Меню Рубрики

Значение витаминов для роста и развития детей

Как известно, витамины – это жизнь. Без них человеческий организм не может функционировать, ведь они обеспечивают деятельность нервной, кровеносной, пищеварительной, репродуктивной систем, головного мозга и скелета. Ежедневное, регулярное поступление витаминов в организм продлевает нашу жизнь.

Значение витаминов возросло вместе с развитием цивилизации, ухудшением экологической обстановки, психическим напряжением. Эти факторы сопровождаются снижением в несколько раз содержания витаминов в продуктах питания. Наши организмы не могут получать достаточного количества витаминов в то время, когда они в этом особенно нуждаются.

В ходе научных исследований установлено, что даже при тщательно сбалансированном питании все потребности в витаминах и минералах не обеспечиваются и достигают только 30%.

Особое значение должны придавать этому факту родители, потому что правильное развитие организма ребёнка, невозможное без витаминов, имеет важное значение для его будущего здоровья.

Конечно, витамины нужны всем, больным и здоровым, любого возраста, в любое время года. Но существуют группы людей и ситуации, когда вопросу витаминов следует уделить особое внимание.

Дети. В первую очередь, это дети. Наибольшую потребность в адекватном поступлении витаминов испытывают быстро растущие дети первых месяцев и лет жизни. Малыши первого года жизни особо чувствительны к недостатку витамина D, играющего большую роль в процессе окостенения и образования зубов). Другими важными в детском возрасте витаминами являются: витамин C (иммунитет), витамины группы B (нервная система), витамин A («витамин роста»), фолиевая кислота. Позднее, в школьном возрасте, потребность в витаминах снова повышается в связи с новым толчком роста и повышенной умственной и эмоциональной нагрузкой.

Следующий этап, когда обеспеченность в витаминах также становится важна – это подростковый возраст. У девочек 11-12 лет и мальчиков 12-13 лет начинается половое созревание, в организме происходит много перемен, снова начинается активный рост. В этот период потребность в витаминах может быть даже выше, чем у взрослого человека. Согласно исследованиям, приём поливитаминных препаратов в этом возрасте снижает вероятность возникновения хронических заболеваний и повышает сопротивляемость организма.

Группой риска по дефициту витаминов также является возраст с 14 до 18 лет – время развития самостоятельности и противоречий, которые часто приводят к неправильному питанию и нездоровому образу жизни. Эти факторы влияют на количество поступающих полезных веществ и ухудшают обменные процессы. Но организм продолжает расти, и питание ему всё также необходимо.

Стресс. В результате стресса существенно снижается концентрация витаминов С и Е. Стрессовой может быть любая ситуация: ссора с близким человеком, переезд, перевод в другую школу или садик, развод родителей, рождения братика или сестрички, умственные и физические перегрузки и др. Однако следует помнить, что дополнительный прием витаминов не избавит от стресса.

Болезни. Наличие хронических заболеваний, а также острые заболевания увеличивают потребность организма в витаминах. То же происходит в период эпидемий и во время выздоровления (особенно после приема антибиотиков). Витамины обязательно используются в программе выздоровления детей, часто болеющих простудными заболеваниями>.

Для мозга важны витамины Е, В и С. Особенно велико влияние последнего. Увеличение его концентрации в организме на 50% повышает интеллектуальные возможности на 4 пункта. Излишки этого витамина вымываются из организма.

Время года. Конечно, зимой и весной, когда мы питаемся более однообразно, мало двигаемся, и наши обменные процессы замедляются, вопрос о приеме витаминных препаратов стоит особенно остро. Однако наши организмы, в особенности организмы детей, нуждаются в витаминах круглый год.

Есть и другие ситуации, при которых следует тщательнее следить за своим здоровьем, чему легко помогут витамины:

  • нерегулярное и однообразное питание,
  • плохой аппетит;
  • низкий уровень обмена веществ;
  • проживание в экологически неблагоприятных районах.

Недостаток витаминов в организме, гиповитаминоз, характерен больше для зимне-весеннего периода, однако даже богатое на овощи и фрукты лето не гарантирует нам поступления витаминов в необходимых количествах.

Организм может испытывать дефицит только одного элемента, но чаще всё-таки встречается недостаток нескольких витаминов. От того, чего именно организму не хватает, зависит проявление гиповитаминоза. Есть некоторые общие характерные моменты:

  • быстрая утомляемость,
  • сонливость,
  • раздражительность,
  • слабость,
  • головокружения,
  • плохой аппетит,
  • уязвимость к болезням,
  • обострение хронических заболеваний,
  • кровоточивость десен.
  • и др.

По данным американских исследований, дети, имеющие прямой доступ к свежим и натуральным фруктам, ягодам и овощам, растут более крепкими и здоровыми, меньше болеют и лучше развиваются.

Когда есть подозрение на гиповитаминоз, можно пройти лабораторные исследования, по результатам которых врач сможет подобрать наиболее подходящий витаминный или мультивитаминный препарат.

Для того, чтобы не довести свое состояние до гиповитаминоза, надо в первую очередь правильно питаться>. «Правильным» с точки зрения обогащения организма витаминами является питание, соответствующее следующим требованиям:

    • пища должна быть разнообразной, должна содержать натуральные продукты – крупы, бобовые, мясо, субпродукты, рыбу, овощи (в том числе листовые), фрукты;
    • употреблять хлебобулочные изделия из муки темной, грубого помола, с отрубями и цельными злаками;
    • как можно чаще применять мороженные и сушеные овощи и фрукты, если нет возможности есть их свежими;
    • ежедневно употреблять кисломолочные продукты (кефир, йогурт, творог);
  • использовать мясо с небольшой долей жира;
  • не злоупотреблять продуктами с сахаром и солью;
  • больше готовить на пару, отваривать, тушить и запекать, меньше – жарить.

Существующие 13 незаменимых витаминов делятся на жирорастворимые (А, Д, Е, К) и водорастворимые (остальные). Для поступления из пищи жирорастворимых витаминов необходимо готовить блюда с применением различных жиров. Для получения же водорастворимых в рационе должны присутствовать сырая пища, разнообразные фруктовые напитки, супы.

Для детей первого года жизни огромное значение имеет продолжительное грудное вскармливание и своевременное введение прикорма. Немаловажен и такой режим дня, при котором ребенок имеет возможность хорошо отдохнуть и провести на воздухе достаточное время. Во время болезней содержание витаминов резко падает, поэтому к методам профилактики гиповитаминозов у детей относится своевременное лечение.

Малыши, находящиеся на искусственном вскармливании, должны получать современные адаптированные смеси, содержащие весь необходимый спектр витаминов, макро- и микроэлементов.

Ошибочно мнение, что зимой и весной мы можем «добрать» необходимое количество витаминов из домашних консервов. Больше всего витаминов сохраняется в замороженных, вымоченных и высушенных овощах и фруктах.

Есть множество мифов о витаминах. Мнение о том, что витамины часто являются причиной аллергий, вызывает большую обеспокоенность многих родителей.

Правда в том, что аллергическая реакция на витамины сами по себе развивается в очень редких случаях. Такие острые реакции, как крапивница, удушье и другие, вызываются компонентами, сопровождающими витамины в таблетках. Ведь три четверти содержания драже – это красители, подсластители, стабилизаторы, антиоксиданты, консерванты, формообразующие вещества.

Тщательный подбор препарата, особое внимание к его составу и знание особенностей реакции на аллергенные вещества у конкретного ребенка помогут избежать многих неприятных ситуаций.

Значение витаминов для организма огромно: без них нам сложно двигаться, мы будем часто болеть, работа всех наших органов нарушится. Но это совсем не значит, что прием витаминов избавит нас от всех неприятностей. Витамины – это не лекарства. Они лишь помогают организму функционировать.

