Стихотворение «Витамин роста»
Автор: Олег Евгеньевич Григорьев
1.
Мир был, как глобус, синь и кругл.
Учитель биологии ходил по классу из угла в угол
И читал лекцию о питании человека.
В связи с научными достижениями века.
— Дорасти до потолка в наше время
Относительно просто.
для этого открыт в природе
Витамин А — витамин роста.
Особенно много витамина А
Содержит в себе морковь.
Наверно, поэтому у маленьких детей,
Особенно у зайцев,
К ней такая любовь.
Смирнов, сходи, пожалуйста, вниз
И принеси из живого уголка
двух маленьких белых крыс.
Этих милых, крошечных альбиносов.
да смотри, не задерживайся у попугаев
И не задавай им
Никаких вопросов.
Заодно поймай на окне
Самую толстую муху
И накорми в террариуме
Тритона.
Будь осторожен — Не вспугни с яиц клуху
И опасайся питона.
А пока Смирнов ходит вниз,
Расскажу я вам немного про крыс.
Вы знаете, какие это вредные
И нахальные животные.
Особенно крысы опасны,
Когда бывают голодные.
Тогда они из склада в склад
Целыми стаями по городу носятся.
Кстати, кто скажет,
к какому отряду крысы относятся?
— К отряду грызунов, —
Сказал Иванов.
— Совершенно верно,
Только прекрати грызть яблоко.
А ты Мехнов, отверни от окна
И поверни ко мне
Хотя бы одно глазное яблоко.
Если с крысами не бороться
и дать им свободно плодиться,
Они бы всю землю заняли в год
И нам пришлось бы
Где-нибудь
На тесном Марсе ютиться.
Человечество ведет с ними
Непрерывную войну,
С переменным успехом
Их травят мышьяком,
Ядохимикатами,
На них ставят капканы,
Крысоловки
И вот теперь научились
Убивать их смехом.
В каком-нибудь складе,
Где их целое общество,
Или попросту популяция,
Ставится аппарат
И включается мультипликация.
И на том месте фильма,
Где начинают
Кота ремешком драть,
Так что искры летят из меха,
Крысы задирают ноги
И начинают так неистово хохотать,
Что лопаются от смеха.
Однако что это так долго
Ходит Смирнов?
Неужели опять питона
Не задвинули на засов?
Ах, вот и он сам. явился!
Что ж ты так долго не шел?
А я думал, ты куда-нибудь
Трагически провалился.
Итак, с сегодняшнего дня
Мы начинаем эксперимент.
Вот этому крысенку
Мы повесим бирку со знаком плюс
И будем кормить его пищей,
Богато насыщенной витамином А,
Чтобы он вырос у нас с арбуз
Или даже с два.
другому, вот этому,
Который высунул
Из клетки хвост,
Мы будем давать стерильную пищу,
Чтобы вызвать у него
Авитаминоз.
И примерно через месяц
Мы увидим,
Какой из этого получится эффект.
Конечно, в том случае,
Если крыса с плюсом
Не имеет в своих генах дефект.
Проходит неделя,
Проходит другая,
И вот уже опыт пора прекращать.
Учитель, за опытом наблюдая,
Ничего не может понять.
Выросла крыса,
Которой в пище
С избытком давали витамин А,
Но так же выросла
И другая крыса,
И даже больше раза в два.
2
Однажды,
Перед тем как начать урок,
Учитель зашел в живой уголок.
Крыса,
Которая не получала витамин А,
С жадностью ела морковку,
Учитель хотел морковку отнять,
Но крыса огрызалась
И отпрыгивала ловко.
— Тут, видимо, кто-то есть, —
Решил учитель и оглядел комнату. —
Ну да, так и есть! —
Из-под стола торчали чьи-то пятки.
— Кто это тут играет в прятки?
Ах, это ты, Смирнов!
Ну да. я так и знал.
Ты как это здесь оказался?
— У меня шнурок развязался,
Я его на бантик хотел завязать,
А он у меня на узел завязался. —
Из-под стола вылезли ноги Смирнова,
Потом туловище,
А затем голова.
Из карманов его
Предательски торчала,
Покачиваясь из стороны в сторону,
Зеленая ботва.
— Красна девица сидит в темнице? —
Задал учитель вопрос в упор.
Смирнов быстро сунул в карман «косицу»
И сказал в ответ:
— Я знаю, это помидор.
— Разгадываешь загадки ты ловко,
Можешь не хитрить.
Я знаю, что у тебя в кармане
Морковка.
Скажи, Смирнов, откровенно,
Ты крысу кормил
Из гуманных соображений
Или из шалости?
Смирнов опустил глаза
И сквозь слезы сказал:
— Не из гуманных соображений,
А от жалости.
— Ну не плачь,
Опыт ты, не сорвал,
А даже подтвердил.
Вот только внешней стороне дела
Ты немножко повредил.
И чтобы не возникли у кого-нибудь
Сомненья и придирки,
Я возьму
И переставлю на клетках бирки.
А поскольку за нарушенье
Режима питанья
Ты основной ответчик,
Ты сделаешь дома к весне, в наказанье,
И принесешь в живой уголок
Скворечник.
