Меню Рубрики

Значение витаминов и минеральных веществ в питании детей

Значение минеральных веществ в детском питании заключается главным образом в том, что они занимают большой удельный вес в пластических процессах и служат материалам, необходимым для построения тканей растущего организма.

Минеральные вещества необходимы для нормального формирования скелета, мышечной и других тканей, определяющих рост тела, для нормального развития и функции желез внутренней секреции, продукции гормонов, для построения клеток нервной ткани, в том числе клеток головного мозга. Основное значение среди минеральных компонентов в детском питании имеет кальций и фосфор,

используемые для пластических целей, главным образом для построения костной ткани. Суточная потребность детей в основных минеральных веществах приведена в таблице.

Таким образом, дети нуждаются в повышенных количествах кальция, и для удовлетворения этой потребности требуется систематическое включение в состав детского пищевого рациона продуктов, являющихся источником легкоусвояемого кальция. Такими продуктами являются молоко и молочные продукты, которые не только поставляют значительное количество кальция, но и улучшают общее соотношение в рационе кальция с другими веществами, способствуя лучшему усвоению кальция и других продуктов. Другими источниками кальция могут служить яичный порошок, орехи, бобы, овощи.

Источниками фосфора в детском питании являются яичный желток сыр, мясо, овсяная крупа, бобы, орехи, фрукты и другие продукты, содержащие фосфорпротеиды и фосфатиды.

В детском питании серьезной проблемой является обеспечение достаточного уровня минеральных веществ, участвующих в кровообразовании. К ним относятся железо, медь, марганец, кобальт и никель. Основной продукт детского питания – молоко — содержит мало железа и меди, количество которых недостаточно для удовлетворения потребностей организма.

Реальными источниками железа в раннем младенческом возрасте служат яичный желток, творог, каши из измельченной овсяной крупы, фруктовые соки и несколько позднее мясо, овощи, картофель, хлеб.

Поступление железа в условиях недостаточности меди не обеспечивает в полной мере гемопоэза. Медь необходима для превращения поступающего с пищей железа в органически связанную форму. Потребность детей в меди повышена. Она составляет для детей грудного возраста 0,1 мг на 1 кг веса тела, для детей 3-6 лет 0,6-0,85 мг на 1кг веса тела.

Источником меди могут служить многие продукты. Однако количество меди в большинстве продуктов незначительно. Важное значение в кроветворении имеет марганец и кобальт. Последний в присутствии меди и железа способствует образованию ретикулоцитов и превращению их в зрелые эритроциты.

Марганец участвует в процессах оссификации и процессах кроветворения. Потребность в марганце повышена и составляет у детей дошкольного возраста 0,2-0,3 мг на 1 кг веса тела.

Детские пищевые рационы должны включать и другие микроэлементы — йод, фтор, цинк и, необходимые для нормального развития и жизнедеятельности растущего организма. Дети нуждаются в повышенных количествах цинка, необходимого для нормального развития и функции гипофиза и поджелудочной железы.

Имеются данные о влиянии цинка на рост (при недостаточности цинка отмечается задержка роста молодых животных). Молоко содержит мало цинка, около 3 мг в 1 л.

Высоким содержанием цинка отличается:

  • куриное мясо — 87 мг/кг
  • говядина — 45 мг/кг
  • бобовые (горох) — 44,5 мг/кг
  • орехи — 10,0 мг/кг
  • свекла — 9,3 мг/кг

Потребность в цинке в период роста составляет, по-видимому, 10-15 мг в сутки.

В обеспечении нормального роста и развития детей большое значение имеет поступление йода, связанного с функцией щитовидной железы.

В районах эндемического зоба особое значение приобретает тщательность проведения и наиболее полный охват детей профилактическим йодированием. Последнее может производиться путем применения йодированной соли или более точным методом, путем использования специальных таблеток с содержанием в них 0,5 мг йодистого калия.

Дети до 8 лет должны получать 1 таблетку в неделю, дети старшего возраста — 2 таблетки в неделю.

Профилактическое йодирование школьников осуществляется в школах под наблюдением учителей. Школы обеспечиваются таблетками и инструкциями органов здравоохранения о порядке проводимого йодирования. В дошкольных детских учреждениях также проводится йодирование детей, которые должны получать по половине таблетки раз в неделю.

Процессы роста, связанные с интенсивным увеличением массы тела, сопровождаются использованием значительного количества натрия.

Прирост веса ребенка на 1 кг сопровождается ретенцией 3 г натрия. Суточная потребность в натрии у детей составляет около 25 мг на 1 кг веса тела. С молоком матери грудной ребенок получает около 30 мг натрия на 1 кг веса, что полностью обеспечивает потребности интенсивного роста младенца. В коровьем молоке натрия содержится больше, чем в женском.

В старшем детском возрасте поступление натрия происходит за счет поваренной соли, средняя суточная норма которой для детей школьного возраста составляет 8-10 г, считая и хлористый натрий пищевых продуктов. Источником натрия в детском питании могут служить продукты животного происхождения, главным образом молоко, мясо и рыба. Растительные продукты как источник натрия не имеют значения.

Для нормального развития растущего организма необходимо поступление достаточных количеств магния. Экспериментальные исследования на животных показали, что при недостатке в корме магния происходит задержка и остановка роста. В процессе роста отмечается интенсивное отложение магния.

Дети грудного возраста откладывают 25 мг магния на каждый килограмм прироста веса. Содержание магния в женском молоке обеспечивает потребность грудного ребенка в магнии. Коровье молоко содержит магния в 4 раза больше, чем женское. Дети дошкольного и школьного возраста должны получать 11-19 мг магния на 1 кг веса тела, Удовлетворение потребности в магнии производится главным образом за счет крупяных и мучных изделий.

источник

Значение витаминов и минеральных веществ в рационе питания школьника. Профилактика витаминной недостаточности

Витамины и минеральные вещества (микро/макроэлементы) — обязательные компоненты питания растущего, постоянно изменяющегося, организма школьника. Их основные функции — регулирование физиологических и метаболических процессов, построение структурных компонентов организма, укрепление иммунитета.

Витамины относятся к незаменимым пищевым веществам, без которых организм существовать не может. Организм человека не синтезирует витамины и минеральные вещества и должен получать их с пищей, поэтому питание школьников должно быть достаточным, разнообразным и содержать все пищевые вещества в необходимом количестве и в легкоусвояемой форме.

В период школьного времени на детей оказывается постоянная умственная нагрузка. Это время активного роста и процесс созревания физиологических и психологических сторон гармоничной личности и индивидуума. Поэтому, несмотря, на то, что общие принципы здорового питания школьника остаются такими же, как и для взрослого, все же есть существенные различия. Потребность детей в витаминах по сравнению с суточными нормами для взрослых при расчете на 1 кг массы значительно выше.

Количество витаминов и микроэлементов, необходимое для употребления школьниками, определены суточными нормами. Если витамины поступают в организм в количествах, ниже суточной нормы, то развивается такие состояния, как гиповитаминоз или авитаминоз. Недостаточно «витаминизированная» пища может привести к отставанию в физическом и умственном развитии школьника. Дополнительный вклад в дефицит витаминов детских рационов вносит употребление большого количества рафинированной, калорийной пищи: белого хлеба, кондитерских изделий, некоторых жиров и т.д.

В подавляющем большинстве случаев возникновение авитаминозов и гиповитаминозов происходит в зимнее и весеннее время, характеризующимся недостаточным потреблением свежих овощей, фруктов, зелени, богатых витаминами С, Е, группы В, фолиевой кислотой, бетта-каротином, витамином Р и др.

Снижению содержания витаминов в продуктах способствуют хранение, транспортировка и процесс приготовления пищи. Витаминная недостаточность может быть обусловлена также нарушением усвоения витаминов организмом из-за различных заболеваний желудочно-кишечного тракта, обменных нарушений. Повышенная потребность в витаминах при целом ряде состояний, когда организму требуется больше витаминов, чем обычно. К таким состояниям относятся и период интенсивного роста и развития у ребенка, и интенсивная нервно-психическая нагрузка (например, подготовка к экзаменам).

Минеральные вещества необходимы для роста и развития скелета. Они входят в состав клеток нервной ткани, многих ферментов, секретов, гормонов, участвуют в процессах обмена, поддерживают неизменным состав крови, придают крепость костям.

