Капуста — одно из древнейших окультуренных растений. Его выращивали ещё первобытные люди. Капусту по праву называют кладовой здоровья. В ней содержится десять витаминов. В капусте также содержится витамин С.
Хотя капусту нельзя считать богатым источником аскорбиновой кислоты, но в связи с тем, что эти продукты потребляются населением в течение всего года и в больших количествах, они играют важную роль в обеспечении организма витамином С и предупреждении витаминной недостаточности, особенно зимой и весной. Роль витамина С в организме велика. Он участвует в процессе кроветворения, способствует заживлению ран, поддерживает в здоровом состоянии дёсны, зубы, кости, повышает устойчивость организма к инфекциям и ядам.
Морковь — один из самых любимых овощей. Невысокие требования к теплу и относительная засухоустойчивость этого растения позволили выращивать его в разной местности. Оранжевую окраску моркови придаёт содержащийся в ней каротин (витамин А). По содержанию витаминов морковь превосходит не только все овощи, но мясные и молочные продукты.
Целительные свойства моркови замечены уже давно и издавна применялись в медицине. Морковь снижает утомляемость, обладает бактерицидными свойствами и увеличивает сопротивляемость организма к инфекциям. Витамин А, который содержит морковь, участвуют во всех жизненных процессах, протекающих в организме. Этот витамин улучшает зрение, способствует росту, повышает сопротивляемость организма к заболеваниям, способствует оздоровлению кожи.
Свекла — овощ необыкновенный, обладающий целебными свойствами. Научные исследования подтвердили высокие целебные свойства красной свеклы, благодаря содержанию в ней витаминов А., В, С, Д, Р и др.
Свекольный сок, особенно в смеси в равных долях с морковным, помогает от малокровия, и вообще он является общеукрепляющим, улучшающим обмен веществ средством. Смешанный с медом сок свеклы применяют при болезни сердца и как успокаивающее средство.
Картофель занимает важное место в питании благодаря тому, что он богат витаминами, крахмалом и белком. Особенно полезен ранний картофель.
С давних пор народная медицина применяет при ожогах картофель. Натёртую массу кладут на тряпочку, которую прикладывают к обожжённому месту. Эти целебные компрессы быстро снимают боль, жжение, опухлость и способствуют хорошему заживлению раны. Целительные действия картофеля в удивительном сочетании ранозаживляющих витаминов. В результате картофель успокаивает боль, снимает зуд, оказывает подсушивающее действие, способствует рассасыванию и заживлению раны. Благодаря своим свойствам картофель создаёт неблагоприятную среду для микробов.
Кустарник различной высоты. Плод — ягода, округлая или продолговатая, голая или опушенная, белой, жёлтой, зелёной, красной окраски. Плодоносит в июле.
В желтых плодах содержится много витаминов (витамин С). Ягоды крыжовника нередко называют северным виноградом. Они полезны при заболеваниях, вызванных недостатком витаминов, дефиците в организме железа, меди, фосфора. Ягоды крыжовника используются для переработки (варенье, компот), а также в пищу в свежем и замороженном виде.
Плоды крыжовника широко применяются в лечебном питании при нарушении обмена веществ. Употребление крыжовника полезно при лечении заболеваний кишечника и почек.
Спелые ягоды ценны для укрепления кровеносных сосудов, повышают работоспособность организма.
Шиповник называют дикой розой. В лечебных целях используют плоды и цветки шиповника.
По содержанию в своих плодах витаминов шиповник занимает первое место и поэтому широко применяется при многих заболеваниях как общеукрепляющее средство. Настоями из плодов лечат раны, малокровие, болезни желудка. В шиповнике большое содержание витамина Е.
Одуванчик — одно из самых популярных лекарственных растений из пищевых дикорастущих растений.
В медицине используют всё растение. Из молодых листьев готовят витаминные салаты, варят щи, а поджаренные корни могут заменить кофе. Корни и листья применяют при лечении печени, желудка, при простуде, они возбуждают аппетит, улучшают состояние кожи.
Все вы, наверное, обжигались крапивой и помните, как покрывается волдырями обожжённое место. Но, не смотря на ожоги, люди с давних пор используют крапиву, как в кулинарии, так и в медицине. Цветет в июне-июле, плодоносит в июле-сентябре.
Спелые ягоды ценны для укрепления кровеносных сосудов, повышают работоспособность организма.
Ягоды земляники — ценный продукт диетического питания человека. Ягоды ценны как источник аскорбиновой кислоты. Поспевают в июне.
Употребление свежих ягод повышает работоспособность, выносливость, улучшает работу сердца. Ягоды утоляют жажду, улучшают работу желудка и почек, органов дыхания, возбуждают аппетит. Их используют при лечении бессонницы, болезни сердца, болезни желудка. Полезна земляника при заболеваниях почек. Из листьев земляники делают настой, который полезен при недостатке витаминов, лечении заболеваний печени и почек.
источник
Ярош Надежда
Беседа «Витамины вокруг нас»
Беседа на тему: «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу»
Закрепить у детей названия некоторых овощей, фруктов, ягод, продуктов питания; расширять представления детей о том, на сколько полезны многие продукты, и как важно правильно питаться; продолжать совершенствовать речь детей и умение отвечать на вопросы; обучать детей умению вести диалог с педагогом. Наглядный материал: муляжи фруктов и овощей.
— Ребята, вы любите витамины?
А какие вы любите витамины? (ответы детей)
Кто вам дает витамины? (скорее всего, дети назовут кого-то из членов семьи, воспитателя или медсестру)
А где же мама (или др.) их покупают?
Выслушать, проанализировать и обобщить ответы детей.
Далее воспитатель сообщает детям, что витамины не только продаются в аптеке в красивой упаковке, но и содержатся в продуктах, которые мы едим.
Воспитатель обращает внимание детей на муляжи фруктов и овощей: — Посмотрите, малыши, что это у меня? (ответы детей)
А вы знаете, сколько витаминов в них содержится!
Вот, пожалуйста, поднимите руки те малыши, которые любят морковку. Молодцы!
Пожалуйста, хлопните в ладоши те малыши, которые любят лимон. Молодцы!
Пожалуйста, топните ножкой те, кто любят апельсины. Вот молодцы!
От простуды и ангины Помогают апельсины! Ну а лучше съесть лимон, Хоть и очень кислый он. Ешь побольше апельсинов, Пей морковный вкусный сок, И тогда ты точно будешь Очень строен и высок. Нет полезнее продуктов — Вкусных овощей и фруктов.
— Но знаете ребята, витамины содержатся не только в овощах и фруктах, но и в других продуктах. Очень полезно кушать кашу с маслом, мед, много витаминов содержится в рыбе, обязательно надо есть мясо. Богаты витаминами и ягоды.
А какие вы знаете ягоды? (ответы детей) Если хочешь быть здоровым, Правильно питайся. Ешь побольше витаминов И с болезнями не знайся. — Вот видите, малыши, сколько пользы от витаминов! Поэтому ешьте витамины, которые покупают вам в аптеке. Но, а самое главное, хорошо кушайте, чтобы не болеть, расти здоровыми и умными!
Беседа с детьми «Витамины укрепляют организм» Цели: познакомить с понятием «витамины»,закрепить знания о необходимости в организме человека, о полезных продуктах, в которых содержатся.
