Меню Рубрики

Витамины в питании детей в детском саду

Зачем нужны и чем так важны и необходимы витамины для здоровья детей?

Витамины — отвечают за здоровье внутренних органов, слаженную работу эндокринной, нервной систем, регулируют обмен веществ.

Если в детском организме не хватает витаминов, он начинает функционировать в усиленном режиме. Возникают быстрая утомляемость, судороги в ногах, головные боли, ухудшается память, происходит задержка в развитии (умственное или физическое отставание).

Помните, в детском и подростковом возрасте витамины нужны в большем количестве, чем для взрослого человека, поскольку в данный период происходит интенсивное формирование организма. Залог здоровья — правильное питание. О днако из-за плохой экологии, содержание питательных веществ в продуктах катастрофически снизилось. Интересно, что за последние тридцать лет количество органического витамина С в растениях уменьшилось на 90 %. А дети, ко всему, подвержены стрессам, нагрузкам, избирательны в еде. В итоге организм систематически недополучает нутриенты, начинаются отклонения в развитии.

Чем опасна нехватка витаминов для ребенка?

В возрасте активного развития, большинство ребят посещают общественные места (детские садики, театры, кино, парки), расширяется социальная жизнь ребенка, что ведет к резкому возрастанию риска подхватить острые респираторные инфекции. Тут-то и становится актуальным вопрос о необходимости дополнительного употребления витаминно-минеральных комплексов для повышения иммунитета.

В период «перестройки» организма ребенка нехватка нутриентов приводит к возникновению следующих проблем:

  • ухудшению памяти, аппетита;
  • гормональному дисбалансу;
  • нарушению сна;
  • замедлению роста, развития;
  • повышенной утомляемости;
  • апатии, вспышкам раздражительности, нервозам;
  • частым инфекционным заболеваниям;
  • головным болям;
  • расшатыванию зубов, кровоточивости десен;
  • медленному заживлению ран;
  • бледности кожных покров;
  • ломкости ногтей, волос;
  • сухости кожи;
  • хронической усталости;
  • анемии, слабости;
  • образованию язв на языке, трещинок в уголках рта;
  • светочувствительности глаз.

В результате ребенок становится вялым, раздражительным, плохо кушает и спит. Чтобы устранить данные последствия родителям рекомендуется обогатить рацион дитя свежими фруктами, овощами, зеленью, орехами, злаками и регулярно в весенний и осенний период проводить витаминную терапию с профилактической целью.

Классификация нутриентов.

Витамины делятся на следующие группы:

Монокомпонентные, содержат один вид органических соединений. К ним относят аскорбиновую кислоту, витамины А, Е, К, D.

Многокомпонентные, представляют собой симбиоз нутриентов. В состав поливитаминов входят от двух до десяти веществ.

Витаминно-минеральные комплексы. В составит таких препаратов входят макро- и микроэлементы. Они более сбалансированы, чем моно и многокомпонентные витамины. Благодаря наличию минералов, данные комплексы имеют гораздо шире спектр действия: поддерживают зрительные функции, укрепляют кости, зубы, улучшают память, поднимают иммунитет.

Формы выпуска витаминов для ребенка:

  • жевательные пастилки;
  • таблетки;
  • сиропы;
  • капли;
  • порошки;
  • мармеладные фигурки;
  • леденцы;
  • гель;
  • шипучие таблетки.

Чтобы детские препараты были приятными на вкус и привлекали внимание малышей, в них добавляют красители и ароматизаторы. Перед покупкой убедитесь, что выбранный комплекс подходит по возрасту ребенку. Рекомендуется отдавать предпочтение витаминным средствам с точной дозировкой (леденцам, пастилкам, фигуркам). Детям до года не давайте препараты, которые требуют точного замера дозы (сиропы, гели), поскольку можно подвергнуть чадо риску передозировки.

Главные витамины для ребенка.

Интересно, что большинство нутриентов при попадании в детский организм выполняют функции, которые не происходят в теле взрослого человека после приема комплекса. Они способствуют биологическим процессам роста, разделению тканей и внутренних органов по назначениям.

Список основных витаминов:

Витамин А. Синтезирует белки, участвует в формировании скелета и нормального зрения у ребенка, участвует в развитии легких, пищеварительного тракта, регенерации слизистых оболочек. 1/3 суточной потребности бета-каротина должны составлять яйца, кисломолочные напитки, сливочное масло, сливки, а 2/3 – продукты растительного происхождения (томаты, морковь, абрикосы, сладкий перец).

Витамин В1. Поддерживает умственную деятельность, нормальное протекание углеводного обмена в организме, улучшает усвоение нутриентов из пищи. Источники тиамина: орехи, гречка, кукуруза, картофель, фасоль.

Витамин В2. Отвечает за хорошее состояние кожных покров, ногтей, волос, поддерживает рост чада. Продукты, богатые рибофлавином: рыба, сыр, молоко, курица.

Витамин В6. Регулирует работу нервной системы, нужен для улучшения памяти, формирования красных кровяных телец, развития иммунитета ребенка. Пиридоксин присутствует в субпродуктах, зеленом перце, капусте, говядине, яйцах.

Витамин В9. Поддерживает кожу в хорошем состоянии, предупреждает малокровие. Особенно нуждаются в фолиевой кислоте больные дети, которым следует ее давать для аппетита. Природные источники: грибы, лук, морковь, петрушка, печень.

Витамин В12. Участвует в кроветворении, активирует работу нервной системы малыша. Цианокобаламин находится в морепродуктах, сое, яйцах, сыре, курице.

Витамин С. Защищает ребенка от бактерий, вирусов, тормозит развитие аллергических реакций, укрепляет кровеносные сосуды, нейтрализует действие свободных радикалов. Аскорбиновая кислота сосредоточена в цитрусовых плодах, шиповнике, облепихе, клубнике, рябине.

Витамин D. Регулирует количество кальция, магния в организме дитя. Нужен для полноценного развития скелета. Поступает в организм с молоком, сливочным маслом, печенью животных или рыб, яйцами.

Витамин Е. Увеличивает защитные силы организма и стабилизирует работу кровеносной, мышечной, нервной систем. Токоферол борется со свободными радикалами, поддерживает половое развитие подростков. Токоферол содержится в латуке, яйцах, семенах, льняном, кунжутном маслах.

Витамин РР. Регулирует обмен веществ и обеспечивает усвоение всех необходимых компонентов еды: минералов, жиров, белков, углеводов. Кроме того, никотиновая кислота преобразует глюкозу и триглицериды в энергию, что способствует росту тканей у ребенка. Источники соединения: арахис, кедровые орехи, горох, кальмар.

Витамин Н. Поддерживает здоровье кожи. Продукты, богатые биотином: кукуруза, фисташки, овсянка, ячневая крупа.

Витамин К. Участвует в работе кровеносной системы. Менадион содержится в цветной капусте, репчатом луке, брокколи.

Железо. Снабжает внутренние органы ребенка кислородом, участвует в кроветворении, формировании гемоглобина. Рекомендуется к приему детям с 1 года. Продукты, содержащие железо: зеленые овощи, мясо кролика, индейка.

Цинк. Ускоряет заживление ран, поддерживает остроту зрения, участвует в формировании костей малыша, укрепляет иммунитет, высвобождает витамин А. Микроэлемент присутствует в бобовых, орехах, морепродуктах. Больше всего организм ребенка нуждается в цинке с двух до трех лет.

Кальций. Участвует в обменных процессах, служит основой костной ткани, нужен для роста и функционирования нервных клеток. Содержится в молочных продуктах, шиповнике, лесных орехах, кунжуте, маке.

Фосфор. Выступает «энергоносителем» – доставляет энергию по клеткам. Вместе с кальцием поддерживает крепость костной ткани. Природные источники фосфора: молоко, морепродукты, сухие дрожжи, творог.

Магний. Участвует в передаче нервных импульсов, оказывает антистрессовое действие. Микроэлемент устраняет раздражительность, истерику, беспокойный сон у ребенка. Природные источники магния: гречка, соя, отруби, тыквенные семечки.

Кальций, фосфор и магний рекомендуется давать детям от 3 лет.

Таким образом, это главные витамины и макро-, микроэлементы, необходимые для подрастающего организма малыша. Суточная потребность каждого нутриента зависит от возраста ребенка. Легче всего снабжать организм ребенка витаминами и минералами при помощи детских мультивитаминных комплексов. Не забывайте о необходимости организации полноценного питания: обогатите его свежими овощами, фруктами, зеленью и молочнокислыми изделиями.

В любом возрасте для ребенка губительны нехватка и избыток нутриентов в организме. Помните, аптечные витамины принимают 1–2 раза в год по 3–4 недели. В поисках препарата не зацикливайтесь исключительно на искусственных добавках.

Принципы выбора и приема витаминов.

Поливитаминные комплексы для растущего организма должны соответствовать следующим требованиям:

  • укреплять защитные функции;
  • адаптировать организм к повышенным физическим, эмоциональным нагрузкам;
  • быть гипоалергенны;
  • без искусственных красителей, консервантов;
  • улучшать интеллектуальное развитие.

Рекомендуется остановить выбор на препаратах фармацевтических фирм, которые зарекомендовали себя и имеют положительные отзывы. Чтобы уберечь ребенка от подделки, не покупайте витаминно-минеральные комплексы с рук, по интернету, вне аптек, поскольку их качество и состав вызывают сомнения.

Как правильно принимать витамины детям?

При первичном приеме нутриентов следите за состоянием ребенка, поскольку новые препараты, как и продукты, могут вызвать аллергию.

После покупки храните сладкие пастилки, леденцы или сироп в темном недоступном для детей месте (на верхней полке навесного кухонного шкафа). Они должны строго дозироваться, в соответствии с инструкцией или назначением педиатра, взрослыми.

