Меню Рубрики

Роль витаминов для детей раннего возраста

Как известно, витамины – это жизнь. Без них человеческий организм не может функционировать, ведь они обеспечивают деятельность нервной, кровеносной, пищеварительной, репродуктивной систем, головного мозга и скелета. Ежедневное, регулярное поступление витаминов в организм продлевает нашу жизнь.

Значение витаминов возросло вместе с развитием цивилизации, ухудшением экологической обстановки, психическим напряжением. Эти факторы сопровождаются снижением в несколько раз содержания витаминов в продуктах питания. Наши организмы не могут получать достаточного количества витаминов в то время, когда они в этом особенно нуждаются.

В ходе научных исследований установлено, что даже при тщательно сбалансированном питании все потребности в витаминах и минералах не обеспечиваются и достигают только 30%.

Особое значение должны придавать этому факту родители, потому что правильное развитие организма ребёнка, невозможное без витаминов, имеет важное значение для его будущего здоровья.

Конечно, витамины нужны всем, больным и здоровым, любого возраста, в любое время года. Но существуют группы людей и ситуации, когда вопросу витаминов следует уделить особое внимание.

Дети. В первую очередь, это дети. Наибольшую потребность в адекватном поступлении витаминов испытывают быстро растущие дети первых месяцев и лет жизни. Малыши первого года жизни особо чувствительны к недостатку витамина D, играющего большую роль в процессе окостенения и образования зубов). Другими важными в детском возрасте витаминами являются: витамин C (иммунитет), витамины группы B (нервная система), витамин A («витамин роста»), фолиевая кислота. Позднее, в школьном возрасте, потребность в витаминах снова повышается в связи с новым толчком роста и повышенной умственной и эмоциональной нагрузкой.

Следующий этап, когда обеспеченность в витаминах также становится важна – это подростковый возраст. У девочек 11-12 лет и мальчиков 12-13 лет начинается половое созревание, в организме происходит много перемен, снова начинается активный рост. В этот период потребность в витаминах может быть даже выше, чем у взрослого человека. Согласно исследованиям, приём поливитаминных препаратов в этом возрасте снижает вероятность возникновения хронических заболеваний и повышает сопротивляемость организма.

Группой риска по дефициту витаминов также является возраст с 14 до 18 лет – время развития самостоятельности и противоречий, которые часто приводят к неправильному питанию и нездоровому образу жизни. Эти факторы влияют на количество поступающих полезных веществ и ухудшают обменные процессы. Но организм продолжает расти, и питание ему всё также необходимо.

Стресс. В результате стресса существенно снижается концентрация витаминов С и Е. Стрессовой может быть любая ситуация: ссора с близким человеком, переезд, перевод в другую школу или садик, развод родителей, рождения братика или сестрички, умственные и физические перегрузки и др. Однако следует помнить, что дополнительный прием витаминов не избавит от стресса.

Болезни. Наличие хронических заболеваний, а также острые заболевания увеличивают потребность организма в витаминах. То же происходит в период эпидемий и во время выздоровления (особенно после приема антибиотиков). Витамины обязательно используются в программе выздоровления детей, часто болеющих простудными заболеваниями>.

Для мозга важны витамины Е, В и С. Особенно велико влияние последнего. Увеличение его концентрации в организме на 50% повышает интеллектуальные возможности на 4 пункта. Излишки этого витамина вымываются из организма.

Время года. Конечно, зимой и весной, когда мы питаемся более однообразно, мало двигаемся, и наши обменные процессы замедляются, вопрос о приеме витаминных препаратов стоит особенно остро. Однако наши организмы, в особенности организмы детей, нуждаются в витаминах круглый год.

Есть и другие ситуации, при которых следует тщательнее следить за своим здоровьем, чему легко помогут витамины:

  • нерегулярное и однообразное питание,
  • плохой аппетит;
  • низкий уровень обмена веществ;
  • проживание в экологически неблагоприятных районах.

Недостаток витаминов в организме, гиповитаминоз, характерен больше для зимне-весеннего периода, однако даже богатое на овощи и фрукты лето не гарантирует нам поступления витаминов в необходимых количествах.

Организм может испытывать дефицит только одного элемента, но чаще всё-таки встречается недостаток нескольких витаминов. От того, чего именно организму не хватает, зависит проявление гиповитаминоза. Есть некоторые общие характерные моменты:

  • быстрая утомляемость,
  • сонливость,
  • раздражительность,
  • слабость,
  • головокружения,
  • плохой аппетит,
  • уязвимость к болезням,
  • обострение хронических заболеваний,
  • кровоточивость десен.
  • и др.
Факт

По данным американских исследований, дети, имеющие прямой доступ к свежим и натуральным фруктам, ягодам и овощам, растут более крепкими и здоровыми, меньше болеют и лучше развиваются.

Когда есть подозрение на гиповитаминоз, можно пройти лабораторные исследования, по результатам которых врач сможет подобрать наиболее подходящий витаминный или мультивитаминный препарат.

Для того, чтобы не довести свое состояние до гиповитаминоза, надо в первую очередь правильно питаться>. «Правильным» с точки зрения обогащения организма витаминами является питание, соответствующее следующим требованиям:

  • пища должна быть разнообразной, должна содержать натуральные продукты – крупы, бобовые, мясо, субпродукты, рыбу, овощи (в том числе листовые), фрукты;
  • употреблять хлебобулочные изделия из муки темной, грубого помола, с отрубями и цельными злаками;
  • как можно чаще применять мороженные и сушеные овощи и фрукты, если нет возможности есть их свежими;
  • ежедневно употреблять кисломолочные продукты (кефир, йогурт, творог);

использовать мясо с небольшой долей жира;

  • не злоупотреблять продуктами с сахаром и солью;
  • больше готовить на пару, отваривать, тушить и запекать, меньше – жарить.
  • Существующие 13 незаменимых витаминов делятся на жирорастворимые (А, Д, Е, К) и водорастворимые (остальные). Для поступления из пищи жирорастворимых витаминов необходимо готовить блюда с применением различных жиров. Для получения же водорастворимых в рационе должны присутствовать сырая пища, разнообразные фруктовые напитки, супы.

    Для детей первого года жизни огромное значение имеет продолжительное грудное вскармливание и своевременное введение прикорма. Немаловажен и такой режим дня, при котором ребенок имеет возможность хорошо отдохнуть и провести на воздухе достаточное время. Во время болезней содержание витаминов резко падает, поэтому к методам профилактики гиповитаминозов у детей относится своевременное лечение.

    Малыши, находящиеся на искусственном вскармливании, должны получать современные адаптированные смеси, содержащие весь необходимый спектр витаминов, макро- и микроэлементов.

    Ошибочно мнение, что зимой и весной мы можем «добрать» необходимое количество витаминов из домашних консервов. Больше всего витаминов сохраняется в замороженных, вымоченных и высушенных овощах и фруктах.

    Есть множество мифов о витаминах. Мнение о том, что витамины часто являются причиной аллергий, вызывает большую обеспокоенность многих родителей.

    Правда в том, что аллергическая реакция на витамины сами по себе развивается в очень редких случаях. Такие острые реакции, как крапивница, удушье и другие, вызываются компонентами, сопровождающими витамины в таблетках. Ведь три четверти содержания драже – это красители, подсластители, стабилизаторы, антиоксиданты, консерванты, формообразующие вещества.