источник

О необходимости витаминов для детского организма и его нормального функционирования знают все – эти важные элементы присутствуют в наших тканях и клетках, помогают им расти и восстанавливаться. Недостаток того или иного витамина в организме точно так же, как и его избыток, чреват многими неприятными последствиями: не получив достаточное количество этих важных элементов, клетка или ткань замедляет свой рост и нормальное развитие, что сразу сказывается на работоспособности органа, в составе которого они присутствуют.

История открытия витаминов ………………………………………….4

Витамины и их роль в питании ребенка……………. 9

Классификация витаминов………………….……………………..…. 11

Содержание витаминов в основных пищевых продуктах

и способы сохранения витаминов в пище………………….………….12

Витаминная недостаточность……………… ………………………….15

Синтетические витамины и правила их приема………………………16

Список использованной литературы ………………………………..26

О необходимости витаминов для детского организма и его нормального функционирования знают все – эти важные элементы присутствуют в наших тканях и клетках, помогают им расти и восстанавливаться. Недостаток того или иного витамина в организме точно так же, как и его избыток, чреват многими неприятными последствиями: не получив достаточное количество этих важных элементов, клетка или ткань замедляет свой рост и нормальное развитие, что сразу сказывается на работоспособности органа, в составе которого они присутствуют.

Все жизненные процессы протекают в организме при непосредственном участии витаминов. Которые способствуют поддержанию защитных сил организма, повышают его устойчивость к действию различных факторов окружающей среды, помогают приспосабливаться к все ухудшающейся экологической обстановке. Витамины играют важнейшую роль в поддержании иммунитета, т.е. они делают организм более устойчивым к болезням.

Все, вероятно, знают, что витамины — это необходимая часть пищи. Часто говорят: «Эта пища полезная, в ней много витаминов». Но немногим детям точно известно, что такое витамины, откуда они берутся, в каких продуктах содержатся, какое значение имеют для здоровья, как и когда нужно принимать витамины и в каком количестве.

Этой актуальной теме и посвящено наше исследование.

Цель работы: изучить значение витаминов в развитии ребенка.

1. Проанализировать литературу по данной теме.

2. Выяснить, что такое витамины и какова их роль в организме человека.

3. Познакомить учащихся с классификацией витаминов, содержанием их в основных пищевых продуктах, и их практическим значением для здоровья ребенка.

4. Разработать рекомендации по сохранению витаминов в пищевых продуктах, подвергнутых кулинарной обработке и их хранению, и рекомендации родителям при выборе синтетических витаминов.

  1. История открытия витаминов

Витамины. С этим термином мы знакомы давно. И с малых лет мы усвоили: витамины – это полезно.

Еще в 17 веке имелись отдельные наблюдения ученых о том, что у человека при длительном скудном и однообразном питании могут возникать опасные болезни.

Ко второй половине 19 века было выяснено, что пищевая ценность продуктов питания определяется содержанием в них в основном следующих веществ: белков, жиров, углеводов, минеральных солей и воды.

Считалось, что если в пищу человека входят все эти питательные вещества, то она полностью отвечает биологическим потребностям организма. Это мнение поддерживалось такими авторитетными физиологами того времени, как Петтенкофер, Фойт и Рубнер.

Однако практика далеко не всегда подтверждала правильность этих представлений о биологической полноценности пищи. Об этом свидетельствовал также многовековой практический опыт участников длительных путешествий.

В Древнем мире хорошо была известна цинга, заболевание, при котором капилляры становятся ломкими, десны кровоточат, зубы выпадают, раны заживают с трудом, если вообще заживают, у больного нарастает слабость, и в конце концов он умирает. Особенно часто эта болезнь возникала у жителей городов, находящихся в осаде, во времена войн и стихийных бедствий, и у мореплавателей, совершавших долгие путешествия по океану (Команда Магеллана больше страдала от цинги, чем от общего недоедания). Подобное случалось при недостатке или отсутствии в питании свежих овощей и фруктов. Корабли, отправляющиеся в долгое плавание, обычно загружали таким провиантом, который не испортился бы в пути. Обычно это были сухари и соленая свинина. К сожалению, врачи на протяжении многих веков не могли связать цингу с рационом.

В результате цинга долгое время была бичом для мореплавателей; от нее погибало моряков больше, чем, например, в сражениях или от кораблекрушений. Так, из 160 участников известной экспедиции Васко да Гамма прокладывавшей морской путь в Индию, 100 человек погибли от цинги.

Таким образом, практический опыт ясно указывал на то, что цинга и некоторые другие болезни связаны с дефектами питания, что даже самая обильная пища сама по себе еще далеко не всегда гарантирует от подобных заболеваний. И что для предупреждения и лечения таких заболеваний необходимо вводить в организм какие-то дополнительные вещества, которые содержатся не во всякой пище.

Авитаминоз А был известен с глубокой древности. Известно, что еще в Древнем Египте при куриной слепоте — клиническом проявлении авитаминоза «А» — употребляли в пищу сырую печень, содержащую витамин А. Например, древнегреческий врач Гиппократ назначал сырую печень при куриной слепоте. В Китае для лечения болезни глаз также рекомендовали применять печень.

История морских и сухопутных путешествий давала ряд поучительных примеров, указывавших на то, что возникновение цинги может быть предотвращено, а больные могут быть вылечены. В 1536 году французский землепроходец Жак Картье был вынужден остаться на зиму в Канаде, где 100 человек из его отряда заболели цингой. Местные индейцы, узнав об этом, предложили им средство: воду, настоянную на сосновой хвое. Люди Картье, будучи в полном отчаянии, последовали этому, на их взгляд, несерьезному совету и выздоровели.

Два века спустя, в 1747 году, шотландский врач Джеймс Линд, столкнувшись с несколькими аналогичными случаями, попробовал лечить таких больных свежими фруктами и овощами. Апробируя свой метод лечения на матросах, страдающих цингой, он обнаружил, что быстрее всего улучшение состояния больных вызывают апельсины и лимоны.

В очередном плавании по Тихому океану под руководством знаменитого английского путешественника Дж. Кука, продолжавшимся с 1772 по 1775 гг., принимали участие два корабля. На первом судне, которым командовал Дж. Кук, были сделаны большие запасы свежих овощей, фруктов, а также лимонного и морковного соков. В результате длительного плавания ни один из членов экипажа цингой не заболел. На другом судне, где не были сделаны запасы овощей и фруктов, четверть команды болела цингой.

Веком позже, в 1891 году, Такаки, адмирал японского военно-морского флота, также ввел разнообразие в рацион японских матросов, состоявший до этого преимущественно из риса. Постоянная рисовая диета вызывала у экипажей японских судов заболевание, известное под названием бери-бери.

В 1894 г. в норвежском флоте в целях улучшения питания личного состава, вместо ржаных сухарей приказано было выдавать белый хлеб, а маргарин заменили сливочным маслом. Личный состав флота, лишенный ржаных сухарей и маргарина, в длительных плаваниях болел бери-бери.

Несмотря на то, что хотя и в достаточной степени случайно, но все же способы лечения цинги и бери-бери были найдены, медики XIX века отказывались верить тому, что заболевания можно лечить с помощью диеты, их недоверие особенно возросло после того, как Пастер выдвинул теорию, согласно которой причиной болезней являлись микробы.

Читайте также:  Аевит витамины инструкция для детей

Экспериментальное обоснование и научно-теоретическое обобщение многовекового практического опыта впервые стали возможны благодаря открывшем новую главу в науке исследованием русского ученого Николая Ивановича Лунина, изучавшего в лаборатории Г. А. Бунге роль витаминов в питании.

Открытие витаминов связано с именем русского ученого Н.И. Лукина, который в 1880 экспериментально установил, что в пищевых продуктах имеются неизвестные факторы питания, необходимые для жизни.

