повышению концентрации внимания.

В одной жевательной таблетке Супрадин Кидс Юниор, предложенной 5-летнему ребенку, содержатся 2,5 мкг витамина D3 (25% от суточной потребности), 300 мкг витамина А (60%), 5 мг витамина Е (71,4%), 22,5 мг аскорбиновой кислоты (45%), 6 мг никотинамида (54,5%), 0,45 мг витамина В1 (50%), 0,45 мг витамина В2 (45%), 0,45 мг витамина В6 (37,5%), 0,5 мкг витамина В12 (33,3%), 2 мг пантотеновой кислоты (66,6%), 75 мкг фолиевой кислоты (37,5%), 10 мкг биотина (66,6%), 120 мг кальция (13,3%), 25 мг магния (12,5%), 6 мг железа (60%), 4 мг цинка (50%), 0,4 мг меди (66,6%), 60 мкг йода (60%), 12,5 мкг селена (62,5%), 12,5 мкг хрома (83,3%). Кроме того, в каждой таблетке Супрадин Кидс Юниор представлены 1 мг марганца и 25 мг холина (около 25% от суточной потребности в этом витаминоподобном веществе). Дефицит Mn, нормы физиологического потребления которого в детском возрасте не установлены (для взрослых 2 мг/сутки), сопровождается замедлением роста и повышенной хрупкостью костной ткани, что определяет целесообразность дотации этого микроэлемента детям. Примечательно, что в этом витаминно-минеральном комплексе представлены 12 витаминов из 13 (за исключением витамина К), а также 9 важнейших минеральных веществ. Описываемый состав отражает современные представления о потребностях детей в возрасте > 5 лет в указанных микронутриентах.

Одна мармеладная конфета (пастилка) Супрадин Кидс с омега-3 и холином, принимаемая 4-летним ребенком, обеспечивает его 15 мг витамина С (30%), 4,5 мг ниацина (40,9%), 0,5 мг витамина В6 (41,6%) и 0,25 мкг витамина В12 (8,3%). Кроме того, в составе присутствуют докозагексаеновая омега-3 жирная кислота (30 мг) и холин (30 мг); что способствует улучшению памяти и умственному развитию детей [19]. Представленность Супрадин Кидс с омега-3 и холином лишь четырех перечисленных выше водорастворимых витаминов восполняется добавлением двух биологически активных веществ, что фактически превращает этот комплекс в продукт функционального питания.

Каждая жевательная пастилка Супрадин Кидс мишки, принимаемая 11-летним ребенком, содержит 2,5 мкг витамина D (25% от суточной потребности в этом возрасте), 400 мкг витамина А (40–50%%), 5 мг витамина Е (41,6%), 30 мкг витамина С (42,8%), 1 мг витамина В6 (58,8%), 0,5 мкг витамина В12 (16,6%), 9 мг ниацина (50%), 100 мкг фолиевой кислоты (33,3%), 75 мкг биотина (300%). Такая (повышенная) представленность биотина обусловлена важной ролью этого витамина в обмене веществ (участвует в синтезе жиров, глиогена, метаболизме аминокислот). Девять вышеперечисленных жиро- и водорастворимых витаминов относятся к важнейшим для детей, переходящих от обучения в начальной школе к более сложному и дифференцированному предметному образованию. Витаминный состав Супрадин Кидс Мишки не только обеспечивает ежедневную потребность ребенка, но и призван стимулировать умственное развитие и способность к обучению [19].

Не вызывает сомнений необходимость признать важность возрастных различий в плане потребности детей в важнейших микронутриентах — витаминах, минеральных веществах, микроэлементах. Не являясь источниками пищевой энергии, эти микронутриенты принимают участие в утилизации пищи (метаболизм), регуляции функций различных систем и органов, осуществлении процессов роста, адаптации и развития организма [20].

Современные подходы к разработке и составу витаминных и витаминно-минеральных комплексов учитывают возрастные особенности пациентов и базируются на осознании невозможности обеспечить детей и взрослых всеми необходимыми витаминами и минеральными веществами исключительно алиментарным путем. Еще одной особенностью многих поливитаминных и витаминно-минеральных комплексов является так называемая «болезнь-специфичность» и коррегирующая направленность, то есть лечебно-профилактическая направленность в отношении тех или иных видов патологии (соматической или психоневрологической) [21, 22].

Фактически следует признать, что возрастзависимость и сбалансированность витаминно-минеральных комплексов, как и включение в их состав компонентов, обладающих доказанной эффективностью (лецитин, холин, омега-3-ненасыщенные жирные кислоты и др.), в полной мере соотносятся с концепцией нейродиетологии, направленной на оптимизацию терапии психоневрологических заболеваний посредством качественного/количественного манипулирования составом рационов питания, алиментарное предотвращение болезней нервной системы, а также на оптимизацию психомоторного развития, неврологических и интеллектуальных функций у детей [22]. Роль витаминов и минеральных веществ в достижении указанной цели трудно переоценить.

