Меню Рубрики

Роль витаминов и минеральных веществ у детей

Витамины- это группа физиологически активных, разнообразных по химической природе органических соединений, следовых количествах поступающих в организм с пищей и участвующих в регуляции обмена веществ. При недостатке или отсутствии того или иного витамина в пище нарушается обмен веществ, что проявляется в задержке роста, снижении работоспособности и защитных сил организма и ряде болезненных явлений, специфичных для разных витаминов.

Биохимическая сущность витаминов сводится главным образом к каталитической функции. Находясь в составе ферментов, они обеспечивают реакции превращения белков, жиров, углеводов, причем некоторые химические процессы катализируются одновременно несколькими взаимодействующими витаминами.

Витамины в организме не синтезируются и должны поступать с пищей.

В настоящее время известно более 20 витаминов и витаминоподобных веществ.

Все витамины делятся на водорастворимые ( С, B1, B2, PP и др.) и жирорастворимые ( A, D, E, и K).

Вит. С – участвует в окислительно-восстановительных реакциях. Повышает работоспособность и сопротивляемость организма к инфекционным и токсическим агентам, также способствует улучшению регенерации тканей.

При гиповитаминозе С — отмечается снижение работоспособности, сопротивляемости организма, быстрая утомляемость, повышенная хрупкость сосудов.

Основные источники вит. С — зелень, овощи, фрукты, ягоды.

Вит. В1 (тиамин) , входит в состав многих ферментов и участвует в обмене белков, углеводов, жиров. Утомляемость, головные боли, сердцебиение, запоры, плохой аппетит могут наблюдаться при содержании тиамина в пище менее 1 мг/сут.( N – 2-3 мг/сут). Содержится тиамин в наружных оболочках зерна злаковых и бобовых., в печени, почках, желтках яиц, говядине, пивных дрожжах.

Вит. В2 ( рибофлавин ) входит в состав многих ферментов, необходим для синтеза белка и жира., оказывает влияние на функцию зрения. Характерным симптомом недостатка рибофлавина является «заеда» в углах губ. Источниками вит. В2 являются печень, почки, сердце, желток яиц, молоко, бобовые, мясо, злаковые.

Вит. РР ( никотиновая кислота, ниацин) участвует в жировом, белковом и углеводном обмене, недостаток ведет к заболеванию — пеллагра. Ранние симптомы – слабость, отсутствие аппетита, стоматит, диарея. Источники ниацина – злаки, бобовые, мясо, печень, овощи, дрожжи.

Вит. А ( ретинол), способствует росту, входит в состав зрительного пурпура, участвуя в акте зрения. При недостатке витамина А — резкое ухудшение сумеречного зрения («куриная слепота»), сухость кожи, гиперкератоз. Источники ретинола – рыбий жир, печень, молоко, молочные продукты, яйцо. В зеленых, красных и оранжевых частях растений (зеленый горошек, салат, тыква, абрикос, помидоры) имеется каротин, преобразующийся в организме в ретинол. В отсутствии жиров вит. А усваивается плохо.

Роль остальных жирорастворимых вит см.учебник А.Г. Трушкина , Гигиена и экология человека, стр. 161-163, 184-189.

Включают свыше 60 различных химических элементов. Представлены макроэлементами (кальций, магний, фосфор, натрий, калий, хлор) и микроэлементами ( железо, медь, цинк, кобальт, марганец, молибден, йод, фтор, хром, никель и др.норма – 1-2 мг на 1 кг массы тела и менее ).Физиологическая роль минеральных веществ в организме многообразна.. Они в большом количестве входят в состав костей и зубов, содержатся в ферментах и гормонах, служат катализаторами реакций тканевого обмена., способствуют поддержанию осмотического давления и кислородно-щелочного равновесия в организме.

Роль отдельных минеральных веществ см. учебник А.Г. Трушкина, Гигиена и экология человека, стр. 157-163

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9232 — | 7270 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Руководитель лаборатории витаминов и минеральных веществ
ГУ НИИ питания РАМН, Заслуженный деятель науки РФ, профессор В.Б.Спиричев

ВИТАМИНЫ И МИНЕРАЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА

В ПИТАНИИ И ПОДДЕРЖАНИИ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

Полноценное питание – важнейшее условие хорошего здоровья, нормального роста и развития детей. Особая роль в этом отношении принадлежит полноценному и регулярному снабжению организма всеми незаменимыми микронутриентами: витаминами и минеральными веществами, потребность в которых детей различного возраста представлена в таблицах 1 и 2.

Витамины и минеральные вещества (макро- и микроэлементы) относятся к незаменимым пищевым веществам. Они абсолютно необходимы для нормального обмена веществ, роста и развития организма, защиты от болезней и вредных факторов внешней среды, надежного обеспечения всех жизненных функций.

Наиболее известный из них витамин С поддерживает в активном состоянии иммунную систему. Существенно повышает сопротивляемость детского организма простудным и иным заболеваниям.

Витамины В6, В12 и фолиевая кислота, участвующие в обмене белков и аминокислот, необходимы для нормального роста и обновления всех органов и тканей. Их недостаток ведет к нарушению синтеза гемоглобина, малокровию (анемии).

Пантотеновая кислота и биотин играют важную роль в обмене жиров и синтезе стероидных гормонов, поддержании в здоровом состоянии кожных оболочек и волосяных покровов.

Витамин А отвечает за состояние слизистых оболочек и восприятие света глазами. Его недостаток существенно снижает остроту зрения и барьерные функции верхних дыхательных путей, их способность препятствовать проникновению в организм с вдыхаемым воздухом болезнетворных микроорганизмов.

Витамин D необходим для эффективного усвоения организмом кальция, нормального развития, роста и поддержания в здоровом состоянии скелета и зубов.

Витамин Е защищает клетки и ткани организма от повреждающего действия радиации и чужеродных веществ, препятствует их преждевременному изнашиванию.

Железо входит в состав гемоглобина. Его недостаток ведет к малокровию, физической слабости, задержке умственного развития.

Кальций образует минеральную основу костей и зубов. Его недостаток способствует развитию рахита и остеопороза.

Рекомендуемые нормы среднесуточного потребления витаминов детьми различного возраста

Возрастные группы

D, мкг

Ниацин (РР), мг

Фолиевая кислота, мкг

Пантотеновая кислота, мг

Витамин К, мкг

Возрастные группы

Магний помогает сохранить мышечную силу и выносливость, препятствует повышенной возбудимости детей.

Йод входит в состав гормонов щитовидной железы. Он необходим для нормального роста, умственного и физического развития детей и подростков.

Организм человека не синтезирует микронутриенты и должен получать их в готовом виде. Способность запасать микронутриенты впрок на сколько-нибудь долгий срок у человека отсутствует. Поэтому они должны поступать регулярно, в полном наборе и количествах, соответствующих физиологической потребности организма (табл.1, 2).

Массовые обследования, регулярно проводимые лабораторией витаминов и минеральных веществ Института питания Российской Академии медицинских наук совместно с региональными учреждениями научно-медицинского профиля, свидетельствуют о крайне недостаточном потреблении микронутриентов, дефицит которых является наиболее распространенным, и одновременно наиболее опасным нарушением питания у значительной части детей.