Над фильмом работали:
Автор сценария и кинорежиссёр: Василий Кафанов
Художник-постановщик: Ольга Боголюбова
Художники: Б. Травин, Е. Старикова, Геннадий Морозов, Е. Балашова, К. Ерошева, Татьяна Строева
Аниматоры: Андрей Смирнов, Тенно-Пент Соостер, Александр Панов, Андрей Игнатенко
Оператор: Александр Чеховский
Директор: Т. Зозуля
Композитор: А. Клевицкий
Звукорежиссёр: Борис Фильчиков
Редакторы: Елена Никиткина, Раиса Фричинская
Текст читает: Л. Левинский
Монтажёр: Н. Снесарева
источник
Цель урока: создание условий для формирования у учащихся представлений о гуманном поступке на основе изучения поведения и поступков литературных героев.
- Дать представление о понятии стихотворема;
- Раскрыть понятие “гуманный поступок”;
- Сформировать элементарные умения анализа конкретных поступков литературных героев на принадлежность к категории “гуманный”;
- Развивать умение составлять несложные монологические речевые высказывания о произведении (героях, событиях);
- Расширить словарный запас учащихся по темам “Биология” и “Витамины”;
- Развивать коммуникативные способности и познавательную активность учащихся;
- Способствовать воспитанию культуры речевого общения, сплочению детского коллектива;
- Продолжить работу по формированию умения работать в парах;
- Воспитывать интерес к учебному предмету, чтению литературных произведений;
- Формировать навык самооценки деятельности (рефлексии).
1. Самоопределение к деятельности. Введение в тему урока.
– Здравствуйте, ребята. Начинаем наш урок литературного чтения. Ваши ожидания? (Будет интересный урок.) Какое произведение по настроению вы хотите прочитать? (Веселое. / Грустное.) Учитель должен обращать внимание на детей, которые хотели бы прочитать грустное произведение на протяжении всего урока. На уроке мне будет нужна ваша помощь. Поднимите руки, на чью помощь я могу рассчитывать? Дети поднимают руки.
– Я пришла на урок не с пустыми руками. Отгадайте, что я принесла?
В каждом возрасте полезен
От рождения до седин.
Он сражается с болезнью –
Друг надежный – … (витамин).
Учитель показывает баночку с витаминами.
– Кто из вас употребляет витамины? (Ответы детей.)
– Какие витамины вы знаете? ( А, В, С, витамины для взрослых, витамины для детей…)
– Где они содержатся? ( В фруктах, овощах …)
– Зачем я принесла витамины на урок? ( Чтобы угостить нас витаминами. А может мы будем читать новое произведение, которое как-то связано с витаминами.)
– А для чего употребляют витамины? (Чтобы быть здоровыми. Не болеть.)
– О чем больше всего мечтают маленькие дети? (Вырасти.)
– А что нужно сделать, чтобы ускорить процесс роста? (Есть витамины, заниматься спортом.)
– А может существуют специальные витамины, витамины роста? (Нет./Да.)
– Вы, точно, знаете название витаминов, которые необходимы для роста? (Нет.)
– Вопрос был один, а мнений несколько. Что будем делать? (Можно спросить у педагога, можно обратиться к учебнику, спросить у старших ребят.)
2. Работа с текстом до чтения.
– Ответы на эти вопросы знает человек, произведение которого мы будем читать на уроке.
– Хотите узнать кто он?
– Какой секрет откроет нам?
– Откройте учебник, на странице 168 и попытайтесь извлечь как можно больше информации, прочитав имя автора, название произведения, рассмотрев иллюстрации.
– Кто автор? (Олег Григорьев)
Учитель показывает портрет поэта и на доске открывает табличку с фамилией и именем автора.
– Что вам известно о нем? (Он поэт, пишет стихи. Герои его стихов дети.)
– Что это за произведение? (Стихотворема.)
– Что такое стихотворема? ( Предположение детей.) Ответов прозвучало много и все они разные, но точного определения мы так и не имеем. Поэтому вопрос остается открытым.
На доске учитель фиксирует вопросы, которые возникли во время обсуждения, в разделе “Вопросы”, левая часть доски: 1. Что такое стихотворема? (Опорный сигнал.)
– Как называется произведение? ( “Витамин роста”.)
На доске учитель открывает табличку с названием “Витамин роста”. (Опорный сигнал.)
– По названию можно предположить, о чем будет это произведение? (О витаминах, которые помогают расти.)
– Из названия удалось ли узнать, как называется витамин роста? (Нет.)
На доске: 2. Как называется витамин роста? (Опорный сигнал.)
– Может быть, ответить на эти вопросы помогут иллюстриции?
Учащиеся рассматривают иллюстрации к произведению.
– Где находится витамин роста? (Трудно ответить.)
На доске: 3. Где находится витамин роста? (Опорный сигнал.)
– Можно предположить, где происходят действия? (Нет.)
– Почему произведение включено в раздел уроки и перемены? (Оно, наверное, связано со школой.)
– Вопросов накопилось много, а ответов нет. Что делать? (Нужно прочитать произведение.) Но прежде чем начнем знакомиться с новым произведением, давайте еще раз вспомним вопросы, на которые должны получить ответы.
На доске опорные сигналы: (файл Рисунки. docx)
- Что такое стихотворема?
- Как называется витамин роста?
- Где находится витамин роста?
3. Первичное знакомство с текстом.
– Ребята, сегодня я хочу предложить вам необычное знакомство с текстом. Сегодня мы текст будем не читать, а слушать и смотреть в обработке мультипликаторов. Хотите? (Да.) Тогда начнем.
Дети смотрят мультфильм “Витамин роста” О. Григорьева. (Продолжительность мультфильма 5 минут 50 секунд.)
– Понравился вам мультфильм? (Да.)
– Кто из героев вам понравился и запомнился? ( Смирнов. Учитель. А мне понравились крысы, они такие хорошенькие!)
