Меню Рубрики

Влияние витаминов на рост и развитие детей

Витамины – биологически активные вещества, играющие важную роль в жизнедеятельности организма. Они являются регуляторами обменных процессов, повышают сопротивляемость организма и тесно связаны с процессами роста и развития, а также участвуют в процессах кроветворения и окислительных реакциях.

Интенсивный обмен веществ, быстрый рост и развитие ребёнка возможны только при достаточном поступлении в организм витаминов. Витамины делят на две группы: растворимые в воде (группы B: B1, B2, B6, B12, аскорбиновую кислота – витамин C, фолиевая и пантотеновая кислота) и жирорастворимые (витамины A, Д, Е).

Витамин А (ретинол) принимает участие в синтезе белка, обмене жиров, повышает устойчивость организма к инфекциям, тесно связан с ростом ребёнка, участвует в образовании зрительного пигмента, оказывает влияние на состояние кожных покровов. Недостаток этого витамина в организме тормозит рост, нарастание массы тела, снижает сопротивляемость инфекциям. При его нехватке появляются сухость и шелушение кожи, ломкость ногтей, тусклость волос, сухость роговицы. Содержится витамин А, в основном, в продуктах животного происхождения: печени, яичном желтке, сливочном масле, сливках, сметане, молоке, рыбьем жире.

Витамин B1 играет важную роль в белковом, жировом и углеводном обмене. При его недостатке возникают изменения нервной системы, желудочно-кишечного тракта, снижается аппетит, происходит срыгивание, запоры, повышается восприимчивость к заболеваниям. Содержится B1 в ржаном хлебе, дрожжах, отрубях, бобовых.

Витамин B2 входит в состав ряда ферментов, участвует в обмене веществ, благоприятно влияет на функцию печени и желудочно-кишечного тракта, стимулирует кроветворение, обеспечивает нормальное состояние кожи и слизистых. Содержится витамин B2 в злаках, дрожжах, яйцах, печени, почках, сыре, твороге, стручках бобовых растений.

Витамин B6 входит в состав многочисленных ферментов, связанных с обменом аминокислот. При его недостатке у детей возникают повышенная возбудимость, раздражительность, может развиться судорожный синдром, страдает функция кроветворения. Витамин B6 содержится в зародышах злаков, в мясе, печени, рыбе, яичном желтке, овощах, бобовых, фруктах и дрожжах.

Витамин РР (или витамин B3) играет важную роль в процессах клеточного обмена, регулирует сосудистый тонус, оказывает влияние на кроветворение. При его недостатке возникают нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта, воспалительные изменения на коже, нарушается нервная система, ребенок становится раздражительным, беспокойным, его мучает бессонница, полиневриты. Витамин РР содержится в мясе, рыбе, субпродуктах, дрожжах, грибах, хлебе, картофеле, гречневой крупе.

Витамин B12 необходим для нормального кроветворения, оказывает значительное влияние на белковый обмен, играет роль в углеводном обмене. При его недостатке развивается анемия, появляются нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта. Содержится витамин B12 в яичном желтке, молоке, сыре. В небольших количествах может образовываться микрофлорой кишечника.

Витамин С (аскорбиновая кислота) участвует в окислительно-восстановительных процессах, в обмене веществ, играет роль в синтезе гормонов, способствует росту тканей и клеток. При его недостатке возникает вялость, недомогание, сонливость, снижается иммунитет. При значительном дефиците появляются кровоизлияния в кожу и слизистую, повышается ломкость сосудов и склонность к кровоточивости. Основным источником витамина С является зелень, свежие овощи, картофель, фрукты и ягоды.

Витамин Д регулирует обмен кальция и фосфора, стимулирует рост костной ткани. При его недостатке возникают симптомы рахита, деформация костей, отмечается вялость, снижается мышечный тонус, возникает потливость, плаксивость, раздражительность, происходит запоздалое прорезывание зубов. Витамин Д содержится в продуктах животного происхождения: сыре, сливочном масле, яичном желтке, печени, особенно трески, некоторых сортах рыб (палтус, лосось, тунец). Для предупреждения развития Д-гиповитаминоза детям раннего возраста назначают витамин Д в виде аптечных препаратов.

Витамин Е оказывает антиокислительное действие, улучшает использование кислорода тканями. Он играет важную роль в деятельности центральной нервной системы, повышает устойчивость эритроцитов к распаду. Содержится в зеленых частях растений, салате, шпинате, капусте, зеленом горошке, в пшенице, овсе, мясе, печени, яйцах, растительном масле.

Следует учитывать, что потребности в витаминах у детей выше, чем у взрослых. К ранним клиническим признакам недостаточности витаминов относятся изменения поведения ребенка: повышенная утомляемость, возбудимость, плаксивость, нервозность могут наблюдаться легкие дистрофические изменения кожи, слизистых оболочек. Своевременное выявление таких состояний позволяет вовремя внести коррекцию в питание или назначить ребенку лекарственные препараты. Но все это должно быть строго под контролем врача.

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

По показателям роста можно определить, насколько гармонично развивается малыш. Родители радуются каждому новому сантиметру, на который увеличивается рост их чада, справедливо считая, что все идет своим чередом. Если же малыш растет медленно и заметно отстает в этом отношении от сверстников, родители начинают беспокоиться и искать способы повлиять на ситуацию.

Особенно важными показатели роста являются для мальчиков и их родителей, которые мечтают о том, чтобы сыновья выросли крепкими, сильными, выносливыми и, конечно, высокими.

Мечта большинства родителей — это дети, опередившие их в показателях роста. Возможно ли это? Конечно, основное значение будет иметь наследственность, но повлиять на показатели роста можно дополнительно и своими силами, если позаботиться о правильном питании и развитии малыша.

Рост — это не что иное, как физиологический процесс, в ходе которого удлиняется тело и изменяются его пропорции. Каждый ребенок, начиная с момента зачатия, проходит через основные этапы развития, увеличиваясь в размерах. Если начальные показатели роста для зародыша составляют всего 2,5 см, то к моменту рождения длина его тела уже от 46 до 56 см.

Продолжает маленький человек расти и после рождения, до года – особенно активно. В этот период его рост становится заметно больше. Так, например, если малыш родился длиной в 50 см, спустя год тело его удлинится еще как минимум на 25 см.

В 4 года рост у детей удваивается и приближается к отметке в 100 см, а к 12 годам изначальные показатели увеличиваются в три раза и длина тела составляет уже около 150 см.

Рассчитать норму роста для детей в возрасте от двух до пятнадцати лет можно по простой формуле. Для этого из показателя роста восьмилетнего ребенка — это 130 см – нужно будет отнимать по 7 см на каждый недостающий год или, наоборот, прибавлять по 5 см на каждый последующий.

Еще один вариант рассчитать рост малыша — сложить показатели длины тела родителей, после чего разделить полученное число на 2 и прибавить 6,5 см, если речь идет о мальчике, или отнять столько же, если вычисляется величина роста девочки.

Удлиняясь, тело обязательно меняет пропорции. Так, например, у только что появившегося на свет малыша соотношение головы и тела равняется 1:4, тогда как у взрослого это соотношение приближается к показателям 1:7 или 1:8.

То, насколько эффективно будет расти малыш, напрямую связано со степенью развития его скелета. В ходе формирования скелета создаются и зоны окостенения. Именно на основе их анализа можно прогнозировать рост. Для этого будет достаточно сделать рентген кистей. В момент, когда зоны роста будут закрыты точками окостенения, рост прекратится.

В задачу родителей входит отслеживать показатели физического развития детей. Это поможет избежать замедления роста, за исключением случаев с наследственной низкорослостью. Принимать меры для стимуляции роста детей важно до момента закрытия зон роста.

Что влияет на активное развитие?

На показатели и скорость роста влияют:

  • питание;
  • двигательная активность;
  • отдых;
  • витамины.

На каждом этапе развития крохи, начиная с года (до этого времени малыши в основном питаются грудным молоком), питание играет огромную роль в развитии. Продукты, которые получает малыш, должны содержать достаточное количество жиров, белков, углеводов, минералов и витаминов. Недостаток каких-либо компонентов может стать одной из причин замедления роста.

Планировать питание нужно в соответствии с возрастными особенностями детей, делая акцент на качество, количество и способ обработки продуктов для максимального их усвоения детским организмом.

