Меню Рубрики

Олег григорьев стихи для детей витамин роста

Стихотворение «Витамин роста»

Автор: Олег Евгеньевич Григорьев

1.
Мир был, как глобус, синь и кругл.
Учитель биологии ходил по классу из угла в угол
И читал лекцию о питании человека.
В связи с научными достижениями века.

— Дорасти до потолка в наше время
Относительно просто.
для этого открыт в природе
Витамин А — витамин роста.
Особенно много витамина А
Содержит в себе морковь.
Наверно, поэтому у маленьких детей,
Особенно у зайцев,
К ней такая любовь.

Смирнов, сходи, пожалуйста, вниз
И принеси из живого уголка
двух маленьких белых крыс.
Этих милых, крошечных альбиносов.
да смотри, не задерживайся у попугаев
И не задавай им
Никаких вопросов.
Заодно поймай на окне
Самую толстую муху
И накорми в террариуме
Тритона.
Будь осторожен — Не вспугни с яиц клуху
И опасайся питона.
А пока Смирнов ходит вниз,
Расскажу я вам немного про крыс.
Вы знаете, какие это вредные
И нахальные животные.
Особенно крысы опасны,
Когда бывают голодные.
Тогда они из склада в склад
Целыми стаями по городу носятся.
Кстати, кто скажет,
к какому отряду крысы относятся?
— К отряду грызунов, —
Сказал Иванов.
— Совершенно верно,
Только прекрати грызть яблоко.
А ты Мехнов, отверни от окна
И поверни ко мне
Хотя бы одно глазное яблоко.

Если с крысами не бороться
и дать им свободно плодиться,
Они бы всю землю заняли в год
И нам пришлось бы
Где-нибудь
На тесном Марсе ютиться.
Человечество ведет с ними
Непрерывную войну,
С переменным успехом
Их травят мышьяком,
Ядохимикатами,
На них ставят капканы,
Крысоловки
И вот теперь научились
Убивать их смехом.

В каком-нибудь складе,
Где их целое общество,
Или попросту популяция,
Ставится аппарат
И включается мультипликация.
И на том месте фильма,
Где начинают
Кота ремешком драть,
Так что искры летят из меха,
Крысы задирают ноги
И начинают так неистово хохотать,
Что лопаются от смеха.

Однако что это так долго
Ходит Смирнов?
Неужели опять питона
Не задвинули на засов?

Ах, вот и он сам. явился!
Что ж ты так долго не шел?
А я думал, ты куда-нибудь
Трагически провалился.
Итак, с сегодняшнего дня
Мы начинаем эксперимент.

Вот этому крысенку
Мы повесим бирку со знаком плюс
И будем кормить его пищей,
Богато насыщенной витамином А,
Чтобы он вырос у нас с арбуз
Или даже с два.
другому, вот этому,
Который высунул
Из клетки хвост,
Мы будем давать стерильную пищу,
Чтобы вызвать у него
Авитаминоз.
И примерно через месяц
Мы увидим,
Какой из этого получится эффект.
Конечно, в том случае,
Если крыса с плюсом
Не имеет в своих генах дефект.

Проходит неделя,
Проходит другая,
И вот уже опыт пора прекращать.
Учитель, за опытом наблюдая,
Ничего не может понять.
Выросла крыса,
Которой в пище
С избытком давали витамин А,
Но так же выросла
И другая крыса,
И даже больше раза в два.

2
Однажды,
Перед тем как начать урок,
Учитель зашел в живой уголок.

Крыса,
Которая не получала витамин А,
С жадностью ела морковку,
Учитель хотел морковку отнять,
Но крыса огрызалась
И отпрыгивала ловко.
— Тут, видимо, кто-то есть, —
Решил учитель и оглядел комнату. —
Ну да, так и есть! —
Из-под стола торчали чьи-то пятки.

— Кто это тут играет в прятки?
Ах, это ты, Смирнов!
Ну да. я так и знал.
Ты как это здесь оказался?
— У меня шнурок развязался,
Я его на бантик хотел завязать,
А он у меня на узел завязался. —
Из-под стола вылезли ноги Смирнова,
Потом туловище,
А затем голова.
Из карманов его
Предательски торчала,
Покачиваясь из стороны в сторону,
Зеленая ботва.
— Красна девица сидит в темнице? —
Задал учитель вопрос в упор.
Смирнов быстро сунул в карман «косицу»
И сказал в ответ:
— Я знаю, это помидор.
— Разгадываешь загадки ты ловко,
Можешь не хитрить.
Я знаю, что у тебя в кармане
Морковка.
Скажи, Смирнов, откровенно,
Ты крысу кормил
Из гуманных соображений
Или из шалости?
Смирнов опустил глаза
И сквозь слезы сказал:
— Не из гуманных соображений,
А от жалости.
— Ну не плачь,
Опыт ты, не сорвал,
А даже подтвердил.
Вот только внешней стороне дела
Ты немножко повредил.
И чтобы не возникли у кого-нибудь
Сомненья и придирки,
Я возьму
И переставлю на клетках бирки.
А поскольку за нарушенье
Режима питанья
Ты основной ответчик,
Ты сделаешь дома к весне, в наказанье,
И принесешь в живой уголок
Скворечник.

Над фильмом работали:
Автор сценария и кинорежиссёр: Василий Кафанов
Художник-постановщик: Ольга Боголюбова
Художники: Б. Травин, Е. Старикова, Геннадий Морозов, Е. Балашова, К. Ерошева, Татьяна Строева
Аниматоры: Андрей Смирнов, Тенно-Пент Соостер, Александр Панов, Андрей Игнатенко
Оператор: Александр Чеховский
Директор: Т. Зозуля
Композитор: А. Клевицкий
Звукорежиссёр: Борис Фильчиков
Редакторы: Елена Никиткина, Раиса Фричинская
Текст читает: Л. Левинский
Монтажёр: Н. Снесарева

источник

Цель урока: создание условий для формирования у учащихся представлений о гуманном поступке на основе изучения поведения и поступков литературных героев.

  • Дать представление о понятии стихотворема;
  • Раскрыть понятие “гуманный поступок”;
  • Сформировать элементарные умения анализа конкретных поступков литературных героев на принадлежность к категории “гуманный”;
  • Развивать умение составлять несложные монологические речевые высказывания о произведении (героях, событиях);
  • Расширить словарный запас учащихся по темам “Биология” и “Витамины”;
  • Развивать коммуникативные способности и познавательную активность учащихся;
  • Способствовать воспитанию культуры речевого общения, сплочению детского коллектива;
  • Продолжить работу по формированию умения работать в парах;
  • Воспитывать интерес к учебному предмету, чтению литературных произведений;
  • Формировать навык самооценки деятельности (рефлексии).

1. Самоопределение к деятельности. Введение в тему урока.

– Здравствуйте, ребята. Начинаем наш урок литературного чтения. Ваши ожидания? (Будет интересный урок.) Какое произведение по настроению вы хотите прочитать? (Веселое. / Грустное.) Учитель должен обращать внимание на детей, которые хотели бы прочитать грустное произведение на протяжении всего урока. На уроке мне будет нужна ваша помощь. Поднимите руки, на чью помощь я могу рассчитывать? Дети поднимают руки.

– Я пришла на урок не с пустыми руками. Отгадайте, что я принесла?

В каждом возрасте полезен
От рождения до седин.
Он сражается с болезнью –
Друг надежный – … (витамин).

