Меню Рубрики

Витамины при неврозах для детей

Причинами многочисленных переживаний человека могут быть переутомление на работе, воспалительный процесс, тяжелая сессия или недостаток сна. Принимая витамины при неврозах, можно избежать подобных деструктивных состояний.

Любая дискомфортная ситуация вызывает защитную реакцию организма в виде выброса в кровь гормона стресса. Основная функция кортизола — резкая мобилизация всех внутренних систем жизнеобеспечения человека для выживания в экстремальной ситуации. При постоянном влиянии этого гормона наступает истощение нейрофизиологической системы из-за продолжительного психогенного воздействия на нее. Деструктивное влияние негативных эмоций снижает пропускную способность нервных волокон и приводит к их разрушению.

Растущее напряжение всех внутренних органов из-за дефицита питательных веществ вызывает хроническую усталость и подавленность.

В результате такой неправильной работы угнетаются защитные функции организма, нарушается работа эндокринной и сердечно-сосудистой систем, ослабляется иммунитет и развивается сахарный диабет. Помимо внутренних нарушений, человек испытывает такие негативные эмоции, как апатия, снижение самооценки и сексуальной активности, которые отражаются на качестве его жизни и могут привести к потере аппетита, головным болям, бессоннице и депрессии.

Для восстановления проводимости нервных тканей и стабилизации работы организма применяется витаминотерапия. Она проводится как в комплексе с препаратами седативного действия, так и в виде монотерапии, при которой следует перейти на сбалансированное питание и ввести в рацион комплекс С, В, Е, Н, Р и др.

Благодаря своему регулирующему влиянию на обмен веществ они:

  • обеспечивают восстановление нервных волокон;
  • нормализуют функционирование сердечно-сосудистой системы;
  • принимают участие в выработке гормонов и ферментов;
  • регулируют правильность обмена веществ;
  • повышают устойчивость к токсинам и радионуклидам;
  • нейтрализуют свободные радикалы, выступая в роли антиоксидантов.

Витамины не содержат в себе калорий и не являются структурными элементами тканей, а в организм человека попадают в небольшом количестве из пищи и окружающей среды. Чтобы понимать, для чего пить витамины при неврозе, следует рассмотреть их свойства.

Каждый компонент в составе комплекса имеет свое значение и определенным образом влияет на человеческий организм.

Витамины группы В необходимы невротикам для благотворного влияния на состояние нервных клеток и организма в целом.

Витаминные комплексы, употребляемые при депрессии, состоят из компонентов, каждый из которых отвечает за определенные функции, а также дополняют и усиливают действие друг друга.

  • Витамин В1 (Тиамин) нормализует работу нервной, пищеварительной и сердечно-сосудистой систем, а также играет главную роль в обмене углеводов. Недостаток вызывает неврологические поражения, восстанавливаемые при правильном его применении.
  • Витамин В6 (Пиридоксин) восстанавливает нарушение метаболизма, нормализует деятельность головного мозга и нервную проводимость. При дефиците возникают судороги или агрессия.
  • В12 (Цианокобаламин) участвует в белковом обмене, кроветворении, работе ЦНС и работе печени. Нехватка проявляется в виде онемения конечностей. Применяется в виде внутримышечных инъекций.
  • Витамин В5 (Пантотеновая кислота) уменьшает выработку холестерина, нормализует работу органов пищеварения и проводимость нервных волокон. Является катализатором восприятия остальных витаминов.
  • Витамин С (Аскорбиновая кислота) является антиоксидантом, ускоряет регенерацию и повышает иммунитет.
  • Витамин Р (Рутин) в комплексе с витамином С оказывает общеукрепляющий эффект, повышает порог выносливости.
  • Витамин F (Омега-3,6,9) влияет на выработку простагландинов, которые оказывают воздействие в качестве антидепрессанта, способствует регенерации тканей и облегчает состояние при синдроме хронической усталости.
  • Витамин Е (Токоферол) отвечает за выработку половых гормонов и иммунитет.
  • Витамин D3 поддерживает сердечную мышцу, повышает иммунитет, способствует спокойному и крепкому сну, эмоциональной устойчивости, уменьшению чувствительности к негативным ситуациям.

Современная медицина предлагает огромный ассортимент витаминных комплексов для лечения неврозов, которые имеют сбалансированный состав и улучшают защитные функции организма.

Препарат используется для профилактики и лечения неврологических расстройств, сердечно-сосудистых заболеваний и повышенной потребности в питательных веществах. Применяется при синдроме хронической усталости, высоких физических нагрузках и стрессе.

Объединяет в себе два элемента, которые минимизируют проявления всех неврологических симптомов. Оказывает успокаивающее действие, восстанавливает здоровый сон. Разрешен к применению детям от года и беременным женщинам.

Содержит полный комплекс витаминов, нормализующих проводимость нервных волокон. Успокаивает и снижает остроту восприятия стрессовых ситуаций. Включает в себя комплекс важнейших витаминов, регулирующих процесс метаболизма. Применяется взрослыми и детьми от 12 лет.

Специализированный препарат, который позволяет избавиться от хронической бессонницы. Кроме того, предназначен для лечения гиповитаминоза и дефицита железа после тяжелых травм и физических нагрузок. Используется для профилактики в период психических нагрузок. Для взрослых и детей от 12 лет.

Комплекс витаминов группы В для внутримышечного введения. Применяется для восстановления при неврологических заболеваниях (неврит, поражение лицевого нерва, невралгия, корешковый синдром).

Применяется для лечения эмоциональных и психических нарушений, а также проблем с обменом веществ. В составе присутствуют витамины группы В. Введение внутримышечное.

Улучшает процесс кроветворения, благоприятно воздействует на работу нервных волокон и питание нервной ткани, улучшает проведение нервных импульсов в синапсах. Препарат применяется при лечении детей и взрослых.

Специализированный комплекс, применяемый при неврозах. Повышает концентрацию внимания, работоспособность, стрессоустойчивость, общий тонус и бодрость организма.

Помимо витаминов и минералов, лекарство в своем составе содержит экстракт пустырника, благодаря чему является прекрасным профилактическим средством при нервных состояниях, депрессии и переутомлении.

Необходимо понимать, что вылечить невроз возможно. При лечении неврологических заболеваний применяется комплексный подход для определения причин и устранения их проявлений. Особенностью подобных заболеваний является возможность полного восстановления организма, но для продолжительного закрепления результата недостаточно витаминов, следует также снизить эмоциональное напряжение и правильно распределять нагрузку, чередуя ее с отдыхом.

источник

Нехватка даже 1 витамина для нервной системы может привести к ощутимому ухудшению самочувствия и внешнего вида. Например, кратковременная нехватка только витаминов группы B приводит к раздражительности, а при длительном недостатке — может развиться депрессия. При этом почти никогда не бывает так, чтобы в дефиците был только 1 витамин. Авитаминоз — явление комплексное, от которого страдают все органы и системы организма.

Правильное питание является источником витаминов и микроэлементов, необходимых для поддержания здоровья: красоты, хорошего самочувствия, позитивного настроения, энергичного поведения. Сбалансированное питание может покрыть суточную потребность человека в витаминах, но на практике из-за различных жизненных обстоятельств такое бывает редко. В результате у большинства людей в той или иной степени проявляется авитаминоз.

