Меню Рубрики

Польза витаминов для детей сообщение

Надежда Олиферова
Беседа с детьми подготовительной группы «О пользе витаминов, и для чего они нужны человеку?»

Доброго времени суток, уважаемые маамовцы! Как долго я отсутствовала, но вот появился новый материал и я здесь. Спешу поделиться с вами беседой с дошкольниками, о пользе витаминов, и для чего они нужны человеку?. Тема важная и полезная!

Цель: дать детям знания о пользе витаминов для нашего организма. Познакомить с понятием «витамины группы А, В, С, D, Е» и продукты, в которых они содержатся. Закрепить знания детей о необходимости наличия витаминов в организме человека, о пользе продуктов, в которых содержатся витамины.

Материал: картинки продуктов питания для игры «Где ты, витаминка?», корзинки с фруктами и овощами.

Воспитатель: – Ребята, сегодня мы поговорим о пользе витаминов, и о самых полезных продуктах. А вы знаете, что относится к самым полезным продуктам? (овощи, ягоды, фрукты)А почему так полезны овощи, фрукты? (в них много витаминов) Правильно! А как вы думаете, в какое время года мы больше всего получаем витаминов? (Летом, осенью) Совершенно верно! Осенью поспевает большой урожай овощей и фруктов.

Все овощи и фрукты содержат очень много полезных веществ. Когда мы их едим, то наш организм получает большой запас витаминов, чтобы мы были здоровы и не болели.

Если мы не будем получать витамины, то даже самый здоровый человек станет слабеть, у него начнут портиться зубы, станут выпадать волосы и ухудшится зрение. Он всегда будет чувствовать себя усталым, начнет чаще болеть. Человеку нужны все витамины без исключения. Но у каждого витамина есть и свое прямое назначение.

Все витамины делятся на группы А, В, С, D, Е. Хотите узнать, какие полезные продукты к ним относятся?

И так, первый витамин А – был назван витамином роста, но его роль в организме ограничивается не только этим. Отсутствие витамина А вызывает заболевание глаз. Эта болезнь проявляется в том, что человек, который хорошо видит днем, в сумерки видит плохо, а в темноте почти полностью теряет зрение. Также наша кожа из-за нехватки витамина А теряет свою эластичность, становится шершавой. В каких же продуктах больше всего этого витамина?

Прежде всего витамин А содержится в сливочном масле, яичном желтке, молоке, рыбе. Также в овощах и фруктах: морковь, лук тыква, шпинат, листьях салата, помидорах и абрикосе.

Второй витамин В – при недостатке этого витамина нарушается трудовая способность человека, так же нарушается работа пищеварения. Мы быстро устаем, не можем сосредоточить внимание на важном деле. Какие продукты питания нам помогут? Это ржаной и пшеничный хлеб, овсяная, гречневая и ячневая каши. Много витамина В и в мясе.

Один пузатый здоровяк (Округлое движение обеими руками вокруг живота)

Съел десяток булок натощак (Выставить перед собой все пальцы)

Запил он булки молоком, (Изобразить пальцами воображаемый стакан, а затем выпить из него)

Съел курицу одним куском. (Широко раздвинуть пальцы одной руки, ладонью вверх, поднести воображаемый кусок ко рту)

Затем барашка он поджарил (Показать указательными пальцами рожки)

И в брюхо бедного направил (Погладить живот)

Раздулся здоровяк как шар, (Изобразить в воздухе большой круг)

Обжору тут хватил удар. (Ударить слегка ладонью по лбу)

Третий это витамин С – он способствует потреблению кислорода клетками нашего тела. Если в пище недостаточно витамина С, то снижается сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям, появляется сонливость, при чистке зубов появляется боль и кровоточат десна. Витамин С содержится в свежих овощах, ягодах и фруктах. Его особенно много в зеленом луке, черной смородине, в ягодах шиповника. В свежей и кислой капусте, томатах, редьке и репе, картофеле. Много витамина С в лимонах и апельсинах.

Четвертый витамин D – если этого витамина будет недостаточно, то организм человека станет плохо усваивать кальций и фосфор, кости станут слабыми, будут размягчаться и искривляться. Витамин D встречается в таких продуктах как: рыба, печень, сливочное масло, яичный желток, молоко. Так же витамин D содержится в лучах солнца, значит, нам нужно больше бывать на воздухе и получать витамин через ультрафиолетовые лучи.

И наконец пятый витамин Е – против старения. Из-за нехватки этого витамина происходит нарушение координации движений, быстрая усталость, вялость, ухудшается зрение, человек выглядит бледным и болезненным. В каких же продуктах содержится витамин Е? Растительное масло, орехи, молоко и молочные продукты, листья салата и зелень петрушки, бобы, помидоры шиповник, белокочанная капуста.

Витамины – это такие вещества, которые нужны нашему организму для усвоения пищи, они повышают работоспособность, сопротивляемость к инфекционным заболеваниям, способствуют росту нашего тела.

А теперь, давайте поиграем в игру «Где ты, витаминка?» и узнаем, как вы запомнили, какие продукты относятся к каким витаминам. (Игра проводится на ковре. Педагог показывает или называет витамин, дети выбирают, какие продукты образуют данный витамин).

Воспитатель: — Ребята, что нового мы сегодня узнали? С какими витаминами познакомились, назовите их (А, В, С, D, E). Для чего нужны витамины? Через что мы их получаем?

Молодцы! Вы отлично все запомнили!

Литература: «Детское питание» книга о том, как правильно кормить ребенка, что бы вырастить его здоровым и крепким. Москва 1958г. [/i]

Пытаюсь освоить новые техники! Доброго всем времени суток, дорогие маамовцы!Хочу поведать Вам о моем новом увлечении! Так уж исторически сложилось, что городок у нас маленький,.

Презентация–викторина Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка — детский сад № 62 (МБДОУ №62) Занятие –викторина.

источник

О необходимости витаминов для детского организма и его нормального функционирования знают все – эти важные элементы присутствуют в наших тканях и клетках, помогают им расти и восстанавливаться. Недостаток того или иного витамина в организме точно так же, как и его избыток, чреват многими неприятными последствиями: не получив достаточное количество этих важных элементов, клетка или ткань замедляет свой рост и нормальное развитие, что сразу сказывается на работоспособности органа, в составе которого они присутствуют.

История открытия витаминов ………………………………………….4

Витамины и их роль в питании ребенка……………. 9

Классификация витаминов………………….……………………..…. 11

Содержание витаминов в основных пищевых продуктах

и способы сохранения витаминов в пище………………….………….12

Витаминная недостаточность……………… ………………………….15

Синтетические витамины и правила их приема………………………16

Список использованной литературы ………………………………..26

О необходимости витаминов для детского организма и его нормального функционирования знают все – эти важные элементы присутствуют в наших тканях и клетках, помогают им расти и восстанавливаться. Недостаток того или иного витамина в организме точно так же, как и его избыток, чреват многими неприятными последствиями: не получив достаточное количество этих важных элементов, клетка или ткань замедляет свой рост и нормальное развитие, что сразу сказывается на работоспособности органа, в составе которого они присутствуют.

Все жизненные процессы протекают в организме при непосредственном участии витаминов. Которые способствуют поддержанию защитных сил организма, повышают его устойчивость к действию различных факторов окружающей среды, помогают приспосабливаться к все ухудшающейся экологической обстановке. Витамины играют важнейшую роль в поддержании иммунитета, т.е. они делают организм более устойчивым к болезням.

Все, вероятно, знают, что витамины — это необходимая часть пищи. Часто говорят: «Эта пища полезная, в ней много витаминов». Но немногим детям точно известно, что такое витамины, откуда они берутся, в каких продуктах содержатся, какое значение имеют для здоровья, как и когда нужно принимать витамины и в каком количестве.

Этой актуальной теме и посвящено наше исследование.

