Меню Рубрики

Повышенная потребность в витаминах у детей

· Особые физиологические состояния организма (интен­сивный рост, беременность, лактация).

· Особые климатические условия.

· Интенсивная физическая нагрузка.

· Интенсивная нервно-психическая нагрузка, стресс.

· Инфекционные состояния и интоксикации.

· Действие вредных производственных факторов.

· Заболевания внутренних органов и желез внутренней секреции.

· Повышенная экскреция витаминов.

Субнормальная обеспеченность витаминами широко распространена (беременные и кормящие женщины, дети различных возрастных групп, студенты, лица пожилого возраста и др.). Распространенность этого состояния со­пряжена с падением уровня доходов, изменением структу­ры питания, широким использованием рафинированных продуктов, потерявших витамины в процессе приготовле­ния, хранения, нерациональной кулинарной обработки. При субнормальной обеспеченности витаминами снижает­ся устойчивость организма к простудным и инфекцион­ным заболеваниям, психоэмоциональному стрессу, дей­ствию неблагоприятных (вредных) факторов окружающей среды.

Гиповитаминоз А. Дефицит витамина А часто обнару­живается у детей дошкольного возраста в виде специфи­ческих поражений глаз. Это прогрессирующее поражение конъюнктивы и роговицы глаза (ксерофтальмия), нару­шение сумеречного зрения (гемералопия, «куриная сле­пота») и цветового восприятия. Среди других признаков гиповитаминоза А следует назвать кожные поражения в виде гиперкератоза, повышенную восприимчивость к ин­фекционным заболеваниям.

Недостаточность витамина Д (рахит) отмечается у многих детей раннего возраста, особенно проживающих в крупных городах. У взрослых авитаминоз встречается ред­ко и проявляется в форме остеопороза и остеомаляции. К группе риска по развитию дефицитных по витамину В состояний относятся беременные, лица, надолго лишен­ные солнечного света и потребляющие много углеводов и пищу с дисбалансом кальция и фосфора; пожилые люди, исключающие из питания продукты животного происхож­дения; жители Крайнего Севера.

Гиповитаминоз Е у человека встречается крайне ред­ко. У грудных детей это состояние связывают с недостаточным плацентарным транспортом токоферола, обуслов­ленным низким уровнем (3-липопротеидов в крови плода. Недоношенные дети больше подвержены формированию гиповитаминозных состояний, так как всасывание токо­ферола нарушено при морфофункциональной незрелости желудочно-кишечного тракта и организма ребенка в це­лом. Одной из причин развития гиповитаминозных состо­яний у детей может стать искусственное вскармливание смесями без добавок витамина. У взрослых проявления недостаточности токоферола могут быть связаны с пере­груженностью пищевого рациона ПНЖК, у спортсменов — большой физической нагрузкой, а также с поражением системы пищеварения, включающим нарушение всасы­вания жиров.

Гиповитаминоз Е считают фактором риска по атероск­лерозу и его осложнениям — ишемической болезни сердца и стенокардии. Недостаточность токоферола играет важ­ную роль в возникновении различных заболеваний пече­ни и желчных путей.

Дефицит тиамина (гиповитаминоз В1) возникает при питании с большим удельным весом рафинированных уг­леводов. Формированию гиповитаминоза В1 способствует повышенная потребность в тиамине (жаркий и холодный климат, интенсивная физическая работа, нервно-психическое напряжение, беременность и лактация).

Эндогенная недостаточность может возникать при эн­докринных и инфекционных заболеваниях, отравлениях тяжелыми металлами и органическими растворителями, интоксикации сульфаниламидами и антибиотиками, у злостных курильщиков и алкоголиков.

Клинические симптомы выражаются головной болью, повышенной утомляемостью, нарушениями сна, раздра­жительностью, депрессией. Для гиповитаминоза харак­терны мышечная астения, боли и судороги в икроножных мышцах, нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы и обмена веществ. Периферические полиневриты (болезнь бери-бери) характерны для выраженного авита­миноза В1.

Гиповитаминоз В2 чаще проявляется изменениями со стороны слизистых оболочек рта, кожи и глаз. Для гипо­ витаминоза характерны ангулярный стоматит с трещина­ми в углах рта («заеда»); поражение слизистой губ с вер­тикальными трещинами и десквамацией эпителия (хейлоз); поражение кожи носогубных складок, век, ушных раковин, волосистой части головы (себорейный дерматит).

При арибофлавинозе язык становится пурпурно-красным и отечным, имеет мелкозернистую поверхность («географи­ческий язык»), возникают симптомы поражения глаз (конъ­юнктивит, блефарит, васкуляризация и помутнение рогови­цы, нарушение световой и цветовой чувствительности).

Недостаточность витамина В2 часто сочетается с дефи­цитом витамина Вб и никотиновой кислоты.

Гиповитаминоз В2 может возникнуть при отсутствии в рационе молока и молочных продуктов, дефиците полно­ценного белка (квашиоркор), из-за повышенной потреб­ности в условиях холодного и жаркого климата, при бере­менности и лактации, а также при болезнях печени и желудочно-кишечного тракта.

Недостаточность пиридоксина (гиповитаминоз В6) встречается редко, поскольку этот витамин широко пред­ставлен в различных продуктах. Симптомы гиповитами­ноза В6 возможны при хронических заболеваниях желудочно-кишечного тракта, при наследственных дефектах пиридоксинзависимых ферментов, лечении антагониста­ми пиридоксина (изониазид, гидралазин, пеницилламин, дезоксипиридоксин, диоксифенилаланин и др.), у женщин при применении оральных контрацептивов и у лиц, стра­дающих алкоголизмом.

Недостаточность пиридоксина проявляется нарушени­ями ЦНС (раздражительность, сонливость, заторможен­ность, полиневриты), поражениями кожных покровов и слизистых оболочек (себорейный дерматит, ангулярный стоматит, глоссит, хейлоз, конъюнктивит).

Авитаминоз В12 может возникать у вегетарианцев, у беременных, при хроническом алкоголизме, нарушениях синтеза внутреннего фактора Кастла и наследственных дефектах транспортных белков, участвующих в переносе цианокобаламина. Симптомы недостаточности витамина В12: раздражительность, повышенная утомляемость, деге­нерация и склероз задних и боковых столбов спинного мозга сначала с парестезиями, а затем с параличами и нарушениями функций тазовых органов, потеря аппети­та, нарушения моторики кишечника, глоссит и ахилия.

Дефицит фолиевой кислоты является наиболее рас­пространенной формой витаминной недостаточности. Али­ментарная недостаточность витамина обусловлена его пло­хим усвоением из пищи. Высокое содержание фолацина обнаружено в печени, листовых овощах, бобах и дрож­жах. При кулинарной обработке количество доступного для всасывания витамина существенно снижается. Гипо­витаминоз чаще встречается у пожилых людей с низким достатком и страдающих алкоголизмом, у беременных и кормящих матерей. Недостаточность фолиевой кислоты сопровождается развитием мегалобластической гиперхромной анемии, с явлениями лейко- и тромбоцитопении, гас­тритов, стоматитов и энтеритов. Беременные представля­ют особую группу риска, так как гиповитаминоз способ­ствует появлению тератогенных эффектов и может при­вести к нарушениям психического развития новорожден­ных. При потребности взрослых 200 мкг/сут. у беремен­ных суточное поступление фолиевой кислоты должно быть на уровне 400 мкг. Минимально необходимое количество для взрослых составляет 50 мкг/сут.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Наконец пришла долгожданная весна. Солнечные лучи радуют нас первым теплом, хочется чаще бывать на улице и наслаждаться жизнью.

Но как раз в такой период мы можем наблюдать, что ребенку становится все труднее и труднее просыпаться, он быстро устает, стал вялым и плаксивым. Причиной этого может быть дефицит витаминов, который часто возникает весной и отрицательно сказывается на развитии ребенка и на функционировании всех органов и систем его организма.

Почему витамины являются настолько важными для людей? Какие признаки их дефицита? Стоит ли принимать таблетированные витамины и как улучшить ежедневный рацион ребенка для профилактики гиповитаминозов?

Находим ответы в сегодняшней статье.

Для чего нам нужны витамины?

Витамины — это биологически активные вещества, которые необходимы каждому человеку для поддержания нормальной жизнедеятельности. Они участвуют в важнейших физиологических процессах:

  • обмене веществ;
  • процессе построения тканей;
  • поддержке полноценного иммунитета.

Особую роль витамины играют в детском организме, обеспечивая постоянный рост и развитие — физиологическое и интеллектуальное.