Самыми верными признаками авитаминоза являются ухудшения самочувствия и внешнего вида.

Принятия срочных мер требует появление таких признаков, как:

  1. Расстройства центральной нервной системы (ЦНС), проявляющиеся в виде:
    • нарушения концентрации внимания;
    • снижения памяти;
    • апатии;
    • сонливости или бессонницы;
    • нервозности;
    • раздражительности;
    • депрессии.
  2. Слабость и повышенная утомляемость .
  3. Отсутствие полового влечения .
  4. Частые простуды .
  5. Ухудшение качества кожи , которая быстрее и острее других систем реагирует на нехватку витаминов. Она становится тусклой, начинает шелушиться, воспаляется без видимых причин или от прикосновения бижутерии или одежды. На авитаминоз указывают пересохшие губы, трещины в уголках рта, появившаяся угревая сыпь.
  6. Слоящиеся ногти . Дефицит витаминов делает ногти тусклыми, мягкими, ломкими. Нередко на их поверхности появляются пятна, ямочки, полоски. При этом использование лечебных ванночек, масел, других средств народной медицины к улучшению не приводит.
  7. Выпадение волос , которые так же, как и кожа, чутко реагируют на авитаминоз. От недостатка витаминов волосы не только выпадают, но и теряют блеск, становятся ломкими. Авитаминоз часто проявляется в виде прыщей на коже головы, перхоти, постоянного зуда.
  8. Покрасневшие слезящиеся глаза . Кроме этого, авитаминоз провоцирует:
    • припухлость век, сопровождающуюся зудом;
    • частые воспаления;
    • снижение остроты зрения, особенно в сумерках;
    • развитие светобоязни;
    • двоение в глазах.
  9. Кровоточащие десны в сочетании:
    • с мелкими язвами щек и языка;
    • с изменившимся цветом языка или появившимся налетом;
    • с повышением чувствительности зубной эмали.
  10. Отекающее лицо и суставы , не связанные с чрезмерным употреблением острой, маринованной пищи или алкоголя.
  11. Сбои в пищеварении , проявляющийся в виде:
    • потери аппетита;
    • изменившихся вкусовых пристрастий;
    • изменения веса (как в сторону увеличения, так и уменьшения);
    • тошноты.

Витамины для нервной системы производят в 2 формах:

Регулярный прием витаминных комплексов для укрепления ЦНС уже давно стал необходимым условием, обеспечивающим возможность полноценно жить и работать. Это касается и мужчин, и женщин. Чтобы не запутаться в большом количестве препаратов, предназначенных для укрепления ЦНС, при выборе необходимо ориентироваться на суточную потребность в каждом нутриенте.

Для нормального функционирования ЦНС женщине в сутки необходимо употреблять:

  • ретинола — 1 мг;
  • тиамина — 1,1 мг;
  • рибофлавина — 1,1 мг;
  • никотиновой кислоты — 14 мг;
  • пантотеновой кислоты — 5 мг;
  • пиридоксина — 1,3 мг;
  • цианокобаламина — 2,4 мг;
  • биотина — 30 мкг;
  • аскорбиновой кислоты — от 75 до 150 мг;
  • токоферола — 10 мг;
  • кальциферола — 2,5 мг.

Для беременных и кормящих женщин дозировки увеличиваются.

Для нормального функционирования мужского организма требуются более высокие дозы витаминов:

  • ретинола — 1 мг;
  • тиамина — 1,5 мг;
  • рибофлавина — 1,8 мг;
  • никотиновой кислоты — 25 мг;
  • пантотеновой кислоты — 7 мг;
  • пиридоксина — 1,3 мг;
  • цианокобаламина — 2,4 мг;
  • биотина — 30 мкг;
  • аскорбиновой кислоты — от 100 до 150 мг;
  • токоферола — 18 мг;
  • кальциферола — 2,5 мг.

К лучшим витаминам для укрепления нервной системы в таблетках относятся:

  1. Мильгамма .
    Основными действующими веществами являются тиамин и пиридоксин, естественный запас которых в организме слишком мал. Поэтому их дополнительное поступление должно осуществляться ежедневно.
  2. Доппельгерц-Актив-Магний + Витамины группы В .
    Эта биодобавка рекомендована при несбалансированном питании и чрезмерных психических и умственных нагрузках, провоцирующих нервозность, раздражительность, быструю утомляемость и хроническую усталость. В состав входят:
  • тиамин;
  • пиридоксин;
  • цианокобаламин;
  • фолиевая кислота;
  • магний;
  • аскорбиновая кислота.
  • Магне В6 .
    Мощное антистрессовое средство, сочетающее пиридоксин и повышенное количество магния — веществ, эффективно поддерживающих функционирование клеток ЦНС в периоды сильного умственного и психического переутомления.
  • Мульти-Табс-В-Комплекс .
    Сильное средство, предназначенное для профилактики гиповитаминозов группы B, терапии астено-невротического синдрома и помощи при выходе из глубокого стресса. В его состав входят:
    • тиамин;
    • рибофлавин;
    • пиридоксин;
    • цианокобаламин;
    • фолиевая кислота;
    • никотинамид;
    • пантотеновая кислота.
  • Фолиевая кислота .
    Препарат, способствующий улучшению настроения. Его часто назначают во время беременности и при нервных расстройствах, грозящих перейти в депрессию.
  • Витрум-Суперстресс .
    Мощный лечебно-профилактический поливитаминный комплекс, предназначенный для поддержания организма в период повышенных физических и психических нагрузок. В его состав входят:
    • тиамин;
    • рибофлавин;
    • пантотеновая кислота;
    • пиридоксин;
    • фолиевая кислота;
    • цианокобаламин;
    • токоферол;
    • аскорбиновая кислота;
    • биотин;
    • никотинамид;
    • железо.
  • Нейробион .
    Витаминный комплекс, содержащий повышенные дозировки тиамина, пиридоксина и цианокобаламина, который назначают при недостатке этих веществ или таких заболеваниях ЦНС, как неврит, невралгия и т.д.
  • Глицин .
    Метаболический препарат, уменьшающий психоэмоциональное напряжение, активирующий процессы защитного торможения в ЦНС, повышающий умственную работоспособность. Его назначают для:
    • снижения психоэмоционального напряжения, агрессивности, конфликтности;
    • улучшения настроения;
    • облегчения засыпания и нормализации сна.
  • Витабаланс-Мультивит .
    Высокоэффективный витаминно-минеральный комплекс, направленный на повышение адаптационных возможностей и энергетического потенциала организма, улучшение функционирования ЦНС. В состав комплекса входят:
    • ретинол;
    • тиамин;
    • рибофлавин;
    • пиридоксин;
    • никотинамид;
    • фолиевая кислота;
    • цианокобаламин;
    • биотин;
    • аскорбиновая кислота;
    • токоферол;
    • янтарная кислота;
    • кальций;
    • магний.
  • Нейромультивит .
    B-витаминный комплекс, в состав которого входят тиамин, пиридоксин, цианокобаламин. Препарат применяют при невритах и невралгиях различного происхождения.
  • Релаксозан и Пустырник Форте .
    2 вида биологически активных добавок от российской компании «Эвалар», оказывающих мягкое успокоительное воздействие на ЦНС. В состав Релаксозана входят экстракты мяты, мелиссы и валерианы. В состав Пустырника Форте — экстракт пустырника, пиридоксин и магний.
  • Парентеральное ведение средства означает, что вещество попадает в организм, минуя желудочно-кишечный тракт, например, инъекционным путем.