Приведем примеры симптомов авитаминозов вследствие нехватки некоторых витаминов и минеральных веществ:

• Рахит у детей, быстрая утрата стройной фигуры во взрослом состоянии, боли в костях – вот следствие неправильного питания, дефицита кальция в сочетании с витамином Д.

• Остеопороз — заболевание, возникающее при дефиците кальция и витамина Д. Заболевание приводит к размягчению костей, болям в суставах, судорогам. Для профилактики недостаточности кальция в рацион школьников необходимо включать: молоко и молочные продукты, рыбу — это здоровье костной системы, а морская рыба — это еще источник йода.

• С дефицитом витамина А значительно снижается острота зрения в сумерках, появляется сухость и высыпание на коже.

• Недостаток витамина С приводит к снижению иммунитета, вялости, болям в мышцах.

• Пеллагра связана с острой нехваткой в организме витамина РР — никотиновой кислоты. Ведущим симптомом этого заболевания является дерматит, осложненный трофическими язвами.

• Дефицит витамина К проявляется геморрагическим симптомом.

• Дефицит йода у младших школьников сопровождается нарушением возрастного развития, ростом заболеваемости, снижением успеваемости, ведет к психологическим срывам. В подростковом возрасте гормоны щитовидной железы играют чрезвычайно важную роль, так как обеспечивают созревание всех органов и систем. Поэтому потребность подростка в йоде существенно возрастает.

Витамины довольно неустойчивые соединения, велики их потери при приготовлении пищи. Витамины надо всячески щадить при приготовлении пищи, хранении продуктов, транспортировке.

Говоря о витаминной ценности детского питания путем увеличения потребления овощей и фруктов, нельзя забывать, что в них содержится далеко не все витамины. Овощи и фрукты богаты главным образом витамином С, каротином, фолиевой кислотой и биофлавоноидами (витамин Р). Всеми другими витаминами овощи фрукты бедны, и мы получаем их из продуктов животного происхождения.

Профилактика витаминной недостаточности базируется на следующих принципах:

• Рацион питания школьника должен быть разнообразным, сбалансированным, с обязательным включением большого количества овощей, фруктов, зелени.

• Рациональная кулинарная обработка продуктов, правильная транспортировка и условия хранения продуктов;

• Дополнительное снабжение детей и подростков витаминами.

Указанные профилактические мероприятия существенно улучшат витаминное обеспечение и здоровье школьника.

Рациональное питание детей и подростков определяет их полноценное развитие и здоровье в будущем.

Заботиться о правильном питании собственного ребенка—обязанность родителей.

(c) Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Курской области», 2006-2019 г.

Адрес: 305000, г. Курск, ул. Почтовая, д. 3

источник

Минеральные вещества – обязательный компонент пищи. Они являются составной частью многих сложных органиче­ских соединений. Так, железо входит в состав гемоглобина, придавая ему свойства переносчика кислорода, фосфор – в .состав фосфатидов и богатых энергией соединений – АТФ, кобальт – в состав витамина Вп, йод – в состав гор­монов щитовидной железы, цинк – поджелудочной и поло­вых желез, хлор и натрий – в состав пищеварительных соков и т. д.

Растущий детский организм испытывает повышенную потребность в минеральных веществах, особенно в кальции, фосфоре, магнии, железе.

Таблица . Рекомендуемые величины потребления минеральных веществ (мг в день).

* С учетом того, что усваивается только 10 % введенного железа.

** В возрасте до 29 дней и от 1 до 3 месяцев величина потребления ми­неральных веществ дана с учетом естественного вскармливания*

Функции минеральных веществ в организме многообразны. Это участие в построении костей скелета, зубной ткани, поддержании в организме кислотно-щелочного и ионного равновесия, создание, внутренней среды, необходимой для нормального обмена веществ.

Кислотно-щелочное равновесие в организме предусматри­вает соблюдение правильного соотношения минеральных кислотных и щелочных соединений. Источниками щелочных минеральных веществ являются молоко и молочные продукту (кроме сыров), картофель, овощи (особенно бобовые)^ фрукты и ягоды. Мясные и рыбные продукты, яйца, хлеб, крупы- источники кислотных минеральных веществ.

Пищевые рационы, в которых преобладают кислотные вещества, могут привести к избытку кислот (ацидозу) и по­нижению устойчивости организма к различным неблагопри­ятным факторам внешней среды, к инфекциям. Недостаточ­ное поступление минеральных веществ или повышенные потери их вследствие болезней приводят к быстрой гибели организма. Без них невозможно нормальное течение физио­логических процессов.

Рассмотрим значение основных минеральных веществ в жизнедеятельности детского организма.

Кальций главная составная часть костной ткани, кото­рая содержит 99 % этого минерального вещества в организ­ме. Он является также постоянной составной частью крови, входит в состав клеточных структур, играет важную роль в свертывании крови, поддержании нормального состояния и возбудимости нервной системы и мышечной ткани.

Усвоение кальция зависит от многих факторов, в том числе от соотношения его с другими минеральными вещест­вами, например с фосфором, калием л магнием. Магний, уменьшая количество желчных кислот и мешая соединению с ними кальция, ухудшает этим его всасывание. Избыток калия отрицательно влияет на образование комплексных соединений кальция с желчными кислотами. Не способствует усвоению кальция как недостаток, так и избыток жира. Отрицательное влияние на его усвоение оказывает щавелевая кислота (щавель, ревень, шпинат и др.) и инозитфосфорная (злаковые, крупы, хлеб) кислоты, образующие с ним не­усвояемые и нерастворимые соединения.

Наилучшим образом потребность ребенка в кальции удовлетворяется при достаточном потреблении молока и кисломолочных продуктов, которые характеризуются не только высоким содержанием его, но и оптимальным соотно­шением с фосфором и магнием. В 100 г кефира и молока содержится 120-122 мг кальция, в 100т творога’- 150 мг, а в 100 г сыра – 1000 мг. Источником усвояемого кальций являются также овощи и фрукты.

Недостаток кальция в пище, особенно при дефиците белка и витамина D, может привести к рахиту, снижению иммун­ной защиты организма. Резкое понижение кальция в орга­низме приводит к судорогам.

Фосфор играет важную роль в обменных процессах. Многие соединения фосфора с белком, жирными и другими кислотами образуют комплексные соединения высокой биоло­гической активности.

Фосфор входит в состав костной ткани и зубов. Его много в мышечной и нервной тканях. Лучше всего используется и оказывает наиболее благоприятное влияние на нервную си­стему фосфор продуктов животного происхождения (печень, мозги, яичные желтки, сыр, говядина, икра некоторых рыб).

В детском питании важный источник фосфора – молоко. Большое количество его содержат бобовые и злаковые. Од­нако в них он находится в виде фитина, который плохо усваивается организмом. Потребность организма в фосфоре увеличивается при недостаточном поступлении белков и уси­ленной физической нагрузке.

Магний нормализует возбудимость нервной системы. Он обладает противосудорожными и сосудорасширяющими свой­ствами, а также свойствами стимулировать перистальтику кишечника, повышать желчевыделение, играет большую роль в процессах роста. Основные источники магния – зерновые продукты (хлеб, крупы, горох, фасоль) и молоко. В хлебе из высших сортов муки магния мало, поэтому в рационе ребенка должен быть не только пшеничный, но и ржаной хлеб. Самое высокое содержание магния среди пищевых про­дуктов (мг на 100 г съедобной части): в арбузах – 220, пшеничных отрубях-438. Удовлетворение потребности организма в магнии зависит не только от его количества, поступившего с пищей, но и ‘от соотношения его с кальцием и фосфором.

Калий принимает участие в регуляций водного обмена, способствует выведению жидкости из организма, образо­ванию буферных систем, обеспечивающих кислотно-щелоч­ное равновесие. Недостаток калия в пище ведет к серьезным нарушениям в организме: общей слабости, повышенной возбудимости мышц, угнетению работы кишечника, наруше­нию сердечной деятельности.

Источником калия являются в большей степени пищевые продукты растительного происхождения. Некоторые из них могут рассматриваться как «калиевые» концентраты. Содер­жание в них калия (в мг на 100 г съедобной части) следую­щее: курага-1717, соя–‘1607, фасоль-1100, горох – 873, чернослив – 864, изюм – 860. Из повседневных продук­тов питания высоким содержанием калия отличается карто­фель (568 мг), который примерно на 50 % удовлетворяет потребность организма в этом элементе. Реальными источ­никами калия являются также овощи (170-280 мг) и фрукты (100-350 мг). В животных продуктах калия меньше, однако такой продукт ежедневного потребления, как молоко, по­ставляет примерно 30 % дневной нормы калия (500 г молока дает 740 мг калия).