Н. И. Лунин проводил свои опыты на мышах, содержавшихся на искусственно приготовленной пище. Эта пища состояла из смеси очищенного казеина (белок молока), жира молока, молочного сахара, солей, входящих в состав молока и воды. Казалось, налицо были все необходимые составные части молока; между тем мыши, находившееся на такой диете, не росли, теряли в весе, переставали поедать даваемый им корм, и наконец, погибали. В то же время контрольная партия мышей, получившая натуральное молоко, развивалась совершенно нормально. На основании этих работ Н. И. Лунин в 1880 г. пришел к следующему заключению: «. если, как вышеупомянутые опыты учат, невозможно обеспечить жизнь белками, жирами, сахаром, солями и водой, то из этого следует, что в молоке, помимо казеина, жира, молочного сахара и солей, содержатся еще другие вещества, незаменимые для питания. Представляет большой интерес исследовать эти вещества и изучить их значение для питания».

Это было важное научное открытие, опровергавшее установившееся положения в науке о питании. Результаты работ Н. И. Лунина стали оспариваться; их пытались объяснить, например, тем, что искусственно приготовленная пища, которой он в своих опытах кормил животных, была якобы невкусной.

В 1890 г. К.А. Сосин повторил опыты Н. И. Лунина с иным вариантом искусственной диеты и полностью подтвердил выводы Н. И. Лунина. Все же и после этого безупречный вывод не сразу получил всеобщее признание.

Блестящим подтверждением правильности вывода Н. И. Лунина стало установление в 1896 причины болезни бери-бери, которая была особенно широко распространена в Японии и Индонезии среди населения, питавшегося главным образом полированным рисом.

Голландского врача Христиана Эйкмана послали исследовать бери-бери в бывшие в то время голландской колонией острова Вест-Индии (ныне территория Индонезии), так как они являлись эпидемическим районом этого заболевания.

Вначале Эйкман посчитал, что бери-бери — заболевание, вызываемое микробами, и, чтобы попытаться найти возбудителей этой болезни, использовал в качестве подопытных животных цыплят. По счастливой случайности человек, который следил за птицей, оказался нечист на руку. Почти всех цыплят разбил паралич, от которого большинство из них погибли, но те, которые остались живы, через четыре месяца пришли в себя и стали совершенно здоровыми. Эйкман, озабоченный тем, что его попытка обнаружить возбудителей болезни оказалась неудачной, поинтересовался, чем кормили цыплят, и обнаружил, что его слуга, отвечавший за их содержание, экономил на птице (что оказалось очень кстати): цыплят кормили остатками пищи из местного военного госпиталя — то есть преимущественно очищенным рисом. Когда же через несколько месяцев Эйкман нанял другого помощника, тот положил конец мелкому жульничеству и стал кормить цыплят тем, чем и положено, — неочищенным рисовым зерном, благодаря чему цыплята и выздоровели.

Эйкман начал экспериментировать. Он попробовал намеренно содержать цыплят на шлифованном рисе, и вскоре все они заболели. При переводе больных цыплят на неочищенный рис они выздоравливали. Это был первый случай в истории, когда заболевание умышленно вызывали неполноценным рационом. Эйкман решил, что полиневрит, которым страдали цыплята, по симптомам очень похож на болезнь бери-бери, поражающую людей. Может быть, и у человека бери-бери возникает оттого, что он потребляет в пищу шлифованный рис?

Рис, предназначенный для питания человека, шлифуют для того, чтобы он лучше хранился.

Тем временем другие исследователи натолкнулись на иные загадочные факторы, которые казались им необходимыми для нормального функционирования организма. В 1905 году голландский диетолог К.А. Пекельхаринг обнаружил, что все его лабораторные мыши заболели уже через месяц содержания их на рационе, полноценном относительно жиров, углеводов и белков. Мыши быстро почувствовали себя лучше после того, как он ввел в их рацион несколько капель молока. Биохимик из Англии Фредерик Хопкинс, который показал, насколько важно наличие в рационе аминокислот, также провел серию экспериментов, в результате которых был сделан вывод: в молочном белке казеине содержится нечто, что при добавлении в рацион обеспечивает нормальный рост и развитие организма. Это нечто хорошо растворялось в воде. Добавление в рацион небольших количеств экстракта дрожжей оказалось еще более эффективным, чем использование в качестве добавки казеина.

За пионерскую работу в обнаружении полезных питательных веществ, необходимых для жизни, Эйкман и Хопкинс в 1929 году были удостоены Нобелевской премии по медицине и физиологии.

Перед учеными возникла новая задача: найти в продуктах питания эти жизненно необходимые факторы. У. Сузуки, Т. Шимамура и С. Одаке экстрагировали из рисовой шелухи вещество, которое весьма эффективно предотвращало и излечивало бери-бери. Пяти — десяти миллиграммов этого вещества было достаточно, чтобы полностью вылечить кур. В том же году английский биохимик, поляк по происхождению, Казимир Фанк (позже он перебрался в Соединенные Штаты) выделил подобное вещество из дрожжей.

Поскольку, как было установлено, это вещество по химической природе было амином, Фанк назвал его витамином, что в переводе с латыни означает «жизненный амин». Фанк высказал предположение, что бери-бери, цинга, пеллагра, рахит — все эти заболевания возникают из-за нехватки жизненных аминов в организме. Предположение ученого оказалось верным только в том смысле, что все указанные заболевания действительно возникают при дефиците определенных веществ, содержащихся в пище в небольших количествах. Но, как оказалось позже, вовсе не все витамины по химической природе являются аминами. Тем не менее, термин «витамины» настолько прочно вошел в обиход, что менять его не имело уже смысла.

В 1913 году два американских биохимика— Элмер Верной Макколам и Маргарита Дэйвис — обнаружили другой фактор, который в незначительных количествах содержался в сливочном масле и в яичных желтках. Это вещество плохо растворялось в воде, но хорошо в жирах. Макколам дал ему название жирорастворимый фактор А, в отличие от вещества, предупреждающего возникновение бери-бери, которое он еще раньше определил как водорастворимый фактор В.

Вначале витамины обозначали буквами латинского алфавита: A, B, C, D, E, P и т.д. Позже были приняты единые международные названия, отражающие химическую структуру этих веществ.

Однако установить химический состав и структуру витаминов было делом непростым, так как в продуктах питания они присутствуют в очень малых количествах. Например, тонна рисовой шелухи содержит всего лишь пять граммов витамина В1. Только в 1926 году наконец-то удалось экстрагировать достаточное для проведения химического анализа количество витамина В. Два биохимика из Голландии — Баренд Конрад Петрус Янсен и Вильям Фредерик Донат, используя небольшое количество экстракта, установили состав витамина В.

Исследователи, занимавшиеся витамином С, столкнулись с проблемами другого рода. Получить витамин С в достаточном количестве не представляло большого труда: его много содержится в плодах цитрусовых растений. Гораздо труднее было найти экспериментальных животных, которые бы не вырабатывали свой собственный витамин С. Большинство млекопитающих, за исключением человека и других приматов, обладают способностью синтезировать этот витамин. Требовались недорогие подопытные животные.

В 1918 году американские биохимики Б. Коэн и Лафаэтт Бенедикт Мендель наконец нашли таких экспериментальных животных, обнаружив, что морские свинки не могут синтезировать собственный витамин С. И действительно, у морских свинок цинга развивалась даже быстрее, чем у человека.

В дальнейшем наука о витаминах резко продвинулась вперед. В настоящее время изучено значительное их число. За короткий срок современная витаминология в нашей стране шагнула далеко вперед и заняла ведущее место в мировом ее развитии.

Значительный вклад в витаминологию внесли Б.Л. Лавров, В.В. Ефремов, открывшие ряд новых витаминов.