Так, при обследовании в летнее время учащихся средних школ г. Екатеринбурга недостаточная обеспеченность витамином С была выявлена у 65 %, В1 – у 40 %, В2 – у 65 % и фолиевой кислотой – у 45 % учащихся. У
20-40 % обследованных недостаточная обеспеченность достигала степени глубокого дефицита.

Среди 100 московских школьников, обследованных в марте-апреле 2001г., 38 человек были недостаточно обеспечены аскорбиновой кислотой, у 79 обнаруживался дефицит витамина В2. Недостаток витамина В6 был выявлен у 64, витамина Е – у 22, бета-каротина – у 84 человек.

Обследование учащихся ПТУ в г.Йошкар-Оле выявило дефицит витамина С у 90%, каротина – у 70%, витаминов В1 и В6 – у 75% обследованных.

Сходные данные получены при обследовании детей дошкольного и школьного возраста Казани, Уфы, Оренбурга, Норильска, Брянской, Тульской областей и других регионов, в том числе пострадавших от Чернобыльской и Челябинской катастроф.

Обобщение всех имеющихся данных позволяет охарактеризовать ситуацию с обеспечением детского населения микронутриентами следующим образом:

  1. Выявляемый дефицит затрагивает не один какой-то витамин, а имеет характер сочетанной недостаточности витаминов С, группы Ви каротина, т.е. является полигиповитаминозом.

Особенно неблагополучно обстоит дело с витамином С, недостаток которого по обобщенным данным выявляется у 80-90% обследуемых людей, а глубина дефицита достигает 50-80%. У 40-80% недостаточна обеспеченность витаминами В1, В2, В6, фолиевой кислотой. 40-55% испытывают недостаток каротина.

  1. Дефицит витаминов обнаруживается не только весной, но и в летне-осенний, наиболее, казалось бы, благоприятный период года и, таким образом, является постоянно действующим неблагоприятным фактором.
  1. У значительной части детей поливитаминный дефицит сочетается с недостатком железа, что является причиной широкого распространения скрытых и явных форм витаминно-железодефицитной анемии.
  2. В целом ряде регионов поливитаминный дефицит сочетается с недостаточным поступлением кальция, йода, селена, фтора и ряда других макро- и микроэлементов.
  3. Дефицит микронутриентов выявляется не у какой-то ограниченной категории детей, а является уделом практически всех групп детского населенияво всехрегионах страны.

Таким образом, недостаточное потребление микронутриентов является массовым и постоянно действующим фактором, оказывающим отрицательное влияние на здоровье, рост, развитие и жизнеспособность подрастающего поколения.

Роль витаминов и минеральных веществ в детском возрасте особенно велика, что связано с интенсивностью процессов роста, формирования организма ребенка, напряженностью обменных процессов в этот период. Этим определяется и значительно более высокая по сравнению со взрослыми потребность детей в этих незаменимых пищевых веществах в расчете на единицу массы тела. Так, если рекомендуемая норма потребления витамина С на 1 кг массы тела для взрослого человека составляет 1 мг, то для подростков 11-14 лет она равна 1,5 мг, для детей 7-10 лет – 2,0 мг, 4-6 лет – 2,5 мг, от 1 года до 3 лет – 3,5 мг, а первых месяцев жизни – 10 мг, т.е. в 10 раз (!) больше, чем у взрослого человека (см.табл.1 и 2).

Недостаточное потребление витаминов в детском и юношеском возрасте самым отрицательным образом сказывается на здоровье, физическом развитии, заболеваемости, способствует возникновению обменных нарушений, хронических заболеваний и в конечном итоге препятствует формированию здорового поколения.

Недостаточное потребление витаминов снижает активность иммунной системы, повышает частоту и усиливает тяжесть респираторных и желудочно-кишечных заболеваний. По данным отечественных исследователей, недостаток аскорбиновой кислоты у школьников в 2 раза снижает способность лейкоцитов уничтожать попавшие в организм болезнетворные микробы, в результате чего частота острых респираторных заболеваний увеличивается на 26-40%.

Недостаток витаминов, особенно выраженный в зимнее время напряженных учебных занятий и весенний предэкзаменационный и экзаменационный периоды, снижает работоспособность, внимание, сосредоточенность учащихся, оказывается фактором, существенно ухудшающим успеваемость. По данным кафедры физиологии и биохимии медицинского факультета Вильнюсского государственного университета, относительная доля неуспевающих учеников среди детей с низким уровнем обеспеченности аскорбиновой кислотой значительно выше, чем среди детей, хорошо обеспеченных этим витамином. Сходные данные получены Московским НИИ гигиены при обследовании учащихся школ-интернатов в Москве.

Гиповитаминозный фон, характерный для большого числа здоровых детей, усугубляется при любых заболеваниях, особенно при болезнях желудочно-кишечного тракта, печени и почек, при которых имеет место нарушение всасывания и утилизации витаминов. Лекарственная терапия, антибиотики, различные ограничения диеты, хирургические вмешательства, нервные переживания, стресс — вносят дополнительный вклад в углубление гиповитаминозов. Практически каждый больной ребенок, если он не получает дополнительно витамины, — это гиповитаминозный больной.

Подтверждением этому служат результаты выполненных лабораторией витаминов и минеральных веществ Института питания РАМН в 1991-1996 гг. исследований витаминного статуса детей различного возраста, находящихся на лечении в стационарах по поводу инсулинзависимого сахарного диабета, целиакии, задержек психического развития, фенилкетонурии (табл.3).

Нарушая обмен веществ, ослабляя организм, витаминный дефицит усугубляет течение любых болезней, препятствует их успешному лечению, снижает эффективность профилактических и лечебных мероприятий, осложняет исход хирургических вмешательств, течение послеоперационного периода.

О каком успешном лечебном процессе может идти речь, если при обследовании детей в больницах Москвы, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода и других городов дефицит витамина С обнаруживается у 60-70%, В1 у 40-45%, В2у 50-60%, Е у 40-60% больных.

Не менее чем дефицит витаминов опасно и сочетающееся с ним недостаточное потребление ряда макро- и микроэлементов.

Недостаточное потребление кальция, особенно в сочетании с дефицитом витаминов D, С и группы В, необходимых для его усвоения, резко повышается риск и тяжесть рахитических изменений, препятствует достижению оптимальной массы и плотности скелета в юношеском возрасте, что предопределяет последующее развитие остеопороза во взрослом и пожилом состоянии.

Дефицит йода является причиной низкорослости, глухонемоты, нарушений умственного развития и эндемического зоба у детей с риском последующего перехода в рак щитовидной железы.

Дефицит железа, часто сочетающийся с недостаточным потреблением необходимых для его усвоения витаминов С и группы В, обуславливает широкое распространение скрытых (латентных) и явных форм анемии (малокровия), мышечной слабости, повышенной заболеваемости, отставания в физическом и психическом развитии детей.