Учитель показывает баночку с витаминами.

– Кто из вас употребляет витамины? (Ответы детей.)
– Какие витамины вы знаете? ( А, В, С, витамины для взрослых, витамины для детей…)
– Где они содержатся? ( В фруктах, овощах …)
– Зачем я принесла витамины на урок? ( Чтобы угостить нас витаминами. А может мы будем читать новое произведение, которое как-то связано с витаминами.)
– А для чего употребляют витамины? (Чтобы быть здоровыми. Не болеть.)
– О чем больше всего мечтают маленькие дети? (Вырасти.)
– А что нужно сделать, чтобы ускорить процесс роста? (Есть витамины, заниматься спортом.)
– А может существуют специальные витамины, витамины роста? (Нет./Да.)
– Вы, точно, знаете название витаминов, которые необходимы для роста? (Нет.)
– Вопрос был один, а мнений несколько. Что будем делать? (Можно спросить у педагога, можно обратиться к учебнику, спросить у старших ребят.)

2. Работа с текстом до чтения.

– Ответы на эти вопросы знает человек, произведение которого мы будем читать на уроке.
– Хотите узнать кто он?
– Какой секрет откроет нам?
– Откройте учебник, на странице 168 и попытайтесь извлечь как можно больше информации, прочитав имя автора, название произведения, рассмотрев иллюстрации.
– Кто автор? (Олег Григорьев)

Учитель показывает портрет поэта и на доске открывает табличку с фамилией и именем автора.

– Что вам известно о нем? (Он поэт, пишет стихи. Герои его стихов дети.)
– Что это за произведение? (Стихотворема.)
– Что такое стихотворема? ( Предположение детей.) Ответов прозвучало много и все они разные, но точного определения мы так и не имеем. Поэтому вопрос остается открытым.

На доске учитель фиксирует вопросы, которые возникли во время обсуждения, в разделе “Вопросы”, левая часть доски: 1. Что такое стихотворема? (Опорный сигнал.)

– Как называется произведение? ( “Витамин роста”.)

На доске учитель открывает табличку с названием “Витамин роста”. (Опорный сигнал.)

– По названию можно предположить, о чем будет это произведение? (О витаминах, которые помогают расти.)
– Из названия удалось ли узнать, как называется витамин роста? (Нет.)

На доске: 2. Как называется витамин роста? (Опорный сигнал.)

– Может быть, ответить на эти вопросы помогут иллюстриции?

Учащиеся рассматривают иллюстрации к произведению.

– Где находится витамин роста? (Трудно ответить.)

На доске: 3. Где находится витамин роста? (Опорный сигнал.)

– Можно предположить, где происходят действия? (Нет.)
– Почему произведение включено в раздел уроки и перемены? (Оно, наверное, связано со школой.)
– Вопросов накопилось много, а ответов нет. Что делать? (Нужно прочитать произведение.) Но прежде чем начнем знакомиться с новым произведением, давайте еще раз вспомним вопросы, на которые должны получить ответы.

На доске опорные сигналы: (файл Рисунки. docx)

  1. Что такое стихотворема?
  2. Как называется витамин роста?
  3. Где находится витамин роста?

3. Первичное знакомство с текстом.

– Ребята, сегодня я хочу предложить вам необычное знакомство с текстом. Сегодня мы текст будем не читать, а слушать и смотреть в обработке мультипликаторов. Хотите? (Да.) Тогда начнем.

Дети смотрят мультфильм “Витамин роста” О. Григорьева. (Продолжительность мультфильма 5 минут 50 секунд.)

– Понравился вам мультфильм? (Да.)
Кто из героев вам понравился и запомнился? ( Смирнов. Учитель. А мне понравились крысы, они такие хорошенькие!)
Что интересного было для вас? (Понравился весь мультфильм. А мне было интересно чем закончится эксперимент.)
Нашли ли ответы на наши вопросы? (Да.)
Может у вас возникли новые вопросы? (Почему эксперимент проводили на крысах, а не на других животных. А почему в нашей школе нет живого уголка, а в той школе есть?) Что-то было не понятно? (Да.)
Предлагаю перечитать текст вместе. В тексте встретится много слов, значения которых могут быть непонятны. Поэтому прежде чем начнем читать я прошу своих учеников-помощников заполнить нам содержание “Словаря нужных слов”.

Ученики-помощники на доске в разделе “Словарь нужных слов” вывешивают домашние заготовки, опорные сигналы с кратким толкованием лексических значений слов или рисунки к данным словам (дома один ученик работал с одним словом): (файл Рисунки. docx).

– биология
– альбинос
– глазное яблоко
– тритон (карточку готовил учитель)
– питон (карточку готовил учитель)
– клуха
– авитаминоз
– эксперимент
– эффект
– стерильная пища
– гуманные соображения

– Ребята, прочитайте значение слов, которые ребята нашли дома. Обратите внимание на рисунки, они вам помогут понять значение слова.

4. Перечитывание текста и беседа по содержанию.

Текст отдельными частями читают хорошо читающие дети и учитель.

Олег Григорьев
Витамин роста.

Мир был, как глобус, синь и кругл. Учитель биологии ходил по классу из угла в угол.

И читал лекцию о питании человека. В связи с научными достижениями века.

– Итак, мы в школе на уроке биологии. Что такое биология? Ответ можно найти на доске в разделе “Словарь нужных слов”. (Этот предмет, изучающий живых существ – человека, животных, растения.) Тема этого урока – “Питание человека”.

– Дорасти до потолка в наше время относительно просто.

Для этого открыт в природе витамин А – витамин роста.

– Мы ответили на один из вопросов? ( Да. Витамин роста – витамин А.)

Особенно много витамина А содержит в себе морковь.
Наверное, поэтому у маленьких детей, и особенно у зайцев,
К ней такая большая любовь, Смирнов, сходи, пожалуйста, вниз
И принеси из живого уголка двух маленьких белых крыс.
Этих милых, крошечных альбиносов.

– Кто такие альбиносы? (Животные белого цвета.) Интересно, зачем они понадобились?

Да смотри не задерживайся у попугаев и не задавай им никаких вопросов

– Похоже, Смирнов – ученик любознательный. Интересно, почему именно его попросили сходить в живой уголок? (Смирнов всегда помогает в живом уголке, любит животных, заботливый, исполнительный .)

Заодно поймай на окне самую толстую муху

И накорми в террариуме тритона.

– Кто такой тритон? (Ящерица.) Тритон – небольшой по размеру 13–14 см в длину, неуклюж и некрасив. Тритоны плохо видят, так что ловля пищи для них сложна. Проворных насекомых им поймать трудно, поэтому они голодают.

Будь осторожен – не спугни с яиц клуху.

– Ребята, понять кто такая клуха вам поможет рисунок, который находится в “Словаре нужных слов”.

– Необычный в этой школе живой уголок: здесь и крысы, и ящерица, и курица яйца высиживает, и змея есть – питон… Кто такой питон? (Большая змея.) Питон – гиганская змея. Достигает размеров от 6 и более метров. Чтобы завладеть добычей, змея обвивается вокруг своей жертвы, душит ее, а потом заглатывает. Жертвой питона может быть животное гораздо большее самого питона. А Смирнов, похоже, свой человек в живом уголке, и животных, кажется, любит и не боится.

А пока Смирнов ходит вниз, расскажу я вам немного про крыс.

