Меню Рубрики

Витамины для умственно отсталых детей

«Витамины – залог здорового развития ребенка» – это факт, проверенный временем. Надоедливая реклама давно превратила его в банальность. Замороченные пропагандой «красивой жизни», мы порой все силы бросаем на крепкий румянец, стройную фигуру, здоровый аппетит и богатырский сон, совершенно упуская из виду важнейшую составляющую полноценной жизни любимого чада – разностороннее развитие личности и повышение интеллекта. Какие витаминные комплексы помогают заботиться об умственном развитии детей? Разберемся вместе.

Малютка, милашка, теперь первоклашка… С новым этапом жизни приходят новые проблемы. А вместе с ними появляются и первые коварные преобразования, когда «наш зайка», «наша гордость» превращается в «нет, это не наше дитя, а какой-то плаксивый, капризный нехочуха».
При этом у ребенка наблюдается беспокойный сон, отказ от уроков, неспособность вспомнить простенькое четверостишие, с трудом разученное накануне… Родители впадают в отчаяние, жалуясь на отсутствие у ребенка мозгов и плохую наследственность. Однако не стоит бросаться в крайность. Необходимо любить малыша таким, какой он есть, тем более что он самый лучший на свете. Просто ему надо помочь, ведь у всего есть причина для этого нежелания или неспособности учиться, постоянной усталости, нервозности, капризности и т.д. Возможно, эта причина лежит на поверхности, как и ее решение. Чаще всего ситуацию спасают витамины для развития головного мозга, которые в широком ассортименте представлены на полках аптек.

  1. Врожденные или приобретенные травмы:
  2. осложнения в период беременности;
  3. повреждения при родах;
  4. падения, удары и ушибы головы.

Всё это — несомненный повод обратиться к врачу. После необходимо следовать рекомендациям доктора, принимая препараты и витамины, которые он посоветует, и, возможно, скоро проблема с памятью забудется как недобрый сон.

  • Отставание в развитии речи (то, что иногда называют «каша во рту»).

Логопед вам в помощь. Настойчивость и терпение в следовании индивидуальной коррекционной программе — и успех обеспечен.

  • Усталость от перегруженности.

Возможно, капризы и недомогания — всего лишь неумелый протест против родительской мании совершенства? Студия, секция, кружок, центр одаренных детей… Не слишком ли тяжелую ношу взрослые взваливают на хрупкие плечи? Да, физическое и творческое развитие ребенка важны, но… Они не должны перегружать и без того уставший от школы и домашних заданий организм!

Лучше поговорить с отпрыском по-взрослому, спросить, что нравится именно ему. И самим повести себя по-взрослому: умерить амбиции и решительно отказаться от всего лишнего. Ведь все эти секции создаются для детей, а не родителей, которые в свое время не смогли достичь высоких результатов и показателей, так как были заняты лазаньем по деревьям и заборам, игрой в квача, беготней по залитым дождем улицам, лепкой снеговиков и многими другими интересными занятиями. Ваши родители подарили вам счастливое детство? Сделайте то же самое и для вашего ребенка. Чем он хуже вас?

  • Неправильная организация режима дня.

Что ж, дитя учится – родитель тоже. Придется исправлять неграмотность чтением литературы, источниками из Интернета, бабушкиными советами, в конце концов.

Главное — не забывать о подвижных играх, правильно их чередовать с уроками, оставлять простор для детских фантазий и вовремя укладывать малыша спать. Все просто!

  • Дефицит витаминов, неполноценное питание.

Эту проблему решить не так легко, как может показаться. Одних фруктов и овощей будет недостаточно. И хоть мама ежедневно трудится над рационом, старательно откармливает маленького ученика полезными вкусностями, но может ли она быть уверена в их качестве и насыщенности необходимыми элементами для развития детского головного мозга?

Следует обратиться к специалисту. Кто, как не врач, сумеет грамотно порекомендовать правильный рацион и витамины, которые подойдут именно вашему школьнику?

Но прежде следует восполнить собственную неосведомленность в вопросе витаминов.

Могут быть получены только с пищей из рыбы и морепродуктов, орехов и семян, бобовых, зерновых, овощей, фруктов, растительного масла. Улучшают память, противостоят раннему старению мозга и снижению интеллектуальных способностей. То, что надо для детского мозга и его активной работы!

ВАЖНО! Следует принимать вместе с витамином Е (без него Омега-3 разрушается и образует в организме перекиси). Хранить нужно бережно, а употреблять с осторожностью: полиненасыщенные жирные кислоты быстро портятся.

Препятствует утомляемости, повышает работоспособность и успеваемость.

ВНИМАНИЕ! Спиртовой раствор йода не предназначен для приема внутрь! Используется только пища и витамины, содержащие йод. Это: печень трески, лосось, креветки, сельдь, овес, шампиньоны, морская капуста, хлебобулочные изделия и молочные продукты.

Нейтрализует вредное воздействие свободных радикалов на мозг и защищает организм от других нежелательных воздействий. Содержится в абрикосах, кабачках, моркови, тыкве, персиках, облепихе, помидорах, хурме.

Детские витамины с содержанием этой группы способствуют концентрации внимания, поэтому особенно важны для школьников. Ими богаты пивные дрожжи, постная свинина, пророщенная пшеница, семечки, арахис, фасоль.

Важность этих элементов для нервной системы и всего организма трудно переоценить. Их называют «металлами жизни». Да, это не витамины, но для мозга они так же нужны, особенно для активно растущего, работающего и развивающегося! Их можно получить из семечек тыквы и подсолнечника, семян льна и кунжута, кедровых и грецких орехов, шоколада, какао-бобов, чечевицы, пророщенной пшеницы, грибов, морской рыбы, бананов, чернослива, свеклы, петрушки, сельдерея и многих других продуктов.

Предназначен дошколятам. Содержит Омега-3 жирные кислоты. Выпускается в форме сиропа. Незаменимый препарат для мозга по мнению специалистов и заботливых мамочек.

Оптимален для адаптации школьника к учебным нагрузкам. Предназначен для детей с 7 лет.

Можно давать ребенку с 3-летнего возраста. Изготовлен на основе натуральных соков, без искусственных красителей, без противопоказаний.

Комплекс, содержащий йод, дополнен элементами для его оптимального усвоения. Рекомендован детям от 6 лет, без противопоказаний.

Включает в себя Омега-3 жирные кислоты. Назначается детям с 3 лет, способствует умственному развитию и защите от стрессов. Также прекрасное средство для улучшения активности мозга.

Обеспечить ребенку комфортное освоение жизненных просторов не так уж и трудно. Несложные знания, помощь специалистов, любовь, внимание, терпение. Что еще нужно для ребенка?

Как говорится в одной известной телепередаче – «берегите себя и своих близких».

источник

Короткое, печальное, но необходимое предисловие.

Уникальность существующего порядка вещей состоит в том, что

  • подавляющему большинству врачей намного легче ЭТО назначить, нежели объяснить, почему ЭТО ребенку не надо;
  • подавляющему большинству родителей намного легче отправиться в аптеку, купить и неделями скармливать ЭТО собственному ребенку, нежели попытаться прочитать и понять, перечитать и все-таки понять;
  • а для особо впечатлительных ЭТО есть в уколах…

Ноотропными называют средства, стимулирующие процессы обмена веществ в нервной ткани.

