Меню Рубрики

Работы детей на тему витамины

Тема: «Витамины нам нужны — для здоровья всем важны».

К онспект подготовила учитель -дефектолог первой

квалификационной категории детского сада № 24 «Непоседы» группы

№ 7 Малышева Елена Михайловна.

познакомить детей с понятием «витамины», главными источниками

витаминов – фруктами, овощами и ягодами и их значением для организма.

*сформировать у детей представление о том, как витамины влияют на

организм человека, о их пользе и значении для здоровья человека;

*рассказать о полезных продуктах, в которых содержаться витамины,

*развивать внимание, мышление, воображение, активный и пассивный

* воспитывать у детей желание заботится о своём здоровье.

Интеграция образовательных областей:

Познание; Коммуникация; Чтение художественной литературы; Музыка;

Ведущая образовательная область: Познание.

Виды деятельности : игровая, экспериментальная, коммуникативная, чтение

1)Рассматривание иллюстраций, муляжей, натуральных овощей, фруктов и ягод.

2) Разгадывание загадок о фруктах, овощах, ягодах;

3)Рисование по трафареты и раскрашивание овощей, фруктов и ягод;

4) Дидактические игры: «Что где растёт?» ; «Разложи на группы»;

5)Составление рассказа описания по плану.

6)Чтение художественной литературы: Л.Толстой «Корешки или вершки»;

По Я. Понясову «Хитрый огурчик»; Л. Толстой «Косточка»; В Сухомлинский

1)Иллюстрации с изображением фруктов, овощей, ягод.

2)Муляжи и натуральные овощи, фрукты и ягоды.

3)Карточки к дидактической игре.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

(Звучит песенка Красной Шапочки из кинофильма «Красная шапочка и серый волк»).

-Ребята, слышите? Какая замечательная песенка. А кто же её напевает? (ответы детей)

Красная Шапочка: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Красная Шапочка. У меня есть любимая бабушка, она старенькая и часто болеет. Вот и сейчас она простудилась. Не рассказывает мне сказки, не вяжет чулочки, не печёт пироги, а всё время чихает, охает и ахает. Когда бабушка болеет, мы с мамой приносим ей гостинцы. Что бы ей собрать в гостинец на этот раз, чтобы она поскорее выздоравливала? Как ей помочь?

— Думаю, Красная Шапочка, что мы с ребятами сможем тебе помочь собрать полезный и вкусный гостинец для бабушки. Правда, ребята?

Красная Шапочка: Буду очень благодарна.

-Действительно иногда бывает так, что люди болеют, но надо стараться быть здоровыми. Если вы хотите быть здоровыми, веселыми, крепкими, работоспособными, если хотите бороться с разными микробами, не поддаваться никаким болезням – каждый день надо: заниматься зарядкой, гулять на улице, кушать больше полезных продуктов.

-Ребята, какие полезные продукты вы знаете? (ответы детей).

-Почему мы называем их полезными? (ответы детей).

-Да действительно ягоды, овощи и фрукты – основные источники витаминов и минеральных веществ. Большинство витаминов не образуются в организме человека и не накапливаются, а поступают только вместе с пищей. В природе витамины образуют в растениях, поэтому плоды, овощи, фрукты служат людям основным источником поступления витаминов в организм. Каждая травинка, каждый листик ловят солнечные лучи – источник жизни. Солнечный луч упадет на зеленый фрукт, ягодку, овощ и погаснет, но не пропадет, с его помощью в каждой ягодке, в каждом фрукте, в каждом овоще возникнут необходимые витамины.

-Давайте поиграем в игру «Подарки Красного солнышка». (дети отгадывают загадки и выкладывают на солнечные лучики отгадки-подарки.)

В странах солнечных растет.

Только вот не мчится вскачь.

С ней удар свой развивают.

Но на фрукт похожа … (груша).

Вот стручок – огромный дом,

Спит на грядке под листом,

Он французский граф де Жан,

Кто разлегся среди грядки,

Кто играть не любит в прятки?

Что за скрип, что за хруст?

Среди овощей нет сочней …(помидора)

-Солнышко помогает нашим фруктам, ягодам, овощам поспеть. Давайте и мы с вами немного отдохнём и представим что мы все одно большое солнышко. (Дети берутся за руки, образуют большой круг, выполняют команды п едагога. Вытянули ручки-лучики вверх, дотянулись, обняли друг друга и т.д.

-Молодцы, ребята. А теперь, закроем гла за, вместе скажем: «Красное солнышко ярко свети, нам подарки принеси». (педагог выносит разнос с овощами, фруктами и ягодами).

-Вот посмотрите на это блюдо – здесь собрались разные овощи, ягоды и фрукты. А вот корзины, в которых живут витаминные продукты.( педагог рассказывает и раскладывает продукты по корзинам в зависимости от содержания витаминов)

Первая корзина-Витамин А : полезен для кожи, зрения, зубов, костей и встречаюсь в моркови, свекле, картофеле, красном сладком перце, красном томате, зеленом луке.

Вторая корзина-Витамин В : укрепляет организм, необходим для работы нервной системы, встречаюсь в капусте, моркови, кукурузе, банане, груше, гранате, тыкве, зеленом горошке, землянике, луке.

Третья корзина-Витамин С : закаливает организм, оказывает благоприятное действие на зубы и кости, встречается в апельсинах, мандаринах, лимоне, смородине, клюкве, капусте, облепихе, малине, рябине, шиповнике, землянике, киви, лимоне, чесноке.

-Вот и разбежались все продукты по своим корзиночкам. А корзинка Красной Шапочки ещё пуста, так давайте каждый из вас положит в корзинку тот гостинец для бабушки, который он считает самым полезным и назовет нам витамин, который в нём содержится. (ответы детей, например; «Я кладу морковь – это овощ, в ней содержится витамин А, он полезен для зрения, кожи, зубов и костей).

-Молодцы ребята, как много витаминных гостинцев вы приготовили для бабушки.

Красная Шапочка: Какие вы умные ребята, теперь и я знаю про полезные витаминные продукты, и всегда буду приносить их бабушке, чтобы она не болела.

-А ещё Красная Шапочка, наши ребята расскажут тебе, что ты можешь приготовить из этих продуктов для бабушки. Правда, ребята?

-Скажите ребята, что можно приготовить из овощей? (ответы детей).

-Что можно приготовить из фруктов? (ответы детей).

-Что можно приготовить из ягод? (ответы детей).

-Молодцы ребята! Сколько полезных и вкусных блюд назвали. Ваши мамы, участвуя в «Неделе здоровья», принесли нам много замечательных вкусных, полезных, витаминных рецептов. Сегодня мы попробуем приготовить витаминные напитки по их рекомендациям.

-Мальчики- силачи будут готовить сок из апельсинов, мандаринов, лимонов. А девочки-красавицы приготовят ягодный морс. ( дети готовят витаминные напитки, угощают друг друга).

-Вкусные напитки у нас получились? Давайте и бабушке нальём наши напитки, пусть быстрее выздоравливает.

-Ребята, давайте ещё раз напомним Красной Шапочке всё , что сами узнали на занятии о витаминных продуктах. (ответы детей).

Красная Шапочка: Большое спасибо вам ребята, от меня и моей бабушки. А вот вам гостинцы из нашего сказочного леса. ( Дарит детям грецкие орехи). Орехи тоже очень полезный продукт.

— Спасибо Красная Шапочка. Но о том, чем богаты разные орехи мы узнаем на следующем занятии.

источник

В рамках готового творческого проекта по биологии «Витамины» учащаяся 8 изучает теоретические сведения о витаминах и их значении для организма человека, выясняет, в каких продуктах питания содержатся необходимые для поддержания здоровья организма человека витамины и как сохранить витамины в пище.

В ученическом проекте по биологии о витаминах подробно изучается вопрос о содержании витаминов в продуктах питания, описываются способы сохранения витаминов в пище, характеризуются синтетические и натуральные витамины.

В рамках индивидуального творческого исследовательского проекта по биологии на тему «Витамины» был проведен эксперимент по выявлению наличия витамина С в разных овощах, фруктах и соках промышленного производства.

