Меню Рубрики

Необходимость в витаминах и минералах у детей

Все родители, следящие за здоровьем своих детей, рано или поздно начинают задумываться о необходимости давать им витамины или в этом нет необходимости?

Однако сейчас появляется все больше специальных, детских витаминов, которые содержат полный комплекс витаминов и минералов, необходимых для ребенка. Родителям трудно зачастую разобраться среди многочисленных, иногда противоречащих друг другу отзывах о детских витаминах и понять, что они из себя представляют, эти комплексы и нужны ли они вообще? Попробуем найти ответы на эти вопросы.

Поскольку выражение витамины для детей появились сравнительно недавно, то все еще распространены некоторые заблуждения, связанные с недостатком знания об этих препаратах. И сегодня многие папы и мамы считают, что давать витамины детям излишне, потому что лучшими витаминами для детей являются солнце и правильное, здоровое питание. Необходимость и важность этих компонентов высока и её никто не отменял, и ни один витаминный комплекс не сможет заменить собой естественные для детей условия развития. Однако будет ли эти компоненты достаточны и легко ли обеспечиваемые?, и поддерживать сбалансированный рацион круглый год тоже проблематично, так как при термической обработке пища теряет свои полезные свойства и витамины, к тому же дети часто отказываются есть полезные, но «невкусные», по их мнению, блюда. Поэтому от идеи полного обеспечения организма ребенка всеми основными элементами посредством только лишь здорового питания и пребывания на свежем воздухе приходиться отказаться- это не актуально.

Однако в этом нет ничего страшного: ведь современные витаминные комплексы для детей помогут им гармонично расти и развиваться, быть активными и бодрыми, меньше утомляться и лучше учиться, избегать возникновения проблем со зрением, сердечно-сосудистой и нервной системами. Кроме того, детские витамины необходимы для укрепления иммунитета. Вспомним здесь, что витаминов всего 13 и практически все они содержатся в качественных комплексных витаминах для детей: A, B1, B2, B5, B6, B9, B12, C, D, E, H, K, PP. Кроме того, большинство производителей добавляет в свои препараты минералы: фосфор, кальций, магний, железо, медь, цинк, йод и др.

Вам не стоит беспокоиться о количестве наименований, что некоторые из этих компонентов будут «враждовать» между собой, достижения фармацевтической науки позволили использовать особые технологи, при которых нежелательное взаимодействие исключено и в одну таблетку легко «умещаются» все компоненты. В витаминах для детей от хорошо известных производителей каждый компонент оказывает именно то целевое действие, для которого он предназначается.

Источноком готовых необходимых витаминов и миниралов, может служить Юниор Нео. Его необходимость, в здоровье детей, доказана временем. Но тем немение знать всю важную информационную часть касаемо витамин и их необходимости в рационе питания детей . от грудного ребенка до детей школьного возраста.

Поэтому одна из основных рекомендаций состоит в том, лучше покупать не множество однокомпонентных препаратов (вроде витамина А или Е по отдельности), а сбалансированные комплексы для детей, содержащие весь комплекс витаминов и минералов. Среди врачей, пап и мам такие детские витамины получают более благоприятные отзывы, нежели препараты, состоящие из одного элемента, поскольку прием специально разработанного, сбалансированного набора компонентов уменьшает риск превысить дозировку или не получить какое-нибудь из жизненно важных необходимых веществ.

В производстве ,при разработке состава витаминов для детей , производители уделяют огромное внимание, безопасности. Для этого фармацевтические компании тщательно рассчитывают дозировку и состав компонентов. Особые советы от врачей и отзывы о детских витаминах стоит получить тем родителям, чьи дети страдают расстройствами питания, острыми и хроническими заболеваниями или являются аллергиками. Витамины для них даже более важны, чем для совершенно здоровых детей.
Как выбрать витаминно-минеральный комплекс, который подойдет именно вашему ребенку?

Конечно, если он испытывает острый недостаток какого-либо элемента, Вы это легко обнаружите по внешним симптомам и обратитесь к врачу, который пропишет Вам необходимое лекарственное средство. Однако если ситуация не такая печальная, и Вам нужно профилактическое (а не терапевтическое) средство, если Вы хотите подобрать детские витамины для иммунитета, бодрости, общего тонуса, гармоничного развития скелета и внутренних органов, то стоит выбирать сбалансированный витаминный комплекс, который будет соответствовать возрасту ребенка. Тут стоит особо подчеркнуть тот факт, что слишком дешевые витамины не принесут детям пользы, ведь хорошие компоненты и качественные тщательные многолетние медицинские исследования стоят дорого, поэтому и конечный продукт не может быть слишком дешевым. Но не стоит и думать, что самые лучшие витамины для детей обязательно дорогие, большинство современных витаминов для детей вполне доступны по цене, обращать внимание нужно на производителя товара и потребительские отзывы

В решении этой проблемы неоценимую помощь может оказать Лайфпак Юниор+. Лайфпак Юниор -витаминно-минеральный комплекс для наших детей.

Признан UNESKO лучшим на сегодняшний день оздоровительным детским фитопрепаратом в Европе. 24 витамина и микроэлемента. Гармонизирует развитие всех 10-ти физиологических систем детского организма. Предупреждает недостаток кальция, селена, хрома и др. микроэлементов. Прекрасный препарат для детей в возрасте от 4 лет. В 12-ти летнем возрасте дети начинают следовать образу жизни своих родителей, начинают нерегулярно и однообразно питаться, часто наспех. Недостаточное поступление в детский организм важных для роста и умственного развития элементов может отрицательно сказаться на развитии ребенка. ЛАИФПАК ЮНИОР обеспечивает суточную потребность детского развивающегося организма в витаминах, минералах, микроэлементах и других питательных веществах, имеет великолепный шоколадный вкус. Ребенок лучше ест, меньше устает, становится спокойным и внимательным.

источник

Опубликовано в журнале:
«Практика педиатра», сентябрь 2011, с. 25-29

Э.Э. Локшина, О.В. Зайцева, ГОУ ВПО «Московский государственный медикостоматологический университет» Минздравсоцразвития РФ

Согласно данным НИИ питания РАМН, около 90% детского населения России испытывает недостаток в тех или иных витаминах и минералах [1]. К основным группам риска развития витаминной недостаточности относятся дети, проживающие в экологически неблагоприятных регионах, дети из социально неблагополучных семей, часто и длительно болеющие дети, а также дети с аллергическими заболеваниями.

Одним из важных компонентов питания у детей являются микронутриенты (витамины и микроэлементы). Значение витаминов для обеспечения нормальной жизнедеятельности и поддержания здоровья детей чрезвычайно велико. В отличие от макронутриентов (белков, жиров и углеводов), витамины не служат источником энергии или «строительного материала», используемого для образования органов и тканей, а являются экзогенными регуляторами физиологических и биохимических процессов [2, 3]. Витамины принимают непосредственное участие во всех обменных процессах жизнедеятельности организма, а также входят в состав многих ферментов, выполняя роль катализаторов.

Витамины необходимы для процессов роста, кроветворения, нормальной деятельности нервной, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, желез внутренней секреции, продуцирующих различные гормоны, для поддержания зрения и нормальных свойств кожи. Витаминам принадлежит также исключительно важная роль в обеспечении адекватного иммунного ответа, функционирования систем метаболизма ксенобиотиков, формировании антиоксидантного потенциала организма и в поддержании устойчивости человека к различным инфекциям, действию ядов, радиоактивного излучения и других неблагоприятных внешних факторов. Кроме того, обеспеченность микронутриентами необходима для нормального уровня интеллектуального развития ребенка [2, 4]. Минеральные вещества – также незаменимый элемент здорового питания. Макро- и микроэлементы одинаково необходимы для нормального существования организма и должны присутствовать в пище в достаточном количестве.

