Меню Рубрики

Гиперактивные дети и витамин с

синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

СДВГсиндром дефицита внимания с гиперактивностью. Встречаются примерно у 15% младших школьников.

— С трудом удерживает внимание во время выполнения школьных заданий и во время игр

— Часто допускает ошибки из-за небрежности

— Часто складывается впечатление, что ребенок не слышит обращенную к нему речь

— Часто оказывается не в состоянии придерживаться инструкции к заданию, не доводит дела до конца

— Ему сложно самому организовать себя на выполнение задания

— Избегает, очень не любит задания, требующие длительного сохранения умственного напряжения.

— Легко отвлекается на посторонние стимулы

— Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях

— Наблюдаются частые беспокойные движения, ребенок крутится, вертится, что-то теребит в руках и т.п.

— Часто встает со своего места на уроках или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте

— Проявляет бесцельную (только чтоб выплеснуть энергию) двигательную активность: бегает, прыгает, пытается куда-то залезть и т.д.

— Обычно не может тихо, спокойно играть, заниматься чем-либо на досуге.

— Часто находится в постоянном движении, «будто к нему прикрепили мотор».

— Часто отвечает на вопросы, не задумываясь и выслушав их до конца.

— Обычно с трудом дожидается своей очереди в разных ситуациях

— Часто на уроке не может дождаться, пока его спросит учитель и выкрикивает с места.

— Часто мешает другим, вмешивается в игры или беседы.

Если вы наблюдаете у ребенка 5 и более признаков невнимательности из перечисленных выше и 5 и более признаков гиперактивности и импульсивности, причем они устойчивы во времени (сохраняются на протяжении как минимум 6 месяцев) и в ситуации (то есть проявляются и в школе, и дома), то с большой долей вероятности можно говорить о наличии у этого ребенка СДВГ. А значит, для успешного обучения и развития он требует ОСОБОГО подхода с Вашей стороны!

ЧТО ТАКОЕ СДВГ И ОТКУДА ОН БЕРЕТСЯ?

Диагноз СДВГ ставит врач. Это очень незначительные нарушения в деятельности центральной нервной системы. На созревании мозга ребенка могут сказаться факторы – длительная нехватка кислорода у ребенка (например, из-за обвития пуповины во время родов), травмы головы во время родов или в раннем детстве, токсическое поражение плода во время беременности (курение, принятие алкоголя, наркотиков матерью, работа на вредных производствах и т.п.) и другие.

Основными признаками СДВГ являются невнимательность, гиперактивность и импульсивность. Эти особенности поведения ребенка имеют физиологическую основу, поэтому ребенок не может с помощью волевой регуляции корректировать собственное поведение или же это дается ему с большим трудом, часто за счет подрыва здоровья.

Особенностью умственной деятельности таких детей является цикличность: дети могут продуктивно работать 5- 15 минут, затем 3-7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается и не реагирует на учителя, не воспринимает информацию.

Детей с СДВГ характеризует высокая утомляемость, особенно интеллектуальная (физическое утомление может, вообще, отсутствовать); низкая работоспособность; сниженные возможности саморегуляции; трудности при оперировании большим объемом информации.

СДВГ является легким поражением нервной системы, поэтому при адекватном подходе к такому ребенку он, скорее всего, будет вполне успешен в обучении (часто среди таких детей встречаются и одаренные), а к 4-6 классу проявления синдрома практически исчезнут.

Рекомендации родителям по общению с детьми с СДВГ:

— проявляйте достаточно твердости и последовательно­сти в воспитании;

— избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой — завышенных требований к ребенку;

— повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;

— выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;

— для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

-уделяйте ребенку достаточно внимания;

— не допускайте ссор в присутствии ребенка.

— установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи, учите ребенка четкому планированию своей деятельности;

— чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить за­дание, не отвлекаясь;

— снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;

— оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;

— избегайте по возможности больших скоплений людей; во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.

— помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности, когда ребенок утомлен, не настаивайте на срочном выполнении дела, дайте ему возможность отдохнуть;

— придумайте гибкую систему вознаграждений за хоро­шо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему, за­вести дневник самоконтроля;

— не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка;

— чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к от­рицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактив­ные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям;

— составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ; постепенно расширяйте обязанности, предваритель­но обсудив их с ребенком;

— не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;

— помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;

— не давайте одновременно несколько указаний. Зада­ние, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из несколь­ких звеньев;

— вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как гипер­активный ребенок еще не готов к такой форме работы, наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»: лишение удовольствия, лакомства, привилегий, запрет на приятную деятельность, телефонные разго­воры; прием «выключенного времени» (изоляция, угол, ска­мья штрафников, домашний арест, досрочное отправление в постель); холдинг, или простое удержание в «железных объ­ятиях»; внеочередное дежурство по кухне и т.д.

— давайте ребенку только одно задание на определенный отре­зок времени, чтобы он мог его завершить

— поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие кон­центрации внимания (например, работа с кубиками, раскра­шивание, чтение)

— давайте ребенку возможность расходовать избыточную энер­гию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе — длительные прогулки, бег, спортивные занятия.

— старайтесь не давать ребенку дополнительных умственных нагрузок, в начальных классах не рекомендуется посещение художественной, музыкальной школ, различных кружков, рекомендуется, наоборот, посещение спортивных секций, особенно детям с СДВГ полезна гимнастика и плавание.

— поговорите с гиперактивным ребенком о его проблемах и научите с ними справляться.

Некоторые родители считают, что могут помочь ребенку, давая ему синтетическое снотворное. Подобные средства не способны обеспечить ребенку здоровый сон. Малыш скорее впадает в одурманенное состояние и просыпается бледный и невыспавшийся.

Кроме того, неизвестно, не вызывают ли эти препараты привыкания.

Медикаменты оказывают второстепенную помощь

Гиперактивность — это нарушение поведенческих реакций. С ней нельзя справиться медицинскими препаратами, однако на определенных стадиях медикаменты могут использоваться при психотерапевтическом лечении — но в качестве не основного, а лишь вспомогательного средства лечения.

Гиперактивными называют самых беспокойных детей. Своим внутренним и внешним беспокойством они осложняют жизнь себе и всем окружающим. Многие дети проявляют явное беспокойство в ситуациях, требующих порядка и внимания, например в школе или в детском саду. Они не могут сидеть спокойно, болтают ногами, роняют разные предметы, оборачиваются и вскакивают. Отсутствие сосредоточенности, короткий период времени, в который они способны спокойно и внимательно следить за ходом занятия, импульсивность и взбалмошность вредят не только успехам в учебе ребенка, но и успехам всей группы в детском саду или классе.

Побольше общайтесь с ребенком

Когда вы рассказываете малышу истории или читаете ему вслух, а не оставляете его на произвол судьбы один на один с компьютером или телевизором, он успокаивается, потому что чувствует вашу любовь и заботу. Ребенок учится не быть безвольным потребителем развлекательной продукции.

Регламентированный распорядок дня

В первую очередь это касается маленьких детей дошкольного возраста. Им нужна уверенность в стабильности и покое, а это им может обеспечить твердый режим дня. При этом имеется в виду не только четкое время приема пищи и сна, но и время, которое родители полностью посвящают ребенку: для игры, для рассказывания историй, для общения. Время, которое вы уделяете исключительно ему, должно быть неприкосновенным.

Нельзя недооценивать успокаивающее действие таких ритуалов!

С младенчества до школьного возраста важнейшим терапевтическим средством является пример взрослых, которые контролируют свои мысли, чувства и желания. Вместо этого детям часто приходится сталкиваться с суетой, обеспокоенностью и душевным напряжением в семье, с раздраженной матерью и ворчливым отцом. Кроме того, дети часто вместо любви и уюта ощущают беспомощность и равнодушие к своим проблемам.

Залейте чайную ложку смеси корня валерианы и листьев мелиссы 250 мл холодной воды, доведите до кипения и процедите. Давайте ребенку ежедневно две-три чашки этого чая.

