Меню Рубрики

Витамины и здоровое питание для детей

Зачем нужны и чем так важны и необходимы витамины для здоровья детей?

Витамины — отвечают за здоровье внутренних органов, слаженную работу эндокринной, нервной систем, регулируют обмен веществ.

Если в детском организме не хватает витаминов, он начинает функционировать в усиленном режиме. Возникают быстрая утомляемость, судороги в ногах, головные боли, ухудшается память, происходит задержка в развитии (умственное или физическое отставание).

Помните, в детском и подростковом возрасте витамины нужны в большем количестве, чем для взрослого человека, поскольку в данный период происходит интенсивное формирование организма. Залог здоровья — правильное питание. О днако из-за плохой экологии, содержание питательных веществ в продуктах катастрофически снизилось. Интересно, что за последние тридцать лет количество органического витамина С в растениях уменьшилось на 90 %. А дети, ко всему, подвержены стрессам, нагрузкам, избирательны в еде. В итоге организм систематически недополучает нутриенты, начинаются отклонения в развитии.

Чем опасна нехватка витаминов для ребенка?

В возрасте активного развития, большинство ребят посещают общественные места (детские садики, театры, кино, парки), расширяется социальная жизнь ребенка, что ведет к резкому возрастанию риска подхватить острые респираторные инфекции. Тут-то и становится актуальным вопрос о необходимости дополнительного употребления витаминно-минеральных комплексов для повышения иммунитета.

В период «перестройки» организма ребенка нехватка нутриентов приводит к возникновению следующих проблем:

  • ухудшению памяти, аппетита;
  • гормональному дисбалансу;
  • нарушению сна;
  • замедлению роста, развития;
  • повышенной утомляемости;
  • апатии, вспышкам раздражительности, нервозам;
  • частым инфекционным заболеваниям;
  • головным болям;
  • расшатыванию зубов, кровоточивости десен;
  • медленному заживлению ран;
  • бледности кожных покров;
  • ломкости ногтей, волос;
  • сухости кожи;
  • хронической усталости;
  • анемии, слабости;
  • образованию язв на языке, трещинок в уголках рта;
  • светочувствительности глаз.

В результате ребенок становится вялым, раздражительным, плохо кушает и спит. Чтобы устранить данные последствия родителям рекомендуется обогатить рацион дитя свежими фруктами, овощами, зеленью, орехами, злаками и регулярно в весенний и осенний период проводить витаминную терапию с профилактической целью.

Классификация нутриентов.

Витамины делятся на следующие группы:

Монокомпонентные, содержат один вид органических соединений. К ним относят аскорбиновую кислоту, витамины А, Е, К, D.

Многокомпонентные, представляют собой симбиоз нутриентов. В состав поливитаминов входят от двух до десяти веществ.

Витаминно-минеральные комплексы. В составит таких препаратов входят макро- и микроэлементы. Они более сбалансированы, чем моно и многокомпонентные витамины. Благодаря наличию минералов, данные комплексы имеют гораздо шире спектр действия: поддерживают зрительные функции, укрепляют кости, зубы, улучшают память, поднимают иммунитет.

Формы выпуска витаминов для ребенка:

  • жевательные пастилки;
  • таблетки;
  • сиропы;
  • капли;
  • порошки;
  • мармеладные фигурки;
  • леденцы;
  • гель;
  • шипучие таблетки.

Чтобы детские препараты были приятными на вкус и привлекали внимание малышей, в них добавляют красители и ароматизаторы. Перед покупкой убедитесь, что выбранный комплекс подходит по возрасту ребенку. Рекомендуется отдавать предпочтение витаминным средствам с точной дозировкой (леденцам, пастилкам, фигуркам). Детям до года не давайте препараты, которые требуют точного замера дозы (сиропы, гели), поскольку можно подвергнуть чадо риску передозировки.

Главные витамины для ребенка.

Интересно, что большинство нутриентов при попадании в детский организм выполняют функции, которые не происходят в теле взрослого человека после приема комплекса. Они способствуют биологическим процессам роста, разделению тканей и внутренних органов по назначениям.

Список основных витаминов:

Витамин А. Синтезирует белки, участвует в формировании скелета и нормального зрения у ребенка, участвует в развитии легких, пищеварительного тракта, регенерации слизистых оболочек. 1/3 суточной потребности бета-каротина должны составлять яйца, кисломолочные напитки, сливочное масло, сливки, а 2/3 – продукты растительного происхождения (томаты, морковь, абрикосы, сладкий перец).

Витамин В1. Поддерживает умственную деятельность, нормальное протекание углеводного обмена в организме, улучшает усвоение нутриентов из пищи. Источники тиамина: орехи, гречка, кукуруза, картофель, фасоль.

Витамин В2. Отвечает за хорошее состояние кожных покров, ногтей, волос, поддерживает рост чада. Продукты, богатые рибофлавином: рыба, сыр, молоко, курица.

Витамин В6. Регулирует работу нервной системы, нужен для улучшения памяти, формирования красных кровяных телец, развития иммунитета ребенка. Пиридоксин присутствует в субпродуктах, зеленом перце, капусте, говядине, яйцах.

Витамин В9. Поддерживает кожу в хорошем состоянии, предупреждает малокровие. Особенно нуждаются в фолиевой кислоте больные дети, которым следует ее давать для аппетита. Природные источники: грибы, лук, морковь, петрушка, печень.

Витамин В12. Участвует в кроветворении, активирует работу нервной системы малыша. Цианокобаламин находится в морепродуктах, сое, яйцах, сыре, курице.

Витамин С. Защищает ребенка от бактерий, вирусов, тормозит развитие аллергических реакций, укрепляет кровеносные сосуды, нейтрализует действие свободных радикалов. Аскорбиновая кислота сосредоточена в цитрусовых плодах, шиповнике, облепихе, клубнике, рябине.

Витамин D. Регулирует количество кальция, магния в организме дитя. Нужен для полноценного развития скелета. Поступает в организм с молоком, сливочным маслом, печенью животных или рыб, яйцами.

Витамин Е. Увеличивает защитные силы организма и стабилизирует работу кровеносной, мышечной, нервной систем. Токоферол борется со свободными радикалами, поддерживает половое развитие подростков. Токоферол содержится в латуке, яйцах, семенах, льняном, кунжутном маслах.

Витамин РР. Регулирует обмен веществ и обеспечивает усвоение всех необходимых компонентов еды: минералов, жиров, белков, углеводов. Кроме того, никотиновая кислота преобразует глюкозу и триглицериды в энергию, что способствует росту тканей у ребенка. Источники соединения: арахис, кедровые орехи, горох, кальмар.

Витамин Н. Поддерживает здоровье кожи. Продукты, богатые биотином: кукуруза, фисташки, овсянка, ячневая крупа.

Витамин К. Участвует в работе кровеносной системы. Менадион содержится в цветной капусте, репчатом луке, брокколи.

Железо. Снабжает внутренние органы ребенка кислородом, участвует в кроветворении, формировании гемоглобина. Рекомендуется к приему детям с 1 года. Продукты, содержащие железо: зеленые овощи, мясо кролика, индейка.