Беседа «Витамины я люблю-быть здоровым я хочу» Москаленко Надежда Васильевна воспитатель МБДОУ Детский сад № 9 «Кристаллик» г. Салехард, ЯНАО Беседа «Витамины я люблю – быть здоровым.
Беседа «Вода вокруг нас» Познавательная беседа «Вода вокруг нас» Цель: формирование представлений о том, что вода необходима всем живым существам (растениям, животным,.
Лэпбук «Математика вокруг нас» Дидактическое пособие лэпбук «Математика вокруг нас» представляет собой картонную папку формата А4. На страницах папки имеются различные.
Познавательно-исследовательский проект в первой младшей группе «Витамины вокруг нас» Тип проекта: познавательно — исследовательский. Включает в себя творческую, познавательную и практическую деятельность. Вид проекта: групповой.
Проект «Мир вокруг нас» ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТА тип — педагогический; по характеру содержания — сотруднический; по характеру контактов – открытый; по продолжительности.
Программа «Мир вокруг нас» «Шарбаты ауданыны №2 жалпы негізгі білім беру мектебі» ММ ГУ «Основная общеобразовательная школа №2 Щербактинского.
Экологический проект «Красота вокруг нас и внутри нас» Актуальность Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры.
Экологический проект «Мир вокруг нас» Всё хорошее в людях — из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.
Экологический проект «Вода вокруг нас!» (старшая разновозрастная группа) Участники: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители. Срок проведения: 3 месяца. Ожидаемый.
источник
Под музыку входит ведущая.
Ведущая: Все знают, как полезны витамины, Все дети очень дружат с ними. А в каких продуктах витамины бывают, Ребята дружно называют!
(Дети перечисляют продукты, в которых есть витамины)
Ведущая: Отлично, это вы знаете. А знаете ли вы, что больше всего витаминов в овощах и фруктах? Послушайте, как полезен каждый овощ и фрукт.
Выходят дети, у которых на голове маска овоща или фрукта.
1.Я морковка, рыжий хвостик.
Ешь морковку, сок мой пей, Будешь только здоровей!
2. Я толстый красный помидор,
Люблю детишек с давних пор,
Полюбите меня дети! Я полезней всех на свете.
Проводятся эстафеты (по подбору воспитателя), например:
(Участники делятся на две команды по 3-5 человек. Овощи и фрукты рассыпают
по земле. Каждой команде дают корзину, по команде ведущего под музыку одна
команда собирает овощи, другая собирает фрукты. Затем участники каждой
команды называют собранные овощи, фрукты.) и т.д.
Ведущая: Молодцы, ребята. А теперь, когда у нас есть продукты, мы сварим борщ.
Проводится игра « Сварим борщ».
Ведущая: Вы видели, как мама варит борщ? Как вода кипит? Как плавают овощи?
Мы все будем большой кастрюлей (берёмся за руки, образуя большой круг «кастрюлю»). Про какой овощ споём, тот и прыгнет в « кастрюлю», и будет там бегать, ходить или «плавать». Ваша задача — не столкнуться с другими овощами, особенно когда их будет много, а главное вовремя услышать, когда мы называем тот овощ.
Взявшись за руки, быстро идём по кругу:
Мама борщ варить продолжай».
Ведущая: Ребята, наш праздник не простой, а витаминный. Мы пригласили к нам Доктора. Давайте громкими аплодисментами поприветствуем его.
(Звучит отрывок «Чтоб ребёнок был здоров», входит Доктор.)
Доктор: Здравствуйте, ребята! Все здоровы? Никто не чихает? Отлично! Я слышала, что у вас витаминный праздник, и вы отлично знаете, в каких продуктах бывают витамины? Что ж проверю, я загадаю вам загадки, а вы попробуйте отгадать, что это. Готовы?
В летнем солнечном саду, Зреют фрукты на виду. Только нужно не лениться, Отгадать их потрудиться:
1. Близнецы на тонкой ветке, Все лозы родные детки, Гостю каждый в доме рад, Это сладкий… (виноград).
2. Все о ней боксёры знают.
С ней удары развивают,
Хоть она и неуклюжа,
Но на фрукт она похожа. (груша).
3. Это ягода лесная Нам лекарство заменяет – Если вы больны ангиной, Пейте на ночь чай … (с малиной).
4. Он тяжёлый и пузатый, Носит фрак свой полосатый. На макушке хвостик — ус, Спелый изнутри …( арбуз).
Доктор: Молодцы, всё верно отгадали.
А сейчас все выходите весёлый танец попляшите: («Если весело живётся – делай так…)
Малыш, ты хочешь быть здоров,
Не пить плохих таблеток,
Забыть уколы докторов,
И капли из пипеток?
Доктор: Вижу, все вы молодцы! Парни просто удальцы! Девочки — красавицы! С любой болезнью справитесь! А мне идти уже пора, До свиданья, детвора!
(Дети прощаются с доктором. Доктор уходит.)
Ведущая: Вы, ребята, молодцы! Повеселились от души! Ну, а теперь будем танцевать!
источник
Краткосрочный проект по сохранению здоровья детей во второй младшей группе «Рябинка». Тема проекта : «Витамины вокруг нас» — презентация
Презентация была опубликована 4 года назад пользователемМаксим Мичурин
Презентация на тему: » Краткосрочный проект по сохранению здоровья детей во второй младшей группе «Рябинка». Тема проекта : «Витамины вокруг нас»» — Транскрипт:
1 Краткосрочный проект по сохранению здоровья детей во второй младшей группе «Рябинка». Тема проекта : «Витамины вокруг нас»
2 Проблема: Недостаточность витаминов в организме детей в весенний период. Дети не в полной мере овладели культурно- гигиеническими навыками. Недостаточное количество дидактического материала в группе по данной теме. Проблема: Недостаточность витаминов в организме детей в весенний период. Дети не в полной мере овладели культурно- гигиеническими навыками. Недостаточное количество дидактического материала в группе по данной теме. Цель проекта: Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни, Дать первоначальные представления о витаминах А, В, С и Е., об их пользе для организма человека и об их содержании в овощах и фруктах. Цель проекта: Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни, Дать первоначальные представления о витаминах А, В, С и Е., об их пользе для организма человека и об их содержании в овощах и фруктах.
3 Задачи проекта: Расширять знания об овощах и фруктах, Развивать интерес к знаниям, Дать детям первоначальные представления о витаминах, содержащихся в овощах и фруктах, о пользе их употребления в пищу Пополнить развивающую среду в группе, картотеку художественных слов. Расширять знания об овощах и фруктах, Развивать интерес к знаниям, Дать детям первоначальные представления о витаминах, содержащихся в овощах и фруктах, о пользе их употребления в пищу Пополнить развивающую среду в группе, картотеку художественных слов.
4 1. Беседа с детьми об овощах и фруктах. Цель — вспомнить названия овощей и фруктов, их цвета, где и как они растут. Использовать наглядный материал в виде иллюстраций овощей и фруктов. 2. Беседа с детьми о витаминах, содержащихся в овощах и фруктах. Цель- дать детям первоначальные знания о витаминах А, В, С и Е, о том в каких овощах и фруктах они содержаться и их пользе для организма человека.
5 3. Чтение произведения К. Чуковского «Айболит». Цель – учить детей внимательно слушать произведение, сопереживать героям сказки, отвечать на вопросы полным предложением, развитие связной речи детей.
