Меню Рубрики

Значение витаминов для организма детей

Как известно, витамины – это жизнь. Без них человеческий организм не может функционировать, ведь они обеспечивают деятельность нервной, кровеносной, пищеварительной, репродуктивной систем, головного мозга и скелета. Ежедневное, регулярное поступление витаминов в организм продлевает нашу жизнь.

Значение витаминов возросло вместе с развитием цивилизации, ухудшением экологической обстановки, психическим напряжением. Эти факторы сопровождаются снижением в несколько раз содержания витаминов в продуктах питания. Наши организмы не могут получать достаточного количества витаминов в то время, когда они в этом особенно нуждаются.

В ходе научных исследований установлено, что даже при тщательно сбалансированном питании все потребности в витаминах и минералах не обеспечиваются и достигают только 30%.

Особое значение должны придавать этому факту родители, потому что правильное развитие организма ребёнка, невозможное без витаминов, имеет важное значение для его будущего здоровья.

Конечно, витамины нужны всем, больным и здоровым, любого возраста, в любое время года. Но существуют группы людей и ситуации, когда вопросу витаминов следует уделить особое внимание.

Дети. В первую очередь, это дети. Наибольшую потребность в адекватном поступлении витаминов испытывают быстро растущие дети первых месяцев и лет жизни. Малыши первого года жизни особо чувствительны к недостатку витамина D, играющего большую роль в процессе окостенения и образования зубов). Другими важными в детском возрасте витаминами являются: витамин C (иммунитет), витамины группы B (нервная система), витамин A («витамин роста»), фолиевая кислота. Позднее, в школьном возрасте, потребность в витаминах снова повышается в связи с новым толчком роста и повышенной умственной и эмоциональной нагрузкой.

Следующий этап, когда обеспеченность в витаминах также становится важна – это подростковый возраст. У девочек 11-12 лет и мальчиков 12-13 лет начинается половое созревание, в организме происходит много перемен, снова начинается активный рост. В этот период потребность в витаминах может быть даже выше, чем у взрослого человека. Согласно исследованиям, приём поливитаминных препаратов в этом возрасте снижает вероятность возникновения хронических заболеваний и повышает сопротивляемость организма.

Группой риска по дефициту витаминов также является возраст с 14 до 18 лет – время развития самостоятельности и противоречий, которые часто приводят к неправильному питанию и нездоровому образу жизни. Эти факторы влияют на количество поступающих полезных веществ и ухудшают обменные процессы. Но организм продолжает расти, и питание ему всё также необходимо.

Стресс. В результате стресса существенно снижается концентрация витаминов С и Е. Стрессовой может быть любая ситуация: ссора с близким человеком, переезд, перевод в другую школу или садик, развод родителей, рождения братика или сестрички, умственные и физические перегрузки и др. Однако следует помнить, что дополнительный прием витаминов не избавит от стресса.

Болезни. Наличие хронических заболеваний, а также острые заболевания увеличивают потребность организма в витаминах. То же происходит в период эпидемий и во время выздоровления (особенно после приема антибиотиков). Витамины обязательно используются в программе выздоровления детей, часто болеющих простудными заболеваниями>.

Для мозга важны витамины Е, В и С. Особенно велико влияние последнего. Увеличение его концентрации в организме на 50% повышает интеллектуальные возможности на 4 пункта. Излишки этого витамина вымываются из организма.

Время года. Конечно, зимой и весной, когда мы питаемся более однообразно, мало двигаемся, и наши обменные процессы замедляются, вопрос о приеме витаминных препаратов стоит особенно остро. Однако наши организмы, в особенности организмы детей, нуждаются в витаминах круглый год.

Есть и другие ситуации, при которых следует тщательнее следить за своим здоровьем, чему легко помогут витамины:

  • нерегулярное и однообразное питание,
  • плохой аппетит;
  • низкий уровень обмена веществ;
  • проживание в экологически неблагоприятных районах.

Недостаток витаминов в организме, гиповитаминоз, характерен больше для зимне-весеннего периода, однако даже богатое на овощи и фрукты лето не гарантирует нам поступления витаминов в необходимых количествах.

Организм может испытывать дефицит только одного элемента, но чаще всё-таки встречается недостаток нескольких витаминов. От того, чего именно организму не хватает, зависит проявление гиповитаминоза. Есть некоторые общие характерные моменты:

  • быстрая утомляемость,
  • сонливость,
  • раздражительность,
  • слабость,
  • головокружения,
  • плохой аппетит,
  • уязвимость к болезням,
  • обострение хронических заболеваний,
  • кровоточивость десен.
  • и др.
Факт

По данным американских исследований, дети, имеющие прямой доступ к свежим и натуральным фруктам, ягодам и овощам, растут более крепкими и здоровыми, меньше болеют и лучше развиваются.

Когда есть подозрение на гиповитаминоз, можно пройти лабораторные исследования, по результатам которых врач сможет подобрать наиболее подходящий витаминный или мультивитаминный препарат.

Для того, чтобы не довести свое состояние до гиповитаминоза, надо в первую очередь правильно питаться>. «Правильным» с точки зрения обогащения организма витаминами является питание, соответствующее следующим требованиям:

  • пища должна быть разнообразной, должна содержать натуральные продукты – крупы, бобовые, мясо, субпродукты, рыбу, овощи (в том числе листовые), фрукты;
  • употреблять хлебобулочные изделия из муки темной, грубого помола, с отрубями и цельными злаками;
  • как можно чаще применять мороженные и сушеные овощи и фрукты, если нет возможности есть их свежими;
  • ежедневно употреблять кисломолочные продукты (кефир, йогурт, творог);

использовать мясо с небольшой долей жира;

  • не злоупотреблять продуктами с сахаром и солью;
  • больше готовить на пару, отваривать, тушить и запекать, меньше – жарить.
  • Существующие 13 незаменимых витаминов делятся на жирорастворимые (А, Д, Е, К) и водорастворимые (остальные). Для поступления из пищи жирорастворимых витаминов необходимо готовить блюда с применением различных жиров. Для получения же водорастворимых в рационе должны присутствовать сырая пища, разнообразные фруктовые напитки, супы.

    Для детей первого года жизни огромное значение имеет продолжительное грудное вскармливание и своевременное введение прикорма. Немаловажен и такой режим дня, при котором ребенок имеет возможность хорошо отдохнуть и провести на воздухе достаточное время. Во время болезней содержание витаминов резко падает, поэтому к методам профилактики гиповитаминозов у детей относится своевременное лечение.

    Малыши, находящиеся на искусственном вскармливании, должны получать современные адаптированные смеси, содержащие весь необходимый спектр витаминов, макро- и микроэлементов.

    Ошибочно мнение, что зимой и весной мы можем «добрать» необходимое количество витаминов из домашних консервов. Больше всего витаминов сохраняется в замороженных, вымоченных и высушенных овощах и фруктах.

    Есть множество мифов о витаминах. Мнение о том, что витамины часто являются причиной аллергий, вызывает большую обеспокоенность многих родителей.

    Правда в том, что аллергическая реакция на витамины сами по себе развивается в очень редких случаях. Такие острые реакции, как крапивница, удушье и другие, вызываются компонентами, сопровождающими витамины в таблетках. Ведь три четверти содержания драже – это красители, подсластители, стабилизаторы, антиоксиданты, консерванты, формообразующие вещества.

    Тщательный подбор препарата, особое внимание к его составу и знание особенностей реакции на аллергенные вещества у конкретного ребенка помогут избежать многих неприятных ситуаций.

    Значение витаминов для организма огромно: без них нам сложно двигаться, мы будем часто болеть, работа всех наших органов нарушится. Но это совсем не значит, что прием витаминов избавит нас от всех неприятностей. Витамины – это не лекарства. Они лишь помогают организму функционировать.

    Статья подготовлена по материалам следующих сайтов:

    источник

    Витамины необходимы для правильного функционирования всех систем человеческого организма. Когда говорят о каких-то сбоях в работе иммунной или нервной системы, частых болезнях, то в первую очередь подозревают их недостаток. Основным источником полезных веществ, витаминов и минералов, должно стать правильное питание. Особенно важно их достаточное количество для детского организма.

    Витамины, содержащиеся в продуктах питания, способствуют правильному обмену веществ, помогают усваивать пищу и укрепляют здоровье в целом. Наиболее важны для человека следующие из них:

    • витамин А. Улучшает иммунитет и укрепляет зрение и скорость реакции. Источники — коровье молоко, сыр, шпинат, морковь. Недостаток витамина А приводит к ухудшению функций эндокринной системы, ослаблению иммунитета и ухудшению зрения;
    • витамин С. Также способствует укреплению иммунитета, улучшает состояние печени и способствует быстрому заживлению ран. Источники — цитрусовые, киви, черная смородина. Недостаток приводит к снижению работоспособности, физической и умственной активности, ухудшению иммунитета;
    • витамин B1. Способствует улучшению работы мозга, улучшает функции нервной системы. Источники: грецкие орехи, арахис, коровье молоко, крупы. Его недостаток приводит к сбоям в работе нервной системы, сердца и сосудов;
    • витамин B2. Способствует улучшению зрения, положительно влияет на здоровье ногтей и кожи. Источники: рыба, молочные продукты, зеленые овощи, сыр. От недостатка витамина B2 снижается острота зрения и работоспособность;
    • витамин E. Способствует заживлению ожогов и ран, стимулирует процесс регенерации клеток организма, улучшает работу щитовидной железы. Недостаток приводит к раннему старению организма. Содержится в куриных яйцах, бобовых, яблоках, черешне, рябине;
    • витамин D. Незаменим для формирования костной ткани, состояния ногтей и зубов. Больше всего витамина D можно получить летом, когда количество солнечного света увеличивается. В остальное время его ценными источниками являются рыба или рыбий жир. От недостатка витамина D часто развивается рахит и ухудшается состояние костей в целом.