Двигательная активность — необходимое условие для нормального роста и развития детей. Совсем маленьких малышей до года нужно будет вывозить на прогулку минимум 1 раз в день, с дошкольниками лучше гулять утром и вечером, а школьников желательно записать в какую-то спортивную секцию, где они смогут себя проявить.

Естественно, что для полноценного развития детей важно соблюдать и режим отдыха. Ребенка нельзя нагружать без права на паузы и сокращать сон, продолжительность которого должна отвечать его возрасту.

Ну и, конечно же, на показатели роста детей влияют витамины и минералы, которые они должна получать в необходимом для их возраста количестве. О том, какие именно это витамины и какую роль каждый из них играет, читайте ниже.

Один из самых главных — это витамин А, который крайне необходим для нормального развития ребенка. Именно он принимает участие в синтезе костей и ответственен за их удлинение и отвердение. Кроме того, витамин А незаменим в основных процессах развития тканей организма, так как способствует образованию гормона роста. Замедление роста чаще всего связывают с дефицитом именно этого витамина.

Основные источники витамина А:

Если недостаток витамина А можно восполнить, то избыток его может привести к самым неприятным и тяжелым последствиям. Поэтому нужно быть крайне осторожными и обязательно консультироваться с детским врачом, прежде чем пробовать давать детям витамин А по собственному усмотрению.

Бета-каротин играет не менее важную роль в физиологических процессах в организме детей. Наибольшее число витамина содержится в продуктах ярко-жёлтого цвета:

Чтобы такой витамин лучше усваивался, желательно его употреблять с небольшим количеством жира. Бета-каротин нетоксичен, поэтому в отличие от витамина роста для детей, упомянутого выше, в случае переизбытка не настолько опасен. Именно из него в организме образуется витамин А в нужном количестве, тогда как излишки откладываются на будущее, что может стать причиной появления так называемой «каротиновой желтухи» с пожелтением кожи и белков глаз.

Подбирая витаминные комплексы для детей, важно учитывать особенности их рациона, чтобы избежать переизбытка того или иного витамина.

Один из главных витаминов роста для детей — это витамин D. Он принимает активное участие в формировании костных тканей и особенно важен для ребенка до года.

Левокарнитин (В11) помогает быстрее расти и прибавлять в массе. Именно его чаще всего родители пытаются давать детям, страдающим отсутствием аппетита.

Еще один стимулятор роста — это кальций. Именно он отвечает за то, чтобы кости и зубы малыша были крепкими. Недостаток кальция также может стать одной из причин замедления роста.

На скорость роста детей также значительное влияет йод. Именно он является частью гормонов щитовидной железы, отвечающих за рост и нормальный обмен веществ у детей.

Витамин С, который многие ошибочно считают спасением от ОРВИ и ОРЗ, также способствует росту детей простым способом — упрощая усваивание кишечником жирорастворимых А и D.

Витамины В1 и В2 нужны для ускорения обмена веществ и улучшают кровообращение, что также является необходимым условием для нормального роста и развития детей.

Принимая во внимание все вышесказанное, можно сделать вывод, что основа для нормального роста детей — это витамины А, В, С, D и К, а также йод и бета-каротин. Именно поэтому витаминные комплексы для любимого чада нужно подбирать на их основе.

Для детей до года, например, нужно будет выбрать комплексы, в которых поливитамины не будут сочетаться с минералами.

Такой тандем для малышей будет слишком опасным из-за серьезной нагрузки на почки. Для малышей до года лучшим витамином роста станет «солнечный» D, хорошо известный всем родителям в виде растворов на масляной или водной основе, либо содержащийся в специально разработанных для таких крох комплексах «Мультитабс бэби» или «Киндер биовиталь гель».

Малышам от года до трех можно подбирать комплексы с содержанием кальция, опять же без опасного соседства витаминов и минералов. А детям от трех лет можно будет подыскать в аптеке витаминно-минеральные комплексы с содержанием кальция, крайне необходимого им в этот период для нормального роста зубов и костей.

Производители предлагают самые разные варианты витаминов роста для детей старше трех лет, как простые, так и более сложные. Выбирая подходящий вариант, старайтесь, чтобы в состав комплекса обязательно входил витамин D3, а также около 10-25% суточной нормы кальция.

Какие же витаминные комплексы лучше всего подходят для детей от трех лет? Главное, чтобы они отвечали трем основным критериям:

  • соответствовали возрасту;
  • были безопасными и эффективными (с подтверждением клинических испытаний);
  • имели несколько лекарственных форм для каждого возраста.

Однозначный ответ на вопрос, какие детские витаминные комплексы самые лучшие, родители смогут найти совместно с детским врачом.

Следует помнить, что для достижения положительного эффекта принимать препараты нужно не менее месяца с последующим перерывом в несколько недель. Корректировать продолжительность лечения можно в зависимости от переносимости препарата и глубины проблемы, но опять же только после согласования с доктором.

источник

Название 45 вопрос. Влияние витаминов и минеральных веществ на рост развитие детей
Анкор физиология шпоры1.docx
Дата 17.12.2017
Размер 63.89 Kb.
Формат файла
Имя файла физиология шпоры1.docx
Тип Документы
#11943
страница 1 из 4
Подборка по базе: 1 вопрос.docx, Реферат влияние мотива и цели на квалификацию преступлений.docx, Реферат влияние мотива и цели на квалификацию преступлений.docx, этика 11 вопрос.docx, 15-27 вопрос.docx, Реферат Влияние армии на стабильность общества.docx, 21 вопрос.docx, Корниенко контр 1 вопрос.docx, 3 вопрос.docx, Абатов И конфликт 5 вопрос.docx.

45 вопрос. Влияние витаминов и минеральных веществ на рост развитие детей.

Для нормального развития организма в пищу детей должны входить в достаточном количестве витамины. Они не только предохраняют организм от болезней, связанных с их, но и являются составными элементами тканей. Без витаминов не образуются ферменты, а, следовательно, задерживаются все реакции, протекающие в организме, нарушается нормальный обмен веществ, страдает пищеварение, кроветворение, падают работоспособность и выносливость. Витамины играют важную роль в поддержании иммунобиологических свойств организма, высокой устойчивости к неблагоприятным факторам внешней среды, в том числе к инфекциям.
Витамины являются незаменимыми компонентами ферментов, способствуя выполнению их функций. А ферменты, как известно, служат катализаторами всех жизненно необходимых процессов. Витамины, участвуя во всех обменных процессах, играют важную роль в профилактике сердечно-сосудистых нарушений, опухолей, всех заболеваний внутренних органов. Поскольку суточная потребность в витаминах незначительна, их называют микрокомпонентами пищи в отличие от макрокомпонентов — углеводов, жиров и белков. Для нормального функционирования организма необходимо поступление минеральных веществ, которые определяют структуру и функции многих ферментативных систем и процессов, обеспечивают их

нормальное течение, участвуют в пластическом обмене. У новорожденного ребенка минеральные вещества составляют 2,5 % от массы тела, у взрослого — 5 %. Минеральные соли содержатся в пище в количестве, достаточном для поддержания жизнедеятельности. Только хлорид натрия вводится дополнительно. Для растущего организма и во время беременности минеральных солей требуется больше.
Минеральные вещества входят в состав клеток и тканей, нужны для адекватного роста и развития тканей, а также для правильной работы органов пищеварения. Жизненно важными компонентами питания человека являются минеральные вещества: макроэлементы – натрий, калий, кальций, фосфор, железо, магний, хлор, сера – и микроэлементы – йод, фтор, медь, цинк, марганец и др.
Для растущего детского организма особенно важно снабжение такими минеральными веществами, как кальций, фосфор, железо, магний.

Кроме того, ребенку необходимы магний, медь, бром, йод, цинк, кобальт, фтор и другие. Они служат составной частью многих ферментов, гормонов, витаминов.

46 вопрос. Общее представление о витаминах их значение для роста и развития ребенка. Классификация. Потребность в витаминах .

По химическому строению и физико-химическим свойствам (в частности, по растворимости) витамины делят на 2 группы.