    Инъекции витаминов группы В болезненны, однако их назначение оправдано. Они действуют намного быстрее и эффективнее, чем аналогичные препараты в таблетках или капсулах. Инъекции применяют для профилактики нервных заболеваний, а также при лечении болезней, вызванных нарушением нервной деятельности и сопровождающихся сильными болями. Кроме этого, их используют в критических ситуациях как витамины от стресса.

    Наиболее популярными препаратами B-комплекса являются:

    • Мильгамма композитум;
    • Витагамма;
    • Тригамма;
    • Комбилипен;
    • Нейробион;
    • Нейрорубин.

    Первые 4 препарата отличаются присутствием в составе лидокаина, что делает прием инъекций менее болезненным. Все эти средства имеют одинаковый состав действующих веществ, включающий:

    Витамины от стресса нельзя принимать без консультации врача, особенно это касается препаратов в ампулах.

    Как и любые другие лекарственные средства, витамины имеют противопоказания к применению. Кроме этого, гипервитаминоз так же опасен, как и авитаминоз. Действуя быстрее и мощнее, инъекции витаминов могут скорее вызвать нежелательные побочные эффекты.

    Читайте также:  Витамины категории в для детей

    Витаминно-минеральные комплексы для детей способны удовлетворить потребности нервной системы на 100%.

    При выборе препарата для ребенка необходимо соблюдать некоторые медицинские рекомендации. Средство должно:

    • соответствовать возрасту ребенка;
    • быть гипоаллергенным;
    • содержать не ретинол, а бета-каротин;
    • быть рассчитанным на 2-3 приема в день.

    Препараты для ребенка возрастом от 1 до 3 лет обязательно должны содержать:

    • цианокобаламин;
    • фолиевую кислоту;
    • аскорбиновую кислоту;
    • кальциферол;
    • железо;
    • йод;
    • кальций;
    • цинк.

    К проверенным и эффективным детским препаратам для укрепления ЦНС относятся:

    • отечественный мультивитаминный комплекс Алфавит;
    • Центрум (США) — сладкие таблетки со вкусом малины для детей 2-4 лет;
    • Витрум Кидс (США) — жевательные таблетки для детей от 3 лет и старше;
    • Витрум Юниор (США) — жевательные таблетки для детей от 7 до 14 лет;
    • Мульти-табс (Дания) — мощный препарат, имеющий несколько вариантов, рассчитанных на разные возрастные категории (Мульти-табс Юниор, Мульти-табс Бэби, Мульти-табс Малыш);
    • Пиковит (Словения).

    Натуральными источниками витаминов для нервной системы являются продукты растительного происхождения, в состав которых, кроме витаминов, входит большое количество иных нутриентов (биологически важных элементов), необходимых для здоровья ЦНС.

    Наибольшее количество ретинола содержится в продуктах:

    • морковь,
    • шиповник,
    • зеленый лук,
    • томаты,
    • кабачки,
    • сушеная слива,
    • курага.

    Тиамин содержится в следующем:

    • гречневая крупа,
    • орехи,
    • фасоль,
    • спаржа,
    • хлеб из муки грубого помола,
    • картофель.

    Рибофлавин содержится в:

    Большое количество никотиновой кислоты содержится в орехах и зеленых овощах.

    Большое количество цианокобаламина содержится в сое.

    Перечень продуктов, богатых аскорбиновой кислотой , велик. В него входят:

    • облепиха;
    • шиповник;
    • черная смородина;
    • капуста (все виды);
    • болгарский перец;
    • апельсин;
    • мандарин;
    • лимон;
    • грейпфрут;
    • киви;
    • грибы лисички;
    • зелень (лук, шпинат, щавель, сельдерей, укроп и т. д.).

    Богатым источником кальциферола являются:

    Много токоферола содержат:

    1. зародыши пшеницы;
    2. растительные масла:
      • льняное;
      • подсолнечное;
      • хлопковое;
      • оливковое;
      • облепиховое;
    3. орехи:
      • фундук;
      • миндаль;
      • арахис;
      • грецкий.

    По последним исследованиям стало известно, что животные продукты делают человека более раздражительным и эмоциональным. В периоды стресса рекомендуется употреблять только растительную пищу.

    Витамины — биологически активные вещества, выступающие в роли катализаторов большинства обменных процессов в организме. В условиях авитаминоза ни один орган или система нормально функционировать не могут.

    Нарушение в работе ЦНС ощущается гораздо быстрее, чем сбои в других системах, т. к. проявляются в повышенной раздражительности, ухудшении настроения, снижении работоспособности, появлении хронической усталости, а стрессовые ситуации могут полностью лишить человека возможности нормально жить и работать.

    Важное значение для поддержания здоровья нервной системы имеют различные витамины и минералы. Их выпускают в виде комплексных препаратов. Витамины при стрессе и витамины при неврозе обязательно должны быть включены в перечень лечебных мероприятий.

    Важнейшими нутриентами для клеток ЦНС являются витамины группы B — они участвуют во всех процессах, связанных с ее нормальной деятельностью, а при стрессах помогают быстрее восстановиться:

    1. Витамин В1 (тиамин) предотвращает психическое перенапряжение, снимает чувство тревоги, защищает от нервных расстройств. Кроме этого, тиамин обладает антидепрессивными свойствами.
    2. Витамин В2 (рибофлавин) способствует нормализации сна, повышает энергетический запас и общий тонус организма.
    3. Витамин В3 (никотиновая кислота) имеет все основания быть приравненным к лекарственному средству. Он участвует в процессе выработки белков, жиров и гормонов. Никотиновая кислота улучшает транспортировку крови к головному мозгу, а это в свою очередь приводит к нормализации функционирования всех его отделов и даже облегчению состояния пациентов, больных шизофренией.
    4. Витамин В6 (пиридоксин) способствует улучшению памяти, повышению мыслительной деятельности, участвует в выработке гемоглобина.
    5. Витамин В9 (фолиевая кислота) — важнейшее вещество, удерживающее возбудимость ЦНС на оптимальном уровне.
    6. Витамин В11 (левокарнитин) восстанавливает и укрепляет ЦНС, активизирует защитные функции организма, улучшает работу мозга, сердца, мышц, наполняет все органы и системы энергией.
    7. Витамин В12 (цианокобаламин) — мощное средство в борьбе с депрессией, эффективно успокаивающее ЦНС и предотвращающее развитие патологий.

    Недостаток Витамина A (ретинола) в организме приводит к следующим последствия:

    • снижению жизненного тонуса;
    • нарушению сна;
    • хронической усталости.

    Своевременное поступление ретинола в организм способствует эффективному противодействию разрушительной деятельности свободных радикалов и надежной защите от поражения каждой клетки ЦНС, а также нормализации сна и работе головного мозга.

    Недостаток Витамина E (токоферола) приводит к повышенной утомляемости, снижению способности к концентрации, нервозности и раздражительности.