    Тщательный подбор препарата, особое внимание к его составу и знание особенностей реакции на аллергенные вещества у конкретного ребенка помогут избежать многих неприятных ситуаций.

    Значение витаминов для организма огромно: без них нам сложно двигаться, мы будем часто болеть, работа всех наших органов нарушится. Но это совсем не значит, что прием витаминов избавит нас от всех неприятностей. Витамины – это не лекарства. Они лишь помогают организму функционировать.

    Статья подготовлена по материалам следующих сайтов:

    источник

    Опубликовано в журнале:
    «Практика педиатра», сентябрь 2011, с. 25-29

    Э.Э. Локшина, О.В. Зайцева, ГОУ ВПО «Московский государственный медикостоматологический университет» Минздравсоцразвития РФ

    Согласно данным НИИ питания РАМН, около 90% детского населения России испытывает недостаток в тех или иных витаминах и минералах [1]. К основным группам риска развития витаминной недостаточности относятся дети, проживающие в экологически неблагоприятных регионах, дети из социально неблагополучных семей, часто и длительно болеющие дети, а также дети с аллергическими заболеваниями.

    Одним из важных компонентов питания у детей являются микронутриенты (витамины и микроэлементы). Значение витаминов для обеспечения нормальной жизнедеятельности и поддержания здоровья детей чрезвычайно велико. В отличие от макронутриентов (белков, жиров и углеводов), витамины не служат источником энергии или «строительного материала», используемого для образования органов и тканей, а являются экзогенными регуляторами физиологических и биохимических процессов [2, 3]. Витамины принимают непосредственное участие во всех обменных процессах жизнедеятельности организма, а также входят в состав многих ферментов, выполняя роль катализаторов.

    Витамины необходимы для процессов роста, кроветворения, нормальной деятельности нервной, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, желез внутренней секреции, продуцирующих различные гормоны, для поддержания зрения и нормальных свойств кожи. Витаминам принадлежит также исключительно важная роль в обеспечении адекватного иммунного ответа, функционирования систем метаболизма ксенобиотиков, формировании антиоксидантного потенциала организма и в поддержании устойчивости человека к различным инфекциям, действию ядов, радиоактивного излучения и других неблагоприятных внешних факторов. Кроме того, обеспеченность микронутриентами необходима для нормального уровня интеллектуального развития ребенка [2, 4]. Минеральные вещества – также незаменимый элемент здорового питания. Макро- и микроэлементы одинаково необходимы для нормального существования организма и должны присутствовать в пище в достаточном количестве.

    Дефицит витаминов

    Классические авитаминозы в настоящее время встречаются крайне редко. Однако у детей раннего возраста нередко обнаруживаются признаки субнормальной витаминной недостаточности, представляющей собой доклиническую стадию дефицита витаминов и проявляющейся нарушениями метаболических и физиологических реакций, в которых участвует данный витамин, а также отдельными клиническими симптомами. Например, раздражительностью, головной болью при недостаточности тиамина, аскорбиновой кислоты, пиридоксина, кровоточивостью десен при недостаточности витамина С, сухостью кожи при недостаточности витаминов А и B2 [5, 6].

    Основными причинами субнормальной витаминной недостаточности являются: нерациональное питание ребенка или кормящей матери; широкое использование в питании детей рафинированных продуктов, лишенных витаминов в процессе их производства; потеря витаминов при длительном и нерациональном хранении и кулинарной обработке продуктов; нарушение баланса микрофлоры кишечника, участвующей в обмене ряда витаминов (фолиевой кислоты, рибофлавина, пиридоксина, цианокобаламина); нарушение усвоения витаминов при заболеваниях ЖКТ и патологии желчевыводящих путей. Среди других причин дефицита витаминов можно отметить недостаточное образование в организме активных метаболитов витаминов у детей с поражениями печени и почек, наследственные нарушения обмена витаминов и другие, которые встречаются гораздо реже [2].

    Субнормальная обеспеченность витаминами значительно снижает устойчивость детей к действию инфекционных и токсических факторов, физическую и умственную работоспособность, замедляет сроки выздоровления больных детей, способствует увеличению частоты и длительности обострений хронических заболеваний верхних дыхательных путей и ЖКТ.

    Таким образом, дефицит микронутриентов у детей раннего возраста приводит к замедлению темпов роста и умственного развития, угнетению иммунной сопротивляемости организма, способствует формированию у ребенка хронических заболеваний.

    Восполнение дефицита

    Особенности питания детей в современных условиях не позволяют полностью удовлетворить потребности во всех основных микронутриентах только за счет пищевого рациона. В связи с этим необходимо дополнительное обеспечение детей витаминами и микроэлементами. Профилактика поливитаминной недостаточности должна быть направлена на обеспечение полного соответствия между потребностями детей раннего возраста в микронутриентах и их поступлением с пищей.

    С увеличением количества компонентов в витаминно-минеральном комплексе (ВМК) увеличивается возможность и число взаимодействий между ингредиентами. Это приводит к тому, что для многих компонентов начинают реализовываться отрицательные эффекты их действия друг на друга на разных уровнях.

    При терапевтическом приеме витаминов и микроэлементов (то есть при проявлении клинических признаков недостаточности, требующих врачебного вмешательства) их употребление в виде отдельных препаратов или предпочтительных сочетаний (таких, как кальций и витамин D) является распространенной нормой. При профилактическом приеме ВМК разделение некоторых компонентов приводит к уменьшению взаимных отрицательных эффектов и улучшению эффективности поливитаминной/минеральной композиции. В современных ВМК необходимо учитывать наилучшую совместимость ингредиентов, а также их возможный антагонизм [7].

    Потребление достаточного количества макро- и микронутриентов с пищей и в составе ВМК оказывает выраженное положительное влияние на состояние многих органов и систем. В частности, сейчас уделяется большое внимание роли микронутриентов в формировании когнитивных функций у детей, их влиянию на поведение и настроение, что подтверждают систематические обзоры Cochrane [3].

    Учитывая индивидуальные особенности детей раннего возраста, выбор необходимых витаминов и минералов, а также методов восполнения их запасов должен происходить под строгим контролем врача-педиатра. Известно, что рацион питания детей от 1 года до 3 лет достаточно ограничен, а невозможность приема поливитаминных препаратов в форме таблеток и капсул существенно сужает выбор предлагаемых на рынке витаминных средств.

    Для оптимального роста и развития детей раннего возраста необходимы различные макро- и микронутриенты, однако совершенно в других количествах и пропорциях, чем для детей старшего возраста или взрослых. Кроме того, необходимо, чтобы витамины и микроэлементы усваивались в полном объеме, так как именно в этом возрасте обменные процессы протекают наиболее интенсивно.

    Особое внимание должно уделяться также и форме ВМК, так как дети раннего возраста не в состоянии разжевывать или глотать неизмельченные таблетки или капсулы, а вспомогательные компоненты (консерванты, красители, ароматизаторы), присутствующие в них, способны спровоцировать аллергические реакции.