Давайте ребенку в течение трех месяцев 3 раза в день после еды по 10 капель настойки валерианы, капая их на кубик сахара-рафинада.

Залейте пригоршню смеси шалфея и лавандового цвета литром воды, доведите до кипения, процедите и добавьте в ванную вместе с пеной для ванн, содержащей хмелевое масло. Пусть ребенок принимает ванну при температуре воды 37 °С в течение 20 минут.

Если гиперактивность малыша проявляется слишком сильно или связана с агрессивностью, следует отвести его к врачу. Тот должен установить, не является ли это симптомом повреждения мозга.

Возможно, родителей гиперактивных детей утешит тот факт, что большинство подобных симптомов пройдут до периода полового созревания.

Кроме внешних причин в развитии гиперактивности определенную роль может играть питание. Организм ребенка реагирует на содержащиеся в пищевых продуктах консерванты, красители и усилители вкуса, и реакция эта намного интенсивнее, чем у взрослых. В первую очередь ребенок реагирует именно на фосфаты — появляется гиперактивность. Фосфаты содержатся в мясе и колбасе, лимонадах и сладостях, а также в различных фруктах.

Семьям с гиперактивными детьми нужно много терпения и длительная психотерапевтическая помощь. При последовательном педагогическом и психотерапевтическом уходе в некоторых случаях достигается поразительный успех, и дети внезапно «взрослеют».

Питание при гиперактивности

Дискуссионный вопрос о фосфатах.

В последнее время вопрос о фосфатах широко обсуждается врачами. Говорят, что фосфаты якобы вызывают у детей гиперактивность («синдром непоседы»). Производители гигиенических средств отреагировали на это и перестали использовать фосфаты в своей продукции. Однако в зубной пасте по-прежнему могут содержаться фосфаты в качестве отбеливающих средств. Вопрос о том, приводит ли современное детское питание, богатое фосфатами, к гиперактивности (речь идет о лимонадах и коле), остается открытым. И все же фактом остается то, что рацион с низким содержанием этих веществ способствует лечению этого заболевания. Как бы то ни было, ребенку, страдающему гиперактивностью, не повредит диета без фосфатов, хотя и в этом отношении не следует заходить

слишком далеко, так как они выполняют в человеческом организме ряд важных функций.

Побочные эффекты добавок с фосфатами

Пищевые добавки с фосфатами могут вызывать аллергию, а в больших количествах — влиять на содержание в организме кальция, что наносит вред костям и зубам ребенка.

Фосфаты в качестве пищевых добавок в сыре: ортофосфорная кислота (Е-338),

фосфаты натрия (Е-450а — Е-450с) и мононатрий ортофосфат (Е-339а). Эти пищевые добавки предотвращают расслоение сыра на жир и сыворотку.

Фосфаты, содержащиеся в зубной пасте, порошковом тесте и сахарном сиропе: дикальций ортофосфат (Е-341) и трикальций ортофосфат (Е-341с). Эти соли придают необходимый продукту белый цвет и некоторый блеск.

Фосфаты, содержащиеся в добавках к кофе без молока: ди- и трикалий ортофосфат (Е-340).

Фосфаты, содержащиеся в морепродуктах, в первую очередь в рыбном филе и рыбных палочках — полифосфаты (Е-450а — Е-450с) — нужны для повышения содержания воды, то есть, чтобы при размораживании не терялся столь большой объем.

Биологические вещества и пищевые продукты для крепких нервов

• Витамин В; (тиамин) заботится о достаточном энергоснабжении нервных клеток. Нехватка тиамина приводит к раздражительности, нарушению эмоционального равновесия, проблемам с концентрацией внимания, хронической усталости, потере аппетита и нарушениям сна.

Тиамин в первую очередь содержится в пивных дрожжах, овсяных и медовых хлопьях, мюсли с орехами, мюсли с цельным зерном, орехах кешью, маке, сезаме, семечках подсолнуха и колбасе.

Проворная никотиновая кислота

Витамин В3 (никотиновая кислота) заботится о правильном распределении энергии. Так, его наличие в крови определяет то, будет ли использоваться аминокислота триптофан в обмене веществ или же ее действие будет направлено на успокаивание нервов. Нехватка никотиновой кислоты в пищевых продуктах приводит к нервозности и беспокойству, в то время как избыточная порция этого витамина может при определенных обстоятельствах успокаивать сильнее, чем валериана, хмель, зверобой и другие успокаивающие средства. Много никотиновой кислоты содержится в таких пищевых продуктах, как пивные дрожжи, мясо, колбаса, бобовые, орехи и семечки. Тайна витамина В3 в его крошечном размере.

Как и в случае с витамином С, его молекулы очень маленькие, и из-за этого он очень быстро поступает в пункт своего назначения в организме и не разрушается перед этим вредными свободными радикалами. Это свойство делает витамин В3 самым проворным из всех витаминов и, соответственно, наиболее заманчивым для медицинского использования.

Сбалансированное и правильное питание для них имеет очень важное значение. Их организм чутко чувствует, что и сколько ему необходимо в данный момент.

Некоторыми авторами отмечается, что у новых детей имеется необычная реакция на некоторые лекарственные препараты и продукты питания. У таких детей наблюдается «полярная», т.е. противоположная реакция на некоторые лекарства. От стимулирующих препаратов успокаиваются, а от успокаивающих – возбуждаются.

Было замечено, что гипогликемия – одно из самых распространённых заболеваний у детей с проблемами в поведении. Ребёнок может быть возбуждён или раздражителен сразу после пробуждения, но успокаивается после завтрака.

Российский исследователь, психолог В.Н. Пугач заметил также зависимость между количеством сахара в крови и поведением детей. У некоторых детей существует резкая реакция на сахар. От сахара, такие дети сильно возбуждаются и становятся гиперактивными.

В этой же статье В.Н. Пугач приводит данные Испанских учёных которые доказали, что сахар действительно опасен для работы мозга.

Если у вашего ребёнка наблюдается большая чувствительность к сахару, то обязательно заменяйте его ребёнку на мёд, сухофрукты (не варёные в сахарном сиропе), сладкие фрукты и овощи. Так же ограничьте потребление ребёнком конфет и продуктов, содержащих большое количество сахара.

Читайте также:  От витаминов для беременных крупные дети

Научно установлена связь между СДВГ и пищевыми красителями, сахаром и консервантами. По меньшей мере, 17 исследований подтвердили влияние пищевых красителей на гиперактивность и бессонницу, особенно у детей. Так, в ходе одного исследования выяснилось, что 150 из 200 детей стали лучше спать, меньше раздражаться и вести себя спокойней после того, как из их рациона исключили синтетические красители. Исследователи замеряли уровень адреналина в крови детей до употребления рафинированного сахара и после. Оказалось, что после приёма сахара уровень адреналина в крови взлетает в десятки раз!

Другие исследования показывают, что дети с подозрением на СДВГ, принимавшие комплексные витамины и минералы начинали вести себя более спокойно и уравновешенно, их успехи в учёбе повышались. Более того, такие дети становились более общительными и жизнерадостными.

Ещё одно средство, которое способствует более сбалансированному и гармоничному состоянию таких детей это сине-зелёная водоросль – Спирулина платенсис (препарат называется «Спирулина ВЭЛ», находится в свободном доступе в аптечной сети). Она стабилизирует уровень сахара в крови, в ней не содержатся токсины, но имеются жизненно необходимые витамины (особенно много бета-каротина и витамина В12).

По словам родителей, детей употреблявших эту водоросль, она творит «чудеса» с их неугомонными детьми. Дети становятся гораздо спокойнее, уравновешеннее и послушней.

Родители гиперактивного ребенка должны действовать слаженно в своих воспитательных мерах, указаниях и запретах, иначе он скоро научится обращать эти различия себе на пользу.