Всего ученым известно около 30 витаминов, 13 из них являются незаменимыми для организма человека.

Параллельно развивалась и витаминная промышленность. Существует ряд синтетических витаминных препаратов.

  1. Витамины и их роль в питании ребенка.

Название «витамины» происходит от латинского слова – «vita», что в переводе означает жизнь. Витамины нужны всем: и взрослым, и малышам. Они необходимы для нормального течения обменных процессов, а также для роста и обновления тканей, они защищают организм ребенка от воздействия вредных факторов внешней среды.

Основное количество витаминов поступает в организм с пищей, и только некоторые синтезируются в кишечнике. Витамины в большой степени обеспечивают нормальное функционирование нервной системы, мышц и других органов и многих физиологических систем. От уровня витаминной обеспеченности питания зависит уровень умственной и физической работоспособности, выносливости и устойчивости организма к влиянию неблагоприятных факторов внешней среды, включая инфекции и действия токсинов.

Лекарства человек принимает, когда болен, для того, чтобы выздороветь. Витамины человек, в том числе и здоровый, должен получать всегда, чтобы не заболеть.

Если ребенок ест мало овощей и фруктов, т.е. потребляет мало витаминов, у него в два раза чаще возникают проблемы с поведением. Это установили ученые Университета Кливленда в Австралии. Специалисты подчеркивают, что недостаток здоровой пищи способствует развитию плохого поведения. А здоровая пища — это пища, обогащенная витаминами. Проблемы со здоровьем у детей связаны с тем, что они загружены сверх меры. У детей и подростков существует множество проблем, среди которых можно выделить следующее:

— ухудшение пищеварения – дисбактериоз;

— анемия — малокровие (разрушение зубов, быстрая утомляемость, головные боли, головокружения);

— низкий иммунитет — частые простудные заболевания;

— слабая нервная система — перепады настроения, неспособность быстро сконцентрировать свое внимание, ухудшение способности к обучению;

— быстрое падение зрения — дети много времени проводят за компьютером и у телевизора;

— вегето-сосудистая дистония — у подростков часто связана со скачками роста, когда сосуды не успевают расти. Отсюда резкие колебания артериального давления.

Все эти проблемы связаны, в первую очередь, с изменением питания — уменьшением злаковых, овощей, молочных продуктов и увеличением рафинированных углеводов (сахара в составе сладостей, газировки, булочки, продукты быстрого питания и др.), в которых только пустые калории, а витаминов нет и помине.

Во-вторых, содержание полезных веществ (витаминов, минералов) в растительной и животной пище за последнее столетие резко снизилось. Например, содержание железа в помидорах уменьшилось на 25%, в яблоках — на 96%, говядине — на 35%. Поэтому нашим детям нужно обязательно дополнительно принимать витамины.

Питание – процесс усвоения организмом питательных веществ, необходимых для поддержания жизни, здоровья и работоспособности.

При правильном питании человек меньше подвергается различным заболеваниям и легче с ними справляется. Многие пищевые вещества не в состоянии синтезировать в процессе обмена, они должны поступать с пищей (например, витамины), иначе возникают болезни, связанные с неполноценным питанием. Поэтому велика роль витаминов в жизнедеятельности человека.

Все жизненные процессы, связанные с нормальным обменом веществ в организме происходят при самом непосредственном участии витаминов.

Установлена важная роль витаминов иммунобиологического значения в поддержании высокой устойчивости организма к болезням. Важен разнообразный витаминный состав пищи. Основными источниками витаминов служат овощи и фрукты, молоко и молочные продукты, мясо и рыбопродукты, жиры, хлебобулочные изделия. Важно! Количество витаминов в тканях и суточные их дозы очень малы, но при недостаточном поступлении витаминов или нарушении их баланса в организме наступают опасные изменения.

Витамины не действуют поодиночке, они работают в «команде». Тем не менее, для того чтобы мы с вами оставались здоровыми, все витамины должны работать вместе. Например: Витамин В2 активизирует витамин В6; Витамин В1, В2, В6, В12 вместе извлекают энергию из углеводов белков и жиров, отсутствие хотя бы одного из них в этой группе замедляет работу остальных.

Однако витамины в каждой команде должны содержаться в строго определенном количестве, иначе они могут навредить здоровью человека.

Суточное потребление витаминов для школьников прилагается в таблице.

источник

Витамины очень важны для нормального роста и развития малыша. Они участвуют в окислительных реакциях, процессах кроветворения, являются регуляторами всех обменных процессов, входят в состав многих ферментов, способствуют повышению сопротивляемости к различным заболеваниям. Поскольку витамины практически не синтезируются в организме, (исключение: отдельные витамины группы В внебольшом количестве образуются кишечнике и витамин Д синтезируется в коже под воздействием солнечных лучей), то они должны поступать в организм с пищей или в виде синтетических препаратов. Количество витаминов должно соответствовать потребностям организма ребенка в них. Недостаточное или избыточное поступление витаминов может вызвать серьезные заболевания: авитаминозы, гипо- или гипервитаминозы.

Витамины делятся на две большие группы: водорастворимые и жирорастворимые. К группе водорастворимых относятся витамин С и группы В, а к группе жирорастворимых А, D, Е, F.

Витамин С (аскорбиновая кислота) принимает участие во всех видах обмена, способствует росту тканей и клеток, повышает устойчивость организма к м, т.е повышает иммунитет. При недостатке витамина С возникает сонливость, вялость, раздражительность, снижается иммунитет. Основными источниками витамина С являются свежие овощи, фрукты, ягоды, зелень. Особенно большое количество витамина С содержится в шиповнике, крыжовнике, цитрусовых, черной смородине, облепихе, сладком перце, капусте, зелени. Однако витамин С очень нестоек, легко разрушается при длительном хранении, лучше всего сохраняется в кислой среде, а также в консервированных продуктах (соки, пюре).

Группа витаминов В состоит из 15 биологически активных витаминов, принимающих участие в многообразных процессах обмена. Витамин В1 влияет на состояние центральной нервной системы и органов пищеварения, участвует в важных реакциях обмена. При недостатке этого витамина нарушается пищеварение, отмечается мышечная слабость, повышенная утомляемость, снижается сопротивляемость к заболеваниям, у детей раннего возраста возникают срыгивания, отмечается вздутие живота, частые ы. Основные источники витамина В1 — крупы (гречневая, овсяная, пшенная), бобовые (фасоль, соя, горох), мясо и субпродукты (почки, печень, сердце).

Витамин В2 способствует выработке энергии в организме, обеспечивает нормальное функционирование центральной нервной системы, органов желудочно-кишечного тракта, поддерживает нормальное состояние кожи и слизистых оболочек, улучшает процесс усвоения пищи. При недостаточном поступлении этого витамина перестает набирать вес и даже худеет. У него наблюдается быстрая утомляемость, кожа становится сухой, в углах рта появляются «заеды». При значительном дефиците может развиться конъюктивит и стоматит. Основные источники витамина В2 продукты животного происхождения — молоко, творог, яйца, печень, мясо; из растительных продуктов — гречневая крупа, горох, фасоль, соя, чечевица.

Читайте также:  Активность витамина к у детей

Витамин В6 принимает участие в обмене белка и отдельных аминокислот, оказывает действие на жировой обмен, кроветворение, кислотообразующую функцию желудка. При недостатке этого витамина отмечается задержка роста, пониженная сопротивляемость к м дыхательных путей, неврологические нарушения, снижения гемоглобина в крови. На коже появляются сухие экземы, шелушения.

Витамин В12 играет большую роль в процессах кроветворения, участвует в белковом обмен. При недостатке этого витамина может развиться тяжелое малокровие, нарушается работа желудочно-кишечного тракта. Витамин В12 содержится в молочных продуктах, мясе, яичном желтке.