6 4. Художественное творчество (Конструирование) «Строим дом для Айболита» Цель – учить детей находить способы решения проблемы (Айболит принимает всех и лечит на улице). Учить строить дом (больницу) по схеме, образцу воспитателя. Закрепляем знания о том, что в больнице все должно быть чисто, не должно быть ни каких микробов. Оборудование: деревянный конструктор, изображения простых одноэтажных домов, больниц, игрушка Айболита, схема постройки дома (больницы).
7 5. Художественное творчество (Лепка) «Вкусные и полезные фрукты». Цель – продолжать учить детей лепить круглые части из пластилина, делить пластилин на две равные части, сплющивать предметы, соединять их между собой. Закреплять названия фруктов, их форму и цвет. Закреплять знания о пользе фруктов. Использовать при этом иллюстрации фруктов.
8 6. Разучивания стихотворения о витаминах. Витамины нам полезны, Это точно знаю. Только их не из таблеток Я употребляю. Получаю их из пищи Вкусной и полезной. Где же прячутся они? Очень интересно. Объясняет мама мне Они прячутся везде. Ты из фруктов, овощей, Получай их поскорей.
9 7. Художественное творчество (Совместная аппликация) «Корзина витаминов» Цель – закрепление пройденного материала. Приобщение к совместной деятельности детей. Продолжать закреплять знания о содержании витаминов в овощах и фруктах. Продолжать учить детей приемам аппликации.
10 8. Рассматривание плаката «Витамины весной» Задачи – дать детям знания о том, где и в каких продуктах можно найти полезные витамины весной.
11 9. Вечер стихов. чтение стихов о витаминах. Цель – закрепление знаний о содержании и пользе витаминов в овощах и фруктах. Витамин «А» Где же витамин «А» найти, Чтобы видеть и расти? И морковь, и абрикосы Витамин в себе тот носят. В фруктах, ягодах он есть. Их нам всех не перечесть. Витамин «В» Свекла, яблоко, картофель, Репа, тыква, помидор.. Витамины «В» имеют И отдать нам их сумеют. «В» — в наружной части злаков, Хоть он там неодинаков. Это вовсе не беда, Группа «В» там есть всегда. Витамин «С» А вот «С» едим со щами, И с плодами, овощами, Он в капусте и в шпинате, И в шиповнике, в томате, Поищите на земле — И в салате, в щавеле. Лук, редиска, репа, брюква, И укроп, петрушка, клюква, И лимон, и апельсин Ну, во всем мы «С» едим! «С» – витамин в цветной капусте, В укропе, свежих овощах; Он снова в действие запустит Уставших клеток бодрый ряд. Витамин А Помни истину простую — Лучше видит только тот. Кто жует морковь сырую Или пьёт морковный сок. Витамин В Очень важно спозаранку Есть за завтраком овсянку. Черный хлеб полезен нам- И не только по утрам. Витамин С От простуды и ангины Помогают апельсины. Ну, а лучше есть лимон, Хоть и очень кислый он.
12 10. Подвижная игра с мячом во время прогулки «Съедобное — несъедобное» Цель- познакомить детей с правилами игры. Закреплять знания о полезных продуктах, и том что можно употреблять в пищу. Вызвать положительные эмоции.
13 11. Игра с детьми. Из какого фрукта (овоща) получается какой сок? Цель- обогащение словарного запаса детей. Учить правильно называть соки из определенного фрукта или овоща.
14 12. Экспериментирование « Узнай по запаху — вкусу» Цель – учить детей узнавать овощи и фрукты по запаху, вкусу.
15 13. Закрепляем культурно- гигиенические навыки в ходе режимных моментов. Задачи: 1. закрепить знания детей о пользе мытья рук перед едой, для чего человеку вода. 2. Продолжаем учиться правильному поведению за столом ( красивая осанка, тщательное пережевывание пищи, не крошить хлеб, вытирать рот салфеткой и т.д.)
16 Игры на закрепление культурно-гигиенических навыков. 1. Чтение произведения К. Чуковского «Мойдодыр». 2. Сюжетная игра « К нам в гости пришла киска». Показ детям как правильно надо держать столовые приборы. 3. Рассматривание моделей умывание, закрепляем с детьми последовательность. 4. Чтение потешек о правильном питании, о воде, умывании. 5. Дидактические игры, направленные на закрепление культурно-гигиенических навыков. Н-р, какие предметы нужны для умывания, предметы личной гигиены и т.д. 6. Беседы с детьми о воде, для чего она нужна. 7. Беседы с детьми о правильном поведении за столом (этикет).
17 14. Создание плаката « Витамины вокруг нас». Цель- закрепление пройденного материала.
источник
Для дошкольников и учеников 1-11 классов
16 предметов ОРГВЗНОС 25 Р.
Детский познавательно-исследовательский проект
Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей. В. А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка — это важнейший труд воспитателя». Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Ухудшение качества питания, недостаток в пище витаминов и микроэлементов отрицательно сказываются на физическом развитии детей. Для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо учиться заботится о своем здоровье с детства. Именно в детстве закладываются основы здоровой организации жизни ребенка на будущее. Поэтому так важно дать детям представления о витаминах, об их пользе для здоровья человека, о содержании тех или иных витаминов в овощах и фруктах.
Определение темы проекта: знакомство детей старшей группы с главными источниками витаминов (фрукты, овощи) и их значением для организма.
Объект исследования: овощи, фрукты и ягоды.
Предмет исследования: влияние витамин на здоровье человека.
Цель проекта : Узнать о значении витаминов в питании.
Гипотеза: Если человек будет больше знать и употреблять в пищу натуральные витамины (свежие овощи, фрукты и ягоды), то это поможет сохранить здоровье, улучшить самочувствие.
Выяснить, где витамины живут и как их зовут?
Установить, всегда ли витамины наши помощники?
Узнать, как связаны между собой понятия «витамины» и «здоровье»?
Понять, какие фрукты овощи и ягоды помогают побороть болезни?
Методы исследования: экскурсия на пищеблок ДОУ, сбор информации, беседы, наблюдения, опытно-экспериментальная деятельность.
Новизна исследования заключается в том, что мы выяснили много нового о витаминах для себя и для ребят нашей группы (новые знания и умения).
Практическая значимость исследования: в процессе работы мы собрали богатый, ценный материал, которым планируем поделиться с друзьями.
Перед началом исследования мы обратились к словарю, чтобы узнать значение слова «витамины». В «Толковом словаре» Ожегова дано следующее объяснение: « витамин — органическое вещество, первоисточником которого обычно служит растение, необходимое для нормальной жизнедеятельности организма, а также преп арат, содержащий такие вещества » .
Из энциклопедии мы узнали, что в продуктах питания содержатся различные витамины и биологически активные вещества, усиливающие действие друг друга (улучшающие усвоение и замедляющие выведение). Синтетический витамин С — это только аскорбиновая кислота и ничего больше. Натуральный же витамин С, извлеченный из плодов шиповника, содержит целый комплекс витаминов С, а также биофлавоноиды (витамин Р). Поэтому натуральный витамин С гораздо более эффективен.
Эксперимент по выявлению наличия витамина С в разных овощах, фруктах
Очень часто мы слышим, что надо употреблять витамин С, чтобы меньше болеть. Нам стало интересно, а в каких продуктах наибольшее содержание этого витамина. Для выявления количества витамина С в продуктах мы провели исследование.