– Что интересного было для вас? (Понравился весь мультфильм. А мне было интересно чем закончится эксперимент.)
– Нашли ли ответы на наши вопросы? (Да.)
– Может у вас возникли новые вопросы? (Почему эксперимент проводили на крысах, а не на других животных. А почему в нашей школе нет живого уголка, а в той школе есть?) Что-то было не понятно? (Да.)
– Предлагаю перечитать текст вместе. В тексте встретится много слов, значения которых могут быть непонятны. Поэтому прежде чем начнем читать я прошу своих учеников-помощников заполнить нам содержание “Словаря нужных слов”.
Ученики-помощники на доске в разделе “Словарь нужных слов” вывешивают домашние заготовки, опорные сигналы с кратким толкованием лексических значений слов или рисунки к данным словам (дома один ученик работал с одним словом): (файл Рисунки. docx).
– биология – альбинос – глазное яблоко – тритон (карточку готовил учитель) – питон (карточку готовил учитель) | – клуха – авитаминоз – эксперимент | – эффект – стерильная пища – гуманные соображения – Ребята, прочитайте значение слов, которые ребята нашли дома. Обратите внимание на рисунки, они вам помогут понять значение слова. 4. Перечитывание текста и беседа по содержанию. Текст отдельными частями читают хорошо читающие дети и учитель. Олег Григорьев Мир был, как глобус, синь и кругл. Учитель биологии ходил по классу из угла в угол. И читал лекцию о питании человека. В связи с научными достижениями века. – Итак, мы в школе на уроке биологии. Что такое биология? Ответ можно найти на доске в разделе “Словарь нужных слов”. (Этот предмет, изучающий живых существ – человека, животных, растения.) Тема этого урока – “Питание человека”. – Дорасти до потолка в наше время относительно просто. Для этого открыт в природе витамин А – витамин роста. – Мы ответили на один из вопросов? ( Да. Витамин роста – витамин А.) Особенно много витамина А содержит в себе морковь. – Кто такие альбиносы? (Животные белого цвета.) Интересно, зачем они понадобились? Да смотри не задерживайся у попугаев и не задавай им никаких вопросов – Похоже, Смирнов – ученик любознательный. Интересно, почему именно его попросили сходить в живой уголок? (Смирнов всегда помогает в живом уголке, любит животных, заботливый, исполнительный .) Заодно поймай на окне самую толстую муху И накорми в террариуме тритона. – Кто такой тритон? (Ящерица.) Тритон – небольшой по размеру 13–14 см в длину, неуклюж и некрасив. Тритоны плохо видят, так что ловля пищи для них сложна. Проворных насекомых им поймать трудно, поэтому они голодают. Будь осторожен – не спугни с яиц клуху. – Ребята, понять кто такая клуха вам поможет рисунок, который находится в “Словаре нужных слов”. – Необычный в этой школе живой уголок: здесь и крысы, и ящерица, и курица яйца высиживает, и змея есть – питон… Кто такой питон? (Большая змея.) Питон – гиганская змея. Достигает размеров от 6 и более метров. Чтобы завладеть добычей, змея обвивается вокруг своей жертвы, душит ее, а потом заглатывает. Жертвой питона может быть животное гораздо большее самого питона. А Смирнов, похоже, свой человек в живом уголке, и животных, кажется, любит и не боится. А пока Смирнов ходит вниз, расскажу я вам немного про крыс. Вы знаете, какие это вредные и нахальные животные. – А тема урока какая?( Питание человека.) Интересно, при чем здесь крысы? (На крысах будет учитель проводить эксперимент.) Особенно крысы опасны, когда бывают голодные. – К отряду грызунов, – сказал Иванов. Только прекрати грызть яблоко. А ты, Мехнов, отвернись от окна И поверни ко мне хотя бы одно глазное яблоко. – Вы заметили как О. Григорьев играет словами? ( Слова яблоки используются в этой игре.) В каком значении? Рисунки – помощники на доске помогут ответить на этот вопрос. (Яблоко и глазное яблоко похожи по форме.)А в чем провинился ученик Мехнов? (Он отвлекался на уроке, смотрел в окно.) Если с крысами не бороться и дать им свободно плодиться, – Как по-другому сказать? (Опыт.) Вот этому крысенку мы повесим бирку со знаком “плюс” – То есть какую? (Совсем без витаминов.) А для чего? (Чтобы доказать, что пища богатая витаминами полезна, а пища без витаминов приводит к тому, что живой организм плохо развивается.) Чтобы вызвать у него авитаминоз. – Что такое авитаминоз можно прочитать в “Словаре нужных слов”. ( Нехватка витаминов в организме.) И примерно через месяц мы увидим, – По-другому как можно сказать? ( Результат.) Конечно, в том случае, если крыса с “плюсом” – То есть, если здорова. Вы поняли, какого результата надо ожидать?( Да.) Проходит неделя, проходит другая, – Почему? Что случилось? (Обе крысы выросли, не видно никаких изменений в их развитие.) Выросла крыса, которой в пище – Вы догадались почему? Какое предположение возникает?( Крыс кормили пищей богатой витаминами.) Однажды, перед тем как начать урок, – Откуда взялась морковка, вы догадались? (Морковку принес Смирнов.) Учитель хотел морковку отнять, но крыса огрызалась Решил учитель и оглядел комнату. – – Что значит поступок “из гуманных соображений”? Я предлагаю разные варианты ответов выберите подходящий вариант(учитель на доске вывешивает опорные сигналы):