Витамин Вс (фолиевая кислота) принимает участие в процессах кроветворения, способствуя синтезу эритроцитов. Дефицит этого витамина вызывает снижение количества эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов в крови, воспаление слизистой оболочки рта, понос. Источником витамина Вс являются салат, шпинат, цветная капуста, спаржа, свекла, дрожжи, мясо, субпродукты.

Витамин РР (никотиновая кислота) входит в состав многих ферментов, стимулирующих процессы клеточного обмена, оказывает влияние на кроветворение, обладает сосудорасширяющим действием. При недостатке витамина РР возникают нарушения центральной нервной системы (беспокойство, плохой сон, раздражительность), кожи (дерматит), желудочно-кишечного тракта (понос). Витамин РР находится в мясе, крупах гречневой и ячневой, пшеничной муке и отрубях.

Витамин А (ретинол) оказывает благотворное влияние на рост организма, на устойчивость его по отношению к м. Он необходим для поддержания нормального зрения, состояния кожи и слизистых оболочек. Он содержится в рыбьем жире, субпродуктах, сливочном масле, яичном желтке, а в растительных продуктах содержится предшественник витамина А — каротин, который в организме превращается в активный витамин А. Каротин содержится в зеленых частях растений, а также в овощах и фруктах, имеющих оранжевую и красную окраску.

Витамин Е влияет на функцию эндокринных желез, замедляет разрушение в организме витамина А, С, каротина, способствует усвоению жиров, поддерживает нормальное состояние каппиляров. При недостатке витамина Е наблюдается вялость, мышечная слабость, развивается малокровие. Витамин Е содержится в зеленых частях растений, зернах кукурузы, бобовых, зелени, моркови, капусте, орехах, облепихе, яйцах, печени, растительном и сливочном маслах, за шах злаковых.

Витамин D регулирует обмен кальция и фосфора, стимулирует рост костной ткани. При дефиците витамина Д у детей раннего возраста возникает рахит (нарушения образования костной ткани, деформация костей). Малыши становятся раздражительными, у них нарушается сон, снижается сопротивляемость к м, задерживается прорезывание зубов. При избыточном поступлении витамина Д у ребенка развивается гипервитаминоз, снижается аппетит, нарушается сон, отмечаются симптомы интоксикации, теряет в весе. Витамин Д содержится в печени трески, рыбьем жире, икре рыб, сливочном масле, сметане, яичном желтке. Этот витамин синтезируется под воздействием солнечных лучей, поэтому самый эффективный способ профилактики рахита — это регулярные прогулки с ребенком на свежем воздухе.

Необходимо хорошо понимать, что только при правильном питании оказывают надлежащее действие. Недостаток витаминов в организме малыша зависет как от малого содержания их в рационе, так и от недостаточного поступления с пищей других веществ. Так при недостатке белка выводятся из организма. Витамины А, D, Е усваиваются организмом лишь при достаточном количестве жира в пище. Возрастает потребность в витамине В1 при избыточном содержании в пище углеводов, а В1 и В6 при недостатке ненасыщенных жирных кислот.

В пище детей обязательно должны содержаться минеральные вещества, которые входят в состав клеток и тканей организма, участвуют в разнообразных процессах обмена веществ, активизируют ряд ферментных систем и являются составными частями всех биологических сред. Основные минеральные вещества делят на макроэлементы (кальций, фосфор, магний, железо, калий и др.) и микроэлементы (медь, цинк, кобальт, йод, фтор и др.).

Кальций принимает активное участие в формировании скелета и зубов, участвует в процессах свертываемости крови, проницаемости клеточных оболочек, возбудимости нервной системы. Дефицит кальция в организме малыша приводит к рахиту. Содержится во многих продуктах растительного и животного происхождения, но усваивается неодинаково. Лучше всего усваивается из молока и молочных продуктов, где находится в соединении с белком.

Фосфор активно участвует во всех основных процессах обмена веществ и в формировании скелета. Наибольшее его количество содержится в яичном желтке, мясе, рыбе, сырах, бобовых и орехах, овсяной и гречневой крупах.

Магний участвует в обмене веществ, в формировании скелета, стимулирует функцию кишечника и повышает желчевыделение, участвует в передаче нервного возбуждения. При недостатке магния снижается иммунитет, ухудшается усвоение пищи, нарушается кожный покров. Содержится магний в злаковых: пшенице, ржи, гречке, просе, ячмене, овсе, зелени, в овощах, фруктах, очень богаты им сухофрукты.

Железо активно участвует во многих процессах обмена, является составной частью гемоглобина и переносит кислород к клеткам и тканям быстро растущего организма. При недостатке железа у детей развивается малокровие. Поэтому очень важно, чтобы малыш получал с пищей достаточное количество железа, так как его запасы в организме ребенка весьма ограничены. Железо содержится в мясе, рыбе, субпродуктах, яйцах, крупах, бобовых, яблоках, грушах, чернике, инжире, кизиле, шиповнике.

Калий необходим для деятельности мускулатуры сердца и кишечника малыша. Им богаты картофель, морковь, капуста, петрушка, шпинат, абрикосы, изюм, чернослив, бобовые.

Для правильной жизнедеятельности организма ребенка необходимы и микроэлементы, поступающие в организм с продуктами. Так йодом богаты продукты моря (креветки, мидии, морская капуста, некоторые виды морских рыб) и йодированная соль. Недостаток йода ведет к задержке умственного развития и роста. Цинком наиболее богаты злаки, дрожжи, бобовые, печень, морепродукты, отруби, многие фрукты и овощи. Цинк регулирует белковый и углеводный обмен, входит в состав эритроцитов, многих ферментов и гормонов, содержится в железах внутреннней секреции, принимает участие в процессах кроветворения. При недостатке цинка нарушаются процессы роста.

В начале 20 столетия о витаминах ещё ничего не знали. Впервые о них услышало человечество только в 1912 году, когда был открыт витамин В1. Витамины – важнейшая составляющая часть питания человека вместе с углеводами, белками и жирами. Если в пище витаминов не хватает, то падает активность ферментов, обмен веществ нарушается, т.е. организм начинает работать с перебоями.

Значение микроэлементов, а так же значение витаминов для растущего организма человека трудно переоценить. Витамины и микроэлементы, а точнее, их нужное количество и баланс просто необходимы для нормального роста и развития ребёнка.

Вопрос лишь в том, как обеспечить малыша этим необходимым количеством и балансом. Реально ли это? Как и чем питаются наши дети?

Рафинированными, кулинарно и технологически обработанными продуктами, содержание витаминов в которых невелико, зато вкусовых добавок и другой химии — хоть отбавляй! Сюда уже подмешиваются и геномодифицированные продукты, вред или пользу которых мы увидим только в следующем поколении (если доживём).

Так чем же кормить, если чадо не желает ничего есть, кроме чипсов, чупа-чупсов и шоколадных яиц – киндерсюрпризов? Этот вопрос каждый родитель должен решить сам, исходя из собственной меры ответственности за здоровье своего ребёнка. Здесь опубликован лишь перечень необходимых минералов и витаминов для роста детей, их содержание в продуктах питания и последствия дефицита.

Необходим для формирования зубов и костей, роста новых клеток, нормального функционирования и развития органов зрения. Содержится в продуктах: печень, морковь, шпинат, абрикосы, манго, яблоки, шиповник. Последствия дефицита: поражение кожных и слизистых (сухость и шелушение) покровов, снижение остроты зрения.

Оптимизируют познавательную активность функции мозга, регулируют деятельность нервной системы, оказывают положительное действие на рост, аппетит, уровень энергии. Содержится в продуктах: мясо, яйца, печень, рис, овсянка, орехи, зеленые листовые овощи, дрожжи. Последствия дефицита: анемия, замедление процессов роста.