Самый благоприятный период для насыщения растущего организма питательными соединениями – это май-июнь и сентябрь-октябрь. Начинать прием витаминных комплексов во время летней жары, разгара простудного сезона не разумно.

Препараты употребляют курсами, на протяжении двух-трех недель с трехмесячным перерывом. Желательно их принимать с пищей в первой половине дня, когда энергозатраты максимальны, а организм находится в состоянии бодрствования и может хорошо усваивать полезные вещества.

Летом откажитесь от таблетированных витаминов в пользу природных источников нутриентов (овощей, фруктов, зелени). Для укрепления иммунитета прием комплексов рекомендуется сочетать с занятиями спортом и закаливающими процедурами.

Вывод о витаминах.

Витамины для детей – это питательные вещества, которые участвуют в полноценном формировании организма, физического и умственного развитии ребенка.

Каждому возрасту соответствует своя комбинация необходимых нутриентов. Для грудничков достаточно тех витаминов и минералов, которые содержатся в материнском молоке. Дети дошкольного возраста испытывают потребность в соединениях А, С, D, Е, В, цинке. А подростки нуждаются в РР, D3, омеге-3, кальции, фосфоре, железе.

Помните, запастись водорастворимыми витаминами (В, С, Н) не удастся, так как они не накапливаются в организме, их излишек выводится с мочой. «Про запас» могут откладываться только жирорастворимые нутриенты (А, D, Е), однако передозировка их может вызвать интоксикацию организма.

Гипервитаминоз (переизбыток витаминов) не менее опасен, чем авитаминоз, поэтому перед приемом витаминов ОБЯЗАТЕЛЬНО проконсультируйтесь с вашим педиатром.

Родители помните — главным источником витаминов для детей всех возрастов должна оставаться пища, правильное и сбалансированное питание!

Правильное питание необходимо для хорошего здоровья и отменного самочувствия. Продукты должны быть не только вкусными, но и наиболее полезными для растущего организма ребенка.

Самые полезные продукты питания:

Овощи — богаты клетчаткой, витаминами, минеральными веществами, растительным белком и микроэлементами, максимально важными для растущего организма.

В рационе ребенка должны быть такие полезные овощи, как:

-морковь, которая является главным источником каротина. Ведь именно он отвечает за рост клеток, обеспечивает здоровье кожи, глаз и слизистых;

-разнообразные сорта капусты. Этот продукт всегда должен быть в рационе по рекомендациям врачей и диетологов. Капуста содержит самые необходимые микроэлементы, витамины и клетчатку, способствует очищению крови от холестерина, укрепляет иммунную систему. Особенно полезны брокколи и цветная капуста. А если организм страдает от недостатка йода, в меню желательно включить морскую капусту;

-чеснок и лук. В них содержатся фитонциды, которые укрепляют иммунитет, повышают стойкость организма к разным бактериям, вирусам и токсинам. Благодаря своим противовоспалительным и бактерицидным свойствам лук и чеснок очень высоко ценятся;

-помидоры. В томатах есть лютеин, ликолин и другие полезные компоненты. Они способствуют улучшению пищеварения и повышению аппетита, полезны при низком гемоглобине, высоком давлении и проблемах с сердечно-сосудистой системой;

-сладкий перец. В этом вкусном овоще содержится много витамина С, Р и калия. Он полезен при сахарном диабете, бессоннице, анемии и малокровии;

-зелень. Это укроп, петрушка, шпинат, руккола, базилик. Все они обладают низкой калорийностью, прекрасно подходят для борьбы с лишними килограммами. Зеленолистные овоще полезно употреблять сырыми и свежими.

Фрукты — как и овощи, являются необходимой составляющей частью в рационе питания ребенка. Они богаты питательными компонентами и витаминами, незаменимы для нормальной работы пищеварения, эндокринной системы и сердца.

Максимально полезные фрукты:

-яблоки и другие семечковые фрукты. Содержат много клетчатки, пектина, витамина С и антиоксидантов. Если употреблять этот вкусный фрукт регулярно, тогда холестерин всегда будет в норме. Также яблоки помогают снизить избыточный вес;

-цитрусовые (апельсин, лимон, грейпфрут, мандарин). Это главные источники витамина С в организме. Также они содержат калий и фолиевую кислоту, которые необходимы для здоровья клеток;

-тропические фрукты. Среди них банан, ананас, манго, киви. Они содержат те же микроэлементы и витамины, что и цитрусовые. Но также и марганец, который полезен для костей, щитовидки и нервной системы;

-косточковые плоды (слива, абрикос, вишня) помогают обеспечить организм бета-каротином, калием и витамином С.

Ягоды — их можно выделить в отдельную категорию: это черника, клюква, облепиха, брусника, клубника, малина, ежевика и другие. Они содержат огромное количество антиоксидантов, микроэлементов и витаминов. Ягоды можно употреблять как самостоятельное блюдо, готовить из них варенье и компоты. Но для сохранения всех питательных свойств, их лучше замораживать.

Крупы и бобовые: как правильно выбрать среди самых полезных продуктов питания?

Врачи всегда рекомендуют включать в меню ребенка самые полезные крупы. Они необходимы всем. Не только тем, у кого есть проблемы с ЖКТ и здоровьем. Рацион должен быть полноценным. Крупы и каши ребенку следует употреблять регулярно.

Овсяные хлопья обязательно должны быть в здоровом меню. Овсянка содержит большое количество клетчатки, витаминов и микроэлементов. Она очищает организм от шлаков, холестерина и токсинов. Эти целебные свойства сохранятся, если кашу готовить на воде. Особенно полезны хлопья при гастрите и язве желудка.

Гречневая крупа является лидером по минимальному содержанию калорий. Поэтому её включают в разные виды диет. Она содержит много железа и магния. У гречки минимальный гликемический индекс, благодаря этому продукт полезен при сахарном диабете.

Очень полезен бурый нешлифованный рис. Он очищает организм от шлаков и содержит мало калорий. А вот всем привычный белый очищенный рис диетологи именуют бесполезным источником калорий, так как продукт практически не содержит полезных компонентов.

Массой полезных свойств обладает и перловая крупа. В ней содержится белок, фосфор, калий, клетчатка. Каша хорошо подходит тем, кто страдает аллергией.

Также полезно пшено. Этот продукт способствует интенсивному очищению кишечника, выведению шлаков и солей металлов из организма. Так как в пшене много углеводов, будет долго ощущаться сытость. Однако не стоит его употреблять при панкреатите и сахарном диабете.

В горохе, фасоли, чечевице, нуте содержится очень много клетчатки. Бобовые являются самым лучшим растительным источником белка. Питательные вещества в их составе, способствуют снижению холестерина. Что помогает предотвратить остеопороз, ишемию, диабет.

Рыба и морепродукты — огромная польза для ребенка!

Рыба — легко усваивается и хорошо переваривается, в отличие от мяса. Этот ценный продукт, как и другие дары моря, содержит мало насыщенных жиров, много белка, фосфора и Омега-3, которые помогают организму избавиться от токсинов и ядов. Если регулярно употреблять рыбу, можно предотвратить появление ряда заболеваний. Среди них: аллергия, остеопороз, экзема, астма, диабет и другие.

Очень полезно употреблять рыбу семейства лососевых. В ней много белка и витаминов, которые необходимы для нормальной работы мозга и хорошей памяти. Также много ценных компонентов содержит и форель. А факто того, что рыба обитает лишь в чистой воде, говорит сам за себя. Более 22% белка содержит тунец. Его хорошо употреблять с диетической целью, когда нужно сбросить лишний вес, не потеряв мышечную массу.

По питательным веществам в своём составе одно из первых мест занимают моллюски (устрицы, мидии, улитки). Эти морепродукты являются диетическими и хорошо усваиваются. Много протеина и белка, и по минимуму калорий, содержится в креветках.

Другие полезные для организма ребенка продукты.

В рацион ребенка так же желательно включать орехи, которые являются источником разных групп витаминов, углеводов и белка. Их можно добавлять в другие блюда либо употреблять отдельно. Орехи заряжают организм энергией и быстро насыщают. Самые полезные – миндаль, грецкий орех, кешью, фундук, кокос, макадамия.

Яйца – очень питательный и здоровый продукт. В них есть витамины В, А, Е, железо, фолиевая кислота, калий, селен, полноценный белок. Диетическими и менее аллергенными считаются перепелиные яйца.

Хлеб — лучше употреблять цельнозерновой. Так как продукт содержит грубые волокна, он будет способствовать улучшению работы кишечника, удалению вредных солей и ядовитых продуктов распада из организма.

Диетологи советуют обязательно включать в рацион детей и молочные продукты. Они хорошо влияют на микрофлору кишечника и насыщают организм кальцием и витамином D.

Полезных для организма ребенка продуктов — огромное колличество! Мамы и папы, мы надеемся, что наши советы помогут вам сориентироваться в многообразии продуктов питания и витаминов.

Правильное и сбалансированное питание – залог хорошего самочувствия. Поэтому очень важно грамотно составлять рацион ребенка, чтобы в раннем возрасте заложить фундамент здоровья и прекрасного настроения на долгие годы.

источник

Витамины, представляя собой органические соединения, сами по себе не являются пластическим материалом, но они имеют огромное значение для обмена веществ в организме.

Витамины не синтезируются в организме, а поступают с продуктами питания. Потребность организма в различных витаминах выражена в разной степени. Постоянно и в полном объеме организм нуждается в таких витаминах, как витамины А, группы В (В1, В2, В3, РР, В5, В6, В9, В12), С, Е и др.

Все витамины делятся на жиро-растворимые (А, Д, К, Е), водорастворимые (С, В, Р, РР) и витаминоподобные соединения.

Витамин А (ретинол) — нужен для нормального роста ребёнка, для поддержания нормальной остроты зрения и состояния кожи.

Содержится только в животных тканях. Много витамина А в печени морских рыб: морского окуня, трески, палтуса. В меньшем количестве он содержится в яичном желтке, сливочном масле, сливках, молоке.

