Меню Рубрики

Витамины в питании детей их дефицит

Зачем нужны и чем так важны и необходимы витамины для здоровья детей?

Витамины — отвечают за здоровье внутренних органов, слаженную работу эндокринной, нервной систем, регулируют обмен веществ.

Если в детском организме не хватает витаминов, он начинает функционировать в усиленном режиме. Возникают быстрая утомляемость, судороги в ногах, головные боли, ухудшается память, происходит задержка в развитии (умственное или физическое отставание).

Помните, в детском и подростковом возрасте витамины нужны в большем количестве, чем для взрослого человека, поскольку в данный период происходит интенсивное формирование организма. Залог здоровья — правильное питание. О днако из-за плохой экологии, содержание питательных веществ в продуктах катастрофически снизилось. Интересно, что за последние тридцать лет количество органического витамина С в растениях уменьшилось на 90 %. А дети, ко всему, подвержены стрессам, нагрузкам, избирательны в еде. В итоге организм систематически недополучает нутриенты, начинаются отклонения в развитии.

Чем опасна нехватка витаминов для ребенка?

В возрасте активного развития, большинство ребят посещают общественные места (детские садики, театры, кино, парки), расширяется социальная жизнь ребенка, что ведет к резкому возрастанию риска подхватить острые респираторные инфекции. Тут-то и становится актуальным вопрос о необходимости дополнительного употребления витаминно-минеральных комплексов для повышения иммунитета.

В период «перестройки» организма ребенка нехватка нутриентов приводит к возникновению следующих проблем:

  • ухудшению памяти, аппетита;
  • гормональному дисбалансу;
  • нарушению сна;
  • замедлению роста, развития;
  • повышенной утомляемости;
  • апатии, вспышкам раздражительности, нервозам;
  • частым инфекционным заболеваниям;
  • головным болям;
  • расшатыванию зубов, кровоточивости десен;
  • медленному заживлению ран;
  • бледности кожных покров;
  • ломкости ногтей, волос;
  • сухости кожи;
  • хронической усталости;
  • анемии, слабости;
  • образованию язв на языке, трещинок в уголках рта;
  • светочувствительности глаз.

В результате ребенок становится вялым, раздражительным, плохо кушает и спит. Чтобы устранить данные последствия родителям рекомендуется обогатить рацион дитя свежими фруктами, овощами, зеленью, орехами, злаками и регулярно в весенний и осенний период проводить витаминную терапию с профилактической целью.

Классификация нутриентов.

Витамины делятся на следующие группы:

Монокомпонентные, содержат один вид органических соединений. К ним относят аскорбиновую кислоту, витамины А, Е, К, D.

Многокомпонентные, представляют собой симбиоз нутриентов. В состав поливитаминов входят от двух до десяти веществ.

Витаминно-минеральные комплексы. В составит таких препаратов входят макро- и микроэлементы. Они более сбалансированы, чем моно и многокомпонентные витамины. Благодаря наличию минералов, данные комплексы имеют гораздо шире спектр действия: поддерживают зрительные функции, укрепляют кости, зубы, улучшают память, поднимают иммунитет.

Формы выпуска витаминов для ребенка:

  • жевательные пастилки;
  • таблетки;
  • сиропы;
  • капли;
  • порошки;
  • мармеладные фигурки;
  • леденцы;
  • гель;
  • шипучие таблетки.

Чтобы детские препараты были приятными на вкус и привлекали внимание малышей, в них добавляют красители и ароматизаторы. Перед покупкой убедитесь, что выбранный комплекс подходит по возрасту ребенку. Рекомендуется отдавать предпочтение витаминным средствам с точной дозировкой (леденцам, пастилкам, фигуркам). Детям до года не давайте препараты, которые требуют точного замера дозы (сиропы, гели), поскольку можно подвергнуть чадо риску передозировки.

Главные витамины для ребенка.

Интересно, что большинство нутриентов при попадании в детский организм выполняют функции, которые не происходят в теле взрослого человека после приема комплекса. Они способствуют биологическим процессам роста, разделению тканей и внутренних органов по назначениям.

Список основных витаминов:

Витамин А. Синтезирует белки, участвует в формировании скелета и нормального зрения у ребенка, участвует в развитии легких, пищеварительного тракта, регенерации слизистых оболочек. 1/3 суточной потребности бета-каротина должны составлять яйца, кисломолочные напитки, сливочное масло, сливки, а 2/3 – продукты растительного происхождения (томаты, морковь, абрикосы, сладкий перец).

Витамин В1. Поддерживает умственную деятельность, нормальное протекание углеводного обмена в организме, улучшает усвоение нутриентов из пищи. Источники тиамина: орехи, гречка, кукуруза, картофель, фасоль.

Витамин В2. Отвечает за хорошее состояние кожных покров, ногтей, волос, поддерживает рост чада. Продукты, богатые рибофлавином: рыба, сыр, молоко, курица.

Витамин В6. Регулирует работу нервной системы, нужен для улучшения памяти, формирования красных кровяных телец, развития иммунитета ребенка. Пиридоксин присутствует в субпродуктах, зеленом перце, капусте, говядине, яйцах.

Витамин В9. Поддерживает кожу в хорошем состоянии, предупреждает малокровие. Особенно нуждаются в фолиевой кислоте больные дети, которым следует ее давать для аппетита. Природные источники: грибы, лук, морковь, петрушка, печень.

Витамин В12. Участвует в кроветворении, активирует работу нервной системы малыша. Цианокобаламин находится в морепродуктах, сое, яйцах, сыре, курице.

Витамин С. Защищает ребенка от бактерий, вирусов, тормозит развитие аллергических реакций, укрепляет кровеносные сосуды, нейтрализует действие свободных радикалов. Аскорбиновая кислота сосредоточена в цитрусовых плодах, шиповнике, облепихе, клубнике, рябине.

Витамин D. Регулирует количество кальция, магния в организме дитя. Нужен для полноценного развития скелета. Поступает в организм с молоком, сливочным маслом, печенью животных или рыб, яйцами.

Витамин Е. Увеличивает защитные силы организма и стабилизирует работу кровеносной, мышечной, нервной систем. Токоферол борется со свободными радикалами, поддерживает половое развитие подростков. Токоферол содержится в латуке, яйцах, семенах, льняном, кунжутном маслах.

Витамин РР. Регулирует обмен веществ и обеспечивает усвоение всех необходимых компонентов еды: минералов, жиров, белков, углеводов. Кроме того, никотиновая кислота преобразует глюкозу и триглицериды в энергию, что способствует росту тканей у ребенка. Источники соединения: арахис, кедровые орехи, горох, кальмар.

Витамин Н. Поддерживает здоровье кожи. Продукты, богатые биотином: кукуруза, фисташки, овсянка, ячневая крупа.

Витамин К. Участвует в работе кровеносной системы. Менадион содержится в цветной капусте, репчатом луке, брокколи.

Железо. Снабжает внутренние органы ребенка кислородом, участвует в кроветворении, формировании гемоглобина. Рекомендуется к приему детям с 1 года. Продукты, содержащие железо: зеленые овощи, мясо кролика, индейка.

Цинк. Ускоряет заживление ран, поддерживает остроту зрения, участвует в формировании костей малыша, укрепляет иммунитет, высвобождает витамин А. Микроэлемент присутствует в бобовых, орехах, морепродуктах. Больше всего организм ребенка нуждается в цинке с двух до трех лет.

Кальций. Участвует в обменных процессах, служит основой костной ткани, нужен для роста и функционирования нервных клеток. Содержится в молочных продуктах, шиповнике, лесных орехах, кунжуте, маке.