Натрий это регулятор водного обмена в организме. Он играет важную роль в процессах внутриклеточного и межтканевого обменов. Соединения натрия, как и калия, принимают участие в образовании буферных систем, обеспе­чивающих кислотно-щелочное равновесие. Хлористый нат­рий участвует в образовании соляной кислоты в желудке.

При недостатке натрия поражается центральная нервная система (потеря сознания, судороги). Резкое ограничение натрия ведет к обезвоживанию организма. При резком огра­ничении питья или избыточном употреблении поваренной соли может возникнуть избыток натрия в организме. Это ведет к сухости кожи, языка, жажде, возбуждению, за­держке воды в тканях.

Натрий поступает в организм в основном за счет хлорида натрия (поваренной соли), которая добавляется в пищу в количестве 2-Л0 г в сутки в зависимости от возраста.

источник

Значение витаминов и минеральных веществ в рационе питания школьника. Профилактика витаминной недостаточности

Значение витаминов и минеральных веществ

в рационе питания школьника.

Профилактика витаминной недостаточности.

Витамины и минеральные вещества — обязательные компоненты питания школьника. Основная функция витаминов — регулирование физиологических и метаболических процессов, т. к. минеральные вещества участвуют в построении структурных компонентов организма, в обменных процессах. Витамины и минеральные вещества не образуются в организме, поэтому даже небольшая нехватка витаминов может стать причиной серьезных нарушений развития. Источником витаминов служат самые разные продукты, поэтому основное условие профилактики витаминных дефицитов — разнообразное питание.

— Роль витаминов и минеральных веществ в питании школьника. Возможные последствия витаминных дефицитов.

— Продукты — основные источники витаминов и минеральных веществ.

— Профилактика недостатка витаминов.

Витамины — биологически активные органические соединения, необходимые для нормальной жизнедеятельности. В отличие от белков, жиров, углеводов, витамины не могут служить источником энергии или пластического материала. Их роль — регулирование физиологических и метаболических процессов, протекающих в организме, поддержание иммунитета. Витамины содержатся в подавляющем большинстве продуктов питания, в том числе в овощах и фруктах. Содержание витаминов в пищевых продуктах значительно ниже по сравнению с жирами, белками и углеводами. При этом даже небольшая нехватка витаминов в организме может приводить к возникновению серьезных нарушений. Витамины делятся на водорастворимые и жирорастворимые. К водорастворимым относят витамины группы B, витамин C и др.

Витамин B1 необходим для нормального функционирования нервной системы, сердечной и скелетных мышц, он играет важную роль в процессах энергетического обмена. В период интенсивных учебных нагрузок, связанных с повышенной функциональной нагрузкой на нервную систему детей, требуется повышенное содержание витамина B1 в рационе питания школьника. Недостаточная обеспеченность витамином B1 снижает эффективность обучения, способствует развитию астенических состояний. Недостаток витамина B1 характеризуется возникновением головных болей, раздражительностью, тахикардией, одышкой, болей в области сердца, снижением аппетита, тошнотой, запорами.

Одной из причин развития недостатка витамина B1 является питание продуктами переработки зерна тонкого помола, в ходе которого удаляются клеточные оболочки, богатые витаминами группы B. Источниками витамина B1 являются хлеб и хлебобулочные изделия, крупы, зернобобовые и печень, другие субпродукты.

Витамин B6 участвует в важнейших обменных процессах, необходим для поддержания нормального состояния кожи и деятельности нервной системы, процессов кроветворения. При недостатке Витамина B6 поражается слизистая губ, возникают стоматиты, появляются нарушения со стороны органов зрения (светобоязнь, слезотечение) и т. д. Источник витамина B6 — мучные изделия, печень, мясо, рыба, картофель, морковь, капуста и т. д.

Витамин C необходим для нормального роста и регенерации тканей, устойчивости к инфекциям, нормального кроветворения, обменных процессов и т. д. Недостаток витамина C приводит к появлению быстрой утомляемости, слабости в ногах, раздражительности, кровоточивости десен, сниженной сопротивляемости к инфекционным заболеваниям. Потребность детей в витамине C составляет 30 — 70 мг в сутки. Основным и практически единственным источником витамина C являются овощи, фрукты и зелень.

Важнейшей причиной появления гиповитаминоза является алиментарный фактор. Источником витамина C служат свежие овощи, фрукты. Между тем, в рационе питания современных детей зачастую большинство составляют овощи и фрукты, прошедшие термическую обработку. При этом тепловая обработка снижает содержание витамина C в продуктах на 50 – 80 %. Еще одной из распространенных причин гиповитаминоза C является недостаток в рационе питания овощей и фруктов в зимний период.

К жирорастворимым витаминам относятся витамины группы A, D, E.

Витамин A оказывает выраженное многостороннее действие на организм человека. Он необходим для нормального роста и развития клеток, тканей и органов, нормальной зрительной и половой функции, обеспечение нормальных свойств кожи. Достаточная обеспеченность витамином A является одним из важных условий поддержания устойчивости детей к действию различных инфекций и ядов. Витамин A необходим также для нормального зрения. Витамин A присутствует в пищевых продуктах в виде готового витамина, а также в виде своих предшественников — провитаминов. Витамин A содержится в продуктах животного происхождения, особенно его много в печени морских животных и рыб. Витамин A также содержится также в сливочном мясе, сливках, сметане, твороге, яйцах. Источником провитамина A каротина являются растительные продукты, прежде всего, морковь.

Биологическая роль витамина D заключается в участии в обменных процессах (обмен кальция и фосфора). Витамин Д содержится в сливочном масле, куриных яйцах, печени.

Минеральные вещества участвуют в построении органов и тканей организма, обеспечивают нормальное функционирование клеток, участвуют в обменных процессах. Так же, как и витамины, минеральные вещества не образуются в организме и обязательно должны поступать в организм с пищей. Минеральные вещества, в зависимости от их содержания в организме, делятся на макроэлементы (натрий, калий, кальций, фосфор, магний, хлориды) и микроэлементы (железо, медь, цинк, марганец, йод).

Кальций составляет основу костной ткани. Помимо этого, он участвует в процессе свертывания крови, мышечного сокращения. Недостаточное поступление кальция с пищей или нарушение его всасывания может вести к задержке роста, нарушению формирования костной ткани, повышения нервной возбудимости у детей. Избыток кальция также может оказывать неблагоприятное влияние на организм. Наиболее важным источником кальция в питании человека служат молоко и молочные продукты, в особенности сыр и творог, содержащие кальций в легкоусвояемой форме.

Фосфор участвует в процессах хранения и передачи наследственной информации, обменных процессах, поддерживает постоянство состава крови. Богаты фосфором сыр, творог, крупы, бобовые.

Железо является составной частью гемоглобина, принимает участие в переносах кислорода кровью. Недостаток железа ведет к снижению физической работоспособности, быстрой утомляемости, снижению способности к обучению. Наиболее богаты железом печень, почки, бобовые, гречневая крупа, мясо, яблоки, черника.

Йод участвует в построении гормона щитовидной железы — тироксина. Он, в свою очередь, контролирует энергетический обмен, физическое и психическое развитие, участвует в регулировании функционального состояния ЦНС и эмоционального тонуса. Недостаточность йода у детей вызывает развитие эндемического зоба, характеризующегося нарушением функций щитовидной железы. Недостаток йода носит эндемический характер и возникает там, где содержание йода в почве и воде заметно снижено. Наибольшее количество йода в морских водорослях, морепродуктах. Состояния, связанные с дефицитом того или иного витамина, разделяются на авитаминозы (отсутствие или минимальное содержание витамина в организме), гиповитаминозы и витаминную недостаточность. Если авитаминозы и гиповитаминозы встречаются довольно редко, то витаминная недостаточность, по оценке экспертов, отмечается у 40% детей школьного возраста. Витаминная недостаточность может быть обусловлена разными причинами:

алиментарная недостаточность витаминов (связана с нерациональным построением пищевого рациона, длительным и неправильным хранением продуктов, нерациональной кулинарной обработкой, приводящей к разрушению витаминов и т. д.). Так, в питании детей младшего школьного возраста все больше используются рафинированные (очищенные) продукты; нарушение усвоения витаминов организмом из-за различных заболеваний желудочно-кишечного тракта, обменных нарушений; повышенная потребность в витаминах. Существует целый ряд состояний, когда организму требуется больше витаминов, чем обычно. Если при этом сохраняется «обычный» рацион, это может вызвать нехватку витаминов в организме. К таким состояниям относятся: период интенсивного роста и развития у ребенка, интенсивная физическая нагрузка (как у спортсменов при подготовке к соревнованиям), интенсивная нервно-психическая нагрузка (как, например, подготовка к экзаменам), инфекционные заболевания и интоксикация. Профилактика витаминной недостаточности базируется на следующих правилах:

    рациональное построение рациона, включение в него всех групп продуктов; рациональная кулинарная обработка продуктов; дополнительное снабжение детей и подростков витаминами.