(Поступок “из гуманных соображений” – это добрый поступок, бескорыстный поступок, поступок ради других, поступок от чистого сердца, полезный поступок.) Ответы детей учитель фиксирует на доске. Смирнов опустил глаза и сквозь слезы сказал: – Ну не плачь, опыт ты не сорвал, – Чему же повредил Смирнов? (Крыса с биркой “минус” выросла больше, чем с биркой “плюс”, потому что Смирнов лучше ее кормил.) И чтобы не возникли у кого-нибудь сомненья и придирки, – Как вы думаете, для Смирнова это строгое наказание? Почему учитель поступил так? (Нет для Смирнова это не наказание и учитель знает об этом. Смирнов очень любит животных и готов для них сделать все что угодно. Тем более по мультфильму он попросит помощи у родителей.) 5. Работа с текстом после прочтения. – Мы прочитали произведение Олега Григорьева “Витамин роста”. Думаю, мы теперь можем вернуться к вопросам, которые у нас возникли в начале урока, чтобы дать на них верные ответы. Ответы детей учитель фиксирует на доске в разделе “Я знаю” (правая сторона доски), он переносит вопрос с левой части доски к ответам. (файл Рисунки.docx) – Может быть, у вас возникли новые версии того, почему произведение названо “стихотворема”? Для этого еще раз ответим на вопрос, с какой целью проводился эксперимент. (Чтобы доказать, что витамин А – действительно витамин роста, одна из крыс должна была вырасти.) На доске опорные сигналы : (файл Рисунки.docx) стихотворение + теорема + поэма = стихотворема, т.е. стихотворный рассказ с доказательством теоремы. – Это наше предположение. Может быть, Олег Григорьев и согласился бы с нашими рассуждениями. – Кто готов свои работы может вывесить на доске. Дети вывешивают свои работы. – Что скажете о своих работах? (Смирнов на рисунках меняется. Сначала мы нарисовали его маленьким, а затем он становился все больше и больше.) Учитель угощает учеников витаминками. – В начале урока ваши знания о пользе витаминов были какими? Выберите картинку на вашей парте, которая соответствует вашему ответу. Дети выбирают одну из картинок: (файл Рисунки.docx)
– А теперь оцените ваши знания. Выберите соответствующую картинку. Дети выбирают одну из картинок. – Покажите ваши картинки. Выросли ваши знания? (Да, выросли. Мы стали знать больше.) – Что нового для себя узнали из стихотворемы? Какие знания вынесли с урока биологии? А узнали .что-то новое о самих себе? (Ответы детей.) 8. Домашнее задание по выбору: источник Задай свой вопрос по этому материалу! Руки вверх все – потянулись. (3 раза). Все друг другу улыбнулись. Здоровья всем мы пожелаем Прочитайте пословицы. Определите общую тему пословиц. Ум да здоровье всего дороже. В здоровом теле здоровый дух. Болезнь человека не красит. — А как вы думаете, почему сегоднязанятие начали с пословиц о здоровье? (Наверное, будем читать произведения на эту тему.) — А как сохранить и поддержать здоровье? Что надо делать? -О чём говорят следующие пословицы и поговорки? Ешь правильно – и лекарство не надо. Обед без овощей – праздник без музыки. Зелень на столе – здоровья на сто лет. Хлеб да капуста никого не подпустят. (Нужно правильно питаться, есть овощи и фрукты) — А почему надо есть овощи и фрукты? Чем они так полезны? Я вам загадаю загадку, а отгадка поможет вам ответить на мой вопрос. В каждом возрасте полезен Словарная работа. Витамины — это вещества, необходимые для питания человека. Известно около 30 витаминов. Каждый витамин выполняет определенную задачу в организме. Их обозначают латинскими буквами. Витамин А — защищает от болезнетворных вирусов и микробов, влияет на зрение. Витамины группы В (В1, В2, В3, В5, В6, В12 ) обеспечивают организм энергией, нужны для работы нервной системы и кишечника. Витамин Д – помогает сохранить здоровыми зубы и кости. Витамин Е – защищает организм то воздействия радиации и ядовитых веществ. Витамин С – это витамин витаминов. Он поддерживает иммунитет и повышает сопротивляемость организма простудам. Организм человека не способен запасать витамины впрок и поэтому должен получать их регулярно в полном объёме. Отрывок из стихотворения А. Барто. — О чём мечтает герой? — Как вы думаете, существует ли такой витамин? -На этот вопрос поможет ответить человек, произведение которого мы будем читать. — Откройте учебник на стр. 168. — Прочитайте название произведения и фамилию автора. Знаком ли автор? Какие произведения он создал? (Стихи). Олег Григорьев — поэт с очень непростой и трагической судьбой. Особенно это видно, если читать его взрослые стихи. Но для детей Олег Григорьев — это весёлый, немного хулиганистый поэт. Его часто сравнивают с Остером и Хармсом, но Олег Григорьев — это самобытный и запоминающийся писатель, стихи которого с