Фосфор. Выступает «энергоносителем» – доставляет энергию по клеткам. Вместе с кальцием поддерживает крепость костной ткани. Природные источники фосфора: молоко, морепродукты, сухие дрожжи, творог.

Магний. Участвует в передаче нервных импульсов, оказывает антистрессовое действие. Микроэлемент устраняет раздражительность, истерику, беспокойный сон у ребенка. Природные источники магния: гречка, соя, отруби, тыквенные семечки.

Кальций, фосфор и магний рекомендуется давать детям от 3 лет.

Таким образом, это главные витамины и макро-, микроэлементы, необходимые для подрастающего организма малыша. Суточная потребность каждого нутриента зависит от возраста ребенка. Легче всего снабжать организм ребенка витаминами и минералами при помощи детских мультивитаминных комплексов. Не забывайте о необходимости организации полноценного питания: обогатите его свежими овощами, фруктами, зеленью и молочнокислыми изделиями.

В любом возрасте для ребенка губительны нехватка и избыток нутриентов в организме. Помните, аптечные витамины принимают 1–2 раза в год по 3–4 недели. В поисках препарата не зацикливайтесь исключительно на искусственных добавках.

Принципы выбора и приема витаминов.

Поливитаминные комплексы для растущего организма должны соответствовать следующим требованиям:

  • укреплять защитные функции;
  • адаптировать организм к повышенным физическим, эмоциональным нагрузкам;
  • быть гипоалергенны;
  • без искусственных красителей, консервантов;
  • улучшать интеллектуальное развитие.

Рекомендуется остановить выбор на препаратах фармацевтических фирм, которые зарекомендовали себя и имеют положительные отзывы. Чтобы уберечь ребенка от подделки, не покупайте витаминно-минеральные комплексы с рук, по интернету, вне аптек, поскольку их качество и состав вызывают сомнения.

Как правильно принимать витамины детям?

При первичном приеме нутриентов следите за состоянием ребенка, поскольку новые препараты, как и продукты, могут вызвать аллергию.

После покупки храните сладкие пастилки, леденцы или сироп в темном недоступном для детей месте (на верхней полке навесного кухонного шкафа). Они должны строго дозироваться, в соответствии с инструкцией или назначением педиатра, взрослыми.

Самый благоприятный период для насыщения растущего организма питательными соединениями – это май-июнь и сентябрь-октябрь. Начинать прием витаминных комплексов во время летней жары, разгара простудного сезона не разумно.

Препараты употребляют курсами, на протяжении двух-трех недель с трехмесячным перерывом. Желательно их принимать с пищей в первой половине дня, когда энергозатраты максимальны, а организм находится в состоянии бодрствования и может хорошо усваивать полезные вещества.

Летом откажитесь от таблетированных витаминов в пользу природных источников нутриентов (овощей, фруктов, зелени). Для укрепления иммунитета прием комплексов рекомендуется сочетать с занятиями спортом и закаливающими процедурами.

Вывод о витаминах.

Витамины для детей – это питательные вещества, которые участвуют в полноценном формировании организма, физического и умственного развитии ребенка.

Каждому возрасту соответствует своя комбинация необходимых нутриентов. Для грудничков достаточно тех витаминов и минералов, которые содержатся в материнском молоке. Дети дошкольного возраста испытывают потребность в соединениях А, С, D, Е, В, цинке. А подростки нуждаются в РР, D3, омеге-3, кальции, фосфоре, железе.

Помните, запастись водорастворимыми витаминами (В, С, Н) не удастся, так как они не накапливаются в организме, их излишек выводится с мочой. «Про запас» могут откладываться только жирорастворимые нутриенты (А, D, Е), однако передозировка их может вызвать интоксикацию организма.

Гипервитаминоз (переизбыток витаминов) не менее опасен, чем авитаминоз, поэтому перед приемом витаминов ОБЯЗАТЕЛЬНО проконсультируйтесь с вашим педиатром.

Родители помните — главным источником витаминов для детей всех возрастов должна оставаться пища, правильное и сбалансированное питание!

Правильное питание необходимо для хорошего здоровья и отменного самочувствия. Продукты должны быть не только вкусными, но и наиболее полезными для растущего организма ребенка.

Самые полезные продукты питания:

Овощи — богаты клетчаткой, витаминами, минеральными веществами, растительным белком и микроэлементами, максимально важными для растущего организма.

В рационе ребенка должны быть такие полезные овощи, как:

-морковь, которая является главным источником каротина. Ведь именно он отвечает за рост клеток, обеспечивает здоровье кожи, глаз и слизистых;

-разнообразные сорта капусты. Этот продукт всегда должен быть в рационе по рекомендациям врачей и диетологов. Капуста содержит самые необходимые микроэлементы, витамины и клетчатку, способствует очищению крови от холестерина, укрепляет иммунную систему. Особенно полезны брокколи и цветная капуста. А если организм страдает от недостатка йода, в меню желательно включить морскую капусту;

-чеснок и лук. В них содержатся фитонциды, которые укрепляют иммунитет, повышают стойкость организма к разным бактериям, вирусам и токсинам. Благодаря своим противовоспалительным и бактерицидным свойствам лук и чеснок очень высоко ценятся;

-помидоры. В томатах есть лютеин, ликолин и другие полезные компоненты. Они способствуют улучшению пищеварения и повышению аппетита, полезны при низком гемоглобине, высоком давлении и проблемах с сердечно-сосудистой системой;

-сладкий перец. В этом вкусном овоще содержится много витамина С, Р и калия. Он полезен при сахарном диабете, бессоннице, анемии и малокровии;

-зелень. Это укроп, петрушка, шпинат, руккола, базилик. Все они обладают низкой калорийностью, прекрасно подходят для борьбы с лишними килограммами. Зеленолистные овоще полезно употреблять сырыми и свежими.

Фрукты — как и овощи, являются необходимой составляющей частью в рационе питания ребенка. Они богаты питательными компонентами и витаминами, незаменимы для нормальной работы пищеварения, эндокринной системы и сердца.

Максимально полезные фрукты:

-яблоки и другие семечковые фрукты. Содержат много клетчатки, пектина, витамина С и антиоксидантов. Если употреблять этот вкусный фрукт регулярно, тогда холестерин всегда будет в норме. Также яблоки помогают снизить избыточный вес;

-цитрусовые (апельсин, лимон, грейпфрут, мандарин). Это главные источники витамина С в организме. Также они содержат калий и фолиевую кислоту, которые необходимы для здоровья клеток;

-тропические фрукты. Среди них банан, ананас, манго, киви. Они содержат те же микроэлементы и витамины, что и цитрусовые. Но также и марганец, который полезен для костей, щитовидки и нервной системы;

-косточковые плоды (слива, абрикос, вишня) помогают обеспечить организм бета-каротином, калием и витамином С.

Ягоды — их можно выделить в отдельную категорию: это черника, клюква, облепиха, брусника, клубника, малина, ежевика и другие. Они содержат огромное количество антиоксидантов, микроэлементов и витаминов. Ягоды можно употреблять как самостоятельное блюдо, готовить из них варенье и компоты. Но для сохранения всех питательных свойств, их лучше замораживать.

Крупы и бобовые: как правильно выбрать среди самых полезных продуктов питания?

Врачи всегда рекомендуют включать в меню ребенка самые полезные крупы. Они необходимы всем. Не только тем, у кого есть проблемы с ЖКТ и здоровьем. Рацион должен быть полноценным. Крупы и каши ребенку следует употреблять регулярно.