Дефицит витаминов

Классические авитаминозы в настоящее время встречаются крайне редко. Однако у детей раннего возраста нередко обнаруживаются признаки субнормальной витаминной недостаточности, представляющей собой доклиническую стадию дефицита витаминов и проявляющейся нарушениями метаболических и физиологических реакций, в которых участвует данный витамин, а также отдельными клиническими симптомами. Например, раздражительностью, головной болью при недостаточности тиамина, аскорбиновой кислоты, пиридоксина, кровоточивостью десен при недостаточности витамина С, сухостью кожи при недостаточности витаминов А и B2 [5, 6].

Основными причинами субнормальной витаминной недостаточности являются: нерациональное питание ребенка или кормящей матери; широкое использование в питании детей рафинированных продуктов, лишенных витаминов в процессе их производства; потеря витаминов при длительном и нерациональном хранении и кулинарной обработке продуктов; нарушение баланса микрофлоры кишечника, участвующей в обмене ряда витаминов (фолиевой кислоты, рибофлавина, пиридоксина, цианокобаламина); нарушение усвоения витаминов при заболеваниях ЖКТ и патологии желчевыводящих путей. Среди других причин дефицита витаминов можно отметить недостаточное образование в организме активных метаболитов витаминов у детей с поражениями печени и почек, наследственные нарушения обмена витаминов и другие, которые встречаются гораздо реже [2].

Субнормальная обеспеченность витаминами значительно снижает устойчивость детей к действию инфекционных и токсических факторов, физическую и умственную работоспособность, замедляет сроки выздоровления больных детей, способствует увеличению частоты и длительности обострений хронических заболеваний верхних дыхательных путей и ЖКТ.

Таким образом, дефицит микронутриентов у детей раннего возраста приводит к замедлению темпов роста и умственного развития, угнетению иммунной сопротивляемости организма, способствует формированию у ребенка хронических заболеваний.

Восполнение дефицита

Особенности питания детей в современных условиях не позволяют полностью удовлетворить потребности во всех основных микронутриентах только за счет пищевого рациона. В связи с этим необходимо дополнительное обеспечение детей витаминами и микроэлементами. Профилактика поливитаминной недостаточности должна быть направлена на обеспечение полного соответствия между потребностями детей раннего возраста в микронутриентах и их поступлением с пищей.

С увеличением количества компонентов в витаминно-минеральном комплексе (ВМК) увеличивается возможность и число взаимодействий между ингредиентами. Это приводит к тому, что для многих компонентов начинают реализовываться отрицательные эффекты их действия друг на друга на разных уровнях.

При терапевтическом приеме витаминов и микроэлементов (то есть при проявлении клинических признаков недостаточности, требующих врачебного вмешательства) их употребление в виде отдельных препаратов или предпочтительных сочетаний (таких, как кальций и витамин D) является распространенной нормой. При профилактическом приеме ВМК разделение некоторых компонентов приводит к уменьшению взаимных отрицательных эффектов и улучшению эффективности поливитаминной/минеральной композиции. В современных ВМК необходимо учитывать наилучшую совместимость ингредиентов, а также их возможный антагонизм [7].

Потребление достаточного количества макро- и микронутриентов с пищей и в составе ВМК оказывает выраженное положительное влияние на состояние многих органов и систем. В частности, сейчас уделяется большое внимание роли микронутриентов в формировании когнитивных функций у детей, их влиянию на поведение и настроение, что подтверждают систематические обзоры Cochrane [3].

Учитывая индивидуальные особенности детей раннего возраста, выбор необходимых витаминов и минералов, а также методов восполнения их запасов должен происходить под строгим контролем врача-педиатра. Известно, что рацион питания детей от 1 года до 3 лет достаточно ограничен, а невозможность приема поливитаминных препаратов в форме таблеток и капсул существенно сужает выбор предлагаемых на рынке витаминных средств.

Для оптимального роста и развития детей раннего возраста необходимы различные макро- и микронутриенты, однако совершенно в других количествах и пропорциях, чем для детей старшего возраста или взрослых. Кроме того, необходимо, чтобы витамины и микроэлементы усваивались в полном объеме, так как именно в этом возрасте обменные процессы протекают наиболее интенсивно.

Особое внимание должно уделяться также и форме ВМК, так как дети раннего возраста не в состоянии разжевывать или глотать неизмельченные таблетки или капсулы, а вспомогательные компоненты (консерванты, красители, ароматизаторы), присутствующие в них, способны спровоцировать аллергические реакции.

Отечественными учеными специально для детей от 1 года до 3 лет был создан витаминноминеральный комплекс Алфавит Наш малыш (компания «Аквион»), учитывающий все эти особенности детского организма. В препарате Алфавит Наш малыш суточная доза полезных веществ разделена на 3 порошка (каждый порошок упакован в индивидуальное саше), содержащих только совместимые компоненты. Вещества-антагонисты включены в состав разных порошков, что повышает эффективность ВМК, минимизируя нежелательные проявления взаимодействия компонентов. В состав ВМК Алфавит Наш малыш включены необходимые для детей младшего возраста микронутриенты: 11 витаминов (витамины А (в форме бета-каротина), В1, В2, В6, В12, С, РР, пантотеновая и фолиевая кислоты) и 5 минералов (кальций, магний, цинк, йод и железо).

Кальций и витамин D необходимы для формирования и роста костей, здоровых зубов, профилактики рахита. Фолиевая кислота и витамин В12, действуя синергично, обеспечивают нормальный рост и развитие ребенка, улучшают аппетит, необходимы для работы нервных клеток и иммунной системы. Пантотеновая кислота необходима для нормального обмена белков и углеводов, а также для усвоения других витаминов, участвует в процессе образования энергии и синтеза гормонов. Витамин В6 и магний, действуя синергично, участвуют в функционировании нервной системы, необходимы для правильной работы важных ферментов. Йод участвует в синтезе гормонов щитовидной железы, от которых зависит формирование организма (прежде всего, нервной системы) и основные обменные процессы. Цинк входит в состав ферментов, необходимых для синтеза белков, участвует в регенерации тканей, развитии иммунной системы. Витамин В2 участвует в образовании энергии, способствует регенерации слизистых оболочек. Витамин РР обеспечивает правильную работу нервной системы и органов пищеварения. Комплекс антиоксидантов (бета-каротин и витамины Е и С) защищает от вредного воздействия свободных радикалов, повышает сопротивляемость организма инфекциям, способствует регенерации тканей. Железо необходимо для синтеза гемоглобина. Витамин В1 участвует в работе нервной системы, входит в состав ферментов, расщепляющих углеводы и аминокислоты, улучшает аппетит. Бета-каротин – безопасный источник витамина А, одна из функций которого – участие в цветовом и световом восприятии.

Состав Алфавита Наш малыш был разработан в соответствии с рекомендациями ВОЗ по питанию детей раннего возраста и НИИ питания РАМН. Особое внимание было уделено переносимости отдельных компонентов и гипоаллергенности, что обеспечивается за счет разделения по разным порошкам веществ, образующих вместе потенциально небезопасные пары (например, витамин В12 усиливает аллергическое действие витамина В1, поэтому они принимаются раздельно и в разное время). Кроме того, использованы безопасные формы витаминов (например, витамин РР в виде никотинамида). Благодаря удобной лекарственной форме – растворимый порошок в саше – удалось избежать использования ненужных для детского организма вспомогательных веществ (красителей, консервантов, ароматизаторов).