    Питание без витаминов или с их низким содержанием приводит к печальным последствиям для организма взрослых и детей — ослаблению защитных сил, сбоям в некоторых системах организма и раннему старению. Поэтому важно сбалансированное питание с достаточным содержанием необходимых веществ.

    Польза витаминов для растущего детского организма не подвергается сомнению. Они необходимы для роста, физического и умственного развития ребенка. Обеспечение правильного и сбалансированного питания с достаточным содержанием белков, жиров и углеводов помогает расти и меньше болеть.

    Общее ухудшение экологической обстановки и рост уровня стресса не может не отражаться на здоровье детей и взрослых. Продукты питания не всегда способны обеспечить организм нужным объемом полезных веществ. Поэтому следует использовать химически синтезированные витаминные комплексы, содержащие суточную дозу того или иного полезного вещества.

    Витамины для детей, получаемые ими в достаточном количестве в разные периоды жизни, помогают гармонично развиваться. Например, для детей первого года жизни необходимо получение витамина D, способствующего росту зубов, развитию и укреплению костей. Дошкольникам и младшим школьникам необходим витамин A для роста, С — для укрепления иммунитета, B — для нервной системы.

    Витамины для детей 11-13 лет должны быть обязательно включены в рацион. В этот период начинается процесс полового созревания и гормональной перестройки. Поэтому подросткам необходимы вещества, способствующие укреплению иммунитета, эндокринной системы, работы сердца и сосудов.

    Комплексы витаминов для детей также должны содержать следующие вещества:

    • йод. Этот элемент необходим для правильного формирования и функционирования щитовидной железы. Проблемы в ее работе приводят к утомляемости, снижению успеваемости и умственной активности. Суточная норма йода для дошкольников — 90 мкг;
    • цинк. Помогает усвоению витамина А, способствует развитию памяти, зрения и, также, как и йод, улучшает общее состояние здоровья. Детям от 3 до 8 лет необходимо получать 3-5 мг цинка в сутки;
    • витамин B8. Как и вся группа B, он необходим для здоровья детей, правильного развития их нервной системы и улучшения активности. Его основные источники — мясо, рыба, цитрусовые;
    • холин. Этот компонент необходим для обеспечения правильной работы нервной системы. Он содержится в таких видах мяса, как индейка, кролик, телятина, и в составе витаминных комплексов. Суточная доза холина — 100-200 мг.

    Активное развитие организма дошкольников, младших школьников и подростков требует достаточного количества полезных веществ. Их можно получать из продуктов питания или детских витаминных комплексов.

    Поскольку здоровье детей и взрослых напрямую зависит от правильности выбранного рациона питания, то им необходимо получать достаточное количество полезных веществ из пищевых продуктов. Сбалансированное питание должно включать в себя такие продукты, как мясо, рыба, хлеб, фрукты, овощи, соки, крупы, орехи. Модные диеты, которыми увлекаются некоторые родители, могут сказываться на детском организме не самым лучшим образом.

    Не принесет пользы детям и употребление продукции фастфуда, сладких газированных напитков и большого количества кондитерских изделий. Вышеперечисленное практически не содержит полезных веществ и способствует развитию ожирения и ухудшению состояния зубов.

    Лучшими источниками полезных веществ являются следующие продукты питания:

    • рыба и морепродукты;
    • молоко и молочные продукты;
    • различные виды мяса;
    • овощи и фрукты;
    • ягоды;
    • крупы;
    • бобовые изделия;
    • орехи — грецкий орех, арахис, фундук;
    • растительные масла.

    Не следует недооценивать и значение витаминных комплексов для растущего организма, несправедливо считая их «вредной химией». Их основное преимущество в том, что они содержат суточную дозу полезных веществ, которую не всегда можно получить из продуктов питания в достаточном количестве. Детские витаминные комплексы выпускаются в привлекательной форме — мишек, рыбок, других фигурок, и имеют приятный вкус. Особенно необходимо принимать их в качестве профилактики заболеваний и в период восстановления после простуды или гриппа.

    Для правильного функционирования детского организма, крепкого здоровья и работоспособности необходимо получать сбалансированное питание, которое содержит жизненно важные вещества.

    источник

    Как известно, витамины – это жизнь. Без них человеческий организм не может функционировать, ведь они обеспечивают деятельность нервной, кровеносной, пищеварительной, репродуктивной систем, головного мозга и скелета. Ежедневное, регулярное поступление витаминов в организм продлевает нашу жизнь.

    Значение витаминов возросло вместе с развитием цивилизации, ухудшением экологической обстановки, психическим напряжением. Эти факторы сопровождаются снижением в несколько раз содержания витаминов в продуктах питания. Наши организмы не могут получать достаточного количества витаминов в то время, когда они в этом особенно нуждаются.

    В ходе научных исследований установлено, что даже при тщательно сбалансированном питании все потребности в витаминах и минералах не обеспечиваются и достигают только 30%.

    Особое значение должны придавать этому факту родители, потому что правильное развитие организма ребёнка, невозможное без витаминов, имеет важное значение для его будущего здоровья.

    Конечно, витамины нужны всем, больным и здоровым, любого возраста, в любое время года. Но существуют группы людей и ситуации, когда вопросу витаминов следует уделить особое внимание.

    Дети. В первую очередь, это дети. Наибольшую потребность в адекватном поступлении витаминов испытывают быстро растущие дети первых месяцев и лет жизни. Малыши первого года жизни особо чувствительны к недостатку витамина D, играющего большую роль в процессе окостенения и образования зубов). Другими важными в детском возрасте витаминами являются: витамин C (иммунитет), витамины группы B (нервная система), витамин A («витамин роста»), фолиевая кислота. Позднее, в школьном возрасте, потребность в витаминах снова повышается в связи с новым толчком роста и повышенной умственной и эмоциональной нагрузкой.

    Следующий этап, когда обеспеченность в витаминах также становится важна – это подростковый возраст. У девочек 11-12 лет и мальчиков 12-13 лет начинается половое созревание, в организме происходит много перемен, снова начинается активный рост. В этот период потребность в витаминах может быть даже выше, чем у взрослого человека. Согласно исследованиям, приём поливитаминных препаратов в этом возрасте снижает вероятность возникновения хронических заболеваний и повышает сопротивляемость организма.

    Группой риска по дефициту витаминов также является возраст с 14 до 18 лет – время развития самостоятельности и противоречий, которые часто приводят к неправильному питанию и нездоровому образу жизни. Эти факторы влияют на количество поступающих полезных веществ и ухудшают обменные процессы. Но организм продолжает расти, и питание ему всё также необходимо.

    Стресс. В результате стресса существенно снижается концентрация витаминов С и Е. Стрессовой может быть любая ситуация: ссора с близким человеком, переезд, перевод в другую школу или садик, развод родителей, рождения братика или сестрички, умственные и физические перегрузки и др. Однако следует помнить, что дополнительный прием витаминов не избавит от стресса.

    Болезни. Наличие хронических заболеваний, а также острые заболевания увеличивают потребность организма в витаминах. То же происходит в период эпидемий и во время выздоровления (особенно после приема антибиотиков). Витамины обязательно используются в программе выздоровления детей, часто болеющих простудными заболеваниями>.

    Для мозга важны витамины Е, В и С. Особенно велико влияние последнего. Увеличение его концентрации в организме на 50% повышает интеллектуальные возможности на 4 пункта. Излишки этого витамина вымываются из организма.

    Время года. Конечно, зимой и весной, когда мы питаемся более однообразно, мало двигаемся, и наши обменные процессы замедляются, вопрос о приеме витаминных препаратов стоит особенно остро. Однако наши организмы, в особенности организмы детей, нуждаются в витаминах круглый год.

    Есть и другие ситуации, при которых следует тщательнее следить за своим здоровьем, чему легко помогут витамины:

    • нерегулярное и однообразное питание,
    • плохой аппетит;
    • низкий уровень обмена веществ;
    • проживание в экологически неблагоприятных районах.

    Недостаток витаминов в организме, гиповитаминоз, характерен больше для зимне-весеннего периода, однако даже богатое на овощи и фрукты лето не гарантирует нам поступления витаминов в необходимых количествах.

    Организм может испытывать дефицит только одного элемента, но чаще всё-таки встречается недостаток нескольких витаминов. От того, чего именно организму не хватает, зависит проявление гиповитаминоза. Есть некоторые общие характерные моменты:

    • быстрая утомляемость,
    • сонливость,
    • раздражительность,
    • слабость,
    • головокружения,
    • плохой аппетит,
    • уязвимость к болезням,
    • обострение хронических заболеваний,
    • кровоточивость десен.
    • и др.

    По данным американских исследований, дети, имеющие прямой доступ к свежим и натуральным фруктам, ягодам и овощам, растут более крепкими и здоровыми, меньше болеют и лучше развиваются.