Овсяные хлопья обязательно должны быть в здоровом меню. Овсянка содержит большое количество клетчатки, витаминов и микроэлементов. Она очищает организм от шлаков, холестерина и токсинов. Эти целебные свойства сохранятся, если кашу готовить на воде. Особенно полезны хлопья при гастрите и язве желудка.

Гречневая крупа является лидером по минимальному содержанию калорий. Поэтому её включают в разные виды диет. Она содержит много железа и магния. У гречки минимальный гликемический индекс, благодаря этому продукт полезен при сахарном диабете.

Очень полезен бурый нешлифованный рис. Он очищает организм от шлаков и содержит мало калорий. А вот всем привычный белый очищенный рис диетологи именуют бесполезным источником калорий, так как продукт практически не содержит полезных компонентов.

Массой полезных свойств обладает и перловая крупа. В ней содержится белок, фосфор, калий, клетчатка. Каша хорошо подходит тем, кто страдает аллергией.

Читайте также:  Moller витамины omega 3 для детей

Также полезно пшено. Этот продукт способствует интенсивному очищению кишечника, выведению шлаков и солей металлов из организма. Так как в пшене много углеводов, будет долго ощущаться сытость. Однако не стоит его употреблять при панкреатите и сахарном диабете.

В горохе, фасоли, чечевице, нуте содержится очень много клетчатки. Бобовые являются самым лучшим растительным источником белка. Питательные вещества в их составе, способствуют снижению холестерина. Что помогает предотвратить остеопороз, ишемию, диабет.

Рыба и морепродукты — огромная польза для ребенка!

Рыба — легко усваивается и хорошо переваривается, в отличие от мяса. Этот ценный продукт, как и другие дары моря, содержит мало насыщенных жиров, много белка, фосфора и Омега-3, которые помогают организму избавиться от токсинов и ядов. Если регулярно употреблять рыбу, можно предотвратить появление ряда заболеваний. Среди них: аллергия, остеопороз, экзема, астма, диабет и другие.

Очень полезно употреблять рыбу семейства лососевых. В ней много белка и витаминов, которые необходимы для нормальной работы мозга и хорошей памяти. Также много ценных компонентов содержит и форель. А факто того, что рыба обитает лишь в чистой воде, говорит сам за себя. Более 22% белка содержит тунец. Его хорошо употреблять с диетической целью, когда нужно сбросить лишний вес, не потеряв мышечную массу.

По питательным веществам в своём составе одно из первых мест занимают моллюски (устрицы, мидии, улитки). Эти морепродукты являются диетическими и хорошо усваиваются. Много протеина и белка, и по минимуму калорий, содержится в креветках.

Другие полезные для организма ребенка продукты.

В рацион ребенка так же желательно включать орехи, которые являются источником разных групп витаминов, углеводов и белка. Их можно добавлять в другие блюда либо употреблять отдельно. Орехи заряжают организм энергией и быстро насыщают. Самые полезные – миндаль, грецкий орех, кешью, фундук, кокос, макадамия.

Яйца – очень питательный и здоровый продукт. В них есть витамины В, А, Е, железо, фолиевая кислота, калий, селен, полноценный белок. Диетическими и менее аллергенными считаются перепелиные яйца.

Хлеб — лучше употреблять цельнозерновой. Так как продукт содержит грубые волокна, он будет способствовать улучшению работы кишечника, удалению вредных солей и ядовитых продуктов распада из организма.

Диетологи советуют обязательно включать в рацион детей и молочные продукты. Они хорошо влияют на микрофлору кишечника и насыщают организм кальцием и витамином D.

Полезных для организма ребенка продуктов — огромное колличество! Мамы и папы, мы надеемся, что наши советы помогут вам сориентироваться в многообразии продуктов питания и витаминов.

Правильное и сбалансированное питание – залог хорошего самочувствия. Поэтому очень важно грамотно составлять рацион ребенка, чтобы в раннем возрасте заложить фундамент здоровья и прекрасного настроения на долгие годы.

источник

к.м.н., доцент кафедры гастроэнтерологии ФГБОУ «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Екатерина Леонидовна Моисейкова.
Витамины – необходимые вещества для поддержания функций организма. Они активно участвуют во всех процессах, способствуя полноценному усвоению пищи, правильному росту, невосприимчивости детского организма к простудным заболеваниям, повышению общего тонуса. Все витамины делятся на водорастворимые и жирорастворимые, а также на энзимовитамины, гормоновитамины и антиоксидан ты. Витамины не накапливаются в организме, быстро выводятся, очень мало или совсем не синтезируются в организме, поэтому должны ежедневно в него поступать.
Если говорить о пищевых источниках поступления витаминов, то они бывают животного и растительного происхождения. Так, витамин С мы получаем только с растительными продуктами, а В12 только с продуктами животного происхождения. Почему же пищевые продукты не покрывают необходимую суточную норму витаминов? Дело в том, что сегодняшние продукты имеют дефицит микронутриентов, так как наблюдается их дефицит в почве, соответственно мало их попадает и в растения, используются искусственные стимуляторы роста, урожай собирают еще до его полного созревания, неправильно хранят и транспортируют. Также существуют антивитамины – вещества, устраняющие эффекты витаминов. К тому же, существенный процент витаминов теряется при тепловой обработке продуктов. Витаминная недостаточность может проявляться как авитаминоз (полное истощение витаминов), гиповитаминоз (недостаток витаминов), субнормальная обеспеченность (доклиническая стадия дефицита витаминов).
Причин недостатка витаминов в детском организме несколько.
• Первая из них – это алиментарные факторы, обусловленные нерациональным питанием беременных и кормящих женщин.
• Вторая – нерациональное искусственное вскармливание.
• Третья – неправильное введение прикорма.
• Четвертая – ограничительные диеты, религиозные запреты на некоторые продукты.
• Потери витаминов при кулинарной обработке, действие антивитаминных факторов, содержащихся в продуктах, анорексия матери – все это ограничивает поступление витаминов в организм ребенка.
Если говорить о причинах витаминной недостаточности, то, в первую очередь, это повышенная потребность детского организма в витаминах во время периода интенсивного роста, при увеличении спортивных и нервно-психических нагрузок, при инфекционных заболеваниях и интоксикации. На дефицит витаминов влияет нарушение ассимиляции, метаболизма, всасывания витаминов в желудочно-кишечном тракте, угнетение нормальной микрофлоры в ЖКТ, авитаминные эффекты некоторых лекарственных средств.
В России около 60% детей в организме имеет недостаток уровня витамина Д. Дефицит витамина Д имеет характер сочетанной недостаточности витаминов во всех возрастных группах и во всех регионах.
Что же рекомендуется в качестве профилактики витаминной недостаточности? Формировать рацион за счет натуральных продуктов, использовать обогащенные или специализированные продукты в питании детей, применять витаминно-минеральные комплексы. Для детей первых лет жизни выпускают обогащенные продукты, т.к. им необходим дополнительно только витамин Д. Для детей старше трех лет необходимо обогащение продуктов путем витаминизации первых и третьих блюд, использование смесей на основе аминокислот.
Правила приема витаминов — во время еды, запивая водой. Прием витаминов может быть в любое время года, минимальный курс – 2-3 месяца. Для лучшего усвоения жирорастворимых витаминов необходимо включение в пищу жиров (сметана, масло).
Запомните, длительное и бесконтрольное употребление витаминов недопустимо! Лечебные и профилактические дозы витаминов и витаминно-минеральных комплексов для детей должен назначать только врач.