Сейчас все большее распространение находят продукты, в которые добавляют специальные витаминно-минеральные смеси (премиксы) — витаминизированные хлебобулочные, кондитерские, молочные изделия. Витаминные комплексы могут добавляться и в готовую пищу. Информация о витаминизации продукта указывается на упаковке продуктов.

источник

О необходимости витаминов для детского организма и его нормального функционирования знают все – эти важные элементы присутствуют в наших тканях и клетках, помогают им расти и восстанавливаться. Недостаток того или иного витамина в организме точно так же, как и его избыток, чреват многими неприятными последствиями: не получив достаточное количество этих важных элементов, клетка или ткань замедляет свой рост и нормальное развитие, что сразу сказывается на работоспособности органа, в составе которого они присутствуют.

История открытия витаминов ………………………………………….4

Витамины и их роль в питании ребенка……………. 9

Классификация витаминов………………….……………………..…. 11

Содержание витаминов в основных пищевых продуктах

и способы сохранения витаминов в пище………………….………….12

Витаминная недостаточность……………… ………………………….15

Синтетические витамины и правила их приема………………………16

Список использованной литературы ………………………………..26

О необходимости витаминов для детского организма и его нормального функционирования знают все – эти важные элементы присутствуют в наших тканях и клетках, помогают им расти и восстанавливаться. Недостаток того или иного витамина в организме точно так же, как и его избыток, чреват многими неприятными последствиями: не получив достаточное количество этих важных элементов, клетка или ткань замедляет свой рост и нормальное развитие, что сразу сказывается на работоспособности органа, в составе которого они присутствуют.

Все жизненные процессы протекают в организме при непосредственном участии витаминов. Которые способствуют поддержанию защитных сил организма, повышают его устойчивость к действию различных факторов окружающей среды, помогают приспосабливаться к все ухудшающейся экологической обстановке. Витамины играют важнейшую роль в поддержании иммунитета, т.е. они делают организм более устойчивым к болезням.

Все, вероятно, знают, что витамины — это необходимая часть пищи. Часто говорят: «Эта пища полезная, в ней много витаминов». Но немногим детям точно известно, что такое витамины, откуда они берутся, в каких продуктах содержатся, какое значение имеют для здоровья, как и когда нужно принимать витамины и в каком количестве.

Этой актуальной теме и посвящено наше исследование.

Цель работы: изучить значение витаминов в развитии ребенка.

1. Проанализировать литературу по данной теме.

2. Выяснить, что такое витамины и какова их роль в организме человека.

3. Познакомить учащихся с классификацией витаминов, содержанием их в основных пищевых продуктах, и их практическим значением для здоровья ребенка.

4. Разработать рекомендации по сохранению витаминов в пищевых продуктах, подвергнутых кулинарной обработке и их хранению, и рекомендации родителям при выборе синтетических витаминов.

  1. История открытия витаминов

Витамины. С этим термином мы знакомы давно. И с малых лет мы усвоили: витамины – это полезно.

Еще в 17 веке имелись отдельные наблюдения ученых о том, что у человека при длительном скудном и однообразном питании могут возникать опасные болезни.

Ко второй половине 19 века было выяснено, что пищевая ценность продуктов питания определяется содержанием в них в основном следующих веществ: белков, жиров, углеводов, минеральных солей и воды.

Считалось, что если в пищу человека входят все эти питательные вещества, то она полностью отвечает биологическим потребностям организма. Это мнение поддерживалось такими авторитетными физиологами того времени, как Петтенкофер, Фойт и Рубнер.

Однако практика далеко не всегда подтверждала правильность этих представлений о биологической полноценности пищи. Об этом свидетельствовал также многовековой практический опыт участников длительных путешествий.

В Древнем мире хорошо была известна цинга, заболевание, при котором капилляры становятся ломкими, десны кровоточат, зубы выпадают, раны заживают с трудом, если вообще заживают, у больного нарастает слабость, и в конце концов он умирает. Особенно часто эта болезнь возникала у жителей городов, находящихся в осаде, во времена войн и стихийных бедствий, и у мореплавателей, совершавших долгие путешествия по океану (Команда Магеллана больше страдала от цинги, чем от общего недоедания). Подобное случалось при недостатке или отсутствии в питании свежих овощей и фруктов. Корабли, отправляющиеся в долгое плавание, обычно загружали таким провиантом, который не испортился бы в пути. Обычно это были сухари и соленая свинина. К сожалению, врачи на протяжении многих веков не могли связать цингу с рационом.

В результате цинга долгое время была бичом для мореплавателей; от нее погибало моряков больше, чем, например, в сражениях или от кораблекрушений. Так, из 160 участников известной экспедиции Васко да Гамма прокладывавшей морской путь в Индию, 100 человек погибли от цинги.

Таким образом, практический опыт ясно указывал на то, что цинга и некоторые другие болезни связаны с дефектами питания, что даже самая обильная пища сама по себе еще далеко не всегда гарантирует от подобных заболеваний. И что для предупреждения и лечения таких заболеваний необходимо вводить в организм какие-то дополнительные вещества, которые содержатся не во всякой пище.

Авитаминоз А был известен с глубокой древности. Известно, что еще в Древнем Египте при куриной слепоте — клиническом проявлении авитаминоза «А» — употребляли в пищу сырую печень, содержащую витамин А. Например, древнегреческий врач Гиппократ назначал сырую печень при куриной слепоте. В Китае для лечения болезни глаз также рекомендовали применять печень.

История морских и сухопутных путешествий давала ряд поучительных примеров, указывавших на то, что возникновение цинги может быть предотвращено, а больные могут быть вылечены. В 1536 году французский землепроходец Жак Картье был вынужден остаться на зиму в Канаде, где 100 человек из его отряда заболели цингой. Местные индейцы, узнав об этом, предложили им средство: воду, настоянную на сосновой хвое. Люди Картье, будучи в полном отчаянии, последовали этому, на их взгляд, несерьезному совету и выздоровели.

Два века спустя, в 1747 году, шотландский врач Джеймс Линд, столкнувшись с несколькими аналогичными случаями, попробовал лечить таких больных свежими фруктами и овощами. Апробируя свой метод лечения на матросах, страдающих цингой, он обнаружил, что быстрее всего улучшение состояния больных вызывают апельсины и лимоны.

В очередном плавании по Тихому океану под руководством знаменитого английского путешественника Дж. Кука, продолжавшимся с 1772 по 1775 гг., принимали участие два корабля. На первом судне, которым командовал Дж. Кук, были сделаны большие запасы свежих овощей, фруктов, а также лимонного и морковного соков. В результате длительного плавания ни один из членов экипажа цингой не заболел. На другом судне, где не были сделаны запасы овощей и фруктов, четверть команды болела цингой.

Веком позже, в 1891 году, Такаки, адмирал японского военно-морского флота, также ввел разнообразие в рацион японских матросов, состоявший до этого преимущественно из риса. Постоянная рисовая диета вызывала у экипажей японских судов заболевание, известное под названием бери-бери.

В 1894 г. в норвежском флоте в целях улучшения питания личного состава, вместо ржаных сухарей приказано было выдавать белый хлеб, а маргарин заменили сливочным маслом. Личный состав флота, лишенный ржаных сухарей и маргарина, в длительных плаваниях болел бери-бери.

Несмотря на то, что хотя и в достаточной степени случайно, но все же способы лечения цинги и бери-бери были найдены, медики XIX века отказывались верить тому, что заболевания можно лечить с помощью диеты, их недоверие особенно возросло после того, как Пастер выдвинул теорию, согласно которой причиной болезней являлись микробы.

Экспериментальное обоснование и научно-теоретическое обобщение многовекового практического опыта впервые стали возможны благодаря открывшем новую главу в науке исследованием русского ученого Николая Ивановича Лунина, изучавшего в лаборатории Г. А. Бунге роль витаминов в питании.