Читайте также:  Витамины норма в крови для детей

Таким образом, в состав Алфавита Наш малыш включены все необходимые витамины и минералы в соответствии с потребностями детей раннего возраста и с учетом взаимовлияния отдельных микронутриентов; вероятность аллергических реакций сведена к минимуму. Поэтому новый отечественный ВМК Алфавит Наш малыш может быть рекомендован для применения у детей от 1 года до 3 лет в качестве дополнительного источника витаминов и минералов.

Примеры синергизма:

  • Витамин D положительно влияет на усвоение кальция.
  • Витамин С восстанавливает антиоксидантные свойства витамина Е.
  • Витамин С усиливает всасывание железа.
  • Витамин А помогает усвоению цинка.

Примеры антагонизма:

  • Конкуренция марганца и железа снижает усвоение железа на 40%.
  • Витамин С окисляет до 30% витамина В12.
  • Кальций и железо конкурируют за усвоение.
  • Витамин В12 может усилить аллергические реакции, вызванные витамином В1.
  • Совместный прием цинка и железа снижает эффективность терапии.
  • Фолиевая кислота образует нерастворимое соединение с оксидом цинка, что уменьшает усвоение витамина В9.

Список литературы:

  1. Талашова С.В. Алгоритм выбора витаминно-минерального комплекса в педиатрии // Русский медицинский журнал. – 2009. – Т. 17, № 4. – С. 308–311.
  2. Конь И.Я., Тоболева М.А., Димитриева С.А. Дефицит витаминов у детей: основные причины, формы и пути профилактики у детей раннего и дошкольного возраста // Вопросы современной педиатрии. – 2002. – № 1. – С. 62–66.
  3. Студеникин В.М., Балканская С.В., Щелковский В.И., Курбайтаева Э.М. Витаминноминеральная недостаточность у детей: соматические и психоневрологические аспекты проблемы // Лечащий врач. – 2008. –№ 1. – С. 19–22.
  4. Benton D. Micronutrient supplementation and intelligence of children // Neurosci. Biobehav. Reb. 2001; 25: 297–309.
  5. Коровина Н.А., Захарова И.Н., Заплатников А.Л. и др. Дефицит витаминов и микроэлементов у детей: современные подходы к коррекции: Руководство для практикующих врачей. – М.: Медпрактика-М, 2004. – 100 с.
  6. Шилина Н.М. Роль микронутриентов в развитии ребенка // Consilium medicum. Педиатрия. – 2007. –№ 2. – С. 74–77.
  7. Тутельян В.А., Спиричев В.Б., Шатнюк Л.Н. Коррекция микронутриентного дефицита – важнейший аспект концепции здорового питания населения России // Вопросы питания. – 1999. – № 1. – С. 3–11.

Сведения об авторах:
Локшина Эвелина Эдуардовна, доцент кафедры педиатрии ГОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет» Минздравсоцразвития РФ, канд. мед. наук.
Зайцева Ольга Витальевна, заведующая кафедрой педиатрии ГОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет» Минздравсоцразвития РФ, профессор, д-р мед. наук.

источник

Здоровье школьника напрямую зависит от сбалансированного питания и от достаточного количества витаминов, минералов и других полезных веществ в его рационе.

Важно то, что витамины работают в комплексе с минералами: чтобы усвоился один важный элемент, должен присутствовать ряд других.

По данным Института питания РАМН, недостаток витаминов и минералов, даже в идеально построенном питании, у современных детей составляет 60-65%! Дефицит микронутриентов приводит к ослаблению иммунитета, невнимательности, ухудшению памяти, апатии, раздражительности, снижению умственной активности. Кроме того, для многих детей начало учебного года и переход к школьному режиму — это период сильных переживаний и волнений. Результат — снижение иммунитета и способности к обучению.

Чтобы поддержать здоровье школьника, полезно дополнить его рацион микронутриентами. Так что даёт приём витаминно-минеральных комплексов? Для чего они необходимы ребёнку?

Чтобы обеспечить формирование и развитие жизненно важных систем детского организма необходимы кальций, магний и фосфор. Кальций участвует в минерализации костей и зубов, обеспечивает свертывание крови, сокращение мышц и препятствует развитию аллергии. Магний необходим для создания белка коллагена, лежащего в основе костной ткани и суставов. Фосфор совместно с кальцием укрепляет костную ткань, участвует в накоплении, переносе и высвобождении энергии в каждой клетке.

Комплекс витаминов и минералов Витрум ® для детей с формулой «ТРИО РОСТА», которая содержит уникальную комбинацию кальция, магния и фосфора послужит прекрасной поддержкой растущему организму.

Исследования свидетельствуют, что чаще всего в нашей стране детям не хватает витамина С, или, как принято его называть, «аскорбинки». В холодное время года ребёнку просто необходимо дополнительно принимать аскорбиновую кислоту, поскольку именно она отвечает за стойкий иммунитет. Лейкоциты, белые клетки крови, первыми реагируют на инфекцию, и если содержание витаминами С в них ниже нормы, то и справляться со своими защитными обязанностями эти клетки будут намного хуже. Витамин С активнее поддерживает иммунитет в присутствии витаминов А и Е, минералов селена и цинка.

Часто болеющий ученик отстает от программы, ему сложно потом влиться в ритм школьной жизни, «догнать» свой класс, а дополнительные задания только усиливают нагрузку на неокрепший после болезни организм. Предупредить заболевание и восстановить силы после вирусной инфекции просто: принимать витаминно-минеральный комплекс Витрум ® Юниор, который содержит необходимые количества витаминов С, А и Е, минералов селена и цинка для успешной борьбы с вирусами и инфекциями.

Дети, которые получают необходимые возрастные дозы витаминов группы В, отличаются более высоким уровнем интеллекта, легче и быстрее усваивают новый учебный материал, умеют достаточно долго концентрироваться на поставленной задаче. Именно витамины этой важной группы в сочетании с железом и йодом напрямую влияют на работу мозга, умение быстро запоминать и обрабатывать полученную информацию.

В частности витамины В1, В2 и В6 необходимы для нормального функционирования мозга, стимулируют познавательную активность, способствуют запоминанию, помогают сохранить эмоциональную стабильность. Железо, необходимое для синтеза гемоглобина, обеспечивает мозг кислородом, а йод оказывает влияние на умственное развитие ребенка и формирование его интеллектуальных способностей.

Всё это особенно актуально в начале учебного года, когда ребёнку приходится перестраивать весь привычный распорядок дня и справляться с многочисленными нагрузками.

Каждый продукт из линейки витаминов Витрум ® для детей содержит важные элементы, положительно влияющие на развитие мозговой деятельности, улучшающие память и внимание, помогающие преодолеть сложности школьного ритма.

Не каждого ребенка удаётся накормить достаточным количеством полезных продуктов. Многим родителям знакома такая проблема, как плохой аппетит. Отказ от еды может быть вызван стрессом, усталостью, связанными с началом учебного года, или волнением перед ответственной контрольной. В формировании здорового аппетита участвуют витамины группы В, витамины А, Е, а также цинк и магний. Витаминно-минеральный комплекс Витрум ® для детей содержит компоненты, которые не только улучшают аппетит, но и помогают детям успешно справиться с эмоциональными и интеллектуальными нагрузками.

Каждый период в жизни ребёнка обладает своими особенностями и для каждого необходим свой уникальный набор витаминов и минералов. Построить сбалансированное меню и выбрать витаминный комплекс по возрасту — одна из важных задач в начале учебного года.

Каждый продукт линейки витаминов Витрум ® для детей — это тщательно подобранный комплекс витаминов и минералов в соответствии с возрастными потребностями детей и подростков. Принимая соответствующие возрасту витамины Витрум ® , ребёнок получит прекрасную базу для активного развития, здоровья и роста.