В Санкт-Петербурге всего 70 солнечных дней в году, налицо дефицит витамина Д.
Суточную дозу необходимого витамина Д можно получить, если употреблять 400 грамм масла, или 9 яиц, или 100 грамм рыбы, или рыбий жир, препараты витамина Д или витаминно-минеральный комплекс.

источник

Все родители знают о пользе витаминов в рационе детей и стараются разнообразить питание малышей, угощая их разными блюдами и продуктами. Именно вопросы обеспеченности витаминами, влияние дефицита этих соединений на обмен веществ и иммунитет волнует родителей. Они интересуются, нужно ли дополнительно принимать их в виде препаратов, не повлияет ли это на работу нервной системы, обмен гормонов или развитие определенных болезней? Стоит ли стараться пополнить запасы витаминов только за счет продуктов, или дети могут получать их дополнительно в растворах, каплях или таблетках?

Особая группа органических соединений, не имеющая питательной ценности, но активно участвующая в регуляции обмена веществ, называется витаминами. С точки зрения биохимии витамины обладают функциями катализаторов — существенно ускоряют скорость метаболических процессов, что помогает активному росту и развитию детей. Если витамины не поступают ежедневно и в нужном объеме, могут возникать сбои в обмене веществ, могут формироваться расстройства работы иммунной и нервной системы, нарушается синтез гормонов, могут развиваться болезни (рахит, цинга и другие).

Витамины активно участвуют в развитии и становлении иммунитета ребенка, согласованной работе клеточного и гуморального его звена, стимулируют кроветворение. Не менее важна их роль в работе сердца и респираторного тракта, а также большинства внутренних органов.

Достаточное поступление витаминов позволяет развиваться и работать головному и спинному мозгу, а также способствует активности эндокринной системы. При их непосредственном участии синтезируются многие гормоны, и нехватка гормонов может быть одним из факторов, приводящих к эндокринным нарушениям. Так, витамин В2 принимает участие в синтезе гормонов щитовидной железы. Активизирует работу щитовидной железы присутствие витамина А, и его гипервитаминоз может грозить расстройствами обменных процессов, регулируемых тиреоидными гормонами. А вот витамины В1 и Р снижают ее функциональную активность. Рибофлавин (В6) подавляет гормоны стресса, регулируя синтез кортизола. Известна роль в гормональной регуляции обмена кальция достаточного количества витамина D.

Поступление витаминов в тело детей должно быть регулярным, другие витамины не могут заменить собой недостающие, и даже незначительный дефицит одного из элементов существенно влияет на обмен веществ.

Естественно, что подавляющая часть этих соединений поступает с питанием, и задача родителей — обеспечить разнообразные и максимально полезные продукты в рационе ребенка. Но даже при сбалансированном питании не всегда дети могут получить суточную дозу витаминов из пищи. Все это связано с тем, что количество витаминов в продуктах существенно разнится в зависимости от способа приготовления, хранения продуктов и предварительной обработки. Так, варка овощей разрушает в них до 70% витамина С, а консервирование снижает уровень витаминов группы В наполовину. Питание ребенка должно, по возможности, включать в себя свежие и минимально обработанные продукты — фрукты и овощи целиком или нарезкой, отварное мясо, молочные продукты без консервантов и красителей, ароматизаторов. Избыток в питании продуктов, подвергнутых пастеризации, замороженных или длительно хранившихся, снижает количество витаминов в блюдах.

Если питание ребенка не сбалансировано, он получает недостаточное количество витаминов, то это существенно влияет на обмен веществ и работы органов и систем. Наиболее активно это отражается на иммунной защите организма, особенно при нехватке таких веществ, как аскорбиновая кислота, витамины В1 и В12, жирорастворимые А и D. Менее выраженно влияет на работу гуморального и клеточного звена иммунитета недостаток токоферола (витамина Е), а также В5 и В2.

При нехватке ретинола возникают специфические изменения в обмене веществ, приводящие к подавлению противоинфекционного иммунитета и снижению выработки антител, подавлению фагоцитарной функции лейкоцитов. У детей с рахитом, развивающимся на фоне дефицита витамина D, инфекции принимают тяжелое и затяжное течение. Снижение поступления витаминов группы В приводит к изменениям обмена веществ, что снижает бактерицидные свойства крови и снижает сопротивляемость организма.

Наиболее часто от проявлений гиповитаминоза страдают дети годовалого возраста, у которых истощаются запасы витаминов, полученных внутриутробно и с грудным молоком, а также подростки, у которых резко ускоряется обмен веществ и ростовые процессы. Больше рискуют дети, которые подвержены высоким физическим нагрузкам и эмоциональным стрессам. Дефицит жирорастворимых витаминов и В12 имеется у тех детей, которые придерживаются вегетарианского питания.

Проблема витаминной обеспеченности формируется у тех, кто имеет либо недостаточное поступление этих веществ с пищей, либо повышенные расходы их на нужды тела, страдает заболеваниями пищеварения, которые нарушают всасывание витаминов в кишечнике.

Причинами для гиповитаминоза могут стать недостаточное питание, избыток углеводов с дефицитом белка. Также будет опасно постоянное потребление вареных, консервированных продуктов с дефицитом свежей плодоовощной продукции. Могут приводить к нарушению усвоения витаминов такие патологии у детей , как болезни печени и функциональные расстройства желчевыделения, проблемы поджелудочной железы и воспалительные поражения кишечника. Проблемы с почками могут усиливать потери витаминов с мочой. Затрудняют усвоение витаминов применение некоторых медикаментов, глистные инвазии. Важно всегда разбираться в том, какие причины и условия формируют гиповитаминоз, так как простое применение аптечных витаминов может не восполнить потери в таких ситуациях.

источник

*Импакт фактор за 2017 г. по данным РИНЦ

Журнал входит в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК.

Р ациональное питание детей и взрослых – важнейшее условие поддержания здоровья нации. Однако в настоящее время в России в силу сложившихся социально–экономических условий только у очень немногих людей питание может считаться сбалансированным [5,7]. Повседневный рацион большинства россиян в конце ХХ века – это «пища бедняков»: углеводисто–жировая, с недостаточным количеством животного белка, дефицитом витаминов и микроэлементов [1].

Результаты популяционных исследований, проведенных Институтом питания РАМН, свидетельствуют о крайне недостаточном потреблении и все более нарастающем дефиците витаминов (А, группы В, С, Е), а также микроэлементов (железа, цинка, йода) у значительной части населения Российской Федерации. Так, дефицит витаминов группы В выявляется у 30–40%, b -каротина – более чем у 40%, а витамина С – у 70–90% обследуемых [7]. При этом выявляемый дефицит зачастую носит характер сочетанной витаминной недостаточности. Настораживает, что дефицит витаминов обнаруживается не только зимой и весной, но и в летне–осенние периоды, что свидетельствует о формировании у большинства населения России крайне неблагоприятного круглогодичного типа полигиповитаминоза. Отмечено также, что полигиповитаминозы часто сочетаются с дефицитом микроэлементов.

Вызывают тревогу данные о распространенности дефицита микронутриентов у беременных и кормящих женщин, новорожденных и грудных детей. Недостаток основных пищевых веществ, витаминов и минеральных веществ в рационе беременной неблагоприятно сказывается не только на состоянии здоровья самой женщины, но и приводит к развитию выраженного их дефицита у плода. Дефицит микроэлементов и витаминов в рационе матерей, кормящих грудью, также крайне отрицательно влияет на здоровье детей. Не может не беспокоить и то, что 70% детей 1–го года жизни в возрасте 3–4 месяцев вскармливаются искусственно [3]. Установлено также, что 39–42% детей, находящихся на раннем искусственном вскармливании, получают неадаптированные молочные смеси. Тревожно выглядит ситуация и с дефицитом витаминов у детей более старшего возраста. Так, показано, что обеспеченность витаминами у детей и подростков не превышает 20–40%, а белково–витаминный дефицит испытывают до 90% детей России [7].

