Меню Рубрики

Витамины от невроза для детей

Повышенная возбудимость, эмоциональная лабильность, нарушения сна, быстрая утомляемость — все перечисленные симптомы знакомы нам не понаслышке. С подобными жалобами родители, уставшие от поведения собственных детей, нередко обращаются к педиатрам, неврологам и семейным врачам.
Далеко не всегда оказывается, что у детей имеются выраженные расстройства нервной системы или психоэмоциональной сферы. Тем не менее в большинстве случаев пациентам педиатрического возраста нужна медицинская помощь.

Хотя практика показывает, что зачастую вполне можно обойтись без медикаментозной коррекции, большинство родителей больше доверяют лекарствам. При этом они явно отдают предпочтение так называемым «натуральным» средствам (преимущественно растительного происхождения). Иногда родители отождествляют это понятие с гомеопатическими препаратами, которые далеко не всегда состоят исключительно из растительных компонентов. Лечебный арсенал аллопатических и гомеопатических лекарственных препаратов, позволяет подобрать нужное средство для детей любого возраста.
Несколько более сложным представляется оказание помощи детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ), поскольку эти пациенты требуют совместных усилий со стороны неврологов, психологов и психиатров. К сожалению, на сегодняшний день стимулирующих препаратов (риталина, метилфенидата), используемых в других странах мира при лечении СДВГ, в нашей стране нет. Вместо них применяются препараты ноотропного ряда (ноотропил, семакс, пантогам и т. д.) в комбинации с различными поливитаминными препаратами. Средства, подобные упомянутым, должны назначаться исключительно врачами-неврологами (с контролем эффекта лечения, индивидуальным подбором дозировки и периодическим наблюдением).
Особая категория пациентов — это дети в возрасте от года до 3 лет, психоэмоциональный статус которых в период раннего детства характеризуется нестабильностью, повышенной возбудимостью, различными поведенческими реакциями.
В то же время существует ряд мягких седативных средств, которые при необходимости можно применять при описанных выше нарушениях у пациентов педиатрического возраста. В частности, детям раннего и дошкольного (а иногда и грудничкового) возраста медики чаще всего назначают препараты валерианы, пустырника и так называемую микстуру с цитралем. При этом цитраль, входящий в состав названной микстуры, играет второстепенную роль (он используется в качестве антисептического средства и консерванта). Рецепт этой микстуры может варьировать: валериана (экстракт корня или вытяжка) и/или пустырник, дистиллированная вода или 10%-ный раствор глюкозы, бромид натрия (с давних пор известно, что препараты брома обладают способностью концентрировать и усиливать в коре головного мозга процессы торможения), сульфат магнезии. Добавлять в микстуру антигистаминные средства не рекомендуется.

Валериана (лекарственная). Препараты на ее основе (изолированные настои, настойки, а также растворы в комбинации с другими комплексными средствами) уменьшают возбудимость ЦНС, вследствие чего их принято использовать в качестве седативных средств при нервном возбуждении, нарушениях сна и подобных состояниях. Уже давно доказано, что препараты валерианы снижают рефлекторную возбудимость в центральных отделах нервной системы и усиливают тормозные процессы в нейронах корковых и подкорковых структур головного мозга. При лечении детей раннего возраста чаще используют настои корня валерианы.

Пустырник (пятилопастный). В педиатрической практике используются настои, настойки и (реже) экстракты пустырника. Состав растения настолько сложен, что его до сих пор продолжают изучать. Считается, что седативный эффект настойки пустырника в 2-3 раза сильнее, чем настойки валерианы. Поэтому препараты пустырника используют при повышенной возбудимости, неврастении и неврозах не только у детей и подростков, но и у взрослых. В отечественной медицине кроме валерианы и пустырника широко используется ромашка.

Ромашка аптечная. Это лечебное растение применяется в виде отвара, настойки или чаев, поскольку является мягким седативным средством, эффективным при лечении нарушений сна, дисфункций желудочно-кишечного тракта и пр. Примером могут служить успокаивающий чай и чай из ромашки фирмы Хипп, которые можно рекомендовать в комплексном лечении проявлений перинатального поражения нервной системы с синдромом повышенной нервно-рефлекторной возбудимости, а также здоровым детям — для улучшения сна. В числе действующих компонентов ромашки можно назвать эфирное масло, азулен, флавоноиды, полисахариды, витамины и некоторые другие биологически активные вещества. Помимо приема внутрь, отвары ромашки удобно использовать в качестве наружного средства (ванны).

Среди наиболее распространенных на сегодняшний день седативных средств на натуральной основе, выпускаемых фармакологической промышленностью, следует упомянуть такие широко используемые комплексные препараты, как ново-пассит (производство «Галена А. С./Нортон Хелскэр Лтд», Чехия/Великобритания) и персен (фирмы «ЛЕК», Словения). Ново-пассит выпускается в виде раствора для приема внутрь и таблеток, а персен в таблетках. В основе обоих препаратов лежит комбинация лечебных трав. Например, в состав ново-пассита входят экстракты боярышника, хмеля, валерианы, зверобоя, мелиссы, страстоцвета, черной бузины и гвайфенезин (последний является также отхаркивающим средством). Персен состоит из экстрактов валерианы, а также перечной и лимонной мяты. Ниже рассмотрим наиболее важные растительные компоненты этих двух препаратов.

Мята перечная. Вытяжки из травы мяты перечной наряду с желчегонным, антисептическим и болеутоляющим эффектом обладают успокаивающими и спазмолитическими свойствами, а также оказывают рефлекторное коронарорасширяющее действие. Сходным эффектом обладает также мята лимонная (мелисса), которая, как и мята перечная, относится к эфиромасличным растениям. Мята и мелисса входят в состав детского чая Хипп, который можно рекомендовать как общеукрепляющее средство.

Боярышник (кроваво-красный, колючий и пятипестичный). Общеизвестны кардиотонические и спазмолитические свойства препаратов боярышника (за счет содержания тритерпеновых соединений и флавоноидов), используемые в терапии заболеваний сердечно-сосудистой системы. Но впоследствии было обнаружено, что настои и экстракты этого растения позволяют улучшить снабжение кислородом не только миокарда, но также и нейронов головного мозга. Седативная активность препаратов боярышника объективно доказана. Вследствие этого, а также по причине малой токсичности препаратов растения боярышник получил довольно широкое распространение в качестве успокоительного средства (настой цветков или плодов растения, настойка боярышника и т. д.).

Хмель обыкновенный. Ценность этого травянистого многолетнего растения не ограничивается его использованием в качестве сырья для пивоваренной промышленности. Нейротропное действие галеновых препаратов из шишек хмеля связывают с наличием в них лупулина, оказывающего успокаивающее действие на ЦНС. Масло хмеля (наряду с другими компонентами) входит в состав препарата валокордин («Кревел Мойзелбах», Германия). В педиатрии он может применяться по 3-15 капель 3 раза в день (до еды с небольшим количеством жидкости) в зависимости от возраста и симптомов.

Зверобой (продырявленный). Трава зверобоя обладает многосторонними фармакологическими свойствами, среди которых особого внимания заслуживает спазмолитический эффект, а также капилляроукрепляющее действие, типичное для соединений, содержащих витамин Р. Поэтому зверобой является ценным компонентом седативных лекарственных сборов и довольно широко используется в этом качестве.

Среди гомеопатических средств в свете рассматриваемой проблемы интерес для врачей представляет нервохель (фирмы «Биологише Хайлмиттель Хель ГмбХ», Германия). Препарат выпускается в сублингвальных таблетках, которые рекомендуется принимать по одной 3 раза в день. Противопоказаний к применению препарата нет, а побочные эффекты на фоне приема не выявлены. Другим препаратом со сходным эффектом является валерианахель. Помимо настойки валерианы в состав этого гомеопатического средства входят боярышник, мелисса, ромашка, овес посевной (содержащийся в овсе комплекс витаминов группы В играет важную роль в осуществлении трофической функции нервной системы) и другие компоненты. Валерианахель назначают детям с 2-летнего возраста (детям 2-6 лет — по 5 капель 3 раза в день, пациентам 6-12 летнего возраста — по 10 капель 3 раза в день).

В ряде случаев проблему беспокойного ребенка можно решить, не прибегая к назначению каких-либо медикаментозных средств. Этому способствуют некоторые режимные мероприятия (контроль за продолжительностью дневного и ночного сна, прогулки на свежем воздухе, рациональное питание), закаливание, лечебные ванны (со сборами трав или солей), правильное воспитание, адекватный психоэмоциональный климат в семье и т. д.
Иногда беспокойный ребенок является продуктом социальной депривации или гиперопеки в семье. Именно по этой причине детям дошкольного возраста рекомендуется посещать детские сады. Даже практика привлечения к воспитанию малыша нянь и гувернеров (популярная среди материально обеспеченных россиян) не в состоянии заменить общение ребенка с другими детьми, способствующее элементарному постижению норм социальной жизни.
Не занимайтесь самолечением, обязательно обсудите возможность назначения данных препаратов вашему ребёнку.
Данная статья опубликована с познавательной целью.

Не так, как есть на самом деле. Для тех, кто решил все же взять на заметку: валерьянка чаще всего на детей оказывает возбуждающее действие, а не седативное, это давно доказано. Мятой при немерено потреблении можно отравить ребенка, так как входящий в ее состав ментол имеет схожий состав с фенолом, не умеренное потребление у детей может вызвать апноэ или ларингоспазм. Хмель и зверобой вообще являются ядовитыми (токсичныси) растениями, и их принимать надо только зная дозировку. Хмель вообще имеет влияние сильное на почки. Так что прежде чем что то давать ребенку, думайте…

источник

Неврозы — это опасное заболевание, отрицательно отражающиеся как на нервной системе, так и общем состоянии организма. При расстройствах деятельности центральной нервной системы пациенты постоянно испытывают усталость, у них переменчивое настроение, возникают навязчивые и беспричинные страхи. При появлении таких признаков нужно не откладывать консультацию со специалистом.