Растительные продукты не содержат витамина А. В растениях, имеющих оранжевую или зелёную окраску, находится пигмент каротин и каротиноиды, которые в организме под влиянием каротиназы превращаются в витамин А. Каротин накапливается в печени, где и превращается в витамин. Источником каротина являются шиповник, красная морковь, зелёный горошек, тыква, томаты, абрикосы, рябина, облепиха, зелёный лук, дыня и др. Витамин А и каротин хорошо переносят нагревание в закрытой посуде, но быстро окисляются и разрушаются в присутствии солей тяжёлых металлов, в кислой среде, под воздействием кислорода, воздуха и на солнце.

Читайте также:  Укрепление костей у детей витамины продукты

Витамин Д (антирахитический). Регулирует обмен кальция и фосфора в организме и способствует наилучшему использованию их солей костной тканью. Наиболее изучены два вида витамина Д: Д2 и Д3. Витамин Д2 получается искусственно путём облучения эргостерина, добываемого из дрожжей и некоторых растений. Витамин Д3 находится в продуктах животного происхождения. В настоящее время его получают синтетически из холестерина.

Большое количество витамина Д содержится в печени некоторых рыб — палтуса, трески, тунца. Особенно много витамина Д в летнее время в яичном желтке, сливочном масле, сливках, меньше — в молоке. Отсутствует витамин Д в мясе, фруктах, овощах, зелени, в растительных маслах.

При недостаточном поступлении витамина Д в организм нарушается всасывание фосфорно-кальциевых солей, снижается их содержание в крови, ухудшается процесс костеобразования, развивается рахит. При рахите швы черепа и родничка медленно зарастают, изменяется форма головы ребёнка, грудной клетки, кости нижних конечностей искривляются в виде дуги, задерживается прорезывание зубов.

Витамин Д особенно необходим детям первого года жизни, однако и дети старшего возраста, безусловно, нуждаются в нем.

При рахите, вместе с витамином Д, рекомендуется давать детям различные фруктово-ягодные соки. При приёме соков, в особенности апельсинового, лимонного, в кишечнике создаются условия, способствующие повышению всасывания фосфорно-кальциевых солей.

Витамин С — аскорбиновая кислота. Этот витамин является одним из самых нужных веществ.

Витамин С не синтезируется организмом, а поступает с пищей, поэтому в рацион питания ребёнка должен содержать достаточное его количество.

Суточная потребность детей в витамине С в зависимости от возраста и сезона составляет 40—100 мг. Главным образом витамин С сосредоточен в печени, сердце, почках и тканях мозга.

Витамины группы В. Рассмотрим некоторые из них.

Витамин В1 имеет большое значение для нормальной деятельности нервной системы ребёнка. В организме человека он не образуется. Богаты витамином В1 пивные и пекарские дрожжи.

Витамин В2 входит в состав ряда ферментов, необходим для нормального обмена веществ. При его недостатке в организме появляются изменения на слизистой оболочке рта в виде автозного стоматита. В уголках рта и на слизистой оболочке губ появляются трещины, из которых образуются язвочки. На коже может появиться экзема.

Витамин РР или В3 (никотиновая кислота) — участвует в реакциях клеточного дыхания, в белковом обмене и нормализует секреторную функцию желудка, нормализует работу печени.

Группа витаминов В содержится животных и растительных продуктах. Источником этих витаминов являются грубые сорта муки, крупы, хлеб ржаной, горох, фасоль. Из животных продуктов — желток яйца, мясо, сыр, молоко.

В заключение хочется подчеркнуть, что разнообразное, полноценное, со вкусом приготовленное питание, частые прогулки на свежем воздухе избавят вашего ребёнка от недостатка витаминов, а значит дадут ему улыбку, хорошее настроение, отличное здоровье. Давайте мы, взрослые, будем об этом помнить.

источник

Витамины играют огромную роль во всех процессах жизнедеятельности организма. Особенно важно достаточное поступление витаминов в организм в период дошкольного возраста, отличающийся интенсивным развитием и формированием различных органов и систем, напряженностью обменных процессов, совершенствованием структуры и функций центральной нервной системы.

Витамины в детском питании

Витамины играют огромную роль во всех процессах жизнедеятельности организма. Они регулируют обмен веществ, участвуют в образовании фрагментов и гормонов, в окислительных реакциях, повышают сопротивляемость организма к различным заболеваниям, к воздействию токсинов, радионуклидов, низких или высоких температур и к другим вредным факторам окружающей среды.

Особенно важно достаточное поступление витаминов в организм в период дошкольного возраста, отличающийся интенсивным развитием и формированием различных органов и систем, напряженностью обменных процессов, совершенствованием структуры и функций центральной нервной системы.

Обычно детям не хватает витамина С, группы В, а также витамина А и бетакаротина. Это отрицательно сказывается на состоянии здоровья детей, отмечаются повышенная утомляемость, вялость, замедление темпов физического развития, ослабление иммунологической защиты, что приводит к росту заболеваемости, затяжному течению патологических процессов. Гиповитаминозы усугубляются при наличии у детей различной хронической патологии, особенно со стороны органов пищеварения.

В целях профилактики гиповитаминоза в рационы детей необходимо регулярно включать достаточное количество продуктов, являющихся основными источниками витаминов. Так, главными источниками витамина С являются различные овощи, фрукты, ягоды, зелень, а также картофель. К сожалению, в процессе хранения содержание витамина С в продуктах заметно снижается, например в картофеле. Лучше сохраняется витамин С в кислой среде (квашеная капуста), а также в консервированных продуктах, хранящихся без доступа воздуха (соленые овощи, зелень).

Витамин В1 (тиамин) имеет большое значение для нормального функционирования пищеварительной и центральной нервной систем, принимает активное участие в процессах обмена веществ. При его недостатке в организме отмечается повышенная утомляемость, мышечная слабость, раздражительность, снижение аппетита. Отмечено, что дефицит витамина В1 развивается в результате недостаточного содержания в рационе растительных масел, являющихся основными источниками полиненасыщенных жирных кислот.

Витамин В2 (рибофлавин) играет большую роль в углеводном и белковом обмене, способствует выработке энергии в организме, обеспечивает нормальное функционирование центральной нервной системы, способствует лучшему усвоению пищи, поддерживает в норме состояние кожи и слизистых оболочек. При недостатке этого витамина отмечается падение массы тела, развивается слабость, кожа становится сухой, в углах рта появляются трещины и корочки («заеды»). При выраженном дефиците витамина В2 может развиваться воспаление слизистой оболочки глаз (конъюктивит) и полости рта (стоматит).

Основными источниками витамина В2 являются молочные продукты, мясо, субпродукты, яйца, пивные и пекарские дрожжи.

Витамин А (ретинол) необходим для поддержания нормального зрения, процессов роста, хорошего состояния кожных покровов и слизистых оболочек. Он принимает непосредственное участие в образовании в сетчатке глаз зрительного пурпура – особого светочувствительного вещества. Определенную роль витамин А играет в выработке иммунитета.

При дефиците данного витамина в первую очередь снижается острота зрения в сумерках, развивается так называемая «куриная слепота»; у детей отмечаются задержки роста, снижение сопротивляемости к инфекционным заболеваниям.

Наиболее богаты витамином А рыбий жир, сливочное масло, субпродукты, яичный желток, сыр. В растительных продуктах содержится каротин, из которого вырабатывается витамин А. Каротином богаты зеленые части растений, а также овощи и фрукты оранжевой и красной окраски.

Содержание витаминов в основных пищевых продуктах

и их суточная потребность

Суточная потребность в витамине, мг

Печень, мясо, хлеб серый, крупа (овсяная, гречневая), горох, фасоль, соя, цветная капуста, дрожжи, пшено, зеленый горошек, виноград , абрикосы , свекла, лук.

Печень, яйца, сыр, молоко, творог, рыба, хлеб, цветная капуста, салат, крупа (овсяная, перловая), дрожжи, зеленый горошек, шпинат, морковь, горох, картофель, соя, слива, персики, малина

Соя, горох зеленый, цветная капуста, земляные орехи, рис, овес, картофель, морковь, дрожжи, пшеница, рожь, томаты, тыква, дыня

Соя, горох зеленый, картофель, капуста, томаты, пшеничные отруби (2,5 мг), кукуруза, дрожжи, груша.

Арбуз, дыня, грибы, дрожжи, земляника, малина, вишня , пшеница, земляные орехи, яблоки, картофель, капуста, морковь, петрушка, свекла.

Печень, сыр, молоко, рыба, морская капуста

Шиповник, черная смородина, облепиха, лимон, рябина, капуста, томаты, картофель, редис, репа, апельсин, кизил, клубника, яблоко, вишня.

A — ретинол (в растениях каротин)

Печень, рыбий жир, рыбная икра, сливки, молоко, сметана, морковь, облепиха, перец красный, шиповник, рябина, абрикос, мандарин, шпинат, щавель, салат, томаты, тыква, зеленый лук, дыня, айва.

Рыбий жир, сливочное масло, молоко, сметана, яичный желток, грибы, дрожжи

Облепиха, сладкий миндаль, кедровые орешки, фисташка, овес, кукурузные зародыши, семена подсолнечника, шиповник, рябина, капуста, горох, петрушка

источник

Наталья Деткова
Консультация для родителей «Роль витаминов в питании детей»

Витамины играют огромную роль во всех процессах жизнедеятельности организма. Они регулируют обмен веществ, участвуют в образовании ферментов и гормонов, в окислительных реакциях, повышают сопротивляемость организма к различным заболеваниям, к воздействию токсинов, радионуклеидов, низких или высоких температур и к другим вредным факторам окружающей среды.

Витамины практически не синтезируются в организме. Только некоторые из витаминов группы В в небольшом количестве образуются в кишечнике в результате жизнедеятельности существующих там микроорганизмов. И еще витамин Д синтезируется в коже человека под воздействием солнечных лучей, которые, к сожалению, не так часто нас балуют. Основными же источниками витаминов являются различные продукты питания.