    Отечественными учеными специально для детей от 1 года до 3 лет был создан витаминноминеральный комплекс Алфавит Наш малыш (компания «Аквион»), учитывающий все эти особенности детского организма. В препарате Алфавит Наш малыш суточная доза полезных веществ разделена на 3 порошка (каждый порошок упакован в индивидуальное саше), содержащих только совместимые компоненты. Вещества-антагонисты включены в состав разных порошков, что повышает эффективность ВМК, минимизируя нежелательные проявления взаимодействия компонентов. В состав ВМК Алфавит Наш малыш включены необходимые для детей младшего возраста микронутриенты: 11 витаминов (витамины А (в форме бета-каротина), В1, В2, В6, В12, С, РР, пантотеновая и фолиевая кислоты) и 5 минералов (кальций, магний, цинк, йод и железо).

    Читайте также:  Профилактика гриппа у детей витамины

    Кальций и витамин D необходимы для формирования и роста костей, здоровых зубов, профилактики рахита. Фолиевая кислота и витамин В12, действуя синергично, обеспечивают нормальный рост и развитие ребенка, улучшают аппетит, необходимы для работы нервных клеток и иммунной системы. Пантотеновая кислота необходима для нормального обмена белков и углеводов, а также для усвоения других витаминов, участвует в процессе образования энергии и синтеза гормонов. Витамин В6 и магний, действуя синергично, участвуют в функционировании нервной системы, необходимы для правильной работы важных ферментов. Йод участвует в синтезе гормонов щитовидной железы, от которых зависит формирование организма (прежде всего, нервной системы) и основные обменные процессы. Цинк входит в состав ферментов, необходимых для синтеза белков, участвует в регенерации тканей, развитии иммунной системы. Витамин В2 участвует в образовании энергии, способствует регенерации слизистых оболочек. Витамин РР обеспечивает правильную работу нервной системы и органов пищеварения. Комплекс антиоксидантов (бета-каротин и витамины Е и С) защищает от вредного воздействия свободных радикалов, повышает сопротивляемость организма инфекциям, способствует регенерации тканей. Железо необходимо для синтеза гемоглобина. Витамин В1 участвует в работе нервной системы, входит в состав ферментов, расщепляющих углеводы и аминокислоты, улучшает аппетит. Бета-каротин – безопасный источник витамина А, одна из функций которого – участие в цветовом и световом восприятии.

    Состав Алфавита Наш малыш был разработан в соответствии с рекомендациями ВОЗ по питанию детей раннего возраста и НИИ питания РАМН. Особое внимание было уделено переносимости отдельных компонентов и гипоаллергенности, что обеспечивается за счет разделения по разным порошкам веществ, образующих вместе потенциально небезопасные пары (например, витамин В12 усиливает аллергическое действие витамина В1, поэтому они принимаются раздельно и в разное время). Кроме того, использованы безопасные формы витаминов (например, витамин РР в виде никотинамида). Благодаря удобной лекарственной форме – растворимый порошок в саше – удалось избежать использования ненужных для детского организма вспомогательных веществ (красителей, консервантов, ароматизаторов).

    Таким образом, в состав Алфавита Наш малыш включены все необходимые витамины и минералы в соответствии с потребностями детей раннего возраста и с учетом взаимовлияния отдельных микронутриентов; вероятность аллергических реакций сведена к минимуму. Поэтому новый отечественный ВМК Алфавит Наш малыш может быть рекомендован для применения у детей от 1 года до 3 лет в качестве дополнительного источника витаминов и минералов.

    Примеры синергизма:

    • Витамин D положительно влияет на усвоение кальция.
    • Витамин С восстанавливает антиоксидантные свойства витамина Е.
    • Витамин С усиливает всасывание железа.
    • Витамин А помогает усвоению цинка.

    Примеры антагонизма:

    • Конкуренция марганца и железа снижает усвоение железа на 40%.
    • Витамин С окисляет до 30% витамина В12.
    • Кальций и железо конкурируют за усвоение.
    • Витамин В12 может усилить аллергические реакции, вызванные витамином В1.
    • Совместный прием цинка и железа снижает эффективность терапии.
    • Фолиевая кислота образует нерастворимое соединение с оксидом цинка, что уменьшает усвоение витамина В9.

    Список литературы:

    1. Талашова С.В. Алгоритм выбора витаминно-минерального комплекса в педиатрии // Русский медицинский журнал. – 2009. – Т. 17, № 4. – С. 308–311.
    2. Конь И.Я., Тоболева М.А., Димитриева С.А. Дефицит витаминов у детей: основные причины, формы и пути профилактики у детей раннего и дошкольного возраста // Вопросы современной педиатрии. – 2002. – № 1. – С. 62–66.
    3. Студеникин В.М., Балканская С.В., Щелковский В.И., Курбайтаева Э.М. Витаминноминеральная недостаточность у детей: соматические и психоневрологические аспекты проблемы // Лечащий врач. – 2008. –№ 1. – С. 19–22.
    4. Benton D. Micronutrient supplementation and intelligence of children // Neurosci. Biobehav. Reb. 2001; 25: 297–309.
    5. Коровина Н.А., Захарова И.Н., Заплатников А.Л. и др. Дефицит витаминов и микроэлементов у детей: современные подходы к коррекции: Руководство для практикующих врачей. – М.: Медпрактика-М, 2004. – 100 с.
    6. Шилина Н.М. Роль микронутриентов в развитии ребенка // Consilium medicum. Педиатрия. – 2007. –№ 2. – С. 74–77.
    7. Тутельян В.А., Спиричев В.Б., Шатнюк Л.Н. Коррекция микронутриентного дефицита – важнейший аспект концепции здорового питания населения России // Вопросы питания. – 1999. – № 1. – С. 3–11.

    Сведения об авторах:
    Локшина Эвелина Эдуардовна, доцент кафедры педиатрии ГОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет» Минздравсоцразвития РФ, канд. мед. наук.
    Зайцева Ольга Витальевна, заведующая кафедрой педиатрии ГОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет» Минздравсоцразвития РФ, профессор, д-р мед. наук.

    источник

    Витамины необходимы для правильного функционирования всех систем человеческого организма. Когда говорят о каких-то сбоях в работе иммунной или нервной системы, частых болезнях, то в первую очередь подозревают их недостаток. Основным источником полезных веществ, витаминов и минералов, должно стать правильное питание. Особенно важно их достаточное количество для детского организма.

    Витамины, содержащиеся в продуктах питания, способствуют правильному обмену веществ, помогают усваивать пищу и укрепляют здоровье в целом. Наиболее важны для человека следующие из них:

    • витамин А. Улучшает иммунитет и укрепляет зрение и скорость реакции. Источники — коровье молоко, сыр, шпинат, морковь. Недостаток витамина А приводит к ухудшению функций эндокринной системы, ослаблению иммунитета и ухудшению зрения;
    • витамин С. Также способствует укреплению иммунитета, улучшает состояние печени и способствует быстрому заживлению ран. Источники — цитрусовые, киви, черная смородина. Недостаток приводит к снижению работоспособности, физической и умственной активности, ухудшению иммунитета;
    • витамин B1. Способствует улучшению работы мозга, улучшает функции нервной системы. Источники: грецкие орехи, арахис, коровье молоко, крупы. Его недостаток приводит к сбоям в работе нервной системы, сердца и сосудов;
    • витамин B2. Способствует улучшению зрения, положительно влияет на здоровье ногтей и кожи. Источники: рыба, молочные продукты, зеленые овощи, сыр. От недостатка витамина B2 снижается острота зрения и работоспособность;
    • витамин E. Способствует заживлению ожогов и ран, стимулирует процесс регенерации клеток организма, улучшает работу щитовидной железы. Недостаток приводит к раннему старению организма. Содержится в куриных яйцах, бобовых, яблоках, черешне, рябине;
    • витамин D. Незаменим для формирования костной ткани, состояния ногтей и зубов. Больше всего витамина D можно получить летом, когда количество солнечного света увеличивается. В остальное время его ценными источниками являются рыба или рыбий жир. От недостатка витамина D часто развивается рахит и ухудшается состояние костей в целом.