Избыточное потребление поваренной соли (хлорида натрия) увеличивает нагрузку на сердце и почки ребенка, предрасполагает к развитию в дальнейшем сердечно-сосудистых нарушений, гипертензии, рака прямой кишки.

Широкое распространение полигиповитаминозных состояний, их неблагоприятные последствия для здоровья молодого поколения диктуют настоятельную необходимость принятия широкомасштабных мер по профилактике дефицита микронутриентов у детей как в домашних условиях, так и в дошкольных, школьных и детских лечебно-профилактических учреждениях.

Содержание витаминов в крови больных детей (инсулиннезависимый сахарный диабет, целиакия, фенилкетонурия, нарушения психического развития), обследованных в 1991-96 г. в г. Москве, Нижнем Новгороде и Красноярске.

Больные дети

Количество детей с уровнем ниже нормы, %

источник

Конспект лекции родительского собрания на тему «Значение витаминов и минеральных веществ в рационе питания младшего школьника. Профилактика витаминной недостаточности.»

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

16 предметов ОРГВЗНОС 25 Р.

муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2

Читайте также:  Как принимать витамины а и е в масле детям

с углубленным изучением отдельных предметов п. Добринка Липецкой области

Значение витаминов и минеральных веществ в рационе питания младшего школьника. Профилактика витаминной недостаточности.

Витамины и минеральные вещества — обязательные компоненты питания младшего школьника. Основная функция витаминов — регулирование физиологических и метаболических процессов, т.к. минеральные вещества участвуют в построении структурных компонентов организма, в обменных процессах.

Витамины и минеральные вещества не образуются в организме, поэтому даже небольшая нехватка витаминов может стать причиной серьезных нарушений развития. Источником витаминов служат самые разные продукты, поэтому основное условие профилактики витаминных дефицитов — разнообразное питание.

— Роль витаминов и минеральных веществ в питании школьника. Возможные последствия витаминных дефицитов.

— Продукты — основные источники витаминов и минеральных веществ.

— Профилактика недостатка витаминов.

Витамины — биологически активные органические соединения, необходимые для нормальной жизнедеятельности. В отличие от белков, жиров, углеводов, витамины не могут служить источником энергии или пластического материала. Их роль — регулирование физиологических и метаболических процессов, протекающих в организме, поддержание иммунитета. Витамины содержатся в подавляющем большинстве продуктов питания, в том числе в овощах и фруктах. Содержание витаминов в пищевых продуктах значительно ниже по сравнению с жирами, белками и углеводами. При этом даже небольшая нехватка витаминов в организме может приводить к возникновению серьезных нарушений. Витамины делятся на водорастворимые и жирорастворимые. К водорастворимым относят витамины группы В, витамин С и др.

Витамин В1 необходим для нормального функционирования нервной системы, сердечной и скелетных мышц, он играет важную роль в процессах энергетического обмена. В период интенсивных учебных нагрузок, связанных с повышенной функциональной нагрузкой на нервную систему детей, требуется повышенное содержание витамина В1 в рационе питания школьника. Недостаточная обеспеченность витамином В1 снижает эффективность обучения, способствует развитию астенических состояний. Недостаток витамина В1 характеризуется возникновением головных болей, раздражительностью, тахикардией, одышкой, болей в области сердца, снижением аппетита, тошнотой, запорами.

Одной из причин развития недостатка витамина В1 является питание продуктами переработки зерна тонкого помола, в ходе которого удаляются клеточные оболочки, богатые витаминами группы В. Источниками витамина В1 являются хлеб и хлебобулочные изделия, крупы, зернобобовые и печень, другие субпродукты.

Витамин В6 участвует в важнейших обменных процессах, необходим для поддержания нормального состояния кожи и деятельности нервной системы, процессов кроветворения. При недостатке витамина В6 поражается слизистая губ, возникают стоматиты, появляется нарушения со стороны органов зрения (светобоязнь, слезотечение) и т.д. Источник витамина В6 — мучные изделия, печень, мясо, рыба, картофель, морковь, капуста и т.д.

Витамин С необходим для нормального роста и регенерации тканей, устойчивости к инфекциям, нормального кроветворения, обменных процессов и т.д. Недостаток витамина С приводит к появлению быстрой утомляемости, слабости в ногах, раздражительности, кровоточивости десен, сниженной сопротивляемости к инфекционным заболеваниям. Потребность детей в витамине С составляет 30-70 мг в сутки. Основным и практически единственным источником витамина С являются овощи, фрукты, зелень.

Важнейшей причиной появления гиповитаминоза является алиментарный фактор. Источником витамина С служат свежие овощи, фрукты. Между тем, в рационе питания современных детей зачастую большинство составляют овощи и фрукты, прошедшие термическую обработку. При этом тепловая обработка снижает содержание витамина С в продуктах на 50-80%. Еще одной из распространенных причин гиповитаминоза С является недостаток в рационе питания овощей и фруктов в зимний период.

К жирорастворимым витаминам относятся витамины группы А, Д, Е.

Витамин А оказывает выраженное многостороннее действие на организм человека. Он необходим для нормального роста и развития клеток, тканей и органов, нормальной зрительной и половой функции, обеспечение нормальных свойств кожи. Достаточная обеспеченность витамином А является одним из важных условий поддержания устойчивости детей к действию различных инфекций и ядов. Витамин А необходим также для нормального зрения. Витамин А присутствует в пищевых продуктах в виде готового витамина, а также в виде своих предшественников — провитаминов. Витамин А содержится в продуктах животного происхождения, особенно его много в печени морских животных и рыб. Витамин А также содержится также в сливочном мясе, сливках, сметане, твороге, яйцах. Источником провитамина А каротина являются растительные продукты, прежде всего, морковь.

Биологическая роль витамина Д заключается в участии в обменных процессах (обмен кальция и фосфора). Витамин Д содержится в сливочном масле, куриных яйцах, печени.

Минеральные вещества участвуют в построении органов и тканей организма, обеспечивают нормальное функционирование клеток, участвуют в обменных процессах. Так же, как и витамины, минеральные вещества не образуются в организме и обязательно должны поступать в организм с пищей. Минеральные вещества, в зависимости от их содержания в организме, делятся на макроэлементы (натрий, калий, кальций, фосфор, магний, хлориды) и микроэлементы (железо, медь, цинк, марганец, йод).

Кальций составляет основу костной ткани. Помимо этого, он участвует в процессе свертывания крови, мышечного сокращения. Недостаточное поступление кальция с пищей или нарушение его всасывания может вести к задержке роста, нарушению формирования костной ткани, повышения нервной возбудимости у детей. Избыток кальция также может оказывать неблагоприятное влияние на организм. Наиболее важным источником кальция в питании человека служат молоко и молочные продукты, в особенности сыр и творог, содержащие кальций в легкоусвояемой форме.

Фосфор участвует в процессах хранения и передачи наследственной информации, обменных процессах, поддерживает постоянство состава крови. Богаты фосфором сыр, творог, крупы, бобовые.

Железо является составной частью гемоглобина, принимает участие в переносах кислорода кровью. Недостаток железа ведет к снижению физической работоспособности, быстрой утомляемости, снижению способности к обучению. Наиболее богаты железом печень, почки, бобовые, гречневая крупа, мясо, яблоки, черника.