После поставленного диагноза — невроз, многие пациенты удивляются, что доктор рекомендует им в первую очередь правильно питаться. Аргументируя это тем, что нервной системе, как и другим органам необходимы полезные элементы и витамины.

При нервных расстройствах применение витаминов нормализует обменные процессы, восстанавливает, стабилизирует, успокаивает нервную систему. Восстанавливать нужно также другие органы, которые пострадали в результате нервных расстройств:

  • сердечно-сосудистую систему;
  • систему органов дыхания;
  • группу органов, предназначенных для пищеварения;
  • обмен веществ в организме.

Невротикам же недостаток полезных элементов в рационе грозит осложнениями симптомов. Для нормального функционирования мозга и психики необходимы витамины групп B, C, D, E, P.

Дефицит витаминов может повлечь за собою:

  • проблемы с памятью;
  • замедленные рефлексы;
  • несвязное мышление;
  • чрезмерное волнение и беспокойство;
  • безразличное отношения к окружающему миру;
  • ослабленность и недомогание;
  • плохое зрение.

При терапевтических и профилактических методах неврастенических недугов большое значение имеет Витамин В1 или Тиамин. Он приводит в норму функционирование нервной системы, успокаивает ее, за счет обогащения нейронов энергией. Чтобы удовлетворить потребность организма в витамине В1 нужно:

  • кушать петрушку, укроп;
  • делать настои из лекарственной ромашки, клевера, шалфея, репейника, листья малины и хмеля.

Также можно приобрести аптечные витаминные комплексы с содержанием этого вещества.

Эта витаминная группа может в борьбе с плохим настроением. А также способствует укреплению иммунитета, улучшат работу системы органов циркуляции крови и обменных процессов организма.

Никотиновая кислота, или как еще принято называть Ниацин или витамин B3 — это растворимое в воде вещество, которое стимулирует работоспособность мозга, восстанавливает в клетках запасы энергии.

При недостатке ниацина могут проявляться такие симптомы: слабость, чрезмерная усталость, ухудшение памяти, нарушение сна, пациент становится рассеянным. Конечно можно покупать в аптечной сети добавки содержащие ниацин, но лучше получать его с продуктами, в которых он содержится:

  • свиные или говяжьи субпродукты и печень, рекомендуется употреблять их не более одного раза в неделю;
  • земляные, грецкие орехи;
  • наиболее доступными источниками являются овощи — картофель, морковь, капуста, брокколи, помидоры и сельдерей;
  • фрукты, с высоким содержанием ниацина — малина, дыня, манго, бананы, авокадо;
  • грибы шампиньоны;
  • морская рыба;
  • бобовые культуры;
  • мука, дрожжи.

Также она стимулирует кровообращение и подходит в качестве профилактики при спазмах сосудов.

Большое значение при лечении занимает пантотеновая кислота, она снимает признаки усталости, восстанавливает нервную систему, избавляет от легких форм психических расстройств, улучшает внимание.

Также способствует быстрому заживлению ранок, возвращает волосам и ногтям крепость и красоту, благоприятно влияет на функционирование щитовидной железы. При применении этого витамина кожа человека выглядит гораздо здоровее и моложе. Большое содержание этого вещества в:

  • горох, фасоль;
  • орехи;
  • лук, щавель;
  • овсяная крупа;
  • говяжья печень;
  • куриные яйца.

Пиридоксин, многие знают его как витамин В6, который играет важную роль в обмене веществ, в процессе образования и созревания кровяных клеток. Зачастую е недостатком пиридоксина страдают пожилые люди.В результате чего начинается бессонница , нарушается аппетит и человек становится очень тревожным. Пиридоксин обеспечивает нервную систему глюкозой и повышает защитную реакцию на стрессовые ситуации. Богатые на пиридоксин:

  • картофель, морковь;
  • лимоны;
  • черешни, клубника;
  • горох, капуста.

Важно также отметить, что дефицит этого вещества может привести к снижению способности кожи реагировать на внешние раздражители, возможны судороги и атаки агрессии.

Кобаламин или Цианокобаламин.

Еще одним представителем витаминов категории В является В12 или Кобаламин, который считается натуральным антиоксидантом и обладает высокой активностью. Он борется негативными факторами и понижает их воздействие на нервную систему. Недостача цианокобаламина, на фоне анемии, может спровоцировать разрушение нервных клеток, которые в дальнейшем не возможно будет восстановить. Вследствие чего конечности могут потерять чувствительность. Недостаточное количество этого витамина в организме может вызвать ухудшение памяти, сна, частые головокружения, нервозность.

Чтобы избежать от негативных последствие, развивающихся при недостатке кобаламина, рекомендуется включить в рацион:

  • печень животного происхождения;
  • морепродукты;
  • молоко, молочная продукция;

Нужно отметить, иногда при нехватке кобаламина вводят его внутримышечно. Так как, бывают случаи, когда при обычном употреблении он может частично растеряться.

Фолиевая кислота, или витамин B9 считается наиболее необходимым для жизнедеятельности человека. Организм сам ее вырабатывает в небольших объемах, но в основном она должна поступать с продуктами питания. Нехватка фолиевой кислоты это достаточно распространенное явление, так как многие в силу обстоятельств не придерживаются рационального питания. Недостаток который может стать причинами:

  • апатии;
  • плохого настроение, нередко переходящего в затяжное депрессивное состояние;
  • снижение способности запоминать какую-либо информацию;
  • человек становится рассеяным.

Фолиевая кислота обеспечивает правильную работу иммунной и сердечно-сосудистой системы организма.

Чемпионами по содержанию витамина В9 считаются:

  • зеленые культуры, а именно шпинат, листья салата, зеленой лук;
  • различные сорта капусты;
  • орехи, в том числе земляные;
  • томаты;
  • бобовые культуры;
  • свекла;
  • печень курицы, крупного рогатого скота.

Дефицит витамина В9 у детей может привести к слабоумию.

Интересно! Известны случаи, когда признаки депрессии и невроза исчезали очень легко, достаточно было лишь нормализовать уровень фолиевой кислоты.

Витамин С известный абсолютно всем еще с раннего детства, как аскорбинка. Благодаря витамину С организм человека более устойчив к различным заболеваниям, в том числе и к неврозам.

Обеспечивая организм необходимой концентрацией витамина С будут заметны и внешние изменения — волосы, кожа будут выглядеть здоровыми, ногти станут крепче, а также, процесс восстановления тканей проходит гораздо быстрее.

Активное действие аскорбиновой кислоты против стресса проявляется при ее взаимодействии с флавоноидами и каротиноидами. Человеческий организм совсем не вырабатывает ее. Поэтому, получить ее можно употребляя аптечные препараты либо продукты, в которых он содержится. Богаты на аскорбиновую кислоту такие продукты:

  • апельсины, лимоны;
  • шиповник;
  • черная смородина, клубника;
  • красный перец;
  • арбузы, дыни;
  • брокколи;
  • помидоры.

При недостаточном количестве в организме аскорбиновой кислоты наблюдается подавленное психологическое состояние, чувство безразличия, повышенная раздражительность.

Она является лучшим средством для профилактики депрессии, после употребления которой у больных наблюдается облегчение, они начинают больше общаться, их мысли и сознание становится более ясным.

Очень важно обеспечить организм витамином С в весеннее время, когда активно развивается авитаминоз.

Чтобы предотвратить негативные последствия нервных расстройств, лучше всего побеспокоится о профилактических мерах. Витамины при депрессии и неврозе играют немаловажною роль, но этого недостаточно, нужно пересмотреть жизненные факторы, вызывающие это состояние. Соблюдайте простые правила:

  • Важно, перестать сильно близко к сердцу воспринимать ситуации, которые приводят к волнению, стараться избегать конфликтных ситуаций.
  • Свести к минимуму психо-эмоциональное перенагрузки.
  • Для того, чтобы предупредить развитие неврозов нужно вести правильный образ жизни, отказаться от чрезмерного употребления алкоголя, курения.
  • Здоровое питание способствует укреплению имунитета, помогает предупредить различные болезни.
  • Придерживайтесь распорядка дня, старайтесь давать организму достаточно времени для отдыха.
  • Займитесь спортом, выполняйте утреннюю зарядку.
  • Можно также заняться закаливанием, принимать контрастные души — это будет закаливать организм.
  • Хорошо иногда организовывать себе отдых в горах, возле водоемов, в лесу. В таких условиях человек гораздо быстрее отдыхает и расслабляется.

Важно знать, что при неврозе витамины помогут улучшить общее эмоциональное состояние, сконцентрировать внимание.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

источник

Нервной системе отведена очень важная роль. Она регулирует деятельность других систем, внутренних органов и есть связующим звеном между ними. Детская нервная система еще нестабильна: быстрый рост, психоэмоциональные и умственные нагрузки, нарушенный режим дня легко отражается на самочувствии и настроении ребенка. Витамины для укрепления нервной системы способствуют восстановлению нервных клеток, улучшению умственной активности и защите от перегрузок.