Несмотря на сложности, вы должны строить нормальные отношения с ребенком. Превратите специальные лечебные процедуры в игру. До поступления в школу малыш должен научиться концентрироваться и внимательно следить за ходом урока.

Гиперактивным детям нужны сильные впечатления, поэтому при выдумывании игр и развлечений вы должны быть очень изобретательными, чтобы им не было скучно.

Материал был взят из свободных источников в сети Интернет, а так же авторских исследований.

источник

Нервной системе отведена очень важная роль. Она регулирует деятельность других систем, внутренних органов и есть связующим звеном между ними. Детская нервная система еще нестабильна: быстрый рост, психоэмоциональные и умственные нагрузки, нарушенный режим дня легко отражается на самочувствии и настроении ребенка. Витамины для укрепления нервной системы способствуют восстановлению нервных клеток, улучшению умственной активности и защите от перегрузок.

Нервная система (НС) делится на два подвида: центральная нервная система (ЦНС) – состоит из головного и спинного мозга и периферическая нервная система (ПНС) – сюда относятся нервные клетки, узлы и окончания. Основные функции нервной системы:

  • Нормализация деятельности органов и систем, а также своевременная корректировка их работы в зависимости от условий.
  • Обеспечение связи организма с внешней средой (адаптация, реакция на опасность и др.).
  • Психическая деятельность: процессы мышления, речи, социального поведения.

Прием витаминов для детей важен для нервной системы. Витамины участвуют в большинстве процессов жизнедеятельности организма. Они катализаторы передачи нервных импульсов, защищают клетки мозга от разрушения, необходимы для нормального энергетического обмена. Витамины помогают неокрепшему организму справиться с эмоциональными и умственными нагрузками, восстанавливают психоэмоциональное равновесие личности.

Почему проблемы важно выявить своевременно:

  • У детей часто развивается синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Такой синдром сопровождается повышенной импульсивностью, невнимательностью, эксцентричным поведением. У детей с СДВГ проблемы с обучаемостью и налаживанием дружеских отношений.
  • Неполадки в работе нервной системы могут стать причиной проблем с сердечно-сосудистой системой.
  • Снижается качество жизни: у ребенка исчезает желание гулять, учиться, развлекаться.

Причин сбоя работы детской НС много:

  • Врожденная предрасположенность к заболеваниям.
  • Инфекционные заболевания, перенесенные в раннем возрасте.
  • Недоношенность, преждевременные роды, гипоксия плода.
  • Попадание в организм токсинов (некоторые ядовитые вещества поражают только нервные клетки).
  • Нарушение обмена веществ.
  • Сотрясения головного мозга.
  • Перегрузки в детском саду (школе), частые стрессы.
  • Врожденные заболевания сердечно-сосудистой системы, из-за которых нарушается кровообращение головного мозга.

Основные признаки дефицита витаминов:

  • Падение успеваемости: ребенок хуже воспринимает и запоминает информацию, на повседневные дела уходит больше времени.
  • Нарушается режим дня: малыш может быть как сонливым и апатичным, так и страдать от бессонницы.
  • Капризность, раздражительность без причины.
  • Беспричинные перепады настроения.
  • Сложнее концентрировать внимание.
  • Частые простуды.
  • Упадок сил.

Список самых важных витаминов:

Витамин Действие на организм Пищевой источник
А (ретинол) Улучшает зрение, благотворно влияет на кожу и волосы. Ускоряет нервные реакции, способствует улучшению концентрации внимания
  • рыбий жир, морковь, тыква;
  • хурма, молочные продукты, персики, абрикосы
В1 (тиамин) Способствует нормализации сна, снимает стресс, обладает седативным действием. Нормализует умственную деятельность
  • бобовые, орехи, мясные продукты и субпродукты;
  • крупы, зеленые листовые овощи
В2 (рибофлавин) Участвует в синтезе и восстановлении клеток. Препятствует быстрой утомляемости, улучшает сон. Нормализует кровообращение и помогает при головной боли
  • мясо и субпродукты, орехи (арахис, кунжут, миндаль);
  • молочные продукты, злаки (овсянка, гречка, пророщенная пшеница)
В3 (ниацин) Нормализует приток крови к головному мозгу. Это профилактика депрессивных состояний и патологий нервной системы
  • бобовые, мясо птицы, злаки (пшеница, ячмень, овсянка);
  • орехи, семечки, грибы
В6 (пиридоксин) Необходим для выработки серотонина и гемоглобина. Стабилизирует работу нервной системы. Способствует снятию излишнего возбуждения. Нормализует сон
  • морская рыба, мясо и субпродукты;
  • орехи, зеленые листовые овощи, бобовые
В9 (фолиевая кислота) Способствует улучшению долговременной и кратковременной памяти. Устраняет тревожность, раздражительность
  • дрожжи, грибы, брокколи;
  • цветная капуста, яйца, субпродукты;
  • морковь, тыква, зелень
В12 (цианокобаламин) Стимулирует мозговую деятельность. Защищает нервные клетки от повреждений, улучшает кровообращение
  • зеленые листовые овощи, субпродукты, рыба;
  • морепродукты, яйца, некоторые молочные продукты
С (аскорбиновая кислота) Способствует укреплению организма. Это натуральный антистресс, помогает справляться с эмоциональными нагрузками
  • шиповник, клюква, черная смородина;
  • цитрусовые, болгарский перец, брокколи, зелень, черника
Д (кальциферол) Необходим для успокоения нервной системы. Помогает справляться с повышенными нагрузками. Укрепляет кости и нужен для усвоения кальция и фосфора
  • молочные продукты, рыбий жир, морепродукты;
  • сливочное и растительное масло, зеленые листовые овощи
Е (токоферол) Защищает клетки мозга от повреждений, способствует регенерации нервных клеток. Это природный антиоксидант. Оказывает на организм успокаивающее действие
  • растительное масло (льняное, подсолнечное, оливковое, кукурузное);
  • яйца, семечки, орехи, шпинат

Для нормального функционирования нервной системы требуются йод, цинк, железо, селен. Эти элементы улучшают работу мозга, стимулируют деятельность нейронов, способствуют снятию напряжения.

Повседневное питание не всегда может обеспечить организм нужными витаминами, особенно, если ребенок испытывает повышенную нагрузку. Дополнительный прием рекомендуется:

  • При смене окружения, переезде, первых днях в садике и школе.
  • При снижении иммунитета – если ребенок часто болеет.
  • При серьезных умственных и физических нагрузках.
  • В качестве сезонной профилактики.
  • Для гиперактивных детей.
  • При выраженном гиповитаминозе.

При выборе витаминно-минерального комплекса нужно учитывать регион проживания, возраст, особенности развития и эмоционального состояния. Лучше, если препарат и дозировку подбирает педиатр. Для успокоения нервной системы детям до года дают витамины в виде капель, в возрасте 1-5-ти лет – сиропы (с 3-х лет жевательные таблетки). Школьникам можно предложить таблетированные формы.

Рейтинг витаминов для нервной системы:

Витамин Основные компоненты и особенности приема
Алфавит Успокоительные и общеукрепляющие комплексы. Есть витамины Малыш, Кидс, Юниор для детей разного возраста. В состав входят витамины А, В, С, Д, Е, ряд минералов. В сутки нужно принять по 1 таблетке каждого вида. Между приемами должно пройти не менее 4-х часов
Витрум Кидс Жевательные таблетки для детей 2-14-ти лет. В состав входят витамины А, В, С, Д, Е, железо, селен, цинк, йод и прочие минералы. Принимать 1-2 раза в день по1 таблетке во время или после еды. Школьникам также можно давать Витрум Антистресс – он способствует повышению тонуса организма, укрепляет нервную систему
Мультитабс Есть несколько разновидностей с разной дозировкой. Таблетки с фруктовым вкусом. В состав входят 11 витаминов и минералы. Принимать 2 раза в день после еды по 1 таблетке
Пиковит В состав входят витамины А, В, С, Д, Е, а также комплекс минералов. Есть серии для детей разного возраста. Принимать 2 раза в день по 1 таблетке после или во время еды
Центрум Мультивитаминный комплекс для детей 4-12-ти лет. В состав входят витамины А, В, С, Д, Е, К, железо, селен, цинк, марганец. Принимать по 1 драже в сутки после еды

Противопоказание для применения препаратов — индивидуальная непереносимость компонентов. Если появились побочные эффекты (головокружение, тошнота, сыпь на коже, слабость) – нужно прекратить прием витаминов и обратиться к врачу.