А. Водорастворимые. Витамин В1 (тиамин); Витамин В2 (рибофлавин); Витамин РР (никотиновая кислота, никотинамид, витамин В3); Пантотеновая кислота (витамин В5); Витамин В6 (пиридоксин); Биотин (витамин Н); Фолиевая кислота (витамин Вс, В9); Витамин В12 (кобаламин); Витамин С (аскорбиновая кислота); Витамин Р (биофлавоноиды). Б. Жирорастворимые. Витамин А (ретинол); Витамин D (холекальциферол); Витамин Е (токоферол); Витамин К (филлохинон). Водорастворимые витамины при их избыточном поступлении в организм, будучи хорошо растворимыми в воде, быстро выводятся из организма. Жирорастворимые витамины хорошо растворимы в жирах и легко накапливаются в организме при их избыточном поступлении с пищей. Их накопление в организме может вызвать расстройство обиена веществ, называемое гипервитаминозом, и даже гибель организма.

Витамины группа низкомолекулярных биологически активных органических соединений, разнообразной структуры и состава, которые необходимы для правильного развития и жизнедеятельности организмов, они относятся к незаменимым факторам питания. Витамины – жизненно важные вещества, необходимые нашему организму для поддержания многих его функций. Поэтому достаточное и постоянное поступление витаминов в организм с пищей крайне важно. Витамины смягчают или устраняют неблагоприятное действие на организм человека многих лекарственных препаратов. Недостаток витаминов сказывается на состоянии отдельных органов и тканей, а также на важнейших функциях: рост, продолжение рода, интеллектуальные и физические возможности, защитные функции организма. Длительный недостаток витаминов ведет сначала к снижению трудоспособности, затем к ухудшению здоровья, а в самых крайних, тяжелых случаях это может закончиться смертью. Витамины необходимы для синтеза гормонов – особых биологически активных веществ, которые регулируют самые разные функции организма.
22. Какова роль витамина А,Д,Е,К для организма ребенка.

Витамин А (ретинол) в организме человека депонируется в печени. Содержится в зрительных пигментах фоторецепторов сетчатки и поэтому обеспечивает зрительную функцию глаз, особенно при недостаточном освещении. Способствует нормальному функционированию всех слизистых оболочек человека и кожных покровов, иммунной системы, участвует в формировании костей, способствует защите организма от развития онкологических и инфекционных заболеваний. В большом количестве содержится в печени, яйцах, масле, сыре, молоке, красно-оранжевых овощах (морковь, перец, помидоры). В овощах содержатся каротины, которые превращаются в ретинол. Недостаточное потребление витамина А приводит к поражению зрения, кожи и слизистых оболочек, нарушению функции многих органов и систем. Последствия недостаточности витамина А тем тяжелее, чем моложе человек. У детей возникает задержка роста, уменьшение массы тела, снижение сопротивляемости инфекциям, поражения глаз. Развивается «куриная слепота» — нарушение сумеречного зрения. Избыточное потребление витамина А приводит к покраснению кожных покровов, появлению «чешуйчатой кожи» и потрескавших губ, позже возникают головные боли, боли в суставах и общая слабость.

Предшественниками витамина А являются β-каротин и другие каротиноиды, но этим их функции не ограничиваются. Они сами по себе имеют важное значение в метаболизме, являются антиоксидантами, стимулируют иммунную систему. Каротиноиды уменьшают степень интоксикации, вызываемой курением и вдыханием загрязненного воздуха. Дефицит (β-каротина чаще всего наблюдается у курильщиков. Им следует принимать β-каротин дополнительно и употреблять больше фруктов и овощей, в которых содержится достаточное количество каротиноидов. Особенно много их в моркови, тыкве, помидорах и красном перце. Оптимальная суточная доза каротина — 15-50 мг. При его передозировке появляется желтая окраска лица, ступней и ладоней.

Какова роль витамина Д. Какое заболевание развивается при дефиците данного витамина.

Витамин D содержится в основном в рыбьем жире, яичных желтках. У большинства людей главным его источником является синтез в коже, меньшее значение имеет поступление с пищей. Поэтому дефицит витамина D в организме чаще всего возникает при недостаточном пребывании человека на открытом воздухе, ограниченном воздействии солнечных лучей. Витамин D играет большую роль в регуляции обмена фосфора и кальция в организме. Он необходим для нормального формирования костей и зубов, особенно в растущем организме. Витамин D называют «противорахитическим витамином». При не достатке его у детей кости растут неправильно, становятся непрочными. Кости ног и позвоночника прогибаются, искривляются под тяжестью тела, деформируются ребра. В пожилом возрасте витамин D защищает костную ткань от остеопороза. Дефицит его у детей приводит к рахиту, у взрослых — к остеомаляции. Рахит развивается при недостатке ультрафиолетовых лучей и неполноценном и неадекватном питании. При гипервитаминозе D развиваются потеря аппетита, тошнота, головная боль, нарушение сна, раздражительность, повышение температуры тела.

Какова роль витамина Е для организма ребенка.

Витамин Е является естественным и наиболее эффективным антиоксидантом. Он защищает клеточные структуры, эритроциты, ДНК от повреждения, стимулирует систему кровообращения, предотвращает окисление холестерина, улучшает состояние иммунной системы, предупреждает развитие катаракты, уменьшает вредные последствия курения и дыхания загрязненным воздухом, обеспечивает нормальную деятельность мышечной ткани, снижает восприимчивость к стрессам, улучшает функцию нейронов головного мозга, способствует сохранению памяти при старении, улучшает функцию половых желез. Основные продукты, в которых содержится витамин Е, — это растительные масла, зерновые, зеленые овощи, печень, яичные желтки. При дефиците его наблюдается поражение скелетных мышц и миокарда, разрушение эритроцитов, нарушение функции нервной системы. Физиологическая потребность в витамине Е составляет 10-20 мг в сутки.

Какова роль витамина К для организма ребенка
Витамин К участвует в образовании протромбинового комплекса и других факторов свертывающей системы крови, необходим для синтеза белка, ускоряет заживление ран и язв. Синтезируется растениями и содержится в листьях салата, цветной капусте, плодах шиповника. В организме человека продуцируется микрофлорой кишечника. Признаком дефицита витамина К является снижение количества протромбина в крови, при этом возникают кровоточивость, кровоизлияния и кровотечения. Физиологическая суточная норма — 30-80 мкг.

23. Какие проявления недостатка витамина А в организме ребенка.

Недостаточность витамина А относится к особо важным алиментарным заболеваниям, в связи с распространенностью и тяжелыми последствиями для здоровья. От авитаминоза А ежегодно слепнет около 20000 детей в Индонезии, Индии и других развивающихся странах. Почти у 15 млн. человек слепота вызвана авитаминозом А. Недостаточность витамина А особенно поражает детей 1 — 3 лет, обычно после отнятия от груди, и повышает смертность детей в развивающихся странах из-за более частого и более тяжелого течения у них инфекций (грипп, корь, пневмония и др.). авитаминозы А не встречаются, .

Симптомы недостатка витамина А. Дефицит ретинола характеризуется такими симптомами: изменение со стороны органов зрения; изменение кожи и слизистых оболочек глаз, дыхательных, пищеварительных и мочевыводящих путей; у ребенка замедляется рост; заметны нарушения со стороны нервной системы, а также органов дыхания, пищеварения и др.; снижается иммунитет. При А-гиповитаминозе у ребенка снижается аппетит, замедляется рост и ребенок плохо набирает вес, худает, быстро устает, увеличивается восприимчивость ребенка к различным инфекционным заболеваниям (простуда, грипп, ангина и т.д.). Развивается гемералопия (куриная слепота) — неспособность глаз приспосабливаться к слабому освещению (ребенок недостаточно хорошо видит (или не видит вовсе) в сумерках или ночью). Ребенок не воспринимает синий и желтый цвета. Если параллельно с дефицитом ретинола присутствует недостаток витаминов В2 и С то все вышеперечисленные симптомы усиливается.

24. Какое влияние витамина С на организм ребенка. Какое заболевание развивается при дефиците витамина.