Читайте также:  Витамины для зрения детям от года

Нервная система (НС) делится на два подвида: центральная нервная система (ЦНС) – состоит из головного и спинного мозга и периферическая нервная система (ПНС) – сюда относятся нервные клетки, узлы и окончания. Основные функции нервной системы:

  • Нормализация деятельности органов и систем, а также своевременная корректировка их работы в зависимости от условий.
  • Обеспечение связи организма с внешней средой (адаптация, реакция на опасность и др.).
  • Психическая деятельность: процессы мышления, речи, социального поведения.

Прием витаминов для детей важен для нервной системы. Витамины участвуют в большинстве процессов жизнедеятельности организма. Они катализаторы передачи нервных импульсов, защищают клетки мозга от разрушения, необходимы для нормального энергетического обмена. Витамины помогают неокрепшему организму справиться с эмоциональными и умственными нагрузками, восстанавливают психоэмоциональное равновесие личности.

Почему проблемы важно выявить своевременно:

  • У детей часто развивается синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Такой синдром сопровождается повышенной импульсивностью, невнимательностью, эксцентричным поведением. У детей с СДВГ проблемы с обучаемостью и налаживанием дружеских отношений.
  • Неполадки в работе нервной системы могут стать причиной проблем с сердечно-сосудистой системой.
  • Снижается качество жизни: у ребенка исчезает желание гулять, учиться, развлекаться.

Причин сбоя работы детской НС много:

  • Врожденная предрасположенность к заболеваниям.
  • Инфекционные заболевания, перенесенные в раннем возрасте.
  • Недоношенность, преждевременные роды, гипоксия плода.
  • Попадание в организм токсинов (некоторые ядовитые вещества поражают только нервные клетки).
  • Нарушение обмена веществ.
  • Сотрясения головного мозга.
  • Перегрузки в детском саду (школе), частые стрессы.
  • Врожденные заболевания сердечно-сосудистой системы, из-за которых нарушается кровообращение головного мозга.

Основные признаки дефицита витаминов:

  • Падение успеваемости: ребенок хуже воспринимает и запоминает информацию, на повседневные дела уходит больше времени.
  • Нарушается режим дня: малыш может быть как сонливым и апатичным, так и страдать от бессонницы.
  • Капризность, раздражительность без причины.
  • Беспричинные перепады настроения.
  • Сложнее концентрировать внимание.
  • Частые простуды.
  • Упадок сил.

Список самых важных витаминов:

Витамин Действие на организм Пищевой источник
А (ретинол) Улучшает зрение, благотворно влияет на кожу и волосы. Ускоряет нервные реакции, способствует улучшению концентрации внимания
  • рыбий жир, морковь, тыква;
  • хурма, молочные продукты, персики, абрикосы
В1 (тиамин) Способствует нормализации сна, снимает стресс, обладает седативным действием. Нормализует умственную деятельность
  • бобовые, орехи, мясные продукты и субпродукты;
  • крупы, зеленые листовые овощи
В2 (рибофлавин) Участвует в синтезе и восстановлении клеток. Препятствует быстрой утомляемости, улучшает сон. Нормализует кровообращение и помогает при головной боли
  • мясо и субпродукты, орехи (арахис, кунжут, миндаль);
  • молочные продукты, злаки (овсянка, гречка, пророщенная пшеница)
В3 (ниацин) Нормализует приток крови к головному мозгу. Это профилактика депрессивных состояний и патологий нервной системы
  • бобовые, мясо птицы, злаки (пшеница, ячмень, овсянка);
  • орехи, семечки, грибы
В6 (пиридоксин) Необходим для выработки серотонина и гемоглобина. Стабилизирует работу нервной системы. Способствует снятию излишнего возбуждения. Нормализует сон
  • морская рыба, мясо и субпродукты;
  • орехи, зеленые листовые овощи, бобовые
В9 (фолиевая кислота) Способствует улучшению долговременной и кратковременной памяти. Устраняет тревожность, раздражительность
  • дрожжи, грибы, брокколи;
  • цветная капуста, яйца, субпродукты;
  • морковь, тыква, зелень
В12 (цианокобаламин) Стимулирует мозговую деятельность. Защищает нервные клетки от повреждений, улучшает кровообращение
  • зеленые листовые овощи, субпродукты, рыба;
  • морепродукты, яйца, некоторые молочные продукты
С (аскорбиновая кислота) Способствует укреплению организма. Это натуральный антистресс, помогает справляться с эмоциональными нагрузками
  • шиповник, клюква, черная смородина;
  • цитрусовые, болгарский перец, брокколи, зелень, черника
Д (кальциферол) Необходим для успокоения нервной системы. Помогает справляться с повышенными нагрузками. Укрепляет кости и нужен для усвоения кальция и фосфора
  • молочные продукты, рыбий жир, морепродукты;
  • сливочное и растительное масло, зеленые листовые овощи
Е (токоферол) Защищает клетки мозга от повреждений, способствует регенерации нервных клеток. Это природный антиоксидант. Оказывает на организм успокаивающее действие
  • растительное масло (льняное, подсолнечное, оливковое, кукурузное);
  • яйца, семечки, орехи, шпинат

Для нормального функционирования нервной системы требуются йод, цинк, железо, селен. Эти элементы улучшают работу мозга, стимулируют деятельность нейронов, способствуют снятию напряжения.

Повседневное питание не всегда может обеспечить организм нужными витаминами, особенно, если ребенок испытывает повышенную нагрузку. Дополнительный прием рекомендуется:

  • При смене окружения, переезде, первых днях в садике и школе.
  • При снижении иммунитета – если ребенок часто болеет.
  • При серьезных умственных и физических нагрузках.
  • В качестве сезонной профилактики.
  • Для гиперактивных детей.
  • При выраженном гиповитаминозе.

При выборе витаминно-минерального комплекса нужно учитывать регион проживания, возраст, особенности развития и эмоционального состояния. Лучше, если препарат и дозировку подбирает педиатр. Для успокоения нервной системы детям до года дают витамины в виде капель, в возрасте 1-5-ти лет – сиропы (с 3-х лет жевательные таблетки). Школьникам можно предложить таблетированные формы.

Рейтинг витаминов для нервной системы:

Витамин Основные компоненты и особенности приема
Алфавит Успокоительные и общеукрепляющие комплексы. Есть витамины Малыш, Кидс, Юниор для детей разного возраста. В состав входят витамины А, В, С, Д, Е, ряд минералов. В сутки нужно принять по 1 таблетке каждого вида. Между приемами должно пройти не менее 4-х часов
Витрум Кидс Жевательные таблетки для детей 2-14-ти лет. В состав входят витамины А, В, С, Д, Е, железо, селен, цинк, йод и прочие минералы. Принимать 1-2 раза в день по1 таблетке во время или после еды. Школьникам также можно давать Витрум Антистресс – он способствует повышению тонуса организма, укрепляет нервную систему
Мультитабс Есть несколько разновидностей с разной дозировкой. Таблетки с фруктовым вкусом. В состав входят 11 витаминов и минералы. Принимать 2 раза в день после еды по 1 таблетке
Пиковит В состав входят витамины А, В, С, Д, Е, а также комплекс минералов. Есть серии для детей разного возраста. Принимать 2 раза в день по 1 таблетке после или во время еды
Центрум Мультивитаминный комплекс для детей 4-12-ти лет. В состав входят витамины А, В, С, Д, Е, К, железо, селен, цинк, марганец. Принимать по 1 драже в сутки после еды

Противопоказание для применения препаратов — индивидуальная непереносимость компонентов. Если появились побочные эффекты (головокружение, тошнота, сыпь на коже, слабость) – нужно прекратить прием витаминов и обратиться к врачу.

Важно! Передозировка опасна для детского организма. В больших количествах многие витамины из полезных веществ становятся токсичными и влияют на работу внутренних органов и систем

Родителям нужно обратить внимание на следующие моменты:

  • Выбор полноценного и разнообразного рациона. Не нужно кормить ребенка на ночь – это может стать причиной бессонницы.
  • Занятия спортом, длительные прогулки и игры не только способствуют укреплению иммунитета, но и улучшают функционирование нервной системы. Для грудничков полезны занятия на фитболе и гимнастика.
  • Ребенок должен находиться в комфортной психологической обстановке.
  • Беспокойным грудничкам и дошкольникам полезны курсы расслабляющего массажа. Процедура не должна длиться более получаса. Для эффекта нужно сделать 10-12 сеансов.
  • Необходимо приучить ребенка соблюдать режим дня. Этим нужно заниматься уже с первого года жизни малыша.
  • Если нет противопоказаний, можно давать ребенку успокаивающие травяные сборы, молоко с медом. Седативными свойствами обладают мята, мелисса, чабрец, девясил, ромашка.

Совет врача. Проблемы с нервной системой могут начаться еще в младенческом возрасте. Если родители замечают появление у ребенка кожного зуда, ослабление лицевых мышц, ухудшение кровообращения, нарушения координации – нужно срочно обращаться к специалисту

Гиперактивность – не редкое явление у современных детей. Советы по их воспитанию и укреплению нервной системы дает доктор Комаровский в видео ниже.

источник

Нехватка даже 1 витамина для нервной системы может привести к ощутимому ухудшению самочувствия и внешнего вида. Например, кратковременная нехватка только витаминов группы B приводит к раздражительности, а при длительном недостатке — может развиться депрессия. При этом почти никогда не бывает так, чтобы в дефиците был только 1 витамин. Авитаминоз — явление комплексное, от которого страдают все органы и системы организма.