Важно! Передозировка опасна для детского организма. В больших количествах многие витамины из полезных веществ становятся токсичными и влияют на работу внутренних органов и систем

Родителям нужно обратить внимание на следующие моменты:

  • Выбор полноценного и разнообразного рациона. Не нужно кормить ребенка на ночь – это может стать причиной бессонницы.
  • Занятия спортом, длительные прогулки и игры не только способствуют укреплению иммунитета, но и улучшают функционирование нервной системы. Для грудничков полезны занятия на фитболе и гимнастика.
  • Ребенок должен находиться в комфортной психологической обстановке.
  • Беспокойным грудничкам и дошкольникам полезны курсы расслабляющего массажа. Процедура не должна длиться более получаса. Для эффекта нужно сделать 10-12 сеансов.
  • Необходимо приучить ребенка соблюдать режим дня. Этим нужно заниматься уже с первого года жизни малыша.
  • Если нет противопоказаний, можно давать ребенку успокаивающие травяные сборы, молоко с медом. Седативными свойствами обладают мята, мелисса, чабрец, девясил, ромашка.

Совет врача. Проблемы с нервной системой могут начаться еще в младенческом возрасте. Если родители замечают появление у ребенка кожного зуда, ослабление лицевых мышц, ухудшение кровообращения, нарушения координации – нужно срочно обращаться к специалисту

Гиперактивность – не редкое явление у современных детей. Советы по их воспитанию и укреплению нервной системы дает доктор Комаровский в видео ниже.

источник

​Исследования показали, что многие гиперактивные дети страдают от нехватки совершенно определенных витаминов, микроэлементов и основных жирных кислот. Рассмотрим, каких именно, почему и где они содержатся.

Главным образом — это витамины группы В. Практически все. Но особенно заметен дефицит витамина В12.

Тиамин (витамин В1) играет первостепенную роль в обмене углеводов: чем выше уровень их потребления, тем больше требуется тиамина. (Видите, как все взаимосвязано; только что мы говорили о перенасыщении углеводами). Недостаточность витамина B1 ослабляет перистальтику кишечника, вызывает запоры, мышечную слабость, снижает физическую и психическую работоспособность. Отсутствие или значительный дефицит тиамина приводит к развитию тяжелых заболеваний нервной системы.

Витамин B1 содержится во многих пищевых продуктах, в том числе в дрожжах, в хлебном квасе. Его много также в зерновых и бобовых культурах. В основном он содержится в зародыше зерна и его оболочках (отрубях). При получении муки высших сортов отруби удаляются, что приводит к значительному снижению в ней тиамина. Богаты этим витамином соя, гречневая и ячневая крупа, кукуруза и другие продукты. Из продуктов животного происхождения больше всего тиамина в печени и нежирной свинине (например, в свинине его в восемь раз больше, чем в говядине, и в шесть раз больше, чем в баранине), почках, сердце.

Тепловая обработка продуктов незначительно разрушает тиамин, особенно если она производится в кислой среде.

Рибофлавин (витамин В2) участвует в процессах роста, в обмене белков, жиров и углеводов. Он оказывает регулирующее влияние на состояние центральной нервной системы, воздействует на процессы обмена в роговице, хрусталике и сетчатке глаза, обеспечивает световое и цветовое зрение. Рибофлавин поступает в организм с пищей. При недостаточности этого витамина появляются сухость губ, вертикальные трещины и рубцы на них, трещины и корочки в углах рта, выпадают волосы, могут развиться конъюнктивит и блефарит.

Основными источниками витамина В2 являются яйца, сыр, молоко, мясо, а также зерновые и бобовые культуры: арахис, соя, чечевица, зеленый горошек. Много рибофлавина в дрожжах и молоке. Сквашивание молока при изготовлении ряженки, айрана, мацони значительно увеличивает содержание этого витамина; иными словами, молочнокислые бактерии способны его синтезировать. Источниками рибофлавина могут служить также груши, персики, томаты, морковь, свекла, цветная капуста, шпинат.

Витамин В2 очень чувствителен к воздействию ультрафиолетовых лучей, поэтому его препараты (порошки, таблетки) и пищевые продукты, богатые им, хранят в защищенном от солнца месте.

Никотиновая кислота (витамин РР, ниацин, витамин В3) участвует в реакциях клеточного дыхания, в белковом обмене и повышает использование в организме растительных белков, нормализует секреторную и двигательную функции желудка, работу печени, улучшает секрецию и состав сока поджелудочной железы. Основным источником никотиновой кислоты являются мясо домашней птицы, говядина, телятина, печень, почки. Очень богаты витамином В3 дрожжи, рисовые отруби, пшеничные зародыши. В других растительных продуктах, особенно в кукурузе и зерновых культурах, никотиновая кислота находится в связанной, не усвояемой организмом форме.

Витамин В3 — один из наиболее стойких в отношении хранения и кулинарной обработки. Воздействие высокой температуры, варка и жаренье почти не влияют на его содержание в продукте. Он устойчив к воздействию света, кислорода, воздуха, щелочей.

Пиридоксин (витамин В6) обеспечивает нормальное усвоение белков и жиров, играет важную роль в азотистом обмене. Недостаточность витамина В6 вызывает у детей раннего возраста задержку роста, желудочно-кишечные расстройства, малокровие, повышенную возбудимость. Пиридоксин содержится в весьма незначительных количествах во многих пищевых продуктах: в сухих пивных дрожжах, пшеничных отрубях, ячмене, просе, кукурузе, горохе, картофеле, моркови, свекле, говядине, курятине, говяжьей печени, в телятине, свинине, баранине, яйцах, в коровьем молоке и др. У здоровых людей, как правило, редко встречается недостаток витамина В6, поскольку его в достаточном количестве образуют кишечные бактерии. Однако бесконтрольный прием внутрь антибиотиков и сульфаниламидных препаратов угнетает функцию кишечных микроорганизмов, и тогда выработка пиридоксина значительно снижается.

Пантотеновая кислота (витамин В5) играет важную роль в обмене веществ. Она оказывает нормализующее влияние на нервную систему, функции надпочечников и щитовидной железы. Исключительно широко распространена в природе. Обнаружение ее в значительных количествах в различных растениях и животных тканях определило и название: пантотеновая — от греческого «вездесущий».

Фолиевая кислота (витамин В9) участвует в обмене и синтезе некоторых аминокислот, в синтезе нуклеиновых кислот, стимулирует кроветворную функцию костного мозга, способствует лучшему усвоению витамина В12. При недостатке в организме фолиевой кислоты развиваются тяжелая анемия, желудочно-кишечные расстройства, нарушения чувствительности и др. Она широко распространена в растительном и животном мире. Наиболее богаты фолиевой кислотой печень, почки и зеленые листья растений, особенно салаты. Фолиевая кислота легко разрушается при кулинарной обработке продуктов.

Читайте также:  От рвоты для детей витамины

Цианкобаламин (витамин В12) принадлежит к веществам с высокой биологической активностью. В этом витамине нуждаются все животные организмы. Он участвует в синтезе метионина, нуклеиновых кислот, процессах кроветворения и т. д. Недостаточность витамина В12 обычно развивается при нарушении его всасывания и проявляется тяжелыми формами анемии. В организм этот витамин поступает с пищей и, кроме того, синтезируется микроорганизмами кишечника. Основным источником цианкобаламина являются продукты животного происхождения, особенно много его содержится в говяжьей печени.