На сегодняшний день нам известно около 30 витаминов, около половины из которых исследовано достаточно хорошо. Одни из них водорастворимые (С, группа В), а другие — жирорастворимые (A, D, Е, К).

Важнейшими витаминами считаются такие: витамины А, С, D, Е и группы В. Их дефицит диагностируется чаще всего.

Какие бывают разновидности недостатка витаминов?

Начнем с того, что диагностировать дефицит могут только врачи. Мы можем только предполагать: малыш часто болеет, быстро устает, ест мало овощей и фруктов, терпеть не может каши — возможно, его организму не хватает полезных веществ.

Специалисты выделяют следующие разновидности дефицита витаминов:

1) Собственно авитаминоз в узком смысле — тяжелая форма, характеризующаяся полным отсутствием витаминов в организме. Он вызывает проблемы с желудочно-кишечным трактом и другими системами и органами, мешает усвоению полезных веществ. Авитаминоз требует вмешательства врача и лечения первопричины, которая привела к такой острой нехватке витаминов.

2) Гиповитаминоз — промежуточная форма дефицита, когда существенно ощущается нехватка микроэлементов и отмечается нарушение жизнедеятельности.

3) При субфебрильной обеспеченности организма витаминами дефицит не имеет яркого проявления, но может стать причиной частых ОРВИ, медленного выздоровления, усталости, сниженного жизненного тонуса и слабости, не свойственных детству.

Детский организм является наиболее уязвимым к гиповитаминозу — легкому, но все же значимому проявлению недостатка витаминов.

Врачи напоминают, что гиповитаминоз случается не только из-за недополучения витаминов, но и потому, что в определенный период может возникать повышенная потребность в них (болезнь, интенсивный рост, высокие нагрузки).

Особую группу риска дефицита витаминов составляют дети в возрасте до 3 лет; от 5 до 7 лет и в 11-15 лет.

Кроме возрастных критических периодов факторами риска развития гиповитаминоза являются:

  • чрезмерные физические нагрузки;
  • наличие острых инфекционных заболеваний вирусного или бактериального генеза;
  • наличие хронической патологии сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, почек и т.п.;
  • регулярный прием определенных лекарственных препаратов.

Признаки гиповитаминоза у детей могут наблюдаться в любое время года, но чаще всего мы страдаем от него весной. Именно в это время в продуктах существенно уменьшается количество полезных веществ, а потребность в витаминах увеличивается. Это объясняют тем, что зимой основу рациона большинства населения составляют продукты, богатые углеводами, а свежие овощи и фрукты представлены в нем в малом количестве.

В результате нехватка жизненно необходимых элементов проявляется рядом специфических особенностей и симптомов.

Какие бывают признаки детского гиповитаминоза?

Наиболее распространенным является дефицит витаминов A, B1, C и D. При недостатке этих витаминов у детей возникают определенные нарушения как в физическом, так и умственном развитии.

1) К признакам недостатка витамина А, который отвечает за нормальное функционирование органов зрения и поддержку структур слизистых оболочек и кожи, относят:

  • появление трещин на подушечках пальцев и подошвах;
  • чрезмерную сухость, шелушение кожи;
  • периодический зуд в области ягодиц, живота, локтей и колен;
    воспаление глаз и глазной оболочки;
  • иногда — выпадение волос.

Симптомы гиповитаминоза такого типа обычно бывают у детей школьного возраста.

2) Дефицит витамина В1, который принимает участие в функционировании нервной системы и углеводном обмене, в организме ребенка приводит к таким признакам:

  • замедленный рост;
  • ухудшение памяти;
  • потеря аппетита;
  • общая слабость и бессонница.

3) При недостатке витамина С, который повышает устойчивость организма к инфекциям, участвует в формировании, поддержании структуры и функций костей, хрящей, зубов, наблюдается:

  • общая слабость организма;
  • отсутствие аппетита;
  • быстрая утомляемость;
  • воспаление десен и их кровоточивость;
  • анемия (снижение уровня гемоглобина в крови), возникновение синяков и постоянное присутствие крови в ротовой полости.

4) К признакам дефицита витамина D, который способствует формированию скелета и зубов у детей, минерализации костей, улучшает нервно-мышечную передачу, относятся:

  • периодические судороги мышц и повышенная склонность к травмам;
  • смягчение костей;
  • зубной кариес.

Если вы заметили, что ребенок имеет подобные симптомы, следует обратиться к вашему семейному врачу. Ведь именно педиатр, с помощью специальных обследований и анализов, способен установить, существует ли у ребенка дефицит витаминов или эти симптомы вызваны другими факторами.

Полезны ли витаминные комплексы?

В каждой аптеке сейчас можно приобрести витамины на любой вкус. Но врачи предупреждают: неконтролируемый прием витаминно-минеральных комплексов может быть опасным.

Министерство здравоохранения категорически не рекомендует принимать витаминные комплексы, мультивитамины «на всякий случай». Ведь нет никаких доказательств того, что они улучшают здоровье или предотвращают болезни. Есть даже исследования, указывающие на потенциальный вред для здоровья таких добавок (при несоблюдении правил приема или как следствие длительного потребления).

  • «Самым лучшим вариантом является обеспечение организма витаминами и минералами с помощью здорового рациона питания», — подчеркивает на своей странице Facebook и.о. министра здравоохранения Ульяна Супрун.

​ Врач-педиатр Дмитрий Чеснов соглашается:

  • «Не надо „пичкать“ ребенка таблетками: для детского организма менее вреден небольшой гиповитаминоз, чем маленький гипервитаминоз. Передозировка таблетированными витаминами более опасна для организма, чем небольшой недостаток того или иного микроэлемента».

Специалисты подчеркивают: если ребенок сбалансировано питается, активно двигается и достаточно времени проводит на свежем воздухе, нет необходимости в искусственных витаминах из аптеки. А потребность в определенных витаминах может определять только врач после тщательного обследования.

Каким должно быть питание ребенка для профилактики гиповитаминозов?

Весной очень важно сбалансировать рацион питания ребенка и обогатить его продуктами, которые в большом количестве содержат витамины и микроэлементы, необходимые малышу.

Молочные продукты должны составлять не менее 40% всего рациона питания ребенка. Причем актуальны все молочные продукты — кефир, ряженка, сметана, йогурты. В молоке содержится большое количество кальция, который способствует усвоению всех других витаминов.

Также необходимо следить за тем, чтобы в меню малыша было достаточное количество животного белка. Он просто необходим для полноценного развития ребенка и функционирования его организма. Но не забывайте о том, что все мясные блюда для ребенка должны проходить тщательную термическую обработку.

Стоит добавить в рацион ребенка и сухофрукты. Они богаты такими витаминами, как А, В1, В2, В3, В5, В6, к тому же, минеральных элементов содержат довольно много (натрий, фосфор, магний, кальций, железо).

Морковская Наталья, врач с 25-летним стажем, отмечает:

  • «В первую очередь, дети, которые не имеют аллергии, должны принимать различные пищевые продукты. Грецкие орехи, которые растут у нас, имеют очень много минеральных веществ. Мед, в небольшом количестве, имеет все витамины и минеральные вещества. Рыба, яйца, мясо — для детей так же важны. Это, конечно, все должно быть приготовлено правильно: не жареное, не жирное; протушенное, проваренное. Сейчас очень многие родители меньше закрывают компоты, больше морозят овощи и фрукты, что позволяет иметь витамины в течение года».

Чтобы обеспечить достаточное поступление витамина А в организм ребенка, в его меню стоит включить:

  • яйца;
  • молочные продукты;
  • зеленый лук и шпинат;
  • морковь; печень;
  • морепродукты;
  • персики, абрикосы.

К продуктам, богатым витамином В1, относят:

  • молочные и мясные продукты;
  • субпродукты;
  • изделия из муки грубого помола;
  • неочищенный рис.

Для поддержания достаточного уровня витамина С следует постоянно употреблять свежие фрукты и овощи.

А для профилактики гиповитаминоза D у детей врачи рекомендуют обогатить рацион ребенка жирными сортами рыбы, печенью, яичным желтком, молочнокислыми и молочными продуктами.

К тому же, как детям, так и взрослым, нужно чаще бывать на свежем воздухе, а также принимать солнечные ванны, поскольку витамин D образуется в организме под воздействием ультрафиолетового излучения.

Как свидетельствует статистика, гиповитаминозы различных типов является очень важной проблемой современной педиатрии, ведь любая форма этого заболевания требует тщательного обследования и установления диагноза, от которого будет зависеть методика лечения. Только точный диагноз и своевременная терапия помогут избежать неприятных осложнений.

А самым действенным способом профилактики гиповитаминоза у детей является здоровый образ жизни и обеспечение полноценного рациона с достаточным количеством витаминов всех групп.