Правильное питание является источником витаминов и микроэлементов, необходимых для поддержания здоровья: красоты, хорошего самочувствия, позитивного настроения, энергичного поведения. Сбалансированное питание может покрыть суточную потребность человека в витаминах, но на практике из-за различных жизненных обстоятельств такое бывает редко. В результате у большинства людей в той или иной степени проявляется авитаминоз.

Самыми верными признаками авитаминоза являются ухудшения самочувствия и внешнего вида.

Принятия срочных мер требует появление таких признаков, как:

  1. Расстройства центральной нервной системы (ЦНС), проявляющиеся в виде:
    • нарушения концентрации внимания;
    • снижения памяти;
    • апатии;
    • сонливости или бессонницы;
    • нервозности;
    • раздражительности;
    • депрессии.
  2. Слабость и повышенная утомляемость .
  3. Отсутствие полового влечения .
  4. Частые простуды .
  5. Ухудшение качества кожи , которая быстрее и острее других систем реагирует на нехватку витаминов. Она становится тусклой, начинает шелушиться, воспаляется без видимых причин или от прикосновения бижутерии или одежды. На авитаминоз указывают пересохшие губы, трещины в уголках рта, появившаяся угревая сыпь.
  6. Слоящиеся ногти . Дефицит витаминов делает ногти тусклыми, мягкими, ломкими. Нередко на их поверхности появляются пятна, ямочки, полоски. При этом использование лечебных ванночек, масел, других средств народной медицины к улучшению не приводит.
  7. Выпадение волос , которые так же, как и кожа, чутко реагируют на авитаминоз. От недостатка витаминов волосы не только выпадают, но и теряют блеск, становятся ломкими. Авитаминоз часто проявляется в виде прыщей на коже головы, перхоти, постоянного зуда.
  8. Покрасневшие слезящиеся глаза . Кроме этого, авитаминоз провоцирует:
    • припухлость век, сопровождающуюся зудом;
    • частые воспаления;
    • снижение остроты зрения, особенно в сумерках;
    • развитие светобоязни;
    • двоение в глазах.
  9. Кровоточащие десны в сочетании:
    • с мелкими язвами щек и языка;
    • с изменившимся цветом языка или появившимся налетом;
    • с повышением чувствительности зубной эмали.
  10. Отекающее лицо и суставы , не связанные с чрезмерным употреблением острой, маринованной пищи или алкоголя.
  11. Сбои в пищеварении , проявляющийся в виде:
    • потери аппетита;
    • изменившихся вкусовых пристрастий;
    • изменения веса (как в сторону увеличения, так и уменьшения);
    • тошноты.

Витамины для нервной системы производят в 2 формах:

Регулярный прием витаминных комплексов для укрепления ЦНС уже давно стал необходимым условием, обеспечивающим возможность полноценно жить и работать. Это касается и мужчин, и женщин. Чтобы не запутаться в большом количестве препаратов, предназначенных для укрепления ЦНС, при выборе необходимо ориентироваться на суточную потребность в каждом нутриенте.

Для нормального функционирования ЦНС женщине в сутки необходимо употреблять:

  • ретинола — 1 мг;
  • тиамина — 1,1 мг;
  • рибофлавина — 1,1 мг;
  • никотиновой кислоты — 14 мг;
  • пантотеновой кислоты — 5 мг;
  • пиридоксина — 1,3 мг;
  • цианокобаламина — 2,4 мг;
  • биотина — 30 мкг;
  • аскорбиновой кислоты — от 75 до 150 мг;
  • токоферола — 10 мг;
  • кальциферола — 2,5 мг.

Для беременных и кормящих женщин дозировки увеличиваются.

Для нормального функционирования мужского организма требуются более высокие дозы витаминов:

  • ретинола — 1 мг;
  • тиамина — 1,5 мг;
  • рибофлавина — 1,8 мг;
  • никотиновой кислоты — 25 мг;
  • пантотеновой кислоты — 7 мг;
  • пиридоксина — 1,3 мг;
  • цианокобаламина — 2,4 мг;
  • биотина — 30 мкг;
  • аскорбиновой кислоты — от 100 до 150 мг;
  • токоферола — 18 мг;
  • кальциферола — 2,5 мг.

К лучшим витаминам для укрепления нервной системы в таблетках относятся:

  1. Мильгамма .
    Основными действующими веществами являются тиамин и пиридоксин, естественный запас которых в организме слишком мал. Поэтому их дополнительное поступление должно осуществляться ежедневно.
  2. Доппельгерц-Актив-Магний + Витамины группы В .
    Эта биодобавка рекомендована при несбалансированном питании и чрезмерных психических и умственных нагрузках, провоцирующих нервозность, раздражительность, быструю утомляемость и хроническую усталость. В состав входят:
  • тиамин;
  • пиридоксин;
  • цианокобаламин;
  • фолиевая кислота;
  • магний;
  • аскорбиновая кислота.
  • Магне В6 .
    Мощное антистрессовое средство, сочетающее пиридоксин и повышенное количество магния — веществ, эффективно поддерживающих функционирование клеток ЦНС в периоды сильного умственного и психического переутомления.
  • Мульти-Табс-В-Комплекс .
    Сильное средство, предназначенное для профилактики гиповитаминозов группы B, терапии астено-невротического синдрома и помощи при выходе из глубокого стресса. В его состав входят:
    • тиамин;
    • рибофлавин;
    • пиридоксин;
    • цианокобаламин;
    • фолиевая кислота;
    • никотинамид;
    • пантотеновая кислота.
  • Фолиевая кислота .
    Препарат, способствующий улучшению настроения. Его часто назначают во время беременности и при нервных расстройствах, грозящих перейти в депрессию.
  • Витрум-Суперстресс .
    Мощный лечебно-профилактический поливитаминный комплекс, предназначенный для поддержания организма в период повышенных физических и психических нагрузок. В его состав входят:
    • тиамин;
    • рибофлавин;
    • пантотеновая кислота;
    • пиридоксин;
    • фолиевая кислота;
    • цианокобаламин;
    • токоферол;
    • аскорбиновая кислота;
    • биотин;
    • никотинамид;
    • железо.
  • Нейробион .
    Витаминный комплекс, содержащий повышенные дозировки тиамина, пиридоксина и цианокобаламина, который назначают при недостатке этих веществ или таких заболеваниях ЦНС, как неврит, невралгия и т.д.
  • Глицин .
    Метаболический препарат, уменьшающий психоэмоциональное напряжение, активирующий процессы защитного торможения в ЦНС, повышающий умственную работоспособность. Его назначают для:
    • снижения психоэмоционального напряжения, агрессивности, конфликтности;
    • улучшения настроения;
    • облегчения засыпания и нормализации сна.
  • Витабаланс-Мультивит .
    Высокоэффективный витаминно-минеральный комплекс, направленный на повышение адаптационных возможностей и энергетического потенциала организма, улучшение функционирования ЦНС. В состав комплекса входят:
    • ретинол;
    • тиамин;
    • рибофлавин;
    • пиридоксин;
    • никотинамид;
    • фолиевая кислота;
    • цианокобаламин;
    • биотин;
    • аскорбиновая кислота;
    • токоферол;
    • янтарная кислота;
    • кальций;
    • магний.
  • Нейромультивит .
    B-витаминный комплекс, в состав которого входят тиамин, пиридоксин, цианокобаламин. Препарат применяют при невритах и невралгиях различного происхождения.
  • Релаксозан и Пустырник Форте .
    2 вида биологически активных добавок от российской компании «Эвалар», оказывающих мягкое успокоительное воздействие на ЦНС. В состав Релаксозана входят экстракты мяты, мелиссы и валерианы. В состав Пустырника Форте — экстракт пустырника, пиридоксин и магний.
  • Парентеральное ведение средства означает, что вещество попадает в организм, минуя желудочно-кишечный тракт, например, инъекционным путем.

    Инъекции витаминов группы В болезненны, однако их назначение оправдано. Они действуют намного быстрее и эффективнее, чем аналогичные препараты в таблетках или капсулах. Инъекции применяют для профилактики нервных заболеваний, а также при лечении болезней, вызванных нарушением нервной деятельности и сопровождающихся сильными болями. Кроме этого, их используют в критических ситуациях как витамины от стресса.

    Наиболее популярными препаратами B-комплекса являются:

    • Мильгамма композитум;
    • Витагамма;
    • Тригамма;
    • Комбилипен;
    • Нейробион;
    • Нейрорубин.

    Первые 4 препарата отличаются присутствием в составе лидокаина, что делает прием инъекций менее болезненным. Все эти средства имеют одинаковый состав действующих веществ, включающий:

    Витамины от стресса нельзя принимать без консультации врача, особенно это касается препаратов в ампулах.

    Как и любые другие лекарственные средства, витамины имеют противопоказания к применению. Кроме этого, гипервитаминоз так же опасен, как и авитаминоз. Действуя быстрее и мощнее, инъекции витаминов могут скорее вызвать нежелательные побочные эффекты.

    Витаминно-минеральные комплексы для детей способны удовлетворить потребности нервной системы на 100%.

    При выборе препарата для ребенка необходимо соблюдать некоторые медицинские рекомендации. Средство должно:

    • соответствовать возрасту ребенка;
    • быть гипоаллергенным;
    • содержать не ретинол, а бета-каротин;
    • быть рассчитанным на 2-3 приема в день.

    Препараты для ребенка возрастом от 1 до 3 лет обязательно должны содержать:

    • цианокобаламин;
    • фолиевую кислоту;
    • аскорбиновую кислоту;
    • кальциферол;
    • железо;
    • йод;
    • кальций;
    • цинк.