Стоит обратить внимание на тот факт, что витамином В12 питаются паразиты, находящиеся в организме человека, поэтому до тех пор, пока не будут удалены глисты, полноценное насыщение витамином В12 невозможно.

Магний. Один из важнейших элементов, недостаток которого может привести к развитию гиперактивности. Магний отвечает за работу нервной системы, помогает бороться со стрессами, гасит излишнюю возбудимость. Установлено, что дефицит магния создает благоприятные условия для скопления свинца в организме, а свинец чрезвычайно вреден для центральной нервной системы. Как только недостаток магния возмещается, свинец выводится естественным путем. Кроме того, он вообще играет огромную роль на протяжении всей жизни человека. Особенно остро в нем нуждаются те, кто страдает сердечно-сосудистыми заболеваниями. Подергивание век, онемение конечностей, плаксивое настроение, приступы отчаяния и реакция на погоду, аритмия и резкая боль в грудной клетке, выпадение волос, ломающиеся ногти, кошмарные сны или бессонница у пожилых — все это свидетельствует о дефиците магния. К сожалению, в нашем питании его очень мало. Самым хорошим источником теоретически могло бы быть какао, но гиперактивным детям его нужно давать ограниченно.

Ежедневно здоровому человеку необходимо 300 мг магния — это 6 г орехов и 3 куска черного (ржаного) хлеба. Овощи, мясо, сыр, различные сухофрукты, мак, соя, прожаренная гречневая крупа также содержат магний.

Цинк. О необходимости его мы уже говорили. Его нехватка тормозит важнейшие жизненные процессы, в частности, цинк корректирует характер и поведение человека, помогает ему усваивать информацию. Кроме того, он чрезвычайно важен в дерматологии, вот почему признаком нехватки цинка являются ломающиеся ногти, юношеские угри. Цинк входит в состав крови и мышц, регулирует содержание сахара в крови. При недостатке его отмечается замедление роста, плохая заживляемость ран. Цинк содержится в мясе, печени, морской рыбе, молоке, яйцах.

Железо. С этим элементом очень важно соблюдать золотую середину. С одной стороны, дефицит железа — распространенная проблема и у детей, и у взрослых. Низкое содержание железа в организме вызывает апатию, слабость, неспособность концентрировать внимание, что вполне характерно для синдрома дефицита внимания и способности к обучению. С другой стороны, слишком высокое содержание железа приводит к агрессивному или гиперактивному поведению, то есть опять-таки к симптомам СДВГ.

Много железа содержится в печени (особенно свиной), в зелени петрушки, мозгах, яичном желтке, белых грибах и других продуктах. Высокой усвояемостью отличается железо, содержащееся во фруктах и овощах (персиках, яблоках, шпинате и др.).

Полиненасыщенные жирные кислоты (Омега-3, Омега-6). Они не синтезируются в организме человека и животных (иногда их называют витамином F) и образуют группу так называемых незаменимых жирных кислот, то есть жизненно необходимых для человека. Эти кислоты отличаются от истинных витаминов тем, что не обладают способностью усиливать обменные процессы, однако потребность организма в них значительно выше, чем в истинных витаминах.

Само распределение полиненасыщенных жирных кислот в организме человека свидетельствует об их важной роли. Больше всего их содержится в печени, мозге, сердце, половых железах. При недостаточном поступлении с пищей содержание их уменьшается прежде всего именно в этих органах.

Важнейшим биологическим свойством полиненасыщенных жирных кислот является их участие в качестве обязательного компонента в образовании структурных элементов (клеточных мембран, миелиновой оболочки нервного волокна, соединительной ткани). Полиненасыщенные жирные кислоты обладают способностью усиливать выведение холестерина из организма, переводя его в легкорастворимые соединения. Это свойство имеет большое значение в профилактике атеросклероза. Кроме того, полиненасыщенные жирные кислоты оказывают нормализующее действие на стенки кровеносных сосудов, повышая их эластичность и снижая проницаемость.

Группа, содержащая максимальное число биологически активных кислот, — это растительные масла (подсолнечное, соевое, кукурузное и др.). Менее насыщенная группа — свиное сало, гусиный и куриный жир; еще менее насыщенная — бараний и говяжий жир, а также сливочное масло и другие молочные масла.

Исследования показали, что гиперактивные дети ощущают острую нехватку основных жирных кислот. Внешне это может проявляться такими симптомами: ребенок часто просит пить (его мучает постоянное чувство жажды), у него сухие волосы, сухая кожа, частое мочеиспускание. Следует подумать о дефиците жирных кислот, если у малыша появилась астма или экзема, то есть аллергические реакции на внешние раздражители. В случае, когда у ребенка обнаружена нехватка каких-либо питательных элементов, вместе с врачом этот вопрос решается быстро. Используется специальная диета и дополнительно — прием витаминов и препаратов, содержащих необходимые микроэлементы.

В современной педиатрии существует точка зрения, что одной из причин гиперактивности может стать неправильное питание ребенка. И далеко за примерами ходить не надо, достаточно проанализировать нынешний рост заболеваемости СДВГ и продукты, которые сегодня попадают на стол ребенку. Ведь, как известно, в большинстве из них содержатся различные консерванты, ароматизаторы, искусственные наполнители, пищевые красители, которые негативно влияют на нейрохимические процессы. А гиперактивность, нарушение внимания, беспокойство — все это проявления в том числе химического дисбаланса мозга. Кроме того, опасным в данном случае может стать любой продукт, который вызывает аллергию у ребенка. См. →

То, что вы едите, сказывается на том, как вы себя ведете. Ребенок, который правильно питается, скорее всего, и поступать будет правильно. Здоровое питание и, наоборот, несбалансированное могут в значительной мере воздействовать на поведение ребенка. В то время как одни детишки безболезненно набивают свои «невозмутимые» животики всякой всячиной, другие превращаются в буянов, проглотив горошинку-мармеладку. Родителям надо внимательно относиться к вопросу о том, чем кормить детей. Надо определять «плохую» для вашего ребенка пищу. Постарайтесь ответить на вопросы из следующего далее перечня. См. →

От питания зависит многое. В некоторых случаях оно может даже стать причиной развития синдрома, а в других усугубить течение болезни. Однако целиком уповать на лечение диетой нельзя, как пишут ученые Института по проблемам питания Университетской клинической больницы в Гиссене: «Диета помогает многим детям вести нормальную жизнь, но не всем. Это, безусловно, связано с тем комплексом причин, который мог привести к развитию гиперкинетического синдрома». В частности, если заболевание вызвано употреблением салицилатов и пищевых добавок, таких как консерванты и красители, то исключение их из питания приводит к значительному улучшению здоровья ребенка. См. →

источник

Существует немало теорий касательно того, что вызывает синдром дефицита внимания. Во время многочисленных исследований было установлено, что немаловажную роль в лечении этого заболевания играют витамины. Учёные Европы и США выделили определённые витамины для гиперактивных детей, которые способны снизить уровень возбудимости. В этой статье вы найдёте подробный список витаминов для гиперактивных детей, а также узнаете в каких продуктах питания их можно найти.

В1 или тиамин играет главную скрипку в углеводном обмене организма. То есть, чем больше употребляется углеводной пищи, тем больше требуется поступление в организм тиамина. Недостаточное потребление этого вещества чревато: слабостью мышц, запорами, снижению умственной и физической активности. А дефицит тиамина приводит к нарушению работы нервной системы. Это вещество можно найти в следующих культурах:

Но помните, что В1 разрушается при тепловой обработке в кислой среде.

В2 или рибофлавин активно участвует в процессах обмена. Он благотворно влияет на нервные пучки и остроту зрения. При недостатке В2, развивается конъюнктивит, сухость слизистых оболочек, выпадают волосы. Его можно найти в таком продуктовом наборе:

  • Куриные яйца
  • Молочные продукты
  • Мясо
  • Зерновые
  • Бобовые
  • Соя
  • Дрожжи
  • Фрукты (персики, абрикосы, груши)
  • Овощи (капуста, помидоры, морковь, шпинат)

В2 чувствителен к свету, поэтому содержащие его съестные припасы желательно хранить в затемнённых помещениях.