Фармакологическими эффектами препаратов этой группы являются улучшение памяти и способности к обучению, повышение устойчивости клеток нервной системы к неблагоприятным внешним воздействиям (в частности, к нехватке кислорода).

Все ноотропные препараты (ноотропы) близки по своей химической структуре к естественным биологически активным веществам — нейромедиаторам, витаминам, аминокислотам. Именно этим объясняется тот факт, что большинство ноотропов нетоксичны и не имеют опасных побочных эффектов.

Основные показания к применению ноотропов в детском возрасте:

Упомянутые нами выше фармакологические эффекты выявляются производителями препаратов, сформулированные чуть ниже показания к применению — это опять-таки рекомендации производителей ноотропных средств.

Ноотропные препараты чрезвычайно широко применяются в педиатрии, но широта их применения ограничена главным образом границами бывшего Советского Союза.

Несмотря на огромный опыт использования, несмотря на множество обнаруживаемых в экспериментах положительных свойств, несмотря на чрезвычайную привлекательность выявленных фармакологических эффектов и широту показаний к применению, так вот, несмотря на все это, обосновать пользу и эффективность ноотропных препаратов методами доказательной медицины до настоящего времени никому не удалось.

В это трудно поверить врачам, еще труднее — пациентам и родителям пациентов, но ни в США, ни в Западной Европе ноотропные средства не применяются, поскольку, еще раз повторимся, нет доказательств их эффективности.

Читатели, ознакомившиеся со списком ноотропных средств и обнаружившие в нем известные, можно даже сказать хорошо знакомые, названия лекарств, наверняка ждут от автора подробных рассказов о том, когда и как их надо принимать. И заверения в том, что всё это — препараты с недоказанной эффективностью, могут вызвать несогласие и недоумение: уж слишком активно вошли ноотропные средства в повседневную жизнь врачей, провизоров, пациентов, родственников пациентов.

Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что ребенок (даже абсолютно здоровый ребенок!) появляется на свет с «незрелой» нервной системой, которая очень активно совершенствуется («дозревает») в первые годы жизни. Этот процесс «дозревания» сопровождается, во-первых, множеством специфических симптомов (физиологические рефлексы периода новорожденности, повышенный мышечный тонус, дрожание губ, подбородка и конечностей и т. д. и т. п.), а во-вторых, постоянно присутствующей озабоченностью родителей.

Именно в первые годы жизни родители обнаруживают у детей некие «странности» поведения, которые не могут объяснить, руководствуясь собственным опытом. Именно в первые годы жизни вопросы и сомнения касательно нормальности или ненормальности собственного ребенка постоянно беспокоят всех без исключения мам и пап.

Странности, вопросы и сомнения приводят родителей к врачам.

Главный вопрос выглядит так:

— Нормально или нет в наших летах (вставьте нужный возраст) не… — далее произносится нечто, чего ребенок еще не умеет, — сидеть, стоять, переворачиваться, ползать, ходить, брать, бросать, говорить, посещать туалет, спать всю ночь не просыпаясь, слушаться родителей, читать, считать, петь, рисовать и т. д. и т. п.?

Любой ответ «нормально» фактически означает, что у врача нет сомнений в том, что ребенок здоров и что он не нуждается ни в каком лечении.

И вот здесь фактически моделируется ситуация, когда общество испытывает огромную потребность в лекарствах, которые «улучшают работу нервной системы». Еще раз подчеркиваю: это не потребность ребенка или врача, это — потребность существующей модели человеческих взаимоотношений в системе врач-родители-ребенок.

Униженный государством и юридически беззащитный врач не имеет ни малейшего желания брать ответственность на себя.

Врач точно знает, что, не назначив лекарства, он автоматически становится, с одной стороны, «невнимательным и равнодушным специалистом», а с другой — потенциальным виновником всех теоретически возможных в будущем неврологических неприятностей. «Нам 15, у нас каждый день болит голова, а ведь мы в 6 месяцев были у невропатолога, жаловались на дрожащую губку, а он сказал, что все нормально…»

Родители убеждены в том, что существуют некие волшебные капельки, благодаря которым ребенок научится сидеть, говорить, слушаться маму и ходить на горшок.

Родители, как правило, не сомневаются в том, что неврологические проблемы вообще и разнообразные «отставания-отклонения» легко вылечить: главное — вовремя (. ) назначить правильное лекарство.

Родители не в состоянии понять, что обмен веществ в нервной ткани ребенка происходит настолько интенсивно, что ускорить его фармакологически практически невозможно.

Имеются лекарства, показавшие в эксперименте свою способность положительно влиять на нервную систему и доказавшие свою безопасность, — многочисленные ноотропные средства.

Лекарства назначаются, и через некоторое время после назначения абсолютное большинство детей действительно начинают сидеть, стоять, переворачиваться, ползать, ходить, брать, бросать, говорить, посещать туалет, спать всю ночь не просыпаясь, слушаться родителей, читать, считать, петь, рисовать и т. д. и т. п. Начинают, разумеется, не потому, что лекарства назначили, а потому, что время пришло, потому, что так задумано великой Природой (Богом, Эволюцией). Но согласиться с тем, что «после лекарства» вовсе не означает «благодаря лекарству», очень сложно…

Таким образом, ноотропные средства позволяют решить множество проблем, поскольку:

  • облегчают бремя ответственности врачей;
  • успокаивают родителей;
  • улучшают материальное положение их производителей и продавцов;
  • в большинстве случаев не вредят пациентам.

Неудивительно, что все описанные проблемы совершенно не волнуют реального владельца страховой компании. Там, где за лечение платит именно частная страховая компания, а не пациент и не коррумпированный чиновник, так вот, там (в мире частного капитала) никто не хочет платить за облегчение, успокоение и «не-вред». Там платят за эффективное лечение, подтверждаемое методами доказательной медицины. А вот с этим проблемы…

Хотелось бы, тем не менее, подчеркнуть, что способность ноотропных средств положительно влиять на обменные процессы в нервной ткани — это вовсе не выдумка алчных фармацевтов, это реально существующий факт.

Ноотропные средства действительно способны:

  • активизировать энергетический обмен в нейронах;
  • усиливать синтез белков;
  • увеличивать скорость передачи импульсов в ЦНС;
  • улучшать поглощение глюкозы нервными клетками;
  • укреплять мембраны клеток.

Эти свойства действительно выявляются в экспериментах. Именно эти свойства позволяют ученым рассматривать ноотропные препараты как очень (. ) перспективную группу лекарственных средств и продолжать их интенсивное изучение. Именно на основании этих свойств формулируются показания к применению ноотропов.

То есть, учитывая способность ноотропов активизировать, усиливать, увеличивать, улучшать и укреплять, делается предположение, что они помогут при задержке речевого развития или при умственной отсталости. А дальше самое печальное — теоретическое предположение не находит своего практического подтверждения при использовании препаратов у реальных больных.