Вы знаете, какие это вредные и нахальные животные.

– А тема урока какая?( Питание человека.) Интересно, при чем здесь крысы? (На крысах будет учитель проводить эксперимент.)

Особенно крысы опасны, когда бывают голодные.
Тогда они из склада в склад целыми стаями по городу носятся
Кстати, кто скажет, к какому отряду крысы относятся?

– К отряду грызунов, – сказал Иванов.
– Совершенно верно.

Только прекрати грызть яблоко. А ты, Мехнов, отвернись от окна

И поверни ко мне хотя бы одно глазное яблоко.

– Вы заметили как О. Григорьев играет словами? ( Слова яблоки используются в этой игре.) В каком значении? Рисунки – помощники на доске помогут ответить на этот вопрос. (Яблоко и глазное яблоко похожи по форме.)А в чем провинился ученик Мехнов? (Он отвлекался на уроке, смотрел в окно.)

Если с крысами не бороться и дать им свободно плодиться,
Они бы всю землю заняли в год и нам пришлось бы
Где-нибудь на тесном Марсе ютиться.
Человечество ведет с ними непрерывную войну
С переменным успехом: их травят мышьяком,
Ядохимикатами, на них ставят капканы,
Крысоловки и вот теперь научились
Убивать их смехом.
В каком-нибудь складе, где их целое общество,
Или попросту популяция, ставится аппарат
И включается мультипликация…
И на том месте фильма, где начинают
Кота ремешком драть, так что искры летят из меха,
Крысы задирают ноги и начинают так неистово хохотать,
Что лопаются от смеха.
Однако что это так долго ходит Смирнов?
Неужели опять питона не задвинули на засов?
Ах, вот и он сам… явился!
Что ж ты так долго не шел?
А я думал, ты куда-нибудь трагически провалился.
Итак, с сегодняшнего дня мы начинаем эксперимент.

– Как по-другому сказать? (Опыт.)

Вот этому крысенку мы повесим бирку со знаком “плюс”
И будем кормить его пищей, богато насыщенной витамином А,
Чтобы он вырос у нас с арбуз или даже с два.
Другому, вот этому, который высунул из клетки хвост,
Мы будем давать стерильную пищу,

– То есть какую? (Совсем без витаминов.) А для чего? (Чтобы доказать, что пища богатая витаминами полезна, а пища без витаминов приводит к тому, что живой организм плохо развивается.)

Чтобы вызвать у него авитаминоз.

– Что такое авитаминоз можно прочитать в “Словаре нужных слов”. ( Нехватка витаминов в организме.)

И примерно через месяц мы увидим,
Какой из этого получится эффект.

– По-другому как можно сказать? ( Результат.)

Конечно, в том случае, если крыса с “плюсом”
Не имеет в своих генах дефект.

– То есть, если здорова. Вы поняли, какого результата надо ожидать?( Да.)

Проходит неделя, проходит другая,
И вот уже опыт пора прекращать.
Учитель, за опытом наблюдая, ничего не может понять.

– Почему? Что случилось? (Обе крысы выросли, не видно никаких изменений в их развитие.)

Выросла крыса, которой в пище
С избытком давали витамин А,
Но также выросла и другая крыса,
И даже больше раза в два.

– Вы догадались почему? Какое предположение возникает?( Крыс кормили пищей богатой витаминами.)

Однажды, перед тем как начать урок,
Учитель зашел в живой уголок.
Крыса, которая не получала витамина А,
С жадностью ела морковку.

– Откуда взялась морковка, вы догадались? (Морковку принес Смирнов.)

Учитель хотел морковку отнять, но крыса огрызалась
И отпрыгивала ловко.

Решил учитель и оглядел комнату. –
Ну, да, так и есть! –
Из-под стола торчали чьи-то пятки.
– Кто тут играет в прятки?
Ах, это ты, Смирнов!
Ну да… я так и знал.
Ты как это здесь оказался?
– У меня шнурок развязался,
Я его на бантик хотел завязать, а он у меня на узел завязался. –
Из-под стола вылезли ноги Смирнова,
Потом туловище, а затем голова.
Из кармана его предательски торчала,
Покачиваясь из стороны в сторону, зеленая ботва.
– Красная девица сидит в темнице? –
Задал учитель вопрос в упор.
Смирнов быстро сунул в карман “косицу”
И сказал в ответ: – Я знаю, это помидор.
– Разгадываешь загадки ты ловко,
Можешь не хитрить.
Я знаю, что у тебя в кармане морковка.
Скажи, Смирнов, откровенно, ты крысу кормил
Из гуманных соображений
Или из шалости?

– Что значит поступок “из гуманных соображений”? Я предлагаю разные варианты ответов выберите подходящий вариант(учитель на доске вывешивает опорные сигналы):

  • добрый поступок,
  • поступок ради смеха,
  • поступок только ради себя,
  • бескорыстный поступок,
  • поступок ради других,
  • поступок от чистого сердца.
  • полезный поступок.

(Поступок “из гуманных соображений” – это добрый поступок, бескорыстный поступок, поступок ради других, поступок от чистого сердца, полезный поступок.) Ответы детей учитель фиксирует на доске.

Смирнов опустил глаза и сквозь слезы сказал:
– Не из гуманных соображений, а от жалости.
– Смирнов не знает этого слова, но кормил действительно из жалости. Учитель наказал или похвалил ученика? А как вы бы поступили? (Похвалили Смирнова.)

– Ну не плачь, опыт ты не сорвал,
А даже подтвердил.
Вот только внешней стороне дела ты немножечко повредил.

– Чему же повредил Смирнов? (Крыса с биркой “минус” выросла больше, чем с биркой “плюс”, потому что Смирнов лучше ее кормил.)

И чтобы не возникли у кого-нибудь сомненья и придирки,
Я возьму и переставлю на клетках бирки.
А поскольку за нарушенье режима питанья
Ты основной ответчик, то сделаешь дома к весне, в наказанье,
И принесешь в живой уголок скворечник.

– Как вы думаете, для Смирнова это строгое наказание? Почему учитель поступил так? (Нет для Смирнова это не наказание и учитель знает об этом. Смирнов очень любит животных и готов для них сделать все что угодно. Тем более по мультфильму он попросит помощи у родителей.)

5. Работа с текстом после прочтения.

– Мы прочитали произведение Олега Григорьева “Витамин роста”. Думаю, мы теперь можем вернуться к вопросам, которые у нас возникли в начале урока, чтобы дать на них верные ответы.
– Какой же витамин является витамином роста и где он содержится? ( Витамин А –витамин роста. Он содержится в моркови.)

Ответы детей учитель фиксирует на доске в разделе “Я знаю” (правая сторона доски), он переносит вопрос с левой части доски к ответам. (файл Рисунки.docx)

– Может быть, у вас возникли новые версии того, почему произведение названо “стихотворема”? Для этого еще раз ответим на вопрос, с какой целью проводился эксперимент. (Чтобы доказать, что витамин А – действительно витамин роста, одна из крыс должна была вырасти.)
– Учитель утверждал на уроке, что для того, чтобы вырасти, необходимо употреблять в пищу витамин А. Доказать это он решил на опыте с крысами, чтобы все ученики убедились. В математике подобные утверждения, в истинности которого убеждаются при помощи доказательства, называется теорема. Значит, на уроке биологии доказывали биологическую теорему.
– Что напоминает по жанру произведение Олега Григорьева? (Рассказ в стихах.)
– Стихотворную повесть или рассказ в стихах иначе называют поэма. Можем теперь выделить составляющие “стихотворемы”:

На доске опорные сигналы : (файл Рисунки.docx)

стихотворение + теорема + поэма = стихотворема, т.е. стихотворный рассказ с доказательством теоремы.