Открытие витаминов связано с именем русского ученого Н.И. Лукина, который в 1880 экспериментально установил, что в пищевых продуктах имеются неизвестные факторы питания, необходимые для жизни.

Н. И. Лунин проводил свои опыты на мышах, содержавшихся на искусственно приготовленной пище. Эта пища состояла из смеси очищенного казеина (белок молока), жира молока, молочного сахара, солей, входящих в состав молока и воды. Казалось, налицо были все необходимые составные части молока; между тем мыши, находившееся на такой диете, не росли, теряли в весе, переставали поедать даваемый им корм, и наконец, погибали. В то же время контрольная партия мышей, получившая натуральное молоко, развивалась совершенно нормально. На основании этих работ Н. И. Лунин в 1880 г. пришел к следующему заключению: «. если, как вышеупомянутые опыты учат, невозможно обеспечить жизнь белками, жирами, сахаром, солями и водой, то из этого следует, что в молоке, помимо казеина, жира, молочного сахара и солей, содержатся еще другие вещества, незаменимые для питания. Представляет большой интерес исследовать эти вещества и изучить их значение для питания».

Это было важное научное открытие, опровергавшее установившееся положения в науке о питании. Результаты работ Н. И. Лунина стали оспариваться; их пытались объяснить, например, тем, что искусственно приготовленная пища, которой он в своих опытах кормил животных, была якобы невкусной.

В 1890 г. К.А. Сосин повторил опыты Н. И. Лунина с иным вариантом искусственной диеты и полностью подтвердил выводы Н. И. Лунина. Все же и после этого безупречный вывод не сразу получил всеобщее признание.

Блестящим подтверждением правильности вывода Н. И. Лунина стало установление в 1896 причины болезни бери-бери, которая была особенно широко распространена в Японии и Индонезии среди населения, питавшегося главным образом полированным рисом.

Голландского врача Христиана Эйкмана послали исследовать бери-бери в бывшие в то время голландской колонией острова Вест-Индии (ныне территория Индонезии), так как они являлись эпидемическим районом этого заболевания.

Вначале Эйкман посчитал, что бери-бери — заболевание, вызываемое микробами, и, чтобы попытаться найти возбудителей этой болезни, использовал в качестве подопытных животных цыплят. По счастливой случайности человек, который следил за птицей, оказался нечист на руку. Почти всех цыплят разбил паралич, от которого большинство из них погибли, но те, которые остались живы, через четыре месяца пришли в себя и стали совершенно здоровыми. Эйкман, озабоченный тем, что его попытка обнаружить возбудителей болезни оказалась неудачной, поинтересовался, чем кормили цыплят, и обнаружил, что его слуга, отвечавший за их содержание, экономил на птице (что оказалось очень кстати): цыплят кормили остатками пищи из местного военного госпиталя — то есть преимущественно очищенным рисом. Когда же через несколько месяцев Эйкман нанял другого помощника, тот положил конец мелкому жульничеству и стал кормить цыплят тем, чем и положено, — неочищенным рисовым зерном, благодаря чему цыплята и выздоровели.

Эйкман начал экспериментировать. Он попробовал намеренно содержать цыплят на шлифованном рисе, и вскоре все они заболели. При переводе больных цыплят на неочищенный рис они выздоравливали. Это был первый случай в истории, когда заболевание умышленно вызывали неполноценным рационом. Эйкман решил, что полиневрит, которым страдали цыплята, по симптомам очень похож на болезнь бери-бери, поражающую людей. Может быть, и у человека бери-бери возникает оттого, что он потребляет в пищу шлифованный рис?

Рис, предназначенный для питания человека, шлифуют для того, чтобы он лучше хранился.

Тем временем другие исследователи натолкнулись на иные загадочные факторы, которые казались им необходимыми для нормального функционирования организма. В 1905 году голландский диетолог К.А. Пекельхаринг обнаружил, что все его лабораторные мыши заболели уже через месяц содержания их на рационе, полноценном относительно жиров, углеводов и белков. Мыши быстро почувствовали себя лучше после того, как он ввел в их рацион несколько капель молока. Биохимик из Англии Фредерик Хопкинс, который показал, насколько важно наличие в рационе аминокислот, также провел серию экспериментов, в результате которых был сделан вывод: в молочном белке казеине содержится нечто, что при добавлении в рацион обеспечивает нормальный рост и развитие организма. Это нечто хорошо растворялось в воде. Добавление в рацион небольших количеств экстракта дрожжей оказалось еще более эффективным, чем использование в качестве добавки казеина.

За пионерскую работу в обнаружении полезных питательных веществ, необходимых для жизни, Эйкман и Хопкинс в 1929 году были удостоены Нобелевской премии по медицине и физиологии.

Перед учеными возникла новая задача: найти в продуктах питания эти жизненно необходимые факторы. У. Сузуки, Т. Шимамура и С. Одаке экстрагировали из рисовой шелухи вещество, которое весьма эффективно предотвращало и излечивало бери-бери. Пяти — десяти миллиграммов этого вещества было достаточно, чтобы полностью вылечить кур. В том же году английский биохимик, поляк по происхождению, Казимир Фанк (позже он перебрался в Соединенные Штаты) выделил подобное вещество из дрожжей.

Поскольку, как было установлено, это вещество по химической природе было амином, Фанк назвал его витамином, что в переводе с латыни означает «жизненный амин». Фанк высказал предположение, что бери-бери, цинга, пеллагра, рахит — все эти заболевания возникают из-за нехватки жизненных аминов в организме. Предположение ученого оказалось верным только в том смысле, что все указанные заболевания действительно возникают при дефиците определенных веществ, содержащихся в пище в небольших количествах. Но, как оказалось позже, вовсе не все витамины по химической природе являются аминами. Тем не менее, термин «витамины» настолько прочно вошел в обиход, что менять его не имело уже смысла.

В 1913 году два американских биохимика— Элмер Верной Макколам и Маргарита Дэйвис — обнаружили другой фактор, который в незначительных количествах содержался в сливочном масле и в яичных желтках. Это вещество плохо растворялось в воде, но хорошо в жирах. Макколам дал ему название жирорастворимый фактор А, в отличие от вещества, предупреждающего возникновение бери-бери, которое он еще раньше определил как водорастворимый фактор В.

Вначале витамины обозначали буквами латинского алфавита: A, B, C, D, E, P и т.д. Позже были приняты единые международные названия, отражающие химическую структуру этих веществ.

Однако установить химический состав и структуру витаминов было делом непростым, так как в продуктах питания они присутствуют в очень малых количествах. Например, тонна рисовой шелухи содержит всего лишь пять граммов витамина В1. Только в 1926 году наконец-то удалось экстрагировать достаточное для проведения химического анализа количество витамина В. Два биохимика из Голландии — Баренд Конрад Петрус Янсен и Вильям Фредерик Донат, используя небольшое количество экстракта, установили состав витамина В.

Исследователи, занимавшиеся витамином С, столкнулись с проблемами другого рода. Получить витамин С в достаточном количестве не представляло большого труда: его много содержится в плодах цитрусовых растений. Гораздо труднее было найти экспериментальных животных, которые бы не вырабатывали свой собственный витамин С. Большинство млекопитающих, за исключением человека и других приматов, обладают способностью синтезировать этот витамин. Требовались недорогие подопытные животные.

В 1918 году американские биохимики Б. Коэн и Лафаэтт Бенедикт Мендель наконец нашли таких экспериментальных животных, обнаружив, что морские свинки не могут синтезировать собственный витамин С. И действительно, у морских свинок цинга развивалась даже быстрее, чем у человека.

В дальнейшем наука о витаминах резко продвинулась вперед. В настоящее время изучено значительное их число. За короткий срок современная витаминология в нашей стране шагнула далеко вперед и заняла ведущее место в мировом ее развитии.

Значительный вклад в витаминологию внесли Б.Л. Лавров, В.В. Ефремов, открывшие ряд новых витаминов.

Всего ученым известно около 30 витаминов, 13 из них являются незаменимыми для организма человека.

Параллельно развивалась и витаминная промышленность. Существует ряд синтетических витаминных препаратов.

  1. Витамины и их роль в питании ребенка.

Название «витамины» происходит от латинского слова – «vita», что в переводе означает жизнь. Витамины нужны всем: и взрослым, и малышам. Они необходимы для нормального течения обменных процессов, а также для роста и обновления тканей, они защищают организм ребенка от воздействия вредных факторов внешней среды.