удовольствием цитируют и дети и взрослые. Оле́г Евге́ньевич Григо́рьев ( 1943, Вологодская область) — российский поэт и художник. Родился в эвакуации в Вологодской области. Отец по возвращении с фронта запил, и мать (фармацевт) с двумя детьми переехала в Ленинград. В детстве жил в центре, неподалёку от Дворцовой площади, позже жил на Васильевском острове недалеко от Смоленского кладбища. С раннего возраста увлекался рисованием. С 1956 по 1961 г. учился в СХШ при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, в одном классе с Михаилом Шемякиным, с которым дружил. Закончил СХШ в 1961 году. Как отмечает исследователь творчества Григорьева Михаил Яснов: «Он должен был стать художником, но, по его собственным словам, „не отстоял себя как живописца“. В начале шестидесятых Григорьева изгнали из художественной школы при Академии художеств. Изгнали за то, что рисовал не то и не так. За то, что был насмешлив и скандален. За то, что имел особый взгляд, улавливающий смешную и трагичную алогичность жизни». В дальнейшем Григорьев работал сторожем, кочегаром, дворником. В 1961 году сочинил четверостишие «Я спросил электрика Петрова», ставшее известным «детским народным» стихотворением.В 1971 году выпустил первую книжку детских стихов и рассказов под названием «Чудаки», ставшую популярной; по нескольким произведениям из неё («Гостеприимство», «Апельсин») были сделаны выпуски журнала «Ералаш». Многие его стихи вошли в питерский городской фольклор. В 1981 году в Москве вышла вторая его детская книга — «Витамин роста». Стихи из неё вызвали негодование у некоторых представителей официальных литературных кругов, в частности у Сергея Михалкова, и Григорьев не был принят в Союз писателей СССР. В 1985 году Леонид Десятников написал одноактную классическую оперу для детей, для солистов и фортепиано «Витамин роста» по одноимённой поэме Олега Григорьева. В 1988 году по этой же поэме был снят одноимённый мультфильм (реж. Василий Кафанов) Следующая книга Григорьева, «Говорящий ворон», вышла уже в перестройку, в 1989 году. В том же году он получил вторую судимость («за дебош и сопротивление милиции») с условным сроком; многие поэты и писатели выступили тогда в его защиту. За полгода до смерти был принят в Союз писателей. Умер 30 апреля 1992 года в Санкт-Петербурге. Уже после его смерти вышло несколько красочно оформленных книг с его произведениями, в том числе в переводе на немецкий и на французский язык. — Какие стихи О. Григорьева вы читали? — В чём особенности стихов Олега Григорьева? (Они короткие, смешные, весёлые, герои в них – дети). — Новое произведение тоже стихотворение? (Нет, стихотворема). — Что может обозначать это слово? Как образовалось? (Стихи + творить). -Можно предположить, кто герои стихотворемы? (. Учитель биологии ходил по классу из угла в угол — Дорасти до потолка в наше время — Как вы думаете, почему это произведение включено в раздел « Уроки и переменки»? Вопросы, на которые нужно ответить после прочтения:
— Понравилось произведение? -На какие вопросы вы можете дать ответы, прочитав 1 часть? — Какое по жанру напоминает это произведение? (рассказ в стихах) -Перечитайте 1 часть и подчеркните ключевые, главные слова, не более 8-10 словосочетаний. — Задание на внимание. Выписаны ключевые слова, прочитайте и проверьте, всё ли верно: Чтобы вырос с тыкву ( вырос с арбуз) — С какой целью проводился эксперимент? (Чтобы доказать, что витамин А – действительно витамин роста, одна из крыс должна была вырасти.) — Удался ли эксперимент? (. Учитель, за опытом наблюдая, — Тут, видимо, кто-то есть, — — Кто это тут играет в прятки? Познакомились с произведением О. Григорьева «Витамин роста»; с биографией и творчеством писателя; источник 1. — Дорасти до потолка в наше время Смирнов, сходи, пожалуйста, вниз Если с крысами не бороться В каком-нибудь складе, Однако что это так долго Ах, вот и он сам. явился! Вот этому крысенку Проходит неделя, 2 Крыса, — Кто это тут играет в прятки? источник ОС 2100. Урок-знакомство с новым произведением. Предмет: Литературное чтение Тип урока: урок-знакомство с новым произведением Технология урока: технология формирования правильного типа читательской деятельности с мультимедийной презентацией, здоровьесберегающие технологии Тема урока: Стихотворение Олега Григорьева «Витамин роста» Цель урока: Создать условия для глубокого, полного анализирования и оценивания прочитанного произведения О. Григорьева «Витамин роста» • развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; • развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух; • развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; • развитие умений вести диалог с автором. Средства обучения: книгопечатная продукция: учебник литературного чтения Е.В. Бунеева, О.В.