Цель работы: изучить значение витаминов в развитии ребенка.

1. Проанализировать литературу по данной теме.

2. Выяснить, что такое витамины и какова их роль в организме человека.

3. Познакомить учащихся с классификацией витаминов, содержанием их в основных пищевых продуктах, и их практическим значением для здоровья ребенка.

4. Разработать рекомендации по сохранению витаминов в пищевых продуктах, подвергнутых кулинарной обработке и их хранению, и рекомендации родителям при выборе синтетических витаминов.

  1. История открытия витаминов

Витамины. С этим термином мы знакомы давно. И с малых лет мы усвоили: витамины – это полезно.

Еще в 17 веке имелись отдельные наблюдения ученых о том, что у человека при длительном скудном и однообразном питании могут возникать опасные болезни.

Ко второй половине 19 века было выяснено, что пищевая ценность продуктов питания определяется содержанием в них в основном следующих веществ: белков, жиров, углеводов, минеральных солей и воды.

Считалось, что если в пищу человека входят все эти питательные вещества, то она полностью отвечает биологическим потребностям организма. Это мнение поддерживалось такими авторитетными физиологами того времени, как Петтенкофер, Фойт и Рубнер.

Однако практика далеко не всегда подтверждала правильность этих представлений о биологической полноценности пищи. Об этом свидетельствовал также многовековой практический опыт участников длительных путешествий.

В Древнем мире хорошо была известна цинга, заболевание, при котором капилляры становятся ломкими, десны кровоточат, зубы выпадают, раны заживают с трудом, если вообще заживают, у больного нарастает слабость, и в конце концов он умирает. Особенно часто эта болезнь возникала у жителей городов, находящихся в осаде, во времена войн и стихийных бедствий, и у мореплавателей, совершавших долгие путешествия по океану (Команда Магеллана больше страдала от цинги, чем от общего недоедания). Подобное случалось при недостатке или отсутствии в питании свежих овощей и фруктов. Корабли, отправляющиеся в долгое плавание, обычно загружали таким провиантом, который не испортился бы в пути. Обычно это были сухари и соленая свинина. К сожалению, врачи на протяжении многих веков не могли связать цингу с рационом.

В результате цинга долгое время была бичом для мореплавателей; от нее погибало моряков больше, чем, например, в сражениях или от кораблекрушений. Так, из 160 участников известной экспедиции Васко да Гамма прокладывавшей морской путь в Индию, 100 человек погибли от цинги.

Таким образом, практический опыт ясно указывал на то, что цинга и некоторые другие болезни связаны с дефектами питания, что даже самая обильная пища сама по себе еще далеко не всегда гарантирует от подобных заболеваний. И что для предупреждения и лечения таких заболеваний необходимо вводить в организм какие-то дополнительные вещества, которые содержатся не во всякой пище.

Авитаминоз А был известен с глубокой древности. Известно, что еще в Древнем Египте при куриной слепоте — клиническом проявлении авитаминоза «А» — употребляли в пищу сырую печень, содержащую витамин А. Например, древнегреческий врач Гиппократ назначал сырую печень при куриной слепоте. В Китае для лечения болезни глаз также рекомендовали применять печень.

История морских и сухопутных путешествий давала ряд поучительных примеров, указывавших на то, что возникновение цинги может быть предотвращено, а больные могут быть вылечены. В 1536 году французский землепроходец Жак Картье был вынужден остаться на зиму в Канаде, где 100 человек из его отряда заболели цингой. Местные индейцы, узнав об этом, предложили им средство: воду, настоянную на сосновой хвое. Люди Картье, будучи в полном отчаянии, последовали этому, на их взгляд, несерьезному совету и выздоровели.

Два века спустя, в 1747 году, шотландский врач Джеймс Линд, столкнувшись с несколькими аналогичными случаями, попробовал лечить таких больных свежими фруктами и овощами. Апробируя свой метод лечения на матросах, страдающих цингой, он обнаружил, что быстрее всего улучшение состояния больных вызывают апельсины и лимоны.

В очередном плавании по Тихому океану под руководством знаменитого английского путешественника Дж. Кука, продолжавшимся с 1772 по 1775 гг., принимали участие два корабля. На первом судне, которым командовал Дж. Кук, были сделаны большие запасы свежих овощей, фруктов, а также лимонного и морковного соков. В результате длительного плавания ни один из членов экипажа цингой не заболел. На другом судне, где не были сделаны запасы овощей и фруктов, четверть команды болела цингой.

Веком позже, в 1891 году, Такаки, адмирал японского военно-морского флота, также ввел разнообразие в рацион японских матросов, состоявший до этого преимущественно из риса. Постоянная рисовая диета вызывала у экипажей японских судов заболевание, известное под названием бери-бери.

В 1894 г. в норвежском флоте в целях улучшения питания личного состава, вместо ржаных сухарей приказано было выдавать белый хлеб, а маргарин заменили сливочным маслом. Личный состав флота, лишенный ржаных сухарей и маргарина, в длительных плаваниях болел бери-бери.

Несмотря на то, что хотя и в достаточной степени случайно, но все же способы лечения цинги и бери-бери были найдены, медики XIX века отказывались верить тому, что заболевания можно лечить с помощью диеты, их недоверие особенно возросло после того, как Пастер выдвинул теорию, согласно которой причиной болезней являлись микробы.

Экспериментальное обоснование и научно-теоретическое обобщение многовекового практического опыта впервые стали возможны благодаря открывшем новую главу в науке исследованием русского ученого Николая Ивановича Лунина, изучавшего в лаборатории Г. А. Бунге роль витаминов в питании.

Открытие витаминов связано с именем русского ученого Н.И. Лукина, который в 1880 экспериментально установил, что в пищевых продуктах имеются неизвестные факторы питания, необходимые для жизни.

Н. И. Лунин проводил свои опыты на мышах, содержавшихся на искусственно приготовленной пище. Эта пища состояла из смеси очищенного казеина (белок молока), жира молока, молочного сахара, солей, входящих в состав молока и воды. Казалось, налицо были все необходимые составные части молока; между тем мыши, находившееся на такой диете, не росли, теряли в весе, переставали поедать даваемый им корм, и наконец, погибали. В то же время контрольная партия мышей, получившая натуральное молоко, развивалась совершенно нормально. На основании этих работ Н. И. Лунин в 1880 г. пришел к следующему заключению: «. если, как вышеупомянутые опыты учат, невозможно обеспечить жизнь белками, жирами, сахаром, солями и водой, то из этого следует, что в молоке, помимо казеина, жира, молочного сахара и солей, содержатся еще другие вещества, незаменимые для питания. Представляет большой интерес исследовать эти вещества и изучить их значение для питания».

Это было важное научное открытие, опровергавшее установившееся положения в науке о питании. Результаты работ Н. И. Лунина стали оспариваться; их пытались объяснить, например, тем, что искусственно приготовленная пища, которой он в своих опытах кормил животных, была якобы невкусной.

Читайте также:  Витамины от грибка для детей

В 1890 г. К.А. Сосин повторил опыты Н. И. Лунина с иным вариантом искусственной диеты и полностью подтвердил выводы Н. И. Лунина. Все же и после этого безупречный вывод не сразу получил всеобщее признание.

Блестящим подтверждением правильности вывода Н. И. Лунина стало установление в 1896 причины болезни бери-бери, которая была особенно широко распространена в Японии и Индонезии среди населения, питавшегося главным образом полированным рисом.

Голландского врача Христиана Эйкмана послали исследовать бери-бери в бывшие в то время голландской колонией острова Вест-Индии (ныне территория Индонезии), так как они являлись эпидемическим районом этого заболевания.