Никотиновая кислота принимает участие в обмене растительных и животных белков. Помогает осуществлять клеточное дыхание, стимулирует работу печени, желудка, поджелудочной железы. Никотиновой кислотой богаты:

  • Мясные продукты, в том числе и мясо птицы
  • Дрожжи
  • Рис
  • Зародыши пшеницы
  • Кукуруза

В6 или пиридоксин участвует в усвоение организмом белков и жиров принимает участие в азотистом обмене. Его дефицит приводит к проблемам с ЖКТ, задержи роста, нервным расстройствам, малокровию. Его можно встретить в таких продуктах питания:

  • Пшеница
  • Практически все зерновые
  • Картофель
  • Свёкла
  • Морковь
  • Разные сорта мяса и птиц
  • Молоко и кисломолочная продукция
  • Яйца

Содержание пиридоксина в организме значительно снижается вследствие приёма антибиотиков.

В5 или пантотеновая кислота. Принимает участие в процессах обмена организма. Благотворно влияет на щитовидную железу, надпочечники и нервную систему. Содержится практически в любой пище.

В9 или фолиевая кислота. Берёт участие в обмене аминокислот, стимулирует функцию головного и костного мозга, стимулирует кроветворение, помогает лучше усваивать организму В12. При её дефиците страдает ЖКТ, развиваются разного рода анемии, снижается порог чувствительности. Её можно найти в такой пище:

  • Печень и почки
  • Любая зелень
  • Зелёный салат

Не забудьте и то факт, что растительную пищу, содержащую фолиевую кислоту лучше не подвергать тепловой обработке.

В12 или Цианкобаламин – это вещество с повышенной биологической активностью. Он участвует практически во всех внутренних процессах организма. Нехватка В12 чревата малокровием, тяжёлой степенью анемии, нервными болезнями. Самый большой источник В12 говяжья печень, а также его можно найти в разных сортах мяса.

Это основанная группа витаминных веществ, которая необходима ребятёнкам с синдромом дефицита внимания. Но всё же лучше посоветовавшись с врачом прибрести комплекс витаминов для гиперактивных детей. Ведь помимо этих веществ, крохе необходимо получать микроэлементы, такие как железо, магний, цинк и полиненасыщенные жиры, такие как Омега-3.

Когда чадо растёт очень беспокойным, доставляя массу хлопот родителям и окружающим, встаёт вопрос о его гиперактивности. И если после обследования врач устанавливает диагноз «синдром дефицита внимания» — не надо сразу впадать в панику. Проблему можно решить сбалансированным питанием, соблюдением режима дня, правильно выбранными методами воспитания, и, конечно же, витаминами для гиперактивных детей. Названия витаминных препаратов, их действие вы сможете найти в этой статье. Но также не надо забывать, что витамины гиперактивным детям назначаются в соответствии с их возрастом лечащим врачом. А давая лекарства, не соответствующие физическому развитию, вы можете нанести вред крохе.

Седативные препараты от 2 лет

Успокаивающие комплексы в таком нежном возрасте должны деликатно воздействовать на нервную систему крохи. Но тем неимение обязаны тормозить процессы перевозбуждения и агрессии.

«Цитраль» рекомендована при наличии гипертензии. Она помогает снизить внутричерепное давление, и снабжена снотворным эффектом.

«Анвифен » может назначаться детям младшего возраста для снятия повышенного мышечного тонуса, при тревожном сне или бессоннице. У препарата есть ряд побочных эффектов: мигреневые боли, аллергические реакции, снижение функций работы почек и печени.

«Пантогам» назначается при повышенной двигательной активности, задержке развития психомоторики, а также для снижения мышечного тонуса. Однако «Пантогам» не прошёл ещё достаточно клинических исследований, поэтому лечебное действие средства ещё полностью не доказано.

Врачи утверждают, что в процессе первых лет жизни психоэмоциональное состояние способно корректироваться само. Поэтому самолечение в этот период категорически запрещено.

Успокоительные средства от 3 лет

Если заболевание не приходит к 3-летнему возрасту, то к симптомам малыша прибавляется истеричность и агрессия. В этот период уже можно работать с психологом параллельно принимая седативные препараты.

Доктор может назначить тот же «Пантогам» и «Цитраль». Хороший эффект даёт «Тенотена» детская, которая убирает мигреневые боли и снижает повышенную активность.

При беспокойном сне назначают капельки «Баю-бай», а также используют сборы успокоительных трав, такие как: «Успокой-ка» или «Вечерняя сказка».

При рассеянности внимания советуют принимать «Персен», «Семакс» или «Пироцета.

Успокоительные средства от 5 лета

Это время открытий и новых возможностей. Дитя взрослеет и начинает лучше воспринимать информацию. Но также возрастает возбудимость, отрегулировать которую помогут специальные препараты.

При бессоннице, чувстве страха, тревожности, назначают комплекс препаратов, таких как: трава пустырника, валокардин, карвалол, «Ново-пасит», «Персен» и т. д. Перед тем, как начинать принимать лекарства попробуйте снять напряжение прогулками, успокаивающими травяными сборами, чтением книг перед сном.

Успокоительные препараты с 7-ми лет

Это время нагрузок и стрессовых ситуаций. Юнец идёт в первый класс и если присутствует синдром гиперактивности, то непросто придётся всем. Врачи назначают следующие успокаивающие витамины для гиперактивных детей 7 лет:

Персен. Назначается при нервозах, апатических настроениях, психосоматических отклонениях. Он действует успокаивающе и обладает спазмолитическим эффектом.

Чай Hipp . Убирает нервозные состояния, излишнюю эмоциональность, плаксивость, нормализует сон.

«Тенотен ». Снижает напряжённость и раздражительность, способствует улучшению памяти.

«Санасон лек» помогает избавиться от тревожных состояний и страхов, лечит бессонницу.

источник

Стимулирующие препараты являются первой линией лечения синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). К распространенным симптомам СДВГ относятся гиперактивность, импульсивное поведение и трудности с обращением внимания.

Относительно недавно исследователи исследовали несколько различных добавок, которые могут помочь облегчить симптомы СДВГ.

В этой статье мы расскажем о некоторых наиболее перспективных диетических, гормональных и растительных добавках для лечения СДВГ у детей.

Исследования показывают, что дети с СДВГ часто имеют более низкие уровни определенных витаминов и минералов. Несмотря на это, в настоящее время нет убедительных доказательств того, что дефицит минералов вызывает СДВГ.

В некоторых случаях недостаток витаминов и минералов является следствием медикаментозного лечения СДВГ. Например, стимулирующие препараты могут подавлять аппетит, что может привести к снижению потребления питательных веществ.

Дефицит определенных питательных веществ может также ухудшить СДВГ или вызвать симптомы, которые имитируют состояние.

Исследователи изучают, эффективны ли следующие гормональные, диетические и растительные добавки для лечения СДВГ:

Мелатонин – это гормон, который регулирует цикл сна и бодрствования. Он может быть полезен для детей с СДВГ, которые, по мнению экспертов, испытывают нарушения сна.

Во многих случаях нарушения сна являются побочным эффектом стимуляторов, которые врачи назначают для лечения СДВГ. Стимуляторы работают, увеличивая активность как мозга, так и центральной нервной системы.

Хотя это часто улучшает симптомы СДВГ, это может привести к следующим проблемам со сном:

  • Трудно заснуть и проснуться
  • Ребенок просыпается посреди ночи
  • Дневная сонливость
Читайте также:  От витаминов дети рождаются крупными

Исследование, проведенное в 2019 году, было посвящено изучению пользы мелатонина для детей с СДВГ, у которых появились проблемы со сном в результате приема стимулятора Метилфенидата. Все 74 участника принимали разные дозы мелатонина в течение не менее 4 недель.