Витамин С (аскорбиновая кислота). Общие запасы в организме около 1500-3000 мг. Для полного насыщения организма аскорбиновой кислотой требуется около 20 мг на 1 кг массы тела. Курение и употребление алкоголя резко снижают содержание витамина в организме, хватает на 1-1,5 месяца при обычной физической нагрузке и без дополнительного поступления его с пищей. Витамин С является антиоксидантом, повышает иммунные свойства организма. Кроме того, он отвечает за устойчивость и адаптацию организма к изменяющимся условиям окружающей среды, а также за способность сопротивляться различным заболеваниям. Витамин С оказывает положительное влияние на свертывающую систему крови, препятствуя тромбообразованию. Выраженный дефицит витамина С ведет к развитию цинги, проявляющейся подкожными кровоизлияниями, отечностью, воспалением десен, плохим заживлением ран. В настоящее время абсолютный авитаминоз С встречается редко, но гиповитаминоз весьма распространен среди населения Беларуси. При понижении содержания в организме витамина С человек не испытывает радости, у него развивается апатия, а также снижается сопротивляемость организма заболеваниям верхних дыхательных путей. При многих болезнях рекомендуется принимать повышенные дозы витамина , использовать аскорбиновую кислоту в больших дозах в качестве профилактического средства от простудных заболеваний. Суточная физиологическая потребность взрослого человека в аскорбиновой кислоте — 60-100 мг. Естественными его источниками являются главным образом растительные продукты, особенно плоды шиповника, черная смородина, зеленые листовые овощи, кислые яблоки, цитрусовые.

Какое значение имеет витамин Р для нормального фунционирования организма ребенка.

Витамин Р, или биофлавоноиды, является синергистом витамина С. Биофлавоноиды, особенно в сочетании с аскорбиновой кислотой, уменьшают ломкость капилляров, участвуют в окислительно-восстановительных процессах, обладают антиоксидантными свойствами. Основными из биофлавоноидов являются рутин и кверцетин. Они содержатся во многих растениях: плодах шиповника, цитрусовых, ягодах красной и черной смородины, зеленых листьях чая. Роль в организме: укрепляет стенки кровеносных сосудов, уменьшает их проницаемость и повышает резистентность к воздействию давления. Способствует поддержанию в хорошем состоянии коллагена. Он участвует в создании защиты от инфекций и простуд, препятствует кровотечению из десен и укрепляет зубы в деснах.

25. Значения витамина РР для организма ребенка.

Витамин РР (никотиновая кислота) участвует в окислительно-восстановительных реакциях, процессах внутритканевого дыхания. Содержится в отрубях, печени, молоке, яйцах, мясных продуктах, дрожжах, меньше в картофеле и овощах. При дефиците никотиновой кислоты развивается пеллагра — заболевание, характеризующееся нарушениями со стороны центральной нервной системы (нервно-психические расстройства), желудочно-кишечного тракта (поносы), кожных покровов (трещины, огрубение кожи). Типичными для пеллагры являются дерматиты и пигментация кожи, в более тяжелых случаях — нарушения психики. Суточная физиологическая потребность в витамине РР для взрослого человека составляет 20—30 мг.
27. Какова роль витаминов группы В ( В1, В2) для организма ребенка.

Витамин В 1 (тиамин) — один из наиболее изученных витаминов. Физиологическая роль его очень важна: он регулирует белковый, углеводный и жировой обмен, активирует синтез актина и миозина (восстанавливает сердечную мышцу после инфаркта), стимулирует синтез соединительной ткани (важно при поражениях опорно-двигательного аппарата), является антиоксидантом и иммуностимулятором. При отсутствии в пище тиамина уже через 1—3 мес. наступает авитаминоз В 1; который сопровождается нарушением функций нервной системы,

судорогами, слабостью, похудением, снижением аппетита, тошнотой. Классическим примером такого авитаминоза является болезнь бери-бери, сопровождающаяся поражением нервной системы и параличами. Суточная физиологическая потребность в тиамине составляет около 2—3 мг, но изменяется в зависимости от возраста, индивидуального рациона, так как частично витамин может синтезироваться в кишечнике.

Роль в организме: является составной частью коферментов, участвует в процессе образования жиров из белков, играет первостепенную роль в обмене углеводов: чем выше уровень их потребления, тем больше требуется тиамина. Тиамин играет важную роль в белковом обмене: катализирует отщепление карбоксильных групп и участвует в процессах дезаминирования и переаминирования аминокислот. Вовлекается в жировой обмен, участвуя в синтезе жирных кислот, которые не дают образовываться камням в печени и желчном пузыре. Воздействует на функцию органов пищеварения, повышает двигательную и секреторную функцию желудка, ускоряя эвакуацию его содержимого. Нормализует работу сердца. Тиамин поступает в организм с пищей, а частично образуется микроорганизмами кишечника, но в количестве, не удовлетворяющем физиологические потребности в нем.
Витамин В 2 (рибофлавин) вместе с тиамином играет важную роль в белковом, углеводном и липидном обмене. В организм человека поступает с мясными и молочными продуктами, зерновыми и другими растениями. При недостаточном поступлении рибофлавина в организм поражаются кожа, слизистые оболочки желудочно-кишечного тракта и глаза, возникает мышечная слабость, а у детей, кроме того, отмечается задержка роста. Симптомами дефицита является снижение массы тела, плохой аппетит, язвы в ротовой полости, болезненные трещинки в уголках рта, ярко-красный язык, нарушение зрения. Рибофлавин содержат печень, почки, молоко, яйца, рыба, неочищенные зерновые, капуста. Суточная физиологическая норма витамина В 2 — 2,5-3 мг.

Роль в организме: участвует в процессах роста, в обмене белков, жиров и углеводов, он оказывает регулирующее влияние на состояние центральной нервной системы, воздействует на процессы обмена в роговице, хрусталике, сетчатке глаза, обеспечивает световое и цветовое зрение. Участвует в синтезе гликогена, эритроцитов, гормонов кортикостероидов

26. При недостатке какого витамина развивается рахит.

Рахит — болезнь раннего детского возраста. Чаще всего рахитом заболевают дети в возрасте от 2 месяцев до 2 лет. Рахит сам по себе не угрожает жизни ребенка, но дети, страдающие им, плохо развиваются, легко могут заболеть другими болезнями, которые протекают у них тяжело, длительно и нередко дают осложнения. В настоящее время установлено, что рахит — заболевание всего организма.
Для нормальной работы нервной системы и правильного развития костной ткани ребенка большое значение имеют минеральные соли фосфора и кальция, которые входят в состав почти всех тканей. Для нормального усвоения солей фосфора и кальция из пищи и достаточного их использования организмом необходим витамин D. При недостатке его в организме развивается рахит.
Обычно заболевание начинается постепенно. У ребенка меняется настроение, он становится раздражительным, часто без видимой причины плачет. Сон делается беспокойным, ребенок часто просыпается, вздрагивает во сне. Появляется повышенная потливость. Особенно сильно потеет головка. Пот вызывает зуд кожи, и ребенок постоянно трется головкой о подушку, вследствие чего появляется облысение затылка.
Если не принять соответствующих мер, заболевание продолжает развиваться. Через 2—3 недели появляется небольшое размягчение костей черепа, чаще в области затылка, в результате чего головка принимает неправильную форму. Затем делаются мягкими кости грудной клетки и конечностей. Размягчение костей приводит к различным их искривлениям. Если ребенка туго завертывать, грудная клетка сдавливается с боков, а нижние края ее раздаются в стороны. Если ребенка, больного рахитом, начинают преждевременно сажать, то мягкие кости позвоночника искривляются и легко образуется рахитический горб. Когда ребенок начинает вставать и опираться на ножки, наблюдается искривление костей голени, бедер и таза. Искривления костей могут остаться на всю жизнь. При тяжелом рахите вследствие недостаточного окостенения в результате незначительных ушибов могут возникать даже надломы костей.
На ручках в области запястий образуются утолщения костной ткани, так называемые браслетки. Форма головки ребенка изменяется за счет увеличения теменных и лобных бугров. При заболевании рахитом запаздывает прорезывание зубов или нарушается порядок их появлени

27.Какова роль витаминов группы В (В6, В12).

Витамин В 6 (пиридоксин) участвует в обмене аминокислот, необходимых для синтеза всех белковых структур органов и тканей. Дефицит его у взрослых проявляется поражением кожи в области рта, нарушением функций периферической нервной системы. В значительном количестве витамин В 6 содержится в дрожжах, моркови, красном перце, пророщенных семенах зерновых и бобовых. Основные источники витамина В 6 в наших условиях — хлеб и картофель. Физиологическая суточная норма — 2—3 мг.

Роль в организме: обеспечивает нормальное усвоение белков и жиров, играет важную роль в азотистом обмене, в кроветворении, влияет на кисло-образующие функции желудочных желез. Вместе с ниацином и рибофлавином участвует в высвобождении энергии организма, регулирует работу головного мозга.