Способствует построению костной ткани, регулирует фосфорно-кальциевый обмен. Содержится в продуктах: яйца, рыбий жир, рыба, вырабатывается в организме под воздействием солнечных лучей.Последствия дефицита: рахит.

Стимулирует выработку гормонов, нормализует углеводный обмен. Содержится в продуктах: яичный желток, растительные масла, шпинат, зерновые, помидоры. Последствия дефицита: нарушения в образовании гормонов и обмене веществ в мышечной ткани.

Как видим из вышеизложенного, чтобы удовлетворить потребность растущего организма в витаминах, питание должно быть очень разнообразным. Но это ещё не всё. Витамины у нас с детства ассоциируются с фруктами и овощами, и многие из нас полагают, что одного яблочка и пары листиков салата в день будет достаточно. Но дело в том, что, например, для того, чтобы обеспечить ребёнка суточной нормой витамина В1, нужно, чтобы он скушал полкилограмма чёрного хлеба.

А для восполнения необходимого количества витамина С надо выпивать не менее 2-х литров яблочного сока ежедневно! И так далее. Реально ли это? Получается, что одними продуктами нам нехватку витаминов не восполнить.Поэтому напрашивается вывод о целесообразности использования дополнительно к пище витаминно-минеральных комплексов, которые как раз и призваны устранить недостаток витаминов и минералов.

Влияет на формирование костей и зубов, образование белка, уменьшает воздействие различных аллергенов. Содержится в продуктах: цитрусовые, капуста (белокочанная и брюссельская), киви, шиповник, зеленые овощи. Последствия дефицита: снижение иммунитета, цинга, кровоточивость.

Витамин С (он же аскорбиновая кислота) жизненно необходим для многих биохимических окислительно-восстановительных процессов, поскольку витамин С способствует образованию в организме дезоксирибонуклеиновой кислоты. При недостатке в человеческом организме витамина С организм, улучив подходящий момент, сразу же сдастся в плен даже самой безобидной простуде. Именно поэтому в учреждениях образования проводится С-витаминизация.

В соответствии с приказом министра здарвоохранения. «О дальнейшем улучшении проводимой в России обязательной С-витаминизации питания в лечебно-профилактических и других учреждениях» и «Инструкцией по проведению С-витаминизации питания» № 978-72, утвержденной Главным санитарным врачом, обязательная С-витаминизация питания проводится круглогодично в больницах, санаториях, домах инвалидов, родильных домах, диетических столовых, детских учреждениях и других объектах с круглосуточным пребыванием людей.

С-витаминизация проводится на пищеблоке диетической сестрой путем внесения определенной дозы аскорбиновой кислоты в первые или третьи блюда непосредственно перед раздачей, но не ранее, чем за 1 ч до нее. В связи с тем, что подогревать витаминизированные блюда не рекомендуется, предпочтительнее витаминизировать третьи блюда. Дозы аскорбиновой кислоты установлены следующие: для взрослых — 80 мг, для беременных женщин — 100 мг, для кормящих матерей — 120 мг, для детей — от 40 до 70 мг. Аскорбиновая кислота должна храниться в темном месте.

Витаминизация выполняется по следующей схеме:

отвешивание порошка аскорбиновой кислоты по числу порций;
растворение аскорбиновой кислоты в небольшом количестве жидкой части блюда;
внесение в массу блюда и перемешивание.
Ежедневно в школах производится витаминизация третьих блюд обеда обычным витамином c. Предпочтительнее всего витаминизировать именно третьи блюда, в том числе и чай. Витаминизация всегда проводится прямо на пищеблоке. Она осуществляется медицинскими работниками, причем непосредственно перед раздачей, поскольку, подогрев витаминизированных блюд по нормам не допускается.

Данные по С-витаминизации записываются в специальный журнал, где указывается дата и час витаминизации, наименование витаминизированного блюда, количество витаминизированных порций, доза витамина на порцию, общая масса взятой аскорбиновой кислоты.

Витамины – биологически активные вещества, играющие важную роль в жизнедеятельности организма. Они являются регуляторами обменных процессов, повышают сопротивляемость организма и тесно связаны с процессами роста и развития, а также участвуют в процессах кроветворения и окислительных реакциях.

Интенсивный обмен веществ, быстрый рост и развитие ребёнка возможны только при достаточном поступлении в организм витаминов. Витамины делят на две группы: растворимые в воде (группы B: B1, B2, B6, B12, аскорбиновую кислота – витамин C, фолиевая и пантотеновая кислота) и жирорастворимые (витамины A, Д, Е).

Витамин А (ретинол) принимает участие в синтезе белка, обмене жиров, повышает устойчивость организма к инфекциям, тесно связан с ростом ребёнка, участвует в образовании зрительного пигмента, оказывает влияние на состояние кожных покровов. Недостаток этого витамина в организме тормозит рост, нарастание массы тела, снижает сопротивляемость инфекциям. При его нехватке появляются сухость и шелушение кожи, ломкость ногтей, тусклость волос, сухость роговицы. Содержится витамин А, в основном, в продуктах животного происхождения: печени, яичном желтке, сливочном масле, сливках, сметане, молоке, рыбьем жире.

Витамин B1 играет важную роль в белковом, жировом и углеводном обмене. При его недостатке возникают изменения нервной системы, желудочно-кишечного тракта, снижается аппетит, происходит срыгивание, запоры, повышается восприимчивость к заболеваниям. Содержится B1 в ржаном хлебе, дрожжах, отрубях, бобовых.

Витамин B2 входит в состав ряда ферментов, участвует в обмене веществ, благоприятно влияет на функцию печени и желудочно-кишечного тракта, стимулирует кроветворение, обеспечивает нормальное состояние кожи и слизистых. Содержится витамин B2 в злаках, дрожжах, яйцах, печени, почках, сыре, твороге, стручках бобовых растений.

Витамин B6 входит в состав многочисленных ферментов, связанных с обменом аминокислот. При его недостатке у детей возникают повышенная возбудимость, раздражительность, может развиться судорожный синдром, страдает функция кроветворения. Витамин B6 содержится в зародышах злаков, в мясе, печени, рыбе, яичном желтке, овощах, бобовых, фруктах и дрожжах.

Витамин РР (или витамин B3) играет важную роль в процессах клеточного обмена, регулирует сосудистый тонус, оказывает влияние на кроветворение. При его недостатке возникают нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта, воспалительные изменения на коже, нарушается нервная система, ребенок становится раздражительным, беспокойным, его мучает бессонница, полиневриты. Витамин РР содержится в мясе, рыбе, субпродуктах, дрожжах, грибах, хлебе, картофеле, гречневой крупе.

Витамин B12 необходим для нормального кроветворения, оказывает значительное влияние на белковый обмен, играет роль в углеводном обмене. При его недостатке развивается анемия, появляются нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта. Содержится витамин B12 в яичном желтке, молоке, сыре. В небольших количествах может образовываться микрофлорой кишечника.

Витамин С (аскорбиновая кислота) участвует в окислительно-восстановительных процессах, в обмене веществ, играет роль в синтезе гормонов, способствует росту тканей и клеток. При его недостатке возникает вялость, недомогание, сонливость, снижается иммунитет. При значительном дефиците появляются кровоизлияния в кожу и слизистую, повышается ломкость сосудов и склонность к кровоточивости. Основным источником витамина С является зелень, свежие овощи, картофель, фрукты и ягоды.

Читайте также:  Аевит витамины применение для детей

Витамин Д регулирует обмен кальция и фосфора, стимулирует рост костной ткани. При его недостатке возникают симптомы рахита, деформация костей, отмечается вялость, снижается мышечный тонус, возникает потливость, плаксивость, раздражительность, происходит запоздалое прорезывание зубов. Витамин Д содержится в продуктах животного происхождения: сыре, сливочном масле, яичном желтке, печени, особенно трески, некоторых сортах рыб (палтус, лосось, тунец). Для предупреждения развития Д-гиповитаминоза детям раннего возраста назначают витамин Д в виде аптечных препаратов.