    Симптомами его недостатка Витамина D (кальциферола) у взрослых являются плохой сон и быстрая утомляемость. Для маленьких детей недостаток кальциферола особенно опасен, т. к. может привести к замедлению роста, деформации конечностей, отставанию в психическом развитии и капризному поведению.

    Аскорбиновая кислота, или Витамин C, действует как естественный антидепрессант, предохраняя клетки ЦНС от перенапряжения.

    источник

    Неврозы – это особые патологии нервной системы как среди взрослых, так и среди детей, при которых нет видимых повреждений (травм, инфекций, воспаления и прочих влияний). При этом наблюдаются особые отклонения в функционировании высших нервных процессов. Это заболевания психогенной природы — реакция личности на стрессы, психические травмы, негативные воздействия.

    Процесс становления личности и активное развитие высшей нервной деятельности у детей начинается с рождения, но наиболее активно оно начинается с трех лет. Совсем крохи не могут четко выразить свои страхи, эмоции или внутреннее состояние, поэтому, как таковые неврозы можно выявить в общих чертах у ребенка после 3 лет. Чем взрослее ребенок, тем типичнее и ярче будут проявления, особенно поведенческого и эмоционального плана.

    Невроз — не психическое заболевание, как шизофрения или психозы, при нем нет прогрессивного распада личности, это обратимое расстройство нервной системы, нарушение в психической деятельности функционального характера.

    При неврозах нервная система испытывает или резкое и сильное потрясение, или длительное, навязчивое раздражение. При этом в ней начинаются сбои, выражающиеся в неустойчивости настроения со страхами, тревогами и иногда проявлениями со стороны органов и систем организма (повышенная потливость, проблемы аппетита или сердцебиение).

    И малыши дошкольного возраста, и школьники, подростки обладают особо ранимой нервной системой в силу того, что она еще не полностью сформирована и незрелая, имеют мало жизненного опыта в стрессовых ситуациях, не могут адекватно, точно выразить свои эмоции.

    Некоторые родители из-за занятости и прочих факторов, зачастую не обращают внимания на проявления нервных расстройств у детей, списывая изменения в поведении на возрастные особенности или капризы.

    Но если при неврозе не помочь ребенку вовремя, ситуация может затягиваться, отражаться на физическом здоровье и проблемами в общении с окружающими, перерастая в невротические состояния у подростка. В итоге, невроз будет являться причиной уже необратимых психологических изменений в складе личности.

    Самым значимым фактором увеличения сегодня неврозов у детей является рост числа патологии беременности и родов, при которых возникает гипоксия нервных тканей плода (см. последствия гипоксии плода).

    Предрасполагающими факторами для развития неврозов служат:

    • предрасположенность к проблемам нервной системы, унаследованная от родителей
    • психотравмирующие ситуации, катастрофы, стрессы

    Пусковым механизмом невроза могут служить:

    • перенесенные заболевания
    • частое недосыпание, напряжение физическое или психическое
    • тяжелые отношения в семье

    Протекание заболевания и его выраженность зависит от:

    • пола и возраста ребенка
    • особенностей воспитания
    • тип конституции (астеники, гипер- и нормостеники)
    • особенности темперамента (холерики, флегматики и т.д.)

    Психотравмы — изменение сознания ребенка из-за каких либо событий, которые его сильно беспокоят, подавляют или угнетают, влияют крайне отрицательно. Это могут быть как длительно воздействующие ситуации, к которым ребенок никак не может приспособиться без проблем, так и острые, сильные психические травмы. Зачастую психотравмы, полученные в детстве, даже если невроз прошел, оставляют свой отпечаток на взрослой жизни в виде фобий (боязнь замкнутых пространств, высоты и т.д).

    • Невроз может формироваться под воздействием одного неблагоприятного травмирующего факта: пожар, война, резкий переезд, авария, развод родителей и пр.
    • Иногда развитие невроза вызвано одновременно несколькими факторами.

    Дети по-разному в силу темперамента и особенностей личности реагируют на события, для одних лающая на улице собака будет просто звуковым раздражителем, а у предрасположенного к неврозу ребенка может стать пусковым механизмом для формирования невроза. И уже повторные встречи с собаками после первого толчка, что запустил невроз, будут постепенно усугублять ситуацию и углублять невроз.

    Вид психотравмы, которая может провоцировать неврозы у детей зависит от возраста ребенка.

    • В 2 года дети могут давать неврозы при разлуках с родителями или начале посещения детских коллективов.
    • Для детей старше может служить более серьезный фактор – развод родителей, физические наказания при воспитании, сильный страх.

    Кризисными возрастами при развитии неврозов являются возраста трех и семи лет – когда происходит возрастной так называемый «кризис трехлетки» и «семилетки». В эти периоды происходит становление своего «я» и переоценка отношения к себе, и в эти периоды дети наиболее уязвимы к стрессовым факторам.

    Одной из основных провоцирующих причин детских неврозов становятся действия взрослых, родительские воспитательные ошибки, которые дают невротические реакции, а в дальнейшем формирование психологической нестабильности личности уже взрослого. Особо негативными моделями воспитания будут:

    • модель неприятия , подсознательного нежелания воспитывать ребенка, в случае, когда, к примеру, хотели мальчика, а родилась девочка
    • модель гиперопеки с развитием нежелания учить ребенка самостоятельности и построению отношений в коллективе
    • авторитарная модель с требованиями постоянного подчинения старшим, принятием решений вместо ребенка, и не учитывая его мнения
    • модель вседозволенности с полным лишением ребенка контроля или помощи от родителей, с отсутствием каких-либо норм и порядка внутри семьи и коллектива.
    • разные подходы к воспитанию со стороны родителей
    • чрезмерная жесткость родителей
    • конфликты в семье — внутрисемейные неурядицы, разводы, ссоры.

    Они ложатся на «благодатную почву» незрелости нервной системы детей, при этом ребенок переживает это, так как реально он не может влиять на ситуацию и менять ее.

    • изменения привычного образа жизни — переезды из города в деревню, в непривычную местность, в другую страну
    • посещение нового детского коллектива — начало посещения садика, смена садика, начало посещения школы, смена школы, а также конфликты в группе сада или школы
    • изменения внутри семьи — рождение ребенка, приемный ребенок, появление отчима или мачехи, развод родителей.

    Чаще всего неврозы формируются при сочетанном влиянии сразу нескольких факторов, и детский невроз вряд ли разовьется у ребенка из благополучной семьи, даже после сильного страха или испуга. Родители в такой ситуации обычно помогают быстро справиться с проблемой без расстройства нервной системы.

    Дети с ярко выраженной эмоциональностью, чувствительностью — они особо нуждаются в любви и внимании близких, проявлении эмоций в отношении них. Если дети не получают от близких этих эмоций, они переживают страхи, что их не любят, не выражают к ним эмоций.

    Дети с лидерскими качествами — также сложно с детьми самостоятельными и активно проявляющими собственное мнение, лидерские качества. У таких детей ярко выражено самомнение в поступках или действиях, собственный взгляд на все события. Они трудно переносят ограничения в своих действиях и родительскую диктатуру, им тяжела чрезмерная опека и ограничение самостоятельности с раннего возраста. Дети пытаются протестовать таким родительским действиям, упрямиться, за что получают ограничения и наказания со стороны родителей. Это будет способствовать развитию неврозов.