Неудивительны в этой связи два факта:

  • производители ноотропных препаратов никому не обещают быстрого и значимого действия: — всячески подчеркивается, что эффективность, во-первых, умеренная и, во-вторых, для получения эффекта необходим длительный прием — несколько месяцев;
  • все большее количество фармакологов предлагает рассматривать ноотропные средства не в качестве лекарств, а в качестве биологически активных добавок, потенциально способных улучшить качество жизни.
Читайте также:  Как проявляется нехватка витамина д у детей 3 лет

Итак, вы покинули кабинет педиатра или невропатолога и в руках у вас список назначенных средств, а в списке этом — ноотропные препараты.

Вы знаете, что ноотропные средства если и используются, то не просто так, а по вполне конкретным показаниям. И это значит, что если вам назначен препарат из группы ноотропных средств, так это потому, что вашему ребенку установлен конкретный диагноз (список показаний-диагнозов см. выше).

Нет диагноза — нет показаний. То есть назначение ноотропных средств не имеет никакого отношения к повышенному внутричерепному давлению, мышечному гипертонусу, минимальной мозговой дисфункции, пирамидной недостаточности и другим модно-популярным отечественным диагнозам.

Вы опять-таки уже знаете, что эффективность ноотропов не доказана, но вы также знаете о том, что они в большинстве случаев безопасны, а спорить с врачом и брать ответственность за «не лечение» на себя нет ни сил, ни особого желания. Значит, будем лечиться… И главное здесь — не навредить. Поэтому при последующем рассмотрении основных ноотропных препаратов мы поставим во главу угла именно безопасность применения.

Применяется более 40 лет, являясь фактически родоначальником ноотропных средств.

Выпускается во множестве лекарственных форм, предназначенных как для энтерального, так и для парентерального применения, — таблетки, капсулы, гранулы, сиропы, растворы для в/м и в/в введения.

Не рекомендуется детям первого года жизни, кормящим матерям и беременным (особенно в первом триместре).

Возможные побочные эффекты — боли в животе, тошнота, рвота, запор, диарея, головокружение, головная боль, психическое возбуждение, двигательная расторможенность, раздражительность, неуравновешенность, снижение способности к концентрации внимания, тревожность, нарушения сна.

Препараты нейроаминокислот

Гаммааминомасляная кислота. Выпускается в таблетках. Принимается внутрь до еды. Усиливает действие снотворных и противосудорожных средств. Возможны тошнота, рвота, бессонница, повышение температуры тела, ощущение жара, одышка, реакции гиперчувствительности.

Гопантеновая кислота. Выпускается в таблетках и сиропе. Во время приема возможны аллергические реакции (ринит, конъюнктивит, сыпь). Не рекомендуется в первом триместре беременности.

Никотиноил гамма-аминомасляная кислота. Используется для энтерального приема (таблетки) и парентерального введения (в/м, в/в — растворы). Применение может сопровождаться тошнотой, головной болью, головокружением, раздражительностью, ощущением тревоги, аллергическими реакциями. Противопоказана беременным и кормящим.

Гидрохлорид гамма-амино-бета-фенилмасляной кислоты — известен под торговым именем фенибут, выпускается в таблетках. Раздражает слизистые оболочки ЖКТ (поэтому противопоказан при язвенной болезни). В начале лечения, как правило, вызывает выраженную сонливость. Также возможны раздражительность, возбуждение, тревожность, головокружение, головная боль, тошнота, аллергические реакции. Не используется при беременности и кормлении грудью.

Глицин. Выпускается в таблетках, предназначенных для рассасывания в полости рта. Переносится очень хорошо — редкие аллергические реакции.

Глутаминовая кислота. Формы выпуска — таблетки и гранулы. Побочные реакции — повышенная возбудимость, рвота, диарея. При длительном применении возможны снижение уровня лейкоцитов и гемоглобина, раздражение слизистой оболочки полости рта, трещины на губах. Противопоказана при лихорадочных состояниях, заболеваниях печени, почек, ЖКТ, кроветворных органов. Во время лечения обязательно следует эпизодически делать клинические анализы крови и мочи.

Нейропептиды

Нейропептиды — это образующиеся в нервной системе молекулы белка, обладающие биологической активностью. Лекарственным средствам, содержащим нейропептиды, присуще определенное ноотропное действие. Некоторые препараты этой группы широко известны и активно применяются в странах, где концепция доказательной медицины пока еще не имеет адекватной реализации. К наиболее известным нейропептидным средствам относятся церебролизин, кортексин, актовегин, солкосерил.

Препараты вводятся главным образом в/м. Переносятся хорошо, но возможны аллергические реакции, иногда очень тяжелые.

Принимается внутрь (суспензия, таблетки, драже). Имеет внушительный список возможных побочных эффектов — нарушения сна, повышенная возбудимость, головная боль, головокружение, быстрая утомляемость, потеря аппетита, тошнота, диарея, аллергические реакции, стоматит, боли в суставах, реакции со стороны системы кроветворения. Противопоказан при гиперчувствительности, эпилепсии, печеночной и почечной недостаточности. Не рекомендуется беременным и кормящим. Во время лечения необходим лабораторный контроль (клинические анализы крови и мочи, печеночные пробы).

Рассматривается как препарат комплексного действия. Обладает не только ноотропным эффектом, но и способностью улучшать кровообращение в нервной ткани. Тем не менее многочисленные полезные свойства винпоцетина методами доказательной медицины пока не подтверждаются.

Препарат выпускается в таблетках и растворах для в/в введения. Вводить его в/м нельзя. Противопоказан беременным и кормящим. При приеме внутрь переносится хорошо (редкие реакции гиперчувствительности), при в/в введении возможно снижение АД, головокружение, тошнота, флебит.

Как и винпоцетин, это препарат комплексного действия. Обладает ноотропными свойствами, но к ноотропным препаратам не относится: последние 50 лет используется в качестве средства, улучшающего кровообращение. Применяется внутрь (капсулы, таблетки).

В связи с большим количеством побочных эффектов (сонливость, быстрая утомляемость, головная боль, дрожание конечностей, повышение мышечного тонуса, депрессия, сухость во рту, боли в животе, повышенное потоотделение, аллергические реакции, снижение АД) в настоящее время не рекомендуется ни в качестве ноотропного, ни в качестве сосудистого средства. Применение считается оправданным в комплексной терапии мигрени, головокружения, морской болезни.

Список ноотропных средств на этом не заканчивается. Стимулирующее влияние на процессы обмена веществ в нервной ткани — то самое ноотропное действие — представляется очень и очень привлекательным. Неудивительно, что существует множество (сотни!) самых разнообразных лекарственных средств, теоретически обладающих ноотропным действием.

Даже беглое перечисление этих препаратов может занять не один десяток страниц, тем не менее все, что вашему ребенку может быть назначено для «улучшения» нервной системы, — это лекарства с недоказанной эффективностью, находящиеся в 4-й фазе клинических исследований (т. н. постмаркетинговые исследования). Только вы — мамы и папы — вправе решать, будет ваш ребенок участником этих исследований или нет.