– Это наше предположение. Может быть, Олег Григорьев и согласился бы с нашими рассуждениями.
– В произведении О. Григорьева “Витамин роста”, на уроке биологии учитель проводил что? ( Эксперимент.) Подберите слова синонимы к слову эксперимент. (Опыт, исследование.)
– Хорошо. Я хочу вам предложить провести тоже исследование. Но не с крысами, а с текстом.
– Главный герой произведения – Смирнов. Мы наблюдаем за ним на протяжении всего текста. Я предлагаю вам работу в парах: (файл Рисунки.docx)
на листочке, который у вас лежит на столе, нужно нарисовать, изобразить с помощью знаков или цвета, как меняется ваше отношение к главному герою, Смирнову. Вы можете пользоваться текстом.

– Кто готов свои работы может вывесить на доске.

Дети вывешивают свои работы.

– Что скажете о своих работах? (Смирнов на рисунках меняется. Сначала мы нарисовали его маленьким, а затем он становился все больше и больше.)
– Почему Смирнов “вырос” у вас на ваших рисунках? Ведь он сорвал эксперимент? (Смирнов совершает гуманный поступок из жалости к крысам. Его доброта и любовь к животным очень велики, и он “растет” в наших глазах, становится взрослее.)
– А как бы вы поступили на месте Смирнова ? (Кормили бы крыс одинаковой едой, чтобы они не погибли. Крысы ведь живые, их жалко.)
– Согласны ли вы с названием произведения “Витамин роста”? Почему? (“Растут” в этом произведении не только крысы, но и ребенок – ученик Смирнов. Он совершает “взрослый” поступок из жалости к крысам. Учитель понял и оценил поступок Смирнова.)
– Только Смирнов и крысы выросли в этом произведении, может быть еще кто-то “вырос” в ваших глазах? ( Учитель. Он тоже вырос за время эксперимента, он не стал наказывать своего ученика за то, что тот нарушил ход опыта. Учитель понял и простил Смирнова. И даже, наверное, он им очень гордился.)
– На мой вопрос как называется витамин роста и где он находится, вы ответили, что это витамин А и находится он в моркови. Смирнов и его учитель не употребляли морковь и витамин А, но они “выросли” в наших глазах. Так может быть, для того чтобы “вырасти” нужно употреблять не только морковь? (Чтобы “вырасти” нужно совершать гуманные поступки, как Смирнов. Нужно делать так, чтобы окружающим было хорошо рядом с тобой.)
– А какие еще проблемы поднимает, на ваш взгляд, Олег Григорьев в своем произведении? (Проблемы любви к животным, отношения учителя и учеников, воспитание личности.)
– Я могу с гордостью сказать, что не только Смирнов из произведения О.Григорьева “вырос” за этот урок, “выросли” и вы у меня, мои ученики. А это самая большая награда для любого педагога. Вы выросли в своих знаниях, суждениях, а вместе с вами выросла и я, ваш учитель. Спасибо, вам за это! И чтобы закрепить этот успех, я хочу угостить вас витаминами.

Учитель угощает учеников витаминками.

– В начале урока ваши знания о пользе витаминов были какими? Выберите картинку на вашей парте, которая соответствует вашему ответу.

Дети выбирают одну из картинок: (файл Рисунки.docx)

  • Цветочек
  • Цветущий кустик
  • Цветущее дерево

– А теперь оцените ваши знания. Выберите соответствующую картинку.

Дети выбирают одну из картинок.

– Покажите ваши картинки. Выросли ваши знания? (Да, выросли. Мы стали знать больше.)

– Что нового для себя узнали из стихотворемы? Какие знания вынесли с урока биологии? А узнали .что-то новое о самих себе? (Ответы детей.)

8. Домашнее задание по выбору:
1. Выучить отрывок из стихотворемы.
2. Узнать о других витаминах, для чего они необходимы, где находятся.

источник


№ 54
29 июля 2002 г.

ОН ХОТЕЛ БЫТЬ, КАК ВСЕ. НО У НЕГО НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ
10 лет без Олега ГРИГОРЬЕВА, но с его витамином роста

Е го рифмы с остроумием народной частушки отщелкивали и припечатывали, обнажая абсурдность нелепых правил и законов сложившегося человеческого общежития. Поэтому Григорьева не издавали.
Детская литература, служившая спасительной гаванью для поэтов и писателей (конечно, в этой гавани спаслись немногие), помогла состояться в какой-то мере их творческим судьбам. Так, при жизни поэта были изданы единственные его три книжки стихов в издательстве «Детская литература». Две — первая и последняя — в ленинградском Детгизе, вторая — в московском. В некоторых статьях о Григорьеве подмечено, что дети в его стихах — это «окарикатуренные взрослые. А взрослые — это остановившиеся в своем развитии дети». Но это не литературный прием.
Сегодня, издавая поэта, можно более четко разграничить его «детские» и «взрослые» стихи. Но как бы ни приноравливали Григорьева, невольно искажая, чтобы издать, это не помешало читателю увидеть и полюбить его талант. Сама принадлежность к Детгизу порой не допускала подозрений цензоров. У редактора оставалась возможность доказать, что написанное надо понимать буквально. Скрытый смысл — нелепое подозрение. Например, можно было доказать, что народная сказка про «Тридесятое царство» — это не про заграницу.
Уже потом, в начале восьмидесятых, когда в высших инстанциях дрались за кресла и портфели, неугодных убирали «за низкопробную детскую литературу», пересматривая простые добрые и веселые детские книжки, выискивая в них крамолу, антисоветчину и прочие грехи. Тогда в качестве примера и прогремело стихотворение Олега Григорьева:
Спросила птица в клетке:
— Ну как тебе на ветке?
—Так же как и в клетке,
Только прутья редки.
Тогда книга Григорьева «Витамин роста», выпущенная в московском Детгизе, была объявлена вне закона. Это перекрыло поэту «кислород». Ему отказали в приеме в Союз писателей и на годы закрыли путь в литературу. Гневные постановления Госкомиздата зачитывались в издательствах. И «документы прорабатывались». Издательства не принимали его заявки.
Олег Григорьев успел застать перестройку. В начале 90-х стало возможно издавать все. И все, что было у поэта не роздано по рукам, не растащено «поклонниками», что сохранилось у родственников, — все издали. Его подняли на щит митьки, написав его имя на своих знаменах, и собрали с этой акции необходимые дивиденды. Для этого они надели на поэта маску митька. Девяностые годы начались для Олега Григорьева с шумных изъявлений в любви. Поэт радовался любому доброму слову. Столько внимания! За столько лет непризнания, неиздания… Пережит «сумасшедший дом» на Пряжке, «Кресты» — за два с половиной года до смерти. Теперь ему предлагали подписать договор!
…Однажды в Детгизе на одном из лестничных переходов — мы возвращались от машинисток — он вдруг остановился, посмотрел на отпечатанную страницу, проверяя работу, вслух прочел первое, что бросилось в глаза:
…Марадону валят с ног,
Он кривляется, контужен:
Чем талантливей игрок,
Тем ему, понятно, хуже…
Потом потряс полой пиджака, засунув руку в пустой карман. Ему, наверное, послышался звон монет, как слышал он не сказавшего ни слова говорящего ворона, как слышал грохот утюга, нарисованного на бумаге, выброшенной в корзину, и сказал: «Куда девать деньги, поэма такая длинная, а строчка стоит рубль двадцать. Эти четыре строчки — уже четыре рубля восемьдесят копеек!». Потом направился к выходу, читая строку за строкой и добавляя к каждой рифме: «Рубль двадцать, рубль двадцать…» (Кстати сказать, платили ему отнюдь не по высшей ставке.)
…До издания поэмы «Футбол» оставалось еще много лет. Ее издали после его смерти, в 1997 году.