Вначале Эйкман посчитал, что бери-бери — заболевание, вызываемое микробами, и, чтобы попытаться найти возбудителей этой болезни, использовал в качестве подопытных животных цыплят. По счастливой случайности человек, который следил за птицей, оказался нечист на руку. Почти всех цыплят разбил паралич, от которого большинство из них погибли, но те, которые остались живы, через четыре месяца пришли в себя и стали совершенно здоровыми. Эйкман, озабоченный тем, что его попытка обнаружить возбудителей болезни оказалась неудачной, поинтересовался, чем кормили цыплят, и обнаружил, что его слуга, отвечавший за их содержание, экономил на птице (что оказалось очень кстати): цыплят кормили остатками пищи из местного военного госпиталя — то есть преимущественно очищенным рисом. Когда же через несколько месяцев Эйкман нанял другого помощника, тот положил конец мелкому жульничеству и стал кормить цыплят тем, чем и положено, — неочищенным рисовым зерном, благодаря чему цыплята и выздоровели.

Эйкман начал экспериментировать. Он попробовал намеренно содержать цыплят на шлифованном рисе, и вскоре все они заболели. При переводе больных цыплят на неочищенный рис они выздоравливали. Это был первый случай в истории, когда заболевание умышленно вызывали неполноценным рационом. Эйкман решил, что полиневрит, которым страдали цыплята, по симптомам очень похож на болезнь бери-бери, поражающую людей. Может быть, и у человека бери-бери возникает оттого, что он потребляет в пищу шлифованный рис?

Рис, предназначенный для питания человека, шлифуют для того, чтобы он лучше хранился.

Тем временем другие исследователи натолкнулись на иные загадочные факторы, которые казались им необходимыми для нормального функционирования организма. В 1905 году голландский диетолог К.А. Пекельхаринг обнаружил, что все его лабораторные мыши заболели уже через месяц содержания их на рационе, полноценном относительно жиров, углеводов и белков. Мыши быстро почувствовали себя лучше после того, как он ввел в их рацион несколько капель молока. Биохимик из Англии Фредерик Хопкинс, который показал, насколько важно наличие в рационе аминокислот, также провел серию экспериментов, в результате которых был сделан вывод: в молочном белке казеине содержится нечто, что при добавлении в рацион обеспечивает нормальный рост и развитие организма. Это нечто хорошо растворялось в воде. Добавление в рацион небольших количеств экстракта дрожжей оказалось еще более эффективным, чем использование в качестве добавки казеина.

За пионерскую работу в обнаружении полезных питательных веществ, необходимых для жизни, Эйкман и Хопкинс в 1929 году были удостоены Нобелевской премии по медицине и физиологии.

Перед учеными возникла новая задача: найти в продуктах питания эти жизненно необходимые факторы. У. Сузуки, Т. Шимамура и С. Одаке экстрагировали из рисовой шелухи вещество, которое весьма эффективно предотвращало и излечивало бери-бери. Пяти — десяти миллиграммов этого вещества было достаточно, чтобы полностью вылечить кур. В том же году английский биохимик, поляк по происхождению, Казимир Фанк (позже он перебрался в Соединенные Штаты) выделил подобное вещество из дрожжей.

Поскольку, как было установлено, это вещество по химической природе было амином, Фанк назвал его витамином, что в переводе с латыни означает «жизненный амин». Фанк высказал предположение, что бери-бери, цинга, пеллагра, рахит — все эти заболевания возникают из-за нехватки жизненных аминов в организме. Предположение ученого оказалось верным только в том смысле, что все указанные заболевания действительно возникают при дефиците определенных веществ, содержащихся в пище в небольших количествах. Но, как оказалось позже, вовсе не все витамины по химической природе являются аминами. Тем не менее, термин «витамины» настолько прочно вошел в обиход, что менять его не имело уже смысла.

В 1913 году два американских биохимика— Элмер Верной Макколам и Маргарита Дэйвис — обнаружили другой фактор, который в незначительных количествах содержался в сливочном масле и в яичных желтках. Это вещество плохо растворялось в воде, но хорошо в жирах. Макколам дал ему название жирорастворимый фактор А, в отличие от вещества, предупреждающего возникновение бери-бери, которое он еще раньше определил как водорастворимый фактор В.

Вначале витамины обозначали буквами латинского алфавита: A, B, C, D, E, P и т.д. Позже были приняты единые международные названия, отражающие химическую структуру этих веществ.

Однако установить химический состав и структуру витаминов было делом непростым, так как в продуктах питания они присутствуют в очень малых количествах. Например, тонна рисовой шелухи содержит всего лишь пять граммов витамина В1. Только в 1926 году наконец-то удалось экстрагировать достаточное для проведения химического анализа количество витамина В. Два биохимика из Голландии — Баренд Конрад Петрус Янсен и Вильям Фредерик Донат, используя небольшое количество экстракта, установили состав витамина В.

Исследователи, занимавшиеся витамином С, столкнулись с проблемами другого рода. Получить витамин С в достаточном количестве не представляло большого труда: его много содержится в плодах цитрусовых растений. Гораздо труднее было найти экспериментальных животных, которые бы не вырабатывали свой собственный витамин С. Большинство млекопитающих, за исключением человека и других приматов, обладают способностью синтезировать этот витамин. Требовались недорогие подопытные животные.

В 1918 году американские биохимики Б. Коэн и Лафаэтт Бенедикт Мендель наконец нашли таких экспериментальных животных, обнаружив, что морские свинки не могут синтезировать собственный витамин С. И действительно, у морских свинок цинга развивалась даже быстрее, чем у человека.

В дальнейшем наука о витаминах резко продвинулась вперед. В настоящее время изучено значительное их число. За короткий срок современная витаминология в нашей стране шагнула далеко вперед и заняла ведущее место в мировом ее развитии.

Значительный вклад в витаминологию внесли Б.Л. Лавров, В.В. Ефремов, открывшие ряд новых витаминов.

Всего ученым известно около 30 витаминов, 13 из них являются незаменимыми для организма человека.

Параллельно развивалась и витаминная промышленность. Существует ряд синтетических витаминных препаратов.

  1. Витамины и их роль в питании ребенка.

Название «витамины» происходит от латинского слова – «vita», что в переводе означает жизнь. Витамины нужны всем: и взрослым, и малышам. Они необходимы для нормального течения обменных процессов, а также для роста и обновления тканей, они защищают организм ребенка от воздействия вредных факторов внешней среды.

Основное количество витаминов поступает в организм с пищей, и только некоторые синтезируются в кишечнике. Витамины в большой степени обеспечивают нормальное функционирование нервной системы, мышц и других органов и многих физиологических систем. От уровня витаминной обеспеченности питания зависит уровень умственной и физической работоспособности, выносливости и устойчивости организма к влиянию неблагоприятных факторов внешней среды, включая инфекции и действия токсинов.

Лекарства человек принимает, когда болен, для того, чтобы выздороветь. Витамины человек, в том числе и здоровый, должен получать всегда, чтобы не заболеть.

Если ребенок ест мало овощей и фруктов, т.е. потребляет мало витаминов, у него в два раза чаще возникают проблемы с поведением. Это установили ученые Университета Кливленда в Австралии. Специалисты подчеркивают, что недостаток здоровой пищи способствует развитию плохого поведения. А здоровая пища — это пища, обогащенная витаминами. Проблемы со здоровьем у детей связаны с тем, что они загружены сверх меры. У детей и подростков существует множество проблем, среди которых можно выделить следующее:

— ухудшение пищеварения – дисбактериоз;

— анемия — малокровие (разрушение зубов, быстрая утомляемость, головные боли, головокружения);

— низкий иммунитет — частые простудные заболевания;

— слабая нервная система — перепады настроения, неспособность быстро сконцентрировать свое внимание, ухудшение способности к обучению;

— быстрое падение зрения — дети много времени проводят за компьютером и у телевизора;

— вегето-сосудистая дистония — у подростков часто связана со скачками роста, когда сосуды не успевают расти. Отсюда резкие колебания артериального давления.