    Когда есть подозрение на гиповитаминоз, можно пройти лабораторные исследования, по результатам которых врач сможет подобрать наиболее подходящий витаминный или мультивитаминный препарат.
    Читайте также:  Беседа для детей о пользе витаминов

    Для того, чтобы не довести свое состояние до гиповитаминоза, надо в первую очередь правильно питаться>. «Правильным» с точки зрения обогащения организма витаминами является питание, соответствующее следующим требованиям:

      • пища должна быть разнообразной, должна содержать натуральные продукты – крупы, бобовые, мясо, субпродукты, рыбу, овощи (в том числе листовые), фрукты;
      • употреблять хлебобулочные изделия из муки темной, грубого помола, с отрубями и цельными злаками;
      • как можно чаще применять мороженные и сушеные овощи и фрукты, если нет возможности есть их свежими;
      • ежедневно употреблять кисломолочные продукты (кефир, йогурт, творог);
    • использовать мясо с небольшой долей жира;
    • не злоупотреблять продуктами с сахаром и солью;
    • больше готовить на пару, отваривать, тушить и запекать, меньше – жарить.

    Существующие 13 незаменимых витаминов делятся на жирорастворимые (А, Д, Е, К) и водорастворимые (остальные). Для поступления из пищи жирорастворимых витаминов необходимо готовить блюда с применением различных жиров. Для получения же водорастворимых в рационе должны присутствовать сырая пища, разнообразные фруктовые напитки, супы.

    Для детей первого года жизни огромное значение имеет продолжительное грудное вскармливание и своевременное введение прикорма. Немаловажен и такой режим дня, при котором ребенок имеет возможность хорошо отдохнуть и провести на воздухе достаточное время. Во время болезней содержание витаминов резко падает, поэтому к методам профилактики гиповитаминозов у детей относится своевременное лечение.

    Малыши, находящиеся на искусственном вскармливании, должны получать современные адаптированные смеси, содержащие весь необходимый спектр витаминов, макро- и микроэлементов.

    Ошибочно мнение, что зимой и весной мы можем «добрать» необходимое количество витаминов из домашних консервов. Больше всего витаминов сохраняется в замороженных, вымоченных и высушенных овощах и фруктах.

    Есть множество мифов о витаминах. Мнение о том, что витамины часто являются причиной аллергий, вызывает большую обеспокоенность многих родителей.

    Правда в том, что аллергическая реакция на витамины сами по себе развивается в очень редких случаях. Такие острые реакции, как крапивница, удушье и другие, вызываются компонентами, сопровождающими витамины в таблетках. Ведь три четверти содержания драже – это красители, подсластители, стабилизаторы, антиоксиданты, консерванты, формообразующие вещества.

    Тщательный подбор препарата, особое внимание к его составу и знание особенностей реакции на аллергенные вещества у конкретного ребенка помогут избежать многих неприятных ситуаций.

    Значение витаминов для организма огромно: без них нам сложно двигаться, мы будем часто болеть, работа всех наших органов нарушится. Но это совсем не значит, что прием витаминов избавит нас от всех неприятностей. Витамины – это не лекарства. Они лишь помогают организму функционировать.

    источник

    В итамины являются регуляторами обменных процессов в организме, способствуют повышению его сопротивляемости, влияют на процессы роста и развития, являются кофакторами многих ферментных систем, участвуют в процессах кроветворения и окислительных реакциях организма.

    Витамины представляют собой группу разнородных органических веществ, которые совсем не синтезируются или синтезируются в незначительных количествах в организме. Поэтому витамины должны поступать с пищей и в полном объеме, ведь роль витаминов в развитии ребенка трудно переоценить.

    Витамины делят на две большие группы: 1-я – растворимые в воде (водорастворимые) и 2-я – растворимые в жирах (жирорастворимые). К водорастворимым витаминам относятся: аскорбиновая кислота (витамин C), витамины группы B (B1, B2, PP, B6, B12), фолиевая кислота. К жирорастворимым витаминам относятся витамины A, D, E, K.

    Аскорбиновая кислота принимает участие в углеводном, белковом и минеральном обменах, играет большую роль в окислительно-восстановительных процессах организма, способствует росту тканей и клеток, повышает устойчивость организма к вредным воздействиям внешней среды, и особенно к инфекционным агентам, повышая естественный и приобретенный иммунитет.

    При недостатке аскорбиновой кислоты поражаются стенки сосудов, появляются кровоточивость десен, кровоизлияния на коже и слизистых, расшатываются зубы, возникает мышечная слабость, снижается иммунологическая реактивность.

    Основными источниками витамина C являются свежие овощи, картофель, фрукты, ягоды, зелень. Особенно большие его количества содержатся в шиповнике, лимонах, мандаринах, черной смородине.

    Витамин B1 влияет на функциональное состояние центральной нервной системы, участвует в важных реакциях углеводного обмена.

    При недостаточном его поступлении возникают изменения со стороны мышечной и нервной систем, появляются утомляемость, мышечная слабость, снижение аппетита, нарушается сон.

    Витамин B1 содержится в основном в ржаном и пшеничном хлебе, дрожжах, злаковых культурах, бобовых, печени, почках, яичном желтке.

    Витамин B2 играет большую роль в белковом и углеводном обмене, способствует лучшему усвоению пищи, участвует во многих ферментных системах в качестве кофермента, имеет важное значение для роста и развития организма, нормального функционирования нервной системы, регулирует функции желудочно-кишечного тракта.

    При недостатке витамина B2 отмечаются отставание роста и массы тела, слабость, быстрая утомляемость, снижение сопротивляемости организма, появляются изменения на слизистой глаз и полости рта, кожные заболевания, нарушаются процессы регенерации, могут возникнуть изменения со стороны нервной системы.

    Рибофлавин в основном содержится в продуктах животного происхождения: печени, мясе, яйцах, молоке и молочных продуктах, дрожжах.

    Витамин B3 участвует в жировом, белковом и углеводном обмене, тесно связана с функцией ряда эндокринных желез, в частности надпочечников. При недостаточном поступлении пантотеновой кислоты наблюдаются слабость, утомляемость, нервно-психические нарушения, пониженная сопротивляемость к инфекциям дыхательных путей.

    Пантотеновая кислота содержится во многих растительных продуктах – зерновых, бобовых, картофеле, дрожжах, а также в продуктах животного происхождения – мясе, яйцах, рыбе.

    Витамин PP (ниацин) входит в состав очень многих важных коферментов тканевого дыхания, усиливает окислительные реакции организма, играет важную роль в процессах клеточного обмена, регулирует сосудистый тонус, оказывает влияние на кроветворение.

    При недостатке ниацина возникают нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта, кожи, нервной системы. Могут возникнуть воспалительные изменения на слизистой полости рта и языка. Ниацин в основном содержится в мясе, молоке, почках, печени, дрожжах, хлебе, картофеле и гречневой крупе.

    Витамин B6 наряду с другими витаминами группы B принимает участие в белковом обмене, является активной группой многих ферментов аминокислотного обмена и необходим организму для превращения триптофана в никотиновую кислоту.

    Принимает участие в синтезе серотонина, в обмене жиров и образовании эссенциальных жирных кислот, оказывает влияние на нервную деятельность организма и кроветворение.

    При недостаточном поступлении витамина B6 у детей возникает повышенная возбудимость, раздражительность, может развиться судорожный синдром; у части детей недостаточность витамина B6 проявляется вялостью, апатией, снижением аппетита.

    Нередко появляются изменения на коже в виде сухой себорейной экземы. Страдает и функция кроветворения, нередко снижается в крови количество лейкоцитов. Витамин B6 содержится в печени, мясе, рыбе, яичном желтке, дрожжах, овощах, фруктах.

    Витамин B12 играет большую роль в кроветворении, влияет на белковый обмен. Недостаточность витамина B12 проявляется малокровием, нарушением секреторной функции желудка, поражениями нервной системы.

    Витамин B9 участвует в функции кроветворения, способствует синтезу красных кровяных телец. При недостаточном поступлении фолиевой кислоты у детей возникают нарушения процессов кроветворения, снижается количество эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов, а также появляются симптомы поражения желудочно-кишечного тракта (язвочки на слизистой рта, поносы).

    Фолиевая кислота содержится в печени, яичном желтке, цветной капусте, картофеле, помидорах, моркови, бобах, петрушке, укропе, дрожжах.

    Ретинол – принимает участие в обмене фосфора и образовании холестерина, оказывает прямое влияние на метаболизм эпителиальной ткани, стимулирует рост клеток и тканей, повышает устойчивость организма к инфекциям.

    Витамин A необходим для нормального образования мукополисахаридов, зрительного пигмента. При недостаточном поступлении витамина A понижается сопротивляемость организма, замедляется рост, отмечается сухость кожи и слизистых, снижается зрение, развивается “куриная слепота”, ксерофтальмия, помутнение роговицы. При A- витаминной недостаточности происходит частое инфицирование дыхательных путей, что способствует возникновению пневмонии.

    Витамин A содержится во многих продуктах животного происхождения (печени, желтке, сливочном масле, сыре, рыбе), а также в продуктах растительного происхождения (моркови, перце, помидорах, абрикосах, рябине, облепихе) в виде провитамина – каротина, который в организме переходит в витамин A.

    Кальциферол влияет на обмен кальция и фосфора, стимулирует рост костной ткани. Витамин D снижает выделение кальция и фосфора с калом, содействуя кальцификации и росту костной ткани, повышает содержание фосфора в сыворотке крови и усиливает реабсорбцию фосфатов из клубочкового фильтрата почки.

    При недостаточном поступлении витамина D развиваются симптомы рахита, при избыточном – явления гипервитаминоза: снижается аппетит, появляется беспокойство, нарушается сон, ребенок теряет в весе, развиваются явления интоксикации, страдает сердечно-сосудистая система и почки.