Витамин В 12 (цианокобаламин) необходим для образования нуклеиновых кислот, гемопоэза и синтеза гемоглобина в эритроцитах. Пищевыми источниками витамина B 12 для человека являются мясо, печень, почки, рыба, яичный желток. Молочные и растительные продукты содержат небольшое его количество. Дефицит витамина В 12 может возникать в результате недостаточного его поступления с пищей или нарушения всасывания в связи с отсутствием внутреннего фактора желудка. Женщины с недостатком витамина В 12 в организме подвержены риску бесплодия и повторяющихся выкидышей. Недостаточность витамина В 12 — одна из самых распространенных причин дисфункции мозга в старости. Дефицит витамина В 12 приводит к развитию анемии. Витамин В 12 дает выраженный.

Роль в организме: участвует в синтезе ДНК, адреналина, стимулирует процессы кроветворения, регулирует синтез белков, мочевины, фосфолипидов, помогает активации фолиевой кислоты. Уже однократная инъекция нескольких миллионных долей грамма этого вещества вызывает улучшение кроветворной функции. У детей стимулирует рост и вызывает улучшение общего состояния.

источник

Для нормального развития организма в пищу детей должны входить в достаточном количестве витамины. Они не только предохраняют организм от болезней, связанных с их, но и являются составными элементами тканей. Без витаминов не образуются ферменты, а, следовательно, задерживаются все реакции, протекающие в организме, нарушается нормальный обмен веществ, страдает пищеварение, кроветворение, падают работоспособность и выносливость. Витамины играют важную роль в поддержании иммунобиологических свойств организма, высокой устойчивости к неблагоприятным факторам внешней среды, в том числе к инфекциям.
Полное отсутствие в течение длительного времени какого-либо витамина может привести к развитию авитаминоза. Если в организме не хватает нескольких витаминов, возникает полиавитаминоз. Недостаток тех или иных витаминов приводит к гиповитаминозу, сопровождающемуся замедлением нарастания, а затем падением веса, общей вялостью, повышенной утомляемостью, потерей аппетита, а в некоторых случаях ухудшением зрения, излишней нервозностью, нарушением нормальной функции желудочно-кишечного тракта.

Витамины широко распространены в природе. Они содержатся во многих пищевых продуктах и больше всего в продуктах растительного происхождения: овощах, фруктах, злаках, корнеплодах, ягодах. Некоторые витамины (витамины группы В, РР и витамин К) образуются в организме человека и животных под влиянием микрофлоры кишечника. Функциональные нарушения и поражения органов пищеварения могут в связи с этим привести к некоторым расстройствам витаминного обмена с последующими нарушениями витаминного баланса.
Минеральные вещества входят в состав клеток и тканей, нужны для адекватного роста и развития тканей, а также для правильной работы органов пищеварения. Жизненно важными компонентами питания человека являются минеральные вещества: макроэлементы – натрий, калий, кальций, фосфор, железо, магний, хлор, сера – и микроэлементы – йод, фтор, медь, цинк, марганец и др.
Для растущего детского организма особенно важно снабжение такими минеральными веществами, как кальций, фосфор, железо, магний.

Кроме того, ребенку необходимы магний, медь, бром, йод, цинк, кобальт, фтор и другие. Они служат составной частью многих ферментов, гормонов, витаминов и оказывают большое влияние на обмен веществ, рост и развитие организма. Недостаток того или иного из них в организме нередко влечет за собой специфическое заболевание: эндемический зоб при отсутствии йода, тяжелое малокровие при отсутствии кобальта или меди, разрушение зубов при недостатке фтора и т. д. Потребность детей в минеральных веществах, в том числе и в микроэлементах, до 2 месяцев жизни удовлетворяется грудным молоком матери. С 2 месяцев их надо вводить с соками ягод, фруктов и овощей, а с 5–6 месяцев – с прикормом.

48. Общее представление о витаминах. Их значение для роста и развития ребёнка. Классификация. Потребность в витаминах. Витамины группа низкомолекулярных биологически активных органических соединений, разнообразной структуры и состава, которые необходимы для правильного развития и жизнедеятельности организмов, они относятся к незаменимым факторам питания. Витамины – жизненно важные вещества, необходимые нашему организму для поддержания многих его функций. Поэтому достаточное и постоянное поступление витаминов в организм с пищей крайне важно. Биологическое действие витаминов в организме человека заключается в активном участии этих веществ в обменных процессах. В обмене белков, жиров и углеводов витамины принимают участие либо непосредственно, либо входя в состав сложных ферментных систем. Витамины участвуют в окислительных процессах, в результате которых из углеводов и жиров образуются многочисленные вещества, используемые организмом, как энергетический и пластический материал. Витамины способствуют нормальному росту клеток и развитию всего организма. Важную роль играют витамины в поддержании иммунных реакций организма, обеспечивающих его устойчивость к неблагоприятным факторам окружающей среды. Это имеет существенное значение в профилактике инфекционных заболеваний. Витамины смягчают или устраняют неблагоприятное действие на организм человека многих лекарственных препаратов. Недостаток витаминов сказывается на состоянии отдельных органов и тканей, а также на важнейших функциях: рост, продолжение рода, интеллектуальные и физические возможности, защитные функции организма. Длительный недостаток витаминов ведет сначала к снижению трудоспособности, затем к ухудшению здоровья, а в самых крайних, тяжелых случаях это может закончиться смертью. Только в некоторых случаях наш организм может синтезировать в небольших количествах отдельные витамины. Так, например, аминокислота триптофан может преобразовываться в организме в никотиновую кислоту.

Витамины необходимы для синтеза гормонов – особых биологически активных веществ, которые регулируют самые разные функции организма.

Значит, получается, что витамины – это вещества, относящиеся к незаменимым факторам питания человека, и имеют огромное значение для жизнедеятельности организма. Они необходимы для гормональной системы и ферментной системы нашего организма. Также регулируют наш обмен веществ, делая организм человека здоровым, бодрым и красивым.

Основное их количество поступает в организм с пищей, и только некоторые синтезируются в кишечнике обитающими в нём полезными микроорганизмами, однако в этом случае их бывает не всегда достаточно.Многие витамины быстро разрушаются и не накапливаются в организме в нужных количествах, поэтому человек нуждается в постоянном поступлении их с пищей.

Применение витаминов с лечебной целью (витаминотерапия) первоначально было целиком связано с воздействием на различные формы их недостаточности. С середины XX века витамины стали широко использовать для витаминизации пищи, а так же кормов в животноводстве.

Ряд витаминов представлен не одним, а несколькими родственными соединениями. Знание химического строения витаминов позволило получать их путем химического синтеза; наряду с микробиологическим синтезом это основной способ производства витаминов в промышленных масштабах. Существуют также вещества, близкие по строению к витаминам, так называемые провитамины, которые, поступая в организм человека, превращаются в витамины. Существуют химические вещества, близкие по своему строению к витаминам, но они оказывают на организм прямо противоположное действие, поэтому получили название антивитаминов. К этой группе относят также вещества, связывающие или разрушающие витамины. Антивитаминами являются и некоторые лекарственные средства (антибиотики, сульфаниламиды и др.), что служит еще одним доказательством опасности самолечения и бесконтрольного употребления лекарств.

Первоисточником витаминов являются растения, в которых витамины накапливаются. В организм витамины поступают в основном с пищей. Некоторые из них синтезируются в кишечнике под влиянием жизнедеятельности микроорганизмов, но образующиеся количества витаминов не всегда полностью удовлетворяют потребности организма. Витамины участвуют в регуляции обмена веществ; они являются биологическими катализаторами или реагентами фотохимических процессов, протекающих в организме, также они активно участвуют в образовании ферментов.

Витамины влияют на усвоение питательных веществ, способствуют нормальному росту клеток и развитию всего организма. Являясь составной частью ферментов, витамины определяют их нормальную функцию и активность. Недостаток, а тем более отсутствие в организме какого-либо витамина ведет к нарушению обмена веществ. При недостатке их в пище снижается работоспособность человека, сопротивляемость организма к заболеваниям, к действию неблагоприятных факторов окружающей среды. В результате дефицита или отсутствия витаминов, развивается витаминная недостаточность.

Классификация витаминов

В настоящее время витамины можно охарактеризовать как низкомолекулярные органические соединения, которые, являясь необходимой составной частью пищи, присутствуют в ней в чрезвычайно малых количествах по сравнению с основными её компонентами.