Йод участвует в построении гормона щитовидной железы — тироксина. Он, в свою очередь, контролирует энергетический обмен, физическое и психическое развитие, участвует в регулировании функционального состояния ЦНС и эмоционального тонуса. Недостаточность йода у детей вызывает развитие эндемического зоба, характеризующегося нарушением функций щитовидной железы. Недостаток йода носит эндемический характер и возникает там, где содержание йода в почве и воде заметно снижено. Наибольшее количество йода в морских водорослях, морепродуктах.

Состояния, связанные с дефицитом того или иного витамина, разделяются на авитаминозы (отсутствие или минимальное содержание витамина в организме), гиповитаминозы и витаминную недостаточность. Если авитаминозы и гиповитаминозы встречаются довольно редко, то витаминная недостаточность, по оценке экспертов, отмечается у 40% детей школьного возраста. Витаминная недостаточность может быть обусловлена разными причинами.

алиментарная недостаточность витаминов (связана с нерациональным построением пищевого рациона, длительным и неправильным хранением продуктов, нерациональной кулинарной обработкой, приводящей к разрушению витаминов и т.д.). Так, в питании детей младшего школьного возраста все больше используются рафинированные (очищенные) продукты;

нарушение усвоения витаминов организмом из-за различных заболеваний желудочно-кишечного тракта, обменных нарушений;

повышенная потребность в витаминах. Существует целый ряд состояний, когда организму требуется больше витаминов, чем обычно. Если при этом сохраняется «обычный» рацион, это может вызвать нехватку витаминов в организме. К таким состояниям относятся: период интенсивного роста и развития у ребенка, интенсивная физическая нагрузка (как у спортсменов при подготовке к соревнованиям), интенсивная нервно-психическая нагрузка (как, например, подготовка к экзаменам), инфекционные заболевания и интоксикация. Профилактика витаминной недостаточности базируется на следующих правилах:

рациональное построение рациона, включение в него всех групп продуктов;

рациональная кулинарная обработка продуктов; дополнительное снабжение детей и подростков витаминами.

Сейчас все большее распространение находят продукты, в которые добавляют специальные витаминно-минеральные смеси (премиксы) — витаминизированные хлебобулочные, кондитерские, молочные изделия. Витаминные комплексы могут добавляться и в готовую пищу. Информация о витаминизации продукта указывается на упаковке продуктов.

источник

О необходимости витаминов для детского организма и его нормального функционирования знают все – эти важные элементы присутствуют в наших тканях и клетках, помогают им расти и восстанавливаться. Недостаток того или иного витамина в организме точно так же, как и его избыток, чреват многими неприятными последствиями: не получив достаточное количество этих важных элементов, клетка или ткань замедляет свой рост и нормальное развитие, что сразу сказывается на работоспособности органа, в составе которого они присутствуют.

История открытия витаминов ………………………………………….4

Витамины и их роль в питании ребенка……………. 9

Классификация витаминов………………….……………………..…. 11

Содержание витаминов в основных пищевых продуктах

и способы сохранения витаминов в пище………………….………….12

Витаминная недостаточность……………… ………………………….15

Синтетические витамины и правила их приема………………………16

Список использованной литературы ………………………………..26

О необходимости витаминов для детского организма и его нормального функционирования знают все – эти важные элементы присутствуют в наших тканях и клетках, помогают им расти и восстанавливаться. Недостаток того или иного витамина в организме точно так же, как и его избыток, чреват многими неприятными последствиями: не получив достаточное количество этих важных элементов, клетка или ткань замедляет свой рост и нормальное развитие, что сразу сказывается на работоспособности органа, в составе которого они присутствуют.

Все жизненные процессы протекают в организме при непосредственном участии витаминов. Которые способствуют поддержанию защитных сил организма, повышают его устойчивость к действию различных факторов окружающей среды, помогают приспосабливаться к все ухудшающейся экологической обстановке. Витамины играют важнейшую роль в поддержании иммунитета, т.е. они делают организм более устойчивым к болезням.

Все, вероятно, знают, что витамины — это необходимая часть пищи. Часто говорят: «Эта пища полезная, в ней много витаминов». Но немногим детям точно известно, что такое витамины, откуда они берутся, в каких продуктах содержатся, какое значение имеют для здоровья, как и когда нужно принимать витамины и в каком количестве.

Этой актуальной теме и посвящено наше исследование.

Цель работы: изучить значение витаминов в развитии ребенка.

1. Проанализировать литературу по данной теме.

2. Выяснить, что такое витамины и какова их роль в организме человека.

3. Познакомить учащихся с классификацией витаминов, содержанием их в основных пищевых продуктах, и их практическим значением для здоровья ребенка.

4. Разработать рекомендации по сохранению витаминов в пищевых продуктах, подвергнутых кулинарной обработке и их хранению, и рекомендации родителям при выборе синтетических витаминов.

  1. История открытия витаминов

Витамины. С этим термином мы знакомы давно. И с малых лет мы усвоили: витамины – это полезно.

Еще в 17 веке имелись отдельные наблюдения ученых о том, что у человека при длительном скудном и однообразном питании могут возникать опасные болезни.

Ко второй половине 19 века было выяснено, что пищевая ценность продуктов питания определяется содержанием в них в основном следующих веществ: белков, жиров, углеводов, минеральных солей и воды.

Считалось, что если в пищу человека входят все эти питательные вещества, то она полностью отвечает биологическим потребностям организма. Это мнение поддерживалось такими авторитетными физиологами того времени, как Петтенкофер, Фойт и Рубнер.

Однако практика далеко не всегда подтверждала правильность этих представлений о биологической полноценности пищи. Об этом свидетельствовал также многовековой практический опыт участников длительных путешествий.

В Древнем мире хорошо была известна цинга, заболевание, при котором капилляры становятся ломкими, десны кровоточат, зубы выпадают, раны заживают с трудом, если вообще заживают, у больного нарастает слабость, и в конце концов он умирает. Особенно часто эта болезнь возникала у жителей городов, находящихся в осаде, во времена войн и стихийных бедствий, и у мореплавателей, совершавших долгие путешествия по океану (Команда Магеллана больше страдала от цинги, чем от общего недоедания). Подобное случалось при недостатке или отсутствии в питании свежих овощей и фруктов. Корабли, отправляющиеся в долгое плавание, обычно загружали таким провиантом, который не испортился бы в пути. Обычно это были сухари и соленая свинина. К сожалению, врачи на протяжении многих веков не могли связать цингу с рационом.

В результате цинга долгое время была бичом для мореплавателей; от нее погибало моряков больше, чем, например, в сражениях или от кораблекрушений. Так, из 160 участников известной экспедиции Васко да Гамма прокладывавшей морской путь в Индию, 100 человек погибли от цинги.

Таким образом, практический опыт ясно указывал на то, что цинга и некоторые другие болезни связаны с дефектами питания, что даже самая обильная пища сама по себе еще далеко не всегда гарантирует от подобных заболеваний. И что для предупреждения и лечения таких заболеваний необходимо вводить в организм какие-то дополнительные вещества, которые содержатся не во всякой пище.