Особенно важно достаточное поступление витаминов в организм в период дошкольного возраста, отличающийся интенсивным развитием и формированием различных органов и систем, напряженностью обменных процессов, совершенствованием структуры и функций центральной нервной системы. Проведенные обследования детей дошкольного возраста в различных регионах Российской Федерации свидетельствуют о недостаточном потреблении ими витаминов, особенно в зимне-весенний период.

Обычно детям не хватает витаминов С, группы В, а также витамина А и бета-каротина. Это отрицательно сказывается на состоянии здоровья детей, отмечаются повышенная утомляемость, вялость, замедление темпов физического развития, ослабление иммунологической защиты, что приводит к росту заболеваемости, затяжному течению патологических процессов.

Недостаток витаминов в питании приводит к авитаминозу или гиповитаминозу. Под авитаминозом понимают полное истощение запасов витаминов в организме, а под гиповитаминозом- снижение обеспеченности ими организма.

Гиповитаминозы усугубляются при наличии у детей различной хронической патологии, особенно со стороны органов пищеварения. Чаще всего Гиповитаминозы развиваются в результате нарушений в организации питания — при недостаточном включении в рационы свежих овощей и фруктов, молочных продуктов, мяса, рыбы. Большое значение имеют нарушения технологии приготовления пищи, неправильная обработка продуктов, в результате чего происходит значительное снижение их витаминной ценности.

В целях профилактики в рационы детей необходимо регулярно включать достаточное количество продуктов, являющихся основными источниками витаминов.

В КАКИХ ПРОДУКТАХ «ЖИВУТ» ВИТАМИНЫ

Витамин А — содержится в рыбе, морепродуктах, абрикосах, печени. Обеспечивает нормальное состояние кожи и слизистых оболочек, улучшает зрение и сопротивляемость организма в целом.

Витамин B1 — находится в рисе, овощах, птице. Укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение.

Витамин B2 — находится в молоке, яйцах, брокколи. Укрепляет волосы, ногти, положительно влияет на состояние нервов.

Витамин РР — в хлебе из грубого помола, рыбе, орехах, овощах, мясе, сушеных грибах. Регулирует кровообращение и уровень холестерина.

Витамин PP (Ниациновый эквивалент) — наиболее богаты рыба и томаты. Участвует в процессе метаболизма, окислительных и дыхательных процессах.

Витамин В6 — в цельном зерне, яичном желтке, фасоли. Благотворно влияет на функции нервной системы, печени, кроветворение.

Витамин В5 — в фасоли, цветном капусте, яичных желтках, мясе. Регулирует функции нервной системы и двигательную функцию кишечника.

Витамин B12 — в мясе, сыре, продуктах моря. Способствует кроветворению, стимулирует рост, благоприятно влияет на состояние центральной и периферической нервной системы.

Витамин В9 — в савойской капусте, шпинате, зеленом горошке. Необходим для роста и нормального кроветворения.

Витамин Н — в яичном желтке, помидорах, неочищенном рисе, соевых бобах. Влияет на состояние кожи, волос, ногтей и регулирует уровень сахара в крови.

Витамин С — в шиповнике, сладком перце, черной смородине, облепихе. Полезен для иммунной системы, соединительной ткани, костей, способствует заживлению ран.

Витамин D — в печени рыб, икре, яйцах. Укрепляет кости и зубы.

Витамин Е — в орехах и растительных маслах. Защищает клетки от свободных радикалов, влияет на функции эндокринных желез.

Витамин К— в салате, кабачках и белокочанной капусте. Регулирует свертываемость крови.

Бэта-Каротин – фрукты и овощи, которые окрашены в яркие, насыщенные оранжевый и желтый цвета, а также темно-зеленые листовые овощи. Способствует противостоять внешним опасностям.

Витамин В4 — в пророщенной пшенице, субпродуктах, яйцах. Принимает участие в жировом обмене, способствует очищению печени от жиров.

Консультация для родителей «Роль развивающих игр для детей 3–4 лет» Консультация для родителей “ Роль развивающих игр для детей 3-4 лет” Что нужно, чтобы ребёнок рос любознательным, умным, сообразительным?.

Консультация для родителей «Роль физических упражнений в развитии детей» Консультация для родителей «Роль физических упражнений в развитии детей» Важным фактором здоровья являются физические упражнения. Физические.

Консультация для родителей «Роль отца в воспитании детей» Роль отца в воспитании детей. Многие мужчины уверены, что уход за ребенком – не мужская работа. Это неправильная точка зрения. Можно быть.

Консультация для родителей «Роль папы в воспитании детей» Как много отец значит для своего ребенка? Ведь психологические особенности «папиных» сыновей и дочерей различны Какова роль отца в семье?.

Консультация для родителей «Роль развивающих игр для детей 3–4 лет» Консультация для родителей «Роль развивающих игр для детей 3 — 4 лет» Что нужно, чтобы ребёнок рос любознательным, умным, сообразительным?.

Консультация для родителей «Роль родителей в ознакомлении детей с родным краем» Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого — с любви к своей семье, к своему.

Консультация для родителей «Роль родителей в воспитании у детей любви к родному городу» Цель: Показать родителям возможные формы и методы работы по воспитанию у детей любви к родному городу. Чувство патриотизма так многогранно.

источник

Минеральные соли и микроэлементы

Минеральные соли и микроэлементы являются строительным материалом для органов, тканей, клеток и их компонентов. Обеспечить их поступление в организм особенно важно в период активного роста и развития ребенка .

Минеральные соли играют важную роль в обмене воды в организме, регуляции активности многих ферментов. Содержание макроэлементов в организме может составлять до 1 кг. Микроэлементы не превышают десятков или сотен миллиграммов.

В приведенной ниже таблице указаны основные, наиболее важные для детского организма вещества и их суточная норма для детей 3 (первая цифра) и 7 лет (вторая цифра).

Таблица среднесуточной нормы физиологической потребности организма в основных микро- и макроэлементах

Источник (продукты, содержащие элемент)

Суточная норма для детей 3-7 лет

Формирование костей и зубов, системы свертывания крови, процессы мышечного сокращения и нервного возбуждения. Нормальная работа сердца.

Молоко, кефир, ряженка, йогурт, сыр, творог.

Участвует в построении костной ткани, процессах хранения и передачи наследственной информации, превращения энергии пищевых веществ в энергию химических связей в организме. Поддерживает кислотно-основное равновесие в крови.

Рыба, мясо, сыр, творог, крупы, зернобобовые.

Синтез белка, нуклеиновых кислот, регуляция энергетического и углеводно-фосфорного обмена.

Гречневая, овсяная крупа, пшено, зеленый горошек, морковь, свекла, салат, петрушка.

Создают условия для возникновения и проведения нервного импульса, мышечных сокращений и других физиологических процессов в клетке.

Поваренная соль — натрий. Мясо, рыба, крупа, картофель, изюм, какао, шоколад — калий.

Составная часть гемоглобина, перенос кислорода кровью.

Мясо, рыба, яйца, печень, почки, зернобобовые, пшено, гречка, толокно. Айва, инжир, кизил, персики, черника, шиповник, яблоки.

Необходима для нормального кроветворения и метаболизма белков соединительной ткани.

Говяжья печень, морепродукты, бобовые, гречневая и овсяная крупа, макароны.

Участвует в построении гормона щитовидной железы, обеспечивает физическое и психическое развитие, регулирует состояние центральной нервной системы, сердечно-сосудистой системы и печени.

Морепродукты (морская рыба, морская капуста, морские водоросли), йодированная соль.

Необходим для нормального роста, развития и полового созревания. Поддержание нормального иммунитета, чувства вкуса и обоняния, заживление ран, усвоение витамина А.

Мясо, ряба, яйца, сыр, гречневая и овсяная крупа.

Для правильного роста и развития ребенку необходима пища, богатая витаминами. Витамины — это органические вещества с высокой биологической активностью. Они не синтезируются организмом человека или синтезируются в недостаточном количестве, поэтому должны поступать в организм с пищей. Витамины относятся к незаменимым факторам питания.

В отличие от белков, жиров и углеводов, витамины не могут служить строительным материалом для обновления и образования тканей и органов человеческого тела, не могут служить источником энергии. Но они являются эффективными природными регуляторами физиологических и биохимических процессов, обеспечивающих протекание большинства жизненно важных функций организма, работы его органов и систем.

В приведенной ниже таблице указаны основные, наиболее важные для детского организма витамины и их суточная норма для детей 3 (первая цифра) и 7 лет (вторая цифра).

Продукты, содержащие витамин

Суточная норма для детей 3-7 лет

Необходим для нормального функционирования нервной системы, сердечной и скелетных мышц, органов желудочно-кишечного тракта. Участвует в углеводном обмене.

Хлеб из муки грубого помола, крупы, зернобобовые (горох, фасоль, соя), печень и другие субпродукты, дрожжи, мясо (свинина, телятина).

Поддерживает нормальные свойства кожи, слизистых оболочек, нормальное зрение и кроветворение.

Молоко и молочные продукты (сыр, творог), яйца, мясо (говядина, телятина, птица, печень), крупы, хлеб.

Поддерживает нормальные свойства кожи, работу нервной системы, кроветворение.

Пшеничная мука, пшено, печень, мясо, рыба, картофель, морковь, капуста.

Поддерживает кроветворение и нормальную работу нервной системы.

Мясо, рыба, субпродукты, яичный желток, продукты моря, сыр.

Функционирование нервной, пищеварительной систем, поддержание нормальных свойств кожи.

Гречневая, рисовая крупа, мука грубого помола, бобовые, мясо, печень, почки, рыба, сушеные грибы.

Кроветворение, рост и развитие организма, синтез белка и нуклеиновых кислот, предотвращение ожирения печени.