Введение
1. Витамины в нашей жизни.
1.1. Что такое витамины и их значение для организма человека.
1.2. Витамины в продуктах питания.
1.3. Способы сохранения витаминов в пище.
1.4. Синтетические и натуральные витамины.
1.5. Эксперимент по выявлению наличия витамина С в разных овощах, фруктах и соках промышленного производства.
Заключение
Список используемой литературы

Это объясняет, какую важную роль играют витамины в обмене веществ. Витамины способствуют деятельности гормонов, а также увеличению сопротивляемости организма к пагубным воздействиям внешней среды (инфекциям, действиям высокой и низкой температуры и т.д.).

Они нужны для ускорения роста, восстановления тканей и клеток после травм и операций. В отличие от ферментов и гормонов, чаще всего витамины не образуются в организме человека. Главный источник витаминов — это овощи, фрукты и ягоды, а также молоко, мясо, рыба.

Витамины нужны в очень небольших количествах, но их недостаток или отсутствие в пище нарушает выработку соответствующих ферментов. Авитаминоз представляет собой отсутствие некоторых витаминов, вызывает специфические нарушения в организме и тяжелые заболевания. Для нормальной работы организма, его роста и развития необходимы следующие витамины: витамин В1 (тиамин, аневрин) — находится в лесных орехах, неочищенном рисе, хлебе грубого помола, ячневой и овсяной крупах. Если в пище нет витамина В1, развивается заболевание бери-бери.

Его симптомами являются потеря аппетита, быстрая утомляемость, слабость в мышцах ног;витамин В2 (рибофлавин) — находится в хлебе, гречневой крупе, молоке, яйцах, печени, мясе, томатах. У человека при отсутствии этого витамина появляется поражение кожи (в области губ чаще всего).

Образуются трещины, которые мокнут и покрываются темной коркой;витамин РР (никотинамид) — входит в состав зеленых овощей, моркови, картофеля, гороха, дрожжей, гречневой крупы, ржаного и пшеничного хлеба, молока, мяса, печени.

При недостатке РР отмечается чувство жжения во рту, обильное слюнотечение и поносы; витамин В12 (цианкобаламин) у человека образуется в кишечнике. Содержится в почках, печени млекопитающих и рыб.

При его нехватке в организме развивается злокачественное малокровие, которое связано с нарушением образования эритроцитов; витамин С (аскорбиновая кислота) очень распространен в природе в овощах, фруктах, хвое, печени.

Недостаток витамина С приводит к заболеванию цингой. Обычно наблюдается общее недомогание, угнетенность; витамин А (ретинол, аксерофтол) в организме человека появляется из распространенного природного пигмента каротина, который находится в больших количествах в свежей моркови, помидорах, салате, абрикосах, рыбьем жире, сливочном масле, печени, почках, желтке яиц.

При авитаминозе А замедляется рост детей, развивается «куриная слепота», т.е. резкое понижение остроты зрения при неярком освещении; витамин D (эргокальциферол) — находится в желтках, коровьем молоке, рыбьем жире. Одной из наиболее распространенных болезней детского возраста, которой в некоторых странах болеют более половины детей в возрасте до 5 лет, является рахит. При рахите происходит нарушение процесса формирования костей, кости черепа становятся мягкими и податливыми, конечности искривляются.

Перед началом исследования я обратилась к словарю, чтобы узнать значение слова «витамины». В «Толковом словаре» Ожегова дано следующее объяснение: «ВИТАМИН — органическое вещество, первоисточником которого обычно служит растение, необходимое для нормальной жизнедеятельности организма, а также препарат, содержащий такие вещества».

Также в начале исследования было выяснено, что знают о витаминах мои друзья и сверстники. Для этого было проведено анкетирование 20 учащихся нашей школы.

Были получены следующие результаты:

  • На вопрос «Что такое витамины?» 50% ответили, что это полезные вещества, которые необходимы нашему организму.
  • На вопрос «какие витамины ты знаешь?» 70% ответили, что знают витамины А, В, С.
  • На вопрос «Какие продукты содержат витамины?» 95% детей перечислили названия разных овощей и фруктов.
  • Из ответов на вопрос «Для чего надо употреблять витамины?» было выяснено, что 88% считают употребление витаминов необходимо, чтобы быть здоровым.

Таким образом, не все знают, какие есть витамины и в каких продуктах, кроме овощей и фруктов , они содержатся.

Из научных источников (книг и энциклопедий, сети Интернет) было выяснено, когда же впервые появились витамины?

Во второй половине 19 века люди считали, что из полезных веществ, которые содержатся в продуктах питания, есть только белки, жиры, углеводы, минеральные соли и вода. Но от того, что люди не употребляли в пищу некоторые продукты и вместе с ними другие полезные вещества, кроме перечисленных, они умирали от непонятных болезней.

Например, когда корабли отправлялись в долгое морское путешествие, очень много людей погибало от цинги при больших запасах продовольствия. Цинга – это болезнь, при которой человек чувствует себя уставшим, сильно худеет, теряет аппетит, у него болят мышцы в ногах, шатаются зубы и кровоточат десна. Позже обнаружили, что цинга развивается от недостатка витамина С.

Впервые, на неизвестные полезные вещества обратил внимание русский ученый Николай Лунин в 1880 году. Он проводил опыты на мышах и заметил, что те животные, которые питаются искусственным молоком, худели и погибали. А те мыши, которые получали натуральное молоко, были здоровы.

Позже его опыт подтвердил другой ученый – врач Эйкман. В то время в Японии и Индонезии очень много людей страдали от болезни «бери-бери». Это такая болезнь, при которой поражается нервная система и сердце, может привести или к параличу или к смерти. Эйкман заметил, что кормит своих кур очищенным рисом, который также едят больные «бери-бери». Стоит дать им неочищенный рис, как они тут же выздоравливают.

Первым выделил витамин ученый Каземир Функ в 1911 году. Он и дал ему такое название. «Vita» переводится с латинского языка как «жизнь», амины – группа химических веществ, отсюда и появилось слово «витамин».

На сегодня известно около 20 витаминов. Все они изучены, известно в каких продуктах они содержатся и какие болезни бывают при их недостатке. Так же изучен их химический состав, что дает возможность получать витамины искусственным путем.

Содержание витаминов в пищевом рационе может меняться и зависит от разных причин: от сорта и вида продуктов, способов и сроков их хранения, характера технологической обработки пищи, выбора блюд и привычек в питании. Важную роль играет состав пищи.

Источники витаминов растительного и животного происхождения:

А — Морковь, цитрусовые, сливочное масло, сыр, яйца, печень, рыбий жир

Бета-Каротин — Морковь, петрушка, шпинат, весенняя зелень, дыня, помидоры, спаржа, капуста, брокколи, абрикосы D — Молоко, яйца, рыбий жир, печень трески, жирные сорта рыбы

Е — Кукурузное, подсолнечное, оливковое масла, горох, облепиха К — Зеленые лиственные овощи, шпинат, брюссельская, белокочанная и цветная капуста, крупы из цельного зерна В1 — Сухие пивные дрожжи, свинина, проростки пшеницы, овес, орехи (фундук).

Витамин А. Витамин А, необходим для нормального обмена веществ, а также играющий важную роль в формировании костно-мышечной системы ребенка, в растительной пище содержится в виде каротина, который превращается в витамин, попадая в организм. Большое количество каротина находится в моркови и сладком перце. Из фруктов каротином богаты персики, абрикосы и виноград.

Витамины группы В. В злаковых растениях содержатся витамины B1, B2, B6, необходимые для роста и полноценного развития детского организма. Именно поэтому каши из злаков так полезны для малышей.

Витамин В9 (фолиевая кислота). При недостатке фолиевой кислоты у детей наблюдается задержка в развитии, затормаживается функция костного мозга. Наблюдается задержка роста.

Недостаток фолиевой кислоты (витамин B 9) в организме можно пополнить, употребляя в пищу морковь, орехи, бананы, апельсины, дыню, абрикосы, тыкву, финики, грибы.

Витамин С. Употребление этого витамина с пищей способствует повышению иммунитета к инфекционным заболеваниям.

Читайте также:  Хорошие комплексные витамины для детей 2 лет

Витамин С можно получить, употребляя плоды шиповника и облепихи.

В квашеной капусте, сушеном шиповнике и листьях смородины содержится достаточное количество витамина С. Первая весенняя зелень, перьевой лук, редис, поддержат организм свежим запасом этого витамина.