    К проверенным и эффективным детским препаратам для укрепления ЦНС относятся:

    • отечественный мультивитаминный комплекс Алфавит;
    • Центрум (США) — сладкие таблетки со вкусом малины для детей 2-4 лет;
    • Витрум Кидс (США) — жевательные таблетки для детей от 3 лет и старше;
    • Витрум Юниор (США) — жевательные таблетки для детей от 7 до 14 лет;
    • Мульти-табс (Дания) — мощный препарат, имеющий несколько вариантов, рассчитанных на разные возрастные категории (Мульти-табс Юниор, Мульти-табс Бэби, Мульти-табс Малыш);
    • Пиковит (Словения).

    Натуральными источниками витаминов для нервной системы являются продукты растительного происхождения, в состав которых, кроме витаминов, входит большое количество иных нутриентов (биологически важных элементов), необходимых для здоровья ЦНС.

    Наибольшее количество ретинола содержится в продуктах:

    • морковь,
    • шиповник,
    • зеленый лук,
    • томаты,
    • кабачки,
    • сушеная слива,
    • курага.

    Тиамин содержится в следующем:

    • гречневая крупа,
    • орехи,
    • фасоль,
    • спаржа,
    • хлеб из муки грубого помола,
    • картофель.

    Рибофлавин содержится в:

    Большое количество никотиновой кислоты содержится в орехах и зеленых овощах.

    Большое количество цианокобаламина содержится в сое.

    Перечень продуктов, богатых аскорбиновой кислотой , велик. В него входят:

    • облепиха;
    • шиповник;
    • черная смородина;
    • капуста (все виды);
    • болгарский перец;
    • апельсин;
    • мандарин;
    • лимон;
    • грейпфрут;
    • киви;
    • грибы лисички;
    • зелень (лук, шпинат, щавель, сельдерей, укроп и т. д.).

    Богатым источником кальциферола являются:

    Много токоферола содержат:

    1. зародыши пшеницы;
    2. растительные масла:
      • льняное;
      • подсолнечное;
      • хлопковое;
      • оливковое;
      • облепиховое;
    3. орехи:
      • фундук;
      • миндаль;
      • арахис;
      • грецкий.

    По последним исследованиям стало известно, что животные продукты делают человека более раздражительным и эмоциональным. В периоды стресса рекомендуется употреблять только растительную пищу.

    Читайте также:  Витамины для жкт для детей

    Витамины — биологически активные вещества, выступающие в роли катализаторов большинства обменных процессов в организме. В условиях авитаминоза ни один орган или система нормально функционировать не могут.

    Нарушение в работе ЦНС ощущается гораздо быстрее, чем сбои в других системах, т. к. проявляются в повышенной раздражительности, ухудшении настроения, снижении работоспособности, появлении хронической усталости, а стрессовые ситуации могут полностью лишить человека возможности нормально жить и работать.

    Важное значение для поддержания здоровья нервной системы имеют различные витамины и минералы. Их выпускают в виде комплексных препаратов. Витамины при стрессе и витамины при неврозе обязательно должны быть включены в перечень лечебных мероприятий.

    Важнейшими нутриентами для клеток ЦНС являются витамины группы B — они участвуют во всех процессах, связанных с ее нормальной деятельностью, а при стрессах помогают быстрее восстановиться:

    1. Витамин В1 (тиамин) предотвращает психическое перенапряжение, снимает чувство тревоги, защищает от нервных расстройств. Кроме этого, тиамин обладает антидепрессивными свойствами.
    2. Витамин В2 (рибофлавин) способствует нормализации сна, повышает энергетический запас и общий тонус организма.
    3. Витамин В3 (никотиновая кислота) имеет все основания быть приравненным к лекарственному средству. Он участвует в процессе выработки белков, жиров и гормонов. Никотиновая кислота улучшает транспортировку крови к головному мозгу, а это в свою очередь приводит к нормализации функционирования всех его отделов и даже облегчению состояния пациентов, больных шизофренией.
    4. Витамин В6 (пиридоксин) способствует улучшению памяти, повышению мыслительной деятельности, участвует в выработке гемоглобина.
    5. Витамин В9 (фолиевая кислота) — важнейшее вещество, удерживающее возбудимость ЦНС на оптимальном уровне.
    6. Витамин В11 (левокарнитин) восстанавливает и укрепляет ЦНС, активизирует защитные функции организма, улучшает работу мозга, сердца, мышц, наполняет все органы и системы энергией.
    7. Витамин В12 (цианокобаламин) — мощное средство в борьбе с депрессией, эффективно успокаивающее ЦНС и предотвращающее развитие патологий.

    Недостаток Витамина A (ретинола) в организме приводит к следующим последствия:

    • снижению жизненного тонуса;
    • нарушению сна;
    • хронической усталости.

    Своевременное поступление ретинола в организм способствует эффективному противодействию разрушительной деятельности свободных радикалов и надежной защите от поражения каждой клетки ЦНС, а также нормализации сна и работе головного мозга.

    Недостаток Витамина E (токоферола) приводит к повышенной утомляемости, снижению способности к концентрации, нервозности и раздражительности.

    Симптомами его недостатка Витамина D (кальциферола) у взрослых являются плохой сон и быстрая утомляемость. Для маленьких детей недостаток кальциферола особенно опасен, т. к. может привести к замедлению роста, деформации конечностей, отставанию в психическом развитии и капризному поведению.

    Аскорбиновая кислота, или Витамин C, действует как естественный антидепрессант, предохраняя клетки ЦНС от перенапряжения.

    источник

    Быстрый роста ребенка, повышенные умственные нагрузки, большие объемы для запоминания – все это в первую очередь истощает нервную систему ребенка. Растущий организм особо нуждается в витаминах для нервной системы и остро чувствует их нехватку. Регулярное поступление витаминов в достаточном объеме положительно отразится на настроении ребенка, позволит быть ощущать прилив сил, повысит адаптацию ребенка в обществе.

    Витамины группы В – это истинные «нервные» витамины, их недостаток особо остро и болезненно воспринимает мозг интенсивно развивающегося организма. Дети с насыщенным графиком, постоянными физическими и умственными нагрузками нуждаются в повышенном количестве этих витаминов.

    • В1, или тиамин. Этот витамин действует как антидепрессант, т. е. снимает стресс. Помогает усваиваться не менее важному элементу – магнию. Незначительная его нехватка способна негативно повлиять на процесс обучения ребенка. Источник: содержится в кашах из риса, гречки и овса, в бобовых.
    • В2, или рибофлавин. На недостаток этого витамина организм ребенка реагирует головной болью, усталостью, разбитостью без видимой на то причины. Источник: орехи, печень, молоко.
    • В3, или ниацин, или РР, или никотиновая кислота. Из всех витаминов имеет самое сильное положительное влияние на нервную систему человека и особенно ребенка. Способствует оптимальному и правильному кровообращению, предотвращает развитие серьезных неврологических заболеваний. Ниацин способен притормаживать патологические процессы при шизофрении. Источник: орехи, бобовые, печень, каши из ячменя, овса и пшеницы.
    • В5. Отвечает за выработку адреналина в стрессовых ситуациях, а значит, помогает организму выстоять в борьбе со стрессом.
    • В6, или пиродоксин. Помогает магнию проникать в клетки. Если в организме нет недостатка пиридоксина, то проблем с бессонницей, плохим настроением быть не должно. В нем особо нуждаются дети-искусственники. Лучше усваивается при совместном употреблении с витамином С. Источник: орехи, рыба морская, печень. Недостаток витаминов В1, В6 испытывают чаще дети, у которых дома есть курящие взрослые.
    • В7. Отвечает за обмен глюкозы, которая в свою очередь является «едой» для мозга.
    • В9, или фолиевая кислота. Отвечает за хорошее настроение. Недостаток фолиевой кислоты проявляется анемией и связанными с ней симптомами: ухудшение памяти, снижение работоспособности, разбитость. Источник: печень, капуста цветная, морковь.
    • В11. Помогает восстанавливаться нервной системе, укрепляет ее. Содержится во всех продуктах, имеющих в составе другие витамины из этой группы.
    • В12. Участвует в кровообразовании, в делении клеток. Источник: печень.

    Чтобы получать необходимую дозу всех витаминов группы В, в питании ребенка должны присутствовать мясные, молочные продукты, горох и фасоль.

    Важнейшее значение для ребенка имеет недостаток В1, В2, В6 и В12.

    В дошкольном учреждении образования «Россияночка» в Архангельске проводилось исследование: дошкольники курсом принимали витаминно-минеральный препарат «Алфавит Детский сад» (трехмесячный курс – перерыв в один месяц – трехмесячный курс). Результаты были более чем положительные. В сравнении с другими детьми, дети из этой группы перестали жаловаться на усталость и головную боль, уменьшилось количество родительских жалоб на нарушение речи у их детей, незначительно у этих дошкольников повысилась скорость усваивания учебных навыков.

    Также для работы нервной системы имеют значение и следующие витамины:

    • Витамин С. Является незаменимым спутником при постоянных стрессах и нагрузках, отлично снимает переутомление, его даже называют витамином бодрости, витамином от усталости. Как никакое другое вещество, влияет на настроение, повышая радость. Источник: шиповник, смородина черная, цитрусовые.
    • Витамин А. Улучшает сон, не допускает снижения внимания и замедления нервных реакций, является профилактикой плохого аппетита, повышенной возбудимости. Его содержат оранжевые овощи (тыква, морковь, облепиха), сливочное масло и желток.
    • Витамин Е. Как антиоксидант защищает нервные клетки от неблагоприятных факторов.
    • Витамин D. Имеет немного другое предназначение для человеческого организма, но при его дефиците у детей в возрасте до 2 лет развивается рахит, а первые симптомы этого состояния – пугливость, беспокойство малыша, нарушение сна и срыгивание. В период разгара заболевания нарастает слабость, ребенок начинает отставать в психомоторном развитии. Но все эти изменения легко обратимы при назначении детям витамина D в лечебной дозировке.