    Ослабленные, часто болеющие дети — подвержены риску неврозов дети, часто болеющие и ослабленные, зачастую к ним относятся как к «хрустальной вазе», оберегая от всего выше меры. У таких детей формируется ощущение собственной беспомощности и слабости.

    Дети из неблагополучных семей — также от неврозов страдают дети, находящиеся в сложных жизненных ситуациях: в асоциальных семьях, в интернатах и детских домах.

    • изменение поведения детей
    • появление новых черт характера
    • повышенная чувствительность, частые слезы даже без видимых поводов
    • резкие реакции на незначительные психотравмы в виде отчаяния или агрессии
    • тревожность, ранимость.

    Также происходят изменения на уровне соматического здоровья детей:

    • тахикардия и изменения АД
    • нарушения дыхания, потливость
    • расстройства пищеварения на стресс – «медвежья болезнь»
    • нарушение концентрации внимания
    • снижение памяти
    • дети плохо реагируют на громкие звуки и яркий свет
    • плохо спят, сон тревожный и некачественный утром их сложно разбудить.

    Существует достаточно много видов неврозов у детей, разные психологические и неврологические школы приводят различные классификации. Рассмотрим наиболее простую классификацию неврозов по их клиническому проявлению.

    Читайте также:  Витамины кальций витамин с для детей

    Может себя проявлять в виде приступов страха, которые часто возникают при засыпании или в одиночестве, иногда могут сопровождаться видениями. Страхи у детей в разном возрасте могут быть различными:

    • среди дошкольников распространены страхи оставления одного в доме, боязнь темноты, персонажей страшных мультфильмов или фильмов, передач. Зачастую страхи культивируют сами родители, пугая детей в воспитательных целях устрашающими персонажами – бабаем, злой ведьмой, полицейским.
    • у младших школьников это могут быть страхи школы или плохих оценок, строгого учителя или старших школьников. Зачастую эти дети из-за страхов прогуливают уроки.

    Проявления данного невроза могут давать плохое настроение, нежелание оставаться одному, изменения в поведении, в сложных случаях присоединяется недержание мочи. Зачастую такой невроз возникает у чувствительных домашних детей, мало общавшихся в дошкольном возрасте со сверстниками.

    Он может протекать в виде невроза навязчивых действий (обсессий) или фобического невроза, а также с наличием как фобий, так и навязчивых действий одновременно.

    Навязчивые действия — непроизвольные движения, которые возникают при эмоциональном напряжении вопреки желанию малыша, он может:

    • мигать, моргать
    • морщить нос
    • вздрагивать
    • притопывать ногой
    • покашливать
    • шмыгать носом

    Нервный тик — непроизвольные подергивания, чаще возникает у мальчиков, запускаясь как психологическими факторами, так и наличием определенных заболеваний. Изначально оправданные действия на неблагоприятном фоне затем закрепляются уже как навязчивости:

    • При болезнях глаз могут закрепиться привычки к миганию, морганию, потиранию глаз
    • При частых простудах и воспалении верхних дыхательных путей могут закрепиться шмыгание носом или подкашливание.

    Они обычно проявляются в период после 5 лет. Такие тики затрагивают лицевые мышцы, шею, верхние конечности, могут быть со стороны дыхательной системы, сочетаться с недержанием мочи или заиканием. Такие повторяющиеся однотипные действия могут доставлять ребенку дискомфорт, но чаще всего они становятся привычными, он их не замечает. Подробнее о причинах возникновения и лечении нервных тиков у детей.

    Как правило, склонность к неврозам закладывается с раннего возраста, когда формируются и закрепляются стрессовые привычные патологические действия:

    • кусание ногтей или сосание пальца
    • прикасание к половым органам
    • раскачивания туловища или конечностей
    • накручивание волос на пальцы или их выдергивание.

    Если такие действия не устранены в раннем возрасте, они способствуют неврозу на фоне стрессов уже у детей постарше.

    Фобические проявления обычно выражены в виде особой боязни:

    • страха смерти или болезни
    • замкнутых пространств
    • разных предметов, грязи.

    Зачастую дети формируют особые мысли или представления, которые противоречат принципам воспитания и морали, и эти мысли создают у них тревоги и переживания, страхи.

    Для малышей они не характерны, обычно к ним склонны дети в школьном возрасте, особенно в период полового созревания. Ребенок стремится быть в одиночестве, отстраняется от окружающих, постоянно пребывает в подавленном настроении со слезливостью и снижением самооценки. Могут также снижаться физическая активность, возникает бессонница, ухудшается аппетит, мимика невыразительная, речь тихая и скудная, постоянно грусть на лице. Такое состояние требует особого внимания, так как может привести к тяжелым последствиям.

    К ним склонны дошкольники, при расхождении желаемого с действительным. Они обычно дают падения с криками и воплями на пол или поверхности, биения конечностями и головой о твердые предметы. Могут возникать приступы аффекта с мнимым удушьем или истерическим кашлем, рвотой, если ребенка наказывают или не делают того, что он желает. У детей постарше могут возникать аналоги истерии в виде истерической слепоты, нарушений чувствительности кожи, расстройства дыхания.

    Ее еще называют астеническим неврозом, возникает у школьников в результате чрезмерных нагрузок самой школы или избытке дополнительных кружков. Зачастую возникает на фоне общей ослабленности детей из-за частых болезней или физической не тренированности. Такие дети расторможены и неусидчивы, они быстро утомляются, раздражительны и часто плачут, могут плохо спать и есть.

    У детей возникает озабоченность своим состоянием и здоровьем, немотивированные страхи формирования разных заболеваний, такое часто возникает среди подростков с мнительным характером. Они выискивают у себя симптомы и проявления различных недугов, переживая об этом, нервничая и расстраиваясь.

    Заикание или логонероз невротического характера более характерно для мальчиков до пяти лет в период активного становления речи, формирования фразового разговора. Возникает на фоне психологической травмы на фоне скандалов семьи, разлуки с близкими, острых психологических травм или страха, испуга. Могут также быть причинами перегрузки информацией и насильное формирование родителями развития речи и общего развития. Речь ребенка становится прерывистой с паузами, повторением слогов и невозможностью выговорить слова.

    Невротические расстройства сна могут возникать в виде долгого и трудного засыпания, беспокойного и тревожного сна с частыми просыпаниями, наличием кошмаров и ночных страхов, разговорами во сне и хождением по ночам. Снохождение и сноговорение связаны с особенностями сновидений и работой нервной системы. Зачастую у детей бывает с возраста 4-5 лет. Дети на утро могут не помнить, что ходили или говорили по ночам. Подробнее о лунатизме у детей и подростков.

    Нарушение аппетита в детском возрасте частое явление как у дошкольников, так и у подростков. Обычно причинами являются перекормы или насильные кормления, совпадение приемов пищи со скандалами и ссорами в семье, сильным стрессом. При этом ребенок может отказаться от любой пищи или от некоторых ее видов, он длительно жует и не глотает пищу, крайне мнительно относится к содержимому тарелки, вплоть до рвотного рефлекса. При этом на фоне плохого питания выражены изменения настроения, капризы за столом, плачь и истерики.