Витамины — необходимый элемент пищи для человека и ряда живых организмов потому, что они не синтезируются или некоторые из них синтезируются в недостаточном количестве данным организмом. Они могут быть отнесены к группе биологически активных соединений, оказывающих своё действие на обмен веществ в ничтожных концентрациях.

Витамины делят на две большие группы:

· витамины, растворимые в жирах,

· витамины, растворимые вводе.

Каждая из этих групп содержит большое количество различных витаминов, которые обычно обозначают буквами латинского алфавита. Следует обратить внимание, что порядок этих букв не соответствует их обычному расположению в алфавите и не вполне отвечает исторической последовательности открытия витаминов.

В приводимой классификации витаминов в скобках указаны наиболее характерные биологические свойства данного витамина — его способность предотвращать развития того или иного заболевания. Обычно названию заболевания предшествует приставка «анти», указывающая на то, что данный витамин предупреждает или устраняет это заболевание.

источник

Для нормального развития организма в пищу детей должны входить в достаточном количестве витамины. Они не только предохраняют организм от болезней, связанных с их, но и являются составными элементами тканей. Без витаминов не образуются ферменты, а, следовательно, задерживаются все реакции, протекающие в организме, нарушается нормальный обмен веществ, страдает пищеварение, кроветворение, падают работоспособность и выносливость. Витамины играют важную роль в поддержании иммунобиологических свойств организма, высокой устойчивости к неблагоприятным факторам внешней среды, в том числе к инфекциям.
Витамины являются незаменимыми компонентами ферментов, способствуя выполнению их функций. Аферменты, как известно, служат катализаторами всех жизненно необходимых процессов. Витамины, участвуя во всех обменных процессах, играют важную роль в профилактике сердечно-сосудистых нарушений, опухолей, всех заболеваний внутренних органов. Поскольку суточная потребность в витаминах незначительна, их называют микрокомпонентами пищи в отличие от макрокомпонентов — углеводов, жиров и белков. Для нормального функционирования организма необходимо поступление минеральных веществ, которые определяют структуру и функции многих ферментативных систем и процессов, обеспечивают их

нормальное течение, участвуют в пластическом обмене. У новорожденного ребенка минеральные вещества составляют 2,5 % от массы тела, у взрослого — 5 %. Минеральные соли содержатся в пище в количестве, достаточном для поддержания жизнедеятельности. Только хлорид натрия вводится дополнительно. Для растущего организма и во время беременности минеральных солей требуется больше.
Минеральные вещества входят в состав клеток и тканей, нужны для адекватного роста и развития тканей, а также для правильной работы органов пищеварения. Жизненно важными компонентами питания человека являются минеральные вещества: макроэлементы – натрий, калий, кальций, фосфор, железо, магний, хлор, сера – и микроэлементы – йод, фтор, медь, цинк, марганец и др.
Для растущего детского организма особенно важно снабжение такими минеральными веществами, как кальций, фосфор, железо, магний.

Кроме того, ребенку необходимы магний, медь, бром, йод, цинк, кобальт, фтор и другие. Они служат составной частью многих ферментов, гормонов, витаминов.

46 вопрос. Общее представление о витаминах их значение для роста и развития ребенка. Классификация. Потребность в витаминах.

По химическому строению и физико-химическим свойствам (в частности, по растворимости) витамины делят на 2 группы.

А. Водорастворимые. Витамин В1 (тиамин); Витамин В2 (рибофлавин); Витамин РР (никотиновая кислота, никотиномид, витамин В3); Пантотеновая кислота (витамин В5); Витамин В6 (пиридоксин); Биотин (витамин Н); Фолиевая кислота (витамин Вс, В9); Витамин В12 (кобаламин); Витамин С (аскорбиновая кислота); Витамин Р (биофлавоноиды). Б. Жирорастворимые. Витамин А (ретинол); Витамин D (холекальциферол); Витамин Е (токоферол); Витамин К (филлохинон). Водорастворимые витамины при их избыточном поступлении в организм, будучи хорошо растворимыми в воде, быстро выводятся из организма. Жирорастворимые витамины хорошо растворимы в жирах и легко накапливаются в организме при их избыточном поступлении с пищей. Их накопление в организме может вызвать расстройство обмена веществ, называемое гипервитаминозом, и даже гибель организма.

Витамины группа низкомолекулярных биологически активных органических соединений, разнообразной структуры и состава, которые необходимы для правильного развития и жизнедеятельности организмов, они относятся к незаменимым факторам питания. Витамины – жизненно важные вещества, необходимые нашему организму для поддержания многих его функций. Поэтому достаточное и постоянное поступление витаминов в организм с пищей крайне важно. Витамины смягчают или устраняют неблагоприятное действие на организм человека многих лекарственных препаратов. Недостаток витаминов сказывается на состоянии отдельных органов и тканей, а также на важнейших функциях: рост, продолжение рода, интеллектуальные и физические возможности, защитные функции организма. Длительный недостаток витаминов ведет сначала к снижению трудоспособности, затем к ухудшению здоровья, а в самых крайних, тяжелых случаях это может закончиться смертью. Витамины необходимы для синтеза гормонов – особых биологически активных веществ, которые регулируют самые разные функции организма.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8324 — | 7949 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

О необходимости витаминов для детского организма и его нормального функционирования знают все – эти важные элементы присутствуют в наших тканях и клетках, помогают им расти и восстанавливаться. Недостаток того или иного витамина в организме точно так же, как и его избыток, чреват многими неприятными последствиями: не получив достаточное количество этих важных элементов, клетка или ткань замедляет свой рост и нормальное развитие, что сразу сказывается на работоспособности органа, в составе которого они присутствуют.

История открытия витаминов ………………………………………….4

Витамины и их роль в питании ребенка……………. 9

Классификация витаминов………………….……………………..…. 11

Содержание витаминов в основных пищевых продуктах

и способы сохранения витаминов в пище………………….………….12

Витаминная недостаточность……………… ………………………….15

Синтетические витамины и правила их приема………………………16

Список использованной литературы ………………………………..26

О необходимости витаминов для детского организма и его нормального функционирования знают все – эти важные элементы присутствуют в наших тканях и клетках, помогают им расти и восстанавливаться. Недостаток того или иного витамина в организме точно так же, как и его избыток, чреват многими неприятными последствиями: не получив достаточное количество этих важных элементов, клетка или ткань замедляет свой рост и нормальное развитие, что сразу сказывается на работоспособности органа, в составе которого они присутствуют.

Все жизненные процессы протекают в организме при непосредственном участии витаминов. Которые способствуют поддержанию защитных сил организма, повышают его устойчивость к действию различных факторов окружающей среды, помогают приспосабливаться к все ухудшающейся экологической обстановке. Витамины играют важнейшую роль в поддержании иммунитета, т.е. они делают организм более устойчивым к болезням.

Все, вероятно, знают, что витамины — это необходимая часть пищи. Часто говорят: «Эта пища полезная, в ней много витаминов». Но немногим детям точно известно, что такое витамины, откуда они берутся, в каких продуктах содержатся, какое значение имеют для здоровья, как и когда нужно принимать витамины и в каком количестве.

Этой актуальной теме и посвящено наше исследование.

Цель работы: изучить значение витаминов в развитии ребенка.

1. Проанализировать литературу по данной теме.

2. Выяснить, что такое витамины и какова их роль в организме человека.

3. Познакомить учащихся с классификацией витаминов, содержанием их в основных пищевых продуктах, и их практическим значением для здоровья ребенка.

4. Разработать рекомендации по сохранению витаминов в пищевых продуктах, подвергнутых кулинарной обработке и их хранению, и рекомендации родителям при выборе синтетических витаминов.

  1. История открытия витаминов

Витамины. С этим термином мы знакомы давно. И с малых лет мы усвоили: витамины – это полезно.

Еще в 17 веке имелись отдельные наблюдения ученых о том, что у человека при длительном скудном и однообразном питании могут возникать опасные болезни.

Ко второй половине 19 века было выяснено, что пищевая ценность продуктов питания определяется содержанием в них в основном следующих веществ: белков, жиров, углеводов, минеральных солей и воды.

Считалось, что если в пищу человека входят все эти питательные вещества, то она полностью отвечает биологическим потребностям организма. Это мнение поддерживалось такими авторитетными физиологами того времени, как Петтенкофер, Фойт и Рубнер.