Все эти проблемы связаны, в первую очередь, с изменением питания — уменьшением злаковых, овощей, молочных продуктов и увеличением рафинированных углеводов (сахара в составе сладостей, газировки, булочки, продукты быстрого питания и др.), в которых только пустые калории, а витаминов нет и помине.

Во-вторых, содержание полезных веществ (витаминов, минералов) в растительной и животной пище за последнее столетие резко снизилось. Например, содержание железа в помидорах уменьшилось на 25%, в яблоках — на 96%, говядине — на 35%. Поэтому нашим детям нужно обязательно дополнительно принимать витамины.

Питание – процесс усвоения организмом питательных веществ, необходимых для поддержания жизни, здоровья и работоспособности.

При правильном питании человек меньше подвергается различным заболеваниям и легче с ними справляется. Многие пищевые вещества не в состоянии синтезировать в процессе обмена, они должны поступать с пищей (например, витамины), иначе возникают болезни, связанные с неполноценным питанием. Поэтому велика роль витаминов в жизнедеятельности человека.

Все жизненные процессы, связанные с нормальным обменом веществ в организме происходят при самом непосредственном участии витаминов.

Установлена важная роль витаминов иммунобиологического значения в поддержании высокой устойчивости организма к болезням. Важен разнообразный витаминный состав пищи. Основными источниками витаминов служат овощи и фрукты, молоко и молочные продукты, мясо и рыбопродукты, жиры, хлебобулочные изделия. Важно! Количество витаминов в тканях и суточные их дозы очень малы, но при недостаточном поступлении витаминов или нарушении их баланса в организме наступают опасные изменения.

Витамины не действуют поодиночке, они работают в «команде». Тем не менее, для того чтобы мы с вами оставались здоровыми, все витамины должны работать вместе. Например: Витамин В2 активизирует витамин В6; Витамин В1, В2, В6, В12 вместе извлекают энергию из углеводов белков и жиров, отсутствие хотя бы одного из них в этой группе замедляет работу остальных.

Однако витамины в каждой команде должны содержаться в строго определенном количестве, иначе они могут навредить здоровью человека.

Суточное потребление витаминов для школьников прилагается в таблице.

источник

Еще древние люди знали, что некоторые виды еды способны исцелять. Например, древние египтяне употребляли в пищу печень, чтобы защититься от куриной слепоты. Позже стало известно, что эта болезнь развивается от недостатка в организме витамина А.
В XVIII веке врач Джеймс Линд из Шотландии ввел в рацион матросов кислые продукты, в частности – цитрусовые, чем добился удивительных для того времени результатов: ни один из его подопечных не был потерян из-за этого заболевания.

А в 70-х годах прошлого века была опубликована книга лауреата Нобелевской премии Лайнуса Полинга, в которой он доказал, что витамин С — превосходно борется с гриппом и респираторными инфекциями. С тех пор витамин С – самый популярный в рационе современного человека.

Слово «витамин» происходит от латинского vita и в переводе на русский означает «жизнь». Пользу витаминов для детей сложно переоценить. Это связано со значительными затратами энергии и разных веществ, которые расходуются, например, на рост.

Одна и та же порция витаминов в рационе взрослого и ребенка у последнего расходуется намного быстрее. В первые годы жизни набор витаминов, необходимых малышу, минимален, но с возрастом он существенно расширяется.

Многих родителей интересует вопрос: что является источником витаминов? Эти вещества человек получает с пищей.

Однако под воздействием внешних факторов – кислорода, влаги, кислотно-щелочной среды, солнечного света, температуры, при взаимодействии с ионами металлов (меди и железа), антивитаминами они разрушаются, утрачивают биологическую активность. Тогда на помощь приходят специальные лекарственные препараты – поливитамины.

Современной медицине известны более десятка витаминов, и которые необходимы как взрослым, так и детям. Это — А, В1, В2, пантотеновая кислота (старое название — В5), В6, В9, или фолиевая кислота, В12, РР, Н, Е, D, К, С. Разница лишь в том, что для каждого возраста есть своя доза.

А какие витамины лучше давать детям, например, для иммунитета или при гиперактивности?

За способность организма в любом возрасте противостоять болезням отвечает иммунитет. О том, что он работает с перебоями, говорят частые респираторные инфекции, тяжелое восстановление после перенесенных инфекций, чувствительность к аллергенам и т.д.

Для повышения иммунитета детей нужны такие витамины:

  • А – защищает кроветворную, сердечнососудистую системы, предупреждает развитие рака,
  • Группа В – стимулирует выработку антител, истребляющих раковые клетки.
  • С – антиоксидант, активизирующий выработку антител, клеток, «поедающих» вирусы и бактерии.

Для иммунитета детей используют такие продукты, содержащие вышеперечисленные витамины:

  • цветная капуста;
  • яйца;
  • рыба;
  • лимоны, апельсины;
  • ягоды (смородина, малина, клюква);
  • овощи и пряные травы зеленого цвета;
  • печень;
  • злаковые.

Больше о витаминах для укрепления иммунитета как детского, так и взрослого — в этой статье →

Витамины для роста нужны и маленьким детям, и даже молодым людям до 23 лет, пока продолжается процесс формирования скелета. Они обеспечивают выработку специальных гормонов, формирование мышечной ткани, полноценное питание всего организма.

Вот какие витамины нужны для роста ребенка:

  • D (D2 и D3) – помогает всасываться фосфору и кальцию, без которых не произойдет нормального формирования скелета, костей, мышц.
  • Группа В – участвует в реакциях обмена веществ, обеспечивает присутствие белков, жиров, углеводов.
  • А – принимает участие в синтезе белков, которые являются основным строительным материалом всех тканей.
  • С – улучшает усвоение веществ и других витаминов.

Нужно, чтобы в рационе присутствовали:

  • ягоды, лимоны;
  • морковь, другие желтые овощи и фрукты (абрикос, помидор, перец);
  • блюда и продукты из молока;
  • говядина, курятина;
  • куриные яйца;
  • каши.

Готовые витамины – «Пиковит», Kiddi Pharmaton.

Дети испытывают колоссальные нагрузки на глаза, потому что живо интересуются всем, что их окружает. Вот почему поддержка зрения очень важна, и дети с пищей должны получать такие витамины для глаз:

  • А – составляющая зрительного пигмента. Его дефицит приводит к ухудшению зрительной функции, в частности, способности видеть в темноте.
  • С – укрепляет стенки сосудов для нормального питания глаза и снижения риска кровоизлияния.
  • Группа В – представляет антиоксиданты и участвует в формировании зрительных импульсов.
  • Е – стабилизирует клеточные мембраны, защищает глаза от ультрафиолета и слишком яркого света.
Читайте также:  Витамины от гриппа для детей

В рационе ребенка с проблемами зрения требуется включить такие продукты:

  • черника, лимон, шиповник, смородина черная;
  • кисломолочная продукция;
  • крупы;
  • продукты животного происхождения – мясо, коровье масло.
  • растительное масло, семена подсолнуха.

Готовые витамины для зрения, предназначенные для детей – «Глюковайз», «Леовит», «Дуовит». Больше о препаратах с витаминами для глаз (не только для детей) можно узнать здесь.

Ребенок с первых дней жизни познает мир, его мозг должен обрабатывать и запоминать огромные объемы информации. Требования к его памяти, вниманию возрастают, когда он идет в детсад и школу.

Чтобы помочь мозгу справиться с растущими нагрузками, нужна подпитка витаминами для памяти и внимания, а именно:

  • Группа В – основные витамины, которые обеспечивать высокую успеваемость. Они повышают способность концентрировать внимание и памяти, борются с усталостью, успокаивают нервную систему, снижают утомляемость.
  • А и Е – помогают бороться с ухудшением памяти.
  • С – улучшает работу мозга и процесс запоминания информации.