Чтобы определить успех лечения исследователи использовали родительские отчеты. Согласно отчетам, мелатонин эффективно облегчал проблемы со сном у 60,8% участников.

Витамин D играет важную роль в развитии и функционировании мозга. Несколько исследований обнаружили связь между дефицитом витамина D и нарушениями развития нервной системы, такими как СДВГ.

В исследовании 2018 года сравнивались уровни витамина D у детей с СДВГ и без него. У детей с СДВГ уровень витамина D в крови был значительно ниже, а вероятность дефицита витамина D была выше.

На втором этапе исследования ученые разделили детей с дефицитом витамина D на две группы. Участники одной группы получали 8-недельный курс приема витамина D, а участники другой группы получали плацебо.

Дети, которые получали добавки, показали значительное улучшение внимания и уменьшение импульсивности и гиперактивности по сравнению с детьми, которые получали плацебо.

Эти данные свидетельствуют о том, что добавки витамина D могут улучшить симптомы СДВГ у детей с дефицитом витамина D. Однако для подтверждения этой теории необходимы дальнейшие исследования.

Цинк является важным минералом, который играет важную роль в функционировании мозга.

Дети с дефицитом цинка могут испытывать симптомы, похожие на симптомы СДВГ, такие как нервозность, невнимательность и задержка когнитивного развития.

В нескольких исследованиях сообщалось о связи между дефицитом цинка и СДВГ у детей. Обзор этих исследований 2015 года показал, что добавки с цинком могут помочь в лечении симптомов СДВГ у детей с дефицитом цинка.

Тем не менее до сих пор не ясно, оказывает ли цинк какое-либо влияние на симптомы СДВГ у детей или взрослых, у которых нет дефицита цинка.

Железо необходимо для производства мозгом нейромедиатора дофамина. Исследования показывают, что люди с СДВГ обычно имеют низкий уровень дофамина в мозге.

Некоторые исследователи предполагают, что дефицит железа может играть роль в СДВГ. В обзоре 2018 года рассматривались 17 исследований, сравнивающих уровни железа у детей с СДВГ и без него.

Обзор показал, что дети с дефицитом железа чаще имели СДВГ. Кроме того, у детей с СДВГ наблюдалась связь между дефицитом железа и более тяжелыми симптомами СДВГ.

Эти результаты показывают, что добавки железа могут быть полезны для детей с дефицитом железа с СДВГ. Тем не менее чтобы установить, так ли это, необходимы дальнейшие исследования.

Омега-3 и омега-6 являются незаменимыми жирными кислотами (НЖК), которые играют важную роль в здоровье мозга. Омега-3 особенно важны для защиты мозговой ткани и обеспечения связи между клетками мозга.

В обзоре 2017 года изучалось влияние омега-3 и омега-6 на лечение СДВГ у детей и молодых людей.

Обзор включал 16 рандомизированных контролируемых исследований. Участники каждого из этих исследований получали либо добавку НЖК, либо плацебо.

В 13 из этих исследований участники, принимавшие добавки НЖК, продемонстрировали следующие улучшения:

  • внимание
  • визуальное обучение
  • краткосрочная память
  • гиперактивность
  • импульсивность

Важно отметить, что обзор 2016 года показал, что дети с СДВГ, как правило, имеют дисбаланс, а не дефицит НЖК. Как правило, они имеют более высокое соотношение омега-6 к омега-3 жирным кислотам.

Авторы обзора предполагают, что устранение этого дисбаланса является более важным, чем просто увеличение потребления НЖК.

Следующие растительные добавки также исследуются как потенциальные средства для лечения СДВГ.

Пикногенол – это экстракт коры французской морской сосны. Согласно обзору 2016 года, небольшое количество рандомизированных контролируемых исследований показало, что пикногенол может улучшать симптомы СДВГ.

По мнению авторов обзора, пикногенол является мощным антиоксидантом, который может действовать, уменьшая повреждение клеток и улучшая приток крови к частям мозга, которые играют роль в СДВГ.

Тем не менее, чтобы поддержать использование пикногенола для лечения СДВГ необходимы дальнейшие исследования.

Гинкго билоба это растительное средство, которое производят из листьев дерева Гинкго двулопастный. Это средство содержит химические вещества под названием терпеновые трилактоны. Исследования показывают, что эти химические вещества помогают защитить от повреждения клеток головного мозга и увеличить доступность дофамина в мозге.

В 2013 году небольшое исследование изучало влияние гинкго билоба на СДВГ у детей.

Исследование показало, что прием максимальной суточной дозы 240 мг гинкго в течение 3–5 недель улучшал симптомы СДВГ. Согласно отчетам родителей, у детей наблюдалось улучшение внимания, уменьшение гиперактивности и импульсивности.

Тем не менее это было небольшое исследование с участием только 20 участников и без контроля плацебо. Чтобы подтвердить пользу гинкго при СДВГ у детей необходимы хорошо контролируемые клинические исследования.

Хотя в исследовании не сообщалось о каких-либо побочных эффектах растительного экстракта, NIH сообщают о следующих потенциальных побочных эффектах:

  • расстройства желудочно-кишечного тракта
  • тошнота
  • диарея
  • головные боли
  • головокружение
  • аллергические реакции

Поскольку гинкго также является разжижающим кровь средством, он может не подходить для людей с нарушениями свертываемости крови или тех, кто принимает антикоагулянты.

источник

Прям все про моего ребенка, во всех красках, и сон и речь(((Пойдем наверно все-таки к Плеханову.

Вдруг кому-то еще пригодится.

Гиперактивность встречается у большого количества детей и серьезно мешает их адаптации в обществе. По данным различных исследований, ей страдают от 2,2 до 18 % малышей. По сравнению с девочками у мальчиков в 4-5 раз чаще наблюдается гиперактивность в сочетании с синдромом дефицита внимания. Такие дети вне зависимости от ситуации, в гостях, дома, на улице бесцельно двигаются, бегают, недолго задерживают внимание на предметах. На невнимательного ребенка не действуют наказания, уговоры и просьбы. Чтобы понять, что делать с гиперактивным ребенком, и какое лечение выбрать, необходимо сначала выяснить истинную причину проблемы.

В 60-х годах ХХ века врачи называли гиперактивность патологическим состоянием и объясняли ее минимальными расстройствами функций мозга. В 80-х годах чрезмерную двигательную активность стали относить к самостоятельным заболеваниям, назвав «синдром дефицита (нарушения) внимания с гиперактивностью» (СДВГ). СДВГ у детей обусловлен нарушением функций центральной нервной системы и выражается в проблемах с концентрацией внимания, памятью и обучением. Мозг такого ребенка с трудом обрабатывает информацию, внешние и внутренние стимулы. Гиперактивные дети не в состоянии быть сосредоточенными продолжительное время, контролировать свои действия и отличаются неусидчивостью, невнимательностью и импульсивностью.

Обычно симптомы СДВГ у детей начинают возникать в возрасте 2-3 лет. Однако в большинстве случаев родители обращаются к врачу, когда ребенок начинает ходить в школу, и у него обнаруживаются проблемы с учебой, которые являются следствием гиперактивности.

У ребенка симптомы гиперактивного поведения проявляются следующим образом:

  • неусидчивость, суетливость, беспокойство;
  • импульсивность, эмоциональная нестабильность, плаксивость;
  • игнорирование правил и норм поведения;
  • наличие проблем со сном;
  • задержка речевого развития и т.д.

Каждый симптом является поводом для обращения к специалисту, который расскажет Вам, как успокоить гиперактивного ребенка, бороться с СДВГ и помочь малышу адаптироваться в обществе.

Осложнения течения беременности. Если будущая мама на протяжении всей беременности страдала от токсикоза и повышенного давления, и у малыша была выявлена внутриутробная асфиксия, в дальнейшем риск развития синдрома ДВГ увеличивается минимум в 3 раза.