    Отдельными вариантами неврозов являются:

    • детский невротический энурез (недержание мочи)
    • энкопрез (недержание кала).

    Они возникают на фоне наследственной предрасположенности и возможно, заболеваний. Требуют особого подхода в лечении, и по механизмам еще не до конца изучены.

    Прежде всего, стоит пойти на прием к педиатру или неврологу, поговорить с опытным психологом и психотерапевтом. Врачи обследуют и снимут органические причины нарушений, заболеваний, которые могли бы привести к подобному. Неврозы диагностируют в несколько этапов:

    • Диалог с родителями проводится детальный анализ психологической обстановки в семье, и здесь важно откровенно рассказывать специалисту все детали: взаимоотношения в семье между родителями и ребенком, самими родителями, а также отношения между ребенком и сверстниками, родственниками.
    • Обследования родителей и ближайших родственников, принимающих непосредственное участие в воспитании ребенка, изучение психологического климата семьи с выявлением ошибок в поведении и воспитании.
    • Беседы с ребенком — цикл бесед с ребенком в процессе игры и общения по заранее разработанным вопросам.
    • Наблюдение за ребенком — детальное наблюдение за игровой деятельностью ребенка, которая возникает спонтанно или организована заранее.
    • Рисование и детальный анализ рисунков , по которым зачастую можно понять переживания и чувства ребенка, его желания и эмоциональное состояние.

    На основании всего этого делается заключение о наличии и типе невроза, затем разрабатывается детальный план лечения. Обычно терапией занимаются психотерапевты или психологи, лечение проводится амбулаторно и в домашних условиях, класть ребенка с неврозом в больницу не нужно.

    В терапии неврозов у детей главным методом является психотерапия. Родителям важно понять, что самостоятельно, при помощи книг, интернета или игрушек они немного достигнут, а иногда могут и навредить, усугубив течение невроза. Психотерапия это сложное системное воздействие на психику ребенка и особенности его характера, в лечении неврозов она имеет несколько направлений:

    • групповая и индивидуальная терапия по изучению и коррекции психологического климата семьи
    • ролевые игры с участием ребенка, помогающие обучению его преодолевать сложные ситуации
    • применение арт-терапии (рисование) и составление по рисункам ребенка его психологического портрета, отслеживание динамики по изменению рисунков
    • гипноз — внушение (аутогенные тренировки)
    • лечение с помощью общения с животными — канистерапия (собаки), фелинотерапия (кошки), иппотерапия (лошади), дельфинотерапия.

    Психотерапия направлена на то, чтобы нормализовать или существенно улучшить внутрисемейную обстановку и взаимоотношения, скорректировать воспитание. Дополнительно для коррекции психосоматического фона и достижения больших успехов в психотерапии применяют также медикаментозные препараты, рефлексотерапию и физиотерапию. Индивидуальный план лечения разрабатывается только специалистом для каждого ребенка отдельно, а при необходимости и для членов семьи.

    Используют как групповую, так и индивидуальную или семейную психотерапию. Особую важность в лечении неврозов представляет семейная форма психотерапии. При проведении сеансов врач непосредственно выявляет проблемы жизни ребенка и его семьи, помогает в устранении эмоциональных проблем, нормализует систему взаимоотношений и корректирует манеру воспитания. Особенно эффективной будет работа в семье у детей-дошкольников, когда ее эффект максимален и легче всего устранить негативное влияние основных ошибок в воспитании.

    Она проводится в несколько последовательных этапов:

    • 1 этап — проводится обследование в семье и ставится так называемый «семейный диагноз» в общей совокупности личностных, социальных и психологических особенностей, отклонений в каких-либо сферах взаимоотношений с ребенком.
    • 2 этап — ведется семейное обсуждение проблем с родителями и родными, отмечаются все их проблемы. При беседах подчеркивается роль в воспитании родителей, необходимость в сотрудничестве со специалистом и определяется перспектива в педагогическом подходе.
    • 3 этап — далее следуют занятия с ребенком в особой оборудованной комнате-игровой, где есть игрушки, письменные принадлежности и другие предметы. Изначально ребенку дается время на самостоятельные игры, чтение или занятия, по мере того, как будет установлен эмоциональный контакт, будет проведена беседа в игровой форме.
    • 4 этап — совместная психотерапия ребенка и родителей. У дошкольников проводится совместная деятельность с предметными играми, постройками или рисованием, у школьников вводятся предметные игры и обсуждения на разные темы. Специалист оценивает во взаимодействии детей и родителей привычные конфликты и эмоциональные реакции. Затем акцент переключается на ролевые игры, которые выражают общение детей в жизни – игры в семью или школу. Используются сценарии, которые разыгрывают родители и дети, которых меняют местами, и психотерапевт в процессе этих игр будет демонстрировать самые оптимальные модели в семейных отношениях. Это постепенно создает условия для перестраивания семейных отношений и устранения конфликта.

    Проводится с использованием многочисленных методик, имеющих комплексное влияние на ребенка. В ней используются методики:

    Разъясняющую терапию врач проводит путем последовательного прохождения этапов. В доступной по возрасту для ребенка форме, после того, как установит с ним доверительный и эмоциональный контакт, он рассказывает – почему и что происходит с ребенком. Затем, в игровой форме или в форме беседы на следующем этапе он пытается определить источники переживаний малыша. Следующим этапом будет своего рода «домашнее задание» — это окончание начатого врачом рассказа или сказки, где разбирая разные варианты в окончании рассказа, делаются попытки разрешения трудных ситуаций, конфликтов или самим ребенком, или при помощи и при подсказке врача. Даже совсем небольшие успехи при владении ситуациями, с одобрения врача, могут способствовать дальнейшему улучшению отношений и коррекции патологических черт в характере.

    Арт-терапия в виде рисования или лепки порой может дать гораздо больше информации о ребенке, чем все другие методы. При рисовании ребенок начинает разбираться в своих страхах и переживаниях, а наблюдение за ним в процессе может давать много нужной информации в плане характера, общительности, фантазии и потенциала. Информативно будет рисовать на темы семьи, отражения страхов, переживаний. Иногда вместо этого используют лепку или бумажные техники аппликации. Зачастую по данным картинок можно получить много скрытой информации, а также по рассказу о рисунке проработать с ребенком его страх.

    Она используется у детей до 10-12 лет, когда они испытывают потребности в играх, но при этом игры организуются по особому плану и эмоциональному участию в них и психотерапевта, с учетом способности детей к перевоплощению. Могут использоваться как спонтанные игры-наблюдения, так направленные, без импровизаций. В играх можно отработать навыки общения, двигательного и эмоционального самовыражения, снятия напряжения и устранения страха. Врач во время игры создает ситуации стресса, спора, страха, обвинений и дает ребенку возможности самостоятельного выхода или с его помощью. Особенно хорошо неврозы лечатся при таком методе в возрасте до 7 лет.

    Вариантом игровой терапии является сказкотерапия, в которой придумываются и рассказываются сказки с изготовлением особых персонажей, марионеток или кукол. Могут прослушиваться особые терапевтические сказки в форме медитации, под спокойную музыку в лежачем положении. Могут быть также и психо-динамические медитации-сказки с перевоплощением ребенка в животных и выполнением упражнений.