    Витамин D содержится в основном в продуктах животного происхождения (сыр, сливочное масло, яичный желток, печень, рыба).

    Токоферол (витамин E) оказывает выраженное антиокислительное действие. Он предохраняет от окисления липиды, ненасыщенные жирные кислоты. Под влиянием витамина E происходит улучшение процессов всасывания и усвоения витамина A, отложение его в печени. Витамин E усиливает лактацию у кормящих матерей.

    При недостатке витамина E наблюдается мышечная слабость, малокровие, вялость, поражение нервной системы. Витамин E содержится в салате, шпинате, капусте, печени, яйцах, молоке, растительном масле.

    Витамин K регулирует свертываемость крови. Он вырабатывается микрофлорой кишечника, и этого количества обычно бывает достаточно, чтобы покрыть потребность детского организма в нем.

    При недостаточности витамина K отмечается повышенная кровоточивость, может развиться при применении больших доз антибиотиков и сульфаниламидных препаратов, особенно у детей первых месяцев жизни, а также при заболеваниях желудочно-кишечного тракта и печени.

    источник

    Витамины – биологически активные вещества, играющие важную роль в жизнедеятельности организма. Они являются регуляторами обменных процессов, повышают сопротивляемость организма и тесно связаны с процессами роста и развития, а также участвуют в процессах кроветворения и окислительных реакциях.

    Интенсивный обмен веществ, быстрый рост и развитие ребёнка возможны только при достаточном поступлении в организм витаминов. Витамины делят на две группы: растворимые в воде (группы B: B1, B2, B6, B12, аскорбиновую кислота – витамин C, фолиевая и пантотеновая кислота) и жирорастворимые (витамины A, Д, Е).

    Витамин А (ретинол) принимает участие в синтезе белка, обмене жиров, повышает устойчивость организма к инфекциям, тесно связан с ростом ребёнка, участвует в образовании зрительного пигмента, оказывает влияние на состояние кожных покровов. Недостаток этого витамина в организме тормозит рост, нарастание массы тела, снижает сопротивляемость инфекциям. При его нехватке появляются сухость и шелушение кожи, ломкость ногтей, тусклость волос, сухость роговицы. Содержится витамин А, в основном, в продуктах животного происхождения: печени, яичном желтке, сливочном масле, сливках, сметане, молоке, рыбьем жире.

    Витамин B1 играет важную роль в белковом, жировом и углеводном обмене. При его недостатке возникают изменения нервной системы, желудочно-кишечного тракта, снижается аппетит, происходит срыгивание, запоры, повышается восприимчивость к заболеваниям. Содержится B1 в ржаном хлебе, дрожжах, отрубях, бобовых.

    Витамин B2 входит в состав ряда ферментов, участвует в обмене веществ, благоприятно влияет на функцию печени и желудочно-кишечного тракта, стимулирует кроветворение, обеспечивает нормальное состояние кожи и слизистых. Содержится витамин B2 в злаках, дрожжах, яйцах, печени, почках, сыре, твороге, стручках бобовых растений.

    Витамин B6 входит в состав многочисленных ферментов, связанных с обменом аминокислот. При его недостатке у детей возникают повышенная возбудимость, раздражительность, может развиться судорожный синдром, страдает функция кроветворения. Витамин B6 содержится в зародышах злаков, в мясе, печени, рыбе, яичном желтке, овощах, бобовых, фруктах и дрожжах.

    Витамин РР (или витамин B3) играет важную роль в процессах клеточного обмена, регулирует сосудистый тонус, оказывает влияние на кроветворение. При его недостатке возникают нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта, воспалительные изменения на коже, нарушается нервная система, ребенок становится раздражительным, беспокойным, его мучает бессонница, полиневриты. Витамин РР содержится в мясе, рыбе, субпродуктах, дрожжах, грибах, хлебе, картофеле, гречневой крупе.

    Витамин B12 необходим для нормального кроветворения, оказывает значительное влияние на белковый обмен, играет роль в углеводном обмене. При его недостатке развивается анемия, появляются нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта. Содержится витамин B12 в яичном желтке, молоке, сыре. В небольших количествах может образовываться микрофлорой кишечника.

    Витамин С (аскорбиновая кислота) участвует в окислительно-восстановительных процессах, в обмене веществ, играет роль в синтезе гормонов, способствует росту тканей и клеток. При его недостатке возникает вялость, недомогание, сонливость, снижается иммунитет. При значительном дефиците появляются кровоизлияния в кожу и слизистую, повышается ломкость сосудов и склонность к кровоточивости. Основным источником витамина С является зелень, свежие овощи, картофель, фрукты и ягоды.

    Витамин Д регулирует обмен кальция и фосфора, стимулирует рост костной ткани. При его недостатке возникают симптомы рахита, деформация костей, отмечается вялость, снижается мышечный тонус, возникает потливость, плаксивость, раздражительность, происходит запоздалое прорезывание зубов. Витамин Д содержится в продуктах животного происхождения: сыре, сливочном масле, яичном желтке, печени, особенно трески, некоторых сортах рыб (палтус, лосось, тунец). Для предупреждения развития Д-гиповитаминоза детям раннего возраста назначают витамин Д в виде аптечных препаратов.

    Витамин Е оказывает антиокислительное действие, улучшает использование кислорода тканями. Он играет важную роль в деятельности центральной нервной системы, повышает устойчивость эритроцитов к распаду. Содержится в зеленых частях растений, салате, шпинате, капусте, зеленом горошке, в пшенице, овсе, мясе, печени, яйцах, растительном масле.

    Следует учитывать, что потребности в витаминах у детей выше, чем у взрослых. К ранним клиническим признакам недостаточности витаминов относятся изменения поведения ребенка: повышенная утомляемость, возбудимость, плаксивость, нервозность могут наблюдаться легкие дистрофические изменения кожи, слизистых оболочек. Своевременное выявление таких состояний позволяет вовремя внести коррекцию в питание или назначить ребенку лекарственные препараты. Но все это должно быть строго под контролем врача.

    Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    источник

    О необходимости витаминов для детского организма и его нормального функционирования знают все – эти важные элементы присутствуют в наших тканях и клетках, помогают им расти и восстанавливаться. Недостаток того или иного витамина в организме точно так же, как и его избыток, чреват многими неприятными последствиями: не получив достаточное количество этих важных элементов, клетка или ткань замедляет свой рост и нормальное развитие, что сразу сказывается на работоспособности органа, в составе которого они присутствуют.

    История открытия витаминов ………………………………………….4

    Витамины и их роль в питании ребенка……………. 9

    Классификация витаминов………………….……………………..…. 11

    Содержание витаминов в основных пищевых продуктах

    и способы сохранения витаминов в пище………………….………….12

    Витаминная недостаточность……………… ………………………….15

    Синтетические витамины и правила их приема………………………16

    Список использованной литературы ………………………………..26

    О необходимости витаминов для детского организма и его нормального функционирования знают все – эти важные элементы присутствуют в наших тканях и клетках, помогают им расти и восстанавливаться. Недостаток того или иного витамина в организме точно так же, как и его избыток, чреват многими неприятными последствиями: не получив достаточное количество этих важных элементов, клетка или ткань замедляет свой рост и нормальное развитие, что сразу сказывается на работоспособности органа, в составе которого они присутствуют.

    Все жизненные процессы протекают в организме при непосредственном участии витаминов. Которые способствуют поддержанию защитных сил организма, повышают его устойчивость к действию различных факторов окружающей среды, помогают приспосабливаться к все ухудшающейся экологической обстановке. Витамины играют важнейшую роль в поддержании иммунитета, т.е. они делают организм более устойчивым к болезням.

    Все, вероятно, знают, что витамины — это необходимая часть пищи. Часто говорят: «Эта пища полезная, в ней много витаминов». Но немногим детям точно известно, что такое витамины, откуда они берутся, в каких продуктах содержатся, какое значение имеют для здоровья, как и когда нужно принимать витамины и в каком количестве.

    Этой актуальной теме и посвящено наше исследование.

    Цель работы: изучить значение витаминов в развитии ребенка.

    1. Проанализировать литературу по данной теме.

    2. Выяснить, что такое витамины и какова их роль в организме человека.

    3. Познакомить учащихся с классификацией витаминов, содержанием их в основных пищевых продуктах, и их практическим значением для здоровья ребенка.

    4. Разработать рекомендации по сохранению витаминов в пищевых продуктах, подвергнутых кулинарной обработке и их хранению, и рекомендации родителям при выборе синтетических витаминов.

    1. История открытия витаминов

    Витамины. С этим термином мы знакомы давно. И с малых лет мы усвоили: витамины – это полезно.

    Еще в 17 веке имелись отдельные наблюдения ученых о том, что у человека при длительном скудном и однообразном питании могут возникать опасные болезни.

    Ко второй половине 19 века было выяснено, что пищевая ценность продуктов питания определяется содержанием в них в основном следующих веществ: белков, жиров, углеводов, минеральных солей и воды.

    Считалось, что если в пищу человека входят все эти питательные вещества, то она полностью отвечает биологическим потребностям организма. Это мнение поддерживалось такими авторитетными физиологами того времени, как Петтенкофер, Фойт и Рубнер.

    Однако практика далеко не всегда подтверждала правильность этих представлений о биологической полноценности пищи. Об этом свидетельствовал также многовековой практический опыт участников длительных путешествий.