Витамин D принимает активное участие в формировании костной ткани. Им богаты сыр, сливочное масло, печень, творог, молоко, рыба и икра. Витамин D также вырабатывается в клетках кожи под воздействием солнца. Даже первые лучи весеннего солнышка помогут ребенку восполнить его недостаток.

Витамин Е. Витамин Е поддерживает иммунитет и отвечает за правильное формирование мышечных тканей. Его можно получить, употребляя

в пищу подсолнечное, кукурузное, хлопковое масла, яблоки с семечками, миндальный орех, арахис. Весной, полезно сделать салат из листьев одуванчиков, в которых также присутствует витамин Е.

Самые первые витамины ребёнок получает с молоком матери – самым естественным способом и в наилучшем сочетании. Мамы, осознанно лишающие своего ребёнка грудного молока, поступают крайне неблагоразумно. У детей постарше основным источником витаминов являются продукты питания, поэтому нужно серьёзно подойти к составлению меню ребёнка. Необходимо помнить, что питание должно быть не только полезным, но и разнообразным и сбалансированным. Необходимо также знать о сочетаемости продуктов. В детском питании нужно широко использовать самые разнообразные продукты, так как все витамины жизненно необходимы детям.

В своей работе я составила меню для детского питания, в котором использованы продукты, содержащие витамины.

  • Завтрак: омлет, сок.
  • Обед: борщ, котлеты, картофельное пюре, солёный огурчик, компот из чернослива.
  • Полдник: фрукты
  • Ужин: салат морковный с курагой, отбивная, гречка, кисель.
  • Завтрак: яйца с рыбными консервами, чай
  • Обед: салат из капусты с черносливом, гороховый суп, плов, ягодный морс.
  • Полдник: ватрушка, йогурт
  • Ужин: шницель с глазуньей, гренки, сок
  • Завтрак: макароны с сосисками и сыром, кофе с молоком
  • Обед: салат «Винегрет», суп харчо, курица с рисом, компот из клубники
  • Полдник: яблочный рулет, сок
  • Ужин: гуляш из говядины, пицца, кисель яблочный
  • Завтрак: творожная запеканка со сгущёнкой, чай
  • Обед: уха из рабы, рыба в кляре, булочка, морс
  • Полдник: пирожное, сок
  • Ужин: салат «Оливье», рыбный пирог, фрукты, компот из сухофруктов
  • Завтрак: оладьи со сметаной, какао
  • Обед: суп «Рассольник», тефтели с рисом, пирог с мясом, компот
  • Полдник: фрукты
  • Ужин: пельмени сибирские с мясом, чай.

Для сохранения витаминов в пищевых продуктах, подвергнутых кулинарной обработке или хранению, необходимо соблюдать следующие условия:

  1. Хранить продукты в тёмном и прохладном месте;
  2. Не проводить первичную обработку пищевых продуктов под ярко горящим светильником;
  3. Мыть пищевые продукты в целом виде или крупным куском, нарезать их непосредственно перед приготовлением пищи;
  4. Не сливать воду, в которой замачивали бобовые или крупы, а использовать её при их отварки;
  5. Подготовленные овощи сразу подвергать тепловой обработке.
  6. При необходимости хранения очищенных овощей помещать их в прохладное место не более чем на 3 — 5 часов;
  7. Для варки овощи и плоды помещать в кипящую воду;
  8. Строго соблюдать время тепловой обработки, не допускать перегрева;
  9. Плотно закрывать посуду, в которой проводят тепловую обработку;
  10. Свести к минимуму перемешивание пищи при нагревании;
  11. Шире применять те виды кулинарной обработки, которые не требуют длительного нагревания (овощи и картофель лучше варить в кожуре или в целом виде);
  12. Необходимой составной частью каждодневного рациона должны быть сырые овощи, фрукты и ягоды. Резать и тереть овощи, смешивать их и заправлять майонезом, растительным маслом или сметаной только перед употреблением;
  13. Квашеные и солёные овощи хранить под грузом, покрытым рассолом. Не надо промывать квашеную капусту, так как при этом теряется более 50% витамина С;
  14. Использовать овощные отвары для приготовления супов и соусов;
  15. Хранить горячие готовые овощные блюда не более 1часа, срок их реализации должен быть минимальным;
  16. Для овощных отваров, соусов, подлив и супов целесообразно использовать некоторые остатки овощей, богатых витаминами, минеральными и вкусовыми веществами (например, кочерыжки капусты, ботву петрушки и ранней свеклы, стебли укропа);
  17. Для повышения витаминной ценности питания в рацион целесообразно включать напитки из сухих плодов шиповника, пшеничных отрубей (богатых витаминами группы В), из сушёных яблок и других фруктов, и овощей);
  18. Также важно не оставлять продукты в воде на длительное время.

Также в наш организм могут поступать витамины, полученные химическим путём. Это различные поливитаминные комплексы, которые продаются в аптеках нашего города.

Безусловно, для укрепления здоровья и профилактики заболеваний следует отдавать предпочтение натуральным витаминам, которые содержатся в продуктах питания. Такая же проблема возникает при повышении потребности организма в витаминах, и особенно при заболеваниях, приводящих к нарушению их усвоения.

Хотя многие витамины могут быть синтезированы искусственно, большинство витаминных препаратов (таблеток, капсул, порошков, жидкостей) производят, используя естественные источники.

Например, витамин А получают из масла печени рыб; витамины группы В—из дрожжей или печени; витамин С считается самым лучшим, если он изготовлен из плодов розы, а точнее из ягод шиповника; витамин Е извлекают главным образом из соевых бобов, зародышей пшеницы или других зерновых и т. д.

Химический анализ показывает, что получаемые препараты не отличаются от природных витаминов, но, как правило, последние оказывают более выраженное положительное действие и не вызывают побочных реакций. Почему?

Во-первых, в пищевых продуктах обычно содержится целый комплекс веществ, обладающих сходной витаминной активностью, а не одно вещество. Например, натуральный витамин Е может включать в себя все существующие в природе токоферолы, а не только один токоферол, поэтому он более эффективен, чем его синтетический двойник.

Во-вторых, в продуктах питания содержатся различные витамины и биологически активные вещества, усиливающие действие друг друга (улучшающие усвоение и замедляющие выведение). Синтетический витамин С — это только аскорбиновая кислота и ничего больше. Натуральный же витамин С, извлеченный из плодов шиповника, содержит целый комплекс витаминов С, а также биофлавоноиды (витамин Р). Поэтому натуральный витамин С гораздо более эффективен.

Эксперимент по выявлению наличия витамина С в разных овощах, фруктах и соках промышленного производства

  1. отмеряем 20 мл отжатого сока разных фруктов и ягод и разбавляем его водой до объёма 100 мл;
  2. добавляем крахмального клейстера;
  3. добавляем по каплям 5 % раствора йода до появления устойчивого синего окрашивания, не исчезающего в течении 10-15 сек.
  4. Наблюдаем за изменением окраски в течение 1 минуты. Результаты записываем в таблицу.

Исследование количества витамина С в овощах и фруктах

Продукт Количество капель йода Результат
Апельсин 10 12,25 мг
Лимон 8 9,8 мг
Красный перец 24 29,75 мг
Киви 6 7,49 мг
Яблоко 6 7,49 мг
Чёрная смородина 48 59,85 мг

Из данной таблицы можно сделать вывод, что наибольшее количество витамина С содержится в чёрной смородине и красном перце.

Исследование соков промышленного производства на наличие витамина С.

Метод исследование: ЙОДОМЕТРИЯ,

Продукт Количество капель йода Результат
Сок «Яблоко» («Добрый») 3 4,0 мг
Сок «Яблоко» («Сады Придонья») 4 4,9 мг
Сок «Мультифрукт» («Сады Придонья») 4 11,2 мг
Сок «Апельсин» 9 11,25

Из данной таблицы можно сделать вывод, что наибольшее количество витамина С в соках промышленного производства содержится в соках «Мультифрукт» и «Апельсин».

Изучив информацию о влиянии витаминов на организм, я поняла, что: витамины играют очень важную роль в жизни человека. Не употребляя их в пищу, мы можем очень сильно заболеть. Поэтому нужно питаться правильно и постоянно есть свежие фрукты, овощи и другие продукты, содержащие большое количество полезных веществ.

Для детей витамины особенно важны, от них зависит уровень умственной и физической работоспособности, выносливости и устойчивости организма к влиянию неблагоприятных факторов внешней среды.