    Питание без витаминов или с их низким содержанием приводит к печальным последствиям для организма взрослых и детей — ослаблению защитных сил, сбоям в некоторых системах организма и раннему старению. Поэтому важно сбалансированное питание с достаточным содержанием необходимых веществ.

    Польза витаминов для растущего детского организма не подвергается сомнению. Они необходимы для роста, физического и умственного развития ребенка. Обеспечение правильного и сбалансированного питания с достаточным содержанием белков, жиров и углеводов помогает расти и меньше болеть.

    Общее ухудшение экологической обстановки и рост уровня стресса не может не отражаться на здоровье детей и взрослых. Продукты питания не всегда способны обеспечить организм нужным объемом полезных веществ. Поэтому следует использовать химически синтезированные витаминные комплексы, содержащие суточную дозу того или иного полезного вещества.

    Витамины для детей, получаемые ими в достаточном количестве в разные периоды жизни, помогают гармонично развиваться. Например, для детей первого года жизни необходимо получение витамина D, способствующего росту зубов, развитию и укреплению костей. Дошкольникам и младшим школьникам необходим витамин A для роста, С — для укрепления иммунитета, B — для нервной системы.

    Витамины для детей 11-13 лет должны быть обязательно включены в рацион. В этот период начинается процесс полового созревания и гормональной перестройки. Поэтому подросткам необходимы вещества, способствующие укреплению иммунитета, эндокринной системы, работы сердца и сосудов.

    Комплексы витаминов для детей также должны содержать следующие вещества:

    • йод. Этот элемент необходим для правильного формирования и функционирования щитовидной железы. Проблемы в ее работе приводят к утомляемости, снижению успеваемости и умственной активности. Суточная норма йода для дошкольников — 90 мкг;
    • цинк. Помогает усвоению витамина А, способствует развитию памяти, зрения и, также, как и йод, улучшает общее состояние здоровья. Детям от 3 до 8 лет необходимо получать 3-5 мг цинка в сутки;
    • витамин B8. Как и вся группа B, он необходим для здоровья детей, правильного развития их нервной системы и улучшения активности. Его основные источники — мясо, рыба, цитрусовые;
    • холин. Этот компонент необходим для обеспечения правильной работы нервной системы. Он содержится в таких видах мяса, как индейка, кролик, телятина, и в составе витаминных комплексов. Суточная доза холина — 100-200 мг.

    Активное развитие организма дошкольников, младших школьников и подростков требует достаточного количества полезных веществ. Их можно получать из продуктов питания или детских витаминных комплексов.

    Поскольку здоровье детей и взрослых напрямую зависит от правильности выбранного рациона питания, то им необходимо получать достаточное количество полезных веществ из пищевых продуктов. Сбалансированное питание должно включать в себя такие продукты, как мясо, рыба, хлеб, фрукты, овощи, соки, крупы, орехи. Модные диеты, которыми увлекаются некоторые родители, могут сказываться на детском организме не самым лучшим образом.

    Не принесет пользы детям и употребление продукции фастфуда, сладких газированных напитков и большого количества кондитерских изделий. Вышеперечисленное практически не содержит полезных веществ и способствует развитию ожирения и ухудшению состояния зубов.

    Лучшими источниками полезных веществ являются следующие продукты питания:

    • рыба и морепродукты;
    • молоко и молочные продукты;
    • различные виды мяса;
    • овощи и фрукты;
    • ягоды;
    • крупы;
    • бобовые изделия;
    • орехи — грецкий орех, арахис, фундук;
    • растительные масла.

    Не следует недооценивать и значение витаминных комплексов для растущего организма, несправедливо считая их «вредной химией». Их основное преимущество в том, что они содержат суточную дозу полезных веществ, которую не всегда можно получить из продуктов питания в достаточном количестве. Детские витаминные комплексы выпускаются в привлекательной форме — мишек, рыбок, других фигурок, и имеют приятный вкус. Особенно необходимо принимать их в качестве профилактики заболеваний и в период восстановления после простуды или гриппа.

    Для правильного функционирования детского организма, крепкого здоровья и работоспособности необходимо получать сбалансированное питание, которое содержит жизненно важные вещества.

    источник

    Витамины – биологически активные вещества, играющие важную роль в жизнедеятельности организма. Они являются регуляторами обменных процессов, повышают сопротивляемость организма и тесно связаны с процессами роста и развития, а также участвуют в процессах кроветворения и окислительных реакциях.

    Интенсивный обмен веществ, быстрый рост и развитие ребёнка возможны только при достаточном поступлении в организм витаминов. Витамины делят на две группы: растворимые в воде (группы B: B1, B2, B6, B12, аскорбиновую кислота – витамин C, фолиевая и пантотеновая кислота) и жирорастворимые (витамины A, Д, Е).

    Витамин А (ретинол) принимает участие в синтезе белка, обмене жиров, повышает устойчивость организма к инфекциям, тесно связан с ростом ребёнка, участвует в образовании зрительного пигмента, оказывает влияние на состояние кожных покровов. Недостаток этого витамина в организме тормозит рост, нарастание массы тела, снижает сопротивляемость инфекциям. При его нехватке появляются сухость и шелушение кожи, ломкость ногтей, тусклость волос, сухость роговицы. Содержится витамин А, в основном, в продуктах животного происхождения: печени, яичном желтке, сливочном масле, сливках, сметане, молоке, рыбьем жире.

    Витамин B1 играет важную роль в белковом, жировом и углеводном обмене. При его недостатке возникают изменения нервной системы, желудочно-кишечного тракта, снижается аппетит, происходит срыгивание, запоры, повышается восприимчивость к заболеваниям. Содержится B1 в ржаном хлебе, дрожжах, отрубях, бобовых.

    Витамин B2 входит в состав ряда ферментов, участвует в обмене веществ, благоприятно влияет на функцию печени и желудочно-кишечного тракта, стимулирует кроветворение, обеспечивает нормальное состояние кожи и слизистых. Содержится витамин B2 в злаках, дрожжах, яйцах, печени, почках, сыре, твороге, стручках бобовых растений.

    Витамин B6 входит в состав многочисленных ферментов, связанных с обменом аминокислот. При его недостатке у детей возникают повышенная возбудимость, раздражительность, может развиться судорожный синдром, страдает функция кроветворения. Витамин B6 содержится в зародышах злаков, в мясе, печени, рыбе, яичном желтке, овощах, бобовых, фруктах и дрожжах.

    Витамин РР (или витамин B3) играет важную роль в процессах клеточного обмена, регулирует сосудистый тонус, оказывает влияние на кроветворение. При его недостатке возникают нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта, воспалительные изменения на коже, нарушается нервная система, ребенок становится раздражительным, беспокойным, его мучает бессонница, полиневриты. Витамин РР содержится в мясе, рыбе, субпродуктах, дрожжах, грибах, хлебе, картофеле, гречневой крупе.