(Данная публикация представляет собой адаптированный к формату статьи фрагмент книги Е. О. Комаровского «Справочник здравомыслящих родителей. Часть третья. Лекарства».)

источник

Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!

Олигофрения неизлечима. Связано это с тем, что при воздействии причинных (провоцирующих заболевание) факторов происходит повреждение определенных отделов головного мозга. Как известно, нервная система (особенно центральный ее отдел, то есть головной и спинной мозг) развиваются во внутриутробном периоде. После рождения клетки нервной системы практически не делятся, то есть способность головного мозга к регенерации (восстановлению после повреждения) практически минимальна. Однажды поврежденные нейроны (нервные клетки) уже никогда не будут восстановлены, вследствие чего однажды развившаяся умственная отсталость сохранится у ребенка до конца его жизни.

В то же время, дети с легкой формой заболевания хорошо поддаются лечебным и коррекционным мероприятиям, вследствие чего могут получать минимальное образование, обучаться навыкам самообслуживания и даже устраиваться на простую работу.

Также стоит отметить, что в некоторых случаях целью лечебных мероприятий является не излечение умственной отсталости как таковой, а устранение ее причины, что позволит предотвратить прогрессирование заболевания. Проводить такое лечение следует сразу после выявления фактора риска (например, при обследовании матери до, во время или после родов), так как чем дольше причинный фактор будет воздействовать на организм малыша, тем более глубокие расстройства мышления у него могут развиться в дальнейшем.

Лечение причины умственной отсталости может проводиться:

  • При врожденных инфекциях – при сифилисе, цитомегаловирусной инфекции, краснухе и других инфекциях могут назначаться противовирусные и антибактериальные препараты.
  • При сахарном диабете у матери.
  • При нарушении обмена веществ – например, при фенилкетонурии (нарушении обмена аминокислоты фенилаланина в организме) исключение из рациона продуктов, содержащих фенилаланин, может помочь решить проблему.
  • При гидроцефалии – хирургическая операция сразу после выявления патологии может предотвратить развитие умственной отсталости.

Одним из нарушений, встречающихся при умственной отсталости, является нарушение мелкой моторики пальцев рук. Детям при этом трудно выполнять точные целенаправленные движения (например, держать ручку или карандаш, завязывать шнурки и так далее). Исправить данный недостаток поможет пальчиковая гимнастика, целью которой является развитие мелкой моторики у детей. Механизм действия метода заключается в том, что часто выполняемые движения пальцами «запоминаются» нервной системой ребенка, вследствие чего в дальнейшем (после многократных тренировок) ребенок может выполнять их более точно, затрачивая при этом меньше усилий.

Пальчиковая гимнастика может включать:

  • Упражнение 1 (пересчитывание пальцев). Подходит для детей с легкой степенью олигофрении, которые учатся считать. Вначале нужно сложить руку в кулак, а затем выпрямлять по 1 пальцу и считать их (вслух). Затем нужно обратно сгибать пальцы, также пересчитывая их.
  • Упражнение 2. Вначале ребенок должен растопырить пальцы обеих ладоней и поставить их друг перед другом так, чтобы соприкасались между собой только подушечки пальцев. Затем ему нужно сводить ладони вместе (чтобы они также соприкасались), а после этого возвращаться к исходному положению.
  • Упражнение 3. Во время данного упражнения ребенок должен складывать руки в замок, при этом вначале сверху должен располагаться большой палец одной руки, а затем – большой палец другой руки.
  • Упражнение 4. Вначале ребенку следует растопырить пальцы руки, а затем свести их вместе так, чтобы кончики всех пяти пальцев собрались в одной точке. Упражнение можно повторять много раз.
  • Упражнение 5. Во время данного упражнения ребенку нужно сжимать руки в кулаки, а потом выпрямлять пальцы и растопыривать их, повторяя данные действия несколько раз.

Также стоит отметить, что развитию мелкой моторики пальцев рук способствуют регулярные занятия с пластилином, рисование (пусть даже ребенок просто водит карандашом по бумаге), перекладывание мелких предметов (например, разноцветных пуговиц, однако при этом нужно следить, чтобы ребенок не проглотил одну из них) и так далее.

Целью медикаментозного лечения олигофрении является улучшении обмена веществ на уровне головного мозга, а также стимуляция развития нервных клеток. Кроме того, лекарственные средства могут назначаться для купирования определенных симптомов заболевания, которые могут быть выражены у различных детей по-разному. В любом случае лечебную схему нужно подбирать для каждого ребенка индивидуально, учитывая тяжесть основного заболевания, его клиническую форму и другие особенности.

Медикаментозное лечение умственной отсталости

Механизм лечебного действия

Ноотропы и препараты, улучшающие мозговое кровообращение

Улучшают обмен веществ на уровне нейронов (нервных клеток) головного мозга, повышая скорость использования кислорода ими. Это может способствовать обучению пациента и его умственному развитию.

Необходим для нормального развития и функционирования центральной нервной системы.

Необходим для нормального процесса передачи нервных импульсов в центральной нервной системе. При его недостатке может прогрессировать такой признак умственной отсталости как заторможенность мышления.

При недостатке данного витамина в организме может наблюдаться ускоренная гибель нервных клеток (в том числе на уровне головного мозга), что может способствовать прогрессированию умственной отсталости.

Защищает центральную нервную систему и другие ткани от повреждения различными вредными факторами (в частности при недостатке кислорода, при интоксикациях, при облучении).

При его недостатке может нарушаться работа зрительного анализатора.

Угнетают активность головного мозга, позволяя устранить такие проявления олигофрении как агрессивность и выраженное психомоторное возбуждение.

Также угнетают активность центральной нервной системы, помогая устранить агрессивность, а также тревожность, повышенную возбудимость и подвижность.

Назначаются при угнетении психоэмоционального состояния ребенка, сохраняющемся на протяжении длительного времени (более 3 – 6 месяцев подряд). Важно отметить, что сохранение такого состояния в течение длительного времени значительно снижает способность к обучению ребенка в дальнейшем.

Стоит отметить, что дозировка, кратность и длительность применения каждого из перечисленных препаратов также определяется лечащим врачом в зависимости от множества факторов (в частности от общего состояния пациента, преобладания тех или иных симптомов, эффективности проводимого лечения, возможных побочных явлений и так далее).

Массаж шеи и головы является частью комплексного лечения умственно отсталых детей. В то же время, массаж всего тела может стимулировать развитие опорно-двигательного аппарата, улучшать общее самочувствие пациента, повышая его настроение.

Задачами массажа при олигофрении являются:

  • Улучшение микроциркуляции крови в массируемых тканях, что улучшит доставку кислорода и питательных веществ к нервным клеткам головного мозга.
  • Улучшение оттока лимфы, что улучшит процесс удаления токсинов и побочных продуктов обмена веществ из мозговой ткани.
  • Улучшение микроциркуляции в мышцах, что способствует повышению их тонуса.
  • Стимуляция нервных окончаний в области пальцев и ладоней, что может способствовать развитию мелкой моторики рук.
  • Создание положительных эмоций, благоприятно влияющих на общее состояние больного.