В нынешнем году исполнилось десять лет со дня смерти поэта. Десять лет — это уже достаточное расстояние, с которого можно кое-что рассмотреть. Почему так важно осмыслить основные вехи в творческом пути мастера? В издаваемом за это десятилетие потоке стихов поэта, гигантском водопаде всех строчек, которые имелись в наличии издателей, во времена, когда «разрешено все, что не запрещено», трудно понять, что главное. Что выношено и осмыслено, а что «этюды» и «упражнения» для того, чтобы «размять руки», попробовать на слух и «на зуб» рифму, что мастерская поэта, из которой еще выйдет после огранки и обработки шедевр, а что уже готово.
Издатели двадцать первого века, вероятно, выпустят в свет собрание сочинений Олега Григорьева и тщательно отберут ограненные кристаллы и как варианты, как материал черновиков, поместят в приложениях, сносках и комментариях стихи «из мастерской».
И тогда, может быть, проступит Олег Григорьев истинный, не искаженный разными личинами, которые стали прирастать к его лицу. Очень важно просто понять и отобрать созданное им.
Книга стихов Олега Григорьева с рисунками поэта, изданная Львом Захаровым («Нотабене») в 1993 году, дает верный ключ к пониманию творчества Григорьева. Кажущаяся нарочитой бедность художественных средств становится понятной, если сопоставить стихи с изобразительным творчеством Григорьева, его графикой, его карандашными набросками. Это в основном натюрморты.
Темы для них он берет в буквальном смысле под ногами. Проржавевшие баки, истлевшие сумки, сношенный башмак, разбитый кувшин, скомканное, как бумага, ведро. И главное в каждой работе — поразительный свет. И тень. Их ритм, их игра, их «взаимоотношение» и градус света и тьмы. Свет и тьма. Этот главный вопрос бытия он решал, рассматривая то, что было в поле его зрения. В том поле, куда его оттеснили «холодные зрачки», следившие за ним в камере и на воле, где «прутья были пореже». Вещи, окружающие поэта, были по сути отбросами, утилем. Их он, художник, преображал в шедевры. Изо всей ужасающей нищеты, к которой был приговорен поэт, он высекал рифмы.
Анна Ахматова сказала: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи. » Творчество Григорьева — это материализовавшаяся метафора Ахматовой. В своем полном крахе быта он был оттеснен в такую зону, где уже плодородной почвы не было, и он рисовал пером художника и «стилом» поэта то, что ему оставалось — этот самый сор.
Для поэтического «натюрморта» Григорьеву мог послужить стеклянный стакан или бутылка молока, например. Вот повод для стихотворения о пространстве и времени — бутылка молока, перевернутая горлышком вниз: «Видно, время для молока истекло и настало время для простокваши». И безделица, и игра словом, и неожиданность.

О лег Григорьев был фантастически добрым человеком. Его открытая душа была с доверием обращена к людям. Так, по-доброму и доверчиво, смотрит на мир ребенок. Он отдавал ближнему последнее. Его дом был всегда открыт миру, друзьям, бездомным, голодным.
Но в его незапертые двери входила милиция. Он защищал от непрошеного вторжения участкового своих друзей и «получил статью» за нападение на власть. Он делил свое жилье с теми, с кем делил жизнь, но они же его и выживали из собственного дома. Он никогда никого не подозревал, такое чувство просто не могло зародиться в его душе, так он был добр изначально и навсегда. Коварство, подчас получаемое им в ответ на доброту, не отучало его помогать и отдавать последнее.

«Стремился я к людям
навстречу,
Вижу — бегут они стадом.
И вот эта теплая встреча
Для меня обернулась адом», —
скажет он в горькую минуту. Но от этого «ада» он никогда не отречется. «Я без России не могу», — признается он после выхода из «Крестов», обсуждая возможность отъезда за границу.
Тогда он уже был очень тяжело болен. Через два года его настигнет смерть (язвенное кровотечение). Он будет отпет в Спасо-Преображенской церкви, что на Конюшенной площади, где отпевали Пушкина 155 лет назад, и похоронен на Волковом кладбище, на погосте храма во имя Иова Многострадального. Мы знаем, что ничего нет случайного в этом мире. Это действительно его место упокоения — у Иова Многострадального.
Может быть, чтобы найти в себе силы видеть этот мир, жить в нем и рассказывать о нем, не закрывая глаза и не затыкая уши, он сам надевал на себя «маску». Это маска простеца или хама, «шарика» или опустившегося и потерявшего себя, свое человеческое лицо героя «дна». Это не только литературный прием, позволяющий спрятаться за ироническую усмешку, говоря от первого лица. Это — способ скрыть боль. Так делали Зощенко и Высоцкий.
Он берет на себя, надевает «чужую одежду», вживается в чужую «шкуру», будто избывая для мира чудовищное искажение человека.
Приставили наган. Спросили:
«Кто ты?»
У меня душа ушла в боты.
Отвечаю: «Прессовщик
второго разряда».
Разрядили в меня два заряда.

Лежу в больнице, смеюсь
и плачу —
Ловко, однако, я их одурачил.
Я же прессовщик шестого
разряда —
Получил бы еще четыре заряда.

А вот признание другой «маски»:
Убитую у сквера
Припомнить не берусь я:
По наколкам Вера,
А по шрамам Дуся…

В начале девяностых, когда все мы жили особенно трудно, по карточкам, он по конфетке, по яблочку собирал подаренные и купленные на редко водившиеся у него деньги гостинцы для дочери, чтобы отнести ей в детский дом.