источник

Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!

Сегодня выделено и идентифицировано всего 13 витаминов, в которых нуждается человек любого возраста и пола. Это означает, что дети, в принципе, нуждаются во всех 13 известных витаминах, поскольку они обеспечивают нормальное функционирование всех органов и систем, а также их рост и развитие нормальных физиологических функций. Причем витамины сами не обладают какой-либо активностью, они являются своего рода катализаторами, запускающими каскад биохимических реакций, необходимых для нормального роста, регенерации и функционирования всех органов и систем. Это означает, что данные биохимические превращения без витаминов протекать не будут.

Читайте также:  Витамины для детей из яблоками

Условно роль витаминов в организме можно сравнить с функцией бензина в автомобиле. То есть, все детали исправны и работают, но пока не начнет поступать бензин, автомобиль не поедет. То же самое происходит и в организме – чтобы органы и системы начали осуществлять свои функции, расти и развиваться, им необходимо поступление витаминов. Причем каждый витамин катализирует и активирует протекание какого-либо одного строго определенного процесса. Поэтому для нормального функционирования всех органов и систем, любому человеку нужны все 13 витаминов. Для детей это особенно важно, поскольку им необходимы витамины не только для нормального функционирования органов и систем, но и для обеспечения их роста и развития.

Однако существуют витамины, дефицит которых особенно критичен для нормального роста и развития ребенка. Выраженный дефицит этих витаминов может привести к умственной отсталости, задержке роста, заболеваниям пищеварительной, эндокринной и сердечно-сосудистой систем, иммунодефициту и даже смерти. Именно их включают в группу «детских витаминов» и подразумевают под термином «витамины для детей».

В настоящее время в обществе развернулась широкая дискуссия по поводу того, нужно ли давать витамины детям или нет? Под витаминами при этом подразумеваются различные фармакологические препараты, продающиеся в аптеках. Ответ на этот вопрос не может быть однозначным, поскольку зависит от большого количества различных факторов.

В-первых, следует помнить, что витамины необходимы ребенку для роста и развития, а также для поддержания нормального функционирования всех его органов и систем. Если ребенок не будет получать достаточного количества каких-либо витаминов, то остановится его рост и развитие, поскольку все будет уходить только на поддерживание нормального функционирования органов и систем. Кроме того, дефицит витаминов отрицательно скажется на здоровье, поскольку они необходимы для нормального функционирования иммунной системы. Следовательно, можно сказать, что дефицит витаминов – это иммунодефицит различной степени тяжести. Таким образом, совершенно очевидно, что витаминодефицит опасен для ребенка в гораздо большей степени, чем для взрослого человека.

Поскольку обеспеченность витаминами не одинакова для каждого конкретного человека, то и ответить на вопрос о том, нужно ли давать ребенку витамины, нельзя в общем, применительно ко всем малышам. Решать, нужно ли давать ребенку витамины, следует индивидуально, основываясь на анализе его состояния и рациона. То есть, чтобы ответить на вопрос, нужно ли давать витамины ребенку в данном конкретном случае, следует подумать, может ли у него быть их дефицит?

Если ребенок нормально и полноценно питается, то у него нет витаминодефицита, и ему не нужны какие-либо дополнительные препараты. То есть, ребенку, качественно питающемуся, витамины давать не нужно.

Если же ребенок питается не качественно, а, следовательно, неполноценно, часто болеет, или недавно перенес тяжелое заболевание или отравление, то витамины ему давать нужно. Причем при неполноценном питании витамины следует давать 2 – 4 раза в год курсами по 1 – 1,5 месяца. А на фоне тяжелого заболевания или после выздоровления витамины необходимо давать в течение 2 – 3 месяцев, после чего следовать правилам их использования в зависимости от рациона питания ребенка. Также нужно давать витамины ребенку, который при любом рационе питания часто болеет, плохо ест, не растет и не набирает вес, отстает в физическом или психическом развитии.

Под полноценным питанием ребенка подразумевается следующий примерный рацион:
1. Ребенок потребляет свежее или свежемороженое красное мясо минимум (говядина, телятина, баранина и т.д.) два раза в неделю;
2. Ребенок употребляет мясо птицы не реже 2 – 3 раз в неделю;
3. Ребенок употребляет свежую или свежемороженую рыбу минимум дважды в неделю;
4. Ребенок ежедневно кушает какие-либо молочные продукты;
5. Ребенок кушает яйца минимум два раза в неделю;
6. Ребенок ежедневно употребляет не менее пяти видов фруктов и овощей;
7. Ребенок ежедневно употребляет сливочное и растительное масла;
8. Объем углеводистой пищи (булочки, выпечка, хлеб, макароны, картофель и др.) составляет не более половины всего ежедневного рациона ребенка.

Если питание ребенка соответствует приведенному рациону, то ему не нужны витамины. При полноценном рационе ребенку нужно давать витамины только при частых инфекциях или после затяжных и тяжелых перенесенных заболеваний, а также на фоне сильных физических или умственных нагрузок или в период очень активного роста, когда он вытягивается и набирает вес очень быстро. Если питание ребенка не соответствует приведенному выше рациону, то оно считается неполноценным. Следовательно, этому ребенку необходимо давать витамины курсами продолжительностью 1 – 1,5 месяца с интервалами между ними в 1 – 2 месяца до тех пор, пока его рацион питания не удастся сделать полноценным.

Кроме того, витамины ребенку нужно давать при появлении признаков их дефицита вне зависимости от его рациона питания. Признаками нехватки витаминов у ребенка являются следующие:

  • Отсутствие аппетита;
  • Низкая физическая активность;
  • Чрезмерная нервная возбудимость;
  • Ухудшение зрения или слуха;
  • Утомляемость;
  • Нарушения сна (беспокойный сон, трудности с засыпанием, сонливость по утрам и т.д.);
  • Анемия;
  • Медленный рост;
  • Потливость;
  • Судороги.

Таким образом, чтобы понять давать ли витамины детям, необходимо проанализировать показатели здоровья, роста, развития и питания тех детей, относительно которых принимается решение.

В настоящее время Всемирная организация здравоохранения разработала рекомендуемые суточные нормы потребления витаминов для детей различного возраста, которые полностью удовлетворяют потребности организма. Данные нормы являются средними, а потому довольно условными величинами, поскольку на практике невозможно точно подсчитать дозировки витаминов, поступающих с пищей. Это можно сделать лишь приблизительно. Однако примерное содержание витаминов в суточном рационе питания должно быть не ниже рекомендованных ВОЗ значений. В таком случае можно быть уверенным в том, что ребенок получает все необходимые витамины в нужном ему количестве.

Нормы суточного потребления витаминов для детей отражены в таблице.

Возраст детей А В1 В2 В5* В6 В9** В12 РР Н Е Д К С
0 – 1 год 1250 МЕ 0,3 мг 0,4 мг 2 мг 0,5 мг 25 мкг 0,4 мкг 5 мг 15 мкг 3 мг 300 МЕ 5-10 мкг 30 мг
1 – 3 года 1350 МЕ 0,7 мг 0,8 мг 3 мг 1,0 мг 50 мкг 0,7 мкг 9 мг 20 мкг 6 мг 400 МЕ 15 мкг 40 мг
4 – 6 лет 1600 МЕ 0,9 мг 1,1 мг 4 мг 1,1 мг 75 мкг 1,0 мкг 12 мг 25 мкг 7 мг 400 МЕ 20 мкг 45 мг
7 – 10 лет 2300 МЕ 1,0 мг 1,2 мг 5 мг 1,4 мг 100 мкг 1,4 мкг 7 мг 30 мкг 7 мг 400 МЕ 30 мкг 45 мг
11 – 18 лет девочки 3000 МЕ 1,1 мг 1,3 мг 4–7 мг 1,6 мг 200 мкг 2,0 мкг 15 мг 15 мкг 8 мг 400 МЕ 45-55 мкг 60 мг
11 – 18 лет мальчики 3000 МЕ 1,5 мг 1,8 мг 4–7 мг 2,0 мг 200 мкг 2,0 мкг 17-20 мг 17-20 мкг 10 мг 400 МЕ 45-65 мкг 60 мг

5 – устаревшее название пантотеновой кислоты
**В9 – условное обозначение фолиевой кислоты

Ребенку более всего необходимы витамины группы В (В1, В2, В6, В12), а также А, С, Е и Д. Данные витамины можно давать ребенку любого возраста, как по отдельности, так и в форме поливитаминного комплекса. Приобретая поливитаминные препараты для ребенка, следует обращать внимание, чтобы он содержал перечисленные витамины в суточной дозировке. Перечисленные витамины обеспечивают возможность активного роста и правильного формирования всех органов и систем ребенка. Иными словами витамины А, С, Д, Е и группы В помогают ребенку вырасти и сформироваться во взрослого человека. Причем витамины обеспечивают не только гармоничное физическое развитие, но и психическое.