    В Древнем мире хорошо была известна цинга, заболевание, при котором капилляры становятся ломкими, десны кровоточат, зубы выпадают, раны заживают с трудом, если вообще заживают, у больного нарастает слабость, и в конце концов он умирает. Особенно часто эта болезнь возникала у жителей городов, находящихся в осаде, во времена войн и стихийных бедствий, и у мореплавателей, совершавших долгие путешествия по океану (Команда Магеллана больше страдала от цинги, чем от общего недоедания). Подобное случалось при недостатке или отсутствии в питании свежих овощей и фруктов. Корабли, отправляющиеся в долгое плавание, обычно загружали таким провиантом, который не испортился бы в пути. Обычно это были сухари и соленая свинина. К сожалению, врачи на протяжении многих веков не могли связать цингу с рационом.

    Читайте также:  Беседа детям витамины в нашей жизни

    В результате цинга долгое время была бичом для мореплавателей; от нее погибало моряков больше, чем, например, в сражениях или от кораблекрушений. Так, из 160 участников известной экспедиции Васко да Гамма прокладывавшей морской путь в Индию, 100 человек погибли от цинги.

    Таким образом, практический опыт ясно указывал на то, что цинга и некоторые другие болезни связаны с дефектами питания, что даже самая обильная пища сама по себе еще далеко не всегда гарантирует от подобных заболеваний. И что для предупреждения и лечения таких заболеваний необходимо вводить в организм какие-то дополнительные вещества, которые содержатся не во всякой пище.

    Авитаминоз А был известен с глубокой древности. Известно, что еще в Древнем Египте при куриной слепоте — клиническом проявлении авитаминоза «А» — употребляли в пищу сырую печень, содержащую витамин А. Например, древнегреческий врач Гиппократ назначал сырую печень при куриной слепоте. В Китае для лечения болезни глаз также рекомендовали применять печень.

    История морских и сухопутных путешествий давала ряд поучительных примеров, указывавших на то, что возникновение цинги может быть предотвращено, а больные могут быть вылечены. В 1536 году французский землепроходец Жак Картье был вынужден остаться на зиму в Канаде, где 100 человек из его отряда заболели цингой. Местные индейцы, узнав об этом, предложили им средство: воду, настоянную на сосновой хвое. Люди Картье, будучи в полном отчаянии, последовали этому, на их взгляд, несерьезному совету и выздоровели.

    Два века спустя, в 1747 году, шотландский врач Джеймс Линд, столкнувшись с несколькими аналогичными случаями, попробовал лечить таких больных свежими фруктами и овощами. Апробируя свой метод лечения на матросах, страдающих цингой, он обнаружил, что быстрее всего улучшение состояния больных вызывают апельсины и лимоны.

    В очередном плавании по Тихому океану под руководством знаменитого английского путешественника Дж. Кука, продолжавшимся с 1772 по 1775 гг., принимали участие два корабля. На первом судне, которым командовал Дж. Кук, были сделаны большие запасы свежих овощей, фруктов, а также лимонного и морковного соков. В результате длительного плавания ни один из членов экипажа цингой не заболел. На другом судне, где не были сделаны запасы овощей и фруктов, четверть команды болела цингой.

    Веком позже, в 1891 году, Такаки, адмирал японского военно-морского флота, также ввел разнообразие в рацион японских матросов, состоявший до этого преимущественно из риса. Постоянная рисовая диета вызывала у экипажей японских судов заболевание, известное под названием бери-бери.

    В 1894 г. в норвежском флоте в целях улучшения питания личного состава, вместо ржаных сухарей приказано было выдавать белый хлеб, а маргарин заменили сливочным маслом. Личный состав флота, лишенный ржаных сухарей и маргарина, в длительных плаваниях болел бери-бери.

    Несмотря на то, что хотя и в достаточной степени случайно, но все же способы лечения цинги и бери-бери были найдены, медики XIX века отказывались верить тому, что заболевания можно лечить с помощью диеты, их недоверие особенно возросло после того, как Пастер выдвинул теорию, согласно которой причиной болезней являлись микробы.

    Экспериментальное обоснование и научно-теоретическое обобщение многовекового практического опыта впервые стали возможны благодаря открывшем новую главу в науке исследованием русского ученого Николая Ивановича Лунина, изучавшего в лаборатории Г. А. Бунге роль витаминов в питании.

    Открытие витаминов связано с именем русского ученого Н.И. Лукина, который в 1880 экспериментально установил, что в пищевых продуктах имеются неизвестные факторы питания, необходимые для жизни.

    Н. И. Лунин проводил свои опыты на мышах, содержавшихся на искусственно приготовленной пище. Эта пища состояла из смеси очищенного казеина (белок молока), жира молока, молочного сахара, солей, входящих в состав молока и воды. Казалось, налицо были все необходимые составные части молока; между тем мыши, находившееся на такой диете, не росли, теряли в весе, переставали поедать даваемый им корм, и наконец, погибали. В то же время контрольная партия мышей, получившая натуральное молоко, развивалась совершенно нормально. На основании этих работ Н. И. Лунин в 1880 г. пришел к следующему заключению: «. если, как вышеупомянутые опыты учат, невозможно обеспечить жизнь белками, жирами, сахаром, солями и водой, то из этого следует, что в молоке, помимо казеина, жира, молочного сахара и солей, содержатся еще другие вещества, незаменимые для питания. Представляет большой интерес исследовать эти вещества и изучить их значение для питания».

    Это было важное научное открытие, опровергавшее установившееся положения в науке о питании. Результаты работ Н. И. Лунина стали оспариваться; их пытались объяснить, например, тем, что искусственно приготовленная пища, которой он в своих опытах кормил животных, была якобы невкусной.

    В 1890 г. К.А. Сосин повторил опыты Н. И. Лунина с иным вариантом искусственной диеты и полностью подтвердил выводы Н. И. Лунина. Все же и после этого безупречный вывод не сразу получил всеобщее признание.

    Блестящим подтверждением правильности вывода Н. И. Лунина стало установление в 1896 причины болезни бери-бери, которая была особенно широко распространена в Японии и Индонезии среди населения, питавшегося главным образом полированным рисом.

    Голландского врача Христиана Эйкмана послали исследовать бери-бери в бывшие в то время голландской колонией острова Вест-Индии (ныне территория Индонезии), так как они являлись эпидемическим районом этого заболевания.

    Вначале Эйкман посчитал, что бери-бери — заболевание, вызываемое микробами, и, чтобы попытаться найти возбудителей этой болезни, использовал в качестве подопытных животных цыплят. По счастливой случайности человек, который следил за птицей, оказался нечист на руку. Почти всех цыплят разбил паралич, от которого большинство из них погибли, но те, которые остались живы, через четыре месяца пришли в себя и стали совершенно здоровыми. Эйкман, озабоченный тем, что его попытка обнаружить возбудителей болезни оказалась неудачной, поинтересовался, чем кормили цыплят, и обнаружил, что его слуга, отвечавший за их содержание, экономил на птице (что оказалось очень кстати): цыплят кормили остатками пищи из местного военного госпиталя — то есть преимущественно очищенным рисом. Когда же через несколько месяцев Эйкман нанял другого помощника, тот положил конец мелкому жульничеству и стал кормить цыплят тем, чем и положено, — неочищенным рисовым зерном, благодаря чему цыплята и выздоровели.

    Эйкман начал экспериментировать. Он попробовал намеренно содержать цыплят на шлифованном рисе, и вскоре все они заболели. При переводе больных цыплят на неочищенный рис они выздоравливали. Это был первый случай в истории, когда заболевание умышленно вызывали неполноценным рационом. Эйкман решил, что полиневрит, которым страдали цыплята, по симптомам очень похож на болезнь бери-бери, поражающую людей. Может быть, и у человека бери-бери возникает оттого, что он потребляет в пищу шлифованный рис?

    Рис, предназначенный для питания человека, шлифуют для того, чтобы он лучше хранился.

    Тем временем другие исследователи натолкнулись на иные загадочные факторы, которые казались им необходимыми для нормального функционирования организма. В 1905 году голландский диетолог К.А. Пекельхаринг обнаружил, что все его лабораторные мыши заболели уже через месяц содержания их на рационе, полноценном относительно жиров, углеводов и белков. Мыши быстро почувствовали себя лучше после того, как он ввел в их рацион несколько капель молока. Биохимик из Англии Фредерик Хопкинс, который показал, насколько важно наличие в рационе аминокислот, также провел серию экспериментов, в результате которых был сделан вывод: в молочном белке казеине содержится нечто, что при добавлении в рацион обеспечивает нормальный рост и развитие организма. Это нечто хорошо растворялось в воде. Добавление в рацион небольших количеств экстракта дрожжей оказалось еще более эффективным, чем использование в качестве добавки казеина.

    За пионерскую работу в обнаружении полезных питательных веществ, необходимых для жизни, Эйкман и Хопкинс в 1929 году были удостоены Нобелевской премии по медицине и физиологии.

    Перед учеными возникла новая задача: найти в продуктах питания эти жизненно необходимые факторы. У. Сузуки, Т. Шимамура и С. Одаке экстрагировали из рисовой шелухи вещество, которое весьма эффективно предотвращало и излечивало бери-бери. Пяти — десяти миллиграммов этого вещества было достаточно, чтобы полностью вылечить кур. В том же году английский биохимик, поляк по происхождению, Казимир Фанк (позже он перебрался в Соединенные Штаты) выделил подобное вещество из дрожжей.