Однако практика далеко не всегда подтверждала правильность этих представлений о биологической полноценности пищи. Об этом свидетельствовал также многовековой практический опыт участников длительных путешествий.

В Древнем мире хорошо была известна цинга, заболевание, при котором капилляры становятся ломкими, десны кровоточат, зубы выпадают, раны заживают с трудом, если вообще заживают, у больного нарастает слабость, и в конце концов он умирает. Особенно часто эта болезнь возникала у жителей городов, находящихся в осаде, во времена войн и стихийных бедствий, и у мореплавателей, совершавших долгие путешествия по океану (Команда Магеллана больше страдала от цинги, чем от общего недоедания). Подобное случалось при недостатке или отсутствии в питании свежих овощей и фруктов. Корабли, отправляющиеся в долгое плавание, обычно загружали таким провиантом, который не испортился бы в пути. Обычно это были сухари и соленая свинина. К сожалению, врачи на протяжении многих веков не могли связать цингу с рационом.

В результате цинга долгое время была бичом для мореплавателей; от нее погибало моряков больше, чем, например, в сражениях или от кораблекрушений. Так, из 160 участников известной экспедиции Васко да Гамма прокладывавшей морской путь в Индию, 100 человек погибли от цинги.

Таким образом, практический опыт ясно указывал на то, что цинга и некоторые другие болезни связаны с дефектами питания, что даже самая обильная пища сама по себе еще далеко не всегда гарантирует от подобных заболеваний. И что для предупреждения и лечения таких заболеваний необходимо вводить в организм какие-то дополнительные вещества, которые содержатся не во всякой пище.

Авитаминоз А был известен с глубокой древности. Известно, что еще в Древнем Египте при куриной слепоте — клиническом проявлении авитаминоза «А» — употребляли в пищу сырую печень, содержащую витамин А. Например, древнегреческий врач Гиппократ назначал сырую печень при куриной слепоте. В Китае для лечения болезни глаз также рекомендовали применять печень.

История морских и сухопутных путешествий давала ряд поучительных примеров, указывавших на то, что возникновение цинги может быть предотвращено, а больные могут быть вылечены. В 1536 году французский землепроходец Жак Картье был вынужден остаться на зиму в Канаде, где 100 человек из его отряда заболели цингой. Местные индейцы, узнав об этом, предложили им средство: воду, настоянную на сосновой хвое. Люди Картье, будучи в полном отчаянии, последовали этому, на их взгляд, несерьезному совету и выздоровели.

Два века спустя, в 1747 году, шотландский врач Джеймс Линд, столкнувшись с несколькими аналогичными случаями, попробовал лечить таких больных свежими фруктами и овощами. Апробируя свой метод лечения на матросах, страдающих цингой, он обнаружил, что быстрее всего улучшение состояния больных вызывают апельсины и лимоны.

В очередном плавании по Тихому океану под руководством знаменитого английского путешественника Дж. Кука, продолжавшимся с 1772 по 1775 гг., принимали участие два корабля. На первом судне, которым командовал Дж. Кук, были сделаны большие запасы свежих овощей, фруктов, а также лимонного и морковного соков. В результате длительного плавания ни один из членов экипажа цингой не заболел. На другом судне, где не были сделаны запасы овощей и фруктов, четверть команды болела цингой.

Веком позже, в 1891 году, Такаки, адмирал японского военно-морского флота, также ввел разнообразие в рацион японских матросов, состоявший до этого преимущественно из риса. Постоянная рисовая диета вызывала у экипажей японских судов заболевание, известное под названием бери-бери.

В 1894 г. в норвежском флоте в целях улучшения питания личного состава, вместо ржаных сухарей приказано было выдавать белый хлеб, а маргарин заменили сливочным маслом. Личный состав флота, лишенный ржаных сухарей и маргарина, в длительных плаваниях болел бери-бери.

Несмотря на то, что хотя и в достаточной степени случайно, но все же способы лечения цинги и бери-бери были найдены, медики XIX века отказывались верить тому, что заболевания можно лечить с помощью диеты, их недоверие особенно возросло после того, как Пастер выдвинул теорию, согласно которой причиной болезней являлись микробы.

Экспериментальное обоснование и научно-теоретическое обобщение многовекового практического опыта впервые стали возможны благодаря открывшем новую главу в науке исследованием русского ученого Николая Ивановича Лунина, изучавшего в лаборатории Г. А. Бунге роль витаминов в питании.

Открытие витаминов связано с именем русского ученого Н.И. Лукина, который в 1880 экспериментально установил, что в пищевых продуктах имеются неизвестные факторы питания, необходимые для жизни.

Н. И. Лунин проводил свои опыты на мышах, содержавшихся на искусственно приготовленной пище. Эта пища состояла из смеси очищенного казеина (белок молока), жира молока, молочного сахара, солей, входящих в состав молока и воды. Казалось, налицо были все необходимые составные части молока; между тем мыши, находившееся на такой диете, не росли, теряли в весе, переставали поедать даваемый им корм, и наконец, погибали. В то же время контрольная партия мышей, получившая натуральное молоко, развивалась совершенно нормально. На основании этих работ Н. И. Лунин в 1880 г. пришел к следующему заключению: «. если, как вышеупомянутые опыты учат, невозможно обеспечить жизнь белками, жирами, сахаром, солями и водой, то из этого следует, что в молоке, помимо казеина, жира, молочного сахара и солей, содержатся еще другие вещества, незаменимые для питания. Представляет большой интерес исследовать эти вещества и изучить их значение для питания».

Это было важное научное открытие, опровергавшее установившееся положения в науке о питании. Результаты работ Н. И. Лунина стали оспариваться; их пытались объяснить, например, тем, что искусственно приготовленная пища, которой он в своих опытах кормил животных, была якобы невкусной.

В 1890 г. К.А. Сосин повторил опыты Н. И. Лунина с иным вариантом искусственной диеты и полностью подтвердил выводы Н. И. Лунина. Все же и после этого безупречный вывод не сразу получил всеобщее признание.

Блестящим подтверждением правильности вывода Н. И. Лунина стало установление в 1896 причины болезни бери-бери, которая была особенно широко распространена в Японии и Индонезии среди населения, питавшегося главным образом полированным рисом.

Голландского врача Христиана Эйкмана послали исследовать бери-бери в бывшие в то время голландской колонией острова Вест-Индии (ныне территория Индонезии), так как они являлись эпидемическим районом этого заболевания.

Вначале Эйкман посчитал, что бери-бери — заболевание, вызываемое микробами, и, чтобы попытаться найти возбудителей этой болезни, использовал в качестве подопытных животных цыплят. По счастливой случайности человек, который следил за птицей, оказался нечист на руку. Почти всех цыплят разбил паралич, от которого большинство из них погибли, но те, которые остались живы, через четыре месяца пришли в себя и стали совершенно здоровыми. Эйкман, озабоченный тем, что его попытка обнаружить возбудителей болезни оказалась неудачной, поинтересовался, чем кормили цыплят, и обнаружил, что его слуга, отвечавший за их содержание, экономил на птице (что оказалось очень кстати): цыплят кормили остатками пищи из местного военного госпиталя — то есть преимущественно очищенным рисом. Когда же через несколько месяцев Эйкман нанял другого помощника, тот положил конец мелкому жульничеству и стал кормить цыплят тем, чем и положено, — неочищенным рисовым зерном, благодаря чему цыплята и выздоровели.

Эйкман начал экспериментировать. Он попробовал намеренно содержать цыплят на шлифованном рисе, и вскоре все они заболели. При переводе больных цыплят на неочищенный рис они выздоравливали. Это был первый случай в истории, когда заболевание умышленно вызывали неполноценным рационом. Эйкман решил, что полиневрит, которым страдали цыплята, по симптомам очень похож на болезнь бери-бери, поражающую людей. Может быть, и у человека бери-бери возникает оттого, что он потребляет в пищу шлифованный рис?

Рис, предназначенный для питания человека, шлифуют для того, чтобы он лучше хранился.