    Витамин B12 необходим для нормального кроветворения, оказывает значительное влияние на белковый обмен, играет роль в углеводном обмене. При его недостатке развивается анемия, появляются нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта. Содержится витамин B12 в яичном желтке, молоке, сыре. В небольших количествах может образовываться микрофлорой кишечника.

    Витамин С (аскорбиновая кислота) участвует в окислительно-восстановительных процессах, в обмене веществ, играет роль в синтезе гормонов, способствует росту тканей и клеток. При его недостатке возникает вялость, недомогание, сонливость, снижается иммунитет. При значительном дефиците появляются кровоизлияния в кожу и слизистую, повышается ломкость сосудов и склонность к кровоточивости. Основным источником витамина С является зелень, свежие овощи, картофель, фрукты и ягоды.

    Витамин Д регулирует обмен кальция и фосфора, стимулирует рост костной ткани. При его недостатке возникают симптомы рахита, деформация костей, отмечается вялость, снижается мышечный тонус, возникает потливость, плаксивость, раздражительность, происходит запоздалое прорезывание зубов. Витамин Д содержится в продуктах животного происхождения: сыре, сливочном масле, яичном желтке, печени, особенно трески, некоторых сортах рыб (палтус, лосось, тунец). Для предупреждения развития Д-гиповитаминоза детям раннего возраста назначают витамин Д в виде аптечных препаратов.

    Читайте также:  Профилактическая суточная доза витамина д для детей

    Витамин Е оказывает антиокислительное действие, улучшает использование кислорода тканями. Он играет важную роль в деятельности центральной нервной системы, повышает устойчивость эритроцитов к распаду. Содержится в зеленых частях растений, салате, шпинате, капусте, зеленом горошке, в пшенице, овсе, мясе, печени, яйцах, растительном масле.

    Следует учитывать, что потребности в витаминах у детей выше, чем у взрослых. К ранним клиническим признакам недостаточности витаминов относятся изменения поведения ребенка: повышенная утомляемость, возбудимость, плаксивость, нервозность могут наблюдаться легкие дистрофические изменения кожи, слизистых оболочек. Своевременное выявление таких состояний позволяет вовремя внести коррекцию в питание или назначить ребенку лекарственные препараты. Но все это должно быть строго под контролем врача.

    Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    источник

    В человеческом организме происходит постоянный процесс образования новых клеток и тканей и смена старых, отживших.

    Материал, необходимый для построения новых клеток, организм получает с пищей. Процесс усвоения пищевых веществ, созидание новых клеток и тканей организма называют ассимиляцией, а процесс их разрушения, распад — диссимиляцией. Совокупность процессов ассимиляции и диссимиляции составляет обмен веществ. У здорового взрослого человека эти процессы находятся в состоянии равновесия.

    У детей преобладают ассимиляционные процессы, так как основной особенностью детского организма является его рост, развитие.

    Витамины способствуют процессам роста, а также правильному протеканию важнейших видов обмена веществ. У молодых животных, находящихся на диете, лишенной витаминов А, группы В, С и др., прекращается рост, они теряют в весе. Когда же к их пищевому рациону прибавляют указанные витамины, то животные постепенно прибавляют в весе и достигают нормального роста.

    Витамины входят в состав ферментов. Ферменты — вещества, способные во много раз ускорить химические процессы в клетках и тканях организма. Они участвуют в обмене белков, жиров и углеводов.

    Наиболее наглядным действием ферментов является участие в процессе переваривания пищи, который начинается в полости рта, продолжается в желудке, тонком кишечнике и заканчивается в толстом кишечнике. Происходит он при воздействии пищеварительных ферментов, содержащихся в слюне, желудочном, кишечном соке и в желчи.

    Для правильной жизнедеятельности организма необходимо постоянное снабжение кислородом его тканей и клеток, в которых происходят так называемые окислительно-восстановительные процессы. Большое участие в этих процессах принимает ряд витаминов (С, В1, В2 и др.).

    Все виды обмена веществ регулируются центральной нервной системой непосредственно и через железы внутренней секреции. Эти железы образуют и выделяют в кровь вещества — гормоны, участвующие в различных видах обмена. Например, гормон поджелудочной железы — инсулин регулирует углеводный обмен, гормон паращитовидных желез — солевой обмен и др.

    Установлено также тесное взаимодействие между витаминами и гормонами.

    Витамины играют большую роль в повышении сопротивляемости организма различным заболеваниям. Отмечено, что вспышки таких заболеваний, как грипп, корь, скарлатина, наблюдаются главным образом в весеннее время, т. е. в период, когда значительно меньше свежих овощей и фруктов, содержащих витамины, и в первую очередь витамин С.

    В процессе жизнедеятельности организма избыток витаминов выводится с мочой, потом и другими продуктами выделения.

    Как отражается недостаток и избыточное введение витаминов на здоровье ребенка.

    Общее количество витаминов, необходимых для ребенка, по сравнению с количеством белков, жиров и углеводов крайне небольшое — около 0,10грамма. Однако потребность в них велика, особенно у детей. При недостаточном количестве витаминов возникает ряд серьезных нарушений в организме ребенка.

    Длительное отсутствие в пище того или иного витамина вызывает авитаминоз — заболевание, протекающее с глубоким нарушением обмена веществ. Если витамины поступают в организм в недостаточном количестве, то возникает гиповитаминоз — частичное витаминное голодание. Оно может быть чаще всего вызвано недостаточным содержанием витаминов в пище, плохим их усвоением, повышенной потребностью в них во время болезни. Установлено, что при заболеваниях пищеварительного тракта (при поносах, хронических поражениях кишечника, болезнях печени) происходит разрушение витаминов и нарушается их всасывание в кишечнике. При недостаточной кислотности желудочного сока поступающие с пищей аскорбиновая кислота, тиамин и некоторые другие виды витаминов разрушаются уже в желудке.

    Гиповитаминоз у детей может возникнуть и при различных инфекционных заболеваниях (корь, туберкулез, скарлатина и др.), при заболеваниях дыхательных путей, когда повышается потребность организма в витаминах, усиливается расходование имеющихся запасов витаминов. Растущий детский организм особенно чувствителен к недостатку витаминов, и чем меньше ребенок, тем тяжелее он это переносит; поэтому гиповитаминозы у детей развиваются чаще, чем у взрослых. При недостатке или отсутствии в пище витаминов у ребенка возникает ряд болезней, связанных с витаминной недостаточностью: рахит, детская цинга, пеллагра и др. Легко развиваются явления витаминной недостаточности у недоношенных детей, так как запасы витаминов у них в организме меньше, чем у доношенных, а также у искусственно вскармливаемых детей; при этом чаще всего наблюдаются гиповитаминозы А, В, С и D.

    У детей, первых месяцев жизни гиповитаминозы возникают очень быстро. У детей, более старшего возраста этот процесс вначале протекает скрыто, без выраженных явлений.

    Только внимательное наблюдение за ребенком позволяет обнаружить признаки гиповитаминоза. Они проявляются в виде общей слабости, вялости, сонливости, плохого аппетита, быстрой утомляемости, раздражительности или, наоборот, подавленности, снижении устойчивости к инфекционным заболеваниям. Особенности проявления различных гиповитаминозов рассмотрены в разделах, касающихся значения каждого из витаминов.