    Поскольку, как было установлено, это вещество по химической природе было амином, Фанк назвал его витамином, что в переводе с латыни означает «жизненный амин». Фанк высказал предположение, что бери-бери, цинга, пеллагра, рахит — все эти заболевания возникают из-за нехватки жизненных аминов в организме. Предположение ученого оказалось верным только в том смысле, что все указанные заболевания действительно возникают при дефиците определенных веществ, содержащихся в пище в небольших количествах. Но, как оказалось позже, вовсе не все витамины по химической природе являются аминами. Тем не менее, термин «витамины» настолько прочно вошел в обиход, что менять его не имело уже смысла.

    В 1913 году два американских биохимика— Элмер Верной Макколам и Маргарита Дэйвис — обнаружили другой фактор, который в незначительных количествах содержался в сливочном масле и в яичных желтках. Это вещество плохо растворялось в воде, но хорошо в жирах. Макколам дал ему название жирорастворимый фактор А, в отличие от вещества, предупреждающего возникновение бери-бери, которое он еще раньше определил как водорастворимый фактор В.

    Вначале витамины обозначали буквами латинского алфавита: A, B, C, D, E, P и т.д. Позже были приняты единые международные названия, отражающие химическую структуру этих веществ.

    Однако установить химический состав и структуру витаминов было делом непростым, так как в продуктах питания они присутствуют в очень малых количествах. Например, тонна рисовой шелухи содержит всего лишь пять граммов витамина В1. Только в 1926 году наконец-то удалось экстрагировать достаточное для проведения химического анализа количество витамина В. Два биохимика из Голландии — Баренд Конрад Петрус Янсен и Вильям Фредерик Донат, используя небольшое количество экстракта, установили состав витамина В.

    Исследователи, занимавшиеся витамином С, столкнулись с проблемами другого рода. Получить витамин С в достаточном количестве не представляло большого труда: его много содержится в плодах цитрусовых растений. Гораздо труднее было найти экспериментальных животных, которые бы не вырабатывали свой собственный витамин С. Большинство млекопитающих, за исключением человека и других приматов, обладают способностью синтезировать этот витамин. Требовались недорогие подопытные животные.

    В 1918 году американские биохимики Б. Коэн и Лафаэтт Бенедикт Мендель наконец нашли таких экспериментальных животных, обнаружив, что морские свинки не могут синтезировать собственный витамин С. И действительно, у морских свинок цинга развивалась даже быстрее, чем у человека.

    В дальнейшем наука о витаминах резко продвинулась вперед. В настоящее время изучено значительное их число. За короткий срок современная витаминология в нашей стране шагнула далеко вперед и заняла ведущее место в мировом ее развитии.

    Значительный вклад в витаминологию внесли Б.Л. Лавров, В.В. Ефремов, открывшие ряд новых витаминов.

    Всего ученым известно около 30 витаминов, 13 из них являются незаменимыми для организма человека.

    Параллельно развивалась и витаминная промышленность. Существует ряд синтетических витаминных препаратов.

    1. Витамины и их роль в питании ребенка.

    Название «витамины» происходит от латинского слова – «vita», что в переводе означает жизнь. Витамины нужны всем: и взрослым, и малышам. Они необходимы для нормального течения обменных процессов, а также для роста и обновления тканей, они защищают организм ребенка от воздействия вредных факторов внешней среды.

    Основное количество витаминов поступает в организм с пищей, и только некоторые синтезируются в кишечнике. Витамины в большой степени обеспечивают нормальное функционирование нервной системы, мышц и других органов и многих физиологических систем. От уровня витаминной обеспеченности питания зависит уровень умственной и физической работоспособности, выносливости и устойчивости организма к влиянию неблагоприятных факторов внешней среды, включая инфекции и действия токсинов.

    Лекарства человек принимает, когда болен, для того, чтобы выздороветь. Витамины человек, в том числе и здоровый, должен получать всегда, чтобы не заболеть.

    Если ребенок ест мало овощей и фруктов, т.е. потребляет мало витаминов, у него в два раза чаще возникают проблемы с поведением. Это установили ученые Университета Кливленда в Австралии. Специалисты подчеркивают, что недостаток здоровой пищи способствует развитию плохого поведения. А здоровая пища — это пища, обогащенная витаминами. Проблемы со здоровьем у детей связаны с тем, что они загружены сверх меры. У детей и подростков существует множество проблем, среди которых можно выделить следующее:

    — ухудшение пищеварения – дисбактериоз;

    — анемия — малокровие (разрушение зубов, быстрая утомляемость, головные боли, головокружения);

    — низкий иммунитет — частые простудные заболевания;

    — слабая нервная система — перепады настроения, неспособность быстро сконцентрировать свое внимание, ухудшение способности к обучению;

    — быстрое падение зрения — дети много времени проводят за компьютером и у телевизора;

    — вегето-сосудистая дистония — у подростков часто связана со скачками роста, когда сосуды не успевают расти. Отсюда резкие колебания артериального давления.

    Все эти проблемы связаны, в первую очередь, с изменением питания — уменьшением злаковых, овощей, молочных продуктов и увеличением рафинированных углеводов (сахара в составе сладостей, газировки, булочки, продукты быстрого питания и др.), в которых только пустые калории, а витаминов нет и помине.

    Во-вторых, содержание полезных веществ (витаминов, минералов) в растительной и животной пище за последнее столетие резко снизилось. Например, содержание железа в помидорах уменьшилось на 25%, в яблоках — на 96%, говядине — на 35%. Поэтому нашим детям нужно обязательно дополнительно принимать витамины.

    Питание – процесс усвоения организмом питательных веществ, необходимых для поддержания жизни, здоровья и работоспособности.

    При правильном питании человек меньше подвергается различным заболеваниям и легче с ними справляется. Многие пищевые вещества не в состоянии синтезировать в процессе обмена, они должны поступать с пищей (например, витамины), иначе возникают болезни, связанные с неполноценным питанием. Поэтому велика роль витаминов в жизнедеятельности человека.

    Все жизненные процессы, связанные с нормальным обменом веществ в организме происходят при самом непосредственном участии витаминов.

    Установлена важная роль витаминов иммунобиологического значения в поддержании высокой устойчивости организма к болезням. Важен разнообразный витаминный состав пищи. Основными источниками витаминов служат овощи и фрукты, молоко и молочные продукты, мясо и рыбопродукты, жиры, хлебобулочные изделия. Важно! Количество витаминов в тканях и суточные их дозы очень малы, но при недостаточном поступлении витаминов или нарушении их баланса в организме наступают опасные изменения.

    Витамины не действуют поодиночке, они работают в «команде». Тем не менее, для того чтобы мы с вами оставались здоровыми, все витамины должны работать вместе. Например: Витамин В2 активизирует витамин В6; Витамин В1, В2, В6, В12 вместе извлекают энергию из углеводов белков и жиров, отсутствие хотя бы одного из них в этой группе замедляет работу остальных.

    Однако витамины в каждой команде должны содержаться в строго определенном количестве, иначе они могут навредить здоровью человека.

    Суточное потребление витаминов для школьников прилагается в таблице.

    источник

    Витамины являются регуляторами обменных процессов в организме, способствуют повышению его сопротивляемости, влияют на процессы роста и развития, являются кофакторами многих ферментных систем, участвуют в процессах кроветворения и окислительных реакциях организма.

    Витамины представляют собой группу разнородных органических веществ, которые совсем не синтезируются или синтезируются в незначительных количествах в организме. Поэтому витамины должны поступать с пищей и в полном объеме, ведь роль витаминов в развитии ребенка трудно переоценить.

    Витамины делят на две большие группы: 1-я — растворимые в воде (водорастворимые) и 2-я — растворимые в жирах (жирорастворимые). К водорастворимым витаминам относятся: аскорбиновая кислота (витамин C), витамины группы B (B1, B2, PP, B6, B12), фолиевая кислота. К жирорастворимым витаминам относятся витамины A, D, E, K.

    Аскорбиновая кислота принимает участие в углеводном, белковом и минеральном обменах, играет большую роль в окислительно-восстановительных процессах организма, способствует росту тканей и клеток, повышает устойчивость организма к вредным воздействиям внешней среды, и особенно к инфекционным агентам, повышая естественный и приобретенный иммунитет.

    При недостатке аскорбиновой кислоты поражаются стенки сосудов, появляются кровоточивость десен, кровоизлияния на коже и слизистых, расшатываются зубы, возникает мышечная слабость, снижается иммунологическая реактивность.

    Основными источниками витамина C являются свежие овощи, картофель, фрукты, ягоды, зелень. Особенно большие его количества содержатся в шиповнике, лимонах, мандаринах, черной смородине.

    Витамины группы B

    Витамин B1 влияет на функциональное состояние центральной нервной системы, участвует в важных реакциях углеводного обмена.

    При недостаточном его поступлении возникают изменения со стороны мышечной и нервной систем, появляются утомляемость, мышечная слабость, снижение аппетита, нарушается сон.

    Читайте также:  Берокка витамины аналоги для детей

    Витамин B1 содержится в основном в ржаном и пшеничном хлебе, дрожжах, злаковых культурах, бобовых, печени, почках, яичном желтке.

    Витамин B2 играет большую роль в белковом и углеводном обмене, способствует лучшему усвоению пищи, участвует во многих ферментных системах в качестве кофермента, имеет важное значение для роста и развития организма, нормального функционирования нервной системы, регулирует функции желудочно-кишечного тракта.

    При недостатке витамина B2 отмечаются отставание роста и массы тела, слабость, быстрая утомляемость, снижение сопротивляемости организма, появляются изменения на слизистой глаз и полости рта, кожные заболевания, нарушаются процессы регенерации, могут возникнуть изменения со стороны нервной системы.