Е го посадили на Пряжку, незаконно, по грязному сговору, поправ все человеческие права. Там, в психиатрической больнице, был такой случай. Больной, совершенно невменяемый человек, его сосед по трудотерапии, никак не мог склеить коробочку. Олег с ласковой укоризной пенял ему: «ведь это так просто, и дадут поощрение — кружку «кампота» — и клеил за него. Он совершенно по-детски простодушно радовался своему превосходству в деле клеяния коробочек. (Ему самому за перевыполнение плана давали сигарету.)
Удалось вытребовать свидание с «пациентом». Мы размахивали нашими удостоверениями «прессы», это казалось персоналу тогда опасным. Олег приоделся к нашей встрече. Поверх полосатой пижамы, в которую его облачили, он накинул белое полотенце, как кашне, которое когда-то было модно.
Это очень белое полотенце страшно оттеняло желтизну его лица. (Он работал тогда на «Скороходе», на каблучковом автомате, на конвейере, с ацетоном.) Это отравляюще действовало на его уже и без того больную печень. С этого конвейера его и взял наряд милиции и доставил в психиатрическую больницу. Уже потом, в Детгизе, он рассказывал, шутливо стуча себя в грудь: «Они оторвали меня от моего любимого каблучкового автомата!». И как это умеют делать дети, он удивительно изобретательно шумел, скрипел и посвистывал, как этот каблучковый автомат, ритм работы машины он отмечал рифмой.
— Ради Бога, — сказал нам Олег в больнице, когда мы прорвались к нему, — сделайте что-нибудь скорее. Один день здесь стоит десяти лет жизни.
— Ты будешь свободен через три дня. Что тебе нужно?
— Только карандаш, огрызок. Ручку отнимут. Бумагу уже спрятал под матрас. Огрызок незаметен. Не найдут.
Назавтра мы пришли вопреки расписанию посещений. Принесли передачу и клеили коробочки, зарабатывая Олегу на сигареты.
…Он пригрел бездомную шпану, в холодную зиму пожалев ребят, сбежавших из детского дома. Оберегая их от слежки и милиции, ходил для них в магазин за продуктами — у шпаны не было денег. Они же потом чуть не убили его. От этого страшного эпизода остался шрам во всю щеку от бритвы. Но это не обозлило его, он рассказывал о детдомовцах с состраданием и болью за них.
…Один художник, к которому однажды зашел Олег, пожаловался на внезапно напавшую болезнь — рука стала покрываться экземой, стало трудно рисовать, и как излечиться? «Дай-ка руку, — попросил Олег, посмотрел на струпья, взял в свои руки, поцеловал и сказал: — вот увидишь, все пройдет». Рука стала заживать, и с тех пор болезнь не возвращалась.
…Он очень глубоко переживал смерть стрижа, которого ему дали рабочие. Они копали что-то на улице Воинова, подобрали раненую птицу, стриж разбился о провода или столбы. Отдали Олегу. Он как раз шел в Детгиз. Олег очень хотел его выходить, обращался к специалистам, но птицу спасти не удалось. Об этом были написаны стихи:
Хоть у плохого, но поэта
В руках уснула птица эта.
Нельзя на землю нам
спускаться,
На землю сел и не подняться.
Олег Григорьев, как бы ни толкала его жизнь упасть на самое дно и никогда больше не подняться, поднимался снова. Не теряя дара слова и доброты. Так случалось, что после каждой книги, после каждой из трех детских книг, вышедших при его жизни (1970, 1981, 1987 гг.), он мог, сорвавшись на землю, никогда больше не вернуться к творчеству. Но всякий раз «на землю не садился», вставал. «Стриж на землю не садится, не земная это птица».
…Парадокс жизни: он скрывался на улице Каляева рядом с Большим домом (КГБ), в пустом здании, подготовленном к ремонту и населенном бездомными. В эти месяцы он приходил в Детгиз и прежде всегда сообщал, что вроде «хвоста нет».

…Н а судебном процессе, прослушав пылкие ходатайства творческих союзов, требовавших освобождения поэта (эти ходатайства были организованы друзьями, творческие союзы не знали о процессе), прослушав аргументированное и искреннее выступление общественного защитника Александра Крестинского, Олег попросил разрешения у суда сделать заявление. Он сказал: «Я прошу рассматривать мое дело и судить меня не как поэта, а как простого рабочего, каким я и был всю жизнь».
Несмотря на то, что Григорьева все время трудоустраивали и обвиняли в тунеядстве (в Союз писателей его не принимали), он все время где-то работал. Почтальоном, разнорабочим в доке на Охте, прессовщиком на заводе Калинина, на фабрике на 7-й линии Васильевского острова, на стройке, вахтером строительного треста на Октябрьской железной дороге, на конвейере на «Скороходе». И все время писал стихи, что было для него — как дышать, как слушать русскую речь.
В этом заявлении поэта на суде — естественное его побуждение не отделить себя от нас: он такой же, он разделяет с нами со всеми нашу судьбу, в которой «в клетке» может оказаться любой, это дело случая.
Конечно, он не мог не чувствовать своей избранности. В этом заявлении, может быть, и полемика с Бродским, судимым за тунеядство в 1964 году и заявившим на суде, что его специальность — «поэт, поэт-переводчик».
Во всяком случае, на суде Олег Григорьев вел себя не как простой рабочий. Он был абсолютно свободен и абсолютно спокоен. Будто и не было того колоссального глубоководного давления, которое годами, десятилетиями приучало нас верить в непоколебимую правоту власти. Он был доброжелателен к суду и полон чувства собственного достоинства. Но если продолжить это невольное сравнение двух процессов. Безусловно, это две разные эпохи, разная степень этого глубоководного давления — в середине шестидесятых и середине восьмидесятых. Он же все время себя сравнивал с собратьями по перу, и соревновался с ними, и полемизировал… Бродский на вопрос судьи о том, где он учился на поэта, ответил, что это дается не образованием: «Это от Бога». Григорьев, если бы он умел говорить красиво, как тургеневский Аркадий, друг Базарова, мог бы сказать, что это, скорее всего, от юродивого.

…Его последние стихи были отобраны и выверены. Свою избранность он, конечно, чувствовал. И понимал, какой тяжелый крест ему выпало нести:
Крест свой один не сдержал бы я,
Нести помогают пинками
друзья,
А ходить же по во€дам
и небесам,
И то и другое — умею я сам.

О н пережил «Кресты». Это стало материализованным воплощением, жуткой метафорой, символизирующей его жизнь и творчество.
Именно там он сказал высокие слова, вспомнив Чехова: «Подвижники, как солнце, это самый поэтический и жизнерадостный элемент общества, они возбуждают, утешают и облагораживают». Именно там, заполняя почеркушками тетрадку, чтобы скоротать в камере тюремное время, на обложке нарисовал яблоко в разрезе — чистое, с косточками и то, которое «червь выел», а на последней странице он оставил рисунок звонницы, с несколькими колоколами, сквозь которую видится купол церкви с крестом. С его умением слышать и слушать он, конечно, слышал голос колокола…

Олег ГРИГОРЬЕВ
ИЗ НЕОПУБЛИКОВАННОГО

НА ОХОТЕ
Поставили на номер молчуном;
Стою под елью в чаще и молчу.
Прошла семья оленей табуном.
От восхищения я как закричу.

Удрали звери из охотничьей
ловушки,
Охотники со злобой выпили
по кружке.

Поставили меня под ель
«кричалой».
Присел на пень, сижу с ружьем
к плечу.
Идет, ломая сучья, лось усталый.
Мне надо бы кричать,
а я молчу.

В глухую топь ушел он из засады,
Охотники плевались от досады.

* * *
Меня в купе втолкнули,
Стою, едва дыша.
В окно мне протянули
В пеленках малыша.

Внезапно поезд тронулся
Кричу я — чье дитя?
Молчок, я чуть не тронулся.
Толпа галдит, шутя.

К груди прижал пакет,
Тесней прильнул к окошку.
Какая-то в платке
В лицо швырнула трешку.
Рукой махнула тихо…
Наверное, бомжиха.

* * *
Жена подала мне яблоко
Размером с большой кулак.
Сломал пополам я яблоко,
А в яблоке — жирный червяк.

Одну половину выел,
Другая чиста и цела.
С червяком половину я выкинул,
Другую жена взяла.

И вдруг я отчетливо вспомнил —
Это было когда-то со мной:
И червь, и сад, и знойный полдень,
И дерево, и яблоко, и я с женой.