Теперь я знаю, каждый витамин отвечает за свою часть организма: А – улучшает зрение и кожу, повышает иммунитет, группа витаминов В – способствует росту, уменьшает зубную боль и так далее. Поэтому все витамины одинаково полезны, нельзя исключить из питания ни один из них.

источник

Вид проекта: групповой, познавательно-творческий .

Автор проекта: Сошина Г.Н., воспитатель.

Питание в дошкольном детстве имеет особое значение для здоровья ребенка, так как оно должно не только покрывать расходуемую им энергию, но и обеспечивать материал, необходимый для роста и развития всех органов и систем организма.

Ухудшение качества питания, недостаток в пище витаминов и микроэлементов отрицательно сказываются на физическом развитии детей.

Правильное питание – залог здоровья, но не все это воспринимают серьезно.

За последние 10-15 лет наш рацион изменился до неузнаваемости. Благодаря гастрономической революции готовить стало легче, а переваривать труднее. Мы пьем порошковое молоко, завариваем кипятком сухое картофельное пюре, утоляем голод хот-догами, чипсами и шоколадными батончиками. Супчики из пакетика, лапша моментального приготовления, бульонные кубики вытеснили со стола здоровую еду.

С самого раннего детства у ребенка формируются вкусовые пристрастия и привычки. В их формировании важнейшую роль играет семья. Именно в дошкольном возрасте важно сформировать у детей правильное представление о здоровом питании, способствовать пониманию того, что здоровое питание должно являться неотъемлемой частью повседневной жизни. Без преувеличения можно сказать, что правильное питание – это залог хорошего самочувствия, работоспособности, активной деятельности, отличного настроения, важнейшее и непременное условие нашего здоровья и долголетия.

Мы постоянно ищем все новые и новые способы позаботиться о своем здоровье, и в этом поиске забываем о самых простых и естественных вещах: необходимость обратить пристальное внимание детей и родителей на свое питание. Пересмотреть некоторые взгляды в этом направлении явилась основной причиной создания проекта.

Цель проекта: формировать у детей представления о правильном питании и здоровом образе жизни.

-познакомить с понятием «витамины», их роли в жизни человека;

-закреплять понятия «овощи», «фрукты», «ягоды», пользе их употребления;

-способствовать развитию творческих способностей детей, умения работать сообща, согласовывая свои действия;

-воспитывать стремление к здоровому образу жизни.

Участники проекта : дети старшей логопедической группы, воспитатель, логопед, родители.

Продолжительность проекта: среднесрочный.

Сроки реализации проекта : сентябрь-ноябрь.

Планируемый результат проектной деятельности:

-Понимание детьми значения витаминов для сохранения и укрепления здоровья.

-Понимание необходимости правильного питания.

-Развитие познавательных и творческих способностей детей.

-Повышение речевой активности, активизация словаря .

Основные этапы реализации проекта:

-Беседа для уточнения имеющихся знаний у детей о правильном питании (витаминах) .

-Создание развивающей среды: уголка для сюжетно-ролевых игр «Фруктовое кафе»; «Магазин «Овощи-фрукты»; дидактических игр.

-Рекомендации для родителей «Витаминные заблуждения»;

-Памятка «Овощи и фрукты – источник здоровья».

Совместная деятельность педагога с детьми: .

-Создание наглядного пособия «Где живут витамины? »

-Подбор материала для сюжетно-ролевых игр «Магазин «Овощи-фрукты»; «Фруктовое кафе».

Совместная деятельность родителей и детей:

-Чтение и обсуждение консультаций «Витаминные заблуждения»,

«Овощи и фрукты – источник здоровья».

Совместная деятельность детей и воспитателя:

-«Витамины укрепляют организм»;

-«Дает силы нам всегда витаминная еда».

-«Витамины я люблю – быть здоровым я хочу»;

Чтение художественной литературы:

-Н. Егоров «Редиска», «Горох», «Огурцы», «Помидор»;

-Загадки об овощах, фруктах, ягодах;

— Русская народная сказка «Вершки и корешки»;

-Д. Родари «Приключения Чиполино»;

— Д. Хармс «Очень вкусный пирог».

-«Овощи для салата» (соленое тесто).

-«Витаминный коллаж» (коллективная работа);

Дидактические игры и упражнения:

-«Зеленый друг» (ботаническое лото) ;

Совместная деятельность детей и родителей.

-Поиск информации о пользе овощей, фруктов и ягод.

-Чтение и заучивание загадок об овощах и фруктах, ягодах.

-Изготовление костюмов для досуга.

Тематический досуг на тему: « Путешествие в страну Витаминию ».

«Путешествие в страну Витаминию».

Образовательная область : здоровье

Интеграция с образовательными областями : познание, коммуникация, художественная литература, физическая культура, музыка, социализация.

Форма проведения : драматизация.

-закрепить знания детей о пользе и лечебных свойствах витаминов и витаминных продуктов.

-воспитывать у детей сознательное отношение к выбору продуктов питания, умение анализировать свой выбор.

-развивать творчество, чувство товарищества, взаимопомощь, интерес к полезной пище.

Виды детской деятельности : коммуникативная, игровая, познавательно- исследовательская, чтение художественной литературы, двигательная.

Методы: наглядный, словесный, игровой, соревновательный.

Предшествующая работа : заучивание стихов, пословиц, чтение художественной литературы.

Вос-ль: Ребята! Посмотрите к нам пришла необычная гостья. Давайте с ней познакомимся.

Нехочуха: «Не хочу я есть салат

Вос-ль : Привередница вскочила,

Нехочуха: Принесите-ка мне в сад

А то из фруктов разных соки,

Вос-ль : Ай-Ай-Ай! Посмотрите-ка на них!

Что за внешний вид! Что же здесь не так!

Дети: Они бледные, вялые, сутулые!

Вос-ль : Если у них что-то болит,

Айболит : Чтоб здоровым, сильным быть

А почему надо есть овощи и фрукты?

Айболит : Потому что в них содержатся такие вещества волшебные,

Которые сразу помогут Нехочухе стать здоровой, румяной и бодрой.

Вос-ль : Ребята, о каких волшебных веществах говорит Айболит?

Вос-ль : Ребята, давайте расскажем Нехочухе, как полезны для здоровья эти витамины.

Дети: Я витамин А , важен для зрения и роста.

Нахожусь в моркови, помидорах, петрушке.

Я витамин В , помогаю работать нашему сердцу

Нахожусь в молоке, в мясе, хлебе.

Я витамин С — укрепляю весь организм,

Я нахожусь в апельсинах. лимонах, ягодах, капусте, луке.

Вос-ль: И какой же здесь напрашивается вывод?

Дети: Все витамины важны для здоровья.

Дети читают стихи про овощи и фрукты.

Я толстый красный помидор,

Люблю детишек с давних пор.

В каждом польза есть и вкус,

Чтоб здоровым сильным быть,

Фрукты и овощи надо любить

От простуды и ангины помогают апельсины.

Вос-ль: Нехочуха, ты поняла советы Айболита?

Нехочуа: Я поняла, теперь буду много кушать овощей и фруктов, чтобы не болеть .

Пальчиковая гимнастика «Салат»

Мы морковку чистим- чистим,

Вос-ль: Ребята, я сейчас вам загадаю загадки, а вы должны отгадать.

Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Узнали вы, кто я?…
(Свекла)

Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,
Вкусен и сырой. Кто же я такой?
(Огурец)

Сто одежек — Все без застежек.
(Капуста)

На сучках висят шары,
Посинели от жары.
(Слива)

Сидит дед во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
(Лук)

Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
И маленькие детки.
(Яблоко)

Он бывает, дети, разный –
Желтый, травяной и красный.
То он жгучий, то он сладкий,
Надо знать его повадки.
А на кухне – глава специй!
Угадали? Это…
(Перец)

Кругла да гладка,
Откусишь- сладка.
Засела крепко
На грядке…
(Репка)

Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице.
(Морковь)

Он кусает — но не пес.
Зубок есть. Но, где же рот?
Белый носит сюртучок.
Что это, скажи…
(Чеснок)

Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
А копать под осень стали
Не одну нашли, а десять.
(Картошка)

Вос-ль: Ребята, значит, какие бывают витамины?

Читайте также:  Хорошие комплексы витаминов для детей от 3 лет

Вос-ль: Для чего нужны витамины?