Основное количество витаминов поступает в организм с пищей, и только некоторые синтезируются в кишечнике. Витамины в большой степени обеспечивают нормальное функционирование нервной системы, мышц и других органов и многих физиологических систем. От уровня витаминной обеспеченности питания зависит уровень умственной и физической работоспособности, выносливости и устойчивости организма к влиянию неблагоприятных факторов внешней среды, включая инфекции и действия токсинов.

Лекарства человек принимает, когда болен, для того, чтобы выздороветь. Витамины человек, в том числе и здоровый, должен получать всегда, чтобы не заболеть.

Если ребенок ест мало овощей и фруктов, т.е. потребляет мало витаминов, у него в два раза чаще возникают проблемы с поведением. Это установили ученые Университета Кливленда в Австралии. Специалисты подчеркивают, что недостаток здоровой пищи способствует развитию плохого поведения. А здоровая пища — это пища, обогащенная витаминами. Проблемы со здоровьем у детей связаны с тем, что они загружены сверх меры. У детей и подростков существует множество проблем, среди которых можно выделить следующее:

— ухудшение пищеварения – дисбактериоз;

— анемия — малокровие (разрушение зубов, быстрая утомляемость, головные боли, головокружения);

— низкий иммунитет — частые простудные заболевания;

— слабая нервная система — перепады настроения, неспособность быстро сконцентрировать свое внимание, ухудшение способности к обучению;

— быстрое падение зрения — дети много времени проводят за компьютером и у телевизора;

— вегето-сосудистая дистония — у подростков часто связана со скачками роста, когда сосуды не успевают расти. Отсюда резкие колебания артериального давления.

Все эти проблемы связаны, в первую очередь, с изменением питания — уменьшением злаковых, овощей, молочных продуктов и увеличением рафинированных углеводов (сахара в составе сладостей, газировки, булочки, продукты быстрого питания и др.), в которых только пустые калории, а витаминов нет и помине.

Во-вторых, содержание полезных веществ (витаминов, минералов) в растительной и животной пище за последнее столетие резко снизилось. Например, содержание железа в помидорах уменьшилось на 25%, в яблоках — на 96%, говядине — на 35%. Поэтому нашим детям нужно обязательно дополнительно принимать витамины.

Питание – процесс усвоения организмом питательных веществ, необходимых для поддержания жизни, здоровья и работоспособности.

При правильном питании человек меньше подвергается различным заболеваниям и легче с ними справляется. Многие пищевые вещества не в состоянии синтезировать в процессе обмена, они должны поступать с пищей (например, витамины), иначе возникают болезни, связанные с неполноценным питанием. Поэтому велика роль витаминов в жизнедеятельности человека.

Все жизненные процессы, связанные с нормальным обменом веществ в организме происходят при самом непосредственном участии витаминов.

Установлена важная роль витаминов иммунобиологического значения в поддержании высокой устойчивости организма к болезням. Важен разнообразный витаминный состав пищи. Основными источниками витаминов служат овощи и фрукты, молоко и молочные продукты, мясо и рыбопродукты, жиры, хлебобулочные изделия. Важно! Количество витаминов в тканях и суточные их дозы очень малы, но при недостаточном поступлении витаминов или нарушении их баланса в организме наступают опасные изменения.

Витамины не действуют поодиночке, они работают в «команде». Тем не менее, для того чтобы мы с вами оставались здоровыми, все витамины должны работать вместе. Например: Витамин В2 активизирует витамин В6; Витамин В1, В2, В6, В12 вместе извлекают энергию из углеводов белков и жиров, отсутствие хотя бы одного из них в этой группе замедляет работу остальных.

Однако витамины в каждой команде должны содержаться в строго определенном количестве, иначе они могут навредить здоровью человека.

Суточное потребление витаминов для школьников прилагается в таблице.

источник

«Значение витаминов в питании детей».

Витамины играют очень важную роль в процессах усвоения пищевых веществ и во многих биохимических реакциях организма. Большая часть витаминов поступает с пищей, некоторые из них синтезируются микробной флорой кишечника и всасываются в кровь, поэтому даже при отсутствии таких витаминов в пище организм не испытывает в них потребности. Недостаток в пищевом рационе какого-либо витамина (не синтезируемого в кишечнике) вызывает болезненное состояние, называемое гиповитаминозом.

Поступление витаминов в организм может быть недостаточным в результате неправильной кулинарной обработки продуктов питания: нагревания, консервирования, копчения, высушивания, замораживания – или вследствие нерационального одностороннего питания. Так, преимущественно углеводное питание приводит к недостаточности витаминов В; при пищевом рационе, содержащем очень мало белка, может возникнуть недостаток рибофлавина (витамина В2).

Многие витамины быстро разрушаются и не накапливаются в организме в нужных количествах, поэтому человек нуждается в постоянном поступлении их с пищей. Это в особенности относится к витаминам А, Д, В1 и В2,РР и С.

Витамин А(ретинол) принимает участие в ряде окислительно-восстановительных процессов, в обеспечении функции зрения, способствует росту детей, повышает сопротивляемость организма по отношению к инфекционным заболеваниям.

Источники витамина — печень трески, рыбий жир, икра, сливочное масло, сыр, цельное молоко, яичный желток. Витамин А образуется в организме из каротина, который содержится в овощах и фруктах красного, жёлтого и оранжевого цвета (морковь, жёлтая тыква, петрушка).Синтез витамина А из каротина происходит в печени. Для лучшего всасывания каротина соответствующие пищевые продукты нужно употреблять с растительным маслом или сметаной.

Витамин В1 (тиамин) образуется в кишечнике, но в недостаточном количестве, поэтому необходимо дополнительно вводить его с пищей.

Улучшает кроветворение, циркуляцию крови и тонус мышц пищеварительного тракта, нормализует работу нервной системы, способствует концентрации внимания, улучшает память.

Гиповитаминоз В1 приводит к нарушениям функций центральной нервной системы в виде психической подавленности, общего недомогания, повышенной утомляемости, головной боли, бессонницы.

Дефицит витамина В1 в организме ведёт к развитию тяжёлого заболевания бери-бери. Оно сопровождается полиневритом, расстройствами чувствительности конечностей, нарушениям сердечной деятельности (сердцебиение, сердечная слабость).

Витамин В1 содержится в ржаном хлебе, гречневой и овсяной крупах, печени и почках крупного рогатого скота. Лучшими источниками тиамина являются цельные зёрна различных злаков, плоды бобовых растений и орехи(арахис, фундук, грецкие орехи).

Витамин В2 (рибофлавин) оказывает существенное влияние на зрительную функцию – повышает остроту цветоразличения и улучшает ночное зрение. Этот витамин входит в состав ряда ферментов, участвующих в обмене углеводов, синтезе белков и жиров.

Получаемый с пищей рибофлавин соединятся в организме с фосфорной кислотой. Вместе с белками эта кислота входит в состав ферментов, необходимых для клеточного дыхания. Витамин В2 оказывает регулирующее влияние на функции центральной нервной системы и печени, стимулирует образование эритроцитов.

При недостатке ухудшается синтез белка, нарушается окисление молочной кислоты, из печени исчезает гликоген, тормозится образование аминокислот, развиваются нарушения сердечной деятельности и кровообращения. Характерными признаками недостаточности являются трещины в углах рта. Дальнейшее развитие гиповитаминоза вызывает понижение аппетита, похудание, апатию, зуд и резь в глазах. Трещины грудных сосков у кормящих женщин могут быть следствием недостатка витамина В2, так как при лактации значительно возрастает потребность организма в этом витамине.

Источники – молоко цельное, особенно простокваша, кефир, сыр, печень, почки, сердце, яичный желток, грибы, пекарские и пивные дрожжи. Витамин В2 устойчив при кулинарной обработке продуктов.

Витамин В5 (пантотеновая кислота) является составной частью многих ферментов, участвующих в белковом, углеводном и жировом обмене, стимулирует образование гормонов коры надпочечников.

Наиболее богаты пантотеновой кислотой печень, почки, яичный желток, тощее мясо, молоко, рыба, горох, пшеничные отруби и дрожжи. При кулинарной обработке теряется до 25% витамина В5. Он вырабатывается в достаточном количестве микробами, обитающими в толстой кишке, поэтому недостатка, как правило, не бывает.

Витамин В6 (пиридоксин) входит в состав многочисленных ферментов, участвующих в обмене аминокислот, ненасыщенных жирных кислот, холестерина. Пиридоксин улучшает жировой обмен при атеросклерозе. Установлено, что витамин В6 увеличивает мочеотделение и усиливает действие мочегонных средств.