    Гиповитаминоз может развиться и при однообразном питании, например, если ребенок длительное время находится на грудном вскармливании и не получает в соответствующий срок прикорм или если он длительно получает только молоко, каши и т.п. Слёдует также учесть, что витамины нестойки и многие из них легко разрушаются при доступе воздуха, кипячении. Неправильное хранение, неправильная кулинарная обработка продуктов питания могут привести к значительному разрушению витаминов.

    Гиповитаминоз может возникнуть и в связи с неблагоприятным влиянием климато-географических факторов. Например, в условиях высокой температуры воздуха на юге происходит повышенное выделение из организма витаминов В1 и С. В условиях севера расход витаминов повышается и увеличивается потребность организма в витаминах А, С, D и группы В.

    Отмечается тесная взаимосвязь между действиями различных витаминов: недостаточность одного из них влечет за собой недостаточности других. Поэтому у детей чаще наблюдается полигиповитаминоз — дефицит нескольких витаминов. Так, например, при рахите ведущую роль играет недостаток в организме витамина D, но наряду с этим имеется и дефицит витаминов А, С, группы В. Количество вводимых с пищей витаминов должно соответствовать физиологической потребности ребенка, избыточное же потребление витаминов вредно и может вызвать тяжелое состояние — гипервитаминоз (от греческого слова «гипер» — сверх). Так, при длительном и избыточном потреблении витамина Е) возникают тяжелые расстройства: потеря аппетита, тошнота, рвота, снижение веса, плохой сон и др. В экспериментальных исследованиях у животных, получавших большие дозы витамина D, обнаружены обызвествления больших сосудов печени, почек и др.

    Явления гипервитаминоза у животных установлены также при избыточном потреблении витамина А. Избыток витамина А (в эксперименте на животных) вызывает токсические явления: кровоизлияния в слизистые оболочки и другие ткани, нарушение роста, ломкость костей.

    источник

    О необходимости витаминов для детского организма и его нормального функционирования знают все – эти важные элементы присутствуют в наших тканях и клетках, помогают им расти и восстанавливаться. Недостаток того или иного витамина в организме точно так же, как и его избыток, чреват многими неприятными последствиями: не получив достаточное количество этих важных элементов, клетка или ткань замедляет свой рост и нормальное развитие, что сразу сказывается на работоспособности органа, в составе которого они присутствуют.

    История открытия витаминов ………………………………………….4

    Витамины и их роль в питании ребенка……………. 9

    Классификация витаминов………………….……………………..…. 11

    Содержание витаминов в основных пищевых продуктах

    и способы сохранения витаминов в пище………………….………….12

    Витаминная недостаточность……………… ………………………….15

    Синтетические витамины и правила их приема………………………16

    Список использованной литературы ………………………………..26

    О необходимости витаминов для детского организма и его нормального функционирования знают все – эти важные элементы присутствуют в наших тканях и клетках, помогают им расти и восстанавливаться. Недостаток того или иного витамина в организме точно так же, как и его избыток, чреват многими неприятными последствиями: не получив достаточное количество этих важных элементов, клетка или ткань замедляет свой рост и нормальное развитие, что сразу сказывается на работоспособности органа, в составе которого они присутствуют.

    Все жизненные процессы протекают в организме при непосредственном участии витаминов. Которые способствуют поддержанию защитных сил организма, повышают его устойчивость к действию различных факторов окружающей среды, помогают приспосабливаться к все ухудшающейся экологической обстановке. Витамины играют важнейшую роль в поддержании иммунитета, т.е. они делают организм более устойчивым к болезням.

    Все, вероятно, знают, что витамины — это необходимая часть пищи. Часто говорят: «Эта пища полезная, в ней много витаминов». Но немногим детям точно известно, что такое витамины, откуда они берутся, в каких продуктах содержатся, какое значение имеют для здоровья, как и когда нужно принимать витамины и в каком количестве.

    Этой актуальной теме и посвящено наше исследование.

    Цель работы: изучить значение витаминов в развитии ребенка.

    1. Проанализировать литературу по данной теме.

    2. Выяснить, что такое витамины и какова их роль в организме человека.

    3. Познакомить учащихся с классификацией витаминов, содержанием их в основных пищевых продуктах, и их практическим значением для здоровья ребенка.

    4. Разработать рекомендации по сохранению витаминов в пищевых продуктах, подвергнутых кулинарной обработке и их хранению, и рекомендации родителям при выборе синтетических витаминов.

    1. История открытия витаминов

    Витамины. С этим термином мы знакомы давно. И с малых лет мы усвоили: витамины – это полезно.

    Еще в 17 веке имелись отдельные наблюдения ученых о том, что у человека при длительном скудном и однообразном питании могут возникать опасные болезни.

    Ко второй половине 19 века было выяснено, что пищевая ценность продуктов питания определяется содержанием в них в основном следующих веществ: белков, жиров, углеводов, минеральных солей и воды.

    Считалось, что если в пищу человека входят все эти питательные вещества, то она полностью отвечает биологическим потребностям организма. Это мнение поддерживалось такими авторитетными физиологами того времени, как Петтенкофер, Фойт и Рубнер.

    Однако практика далеко не всегда подтверждала правильность этих представлений о биологической полноценности пищи. Об этом свидетельствовал также многовековой практический опыт участников длительных путешествий.

    В Древнем мире хорошо была известна цинга, заболевание, при котором капилляры становятся ломкими, десны кровоточат, зубы выпадают, раны заживают с трудом, если вообще заживают, у больного нарастает слабость, и в конце концов он умирает. Особенно часто эта болезнь возникала у жителей городов, находящихся в осаде, во времена войн и стихийных бедствий, и у мореплавателей, совершавших долгие путешествия по океану (Команда Магеллана больше страдала от цинги, чем от общего недоедания). Подобное случалось при недостатке или отсутствии в питании свежих овощей и фруктов. Корабли, отправляющиеся в долгое плавание, обычно загружали таким провиантом, который не испортился бы в пути. Обычно это были сухари и соленая свинина. К сожалению, врачи на протяжении многих веков не могли связать цингу с рационом.

    В результате цинга долгое время была бичом для мореплавателей; от нее погибало моряков больше, чем, например, в сражениях или от кораблекрушений. Так, из 160 участников известной экспедиции Васко да Гамма прокладывавшей морской путь в Индию, 100 человек погибли от цинги.

    Таким образом, практический опыт ясно указывал на то, что цинга и некоторые другие болезни связаны с дефектами питания, что даже самая обильная пища сама по себе еще далеко не всегда гарантирует от подобных заболеваний. И что для предупреждения и лечения таких заболеваний необходимо вводить в организм какие-то дополнительные вещества, которые содержатся не во всякой пище.

    Авитаминоз А был известен с глубокой древности. Известно, что еще в Древнем Египте при куриной слепоте — клиническом проявлении авитаминоза «А» — употребляли в пищу сырую печень, содержащую витамин А. Например, древнегреческий врач Гиппократ назначал сырую печень при куриной слепоте. В Китае для лечения болезни глаз также рекомендовали применять печень.