Дети: Чтобы не болеть, быть здоровым.

Цель: формировать у детей представления о правильном питании и здоровом образе жизни.Задачи: познакомить с понятием «витамины», их роли в жизни человека;закреплять понятия «овощи», «фрукты», «ягоды», .

Цель нашего проекта – Ознакомление детей с разнообразием овощей, ягод и фруктов и их значением для организма.

За последние 10-15 лет наш рацион изменился до неузнаваемости. С самого раннего детства у ребенка формируются вкусовые пристрастия и привычки. В их формировании важнейшую роль играет семья. Мы постоян.

Проект обеспечивает достижение конкретных результатов за короткий срок: дети получают знания о витаминах, правильном питании и здоровом образе жизни; учатся изготавливать книжки-малышки.Реализация про.

Экологический проект «Витамины — наши друзья».ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТААвтор проекта: Хатющенко О.А. музыкальный руководитель.Вид, тип проекта: краткосрочный, творческий.Сроки проведения: 2-3.

Проект обеспечивает достижение конкретных результатов: дети получают знания о витаминах, правильном питании и здоровом образе жизни; учатся изготавливать книжки-малышки. Реализация проекта .

Привитие детям стойкого интереса к знаниям о витаминах, об их пользе для человека и о том, в каких продуктах они находятся.

источник

Автор: Мочалова Светлана Анатольевна

Недостаточность витаминов в организме детей в весенний период. Дети не в полной мере овладели культурно — гигиеническими навыками. Недостаточное количество дидактического материала в группе по данной теме.

дети младшего дошкольного возраста очень неохотно употребляют овощи и фрукты, не осознают их полезности. О том, что овощи и фрукты полезны для здоровья, нам известно ещё с раннего детства. В них содержится большое количество полезных витаминов, минералов и различных веществ, без которых не может обойтись человеческий организм. На сегодняшний день насчитывается почти четыреста различных их видов, каждый из которых обладает уникальными свойствами и характеристиками.

Формирование представлений детей о полезной пище, объяснить, что в овощах содержаться витамины, необходимые для нашего здоровья.

Создать условия для развития познавательного интереса детей.

Научить детей различать овощи по характерным признакам: цвету, форме и вкусу и называть их.

Учить использовать в речи обобщающее слово «овощи».

Сформировать желание употреблять в пищу сырые и варёные овощи и фрукты; и блюда из них.

Дать знания о том, в каком виде употребляют овощи и фрукты.

Развивать творческие качества дошкольников, мышление, логику, речевые навыки.

Научиться различать овощи и фрукты по определенным признакам.

Научиться использовать в своей речи обобщающие слова «овощи», «фрукты», «ягоды».

Сформировать желание есть овощи, фрукты и блюда из них.

Сформировать навык обязательного включения в рацион своего ребенка растительной пищи.

Чаще включать в домашнее меню блюда из овощей и фруктов (особенно салаты в сыром виде).

-Дети знают и называют овощи по внешнему виду, цвету, форме.

-Дети понимают, что овощи растут на огороде, на грядке.

-У детей сформированы представления о пользе витаминов.

-Развитие познавательно-исследовательских и творческих способностей детей.

-Повышение речевой активности, активизация словаря по теме «Овощи»

-Проявить желание у детей есть овощи в любом виде (сырые, жаренные, варённые).

-Привлечь родителей в реализации проекта.

1) у большинства детей сформированы основы гигиенических навыков;

2) дети ежедневно слышат информацию о полезной и вредной пищи для здоровья человека (во время завтрака, полдника, обеда, ужина), о ценности здоровья (подвижные игры, физминутки, различные виды гимнастик).

1) родители с желанием приняли участие в спортивном развлечении «Неболейка»;

2) выразили желание приобрести массажные дорожки для группы и дома;

3) приняли участие в оформлении фотогазеты «Первые шаги ребенка к здоровью».

1) установлены партнерские отношения с семьями детей группы;

2) создана атмосфера взаимопонимания, направленная на развитие и укрепление здоровья детей.

Опрос родителей « здоровье вашего ребенка».

Цель: выявление отношения семьи к ЗОЖ? C облюдению принципов здорового образу жизни в семье.

Выявление уровня знаний детей о правилах гигиены и значимости их для сохранения и укрепления здоровья.

Подбор методической и художественной литературы по формированию культуры здоровья.

Подготовка и подбор материалов для изготовления картотек по разделам:

«Подвижные игры для детей 2 младшей группы», «физкультминутки», «пальчиковые игры».

Ситуативные разговоры о пользе утренней гимнастики, о необходимости мыть руки перед едой

Беседы « Безопасность в группе», «Где живут витамины?»

Игровые ситуации «Расскажи Лунтику , что такое хорошо и что такое плохо», «Айболит в гостях у ребят».

Дидактические игры «Правила чистюли», «Уложим куклу спать», «Назови части тела», «У нас порядок», «Угадай на вкус», «Полезно-вредно».

Экскурсия по детскому саду «Кто заботится о детях в детском саду?»

Сюжетно-ролевая игра «Больница».

Чтение художественной литературы: А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковский «Мойдодыр», «Доктор Айболит», С. Михалков «Про девочку которая плохо кушала», Н. Павлова «Света любит шоколадки…»

лепка «Красиво, вкусно, полезно»

Цель: вызвать интерес к лепке как виду изодеятельности, укреплять кисти рук, развивать мелкую моторику, развивать способности к формообразованию и композиции. Развивать активность, познавательный интерес.

Цель: учить рисовать круги, закреплять умение правильно держать кисть, закреплять цвета. Воспитывать эстетические чувства.

НОД «физическая культура», подвижные игры, физкультминутки, пальчиковые игры.

Консультация: «Профилактика простудных заболеваний в зимний период»

Итоговое мероприятие: физкультурно-оздоровительный досуг «По лесочку мы гуляли…»

Цель: вызвать у детей эмоциональный отклик и желание участвовать в физкультурно-оздоровительном досуге, закреплять двигательные навыки детей, создать атмосферу дружелюбия и радости.

Ожидаемые результаты: созданы условия для здорового образа жизни детей в детском саду.

Хороводная игра «Есть у нас огород».

Воспитатель поет, а дети передвигаются по кругу и подпевают:

(В круг встает и танцует ребенок с маской лука)

Там морковка растет…(В круг выходит ребенок в маске моркови)

Там свеколка растет…(Ребенок в маске свеклы). Можно перечислять любые овощи (на усмотрения воспитателя)

Дети наклоняются и собирают овощи с грядки.

3. Игра малой подвижности «Огород у нас в порядке».

В корзине у воспитателя лежат овощи.

Воспитатель: Хороший урожай мы собрали. А капуста, какая замечательная выросла.

А давайте вспомним, как все начиналось.

Мы весной вскопали грядки (имитация работы лопатой)

Мы пололи огород (наклоны, руками достать до пола)

Поливали огород (показать, как поливали)

В лунках маленьких не густо

Посадили мы капусту (присесть на корточки, обхватить руками колени)

Разрасталась вширь и ввысь (медленно подняться)

Говорит: «Посторонись!» (топнуть ногой в конце фразы)

4. Пальчиковая гимнастика «Капуста».

Воспитатель показывает детям капусту и говорит:

Вот какая у нас капуста выросла. А чтобы зимой нам ею угощаться, мы ее сейчас засолим.

5. Дидактическая игра «Кто быстрее соберет помидоры».

Воспитатель: Наши бабушки и мамы на зиму консервируют огурцы и помидоры. Мы с вами уже закрывали в банки красные помидоры. Но на моем огороде уродились разные помидоры: красные, желтые, есть еще и зеленые (они покраснеют). Они все перемешались в корзинке. Помогите ребята их разложить по ящикам.

6. Инсценировка сказки «Репка».

Чтоб здоровым, сильным быть.

В каждом польза есть и вкус

Всех с собой возьму я в сад

Воспитатель спрашивает у детей: Какие овощи вы знаете? (Ответы детей)

Молодцы. А я знаю одну семью, где вырастили очень большой овощ. Хотите узнать какой? Тогда смотрите инсценировку сказки «Репка».

Входит дед и репка (дед сажает репку и уходит, репка сидит на корточках)

Дед: (выходит, пытается тянуть репку)

Как в земле засела крепко!