Мука грубого помола, гречневая и овсяная крупа, пшено, фасоль, цветная капуста, зеленый лук, печень, творог, сыр.

Регенерация и заживление тканей, поддержание устойчивости к инфекциям и действию ядов. Кроветворение, проницаемость кровеносных сосудов.

Плоды и овощи: шиповник, черная смородина, сладкий перец, укроп, петрушка, картофель, капуста, цветная капуста, рябина, яблоки, цитрусовые.

А (ретинол, ретиналь, ретиное-вая кислота)

Необходим для нормального роста, развития клеток, тканей и органов, нормальной зрительной и половой функции, обеспечение нормальных свойств кожи.

Печень морских животных и рыб, печень, сливочное масло, сливки, сметана, сыр, творог, яйца, морковь, томаты, абрикосы, зеленый лук, салат, шпинат.

Читайте также:  Укрепление нервной системы у детей витамины

Участвует в процессах обмена кальция и фосфора, ускоряет процесс всасывания кальция, увеличивает его концентрацию в крови, обеспечивает отложение в костях.

Сливочное масло, куриные яйца, печень, жир из печени рыб и морских животных.

Антиоксидант, поддерживает работу клеток и субклеточных структур.

Подсолнечное, кукурузное, соевое масло, крупы, яйца.

Авитаминоз (витаминная недостаточность) — патологическое состояние, вызванное тем, что организм ребенка не обеспечен в полной мере тем или иным витамином или же нарушено его функционирование в организме. Причин возникновения витаминной недостаточности несколько:

  • низкое содержание витаминов в суточных рационах питания, обусловленное нерациональным построением пищевого рациона,
  • потери и разрушение витаминов в процессе технологической переработки продуктов питания, их длительного и неправильного хранения, нерациональной кулинарной обработки,
  • присутствие в продуктах витаминов в малоусвояемой форме.

Но даже если все перечисленные причины исключены, возможны ситуации и условия, когда возникает повышенная потребность в витаминах. Например:

  • в периоды особо интенсивного роста детей и подростков
  • при особых климатических условиях
  • при интенсивной физической нагрузке
  • при интенсивной нервно-психической нагрузке, стрессовых состояниях
  • при инфекционных заболеваниях
  • при воздействии неблагоприятных экологических факторов
  • при заболеваниях внутренних органов и желез внутренней секреции

Наиболее распространенной формой витаминной недостаточности является субнормальная обеспеченность витаминами, когда постоянное содержание витаминов ниже нормы, но не ниже критической отметки. Такая форма имеет место среди практически здоровых детей различного возраста. Основными причинами этого служат:

  • нарушение питания беременных женщин и кормящих матерей
  • широкое использование в питании детей рафинированных продуктов, лишенных витаминов в процессе производства
  • потери витаминов при длительном и нерациональном хранении и кулинарной обработке продуктов
  • гиподинамия, связанная со значительным уменьшением потребности детей в энергии: мало двигаются, низкий аппетит, мало едят.

Хотя такая форма витаминной недостаточности не сопровождается выраженными клиническими нарушениями, она значительно снижает устойчивость детей к действию инфекционных и токсических факторов, физическую и умственную работоспособность, замедляет сроки выздоровления при болезни.

Одним из главных решений многих проблем, препятствующих гармоничному развитию организма ребенка, является правильная организация питания.

В соответствии с перечисленными принципами организации питания, рацион ребенка должен включать все основные группы продуктов.

Из мяса предпочтительнее использовать нежирную говядину или телятину, курицу или индейку. Менее полезны колбасы, сосиски и сардельки. Субпродукты служат источником белка, железа, ряда витаминов и могут использоваться в питании детей.

Рекомендуемые сорта рыбы: треска, минтай, хек, судак и другие нежирные сорта. Соленые рыбные деликатесы и консервы могут оказать раздражающее действие на слизистую желудка и кишечника, особенно в дошкольном возрасте. Их рекомендуется включать в рацион лишь изредка.

Особое место в детском питании занимают молоко и молочные продукты. Это не только источник легкоусвояемого кальция и витамина В2. Именно в молоке необходимые для развития и роста детского организма кальций и фосфор содержатся в идеальной пропорции 2:1, что позволяет этим элементам хорошо усваиваться.

Фрукты, овощи, плодоовощные соки содержат углеводы (сахара), некоторые витамины, микроэлементы, а также такие полезные вещества как пектин, клетчатка, пищевые волокна и другие. Эти продукты улучшают работу органов пищеварения, предотвращают возникновение запоров.

Необходимы хлеб, макароны, крупы, растительные и животные жиры, особенно гречневая и овсяная крупы. Растительное масло как приправа к салатам позволяет усваиваться многим полезным веществам, содержащимся в овощах.

Однако правильного подбора продуктов недостаточно. Учитывая незрелость пищеварительных органов ребенка, продукты нуждаются в щадящей кулинарной обработке. Кроме того, необходимо стремиться к тому, чтобы готовое блюдо было красивым, вкусным и ароматным.

Дети, посещающие наш детский сад, получают пять раз, включая второй завтрак, необходимое по возрасту питание. Поэтому домашний рацион должен дополнять, а не заменять рацион детского сада. С этой целью в каждой группе воспитатели вывешивают ежедневное меню, чтобы Вы, родители могли с ним ознакомиться. Поэтому дома важно дать малышу именно те продукты и блюда, которые он недополучил днем.

Завтрак до детского сада лучше исключить, иначе ребенок будет плохо завтракать в группе. В крайнем случае можно напоить его кефиром или дать яблоко. В выходные и праздничные дни лучше придерживаться меню детского сада, используя наши рекомендации.

Когда малышу исполнилось 3 года, самое время начинать учить его правильному поведению за столом.

Ребенок должен сидеть прямо, не опираясь во время еды локтями на стол, не расставляя их широко в стороны. Он должен уметь правильно пользоваться ложкой: держать ее тремя пальцами — большим, указательным и средним, зачерпывая еду так, чтобы она не проливалась, подносить ложку ко рту боковым краем, а не суженной частью.

Ребенок должен помнить, что если приходится накалывать вилкой кусочки еды, то ее необходимо держать зубцами вниз, а если есть пюре, густую кашу или вермишель — как лопаточку.

Необходимо, чтобы у малыша выработалась привычка жевать не спеша, с закрытым ртом. Если у него плохой аппетит, недопустимо развлекать его во время еды, разрешать смотреть телевизор или обещать вознаграждение за то, что он все съест. Подобные поощрения нарушают пищеварительный процесс, а аппетит не улучшают вовсе.

Мягко, но настойчиво взрослые должны донести до малыша мысль, что во время еды играть с посудой, размахивать руками, громко разговаривать, смеяться, отвлекаться, поднимать еду с пола или брать ее руками (кроме особо оговоренных этикетом случаев) — это некрасиво.

Ребенок должен принимать пищу в спокойном состоянии (это относится не только к шестилеткам!). Надо избегать ссор и неприятных разговоров за столом — это тоже ухудшает процесс пищеварения и снижает аппетит.

Не следует давать малышу еды больше, чем он сможет съесть. Лучше потом положить чуточку добавки.

Малыш должен знать, что из-за стола можно выйти, окончив трапезу, только с разрешения старшего (но, конечно, не с куском хлеба или другой пищей в руках). Он обязательно должен поблагодарить присутствующих, задвинуть стул, убрать за собой посуду, помыть руки (так же, как и перед едой) и сполоснуть рот.

Ребенок очень быстро усвоит все эти правила, если перед его глазами будет пример взрослых, если прием пищи будет проходить за красиво накрытым столом, в спокойной обстановке.

источник

Чтобы ребенок дошкольного возраста полноценно развивался, родителям необходимо придерживаться следующих основ: здоровый образ жизни, режим во всем, развитие психических процессов и правильное питание. У малыша, посещающего детский сад, должен быть такой рацион, который обеспечит развивающийся детский организм всем необходимыми полезными веществами. От этого зависит его физическое и умственное развитие.

Растущий организм нуждается исключительно в полезных продуктах. Здоровое питание ребенка дошкольника обязано быть сбалансированным, доброкачественным, полноценным и разнообразным.

Рацион девочки и мальчика 3-7 лет включает в себя продукты, богатые всеми необходимыми веществами. А именно белками, медленными углеводами, жирами, клетчаткой, микроэлементами и витаминами.

· Белки – это строительный материал для всех клеток и тканей организма. Их много в мясной и молочной продукции, свежей рыбе, яйцах, цельных крупах, бобовых, семечках, орехах, хлебе и овощах. Родителям следует знать, что недостаток белков приводит к замедлению роста, снижению устойчивости к вирусам и инфекциям.

· Медленные углеводы дают энергию маленьким непоседам. Дети активны и очень подвижны, а постоянная работа мышц требует колоссальных энергетических затрат. Поэтому пища должна содержать много углеводов, обязательно медленных. Они есть в сырых овощах и свежих фруктах, молоке, многих крупах, хлебе. А вот быстрые углеводы, содержащиеся в сладостях, кондитерских изделиях, отварном картофеле и кукурузе, заряжают энергией ненадолго и приводят к перенасыщению. На его фоне развивается ожирение, ребенок быстро переутомляется, у него снижается иммунитет.

· Жиры отвечают за рост малыша и стойкость его иммунной системы. Полезные жиры есть в морской рыбе, сливках, твороге, сметане, растительном и сливочном масле. Правда, потребление таких продуктов должно проходить под контролем взрослых, поскольку перенасыщение жирами крайне нежелательно.

· Клетчатка принимает непосредственное и активное участие в процессах переваривания пищи. Она попадает в организм с сырыми фруктами и овощами, крупами (особенно овсяной и перловой), отрубями.

· Микроэлементы, макроэлементы – еще один важнейший строительный материал для тканей и клеток. Без них рацион будет неполноценным, неправильным, а ведь, правильное питание – залог здоровья дошкольников.