Объекты исследования: апельсин, яблоко, смородина чёрная, красный перец, лимон, киви.
Определим наличие витамина С в овощах и фруктах методом йодометрии.
1) отмеряем 20 мл отжатого сока разных фруктов и ягод и разбавляем его водой до объёма 100 мл;
2) добавляем крахмального клейстера;
3) добавляем по каплям 5 % раствора йода до появления устойчивого синего окрашивания, не исчезающего в течение 10-15 сек.
4) Наблюдаем за изменением окраски в течение 1 минуты.
Можно сделать вывод, что наибольшее количество витамина С содержится в чёрной смородине и красном перце.
Чтобы пополнить запасы витамина С, который помогает организму восстановиться после болезней, нужно подружиться с квашеной капустой, полюбить отвар шиповника или чай с лимоном и черной смородины. Но иммунную систему нельзя подстегнуть одним витамином. Диетологи рекомендуют в холодное время года налегать на фрукты-овощи желтого и оранжевого цветов – апельсины, мандарины, грейпфруты, лимоны, тыкву, вареную морковь. Они содержат «противовирусные» вещества.
Родители рассказали, что питание должно быть не только полезным, но и разнообразным и сбалансированным. Необходимо также знать о сочетаемости продуктов. В детском питании нужно широко использовать самые разнообразные продукты, так как все витамины жизненно необходимы детям. Совместно с медсестрой детского сада и воспитателями группы, мы составили книгу «Мои любимые рецепты» .
Выводы о результатах исследования:
Первым выделил витамин ученый Каземир Функ. Он и дал ему такое название. «Vita» переводится с латинского языка как «жизнь», амины – группа химических веществ, отсюда и появилось слово «витамин».
Содержание витаминов в пищевом рационе может меняться и зависит от разных причин: от сорта и вида продуктов, способов и сроков их хранения, характера технологической обработки пищи, выбора блюд и привычек в питании.
В природе практически нет ни одного продукта, в котором находились бы все витамины в количестве, достаточном для удовлетворения потребностей организма взрослого человека и ребёнка. Поэтому необходимо максимальное разнообразие меню овощами и фруктами.
Подводя итог, можно сказать, что витамины играют очень важную роль в жизни человека. Поэтому нужно питаться правильно и постоянно есть свежие фрукты, овощи и ягоды, содержащие большое количество витаминов.
источник
Здоровый образ жизни немыслим без рационального разнообразного питания. Питание, как известно, является одним из факторов, обеспечивающих нормальное развитие ребёнка и достаточно высокий уровень сопротивляемости его организма к заболеваниям.
Именно в детстве закладываются основы здоровой организации жизни ребенка на будущее. Важно, чтобы у ребенка сформировалось представление об устойчивой взаимосвязи благополучия организма и питания (причем разнообразного).
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №92 общеразвивающего вида» города Сыктывкара
(для младшего дошкольного возраста)
Тема проекта: «Витамины вокруг нас»
Тип проекта: познавательно- игровой
Продолжительность проекта: одна неделя
Участники проекта: дети второй младшей группы и их родители, воспитатель второй младшей группы.
Цель проекта: Формировать у детей представления о правильном питании и здоровом образе жизни.
1. Дать детям общее представление о здоровье как ценности, о котором необходимо постоянно заботится, научить беречь свое здоровье и заботиться о нем.
2. Формирование убеждений и привычек здорового образа жизни в условиях дошкольного образовательного учреждения.
3. Расширять знания дошкольников о питании, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания.
4. Дать детям знания о витаминах, об их пользе для здоровья человека, о содержании тех или иных витаминов в овощах, фруктах.
- Развивать творческие способности детей, умения работать сообща, согласовывая свои действия.
- Воспитывать стремление к здоровому образу жизни.
Ожидаемые результаты по проекту
— приобретение необходимых знаний и представлений о витаминах;
— осознанное отношение детей к витаминам;
— умение решать предложенные задачи в совместной деятельности;
Важная потребность людей, которая обеспечивает гармоническое развитие личности, помогает реализовать все свои задатки и способности является здоровье. Оно выражается важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь — это самое важное для человека. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать жизненные основные задачи, преодолевать трудности. Каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности и бодрости до глубокой старости.
В современном обществе человек имеет больше возможностей заботиться о здоровье, так как медицина предлагает самые разнообразные лекарственные препараты, которые могут помочь во многих ситуациях, но не надо забывать о пользе правильного питания.
Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей.
Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо учиться заботится о своем здоровье с детства. Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни.
Здоровый образ жизни немыслим без рационального разнообразного питания. Питание, как известно, является одним из факторов, обеспечивающих нормальное развитие ребёнка и достаточно высокий уровень сопротивляемости его организма к заболеваниям.
Именно в детстве закладываются основы здоровой организации жизни ребенка на будущее. Важно, чтобы у ребенка сформировалось представление об устойчивой взаимосвязи благополучия организма и питания (причем разнообразного). Необходимо каждый день находить слова, примеры, раскрывающие перед ребенком пользу (или ее отсутствие) того или иного блюда, продукта. Поэтому так важно дать детям представления о витаминах, об их пользе для здоровья человека, о содержании тех или иных витаминов в овощах и фруктах, ягодах. Не менее важно дать детям знания о культуре питания, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания.
Дети должны понять, что овощи и фрукты, ягоды очень полезны для здоровья, так как в них очень много витаминов, которые позволяют им лучше расти и развиваться.
Что такое витамины, где они содержаться?
Перспективный план работы по проекту:
• Сбор и анализ литературы по данной теме
• Разработка плана реализации проекта
• Разработка дидактических игр, пособий
• Подборка иллюстративного материала.
• Подборка стихотворений, загадок по теме.
• Подборка подвижных, пальчиковых, дидактических игр по теме.
• Подготовить материал для изобразительной деятельности, художественную и познавательную литературу для чтения детям.
-Беседа Овощи и фрукты- полезные продукты», «Витамины для здоровья»
-Рассматривание иллюстраций с изображением овощей и фруктов.
-Подвижная игра «Собери урожай», «Огородник»
-Чтение произведения К. И. Чуковского «Айболит»
-Лепка «Витаминки вокруг нас» (овощи и фрукты)
-Пальчиковая гимнастика «Мы капусту рубим, рубим…», «Мы морковку чистим, чистим», «фрукты».
-Дидактические игры «Овощи и фрукты»
— Разучивание стихотворения «Витамины»
-Разгадывание загадок «Фрукты и овощи»
— Коллективная аппликация «Наполним корзину витаминами»
-Создание плаката «Витамины вокруг нас»
— Чтение стихов «Витаминки», разгадывание загадок.
— Хороводная игра «Есть у нас огород».
-Консультация для родителей «О пользе витаминов для детского организма»
-Консультация для родителей «Нужны ли витамины для детей»
Создание плаката «Витамины вокруг нас»
Перспективный план реализации проекта
1. Беседа «Овощи и фрукты- полезные продукты»
2.Рассматривание иллюстраций с изображением овощей и фруктов.
3. Подвижная игра «Собери урожай»
1.Чтение произведения К. И. Чуковского «Айболит»
2. Лепка «Витаминки вокруг нас» (овощи и фрукты)
3.Пальчиковая гимнастика «Мы капусту рубим, рубим…».