Цинк. Ускоряет заживление ран, поддерживает остроту зрения, участвует в формировании костей малыша, укрепляет иммунитет, высвобождает витамин А. Микроэлемент присутствует в бобовых, орехах, морепродуктах. Больше всего организм ребенка нуждается в цинке с двух до трех лет.

Кальций. Участвует в обменных процессах, служит основой костной ткани, нужен для роста и функционирования нервных клеток. Содержится в молочных продуктах, шиповнике, лесных орехах, кунжуте, маке.

Фосфор. Выступает «энергоносителем» – доставляет энергию по клеткам. Вместе с кальцием поддерживает крепость костной ткани. Природные источники фосфора: молоко, морепродукты, сухие дрожжи, творог.

Магний. Участвует в передаче нервных импульсов, оказывает антистрессовое действие. Микроэлемент устраняет раздражительность, истерику, беспокойный сон у ребенка. Природные источники магния: гречка, соя, отруби, тыквенные семечки.

Кальций, фосфор и магний рекомендуется давать детям от 3 лет.

Таким образом, это главные витамины и макро-, микроэлементы, необходимые для подрастающего организма малыша. Суточная потребность каждого нутриента зависит от возраста ребенка. Легче всего снабжать организм ребенка витаминами и минералами при помощи детских мультивитаминных комплексов. Не забывайте о необходимости организации полноценного питания: обогатите его свежими овощами, фруктами, зеленью и молочнокислыми изделиями.

В любом возрасте для ребенка губительны нехватка и избыток нутриентов в организме. Помните, аптечные витамины принимают 1–2 раза в год по 3–4 недели. В поисках препарата не зацикливайтесь исключительно на искусственных добавках.

Принципы выбора и приема витаминов.

Поливитаминные комплексы для растущего организма должны соответствовать следующим требованиям:

  • укреплять защитные функции;
  • адаптировать организм к повышенным физическим, эмоциональным нагрузкам;
  • быть гипоалергенны;
  • без искусственных красителей, консервантов;
  • улучшать интеллектуальное развитие.

Рекомендуется остановить выбор на препаратах фармацевтических фирм, которые зарекомендовали себя и имеют положительные отзывы. Чтобы уберечь ребенка от подделки, не покупайте витаминно-минеральные комплексы с рук, по интернету, вне аптек, поскольку их качество и состав вызывают сомнения.

Как правильно принимать витамины детям?

При первичном приеме нутриентов следите за состоянием ребенка, поскольку новые препараты, как и продукты, могут вызвать аллергию.

После покупки храните сладкие пастилки, леденцы или сироп в темном недоступном для детей месте (на верхней полке навесного кухонного шкафа). Они должны строго дозироваться, в соответствии с инструкцией или назначением педиатра, взрослыми.

Самый благоприятный период для насыщения растущего организма питательными соединениями – это май-июнь и сентябрь-октябрь. Начинать прием витаминных комплексов во время летней жары, разгара простудного сезона не разумно.

Препараты употребляют курсами, на протяжении двух-трех недель с трехмесячным перерывом. Желательно их принимать с пищей в первой половине дня, когда энергозатраты максимальны, а организм находится в состоянии бодрствования и может хорошо усваивать полезные вещества.

Летом откажитесь от таблетированных витаминов в пользу природных источников нутриентов (овощей, фруктов, зелени). Для укрепления иммунитета прием комплексов рекомендуется сочетать с занятиями спортом и закаливающими процедурами.

Вывод о витаминах.

Витамины для детей – это питательные вещества, которые участвуют в полноценном формировании организма, физического и умственного развитии ребенка.

Каждому возрасту соответствует своя комбинация необходимых нутриентов. Для грудничков достаточно тех витаминов и минералов, которые содержатся в материнском молоке. Дети дошкольного возраста испытывают потребность в соединениях А, С, D, Е, В, цинке. А подростки нуждаются в РР, D3, омеге-3, кальции, фосфоре, железе.

Помните, запастись водорастворимыми витаминами (В, С, Н) не удастся, так как они не накапливаются в организме, их излишек выводится с мочой. «Про запас» могут откладываться только жирорастворимые нутриенты (А, D, Е), однако передозировка их может вызвать интоксикацию организма.

Гипервитаминоз (переизбыток витаминов) не менее опасен, чем авитаминоз, поэтому перед приемом витаминов ОБЯЗАТЕЛЬНО проконсультируйтесь с вашим педиатром.

Родители помните — главным источником витаминов для детей всех возрастов должна оставаться пища, правильное и сбалансированное питание!

Правильное питание необходимо для хорошего здоровья и отменного самочувствия. Продукты должны быть не только вкусными, но и наиболее полезными для растущего организма ребенка.

Самые полезные продукты питания:

Овощи — богаты клетчаткой, витаминами, минеральными веществами, растительным белком и микроэлементами, максимально важными для растущего организма.

В рационе ребенка должны быть такие полезные овощи, как:

-морковь, которая является главным источником каротина. Ведь именно он отвечает за рост клеток, обеспечивает здоровье кожи, глаз и слизистых;

-разнообразные сорта капусты. Этот продукт всегда должен быть в рационе по рекомендациям врачей и диетологов. Капуста содержит самые необходимые микроэлементы, витамины и клетчатку, способствует очищению крови от холестерина, укрепляет иммунную систему. Особенно полезны брокколи и цветная капуста. А если организм страдает от недостатка йода, в меню желательно включить морскую капусту;

-чеснок и лук. В них содержатся фитонциды, которые укрепляют иммунитет, повышают стойкость организма к разным бактериям, вирусам и токсинам. Благодаря своим противовоспалительным и бактерицидным свойствам лук и чеснок очень высоко ценятся;

-помидоры. В томатах есть лютеин, ликолин и другие полезные компоненты. Они способствуют улучшению пищеварения и повышению аппетита, полезны при низком гемоглобине, высоком давлении и проблемах с сердечно-сосудистой системой;

-сладкий перец. В этом вкусном овоще содержится много витамина С, Р и калия. Он полезен при сахарном диабете, бессоннице, анемии и малокровии;

-зелень. Это укроп, петрушка, шпинат, руккола, базилик. Все они обладают низкой калорийностью, прекрасно подходят для борьбы с лишними килограммами. Зеленолистные овоще полезно употреблять сырыми и свежими.

Фрукты — как и овощи, являются необходимой составляющей частью в рационе питания ребенка. Они богаты питательными компонентами и витаминами, незаменимы для нормальной работы пищеварения, эндокринной системы и сердца.

Максимально полезные фрукты:

-яблоки и другие семечковые фрукты. Содержат много клетчатки, пектина, витамина С и антиоксидантов. Если употреблять этот вкусный фрукт регулярно, тогда холестерин всегда будет в норме. Также яблоки помогают снизить избыточный вес;

-цитрусовые (апельсин, лимон, грейпфрут, мандарин). Это главные источники витамина С в организме. Также они содержат калий и фолиевую кислоту, которые необходимы для здоровья клеток;

-тропические фрукты. Среди них банан, ананас, манго, киви. Они содержат те же микроэлементы и витамины, что и цитрусовые. Но также и марганец, который полезен для костей, щитовидки и нервной системы;

-косточковые плоды (слива, абрикос, вишня) помогают обеспечить организм бета-каротином, калием и витамином С.