Кроме того, полезным для детей любого возраста является витамин РР, который также можно давать ребенку. Этот витамин не является обязательным, но желательно включать его в комплекс, предназначенный для ребенка. Именно витамин РР улучшает работу иммунной системы, уменьшая выраженность и силу аллергических реакций, к которым склонны многие дети.

Наилучшим временем для приема витаминов является утро, сразу после завтрака. Нельзя давать витамины ребенку на голодный желудок, поскольку это может спровоцировать неприятные и дискомфортные проявления, такие, как тошнота, тяжесть и жжение в животе и другие, вследствие чего он вообще откажется принимать полезные пилюли. В течение всего курса применения витаминов ребенка следует обильно поить – не менее 2 литров в сутки. Причем лучше всего давать ему чистую питьевую воду. Витамины нельзя давать постоянно, их следует принимать курсами по 1 – 1,5 месяца. Минимальный перерыв между курсами приема витаминов составляет 1,5 – 2 месяца.

Ребенку в возрасте 1 – 2 лет больше всего необходимы витамины А, Д, РР, С, В1, В2, В6 и В12, которые обеспечивают его активный рост и увеличение общей массы всех органов и тканей. Поскольку в этом возрасте ребенок еще не может проглотить таблетку, то витамины ему необходимо давать в форме раствора или сиропа. Следует избегать комплексов, содержащих витамин К, поскольку он может привести к кровоточивости и нарушениям в работе иммунной системы ребенка.

В настоящее время на отечественном рынке лекарств имеются два витаминных препарата, наилучшим образом подходящих для детей 1 – 2 лет – это Пиковит 1+ и Алфавит Наш малыш. Оба комплекса не содержат витамин К, а концентрация аскорбиновой кислоты относительно низкая и безопасная для ребенка этого возраста. Кроме того, Пиковит выпускается а форме сиропа, а Алфавит Наш малыш в виде порошка для приготовления растворов, что позволяет свободно давать их маленькому ребенку, который еще не в состоянии проглотить таблетку.

В Алфавит Наш малыш также учтена совместимость витаминов, и поэтому в упаковке имеются пакетики различного цвета, в каждом из которых находятся только совместимые друг с другом витамины. Каждый день нужно давать ребенку по одному пакетику каждого цвета. Однако нельзя принимать все пакетики одновременно, это следует делать с интервалами в течение дня. Наиболее удобно давать ребенку один пакетик утром, второй – в обед и третий – вечером.

Среди витаминов, имеющихся на фармацевтическом рынке, оптимальными для детей 2 – 3 лет являются следующие:

  • Алфавит Наш малыш;
  • Витрум бэби;
  • Кидди Фарматон в соответствующей возрасту дозировке;
  • Киндер Биовиталь в соответствующей возрасту дозировке;
  • Мульти-Табс бэби;
  • Пиковит 1+;
  • Сана-Сол.

Алфавит Наш малыш и Пиковит выпускаются в жидкой форме, а остальные витамины в виде жевательных таблеток. Такие формы выпуска позволяют избежать трудностей при их приеме ребенком. В состав витаминов не входят консерванты и красители, что обеспечивает их гипоаллергенность. Но витамины содержат ароматические и вкусовые добавки различных ягод и фруктов, что очень нравится детям.

В возрасте 3 – 4 лет ребенок, как правило, начинает посещать детский сад или другие дошкольные учреждения, где он входит в тесный контакт со сверстниками. Именно тесные взаимоотношения с другими детьми, а также стресс от изменения привычного распорядка дня вызывают иммунодефицит, который проявляется частыми заболеваниями. Поэтому в этом возрасте ребенку больше всего необходимы витамины, способные укрепить его иммунитет, такие, как, А, С, РР, В1, В22, В3 и В6.

Оптимальными для детей 3 – 4 лет витаминными комплексами, имеющимися на отечественном фармацевтическом рынке, являются следующие:

  • Алфавит Детский сад;
  • Витрум Кидс;
  • Кидди Фарматон в соответствующей возрасту дозировке;
  • Киндер Биовиталь в соответствующей возрасту дозировке;
  • Мульти-Табс малыш и Мульти-Табс малыш макси;
  • Пиковит 3+;
  • Сана-Сол.

Перечисленные витаминные комплексы улучшают функционирование иммунной системы ребенка, стимулируют умственную эмоциональную деятельность мозга, а также повышают его психическую устойчивость, что помогает ему наилучшим образом адаптироваться в новых условиях.

В возрасте 4 – 6 лет у ребенка начинается активный и быстрый рост костно-мышечной системы. Поэтому ему необходимы витамины, обеспечивающие адекватный и нормальный рост костей и мышц, такие как, А, Д, РР, С, В1, В2, В6, В12. Кроме того, для нормального роста помимо витаминов ребенку 4 – 5 лет необходимы минералы – кальций и фосфор, из соединений которых в организме будут образовываться соли, обызвествляющие кости и делающие их прочными и крепкими. При достаточном количестве витаминов, но дефиците минералов, кости ребенка будут иметь неправильную форму и недостаточную длину. Если ребенок будет испытывать дефицит витаминов или минералов в возрасте 4 – 5 лет, то он останется невысоким, ноги будут искривлены, а грудь приобретет плоскую или бочкообразную форму.

Оптимальными для детей 4 – 6 лет витаминными комплексами являются следующие:

  • Вита Мишки;
  • Витрум Кидс;
  • Кидди Фарматон в соответствующей возрасту дозировке;
  • Киндер Биовиталь в соответствующей возрасту дозировке;
  • Мульти-Табс Классик, Мульти-Табс малыш и Мульти-Табс малыш макси;
  • Пиковит 4+ и Пиковит 5+.

Ребенок в возрасте 6 – 7 лет уже вырос, пока его костно-мышечная система будет расти относительно медленно, но зато именно сейчас начинается активное формирование структур головного мозга, что связано с большим количеством эмоциональных впечатлений и мощными умственными нагрузками. Чем больше будет эмоций и чем выше будет интеллектуальная нагрузка ребенка в возрасте 6 – 7 лет, тем он лучше подготовится к школе, и тем успешнее он будет учиться. Под интеллектуальными нагрузками понимается не обучение ребенка буквам, сложению, вычитанию и т.д., а постановка перед ним творческих игровых задач, которые требуют нестандартных решений. Например, как перебраться через огромную лужу, не замочив ног и не испачкав костюма? Или как построить из конструктора дом с 6-ю комнатами, как одеться за 40 секунд, как обыграть бабушку в карты и т.д. Естественно такие подготовительные тренировки перед школой должны проходить на фоне нормального функционирования организма ребенка, которому для этого необходимы витамины А, С, Е, В1, В2, В6, В12 и фолиевая кислота. Кроме перечисленных витаминов ребенку необходимы минералы – кальций, магний, фосфор, железо и йод.

В настоящее время для детей 6 – 7 лет наилучшим образом подходят следующие витаминные комплексы:

  • Алфавит Школьник;
  • Вита Мишки;
  • Витрум Юниор;
  • Кидди Фарматон в соответствующей возрасту дозировке;
  • Киндер Биовиталь в соответствующей возрасту дозировке;
  • Мульти-Табс Школьник (Школяр) или Мульти-Табс Классик;
  • Пиковит 5+.

Перечисленные витаминные комплексы содержат не только необходимые ребенку витамины, но и минералы.

Читайте также:  Витамины для детей и подростков инструкция

В возрасте от 7 до 10 лет у ребенка продолжает активное формирование структур головного мозга, а также развивается нервная, дыхательная и сердечно-сосудистая системы. Кроме того, обучение в школе предполагает довольно серьезные интеллектуальные нагрузки. Поэтому ребенку особенно необходимы витамины А, Д, С, В1, В2, В6, В12, фолиевая и пантотеновая кислота. Эти витамины обеспечивают потребности организма ребенка для развития головного мозга и интеллекта, а также жизненно важных систем – дыхательной, нервной и сердечно-сосудистой. Именно в этом возрасте полностью формируется иммунная система ребенка и приобретает характеристики взрослого человека, в связи с чем он перестает так часто и тяжело болеть. Слизистые оболочки перестраиваются и становятся также «взрослыми». Однако для успешного развития всех органов и систем помимо витаминов ребенку 7 – 10 лет необходимы минералы – железо, марганец и медь.