    Получить для детей природные витамины для мозга, памяти и внимания можно из следующих продуктов:

    • черника, черная смородина, шпинат, помидоры, морковь, перо чеснока;
    • крупы;
    • растительное масло;
    • сухофрукты – чернослив, курага;
    • мясо (говядина, свинина, курятина);
    • орехи;
    • мед;
    • цельные злаки, бобовые;
    • продукты моря и рыба (тунец, сардины).

    Готовые витамины для мозгов, улучшения памяти и внимания – «ВитаМишки», «Пиковит» для детей.

    Узнайте больше о необходимых для мозга и памяти элементов и правильном питании в этом материале →

    Чтобы у ребенка была красивая и здоровая улыбка, густые волосы и блестящие, гладкие ногти родителям стоит заботиться об этом с первых дней его жизни.

    Здоровье зубов и десен не полностью зависит от соблюдения правил гигиены, в порядке должен быть организм изнутри. Вот витамины для детей, обеспечивающие здоровье зубов и ногтей, рост волос:

  • А – отвечает за достаточное выделение слюны, препятствует воспалению слизистых рта.
  • Группа В – при недостатке этих витаминов во рту появляются ранки, трещинки, меняется цвет слизистой, развиваются более серьезные заболевания – пародонтит, глоссит.
  • С – его недостаток является причиной развития цинги, а также гингивитов, пародонтозов.
  • D – помогает усваиваться кальцию, который нужен для роста здоровых зубов.

    Для этого в рацион нужно включить такие продукты:

    • продукты из кислого молока;
    • морепродукты, рыба;
    • капуста брокколи, зелень;
    • овсяные хлопья и отруби;
    • бобы, молоко;
    • орехи;
    • яичные желтки;
    • болгарский перец;
    • мясо.

    В аптеке родителям предложат готовые витамины для здоровых зубов, ногтей и волос – «Кальций D3 никомед», «Компливит Кальций D3».

    О том, как давать фолиевую кислоту (В9) детям, можно прочесть в статье с подробной инструкцией по применению этого витамина для всех групп людей.

    О важности приема витамина Д новорожденным узнайте в этой статье.

    И радость, и разочарования – это стресс для нервной системы. Ребенок, познавая мир, переживает множество эмоций, поэтому его нервы тоже необходимо поддержать изнутри витаминами.

    Для укрепления нервной системы нужны следующие витамины:

  • А – обеспечит крепкий сон, ускорит нервные реакции.
  • Группа В – она крайне нужна, чтобы обеспечить ровный эмоциональный фон.
  • С – имеет антистрессовое действие, защищает иммунную систему в период эмоциональных нагрузок, при волнении, позволяет испытывать позитивные эмоции.

    Для здоровья нервной системы в меню для детей включают продукты, богатые этими витаминами:

    • цитрусовые, черную смородину, отвар шиповника, красный перец, зелень;
    • абрикосы, тыкву, сливочное и облепиховое масла, печень рыбы;
    • бобовые, орехи, курятину, овес, пшеницу, ячмень, пророщенные злаки, яйца.

    Фармакологи предлагают готовые витаминные комплексы с увеличенным содержанием витамина В – «ВитаМишки», «Помогуша».

    Малыша иногда сложно заставить есть. Отсутствие аппетита – распространенная проблема, с которой сталкиваются родители. Такое состояние может навредить здоровью, поскольку в организм не поступает достаточное количество жизненно необходимых веществ.

    Для повышения аппетита у детей тоже используют витамины:

    • А – обеспечивает здоровье слизистых оболочек.
    • В – отвечает за выработку организмом энергии.
    • С – высвобождает энергию из жиров.

    Они есть в таких продуктах:

    • цитрусовые;
    • ягоды, фрукты;
    • дрожжи – пивные и хлебные;
    • злаковые;
    • орехи;
    • мясо;
    • брокколи;
    • молоко;
    • яйца.

    Врач может назначить специальные витамины для аппетита – «Пиковит», «Супрадин биовиталь», «Мультитабс» для детей.

    • приправлять еду вкусным соусом, постепенно уменьшая его порцию;
    • привлекать ребенка к приготовлению блюд;
    • научиться красиво оформлять еду, чтобы ее было интересно есть.

    В медицинской практике существуют случаи, когда ребенку витамины необходимы постоянно или периодически. Причиной тому может быть, к примеру, хроническое заболевание, а также снижение иммунитета в межсезонье.

    Зимой и ранней весной для поднятия иммунитета и чтобы компенсировать недостаток солнца для детей важно получать в достаточном количестве витамины — главным образом А, С, Е, D, содержащиеся в жирной рыбе, овощах и фруктах.

    Для этого на зиму замораживают овощи, в них витаминов будет больше (до 95% от первоначального содержания), чем в свежих зимних. Также выручат тыква, квашенная капуста, мука грубого помола, зелень, выращенная на подоконнике, соки фреш – овощные и фруктовые, отвары шиповника, белковое питание – орехи, бобовые.

    Чтобы летний сезон пошел на пользу и привел к оздоровлению организма, за основу берут разработанную специалистами диету и следуют ей. Витамины, которые нужны в этот период – А, С, К, РР, фолиевая кислота. Все они содежатся в красных и желтых плодах, которые в обилии присутствуют на грядке. А витамин D можно получить во время прогулки.

    Но гиповитаминоз может настичь детский организм даже летом, когда в продаже есть обилие свежих овощей и фруктов, если питание не сбалансировано, поэтому даже тогда врач может дополнительно назначить лекарственный комплекс для детей, который восполнит нехватку витаминов и минералов.

    Дети осенью, после каникул, возвращаются в детсады и школы, в большие коллективы. В это время велика вероятность вспышек вирусных и инфекционных заболеваний.

    В качестве защиты организму нужны витамины для повышения сопротивляемости организма – А, В, С. Недостатка в них осенью возникнуть не должно, поскольку идет сбор нового урожая.

    Гиперактивность (СВДГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью) у детей является признаком минимального нарушения функции мозга. Но даже проявления этого синдрома можно скорректировать витаминотерапией.

    При таком диагнозе показаны витамины В1, В5, В6. Иногда витамин В6 оказывает больший эффект, чем специальные медицинские препараты.

    В рационе такого ребенка с СВДГ должны присутствовать:

    • морепродукты;
    • мясо птицы и телятина, говяжья печень;
    • фрукты и овощи;
    • творог;
    • фреши.

    Также производители лекарственных средств предлагают витамины для гиперактивных детей – «DHA LemonGels™», «Multigenics® Chewable», «Cal Apatite® Chewable» и др.

    Одной из причин развития аллергии называют дефицит пантотеновой кислоты, без которой не вырабатывается кортизон.

    У страдающих сенной лихорадкой содержание этого вещества в организме в 4–20 раз ниже нормы. Источниками кислоты являются:

    • бобовые;
    • зерновые;
    • дрожжи;
    • субпродукты, птица, яйцо, изделия и блюда из молока, рыбная икра.

    Наверняка мамы задаются вопросом: стоит ли сыну или дочери давать синтетические препараты? Медики отвечают: стоит, если их назначил врач.

    Они необходимы при тяжелой болезни и в период выздоровления, если невозможно обеспечить разнообразие рациона или получить достаточное количество полезного вещества с пищей.

    Однако стоит учесть, что синтетические витамины для детей, например, предназначенные для укрепления иммунитета, не могут полностью заменить натуральные, они лишь выступают вспомогательным инструментом в терапии.

    Откуда брать витамины детям, как понять, что их не хватает, и как правильно выбрать подходящий витаминно-минеральный комплекс, смотрите на видео:

    источник

    Витаминами называются органические соединения, содержащиеся в пище и необходимые для полноценного роста и развития организма человека или животного. Каждый витамин отвечает за обеспечение определенных функций организма и не может заменить другой. Всегда нужно учитывать, что в мире нет ни одного продукта, содержащего сразу все витамины, поэтому нужно тщательно следить за тем, что и сколько ты ешь. Для этого составляются специальные диеты, обеспечивающие профилактику здоровья и даже иногда лечение организма.