Занятия музыкой позволяют:

  • Развивать речевой аппарат ребенка (во время пения песен). В частности у детей улучшается произношение отдельных букв, слогов и слов.
  • Развивать слух ребенка. В процессе прослушивания музыки или пения пациент учится различать звуки по их тональности.
  • Развивать интеллектуальные способности. Чтобы спеть песню, ребенку нужно выполнить сразу несколько последовательных действий (набрать в грудь воздуха перед очередным куплетом, дождаться подходящей мелодии, правильно подобрать громкость голоса и скорость пения). Все это стимулирует мыслительные процессы, нарушенные у детей с умственной отсталостью.
  • Развивать познавательную деятельность. В процессе прослушивания музыки ребенок может изучать новые музыкальные инструменты, оценивать и запоминать характер их звучания, а потом узнавать (определять) их по одному лишь звуку.
  • Обучить ребенка игре на музыкальных инструментах. Это возможно лишь при легкой форме олигофрении.

Несмотря на отставание в умственном развитии, почти все пациенты с умственной отсталостью (кроме глубокой формы) могут поддаваться определенному обучению. В то же время, не для всех детей могут подойти общеобразовательные программы обычных школ. Крайне важно правильно подобрать место и вид обучения, что позволит ребенку максимально развить свои способности.

Читайте также:  Как проявляется аллергия на витамин д у детей

Обычные и коррекционные школы, интернаты и классы для школьников с умственной отсталостью (рекомендации ПМПК)

Чтобы ребенок развивался максимально интенсивно, нужно правильно подобрать учебное заведение, в которое его отдавать.

Обучение умственно отсталых детей может проводиться:

  • В общеобразовательных школах. Данный метод подходит для детей с легкой формой олигофрении. В некоторых случаях умственно отсталые дети могут успешно заканчивать первые 1 – 2 класса школы, при этом каких-либо различий между ними и обычными детьми не будет заметно. В то же время, стоит отметить, что по мере взросления и утяжеления школьной программы дети начнут отставать от сверстников в успеваемости, что может стать причиной определенных трудностей (пониженного настроения, боязни неудач и так далее).
  • В коррекционных школах или интернатах для умственно отсталых лиц. Специальная школа для детей с олигофренией имеет как свои плюсы, так и минусы. С одной стороны, обучение ребенка в интернате позволяет уделить ему гораздо больше внимания со стороны учителей, чем при посещении им обычной школы. В интернате педагоги и воспитатели обучены работе с такими детьми, вследствие чего легче устанавливают с ними контакт, находят к ним индивидуальный подход в обучении и так далее. Основным недостатком такого обучения является социальная изоляция больного ребенка, который практически не общается с нормальными (здоровыми) детьми. Более того, во время пребывания в интернате за детьми осуществляется постоянное наблюдение и тщательный уход, к которому они привыкают. После окончания интерната они могут оказаться просто неподготовленными к жизни в социуме, в результате чего будут нуждаться в постоянном уходе до конца жизни.
  • В специальных коррекционных школах или классах. В некоторых общеобразовательных школах есть классы для умственно отсталых детей, в которых им преподают упрощенную школьную программу. Это позволяет детям получать необходимые минимальные знания, а также пребывать среди «нормальных» сверстников, что способствует их внедрению в общество в дальнейшем. Подходит данный метод обучения лишь для пациентов с легкой степенью умственной отсталости.

Направлением ребенка в общеобразовательную или специальную (коррекционную) школу занимается так называемая психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Входящие в состав комиссии врачи, психологи и педагоги проводят короткую беседу с ребенком, оценивая при этом его общее и умственное состояние и стараясь выявить признаки умственной отсталости или задержки психического развития.

Во время обследования на ПМПК ребенка могут спросить:

  • Как его зовут?
  • Сколько ему лет?
  • Где он живет?
  • Сколько человек в его семье (могут попросить кратко рассказать о каждом члене семьи)?
  • Есть ли дома домашние животные?
  • Какие игры любит ребенок?
  • Какие блюда он предпочитает на завтрак, обед или ужин?
  • Умеет ли ребенок петь (при этом могут попросить спеть песенку или рассказать короткий стишок)?

После этих и некоторых других вопросов ребенка могут попросить выполнить несколько простых заданий (скомпоновать картинки по группам, назвать увиденные цвета, нарисовать что-либо и так далее). Если в процессе обследования специалисты выявляют какие-либо отставания в психическом или умственном развитии, они могут порекомендовать направить ребенка в специальную (коррекционную) школу. Если же отставание в умственном развитии незначительно (для данного возраста), ребенок может посещать обычную школу, но при этом оставаться под наблюдением психиатров и педагогов.

ФГОС – это общепризнанный стандарт обучения, которого должны придерживаться все учебные заведения страны (для дошкольников, школьников, студентов и так далее). Данный стандарт регламентирует работу учебного заведения, материальное, техническое и другое оснащение учебного заведения (какой персонал и в каком количестве должен в нем работать), а также контроль обучения, доступность обучающих программ и так далее.

ФГОС ОВЗ – это федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Он регламентирует учебный процесс для детей и подростков с различными физическими или умственными дефектами, в том числе для умственно отсталых пациентов.

Адаптированные основные общеобразовательные программы (АООП) для дошкольников и школьников с умственной отсталостью

Данные программы являются частью ФГОС ОВЗ и представляют собой оптимальный метод обучения лиц с умственной отсталостью в дошкольных учреждениях и школах.

Основными задачами АООП для детей с умственной отсталостью являются:

  • Создание условий для обучения умственно отсталых детей в общеобразовательных школах, а также в специальных школах-интернатах.
  • Создание схожих образовательных программ для детей с олигофренией, которые могли бы эти программы освоить.
  • Создание образовательных программ для получения умственно отсталыми детьми дошкольного и общего образования.
  • Разработку специальных программ для детей с различными степенями олигофрении.
  • Организацию учебного процесса с учетом поведенческих и умственных особенностей детей с различными степенями олигофрении.
  • Контроль качества образовательных программ.
  • Контроль усвояемости информации учениками.

Применение АООП позволяет:

  • Максимально развить умственные способности каждого отдельного ребенка с олигофренией.
  • Научить умственно отсталых детей самообслуживанию (если это возможно), выполнению простой работы и другим необходимым навыкам.
  • Научить детей правильно вести себя в обществе и взаимодействовать с ним.
  • Развить в учениках интерес к обучению.
  • Устранить или сгладить недостатки и дефекты, которые могут иметься у умственно отсталого ребенка.
  • Научить родителей умственно отсталого ребенка правильно вести себя с ним и так далее.

Конечной целью всех перечисленных пунктов является максимально эффективное обучение ребенка, которое позволило бы ему вести наиболее полноценную жизнь в семье и в обществе.

На базе основных общеобразовательных программ (регламентирующих общие принципы обучения умственно отсталых детей) разрабатываются рабочие программы, предназначенные для детей с различными степенями и формами олигофрении. Преимуществом такого подхода является то, что рабочая программа максимально учитывает индивидуальные особенности ребенка, его способность к обучению, восприятию новой информации и общению в социуме.