Иду, иду! Вот так репка, ай — я — ай,

Дед: Нет, не можем мы сорвать,

Бабка: Внучка, внученька беги,

Бабка: Нет, не можем мы сорвать,

Внучка: Жучка, Жучка, к нам беги,

Внучка: Нет, не можем мы сорвать,

Жучка: Кошка, кошка, к нам беги,

Жучка: Нет, не можем мы сорвать,

(все герои сказки танцуют под р. н. мелодию)

К платью желтому привыкла,

В листьях прячутся на грядке.

С жарким солнышком дружил.

В землю спряталась Девица.

8. Дидактическая игра «Овощное лото».

Цель: Активизировать словарный запас ребёнка. Расширять запас имён существительных в активном словаре детей. Закреплять обобщающие понятия.

Оборудование: Предметные картинки, карточки с такими же картинками, карточки с пустыми окошками.

Описание игры: В игру могут играть от одного до пяти человек.

1 вариант: Ребёнку предлагается найти такие же картинки как на карточке и назвать предметы.

2 вариант: Ребёнок находит все картинки и классифицирует. Например: «Я собрал овощи» и т.д.

Выигрывает тот, кто раньше закроет свою карту.

9. Дидактическая игра «Чудесный мешочек» (овощи).

Проект в 1 младшей группеЦель – учить детей узнавать предметы по характерным признакам. Воспитатель прячет все овощи в мешочек, а дети по очереди на ощупь отгадывают и называют, что это за овощ.

10. Подвижная игра «Кабачок».

Дети идут по кругу, держась за руки, В середине круга сидит ребенок — «кабачок»( в маске)

«Кабачок» танцует, а потом выбирает другого ребенка, который становится «кабачком».

источник

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp» , которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.


Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию РФ

Курсовая работа
на тему: «Анализ рынка детских витаминных препаратов».

1. Введение………………………………………………………… …………3
1.1. Витаминные препараты, назначение……………………… …………8
2. Витаминные препараты для детей…………………………… ………….15
3. Экспериментальная часть
3.1 Теоретические основы…………………………………………………17
3.2. Практическая часть……………………………………………………19
4. Заключение…………………………………………………… ……………25
5. Список литературы………………………………… ……………………. 27

1. ВВЕДЕНИЕ
Витамины — группа низкомолекулярных органических соединений относительно простого строения и разнообразной химической природы. Это сборная, в химическом отношении, группа органических веществ, объединённая по признаку абсолютной необходимости их для гетеротрофного организма в качестве составной части пищи. Витамины содержатся в пище в очень малых количествах, и поэтому относятся к микронутриентам.
Витамины участвуют во множестве биохимических реакций, выполняя каталитическую функцию в составе активных центров большого количества разнообразных ферментов либо выступая информационными регуляторными посредниками, выполняя сигнальные функции экзогенных прогормонов и гормонов.
Они не являются для организма поставщиком энергии и не имеют существенного пластического значения. Однако витаминам отводится важнейшая роль в обмене веществ.
Концентрация витаминов в тканях и суточная потребность в них невелики, но при недостаточном поступлении витаминов в организм наступают характерные и опасные патологические изменения.
Большинство витаминов не синтезируются в организме человека. Поэтому они должны регулярно и в достаточном количестве поступать в организм с пищей или в виде витаминно-минеральных комплексов и пищевых добавок.
Недостаток какого-либо из витаминов приводит к развитию определенного заболевания, хотя в то же время в организм может поступать с пищей большое количество других веществ, дефицит которых не скажется на здоровье. Дело в том, что человеческий организм не может самостоятельно синтезировать витамины из других веществ, он может получать их только из пищи, тогда как некоторые животные и растения способны синтезировать определенные витамины.
Витамины необходимы организму для нормального обмена веществ и протекания химических реакций. Некоторые витамины входят в состав энзимов – химических веществ, изменяющих скорость химических реакций, другие являются элементами гормонов, регулирующих рост и нормальное функционирование организма. Некоторые витамины выполняют сразу несколько функций: например, витамины А, Е и С также являются антиоксидантами, помогающие нашему организму справиться со свободными радикалами. Активность многих витаминов также зависит от наличия определенных минералов.
Витаминные препараты – лекарственные средства, используемые при витаминной недостаточности и для лечения болезней, имеющих симптомы, сходные с симптомами гипо- и авитаминозов. Первый витамин (В1) был выделен биохимиком польского происхождения Казимежем Функом (Funk, 1884-1967). В 1912 этот ученый выделил из рисовых отрубей вещество, излечивающее от полиневрита (бери-бери), и назвал его витамином, подчеркнув тем самым его важность для нормальной жизнедеятельности (от латинского vita – жизнь, amin – азотсодержащее соединение). Несмотря на то, что не все витамины являются аминами, это название закрепилось за всей группой этих веществ. Этот же исследователь ввел термин «авитаминоз».
Хронический дефицит витаминов и минеральных веществ представляет серьезную опасность как для нынешнего, так и будущего поколений, требует обязательной коррекции. Это достигается не периодическими курсами, а постоянным поступлением этих веществ в организм за счет обогащенных продуктов (натуральные соки, цельное молоко и др.) и поливитаминных препаратов с минеральными компонентами. Отметим, что при различных заболеваниях, стрессах, интоксикациях потребность организма в витаминах и минеральных веществах существенно возрастает (в 5-10 раз).
К жирорастворимым витаминам относят 4 витамина: витамин А (ретинол), витамин D (кальциферол), витамин Е (токоферол), витамин К, а также каротиноиды, часть из которых является провитамином А. Но холестерин и его производные (7-дегидрохолесторол) также можно отнести к провитамину D.
К водорастворимым витаминам относят 9 витаминов: витамин B1 (тиамин), витамин В2 (рибофлавин), витамин В5 (пантотеновая кислота), витамин РР (ниацин, никотиновая кислота), витамин В6, (пиридоксин), витамин В9 (витамин Вс, фолиевая кислота), витамин В12 (кобаламин) и витамин С (аскорбиновая кислота), витамин Н (биотин).

Коферменты Антиоксиданты Прогормоны
Тиамин Витамин А Витамин А
Рибофлавин
Пиридоксин Витамин Е
Ниацин
Пантотеновая кислота Каротиноиды Витамин D
Фолиевая кислота
Витамин В12 Витамин С
Витамин К
Биотин

Таблица 1. Физиологическая классификация витаминов

Витамины обладают большой метаболической активностью, из чего следует, что нельзя допускать бездумный прием этих препаратов.
Функции витаминов:
а) Витамин А (ретинол)-важен для зрения, поддерживает нормальное состояние слизистых оболочек внутренних органов. При кормлении грудью требуется увеличение дозы препарата.
б) Витамин В1 (тиамин)-принимает участие в утилизации углеводов. Необходимое количество: 1,3-1,9 мг в сутки.
в) Витамин В2 (рибофлавин)-препарат влияет на функции нервной системы, белковый обмен, рост; способствует заживление ран. Необходимое количество: 1,3 мг в сутки.
г) Витамин В6 (пиридоксин)-участвует в обмене аминокислот, формировании и росте эритроцитов. Необходимое количество: 1,5-3 мг в сутки.
д) Витамин в12 (цианокобаламин)-участвует в белковом обмене, в процессе кроветворения, способствует усвоению организмом каротина, повышает иммунитет. Необходимое количество: 3-4мг в сутки.
е) Витамин В9 (фолиевая кислота)-вместе с витамином В12 обеспечивает нормальное кроветворение, свертывание крови, предупреждает атеросклероз. Необходимое количество: 2-3 мг в сутки.
ж) Витамин С (аскорбиновая кислота)-обогащает органы гликогеном, уменьшает проницаемость сосудистых стенок, предупреждает возникновение аллергии, регулирует функции печени и поджелудочной железы, способствует свертыванию крови, улучшает сопротивляемость организма инфекциям; помогает всасыванию негемного железа. Необходимое количество: 50-70 мг в сутки.
з) Витамин Р (рутин)-обеспечивает нормальную проницаемость капилляров, понижает артериальное давление, нормализует сердцебиение, регулирует суточное выделение мочи, участвует в желчеобразование, повышает содержание кальция в сыворотке крови. Необходимое количество: не установлено, но при нормальном питании гиповитаминоза не возникает.
и) Витамин РР (никотинамид, никотиновая кислота)-участвует в обмене веществ, регулирующих углеводный обмен, обмен железа и холестерина, влияет на функциональное состояние центральной нервной системы, сердечно-сосудистой системы, пищеварительной системы и кроветворной системы; регулирует функцию поджелудочной железы, нормализует артериальное давление, оказывает благотворное влияние на функции печени. Необходимое количество: 15-25 мг в сутки.
к) Витамин D (холекальциферол)-оказывает влияние на внутриклеточные окислительные процессы, регулирует минеральный обмен (особенно кальциево-фосфорный), поддерживает постоянный уровень кальция и фосфора в крови, способствует отложению кальция в костях, нормализует функцию эндокринных желез, особенно паращитовидных. Необходимое количество: 0,001 мг в сутки.
л) Витамин Е (токоферол)-необходим для укрепления мышц, поддерживает здоровое состояние кожи, регулирует гормональную систему. Необходимое количество: 3-15 мг в сутки.
м) Витамин К-обеспечивает свертывание крови, участвует в образование белков, способствующих отложению кальция в костях. Необходимое количество: 0,2-0,3 мг в сутки.