1. Кальций – необходим для роста костных тканей, формирования крепкой зубной эмали, нормальной работе сердечно-сосудистой системы. В больших количествах он содержится в мясных и рыбных продуктах, молочной продукции, бобовых культурах и яйцах.

2. Железо – полезный элемент, обеспечивающий нормальное кровоснабжение и отвечающий за умственное развитие. Чтобы дети не испытывали в нем недостатка, нужно чаще предлагать им шпинат, морепродукты, сухофрукты, бобовые, свеклу, листовой салат, семечки и орехи.

3. Фосфор – активный участник процессов построения костных тканей, дополнительный источник энергии. Им богата рыба, мясо, крупы, сыр твердый, творог и зернобобовые.

4. Магний – нужен для синтеза белка, регуляции углеводного обмена. Он есть во всех крупах, корнеплодах, зелени.

5. Йод – основа нормального функционирования эндокринной системы, также он отвечает и за состояние нервной системы. Чаще надо включать в рацион малыша морскую капусту и морепродукты, а подсаливать блюда лучше йодированной солью.

Это лишь основной список всех необходимых макро- и микроэлементов.

Витамины – незаменимые элементы. Они не синтезируются организмом, а поступают с пищей. Витамины являются регуляторами биохимических и физиологических процессов Благодаря этим веществам налаживается работа всех органов и систем, выполняются все важные функции. Так как детский организм находится на стадии формирования, витамины ему очень нужны. Мальчикам и девочкам важно ежедневно получать витамины группы В (В1, В2, В6, В12), а также РР, С, А, Е и D.

Питание ребенка должно быть основано на всех вышеперечисленных компонентах, только тогда оно будет правильным. В прессе часто появляются консультации для родителей «Здоровое питание дошкольников». В ней есть четкий перечень продуктов, который поможет родителям сэкономить время на поиске нужной информации.

  1. Ежедневно в меню должна присутствовать молочная линия. Каши на молоке, запеканки из творога, стакан кефира или йогурта, сливки и прочее необходимы маленькому организму как источники кальция, легкоусвояемого белка и витаминов группы В.
  2. Из мясных продуктов предпочтительнее выбирать индейку, курицу, телятину и нежирную говядину. Субпродукты тоже рекомендуется использовать для разнообразия детского питания, так как они являются источником железа и белка.
  3. Дети не очень любят рыбу, но того же хека, треску, судака или минтая можно предложить им в виде котлет, тефтелей или вкусных рыбных запеканок. При этом отварной (запеченный) кусок рыбы желательно дополнить овощами или питательной кашей.
  4. Крупы следует сделать основой рациона. Особенно полезна овсяная и гречневая каши, сваренные как на воде, так и на молоке.
  5. Фрукты и овощи – лучший вариант для перекусов. Их можно давать дошкольнику в свежем или обработанном виде. Вместе с плодами в организм попадают пищевые волокна, клетчатка и пектин, способствующие нормализации функций пищеварительной системы. А витамины из овощей и фруктов лучше всего усваиваются с жирами, поэтому диетологи советуют заправлять салаты исключительно оливковым маслом.

Правильное питание для дошкольников – залог детского здоровья. Прививать ребенку любовь к полезным продуктам нужно с раннего возраста, причем на собственном примере. Именно родители, а не воспитатели детского сада, обязаны сформировать у него правильные привычки.

☺ Дробный режим. Вся еда за день должна поступать в организм за 5-6 приемов. Три из них полноценные, сюда входит завтрак, обед и ужин, все остальные – перекусы между ними. Нельзя допускать обильных приемов пищи и переедания, кушать надо небольшими порциями.

☺ Без спешки. Важно научить дошкольника тщательно пережевывать пищу, чтобы попадающие в желудок кусочки были мелкими и хорошо смоченными слюной. Органам пищеварения проще переваривать измельченную пищу и извлекать из нее полезные вещества.

☺ Как в садике. Если чадо посещает детский сад, тогда его рацион на выходные должен быть таким же, как в дошкольном учреждении, где его разрабатывают специалисты. Что именно готовить, можно узнать в группе. Если дома готовить те же супы, каши и запеканки, сыну или дочери будет легче привыкнуть к здоровому питанию.

☺ Нет фаст-фудам. Ленивые мамочки и папочки часто водят своих детей на обед в ближайшее заведение общепита. Особой популярностью пользуются разрекламированные Макдональдсы, походы в которые зачастую становятся семейной традицией. Так ребенок постепенно привыкает к нездоровой пище, а еда, приготовленная дома, становится для него неприемлемой. Нельзя подсаживать молодой организм на картошку фри и гамбургеры. Лучше отдать предпочтение домашней кухне в каком-нибудь семейном кафе.

☺ Пример родителей. Все дети похожи на своих мам и пап. Кто-то внешне, а кто-то привычками в еде. Если вы являетесь сторонником здорового питания, ваше чадо тоже научится выбирать вкусную и полезную пищу.

☺ Замена вместо уговоров. Если дошкольник упорно отказывается от кислой смородины, богатой витамином С, не стоит заставлять его есть ненавистную ягоду. Так можно вообще отбить охоту к правильному питанию. Любой продукт можно заменить другим, равноценным по содержанию полезных веществ.

☺ Привлекательный вид. На тарелке все должно выглядеть аппетитно. Малышу практически невозможно впихнуть что-то насильно, поэтому лучше проявить смекалку и подать ему необычное блюдо. Например, «противную» вареную свеклу он будет уплетать с огромным удовольствием, если вырезать из нее фигурки животных. А из запеченных яблок можно выстроить крепость и предложить разобрать ее с одним условием: каждый снятый «кирпичик» должен быть съеден.

Дети уже с 3 лет могут посещать детский сад, где несколько раз в течение дня будут получать сбалансированную пищу. Поэтому в выходные и праздничные дни домашний рацион малыша должен быть похожим на детсадовский. Меню воспитатели вывешивают на каждый день. Кроме того в каждой группе есть уголок для родителей с полезной информацией. Там можно найти и консультацию: «Здоровое питание дошкольников». Взрослым стоит учесть все рекомендации и правильно организовать домашний рацион сына или дочери.

Лучше исключить завтрак до детского сада. Утром малыш еще не активный, все ферменты спят. По дороге к дошкольному учреждению он немного порезвится, уже в саду сделает зарядку и тогда утренняя порция еды принесет ему исключительно пользу. Дети иногда просят поесть сразу после пробуждения. В этом случае можно утолить голод стаканом йогурта или свежим фруктом.

Культура приема пищи закладывается с раннего возраста. Если с 3-6 лет малыш усвоит все принципы здорового питания, то будет придерживаться их на протяжении всей жизни.

источник

Питание детей 3-7 лет должно быть организовано таким образом, чтобы обеспечить нормальный рост и развитие детского организма, подготовить мышцы, кости и мозг к резкому возрастанию умственных и физических нагрузок и изменению режима, связанному с началом учебы в школе.

Для этого важно соблюдать несколько основных принципов питания:

  • Питание должно снабжать организм ребенка необходимым количеством энергии для двигательной, психической и прочей активности.
  • Питание должно быть сбалансированным, содержать пищевые вещества всех типов (так называемые нутриенты).
  • Важно, чтобы питание было разнообразным, только это является условием его сбалансированности. Необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, возможную непереносимость каких-либо продуктов.
  • Необходимо соблюдать технологию обработки продуктов и приготовления пищи, соблюдать санитарные требования к помещениям, где производится приготовление пищи, сроки и условия хранения и т.д.

Рассмотрим эти принципы подробнее.

Энергетическая «емкость» пищи измеряется в калориях. Но ценность детской пищи заключается не только в количестве калорий, необходимо также, чтобы она содержала в себе все те вещества, из которых состоит человеческий организм. Белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и вода — вот тот строительный материал, который нужен растущему организму ребенка каждый день.

3 года 4 — 6 лет 7 лет
Энергия, ккал 1540 1970 2350
Белки, г 53 68 77
Жиры, г 53 68 79
Углеводы, г 212 272 335

Источниками белка являются мясо, рыба, молоко и молочные продукты, яйца (животные белки), а также хлеб, крупы, бобовые и овощи (растительные белки). Недостаток в рационе ребенка белков не только замедляет нормальный рост и развитие, но снижает устойчивость к воздействию инфекций и других неблагоприятных внешних факторов. Поэтому белки должны постоянно включаться в рацион дошкольников и школьников.

Для того, чтобы белки хорошо усваивались и наиболее полно использовались клетками и тканями организма, необходимо не только достаточное количество белков, но и правильное соотношение их с количеством углеводов и жиров. Наиболее благоприятным сочетанием является 1 г белка на 1 г жира и 4 г углеводов.

Источники жиров — это масло сливочное и растительное, сливки, молоко, молочные продукты (сметана, творог, сыр), а также мясо, рыба и др. Повышенное потребление продуктов с высоким содержанием жиров нежелательно.

Источники углеводов — это сахар, все сладкое, в том числе фрукты, кондитерские изделия, далее — овощи, хлеб, крупы, молочный сахар, содержащийся в молоке. Роль углеводов особенно важна из-за большой подвижности и физической активности детей. Большая работа мышц требует больших энергетических затрат, богатой углеводами пищи.

Минеральные соли и микроэлементы являются строительным материалом для органов, тканей, клеток и их компонентов. Обеспечить их поступление в организм особенно важно в период активного роста и развития ребенка.

Минеральные соли играют важную роль в обмене воды в организме, регуляции активности многих ферментов. Минеральные вещества делят на две группы в зависимости от содержания в организме: макроэлементы или минеральные соли (натрий, калий, кальций, фосфор, магний, хлориды, сульфаты и др.) и микроэлементы (железо, медь, цинк, хром, марганец, йод, фтор, селен и др.). Содержание макроэлементов в организме может составлять до 1 кг. Микроэлементы не превышают десятков или сотен миллиграммов.