Бунеев «В океане света» технические средства: компьютер, медиапроектор, экран. Орг. Момент VI Домашнее задание по выбору И девчонки, и мальчишки! Здоровья всем мы пожелаем, Проверка домашнего задания На прошедших уроках литер. чтения мы путешествовали по Стране невыученных уроков. Дома вам было предложено изобразить эту страну и её обитателей. Вот они эти рисунки! Итого конкурса мы подведём в конце дня, когда закончится ваше голосование. — Что надо делать, чтобы хорошо учиться? — Здоровье очень важно для человека, поэтому он занимается спортом, соблюдает режим дня, правильно питается, ведёт здоровый образ жизни. – Прочитайте загадку, отгадайте её. В каждом возрасте полезен – Что вы знаете о витаминах? Как велика их семья? Где они содержатся? Как называются? Есть ли у них свои названия? Давайте послушаем рассказы ребят. I. Чтение стихотворения О. Григорьева. 1. Работа с текстом до чтения. – Как вы думаете, о чём больше всего мечтают маленькие дети? – А что нужно делать, чтобы ускорить процесс взросления? – А может быть, существует специальный, особый витамин, который усиливает рост? – Ответ на этот вопрос знает человек, произведение которого мы будем читать на уроке. Кто он? Какой секрет откроет нам? Откройте учебник на с. 168 и попытайтесь извлечь как можно больше информации, прочитав имя автора, название произведения, рассмотрев иллюстрацию. – Какие литературные произведения он создал? – Новое произведение Олега Григорьева – тоже стихотворение? – В чём особенность стихов О. Григорьева? – Полистайте страницы. Что удивило? – А может быть, это необычное стихотворение? Где кроется подсказка? – Встречались ли мы с подобными пометами раньше? Что может обозначать это слово? Как образовалось? Вслушайтесь в звучание слова «стихотворема». – В чём ещё может быть необычность стихов О. Григорьева, на ваш взгляд? – О чём узнали, прочитав название? – Удалось ли узнать его название? – Может быть, ответить на этот вопрос помогут рисунки? – Можно ли предположить, где происходит действие? Кто герой стихотворемы? Почему она включена в раздел «Уроки и переменки»? – Много вопросов у нас накопилось. Пора приступить к чтению стихотворемы. Но прежде ещё раз вспомним вопросы, на которые нужно ответить. Воросы выписываются на доску 1) Какой витамин является витамином роста? 3) Кто главные герои произведения? 4) Почему произведение названо так странно – «стихотворема»? 2. Работа с текстом во время чтения. Читает учитель (комментированное чтение, диалог с автором, словарная работа). 2. Подготовка к выразительному чтению. – Как меняется интонация учителя на протяжении 2-й части? 3. Выразительное чтение 2-й части. 4. Обобщающая беседа. Ответы на проблемные вопросы, поставленные в начале урока. – Мы прочитали произведение О. Григорьева «Витамин роста»; думаю, мы теперь можем вернуться к вопросам, которые нас волновали в самом начале урока, чтобы дать на них верные ответы. – Какой же витамин является витамином роста и где он содержится? – Может быть, у вас возникли новые версии того, почему произведение названо «Стихотворема»? Для этого ещё раз ответим на вопрос, с какой целью проводился эксперимент. – Учитель утверждал на уроке, что для того, чтобы вырасти, необходимо употреблять в пищу витамин А. Доказать это он решил на опыте с крысами, чтобы все ученики убедились. В математике подобное утверждение, в истинности которого убеждаются при помощи доказательства, называется теорема. Значит, на уроке биологии доказывали биологическую теорему. – Что напоминает по жанру произведение О. Григорьева? Стихотворную повесть, или рассказ в стихах, иначе называют поэма. Можно ли выделить теперь составляющие стихотворемы? — Кто знает, может быть, Олег Григорьев и согласился бы с нашими рассуждениями. – В произведении О. Григорьева “Витамин роста”, на уроке биологии учитель проводил что? Подберите слова синонимы к слову эксперимент. – Хорошо. Я хочу вам предложить провести тоже исследование. Но не с крысами, а с текстом. – Кто готов свои работы может вывесить на доске. – Что скажете о своих работах? – Почему Смирнов “вырос” у вас на ваших рисунках? Ведь он сорвал эксперимент? источник Родился в эвакуации в Вологодской области. Отец по возвращении с фронта запил, и мать (фармацевт) с двумя детьми переехала в Ленинград. В детстве жил в центре, неподалёку от Дворцовой площади, позже жил на Васильевском острове недалеко от Смоленского кладбища. Был вундеркиндом, рисовал с раннего возраста, должен был стать художником, но, по его словам, «не отстоял себя как живописца». Учился в художественной школе при Академии художеств, был исключён из неё в 1960 году с формулировкой «за формализм», на деле — за попытки отстоять свою индивидуальность. Среди камней живым. В. Олег, каким было ваше детство! Случайно я жил в этом веке, Почти через тысячу лет Она в ответ мне со вздохом: источник Конспект урока по литературному чтению. Образовательная система «Школа-2100». Урок по литературному чтению в 3 классе Образовательная система «Школа-2100» Тема: О. Григорьев «Витамин роста».