Ягоды — их можно выделить в отдельную категорию: это черника, клюква, облепиха, брусника, клубника, малина, ежевика и другие. Они содержат огромное количество антиоксидантов, микроэлементов и витаминов. Ягоды можно употреблять как самостоятельное блюдо, готовить из них варенье и компоты. Но для сохранения всех питательных свойств, их лучше замораживать.

Крупы и бобовые: как правильно выбрать среди самых полезных продуктов питания?

Врачи всегда рекомендуют включать в меню ребенка самые полезные крупы. Они необходимы всем. Не только тем, у кого есть проблемы с ЖКТ и здоровьем. Рацион должен быть полноценным. Крупы и каши ребенку следует употреблять регулярно.

Овсяные хлопья обязательно должны быть в здоровом меню. Овсянка содержит большое количество клетчатки, витаминов и микроэлементов. Она очищает организм от шлаков, холестерина и токсинов. Эти целебные свойства сохранятся, если кашу готовить на воде. Особенно полезны хлопья при гастрите и язве желудка.

Читайте также:  Самые лучшие витамины в аптеках для детей

Гречневая крупа является лидером по минимальному содержанию калорий. Поэтому её включают в разные виды диет. Она содержит много железа и магния. У гречки минимальный гликемический индекс, благодаря этому продукт полезен при сахарном диабете.

Очень полезен бурый нешлифованный рис. Он очищает организм от шлаков и содержит мало калорий. А вот всем привычный белый очищенный рис диетологи именуют бесполезным источником калорий, так как продукт практически не содержит полезных компонентов.

Массой полезных свойств обладает и перловая крупа. В ней содержится белок, фосфор, калий, клетчатка. Каша хорошо подходит тем, кто страдает аллергией.

Также полезно пшено. Этот продукт способствует интенсивному очищению кишечника, выведению шлаков и солей металлов из организма. Так как в пшене много углеводов, будет долго ощущаться сытость. Однако не стоит его употреблять при панкреатите и сахарном диабете.

В горохе, фасоли, чечевице, нуте содержится очень много клетчатки. Бобовые являются самым лучшим растительным источником белка. Питательные вещества в их составе, способствуют снижению холестерина. Что помогает предотвратить остеопороз, ишемию, диабет.

Рыба и морепродукты — огромная польза для ребенка!

Рыба — легко усваивается и хорошо переваривается, в отличие от мяса. Этот ценный продукт, как и другие дары моря, содержит мало насыщенных жиров, много белка, фосфора и Омега-3, которые помогают организму избавиться от токсинов и ядов. Если регулярно употреблять рыбу, можно предотвратить появление ряда заболеваний. Среди них: аллергия, остеопороз, экзема, астма, диабет и другие.

Очень полезно употреблять рыбу семейства лососевых. В ней много белка и витаминов, которые необходимы для нормальной работы мозга и хорошей памяти. Также много ценных компонентов содержит и форель. А факто того, что рыба обитает лишь в чистой воде, говорит сам за себя. Более 22% белка содержит тунец. Его хорошо употреблять с диетической целью, когда нужно сбросить лишний вес, не потеряв мышечную массу.

По питательным веществам в своём составе одно из первых мест занимают моллюски (устрицы, мидии, улитки). Эти морепродукты являются диетическими и хорошо усваиваются. Много протеина и белка, и по минимуму калорий, содержится в креветках.

Другие полезные для организма ребенка продукты.

В рацион ребенка так же желательно включать орехи, которые являются источником разных групп витаминов, углеводов и белка. Их можно добавлять в другие блюда либо употреблять отдельно. Орехи заряжают организм энергией и быстро насыщают. Самые полезные – миндаль, грецкий орех, кешью, фундук, кокос, макадамия.

Яйца – очень питательный и здоровый продукт. В них есть витамины В, А, Е, железо, фолиевая кислота, калий, селен, полноценный белок. Диетическими и менее аллергенными считаются перепелиные яйца.

Хлеб — лучше употреблять цельнозерновой. Так как продукт содержит грубые волокна, он будет способствовать улучшению работы кишечника, удалению вредных солей и ядовитых продуктов распада из организма.

Диетологи советуют обязательно включать в рацион детей и молочные продукты. Они хорошо влияют на микрофлору кишечника и насыщают организм кальцием и витамином D.

Полезных для организма ребенка продуктов — огромное колличество! Мамы и папы, мы надеемся, что наши советы помогут вам сориентироваться в многообразии продуктов питания и витаминов.

Правильное и сбалансированное питание – залог хорошего самочувствия. Поэтому очень важно грамотно составлять рацион ребенка, чтобы в раннем возрасте заложить фундамент здоровья и прекрасного настроения на долгие годы.

источник

    Здоровое питание для детей играет значительную. роль в их развитии. Оно во многом отличается от питания взрослых, так как у ребенка гораздо выше потребность в натуральных продуктах и питательных веществах, особенно тех, которые задействованы в его росте и развитии. К тому же метаболизм ребенка в 1,5-2 раза выше, чем у взрослых, поэтому энергетическая ценность его суточного рациона должна процентов на 10 превышать его энергетические затраты — для того, чтобы он продолжал расти, развиваться, наращивать мышечную массу и т.д.

    Рацион здорового питания для детей должен быть сбалансирован таким образом, чтобы в него входили продукты с содержанием следующих веществ:

    • Белок: является строительным материалом для тканей и клеток организма. Белок в достаточном количестве содержится в мясе, молочных продуктах, бобовых, цельных крупах, орехах, семечках и др.
    • Углеводы: поставляют энергию организму. Выбор следует остановить на медленных углеводах, содержащихся в сырых овощах и фруктах, цельнозерновых продуктах. Перенасыщение быстрыми углеводами (кондитерские изделия, сладости, отварные картофель и кукуруза, белый хлеб) приводит к ожирению, понижению иммунитета, повышению утомляемости.
    • Жиры: поставляют детскому организму незаменимые жирные кислоты, являются источником жирорастворимых витаминов A, E и D, отвечают за иммунитет и рост ребенка. Содержатся в сливках, сливочном масле, растительном масле, рыбе.
    • Клетчатка: не переваривается организмом, но активно участвует в процессе пищеварения. Содержится в сырых овощах и фруктах, отрубях, в перловой и овсяной крупе.
    • Кальций: влияет на рост костей, формирует зубную эмаль, нормализует сердечный ритм, обеспечивает свертываемость крови и т.д. Содержится в молочных продуктах, мясе, рыбе, яйцах, бобовых, обогащенных продуктах — например, в сухих завтраках, соевых продуктах, брокколи, подсолнечных семечках, миндале и т.д.
    • Железо: играет важную роль в умственном развитии и кроветворении. Содержится в мясе и морепродуктах. Источниками железа также являются шпинат, бобовые, сухофрукты, зеленые листовые овощи, свекла, грецкий орех и фундук, семечки и др.