  1. Студеникин В. М., Шелковский В. И., Балканская С. В. Возможности применения витаминно-минеральных комплексов с профилактической и лечебной целями в детской нейродиетологии / «Совершенствование педиатрической практики. От простого к сложному»: сборник статей. М., 2008. С. 81–84.
  2. Студеникин В. М., Шелковский В. И. Витаминно-минеральные комплексы для детей: инструмент нейродиетологии // Педиатрия. 2008. Т. 87. № 6. С. 105–109.
  3. Студеникин В. М. Гиповитаминозы и поливитамины // Вопросы современной педиатрии. 2002. Т. 1. № 1. С. 48–51.
  4. Студеникин В. М. Гиповитаминозы // Лечащий Врач. 2002. № 5. C. 52–55.
  5. Студеникин В. М., Курбайтаева Э. М., Балканская С. В., Высоцкая Л. М., Шелковский В. И. Витаминно-минеральные комплексы для детей: азбука эссенциальных веществ // Лечащий Врач. 2007. № 2. С. 91–93.
  6. Студеникин В. М., Балканская С. В., Шелковский В. И., Курбайтаева Э. М. Витаминно-минеральная недостаточность у детей: соматические и психоневрологические аспекты проблемы // Лечащий Врач. 2008. № 1. С. 19–22.
  7. Студеникин В. М., Турсунхужаева С. Ш., Звонкова Н. Г., Пак Л. А., Шелковский В. И. Магний и его препараты в психоневрологии // Эффективная фармакотерапия. Неврология и психиатрия. 2012. № 4, с. 8–12, 58–60.
  8. Студеникин В. М., Турсунхужаева С. Ш., Кузенкова Л. М., Пак Л. А., Шелковский В. И., Акоев Ю. С. Препараты магния в коррекции повышенной возбудимости у детей // Фарматека. 2013. № 7 (260). С. 23–26.
  9. Студеникин В. М., Турсунхужаева С. Ш., Шелковский В. И. Цинк в нейропедиатрии и нейродиетологии // Лечащий Врач. 2012. № 1. С. 44–47.
  10. Николаев А. С., Мазурина Е. М., Кузнецова Г. В., Студеникин В. М., Чумакова О. В., Шелковский В. И., Маслова О. И. Физиологическое и патофизиологическое значение метаболизма кальция в детском возрасте // Вопр. практ. педиатрии. 2006. Т. 1. № 2. С. 57–65.
  11. Студеникин В. М., Курбайтаева Э. М. Кальциопенические состояния и их коррекция // Лечащий Врач. 2010. № 10. С. 54–56.
  12. Студеникин В. М. Витаминные и витаминно-минеральные комплексы для беременных женщин России // Доктор.ру. 2005. № 4. С. 33–37.
  13. Студеникин В. М. Поливитаминные препараты и витаминно-минеральные комплексы для беременных // Лечащий Врач. 2007. № 4. С. 63–65.
  14. Студеникин В. М. Витаминно-минеральные комплексы для беременных: основа формирования неврологического здоровья матери и ребенка // Лечащий Врач. 2009. № 3. С. 53–55.
  15. Студеникин В. М. Витамины и поливитаминные препараты в России // Доктор.ру. 2004. № 3. С. 30–34.
  16. Студеникин В. М. Витамины для детей: мифы и реальность // Доктор.ру. 2004. № 6. С. 19–23.
  17. Cтуденикин В. М., Николаев А. С., Акоев Ю. С., Балканская С. В., Горелова Ж. Ю., Шелковский В. И. Витамины и применение поливитаминных препаратов в педиатрии // Справочник педиатра. 2006. № 6. С. 68–88.
  18. Студеникин В. М., Балканская С. В., Курбайтаева Э. М., Высоцкая Л. М., Шелковский В. И. Поливитаминные комплексы для здоровых и больных детей // Практика педиатра. 2007. № 5. С. 12–14.
  19. Студеникин В. М. Возможности применения поливитаминных комплексов в нейропедиатрии // Лечащий Врач. 2013. № 9. С. 60–64.
  20. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации. Метод. реком. МР 2.3.1.2432–08.3.2.1. Рациональное питание. М., 2008. 40 с.
  21. Студеникин В. М. Витаминно-минеральный комплекс для профилактики атеросклероза и инсульта // Лечащий Врач. 2014. № 2. С. 8–11.
  22. Нейродиетология детского возраста (коллективная монография) / Под ред Студеникина В. М. М.: Династия. 2012, 672 с.

В. М. Студеникин, доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАЕ

ФГБУ «НЦЗД» РАМН, Москва

источник