Оптимальными витаминно-минеральными комплексами для ребенка 7 – 10 лет являются следующие:

  • Алфавит школьник;
  • Вита Мишки;
  • Витрум Юниор;
  • Кидди Фарматон в дозировке соответственно возрасту;
  • Киндер Биовиталь в соответствующей возрасту дозировке;
  • Мульти-Табс Школьник (Школяр) или Мульти-Табс Классик;
  • Пиковит 7+.

Оптимальными витаминными комплексами для ребенка 10 лет являются те же, что и для малыша 7 – 9 лет:

  • Алфавит школьник;
  • Вита Мишки;
  • Витрум Юниор;
  • Кидди Фарматон в дозировке соответственно возрасту;
  • Киндер Биовиталь в соответствующей возрасту дозировке;
  • Мульти-Табс Школьник (Школяр) или Мульти-Табс Классик;
  • Пиковит 7+.

С 12 лет ребенку можно давать Витрум Классик и Центрум.

Витамин Д (Д3) для детей необходим для роста костей и мышц, формирования зубов и ногтей, а также для оптимального функционирования местного иммунитета слизистых оболочек.

Витамин А для детей необходим для нормального роста, хорошего зрения, а также отличного состояния кожного покрова. Дефицит витамина А провоцирует плохой рост ребенка, а также неудовлетворительное состояние кожи с частыми гнойничковыми высыпаниями, экзематозноподобными очагами, аллергическими высыпаниями, шелушениями, трещинами и т.д.

Витамин Е для детей необходим для формирования иммунной системы и предотвращения тяжелого течения острых инфекций. Также витамин Е способствует формированию эластичных и устойчивых к негативному воздействию факторов окружающей среды кожного покрова и слизистых оболочек.

Витамин С для детей необходим для нормального роста мышечной массы, а также для повышения прочности всех органов и тканей. Также витамин С необходим для профилактики инфекционно-воспалительных заболеваний и поддержания нормального состояния кожного покрова.

Витамин РР для детей необходим для обеспечения нормальной работы пищеварительного тракта, а также для эффективного клеточного дыхания. Также витамин РР участвует в поддержании нормального состояния и функционирования кожного покрова.

Витамины группы В (В1, В2, В6, В12) для детей необходимы для регуляции и обеспечения нормального и адекватного потребностям обмена веществ и кровообращения. Также витамины группы В необходимы для развития и поддержания эффективной работы мозга и других частей нервной системы.

Улучшают память, мозговую деятельность и повышают концентрацию внимания следующие витамины:

  • В1;
  • В6;
  • В12;
  • Ф (F);
  • Е.

Поэтому с целью улучшить память и активизировать деятельность мозга, ребенку необходимо давать именно перечисленные витамины. Однако помимо витаминов для улучшения работы мозга и памяти необходимы микроэлементы – селен, цинк, йод, железо. Комбинация витаминов и микроэлементов, способствующих улучшению памяти и работы мозга, оказывает наиболее выраженный эффект по сравнению с применением только одного класса соединений.

Оптимальный состав витаминов и микроэлементов для улучшения памяти работы мозга для детей содержится в комплексах Пиковит 7 +, Пиковит Форте, Алфавит, Витрум Бэби, Витрум Кидс, Витрум Юниор и Витрум Тинейджер.

Данные витамины содержат только необходимые для ребенка вещества, поэтому их состав по сравнению с другими витаминно-минеральными комплексами может показаться «бедным». Однако это не так, поскольку все ингридиенты тщательно подобраны и скомпонованы таким образом, чтобы не создавать излишнюю нагрузку на почки и печень ребенка, которые еще не полностью сформированы. В результате тщательного подбора ингредиентов в комплексе отсутствуют витамины и минералы, которые могут быть лишними для ребенка, что уменьшает нагрузку на органы выделения и оптимизирует их эффективность. Иными словами витамины Супрадин – это воплощение принципа «минимальная концентрация, обеспечивая максимально выраженный эффект».

Витамины оказывают выраженное действие, улучшая общее самочувствие ребенка, повышая аппетит, нормализуя работу мозга и память, стимулируя его физическую активность и поддерживая всегда хорошее настроение. Также положительное воздействие оказывают витамины и на иммунитет, благодаря чему ребенок перестает болеть. Кроме того, витамины имеют приятный вкус и нравятся детям, поэтому у родителей не возникает трудностей и необходимости уговаривать ребенка принять таблетку.


Автор: Наседкина А.К. Специалист по проведению исследований медико-биологических проблем.

источник

Препараты с витаминами и микроэлементами рекомендуют в тех случаях, если ребенок:

Витаминно-минеральные комплексы прописывают со второй половины зимы до начала апреля. На этот период приходится пик заболеваемости ОРВИ: иммунитет ослаблен, а витамины, накопленные летом и осенью, уже организмом израсходованы, и ему необходима поддержка.

Есть и другие причины. Вот некоторые из них:

  • в 1-2 года ребенок активно растет и развивается физически. Для профилактики рахита и правильного формирования костей в этот период важны кальций и витамин Д;
  • когда малыш начинает общаться со сверстниками, посещать детский сад, поддержка нужна его иммунной системе. За это отвечают витамины С и Е, цинк, йод, селен;
  • с началом учебного процесса: чтения, письма, освоения компьютера — следует позаботиться о глазах. Защитить их помогают витамины А, Е, С, Д и В2, фолиевая кислота, полиненасыщенные омега-3 кислоты;
  • младшие школьники испытывают сильные нервные перегрузки. Повысить стрессоустойчивость и укрепить когнитивные функции помогают витамины группы В, йод и цинк. Улучшению питания мозга способствуют также аскорбиновая кислота, витамины А, Е и Д;
  • для нормальной работы кишечника детскому организму требуются пробиотики. Они нормализуют микрофлору, способствуют лучшему усвоению питательных веществ.
Возраст А (МЕ) В1 (мг) В2 (мг) Пантотеновая кислота (мг) В6 (мг) Фолиевая кислота (мкг) В12 (мг) РР (мкг) С(мг) D(МЕ) E(мг) H(мкг) K(мг)
0-1 1250 0.3 0.4 2 0.5 25 0,4 5 30 300 3 15 5-10
1-3 1350 0.7 0.8 3 1.0 50 0,7 9 40 400 6 20 15
4-6 1600 0.9 1.1 4 1.1 75 1,0 12 45 400 7 25 20
7-11 2300 1.0 1.2 5 1.4 100 1,4 7 45 400 7 30 30
11-18 девочки 3000 1.1 1.3 4-7 1.6 200 2,0 15 60 400 8 15 45-55
11-18 мальчики 3000 1.5 1.8 4-7 2.0 200 2,0 17-20 60 400 10 17-20 45-65
  1. Детям до года дают витамины в растворах.
  2. До 4-5 лет удобнее использовать жевательные витамины с приятными вкусами.
  3. Более взрослые дети могут принимать витамины в капсулах.
  4. Выбирая витамины для активно растущего ребенка (в том числе и в подростковом возрасте), нужно отдавать предпочтение препаратам с высоким содержанием кальция.
  5. После болезни самым важным компонентом становится витамин С. Его можно давать ребенку и в комплексе, и в качестве монотерапии.
  6. Для детей-аллергиков подойдут препараты без отдушек, красителей и консервантов. У них не такой яркий вкус, однако они безопасны и полезны.

Мы дадим несколько препаратов для ознакомления.

Жидкий витамин С от ChildLife Essentials с натуральным апельсиновым вкусом восполнит суточную потребность в аскорбиновой кислоте даже у подростка. Он содержит 20 мг полезного вещества в чайной ложке, поэтому для детей помладше требуется меньшая дозировка (смотрите в инструкции, консультируйтесь с врачом).

Жидкий кальций с магнием ChildLife Essentials — сбалансированный продукт. Его разрешается принимать с 6 месяцев. Малышам до 3 лет достаточно 1 чайной ложки в день. Детям постарше 2 ложки восполнят дефицит веществ, даже если они не любят молочные продукты.

Рыбий жир от Carlson Labs — отличный источник кислот омега-3 и витамина Е. Его можно добавлять в пищу по половине чайной ложки в день. Этого вполне достаточно для активно растущего ребенка старше 4 лет.

Garden of Life Vitamin Code — жевательные цельнопищевые мультивитамины для детей со вкусом вишни. Их принимают дважды в день. Большинство витаминов в препарате компенсируют суточную потребность ребенка. Меньший уровень содержания других витаминов и минералов учитывает, что дети получают часть необходимых веществ с пищей.