    Необязательно высчитывать количество полезных веществ в граммах. Достаточно придерживаться соотношения белков в углеводам и жирам в пропорции 1:1:4 и следить за тем, чтобы в рационе ребенка всегда присутствовали мясо, молочные продукты, яйца, цельнозерновые продукты, овощи, фрукты и жиры.

    Здоровое питание для детей — это не только сбалансированность, но и определенные привычки, прививаемые с самого детства:

    • Введите дробный режим питания. Рекомендуется 4-5 приемов пищи в день небольшими порциями — 3 основных и 2 дополнительных. Ребенку, впрочем, как и взрослому, вредны калорийные и обильные приемы пищи, состоящие из нескольких полноценных блюд.
    • Еда должна выглядеть привлекательно. Экспериментируйте с оформлением и решением блюд, используйте яркие и полезные ингредиенты, привлекайте детей к участию в процессе приготовления еды.
    • Ешьте вместе с детьми. Лучший пример — ваш собственный. Зачастую мы похожи на своих родителей телосложением не потому, что у нас «такая конституция», а потому что нам с детства прививаются в семье определенные пищевые привычки. Если вы будете питаться правильной и полезной пищей, то, скорее всего, ваши дети «пойдут по вашим стопам».
    • Избегайте фаст-фуда. Как бы вам не хотелось, порой, в выходные или на отдыхе полакомиться гамбургерами или картошкой фри, постарайтесь не искушать ни себя, ни детей. В любом ресторане домашней кухни еда будет вкуснее, а детское меню сегодня присутствует в большинстве заведений.
    • Не заставляйте детей есть то, что им не нравится. Насильно принуждая сына или дочку есть здоровые продукты, которые кажутся им невкусными, вы невольно создаете в их сознании ассоциацию — все, что полезно, невкусно. Ценность одного продукта в большинстве случаев можно заменить другим.
    • Готовьте еду в школу. Школьная еда редко отличается полезностью и разнообразием — особенно вредны ребенку многочисленные хлебобулочные изделия, сладкие соки и кондитерские изделия. Их всегда можно заменить приготовленными дома сандвичами с курицей и овощами, орехами, сухофруктами, свежими овощами и фруктами.

    Помните, что, обеспечив здоровое питание для детей, вы обеспечиваете их полноценное всестороннее развитие, укрепляете иммунитет, защищаете от болезней и в целом улучшаете качество их жизни.

    источник

    Эмма Грабарь
    Конспект занятия «Витамины и полезные продукты»

    «Витамины и полезные продукты для здоровья»

    (образовательная область «Здоровье»)

    • вызвать у детей желание заботится о своем здоровье;

    • познакомить с понятием «витамины»;

    • рассказать о пользе витаминов, их значении для жизни, взаимосвязи

    • учить детей различать витаминосодержащие продукты;

    • объяснить детям, как витамины влияют на организм человека, об их пользе

    и значении витаминов для здоровья человека;

    • помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания — еда

    должна быть не только вкусной, но и полезной;

    • развивать внимание, мышление, воображение, активный и пассивный

    • воспитать у детей желание заботиться о своем здоровье.

    Словарная работа: дегустировать, дегустатор, интервью.

    Предварительная работа: выучить с детьми стихи о витаминах, приготовить шапочки витаминов А, В, С, Д. разучивание физкультминуток.

    Материал: иллюстрации: овощей, фруктов; полезные и вредные продукты питания; корзина, фрукты, овощи нарезка, шпажки (по количеству детей, микрофон, макет дерева, презентация «Где живут витамины», музыкальное сопровождение.

    Цель: создать условия для возникновения положительных эмоций, мотивации. Выявить элементарные нравственно-этические нормы.

    Воспитатель: Ребята, как много у нас гостей, подойдем, поздороваемся. А знаете, вы ведь, не просто поздоровались, а подарили друг другу частичку здоровья, потому что сказали: Здравствуйте! Здоровья желаю! Русская народная поговорка говорит: «Здороваться не будешь, здоровья не получишь».

    Стук в дверь, входит Незнайка,

    Незнайка: Здравствуйте, ребята, меня зовут Незнайка. У меня случилась беда, я заболел. Говорят, чтобы не болеть, нужно правильно питаться. Я старался, ел все только вкусное: пирожные, конфеты, пил пепси-колу. Но, к сожалению, мне становится все хуже и хуже. Ребята помогите мне, пожалуйста, разобраться, что мне нужно есть, чтобы не болеть.

    Воспитатель: Ребята, давайте попробуем с вами помочь Незнайке. Скажите, что вы любите есть больше всего? (Ответы детей). Как вы думаете, в чем разница между «вкусным» и «полезным»? (Ответы детей).

    Ребята, а вы знаете, что в продуктах есть очень важные для здоровья человека вещества, которые называются «витамины»? (Ответы детей). А что вы знаете о витаминах? (Ответы детей).

    — Да, витамины оказывают различное влияние на здоровья человека. Витаминов

    много, но самые главные из них витамины А, В, С, Д. Например, витамин А

    очень важен для зрения. Витамин В способствует хорошей работе сердца, а

    витамин Д делает наши ноги и руки крепкими, он содержится в рыбьем жире.

    Витамин С укрепляет весь организм, делает человека более здоровым,

    неподверженным к простудам. Если все — таки простудился, то с его помощью

    Послушайте, какое стихотворение нам расскажет Артем.

    Витамины А, В, С.

    Как вы думаете, что будет с человеком, если питаться одними сладостями? (Ответы детей).

    • Вам необходимо знать, что организму человека нужны различные продукты.

    Особенно полезны сырые овощи и фрукты: у того, кто их постоянно употребляет,

    как правило, бывает хорошее, бодрое настроение, гладкая кожа, изящная фигура

    • А вот конфеты, шоколад, мороженое, слышишь Незнайка, особенно в больших

    количествах очень вредны для здоровья. И витамины в этих продуктах не живут.

    -Конечно же, не стоит полностью отказываться от сладкого. Однако необходимо

    употреблять разнообразную пишу, чтобы быть крепкими, здоровыми и быстро

    В исполнении детей прозвучат стихи о пользе витаминов.

    Есть за завтраком овсянку

    Черный хлеб полезен нам,

    Рыбий жир всего полезней,

    Хоть противный — надо пить

    Ну а лучше съесть лимон, Хоть и очень кислый он.

    • Незнайка! Ты попробуй — как решить не хитрую задачу: Что полезнее жевать

    • После еды многие стараются жевать «Дирол» и «Орбит», для того, чтобы

    очистить зубы, а в старину жевали репу, она очень полезная в ней много витамина

    • Я открою вам секрет чтобы быть здоровым, сильным, бороться с микробами и

    не поддаваться болезням, нужно кушать витамины. Витамины, как солдаты

    охраняют наш организм от злых вредных микробов и разных болезней. А сейчас

    послушайте в каких продуктах содержаться витамины А, В, С, Д.