Читайте также:  Может ли быть аллергия на витамины у детей

Напряженный уровень метаболизма у детей, не только поддерживающий жизнедеятельность, но и обеспечивающий рост и развитие детского организма, требует достаточного и регулярного поступления микронутриентов. Поэтому развитие дефицита витаминов и микроэлементов у детей может сопровождаться различными нарушениями здоровья [9]. Несбалансированное и недостаточное (как в качественном, так и в количественном отношениях) питание российских детей привело к тому, что у большинства из них имеется дефицит микроэлементов и витаминов, у 16–47% выявляется анемия, а у 24–63% – латентный дефицит железа [7,3]. Кроме этого, в результате алиментарного дефицита таких микроэлементов, как железо и йод, в последние годы отмечена четкая тенденция к ухудшению психического здоровья детей. Нельзя не отметить нарастание частоты выявления недостаточности потребления йода [2]. При дефиците йода в мозге растущего детского организма происходят необратимые изменения, развиваются олигофрения и кретинизм. Дефицит йода – самая распространенная причина интеллектуальных нарушений, которую можно предупредить (Касаткина Э.П., Щеплягина Л.А.). Однако в России активность мероприятий по профилактике йодного дефицита в последнее десятилетие была значительно снижена. Это не могло не сказаться на состоянии психического здоровья детей. Только в последние годы вновь начали приниматься действенные меры по профилактике йодной недостаточности (производство йодированной соли в необходимых количествах, прием йодида калия, витаминно–минеральных комплексов, содержащих йод, и др.).

Таким образом, в России в настоящее время сложились условия, при которых алиментарные нарушения могут отразиться не только на состоянии здоровья, физическом и интеллектуальном потенциале россиян, но и в целом на жизнеспособности нации [7].

Витамины относятся к незаменимым пищевым веществам органического происхождения и практически не синтезируются в организме человека, но играют роль регуляторов многочисленных биохимических реакций в обмене веществ и энергии. Не являясь строительным и энергетическим субстратом, витамины служат катализаторами биохимических реакций. Немаловажное значение имеет дефицит витаминов в патогенезе многих заболеваний человека. Выделяют жирорастворимые витамины (А, Д, Е, К) и водорастворимые витамины (группа В, С).

Витамины (от лат. Vita – жизнь) – незаменимые компоненты питания органического происхождения, регулирующие биохимические и физиологические процессы в организме за счет активизации отдельных ферментативных реакций.

Недостаточное поступление витаминов в организм приводит к развитию дефицита этих незаменимых микронутриентов. В зависимости от глубины дефицита витаминов в организме различают гипо– и авитаминоз. Авитаминозом принято обозначать глубокий дефицит витаминов из–за практически полного нарушения их поступления в организм. Гиповитаминозом называют дефицит витаминов в организме в результате сниженного, недостаточного их поступления.

Причины возникновения дефицита витаминов:

  • несбалансированное питание;
  • недостаточное поступление витаминов с пищей;
  • однообразное лечебное питание.
  • патология желудочно–кишечного тракта, в том числе синдром мальабсорбции;
  • нарушения функции печени;
  • повышенная экскреция витаминов (повышенный диурез);
  • нарушение синтеза витаминов группы В и К в кишечнике;
  • терапия антибактериальными препаратами;
  • полное парентеральное питание;
  • гемодиализ;
  • врожденные дефекты метаболизма;
  • нарушение биодоступности витаминов;
  • повышение потребности при обычном уровне
  • поступления (период интенсивного роста;
  • беременные, кормящие женщины).

Для целенаправленной профилактики недостаточности микронутриентов целесообразно выделять детей и взрослых, у которых имеются различные предрасполагающие факторы для развития дефицита витаминов и микроэлементов.

Группы риска по развитию витаминодефицитных состояний:

– дети раннего возраста и подростки в период наиболее интенсивного роста;
– дети, занимающиеся спортом (имеющие высокие физические нагрузки);
– больные дети (острые инфекционные заболевания вирусного или бактериального генеза; патология сердечно–сосудистой системы, желудочно–кишечного тракта и др.);
– больные, длительно принимающие некоторые лекарственные препараты;
– беременные и кормящие женщины;
– вегетарианцы;
– пожилые люди;
– дети и взрослые с низким социально–экономическим уровнем;
– алкоголики, курильщики.

Степень выраженности дефицита витаминов зависит от многих факторов и может иметь ярко выраженные, отчетливые клинические проявления при глубокой недостаточности микронутриентов. Умеренные или слабовыраженные гиповитаминозы, не имеющие манифестных симптомов, также могут приводить к развитию различных патологических состояний или усугублять их тяжесть.

Последствия дефицита витаминов:

  • ухудшение самочувствия;
  • снижение умственной и физической работоспособности населения;
  • нарушение процессов детоксикации чужеродных веществ в организме;
  • нарушение функционирования иммунной системы (снижение сопротивляемости к инфекциям);
  • замедление темпов физического и психического развития;
  • предрасположенность к развитию различных патологических состояний, хронизации заболеваний.

Возрастная суточная потребность в основных витаминах представлена в таблице 1.

Живые организмы в своем составе содержат различные химические элементы. Условно, в зависимости от концентрации химических элементов в организме, выделяют макро– и микроэлементы.

Макроэлементами принято считать те химические элементы, содержание которых в организме более 0,005% массы тела. К макроэлементам относятся: водород, углерод, кислород, азот, натрий, магний, фосфор, сера, хлор, калий, кальций.

Микроэлементами называются химические элементы, содержащиеся в организме в очень малых количествах. Их содержание не превышает 0,005% массы тела, а концентрация в тканях – не более 0,000001%. Среди всех микроэлементов в особую группу выделяют так называемые незаменимые микроэлементы.

Незаменимые микроэлементы (микроэлементы эссенциальные, микробиоэлементы) – микроэлементы, регулярное поступление которых с пищей или водой в организм абсолютно необходимо для его нормальной жизнедеятельности. Незаменимые микроэлементы входят в состав ферментов, витаминов, гормонов и других биологически активных веществ. Незаменимыми микроэлементами являются железо, йод, медь, марганец, цинк, кобальт, молибден, селен, хром, фтор.

Физиологическое значение макро– и микроэлементов определяется их участием:

  • в структуре и функции большинства ферментативных систем и процессов, протекающих в организме;
  • в пластических процессах и построении тканей (фосфор и кальций – основные структурные компоненты костей);
  • в поддержании кислотно–основного состояния;
  • в поддержании солевого состава крови и водно– солевого обмена.

Уровень поступления микроэлементов в организм зависит от их содержания в пищевых продуктах и воде. Постоянное снижение или повышение концентрации определенных минеральных веществ в суточном рационе человека, как правило, связано с недостатком или излишком этих микроэлементов в окружающей среде района проживания. Формирующийся при этом в организме людей дефицит или избыток определенных микроэлементов приводит к развитию эндемических геохимических заболеваний (микроэлементозов).

Наиболее изученными являются йодная и фторная эндемии. Так, в регионах, где в окружающей среде отмечено недостаточное содержание йода, широко распространен эндемический зоб. На территориях, характеризующихся повышенным содержанием фтора в воде, отмечается высокий уровень заболеваемости флюорозом. В то же время длительное недостаточное поступление фтора в организм приводит к повышенному распространению кариеса.