Выраженная картина недостаточности витамина В6 встречается редко, так как его вырабатывают микробы в кишечнике. Находится в неочищенных зёрнах злаков, рис (нешлифованный), зелень, дрожжи, гречка.

Витамин В12 (цианокобаламин) имеет сложное строение, его молекулы содержат атом кобальта и цианогруппу. В организме человека этот витамин необходим для образования нуклеиновых кислот и некоторых аминокислот (холина и др.). Он стимулирует рост, нормальное кроветворение и созревание эритроцитов, нормализует функции печени и состояние нервной системы. Он активирует свёртывающую систему крови, обладает выраженной способностью уменьшить отложения жира во внутренних органах.

Недостаточность витамина В12 возникает чаще всего в связи с заболеваниями желудка или кишечника, вследствие чего нарушаются извлечение из пищи и всасывание содержащегося в ней витамина В12, что проявляется в виде тяжёлого малокровия из-за нарушения нормального кроветворения в костном мозге.

Важным источником является молоко, особенно кислое.

Витамин В9(фолиевая кислота) вместе с В12 участвует в регуляции кроветворения, образования эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов, а также в регуляции белкового обмена, стимулирует рост, уменьшает отложение жира во внутренних органах.

Содержится в свежих овощах и зелени- томатах, бобах, моркови, цветной капусты.

В15 (пангамат кальция) улучшает жировой обмен, повышает усвоение кислорода тканями, увеличивает содержание в сердце, скелетных мышцах и печени веществ, богатых энергией (креатинфосфата и гликогена). Витамин В15 содержится в семенах растений (по-гречески «пан»- всюду, «гам»-семя, пивных дрожжах, рисовых отрубях, печени. Он широко применяется при лечении болезней сердца и печени.

Витамин В17 (нитрилозид). Он улучшает обменные процессы, предупреждает развитие опухолей. Содержится в большом количестве во фруктах, особенно много его в злаках (ржи, пшеницы) и семенах- косточках яблок, груш, винограда.

Витамин С (аскорбиновая кислота) способствует лучшему усвоению железа и тем самым усиливает образование гемоглобина и созревание эритроцитов. Витамин С стимулирует образование очень важного белка – коллагена. Этот белок связывает отдельные клетки в единую ткань. При его недостатке заживление ран сильно замедляется.

Повышает естественную иммунобиологическую сопротивляемость организма к инфекционным и простудным заболеваниям, оказывает выраженное влияние на активность макрофагов, захватывающих и переваривающих болезнетворные микробы, внедрившихся в организм.

Длительная недостаточность витамина С в зависимости от её выраженности может вызвать развитие цинги, которая характеризуется поражением кровеносных сосудов, особенно капилляров.

В организме человека витамин С не образуется, поэтому необходимо постоянное поступление его с пищевыми продуктами.

Наиболее богатыми источниками являются зелёные части растений, большинство овощей и фруктов (плоды шиповника, черноплодная рябина, чёрной смородины, лимонах.

Витамины группы Д участвуют в обмене кальция и фосфора; активируют всасывание кальция из пищеварительного тракта, а также отложение кальция в костной ткани; стимулирует обмен фосфорной кислоты, играющей важную роль в деятельности центральной нервной системы. Кроме того, витамин Д стимулирует рост, влияет на функциональное состояние щитовидной, зобной, паращитовидных и половых желез. Большое количество витамина Д имеется в печени морских рыб (рыбий жир), дрожжи. При недостатке витамина Д в организме ребёнка развивается рахит, при котором нарушаются процессы окостенения (кости становятся мягкими, изменяется структура зубов).

Витамин Р содержится в цитрусовых, плодах шиповника, ягодах чёрной смородины, красном болгарском перце. Он способствует усвоению витамина С и предохраняет его от окисления. Поэтому в присутствии витамина Р потребность в аскорбиновой кислоте снижается.

В пищевых растениях, богатых витамином С, всегда имеется и витамин Р.

Витамин К обладает способностью увеличивать свёртываемость крови.

Витамин К ускоряет заживление ран, обладает болеутоляющим действием. Витамин К синтезируется бактериями в толстой кишке. Содержится в зелёных листьях салата, шпината, белокочанной и цветной капусте, моркови, томатах. Устойчив к высокой температуре, не растворим в воде, хорошо растворим в жирам.

Витамин РР (никотиновая кислота) нормализует уровень холестерина в крови.

Никотиновая кислота имеет свойство расширять просвет капилляров и артериол, в результате чего могут исчезать спазмы сосудов. Повышает кислотность желудочного сока.

Отсутствие витамина РР в пище приводит к тяжелому заболеванию – пеллагре ( от итальянского слова «пела агра» — шершавая кожа). В организме человека этот витамин синтезируется из аминокислоты триптофана. Это наиболее устойчивый витамин, он сохраняется при длительном кипячении высушивании (дрожжи, печень, тощее мясо, бобовые растения, гречневая крупа, картофель, орехи).

Витамин Е необходим для нормального протекания беременности, вскармливания потомства. Важнейшим симптомом недостаточности витамина Е в организме женщины является потеря способности к нормальному вынашиванию плода: беременность прерывается самопроизвольным выкидышем.

Он является прекрасным физиологическим антиоксидантом (противоокислителем). Это имеет большое значение для профилактики преждевременного старения (засорение межклеточных пространств продуктами окисления. Витамин Е останавливает этот процесс.

Витамин Н (биотин) благоприятно влияет на нервную ткань, участвует в углеводном и жировом обмене. Недостаточность биотина проявляется у человека себорейным дерматитом.

Содержится в яичном желтке, печени, почках, дрожжах, зёрнах злаковых и бобовых, свежих овощах. Устойчив к высокой температуре.

источник

Руководитель лаборатории витаминов и минеральных веществ
ГУ НИИ питания РАМН, Заслуженный деятель науки РФ, профессор В.Б.Спиричев

ВИТАМИНЫ И МИНЕРАЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА

В ПИТАНИИ И ПОДДЕРЖАНИИ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

Полноценное питание – важнейшее условие хорошего здоровья, нормального роста и развития детей. Особая роль в этом отношении принадлежит полноценному и регулярному снабжению организма всеми незаменимыми микронутриентами: витаминами и минеральными веществами, потребность в которых детей различного возраста представлена в таблицах 1 и 2.

Витамины и минеральные вещества (макро- и микроэлементы) относятся к незаменимым пищевым веществам. Они абсолютно необходимы для нормального обмена веществ, роста и развития организма, защиты от болезней и вредных факторов внешней среды, надежного обеспечения всех жизненных функций.

Наиболее известный из них витамин С поддерживает в активном состоянии иммунную систему. Существенно повышает сопротивляемость детского организма простудным и иным заболеваниям.

Витамины В6, В12 и фолиевая кислота, участвующие в обмене белков и аминокислот, необходимы для нормального роста и обновления всех органов и тканей. Их недостаток ведет к нарушению синтеза гемоглобина, малокровию (анемии).

Пантотеновая кислота и биотин играют важную роль в обмене жиров и синтезе стероидных гормонов, поддержании в здоровом состоянии кожных оболочек и волосяных покровов.

Витамин А отвечает за состояние слизистых оболочек и восприятие света глазами. Его недостаток существенно снижает остроту зрения и барьерные функции верхних дыхательных путей, их способность препятствовать проникновению в организм с вдыхаемым воздухом болезнетворных микроорганизмов.

Витамин D необходим для эффективного усвоения организмом кальция, нормального развития, роста и поддержания в здоровом состоянии скелета и зубов.

Витамин Е защищает клетки и ткани организма от повреждающего действия радиации и чужеродных веществ, препятствует их преждевременному изнашиванию.

Железо входит в состав гемоглобина. Его недостаток ведет к малокровию, физической слабости, задержке умственного развития.

Кальций образует минеральную основу костей и зубов. Его недостаток способствует развитию рахита и остеопороза.

Рекомендуемые нормы среднесуточного потребления витаминов детьми различного возраста

Возрастные группы

D, мкг

Ниацин (РР), мг

Фолиевая кислота, мкг

Пантотеновая кислота, мг

Витамин К, мкг

Возрастные группы

Магний помогает сохранить мышечную силу и выносливость, препятствует повышенной возбудимости детей.