    Если нет возможности употреблять нужное количество каждого витамина с пищей, можно предложить ребенку витаминно-минеральный комплекс промышленного производства.

    Детские витаминно-минеральные комплексы способны полностью удовлетворить потребности нервной системы. Но у этих препаратов имеется один существенный минус – недостаточно изучено взаимодействие витаминов между собой. При одновременном приеме витамины могут приводить друг друга в неактивные формы, а это существенно снижает их усваиваемое количество, заявленное на упаковке. Поэтому покупайте проверенные поливитаминные комплексы и включайте в детские блюда продукты, содержащие витамины.

    «Алфавит». Рекомендуем. Препарат отечественный, оригинальный, максимально адаптирован для детского организма. В нем все составляющие распределены правильно, друг другу усваиваться не мешают. В отличие от других препаратов, не содержит добавок из красителей, ароматизаторов и прочих аллергенов. Имеются его разновидности для трех возрастных групп.

    «Центрум» для детей 2–4 лет. США. Сладкие таблетки с малиновым вкусом.

    «Витрум». США. Жевательные таблетки для детей от 2 до 14 лет. Показаны при плохом аппетите, гиповитаминозе. «Витрум антистресс» – повышают тонус организма, хорошо справляются со стрессом. Обладают общеукрепляющим действием на нервную систему, защищая и восстанавливая каждую клеточку. Помогают бороться с усталость и головными болями.

    «Мультитабс». Дания. Имеется несколько видов этих витаминов для детей от нуля до совершеннолетия. Для нервной системы наиболее подходящие варианты – «Мультитабс Юниор», «М. Малыш», «М. Тинейджер».

    «Пиковит». Словения. Также имеется выбор витаминов по возрастам. Показаны при плохом аппетите, при переутомлении у школьников.

    • Витаминные комплексы обязательно должны соответствовать возрасту ребенка.
    • Витамины должны содержать бета-каротин, а не витамин А.
    • Быть гипоаллергенны.
    • Лучше выбирать витамины, суточный прием которых разделен на 2–3 части – в них витамины сгруппированы по принципу совместимости.
    • По рекомендациям Всемирной организации здравоохранения в комплексе для детей от 1 до 3 лет должны быть включены витамины В12, В9, С, D, а также железо, йод, кальций и цинк.

    О витаминах для детей, их количестве и правильном выборе рассказывает программа «Школа доктора Комаровского»:

    источник

    Неврозы – это особые патологии нервной системы как среди взрослых, так и среди детей, при которых нет видимых повреждений (травм, инфекций, воспаления и прочих влияний). При этом наблюдаются особые отклонения в функционировании высших нервных процессов. Это заболевания психогенной природы — реакция личности на стрессы, психические травмы, негативные воздействия.

    Процесс становления личности и активное развитие высшей нервной деятельности у детей начинается с рождения, но наиболее активно оно начинается с трех лет. Совсем крохи не могут четко выразить свои страхи, эмоции или внутреннее состояние, поэтому, как таковые неврозы можно выявить в общих чертах у ребенка после 3 лет. Чем взрослее ребенок, тем типичнее и ярче будут проявления, особенно поведенческого и эмоционального плана.

    Невроз — не психическое заболевание, как шизофрения или психозы, при нем нет прогрессивного распада личности, это обратимое расстройство нервной системы, нарушение в психической деятельности функционального характера.

    При неврозах нервная система испытывает или резкое и сильное потрясение, или длительное, навязчивое раздражение. При этом в ней начинаются сбои, выражающиеся в неустойчивости настроения со страхами, тревогами и иногда проявлениями со стороны органов и систем организма (повышенная потливость, проблемы аппетита или сердцебиение).

    И малыши дошкольного возраста, и школьники, подростки обладают особо ранимой нервной системой в силу того, что она еще не полностью сформирована и незрелая, имеют мало жизненного опыта в стрессовых ситуациях, не могут адекватно, точно выразить свои эмоции.

    Некоторые родители из-за занятости и прочих факторов, зачастую не обращают внимания на проявления нервных расстройств у детей, списывая изменения в поведении на возрастные особенности или капризы.

    Но если при неврозе не помочь ребенку вовремя, ситуация может затягиваться, отражаться на физическом здоровье и проблемами в общении с окружающими, перерастая в невротические состояния у подростка. В итоге, невроз будет являться причиной уже необратимых психологических изменений в складе личности.

    Самым значимым фактором увеличения сегодня неврозов у детей является рост числа патологии беременности и родов, при которых возникает гипоксия нервных тканей плода (см. последствия гипоксии плода).

    Предрасполагающими факторами для развития неврозов служат:

    • предрасположенность к проблемам нервной системы, унаследованная от родителей
    • психотравмирующие ситуации, катастрофы, стрессы

    Пусковым механизмом невроза могут служить:

    • перенесенные заболевания
    • частое недосыпание, напряжение физическое или психическое
    • тяжелые отношения в семье

    Протекание заболевания и его выраженность зависит от:

    • пола и возраста ребенка
    • особенностей воспитания
    • тип конституции (астеники, гипер- и нормостеники)
    • особенности темперамента (холерики, флегматики и т.д.)

    Психотравмы — изменение сознания ребенка из-за каких либо событий, которые его сильно беспокоят, подавляют или угнетают, влияют крайне отрицательно. Это могут быть как длительно воздействующие ситуации, к которым ребенок никак не может приспособиться без проблем, так и острые, сильные психические травмы. Зачастую психотравмы, полученные в детстве, даже если невроз прошел, оставляют свой отпечаток на взрослой жизни в виде фобий (боязнь замкнутых пространств, высоты и т.д).

    • Невроз может формироваться под воздействием одного неблагоприятного травмирующего факта: пожар, война, резкий переезд, авария, развод родителей и пр.
    • Иногда развитие невроза вызвано одновременно несколькими факторами.

    Дети по-разному в силу темперамента и особенностей личности реагируют на события, для одних лающая на улице собака будет просто звуковым раздражителем, а у предрасположенного к неврозу ребенка может стать пусковым механизмом для формирования невроза. И уже повторные встречи с собаками после первого толчка, что запустил невроз, будут постепенно усугублять ситуацию и углублять невроз.

    Вид психотравмы, которая может провоцировать неврозы у детей зависит от возраста ребенка.

    • В 2 года дети могут давать неврозы при разлуках с родителями или начале посещения детских коллективов.
    • Для детей старше может служить более серьезный фактор – развод родителей, физические наказания при воспитании, сильный страх.

    Кризисными возрастами при развитии неврозов являются возраста трех и семи лет – когда происходит возрастной так называемый «кризис трехлетки» и «семилетки». В эти периоды происходит становление своего «я» и переоценка отношения к себе, и в эти периоды дети наиболее уязвимы к стрессовым факторам.

    Одной из основных провоцирующих причин детских неврозов становятся действия взрослых, родительские воспитательные ошибки, которые дают невротические реакции, а в дальнейшем формирование психологической нестабильности личности уже взрослого. Особо негативными моделями воспитания будут:

    • модель неприятия , подсознательного нежелания воспитывать ребенка, в случае, когда, к примеру, хотели мальчика, а родилась девочка
    • модель гиперопеки с развитием нежелания учить ребенка самостоятельности и построению отношений в коллективе
    • авторитарная модель с требованиями постоянного подчинения старшим, принятием решений вместо ребенка, и не учитывая его мнения
    • модель вседозволенности с полным лишением ребенка контроля или помощи от родителей, с отсутствием каких-либо норм и порядка внутри семьи и коллектива.
    • разные подходы к воспитанию со стороны родителей
    • чрезмерная жесткость родителей
    • конфликты в семье — внутрисемейные неурядицы, разводы, ссоры.

    Они ложатся на «благодатную почву» незрелости нервной системы детей, при этом ребенок переживает это, так как реально он не может влиять на ситуацию и менять ее.

    • изменения привычного образа жизни — переезды из города в деревню, в непривычную местность, в другую страну
    • посещение нового детского коллектива — начало посещения садика, смена садика, начало посещения школы, смена школы, а также конфликты в группе сада или школы
    • изменения внутри семьи — рождение ребенка, приемный ребенок, появление отчима или мачехи, развод родителей.

    Чаще всего неврозы формируются при сочетанном влиянии сразу нескольких факторов, и детский невроз вряд ли разовьется у ребенка из благополучной семьи, даже после сильного страха или испуга. Родители в такой ситуации обычно помогают быстро справиться с проблемой без расстройства нервной системы.

    Дети с ярко выраженной эмоциональностью, чувствительностью — они особо нуждаются в любви и внимании близких, проявлении эмоций в отношении них. Если дети не получают от близких этих эмоций, они переживают страхи, что их не любят, не выражают к ним эмоций.

    Дети с лидерскими качествами — также сложно с детьми самостоятельными и активно проявляющими собственное мнение, лидерские качества. У таких детей ярко выражено самомнение в поступках или действиях, собственный взгляд на все события. Они трудно переносят ограничения в своих действиях и родительскую диктатуру, им тяжела чрезмерная опека и ограничение самостоятельности с раннего возраста. Дети пытаются протестовать таким родительским действиям, упрямиться, за что получают ограничения и наказания со стороны родителей. Это будет способствовать развитию неврозов.