    Витамин А содержится в продуктах питания: дыня, морковь, чеснок, капуста,

    петрушка, персики, шпинат, тыква, репа, сельдерей, помидор, красный сладкий

    Витамин В — рис, изюм, фасоль, рыба, яйца, сыр, йогурт, орехи, бананы, горох,

    печень, хлеб, грибы, творог, салат. В животных продуктах — баранина, говядина,

    Витамин С — черная смородина, шиповник, апельсины, лимон, лук, петрушка,

    Витамин Д — рыбный жир, свежая зелень, печень трески, говяжья печень,

    сливочное масло. Солнышко в своих лучах посылает нам витамин «Д».

    Один пузатый здоровяк (округлое движение обеими руками вокруг живота) Съел десять булок натощак (выставить перед собой все пальцы) Запил он булки молоком (изобразить пальцами воображаемый стакан, а затем выпить из него,

    Съел курицу одним куском (широко раздвинуть пальцы одной руки, ладонью вверх, поднести воображаемый кусок корту)

    Затем барашка он поджарил (показать указательными пальцами рожки) И в брюхо бедного направил (погладить живот) Раздулся здоровяк, как шар (изобразить в воздухе большой круг) Обжору тут хватил удар (ударить слегка ладонью по лбу). Молодцы!

    Читайте также:  Самые лучшие жевательные витамины для детей

    Воспитатель: Предлагаю вам поиграть дидактическая игра «Полезно-вредно». Незнайки подарим иллюстрации с полезными продуктами питания, а то, что вредно для здоровья спрячем в корзину.

    Вспомните и назовите, какими полезными продуктами вас кормят в детском саду (Ответы детей).

    И на завтрак, и на обед, и на ужин вам дают разные полезные продукты и сейчас мы будем дегустировать эти продукты. Дегустировать — значит пробовать. А человека, который пробует, называют — дегустатор. Повторите это слово и постарайтесь запомнить.

    Игра «Узнай, на вкус» — дети закрывают глаза, им дают кусочки свежих овощей и

    фруктов (огурец, помидор, морковь, капуста, лук, яблоко, банан, мандарин, лимон

    и др.) и предложить определить на вкус: «Что ты съел?»

    Незнайка: Я тоже хочу с вами поиграть в игру «Совершенно верно!» Я вам буду

    говорить четверостишие о продуктах. Если в них говориться о полезных вещах,

    вы говорите все вместе: «Правильно, правильно, совершенно верно!»

    А если о том, что для здоровья вредно, дети молчат.

    • Есть побольше апельсинов, пей морковный вкусный сок, и тогда ты точно

    будешь очень строен и высок.

    Дети: «Правильно, правильно, совершенно верно!»

    • Если хочешь стройным быть, надо сладкое любить, ешь конфеты, жуй ирис,

    • Чтобы правильно питаться, вы запомните совет: Ешьте фрукты, кашу с

    маслом, рыбу, мед и виноград.

    Дети: «Правильно, правильно, совершенно верно!»

    • Нет полезнее продуктов — вкусных овощей и фруктов. И Сереже и Ирине

    всем полезны витамины.

    Дети: «Правильно, правильно, совершенно верно!»

    • Наша Люба булки ела и ужасно растолстела. Хочет в гости к нам прийти, да

    в дверь не может проползти.

    • Если хочешь быть здоровым, правильно питайся, ешь по больше витаминов,

    Дети: «Правильно, правильно, совершенно верно!»

    Воспитатель: Молодцы! Обязательно скажу вашим мамам, что вы умеете выбирать полезные продукты. Ребята, я предлагаю вам стать «садовниками здоровья», давайте вырастим чудо-дерево (на столе карточки с продуктами, дети выбирают нужные, вешают на дерево). Вопрос: Почему на дереве выросла морковь? Чем полезно молоко? Какой витамин в лимоне? Какой витамин в луке? Какой витамин в сливочном масле? Чем полезен черный хлеб?

    Незнайка: Молодцы! Если все у вас в порядке, начинаем мы зарядку.

    Игра «Как живешь?» — Незнайка задает вопросы детям, они отвечают и выполняют имитационные движения. Как живёшь?

    Вот так! (Поднимают большой палец вверх) Как плывёшь?

    Вот так! (Имитируют плавательные движения) Как бежишь?

    Вот так! (Выполняют бег на месте) Вдаль глядишь?

    Вот так! (Приставляют руку ко лбу)

    Вот так! (Подпирают щеку рукой)

    Вот так! (Закрывают глаза, складывают ладошки под щеку)

    Вот так! (Надувают щеки и хлопают руками по ним).

    Воспитатель: Незнайка, наши гости заскучали, я предлагаю поиграть с ними в

    игру «Это я, это я, это все мои друзья!» А ты Незнайка помогай отвечать

    гостям. Если в стихотворении говорится про вас, то хором отвечайте: «Это я, это

    я, это все мои друзья!». А если нет — молчите.

    У меня к вам есть вопросы,

    Воспитатель: Кто из вас всегда готов

    Жизнь прожить без докторов?

    Дети. Это я, это я, это все мои друзья.

    Воспитатель: Кто не хочет быть здоровым,

    Бодрым, стройным и веселым?

    Воспитатель: Кто из вас не ходит хмурый,

    Любит спорт и физкультуру?

    Дети. Это я, это я, это все мои друзья.

    Воспитатель: Кто мороза не боится,

    На коньках летит, как птица?

    Дети. Это я, это я, это все мои друзья.

    Воспитатель: Кто же любит помидоры,

    Дети. Это я, это я, это все мои друзья.

    Воспитатель: Кто поел — и чистит зубки

    Дети. Это я, это я, это все мои друзья.

    Воспитатель: Кто из вас, из малышей,

    Воспитатель: Кто согласно распорядку

    Дети. Это я, это я, это все мои друзья.

    Воспитатель: Кто, хочу у вас узнать,

    Дети. Это я, это я, это все мои друзья.

    Воспитатель: Ребята, мы с вами теперь знаем, какие продукты полезны, а какие вредные, в наших продуктах содержатся витамины А, Б, С, Д. Теперь Незнайка будет кушать только то, что полезно, и не будет болеть. Правда, Незнайка.

    Незнайка: Конечно, спасибо вам. Чтобы здоровым оставаться, всем нужно правильно питаться! Нужно быть внимательными: если в стихотворении говорится про полезную еду, вы это подтверждайте и отвечайте на вопрос «Да», если про неполезную — отвечайте «Нет».

    • Каша — вкусная еда, это нам полезно?

    -Лук зеленый есть всегда, вам полезно, дети?

    -В луже грязная вода, пить ее полезно?

    • Щи — отличная еда, щи — полезны детям?

    • Мухоморный суп всегда, есть полезно детям?

    -Фрукты — просто красота! это нам полезно?

    • Грязных ягод иногда, съесть полезно, детки?

    -Овощей растет гряда, овощи полезны?

    -Сок, компот на обед, пить полезно детям?

    -Съесть мешок большой конфет — это вредно, дети?

    Воспитатель: Лишь полезная еда

    А раз полезная еда —

    Будем мы здоровы? Дети (хором): Да!