Так, например, рабочая программа для детей с легкой формой олигофрении может включать обучение самообслуживанию, чтению, письму, математике и так далее. В то же время, дети с тяжелой формой заболевания не способны читать, писать и считать в принципе, вследствие чего их рабочие программы будут включать лишь общие навыки самообслуживания, обучение контролю эмоций и другим простейшим занятиям.

Коррекционные занятия подбираются для каждого ребенка индивидуально, в зависимости от имеющихся у него нарушений психики, поведения, мышления и так далее. Данные занятия могут проводиться в специальных школах (профессионалами) или на дому.

Целями коррекционных занятий являются:

  • Обучение ребенка базовым школьным навыкам – чтению, письму, простому счету.
  • Обучение детей поведению в социуме – для этого применяются групповые занятия.
  • Развитие речи – особенно у детей, у которых нарушено произношение звуков или имеются другие подобные дефекты.
  • Научить ребенка самостоятельно себя обслуживать – при этом преподаватель должен акцентировать внимание на опасностях и рисках, которые могут подстерегать ребенка в повседневной жизни (например, ребенок должен усвоить, что хвататься за горячие или острые предметы не нужно, так как после этого будет больно).
  • Развивать внимание и усидчивость – особенно важно для детей с нарушением способности концентрировать внимание.
  • Учить ребенка контролировать свои эмоции – особенно если у него случаются приступы гнева или ярости.
  • Развивать мелкую моторику рук – если она нарушена.
  • Развивать память – заучивать слова, фразы, предложения или даже стихотворения.

Стоит отметить, что это далеко не полный список дефектов, которые могут исправляться во время коррекционных занятий. Важно помнить, что положительный результат может быть достигнут лишь после длительных тренировок, так как способность умственно отсталых детей к обучению и освоению новых навыков значительно снижена. В то же время, при правильно подобранных упражнениях и регулярно проводимых занятиях ребенок может развиваться, обучаться самообслуживанию, выполнять простую работу и так далее.

СИПР – это специальная индивидуальная программа развития, подбираемая для каждого конкретного умственно отсталого ребенка в отдельности. Задачи данной программы схожи с таковыми при коррекционных занятиях и адаптированных программах, однако при разработке СИПР учитывается не только степень олигофрении и ее форма, но и все особенности заболевания, имеющиеся у ребенка, степень их выраженности и так далее.

Для разработки СИПР ребенок должен пройти полное обследование у множества специалистов (у психиатра, психолога, невролога, логопеда и так далее). Во время обследования врачи будут выявлять нарушения функций различных органов (например, нарушения памяти, нарушения мелкой моторики рук, нарушения концентрации внимания) и оценивать их выраженность. На основании полученных данных и будет составляться СИПР, призванная корректировать, в первую очередь, те нарушения, которые у ребенка выражены максимально.

Так, например, если у ребенка с олигофренией отмечается нарушение речи, слуха и концентрации внимания, однако двигательные расстройства отсутствуют, нет смысла назначать ему многочасовые занятия для улучшения мелкой моторики рук. На первый план в данном случае должны выступать занятия с логопедом (для улучшения произношения звуков и слов), занятия по повышению способности концентрировать внимание и так далее. В то же время, нет смысла тратить время на обучение ребенка с глубокой формой олигофрении чтению или письму, так как он все равно не освоит данные навыки.

При легкой форме заболевания ребенок может научиться читать, понимать смысл прочитанного текста или даже частично пересказывать его. При умеренной форме олигофрении дети также могут научиться читать слова и предложения, однако чтение текста у них неосмысленное (они читают, но не понимает о чем). Пересказать прочитанное они также не в состоянии. При тяжелой и глубокой форме умственной отсталости ребенок читать не может.

Обучение чтению умственно отсталых детей позволяет:

  • Научить ребенка распознавать буквы, слова и предложения.
  • Научиться выразительному чтению (с интонацией).
  • Научиться понимать смысл прочтенного текста.
  • Развивать речь (во время чтения вслух).
  • Создать предпосылки для обучения письму.

Для обучения чтению умственно отсталым детям нужно подбирать простые тексты, которые не содержат сложных фраз, длинных слов и предложений. Также не рекомендуется использовать тексты с большим количеством абстрактных понятий, пословиц, метафор и других подобных элементов. Дело в том, что у умственно отсталого ребенка слабо развито (или вовсе отсутствует) абстрактное мышление. Вследствие этого даже после правильного прочтения какой-либо пословицы он может понять все слова, однако не сможет объяснить ее суть, что может негативно повлиять на стремление к обучению в дальнейшем.

Научиться писать могут лишь дети с легкой степенью заболевания. При умеренно выраженной олигофрении дети могут пытаться брать в руки ручку, выводить буквы или слова, однако написать что-то осмысленное так и не смогут.

Крайне важно, чтобы перед началом обучения ребенок хотя бы в минимальной степени научился читать. После этого его следует учить рисовать простые геометрические фигуры (круги, прямоугольники, квадраты, прямые линии и так далее). Когда он это освоит, можно переходить к написанию букв и их заучиванию. Затем можно приступать к написанию слов и предложений.

Стоит отметить, что для умственно отсталого ребенка трудность заключается не только в освоении письма, но и в понимании смысла написанного. В то же время, у некоторых детей отмечается выраженное нарушение мелкой моторики рук, что мешает им овладеть письмом. В данном случае рекомендуется сочетать обучение грамматике и коррекционными упражнениями, позволяющими развивать двигательную активность в пальцах рук.

Обучение математике детей с легкой формой умственной отсталости способствует развитию мышления и социального поведения. В то же время, стоит отметить, что математические способности детей с имбецильностью (умеренной степенью олигофрении) весьма ограничены – они могут выполнять простые математические действия (складывать, вычитать), однако более сложные задачи решать не в состоянии. Дети с тяжелой и глубокой олигофренией математику не понимают в принципе.

Дети с легкой формой олигофрении могут:

  • Считать натуральные числа.
  • Выучить понятия «дробь», «пропорция», «площадь» и другие.
  • Освоить основные единицы измерения массы, длины, скорости и научиться применять их в повседневной жизни.
  • Научиться делать покупки, рассчитывать стоимость сразу нескольких предметов и количество необходимой сдачи.
  • Научиться пользоваться измерительными и счетными приборами (линейкой, циркулем, калькулятором, счетами, часами, весами).

Важно отметить, что изучение математики не должно заключаться в банальном зазубривании информации. Дети должны понимать то, что они учат и сразу же учиться применять это на практике. Чтобы этого достичь, каждый урок можно заканчивать ситуационной задачей (например, раздать детям «деньги» и сыграть с ними в «магазин», где они должны будут купить какие-либо вещи, расплатиться и забрать у продавца сдачу).

Пиктограммы – это своеобразные схематические картинки, на которых изображены определенные предметы или действия. Пиктограммы позволяют наладить контакт с умственно отсталым ребенком и обучать его в тех случаях, когда общаться с ним посредством речи невозможно (например, если он глухой, а также, если не понимает слов окружающих).