Витамин Е оказывает антиокислительное действие, улучшает использование кислорода тканями. Он играет важную роль в деятельности центральной нервной системы, повышает устойчивость эритроцитов к распаду. Содержится в зеленых частях растений, салате, шпинате, капусте, зеленом горошке, в пшенице, овсе, мясе, печени, яйцах, растительном масле.

Следует учитывать, что потребности в витаминах у детей выше, чем у взрослых. К ранним клиническим признакам недостаточности витаминов относятся изменения поведения ребенка: повышенная утомляемость, возбудимость, плаксивость, нервозность могут наблюдаться легкие дистрофические изменения кожи, слизистых оболочек. Своевременное выявление таких состояний позволяет вовремя внести коррекцию в питание или назначить ребенку лекарственные препараты. Но все это должно быть строго под контролем врача.

В итамины являются регуляторами обменных процессов в организме, способствуют повышению его сопротивляемости, влияют на процессы роста и развития, являются кофакторами многих ферментных систем, участвуют в процессах кроветворения и окислительных реакциях организма.

Витамины представляют собой группу разнородных органических веществ, которые совсем не синтезируются или синтезируются в незначительных количествах в организме. Поэтому витамины должны поступать с пищей и в полном объеме, ведь роль витаминов в развитии ребенка трудно переоценить.

Витамины делят на две большие группы: 1-я – растворимые в воде (водорастворимые) и 2-я – растворимые в жирах (жирорастворимые). К водорастворимым витаминам относятся: аскорбиновая кислота (витамин C), витамины группы B (B1, B2, PP, B6, B12), фолиевая кислота. К жирорастворимым витаминам относятся витамины A, D, E, K.

Аскорбиновая кислота принимает участие в углеводном, белковом и минеральном обменах, играет большую роль в окислительно-восстановительных процессах организма, способствует росту тканей и клеток, повышает устойчивость организма к вредным воздействиям внешней среды, и особенно к инфекционным агентам, повышая естественный и приобретенный иммунитет.

При недостатке аскорбиновой кислоты поражаются стенки сосудов, появляются кровоточивость десен, кровоизлияния на коже и слизистых, расшатываются зубы, возникает мышечная слабость, снижается иммунологическая реактивность.

Основными источниками витамина C являются свежие овощи, картофель, фрукты, ягоды, зелень. Особенно большие его количества содержатся в шиповнике, лимонах, мандаринах, черной смородине.

Витамин B1 влияет на функциональное состояние центральной нервной системы, участвует в важных реакциях углеводного обмена.

При недостаточном его поступлении возникают изменения со стороны мышечной и нервной систем, появляются утомляемость, мышечная слабость, снижение аппетита, нарушается сон.

Витамин B1 содержится в основном в ржаном и пшеничном хлебе, дрожжах, злаковых культурах, бобовых, печени, почках, яичном желтке.

Витамин B2 играет большую роль в белковом и углеводном обмене, способствует лучшему усвоению пищи, участвует во многих ферментных системах в качестве кофермента, имеет важное значение для роста и развития организма , нормального функционирования нервной системы, регулирует функции желудочно-кишечного тракта.

При недостатке витамина B2 отмечаются отставание роста и массы тела, слабость, быстрая утомляемость, снижение сопротивляемости организма, появляются изменения на слизистой глаз и полости рта, кожные заболевания, нарушаются процессы регенерации, могут возникнуть изменения со стороны нервной системы.

Рибофлавин в основном содержится в продуктах животного происхождения : печени, мясе, яйцах, молоке и молочных продуктах, дрожжах.

Витамин B3 участвует в жировом, белковом и углеводном обмене, тесно связана с функцией ряда эндокринных желез, в частности надпочечников. При недостаточном поступлении пантотеновой кислоты наблюдаются слабость, утомляемость, нервно-психические нарушения, пониженная сопротивляемость к инфекциям дыхательных путей.

Пантотеновая кислота содержится во многих растительных продуктах – зерновых, бобовых, картофеле, дрожжах, а также в продуктах животного происхождения – мясе, яйцах, рыбе.

Витамин PP (ниацин) входит в состав очень многих важных коферментов тканевого дыхания, усиливает окислительные реакции организма, играет важную роль в процессах клеточного обмена, регулирует сосудистый тонус, оказывает влияние на кроветворение.

При недостатке ниацина возникают нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта , кожи, нервной системы. Могут возникнуть воспалительные изменения на слизистой полости рта и языка. Ниацин в основном содержится в мясе, молоке, почках, печени, дрожжах, хлебе, картофеле и гречневой крупе.

Витамин B6 наряду с другими витаминами группы B принимает участие в белковом обмене, является активной группой многих ферментов аминокислотного обмена и необходим организму для превращения триптофана в никотиновую кислоту.

Принимает участие в синтезе серотонина, в обмене жиров и образовании эссенциальных жирных кислот, оказывает влияние на нервную деятельность организма и кроветворение.

При недостаточном поступлении витамина B6 у детей возникает повышенная возбудимость, раздражительность, может развиться судорожный синдром; у части детей недостаточность витамина B6 проявляется вялостью, апатией, снижением аппетита.

Нередко появляются изменения на коже в виде сухой себорейной экземы. Страдает и функция кроветворения, нередко снижается в крови количество лейкоцитов. Витамин B6 содержится в печени, мясе, рыбе, яичном желтке, дрожжах, овощах, фруктах.

Витамин B12 играет большую роль в кроветворении, влияет на белковый обмен. Недостаточность витамина B12 проявляется малокровием, нарушением секреторной функции желудка, поражениями нервной системы.

Витамин B9 участвует в функции кроветворения, способствует синтезу красных кровяных телец. При недостаточном поступлении фолиевой кислоты у детей возникают нарушения процессов кроветворения , снижается количество эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов, а также появляются симптомы поражения желудочно-кишечного тракта (язвочки на слизистой рта, поносы).

Фолиевая кислота содержится в печени, яичном желтке, цветной капусте, картофеле, помидорах, моркови, бобах, петрушке, укропе, дрожжах.

Ретинол – принимает участие в обмене фосфора и образовании холестерина, оказывает прямое влияние на метаболизм эпителиальной ткани, стимулирует рост клеток и тканей, повышает устойчивость организма к инфекциям.

Витамин A необходим для нормального образования мукополисахаридов, зрительного пигмента. При недостаточном поступлении витамина A понижается сопротивляемость организма, замедляется рост, отмечается сухость кожи и слизистых, снижается зрение, развивается “куриная слепота”, ксерофтальмия, помутнение роговицы. При A- витаминной недостаточности происходит частое инфицирование дыхательных путей , что способствует возникновению пневмонии.

Витамин A содержится во многих продуктах животного происхождения (печени, желтке, сливочном масле, сыре, рыбе), а также в продуктах растительного происхождения (моркови, перце, помидорах, абрикосах, рябине, облепихе) в виде провитамина – каротина, который в организме переходит в витамин A.

Кальциферол влияет на обмен кальция и фосфора, стимулирует рост костной ткани. Витамин D снижает выделение кальция и фосфора с калом, содействуя кальцификации и росту костной ткани, повышает содержание фосфора в сыворотке крови и усиливает реабсорбцию фосфатов из клубочкового фильтрата почки.

При недостаточном поступлении витамина D развиваются симптомы рахита, при избыточном – явления гипервитаминоза: снижается аппетит, появляется беспокойство, нарушается сон, ребенок теряет в весе, развиваются явления интоксикации, страдает сердечно-сосудистая система и почки.