1.Беседа с детьми «Витамины для здоровья»
3.Дидактические игры «Овощи и фрукты»
4. Разучивание стихотворения «Витамины»
1.Разгадывание загадок «Фрукты и овощи»
2. Пальчиковая гимнастика «Мы морковку чистим, чистим», «Фрукты».
3.Подвижная игра «Огородник»
4.Коллективная аппликация «Наполним корзину витаминами»
1. Чтение стихов «Витаминки», разгадывание загадок.
2. Хороводная игра «Есть у нас огород».
3. Итоговое НОД «Овощи и фрукты- полезные продукты»
4. Создание плаката «Витамины вокруг нас»
Список использованной литературы:
- М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина «Грамматика в играх и картинках» (Фрукты) – Санкт – Петербург «Паритет» 2004;
- Н.С.Голицына ОБЖ для младших дошкольников Система работы : Москва «Издатель- ство «Скрипторий2003» 2010;
- Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р,Б. Стеркина Безопасность: Санкт –Петербург «Детство – Пресс» 2002;
- М.Ю. Картушина Зеленый огонек здоровья (Программа оздоровления дошкольников) – Москва Творческий центр 2007;
- Шевелькова Л. «Я здоровым стать хочу…» // Здоровье дошкольника № 5- с.5;
- http://skyclipart.ru/detsad/3421-stend-na-temu-zdorovoe-pitanie.html
- http://encyclical.ru.com/?c=result&query
- http://50ds.ru/metodist/7147-proekt-vitamin-vitaminochka.html
- http://nsportal.ru/detskii-sad/materialy-dlya-roditelei/proekt-vitaminnyy-kaleydoskop
- http://mamrabota.ru/razvitie-i-vospitanie-detej/zagadki-pro-ovoshhi-i-frukty.html
- О.С. Ушакова, А.Г.Арушанова, Е.М.Струнина. Придумай слово. Москва . «Просвеще- ние» «Учебная литература» 1996г.
Конспект беседы с детьми во второй младшей группе
на тему: «Овощи, фрукты – полезные продукты!»
Цель: формировать представления о правильном питании как составной части сохранения и укрепления здоровья; познакомить детей с витаминами, содержащихся в овощах, фруктах, продуктах.
Вчера Кукла – мама рассказывала, что ее дети стали чаще болеть, им не хватает витаминов. Витамины очень нужны детям для укрепления организма. Её дети их очень любят. Витамины вкусные, красивые.
— А вы, ребята, пробовали витамины?
— Витамины бывают не только в таблетках.
— А в каких продуктах есть витамины?
Нужно есть больше овощей и фруктов . В них много витаминов А, В, С, Д.
А сейчас послушайте в каких продуктах они содержатся и для чего нужны.
Витамин А — морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка. Важно для зрения.
Витамин В — мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца).
Витамин С — цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды).
Витамин Д — солнце, рыбий жир (для косточек).
Сейчас я вам буду показывать картинки, а вы мне будете говорить, что на них изображено, и мы с вами узнаем в чем же содержится большое количество витаминов!
(Показываю по очереди изображение овощей и фруктов, а дети называют не только само название , но и отвечают на вопросы: какой (цвет, форма, вкус)),
Лимон – желтый, сочный, кислый, овальный;
Апельсин – оранжевый, круглый, сладкий, сочный;
Груша – сладкая, желтая, сочная, твердая;
Яблоко – сладкое, красное, сочное, круглое;
Слива – синяя, овальная, сладкая, сочная;
Персик – круглый, сочный, розовый, сладкий.
Мы вчера в саду гуляли, Идут по кругу, взявшись за руки.
Мы смородину сажали. «Выкапывают» яму и «сажают» в нее куст.
Яблони белили мы известью, белилами. Движения правой рукой вверх, вниз.
Починили мы забор, «Ударяют» молотком.
Завели мы разговор: В круг выходит один ребенок.
Что ты нам в награду дашь?
— Дам в награду слив лиловых, Загибают по одному пальцу.
Груш медовых, самых крупных,
Спелых яблок, вишен целый килограмм.
Вот что вам в награду дам!
Воспитатель : Ой, К нам кто-то идет! Кто это ребята? (Открывается дверь, в гости к ребятам пришла кукла Аленка).
Кукла Аленка : Ребята, здравствуйте! Я слышала, что вы часто болеете? А вот я нет! А знаете почему? Вот послушайте!
Есть за завтраком овсянку.
От простуды и ангины помогают апельсины.
Я зачитаю четверостишия о продуктах. Если в них говорится о полезных вещах, то вы все вместе говорите: «Правильно, правильно, совершенно верно!»
— А если о том, что для здоровья вредно, вы молчите.
1. Ешь побольше апельсинов, пей морковный вкусный сок,
И тогда ты точно будешь очень строен и высок.
2. Если хочешь стройным быть, надо сладкое любить
Ешь конфеты, жуй ирис, строен, стань как кипарис.
3. Чтобы правильно питаться, вы запомните совет:
Ешьте фрукты, кашу с маслом, рыбу мед и виноград.
4. Нет полезнее продуктов — вкусных овощей и фруктов.
И Сереже, и Ирине всем полезны витамины.
5. Наша Люба булки ела и ужасно растолстела.
Хочет в гости к нам прийти, да в дверь не может проползти.
6. Если хочешь быть здоровым, правильно питайся,
Ешь побольше витаминов, с болезнями не знайся.
— Молодцы, обязательно скажу вашим мамам, что вы умеете выбирать полезные продукты.
Детские веселые стихи про витамины:
В огороде для Полины
Поспевают в итамины .
Вот висят на каждой ветке Разноцветные таблетки:
Ярко-красные — малина,
Рыжеватые — рябина;
Синие – ирги горошки,
Да смородины серёжки —
Алые, блестящие.
Пробуй — настоящие!
У Андрюшки – апельсины.
У Павлушки – виноград.
А у Маши – мандарины.
Каждый фрукту очень рад!
Витамины, витамины
Очень важны для ребят.
Ест бананы Глеб, ест Нина.
А Серёженька — гранат.
Кто такие витамины ?
Для чего проникли в лук,
В молоко и в мандарины,
В черный хлеб, в морковь, в урюк?
Рассмотрю-ка их в окрошке,
Через дедовы очки —
Кто они? Соринки? Мошки? Человечки? Паучки?
Может в перце и петрушке,
Незаметные на взгляд,
Очень маленькие пушки
По бактериям палят?!
Если так, то Витамины
Мне нужны наверняка —
Съем на полдник мандарины,
На ночь выпью молока!
Л. Богдан
У малютки-дочки,
Аленькие щечки.
Потому что, витамины
Каждый день в меню Ирины.
Сок в стакане и компот
Регулярно дочка пьет.
У Ирины на лице
Витамины А, В, С.
А. Гришин
В банане и йогурте,
В горстке малины-
Повсюду чудесные
Есть витамины .
Они берегут нас
От всяких болезней.
Чем больше их в пище,
Тем пища полезней.
Н. Тарасов
Много всяких витаминов
Есть в шкафу у тети Нины.
Выбирай, как на витрине,
В витаминном магазине.
Кроме яблок есть варенье,
Витаминное печенье!
В чашке – ягодки малины
(в них ведь тоже витамины!)