    История морских и сухопутных путешествий давала ряд поучительных примеров, указывавших на то, что возникновение цинги может быть предотвращено, а больные могут быть вылечены. В 1536 году французский землепроходец Жак Картье был вынужден остаться на зиму в Канаде, где 100 человек из его отряда заболели цингой. Местные индейцы, узнав об этом, предложили им средство: воду, настоянную на сосновой хвое. Люди Картье, будучи в полном отчаянии, последовали этому, на их взгляд, несерьезному совету и выздоровели.

    Два века спустя, в 1747 году, шотландский врач Джеймс Линд, столкнувшись с несколькими аналогичными случаями, попробовал лечить таких больных свежими фруктами и овощами. Апробируя свой метод лечения на матросах, страдающих цингой, он обнаружил, что быстрее всего улучшение состояния больных вызывают апельсины и лимоны.

    В очередном плавании по Тихому океану под руководством знаменитого английского путешественника Дж. Кука, продолжавшимся с 1772 по 1775 гг., принимали участие два корабля. На первом судне, которым командовал Дж. Кук, были сделаны большие запасы свежих овощей, фруктов, а также лимонного и морковного соков. В результате длительного плавания ни один из членов экипажа цингой не заболел. На другом судне, где не были сделаны запасы овощей и фруктов, четверть команды болела цингой.

    Читайте также:  Профилактика простудных заболеваний у детей витаминами

    Веком позже, в 1891 году, Такаки, адмирал японского военно-морского флота, также ввел разнообразие в рацион японских матросов, состоявший до этого преимущественно из риса. Постоянная рисовая диета вызывала у экипажей японских судов заболевание, известное под названием бери-бери.

    В 1894 г. в норвежском флоте в целях улучшения питания личного состава, вместо ржаных сухарей приказано было выдавать белый хлеб, а маргарин заменили сливочным маслом. Личный состав флота, лишенный ржаных сухарей и маргарина, в длительных плаваниях болел бери-бери.

    Несмотря на то, что хотя и в достаточной степени случайно, но все же способы лечения цинги и бери-бери были найдены, медики XIX века отказывались верить тому, что заболевания можно лечить с помощью диеты, их недоверие особенно возросло после того, как Пастер выдвинул теорию, согласно которой причиной болезней являлись микробы.

    Экспериментальное обоснование и научно-теоретическое обобщение многовекового практического опыта впервые стали возможны благодаря открывшем новую главу в науке исследованием русского ученого Николая Ивановича Лунина, изучавшего в лаборатории Г. А. Бунге роль витаминов в питании.

    Открытие витаминов связано с именем русского ученого Н.И. Лукина, который в 1880 экспериментально установил, что в пищевых продуктах имеются неизвестные факторы питания, необходимые для жизни.

    Н. И. Лунин проводил свои опыты на мышах, содержавшихся на искусственно приготовленной пище. Эта пища состояла из смеси очищенного казеина (белок молока), жира молока, молочного сахара, солей, входящих в состав молока и воды. Казалось, налицо были все необходимые составные части молока; между тем мыши, находившееся на такой диете, не росли, теряли в весе, переставали поедать даваемый им корм, и наконец, погибали. В то же время контрольная партия мышей, получившая натуральное молоко, развивалась совершенно нормально. На основании этих работ Н. И. Лунин в 1880 г. пришел к следующему заключению: «. если, как вышеупомянутые опыты учат, невозможно обеспечить жизнь белками, жирами, сахаром, солями и водой, то из этого следует, что в молоке, помимо казеина, жира, молочного сахара и солей, содержатся еще другие вещества, незаменимые для питания. Представляет большой интерес исследовать эти вещества и изучить их значение для питания».

    Это было важное научное открытие, опровергавшее установившееся положения в науке о питании. Результаты работ Н. И. Лунина стали оспариваться; их пытались объяснить, например, тем, что искусственно приготовленная пища, которой он в своих опытах кормил животных, была якобы невкусной.

    В 1890 г. К.А. Сосин повторил опыты Н. И. Лунина с иным вариантом искусственной диеты и полностью подтвердил выводы Н. И. Лунина. Все же и после этого безупречный вывод не сразу получил всеобщее признание.

    Блестящим подтверждением правильности вывода Н. И. Лунина стало установление в 1896 причины болезни бери-бери, которая была особенно широко распространена в Японии и Индонезии среди населения, питавшегося главным образом полированным рисом.

    Голландского врача Христиана Эйкмана послали исследовать бери-бери в бывшие в то время голландской колонией острова Вест-Индии (ныне территория Индонезии), так как они являлись эпидемическим районом этого заболевания.

    Вначале Эйкман посчитал, что бери-бери — заболевание, вызываемое микробами, и, чтобы попытаться найти возбудителей этой болезни, использовал в качестве подопытных животных цыплят. По счастливой случайности человек, который следил за птицей, оказался нечист на руку. Почти всех цыплят разбил паралич, от которого большинство из них погибли, но те, которые остались живы, через четыре месяца пришли в себя и стали совершенно здоровыми. Эйкман, озабоченный тем, что его попытка обнаружить возбудителей болезни оказалась неудачной, поинтересовался, чем кормили цыплят, и обнаружил, что его слуга, отвечавший за их содержание, экономил на птице (что оказалось очень кстати): цыплят кормили остатками пищи из местного военного госпиталя — то есть преимущественно очищенным рисом. Когда же через несколько месяцев Эйкман нанял другого помощника, тот положил конец мелкому жульничеству и стал кормить цыплят тем, чем и положено, — неочищенным рисовым зерном, благодаря чему цыплята и выздоровели.

    Эйкман начал экспериментировать. Он попробовал намеренно содержать цыплят на шлифованном рисе, и вскоре все они заболели. При переводе больных цыплят на неочищенный рис они выздоравливали. Это был первый случай в истории, когда заболевание умышленно вызывали неполноценным рационом. Эйкман решил, что полиневрит, которым страдали цыплята, по симптомам очень похож на болезнь бери-бери, поражающую людей. Может быть, и у человека бери-бери возникает оттого, что он потребляет в пищу шлифованный рис?

    Рис, предназначенный для питания человека, шлифуют для того, чтобы он лучше хранился.

    Тем временем другие исследователи натолкнулись на иные загадочные факторы, которые казались им необходимыми для нормального функционирования организма. В 1905 году голландский диетолог К.А. Пекельхаринг обнаружил, что все его лабораторные мыши заболели уже через месяц содержания их на рационе, полноценном относительно жиров, углеводов и белков. Мыши быстро почувствовали себя лучше после того, как он ввел в их рацион несколько капель молока. Биохимик из Англии Фредерик Хопкинс, который показал, насколько важно наличие в рационе аминокислот, также провел серию экспериментов, в результате которых был сделан вывод: в молочном белке казеине содержится нечто, что при добавлении в рацион обеспечивает нормальный рост и развитие организма. Это нечто хорошо растворялось в воде. Добавление в рацион небольших количеств экстракта дрожжей оказалось еще более эффективным, чем использование в качестве добавки казеина.

    За пионерскую работу в обнаружении полезных питательных веществ, необходимых для жизни, Эйкман и Хопкинс в 1929 году были удостоены Нобелевской премии по медицине и физиологии.

    Перед учеными возникла новая задача: найти в продуктах питания эти жизненно необходимые факторы. У. Сузуки, Т. Шимамура и С. Одаке экстрагировали из рисовой шелухи вещество, которое весьма эффективно предотвращало и излечивало бери-бери. Пяти — десяти миллиграммов этого вещества было достаточно, чтобы полностью вылечить кур. В том же году английский биохимик, поляк по происхождению, Казимир Фанк (позже он перебрался в Соединенные Штаты) выделил подобное вещество из дрожжей.