Читайте также:  Укол витамин в12 для детей

В приведенной ниже таблице указаны основные, наиболее важные для детского организма вещества и их суточная норма для детей 3 (первая цифра) и 7 лет (вторая цифра).

Таблица среднесуточной нормы физиологической потребности организма в основных микро- и макроэлементах

Название Функция Источник (продукты, содержащие элемент) Суточная норма для детей 3-7 лет
Кальций Формирование костей и зубов, системы свертывания крови, процессы мышечного сокращения и нервного возбуждения. Нормальная работа сердца. Молоко, кефир, ряженка, йогурт, сыр, творог. 800-1100 мг
Фосфор Участвует в построении костной ткани, процессах хранения и передачи наследственной информации, превращения энергии пищевых веществ в энергию химических связей в организме. Поддерживает кислотно-основное равновесие в крови. Рыба, мясо, сыр, творог, крупы, зернобобовые. 800-1650 мг
Магний Синтез белка, нуклеиновых кислот, регуляция энергетического и углеводно-фосфорного обмена. Гречневая, овсяная крупа, пшено, зеленый горошек, морковь, свекла, салат, петрушка. 150-250 мг
Натрий и Калий Создают условия для возникновения и проведения нервного импульса, мышечных сокращений и других физиологических процессов в клетке. Поваренная соль — натрий. Мясо, рыба, крупа, картофель, изюм, какао, шоколад — калий. Точно не установлена
Железо Составная часть гемоглобина, перенос кислорода кровью. Мясо, рыба, яйца, печень, почки, зернобобовые, пшено, гречка, толокно. Айва, инжир, кизил, персики, черника, шиповник, яблоки. 10-12 мг
Медь Необходима для нормального кроветворения и метаболизма белков соединительной ткани. Говяжья печень, морепродукты, бобовые, гречневая и овсяная крупа, макароны. 1 — 2 мг
Йод Участвует в построении гормона щитовидной железы, обеспечивает физическое и психическое развитие, регулирует состояние центральной нервной системы, сердечно-сосудистой системы и печени. Морепродукты (морская рыба, морская капуста, морские водоросли), йодированная соль. 0,06 — 0,10 мг
Цинк Необходим для нормального роста, развития и полового созревания. Поддержание нормального иммунитета, чувства вкуса и обоняния, заживление ран, усвоение витамина А. Мясо, ряба, яйца, сыр, гречневая и овсяная крупа. 5-10 мг

Для правильного роста и развития ребенку необходима пища, богатая витаминами. Витамины — это органические вещества с высокой биологической активностью Они не синтезируются организмом человека или синтезируются в недостаточном количестве, поэтому должны поступать в организм с пищей. Витамины относятся к незаменимым факторам питания. Содержание витаминов в продуктах гораздо ниже, чем белков, жиров и углеводов, потому постоянный контроль над достаточным содержанием каждого витамина в повседневном рационе ребенка необходим.

В отличие от белков, жиров и углеводов, витамины не могут служить строительным материалом для обновления и образования тканей и органов человеческого тела, не могут служить источником энергии. Но они являются эффективными природными регуляторами физиологических и биохимических процессов, обеспечивающих протекание большинства жизненно важных функций организма, работы его органов и систем.

В приведенной ниже таблице указаны основные, наиболее важные для детского организма витамины и их суточная норма для детей 3 (первая цифра) и 7 лет (вторая цифра).

Название Функция Продукты, содержащие витамин Суточная норма для детей 3-7 лет
Витамины группы В
В1 Необходим для нормального функционирования нервной системы, сердечной и скелетных мышц, органов желудочно-кишечного тракта. Участвует в углеводном обмене. Хлеб из муки грубого помола, крупы, зернобобовые (горох, фасоль, соя), печень и другие субпродукты, дрожжи, мясо (свинина, телятина). 0,8 — 1,0 мг
В2 Поддерживает нормальные свойства кожи, слизистых оболочек, нормальное зрение и кроветворение. Молоко и молочные продукты (сыр, творог), яйца, мясо (говядина, телятина, птица, печень), крупы, хлеб. 0,9 — 1,2 мг
В6 Поддерживает нормальные свойства кожи, работу нервной системы, кроветворение. Пшеничная мука, пшено, печень, мясо, рыба, картофель, морковь, капуста. 0,9 — 1,3 мг
В12 Поддерживает кроветворение и нормальную работу нервной системы. Мясо, рыба, субпродукты, яичный желток, продукты моря, сыр. 1 — 1,5 мкг
РР (ниацин) Функционирование нервной, пищеварительной систем, поддержание нормальных свойств кожи. Гречневая, рисовая крупа, мука грубого помола, бобовые, мясо, печень, почки, рыба, сушеные грибы. 10-13 мг
Фолиевая кислота Кроветворение, рост и развитие организма, синтез белка и нуклеиновых кислот, предотвращение ожирения печени. Мука грубого помола, гречневая и овсяная крупа, пшено, фасоль, цветная капуста, зеленый лук, печень, творог, сыр. 100-200 мкг
С Регенерация и заживление тканей, поддержание устойчивости к инфекциям и действию ядов. Кроветворение, проницаемость кровеносных сосудов. Плоды и овощи: шиповник, черная смородина, сладкий перец, укроп, петрушка, картофель, капуста, цветная капуста, рябина, яблоки, цитрусовые. 45-60 мг
А (ретинол, ретиналь, ретиное-вая кислота) Необходим для нормального роста, развития клеток, тканей и органов, нормальной зрительной и половой функции, обеспечение нормальных свойств кожи. Печень морских животных и рыб, печень, сливочное масло, сливки, сметана, сыр, творог, яйца, морковь, томаты, абрикосы, зеленый лук, салат, шпинат. 450-500 мкг
D Участвует в процессах обмена кальция и фосфора, ускоряет процесс всасывания кальция, увеличивает его концентрацию в крови, обеспечивает отложение в костях. Сливочное масло, куриные яйца, печень, жир из печени рыб и морских животных. 10-2,5 мкг
Е Антиоксидант, поддерживает работу клеток и субклеточных структур. Подсолнечное, кукурузное, соевое масло, крупы, яйца. 5-10 мг

Авитаминоз (витаминная недостаточность) — патологическое состояние, вызванное тем, что организм ребенка не обеспечен в полной мере тем или иным витамином или же нарушено его функционирование в организме. Причин возникновения витаминной недостаточности несколько:

  • низкое содержание витаминов в суточных рационах питания, обусловленное нерациональным построением пищевого рациона,
  • потери и разрушение витаминов в процессе технологической переработки продуктов питания, их длительного и неправильного хранения, нерациональной кулинарной обработки,
  • присутствие в продуктах витаминов в малоусвояемой форме.

Но даже если все перечисленные причины исключены, возможны ситуации и условия, когда возникает повышенная потребность в витаминах. Например:

  • в периоды особо интенсивного роста детей и подростков
  • при особых климатических условиях
  • при интенсивной физической нагрузке
  • при интенсивной нервно-психической нагрузке, стрессовых состояниях
  • при инфекционных заболеваниях
  • при воздействии неблагоприятных экологических факторов
  • при заболеваниях внутренних органов и желез внутренней секреции

Наиболее распространенной формой витаминной недостаточности является субнормальная обеспеченность витаминами, когда постоянное содержание витаминов ниже нормы, но не ниже критической отметки. Такая форма имеет место среди практически здоровых детей различного возраста. Основными причинами этого служат:

  • нарушение питания беременных женщин и кормящих матерей
  • широкое использование в питании детей рафинированных продуктов, лишенных витаминов в процессе производства
  • потери витаминов при длительном и нерациональном хранении и кулинарной обработке продуктов
  • гиподинамия, связанная со значительным уменьшением потребности детей в энергии: мало двигаются, низкий аппетит, мало едят.

Хотя такая форма витаминной недостаточности не сопровождается выраженными клиническими нарушениями, она значительно снижает устойчивость детей к действию инфекционных и токсических факторов, физическую и умственную работоспособность, замедляет сроки выздоровления при болезни.

Одним из главных решений многих проблем, препятствующих гармоничному развитию организма ребенка, является правильная организация питания.

В соответствии с перечисленными принципами организации питания, рацион ребенка должен включать все основные группы продуктов.

Из мяса предпочтительнее использовать нежирную говядину или телятину, курицу или индейку. Менее полезны колбасы, сосиски и сардельки. Субпродукты служат источником белка, железа, ряда витаминов и могут использоваться в питании детей.

Рекомендуемые сорта рыбы: треска, минтай, хек, судак и другие нежирные сорта. Соленые рыбные деликатесы и консервы могут оказать раздражающее действие на слизистую желудка и кишечника, особенно в дошкольном возрасте. Их рекомендуется включать в рацион лишь изредка.

Особое место в детском питании занимают молоко и молочные продукты. Это не только источник легкоусвояемого кальция и витамина В2. Именно в молоке необходимые для развития и роста детского организма кальций и фосфор содержатся в идеальной пропорции 2:1, что позволяет этим элементам хорошо усваиваться.

Фрукты, овощи, плодоовощные соки содержат углеводы (сахара), некоторые витамины, микроэлементы, а также такие полезные вещества как пектин, клетчатка, пищевые волокна и другие. Эти продукты улучшают работу органов пищеварения, предотвращают возникновение запоров.

Необходимы хлеб, макароны, крупы, растительные и животные жиры, особенно гречневая и овсяная крупы. Растительное масло как приправа к салатам позволяет усваиваться многим полезным веществам, содержащимся в овощах.

Однако правильного подбора продуктов недостаточно. Учитывая незрелость пищеварительных органов ребенка, продукты нуждаются в щадящей кулинарной обработке. Кроме того, необходимо стремиться к тому, чтобы готовое блюдо было красивым, вкусным и ароматным.