    Рибофлавин в основном содержится в продуктах животного происхождения: печени, мясе, яйцах, молоке и молочных продуктах, дрожжах.

    Пантотеновая кислота

    Витамин B3 участвует в жировом, белковом и углеводном обмене, тесно связана с функцией ряда эндокринных желез, в частности надпочечников. При недостаточном поступлении пантотеновой кислоты наблюдаются слабость, утомляемость, нервно-психические нарушения, пониженная сопротивляемость к инфекциям дыхательных путей.

    Пантотеновая кислота содержится во многих растительных продуктах — зерновых, бобовых, картофеле, дрожжах, а также в продуктах животного происхождения — мясе, яйцах, рыбе.

    Никотиновая кислота

    Витамин PP (ниацин) входит в состав очень многих важных коферментов тканевого дыхания, усиливает окислительные реакции организма, играет важную роль в процессах клеточного обмена, регулирует сосудистый тонус, оказывает влияние на кроветворение.

    При недостатке ниацина возникают нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта, кожи, нервной системы. Могут возникнуть воспалительные изменения на слизистой полости рта и языка. Ниацин в основном содержится в мясе, молоке, почках, печени, дрожжах, хлебе, картофеле и гречневой крупе.

    Витамин B6 наряду с другими витаминами группы B принимает участие в белковом обмене, является активной группой многих ферментов аминокислотного обмена и необходим организму для превращения триптофана в никотиновую кислоту.

    Принимает участие в синтезе серотонина, в обмене жиров и образовании эссенциальных жирных кислот, оказывает влияние на нервную деятельность организма и кроветворение.

    При недостаточном поступлении витамина B6 у детей возникает повышенная возбудимость, раздражительность, может развиться судорожный синдром; у части детей недостаточность витамина B6 проявляется вялостью, апатией, снижением аппетита.

    Нередко появляются изменения на коже в виде сухой себорейной экземы. Страдает и функция кроветворения, нередко снижается в крови количество лейкоцитов. Витамин B6 содержится в печени, мясе, рыбе, яичном желтке, дрожжах, овощах, фруктах.

    Цианокобаламин

    Витамин B12 играет большую роль в кроветворении, влияет на белковый обмен. Недостаточность витамина B12 проявляется малокровием, нарушением секреторной функции желудка, поражениями нервной системы.

    Фолиевая кислота

    Витамин B9 участвует в функции кроветворения, способствует синтезу красных кровяных телец. При недостаточном поступлении фолиевой кислоты у детейвозникают нарушения процессов кроветворения, снижается количество эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов, а также появляются симптомы поражения желудочно-кишечного тракта (язвочки на слизистой рта, поносы).

    Фолиевая кислота содержится в печени, яичном желтке, цветной капусте, картофеле, помидорах, моркови, бобах, петрушке, укропе, дрожжах.

    Ретинол — принимает участие в обмене фосфора и образовании холестерина, оказывает прямое влияние на метаболизм эпителиальной ткани, стимулирует рост клеток и тканей, повышает устойчивость организма к инфекциям.

    Витамин A необходим для нормального образования мукополисахаридов, зрительного пигмента. При недостаточном поступлении витамина A понижается сопротивляемость организма, замедляется рост, отмечается сухость кожи и слизистых, снижается зрение, развивается «куриная слепота», ксерофтальмия, помутнение роговицы. При A- витаминной недостаточности происходит частое инфицирование дыхательных путей, что способствует возникновению пневмонии.

    Витамин A содержится во многих продуктах животного происхождения (печени, желтке, сливочном масле, сыре, рыбе), а также в продуктах растительного происхождения (моркови, перце, помидорах, абрикосах, рябине, облепихе) в виде провитамина — каротина, который в организме переходит в витамин A.

    Кальциферол влияет на обмен кальция и фосфора, стимулирует рост костной ткани. Витамин D снижает выделение кальция и фосфора с калом, содействуя кальцификации и росту костной ткани, повышает содержание фосфора в сыворотке крови и усиливает реабсорбцию фосфатов из клубочкового фильтрата почки.

    При недостаточном поступлении витамина D развиваются симптомы рахита, при избыточном — явления гипервитаминоза: снижается аппетит, появляется беспокойство, нарушается сон, ребенок теряет в весе, развиваются явления интоксикации, страдает сердечно-сосудистая система и почки.

    Витамин D содержится в основном в продуктах животного происхождения (сыр, сливочное масло, яичный желток, печень, рыба).

    Токоферол (витамин E) оказывает выраженное антиокислительное действие. Он предохраняет от окисления липиды, ненасыщенные жирные кислоты. Под влиянием витамина E происходит улучшение процессов всасывания и усвоения витамина A, отложение его в печени. Витамин E усиливает лактацию у кормящих матерей.

    При недостатке витамина E наблюдается мышечная слабость, малокровие, вялость, поражение нервной системы. Витамин E содержится в салате, шпинате, капусте, печени, яйцах, молоке, растительном масле.

    Витамин K регулирует свертываемость крови. Он вырабатывается микрофлорой кишечника, и этого количества обычно бывает достаточно, чтобы покрыть потребность детского организма в нем.

    При недостаточности витамина K отмечается повышенная кровоточивость, может развиться при применении больших доз антибиотиков и сульфаниламидных препаратов, особенно у детей первых месяцев жизни, а также при заболеваниях желудочно-кишечного тракта и печени.

    №7 Особенности ЖКТ у детей и подростков

    Анатомо-физиологические особенности ЖКТ ребенка:

    1. Система начинает функционировать с 18-20 недели внутриутробной жизни.

    2. Благодаря наличию глотательного рефлекса происходит заглатывание амниотической жидкости.

    3. Слюнные железы содержат амилазу, пептидазу, и пепсиноген.

    4. К моменту рождения ЖКТ полностью функционирует.

    1. Малая ротовая полость, относительно большой язык, который выполняет практически всю полость рта. В толще щек хорошо выражены жировые подушечки — комочки Биша, валикообразные утолщения у альвеолярных отростков в области резцов, поперечная исчерченность губ; слюна, которая обеспечивает герметизацию полости рта при сосании. Кроме того, в слюне есть альфа-амилаза, активизирующаяся при искусственном вскармливании и введении прикорма.

    2. Жевательная мускулатура развита недостаточно, следовательно, пища должна быть механически обработана. На 6 месяце формируется акт жевания, формирование прикуса. Слизистая сухая, легко ранимая, имеет много сосудов из чего следует, что в такую слизистую быстро и легко проникают аллергены. рН нейтральная или слабокислая, так как мало лизоцима и пропердина. Таким образом, возможны грибковые заболевания. Могут образовываться афты Бернара — это эрозии без налета, то есть идет развитие стоматитов как аллергической реакции различного генеза.

    3. Не выражены анатомические сужения пищевода, хотя к моменту рождения он уже сформировался. Перистальтика возникет только при глотании. При сильном раздражении слизстой желудука может быть рвота.

    4. Желудок располагается в левом подреберье, вход находится вблизи срединной линии. До 1 года положение желудка горизонтальное, при ходьбе должно быть вертикальное положение желудка. Кардиальный сфинктер выражен недостаточно ( до 6-8 месяцев), а также спазмирован привратник вследствие влияния симпатики рН близка к нейтральной и лишь в первые часы после рождения рН кислая за счет молочной кислоты, следовательно многие ферменты неактивны. Ферменты есть все, но они имеют особенности:

    · пепсин заменен на химозин и гастриксин. Их стимуляция происходит при рН 3 — 3.5.

    · есть желудочна липаза, которая может гидролизировать жиры без присутсвия желчных кислот с короткой углеродной цепью С12 (много в женском молоке).

    5. Поджелудочная железа — экзокринно-эндокринный орган, при рождении бедна соединительной тканью, васкуляризация увеличвается после 1 месяца. Функция органа недостаточно выражена, наиболее развита эндокринная часть. Экзокринная часть синтезирует трипсин, химотрипсин, липазу, которая активна в присутствии желчных кислот. Амилаза — активность при рождении низка. Секреция усиливается при переводе на искусственное вскармливание.

    6. Печень. К рождению составляет до 4-5% от массы тела, левая доля больше правой. Печень выступает из-под края реберной дуги до 5 лет. К 1.5 годам левая доля уменьшается, а к 2-м годам правая доля увеличивается. Желчный проток мал, узок, находится глубоко в паренхиме печени.

    7. Кишечник. Высокий уровень развития тонкой кишки

    Значение пищеварения.