    Некоторые витамины находятся в продуктах, недоступных в нашем регионе, поэтому нужно их принимать отдельно. Для грамотного их употребления нужно точно знать, что нужно вашему организму, и ни в коем случае не злоупотреблять теми или другими витаминами, даже если их продают в виде вкусных конфеток. Не забывайте — витамины являются лекарством! Например, любимый многими витамин С — аскорбиновая кислота — служит для повышения иммунитета, а в больших количествах вызывает сильнейшие аллергии — сыпь, повышение температуры, ожоги пищевода и даже может иногда привести к смерти после отека дыхательных путей.

    К тому же при злоупотреблении витаминами организм привыкает к большим дозам, что приводит к снижению воздействия их на организм.

    В настоящее время выделено 13 витаминов, несомненно необходимых для правильного развития организма, как детского, так и взрослого. Некоторые могут быть водорастворимыми, другие же являются жирорастворимыми, при их приеме нужно учитывать этот фактор. К тому же одновременный прием некоторых витаминов обнуляет эффект от их приема. Поэтому нужно грамотно их принимать.

    Для удобства приема сейчас витамины продают в комплексе, с учетом их совместимости. Важно знать и помнить, что их дозы для детей и взрослых разные, поэтому нельзя заменять детские витамины лекарством для родителей и наоборот.

    Некоторые витамины могут вырабатываться в организме. Например, витамин А может вырабатываться из бета-каротина, вещества, содержащегося в корнеплодах. Такие вещества называются провитаминами и тоже являются необходимыми для человека. Очень много разных витаминов находится в соках, поэтому важно помнить, что при употреблении большого их количества тоже можно навредить своему организму.

    Для чего вообще нужны витамины?

    Витамины участвуют в процессах организма, в результате которых пища превращается в энергию, имеют важное значение для обеспечения работы некоторых внутренних органов, повышают иммунитет, способствуют образованию и обновлению новых тканей. В регионах, бедных тем или иным витамином, население болеет, а с течением времени со сменой поколений может даже вырождаться. Очень интересна история появления альпийских идиотов — в удаленной от моря местности из-за нехватки некоторых веществ, содержащихся в морепродуктах, население уменьшилось в росте и почти утратило интеллект.

    Как вести себя с витаминами?

    • не принимать взаимоисключающие вещества;
    • не злоупотреблять витаминами из-за возможной аллергии;
    • не злоупотреблять витаминами по причине привыкания;
    • следить за временем приема витаминов;
    • учитывать, что витамины содержатся не только в красивых пилюлях из аптеки, но и в пище.

    Главная роль витаминов в природе – это каталитическая, но при этом они не имеют существенного значения в обменных процессах (не калорийны, не числятся тканевыми компонентами). Витамины входят в состав разного вида ферментов, принимая также участие в гуморальной регуляции.

    Количество витаминов незначительно в организме, но при недостаточности развиваются многие опасные заболевания (патологии). На этом фоне часто развиваются три состояния: авитаминоз (нет витамина); гиповитаминоз (нехватка); гипервитаминоз (избыток).

    Обратим внимание на значение витаминов для организма:

    Витамин А (ретинол)

    Продукты: рыбий жир, печень, желток, молочная продукция.

    Польза: красивый и здоровый вид кожных покровов, острота зрения, нормальный рост (формирование костных тканей).

    Болезни при недостатке: куриная слепота.

    Группа витаминов В

    Водорастворимые вещества, содержащиеся во многих продуктах питания. Помогают трансформировать «Б», «У» в энергию. Необходимы витамины для нормальной работы мышечной системы, центральной нервной системы, внешнего вида кожных покровов и отдельных клеток (рост).

    В1 (тиамин), В2 (рибофлавин), В3 (ниацин), В5 (пантотеновая кислота), В6 (пиридоксин), В7 (биотин), В9 (фолиевая кислота) и В12 (кобаламин).

    В5 – развитие болезненных ощущений в суставах, судороги, паралич, проблемы с памятью при его недостатке.

    В6 – анемия, кожные проблемы, нарушение памяти, боли в голове.

    В7 – поражения кожных покровов, слабость, депрессивное состояние.

    Витамин С (аскорбиновая кислота)

    Продукты: лимон, шиповник, рябина, калина, апельсин, вишня, черная смородина.

    Значение: участие в синтезе коллагена, важно для соединительных тканей, костных тканей. Хороший антиоксидант, помощь иммунной системе организма. Водорастворимый витамин. Самостоятельно не вырабатывается, необходимо пополнять его извне.

    Болезни: цинга, кровотечения в носу, десен.

    Продукты: рыбий жир, рыба, желток, молоко. Кроме того, рекомендуется принимать солнечные ванны.

    Значение: нормальное состояние опорно-двигательной системы (кости), кровеносной системы.

    Болезни: рахит, также недостаточность витамина приводит к деменции, нарушению работы головного мозга.

    В 11 веке японская архитектура начинает отходить от заимствований китайского стиля, в ней появляется больше самостоятельности и самобытности.

    Больше двухсот видов съедобных грибов растёт в лесах России. Большую часть их этих видов не собирают. Даже шампиньоны в некоторых местах считаются поганками

    Этикет является одной из основ функционирования общества. С одной стороны этикет основан на логике, с другой — на традициях.

    Опричнина – это термин, имеющий сразу два значения. Первое – это определенная внутренняя политика Ивана 4, проводимая в 1565-1572 годах. Второе – это личный удел Ивана 4

    Доклады и сообщения по Астрономии

    Черное море – это море знакомое каждому в России, на побережье которого располагаются красивейшие курорты и санатории.

    источник

    Витамины – это вещества, которые необходимы для нормального функционирования всех систем человеческого организма. Витамины играют наиважнейшую роль в жизни человека. Большинство из них содержится в продуктах питания. Так же витамины принимают активное участие в процессе обмена веществ, поэтому их недостаток неблагоприятно отражается на самочувствии человека, а в некоторых случаях даже приводит к заболеваниям – авитаминозам.

    Для нормальной жизнедеятельности взрослого человека необходимы витамины A, B1, B2, C и P-P. Все витамины в процессе влияния на человеческий организм находятся в близкой зависимости друг от друга, а это значит, что недостаток одних может нарушить правильное действие других. Вот почему нельзя недооценивать роль витаминов в жизни человека. Рассмотрим подробнее основной ряд витаминов и их роли в организме человека

    При недостатке витамина A может развиться гемералопия – болезнь, называемая в народе «куриной слепотой». Она выражается в том, что человеческий глаз становится неспособным воспринимать и правильно реагировать на степень освещенности предметов. Человек, больной гемералопией, нормально видит только днем, в сумерках он очень плохо различает окружающие объекты, а ночью не видит почти ничего. Отсутствие в пище витамина А может также привести к поражению слизистых оболочек желудка, кишечника и прочих внутренних органов.

    Читайте также:  Витамины от ломкости ногтей для детей

    В чистом виде витамин A содержится в яичном желтке, молочных продуктах, печени рыб и животных. Морковь, помидоры и зеленые овощи имеют в своем составе каротин, который в организме человека перерабатывается в витамин A. В сутки необходимо употреблять 2 миллиграмма этого витамина. Особенно он необходим беременным женщинам и кормящим матерям. Для первых суточная норма витамина A должна составлять 4 миллиграмма, а для вторых, соответственно, не менее 5 миллиграммов.

    Недостаток в пище витамина B1 вызывает поражение нервной системы, нарушает нормальное функционирование желудочно-кишечного тракта и нервно-мышечного аппарата. В некоторых случаях у людей наблюдается снижение аппетита, а также возникают болезненные ощущения в икроножных мышцах.