    Ослабленные, часто болеющие дети — подвержены риску неврозов дети, часто болеющие и ослабленные, зачастую к ним относятся как к «хрустальной вазе», оберегая от всего выше меры. У таких детей формируется ощущение собственной беспомощности и слабости.

    Дети из неблагополучных семей — также от неврозов страдают дети, находящиеся в сложных жизненных ситуациях: в асоциальных семьях, в интернатах и детских домах.

    • изменение поведения детей
    • появление новых черт характера
    • повышенная чувствительность, частые слезы даже без видимых поводов
    • резкие реакции на незначительные психотравмы в виде отчаяния или агрессии
    • тревожность, ранимость.

    Также происходят изменения на уровне соматического здоровья детей:

    • тахикардия и изменения АД
    • нарушения дыхания, потливость
    • расстройства пищеварения на стресс – «медвежья болезнь»
    • нарушение концентрации внимания
    • снижение памяти
    • дети плохо реагируют на громкие звуки и яркий свет
    • плохо спят, сон тревожный и некачественный утром их сложно разбудить.

    Существует достаточно много видов неврозов у детей, разные психологические и неврологические школы приводят различные классификации. Рассмотрим наиболее простую классификацию неврозов по их клиническому проявлению.

    Может себя проявлять в виде приступов страха, которые часто возникают при засыпании или в одиночестве, иногда могут сопровождаться видениями. Страхи у детей в разном возрасте могут быть различными:

    • среди дошкольников распространены страхи оставления одного в доме, боязнь темноты, персонажей страшных мультфильмов или фильмов, передач. Зачастую страхи культивируют сами родители, пугая детей в воспитательных целях устрашающими персонажами – бабаем, злой ведьмой, полицейским.
    • у младших школьников это могут быть страхи школы или плохих оценок, строгого учителя или старших школьников. Зачастую эти дети из-за страхов прогуливают уроки.
    Читайте также:  Витамины для зрения детям в таблетках

    Проявления данного невроза могут давать плохое настроение, нежелание оставаться одному, изменения в поведении, в сложных случаях присоединяется недержание мочи. Зачастую такой невроз возникает у чувствительных домашних детей, мало общавшихся в дошкольном возрасте со сверстниками.

    Он может протекать в виде невроза навязчивых действий (обсессий) или фобического невроза, а также с наличием как фобий, так и навязчивых действий одновременно.

    Навязчивые действия — непроизвольные движения, которые возникают при эмоциональном напряжении вопреки желанию малыша, он может:

    • мигать, моргать
    • морщить нос
    • вздрагивать
    • притопывать ногой
    • покашливать
    • шмыгать носом

    Нервный тик — непроизвольные подергивания, чаще возникает у мальчиков, запускаясь как психологическими факторами, так и наличием определенных заболеваний. Изначально оправданные действия на неблагоприятном фоне затем закрепляются уже как навязчивости:

    • При болезнях глаз могут закрепиться привычки к миганию, морганию, потиранию глаз
    • При частых простудах и воспалении верхних дыхательных путей могут закрепиться шмыгание носом или подкашливание.

    Они обычно проявляются в период после 5 лет. Такие тики затрагивают лицевые мышцы, шею, верхние конечности, могут быть со стороны дыхательной системы, сочетаться с недержанием мочи или заиканием. Такие повторяющиеся однотипные действия могут доставлять ребенку дискомфорт, но чаще всего они становятся привычными, он их не замечает. Подробнее о причинах возникновения и лечении нервных тиков у детей.

    Как правило, склонность к неврозам закладывается с раннего возраста, когда формируются и закрепляются стрессовые привычные патологические действия:

    • кусание ногтей или сосание пальца
    • прикасание к половым органам
    • раскачивания туловища или конечностей
    • накручивание волос на пальцы или их выдергивание.

    Если такие действия не устранены в раннем возрасте, они способствуют неврозу на фоне стрессов уже у детей постарше.

    Фобические проявления обычно выражены в виде особой боязни:

    • страха смерти или болезни
    • замкнутых пространств
    • разных предметов, грязи.

    Зачастую дети формируют особые мысли или представления, которые противоречат принципам воспитания и морали, и эти мысли создают у них тревоги и переживания, страхи.

    Для малышей они не характерны, обычно к ним склонны дети в школьном возрасте, особенно в период полового созревания. Ребенок стремится быть в одиночестве, отстраняется от окружающих, постоянно пребывает в подавленном настроении со слезливостью и снижением самооценки. Могут также снижаться физическая активность, возникает бессонница, ухудшается аппетит, мимика невыразительная, речь тихая и скудная, постоянно грусть на лице. Такое состояние требует особого внимания, так как может привести к тяжелым последствиям.

    К ним склонны дошкольники, при расхождении желаемого с действительным. Они обычно дают падения с криками и воплями на пол или поверхности, биения конечностями и головой о твердые предметы. Могут возникать приступы аффекта с мнимым удушьем или истерическим кашлем, рвотой, если ребенка наказывают или не делают того, что он желает. У детей постарше могут возникать аналоги истерии в виде истерической слепоты, нарушений чувствительности кожи, расстройства дыхания.

    Ее еще называют астеническим неврозом, возникает у школьников в результате чрезмерных нагрузок самой школы или избытке дополнительных кружков. Зачастую возникает на фоне общей ослабленности детей из-за частых болезней или физической не тренированности. Такие дети расторможены и неусидчивы, они быстро утомляются, раздражительны и часто плачут, могут плохо спать и есть.

    У детей возникает озабоченность своим состоянием и здоровьем, немотивированные страхи формирования разных заболеваний, такое часто возникает среди подростков с мнительным характером. Они выискивают у себя симптомы и проявления различных недугов, переживая об этом, нервничая и расстраиваясь.

    Заикание или логонероз невротического характера более характерно для мальчиков до пяти лет в период активного становления речи, формирования фразового разговора. Возникает на фоне психологической травмы на фоне скандалов семьи, разлуки с близкими, острых психологических травм или страха, испуга. Могут также быть причинами перегрузки информацией и насильное формирование родителями развития речи и общего развития. Речь ребенка становится прерывистой с паузами, повторением слогов и невозможностью выговорить слова.

    Невротические расстройства сна могут возникать в виде долгого и трудного засыпания, беспокойного и тревожного сна с частыми просыпаниями, наличием кошмаров и ночных страхов, разговорами во сне и хождением по ночам. Снохождение и сноговорение связаны с особенностями сновидений и работой нервной системы. Зачастую у детей бывает с возраста 4-5 лет. Дети на утро могут не помнить, что ходили или говорили по ночам. Подробнее о лунатизме у детей и подростков.

    Нарушение аппетита в детском возрасте частое явление как у дошкольников, так и у подростков. Обычно причинами являются перекормы или насильные кормления, совпадение приемов пищи со скандалами и ссорами в семье, сильным стрессом. При этом ребенок может отказаться от любой пищи или от некоторых ее видов, он длительно жует и не глотает пищу, крайне мнительно относится к содержимому тарелки, вплоть до рвотного рефлекса. При этом на фоне плохого питания выражены изменения настроения, капризы за столом, плачь и истерики.

    Отдельными вариантами неврозов являются:

    • детский невротический энурез (недержание мочи)
    • энкопрез (недержание кала).

    Они возникают на фоне наследственной предрасположенности и возможно, заболеваний. Требуют особого подхода в лечении, и по механизмам еще не до конца изучены.

    Прежде всего, стоит пойти на прием к педиатру или неврологу, поговорить с опытным психологом и психотерапевтом. Врачи обследуют и снимут органические причины нарушений, заболеваний, которые могли бы привести к подобному. Неврозы диагностируют в несколько этапов:

    • Диалог с родителями проводится детальный анализ психологической обстановки в семье, и здесь важно откровенно рассказывать специалисту все детали: взаимоотношения в семье между родителями и ребенком, самими родителями, а также отношения между ребенком и сверстниками, родственниками.
    • Обследования родителей и ближайших родственников, принимающих непосредственное участие в воспитании ребенка, изучение психологического климата семьи с выявлением ошибок в поведении и воспитании.
    • Беседы с ребенком — цикл бесед с ребенком в процессе игры и общения по заранее разработанным вопросам.
    • Наблюдение за ребенком — детальное наблюдение за игровой деятельностью ребенка, которая возникает спонтанно или организована заранее.
    • Рисование и детальный анализ рисунков , по которым зачастую можно понять переживания и чувства ребенка, его желания и эмоциональное состояние.

    На основании всего этого делается заключение о наличии и типе невроза, затем разрабатывается детальный план лечения. Обычно терапией занимаются психотерапевты или психологи, лечение проводится амбулаторно и в домашних условиях, класть ребенка с неврозом в больницу не нужно.

    В терапии неврозов у детей главным методом является психотерапия. Родителям важно понять, что самостоятельно, при помощи книг, интернета или игрушек они немного достигнут, а иногда могут и навредить, усугубив течение невроза. Психотерапия это сложное системное воздействие на психику ребенка и особенности его характера, в лечении неврозов она имеет несколько направлений:

    • групповая и индивидуальная терапия по изучению и коррекции психологического климата семьи
    • ролевые игры с участием ребенка, помогающие обучению его преодолевать сложные ситуации
    • применение арт-терапии (рисование) и составление по рисункам ребенка его психологического портрета, отслеживание динамики по изменению рисунков
    • гипноз — внушение (аутогенные тренировки)
    • лечение с помощью общения с животными — канистерапия (собаки), фелинотерапия (кошки), иппотерапия (лошади), дельфинотерапия.