Имеются противопоказания. Необходимо ознакомиться с инструкцией по применению.

источник

*Импакт фактор за 2017 г. по данным РИНЦ

Журнал входит в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК.

Р ациональное питание детей и взрослых – важнейшее условие поддержания здоровья нации. Однако в настоящее время в России в силу сложившихся социально–экономических условий только у очень немногих людей питание может считаться сбалансированным [5,7]. Повседневный рацион большинства россиян в конце ХХ века – это «пища бедняков»: углеводисто–жировая, с недостаточным количеством животного белка, дефицитом витаминов и микроэлементов [1].

Результаты популяционных исследований, проведенных Институтом питания РАМН, свидетельствуют о крайне недостаточном потреблении и все более нарастающем дефиците витаминов (А, группы В, С, Е), а также микроэлементов (железа, цинка, йода) у значительной части населения Российской Федерации. Так, дефицит витаминов группы В выявляется у 30–40%, b -каротина – более чем у 40%, а витамина С – у 70–90% обследуемых [7]. При этом выявляемый дефицит зачастую носит характер сочетанной витаминной недостаточности. Настораживает, что дефицит витаминов обнаруживается не только зимой и весной, но и в летне–осенние периоды, что свидетельствует о формировании у большинства населения России крайне неблагоприятного круглогодичного типа полигиповитаминоза. Отмечено также, что полигиповитаминозы часто сочетаются с дефицитом микроэлементов.

Вызывают тревогу данные о распространенности дефицита микронутриентов у беременных и кормящих женщин, новорожденных и грудных детей. Недостаток основных пищевых веществ, витаминов и минеральных веществ в рационе беременной неблагоприятно сказывается не только на состоянии здоровья самой женщины, но и приводит к развитию выраженного их дефицита у плода. Дефицит микроэлементов и витаминов в рационе матерей, кормящих грудью, также крайне отрицательно влияет на здоровье детей. Не может не беспокоить и то, что 70% детей 1–го года жизни в возрасте 3–4 месяцев вскармливаются искусственно [3]. Установлено также, что 39–42% детей, находящихся на раннем искусственном вскармливании, получают неадаптированные молочные смеси. Тревожно выглядит ситуация и с дефицитом витаминов у детей более старшего возраста. Так, показано, что обеспеченность витаминами у детей и подростков не превышает 20–40%, а белково–витаминный дефицит испытывают до 90% детей России [7].

Напряженный уровень метаболизма у детей, не только поддерживающий жизнедеятельность, но и обеспечивающий рост и развитие детского организма, требует достаточного и регулярного поступления микронутриентов. Поэтому развитие дефицита витаминов и микроэлементов у детей может сопровождаться различными нарушениями здоровья [9]. Несбалансированное и недостаточное (как в качественном, так и в количественном отношениях) питание российских детей привело к тому, что у большинства из них имеется дефицит микроэлементов и витаминов, у 16–47% выявляется анемия, а у 24–63% – латентный дефицит железа [7,3]. Кроме этого, в результате алиментарного дефицита таких микроэлементов, как железо и йод, в последние годы отмечена четкая тенденция к ухудшению психического здоровья детей. Нельзя не отметить нарастание частоты выявления недостаточности потребления йода [2]. При дефиците йода в мозге растущего детского организма происходят необратимые изменения, развиваются олигофрения и кретинизм. Дефицит йода – самая распространенная причина интеллектуальных нарушений, которую можно предупредить (Касаткина Э.П., Щеплягина Л.А.). Однако в России активность мероприятий по профилактике йодного дефицита в последнее десятилетие была значительно снижена. Это не могло не сказаться на состоянии психического здоровья детей. Только в последние годы вновь начали приниматься действенные меры по профилактике йодной недостаточности (производство йодированной соли в необходимых количествах, прием йодида калия, витаминно–минеральных комплексов, содержащих йод, и др.).

Таким образом, в России в настоящее время сложились условия, при которых алиментарные нарушения могут отразиться не только на состоянии здоровья, физическом и интеллектуальном потенциале россиян, но и в целом на жизнеспособности нации [7].

Витамины относятся к незаменимым пищевым веществам органического происхождения и практически не синтезируются в организме человека, но играют роль регуляторов многочисленных биохимических реакций в обмене веществ и энергии. Не являясь строительным и энергетическим субстратом, витамины служат катализаторами биохимических реакций. Немаловажное значение имеет дефицит витаминов в патогенезе многих заболеваний человека. Выделяют жирорастворимые витамины (А, Д, Е, К) и водорастворимые витамины (группа В, С).

Витамины (от лат. Vita – жизнь) – незаменимые компоненты питания органического происхождения, регулирующие биохимические и физиологические процессы в организме за счет активизации отдельных ферментативных реакций.

Недостаточное поступление витаминов в организм приводит к развитию дефицита этих незаменимых микронутриентов. В зависимости от глубины дефицита витаминов в организме различают гипо– и авитаминоз. Авитаминозом принято обозначать глубокий дефицит витаминов из–за практически полного нарушения их поступления в организм. Гиповитаминозом называют дефицит витаминов в организме в результате сниженного, недостаточного их поступления.

Причины возникновения дефицита витаминов:

  • несбалансированное питание;
  • недостаточное поступление витаминов с пищей;
  • однообразное лечебное питание.
  • патология желудочно–кишечного тракта, в том числе синдром мальабсорбции;
  • нарушения функции печени;
  • повышенная экскреция витаминов (повышенный диурез);
  • нарушение синтеза витаминов группы В и К в кишечнике;
  • терапия антибактериальными препаратами;
  • полное парентеральное питание;
  • гемодиализ;
  • врожденные дефекты метаболизма;
  • нарушение биодоступности витаминов;
  • повышение потребности при обычном уровне
  • поступления (период интенсивного роста;
  • беременные, кормящие женщины).

Для целенаправленной профилактики недостаточности микронутриентов целесообразно выделять детей и взрослых, у которых имеются различные предрасполагающие факторы для развития дефицита витаминов и микроэлементов.

Группы риска по развитию витаминодефицитных состояний:

– дети раннего возраста и подростки в период наиболее интенсивного роста;
– дети, занимающиеся спортом (имеющие высокие физические нагрузки);
– больные дети (острые инфекционные заболевания вирусного или бактериального генеза; патология сердечно–сосудистой системы, желудочно–кишечного тракта и др.);
– больные, длительно принимающие некоторые лекарственные препараты;
– беременные и кормящие женщины;
– вегетарианцы;
– пожилые люди;
– дети и взрослые с низким социально–экономическим уровнем;
– алкоголики, курильщики.

Степень выраженности дефицита витаминов зависит от многих факторов и может иметь ярко выраженные, отчетливые клинические проявления при глубокой недостаточности микронутриентов. Умеренные или слабовыраженные гиповитаминозы, не имеющие манифестных симптомов, также могут приводить к развитию различных патологических состояний или усугублять их тяжесть.

Читайте также:  Витамины необходимые детям при смене зубов

Последствия дефицита витаминов:

  • ухудшение самочувствия;
  • снижение умственной и физической работоспособности населения;
  • нарушение процессов детоксикации чужеродных веществ в организме;
  • нарушение функционирования иммунной системы (снижение сопротивляемости к инфекциям);
  • замедление темпов физического и психического развития;
  • предрасположенность к развитию различных патологических состояний, хронизации заболеваний.

Возрастная суточная потребность в основных витаминах представлена в таблице 1.

Живые организмы в своем составе содержат различные химические элементы. Условно, в зависимости от концентрации химических элементов в организме, выделяют макро– и микроэлементы.