Читайте также:  Хорошие комплексные витамины для детей

1.1. Витаминные препараты, назначение.

Витаминные препараты имеют весьма широкое применение:
1) при беременности;
2) для пожилых людей;
3) для иммунитета;
4) для зрения;
5) для детей;
6) в стоматологии;
7) при аллергии;
8) при депрессии.

Применение при беременности.
Будущие матери испытывают повышенную потребность в витаминах, прежде всего, в витаминах A, C, B1, B6, фолиевой кислоте. Необходимо, чтобы организм женщины был обеспечен всеми этими микронутриентами еще до зачатия ребенка и на протяжении всего периода беременности и кормления грудью. Это избавит мать и ее ребенка от многих неприятностей и осложнений.
Следует помнить, что во время планирования и ведения беременности надо очень осторожно относиться к приему витамина A или ретинола. В высоких дозировках этот витамин может обладать тератогенным действием и провоцировать развитие различных аномалий у плода. Поэтому очень важно во время ведения и планирования беременности внимательно относится к дозам этого витамина. Допустимая для беременных дозировка витамина A равна 6600 МЕ или 2 мг в сутки.
Недостаточная обеспеченность витаминами женщины в период зачатия ребенка и беременности может быть причиной врожденных аномалий развития, гипотрофии, недоношенности, нарушений физического и умственного развития детей. Вот почему, планируя беременность, необходимо подумать о приеме поливитаминных комплексов.

Применение для пожилых людей.
С возрастом в организме человека происходят изменения, которые требуют перестройки питания. У пожилых людей снижена всасывательная способность пищевых ингредиентов, энергетический обмен также снижен. Кроме того, хронические заболевания, прием лекарственных препаратов приводят к тому, что человек регулярно недополучает необходимые ему вещества, в первую очередь, витамины, минералы и микроэлементы. Показано, что у 20-30% пожилых людей потребление, например, витамина В6 ниже рекомендуемого. А содержание в крови витаминов В1 и В2 намного ниже нормы у значительного числа людей преклонного возраста. Особенно важны витамины для пациентов, находящихся на лечении в больницах. Почти треть всех больных в клиниках США страдает от гипо- и авитаминозов. Дефицит витамина Е обнаружен у 80% пожилых пациентов, витамина С — у 60%, витамина А — до 40%. С другой стороны, пожилые люди, регулярно принимающие витаминные препараты, ведут более активный образ жизни, о чем свидетельствуют многочисленные медицинские и социальные исследования.
Применение для укрепления иммунитета.
Иммунная система защищает нас от воздействия внешних неблагоприятных факторов, это своего рода «линия обороны» против агрессивного действия бактерий, грибков, вирусов и т.д. Без здоровой и эффективно работающей иммунной системы организм ослабевает и гораздо чаще страдает от вирусных и бактериальных инфекций.
Иммунная система защищает организм и от его собственных клеток, у которых нарушена организация и которые утратили свои нормальные характеристики и функции. Она находит и уничтожает такие клетки, являющиеся потенциальными источниками рака.
Давно известно, что витамины необходимы для образования иммунных клеток, антител и сигнальных веществ, участвующих в иммунном ответе. Суточная потребность в витаминах может быть небольшой, но именно от обеспеченности витаминами зависит нормальная работа иммунной системы и энергетический обмен. Вот почему витаминный дефицит ускоряет старение организма и увеличивает частоту возникновения инфекционных заболеваний и злокачественных опухолей, что значительно сокращает продолжительность и качество жизни.[6]
При недостаточности витамина E уменьшается образование антител и активность лимфоцитов. Уменьшение выработки антител возможно также при дефиците витаминов A, B5 (пантотеновой кислоты), B9 (фолиевой кислоты) и H (биотина). Дефицит фолиевой кислоты снижает скорость реакции иммунной системы на инородные факторы. Дефицит витамина A ослабляет иммунную систему организма при проникновении в организм инородных белков. Дефицит витамина B12 уменьшает мощность реакции иммунной защиты и снижает ее способность убивать чужеродные клетки. Дефицит витамина B6 уменьшает способность нейтрофилов переваривать и разрушать бактерии.
И наоборот:

    Витамины группы B помогают стимулировать деятельность иммунной системы во время стресса, после операции или травмы.
    Прием поливитаминов, содержащих витамины A, C, D, E, B6 помогает укрепить иммунную систему и предупредить простудные вирусные заболевания.
    Витамин B6 стимулирует синтез нуклеиновых кислот, которые необходимы для роста клеток и выработки антител для борьбы с инфекцией.
    Витамин C или аскорбиновая кислота повышает активность макрофагов в борьбе с инфекционными агентами.
    Прием витамина E повышает устойчивость к заболеваниям во всех возрастных группах, а особенно он полезен пожилым пациентам.
    Доказано, что дети, которым родители регулярно дают витамины, реже болеют распространенными инфекционными болезнями, ОРЗ, отитами, синуситами.