P.S. В 2003 году Петербургу исполнится 300 лет. А Олегу Григорьеву могло бы исполниться 60. Замечательный издатель Лев Захаров мечтал выпустить трехтомник поэта. Но планы издателя оборвала смерть. А рукопись — готова к печати. И ждет.

Ольга КОВАЛЕВСКАЯ, Санкт-Петербург
29.07.2002


Государство принимает закон о борьбе с экстремизмом и в то же время разрешает мочить в сортире
Правду о гибели «Курска» доложили Путину. А нам сказали то, что мы уже знали

Открытое общество хотят закрыть?
Страна Ньюландия. Там россияне живут лучше, чем в России

Если муха не летит к котлете…

Алик Гинзбург. Прощание

Прокуратура для мебели, или Почему собираются посадить следователя Зайцева
Страна трех Китов: Коррупции, Криминала и Казнокрадства
Портрет российской коррупции. Доклад Фонда ИНДЕМ

Поточное производство врагов. Спи спокойно, товарищ Берия, твое дело — в надежных руках

В Москве пора устанавливать очистительные сооружения: отфильтровывать коричневое

Послесловие к пресс-конференции Александра Литвиненко
Сказка о гноме в погонах
ПОРТОС: извините, что мы существуем
Инвалидов одолели с помощью «Кировцев»

Одной «ногой» в долговой яме. Интервью с президентом компании Noga господином Гаоном
Список будущих сражений. Линия фронта — от Новороссийска до казино «Метрополь»

Григорий Явлинский: Нашему государству люди не нужны

Алекперов попросил Путина не трогать «дочек»?

Газеты остались страшным оружием пролетариата. Причем неумолкающим. О «заказных» материалах на рынке компромата

Руки прочь от Гюльчатай! Женский платок как символ прав человека

На лужниковской поляне утвердили общество «Спортивная Россия»
Геннадий Бурбулис: Спорт — национальная идея? Это опасное упрощение

Как я изображал народ. Повествование подсадной «утки»
Смешные «Деньги»

Когда пионеры убивали бомжей, а «Андрея Рублева» смотрели как порно…

«Антикиллер» Егора Кончаловского «забил стрелку» актерам старой и новой формации

Мариинские «Драгоценности» признаны подлинными

10 лет без Олега Григорьева. Но с его витамином роста
Олег Григорьев. Светлый человек с чувством черного юмора

ОБЪЯВЛЕНИЕ
Отделу рекламы газеты срочно требуется руководитель с ОПЫТОМ РАБОТЫ по специальности. Тел. 923-17-66
—>

источник

Задай свой вопрос по этому материалу!

Руки вверх все – потянулись. (3 раза).

Все друг другу улыбнулись.

Здоровья всем мы пожелаем

Прочитайте пословицы. Определите общую тему пословиц.

Ум да здоровье всего дороже.

В здоровом теле здоровый дух.

Болезнь человека не красит.

— А как вы думаете, почему сегоднязанятие начали с пословиц о здоровье? (Наверное, будем читать произведения на эту тему.)

— А как сохранить и поддержать здоровье? Что надо делать?

-О чём говорят следующие пословицы и поговорки?

Ешь правильно – и лекарство не надо.

Обед без овощей – праздник без музыки.

Зелень на столе – здоровья на сто лет.

Хлеб да капуста никого не подпустят.

(Нужно правильно питаться, есть овощи и фрукты)

— А почему надо есть овощи и фрукты? Чем они так полезны? Я вам загадаю загадку, а отгадка поможет вам ответить на мой вопрос.

В каждом возрасте полезен

Словарная работа.

Витамины — это вещества, необходимые для питания человека. Известно около 30 витаминов. Каждый витамин выполняет определенную задачу в организме. Их обозначают латинскими буквами.

Витамин А — защищает от болезнетворных вирусов и микробов, влияет на зрение.

Витамины группы В (В1, В2, В3, В5, В6, В12 ) обеспечивают организм энергией, нужны для работы нервной системы и кишечника.

Витамин Д – помогает сохранить здоровыми зубы и кости.

Витамин Е – защищает организм то воздействия радиации и ядовитых веществ.

Витамин С – это витамин витаминов. Он поддерживает иммунитет и повышает сопротивляемость организма простудам.

Организм человека не способен запасать витамины впрок и поэтому должен получать их регулярно в полном объёме.

Отрывок из стихотворения А. Барто.

— О чём мечтает герой?

— Как вы думаете, существует ли такой витамин?

-На этот вопрос поможет ответить человек, произведение которого мы будем читать.

— Откройте учебник на стр. 168.

— Прочитайте название произведения и фамилию автора. Знаком ли автор? Какие произведения он создал? (Стихи).

Олег Григорьев — поэт с очень непростой и трагической судьбой. Особенно это видно, если читать его взрослые стихи. Но для детей Олег Григорьев — это весёлый, немного хулиганистый поэт. Его часто сравнивают с Остером и Хармсом, но Олег Григорьев — это самобытный и запоминающийся писатель, стихи которого с удовольствием цитируют и дети и взрослые.

Оле́г Евге́ньевич Григо́рьев ( 1943, Вологодская область) — российский поэт и художник.

Родился в эвакуации в Вологодской области. Отец по возвращении с фронта запил, и мать (фармацевт) с двумя детьми переехала в Ленинград. В детстве жил в центре, неподалёку от Дворцовой площади, позже жил на Васильевском острове недалеко от Смоленского кладбища.

С раннего возраста увлекался рисованием. С 1956 по 1961 г. учился в СХШ при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, в одном классе с Михаилом Шемякиным, с которым дружил. Закончил СХШ в 1961 году.

Как отмечает исследователь творчества Григорьева Михаил Яснов: «Он должен был стать художником, но, по его собственным словам, „не отстоял себя как живописца“. В начале шестидесятых Григорьева изгнали из художественной школы при Академии художеств. Изгнали за то, что рисовал не то и не так. За то, что был насмешлив и скандален. За то, что имел особый взгляд, улавливающий смешную и трагичную алогичность жизни».

В дальнейшем Григорьев работал сторожем, кочегаром, дворником. В 1961 году сочинил четверостишие «Я спросил электрика Петрова», ставшее известным «детским народным» стихотворением.В 1971 году выпустил первую книжку детских стихов и рассказов под названием «Чудаки», ставшую популярной; по нескольким произведениям из неё («Гостеприимство», «Апельсин») были сделаны выпуски журнала «Ералаш». Многие его стихи вошли в питерский городской фольклор.

В 1981 году в Москве вышла вторая его детская книга — «Витамин роста». Стихи из неё вызвали негодование у некоторых представителей официальных литературных кругов, в частности у Сергея Михалкова, и Григорьев не был принят в Союз писателей СССР.

В 1985 году Леонид Десятников написал одноактную классическую оперу для детей, для солистов и фортепиано «Витамин роста» по одноимённой поэме Олега Григорьева. В 1988 году по этой же поэме был снят одноимённый мультфильм (реж. Василий Кафанов)

Следующая книга Григорьева, «Говорящий ворон», вышла уже в перестройку, в 1989 году. В том же году он получил вторую судимость («за дебош и сопротивление милиции») с условным сроком; многие поэты и писатели выступили тогда в его защиту. За полгода до смерти был принят в Союз писателей.

Умер 30 апреля 1992 года в Санкт-Петербурге.