Тем временем другие исследователи натолкнулись на иные загадочные факторы, которые казались им необходимыми для нормального функционирования организма. В 1905 году голландский диетолог К.А. Пекельхаринг обнаружил, что все его лабораторные мыши заболели уже через месяц содержания их на рационе, полноценном относительно жиров, углеводов и белков. Мыши быстро почувствовали себя лучше после того, как он ввел в их рацион несколько капель молока. Биохимик из Англии Фредерик Хопкинс, который показал, насколько важно наличие в рационе аминокислот, также провел серию экспериментов, в результате которых был сделан вывод: в молочном белке казеине содержится нечто, что при добавлении в рацион обеспечивает нормальный рост и развитие организма. Это нечто хорошо растворялось в воде. Добавление в рацион небольших количеств экстракта дрожжей оказалось еще более эффективным, чем использование в качестве добавки казеина.

За пионерскую работу в обнаружении полезных питательных веществ, необходимых для жизни, Эйкман и Хопкинс в 1929 году были удостоены Нобелевской премии по медицине и физиологии.

Перед учеными возникла новая задача: найти в продуктах питания эти жизненно необходимые факторы. У. Сузуки, Т. Шимамура и С. Одаке экстрагировали из рисовой шелухи вещество, которое весьма эффективно предотвращало и излечивало бери-бери. Пяти — десяти миллиграммов этого вещества было достаточно, чтобы полностью вылечить кур. В том же году английский биохимик, поляк по происхождению, Казимир Фанк (позже он перебрался в Соединенные Штаты) выделил подобное вещество из дрожжей.

Поскольку, как было установлено, это вещество по химической природе было амином, Фанк назвал его витамином, что в переводе с латыни означает «жизненный амин». Фанк высказал предположение, что бери-бери, цинга, пеллагра, рахит — все эти заболевания возникают из-за нехватки жизненных аминов в организме. Предположение ученого оказалось верным только в том смысле, что все указанные заболевания действительно возникают при дефиците определенных веществ, содержащихся в пище в небольших количествах. Но, как оказалось позже, вовсе не все витамины по химической природе являются аминами. Тем не менее, термин «витамины» настолько прочно вошел в обиход, что менять его не имело уже смысла.

В 1913 году два американских биохимика— Элмер Верной Макколам и Маргарита Дэйвис — обнаружили другой фактор, который в незначительных количествах содержался в сливочном масле и в яичных желтках. Это вещество плохо растворялось в воде, но хорошо в жирах. Макколам дал ему название жирорастворимый фактор А, в отличие от вещества, предупреждающего возникновение бери-бери, которое он еще раньше определил как водорастворимый фактор В.

Вначале витамины обозначали буквами латинского алфавита: A, B, C, D, E, P и т.д. Позже были приняты единые международные названия, отражающие химическую структуру этих веществ.

Однако установить химический состав и структуру витаминов было делом непростым, так как в продуктах питания они присутствуют в очень малых количествах. Например, тонна рисовой шелухи содержит всего лишь пять граммов витамина В1. Только в 1926 году наконец-то удалось экстрагировать достаточное для проведения химического анализа количество витамина В. Два биохимика из Голландии — Баренд Конрад Петрус Янсен и Вильям Фредерик Донат, используя небольшое количество экстракта, установили состав витамина В.

Исследователи, занимавшиеся витамином С, столкнулись с проблемами другого рода. Получить витамин С в достаточном количестве не представляло большого труда: его много содержится в плодах цитрусовых растений. Гораздо труднее было найти экспериментальных животных, которые бы не вырабатывали свой собственный витамин С. Большинство млекопитающих, за исключением человека и других приматов, обладают способностью синтезировать этот витамин. Требовались недорогие подопытные животные.

В 1918 году американские биохимики Б. Коэн и Лафаэтт Бенедикт Мендель наконец нашли таких экспериментальных животных, обнаружив, что морские свинки не могут синтезировать собственный витамин С. И действительно, у морских свинок цинга развивалась даже быстрее, чем у человека.

В дальнейшем наука о витаминах резко продвинулась вперед. В настоящее время изучено значительное их число. За короткий срок современная витаминология в нашей стране шагнула далеко вперед и заняла ведущее место в мировом ее развитии.

Значительный вклад в витаминологию внесли Б.Л. Лавров, В.В. Ефремов, открывшие ряд новых витаминов.

Всего ученым известно около 30 витаминов, 13 из них являются незаменимыми для организма человека.

Параллельно развивалась и витаминная промышленность. Существует ряд синтетических витаминных препаратов.

  1. Витамины и их роль в питании ребенка.

Название «витамины» происходит от латинского слова – «vita», что в переводе означает жизнь. Витамины нужны всем: и взрослым, и малышам. Они необходимы для нормального течения обменных процессов, а также для роста и обновления тканей, они защищают организм ребенка от воздействия вредных факторов внешней среды.

Основное количество витаминов поступает в организм с пищей, и только некоторые синтезируются в кишечнике. Витамины в большой степени обеспечивают нормальное функционирование нервной системы, мышц и других органов и многих физиологических систем. От уровня витаминной обеспеченности питания зависит уровень умственной и физической работоспособности, выносливости и устойчивости организма к влиянию неблагоприятных факторов внешней среды, включая инфекции и действия токсинов.

Лекарства человек принимает, когда болен, для того, чтобы выздороветь. Витамины человек, в том числе и здоровый, должен получать всегда, чтобы не заболеть.

Если ребенок ест мало овощей и фруктов, т.е. потребляет мало витаминов, у него в два раза чаще возникают проблемы с поведением. Это установили ученые Университета Кливленда в Австралии. Специалисты подчеркивают, что недостаток здоровой пищи способствует развитию плохого поведения. А здоровая пища — это пища, обогащенная витаминами. Проблемы со здоровьем у детей связаны с тем, что они загружены сверх меры. У детей и подростков существует множество проблем, среди которых можно выделить следующее:

— ухудшение пищеварения – дисбактериоз;

— анемия — малокровие (разрушение зубов, быстрая утомляемость, головные боли, головокружения);

— низкий иммунитет — частые простудные заболевания;

— слабая нервная система — перепады настроения, неспособность быстро сконцентрировать свое внимание, ухудшение способности к обучению;

— быстрое падение зрения — дети много времени проводят за компьютером и у телевизора;

— вегето-сосудистая дистония — у подростков часто связана со скачками роста, когда сосуды не успевают расти. Отсюда резкие колебания артериального давления.

Все эти проблемы связаны, в первую очередь, с изменением питания — уменьшением злаковых, овощей, молочных продуктов и увеличением рафинированных углеводов (сахара в составе сладостей, газировки, булочки, продукты быстрого питания и др.), в которых только пустые калории, а витаминов нет и помине.

Во-вторых, содержание полезных веществ (витаминов, минералов) в растительной и животной пище за последнее столетие резко снизилось. Например, содержание железа в помидорах уменьшилось на 25%, в яблоках — на 96%, говядине — на 35%. Поэтому нашим детям нужно обязательно дополнительно принимать витамины.

Питание – процесс усвоения организмом питательных веществ, необходимых для поддержания жизни, здоровья и работоспособности.

При правильном питании человек меньше подвергается различным заболеваниям и легче с ними справляется. Многие пищевые вещества не в состоянии синтезировать в процессе обмена, они должны поступать с пищей (например, витамины), иначе возникают болезни, связанные с неполноценным питанием. Поэтому велика роль витаминов в жизнедеятельности человека.

Все жизненные процессы, связанные с нормальным обменом веществ в организме происходят при самом непосредственном участии витаминов.

Установлена важная роль витаминов иммунобиологического значения в поддержании высокой устойчивости организма к болезням. Важен разнообразный витаминный состав пищи. Основными источниками витаминов служат овощи и фрукты, молоко и молочные продукты, мясо и рыбопродукты, жиры, хлебобулочные изделия. Важно! Количество витаминов в тканях и суточные их дозы очень малы, но при недостаточном поступлении витаминов или нарушении их баланса в организме наступают опасные изменения.

Витамины не действуют поодиночке, они работают в «команде». Тем не менее, для того чтобы мы с вами оставались здоровыми, все витамины должны работать вместе. Например: Витамин В2 активизирует витамин В6; Витамин В1, В2, В6, В12 вместе извлекают энергию из углеводов белков и жиров, отсутствие хотя бы одного из них в этой группе замедляет работу остальных.

Однако витамины в каждой команде должны содержаться в строго определенном количестве, иначе они могут навредить здоровью человека.

Суточное потребление витаминов для школьников прилагается в таблице.

источник

Читайте также:  Можно ли витамины ревит детям 3 лет