    Читайте также:  Витамины картинки для детей на прозрачном фоне

    Лечение аутогенными тренировками проводят у подростков – это методика мышечного расслабления, особенно эффективная при системных неврозах с заиканием, тиками, недержание мочи. Создание положительного настроя за счет речи и действий врача (к примеру, представить себя в самом приятном месте) приводит к мышечному расслаблению, уменьшению или даже полном исчезновению проявлений. По мере сеансов это состояние закрепляется в подсознании, повышается вера в то, что вполне можно выздороветь.

    • Суггестивная (метод внушения) психотерапия

    Это внушение ребенку в состоянии бодрствования, под гипнозом или косвенным внушением определенных установок. Зачастую у детей хорошо получается внушение косвенное – к примеру, прием плацебо даст им выздоровление. При этом они будут думать, что принимают особо действенный препарат. Особенно хорош метод при ипохондрии, в школьном и подростковом возрасте.

    Гипнотерапия применяется только в особо сложных случаях для того, чтобы мобилизовать психологические и физиологические ресурсы организма. Она быстро ликвидирует те или иные симптомы. Но метод имеет много противопоказаний и у детей применяется ограниченно.

    Показана при особых случаях неврозов, к ней относят:

    • длительное течение невроза с неблагоприятными личностными изменениями — повышенный уровень требований к себе, эгоцентричность
    • трудности в общении и связанные с этим расстройства — стеснение, робость, застенчивость, мнительность
    • при трудных семейных конфликтах необходимость их разрешения.

    Группы формируются по мере индивидуальной терапии по возрастам, детей в группе немного:

    • в возрасте до 5 лет — не более 4 человек
    • в возрасте от 6 до 10 лет — не более 6 человек
    • в возрасте 11-14 лет — до 8 человек.

    Занятия длятся до 45 минут у дошкольников и до полутора часов у школьников. Это позволяет разыгрывать сложные сюжеты и вовлекать в них всех участников группы. Объединенные в группы дети посещают выставки и музеи, читают интересные книги, обсуждают все это, делятся своими увлечениями. Таким образом, достигают снятия напряжения ребенка, дети раскрываются и начинают общаться, делятся наболевшим и переживаниями.

    В сравнении с индивидуальным, эффект от группового тренинга больше. Вводятся постепенно спонтанные и направляемые специалистом игры, начинается тренинг психических функций, подростков обучают самоконтролю. В качестве домашних заданий применяют разного рода тесты с рисунками, которые в последующем обсуждаются в группе.

    На занятиях проводится релаксация и внушение положительных приобретаемых на занятии качеств личности. В конце курса проводится общее обсуждение и закрепление результатов, что помогает в дальнейшем уже самостоятельно работать ребенку над собой.

    Медикаментозная терапия в лечении неврозов имеет второстепенное значение, при этом она воздействует на те или иные симптомы. Препараты снимают напряжение, излишнюю возбудимость или депрессию, уменьшают проявления астении. Лекарства обычно предваряет психотерапию, но возможно и комплексное лечение, когда психотерапия проводится совместно с физиотерапией и медикаментами. Особенно важно медикаментозное лечение неврозов на фоне энцефалопатии, астении, невропатии:

    • общеукрепляющие препараты — витамин С, группы В
    • дегидратационная фитотерапия — мочегонные сборы, почечный чай
    • ноотропные препараты — ноотропил, пирацетам
    • препараты, уменьшающие астению — в зависимости от причина и типа подберет врач
    • фитотерапия (см. успокоительные средства для детей), настойки из лекарственных трав могут назначаться длительностью до полутора месяцев. Большинство препаратов оказывает седативный эффект – пустырник, валериана.

    При астенических проявлениях рекомендуется тонизирующее и общеукрепляющее лечение: препараты кальция, витамины, настойка китайского лимонника или заманихи, липоцербин, ноотропные (ноотропил, пантогам).

    При субдепрессивных проявлениях могут быть показаны настойки женьшеня, аралии, элеутерококка.

    При раздражительности и слабости хорошим эффектом обладают микстура Павлова и настойки пустырника и валерианы, применяют хвойные ванны, физиотерапию в виде электрофореза с препаратами кальция и магния, электросон.

    С антидепрессантами и транквилизаторами будет сложнее, они могут затруднять психотерапию. Их применяют при гиперактивности и расторможенности исходя из особенностей ребенка и диагноза:

    • гиперстенический синдром – препараты с седативным действием (эуноктин, элениум)
    • при гипостении – препараты транквилизаторов с активирующим эффектом (триоксазин или седуксен).
    • при подпороговых депрессиях могут назначаться маленькие дозы антидепрессантов: амитриптилин, мелипрамин.
    • при сильной возбудимости может применяться сонопакс.

    Все препараты назначаются исключительно врачом, и применяются строго под его контролем.

    источник

    Нервной системе отведена очень важная роль. Она регулирует деятельность других систем, внутренних органов и есть связующим звеном между ними. Детская нервная система еще нестабильна: быстрый рост, психоэмоциональные и умственные нагрузки, нарушенный режим дня легко отражается на самочувствии и настроении ребенка. Витамины для укрепления нервной системы способствуют восстановлению нервных клеток, улучшению умственной активности и защите от перегрузок.

    Нервная система (НС) делится на два подвида: центральная нервная система (ЦНС) – состоит из головного и спинного мозга и периферическая нервная система (ПНС) – сюда относятся нервные клетки, узлы и окончания. Основные функции нервной системы:

    • Нормализация деятельности органов и систем, а также своевременная корректировка их работы в зависимости от условий.
    • Обеспечение связи организма с внешней средой (адаптация, реакция на опасность и др.).
    • Психическая деятельность: процессы мышления, речи, социального поведения.

    Прием витаминов для детей важен для нервной системы. Витамины участвуют в большинстве процессов жизнедеятельности организма. Они катализаторы передачи нервных импульсов, защищают клетки мозга от разрушения, необходимы для нормального энергетического обмена. Витамины помогают неокрепшему организму справиться с эмоциональными и умственными нагрузками, восстанавливают психоэмоциональное равновесие личности.

    Почему проблемы важно выявить своевременно:

    • У детей часто развивается синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Такой синдром сопровождается повышенной импульсивностью, невнимательностью, эксцентричным поведением. У детей с СДВГ проблемы с обучаемостью и налаживанием дружеских отношений.
    • Неполадки в работе нервной системы могут стать причиной проблем с сердечно-сосудистой системой.
    • Снижается качество жизни: у ребенка исчезает желание гулять, учиться, развлекаться.

    Причин сбоя работы детской НС много:

    • Врожденная предрасположенность к заболеваниям.
    • Инфекционные заболевания, перенесенные в раннем возрасте.
    • Недоношенность, преждевременные роды, гипоксия плода.
    • Попадание в организм токсинов (некоторые ядовитые вещества поражают только нервные клетки).
    • Нарушение обмена веществ.
    • Сотрясения головного мозга.
    • Перегрузки в детском саду (школе), частые стрессы.
    • Врожденные заболевания сердечно-сосудистой системы, из-за которых нарушается кровообращение головного мозга.