Йод входит в состав гормонов щитовидной железы. Он необходим для нормального роста, умственного и физического развития детей и подростков.

Организм человека не синтезирует микронутриенты и должен получать их в готовом виде. Способность запасать микронутриенты впрок на сколько-нибудь долгий срок у человека отсутствует. Поэтому они должны поступать регулярно, в полном наборе и количествах, соответствующих физиологической потребности организма (табл.1, 2).

Массовые обследования, регулярно проводимые лабораторией витаминов и минеральных веществ Института питания Российской Академии медицинских наук совместно с региональными учреждениями научно-медицинского профиля, свидетельствуют о крайне недостаточном потреблении микронутриентов, дефицит которых является наиболее распространенным, и одновременно наиболее опасным нарушением питания у значительной части детей.

Так, при обследовании в летнее время учащихся средних школ г. Екатеринбурга недостаточная обеспеченность витамином С была выявлена у 65 %, В1 – у 40 %, В2 – у 65 % и фолиевой кислотой – у 45 % учащихся. У
20-40 % обследованных недостаточная обеспеченность достигала степени глубокого дефицита.

Среди 100 московских школьников, обследованных в марте-апреле 2001г., 38 человек были недостаточно обеспечены аскорбиновой кислотой, у 79 обнаруживался дефицит витамина В2. Недостаток витамина В6 был выявлен у 64, витамина Е – у 22, бета-каротина – у 84 человек.

Обследование учащихся ПТУ в г.Йошкар-Оле выявило дефицит витамина С у 90%, каротина – у 70%, витаминов В1 и В6 – у 75% обследованных.

Сходные данные получены при обследовании детей дошкольного и школьного возраста Казани, Уфы, Оренбурга, Норильска, Брянской, Тульской областей и других регионов, в том числе пострадавших от Чернобыльской и Челябинской катастроф.

Обобщение всех имеющихся данных позволяет охарактеризовать ситуацию с обеспечением детского населения микронутриентами следующим образом:

  1. Выявляемый дефицит затрагивает не один какой-то витамин, а имеет характер сочетанной недостаточности витаминов С, группы Ви каротина, т.е. является полигиповитаминозом.

Особенно неблагополучно обстоит дело с витамином С, недостаток которого по обобщенным данным выявляется у 80-90% обследуемых людей, а глубина дефицита достигает 50-80%. У 40-80% недостаточна обеспеченность витаминами В1, В2, В6, фолиевой кислотой. 40-55% испытывают недостаток каротина.

  1. Дефицит витаминов обнаруживается не только весной, но и в летне-осенний, наиболее, казалось бы, благоприятный период года и, таким образом, является постоянно действующим неблагоприятным фактором.
  1. У значительной части детей поливитаминный дефицит сочетается с недостатком железа, что является причиной широкого распространения скрытых и явных форм витаминно-железодефицитной анемии.
  2. В целом ряде регионов поливитаминный дефицит сочетается с недостаточным поступлением кальция, йода, селена, фтора и ряда других макро- и микроэлементов.
  3. Дефицит микронутриентов выявляется не у какой-то ограниченной категории детей, а является уделом практически всех групп детского населенияво всехрегионах страны.

Таким образом, недостаточное потребление микронутриентов является массовым и постоянно действующим фактором, оказывающим отрицательное влияние на здоровье, рост, развитие и жизнеспособность подрастающего поколения.

Роль витаминов и минеральных веществ в детском возрасте особенно велика, что связано с интенсивностью процессов роста, формирования организма ребенка, напряженностью обменных процессов в этот период. Этим определяется и значительно более высокая по сравнению со взрослыми потребность детей в этих незаменимых пищевых веществах в расчете на единицу массы тела. Так, если рекомендуемая норма потребления витамина С на 1 кг массы тела для взрослого человека составляет 1 мг, то для подростков 11-14 лет она равна 1,5 мг, для детей 7-10 лет – 2,0 мг, 4-6 лет – 2,5 мг, от 1 года до 3 лет – 3,5 мг, а первых месяцев жизни – 10 мг, т.е. в 10 раз (!) больше, чем у взрослого человека (см.табл.1 и 2).

Недостаточное потребление витаминов в детском и юношеском возрасте самым отрицательным образом сказывается на здоровье, физическом развитии, заболеваемости, способствует возникновению обменных нарушений, хронических заболеваний и в конечном итоге препятствует формированию здорового поколения.

Недостаточное потребление витаминов снижает активность иммунной системы, повышает частоту и усиливает тяжесть респираторных и желудочно-кишечных заболеваний. По данным отечественных исследователей, недостаток аскорбиновой кислоты у школьников в 2 раза снижает способность лейкоцитов уничтожать попавшие в организм болезнетворные микробы, в результате чего частота острых респираторных заболеваний увеличивается на 26-40%.

Недостаток витаминов, особенно выраженный в зимнее время напряженных учебных занятий и весенний предэкзаменационный и экзаменационный периоды, снижает работоспособность, внимание, сосредоточенность учащихся, оказывается фактором, существенно ухудшающим успеваемость. По данным кафедры физиологии и биохимии медицинского факультета Вильнюсского государственного университета, относительная доля неуспевающих учеников среди детей с низким уровнем обеспеченности аскорбиновой кислотой значительно выше, чем среди детей, хорошо обеспеченных этим витамином. Сходные данные получены Московским НИИ гигиены при обследовании учащихся школ-интернатов в Москве.

Гиповитаминозный фон, характерный для большого числа здоровых детей, усугубляется при любых заболеваниях, особенно при болезнях желудочно-кишечного тракта, печени и почек, при которых имеет место нарушение всасывания и утилизации витаминов. Лекарственная терапия, антибиотики, различные ограничения диеты, хирургические вмешательства, нервные переживания, стресс — вносят дополнительный вклад в углубление гиповитаминозов. Практически каждый больной ребенок, если он не получает дополнительно витамины, — это гиповитаминозный больной.

Подтверждением этому служат результаты выполненных лабораторией витаминов и минеральных веществ Института питания РАМН в 1991-1996 гг. исследований витаминного статуса детей различного возраста, находящихся на лечении в стационарах по поводу инсулинзависимого сахарного диабета, целиакии, задержек психического развития, фенилкетонурии (табл.3).

Нарушая обмен веществ, ослабляя организм, витаминный дефицит усугубляет течение любых болезней, препятствует их успешному лечению, снижает эффективность профилактических и лечебных мероприятий, осложняет исход хирургических вмешательств, течение послеоперационного периода.

О каком успешном лечебном процессе может идти речь, если при обследовании детей в больницах Москвы, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода и других городов дефицит витамина С обнаруживается у 60-70%, В1 у 40-45%, В2у 50-60%, Е у 40-60% больных.

Не менее чем дефицит витаминов опасно и сочетающееся с ним недостаточное потребление ряда макро- и микроэлементов.

Недостаточное потребление кальция, особенно в сочетании с дефицитом витаминов D, С и группы В, необходимых для его усвоения, резко повышается риск и тяжесть рахитических изменений, препятствует достижению оптимальной массы и плотности скелета в юношеском возрасте, что предопределяет последующее развитие остеопороза во взрослом и пожилом состоянии.

Дефицит йода является причиной низкорослости, глухонемоты, нарушений умственного развития и эндемического зоба у детей с риском последующего перехода в рак щитовидной железы.

Дефицит железа, часто сочетающийся с недостаточным потреблением необходимых для его усвоения витаминов С и группы В, обуславливает широкое распространение скрытых (латентных) и явных форм анемии (малокровия), мышечной слабости, повышенной заболеваемости, отставания в физическом и психическом развитии детей.

Избыточное потребление поваренной соли (хлорида натрия) увеличивает нагрузку на сердце и почки ребенка, предрасполагает к развитию в дальнейшем сердечно-сосудистых нарушений, гипертензии, рака прямой кишки.

Широкое распространение полигиповитаминозных состояний, их неблагоприятные последствия для здоровья молодого поколения диктуют настоятельную необходимость принятия широкомасштабных мер по профилактике дефицита микронутриентов у детей как в домашних условиях, так и в дошкольных, школьных и детских лечебно-профилактических учреждениях.

Содержание витаминов в крови больных детей (инсулиннезависимый сахарный диабет, целиакия, фенилкетонурия, нарушения психического развития), обследованных в 1991-96 г. в г. Москве, Нижнем Новгороде и Красноярске.

Больные дети

Количество детей с уровнем ниже нормы, %

источник

Читайте также:  Витамин с как рассказать о нем детям