Распределение микроэлементов в организме и их накопление в определенных органах и системах обусловлено как химическими свойствами, так их и физиологической ролью. Однако в некоторых случаях место преимущественного депонирования микроэлементов не связано с влиянием их на эти органы и ткани. Микроэлементы, являясь составляющими компонентами биологически активных веществ, участвуют в метаболических процессах в организме.

Главная особенность минерального обмена у детей состоит в том, что процессы поступления в организм минеральных веществ и их выведение не уравновешены между собой [4]. Рост и развитие ребенка требуют интенсивного поступления минеральных веществ. Возрастная суточная потребность в основных микроэлементах имеет свои особенности (табл. 2).

Профилактика дефицита витаминов и микроэлементов у ребенка должна начинаться еще в антенатальном периоде его развития. Целесообразно рекомендовать женщинам полноценную, сбалансированную диету, обогащенную всеми необходимыми микронутриентами. Можно рекомендовать прием специального молочного напитка для беременных и кормящих женщин, содержащего все необходимые витамины и минеральные вещества в полном соответствии с потребностью беременной и кормящей женщины. А также другие витаминно–минеральные комплексы, рекомендованные для беременных и кормящих женщин.

К постнатальной профилактике дефицита витаминов и микроэлементов у детей относятся:

1. Продолжительное естественное вскармливание со своевременным введением продуктов прикорма, особенно детям с лимфатическим типом конституции, с крупной массой тела при рождении и избыточными весовыми прибавками.

2. Соблюдение режима дня с достаточным пребыванием на свежем воздухе, предупреждение и своевременное лечение рахита, гипотрофии, острых респираторных заболеваний.

Дети, находящиеся на искусственном вскармливании, должны получать современные адаптированные смеси, содержащие весь необходимый спектр витаминов, макро – и микроэлементов. Для прикорма этим детям используются соки, фруктовые и овощные пюре, а также инстантные каши, обогащенные железом и другими незаменимыми микронутриентами. Как правило, если здоровый ребенок первого года жизни получает современные адаптированные молочные смеси и продукты для прикорма, дефицита витаминов и микроэлементов у него нет.

У детей старше года профилактика дефицита витаминов и микроэлементов проводится с помощью назначения полноценной, сбалансированной диеты, а также индивидуального приема специальных поливитаминных препаратов (табл. 3, 4).

В качестве примера можно привести витаминный комплекс Пиковит (KRKA, Словения).

Пиковит выпускается в виде сиропа и пастилок, вкус которых очень нравится детям. Витаминный сироп Пиковит рекомендуется детям старше 1 года. Его состав основан на натуральных фруктовых компонентах, поэтому дети особенно любят сироп Пиковит. Сироп можно давать в чистом виде или добавлять в чай, соки, фруктовое пюре. Пастилки Пиковит, которые в дополнение к витаминам содержат кальций и фосфор, предназначены для детей старше 2 лет. Препарат восполняет дефицит витаминов, а содержащиеся в пастилках кальций и фосфор обеспечивают поддержание структуры костей и зубов.

Пиковит Д – это пастилки, обладающие приятным фруктовым вкусом, которые предназначены прежде всего для детей дошкольного возраста. Пиковит Д не содержат сахар и может применяться при различных ограничивающих диетах.

Пиковит форте представляет собой витаминный препарат, предназначенный для детей школьного возраста. Он рекомендуется при переутомлении и плохой концентрации внимания, физических нагрузках (занятия спортом), нерегулярном и однообразном рационе питания, отсутствии аппетита. Для восполнения суточной потребности в витаминах, ребенку достаточно принять одну пастилку Пиковита форте в день.

1. Акопян А.С., Харченко В.И., Мишиев В.Г. Состояние здоровья и смертность детей и взрослых репродуктивного возраста в современной России. – М., 1999.

2. Анциферов М.Б. Йоддефицитные заболевания в России и их профилактика// Medical market. – 1999. – № 32 (2). – С.10–12.

3. Коровина Н.А. Правильно ли мы употребляем витамины? Медицинская газета. – 2001. – № 5. – С.12.

4. Коровина Н.А., Захарова И.Н., Заплатников А.Л. Профилактика дефицита витаминов и микроэлементов у детей/ Справочное пособие для врачей.–Москва, 2000.

5. Нетребенко О.К. Состояние здоровья и питание детей первых двух лет жизни в отдельных регионах России. Автореф. . докт. дис. – 1997. – 27 с.

6. Обмен веществ у детей/ Вельтищев Ю.Е., Ермолаев М.В., Ананенко А.А., Князев Ю.А. – М.: Медицина, 1983. – 464 с.

7. Спиричев В.Б. О витаминной обеспеченности населения СССР и о мерах по ее улучшению./ Здоровье и болезнь. – Москва. – 1990. – С.198–199.

8. Тутельян В.А., Алексеева И.А. Витамины антиоксидантного ряда: обеспеченность населения и значение в профилактике хронических заболеваний.// Клиническая фармакология и терапия.–1995. – №4(1). – С.90–92.

9. Тутельян В.А., Спиричев В.Б., Шатнюк Л.Н. Коррекция микронутриентного дефицита – важнейший аспект концепции здорового питания населения России// Вопросы питания. – 1999. – №1.

10. Subcommittee on the 10th edition of RDA. Food and nutrition board. RDA. 10th ed. Wasb D.C.: National Acad. press, 1989.

11. WHO, Diet, Nutrition, and the Prevention of Chronic Diseases: Report of a WHO Study Group WHO, Technical Report Series, No.797, 1990.

источник

Проблема витаминной обеспеченности для детей актуальна всегда, будь то зима или лето, и совершенно неправильно считать, что летом витаминного дефицита быть не может. Если питание неполноценное, скудное или малыш находится на диете (например, гипоаллергенной), дефицит витаминов актуален в любое время года. Почему же так важно говорить о витаминах, принимать их и следить за тем, чтобы не возникало дефицита витаминов? Все дело в том, что витамины – это особые, биологически активные вещества, жизненно необходимые ребенку. Поговорим немного подробнее – какие витамины, как и зачем нужны, как влияют и чем опасен дефицит.

Витаминами называют группу биологически активных веществ пищи, которые не имеют питательной ценности (то есть не дают калорий), но при этом они крайне необходимы для того, чтобы организм ребенка правильно развивался, обмен веществ был полноценным, а все органы и системы работали без сбоев и патологий. Витамины являются незаменимыми компонентами пищи, при обеднении пищи витаминами или их остром дефиците развиваются патологии различной степени тяжести. Витамины все разные, они относятся по своей растворимости к жиро-растворимым и водо-растворимым, и в зависимости от принадлежности к той или иной группе имеют разную способность к накоплению в организме. Обычно лучше запасаются те витамины, которые растворимы в жирах, водо-растворимые витамины мало копятся в организме. Кроме классических витаминов существуют еще и витамино-подобные вещества – они необходимы для жизнедеятельности не меньше самих витаминов. Это такие вещества как липоевая и оротовая кислоты, карнитин, инозитол, холин и другие.