Есть на ветке виноград
И ему я очень рад,
Но вот тянется рука
К витамину с буквой «Ка».
Потому что всем известно –
Съесть его всегда полезно.
Этот сладкий, разноцветный
Витаминчик мой конфетный!
О. Ковальчук
Витамины нам полезны,
Это точно знаю.
Только их не из таблеток
Я употребляю.
Получаю их из пищи
Вкусной и полезной.
Где же прячутся они?
Очень интересно.
Объясняет мама мне
Они прячутся везде.
Ты из фруктов, овощей,
Получай их поскорей.
Н. Анишина
Растут у тёти Зины
Живые витамины .
Витамины разные:
Зелёные и красные.
Все они, от «А» до «У»,
В огороде на виду.
Все, как Солнце, нужные,
Красивые и дружные.
Висит горох на грядке,
Вкуснее шоколадки.
Морковь и сельдерей,
Что может быть важней?
Витамины высший сорт,
Не фазенда, а курорт.
Живые витамины
Растут у тёти Зины,
Мы их на именины
Собрали две корзины!
«В» — в наружной части злаков,
«С» – витамин в цветной капусте,
Он снова в действие запустит
Уставших клеток бодрый ряд.
Цель игры: знакомство ребенка с огородными овощными культурами, развитие ловкости, быстроты реакций, познавательных, интеллектуальных, двигательных и коммуникативных способностей, улучшение и тренировка осязательной функции кистей и пальцев рук.
Оборудование: три ведерка или корзинки (по одному для каждого игрока), различные овощи с огорода, например: 7 морковок, 7 картофелин, 7 луковиц, шарфики или платочки для завязывания глаз игрокам, музыкальное сопровождение.
В игре принимают участие три игрока, остальные ребятишки играют роль «болельщиков». Обязанности ведущего отводятся любому взрослому человеку, который объясняет им довольно простые правила игры. Ребята выстраиваются у начала игрового поля.
Ведущий завязывает всем трем участникам глаза так, чтобы им ничего не было видно. Тем временем он рассыпает в произвольном порядке по полу игрового помещения овощи: морковь, картошку и лук. Задача к аж дого из участников состоит в том, чтобы собрать свой вид овощей, который поручен именно ему. Например, один из игроков с завязанными глазами должен найти на полу морковь и собрать ее в корзинку или ведерко
всю без остатка, другой — картошку и третий — лук.
Затем звучит команда ведущего: «Начинаем собирать урожай!». После этих слов дети под звучащую музыку стараются на ощупь найти, определить и собрать каждый свою разновидность овощей. Когда музыка перестает звучать, ребята останавливаются и прекращают уборку урожая.
После этого ведущий развязывает им глаза, и они смотрят, все ли овощи собрали с пола, только ли нужные овощи лежат в корзине или ведерке. Победителем считается тот из игроков, который собрал с пола все свои овощи без исключения, не оставив ни одного, а также если в его корзине нет лишних овощей, т. е. других разновидностей.
Проигравшим является именно тот участник, который справится с заданием менее качественно. После окончания первого тура за ним следуют в обязательном порядке второй, третий и так далее при условии замены игроков на еще не игравших ни разу детей из числа болельщиков.
Игра малой подвижности «Огородник»
Цель: Закрепить представление об огородных растениях, активизировать названия овощей. Развивать речевой слух (узнавать товарища по голосу). Чувствовать игру звуками в глагольной рифме.
Ход игры. Каждый из играющих называет себя каким-нибудь овощем: репой, редькой, луком, морковью, редисом и т. д. и становится в круг. Один из участников игры – огородник – выходит на середину круга и стучит палкой по земле. Его спрашивают:
После этого все водят хоровод, приплясывают и поют:
К концу востра, прячет хвост под себя.
Кто к ней не подойдет, всяк за вихор возьмет.
Во время пения Огородник стоит с закрытыми глазами. Тот, на кого ведущий укажет (глазами или жестом, подает голос, стараясь его изменить:
Огородник должен отгадать, кто из ребят назвал себя Репой. Если он угадает верно, Репа убегает, иначе Огородник поймает и оттреплет за вихор.
Цель: Развитие координации движений, умения действовать по команде.
Ход игры: Ребенок изображает курочку, а взрослый — дедушку-сторожа. На полу мелом проводят черту, объясняя ребенку, что за чертой «огород».
Кыш, куры, кыш! («Дедушка» с палкой ходит в «огороде».)
Дедушка спит. (Садится, дремлет.)
Морковку щипать. (Дети-«курочки» выбегают на носочках.)
Конспект НОД « В итамины для здоровья».
Цель: вызвать у детей желание заботится о своём здоровье.
- учить детей различать витаминосодержащие продукты;
- объяснить детям, как витамины влияют на организм человека, их пользе и значении витаминов для здоровья человека;
- помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания еда должна быть не только вкусной, но и полезно;
- развивать внимание, мышление, воображение, активный и пассивный словарь;
- воспитывать у детей желание заботится о своём здоровье.
Предварительная работа: беседа с детьми о здоровье; подготовка слайдов; подготовка рабочих листов.
Материал: цветные карандаши, рабочие листы, листы бумаги для рисования.
— Ребята, нам пришло письмо от Незнайки, послушайте, что он нам пишет.
«Здравствуйте, ребята, меня зовут Незнайка. У меня случилась беда, я заболел. Говорят, чтобы не болеть, нужно правильно питаться. Я старался, ел всё только вкусное: пирожные, конфеты, пил пепси колу. Но к сожалению, мне становится всё хуже и хуже. Ребята, помогите, мне, пожалуйста, разобраться, что мне нужно есть, чтобы не болеть».
— Ребята, давайте попробуем с вами помочь Незнайке.
— Скажите, что вы любите есть больше всего? (Ответы детей)
— Как вы думаете, в чем разница между «вкусным» и «полезным»? (Ответы детей)
— Какие полезные, а какие вредные продукты, вы, видите на картинке? (Ответы детей)
— Ребята, а вы знаете, что в продуктах есть очень важные для здоровья человека вещества, которые называются витаминами? (Ответы детей)
— Ребята, что вы знаете о витаминах?
— Да, витамины оказывают различное влияние на здоровье человека. Например, витамин А очень важен для зрения. Витамин В способствует хорошей работе сердца, а витамин Д делает наши ноги и руки крепкими, он содержится в рыбьем жире. Витамин С укрепляет весь организм, делает человека более здоровым, неподверженным к простудам. Если все таки простудился, то с его помощью можно быстрее поправится.
— Послушайте, какой стихотворение я знаю о витаминах.
— Как вы думаете, что будет с человеком, если питаться одними сладостями? ( Ответы детей)
— Вам необходимо знать, что организму человека нужны различные продукты. Особенно полезны сырые овощи и фрукты: у того, кто их постоянно употребляет, как правило, бывает хорошее, бодрое настроение, гладкая кожа, изящная фигура.
— А вот конфеты, шоколад, мороженое, особенно в больших количествах, очень вредны для здоровья.
— Конечно же, не стоит полностью отказываться от сладкого. Однако, необходимо употреблять разнообразную пищу – чтобы быть крепким, здоровым и быстро расти.
— Послушайте стихотворение о пользе витаминов.
Есть за завтраком овсянку.