Уже после его смерти вышло несколько красочно оформленных книг с его произведениями, в том числе в переводе на немецкий и на французский язык.

Какие стихи О. Григорьева вы читали?

В чём особенности стихов Олега Григорьева? (Они короткие, смешные, весёлые, герои в них – дети).

— Новое произведение тоже стихотворение? (Нет, стихотворема).

— Что может обозначать это слово? Как образовалось? (Стихи + творить).

-Можно предположить, кто герои стихотворемы?

(. Учитель биологии ходил по классу из угла в угол
И читал лекцию о питании человека.
В связи с научными достижениями века.

— Дорасти до потолка в наше время
Относительно просто.
для этого открыт в природе
Витамин А — витамин роста.
Особенно много витамина А
Содержит в себе морковь.)

— Как вы думаете, почему это произведение включено в раздел « Уроки и переменки»?

Вопросы, на которые нужно ответить после прочтения:

  • Какой витамин является витамином роста?
  • Где он содержится?
  • Кто главные герои стихотворемы?

Понравилось произведение?

-На какие вопросы вы можете дать ответы, прочитав 1 часть?

— Какое по жанру напоминает это произведение? (рассказ в стихах)

-Перечитайте 1 часть и подчеркните ключевые, главные слова, не более 8-10 словосочетаний.

— Задание на внимание. Выписаны ключевые слова, прочитайте и проверьте, всё ли верно:

Чтобы вырос с тыкву ( вырос с арбуз)

С какой целью проводился эксперимент? (Чтобы доказать, что витамин А – действительно витамин роста, одна из крыс должна была вырасти.)

Удался ли эксперимент?

(. Учитель, за опытом наблюдая,
Ничего не может понять.
Выросла крыса,
Которой в пище
С избытком давали витамин А,
Но так же выросла
И другая крыса,
И даже больше раза в два.

— Тут, видимо, кто-то есть, —
Решил учитель и оглядел комнату. —
Ну да, так и есть! —
Из-под стола торчали чьи-то пятки.

— Кто это тут играет в прятки?
Ах, это ты, Смирнов!
Ну да. я так и знал.
Ты как это здесь оказался?)

Познакомились с произведением О. Григорьева «Витамин роста»; с биографией и творчеством писателя;

источник

Олег Григорьев — Витамин роста

1.
Мир был, как глобус, синь и кругл.
Учитель биологии ходил по классу из угла в угол
И читал лекцию о питании человека.
В связи с научными достижениями века.

— Дорасти до потолка в наше время
Относительно просто.
для этого открыт в природе
Витамин А — витамин роста.
Особенно много витамина А
Содержит в себе морковь.
Наверно, поэтому у маленьких детей,
Особенно у зайцев,
К ней такая любовь.

Смирнов, сходи, пожалуйста, вниз
И принеси из живого уголка
двух маленьких белых крыс.
Этих милых, крошечных альбиносов.
да смотри, не задерживайся у попугаев
И не задавай им
Никаких вопросов.
Заодно поймай на окне
Самую толстую муху
И накорми в террариуме
Тритона.
Будь осторожен — Не вспугни с яиц клуху
И опасайся питона.
А пока Смирнов ходит вниз,
Расскажу я вам немного про крыс.
Вы знаете, какие это вредные
И нахальные животные.
Особенно крысы опасны,
Когда бывают голодные.
Тогда они из склада в склад
Целыми стаями по городу носятся.
Кстати, кто скажет,
к какому отряду крысы относятся?
— К отряду грызунов, —
Сказал Иванов.
— Совершенно верно,
Только прекрати грызть яблоко.
А ты Мехнов, отверни от окна
И поверни ко мне
Хотя бы одно глазное яблоко.

Если с крысами не бороться
и дать им свободно плодиться,
Они бы всю землю заняли в год
И нам пришлось бы
Где-нибудь
На тесном Марсе ютиться.
Человечество ведет с ними
Непрерывную войну,
С переменным успехом
Их травят мышьяком,
Ядохимикатами,
На них ставят капканы,
Крысоловки
И вот теперь научились
Убивать их смехом.

В каком-нибудь складе,
Где их целое общество,
Или попросту популяция,
Ставится аппарат
И включается мультипликация.
И на том месте фильма,
Где начинают
Кота ремешком драть,
Так что искры летят из меха,
Крысы задирают ноги
И начинают так неистово хохотать,
Что лопаются от смеха.

Однако что это так долго
Ходит Смирнов?
Неужели опять питона
Не задвинули на засов?

Ах, вот и он сам. явился!
Что ж ты так долго не шел?
А я думал, ты куда-нибудь
Трагически провалился.
Итак, с сегодняшнего дня
Мы начинаем эксперимент.

Вот этому крысенку
Мы повесим бирку со знаком плюс
И будем кормить его пищей,
Богато насыщенной витамином А,
Чтобы он вырос у нас с арбуз
Или даже с два.
другому, вот этому,
Который высунул
Из клетки хвост,
Мы будем давать стерильную пищу,
Чтобы вызвать у него
Авитаминоз.
И примерно через месяц
Мы увидим,
Какой из этого получится эффект.
Конечно, в том случае,
Если крыса с плюсом
Не имеет в своих генах дефект.

Проходит неделя,
Проходит другая,
И вот уже опыт пора прекращать.
Учитель, за опытом наблюдая,
Ничего не может понять.
Выросла крыса,
Которой в пище
С избытком давали витамин А,
Но так же выросла
И другая крыса,
И даже больше раза в два.

2
Однажды,
Перед тем как начать урок,
Учитель зашел в живой уголок.

Крыса,
Которая не получала витамин А,
С жадностью ела морковку,
Учитель хотел морковку отнять,
Но крыса огрызалась
И отпрыгивала ловко.
— Тут, видимо, кто-то есть, —
Решил учитель и оглядел комнату. —
Ну да, так и есть! —
Из-под стола торчали чьи-то пятки.

— Кто это тут играет в прятки?
Ах, это ты, Смирнов!
Ну да. я так и знал.
Ты как это здесь оказался?
— У меня шнурок развязался,
Я его на бантик хотел завязать,
А он у меня на узел завязался. —
Из-под стола вылезли ноги Смирнова,
Потом туловище,
А затем голова.
Из карманов его
Предательски торчала,
Покачиваясь из стороны в сторону,
Зеленая ботва.
— Красна девица сидит в темнице? —
Задал учитель вопрос в упор.
Смирнов быстро сунул в карман «косицу»
И сказал в ответ:
— Я знаю, это помидор.
— Разгадываешь загадки ты ловко,
Можешь не хитрить.
Я знаю, что у тебя в кармане
Морковка.
Скажи, Смирнов, откровенно,
Ты крысу кормил
Из гуманных соображений
Или из шалости?
Смирнов опустил глаза
И сквозь слезы сказал:
— Не из гуманных соображений,
А от жалости.
— Ну не плачь,
Опыт ты, не сорвал,
А даже подтвердил.
Вот только внешней стороне дела
Ты немножко повредил.
И чтобы не возникли у кого-нибудь
Сомненья и придирки,
Я возьму
И переставлю на клетках бирки.
А поскольку за нарушенье
Режима питанья
Ты основной ответчик,
Ты сделаешь дома к весне, в наказанье,
И принесешь в живой уголок
Скворечник.

помогите написать сосинение о Смирнове. 5-6предложнний

источник

Читайте также:  Признаки дефицита витамина в12 у детей