    Основные признаки дефицита витаминов:

    • Падение успеваемости: ребенок хуже воспринимает и запоминает информацию, на повседневные дела уходит больше времени.
    • Нарушается режим дня: малыш может быть как сонливым и апатичным, так и страдать от бессонницы.
    • Капризность, раздражительность без причины.
    • Беспричинные перепады настроения.
    • Сложнее концентрировать внимание.
    • Частые простуды.
    • Упадок сил.

    Список самых важных витаминов:

    Витамин Действие на организм Пищевой источник
    А (ретинол) Улучшает зрение, благотворно влияет на кожу и волосы. Ускоряет нервные реакции, способствует улучшению концентрации внимания
    • рыбий жир, морковь, тыква;
    • хурма, молочные продукты, персики, абрикосы
    В1 (тиамин) Способствует нормализации сна, снимает стресс, обладает седативным действием. Нормализует умственную деятельность
    • бобовые, орехи, мясные продукты и субпродукты;
    • крупы, зеленые листовые овощи
    В2 (рибофлавин) Участвует в синтезе и восстановлении клеток. Препятствует быстрой утомляемости, улучшает сон. Нормализует кровообращение и помогает при головной боли
    • мясо и субпродукты, орехи (арахис, кунжут, миндаль);
    • молочные продукты, злаки (овсянка, гречка, пророщенная пшеница)
    В3 (ниацин) Нормализует приток крови к головному мозгу. Это профилактика депрессивных состояний и патологий нервной системы
    • бобовые, мясо птицы, злаки (пшеница, ячмень, овсянка);
    • орехи, семечки, грибы
    В6 (пиридоксин) Необходим для выработки серотонина и гемоглобина. Стабилизирует работу нервной системы. Способствует снятию излишнего возбуждения. Нормализует сон
    • морская рыба, мясо и субпродукты;
    • орехи, зеленые листовые овощи, бобовые
    В9 (фолиевая кислота) Способствует улучшению долговременной и кратковременной памяти. Устраняет тревожность, раздражительность
    • дрожжи, грибы, брокколи;
    • цветная капуста, яйца, субпродукты;
    • морковь, тыква, зелень
    В12 (цианокобаламин) Стимулирует мозговую деятельность. Защищает нервные клетки от повреждений, улучшает кровообращение
    • зеленые листовые овощи, субпродукты, рыба;
    • морепродукты, яйца, некоторые молочные продукты
    С (аскорбиновая кислота) Способствует укреплению организма. Это натуральный антистресс, помогает справляться с эмоциональными нагрузками
    • шиповник, клюква, черная смородина;
    • цитрусовые, болгарский перец, брокколи, зелень, черника
    Д (кальциферол) Необходим для успокоения нервной системы. Помогает справляться с повышенными нагрузками. Укрепляет кости и нужен для усвоения кальция и фосфора
    • молочные продукты, рыбий жир, морепродукты;
    • сливочное и растительное масло, зеленые листовые овощи
    Е (токоферол) Защищает клетки мозга от повреждений, способствует регенерации нервных клеток. Это природный антиоксидант. Оказывает на организм успокаивающее действие
    • растительное масло (льняное, подсолнечное, оливковое, кукурузное);
    • яйца, семечки, орехи, шпинат

    Для нормального функционирования нервной системы требуются йод, цинк, железо, селен. Эти элементы улучшают работу мозга, стимулируют деятельность нейронов, способствуют снятию напряжения.

    Повседневное питание не всегда может обеспечить организм нужными витаминами, особенно, если ребенок испытывает повышенную нагрузку. Дополнительный прием рекомендуется:

    • При смене окружения, переезде, первых днях в садике и школе.
    • При снижении иммунитета – если ребенок часто болеет.
    • При серьезных умственных и физических нагрузках.
    • В качестве сезонной профилактики.
    • Для гиперактивных детей.
    • При выраженном гиповитаминозе.

    При выборе витаминно-минерального комплекса нужно учитывать регион проживания, возраст, особенности развития и эмоционального состояния. Лучше, если препарат и дозировку подбирает педиатр. Для успокоения нервной системы детям до года дают витамины в виде капель, в возрасте 1-5-ти лет – сиропы (с 3-х лет жевательные таблетки). Школьникам можно предложить таблетированные формы.

    Рейтинг витаминов для нервной системы:

    Витамин Основные компоненты и особенности приема
    Алфавит Успокоительные и общеукрепляющие комплексы. Есть витамины Малыш, Кидс, Юниор для детей разного возраста. В состав входят витамины А, В, С, Д, Е, ряд минералов. В сутки нужно принять по 1 таблетке каждого вида. Между приемами должно пройти не менее 4-х часов
    Витрум Кидс Жевательные таблетки для детей 2-14-ти лет. В состав входят витамины А, В, С, Д, Е, железо, селен, цинк, йод и прочие минералы. Принимать 1-2 раза в день по1 таблетке во время или после еды. Школьникам также можно давать Витрум Антистресс – он способствует повышению тонуса организма, укрепляет нервную систему
    Мультитабс Есть несколько разновидностей с разной дозировкой. Таблетки с фруктовым вкусом. В состав входят 11 витаминов и минералы. Принимать 2 раза в день после еды по 1 таблетке
    Пиковит В состав входят витамины А, В, С, Д, Е, а также комплекс минералов. Есть серии для детей разного возраста. Принимать 2 раза в день по 1 таблетке после или во время еды
    Центрум Мультивитаминный комплекс для детей 4-12-ти лет. В состав входят витамины А, В, С, Д, Е, К, железо, селен, цинк, марганец. Принимать по 1 драже в сутки после еды

    Противопоказание для применения препаратов — индивидуальная непереносимость компонентов. Если появились побочные эффекты (головокружение, тошнота, сыпь на коже, слабость) – нужно прекратить прием витаминов и обратиться к врачу.

    Важно! Передозировка опасна для детского организма. В больших количествах многие витамины из полезных веществ становятся токсичными и влияют на работу внутренних органов и систем

    Родителям нужно обратить внимание на следующие моменты:

    • Выбор полноценного и разнообразного рациона. Не нужно кормить ребенка на ночь – это может стать причиной бессонницы.
    • Занятия спортом, длительные прогулки и игры не только способствуют укреплению иммунитета, но и улучшают функционирование нервной системы. Для грудничков полезны занятия на фитболе и гимнастика.
    • Ребенок должен находиться в комфортной психологической обстановке.
    • Беспокойным грудничкам и дошкольникам полезны курсы расслабляющего массажа. Процедура не должна длиться более получаса. Для эффекта нужно сделать 10-12 сеансов.
    • Необходимо приучить ребенка соблюдать режим дня. Этим нужно заниматься уже с первого года жизни малыша.
    • Если нет противопоказаний, можно давать ребенку успокаивающие травяные сборы, молоко с медом. Седативными свойствами обладают мята, мелисса, чабрец, девясил, ромашка.

    Совет врача. Проблемы с нервной системой могут начаться еще в младенческом возрасте. Если родители замечают появление у ребенка кожного зуда, ослабление лицевых мышц, ухудшение кровообращения, нарушения координации – нужно срочно обращаться к специалисту

    Гиперактивность – не редкое явление у современных детей. Советы по их воспитанию и укреплению нервной системы дает доктор Комаровский в видео ниже.

    источник