Макроэлементами принято считать те химические элементы, содержание которых в организме более 0,005% массы тела. К макроэлементам относятся: водород, углерод, кислород, азот, натрий, магний, фосфор, сера, хлор, калий, кальций.

Микроэлементами называются химические элементы, содержащиеся в организме в очень малых количествах. Их содержание не превышает 0,005% массы тела, а концентрация в тканях – не более 0,000001%. Среди всех микроэлементов в особую группу выделяют так называемые незаменимые микроэлементы.

Незаменимые микроэлементы (микроэлементы эссенциальные, микробиоэлементы) – микроэлементы, регулярное поступление которых с пищей или водой в организм абсолютно необходимо для его нормальной жизнедеятельности. Незаменимые микроэлементы входят в состав ферментов, витаминов, гормонов и других биологически активных веществ. Незаменимыми микроэлементами являются железо, йод, медь, марганец, цинк, кобальт, молибден, селен, хром, фтор.

Физиологическое значение макро– и микроэлементов определяется их участием:

  • в структуре и функции большинства ферментативных систем и процессов, протекающих в организме;
  • в пластических процессах и построении тканей (фосфор и кальций – основные структурные компоненты костей);
  • в поддержании кислотно–основного состояния;
  • в поддержании солевого состава крови и водно– солевого обмена.

Уровень поступления микроэлементов в организм зависит от их содержания в пищевых продуктах и воде. Постоянное снижение или повышение концентрации определенных минеральных веществ в суточном рационе человека, как правило, связано с недостатком или излишком этих микроэлементов в окружающей среде района проживания. Формирующийся при этом в организме людей дефицит или избыток определенных микроэлементов приводит к развитию эндемических геохимических заболеваний (микроэлементозов).

Наиболее изученными являются йодная и фторная эндемии. Так, в регионах, где в окружающей среде отмечено недостаточное содержание йода, широко распространен эндемический зоб. На территориях, характеризующихся повышенным содержанием фтора в воде, отмечается высокий уровень заболеваемости флюорозом. В то же время длительное недостаточное поступление фтора в организм приводит к повышенному распространению кариеса.

Распределение микроэлементов в организме и их накопление в определенных органах и системах обусловлено как химическими свойствами, так их и физиологической ролью. Однако в некоторых случаях место преимущественного депонирования микроэлементов не связано с влиянием их на эти органы и ткани. Микроэлементы, являясь составляющими компонентами биологически активных веществ, участвуют в метаболических процессах в организме.

Главная особенность минерального обмена у детей состоит в том, что процессы поступления в организм минеральных веществ и их выведение не уравновешены между собой [4]. Рост и развитие ребенка требуют интенсивного поступления минеральных веществ. Возрастная суточная потребность в основных микроэлементах имеет свои особенности (табл. 2).

Профилактика дефицита витаминов и микроэлементов у ребенка должна начинаться еще в антенатальном периоде его развития. Целесообразно рекомендовать женщинам полноценную, сбалансированную диету, обогащенную всеми необходимыми микронутриентами. Можно рекомендовать прием специального молочного напитка для беременных и кормящих женщин, содержащего все необходимые витамины и минеральные вещества в полном соответствии с потребностью беременной и кормящей женщины. А также другие витаминно–минеральные комплексы, рекомендованные для беременных и кормящих женщин.

К постнатальной профилактике дефицита витаминов и микроэлементов у детей относятся:

1. Продолжительное естественное вскармливание со своевременным введением продуктов прикорма, особенно детям с лимфатическим типом конституции, с крупной массой тела при рождении и избыточными весовыми прибавками.

2. Соблюдение режима дня с достаточным пребыванием на свежем воздухе, предупреждение и своевременное лечение рахита, гипотрофии, острых респираторных заболеваний.

Дети, находящиеся на искусственном вскармливании, должны получать современные адаптированные смеси, содержащие весь необходимый спектр витаминов, макро – и микроэлементов. Для прикорма этим детям используются соки, фруктовые и овощные пюре, а также инстантные каши, обогащенные железом и другими незаменимыми микронутриентами. Как правило, если здоровый ребенок первого года жизни получает современные адаптированные молочные смеси и продукты для прикорма, дефицита витаминов и микроэлементов у него нет.

У детей старше года профилактика дефицита витаминов и микроэлементов проводится с помощью назначения полноценной, сбалансированной диеты, а также индивидуального приема специальных поливитаминных препаратов (табл. 3, 4).

В качестве примера можно привести витаминный комплекс Пиковит (KRKA, Словения).

Пиковит выпускается в виде сиропа и пастилок, вкус которых очень нравится детям. Витаминный сироп Пиковит рекомендуется детям старше 1 года. Его состав основан на натуральных фруктовых компонентах, поэтому дети особенно любят сироп Пиковит. Сироп можно давать в чистом виде или добавлять в чай, соки, фруктовое пюре. Пастилки Пиковит, которые в дополнение к витаминам содержат кальций и фосфор, предназначены для детей старше 2 лет. Препарат восполняет дефицит витаминов, а содержащиеся в пастилках кальций и фосфор обеспечивают поддержание структуры костей и зубов.

Пиковит Д – это пастилки, обладающие приятным фруктовым вкусом, которые предназначены прежде всего для детей дошкольного возраста. Пиковит Д не содержат сахар и может применяться при различных ограничивающих диетах.

Пиковит форте представляет собой витаминный препарат, предназначенный для детей школьного возраста. Он рекомендуется при переутомлении и плохой концентрации внимания, физических нагрузках (занятия спортом), нерегулярном и однообразном рационе питания, отсутствии аппетита. Для восполнения суточной потребности в витаминах, ребенку достаточно принять одну пастилку Пиковита форте в день.

1. Акопян А.С., Харченко В.И., Мишиев В.Г. Состояние здоровья и смертность детей и взрослых репродуктивного возраста в современной России. – М., 1999.

2. Анциферов М.Б. Йоддефицитные заболевания в России и их профилактика// Medical market. – 1999. – № 32 (2). – С.10–12.

3. Коровина Н.А. Правильно ли мы употребляем витамины? Медицинская газета. – 2001. – № 5. – С.12.

4. Коровина Н.А., Захарова И.Н., Заплатников А.Л. Профилактика дефицита витаминов и микроэлементов у детей/ Справочное пособие для врачей.–Москва, 2000.

5. Нетребенко О.К. Состояние здоровья и питание детей первых двух лет жизни в отдельных регионах России. Автореф. . докт. дис. – 1997. – 27 с.

6. Обмен веществ у детей/ Вельтищев Ю.Е., Ермолаев М.В., Ананенко А.А., Князев Ю.А. – М.: Медицина, 1983. – 464 с.

7. Спиричев В.Б. О витаминной обеспеченности населения СССР и о мерах по ее улучшению./ Здоровье и болезнь. – Москва. – 1990. – С.198–199.

8. Тутельян В.А., Алексеева И.А. Витамины антиоксидантного ряда: обеспеченность населения и значение в профилактике хронических заболеваний.// Клиническая фармакология и терапия.–1995. – №4(1). – С.90–92.

9. Тутельян В.А., Спиричев В.Б., Шатнюк Л.Н. Коррекция микронутриентного дефицита – важнейший аспект концепции здорового питания населения России// Вопросы питания. – 1999. – №1.

10. Subcommittee on the 10th edition of RDA. Food and nutrition board. RDA. 10th ed. Wasb D.C.: National Acad. press, 1989.

11. WHO, Diet, Nutrition, and the Prevention of Chronic Diseases: Report of a WHO Study Group WHO, Technical Report Series, No.797, 1990.

источник

Витамины для детей – полезные вещества, необходимые для полноценного формирования и развития организма ребенка.