Хоть противный – надо пить
Ты попробуй-ка решить не хитрую задачку:
Что полезнее жевать – репку или жвачку?
— Ребята, как вы думаете, что полезнее? После еды многие стараются жевать жвачку, для того, чтобы очистить зубы, а в старину жевали репу, она очень полезная и хорошо очищает зубы.
— Прослушав эти стихи мы можем сказать в каких продуктах содержаться витамины А,В,С,Д.
Витамин А содержится в продуктах питания: свекла, дыня, морковь, чеснок, капуста, петрушка, персики, шпинат, тыква, репа, сельдерей.
Витамин В – рис, изюм, рыба, яйца, сыр, йогурт, орехи, бананы, горох, печень, хлеб, грибы, творог, салат. В животных продуктах — баранина, говядина, крабы, моллюски.
Витамин С – черная смородина, шиповник, апельсины, лимоны, лук, петрушка.
Витамин Д – рыбий жир, печень трески, говяжья печень, сливочное масло.
Один пузатый здоровяк (Округлое движение обеими руками вокруг живота)
Съел десяток булок натощак (Выставить перед собой все пальцы)
Запил он булки молоком, ( Изобразить пальцами воображаемый стакан, а затем выпить из него)
Съел курицу одним куском. (Широко раздвинуть пальцы одной руки, ладонью вверх, поднести воображаемый кусок ко рту)
Затем барашка он поджарил ( Показать указательными пальцами рожки)
И в брюхо бедного направил (Погладить живот)
Раздулся здоровяк как шар, ( Изобразить в воздухе большой круг)
Обжору тут хватил удар. ( Ударить слегка ладонью по лбу)
Работа с рабочими листами.
— Ребята, посмотрите, у вас на листочках с правой стороны нарисованы различные продукты. Перечислите какие? (Ответы детей).
А с левой стороны написаны витамины А, В, С, Д. проведите дорожку от каждой буквы к нужному продукту. И вы узнаете какие витамины содержатся в продуктах. От буквы С – красным карандашом, от буквы А – синим карандашом, от буквы Д – зелёным карандашом, от буквы В – оранжевым карандашом.
Итак, какой витамин содержится в морковке? Рыбе? Сливочном масле? Капусте? Апельсинах? Сыре? Рыбьем жире? Чёрной смородине? (Ответы детей).
Ребята, мы с вами теперь знаем, какие продукты полезные, а какие вредные, в каких продуктах содержатся витамины А, Б, С, Д. Я предлагаю вам нарисовать полезные продукты для Незнайки, чтобы он знал, что нужно кушать, чтобы не болеть.
— Ребята, какие вы узнали полезные продукты? (Ответы детей).
— Теперь Незнайка будет кушать только то, что полезно, и не будет болеть, рисунки мы положим в конверт, подпишем его и отправим. Я вам желаю, чтобы ваше здоровье было всегда крепким.
Консультация для родителей
«О пользе витаминов для детского организма»
Цель: систематизировать знания родителей о пользе витаминов для детского организма.
Витамины — ценнейшие вещества, необходимые организму человека. Все виды обмена веществ, работа нервной пищеварительной, сердечно-сосудистой систем, осуществляются должным образом только при участии витаминов.
Витамины не представляют органической ценности, но входят в состав коферментов и гормонов, и таким образом служат чрезвычайно важным компонентом системы обмена веществ и имеют исключительно важное значение, для нормальной жизнедеятельности. Так как витамины не синтезируются в организме, их относят к незаменимым факторам питания. А значит, они должны регулярно поступать с пищей. Длительное отсутствие в пище хотя бы одного из витаминов приводит к развитию заболеваний. При недостаточном поступлении витаминов повышается утомляемость, снижается работоспособность и сопротивляемость организма.
Витамины по растворимости подразделяются на две группы: водорастворимые и жирорастворимые. К водорастворимым витаминам относят тиамин (витамин В1), рибофлавин (витамин В2), ниацин (никотиновая кислота, витамин РР), пиридоксин (витамин В6), цианкобаломин (витамин В12), фолацин (фолиевая кислота), пантотеновая кислота (витамин В5), биотин (витамин Н), аскорбиновая кислота (витамин С). Жирорастворимые витамины- ретинол (витамин А), кальциферол (витамин Д), токоверол (витамин Е), филлохиноны (витамин К).
Особую группу составляют витаминоподобные вещества. Они не обладают всеми свойствами витаминов, однако не менее активно влияют на обмен веществ и необходимы для нормального функционирования человеческого организма. К ним относят холин (витамин В4), инозит (витамин В8), биофлавоноиды (витамин Р), парааминобензойная кислота (витамин Н1) и др.
Все витамины выполняют защитную функцию против различных повреждающих факторов. Механизм их участия в обмене веществ для каждого специфичен. Недостаток витаминов в питании приводит к авитаминозу или гиповитаминозу. Под авитаминозом понимают полное истощение запасов витаминов в организме, а под гиповитаминозом- снижение обеспеченности ими организма.
Какие витамины являются самыми полезными и необходимыми для ребенка?
Витамин А необходим для роста и развития тканей детского организма, поддержания иммунитета, функционирования печени, восстановления слизистой оболочки желудочно-кишечного тракта. Он повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, обеспечивает нормальное зрение (при его недостатке развивается «куриная слепота»). Витамина А много в печени, сливочном масле, яйцах и особенно в рыбьем жире. В зеленых овощах (петрушке, шпинате, мангольде, ревене, укропе, мяте, салате) и фруктах содержится каротин, который в организме человека превращается в витамин А. Много каротина в моркови, крапиве, щавеле, абрикосах зеленом луке, свежих помидорах.
Витамин D особенно необходим детям до года. Он предупреждает развитие такого заболевания, как рахит, с его помощью происходит регуляция отложения кальция и фосфора в костных тканях (при недостатке витамина D нарушается их рост). Витамин D содержится преимущественно в яйцах, сливочном масле, говяжьей печени, икре и рыбьем жире. Он образуется под воздействием солнечных лучей в кожных покровах.
Витамин К необходим для нормального свертывания крови, при его недостатке развивается кровоточивость тканей. Витамин К содержится в большом количестве в цветной и белокочанной капусте (особенно в ее зеленых листьях) а также в крапиве, шпинате, моркови, помидорах молочной зрелости и свиной печени.
Витамин Е участвует в синтезе белка, обеспечении тканей кислородом. Особенно важно достаточное количество его в рационе беременных женщин. Витамин Е содержится во многих растениях, в том числе в зародышах пшеницы а также в растительных маслах.
Витамины А, D, К, Е являются жирорастворимыми, то есть лучше усваиваются в сочетании с жирами. Остальные витамины являются водорастворимыми.
Витамин В1 (тиамин) способствует укреплению нервной системы. Недостаток этого витамина в организме приводит к развитию кожных заболеваний, выпадению волос. Витамина В1 много в гречневой и овсяной крупах, фасоли, пшеничном хлебе из муки грубого помола, в яблоках, картофеле и особенно в пивных дрожжах. Из продуктов животного происхождения витамином В1 богаты: яичный желток, икра печень, почки, сердце.
Витамин В2 (рибофлавин) особенно важен для растущего организма. При недостатке витамина В2 ребенок становится капризным, у него отмечается подавленное настроение позднее появляются рецидивирующий стоматит, сухость кожи, склонность к поносам. Витамина В2 много в мясе рыбе, молоке и молочных продуктах, яичном белке, хлебе дрожжах. Кроме того, он синтезируется нормальной микрофлорой кишечника.