    Витамин B1 содержится в мясе, орехах и различных крупах. Суточная норма этого витамина для детей до 14 лет должна составлять 1,0-1,5 миллиграммов, а для подростков и взрослых – 2 миллиграмма. Людям, занятым тяжелым физическим трудом, а также беременным женщинам, необходимо употреблять 2,5 миллиграмма витамина B1 в сутки. Для кормящих матерей эта норма повышается до 3 миллиграммов.

    Витамин B2 входит в состав фермента, влияющего на многие важнейшие жизненные процессы человеческого организма. Его недостаток приводит к общему расстройству всех систем.

    Больше всего витамина B2 содержится в говяжьей печени и дрожжах. Также он присутствует в яичном белке, мясе, сыре, масле, зеленом луке, горошке и шпинате. В сутки человек должен получать не менее 2 миллиграммов этого витамина.

    Витамин C также называют аскорбиновой кислотой. Его недостаток в организме вызывает ряд болезненных состояний: повышенное сердцебиение, головокружение, раздражительность, быструю утомляемость, апатию, сонливость и как следствие – снижение работоспособности. При отсутствии витамина C человеческий организм перестает сопротивляться различным инфекциям.

    Высоким содержанием аскорбиновой кислоты отличаются свежие овощи, фрукты и ягоды: редис, салат, капуста, киви, цитрусовые, черная смородина.

    Поскольку под воздействием высокой температуры и при соприкосновении с медью и железом витамин C разрушается, в процессе приготовления пищи необходимо соблюдать следующие правила:

    1. Не оставляйте очищенные и нарезанные овощи или фрукты на долгое время на открытом воздухе или в воде;

    2. Не пользуйтесь для варки овощей посудой с поврежденным покрытием;

    3. Закладывайте овощи только в кипящую воду и не допускайте их переваривания;

    4. Не используйте для приготовления картофельного пюре мясорубку или металлическое сито. Лучше возьмите деревянный пестик, а в крайнем случае – ложку.

    5. Употребляйте в пищу овощные супы не позже, чем через 1,0-1,5 часа после их приготовления.

    Суточная норма витамина C для среднестатистического человека должна составлять 50 миллиграммов в сутки. Для людей, занятых тяжелой работой, эта норма повышается до 75-100 миллиграммов. Детям до 7 лет достаточно 30-35 миллиграммов аскорбиновой кислоты в сутки.

    Недостаток витамина P-P может вызвать серьезное заболевание – пеллагру. Первыми признаками этой болезни являются повышенное слюноотделение, жжение во рту, расстройство кишечника. Затем на шее, руках и ступнях появляется краснота, кожа становится грубой и шершавой. Человек страдает бессонницей, ослаблением памяти, появляется апатия и чувство безразличия.

    Источниками витамина Р-Р служат такие продукты, как мясо, печень, сельдь и дрожжи. Чтобы исключить заболевание пеллагрой, человеку достаточно 15-25 миллиграммов витамина Р-Р в сутки.

    Восполнить недостаток витаминов в пищевом рационе помогут различные препараты, которые в большом количестве выпускает современная фармацевтическая промышленность. Важно употреблять их в точном соответствии с дозировкой, указанной на упаковке или в инструкции.

    Как мы видим роль витаминов в жизни человека носит далеко не последнюю роль.

    источник

    Чтобы ребенок рос здоровым и крепким, правильно развивался ему необходимо сбалансированное питание, богатое витиминами и микроэлементами. Это прописная истина! Сегодня мы расскажем какие витамины необходимы ребнку и в каких продуктах они содержатся.

    Витамины — биологически активные вещества, необходимые для нормальной жизнедеятельности организма. Они способствуют правильному обмену веществ, повышают работоспособность, выносливость, устойчивость к инфекциям. Они не синтезируются в организме и поступают только с пищей. В отличие от белков, жиров, углеводов потребность в них не превышает нескольких тысячных, сотых долей грамма. Витамины очень нестойки и разрушаются во время варки продуктов.

    Отсутствие витаминов в пище может приводить к тяжелым расстройствам в организме, которые в настоящее время встречаются редко. Часто отмечается снижение обеспеченности организма теми или иными витаминами (гиповитаминозы). Гиповитаминозы носят сезонный характер, наблюдаются чаще всего в зимне-весеннее время, и для них характерны повышение утомляемости, снижение трудоспособности, подверженность различным простудным заболеваниям. Повышенная потребность в витаминах возникает при усиленной физической нагрузке, переохлаждении организма, при заболеваниях желудочно-кишечного тракта (гастритах, колитах), у женщин во время беременности и т.д.

    Витамины являются катализаторами (ускорителями) действия ферментов и гормонов. Так, витамины группы В образуют активный центра многих ферментов и коферментов. При отсутствии или недостатке в пище тех или иных витаминов возникают гиповитаминозы.

    При недостатке его в организме нарушается острота зрения в сумерках (куриная слепота), отмечается сухость конъюктивы и роговой оболочки глаза, разрастание на коже и слизистых оболочках плоского эпителия. В палочках и колбочках сетчатки глаза тормозится трансформация светового луча. В обычных условиях на свету родопсин, содержащийся в палочках, поглощает световую энергию и распадается на альдегидную форму витамина А (ретинол) и белок (опсин). В темноте при участии витамина А и опсина родопсин восстанавливается, что способствует восприятию черно-белого изображения. При дефиците витамина А в организме родопсин в темноте восстановиться не может, поэтому черно-белое изображение не воспринимается.

    В организм человека чистый витамин А поступает лишь с продуктами животного происхождения. Много витамина А содержится в печени рыб (трески, морского окуня, камбалы, минтая, палтуса), в говяжьей печени. Много его в сливочном масле, яичном желтке. Провитамин А — каротин имеется в продуктах растительного происхождения. Очень много каротина в моркови, тыкве, петрушке, красном перце, укропе, помидорах, зеленом луке, абрикосах, апельсинах, лимонах, персиках, рябине, плодах шиповника, урюке, малине.

    Из-за того, что витамин А является жирорастворимым, он значительно лучше усваивается вместе с жиром. Для лучшего всасывания в кишечнике витамина А и каротина желательно использовать растительные масла или сметану.

    Витамин А устойчив к нагреванию, но неустойчив к кислороду и к действию ультрафиолетовых лучей. Поэтому овощи, содержащие каротин, рекомендуется хранить в темном помещении, а при кулинарной обработке измельчить непосредственно перед использованием.

    Суточная физиологическая потребность в витамине А здорового человека составляет 1,5 мг, в каротине — 3 мг.

    Для гиповитаминоза характерны поражения нервной системы, вялость, развитие параличей, расстройство походки.

    Витамин В1 регулирует углеводный, жировой, водно-солевый обмены, деятельность клеточного дыхания, нервной, сердечно-сосудистой систем, органов пищеварения. В основе нарушений при недостатке витамина В1 лежат ферментативные сдвиги.

    Витамин В1 в виде тиалиндифосфата входит в состав ряда ферментных систем, поэтому при дефиците витамина В1 возникает ферментная недостаточность, нарушается сгорание глюкозы в организме, образование белков.

    Недостаток витамина В1 приводит к накоплению пировиноградной кислоты, которая раздражает нервные окончания, способствует развитию полиневритов и других вышеотмеченных изменений.

    Витамин В1 содержится в ржаном хлебе, овсяной крупе, печени, почках крупного рогатого скота, ветчине, в плодах бобовых растений, орехах, дрожжах. Суточная потребность в витамине В1 — 1,75 мг.

    Дефицит витамина В2 (рибофлавин, лактофлавин) вызывает прекращение роста организма, выпадение волос, заболевание глаз с зудом и светобоязнью. Язык становится шероховатым, пурпурно-красным, в уголках рта появляются мокнущие трещины. Витамин В2 входит в состав ферментов, необходимых для клеточного дыхания, регуляции центральной нервной системы.