Важным условием является строгий режим питания, который предусматривает не менее 4 приемов пищи. Причем 3 из них должны обязательно включать горячее блюдо. При этом на долю завтрака приходится приблизительно 25% суточной калорийности, на долю обеда 40%, полдника — 15%, ужина — 20%.

Чтобы обеспечить разнообразие блюд и правильное их чередование, меню желательно составлять сразу на несколько дней вперед, еще лучше — на целую неделю. Если молоко и молочные продукты должны входить в рацион питания ребенка ежедневно, то на завтрак, обед и ужин первые и вторые блюда желательно повторять не чаще, чем через 2-3 дня. Это также позволяет поддержать у дошкольника хороший аппетит. Следует избегать одностороннего питания — преимущественно мучного и молочного: у ребенка может возникнуть витаминная недостаточность даже в летне-осенний период.

Ориентировочно в сутки ребенок 4-6 лет должен получать следующие продукты:

  • молоко (с учетом идущего на приготовление блюд) и кисломолочные продукты — 600 мл,
  • творог — 50 г,
  • сметана — 10 г,
  • твердый сыр — 10 г,
  • масло сливочное — 20 — 30 г (в каши и на бутерброды),
  • обязательно растительное масло — 10 г (лучше в салаты, винегреты),
  • мясо — 120-140 г,
  • рыба — 80-100 г,
  • яйцо — 1/2-1 шт.,
  • сахар (с учетом кондитерских изделий) — 60-70 г,
  • пшеничный хлеб — 80-100 г,
  • ржаной хлеб — 40-60 г, крупы, макаронные изделия — 60 г,
  • картофель — 150-200 г,
  • различные овощи -300 г,
  • фрукты и ягоды — 200 г.

Полдник и ужин должны быть легкими. Это могут быть овощные, фруктовые, молочные, крупяные блюда. Но если у ребенка снижен аппетит, можно увеличить во время ужина не количество конкретного блюда, а его калорийность: пусть ужин будет более плотным, чем обед. Таким образом можно помочь развивающемуся организму справиться с возрастающими энергозатратами.

На завтрак хорош горячий напиток (кипяченое молоко, чай), которому предшествует любое горячее блюдо (например, омлет), не очень объемное и не требующее длительного времени на приготовление.

Во время обеда обязательно накормить ребенка супом или борщом. Ведь первые блюда на основе овощных или мясных бульонов являются сильными стимуляторами работы рецепторов желудка. Это способствует повышению аппетита и улучшению процесса пищеварения.

Детям очень полезны свежие овощи, фрукты, ягоды. Дошкольник может потреблять их сырыми или в виде приготовленных на их основе блюд. Салаты лучше предложить перед первыми и вторыми блюдами, так как они способствуют интенсивной выработке пищеварительных соков и улучшают аппетит. Если вы дадите салат и на завтрак, и на обед, и на ужин (пусть даже понемногу), будет особенно хорошо. Свежие фрукты идеально подходят для полдника. А вот в промежутках между едой их лучше ребенку не предлагать, особенно сладкие.

Яйца полезены для дошколят. Ведь в них содержится много витаминов A и D, фосфора, кальция, железа. В сыром виде давать яйца не следует, поскольку существует вероятность заражения сальмонеллезом.

У шестилетнего ребенка электролитный обмен еще неустойчив, поэтому излишнее поступление воды в его организм может создать дополнительную нагрузку на сердце и почки. Суточная потребность дошкольника в воде составляет в среднем 60 мл на 1 кг веса. Некоторые дети в жаркие летние дни очень много пьют. Но чтобы утолить жажду, не обязательно употреблять много жидкости. Важно научить малыша пить понемногу и маленькими глоточками. Можно просто ограничиться полосканием рта холодной водой.

Пищу дошкольникам уже не нужно готовить на пару и сильно измельчать. Можно готовить жареные блюда, хотя особенно увлекаться этим не следует, так как есть с опасность возникновения при обжаривании продуктов окисления жиров, которые раздражают слизистые, вызывают изжогу и боль в животе. Поэтому лучше всего тушить и запекать блюда в духовом шкафу.

Некоторые продукты крайне нежелательны в рационе дошкольника. Не рекомендуются: копченые колбасы, консервы, жирные сорта мяса, некоторые специи: перец, горчица и другие острые приправы. Для улучшения вкусовых качеств лучше положить в пищу петрушку, укроп, сельдерей, зеленый или репчатый лук, чеснок. Последние, кроме того, обладают и способностью сдерживать рост болезнетворных микробов. Вкус пищи можно значительно улучшить, если использовать некоторые кислые соки (лимонный, клюквенный), а также сухофрукты.

День недели Завтрак Обед Полдник Ужин
Понедельник Каша гречневая с молоком
Кофейный напиток с молоком
Хлеб с маслом и сыром
Салат
Щи со сметаной
Тефтели с макаронами
Компот из сухофруктов
Хлеб
Кефир
Печенье
Яблоко
Морковно-яблочная запеканка
Чай с молоком
Хлеб
Вторник Сельдь с рубленым яйцом
Пюре картофельное
Кофейный напиток с молоком
Хлеб с маслом
Салат витаминный
Суп овощной
Жаркое по-домашнему
Кисель из яблок
Хлеб
Молоко
Сухарики
Яблоко
Творожная запеканка
Чай с молоком
Хлеб
Среда Каша рисовая молочная
Кофейный напиток с молоком
Хлеб с маслом и сыром
Салат свекольно-яблочный
Суп крестьянский
Котлета мясная
Пюре картофельное
Кисель молочный
Йогурт
Печенье
Яблоко
Омлет
Капуста тушеная
Чай
Хлеб
Четверг Макароны с тертым сыром
Кофейный напиток с молоком
Хлеб с маслом
Салат из зеленого горошка
Свекольник
Гуляш с гречневой кашей
Компот из сухофруктов
Чай
Ватрушка с творогом
Яблоко
Рагу овощное
Яйцо вареное
Молоко
Хлеб
Пятница Каша геркулесовая молочная
Яйцо вареное
Кофейный напиток с молоком
Хлеб с маслом
Салат морковно-яблочный
Борщ со сметаной
Биточки рыбные
Картофель отварной
Кисель
Ряженка
Печенье
Фрукты
Сырники творожные со сметаной
Чай с молоком
Хлеб
Суббота Вареники ленивые со сметаной
Кофейный напиток с молоком
Хлеб с маслом
Салат капустно-яблочный
Рассольник
Плов
Кисель из фруктов
Кефир
Сухарики
Фрукты
Оладьи (блинчики) с вареньем
Молоко
Воскресенье Рыба по-польски
Картофель отварной
Кофейный напиток с молоком
Хлеб с маслом
Салат из моркови
Куриный бульон с гренками
Курица отварная с рисом и тушеной свеклой
Отвар шиповника
Хлеб
Молоко
Булочка домашняя
Яблоко
Запеканка овощная
Чай с молоком
Хлеб

Большинство дошкольников посещают детский сад, где получают четыре раза в день необходимое по возрасту питание. Поэтому домашний рацион должен дополнять, а не заменять рацион детского сада. С этой целью в каждой группе воспитатели вывешивают ежедневное меню, чтобы родители могли с ним ознакомиться. Поэтому дома важно дать малышу дома именно те продукты и блюда, которые он недополучил днем.

Завтрак до детского сада лучше исключить, иначе ребенок будет плохо завтракать в группе. В крайнем случае можно напоить его кефиром или дать яблоко. В выходные и праздничные дни лучше придерживаться меню детского сада, используя наши рекомендации.

Когда малышу исполнилось 3 года, самое время начинать учить его правильному поведению за столом.

Ребенок должен сидеть прямо, не опираясь во время еды локтями на стол, не расставляя их широко в стороны. Он должен уметь правильно пользоваться ложкой: держать ее тремя пальцами — большим, указательным и средним, зачерпывая еду так, чтобы она не проливалась, подносить ложку ко рту боковым краем, а не суженной частью.

Ребенок должен помнить, что если приходится накалывать вилкой кусочки еды, то ее необходимо держать зубцами вниз, а если есть пюре, густую кашу или вермишель — как лопаточку.

Пользуясь столовым ножом, ребенок должен держать его в правой руке, а вилку — в левой. Взрослые должны приучить его не нарезать всю порцию сразу, а отрезав кусочек, съесть его и лишь потом отрезать следующий. Такой порядок предотвращает быстрое охлаждение плотной пищи и позволяет сохранить привлекательный внешний вид блюда.

Необходимо, чтобы у малыша выработалась привычка жевать не спеша, с закрытым ртом. Если у него плохой аппетит, недопустимо развлекать его во время еды, разрешать смотреть телевизор или обещать вознаграждение за то, что он все съест. Подобные поощрения нарушают пищеварительный процесс, а аппетит не улучшают вовсе.

Мягко, но настойчиво взрослые должны донести до малыша мысль, что во время еды играть с посудой, размахивать руками, громко разговаривать, смеяться, отвлекаться, поднимать еду с пола или брать ее руками (кроме особо оговоренных этикетом случаев) — это некрасиво.

Ребенок должен принимать пищу в спокойном состоянии (это относится не только к шестилеткам!). Надо избегать ссор и неприятных разговоров за столом — это тоже ухудшает процесс пищеварения и снижает аппетит.

Не следует давать малышу еды больше, чем он сможет съесть. Лучше потом положить чуточку добавки.

Малыш должен знать, что из-за стола можно выйти, окончив трапезу, только с разрешения старшего (но, конечно, не с куском хлеба или другой пищей в руках). Он обязательно должен поблагодарить присутствующих, задвинуть стул, убрать за собой посуду, помыть руки (так же, как и перед едой) и сполоснуть рот.

Ребенок очень быстро усвоит все эти правила, если перед его глазами будет пример взрослых и если прием пищи будет проходить за красиво накрытым столом, в спокойной обстановке.

источник