Авитаминоз А был известен с глубокой древности. Известно, что еще в Древнем Египте при куриной слепоте — клиническом проявлении авитаминоза «А» — употребляли в пищу сырую печень, содержащую витамин А. Например, древнегреческий врач Гиппократ назначал сырую печень при куриной слепоте. В Китае для лечения болезни глаз также рекомендовали применять печень.

История морских и сухопутных путешествий давала ряд поучительных примеров, указывавших на то, что возникновение цинги может быть предотвращено, а больные могут быть вылечены. В 1536 году французский землепроходец Жак Картье был вынужден остаться на зиму в Канаде, где 100 человек из его отряда заболели цингой. Местные индейцы, узнав об этом, предложили им средство: воду, настоянную на сосновой хвое. Люди Картье, будучи в полном отчаянии, последовали этому, на их взгляд, несерьезному совету и выздоровели.

Два века спустя, в 1747 году, шотландский врач Джеймс Линд, столкнувшись с несколькими аналогичными случаями, попробовал лечить таких больных свежими фруктами и овощами. Апробируя свой метод лечения на матросах, страдающих цингой, он обнаружил, что быстрее всего улучшение состояния больных вызывают апельсины и лимоны.

Читайте также:  Как принимать витамины детям юнивит

В очередном плавании по Тихому океану под руководством знаменитого английского путешественника Дж. Кука, продолжавшимся с 1772 по 1775 гг., принимали участие два корабля. На первом судне, которым командовал Дж. Кук, были сделаны большие запасы свежих овощей, фруктов, а также лимонного и морковного соков. В результате длительного плавания ни один из членов экипажа цингой не заболел. На другом судне, где не были сделаны запасы овощей и фруктов, четверть команды болела цингой.

Веком позже, в 1891 году, Такаки, адмирал японского военно-морского флота, также ввел разнообразие в рацион японских матросов, состоявший до этого преимущественно из риса. Постоянная рисовая диета вызывала у экипажей японских судов заболевание, известное под названием бери-бери.

В 1894 г. в норвежском флоте в целях улучшения питания личного состава, вместо ржаных сухарей приказано было выдавать белый хлеб, а маргарин заменили сливочным маслом. Личный состав флота, лишенный ржаных сухарей и маргарина, в длительных плаваниях болел бери-бери.

Несмотря на то, что хотя и в достаточной степени случайно, но все же способы лечения цинги и бери-бери были найдены, медики XIX века отказывались верить тому, что заболевания можно лечить с помощью диеты, их недоверие особенно возросло после того, как Пастер выдвинул теорию, согласно которой причиной болезней являлись микробы.

Экспериментальное обоснование и научно-теоретическое обобщение многовекового практического опыта впервые стали возможны благодаря открывшем новую главу в науке исследованием русского ученого Николая Ивановича Лунина, изучавшего в лаборатории Г. А. Бунге роль витаминов в питании.

Открытие витаминов связано с именем русского ученого Н.И. Лукина, который в 1880 экспериментально установил, что в пищевых продуктах имеются неизвестные факторы питания, необходимые для жизни.

Н. И. Лунин проводил свои опыты на мышах, содержавшихся на искусственно приготовленной пище. Эта пища состояла из смеси очищенного казеина (белок молока), жира молока, молочного сахара, солей, входящих в состав молока и воды. Казалось, налицо были все необходимые составные части молока; между тем мыши, находившееся на такой диете, не росли, теряли в весе, переставали поедать даваемый им корм, и наконец, погибали. В то же время контрольная партия мышей, получившая натуральное молоко, развивалась совершенно нормально. На основании этих работ Н. И. Лунин в 1880 г. пришел к следующему заключению: «. если, как вышеупомянутые опыты учат, невозможно обеспечить жизнь белками, жирами, сахаром, солями и водой, то из этого следует, что в молоке, помимо казеина, жира, молочного сахара и солей, содержатся еще другие вещества, незаменимые для питания. Представляет большой интерес исследовать эти вещества и изучить их значение для питания».

Это было важное научное открытие, опровергавшее установившееся положения в науке о питании. Результаты работ Н. И. Лунина стали оспариваться; их пытались объяснить, например, тем, что искусственно приготовленная пища, которой он в своих опытах кормил животных, была якобы невкусной.

В 1890 г. К.А. Сосин повторил опыты Н. И. Лунина с иным вариантом искусственной диеты и полностью подтвердил выводы Н. И. Лунина. Все же и после этого безупречный вывод не сразу получил всеобщее признание.

Блестящим подтверждением правильности вывода Н. И. Лунина стало установление в 1896 причины болезни бери-бери, которая была особенно широко распространена в Японии и Индонезии среди населения, питавшегося главным образом полированным рисом.

Голландского врача Христиана Эйкмана послали исследовать бери-бери в бывшие в то время голландской колонией острова Вест-Индии (ныне территория Индонезии), так как они являлись эпидемическим районом этого заболевания.

Вначале Эйкман посчитал, что бери-бери — заболевание, вызываемое микробами, и, чтобы попытаться найти возбудителей этой болезни, использовал в качестве подопытных животных цыплят. По счастливой случайности человек, который следил за птицей, оказался нечист на руку. Почти всех цыплят разбил паралич, от которого большинство из них погибли, но те, которые остались живы, через четыре месяца пришли в себя и стали совершенно здоровыми. Эйкман, озабоченный тем, что его попытка обнаружить возбудителей болезни оказалась неудачной, поинтересовался, чем кормили цыплят, и обнаружил, что его слуга, отвечавший за их содержание, экономил на птице (что оказалось очень кстати): цыплят кормили остатками пищи из местного военного госпиталя — то есть преимущественно очищенным рисом. Когда же через несколько месяцев Эйкман нанял другого помощника, тот положил конец мелкому жульничеству и стал кормить цыплят тем, чем и положено, — неочищенным рисовым зерном, благодаря чему цыплята и выздоровели.

Эйкман начал экспериментировать. Он попробовал намеренно содержать цыплят на шлифованном рисе, и вскоре все они заболели. При переводе больных цыплят на неочищенный рис они выздоравливали. Это был первый случай в истории, когда заболевание умышленно вызывали неполноценным рационом. Эйкман решил, что полиневрит, которым страдали цыплята, по симптомам очень похож на болезнь бери-бери, поражающую людей. Может быть, и у человека бери-бери возникает оттого, что он потребляет в пищу шлифованный рис?

Рис, предназначенный для питания человека, шлифуют для того, чтобы он лучше хранился.

Тем временем другие исследователи натолкнулись на иные загадочные факторы, которые казались им необходимыми для нормального функционирования организма. В 1905 году голландский диетолог К.А. Пекельхаринг обнаружил, что все его лабораторные мыши заболели уже через месяц содержания их на рационе, полноценном относительно жиров, углеводов и белков. Мыши быстро почувствовали себя лучше после того, как он ввел в их рацион несколько капель молока. Биохимик из Англии Фредерик Хопкинс, который показал, насколько важно наличие в рационе аминокислот, также провел серию экспериментов, в результате которых был сделан вывод: в молочном белке казеине содержится нечто, что при добавлении в рацион обеспечивает нормальный рост и развитие организма. Это нечто хорошо растворялось в воде. Добавление в рацион небольших количеств экстракта дрожжей оказалось еще более эффективным, чем использование в качестве добавки казеина.