    Витамин В2 входит в состав молока и других молочных продуктов, мяса, печени, почек, сердца, яичного желтка, грибов, пекарских и пивных дрожжей.

    Суточная потребность человека в рибофлавине составляет 3 мг.

    Дефицит данного витамина приводит к изменениям функции нервной системы (повышенная возбудимость, судороги) и пеллагроподобным изменениям кожи.

    Витамин В6 (пиридоксаль) входит в состав многих ферментов, участвующих в обмене аминокислот, ненасыщенных жирных кислот, холестерина. Пиридоксаль используется для улучшения регуляции обмена липидов при атеросклерозе.

    Витамин В6 содержится в пшенице, ржи, овощах, мясе, рыбе, молоке, в печени крупного рогатого скота, яичном желтке, дрожжах. Суточная потребность в пиридоксале взрослого человека — 2 — 2,5 мг.

    Витамин В9 (фолиевая кислота) участвует в синтезе некоторых аминокислот, оказывает стимулирующее влияние на кроветворение, способствует лучшему усвоению витамина В12. При недостатке фолиевой кислоты может развиться малокровие.

    Наиболее богаты фолиевой кислотой из продуктов животного происхождения печень и почки, а из растительных — зелень. Лучшими источниками фолиевой кислоты являются салаты из пищевой зелени. Содержится она и в капусте, свекле, моркови, картофеле, во многих фруктах.

    Витамин В12

    Этот витамин используется в образовании нуклеиновых кислот, аминокислот (холина). Он необходим для нормального кроветворения, созревания эритроцитов, активации свертывающей системы крови, принимает участие в обмене углеводов, жиров.

    Гиповитаминоз В12 возникает при заболевании желудка, кишечника. Наблюдается анемия, которая характеризуется резким снижением числа эритроцитов в периферической крови, появлением в крови молодых, незрелых форм эритроцитов.

    Витамин В12 (цианокобаламин) содержится в печени, мясе, яйцах, рыбе, дрожжах, молоке (особенно кислом).

    При остром недостатке витамина С (аскорбиновая кислота) в пище развивается цинга. Для цинги характерно опухание десен, расшатывание и выпадение зубов, кровоизлияния в мышцах, коже, суставах. При гиповитаминозе С появляются сердечная слабость, утомляемость, одышка, понижается устойчивость к различным заболеваниям. В детстве задерживаются процессы окостенения.

    Витамин С участвует во многих процессах жизнедеятельности, активизирует различные ферменты и гормоны. Аскорбиновая кислота стабилизирует иммунитет, повышает сопротивляемость организма к различным инфекциям, простудным заболеваниям, снижает физическое утомление и повышает работоспособность.

    Потеря витамина С может возникнуть при неправильной обработке пищи и длительном хранении готовых пищевых продуктов. Сохранность витамина С обеспечивает правильная кулинарная обработка овощей и плодов. Овощи не следует подолгу оставлять на воздухе очищенными и разрезанными, при варке их надо закладывать в кипящую воду непосредственно после очистки. Замороженные овощи необходимо опускать в кипящую воду, так как медленное оттаивание увеличивает потерю витамина С.

    Наиболее богаты витамином С зелень, овощи и фрукты (ягоды шиповника, черноплодной рябины, черной смородины, лимоны). Богат витамином С картофель, особенно осенью, лук, капуста квашеная, редис, петрушка.

    Суточная потребность в витамине С взрослого человека составляет 70 — 100 мг.

    Дефицит этого витамина приводит к развитию рахита. Начальными признаками рахита являются изменения со стороны нервной системы. Ребенок становится раздражительным, часто плачет, потеет. У него долго не зарастают роднички, наблюдается размягчение костей черепа, ребер, грудина выступает вперед. На местах соединения ребер с реберными хрящами появляются рахитические четки. В результате грудная клетка деформируется.

    Одним из следствий деформации грудной клетки отмечаются застойные явления в печени и воротной вене, которые приводят к ухудшению всасывания в кишечнике, развитию метеоризма, энтероколита. Увеличиваются размеры живота. Вследствие дефицита витамина D нарушается всасывание через стенку кишечника кальция. Снижение уровня кальция в крови стимулирует функцию паращитовидных желез и усиление секреции гормона этой железы, который способствует разрушению белковой основы костной ткани и выведению из костей солей кальция, магния, фосфора, натрия и других элементов. Костная ткань становится ломкой, и наряду с рахитом у детей и у взрослых возникает остеопороз (рассасывание костей).

    Большое количество витамина D сосредоточено в печени морских рыб, в сливочном масле, молоке, яичном желтке, икре рыб. Богаты витамином D дрожжи. В качестве источника витамина D используется витаминизированный рыбий жир.

    В настоящее время выделена эндогенная (образующаяся в коже и почках) форма витамина D. Активность эндогенного витамина D повышается под влиянием ультрафиолетового облучения.

    Суточная потребность в витамине D для ребенка составляет 500 — 1000 МЕ (международных единиц).

    При гипотаминозе возникают кровоточивость, кровоизлияния в кожу даже при самой незначительной травме. Наблюдается также кровоизлияния в суставы, сетчатку глаза, носовые кровотечения, кровоточивость десен при жевании твердой пищи, чистке зубов.

    У новорожденных при гиповитаминозе К отмечается развитие кожных, мочеполовых, легочных, пупочных и др. кровоизлияний. Одновременно снижается содержание протромбина в крови, увеличивается время свертывания крови. Развивается анемия. У детей гиповитаминоз К часто приводит к летальному исходу. Витамин синтезируется бактериями толстой кишки, поэтому гиповитаминоз К может возникнуть при поносах, остром хроническом поражении печени, приеме медикаментов, которые блокируют синтез витамина К (сульфаниламиды, салициловокислый натрий, аспирин и др.).

    Витамин К содержится в зеленых листьях салата, шпината, в белокачанной и цветной капусте, моркови, томатах, ягодах рябины. Суточная потребность взрослого человека в витамине К — 1-2 мг.

    Витамин Р (биофлавоноиды) относят к витаминоподобным соединениям. Витамин Р входит в группу биологически активных веществ (рутин, катехины), оказывает каппиляроукрепляющее действие, уменьшает проницаемость сосудистой стенки. Р-гиповитаминоз обычно сочетается с недостаточностью аскорбиновой кислоты. При этом возможны хрупкость стенок мелких сосудов, точечные кровоизлияния, быстрая утомляемость.

    Витамин Р содержится в черноплодной рябине, вишне, черной смородине, чае, зеленом горошке, апельсинах, лимонах, плодах шиповника, перце, малине, землянике, в других плодах и ягодах.

    При дефиците витамина РР (никотиновая кислота) возникает пеллагра (шершавая кожа). Для этой болезни характерны дерматит (воспаление кожи), понос, нарушение психики.

    Гиповитаминоз возникает при одностороннем питании кукурузой, полированным рисом, вареным горохом, сухарями и другими продуктами, не содержащими триптофана, из которого синтезируется никотиновая кислота. При недостатке никотиновой кислоты нарушается образование ферментов, осуществляющих окислительно-восстановительные реакции и клеточное дыхание.

    Для более полного обеспечения витамином РР имеет значение достаточное поступление в организм полноценного белка, содержащего одну из незаменимых аминокислот — триптофан, необходимый для синтеза никотиновой кислоты.

    Никотиновая кислота находится в дрожжах, печени, мясе, в бобовых растениях, гречневой крупе, картофеле, орехах. Суточная потребность взрослого человека в витамине РР- 15-20 мг.

    Метилметионинсульфоний (витамин U) оказывает благоприятное влияние на состояние слизистых оболочек, способствует заживлению язв желудка и двенадцатиперстной кишки.

    Витамин U содержится в белокачанной капусте, томатах, зеленом чае, в соках из сырых овощей (капустном) и фруктов.

    источник