    Воспитатель: Молодцы! Давайте порадуем свой организм витаминами, которые живут в этих фруктах (показ яблока, банана, груша и т. д.). Я предлагаю вам сделать вкусный и очень полезный фруктовый шашлычок. Но прежде чем приступить к изготовлению шашлычка и к еде, что необходимо сделать (Ответы детей). Конечно, помыть руки, чтобы микробы с наших немытых рук не попали на пищу, а оттуда к нам в организм (дети с воспитателем идут мыть руки).

    Приготовление «Фруктового шашлычка».

    Воспитатель: На эти шпажки (показ) мы нанизываем вот эти нарезанные кусочки фруктов (показ). В процессе приготовления воспитатель оказывает помощь детям, испытывающим затруднения. Задает вопросы: Какой из этих фруктов твой любимый? Сейчас ты нанизываешь, какой фрукт? По окончании работы желаем всем приятного аппетита. Угощают шашлычком гостей.

    Рефлексия игра «Берем интервью» — воспитатель задает детям вопросы. А затем предлагает детям взять интервью у гостей. Вопросы к гостям и детям:

    • Что понравилось сегодня на занятии?

    • Что было самым интересным?

    • Назови «полезные» продукты для детского организма?

    • Назови «вредные» продукты для детского организма?

    • Для чего полезен витамин А (зрение?

    • Для чего полезен витамин С?

    • Чем полезен витамин Д? (ноги и руки крепкими делает)

    • Какой витамин содержится в лимоне? (С)

    Молодцы! Я думаю, что вы теперь будете кушать полезные продукты, принимать витамины, заниматься гимнастикой и спортом, вести здоровый образ жизни и тогда все мы будем здоровыми и сильными. Как говорится в пословице: «Я здоровье сберегу, сам себе я понемногу!»

    Незнайка: Спасибо, вам ребята я сегодня узнал много интересного и полезного для своего здоровья.

    Конспект НОД в подготовительной группе. Тема: Витамины и полезные продукты для здоровья. Конспект НОД в подготовительной группе. Тема: Витамины и полезные продукты для здоровья. Цели: Закрепить и систематизировать знания детей.

    Конспект открытого занятия по ЗОЖ «Полезные и вредные продукты для здоровья человека». Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

    Конспект занятия «Овощи и фрукты — полезные продукты» Подготовила: воспитатель 2 группы Гармаш Е. А. Тема: «Овощи и фрукты-полезные продукты» Цель: Дать детям знания о витаминах, об их пользе.

    Конспект занятия по окружающему миру в средней группе «Овощи и фрукты — полезные продукты» Конспект занятия по окружающему миру в средней группе «Овощи и фрукты — полезные продукты» Цель: формировать у детей представления об овощах.

    Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Полезные продукты» Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Полезные продукты» Цель: Закрепить знания детей о полезных продуктах. Задачи: Развивать.

    «Полезные и вредные продукты». Конспект занятия по здоровьесбережению Конспект занятия по здоровьесбережению. Тема: «Полезные и вредные продукты». Воспитатель: Серебреникова Т. В. Цель: 1.

    Конспект занятия во второй младшей группе «Овощи и фрукты–полезные продукты» Конспект занятия во 2-ой младшей группе на тему «Овощи и фрукты –полезные продукты» Задачи Обобщить знания о фруктах Обобщить знания о.

    Конспект занятия во второй младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты» Программное содержание: -Учить описывать овощи и фрукты по их характерным признакам: цвет,форма. -Закрепить знания о том,где растут овощи.

    Конспект занятия «Овощи и фрукты-полезные продукты» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №18 «РЯБИНКА» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ.

    Родительское собрание «Здоровое питание. Витамины и полезные продукты» Цель: привить здоровый образ жизни. Задачи: 1) выявление проблемы семьи в вопросах здорового питания; 2) расширить знания родителей.

    источник

    Парадигма здорового образа жизни с детства формируется на основе образа жизни родителей. Это заложено в генах и ребенок в точности следует тому, как ведут себя взрослые, главным образом определяя, что правильно, а что нет. Недалекие родители кормят детей полуфабрикатами или фаст-фудом, не умея или не желая каждый день отводить часть своего времени на приготовление пищи.

    Похвально, если родители решили вырастить своего ребенка с крепким здоровьем и с заложенной на всю жизнь программой, как это здоровье сохранять. И в первую очередь они сами должны следовать правилам здорового питания и стать показательным примером здорового образа жизни.

    С детьми непросто совладать и собственный пример может не работать на все сто. Дети хотят всегда чего-то яркого – как внешне, так и по вкусу. Вот почему они с радостью предпочтут горсть драже ягодам. Однако так будет только тогда, когда они уже решили, что ягоды менее предпочтительны, нежели разноцветные сахарные шарики. Подобное не произойдет, если ребенок воспитан с любовью к фруктам и ягодам как к единственным необходимым для него видам сладостей. Но ребенка нельзя оградить от внешнего мира, а строгие запреты вызовут чаще противоположный результат – запретного хочется ещё больше. Потому чувство меры к конфетам и пирожным можно воспитать, если ассоциировать их с определенными праздниками и знаменательными событиями.

    Обязательные на каждый день овощи и фрукты можно держать всегда вымытыми на расстоянии досягаемости для ребенка – так он, проголодавшись, всегда выберет полезный плод, а не вредные сладости. Но это касается перекусов, а есть еще и основная еда.

    Привычки – это, можно сказать, сопутствующий признак культуры питания. Со временем они могут поменяться как в лучшую сторону, так и наоборот. Но все съеденное в детстве главным образом повлияет на формирование организма человека. Детскому организму крайне необходим весь комплекс полезных веществ, витаминов и микроэлементов. В самом начале ребенок получал их с грудным молоком, и кормящей маме нужно было заботиться лишь о своем рационе, который молоко и формировал. Но малыш растет и приходит пора его приучать кушать самостоятельно, а заодно и следить за его рационом.

    Дети не приемлют, когда от них требуют что-то: чем больше требуют, тем больше они будут упираться. Для этого необходимо с самого раннего возраста учить ребенка принципам здорового питания. Обучение должно носить игровой характер и увлекать малыша. Важно показать свое доверие и позволять ребенку, например, самому выбирать фрукты или овощи при покупке. Часто интуитивно дети выбирают те продукты, которые содержат недостающие их организму витамины и микроэлементы.

    Здоровое питание полностью зависит и от режима питания. Для детей рекомендован такой дневной режим:

    • завтрак;
    • второй завтрак (небольшой перекус фруктами или овощами);
    • обед;
    • полдник;
    • ужин.

    Очень важно дать понять ребенку, что соблюдение режима питания крайне необходимо, равно как и соблюдение правильных порций. Между каждым приемом пищи должно проходить не менее 2-3 часов, однако, если ребенок проголодался вследствие активных игр, ему можно дать стакан сока или питьевого йогурта. Основная ошибка родителей в том, что режим не соблюдается как надо, когда еда служит в качестве поощрения. В итоге это приводит к нерегулярному питанию ребенка. Капризы, недовольство, упрямство в еде – вполне предсказуемые последствия несоблюдения режима.