Они отвечают за здоровье внутренних органов, слаженную работу эндокринной, нервной систем, регулируют обмен веществ.

Если в детском организме не хватает витаминов, он начинает функционировать в усиленном режиме. Возникают быстрая утомляемость, судороги в ногах, головные боли, ухудшается память, происходит задержка в развитии (умственное или физическое отставание).

Помните, в детском и подростковом возрасте витамины нужны в большем количестве, чем для взрослого человека, поскольку в данный период происходит интенсивное развитие организма. Залог здоровья – правильное питание, однако из-за плохой экологии, содержание питательных веществ в продуктах катастрофически снизилось. Интересно, что за последние тридцать лет количество органического витамина С в растениях уменьшилось на 90 %. А дети, ко всему, подвержены стрессам, нагрузкам, избирательны в еде. В итоге организм систематически недополучает нутриенты, начинаются отклонения в развитии.

В возрасте активного развития, большинство ребят посещают общественные места (детские сады, театры, кино, парки), расширяется социальная жизнь чада, что ведет к резкому возрастанию риска заразиться острой респираторной инфекцией. Тут-то и становится актуальным вопрос о необходимости дополнительного употребления витаминно-минеральных комплексов для повышения иммунитета.

В период «перестройки» организма ребенка дефицит нутриентов приводит к возникновению следующих проблем:

  • ухудшению памяти, аппетита;
  • гормональному дисбалансу;
  • нарушению сна;
  • замедлению роста, развития;
  • повышенной утомляемости;
  • апатии, вспышкам раздражительности, нервозам;
  • частым инфекционным заболеваниям;
  • головным болям;
  • расшатыванию зубов, кровоточивости десен;
  • медленному заживлению ран;
  • бледности кожных покров;
  • ломкости ногтей, волос;
  • сухости кожи;
  • хронической усталости;
  • анемии, слабости;
  • образованию язв на языке, трещинок в уголках рта;
  • светочувствительности глаз.

В результате ребенок становится вялым, раздражительным, плохо кушает и спит. Чтобы устранить данные последствия родителям рекомендуется обогатить рацион дитя свежими фруктами, овощами, зеленью, орехами, злаками и регулярно в весенний и осенний период проводить витаминную терапию с профилактической целью.

Витамины делятся на следующие группы:

  1. Монокомпонентные, содержат один вид органических соединений. К ним относят аскорбиновую кислоту, витамины А, Е, К, D.
  2. Многокомпонентные, представляют собой симбиоз нутриентов. В состав поливитаминов входят от двух до десяти веществ. Популярные препараты: Мульти-Табс, Витарон, Биовиталь, Алфавит.
  3. Витаминно-минеральные комплексы. В составит таких препаратов входят макро- и микроэлементы. Они более сбалансированы, чем моно и многокомпонентные витамины. Благодаря наличию минералов, данные комплексы имеют гораздо шире спектр действия: поддерживают зрительные функции, укрепляют кости, зубы, улучшают память, поднимают иммунитет. Лучшие из них: Пиковит Омега-3, Алфавит, Мульти-табс, ВитаМишка calcium+, Биовиталь Гель.

Формы выпуска витаминов для ребенка:

  • жевательные пастилки;
  • таблетки;
  • сиропы;
  • капли;
  • порошки;
  • мармеладные фигурки;
  • леденцы;
  • гель;
  • шипучие таблетки.

Чтобы детские препараты были приятными на вкус и привлекали внимание малышей, в них добавляют красители и ароматизаторы. Перед покупкой убедитесь, что выбранный комплекс подходит по возрасту ребенку. Рекомендуется отдавать предпочтение витаминным средствам с точной дозировкой (леденцам, пастилкам, фигуркам). Детям до года не давайте препараты, которые требуют точного замера дозы (сиропы, гели), поскольку можно подвергнуть ребенка риску передозировки.

Интересно, что большинство нутриентов при попадании в детский организм выполняют функции, которые не происходят в теле взрослого человека после приема комплекса. Они способствуют биологическим процессам роста, разделению тканей и внутренних органов по назначениям.

Рассмотрим список основных из них:

  1. Витамин А. Синтезирует белки, участвует в формировании скелета и нормального зрения у ребенка, участвует в развитии легких, пищеварительного тракта, регенерации слизистых оболочек. 1/3 суточной потребности бета-каротина должны составлять яйца, кисломолочные напитки, сливочное масло, сливки, а 2/3 – продукты растительного происхождения (томаты, морковь, абрикосы, сладкий перец).
  2. Витамин В1. Поддерживает умственную деятельность, нормальное течение углеводного обмена в организме, улучшает усвоение нутриентов из пищи. Источники тиамина: орехи, гречка, кукуруза, картофель, фасоль.
  3. Витамин В2. Отвечает за хорошее состояние кожных покров, ногтей, волос, поддерживает рост чада. Продукты, богатые рибофлавином: рыба, сыр, молоко, курица.
  4. Витамин В6. Регулирует работу нервной системы, нужен для улучшения памяти, формирования красных кровяных телец, развития иммунитета ребенка. Пиридоксин присутствует в субпродуктах, зеленом перце, капусте, говядине, яйцах.
  5. Витамин В9. Поддерживает кожу в хорошем состоянии, предупреждает малокровие. Особенно нуждаются в фолиевой кислоте больные дети, которым следует ее давать для аппетита. Природные источники: грибы, лук, морковь, петрушка, печень.
  6. Витамин В12. Участвует в кроветворении, активирует работу нервной системы малыша. Цианокобаламин находится в морепродуктах, сое, яйцах, сыре, курице.
  7. Витамин С. Защищает ребенка от бактерий, вирусов, тормозит развитие аллергических реакций, укрепляет кровеносные сосуды, нейтрализует действие свободных радикалов. Аскорбиновая кислота находится в цитрусовых плодах, шиповнике, облепихе, клубнике, рябине.
  8. Витамин D. Регулирует количество кальция, магния в организме ребенка. Нужен для полноценного развития скелета. Поступает в организм с молоком, сливочным маслом, печенью животных или рыб, яйцами.
  9. Витамин Е. Увеличивает защитные силы организма и стабилизирует работу кровеносной, мышечной, нервной систем. Токоферол борется со свободными радикалами, поддерживает половое развитие подростков. Токоферол содержится в латуке, яйцах, семенах, льняном, кунжутном маслах.
  10. Витамин РР. Регулирует обмен веществ и обеспечивает усвоение всех необходимых компонентов еды: минералов, жиров, белков, углеводов. Кроме того, никотиновая кислота преобразует глюкозу и триглицериды в энергию, что способствует росту тканей у ребенка. Источники соединения: арахис, кедровые орехи, горох, кальмар.
  11. Витамин Н. Поддерживает здоровье кожи. Продукты, богатые биотином: кукуруза, фисташки, овсянка, ячневая крупа.
  12. Витамин К. Участвует в работе кровеносной системы. Менадион содержится в цветной капусте, репчатом луке, брокколи.
  13. Железо. Снабжает внутренние органы ребенка кислородом, участвует в кроветворении, формировании гемоглобина. Рекомендуется к приему детям с 1 года и по показаниям ранее. Продукты, содержащие железо: зеленые овощи, мясо кролика, индейка.
  14. Цинк. Ускоряет заживление ран, поддерживает остроту зрения, участвует в формировании костей малыша, укрепляет иммунитет, высвобождает витамин А. Микроэлемент присутствует в бобовых, орехах, морепродуктах. Больше всего организм ребенка нуждается в цинке с двух до трех лет.
  15. Кальций. Участвует в обменных процессах, служит основой костной ткани, нужен для роста и функционирования нервных клеток. Содержится в молочных продуктах, шиповнике, лесных орехах, кунжуте, маке.
  16. Фосфор. Выступает «энергоносителем» – доставляет энергию по клеткам. Вместе с кальцием поддерживает крепость костной ткани. Природные источники фосфора: молоко, морепродукты, сухие дрожжи, творог.
  17. Магний. Участвует в передаче нервных импульсов, оказывает антистрессовое действие. Микроэлемент устраняет раздражительность, истерику, беспокойный сон у ребенка. Природные источники магния: гречка, соя, отруби, тыквенные семечки.
Читайте также:  Витамины необходимые детям для мозга

Кальций, фосфор и магний рекомендуется давать детям от 3 лет.