    Психотерапия направлена на то, чтобы нормализовать или существенно улучшить внутрисемейную обстановку и взаимоотношения, скорректировать воспитание. Дополнительно для коррекции психосоматического фона и достижения больших успехов в психотерапии применяют также медикаментозные препараты, рефлексотерапию и физиотерапию. Индивидуальный план лечения разрабатывается только специалистом для каждого ребенка отдельно, а при необходимости и для членов семьи.

    Используют как групповую, так и индивидуальную или семейную психотерапию. Особую важность в лечении неврозов представляет семейная форма психотерапии. При проведении сеансов врач непосредственно выявляет проблемы жизни ребенка и его семьи, помогает в устранении эмоциональных проблем, нормализует систему взаимоотношений и корректирует манеру воспитания. Особенно эффективной будет работа в семье у детей-дошкольников, когда ее эффект максимален и легче всего устранить негативное влияние основных ошибок в воспитании.

    Она проводится в несколько последовательных этапов:

    • 1 этап — проводится обследование в семье и ставится так называемый «семейный диагноз» в общей совокупности личностных, социальных и психологических особенностей, отклонений в каких-либо сферах взаимоотношений с ребенком.
    • 2 этап — ведется семейное обсуждение проблем с родителями и родными, отмечаются все их проблемы. При беседах подчеркивается роль в воспитании родителей, необходимость в сотрудничестве со специалистом и определяется перспектива в педагогическом подходе.
    • 3 этап — далее следуют занятия с ребенком в особой оборудованной комнате-игровой, где есть игрушки, письменные принадлежности и другие предметы. Изначально ребенку дается время на самостоятельные игры, чтение или занятия, по мере того, как будет установлен эмоциональный контакт, будет проведена беседа в игровой форме.
    • 4 этап — совместная психотерапия ребенка и родителей. У дошкольников проводится совместная деятельность с предметными играми, постройками или рисованием, у школьников вводятся предметные игры и обсуждения на разные темы. Специалист оценивает во взаимодействии детей и родителей привычные конфликты и эмоциональные реакции. Затем акцент переключается на ролевые игры, которые выражают общение детей в жизни – игры в семью или школу. Используются сценарии, которые разыгрывают родители и дети, которых меняют местами, и психотерапевт в процессе этих игр будет демонстрировать самые оптимальные модели в семейных отношениях. Это постепенно создает условия для перестраивания семейных отношений и устранения конфликта.

    Проводится с использованием многочисленных методик, имеющих комплексное влияние на ребенка. В ней используются методики:

    Разъясняющую терапию врач проводит путем последовательного прохождения этапов. В доступной по возрасту для ребенка форме, после того, как установит с ним доверительный и эмоциональный контакт, он рассказывает – почему и что происходит с ребенком. Затем, в игровой форме или в форме беседы на следующем этапе он пытается определить источники переживаний малыша. Следующим этапом будет своего рода «домашнее задание» — это окончание начатого врачом рассказа или сказки, где разбирая разные варианты в окончании рассказа, делаются попытки разрешения трудных ситуаций, конфликтов или самим ребенком, или при помощи и при подсказке врача. Даже совсем небольшие успехи при владении ситуациями, с одобрения врача, могут способствовать дальнейшему улучшению отношений и коррекции патологических черт в характере.

    Арт-терапия в виде рисования или лепки порой может дать гораздо больше информации о ребенке, чем все другие методы. При рисовании ребенок начинает разбираться в своих страхах и переживаниях, а наблюдение за ним в процессе может давать много нужной информации в плане характера, общительности, фантазии и потенциала. Информативно будет рисовать на темы семьи, отражения страхов, переживаний. Иногда вместо этого используют лепку или бумажные техники аппликации. Зачастую по данным картинок можно получить много скрытой информации, а также по рассказу о рисунке проработать с ребенком его страх.

    Она используется у детей до 10-12 лет, когда они испытывают потребности в играх, но при этом игры организуются по особому плану и эмоциональному участию в них и психотерапевта, с учетом способности детей к перевоплощению. Могут использоваться как спонтанные игры-наблюдения, так направленные, без импровизаций. В играх можно отработать навыки общения, двигательного и эмоционального самовыражения, снятия напряжения и устранения страха. Врач во время игры создает ситуации стресса, спора, страха, обвинений и дает ребенку возможности самостоятельного выхода или с его помощью. Особенно хорошо неврозы лечатся при таком методе в возрасте до 7 лет.

    Вариантом игровой терапии является сказкотерапия, в которой придумываются и рассказываются сказки с изготовлением особых персонажей, марионеток или кукол. Могут прослушиваться особые терапевтические сказки в форме медитации, под спокойную музыку в лежачем положении. Могут быть также и психо-динамические медитации-сказки с перевоплощением ребенка в животных и выполнением упражнений.

    Лечение аутогенными тренировками проводят у подростков – это методика мышечного расслабления, особенно эффективная при системных неврозах с заиканием, тиками, недержание мочи. Создание положительного настроя за счет речи и действий врача (к примеру, представить себя в самом приятном месте) приводит к мышечному расслаблению, уменьшению или даже полном исчезновению проявлений. По мере сеансов это состояние закрепляется в подсознании, повышается вера в то, что вполне можно выздороветь.

    • Суггестивная (метод внушения) психотерапия

    Это внушение ребенку в состоянии бодрствования, под гипнозом или косвенным внушением определенных установок. Зачастую у детей хорошо получается внушение косвенное – к примеру, прием плацебо даст им выздоровление. При этом они будут думать, что принимают особо действенный препарат. Особенно хорош метод при ипохондрии, в школьном и подростковом возрасте.

    Гипнотерапия применяется только в особо сложных случаях для того, чтобы мобилизовать психологические и физиологические ресурсы организма. Она быстро ликвидирует те или иные симптомы. Но метод имеет много противопоказаний и у детей применяется ограниченно.

    Показана при особых случаях неврозов, к ней относят:

    • длительное течение невроза с неблагоприятными личностными изменениями — повышенный уровень требований к себе, эгоцентричность
    • трудности в общении и связанные с этим расстройства — стеснение, робость, застенчивость, мнительность
    • при трудных семейных конфликтах необходимость их разрешения.

    Группы формируются по мере индивидуальной терапии по возрастам, детей в группе немного:

    • в возрасте до 5 лет — не более 4 человек
    • в возрасте от 6 до 10 лет — не более 6 человек
    • в возрасте 11-14 лет — до 8 человек.

    Занятия длятся до 45 минут у дошкольников и до полутора часов у школьников. Это позволяет разыгрывать сложные сюжеты и вовлекать в них всех участников группы. Объединенные в группы дети посещают выставки и музеи, читают интересные книги, обсуждают все это, делятся своими увлечениями. Таким образом, достигают снятия напряжения ребенка, дети раскрываются и начинают общаться, делятся наболевшим и переживаниями.

    В сравнении с индивидуальным, эффект от группового тренинга больше. Вводятся постепенно спонтанные и направляемые специалистом игры, начинается тренинг психических функций, подростков обучают самоконтролю. В качестве домашних заданий применяют разного рода тесты с рисунками, которые в последующем обсуждаются в группе.

    На занятиях проводится релаксация и внушение положительных приобретаемых на занятии качеств личности. В конце курса проводится общее обсуждение и закрепление результатов, что помогает в дальнейшем уже самостоятельно работать ребенку над собой.

    Медикаментозная терапия в лечении неврозов имеет второстепенное значение, при этом она воздействует на те или иные симптомы. Препараты снимают напряжение, излишнюю возбудимость или депрессию, уменьшают проявления астении. Лекарства обычно предваряет психотерапию, но возможно и комплексное лечение, когда психотерапия проводится совместно с физиотерапией и медикаментами. Особенно важно медикаментозное лечение неврозов на фоне энцефалопатии, астении, невропатии:

    • общеукрепляющие препараты — витамин С, группы В
    • дегидратационная фитотерапия — мочегонные сборы, почечный чай
    • ноотропные препараты — ноотропил, пирацетам
    • препараты, уменьшающие астению — в зависимости от причина и типа подберет врач
    • фитотерапия (см. успокоительные средства для детей), настойки из лекарственных трав могут назначаться длительностью до полутора месяцев. Большинство препаратов оказывает седативный эффект – пустырник, валериана.

    При астенических проявлениях рекомендуется тонизирующее и общеукрепляющее лечение: препараты кальция, витамины, настойка китайского лимонника или заманихи, липоцербин, ноотропные (ноотропил, пантогам).

    При субдепрессивных проявлениях могут быть показаны настойки женьшеня, аралии, элеутерококка.

    При раздражительности и слабости хорошим эффектом обладают микстура Павлова и настойки пустырника и валерианы, применяют хвойные ванны, физиотерапию в виде электрофореза с препаратами кальция и магния, электросон.

    С антидепрессантами и транквилизаторами будет сложнее, они могут затруднять психотерапию. Их применяют при гиперактивности и расторможенности исходя из особенностей ребенка и диагноза:

    • гиперстенический синдром – препараты с седативным действием (эуноктин, элениум)
    • при гипостении – препараты транквилизаторов с активирующим эффектом (триоксазин или седуксен).
    • при подпороговых депрессиях могут назначаться маленькие дозы антидепрессантов: амитриптилин, мелипрамин.
    • при сильной возбудимости может применяться сонопакс.

    Все препараты назначаются исключительно врачом, и применяются строго под его контролем.

    источник