Суть методики пиктограмм заключается в том, чтобы ассоциировать у ребенка определенное изображение (картинку) с каким-либо определенным действием. Так, например, картинку с изображением унитаза можно ассоциировать с желанием сходить в туалет. В то же время, картинку с изображением ванной или душа можно ассоциировать с водными процедурами. В дальнейшем данные картинки можно закрепить на дверях соответствующих помещений, вследствие чего ребенок будет лучше ориентироваться в доме (захотев в туалет, он самостоятельно найдет дверь, в которую ему нужно для этого войти).

Читайте также:  Как проявляется переизбыток витаминов у детей

С другой стороны, использовать пиктограммы можно и для общения с ребенком. Так, например, на кухне можно держать картинки с изображением чашки (кувшина) с водой, тарелки с едой, фруктов и овощей. Когда ребенок почувствует жажду, он может указывать на воду, в то время как указывание на картинку с едой поможет окружающим понять, что ребенок голоден.

Выше были приведены лишь некоторые примеры использования пиктограмм, однако с помощью данной методики можно обучать умственно отсталого ребенка самым разнообразным занятиям (чистить зубы по утрам, самостоятельно заправлять и расстилать постель, складывать вещи и так далее). Однако стоит отметить, что данная методика будет максимально эффективной при легкой олигофрении и лишь частично эффективной при умеренной степени заболевания. В то же время, дети с тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости обучению с помощью пиктограмм практически не поддаются (из-за полного отсутствия ассоциативного мышления).

Внеурочная деятельность – это занятия, которые проводятся не в классе (как все уроки), а в другой обстановке и по другому плану (в виде игр, соревнований, путешествий и так далее). Изменение метода преподнесения информации умственно отсталым детям позволяет стимулировать у них развитие интеллекта и познавательной деятельности, что благоприятно сказывается на течении заболевания.

Целями внеурочной деятельности могут быть:

  • адаптация ребенка в обществе;
  • применение полученных навыков и знаний на практике;
  • развитие речи;
  • физическое (спортивное) развитие ребенка;
  • развитие логического мышления;
  • развитие способности ориентироваться в незнакомой местности;
  • психоэмоциональное развитие ребенка;
  • приобретение ребенком нового опыта;
  • развитие творческих способностей (например, во время походов, игр в парке, в лесу и так далее).

Обучение умственно отсталых детей может выполняться в домашних условиях. Непосредственное участие в этом могут принимать как сами родители, так и специалисты (логопед, психиатр, учителя, умеющие работать с такими детьми, и так далее).

С одной стороны, такая методика обучения имеет свои плюсы, так как ребенку при этом уделяется намного больше внимания, чем при обучении в группах (классах). В то же время, ребенок в процессе обучения не контактирует со сверстниками, не приобретает необходимых ему навыков общения и поведения, вследствие чего в дальнейшем ему будет намного сложнее влиться в общество и стать его частью. Следовательно, обучение умственно отсталых детей исключительно в домашних условиях практиковать не рекомендуется. Лучше всего совмещать обе методики, когда днем ребенок посещает образовательное учреждение, а после обеда родители занимаются с ним дома.

Если диагноз умственной отсталости подтвержден, крайне важно своевременно начать заниматься с ребенком, что при легких формах заболевания позволит ему ужиться в социуме и стать полноправным его членом. В то же время, особое внимание следует уделять развитию мыслительных, психических, эмоциональных и других функций, которые нарушены у детей с олигофренией.

Первостепенной задачей психолога при работе с умственно отсталым ребенком является установление с ним дружеских, доверительных отношений. После этого в процессе общения с ребенком врач выявляет те или иные психические и психологические расстройства, которые преобладают у данного конкретного пациента (например, неустойчивость эмоциональной сферы, частая плаксивость, агрессивное поведение, необъяснимая радость, трудности в общении с окружающими и тому подобное). Установив основные нарушения, врач старается помочь ребенку от них избавиться, тем самым, ускорив процесс обучения и улучшив качество его жизни.

Психокоррекция может включать:

  • психологическое воспитание ребенка;
  • помощь в осознании своего «Я»;
  • социальное воспитание (обучение правилам и нормам поведения в обществе);
  • помощь в переживании психоэмоциональных травм;
  • создание благоприятной (дружественной) обстановки в семье;
  • совершенствование навыков общения;
  • обучение ребенка контролю эмоций;
  • обучение навыкам преодоления тяжелых жизненных ситуаций и проблем.

Нарушения и недоразвитие речи могут наблюдаться у детей с различными степенями умственной отсталости. Для их коррекции назначаются занятия с логопедом, который поможет детям развить речевые способности.

Занятия с логопедом позволяют:

  • Научить детей правильно произносить звуки и слова. Для этого логопед использует различные упражнения, во время которых детям приходится многократно повторять те звуки и буквы, которые они выговаривают хуже всего.
  • Научить ребенка правильно строить предложения. Это также достигается посредством занятий, во время которых логопед общается с ребенком в устной или письменной форме.
  • Повысить успеваемость ребенка в школе. Недоразвитие речи может быть причиной неуспеваемости по многим предметам.
  • Стимулировать общее развитие ребенка. Обучаясь правильно говорить и произносить слова, ребенок одновременно запоминает новую информацию.
  • Улучшить положение ребенка в социуме. Если школьник научится правильно и корректно разговаривать, ему будет легче общаться с одноклассниками и заводить друзей.
  • Развить у ребенка способность концентрировать внимание. Во время занятий логопед может давать ребенку читать вслух все более длинные тексты, что будет требовать более длительной концентрации внимания.
  • Расширить словарный запас ребенка.
  • Улучшить понимание устной и письменной речи.
  • Развивать абстрактное мышление и воображение ребенка. Для этого врач может давать ребенку читать вслух книги со сказками или вымышленными историями, а затем обсуждать с ним сюжет.

Во время наблюдений за умственно отсталыми детьми было отмечено, что они неохотно занимаются изучением какой-либо новой информации, однако с большим удовольствием могут играть во всевозможные игры. На основании этого и была разработана методика дидактических (обучающих) игр, во время которых преподаватель в игровой форме доносит до ребенка определенную информацию. Главным преимуществом данного метода является то, что ребенок, сам того не осознавая, развивается в умственном, психическом и физическом плане, учится общаться с другими людьми и приобретает определенные навыки, которые понадобятся ему в дальнейшей жизни.

С обучающей целью можно использовать:

  • Игры с картинками – детям предлагают набор картинок и просят выбрать из них животных, машины, птиц и так далее.
  • Игры с цифрами – если ребенок уже умеет считать, на различные предметы (на кубики, книги или игрушки) можно наклеить цифры от 1 до 10 и перемешать их, а затем попросить ребенка расставить их по порядку.
  • Игры со звуками животных – ребенку показывают ряд картинок с изображениями животных и просят продемонстрировать, какие звуки издает каждое из них.
  • Игры, способствующие развитию мелкой моторики рук – на мелких кубиках можно нарисовать буквы, а затем попросить ребенка собрать из них какое-либо слово (название животного, птицы, города и так далее).