Таким образом, это главные витамины и макро-, микроэлементы, необходимые для подрастающего организма малыша. Суточная потребность каждого нутриента зависит от возраста ребенка. Легче всего снабжать организм ребенка витаминами и минералами при помощи детских мультивитаминных комплексов. Не забывайте о необходимости организации полноценного питания: обогатите его свежими овощами, фруктами, зеленью и молочнокислыми изделиями.

Рассмотрим каким нутрентам отдать предпочтение в разный возраст:

  1. Период лактации. Помните, во время кормления грудью питательные вещества лучше усваиваются организмом ребенка в составе материнского молока. Поэтому в данный период женщине следует употреблять следующие препараты: Витрум Пренатал, Биовиталь, Алфавит Мамино Здоровье. Кроме того, обогатить рацион свежими продуктами питания, пить натуральные соки (не магазинные). Это лучший способ получения недостающих витаминов и микроэлементов для новорожденных.
  2. С 1 года до 2 лет. В данный период рекомендуется ограничиться приемом витамина D (Аквадетрим, Вигантол) для профилактики развития рахита. Помимо этого, для усиления сопротивляемости детского организма простудным заболеваниям вводите аскорбиновую кислоту, бета-каротин. Например, комплекс Мульти-Табс Бэби, Виторон или Киндер Биовиталь гель. Во время приема витаминно-минеральных комплексов следите за реакцией организма ребенка. При возникновении побочных реакций (повышенной возбудимости, кожной сыпи) прием препарата прекращают и обращаются к педиатру.
  3. От 2 лет до 5 лет. На протяжении данного периода происходит интенсивный рост ребенка, активно формируется костная система. В этом возрасте важно следить за регулярным поступлением железа, цинка, фолиевой кислоты, витаминов А, Е, С, кальция, магния, фосфора в организм малыша. Баланс данных нутриентов обеспечивает закладку здоровых зубов и крепкой костной системы. Рекомендуемые витаминно-минеральные комплексы для малышей от двух до пяти лет: Центрум детский (экстравитамин С или экстракальций), Пангексавит, Юникап Ю, Алвитил, Пиковит. С 4 лет вводят препарат Мульти-Табс Малыш, который является расширенной версией Мульти-Табс Бэйби. Он содержит хром, йод, цинк, селен, витамины А, С, D, Е, В.
  4. От 5 лет до 7 лет. Это период подготовки к школе, в течение которого ребенок подвергается повышенной физической и умственной нагрузке. Кроме того, происходит усиленный рост организма, формируется осанка. На данной стадии развития ребенка нужны цинк, йод, витамины группы В. Они улучшают концентрацию внимания, моторику и память ребенка. В 6 лет малыш идет в школу, сталкивается с патогенными микроорганизмами, часто болеет инфекционными заболеваниями (ОРЗ, краснухой, ветрянкой, скарлатиной). Из-за возрастной незрелости иммунитета, ребенок чувствителен к воздействию токсинов, образуемых под воздействием болезнетворных агентов. Накапливаясь в детском организме, они становятся «бомбой замедленного действия», угнетают становление защитных сил, вызывают хронические заболевания. Какие лучше витамины принимать в данный период? Витрум Плюс, Алфавит, Мульти-Табс Классик, Центрум Детский Про. Для защиты организма от вирусных, бактериальных инфекций рекомендуется пить Олигогал-Se или Триовит на протяжении полугода.
  5. От 8 лет до 10 лет. Данный период связан с активным ростом организма, непривычным режимом дня, сменой молочных зубов, сложным ритмом жизни. Организм ребенка нуждается в повышенном количестве меди, цинка, фосфора, аскорбиновой кислоты, витаминов А, В, Е, РР, D3. Восполняя нехватку нутриентов в детском организме, вы сможете оградить ребенка от нарушений физического, психо-эмоционального развития. С 8 лет можно давать следующие препараты: Витрум Юниор, Пиковит Омега3, Алфавит “Школьник”. Для быстрого роста органов и тканей увеличивайте количество белков в рационе ребенка. Полноценное питание с необходимыми минералами, витаминами обеспечит правильный физиологический обмен веществ и успешное завершение формирования эндокринной системы.
  6. 11 лет. Характеризуется расстройством эмоционального фона у школьников. Для поддержания психического равновесия ребенка врачи рекомендуют принимать препараты бренда «Пиковит» или витамины группы В.
  7. С 12 до 18 лет. Это время интенсивного роста человека и полового созревания. На данный период «выпадает» «переходный возраст», сдача экзаменов, поступление в ВУЗы, которые сопровождаются чрезмерными умственными нагрузками, стрессовыми ситуациями. Для поддержания здоровья, подросткам рекомендуется принимать нутриенты А, С, Е, РР и группы В. Они входят в состав следующих комплексов: Сана-Сол, Компливита, Дуовита, Биовиталь и Мультивита Плюс. В 14 лет школьники вступают в спортивные секции, в результате организм юношей и девушек подвергается двойной нагрузке: он снабжает клетки энергией для интенсивного роста и покрывает затраты для ведения активного образа жизни. Поэтому включите в рацион питания подростка хорошие комплексные витамины: Компливит-актив, Юникап М, Компливит, Дуовит, Метабаланс 44, Алфавит Тинейджер.

В любом возрасте для ребенка губительны дефицит и избыток нутриентов в организме. Помните, аптечные витамины принимают 1–2 раза в год по 3–4 недели. В поисках препарата не зацикливайтесь исключительно на искусственных добавках. Главным источником витаминов для детей всех возрастов должна оставаться пища.

Поливитаминные комплексы для растущего организма должны соответствовать следующим требованиям:

  • укреплять защитные функции;
  • адаптировать организм к повышенным физическим, эмоциональным нагрузкам;
  • быть гипоаллергенны;
  • без искусственных красителей, консервантов;
  • улучшать интеллектуальное развитие.

Рекомендуется остановить выбор на препаратах фармацевтических фирм, которые зарекомендовали себя и имеют положительные отзывы. Чтобы уберечь ребенка от подделки, не покупайте витаминно-минеральные комплексы с рук, по интернету, вне аптек, поскольку их качество и состав вызывают сомнения.

При первичном приеме нутриентов следите за состоянием ребенка, поскольку новые препараты, как и продукты, могут вызвать аллергию.

После покупки храните сладкие пастилки, леденцы или сироп в темном недоступном для детей месте (на верхней полке навесного кухонного шкафа). Они должны строго дозироваться, в соответствии с инструкцией или назначением педиатра, взрослыми.

Самый благоприятный период для насыщения растущего организма питательными соединениями – это май-июнь и сентябрь-октябрь. Начинать прием витаминных комплексов во время летней жары, разгара простудного сезона не разумно.

Препараты употребляют курсами, на протяжении двух-трех недель с трехмесячным перерывом. Желательно их принимать с пищей в первой половине дня, когда энергозатраты максимальны, а организм находится в состоянии бодрствования и может хорошо усваивать полезные вещества.