Важную часть профилактики ОРЗ и гриппа в сезон повышенной заболеваемости составляет прием поливитаминов. Это поможет избежать заболевания, поддержать ваш организм, повысить иммунитет.
Следует обращать пристальное внимание и на выбор подходящего и эффективного препарата.
Специалисты рекомендуют принимать препараты, которые содержат в своем составе весь спектр жизненно важных витаминов, причем, что не менее важно, комплекс должен быть качественным и хорошо сбалансирован по дозировкам. Это будет гарантией эффективности и безопасности препарата. Высокое качество и оптимальные дозировки витаминов позволяют значительно снизить риск аллергических реакций, которые, к сожалению, нередко встречаются в последнее время, а это, в свою очередь, обеспечит возможность провести профилактический курс полностью.
Применение для детей.
Сегодня, как в прочем и всегда, на приеме у педиатров родители очень часто задают вопрос о необходимости приема витаминов или, наоборот, отсутствии таковой, об эффективности и безопасности применения тех или иных витаминных комплексов у их детей, а также о том, каким именно им следует отдавать предпочтение и почему.[1]
Содержание витаминов в пищевом рационе может меняться и зависит от разных причин: от сорта и вида продуктов, способов и сроков их хранения, характера технологической обработки пиши. Употребление в пищу консервированных продуктов также создает большую проблему в этом плане. Высушивание, замораживание, механическая обработка, хранение в металлической посуде, пастеризация и многие другие достижения цивилизации снижают содержание витаминов в продуктах. После трех дней хранения продуктов процент витаминов значительно снижается. А ведь в среднем 9 месяцев и более в году жители нашей страны употребляют в пищу овощи и фрукты замороженные, длительно хранящиеся или же выращенные в теплицах. Хранение капусты при комнатной температуре 1 день влечет за собой потери витамина C на 25%, 2 дня — 40%, 3 дня — 70%. При жарке свинины потеря витамина B составляет 35%, тушении — 60%, варке — 80%.
Недостаточное поступление витаминов с пищей приводит к развитию гиповитаминозов, которые не имеют четкой выраженной клинической картины. Их признаками могут быть такие неспецифические симптомы, как быстрая утомляемость, общая слабость, снижение концентрации внимания, пониженная работоспособность, плохая сопротивляемость инфекциям, повышенная раздражительность, изменения состояния кожи и слизистых оболочек.[1]
Применение при аллергии.
Актуальность проблемы аллергии возрастает с каждым днем. Аллергических заболевания стоят на первом месте по распространенности среди всех неинфекционных заболеваний. А количество пациентов, страдающих аллергией, только за последнее десятилетие утроилось.
Пациенты с аллергическими заболеваниями являются одной из групп риска по развитию гиповитаминозов. Особенно значительный дефицит витаминов испытывают пациенты с пищевой аллергией и атопическим дерматитом, что вызвано несколькими причинами:
В первую очередь, гиповитаминоз провоцируют элиминационные мероприятия (как один из основных методов терапии), направленные на устранение действия аллергенов, включают, в том числе, и неспецифическую и/или специфическую гипоаллергенную диету, состоящую из ограниченного списка пищевых продуктов. Это закономерно приводит к тому, что суточная потребность ребенка в витаминах не обеспечивается.
Кроме того, большинство людей с аллергическими заболеваниями, особенно с атопическим дерматитом, страдают дисбактериозом, при котором нарушается усвоение витаминов, поступающих с пищей, а также эндогенный синтез витаминов группы B, что усугубляет проявления гиповитаминоза.
Все перечисленное приводит к повышению потребности в витаминах у детей и взрослых с различной аллергопатологией.
Несмотря на очевидную необходимость витаминотерапии, многочисленные лекарственные формы витаминов и поливитаминов, выбор этих препаратов у пациентов с аллергическими заболеваниями, как правило, бывает затруднен. Причина — риск возникновения аллергических реакций к вспомогательным компонентам поливитаминных комплексов определенных производителей и самим витаминам, преимущественно группы В. Это часто приводит к необоснованному отказу от назначения поливитаминов данной группе пациентов как врачами- аллергологами, так и педиатрами, и, как следствие, усугублению гиповитаминоза.[5, 6]
Применение в стоматологии.
Витамины и родственные им препараты широко применяются для профилактики и в составе комплексной терапии заболеваний челюстно-лицевой области. Проявляя высокую биологическую активность в очень малых дозах, они необходимы для нормального клеточного метаболизма и трофики тканей, пластического обмена, трансформации энергии, нормальной работоспособности всех органов и тканей, поддержания таких жизненно важных функций как рост и регенерация тканей, репродукция, иммунологическая реактивность организма.
Основной источник поступления витаминов в организм человека — пища. Некоторые витамины (группы B и K) синтезируется микрофлорой толстого кишечника или могут образовываться в организме человека в процессе обмена из близких по химическому составу органических веществ (витамин A — из каротина, витамин D — из стеринов в коже под влиянием ультрафиолетовых лучей, витамин PP — из триптофана). Однако синтез витаминов в организме незначителен и не покрывает общей потребности в них. Жирорастворимые витамины могут задерживаться в тканях организма, а большинство водорастворимых витаминов (за исключением витамина B12) не депонируется, поэтому их недостаток быстрее приводит к дефициту и они должны поступать в организм систематически.[5,6]
Итак, можно сделать вывод о необходимости применения витаминов для предотвращения множества болезней.

2.ВИТАМИННЫЕ ПРЕПАРАТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Детский организм быстро растет и развивается, поэтому важно, чтобы питание ребенка было разнообразным и содержало все необходимые витамины и микроэлементы, необходимые для правильной регуляции биохимических процессов.
В осенне-зимний период проблема гиповитаминозов и нехватки микроэлементов у детей особенно актуальна: на фоне недостаточного потребления витаминов и микроэлементов у ребенка развивается иммунодефицитное состояние, повышающее склонность к постоянным простудам, провоцирующее общую слабость, быструю утомляемость и нервозность. [1,6]
Подобрать витамины для ребенка зачастую бывает непросто. Возникает множество вопросов. С какого возраста стоит давать витамины? В какой форме лучше выбрать препарат — сироп, капли, таблетки? Какие витамины выбрать для ребенка — синтетические или натуральные?
Если говорить о возрастных аспектах приема витаминов, то сразу следует выделить витамин D: его можно давать уже с 3-4 недели жизни малыша в целях профилактики рахита. А вот все остальные витамины добавлять в пищу ребенка можно с 1-2 лет. При этом следует ориентироваться на то, какие сигналы подает детский организм о нехватке того или иного витамина или микроэлемента. Так, если кожа ребенка сухая и шелушится, это говорит о гиповитаминозе А, если под глазами видны «синяки», то, скорее всего, имеет место недостаток витамина C. Белые пятна на ногтях говорят о нехватке цинка, а если ребенок выглядит усталым и плохо кушает, то это признак дефицита витамина В1.[1,6]
Что касается формы выпуска витаминов, то для самых маленьких лучше всего подходят витаминные комплексы в виде геля, сиропа или капель: они приятны на вкус, легко подмешиваются в пищу или напитки, удобны в плане дозирования. Таким образом, в аптеках должен быть предусмотрен ассортимент «малышовых» витаминных комплексов: «Биовиталь Киндер гель» и «Джунгли Беби», капли (оба — Bayer), «Мульти-табс Беби АСД», капли (Ferrosan), «Пиковит», сироп (KRKA) и др. [1,3]
У детей постарше (дошкольный возраст) симпатией пользуются витамины в виде жевательных таблеток. Среди витаминно-минеральных комплексов, выпускаемых в такой форме, хорошо известны такие наименования, как «ВитаМишки» (Farmamed), «Гамсы» («Валента»), «Мульти-табс Малыш», «Джунгли» и др. [1,5]
Наиболее велик выбор витаминно-минеральных препаратов для детей раннего школьного и подросткового возраста; ребята в этом возрасте уже могут без проблем принимать «обычные» таблетки, являющиеся самой распространенной формой выпуска поливитаминов. Поэтому для данной «целевой аудитории» можно рекомендовать такие комплексы, как «Алвитил» (Solvay), «Алфавит для детей» («Аквион»), «Витрум юниор» (Unipharm), «Компливит» («УфаВита»), «Сана Сол для школьников» (Nycomed), «Мульти-табс Юниор» и др.
Витаминные препараты отличаются друг от друга не только по составу, форме выпуска, но и по происхождению. Синтетические витамины получают путем химического синтеза и по своей структуре не отличаются от природных. Большинство витаминных препаратов имеет как раз синтетическое происхождение; для усиления активности к ним зачастую добавляют микроэлементы. При использовании таких витаминов надо помнить, что они предназначены в основном для профилактики гиповитаминозов. [1,5]

3. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Для выявления предпочтений населения среди современных витаминов для детей был проведён ассортиментный анализ этих препаратов в аптеках.
Если провести обзор фармацевтического рынка России за последние 10 лет, то можно наблюдать достаточно четкую зависимость уровня продаж от сезона. Традиционно зимне-весенний сезон (январь—апрель) является наиболее успешным для некоторых групп препаратов. Наиболее популярными в этот период являются противопростудные и противокашлевые препараты и витамины.[2]
Группа “Витамины” включает несколько фармгрупп: моновитамины, поливитамины, витаминно-минеральные комплексы. На сегодняшний день в розничном секторе российского фармрынка насчитывается около 480 торговых наименований ЛС, относящихся к витаминам. В этом же секторе обращается около 270 наименований БАД, относящихся по своему составу и действию (по способу позиционирования) к витаминам (источники моно- и поливитаминов). Итого розничный сектор представлен 750 торговыми наименованиями витаминов.
Необходимо также отметить тенденцию снижения продаж витаминов в натуральном выражении при увеличении стоимостных объемов продаж. Данная тенденция отмечается при оценке как рынка витаминов в целом по России. Это связано, прежде всего, с вытеснением дешевой продукции (моно- и поливитамины) более дорогими мультиминеральными комплексами. Вторая причина — постепенный переход производителей на выпуск упаковок с большим количеством блистеров или капсул, что обеспечивает возможность более длительного приема и, соответственно, снижает необходимость повторной покупки препаратов.[2,5]
В РФ в тройку лидеров среди торговых марок витаминов по доле за исследуемый период вошли “Витрум” (доля розничного рынка ЛС витаминов РФ — 17,87%); “Компливит” (11,08%); ТМ “Мульти-табс” по доле на российском розничном рынке витаминов оказалась на 3-й позиции (8,87%). Обращает на себя внимание значительный прирост доли рынка витаминов (по сравнению с 2008 г.) ТМ “Селмевит” (“Фармстандарт-Уфавита”).[2]
и т.д.

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

источник