Нарушения нормального образа жизни беременной женщины. На развитие нервной системы ребенка влияет образ жизни будущей мамы. Тяжелые условия труда и вредные привычки, например курение, могут негативно сказаться на здоровье малыша.

Осложнения течения родов. Затяжные или, наоборот, стремительные роды также увеличивают риск развития синдрома ДВГ у детей.

Диагностика синдрома гиперактивности у детей

Заподозрив у ребенка в любом возрасте такие нарушения, родителям обязательно нужно обратиться к врачу-невропатологу для проведения обследования, так как иногда у ребенка причиной гиперактивного поведения является другое, более тяжелое заболевание. Синдром ДВГ у детей диагностируется в 3 этапа.

Сбор субъективной информации. Врач собирает подробный семейный анамнез и расспрашивает родителей об особенностях течения беременности, родах и заболеваниях, перенесенных ребенком, а также просит взрослых дать малышу характеристику. Специалист субъективно оценивает, как ведет себя ребенок, исходя из критериев диагностики, принятых Американской психиатрической ассоциацией.

Проведение психологического обследования. Малыш делает специальные тесты, по результатам которых врач измеряет параметры внимательности. В таких исследованиях на наличие гиперактивности могут участвовать дети, начиная с 5-6-летнего возраста.

Проведение аппаратного обследования. Чтобы диагностировать синдром гиперактивности у детей, проводится электроэнцефалографическое исследование или исследование с применением магнитно-резонансной томографии для регистрации электрических потенциалов мозга и выявления соответствующих изменений. Процедуры абсолютно безболезненны и безопасны. Наличие синдрома ДВГ и необходимость дальнейшего лечения гиперактивного ребенка определяются по совокупности полученных результатов.

В школе гиперактивный ребенок невнимателен, неусидчив и быстро теряет интерес к занятиям. Подобное поведение малыша привлекает внимание учителя, который старается сделать замечание ребенку, заставить усидеть на месте и выслушать задание. Навыки чтения и письма у таких детей обычно ниже, чем у сверстников, что становится причиной плохих оценок. Ребенок не может сконцентрировать внимание на занятиях в школе, с неохотой выполняет домашнюю работу. Нередко из-за своей импульсивности и эмоциональности такие дети плохо адаптируются в коллективе, им сложно найти общий язык с одноклассниками. Если Ваш малыш испытывает трудности в школе, попросите совета у детского психолога, как проводить занятия с гиперактивными детьми дома, стоит ли вместе выполнять задания, как научить малыша усидчивости при работе на уроке и т.д.

Если Ваш ребенок перевозбужден, постарайтесь сменить обстановку на более спокойную, например, предложите ему воды или уведите в другую комнату. Если малыш расстроен, обнимите его, погладьте по голове – это дает положительный результат, так как физический контакт очень значим для детей с СДВГ. Хорошим средством для лечения гиперактивности у детей является принятие успокоительной ванны перед сном. В состав набора для приготовления такой ванны обычно входит экстракт шишек хмеля и хвойных деревьев. Обязательно проконсультируйтесь с врачом перед выбором такого вида лечения. На ночь прочитайте малышу любимую сказку или вместе посмотрите иллюстрированную книгу. Массаж или легкая музыка может помочь ребенку быстрее заснуть.

Советы родителям гиперактивных детей

Назначить курс лечения может только врач. В саду гиперактивный ребенок автоматически попадает под наблюдение детского психолога. Трудно дать конкретные рекомендации, какую работу с малышом проводить, так как все зависит от особенностей проявления СДВГ. Постарайтесь присмотреться, как ребенок реагирует на замечания, чтобы найти эффективное решение проблемы. Работа с гиперактивными детьми должна проводиться индивидуально в каждом конкретном случае. Однако специфика психологии таких малышей позволяет дать общие рекомендации, облегчающие воспитание.

Корректно формулируйте запреты. При общении с малышом, страдающим синдромом ДВГ, стройте предложения так, чтобы там отсутствовало отрицание и слово «нет». Например, не стоит говорить: «Не бегай по траве!», гораздо эффективнее будет сказать: «Выйди на дорожку». Даже при возникновении конфликтной ситуации старайтесь сохранять спокойствие. Если Вы что-то запрещаете ребенку, обязательно объясните в чем причина этого, и предложите альтернативы.

Четко ставьте задачи. Наши невнимательные гиперактивные дети отличаются слабо развитым логическим и абстрактным мышлением, поэтому такому малышу необходимо обозначать задачи более четко. При общении и работе на занятиях с ребенком старайтесь говорить максимально короткими предложениями, без лишних смысловых нагрузок. Необходимо избегать длинных формулировок.

Будьте последовательны. Главная характеристика гиперактивного ребенка – это невнимательность. Не рекомендуется давать таким детям сразу несколько поручений, например, «убери игрушку, вымой руки и садись ужинать». Ребенок с трудом воспримет всю информацию сразу, наверняка отвлечется на что-то другое и не станет делать ни одно задание. Поэтому при общении и работе с малышом старайтесь давать им поручения в логической последовательности.

Контролируйте временные рамки. Гиперактивность у детей проявляется в плохом чувстве времени, поэтому Вам необходимо самостоятельно следить за сроком, до которого работа должна быть выполнена. Если Вы хотите покормить ребенка, забрать с прогулки или уложить спать, обязательно предупредите его об этом минут за 5.

Рекомендации родителям гиперактивных детей

Соблюдайте распорядок дня. Соблюдение распорядка дня является основой успешного воспитания ребенка с СДВГ. Игры, прогулки, отдых, прием пищи и отход ко сну должны выполняться в одно и то же время. Если малыш соблюдает правила, хвалите его за это. Здоровый сон не менее 7-8 часов сутки – это еще один из способов, как помочь гиперактивному ребенку стать спокойнее. Кроме того, необходимо исключить из рациона питания пищевые красители, уменьшить употребление шоколада, лимонада, острой и соленой пищи.

Придерживайтесь позитивной модели общения. Ребенка следует хвалить каждый раз, когда он заслужил это, отмечая даже незначительный успех. Обычно малыш игнорирует упреки, но довольно чувствителен к похвале. Отношения ребенка с взрослыми должны основываться на доверии, а не на страхе. Малышу необходимо ощущать, что Вы всегда поддержите его и поможете справиться с трудностями в саду или школе. Старайтесь сглаживать конфликтные ситуации, в которых замешан Ваш малыш.

Определите рамки и критерии поведения. Вседозволенность однозначно не приносит пользы, поэтому разграничьте, что нельзя и что можно малышу. Придумайте знаковую или балльную систему вознаграждения, например, отмечайте звездочкой каждый хороший поступок, а за определенное количество звездочек дарите ребенку игрушку или сладости. Можно завести дневник самоконтроля и отмечать там вместе с малышом его успехи в саду, школе или дома.

Создайтемалышу комфортные условия. Запомните, что вызывающее поведение ребенка, у которого обнаружена гиперактивность, является способом привлечения внимания. Уделяйте ему больше времени, играйте с ним, учите правилам общения и поведения. Если малыш неверно понял поручение, не раздражайтесь, а спокойно повторите задание. Работа должна выполняться в соответствующих условиях, например, организуйте малышу свой уголок. Во время занятий ничто не должно отвлекать ребенка, поэтому уберите лишние предметы со стола, фотографии и плакаты со стен. Обязательно оберегайте малыша от переутомления.

Создавайте возможности для расходования избыточной энергии. Малышу с СДВГ будет полезно иметь хобби. В первую очередь ориентируйтесь на его увлечения. Если малыш будет хорошо разбираться в какой-то области, это придаст ему уверенности в себе. Прекрасно, если ребенок занимается в спортивной секции или посещает бассейн. С помощью физических упражнений, особенно на свежем воздухе, малыш сможет выплеснуть избыток энергии и, помимо того, будет учиться дисциплине.

Стоит ли принимать успокоительные препараты для лечения гиперактивности у детей

источник