Оборудование: пословицы, напечатанные на листках для фронтальной работы, рисунок фруктов и овощей, карточки с обозначением витаминов. Руки вверх все – потянулись. (3 раза). Все друг другу улыбнулись. Здоровья всем мы пожелаем — Прочитайте пословицы на доске. Определите общую тему пословиц. Ум да здоровье всего дороже. В здоровом теле здоровый дух. Болезнь человека не красит. — А как вы думаете, почему сегодня урок чтения я начала с пословиц о здоровье? (Наверное, будем читать произведения на эту тему.) — А как сохранить и поддержать здоровье? Что надо делать? (Ответы детей) -О чём говорят следующие пословицы и поговорки? Ешь правильно – и лекарство не надо. Обед без овощей – праздник без музыки. Зелень на столе – здоровья на сто лет. Хлеб да капуста никого не подпустят. (Нужно правильно питаться, есть овощи и фрукты) — А почему надо есть овощи и фрукты? Чем они так полезны? Я вам загадаю загадку, а отгадка поможет вам ответить на мой вопрос. В каждом возрасте полезен — Но прежде, чем начнем читать новое произведение, послушаем сообщение о витаминах. Витамины — это вещества, необходимые для питания человека. Известно около 30 витаминов. Каждый витамин выполняет определенную задачу в организме. Их обозначают латинскими буквами. Дети читают сообщения о витаминах. Витамин А — защищает от болезнетворных вирусов и микробов, влияет на зрение. Витамины группы В (В 1 , В 2 , В 3 , В 5 , В 6 , В 12 ) обеспечивают организм энергией, нужны для работы нервной системы и кишечника. Витамин Д – помогает сохранить здоровыми зубы и кости. Витамин Е – защищает организм то воздействия радиации и ядовитых веществ. Витамин С – это витамин витаминов. Он поддерживает иммунитет и повышает сопротивляемость организма простудам. Организм человека не способен запасать витамины впрок и поэтому должен получать их регулярно в полном объёме. — А где же содержатся витамины? ( Рисунок фруктов). Ученик читает отрывок из стихотворения А. Барто. — Как вы думаете, существует ли такой витамин? -На этот вопрос поможет ответить человек, произведение которого мы будем читать. — Откройте учебник на стр. 168. — Прочитайте название произведения и фамилию автора. Знаком ли автор? Какие произведения он создал ? (Стихи). — Какие стихи О. Григорьева вы читали? — В чём особенности стихов Олега Григорьева? (Они короткие, смешные, весёлые, герои в них – дети). — Новое произведение тоже стихотворение? (Нет, стихотворема). (На доске) — Что может обозначать это слово? Как образовалось? (Стихи + творить). -Можно предположить, кто герои стихотворемы? — Как вы думаете, почему это произведение включено в раздел « Уроки и переменки»? Вопросы, на которые нужно ответить после прочтения:
— Чтение стихотворемы по строфам детьми с комментированием. 5. Работа после чтения 1 части. -На какие вопросы вы можете дать ответы, прочитав 1 часть? — Какое по жанру напоминает это произведение? (рассказ в стихах) -Перечитайте 1 часть и подчеркните ключевые, главные слова, не более 8-10 словосочетаний. — Задание на внимание. На доску я тоже выписала ключевые слова, прочитайте и проверьте, всё ли верно: — С какой целью проводился эксперимент ? (Чтобы доказать, что витамин А – действительно витамин роста, одна из крыс должна была вырасти.) — Что нового и интересного узнали на уроке? источник ОЛЕГ ЕВГЕНЬЕВИЧ ГРИГОРЬЕВ Даты жизни: 6 декабря 1943 — 30 апреля 1992 Олег Григорьев — одна из самых трагических фигур в нашей детской литературе. Как же так — автор таких смешных стихов, и трагическая? Однако, так бывает. Родился он в годы войны в Вологодской области. Мама его была аптекарем. После войны они переехали в Ленинград, где Григорьев поступил в школу при Академии художеств, но был отчислен. Живопись и графику он не оставил, дружил с художниками, среди которых были такие впоследствии знаменитости, как М.Шемякин и «митьки». Первые его стихи пришли к народу через устное творчество — напечатать их тогда было совершенно невозможно, потому что в них тотчас же увидели бы «клевету на существующий строй». Тогда, в 70-80-е годы, в основном, глухие и слепые по отношению к настоящему искусству чиновники, пресекали попытки «идти не в ногу», а любой эксперимент считали вражескими выходками. Сидит Славочка на заборике, Глубоко воспитательное стихотворение о том, как из-за глупости начинается вражда, и чем это кончается. Мой приятель Валерий Петров Дети в стихах Григорьева непосредственные и наивные: Я забрался под кровать, Дружба, сквозная тема его творчества, показана с разных сторон. Бывает и так: Мы летом у бабушки жили, И в рассказах Григорьева анекдоты из детской жизни содержат насмешку, над ложным трудолюбием, например: «Два брата лежат на диване. Замечательное по интонации стихотворение «Гостеприимство» дает нам повод задуматься, ребенок или взрослый — его герой: Встаньте с этого дивана, Довольно редко у поэта бывает легкое, беспечное настроение, ощущение счастья от неожиданностей, которые порой дарит жизнь: Молодой моряк в матроске Более типичны для Григорьева такие стихи: Прохоров Сазон Они считались опасными. Наверное опасность эта и остаётся. Она в бесстрашном разоблачении зла. Корф, О.Б. Детям о писателях. ХХ век. От А до Я /О.Б. Корф.- М.: Стрелец, 2006.