Витамин D содержится в основном в продуктах животного происхождения (сыр, сливочное масло, яичный желток, печень, рыба).

Токоферол (витамин E) оказывает выраженное антиокислительное действие. Он предохраняет от окисления липиды, ненасыщенные жирные кислоты. Под влиянием витамина E происходит улучшение процессов всасывания и усвоения витамина A, отложение его в печени. Витамин E усиливает лактацию у кормящих матерей .

При недостатке витамина E наблюдается мышечная слабость, малокровие, вялость, поражение нервной системы. Витамин E содержится в салате, шпинате, капусте, печени, яйцах, молоке, растительном масле.

Витамин K регулирует свертываемость крови. Он вырабатывается микрофлорой кишечника, и этого количества обычно бывает достаточно, чтобы покрыть потребность детского организма в нем.

При недостаточности витамина K отмечается повышенная кровоточивость, может развиться при применении больших доз антибиотиков и сульфаниламидных препаратов, особенно у детей первых месяцев жизни, а также при заболеваниях желудочно-кишечного тракта и печени.

В человеческом организме происходит постоянный процесс образования новых клеток и тканей и смена старых, отживших.

Материал, необходимый для построения новых клеток, организм получает с пищей. Процесс усвоения пищевых веществ, созидание новых клеток и тканей организма называют ассимиляцией, а процесс их разрушения, распад — диссимиляцией. Совокупность процессов ассимиляции и диссимиляции составляет обмен веществ. У здорового взрослого человека эти процессы находятся в состоянии равновесия.

У детей преобладают ассимиляционные процессы, так как основной особенностью детского организма является его рост, развитие.

Витамины способствуют процессам роста, а также правильному протеканию важнейших видов обмена веществ. У молодых животных, находящихся на диете, лишенной витаминов А, группы В, С и др., прекращается рост, они теряют в весе. Когда же к их пищевому рациону прибавляют указанные витамины, то животные постепенно прибавляют в весе и достигают нормального роста.

Витамины входят в состав ферментов. Ферменты — вещества, способные во много раз ускорить химические процессы в клетках и тканях организма. Они участвуют в обмене белков, жиров и углеводов.

Наиболее наглядным действием ферментов является участие в процессе переваривания пищи, который начинается в полости рта, продолжается в желудке, тонком кишечнике и заканчивается в толстом кишечнике. Происходит он при воздействии пищеварительных ферментов, содержащихся в слюне, желудочном, кишечном соке и в желчи.

Для правильной жизнедеятельности организма необходимо постоянное снабжение кислородом его тканей и клеток, в которых происходят так называемые окислительно-восстановительные процессы. Большое участие в этих процессах принимает ряд витаминов (С, В1, В2 и др.).

Все виды обмена веществ регулируются центральной нервной системой непосредственно и через железы внутренней секреции. Эти железы образуют и выделяют в кровь вещества — гормоны, участвующие в различных видах обмена. Например, гормон поджелудочной железы — инсулин регулирует углеводный обмен, гормон паращитовидных желез — солевой обмен и др.

Установлено также тесное взаимодействие между витаминами и гормонами.

Витамины играют большую роль в повышении сопротивляемости организма различным заболеваниям. Отмечено, что вспышки таких заболеваний, как грипп, корь, скарлатина, наблюдаются главным образом в весеннее время, т. е. в период, когда значительно меньше свежих овощей и фруктов, содержащих витамины, и в первую очередь витамин С.

В процессе жизнедеятельности организма избыток витаминов выводится с мочой, потом и другими продуктами выделения.

Как отражается недостаток и избыточное введение витаминов на здоровье ребенка.

Общее количество витаминов, необходимых для ребенка, по сравнению с количеством белков, жиров и углеводов крайне небольшое — около 0,10грамма. Однако потребность в них велика, особенно у детей. При недостаточном количестве витаминов возникает ряд серьезных нарушений в организме ребенка.

Длительное отсутствие в пище того или иного витамина вызывает авитаминоз — заболевание, протекающее с глубоким нарушением обмена веществ. Если витамины поступают в организм в недостаточном количестве, то возникает гиповитаминоз — частичное витаминное голодание. Оно может быть чаще всего вызвано недостаточным содержанием витаминов в пище, плохим их усвоением, повышенной потребностью в них во время болезни. Установлено, что при заболеваниях пищеварительного тракта (при поносах, хронических поражениях кишечника, болезнях печени) происходит разрушение витаминов и нарушается их всасывание в кишечнике. При недостаточной кислотности желудочного сока поступающие с пищей , и некоторые другие виды витаминов разрушаются уже в желудке.

Гиповитаминоз у детей может возникнуть и при различных инфекционных заболеваниях (корь, и др.), при заболеваниях дыхательных путей, когда повышается потребность организма в витаминах, усиливается расходование имеющихся запасов витаминов. Растущий детский организм особенно чувствителен к недостатку витаминов, и чем меньше ребенок, тем тяжелее он это переносит; поэтому гиповитаминозы у детей развиваются чаще, чем у взрослых. При недостатке или отсутствии в пище витаминов у ребенка возникает ряд болезней, связанных с витаминной недостаточностью: рахит, детская цинга, пеллагра и др. Легко развиваются явления витаминной недостаточности у недоношенных детей, так как запасы витаминов у них в организме меньше, чем у доношенных, а также у искусственно вскармливаемых детей; при этом чаще всего наблюдаются гиповитаминозы А, В, С и D.

У детей, первых месяцев жизни гиповитаминозы возникают очень быстро. У детей, более старшего возраста этот процесс вначале протекает скрыто, без выраженных явлений.

Только внимательное наблюдение за ребенком позволяет обнаружить признаки гиповитаминоза. Они проявляются в виде общей слабости, вялости, сонливости, плохого аппетита, быстрой утомляемости, раздражительности или, наоборот, подавленности, снижении устойчивости к инфекционным заболеваниям. Особенности проявления различных гиповитаминозов рассмотрены в разделах, касающихся значения каждого из витаминов.

Гиповитаминоз может развиться и при однообразном питании, например, если ребенок длительное время находится на грудном вскармливании и не получает в соответствующий срок прикорм или если он длительно получает только молоко, каши и т.п. Слёдует также учесть, что витамины нестойки и многие из них легко разрушаются при доступе воздуха, кипячении. Неправильное хранение, неправильная кулинарная обработка продуктов питания могут привести к значительному разрушению витаминов.

Гиповитаминоз может возникнуть и в связи с неблагоприятным влиянием климато-географических факторов. Например, в условиях высокой температуры воздуха на юге происходит повышенное выделение из организма витаминов В1 и С. В условиях севера расход витаминов повышается и увеличивается потребность организма в витаминах А, С, D и группы В.

Отмечается тесная взаимосвязь между действиями различных витаминов: недостаточность одного из них влечет за собой недостаточности других. Поэтому у детей чаще наблюдается полигиповитаминоз — дефицит нескольких витаминов. Так, например, при рахите ведущую роль играет недостаток в организме витамина D, но наряду с этим имеется и дефицит витаминов А, С, группы В. Количество вводимых с пищей витаминов должно соответствовать физиологической потребности ребенка, избыточное же потребление витаминов вредно и может вызвать тяжелое состояние — гипервитаминоз (от греческого слова «гипер» — сверх). Так, при длительном и избыточном потреблении витамина Е) возникают тяжелые расстройства: потеря аппетита, тошнота, рвота, снижение веса, плохой сон и др. В экспериментальных исследованиях у животных, получавших большие дозы , обнаружены обызвествления больших сосудов печени, почек и др.

Явления гипервитаминоза у животных установлены также при избыточном потреблении витамина А. Избыток витамина А (в эксперименте на животных) вызывает токсические явления: кровоизлияния в слизистые оболочки и другие ткани, нарушение роста, ломкость костей.

источник