Жидкие мультивитамины для детей Animal Parade от Nature’s Plus со вкусом тропических ягод — идеальный продукт для малышей. Он содержит 11 основных компонентов в дозировке, достаточной для восполнения ежедневной потребности. Сироп вкусный, его принимают раз в день по половине колпачка. Деткам постарше подойдут жевательные зверюшки Animal Parade Gold.

Yum-V’s Multi·V + Multi-Mineral Formula со вкусом молочного шоколада содержит высокую дозу витамина Д и В6. Все остальные компоненты позволяют компенсировать недостаток витаминов и минералов и не вызвать повышенное выведение их из организма. Достаточно 1-2 жевательных мишек в день.

21st Century Health Care Zoo Friends Complete — универсальный комплекс мультивитаминов и минералов. Он содержит примерно половину витаминов и минералов, необходимых в сутки ребенку старше 4 лет. Этот препарат подойдет тем, кто правильно питается, и поддержит организм в межсезонье и после болезни. Форма выпуска — жевательные таблетки.

Перед приемом препаратов нужно обязательно проконсультироваться с педиатром!

Принимают препараты во время или сразу после еды. Так они лучше усваиваются и не нагружают печень и желудок. С этой же целью в течение курса интенсивной витаминотерапии рекомендуется больше пить.

В среднем, курс приема витаминно-минеральных комплексов составляет 1-1,5 месяца. После этого надо сделать перерыв, чтобы организм не «расслаблялся» и не забыл, как нужно извлекать вещества из продуктов питания. Повторять курсы витаминотерапии желательно 2-3 раза в год.

Материал подготовлен при информационной поддержке LifeEssence

источник

В статье рассматриваются возрастзависимые потребности в витаминах и минеральных веществах у пациентов в возрасте 0–18 лет. Приводятся обновленные российские нормы физиологических потребностей в витаминах и минеральных веществах для детей различного возрас

The article focuses on age-related requirements for vitamins and minerals in patients aged 0–18 years. Renewed Russian references for daily physiologic consumption of vitamins and minerals in infants and children of different age groups are provided.

В нейродиетологии детского возраста необходимость регулярного потребления витаминов и минеральных веществ является аксиомой [1]. Именно эти эссенциальные вещества, относящиеся к микронутриентам, позволяют обеспечить нормальное физическое развитие и адекватное функционирование всех органов и систем организма, включая центральную нервную систему [2].

По аналогии с витаминами, неадекватное потребление которых сопровождается витаминодефицитными состояниями или гиповитаминозами, недостаточное поступление в организм минеральных веществ может приводить у детей и взрослых к микроэлементозам (или дисэлементозам) [3–5]. В частности, это касается таких минеральных веществ, как магний (Mg), цинк (Zn) и кальций (Ca), каждому из которых ранее были посвящены наши соответствующие публикации [6–11].

Дискутабельным продолжает оставаться вопрос о целесообразности одновременного или разделенного по времени приема витаминов и минеральных веществ, но, по-видимому, этот момент не может считаться принципиальным. Неоспоримо, что потребности детей в витаминах и минеральных веществах являются строго возраст-зависимыми.

Положительное влияние дотации витаминов и минеральных веществ на организм будущего ребенка можно констатировать при своевременном приеме специализированных комплексов женщинами на этапе беременности [12–14]. Ранее нами неоднократно сообщалось о так называемых «витаминных линейках», ориентированных на контингенты детей различного возраста [15–18]. Такой подход к обеспечению детей витаминными и витаминно-минеральными комплексами на различных этапах постнатального онтогенеза к началу 21-го века уже может считаться традиционным. Примером подобных «линеек» является линия Супрадин Кидс, эти витамины зарегистрированы в РФ в качестве биологически активных добавок [19]. Представители линии Супрадин Кидс характеризуются наличием в их составе биологически активных веществ (лецитин, холин, омега-3 жирные кислоты, β-каротин), нацеленных на модуляцию когнитивных и неврологических функций у детей различного возраста.

В действующих с 2008 г. в Российской Федерации «Нормах физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации» пересмотрена и уточнена потребность детей в витаминах и минеральных веществах в зависимости от возраста [20]. Представленные ранее «Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения СССР» датировались 1991 г.

При приведении данных о потребностях в витаминах А (ретинол) и Е (токоферол) используются аббревиатуры «рет. экв.» (ретинол эквивалент, 1 мкг рет. экв. соответствует 1 мкг ретинола) и «ток. экв.» (токоферол эквивалент, 1 мг ток. экв. соответствует 1 мг альфа-токоферола).

Для детей первого года остались прежними нормы потребления витамина С (0–3 мес — 30 мг/сутки, 4–6 мес — 35 мг/сутки, 7–12 мес — 40 мг/сутки), витамина А (0–12 мес — 400 мкг рет. экв./сутки), витамина Е (0–6 мес — 3,0 мг ток. экв./сутки), витамина D (0–12 мес — 10 мкг/сутки), витамина В1 (0–3 мес — 0,3 мг/сутки, 4–6 мес — 0,4 мг/сутки, 7–12 мес — 0,5 мг/сутки), витамина В2 (0–3 мес — 0,4 мг/сутки, 4–6 мес — 0,5 мг/сутки, 7–12 мес — 0,6 мг/сутки), витамина В6 (0–3 мес — 0,4 мг/сутки, 4–6 мес — 0,5 мг/сутки, 0,6 мг/сутки) и витамина В12 (0–3 мес — 0,3 мкг/сутки, 4–6 мес — 0,4 мкг/сутки, 7–12 мес — 0,5 мкг/сутки). В обновленных рекомендациях потребность в витамине РР (ниацин) у детей в возрасте 7–12 месяцев увеличилась до 7 мг/сутки (ранее составляла 4 мг/сутки), как и нормы алиментaрного потребления фолиевой кислоты (0–6 месяцев — 50 мкг/сутки вместо 40 мкг/сутки). Появилась отсутствующая ранее рекомендация по потреблению витамина В5 (пантотеновая кислота): в возрасте 0–3 мес — 1,0 мг/сутки, 4–6 мес — 1,5 мг/сутки, 7–12 мес — 2,0 мг/сутки. К сожалению, потребность детей первого года жизни в витамине К и биотине не уточняется [20].

Для детей, возраст которых превысил 12 месяцев, в России в настоящее время рекомендуются следующие нормы потребления витаминов:

  • аскорбиновая кислота (1–3 года — 45 мг/сутки, 3–7 лет — 50 мг/сутки, 7–11 лет — 60 мг/сутки, 11–14 лет — 70 мг/сутки для мальчиков и 60 мг/сутки для девочек, 14–18 лет — 90 мг/сутки для подростков и 70 мг/сутки для девушек);
  • витамин А (1–3 года — 450 мкг рет. экв./сутки, 3–7 лет — 500 мкг рет. экв./сутки, 7–11 лет — 700 мкг рет. экв./сутки, 11–18 лет — 1000 мкг рет. экв./сутки для юношей и 800 мкг рет. экв./сутки для девушек);
  • витамин Е (1–3 года — 4,0 мг ток. экв./сутки, 3–7 лет — 7,0 мг ток. экв./сутки, 7–11 лет — 10,0 мг ток. экв./сутки, 11–14 лет — 12,0 мг ток. экв./сутки, 14–18 лет — 15 мг ток. экв./сутки);
  • витамин D (1–18 лет — 10 мкг/сутки);
  • витамин В1 (1–3 года — 0,8 мг/сутки, 3–7 лет — 0,9 мг/сутки, 7–11 лет — 1,1 мг/сутки, 11–14 лет — 1,3 мг/сутки, 14–18 лет — 1,5 мг/сутки для юношей и 1,3 мг/сутки для девушек);
  • витамин В2 (1–3 года — 0,9 мг/сутки, 3–7 лет — 1,0 мг/сутки, 7–11 лет — 1,2 мг/сутки, 11–14 лет — 1,5 мг/сутки, 14–18 лет — 1,8 мг/сутки для юношей и 1,5 мг/сутки для девушек);
  • витамин В6 (1–3 года — 0,9 мг/сутки, 3–7 лет — 1,2 мг/сутки, 7–11 лет — 1,5 мг/сутки, 11–14 лет — 1,7 мг/сутки для мальчиков и 1,6 мг/сутки для девочек, 14–18 лет — 2,0 мг/сутки для юношей и 1,6 мг/сутки для девушек);
  • витамин В12 (1–3 года — 0,7 мкг/сутки, 3–7 лет — 1,5 мкг/сутки, 7–11 лет — 2,0 мкг/сутки, 11–14 лет — 3,0 мкг/сутки);
  • ниацин (1–3 года — 8,0 мг/сутки, 3–7 лет — 11,0 мг/сутки, 7–11 лет — 15,0 мг/сутки, 11–14 лет — 18,0 мг/сутки, 14–18 лет — 20,0 мг/сутки для юношей и 18,0 мг/сутки для девушек);
  • биотин (1–3 года — 10,0 мкг/сутки, 3–7 лет — 15,0 мкг/сутки, 7–11 лет — 20,0 мкг/сутки, 11–14 лет — 25 мкг/сутки, 14–18 лет — 50 мкг/сутки);
  • фолиевая кислота (1–3 года — 100 мкг/сутки, 3–11 лет — 200 мкг/сутки, 11–14 лет — 300–400 мкг/сутки, 14–18 лет — 400 мкг/сутки);
  • витамин В5/пантотеновая кислота (1–3 года — 2,5 мг/сутки, 3–11 лет — 3,0 мг/сутки, 11–14 лет — 3,5 мг/сутки, 14–18 лет — 5,0 мг/сутки для юношей и 4,0 мг/сутки для девушек);
  • витамин К (1–3 года — 30 мкг/сутки, 3–7 лет — 55 мкг/сутки, 7–11 лет — 60 мкг/сутки, 11–14 лет — 80 мкг/сутки для мальчиков и 70 мкг/сутки для девочек, 14–18 лет — 120 мкг/сутки для юношей и 100 мкг/сутки для девушек) [20].
Читайте также:  Витамины для детей и взрослых инструкция