Летом откажитесь от таблетированных витаминов в пользу природных источников нутриентов (овощей, фруктов, зелени). Для укрепления иммунитета прием комплексов рекомендуется сочетать с занятиями спортом и закаливающими процедурами.

Витамины для детей – питательные вещества, которые участвуют в полноценном формировании и развитии ребенка.

Каждому возрасту соответствует своя комбинация необходимых нутриентов. Для грудничков достаточно тех витаминов и минералов, которые содержатся в материнском молоке. Дети дошкольного возраста испытывают потребность в соединениях А, С, D, Е, В, цинке. А подростки нуждаются в РР, D3, омеге-3, кальции, фосфоре, железе.

Гипервитаминоз не менее опасен, чем авитаминоз, поэтому перед приемом комплекса проконсультируйтесь с педиатром.

Помните, запастись водорастворимыми витаминами (В, С, Н) не удастся, так как они не накапливаются в организме, их излишек выводится с мочой. «Про запас» могут накапливаться только жирорастворимые нутриенты (А, D, Е), однако передозировка их может вызвать интоксикацию организма.

Больше свежей и актуальной информации о здоровье на нашем канале в Telegram. Подписывайтесь: https://t.me/foodandhealthru

Специальность: врач педиатр, инфекционист, аллерголог-иммунолог .

Общий стаж: 7 лет .

Образование: 2010, СибГМУ, педиатрический, педиатрия .

Опыт работы инфекционистом более 3 лет.

Имеет патент по теме «Способ прогнозирования высокого риска формирования хронической патологии адено-тонзиллярной системы у часто болеющих детей». А также автор публикаций в журналах ВАК.

Я даю комплевит кидс. и еще Бебисан Д3, так как ребенок потеет бывает сильно. говорят от нехватки витаминв Д. и болеть кстати меньше стал

мы с витамином С пьем бэби формулу – жевательные мишки. Дети их обожаю, очень вкусно им, состав натуральный, отзывы на форумах по продукту тоже отличные

источник

Препараты с витаминами и микроэлементами рекомендуют в тех случаях, если ребенок:

Витаминно-минеральные комплексы прописывают со второй половины зимы до начала апреля. На этот период приходится пик заболеваемости ОРВИ: иммунитет ослаблен, а витамины, накопленные летом и осенью, уже организмом израсходованы, и ему необходима поддержка.

Есть и другие причины. Вот некоторые из них:

  • в 1-2 года ребенок активно растет и развивается физически. Для профилактики рахита и правильного формирования костей в этот период важны кальций и витамин Д;
  • когда малыш начинает общаться со сверстниками, посещать детский сад, поддержка нужна его иммунной системе. За это отвечают витамины С и Е, цинк, йод, селен;
  • с началом учебного процесса: чтения, письма, освоения компьютера — следует позаботиться о глазах. Защитить их помогают витамины А, Е, С, Д и В2, фолиевая кислота, полиненасыщенные омега-3 кислоты;
  • младшие школьники испытывают сильные нервные перегрузки. Повысить стрессоустойчивость и укрепить когнитивные функции помогают витамины группы В, йод и цинк. Улучшению питания мозга способствуют также аскорбиновая кислота, витамины А, Е и Д;
  • для нормальной работы кишечника детскому организму требуются пробиотики. Они нормализуют микрофлору, способствуют лучшему усвоению питательных веществ.
Возраст А (МЕ) В1 (мг) В2 (мг) Пантотеновая кислота (мг) В6 (мг) Фолиевая кислота (мкг) В12 (мг) РР (мкг) С(мг) D(МЕ) E(мг) H(мкг) K(мг)
0-1 1250 0.3 0.4 2 0.5 25 0,4 5 30 300 3 15 5-10
1-3 1350 0.7 0.8 3 1.0 50 0,7 9 40 400 6 20 15
4-6 1600 0.9 1.1 4 1.1 75 1,0 12 45 400 7 25 20
7-11 2300 1.0 1.2 5 1.4 100 1,4 7 45 400 7 30 30
11-18 девочки 3000 1.1 1.3 4-7 1.6 200 2,0 15 60 400 8 15 45-55
11-18 мальчики 3000 1.5 1.8 4-7 2.0 200 2,0 17-20 60 400 10 17-20 45-65
  1. Детям до года дают витамины в растворах.
  2. До 4-5 лет удобнее использовать жевательные витамины с приятными вкусами.
  3. Более взрослые дети могут принимать витамины в капсулах.
  4. Выбирая витамины для активно растущего ребенка (в том числе и в подростковом возрасте), нужно отдавать предпочтение препаратам с высоким содержанием кальция.
  5. После болезни самым важным компонентом становится витамин С. Его можно давать ребенку и в комплексе, и в качестве монотерапии.
  6. Для детей-аллергиков подойдут препараты без отдушек, красителей и консервантов. У них не такой яркий вкус, однако они безопасны и полезны.

Мы дадим несколько препаратов для ознакомления.

Жидкий витамин С от ChildLife Essentials с натуральным апельсиновым вкусом восполнит суточную потребность в аскорбиновой кислоте даже у подростка. Он содержит 20 мг полезного вещества в чайной ложке, поэтому для детей помладше требуется меньшая дозировка (смотрите в инструкции, консультируйтесь с врачом).

Жидкий кальций с магнием ChildLife Essentials — сбалансированный продукт. Его разрешается принимать с 6 месяцев. Малышам до 3 лет достаточно 1 чайной ложки в день. Детям постарше 2 ложки восполнят дефицит веществ, даже если они не любят молочные продукты.

Рыбий жир от Carlson Labs — отличный источник кислот омега-3 и витамина Е. Его можно добавлять в пищу по половине чайной ложки в день. Этого вполне достаточно для активно растущего ребенка старше 4 лет.

Garden of Life Vitamin Code — жевательные цельнопищевые мультивитамины для детей со вкусом вишни. Их принимают дважды в день. Большинство витаминов в препарате компенсируют суточную потребность ребенка. Меньший уровень содержания других витаминов и минералов учитывает, что дети получают часть необходимых веществ с пищей.

Жидкие мультивитамины для детей Animal Parade от Nature’s Plus со вкусом тропических ягод — идеальный продукт для малышей. Он содержит 11 основных компонентов в дозировке, достаточной для восполнения ежедневной потребности. Сироп вкусный, его принимают раз в день по половине колпачка. Деткам постарше подойдут жевательные зверюшки Animal Parade Gold.

Yum-V’s Multi·V + Multi-Mineral Formula со вкусом молочного шоколада содержит высокую дозу витамина Д и В6. Все остальные компоненты позволяют компенсировать недостаток витаминов и минералов и не вызвать повышенное выведение их из организма. Достаточно 1-2 жевательных мишек в день.

21st Century Health Care Zoo Friends Complete — универсальный комплекс мультивитаминов и минералов. Он содержит примерно половину витаминов и минералов, необходимых в сутки ребенку старше 4 лет. Этот препарат подойдет тем, кто правильно питается, и поддержит организм в межсезонье и после болезни. Форма выпуска — жевательные таблетки.

Перед приемом препаратов нужно обязательно проконсультироваться с педиатром!

Принимают препараты во время или сразу после еды. Так они лучше усваиваются и не нагружают печень и желудок. С этой же целью в течение курса интенсивной витаминотерапии рекомендуется больше пить.

В среднем, курс приема витаминно-минеральных комплексов составляет 1-1,5 месяца. После этого надо сделать перерыв, чтобы организм не «расслаблялся» и не забыл, как нужно извлекать вещества из продуктов питания. Повторять курсы витаминотерапии желательно 2-3 раза в год.

Материал подготовлен при информационной поддержке LifeEssence

источник