Основным источником витаминов, бесспорно, является пища, которую потребляет ребенок, частично – напитки. При дефиците витаминов в питании и питье, их прописывают дополнительно в идее препаратов из аптеки. Часть витаминов может синтезироваться организме ребенка собственной микрофлорой кишечника, но иногда этих количеств может не хватать, особенно если с пищеварительной системой малыша существуют проблемы (поносы, запоры, нарушения в работе ферментов). Важность витаминов в том, что они активно участвуют в обменных процессах организма, встраиваясь в цепочки химических процессов и многократно их ускоряя, что дает метаболизму необходимую скорость и интенсивность. А учитывая то, что организм ребенка растет, ему необходим очень интенсивный обмен веществами и энергией, а значит – и витаминов детям необходимо достаточно много. Витамины позволяют полноценно усваиваться пищевым продуктам, помогая в нормальном физическом развитии и психо-эмоциональном комфорте. При недостатке одного или нескольких витаминов, цепочки обмена веществ нарушается, страдает какой-либо из видов обмена, а косвенно, весь организм в целом. При дефиците витаминов активность ребенка снижается, он становится подвержен простудам, инфекциям, его сопротивляемость неблагоприятным внешним факторам снижается. Как результат – возникает состояние витаминной недостаточности разной степени выраженности.

Читайте также:  Морской кальций с витаминами для детей

Дефицит витаминов и его степени

По степени тяжести дефицита витаминов можно разделить три степени, от самой тяжелой к самой легкой. Самая тяжелая степень – авитаминоз, описана в книгах как серьезные и очень тяжелые болезни, в современной жизни практически не встречается, разве что в тяжелых социальных условиях, при войнах и т.д. А вот гиповитаминозы и скрытый дефицит (минимальная обеспеченность витаминами) встречаются часто.

Авитаминоз – это тяжелое состояние организма, характеризующееся практически полным отсутствием определенного витамина в теле ребенка. Такое обычно бывает при цинге, болезни бери-бери, в результате длительного голодания, истощения, поступления в организм блокаторов витаминов и тяжелой «химии», при тяжелых патологиях пищеварительной системы. В обычных условиях практически не возникает. А вот гиповитаминозы – это состояние пониженного содержания в организме витаминов или одного витамина, при котором его количества не хватает на нужды организма и возникают признаки страдания организма. При гиповитаминозе могут проявляться незначительные и неярко выраженные признаки гиповитаминоза, но при этом могут возникать множественные неспецифические признаки – повышение утомляемости, пониженный аппетит и раздражительность. Такое может проявляться в условиях длительной интоксикации, наличие в организме паразитов, при острых или хронических заболеваниях, при болезных органов пищеварения.

Минимальное обеспечение или скрытый дефицит витаминов – это наиболее частое у детей состояние. При этом для поддержания минимально возможного обмена веществ этих количеств витаминов хватает, но малейшие нагрузки и болезни сразу выявляют дефицит витаминов, и организм работает с усилиями или на пределе своих возможностей. Ярких проявлений у подобного состояния, в отличие от гиповитаминозов и авитаминоза – нет, но общие неспецифические проявления могут быть достаточно яркими. Такое состояние минимального обеспечения витаминами возникает при болезнях, в периоды очень интенсивного роста и периоды нагрузок (умственных и физических), в смены сезона, при акклиматизации и при нерациональном питании. Дефицит может возникать при использовании в питании полуфабрикатов и рафинированных продуктов, которые в процессе приготовления лишаются большей части витаминов.

Это состояние не имеет ярких клинических симптомов, но обычно приводит к снижению иммунной реактивности – возникают частые простуды, возникает сильная усталость при нагрузках – психических и физических, дети слабеют, медленно выздоравливают после простуд и могут приобретать хронические патологии. Именно дети рискуют получить дефицит витаминов, так как их тело активно растет и клетки активно делятся, им для роста и развития требуется повышенное количество витаминных и минеральных веществ. А так после трех лет питанию детей уделяют уже не столь много внимания, тогда и проблема становится более актуальной.

Причины дефицита витаминов

Среди причин дефицита витаминов можно выделить внешние причины, влияющие на организм малыша, и внутренние проблемы – связанные с функционированием организма. Гиповитаминозы и скрытый дефицит витаминов обычно проявляется одновременно проблемами нескольких витаминов или витамино-подобных веществ, но обычно для развития гиповитаминозов необходимо влияние сразу нескольких причин, тогда проявления будут более отчетливыми и выраженными.

Лидирующими в списке причин дефицита витаминов будут:

— слишком ограниченное поступление витаминов с пищей как результат нерационального питания – это может быть и строгая диета кормящей матери в периоде грудного вскармливания, и кормление малыша неадаптированными молочными смесями на первом году, неправильное введение прикорма, неверное его приготовление с потерей всех необходимых витаминов, неверное хранение продуктов питания, приготовление продуктов с несоблюдением техники приготовления, длительное хранение еды в холодильнике;

— нерациональное питание ребенка с избытком жирных и углеводистых продуктов, при этом с дефицитом белка, продуктов с витаминами, свежих овощей, зелени, салатов, фруктов. Это приводит к нарушению баланса в питании между витаминами и другими компонентами пищи;

— возникновение острых заболеваний (кишечные инфекции, респираторные инфекции, обострение хронической патологии), что приводит к проблемам во всасывании витаминов и активном их расходовании на нужды организма, истощению запасов витаминов, имеющихся в организме;

— наличие врожденных или хронических аномалий и патологий пищеварительного тракта, что сопровождается нарушенным всасыванием питательных веществ, в том числе и витаминов, нарушения в обмене веществ, наличие сахарного диабета, глистных инвазий, незрелость ферментов кишечника;

— наличие врожденных или наследственных патологий, которые приводят к сбоям в обмене веществ, и как результат – нарушению в обмене витаминов;

— длительный прием некоторых медикаментов, в том числе антибиотиков, противосудорожных препаратов, поступление в организм вредных веществ, токсинов;

— периоды активного расходования витаминов при усиленных нагрузок на организм во время ростовых скачков, адаптации к детскому саду или школе, при активных занятиях спортом, смене климата и местности, при эмоциональных стрессах;

— при проживании в условиях плохой экологии, малом количестве прогулок, физической активности, в условиях социальной неблагополучности.

источник

Витаминная недостаточность — патологическое состояние, обусловленное снижением обеспечения организма детей тем или иным витамином или нарушением его функционирования в организме. Возникновение этих состояний обусловлено важностью витаминов для нормальног

Витаминная недостаточность — патологическое состояние, обусловленное снижением обеспечения организма детей тем или иным витамином или нарушением его функционирования в организме. Возникновение этих состояний обусловлено важностью витаминов для нормального функционирования многочисленных физиологических и метаболических процессов.

В зависимости от глубины и тяжести витаминной недостаточности, выделяют три ее формы: авитаминоз, гиповитаминоз и субнормальную обеспеченность витаминами (обозначаемую также маргинальной или биохимической формой витаминной недостаточности).

Под авитаминозами понимают состояние практически полного истощения витаминных ресурсов организма, сопровождающееся возникновением симптомокомплекса, характерного и специфического для дефицита того или иного витамина (например, цинги, пеллагры и др.). Под гиповитаминозами понимают состояние резкого (но не полного) снижения запасов витаминов в организме, вызывающее появление ряда в основном малоспецифических и нерезко выраженных клинических симптомов, нередко общих для различных видов гиповитаминозов (как, например, снижение аппетита и работоспособности, быстрая утомляемость и т. п.), а также некоторых более специфических микросимптомов. Субнормальная обеспеченность витаминами представляет собой доклиническую стадию дефицита витаминов, проявляющуюся в основном нарушениями метаболических и физиологических реакций, в которых участвует данный витамин, а также отдельными клиническими микросимптомами. Перечислим основные причины возникновения витаминной недостаточности у детей и подростков.