Целью ЛФК (лечебной физкультуры) является общее укрепление организма, а также коррекция физических дефектов, которые могут иметься у умственно отсталого ребенка. Подбирать программу физических занятий следует индивидуально или объединяя детей со схожими проблемами в группы по 3 – 5 человек, что позволит инструктору уделить достаточно внимания каждому из них.

Целями ЛФК при олигофрении могут быть:

  • Развитие мелкой моторики рук. Так как данное нарушение чаще других встречается у умственно отсталых детей, упражнения по его коррекции должны быть включены в каждую программу занятий. Среди упражнений можно отметить сжимание и разжимание кистей рук в кулаки, разведение и сведение пальцев, прикосновение кончиками пальцев друг к другу, поочередное сгибание и разгибание каждого пальца в отдельности и так далее.
  • Коррекция деформаций позвоночника. Данное нарушение встречается у детей с тяжелой формой олигофрении. Для его коррекции применяются упражнения, развивающие мышцы спины и живота, суставы позвоночника, водные процедуры, упражнения на турнике и другие.
  • Коррекция двигательных нарушений. Если у ребенка отмечаются парезы (при которых он слабо двигает руками или ногами), упражнения должны быть направлены на развитие пораженных конечностей (сгибания и разгибания рук и ног, вращательные движения ими и так далее).
  • Развитие координации движений. Для этого можно выполнять такие упражнения как прыжки на одной ноге, прыжки в длину (после прыжка ребенок должен сохранить равновесие и остаться стоять на ногах), метание мяча.
  • Развитие мыслительных функций. Для этого можно выполнять упражнения, состоящие из нескольких последовательных частей (например, поставить руки на пояс, затем присесть, вытянуть руки вперед, а после этого выполнить то же самое в обратном порядке).

Также стоит отметить, что дети с легкой или умеренной степенью заболевания могут заниматься активными видами спорта, однако только при постоянном наблюдении инструктора или другого взрослого (здорового) человека.

Для занятия спортом умственно отсталым детям рекомендуется:

  • Плавание. Это помогает им научиться решать сложные последовательные задачи (прийти в бассейн, переодеться, умыться, поплавать, снова умыться и одеться), а также формирует нормальное отношение к воде и к водным процедурам.
  • Прогулки на лыжах. Развивают двигательную активность и способность координировать движения рук и ног.
  • Катание на велосипеде. Способствует развитию равновесия, концентрации внимания и способности быстро переключаться с одной задачи на другую.
  • Путешествия (туризм). Смена обстановки стимулирует развитие познавательной деятельности умственно отсталого пациента. В то же время, при путешествии происходит физическое развитие и укрепление организма.

Трудовое воспитание умственно отсталого ребенка является одним из ключевых моментов в лечении данной патологии. Ведь именно от способности к самообслуживанию и к труду зависит, сможет ли человек жить самостоятельно или же будет нуждаться в уходе посторонних на протяжении всей своей жизни. Трудовым воспитанием ребенка должны заниматься не только учителя в школе, но и родители в домашних условиях.

Развитие трудовой деятельности у ребенка с олигофренией может включать:

  • Обучение самообслуживанию – ребенка нужно научить самостоятельно одеваться, соблюдать правила личной гигиены, ухаживать за своей внешностью, принимать пищу и так далее.
  • Обучение посильному труду – уже с ранних лет дети могут самостоятельно раскладывать вещи, подметать улицу, пылесосить, кормить домашних животных или убирать за ними.
  • Обучение работе в команде – если родители идут выполнять какую-либо несложную работу (например, собирать грибы или яблоки, поливать огород), ребенка следует брать с собой, объясняя и наглядно демонстрируя ему все нюансы выполняемой работы, а также активно сотрудничая с ним (например, поручить ему приносить воду во время поливки огорода).
  • Разностороннее обучение – родителям следует обучать ребенка самым разным видам труда (даже если вначале выполнять какую-либо работу у него не получается).
  • Осознание ребенком пользы от своего труда – родители должны объяснить ребенку, что после поливки огорода на нем вырастут овощи и фрукты, которые малыш потом сможет съесть.

Прогноз при данной патологии напрямую зависит от степени тяжести заболевания, а также от правильности и своевременности проводимых лечебных и коррекционных мероприятий. Так, например, если регулярно и интенсивно заниматься с ребенком, у которого диагностирована умеренная степень олигофрении, он может научиться говорить, читать, общаться со сверстниками и так далее. В то же время, отсутствие каких-либо обучающих занятий может спровоцировать ухудшение состояния пациента, вследствие чего даже легкая степень олигофрении может прогрессировать, переходя в умеренную или даже в тяжелую.

Так как способность к самообслуживанию и полноценной жизни умственно отсталого ребенка нарушена, он может получить группу инвалидности, что позволит пользоваться определенными преимуществами в обществе. В то же время, та или иная группа инвалидности выставляется в зависимости от степени олигофрении и общего состояния пациента.

Детям с умственной отсталостью могут присвоить:

  • 3 группу инвалидности. Выдается детям с легкой степенью олигофрении, которые могут самостоятельно себя обслуживать, поддаются обучению и могут посещать обычные школы, однако требуют повышенного внимания со стороны семьи, окружающих и педагогов.
  • 2 группу инвалидности. Выдается детям с умеренной степенью умственной отсталости, которые вынуждены посещать специальные коррекционные школы. Они плохо поддаются обучению, плохо уживаются в обществе, слабо контролируют свои поступки и не могут нести ответственность за некоторые из них, в связи с чем часто нуждаются в постоянном уходе, а также в создании специальных условий для проживания.
  • 1 группу инвалидности. Выдается детям с тяжелой и глубокой олигофренией, которые практически не способны обучаться или самостоятельно себя обслуживать, в связи с чем нуждаются в непрерывном уходе и опеке.

При отсутствии других заболеваний и пороков развития, длительность жизни умственно отсталых людей напрямую зависит от способности к самообслуживанию или от ухода за ними со стороны окружающих.

Здоровые (в физическом плане) люди с легкой степенью олигофрении могут себя обслуживать, легко поддаются обучению и даже могут устраиваться на работу, зарабатывая деньги себе на пропитание. В связи с этим средняя продолжительность их жизни и причины смерти практически не отличаются от таковых среди здоровых людей. То же самое можно сказать о пациентах с умеренно выраженной олигофренией, которые, однако, также поддаются обучению.

В то же время, пациенты с тяжелыми формами заболевания живут намного меньше обычных людей. В первую очередь, это может быть связано с множественными пороками и врожденными аномалиями развития, которые могут приводить к смерти детей в течение первых лет жизни. Другой причиной преждевременной смерти может послужить неспособность человека критически оценивать свои действия и окружающую обстановку. При этом больные могут находиться в опасной близости от огня, работающих электрических приборов или ядов, падать в бассейн (при этом, не умея плавать), попадать под машину (случайно выбегая на дорогу) и так далее. Вот почему продолжительность и качество их жизни напрямую зависят от внимания со стороны окружающих.

источник