    Равно как и для взрослых, для детей тоже существует своя пирамида питания. В целом они идентичны, разница касается только обязательности тех или иных продуктов. Сама пирамида может стать визуальной основой не только для обучения ребенка, но и для контроля его рациона. Ребенок скорее приучится питаться здоровой едой, если ему самому это будет интересно. Правильный подход не только сформирует правильные навыки человека, но и перенесется и на следующие ветви его генеалогического древа.

    Читайте также:  Самые необходимые витамины и минералы для детей

    Пирамида очень проста. Она представляет собой схему обязательных продуктов на каждый день. В ее основании находятся самые важные продукты, а на вершине те, которые следует потреблять очень умеренно:

    1. основание: злаки, крупы, картофель, макаронные изделия;
    2. овощи, фрукты и ягоды;
    3. белковые продукты: мясо, рыба, птица, яйца, молоко и молочные продукты;
    4. растительные масла, орехи и семечки;
    5. вершина пирамиды: сладости, газированные воды и различные сахара.

    С самого раннего возраста важно показать ребенку значимость воды в его рационе, чтобы наряду с другими более вкусными напитками он научился утолять жажду исключительно питьевой водой. Фруктовые соки предпочтительно делать самостоятельно и давать их ребенку свежевыжатыми, а не купленными в магазине, так как последние в процессе производства теряют все полезные вещества. Однако соки не содержат клетчатки и быстро усваиваются, повышая аппетит, да и многие витамины исчезают, когда нарушается структура плода. Поэтому в первую очередь ребенок должен любить фрукты в первозданном виде, а соки пить в качестве разнообразия. Помните, что фруктовые соки очень концентрированы, а потому их следует разбавлять водой.

    То же самое касается и овощей. По возможности овощи должны употребляться свежими, не прошедшими термическую обработку (кроме тех, которым она необходима). Разнообразные салаты поспособствуют привитию вкуса к овощам, которые в первозданном виде могут быть трудны для употребления.

    Важно с детства приучать ребенка к молоку и молочным продуктам, в которых содержится необходимый для растущего скелета кальций, а также много других витаминов. Чем вкуснее будет еда, тем скорее ребенок ее полюбит. Фруктовые молочные коктейли и фруктовые йогурты, молоко с медом или какао, десертные творожные массы – выбор зависит только от фантазии родителей.

    Большой ошибкой является ограничение ребенка в мясе, особенно если родители приверженцы вегетарианства. Растущему организму необходим животный белок и железо, содержащееся именно в натуральном мясе. Выбор мяса велик, что позволит определить вкусовые предпочтения малыша. Также следует давать ему не только филейную вырезку, но и другие органы – печенку, сердце. Мясными продуктами не рекомендуется кормить в раннем возрасте, так как в них содержание мяса практически нулевое.

    В хлебе содержится много микроэлементов, которые нельзя найти в других продуктах, недаром он всему голова. Однако следует ограничить употребление различных хлебобулочных изделий, так как они высококалорийны и менее полезны.

    Дети очень любят различные макаронные изделия. Отдавайте предпочтение изделиям из твердых сортов пшеницы или из муки грубого помола – они более полезны и лучше усваиваются организмом.

    Наряду с продуктами следует прививать любовь детей и к определенным блюдам, которые должны стать неотъемлемой частью их ежедневного рациона на всю жизнь. Это, например, молочные каши на каждое утро, а на обед – суп и второе блюдо.

    Здоровый ребенок – это здоровый взрослый. Навыки правильного питания, привитые еще в раннем возрасте, способствуют долголетию и лучшей сопротивляемости различным недугам. Здоровое питание следует совмещать с активной физической нагрузкой, которая способствует полноценному развитию организма.

    источник

    Система питания должна быть организована так, чтобы она могла компенсировать все его энергетические затраты.

    В период посещения сада и школы дети испытывают повышенные умственные и физические нагрузки, поэтому потребляемая ими еда должна быть максимально натуральной и качественной.

    Анализ и прогнозирование состояния организма в детском возрасте свидетельствуют о прямой его зависимости от соблюдения основ рационального составления меню дошкольников.

    Организация правильного питания для детей – залог здоровья в будущем.

    Пища, потребляемая с ранних лет, в дальнейшем формирует его вкусовые предпочтения.

    Для того, чтобы малыш получал достаточное количество строительных элементов для мышц и костей нужно вводит в его меню продукты, богатые белком (мясо, рыбу, яйца).

    Дети до 1 года должны получать органические соединения преимущественно с молоком матери или из адаптированной смеси.

    Растущий организм тратит много энергии, поэтому в правильном питании для детей должно быть достаточное количество медленных углеводов, которые содержатся в крупах и фруктах.

    Увлечение быстрыми углеводами приводит к повышенной утомляемости и проблемам с пищеварением.

    Важно! В рацион ребенка при правильном питании обязательно нужно включать холестеринсодержащие продукты. Вещество необходимо для построения мембраны клеток, которые усиленно делятся и растут в детском возрасте.

    В рацион детей с 1 года обязательно должны входить кисломолочные напитков. Особенно это правило актуально для страдающих от лактазной недостаточности.

    Вводить кефир и творог в прикорм грудничку можно с 8-месячного возраста (до 200 г в день).

    В кисломолочных изделиях содержится необходимые для построения костной системы вещества – кальций, фосфор и аминокислоты.

    Чтобы ребенок весь день чувствовал себя бодро, нужно кормить его злаками (гречкой, кукурузой, пшеном, овсянкой). С 1 года разрешается знакомить малыша со всеми видами круп, чтобы предупредить у него нехватку микроэлементов.

    Если нормально переносится белок, то в его рацион обязательно нужно включать яйца. Особенно в продукте полезен желток, который содержит витамин D в большом количестве. Этот компонент трудно получить из других видов пищи.

    Незаменимый ингредиент в рационе – мясо. Оно содержит ценные аминокислоты и строительные элементы для мышц и костей. Для детей подходят диетические сорта мяса – индейка, кролик, говядина.

    В составе правильного питания у детей также имеется рыба. Оптимальные сорта для малышей – судак, минтай, треска.

    Не стоит также забывать про овощи и фрукты, так как в них содержится самое большое количество витаминов.

    Зимой лучше предлагать замороженные продукты, так как несезонные могут негативно сказаться на пищеварении и вызвать аллергические реакции.

    Еще один рекомендуемый продукт в составе ПП для детей – орехи с витаминами А,В, Р, Е. С 3 лет рекомендуется давать грецкие, кедровые орешки и фундук.

    Раньше этого возраста знакомить малыша с продуктом не рекомендуется, поскольку он считается сильным аллергеном.

    К списку запрещенных продуктов для детей следует отнести:

    1. Грибы, хурму, баклажаны. Они тяжело усваиваются кишечником ребенка и могут спровоцировать метеоризм, вздутие в животе. Кроме того, грибы могут оказаться ядовитыми, что опасно летальным исходом.
    2. Фаст-фуды. Еда, приготовленная на «скорую руку», содержит канцерогены, трансжиры и плохо отражается на фигуре.
    3. Колбасы и сосиски. Обычно производители добавляют в продукт вместо мяса генно-модифицированную сою, крахмал и усилители вкуса. Все эти вещества трудно усваиваются организмом и приводят к различным гормональным сбоям в эндокринной системе.
    4. Пельмени, манты. Мясо в сочетании с вареным тестом считается тяжелым для переваривания.