Если до 2008 г. регламентировалось потребление детьми лишь 6 минеральных веществ (Ca, P, Mg, Fe, Zn и I), то теперь имеются рекомендации по потреблению в детском возрасте 13 элементов. Среди них, помимо уже перечисленных, фигурируют калий (K), натрий (Na), хлор (Cl), медь (Cu), селен (Se), хром (Cr) и фтор (F) [20].

Cледует отметить, что рекомендаций по суточной потребности в калии (К) и хроме (Cr) для детей первого года жизни пока не существует.

С 2008 г. предусмотрены следующие нормы потребления детьми различного возраста минеральных веществ:

  • кальций (0–3 мес — 400 мг/сутки, 4–6 мес — 500 мг/сутки, 7–12 мес — 600 мг/сутки, 1–3 года — 800 мг/сутки, 3–7 лет — 900 мг/сутки, 7–11 лет — 1100 мг/сутки, 11–18 лет — 1200 мг/сутки);
  • фосфор (0–3 мес — 300 мг/сутки, 4–6 мес — 400 мг/сутки, 7–12 мес — 500 мг/сутки, 1–3 года — 700 мг/сутки, 3–7 лет — 800 мг/сутки, 7–11 лет — 1100 мг/сутки, 11–18 лет — 1200 мг/сутки);
  • магний (0–3 мес — 55 мг/сутки, 4–6 мес — 60 мг/сутки, 7–12 мес — 70 мг/сутки, 1–3 года — 80 мг/сутки, 3–7 лет — 200 мг/сутки, 7–11 лет — 250 мг/сутки, 11–14 лет — 300 мг/сутки, 14–18 лет — 400 мг/сутки);
  • калий (1–3 года — 400 мг/сутки, 3–7 лет — 600 мг/сутки, 7–11 лет — 900 мг/сутки, 11–14 лет — 1500 мг/сутки, 14–18 лет — 2500 мг/сутки);
  • натрий (0–3 мес — 200 мг/сутки, 4–6 мес — 280 мг/сутки, 7–12 мес — 350 мг/сутки, 1–3 года — 500 мг/сутки, 3–7 лет — 700 мг/сутки, 7–11 лет — 1000 мг/сутки, 11–14 лет — 1100 мг/сутки, 14–18 лет — 1300 мг/сутки);
  • хлориды (0–3 мес — 300 мг/сутки, 4–6 мес — 450 мг/сутки, 7–12 мес — 550 мг/сутки, 1–3 года — 800 мг/сутки, 3–7 лет — 1100 мг/сутки, 7–11 лет — 1700 мг/сутки, 11–14 лет — 1900 мг/сутки, 14–18 лет — 2300 мг/сутки);
  • железо (0–3 мес — 4,0 мг/сутки, 7 мес — 7 лет — 10,0 мг/сутки, 7–11 лет — 12,0 мг/сутки, 11–14 лет — 12,0 мг/сутки для мальчиков и 15,0 мг/сутки для девочек, 14–18 лет — 15,0 мг/сутки для мальчиков и 18,0 мг/сутки для девочек);
  • цинк (0–6 мес — 3,0 мг/сутки, 7–12 мес — 4,0 мг/сутки, 1–3 года — 5,0 мг/сутки, 3–7 лет — 8,0 мг/сутки, 7–11 лет — 10 мг/сутки, 11–18 лет — 12,0 мг/сутки);
  • йод (0–12 мес — 0,06 мг/сутки, 1–3 года — 0,07 мг/сутки, 3–7 лет — 0,10 мг/сутки, 7–11 лет — 0,12 мг/сутки, 11–14 лет — 0,13 мг/сутки для мальчиков и 0,15 мг/сутки для девочек, 14–18 лет — 0,15 мг/сутки);
  • медь (0–6 мес — 0,5 мг/сутки, 7–12 мес — 0,3 мг/сутки, 1–3 года — 0,5 мг/сутки, 3–7 лет — 0,6 мг/сутки, 7–11 лет — 0,7 мг/сутки, 11–14 лет — 0,8 мг/сутки, 14–18–1,0 мг/сутки);
  • селен (0–3 мес — 0,01 мг/сутки, 4–12 мес — 0,012 мг/сутки, 1–3 года — 0,015 мг/сутки, 3–7 лет — 0,02 мг/сутки, 7–11 лет — 0,03 мг/сутки, 11–14 лет — 0,04 мг/сутки, 14–18 лет — 0,05 мг/сутки);
  • хром (1–3 года — 11 мкг/сутки, 3–11 лет — 15 мкг/сутки, 11–14 лет — 25 мкг/сутки, 14–18 лет — 35 мкг/сутки);
  • фтор (0–6 мес — 1,0 мг/cутки, 7–12 мес — 1,2 мг/сутки, 1–3 года — 1,4 мг/сутки, 3–7 лет — 2,0 мг/сутки, 7–11 лет — 3,0 мг/сутки, 11–18 лет — 4,0 мг/сутки) [20].

В линейке витаминно-минеральных комплексов для детей фигурируют Супрадин Кидс гель (с 3-летнего возраста), Супрадин Кидс Юниор (с 5-летнего возраста), мармеладные конфеты Супрадин Кидс c омега-3 и холином (с 3-летнего возраста), жевательные пастилки Супрадин Кидс мишки (с 11-летнего возраста).

Ниже рассматривается состав комплексов линии Супрадин Кидс применительно к детям различного возраста (дозирование и назначение в соответствии с возрастными показаниями — по аннотации производителя).

Одна чайная ложка Супрадин Кидс гель обеспечивает 3-летнему ребенку 7,4 мкг витамина D (74% от суточной потребности), 1,9 мг витамина Е (27,1%), 0,31 мг витамина В1 (34,4%), 0,29 мг витамина В2 (32,2%), 0,39 мг витамина В6 (32,5%), 3,5 мг ниацина (31,8%), 0,42 мг пантотеновой кислоты (12%), 13,5 мг витамина С (27%), а также 155 мкг рет. экв. β-каротина. Следует помнить, что 6 мкг последнего считаются эквивалентными 1 мкг витамина А, то есть β-каротин в данном случае по сути является заменителем ретинола. Таким образом, для детей, достигших 3-летнего возраста, в качестве важнейших рассматриваются 8 витаминов (2 жирорастворимых и 6 водорастворимых). Необходимо отметить, что включение в состав Супрадин Кидс гель лецитина (100 мг в 1 чайной ложке) не только оптимизирует утилизацию витаминных компонентов комплекса, но и способствует повышению концентрации внимания.