- С.22-23., ил. ЛУЧШИЕ КНИГИ ОЛЕГА ГРИГОРЬЕВА Часто откровенные детские наблюдения и впечатления забываются, и во взрослом человеке погибает ребенок. У Олега Григорьева эти впечатления превратились в стихи, в которых, словно в зеркале, отразилась целая эпоха в истории России. Те россияне, кому за 30, без труда узнают в стихах Олега Григорьева свое детство. «Взрослая» обращенность детской поэзии Григорьева сделала его широко популярным прежде всего в родительской среде, а парадоксальность поэтического мышления – в детской. ГРИГОРЬЕВ, О.Е. БАБУШКА /О.Е. Григорьев. — М.: АСТ; Малыш, 2009.- 12 с.: ил. — (Планета детства). Детям мы отдаем все самое лучшее — любовь, внимание, заботу. И, конечно же, дарим им самые лучшие детские книжки. В этой книге — стихи Олега Григорьева для малышей. ГРИГОРЬЕВ, О.Е. БЕЖАЛИ И ПАДАЛИ /О.Е. Григорьев. — М.: Рипол Классик, 2015.- 120 с. В книге собраны стихотворения Олега Григорьева. ГРИГОРЬЕВ, О.Е. ГОВОРЯЩИЙ ВОРОН /О.Е. Григорьев. — М.: Дет. лит., 1989.- 64 с.: ил. Третья книга стихов ленинградского поэта. Стихи смешные, удивительные, показывают предметы и жизненные случаи с неожиданной стороны, делают окружающий нас мир непривычным и легко узнаваемым, понятным и привлекательным. Стихи не только развлекают, но и неназойливо поучают ребят. ГРИГОРЬЕВ, О.Е. ОЗОРНЫЕ СТИХИ /О.Е. Григорьев. — М.: Рипол Классик, 2010.- 96 с.: ил. В сборник вошли самые популярные стихотворения поэта. Однажды во время встречи с ребятами кто-то из них спросил его: «А сколько росту вы весите?» Он, не задумываясь, ответил: «Метр семьдесят килограмм». Открыв книгу с иллюстрациями Николая Воронцова, вы словно начнете играть в веселую и остроумную игру. ГРИГОРЬЕВ, О.Е. ПТИЦА В КЛЕТКЕ / О.Е. Григорьев. — М.: Издательство Ивана Лимбаха, 2015.- 272 с. Наиболее полное издание литературного наследия поэта Олега Григорьева, в которое включены его стихи для детей, лирика, поэма, а также прозаические произведения. Творчество Григорьева охватывает примерно тридцать пять лет — с конца 1950-х до начала 1990-х годов. В книге представлено около семисот текстов, однако за ее пределами осталось еще немало его произведений, которые необходимо собрать и сделать достоянием широкого круга читателей. ГРИГОРЬЕВ, О.Е. САЗОН И БАТОН /О.Е. Григорьев. — М.: Белый город, 1997.- 48 с.: ил. Эта книга — сборник стихов Олега Григорьева. Кто не читал, тот очень много потерял. Смешные стихи написаны в духе юмористического журнала для детей и взрослых. Потрясающее остроумие. О соседях, друзьях и родственниках, о батоне, пироге и осах шутит Григорьев. Из простой ежедневной картинки можно сделать правильный логический вывод. Не поспоришь. И ведь смешно. ГРИГОРЬЕВ, О.Е. СТИХИ ДЛЯ ДЕТЕЙ /О.Е. Григорьев. — М.: Самокат, 2010.- 80 с.: ил. Ирина Затуловская, проиллюстрировавшая сборник, решила сделать его сине-красным, как двусторонний карандаш. ГРИГОРЬЕВ, О.Е. ХУЛИГАНСКИЕ СТИХИ /О.Е. Григорьев. — М.: Амфора, 2005.- 96 с.: ил. В книгу вошли самые известные детские стихотворения петербургского поэта Олега Григорьев. При жизни он успел издать всего несколько книг для детей, но завоевал любовь многих и многих читателей. Стихи, которые отличаются особым юмором и парадоксальностью мышления, необычайно популярны и среди детей, и среди родителей. ГРИГОРЬЕВ, О.Е. ЧЕХАРДА / О.Е. Григорьев. — СПб.: Лениздат, Команда А., 2013.- 48 с.: ил. В этой книге собраны избранные стихи для детей, невероятно смешные и остроумные, яркие и запоминающиеся, парадоксальные и абсурдные, они не оставят равнодушными маленьких читателей и их родителей! В каждом кроются загадки и происходят таинственные превращения. Стихи Олега Григорьева — автора, который сам никогда не хотел взрослеть, — по-настоящему живые: они прыгают, скачут, летают и кувыркаются. А иллюстрации Александра Флоренского точно и деликатно продолжают эту игру с читателем. Получается смешно, весело и очень интересно. ГРИГОРЬЕВ, О.Е. ЧУДАКИ И ДРУГИЕ /О.Е. Григорьев. — М.: Дет. лит., 2006.- 128 с.: ил. В книге собраны лучшие веселые стишки для детей питерского писателя. ГРИГОРЬЕВ, О.Е. ЧУДНОЙ НАРОД /О.Е. Григорьев. — М.: АСТ; Малыш, 2009.- 128 с.: ил. — (Любимое чтение). В сборник вошли стихи талантливого детского поэта, у которого был оригинальный, своеобычный взгляд на обыкновенные вещи. ГРИГОРЬЕВ, О.Е. ШЛИ ВПЕРЕД — ПРИШЛИ НАЗАД /О.Е. Григорьев. — М.: Азбука-классика, 2010.- 224 с. …Шестидесятые — восьмидесятые годы прошлого века, на которые пришлась творческая жизнь Григорьева, выпестовали в нашем обществе резкий, отчетливый тип внутреннего эмигранта, в душе своей чуждого всего официального, презирающего строй и власть, но не идущего на прямую конфронтацию с ними, а предпочитающего занять свою, по возможности, отдаленную и отделенную от них нишу. Культура улиц и кухонь, культура тайного протеста, ерничанья, насмешки, анекдота стала фактически культурой народа, его живым фольклором. (Михаил Яснов). ГРИГОРЬЕВ, О.Е. ЩЕКОТНЫЕ СТИХИ /О.Е. Григорьев. — М.: Азбука-Аттикус, 2011.- 80 с.: ил. Кто такой Олег Григорьев? Поэт. Художник. Яркий представитель ленинградского андеграунда. Непосредственный, искренний и ранимый Человек. А еще — автор этой книжки. Кто такой Николай Воронцов? Карикатурист-надомник. Призер и лауреат. Любитель плюшек. А еще — самый веселый художник на свете и автор иллюстраций к этой книжке. Что получится, если к стихам Олега Григорьева добавить иллюстрации дяди Коли Воронцова? Получится замечательная книжка, полная веселой непосредственности, игры и озорства. Раскройте ее на любой странице и убедитесь, что удержаться от смеха просто невозможно. Потому что это — очень щекотные стихи! источник |