За пионерскую работу в обнаружении полезных питательных веществ, необходимых для жизни, Эйкман и Хопкинс в 1929 году были удостоены Нобелевской премии по медицине и физиологии.

Перед учеными возникла новая задача: найти в продуктах питания эти жизненно необходимые факторы. У. Сузуки, Т. Шимамура и С. Одаке экстрагировали из рисовой шелухи вещество, которое весьма эффективно предотвращало и излечивало бери-бери. Пяти — десяти миллиграммов этого вещества было достаточно, чтобы полностью вылечить кур. В том же году английский биохимик, поляк по происхождению, Казимир Фанк (позже он перебрался в Соединенные Штаты) выделил подобное вещество из дрожжей.

Поскольку, как было установлено, это вещество по химической природе было амином, Фанк назвал его витамином, что в переводе с латыни означает «жизненный амин». Фанк высказал предположение, что бери-бери, цинга, пеллагра, рахит — все эти заболевания возникают из-за нехватки жизненных аминов в организме. Предположение ученого оказалось верным только в том смысле, что все указанные заболевания действительно возникают при дефиците определенных веществ, содержащихся в пище в небольших количествах. Но, как оказалось позже, вовсе не все витамины по химической природе являются аминами. Тем не менее, термин «витамины» настолько прочно вошел в обиход, что менять его не имело уже смысла.

В 1913 году два американских биохимика— Элмер Верной Макколам и Маргарита Дэйвис — обнаружили другой фактор, который в незначительных количествах содержался в сливочном масле и в яичных желтках. Это вещество плохо растворялось в воде, но хорошо в жирах. Макколам дал ему название жирорастворимый фактор А, в отличие от вещества, предупреждающего возникновение бери-бери, которое он еще раньше определил как водорастворимый фактор В.

Вначале витамины обозначали буквами латинского алфавита: A, B, C, D, E, P и т.д. Позже были приняты единые международные названия, отражающие химическую структуру этих веществ.

Однако установить химический состав и структуру витаминов было делом непростым, так как в продуктах питания они присутствуют в очень малых количествах. Например, тонна рисовой шелухи содержит всего лишь пять граммов витамина В1. Только в 1926 году наконец-то удалось экстрагировать достаточное для проведения химического анализа количество витамина В. Два биохимика из Голландии — Баренд Конрад Петрус Янсен и Вильям Фредерик Донат, используя небольшое количество экстракта, установили состав витамина В.

Исследователи, занимавшиеся витамином С, столкнулись с проблемами другого рода. Получить витамин С в достаточном количестве не представляло большого труда: его много содержится в плодах цитрусовых растений. Гораздо труднее было найти экспериментальных животных, которые бы не вырабатывали свой собственный витамин С. Большинство млекопитающих, за исключением человека и других приматов, обладают способностью синтезировать этот витамин. Требовались недорогие подопытные животные.

В 1918 году американские биохимики Б. Коэн и Лафаэтт Бенедикт Мендель наконец нашли таких экспериментальных животных, обнаружив, что морские свинки не могут синтезировать собственный витамин С. И действительно, у морских свинок цинга развивалась даже быстрее, чем у человека.

В дальнейшем наука о витаминах резко продвинулась вперед. В настоящее время изучено значительное их число. За короткий срок современная витаминология в нашей стране шагнула далеко вперед и заняла ведущее место в мировом ее развитии.

Значительный вклад в витаминологию внесли Б.Л. Лавров, В.В. Ефремов, открывшие ряд новых витаминов.

Всего ученым известно около 30 витаминов, 13 из них являются незаменимыми для организма человека.

Параллельно развивалась и витаминная промышленность. Существует ряд синтетических витаминных препаратов.

  1. Витамины и их роль в питании ребенка.

Название «витамины» происходит от латинского слова – «vita», что в переводе означает жизнь. Витамины нужны всем: и взрослым, и малышам. Они необходимы для нормального течения обменных процессов, а также для роста и обновления тканей, они защищают организм ребенка от воздействия вредных факторов внешней среды.

Основное количество витаминов поступает в организм с пищей, и только некоторые синтезируются в кишечнике. Витамины в большой степени обеспечивают нормальное функционирование нервной системы, мышц и других органов и многих физиологических систем. От уровня витаминной обеспеченности питания зависит уровень умственной и физической работоспособности, выносливости и устойчивости организма к влиянию неблагоприятных факторов внешней среды, включая инфекции и действия токсинов.

Лекарства человек принимает, когда болен, для того, чтобы выздороветь. Витамины человек, в том числе и здоровый, должен получать всегда, чтобы не заболеть.

Если ребенок ест мало овощей и фруктов, т.е. потребляет мало витаминов, у него в два раза чаще возникают проблемы с поведением. Это установили ученые Университета Кливленда в Австралии. Специалисты подчеркивают, что недостаток здоровой пищи способствует развитию плохого поведения. А здоровая пища — это пища, обогащенная витаминами. Проблемы со здоровьем у детей связаны с тем, что они загружены сверх меры. У детей и подростков существует множество проблем, среди которых можно выделить следующее:

— ухудшение пищеварения – дисбактериоз;

— анемия — малокровие (разрушение зубов, быстрая утомляемость, головные боли, головокружения);

— низкий иммунитет — частые простудные заболевания;

— слабая нервная система — перепады настроения, неспособность быстро сконцентрировать свое внимание, ухудшение способности к обучению;

— быстрое падение зрения — дети много времени проводят за компьютером и у телевизора;

— вегето-сосудистая дистония — у подростков часто связана со скачками роста, когда сосуды не успевают расти. Отсюда резкие колебания артериального давления.

Все эти проблемы связаны, в первую очередь, с изменением питания — уменьшением злаковых, овощей, молочных продуктов и увеличением рафинированных углеводов (сахара в составе сладостей, газировки, булочки, продукты быстрого питания и др.), в которых только пустые калории, а витаминов нет и помине.

Во-вторых, содержание полезных веществ (витаминов, минералов) в растительной и животной пище за последнее столетие резко снизилось. Например, содержание железа в помидорах уменьшилось на 25%, в яблоках — на 96%, говядине — на 35%. Поэтому нашим детям нужно обязательно дополнительно принимать витамины.

Питание – процесс усвоения организмом питательных веществ, необходимых для поддержания жизни, здоровья и работоспособности.

При правильном питании человек меньше подвергается различным заболеваниям и легче с ними справляется. Многие пищевые вещества не в состоянии синтезировать в процессе обмена, они должны поступать с пищей (например, витамины), иначе возникают болезни, связанные с неполноценным питанием. Поэтому велика роль витаминов в жизнедеятельности человека.

Все жизненные процессы, связанные с нормальным обменом веществ в организме происходят при самом непосредственном участии витаминов.