I. Алиментарная недостаточность витаминов.

  • Нерациональное питание, вызывающее дефицит витаминов в пищевых рационах беременных женщин и кормящих матерей, приводящий, в свою очередь, к снижению запасов витаминов в организме новорожденного ребенка и уменьшению их уровня в грудном молоке.
  • Нерациональное искусственное вскармливание с преимущественным использованием кефира, коровьего молока и других неадаптированных молочных смесей.
  • Несвоевременное и недостаточное введение продуктов прикорма в питание детей первого года жизни.
  • Низкое содержание витаминов в суточных рационах питания детей дошкольного и школьного возраста, обусловленное нерациональным построением пищевых рационов и ограниченным потреблением продуктов-витаминоносителей.
  • Потери и разрушение витаминов в процессе технологической переработки продуктов питания, их длительного и неправильного хранения и нерациональной кулинарной обработки.
  • Действие антивитаминных факторов, обусловленных содержанием продуктов.
  • Присутствие в продуктах витаминов в малоусвояемой форме. Разбалансировка химического состава рационов и нарушение оптимальных соотношений между витаминами и другими нутриентами и отдельными витаминами.
  • Пищевые извращения и религиозные запреты, налагаемые на потребление ряда продуктов у некоторых народностей.
  • Анорексия, в том числе нервная анорексия.

II. Угнетение роста нормальной кишечной микрофлоры, продуцирующей ряд витаминов.

  • Болезни желудочно-кишечного тракта.
  • Нерациональная химиотерапия.

III. Нарушения ассимиляции и метаболизма витаминов.

    Нарушения всасывания витаминов в желудочно-кишечном тракте:

– поражение гепатобилиарной системы;

– конкурентные отношения с абсорбцией других витаминов и нутриентов;

– врожденные дефекты и (или) незрелость транспортных и ферментных механизмов абсорбции витаминов.

  • Утилизация поступающих с пищей витаминов кишечными паразитами и патогенной кишечной микрофлорой.
  • Нарушение нормального метаболизма витаминов и образования их биологически активных форм:

    – приобретенные заболевания, действие инфекционных агентов.

    Нарушения образования транспортных форм витаминов:

    – вследствие незрелости метаболических процессов (недоношенность и др.);

  • Антивитаминные эффекты лекарственных веществ и других ксенобиотиков.
    1. Спиричев В. Б. Современные представления о роли витаминов в питании. Методы оценки и контроля витаминной обеспеченности населения. М.: МОИП, 1984. С. 1–26.
    2. Present knowledge in nutrition — ILSI Press , Wash., DC, 1996, 109-236, 7th-ed by Ziegler E., Filer L. J.
    3. Конь И. Я., Покровский А. А. Значение витаминов в питании здоровых и больных людей: Справочник по диетологии. М., 1992. С. 30–42.
    4. Schwarz K. B. Vitamins in: Nutrition in pediatrics — ed. by Walker, Walkins, Decker, Ins. Pabl., Hamilton L. 1997, 115–136.
    5. Handbook of vitamins, 2-nd ed., ed by Macklin L., Dekker, N-Y, 420 p.
    6. Complete book of vitamins and minerals ed. by McDonald A. et al., Public. Int., 1993, 384 p.
    7. Конь И. Я. Проблемы взаимодействия витамина А и ксенобиотиков // Вестник АМН СССР. 1986. № 12. С. 22–38.
    8. Спиричев В. Б., Конь И. Я. Биологическая роль жирорастворимых витаминов // Итоги науки и техники. Серия «Физиология человека и животных». 1989. Т. 37. 220 с.
    9. Конь И. Я., Тоболева М. А., Димитриева С. А. Дефицит витаминов у детей: основные причины, формы и пути профилактики у детей раннего и дошкольного возраста // Вопросы современной педиатрии. 2002. Т. 1. № 2. С. 62–67.

    И. Я. Конь, доктор медицинских наук, профессор
    Н. М. Шилина, кандидат биологических наук
    НИИ питания РАМН, Москва

    источник

    У детей в связи с процессами роста потребность в витаминах повышена. Суточная потребность детей разного возраста в основных витаминах представлена в таблице.

    Особое значение в детском питании имеют витамины, оказывающие влияние на процессы роста. К ним относятся главным образом ретинол (витамин А), кальциферол (витамин D2).

    Витамин Α является истинным фактором роста. Известно его влияние на интенсивность роста скелета, на функцию эндокринных желез, особенно гипофиза, состояние и функция которого обусловливают нормализацию процессов роста. Известно также значение витамина Α для поддержания нормального состояния покровных тканей и их защитных свойств.

    Потребность в витамине Α удовлетворяется как за счет самого витамина Α, так и за счет его провитамина — каротина. Источниками витамина Α в детском питании являются молоко и молочные продукты, сливочное масло, сметана, яйца, печень, мясо, рыба.

    Возраст в годах Витамины в мг
    B1 B2 PP B6 C
    1-1,5 0,8 1,1 9 0,9 35
    1,5-2 0,9 1,2 10 1,0 40
    3-4 1,1 1,4 12 1,3 45
    5-6 1,2 1,6 13 1,4 50
    7-10 1,4 1,9 15 1,7 50
    11-13 1,7 2,3 19 2,0 60
    14-17 (юноши) 1,9 2,5 21 2,2 80
    14-17 (девушки) 1,7 2,2 18 1,9 70

    Источник каротина в детском питании — морковь. Она представляет особую ценность, так как в ней каротин часто представлен в водорастворимой форме. В качестве источника каротина в датском питании могут быть фрукты и ягоды, свежие, консервированные и сухие (абрикосы), а также шиповник, в котором каротин, по-видимому, представлен в водорастворимой форме.

    Потребность в витамине Α составляет для детей в возрасте 1-6 лет 3300 ИЕ (1 мг) и в возрасте 7-15 лет 5000 ИЕ (1,5 мг).

    Другим витамином, стимулирующим рост, является кальциферол, или витамин D2. Регулируя фосфорно-кальциевый обмен, он способствует нормальному развитию и оссификации скелета. Вряд ли можно рассчитывать на полное удовлетворение потребности детского организма в витамине D за счет экзогенного его поступления в составе пищи.

    Пребывание детей летом и весной вне помещений, на открытом воздухе и облучение их солнечным светом позволяет использовать наиболее полно эндогенный синтез витамина D.

    В предупреждении D-витаминной недостаточности зимой, когда отсутствует естественный источник ультрафиолетовых лучей, успешно могут использоваться искусственные источники ультрафиолетовых лучей для систематического облучения детей в специальных фотариях или непосредственно в детских учреждениях. Суточная потребность в витамине D около 500 ИЕ.

    Применение препаратов витамина D и его дозировка требуют осторожности. Введение избыточных количеств витамина D небезразлично для организма. Применение препарата витамина D должно производиться только по назначению врача. В условиях ультрафиолетовой недостаточности (на Крайнем Севере) потребность в витамине D повышается до 2000 ИЕ.

    В детском питании важное значение имеют токоферолы, которые косвенным путем оказывают существенное влияние па рост и развитие организма. Способность их содействовать накоплению витаминов Α и D во внутренних органах (печени, почках) и тканях, а также стимулирование токоферолами процесса превращения в организме каротина в витамин Α позволяет рассматривать их как фактор, косвенно влияющий на рост организма.

    Другие витамины также оказывают влияние на процессы роста. Так, аскорбиновая кислота наряду со своей многообразной биологической ролью способствует нормальному развитию соединительной ткани у детей, образованию остеоидной ткани в костях, дентина в зубах.

    На процесс роста оказывает влияние уровень обеспеченности детского организма витаминами B1, В2, В6, пантотеновой и парааминобензойной кислотой.

    источник