Витамин В6 (пиридоксин) поступает в организм человека с мясной, молочной пищей и синтезируется микрофлорой кишечника. В материнском молоке, в отличие от коровьего молока, содержится достаточное для грудного ребенка количество витамина В6. Витамин В6 участвует в синтезе белка, необходим для нормального развития нервной системы работы печени.
Витамин С, или аскорбиновая кислота, содержится во многих продуктах растительного происхождения. Особенно много витамина С в черной смородине, плодах шиповника, крыжовнике, апельсинах, мандаринах, грейпфрутах, цветной капусте, зеленом луке, петрушке. Аскорбиновая кислота участвует в синтезе различных веществ, необходима для функционирования иммунной системы. Потребность в витамине С особенно велика при инфекционных заболеваниях, заболеваниях желудочно-кишечного тракта. Недостаток витамина С может повлечь развитие депрессии и истерии таких заболеваний, как кровоточивость десен. Витамин С разрушается, если очищенные овощи долго лежат в воде варятся в открытой посуде, пища несколько раз подогревается.
Витамин РР — никотиновая кислота. При ее недостатке нарушается деятельность центральной нервной системы (ухудшается память, мышление), желудочно-кишечного тракта, поражается кожа. Никотиновая кислота содержится в мясе, рыбе, гречневой крупе, а также в овощах, фруктах, молочных продуктах. В небольшом количестве она образуется и в организме человека.
В настоящее время известно более 20 различных витаминов. Большая часть из них не синтезируется в организме человека, они не образуют депо (то есть не накапливаются). Поэтому витамины должны ежедневно поступать в организм человека.
Дети, страдающие гиповитаминозом, быстрее утомляются во время физических нагрузок, дольше выполняют задания, чаще раздражаются, жалуются на то, что устали глаза.
Но восполнить необходимое количество витаминов только за счет пищи невозможно. Весной содержание витаминов в продуктах значительно уменьшается. В процессе хранения и приготовления пищи витамины в той или иной степени разрушаются. Поэтому, чтобы сохранить витаминный баланс, необходимо не только употреблять фрукты и овощи, но и принимать витаминные добавки. В настоящее время они широко представлены в аптечной сети. Однако употреблять витамины, особенно детям, следует в разумных пределах, и только после консультации с лечащим врачом.
источник
Капуста — одно из древнейших окультуренных растений. Его выращивали ещё первобытные люди. Капусту по праву называют кладовой здоровья. В ней содержится десять витаминов. В капусте также содержится витамин С.
Хотя капусту нельзя считать богатым источником аскорбиновой кислоты, но в связи с тем, что эти продукты потребляются населением в течение всего года и в больших количествах, они играют важную роль в обеспечении организма витамином С и предупреждении витаминной недостаточности, особенно зимой и весной. Роль витамина С в организме велика. Он участвует в процессе кроветворения, способствует заживлению ран, поддерживает в здоровом состоянии дёсны, зубы, кости, повышает устойчивость организма к инфекциям и ядам.
Морковь — один из самых любимых овощей. Невысокие требования к теплу и относительная засухоустойчивость этого растения позволили выращивать его в разной местности. Оранжевую окраску моркови придаёт содержащийся в ней каротин (витамин А). По содержанию витаминов морковь превосходит не только все овощи, но мясные и молочные продукты.
Целительные свойства моркови замечены уже давно и издавна применялись в медицине. Морковь снижает утомляемость, обладает бактерицидными свойствами и увеличивает сопротивляемость организма к инфекциям. Витамин А, который содержит морковь, участвуют во всех жизненных процессах, протекающих в организме. Этот витамин улучшает зрение, способствует росту, повышает сопротивляемость организма к заболеваниям, способствует оздоровлению кожи.
Свекла — овощ необыкновенный, обладающий целебными свойствами. Научные исследования подтвердили высокие целебные свойства красной свеклы, благодаря содержанию в ней витаминов А., В, С, Д, Р и др.
Свекольный сок, особенно в смеси в равных долях с морковным, помогает от малокровия, и вообще он является общеукрепляющим, улучшающим обмен веществ средством. Смешанный с медом сок свеклы применяют при болезни сердца и как успокаивающее средство.
Картофель занимает важное место в питании благодаря тому, что он богат витаминами, крахмалом и белком. Особенно полезен ранний картофель.
С давних пор народная медицина применяет при ожогах картофель. Натёртую массу кладут на тряпочку, которую прикладывают к обожжённому месту. Эти целебные компрессы быстро снимают боль, жжение, опухлость и способствуют хорошему заживлению раны. Целительные действия картофеля в удивительном сочетании ранозаживляющих витаминов. В результате картофель успокаивает боль, снимает зуд, оказывает подсушивающее действие, способствует рассасыванию и заживлению раны. Благодаря своим свойствам картофель создаёт неблагоприятную среду для микробов.
Кустарник различной высоты. Плод — ягода, округлая или продолговатая, голая или опушенная, белой, жёлтой, зелёной, красной окраски. Плодоносит в июле.
В желтых плодах содержится много витаминов (витамин С). Ягоды крыжовника нередко называют северным виноградом. Они полезны при заболеваниях, вызванных недостатком витаминов, дефиците в организме железа, меди, фосфора. Ягоды крыжовника используются для переработки (варенье, компот), а также в пищу в свежем и замороженном виде.
Плоды крыжовника широко применяются в лечебном питании при нарушении обмена веществ. Употребление крыжовника полезно при лечении заболеваний кишечника и почек.
Спелые ягоды ценны для укрепления кровеносных сосудов, повышают работоспособность организма.
Шиповник называют дикой розой. В лечебных целях используют плоды и цветки шиповника.
По содержанию в своих плодах витаминов шиповник занимает первое место и поэтому широко применяется при многих заболеваниях как общеукрепляющее средство. Настоями из плодов лечат раны, малокровие, болезни желудка. В шиповнике большое содержание витамина Е.
Одуванчик — одно из самых популярных лекарственных растений из пищевых дикорастущих растений.
В медицине используют всё растение. Из молодых листьев готовят витаминные салаты, варят щи, а поджаренные корни могут заменить кофе. Корни и листья применяют при лечении печени, желудка, при простуде, они возбуждают аппетит, улучшают состояние кожи.
Все вы, наверное, обжигались крапивой и помните, как покрывается волдырями обожжённое место. Но, не смотря на ожоги, люди с давних пор используют крапиву, как в кулинарии, так и в медицине. Цветет в июне-июле, плодоносит в июле-сентябре.
Спелые ягоды ценны для укрепления кровеносных сосудов, повышают работоспособность организма.
Ягоды земляники — ценный продукт диетического питания человека. Ягоды ценны как источник аскорбиновой кислоты. Поспевают в июне.
Употребление свежих ягод повышает работоспособность, выносливость, улучшает работу сердца. Ягоды утоляют жажду, улучшают работу желудка и почек, органов дыхания, возбуждают аппетит. Их используют при лечении бессонницы, болезни сердца, болезни желудка. Полезна земляника при заболеваниях почек. Из листьев земляники делают настой, который полезен при недостатке витаминов, лечении заболеваний печени и почек.
источник