Установлена важная роль витаминов иммунобиологического значения в поддержании высокой устойчивости организма к болезням. Важен разнообразный витаминный состав пищи. Основными источниками витаминов служат овощи и фрукты, молоко и молочные продукты, мясо и рыбопродукты, жиры, хлебобулочные изделия. Важно! Количество витаминов в тканях и суточные их дозы очень малы, но при недостаточном поступлении витаминов или нарушении их баланса в организме наступают опасные изменения.

Витамины не действуют поодиночке, они работают в «команде». Тем не менее, для того чтобы мы с вами оставались здоровыми, все витамины должны работать вместе. Например: Витамин В2 активизирует витамин В6; Витамин В1, В2, В6, В12 вместе извлекают энергию из углеводов белков и жиров, отсутствие хотя бы одного из них в этой группе замедляет работу остальных.

Читайте также:  Как принимать витамины аскорбиновая кислота детям

Однако витамины в каждой команде должны содержаться в строго определенном количестве, иначе они могут навредить здоровью человека.

Суточное потребление витаминов для школьников прилагается в таблице.

источник

Многие пищевые продукты обрабатываются таким образом, что это приводит к разрушению большей части содержащихся в них витаминов. Продукты которые вы предлагаете своим детям — важный фактор их здоровья. С самого ранних лет ребенка следует поощрять за то, что он кушает здоровую пищу и избегает нездоровой. Вместо принудительного кормления детей, или их подкупа, нужно предлагать питание таким образом, чтобы оно выглядело интересным и привлекательным. Дети имеют меньшие аппетиты по сравнению с взрослыми и из-за этого нуждаются в 5ти 6ти приемах пищи в день. Необходимо, чтобы это пяти — шести разовое питание было сбалансированным и здоровым, чтобы оно полностью восполняло потребности ребенка.

Витамины являются жизненно необходимыми для детей. Биологическая роль витаминов в развитии детей, в том, что они:

1) Позволяют детям получить основы для жизнедеятельности и строительства организма, влияют на их развитие, а главное — позволяют расти им здоровыми и крепкими.

2) Без витаминов дети не будут развиваться так, как это необходимо. Взрослый может обходиться без ряда витаминов и минералов в течение нескольких дней без вредных последствий, но растущие дети не могут обойтись ни дня без сбалансированного питания и некоторых витаминов!

Если вы обходитесь без витаминов в течение длительного периода — вы будете чувствовать себя немного не в себе, и почувствуете прежде всего усталость и упадок сил. Вы заметите что вам трудно сосредоточиться на чем-то, и возможно — вы подхватите простуду или ангину. Через некоторое время, если вы начнете принимать витаминные и минеральные добавки — симптомы пройдут и к вам вернется энергия. Да и запоминать что-то новое станет значительно проще.

Ребенок же, особенно младшего возраста — не будет испытывать эти симптомы. Вместо этого, его нервная система резко затормозит, а кости перестанут расти из-за недостатка кальция. Возможно разовьется анемия из-за недостатка железа, возможны и другие нежелательные последствия, некоторые из которых могут быть необратимыми.

Все витамины важны, но вот что вы должны иметь в виду: ни один ребенок не нуждается в добавках, если придерживаться правильной диеты. Диеты здоровой и сбалансированной, содержащей в том числе, много фруктов и овощей!

Определив ребенку рацион, состоящий из гамбургеров и жареного картофеля ( Забудьте навсегда про Макдональдс !) — вы очень рискуете, и ваше поведение граничит с пренебрежением. В этом случае — ваш ребенок будет почти наверняка нуждаться в витаминных добавках. Кальций и железо, необходимые минералы, и хороший запас витаминов — необходимы для здорового роста, и поверьте, в микро салатиках из фастфуда — их абсолютно недостаточно. Что потеряно во время формирования тела — не может быть восполнено когда тело уже сформировалось. И это невосполнимая потеря для ребенка — ведущая к задержкам роста из-за недополученных витаминов и минеральных веществ.

Развитие ребенка — тесно связано с его питанием в период роста. Таким же образом, что и растения, посаженные в бедной почве будут расти не так хорошо, как в плодородной и хорошо удобренной земле. Достаточное количество витаминов в питании — играет огромную биологическую роль для правильного развития ребенка. Организм ребенка представляет собой механизм, который опирается на оптимальный баланс веществ, и если любого из этих основных химических веществ не хватает, то химические реакции, необходимые для него, будут протекать в неправильном режиме.

Богатые белком продукты для детей

Белки, необходимы для роста и нормального функционирования организма. Это также помогает в строительстве мышц. Дети в стадии роста должны получать достаточно белков в продуктах. Яйца, бобовые и нежирное мясо — являются хорошим источником белка.

Фрукты и овощи — источники витаминов для детей

Фрукты и овощи богаты витаминами и минералами. Включение фруктов и овощей в рацион питания детей помогают восполнить им суточную норму этих микроэлементов. Дети должны есть столько фруктов, сколько могут, если у них нет на них аллергии. Привычка брать с собой фрукты и овощи на прогулку в качестве закуски, также помогает детям избежать нездоровой пищи. Зеленые листовые овощи, шпинат, капуста и фрукты, бананы — являются богатым источником железа. Потребление железа в пище необходимо для увеличения количества крови в организме детей. Железо — является составной частью гемоглобина. Его запасы помогают в укреплении иммунной системы ребенка.

Запасаемся калориями

Детям нужно больше калорий, по сравнению со взрослыми, так как они физически более активны. Лучший их источник для ребенка — зерновые каши и обогащенные крупы. Они обеспечивают очень хороший приток калорий, и очень полезны.

Жареная, и жирная пища и сладости должны быть максимально ограничены в рационе детей.

Продукты для детей, содержащие витамины и кальций

Для восполнения кальция в организме ребенка, надо включать в меню молоко и молочные продукты. Масло, сыр и йогурт — обязательно должны быть в ежедневном рационе детей. Другими источниками кальция являются яйца, рыба и зелень. Кальций необходим для роста костей и зубов — от этого сильно зависит здоровье ребенка.

Восполняем жиры и углеводы

Здоровое питание для детей должно содержать сбалансированное количество жиров. Тем не менее, источник жиров должен быть выбран таким образом, чтобы ребенок не привыкал к нездоровой пище. Хорошим источником жиров является натуральное сливочное масло, жирные сорта рыб (форель, семга), растительные масла.

Углеводы обеспечивают энергию и помогают при хранении и транспортировке энергии, что улучшает иммунную систему организма. На разных этапах развития ребенка, углеводы обеспечивают необходимую ему энергию. Углеводы — важнейшая составляющая часть здорового питания для детей. Запас углеводов поможет пополнить пшеница, рис, кукуруза и хлеб.

Иногда из-за нехватки времени, или другому попустительству — мы пускаем питание ребенка на самотек. Мы разрешаем им перекусить фастфудом, а добавив к их рациону так называемые «питательные продукты» (йогурты), уверены что даем детям все, что им необходимо. Витаминов заявленных производителем в продукте — практически всегда недостаточно, да и те — зачастую уничтожены в процессе приготовления.