    Поскольку, как было установлено, это вещество по химической природе было амином, Фанк назвал его витамином, что в переводе с латыни означает «жизненный амин». Фанк высказал предположение, что бери-бери, цинга, пеллагра, рахит — все эти заболевания возникают из-за нехватки жизненных аминов в организме. Предположение ученого оказалось верным только в том смысле, что все указанные заболевания действительно возникают при дефиците определенных веществ, содержащихся в пище в небольших количествах. Но, как оказалось позже, вовсе не все витамины по химической природе являются аминами. Тем не менее, термин «витамины» настолько прочно вошел в обиход, что менять его не имело уже смысла.

    В 1913 году два американских биохимика— Элмер Верной Макколам и Маргарита Дэйвис — обнаружили другой фактор, который в незначительных количествах содержался в сливочном масле и в яичных желтках. Это вещество плохо растворялось в воде, но хорошо в жирах. Макколам дал ему название жирорастворимый фактор А, в отличие от вещества, предупреждающего возникновение бери-бери, которое он еще раньше определил как водорастворимый фактор В.

    Вначале витамины обозначали буквами латинского алфавита: A, B, C, D, E, P и т.д. Позже были приняты единые международные названия, отражающие химическую структуру этих веществ.

    Однако установить химический состав и структуру витаминов было делом непростым, так как в продуктах питания они присутствуют в очень малых количествах. Например, тонна рисовой шелухи содержит всего лишь пять граммов витамина В1. Только в 1926 году наконец-то удалось экстрагировать достаточное для проведения химического анализа количество витамина В. Два биохимика из Голландии — Баренд Конрад Петрус Янсен и Вильям Фредерик Донат, используя небольшое количество экстракта, установили состав витамина В.

    Исследователи, занимавшиеся витамином С, столкнулись с проблемами другого рода. Получить витамин С в достаточном количестве не представляло большого труда: его много содержится в плодах цитрусовых растений. Гораздо труднее было найти экспериментальных животных, которые бы не вырабатывали свой собственный витамин С. Большинство млекопитающих, за исключением человека и других приматов, обладают способностью синтезировать этот витамин. Требовались недорогие подопытные животные.

    В 1918 году американские биохимики Б. Коэн и Лафаэтт Бенедикт Мендель наконец нашли таких экспериментальных животных, обнаружив, что морские свинки не могут синтезировать собственный витамин С. И действительно, у морских свинок цинга развивалась даже быстрее, чем у человека.

    В дальнейшем наука о витаминах резко продвинулась вперед. В настоящее время изучено значительное их число. За короткий срок современная витаминология в нашей стране шагнула далеко вперед и заняла ведущее место в мировом ее развитии.

    Значительный вклад в витаминологию внесли Б.Л. Лавров, В.В. Ефремов, открывшие ряд новых витаминов.

    Всего ученым известно около 30 витаминов, 13 из них являются незаменимыми для организма человека.

    Параллельно развивалась и витаминная промышленность. Существует ряд синтетических витаминных препаратов.

    1. Витамины и их роль в питании ребенка.

    Название «витамины» происходит от латинского слова – «vita», что в переводе означает жизнь. Витамины нужны всем: и взрослым, и малышам. Они необходимы для нормального течения обменных процессов, а также для роста и обновления тканей, они защищают организм ребенка от воздействия вредных факторов внешней среды.

    Основное количество витаминов поступает в организм с пищей, и только некоторые синтезируются в кишечнике. Витамины в большой степени обеспечивают нормальное функционирование нервной системы, мышц и других органов и многих физиологических систем. От уровня витаминной обеспеченности питания зависит уровень умственной и физической работоспособности, выносливости и устойчивости организма к влиянию неблагоприятных факторов внешней среды, включая инфекции и действия токсинов.

    Лекарства человек принимает, когда болен, для того, чтобы выздороветь. Витамины человек, в том числе и здоровый, должен получать всегда, чтобы не заболеть.

    Если ребенок ест мало овощей и фруктов, т.е. потребляет мало витаминов, у него в два раза чаще возникают проблемы с поведением. Это установили ученые Университета Кливленда в Австралии. Специалисты подчеркивают, что недостаток здоровой пищи способствует развитию плохого поведения. А здоровая пища — это пища, обогащенная витаминами. Проблемы со здоровьем у детей связаны с тем, что они загружены сверх меры. У детей и подростков существует множество проблем, среди которых можно выделить следующее:

    — ухудшение пищеварения – дисбактериоз;

    — анемия — малокровие (разрушение зубов, быстрая утомляемость, головные боли, головокружения);

    — низкий иммунитет — частые простудные заболевания;

    — слабая нервная система — перепады настроения, неспособность быстро сконцентрировать свое внимание, ухудшение способности к обучению;

    — быстрое падение зрения — дети много времени проводят за компьютером и у телевизора;

    — вегето-сосудистая дистония — у подростков часто связана со скачками роста, когда сосуды не успевают расти. Отсюда резкие колебания артериального давления.

    Все эти проблемы связаны, в первую очередь, с изменением питания — уменьшением злаковых, овощей, молочных продуктов и увеличением рафинированных углеводов (сахара в составе сладостей, газировки, булочки, продукты быстрого питания и др.), в которых только пустые калории, а витаминов нет и помине.

    Во-вторых, содержание полезных веществ (витаминов, минералов) в растительной и животной пище за последнее столетие резко снизилось. Например, содержание железа в помидорах уменьшилось на 25%, в яблоках — на 96%, говядине — на 35%. Поэтому нашим детям нужно обязательно дополнительно принимать витамины.

    Питание – процесс усвоения организмом питательных веществ, необходимых для поддержания жизни, здоровья и работоспособности.

    При правильном питании человек меньше подвергается различным заболеваниям и легче с ними справляется. Многие пищевые вещества не в состоянии синтезировать в процессе обмена, они должны поступать с пищей (например, витамины), иначе возникают болезни, связанные с неполноценным питанием. Поэтому велика роль витаминов в жизнедеятельности человека.

    Все жизненные процессы, связанные с нормальным обменом веществ в организме происходят при самом непосредственном участии витаминов.

    Установлена важная роль витаминов иммунобиологического значения в поддержании высокой устойчивости организма к болезням. Важен разнообразный витаминный состав пищи. Основными источниками витаминов служат овощи и фрукты, молоко и молочные продукты, мясо и рыбопродукты, жиры, хлебобулочные изделия. Важно! Количество витаминов в тканях и суточные их дозы очень малы, но при недостаточном поступлении витаминов или нарушении их баланса в организме наступают опасные изменения.

    Витамины не действуют поодиночке, они работают в «команде». Тем не менее, для того чтобы мы с вами оставались здоровыми, все витамины должны работать вместе. Например: Витамин В2 активизирует витамин В6; Витамин В1, В2, В6, В12 вместе извлекают энергию из углеводов белков и жиров, отсутствие хотя бы одного из них в этой группе замедляет работу остальных.

    Однако витамины в каждой команде должны содержаться в строго определенном количестве, иначе они могут навредить здоровью человека.

    Суточное потребление витаминов для школьников прилагается в таблице.

    источник