    Пищеварение представляет собой сложный физиологический процесс, благодаря которому пища, поступившая в пищеварительный тракт, подвергается физическим и химическим изменениям и содержащиеся в ней питательные вещества всасываются в кровь или лимфу.Физические изменения пищи заключаются в ее механической обработке, размельчении, перемешивании и растворении. Химические же изменения состоят из ряда последовательных этапов гидролитического расщепления белков, жиров и углеводов. Эти химические изменения пищи происходят под влиянием гидролитических ферментов, которые делятся на три группы: 1) расщепляющие белки — протеазы; 2) расщепляющие жиры — липазы; 3) расщепляющие углеводы-карбогидразы. Ферменты образуются в секреторных клетках пищеварительных желез и поступают в полость пищеварительного тракта в составе слюны, желудочного, поджелудочного и кишечного соков. На один и тот же вид питательных веществ в пищеварительном тракте действуют последовательно различные ферменты сначала одни, затем другие, вызывая расщепление веществ до все менее сложных химических соединений.
    Без химической обработки пищи в пищеварительном тракте большинство веществ пищи — белки, жиры и углеводы, представляющие собой высокомолекулярные соединения, не могут всосаться и использоваться клетками организма. Через стенку пищеварительного тракта в кровь или лимфу поступают лишь образующиеся из них более простые, хорошо растворимые в воде и лишенные видовой специфичности химические соединения. Такими веществами являются продукты расщепления белков (аминокислоты и низкомолекулярные полипептиды), жиров (ди-_и моноглицериды глицерин и_соли жирных кислот) и углеводов (моносахариды). Только вода,минер.соли и некот.орган.вещества поступают в кровь неизмененными.
    Основными функциями пищеварительного аппапата являются секре-
    торная,_моторная и всасывательная.Секреторная функция заключается в выработке пищеварительных соков: слюны, желудочного, поджелудочного и кишечного соков и желчи. Моторная или двигательная функция осуществляется мускулатурой пищеварительного аппарата и обеспечивает жевание, глотание и передвижение пищи вдоль пищеварительного тракта и выбрасывание непереваренных остатков. Всасывание осуществляется слизистой оболочкой желудка, тонких и толстых кишок.
    Наряду с секреторной функцией органы пищеварительного тракта осуществляют также экскреторную функцию, состоящую в выделении из организма некоторых продуктов обмена (например, желчных пигментов) и солей тяжелых металлов.Все функции органов пищеварения подчинены сложным нервным и гуморальным механизмам регуляции.
    Методики изучения функций пищеварительного тракта.Основы современной физиологии пищеварения разработаны преимущественно И. П. Павловым и его учениками, благодаря принципиально новому методологическому подходу и новым методическим приемам, которые были ими предложены.

    До И. П. Павлова функции органов пищеварения, находящихся в глубине тела и недоступных непосредственному наблюдению, изучались в основном в острых опытах, при которых производилось вскрытие живого животного и вследствие наносимой травмы нарушалось нормальное состояние организма. После того как московский хирург В. А. Басов предложил в 1842 г. изучать желудочную секрецию у собак посредством наложения фистулы желудка.
    И. П. Павлов довел до высокого совершенства экспериментально хирургическую методику исследования функций органов пищеварения в хронических опытах. Эта методика заключается в том, что производят оперативное вмешательство в условиях специальной операционной с соблюдением всех правил и предосторожностей, разработанных хирургией, и накладывают фистулу на тот или иной отдел пищеварительного тракта. Фистулой называется созданное искусственно путем операции сообщение полости какого-либо полого органа (желудка, кишечника, желчного пузыря) или протока пищеварительной железы с внешней средой.
    Благодаря фистульной методике приобретается возможность наблюдения в любое время за функцией оперированного органа. При этом
    фистульные операции производятся так, что при них сохраняются нормальное кровообращение и иннервация исследуемого органа.
    К опытам на оперированном животном приступают, когда операционная рана заживает и восстанавливаются здоровье животного и нормальные функции органов пищеварения. С помощью фистул удается собирать

    чистые пищеварительные соки без примеси пищи, точно измерять их количество и определять химический состав в разные моменты пищеварения, что позволяет следить за ходом секреторного процесса. Применяя фистульную методику, можно также изучать двигательную(моторную)деятельность органов пищеварения, а также функцию всасывания.
    Большим достоинством фистульной методики является то, что при ее применении можно возбуждать деятельность органов пищеварения естественными раздражителями — различными пищевыми веществами.
    До недавнего времени методические возможности исследования секреторных и двигательных функций органов пищеварения у человека были весьма ограничены и сводились лишь к введению трубки — зонда в желудок и двенадцатиперстную кишку и рентгеновскому исследованию контура желудка и кишечника, наполненных непроницаемой для лучей Рентгена кашицей. Наложение фистул в исследовательских целях человеку не производится по понятным причинам.
    С развитием радиоэлектроники появились новые возможности для изучения функций органов пищеварения. Так, прикладывая электроды к поверхности кожи живота и соединяя их с усилителем постоянного напряжения или тока и электроизмерительным прибором, можно регистрировать биотоки, возникающие .при сокращении гладких мышц желудка. Эта методика получила название электрогастрографии (М. А. Собакин).
    Эффективным способом исследования является радиотелеметрическая методика. Сущность ее заключается в том, что человеку дают проглотить миниатюрный радиопередатчик — радиопилюлю — диаметром 8 мм и длиной 15—20 мм. Радиопилюля состоит из генератора электромагнитных колебаний, источника питания (сухого элемента или аккумулятора) и датчика. Датчик радиопилюли представляет собой устройство, реагирующее на концентрацию водородных ионов в содержимом желудка или кишечника, давление внутри них и температуру. Радиопилюли рассчитаны на исследование одного из перечисленных параметров, под влиянием которого изменяется частота излучаемых генератором радиопилюли колебаний. Эти последние воспринимаются антенной, надетой на исследуемого, и радиоприемником. Радиопилюля свободно проходит по пищеварительному тракту и дает непрерывную информацию о степени кислотности или щелочности, о давлении и о температуре в желудке и всех отделах кишечника.

    №8 Гигиеническая оценка организации и качества питания детей разных возрастных периодов.

    основным критериям гигиенической оценки рационов питания обучающихся (воспитанников) и их проектов относятся:

    1. Соответствие ассортимента пищевых продуктов, используемых при формировании рационов питания, требованиям санитарно-эпидемиологических правил, норм, гигиенических нормативов, а также Методическим рекомендациям.

    2. Соответствие совокупной средненедельной пищевой ценности рациона питания требованиям санитарно-эпидемиологических правил, норм, гигиенических нормативов, а также нормам физиологической потребности в пищевых веществах и энергии [5] для соответствующей возрастной группы и Методическим рекомендациям (указаниям) с учетом количества приемов пищи, получаемых в образовательном (оздоровительном или ином) учреждении, и их доли от суточного рациона питания, а также фактической физической нагрузки (например, повышенной физической нагрузки или (и) строевой подготовки в спортивных учреждениях, кадетских корпусах и т.п.).

    3. Соответствие доли пищевой ценности каждого приема пищи от совокупной пищевой ценности рациона питания рекомендуемой.

    4. Разнообразие рациона питания, достигаемое за счет использования при его формировании разнообразного ассортимента пищевых продуктов и различных способов их кулинарной обработки, а также за счет формирования типового рациона питания достаточной продолжительности (не менее чем 4 недели).

    5. Соответствие рациона питания принципам щадящего питания, а также состоянию здоровья обучающихся (воспитанников) — функциональное питание и при необходимости лечебно-профилактическое (диетическое) питание для отдельных категорий обучающихся (воспитанников).

    6. Соответствие рациона питания (количества и характера приемов пищи) продолжительности пребывания обучающихся (воспитанников) в образовательном (оздоровительном) или ином детском учреждении, режиму дня и расписанию занятий.

    7. Соответствие рациона питания сезонному наличию того или иного ассортимента пищевых продуктов (свежих овощей, фруктов, зелени и т.п.).

    8. Соответствие массы порций блюд, кулинарных изделий и готовых продуктов промышленного производства рекомендуемым.

    9. Безопасность, в том числе эпидемиологическая, рациона питания и включаемых в него видов пищевых продуктов, кулинарной продукции для здоровья детей и подростков с учетом того, что питание организуется для большого количества обучающихся (воспитанников) одновременно.

    10. Гарантированное обеспечение качества и безопасности питания обучающихся (воспитанников) с учетом фактических условий организации питания на конкретном объекте.

    11. Наличие в составе рациона питания вариантов на праздничные дни и дни проведения массовых мероприятий, предпраздничные дни (дни сокращенных занятий), рационов «сухого пайка» (ланч-боксов) для обучающихся (воспитанников), отправляющихся на выездные занятия, экскурсии, в походы и т.п., а также ассортимента пищевых продуктов, блюд и кулинарных изделий, реализуемых в свободной продаже («буфетной продукции»).

    12. Соответствие рациона питания стереотипам пищевого поведения детей и подростков и сложившимся традициям (в случае, если это не противоречит другим перечисленным критериям).

    Пищевая ценность рациона питания должна обеспечивать удовлетворение потребности обучающихся (воспитанников) в пищевых веществах и энергии, в том числе в макронутриентах (белки, жиры, углеводы) и микронутриентах (витамины, микроэлементы и др.) в соответствии с возрастными физиологическими потребностями, с учетом доли приема пищи в суточном рационе питания.

    Оценка пищевой ценности проекта типового рациона питания основывается на его анализе по следующим основным показателям (отдельно по каждому приему пищи и по совокупному рациону питания за каждый день и в среднем за неделю):

    — содержание белков, жиров, углеводов (г);

    — содержание животных белков (г или % от общего количества белков);

    — содержание растительных жиров (г или % от общего количества жиров);

    — энергетическая ценность (ккал);

    — содержание важнейших витаминов — C, B1, B2 (мг);

    — содержание важнейших минеральных веществ — железа и кальция (мг).

    Рационы трех-, четырех-, пятиразового питания и рационы, предусматривающие большую кратность питания (в том числе рационы питания в детских домах, школах-интернатах, дошкольных образовательных, оздоровительных и других учреждениях), должны, по возможности, быть сбалансированы по всем пищевым веществам, в т.ч. по аминокислотам, жирным кислотам, углеводам, относящимся к различным классам, содержанию витаминов, минеральных веществ (в том числе микроэлементов).

    Принципы сбалансированного питания

    Дата добавления: 2018-06-27 ; просмотров: 107 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

    источник