Вы должны быть уверены, что полностью контролируете питание ваших детей везде, где бы они его не получали. Необходимо обеспечить детей витаминами, а в случае их недостатка — поливитаминами и минеральными добавками. Важно использовать их своевременно, особенно в бедное на естественные витамины время года!

источник

Минеральные вещества входят в состав органов и тканей и играют большую роль во всех физико-химических процессах, протекающих в организме. Часть минеральных веществ содержится в клетках, другая часть находится во взвешенном состоянии в виде ионов в крови, лимфе и тканевой жидкости, многие из них являются составными частями гормонов, ферментов и сами по себе влияют на биохимические процессы. Минеральные вещества необходимы организму ребенка для построения скелета, правильного развития органов и систем, нервной, мышечной и костной ткани. Основными элементами, необходимыми для жизнедеятельности организма человека, являются кальций, магний, калий, фосфор, хлор, сера.

Потребность в кальции как главном строительном материале костной ткани у детей особенно велика, так как у них происходит интенсивное формирование костей. Кальций содержится в продуктах молочного происхождения, в овощах и фруктах.

Для строения костей, кроме кальция, необходим и фосфор. Около 80% от всего количества фосфора, необходимого ребенку, входит в состав костной, около 10% —в состав мышечной ткани. Достаточное количество фосфора в организме нормализует углеводный обмен и укрепляет нервную систему. Содержится фосфор в мясе, молоке, рыбе, зерновых (овес, просо) и бобовых растениях.

Железо входит в состав гемоглобина — сложного белкового соединения, находящегося в эритроцитах; оно содержится во фруктах, овощах, мясе, яичном желтке. Суточная потребность в железе у детей раннего возраста составляет 7-8 мг.

Кроме перечисленных минеральных веществ, ребенку необходимы магний, медь, бром, йод, цинк, кобальт, фтор и некоторые другие минералы. Они получили название микроэлементов, так как содержатся в пище в минимальном количестве (менее 1мг/%). Они входят в состав многих ферментов, гормонов, витаминов и оказывают большое влияние на обмен веществ, рост и развитие организма. Недостаток того или иного из них в организме нередко влечет за собой специфическое заболевание: эндемический зоб при отсутствии йода, разрушение зубов при недостатке фтора и т. д.; медь, кобальт, молибден, марганец и другие элементы имеют важное значение для кроветворения и предупреждения малокровия. Витамины — это группа биологически активных веществ, которые не являются строительным материалом или источником энергии, но необходимы организму для роста, развития, регуляции жизненных функций. Витамины играют важную роль в обмене веществ живого организма: без них нарушается нормальный обмен веществ, страдают пищеварение и кроветворение, падает работоспособность, снижается иммунитет и устойчивость к неблагоприятным факторам внешней среды. Витамины широко распространены в природе. Они содержатся во многих пищевых продуктах и больше всего в продуктах растительного происхождения: овощах, фруктах, злаках, корнеплодах, ягодах. Некоторые витамины образуются в организме человека и животных под влиянием микрофлоры кишечника. Поэтому длительные расстройства функции пищеварительного тракта могут привести к различным нарушениям витаминного обмена. Так, нарушения микрофлоры кишечника (дисбактериоз) приводят к снижению образования витаминов в кишечнике, воспаление слизистой оболочки кишечника затрудняет их всасывание. В этих случаях явления витаминной недостаточности могут возникнуть даже при достаточном поступлении витаминов извне. Потребность человека в витаминах зависит от возраста, пола, характера трудовой деятельности, бытовых условий, уровня физической нагрузки, климатических условий, физиологического состояния организма, пищевой ценности питания и других факторов. Она повышается при заболеваниях, проживании в холодных регионах, недостаточном пребывании на солнце, напряженной физической и умственной работе. Гиповитаминоз-недостаток какого-либо витамина в организме, может проявляться специфическими нарушениями со стороны нервной системы, кожи, зрения и других органов. Полное отсутствие в течение длительного времени какого-либо витамина может привести к развитию болезненного состояния, называемого авитаминозом. Полигиповитаминоз — одновременный недостаток различных витаминов. В этих случаях отмечается общая вялость, повышенная утомляемость, аппетита, замедление роста и прибавки веса. По физико-химическим свойствам витамины разделяются две большие группы.

Первая группа получила название водорастворимых витаминов: это витамины группы В, С, Р, фолиевая кислота. Эти витамины хорошо растворяются в воде, разрушаются при нагревании и в щелочной среде, хорошо сохраняются в кислой среде (например, во фруктовых и овощных консервах). Витамины этой группы не накапливаются в организме, их избыток выводится почками. Жирорастворимые витамины —A, D, Е, К, F—в воде не растворяются, но хорошо растворяются в жирах, устойчивы к нагреванию, кислой и щелочной среде. Витамины этой группы при их избытке могут накапливаться в организме, оказывая неблагоприятное влияние — в тяжелых случаях даже вызывая болезненные состояния (гипервитаминозы). Применение витаминов, особенно жирорастворимых, с лечебной и профилактической целью требует осторожности. Большие их количества могут искажать обмен веществ, поражать почки и сосуды, снижать аппетит, нарушать рост и развитие. В результате приема больших доз жирорастворимых витаминов, в частности А и D, может развиться тяжелая интоксикация (отравление организма).

Вода — важнейшая составная часть живого организма. Общее содержание ее у ребенка грудного возраста —70-75%, а у взрослого —60-65% массы тела. Большая часть воды (40-45% массы тела) находится внутри клеток, меньшая (25%) —вне клеток: в межтканевой жидкости, лимфе, плазме. Все жизненные процессы, протекающие в организме человека, возможны лишь при достаточном количестве воды. Чем младше ребенок, тем с большей интенсивностью и напряженностью происходит его водный обмен и тем выше у него потребность в воде. Так, у новорожденного она составляет 150-200 мл/кг массы в сутки, у грудного ребенка —100-150, в два года —90-95, в пять лет —60, в 13 лет —40 мл/кг массы в сутки. Всасывание воды из желудочно-кишечного тракта в кровь происходит очень быстро, интенсивно идет обмен воды между кровью и тканями, так же быстро вода выделяется из организма. Из общего количества принятой ребенком жидкости в организме задерживается только около 1%, остальная ее часть после участия в обменных процессах выводится из организма (около 60% выводится почками, до 34% —кожей и легкими, 6% —с испражнениями). Чём меньше ребенок, тем менее устойчив у него водный обмен. На этот процесс оказывают влияние температура и влажность окружающего воздуха, характер пищи, одежда, поведение ребенка. У детей раннего возраста даже крик и плач нарушают водное равновесие между кровью и тканями тела и могут вызывать сгущение крови. Потребность в воде у детей удовлетворяется за счет питья жидкости и частично за счет плотной пищи, также имеющей в своем составе воду. Потребность в дополнительном питье может быть различной и зависеть от индивидуальных особенностей обмена веществ, от вида вскармливания (дети, находящиеся на искусственном вскармливании, обычно нуждаются в большем количестве воды), а также от температуры и влажности помещения, в котором находится ребенок.

источник