В одной жевательной таблетке Супрадин Кидс Юниор, предложенной 5-летнему ребенку, содержатся 2,5 мкг витамина D3 (25% от суточной потребности), 300 мкг витамина А (60%), 5 мг витамина Е (71,4%), 22,5 мг аскорбиновой кислоты (45%), 6 мг никотинамида (54,5%), 0,45 мг витамина В1 (50%), 0,45 мг витамина В2 (45%), 0,45 мг витамина В6 (37,5%), 0,5 мкг витамина В12 (33,3%), 2 мг пантотеновой кислоты (66,6%), 75 мкг фолиевой кислоты (37,5%), 10 мкг биотина (66,6%), 120 мг кальция (13,3%), 25 мг магния (12,5%), 6 мг железа (60%), 4 мг цинка (50%), 0,4 мг меди (66,6%), 60 мкг йода (60%), 12,5 мкг селена (62,5%), 12,5 мкг хрома (83,3%). Кроме того, в каждой таблетке Супрадин Кидс Юниор представлены 1 мг марганца и 25 мг холина (около 25% от суточной потребности в этом витаминоподобном веществе). Дефицит Mn, нормы физиологического потребления которого в детском возрасте не установлены (для взрослых 2 мг/сутки), сопровождается замедлением роста и повышенной хрупкостью костной ткани, что определяет целесообразность дотации этого микроэлемента детям. Примечательно, что в этом витаминно-минеральном комплексе представлены 12 витаминов из 13 (за исключением витамина К), а также 9 важнейших минеральных веществ. Описываемый состав отражает современные представления о потребностях детей в возрасте > 5 лет в указанных микронутриентах.

Одна мармеладная конфета (пастилка) Супрадин Кидс с омега-3 и холином, принимаемая 4-летним ребенком, обеспечивает его 15 мг витамина С (30%), 4,5 мг ниацина (40,9%), 0,5 мг витамина В6 (41,6%) и 0,25 мкг витамина В12 (8,3%). Кроме того, в составе присутствуют докозагексаеновая омега-3 жирная кислота (30 мг) и холин (30 мг); что способствует улучшению памяти и умственному развитию детей [19]. Представленность Супрадин Кидс с омега-3 и холином лишь четырех перечисленных выше водорастворимых витаминов восполняется добавлением двух биологически активных веществ, что фактически превращает этот комплекс в продукт функционального питания.

Каждая жевательная пастилка Супрадин Кидс мишки, принимаемая 11-летним ребенком, содержит 2,5 мкг витамина D (25% от суточной потребности в этом возрасте), 400 мкг витамина А (40–50%%), 5 мг витамина Е (41,6%), 30 мкг витамина С (42,8%), 1 мг витамина В6 (58,8%), 0,5 мкг витамина В12 (16,6%), 9 мг ниацина (50%), 100 мкг фолиевой кислоты (33,3%), 75 мкг биотина (300%). Такая (повышенная) представленность биотина обусловлена важной ролью этого витамина в обмене веществ (участвует в синтезе жиров, глиогена, метаболизме аминокислот). Девять вышеперечисленных жиро- и водорастворимых витаминов относятся к важнейшим для детей, переходящих от обучения в начальной школе к более сложному и дифференцированному предметному образованию. Витаминный состав Супрадин Кидс Мишки не только обеспечивает ежедневную потребность ребенка, но и призван стимулировать умственное развитие и способность к обучению [19].

Не вызывает сомнений необходимость признать важность возрастных различий в плане потребности детей в важнейших микронутриентах — витаминах, минеральных веществах, микроэлементах. Не являясь источниками пищевой энергии, эти микронутриенты принимают участие в утилизации пищи (метаболизм), регуляции функций различных систем и органов, осуществлении процессов роста, адаптации и развития организма [20].

Современные подходы к разработке и составу витаминных и витаминно-минеральных комплексов учитывают возрастные особенности пациентов и базируются на осознании невозможности обеспечить детей и взрослых всеми необходимыми витаминами и минеральными веществами исключительно алиментарным путем. Еще одной особенностью многих поливитаминных и витаминно-минеральных комплексов является так называемая «болезнь-специфичность» и коррегирующая направленность, то есть лечебно-профилактическая направленность в отношении тех или иных видов патологии (соматической или психоневрологической) [21, 22].

Фактически следует признать, что возрастзависимость и сбалансированность витаминно-минеральных комплексов, как и включение в их состав компонентов, обладающих доказанной эффективностью (лецитин, холин, омега-3-ненасыщенные жирные кислоты и др.), в полной мере соотносятся с концепцией нейродиетологии, направленной на оптимизацию терапии психоневрологических заболеваний посредством качественного/количественного манипулирования составом рационов питания, алиментарное предотвращение болезней нервной системы, а также на оптимизацию психомоторного развития, неврологических и интеллектуальных функций у детей [22]. Роль витаминов и минеральных веществ в достижении указанной цели трудно переоценить.

  1. Студеникин В. М., Шелковский В. И., Балканская С. В. Возможности применения витаминно-минеральных комплексов с профилактической и лечебной целями в детской нейродиетологии / «Совершенствование педиатрической практики. От простого к сложному»: сборник статей. М., 2008. С. 81–84.
  2. Студеникин В. М., Шелковский В. И. Витаминно-минеральные комплексы для детей: инструмент нейродиетологии // Педиатрия. 2008. Т. 87. № 6. С. 105–109.
  3. Студеникин В. М. Гиповитаминозы и поливитамины // Вопросы современной педиатрии. 2002. Т. 1. № 1. С. 48–51.
  4. Студеникин В. М. Гиповитаминозы // Лечащий Врач. 2002. № 5. C. 52–55.
  5. Студеникин В. М., Курбайтаева Э. М., Балканская С. В., Высоцкая Л. М., Шелковский В. И. Витаминно-минеральные комплексы для детей: азбука эссенциальных веществ // Лечащий Врач. 2007. № 2. С. 91–93.
  6. Студеникин В. М., Балканская С. В., Шелковский В. И., Курбайтаева Э. М. Витаминно-минеральная недостаточность у детей: соматические и психоневрологические аспекты проблемы // Лечащий Врач. 2008. № 1. С. 19–22.
  7. Студеникин В. М., Турсунхужаева С. Ш., Звонкова Н. Г., Пак Л. А., Шелковский В. И. Магний и его препараты в психоневрологии // Эффективная фармакотерапия. Неврология и психиатрия. 2012. № 4, с. 8–12, 58–60.
  8. Студеникин В. М., Турсунхужаева С. Ш., Кузенкова Л. М., Пак Л. А., Шелковский В. И., Акоев Ю. С. Препараты магния в коррекции повышенной возбудимости у детей // Фарматека. 2013. № 7 (260). С. 23–26.
  9. Студеникин В. М., Турсунхужаева С. Ш., Шелковский В. И. Цинк в нейропедиатрии и нейродиетологии // Лечащий Врач. 2012. № 1. С. 44–47.
  10. Николаев А. С., Мазурина Е. М., Кузнецова Г. В., Студеникин В. М., Чумакова О. В., Шелковский В. И., Маслова О. И. Физиологическое и патофизиологическое значение метаболизма кальция в детском возрасте // Вопр. практ. педиатрии. 2006. Т. 1. № 2. С. 57–65.
  11. Студеникин В. М., Курбайтаева Э. М. Кальциопенические состояния и их коррекция // Лечащий Врач. 2010. № 10. С. 54–56.
  12. Студеникин В. М. Витаминные и витаминно-минеральные комплексы для беременных женщин России // Доктор.ру. 2005. № 4. С. 33–37.
  13. Студеникин В. М. Поливитаминные препараты и витаминно-минеральные комплексы для беременных // Лечащий Врач. 2007. № 4. С. 63–65.
  14. Студеникин В. М. Витаминно-минеральные комплексы для беременных: основа формирования неврологического здоровья матери и ребенка // Лечащий Врач. 2009. № 3. С. 53–55.
  15. Студеникин В. М. Витамины и поливитаминные препараты в России // Доктор.ру. 2004. № 3. С. 30–34.
  16. Студеникин В. М. Витамины для детей: мифы и реальность // Доктор.ру. 2004. № 6. С. 19–23.
  17. Cтуденикин В. М., Николаев А. С., Акоев Ю. С., Балканская С. В., Горелова Ж. Ю., Шелковский В. И. Витамины и применение поливитаминных препаратов в педиатрии // Справочник педиатра. 2006. № 6. С. 68–88.
  18. Студеникин В. М., Балканская С. В., Курбайтаева Э. М., Высоцкая Л. М., Шелковский В. И. Поливитаминные комплексы для здоровых и больных детей // Практика педиатра. 2007. № 5. С. 12–14.
  19. Студеникин В. М. Возможности применения поливитаминных комплексов в нейропедиатрии // Лечащий Врач. 2013. № 9. С. 60–64.
  20. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации. Метод. реком. МР 2.3.1.2432–08.3.2.1. Рациональное питание. М., 2008. 40 с.
  21. Студеникин В. М. Витаминно-минеральный комплекс для профилактики атеросклероза и инсульта // Лечащий Врач. 2014. № 2. С. 8–11.
  22. Нейродиетология детского возраста (коллективная монография) / Под ред Студеникина В. М. М.: Династия. 2012, 672 с.

В. М. Студеникин, доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАЕ

ФГБУ «НЦЗД» РАМН, Москва

источник