    Растущий организм очень нуждается в сбалансированной пище. Меню должно составляться с учетом его физической активности и возраста.

    Однако имеются общие правила организации рационального и здорового питания, которые подходят для детей и школьного, и дошкольного возраста:

    • введение в рацион как можно большего количества фруктов и овощей;
    • приготовление блюд на пару или в духовке;
    • достаточное включение в рацион углеводов;
    • ограничение потребления чипсов и сухариков;
    • потребление мучных продуктов в ограниченных количествах или полный отказ от них.

    Важно!Родители должны научить подросших детей самостоятельно отличать полезные продукты питания от вредных. Ведь даже безобидные на первый взгляд продукты содержат опасные компоненты (пальмовое, кокосовое масло и химические соединения).

    Рекомендуется по возможности самостоятельно готовить пищу. Домашняя еда всегда полезнее покупной.

    В детском саду рацион одинаков практически для всех детей. Его составляют опытные диетологи, для того чтобы постепенно приучить желудок малыша к взрослой пище.

    Суточная калорийность еды для ребенка в возрасте 3-4 лет должна составлять 1500 ккал, для ребят постарше – 1900 ккал.

    Педиатры выделяют несколько принципов питания для детей рассматриваемой возрастной категории:

    1. Обеспечение ребенка углеводами, которые содержатся в цельнозерновых кашах и фруктах. Малышам подойдут именно сложные органические вещества, поскольку они надолго заряжают энергией.
    2. Сбалансирование белков, жиров и углеводов в соотношении 30/20/50%. При нарушении «золотой середины» у ребенка нарушается обмен веществ.
    3. Соблюдение суточной калорийности для ребенка и ее распределение по времени суток. Нужно, чтобы 25% от дневной нормы ребенок съел на завтрак, 35% — на обед, 15% — на полдник, а оставшуюся часть — на ужин.
    4. Ввод в рацион новых продуктов, богатых витаминами и минералами. Важно разнообразить меню ребенка, чтобы во взрослом возрасте он не боялся есть незнакомые продукты.

    Меню школьников максимально приближено к взрослой пище. Особенно полноценное питание важно для детей, находящихся в стадии полового созревания.

    Нужно помнить, что специи, острые и жирные блюда могут плохо отразиться на внутренних органах подростка и стать причиной его отставания в росте.

    В рацион детей школьного возраста нужно добавлять минимальное количество приправ. Ингредиенты в составе салатов нарезаются мелкими кусками.

    В подростковом возрасте часто наблюдаются гастриты, поэтому важно обеспечить детей пищей, которая будет легко и быстро усваиваться. На перекус школьнику можно дать орехи, сухофрукты и воду. В день он должен выпивать не менее 1,5 литров воды. Подробно об организации правильного питания для подростка читайте по ссылке.

    В старшем возрасте подростки испытывают психоэмоциональные нагрузки, связанные с экзаменами и заданиями. В эту пору им нужно потреблять больше продуктов, содержащих витамин В.

    Он играет важную функцию в работе нервной системы. Для перекуса подойдут овощи, фрукты, цельнозерновые хлебцы, орехи.

    Специалисты советуют родителям выполнять несколько правил для того, чтобы приучить ребенка к правильному питанию:

    1. Подавать личный пример. Важно не только кормить ребенка полезной пищей, но и потреблять, готовить ее вместе с ним.
    2. Не заставлять насильно есть. Все дети отличаются друг от друга по скорости обмена веществ и усвоению полезных элементов: одному для насыщения достаточно съесть столовую ложку каши, а другому не хватит одной стандартной порции. Нормы потребления пищи – условные показатели, на которые родителям ориентироваться не следует.
    3. Дать малышу свободу выбора. Родители должны позволить чаду кушать самостоятельно, если он хочет того сам.
    4. Расширять вкусовой кругозор. В рацион детей постепенно вводят новые продукты, которые разрешены по возрасту. Не стоит полностью исключать блюдо из меню ребенка, если он отказался от него несколько раз. Возможно, в будущем ему придется по вкусу нелюбимый ранее продукт.
    5. Снизить количество потребляемых простых углеводов. Специалисты считают, что фруктоза, глюкоза и сахароза, потребляемые в чрезмерных количествах – основная причина сахарного диабета, гормональных расстройств и лишнего веса у детей.

    Врач выделяет несколько продуктов, которые нужно полностью исключить из детского рациона. Один из наиболее опасных ингредиентов – чипсы.

    За 1 год они прибавляют 3-4 кг лишнего веса и приводят к гормональным сбоям в организме. Еще один недопустимый продукт в составе детского меню – газировка.

    Обилие сахара в напитке приводит к генным мутациям, диабету и даже раковым заболеваниям. К списку запрещенных для детей продуктов Марият Мухина также относит шоколадные батончики, креветки, крабовые палочки.

    В ограниченных количествах врач советует давать малышам покупные булки и торты. Огромное количество красителей и ароматизаторов в составе покупной выпечки ведет к раннему ожирению.

    Обращает внимание на то, что родители не должны перекармливать ребенка. Взрослые необходимо обращать внимание не на то, сколько съел ребенок, на то, сколько он прибавил в весе.

    Плохой аппетит – не всегда признак проблем со здоровьем. Зачастую его причина кроется в замедленном метаболизме или индивидуальных возрастных особенностях ребенка.

    Симптомами для беспокойства может послужить появление болей в животе, нарушения стула. В этом случае ребенка нужно срочно показать гастроэнтерологу, чтобы он назначил подходящую схему медикаментозного лечения и проконсультировал относительно питания.

    Если у маленького ребенка плохой аппетит, то пищу ему нужно давать маленькими порциями, чтобы стимулировать процессы пищеварения. Желательно, чтобы блюда для малоежки содержали, как можно большее количество белка.

    Смотрите видео об основах рационального питания дошкольников и подростков:

    Меню для детей должно составляться с учетом их возрастных и физиологических особенностей.

    Здоровая еда для детей та, которая дает все необходимые микроэлементы и витамины, а также обеспечивает его энергией и бодростью на весь день.

    Для растущего организма будут полезны продукты, содержащая медленные углеводы (каши, фрукты, хлебцы) и большое количества белка.

    К списку не рекомендуемых продуктов относят: грибы, сладости, покупную выпечку, чипсы.

    Для дошкольников пищу нужно сбалансировать так, чтобы 50% потребляемой еды приходилось на углеводы, 30% — на белки, 20% — на жиры.

    Малышам, в отличии от взрослых, разрешается есть холестеринсодержащие продукты, так как они участвуют в построении клеточных мембран. В блюдах для школьников должно содержаться как можно меньше специй, которые на фоне эмоциональных нагрузок могут спровоцировать гастрит.

    источник