Меню Рубрики

Какие витамины давать гиперактивному ребенку

​Исследования показали, что многие гиперактивные дети страдают от нехватки совершенно определенных витаминов, микроэлементов и основных жирных кислот. Рассмотрим, каких именно, почему и где они содержатся.

Главным образом — это витамины группы В. Практически все. Но особенно заметен дефицит витамина В12.

Тиамин (витамин В1) играет первостепенную роль в обмене углеводов: чем выше уровень их потребления, тем больше требуется тиамина. (Видите, как все взаимосвязано; только что мы говорили о перенасыщении углеводами). Недостаточность витамина B1 ослабляет перистальтику кишечника, вызывает запоры, мышечную слабость, снижает физическую и психическую работоспособность. Отсутствие или значительный дефицит тиамина приводит к развитию тяжелых заболеваний нервной системы.

Витамин B1 содержится во многих пищевых продуктах, в том числе в дрожжах, в хлебном квасе. Его много также в зерновых и бобовых культурах. В основном он содержится в зародыше зерна и его оболочках (отрубях). При получении муки высших сортов отруби удаляются, что приводит к значительному снижению в ней тиамина. Богаты этим витамином соя, гречневая и ячневая крупа, кукуруза и другие продукты. Из продуктов животного происхождения больше всего тиамина в печени и нежирной свинине (например, в свинине его в восемь раз больше, чем в говядине, и в шесть раз больше, чем в баранине), почках, сердце.

Тепловая обработка продуктов незначительно разрушает тиамин, особенно если она производится в кислой среде.

Рибофлавин (витамин В2) участвует в процессах роста, в обмене белков, жиров и углеводов. Он оказывает регулирующее влияние на состояние центральной нервной системы, воздействует на процессы обмена в роговице, хрусталике и сетчатке глаза, обеспечивает световое и цветовое зрение. Рибофлавин поступает в организм с пищей. При недостаточности этого витамина появляются сухость губ, вертикальные трещины и рубцы на них, трещины и корочки в углах рта, выпадают волосы, могут развиться конъюнктивит и блефарит.

Основными источниками витамина В2 являются яйца, сыр, молоко, мясо, а также зерновые и бобовые культуры: арахис, соя, чечевица, зеленый горошек. Много рибофлавина в дрожжах и молоке. Сквашивание молока при изготовлении ряженки, айрана, мацони значительно увеличивает содержание этого витамина; иными словами, молочнокислые бактерии способны его синтезировать. Источниками рибофлавина могут служить также груши, персики, томаты, морковь, свекла, цветная капуста, шпинат.

Витамин В2 очень чувствителен к воздействию ультрафиолетовых лучей, поэтому его препараты (порошки, таблетки) и пищевые продукты, богатые им, хранят в защищенном от солнца месте.

Никотиновая кислота (витамин РР, ниацин, витамин В3) участвует в реакциях клеточного дыхания, в белковом обмене и повышает использование в организме растительных белков, нормализует секреторную и двигательную функции желудка, работу печени, улучшает секрецию и состав сока поджелудочной железы. Основным источником никотиновой кислоты являются мясо домашней птицы, говядина, телятина, печень, почки. Очень богаты витамином В3 дрожжи, рисовые отруби, пшеничные зародыши. В других растительных продуктах, особенно в кукурузе и зерновых культурах, никотиновая кислота находится в связанной, не усвояемой организмом форме.

Витамин В3 — один из наиболее стойких в отношении хранения и кулинарной обработки. Воздействие высокой температуры, варка и жаренье почти не влияют на его содержание в продукте. Он устойчив к воздействию света, кислорода, воздуха, щелочей.

Пиридоксин (витамин В6) обеспечивает нормальное усвоение белков и жиров, играет важную роль в азотистом обмене. Недостаточность витамина В6 вызывает у детей раннего возраста задержку роста, желудочно-кишечные расстройства, малокровие, повышенную возбудимость. Пиридоксин содержится в весьма незначительных количествах во многих пищевых продуктах: в сухих пивных дрожжах, пшеничных отрубях, ячмене, просе, кукурузе, горохе, картофеле, моркови, свекле, говядине, курятине, говяжьей печени, в телятине, свинине, баранине, яйцах, в коровьем молоке и др. У здоровых людей, как правило, редко встречается недостаток витамина В6, поскольку его в достаточном количестве образуют кишечные бактерии. Однако бесконтрольный прием внутрь антибиотиков и сульфаниламидных препаратов угнетает функцию кишечных микроорганизмов, и тогда выработка пиридоксина значительно снижается.

Пантотеновая кислота (витамин В5) играет важную роль в обмене веществ. Она оказывает нормализующее влияние на нервную систему, функции надпочечников и щитовидной железы. Исключительно широко распространена в природе. Обнаружение ее в значительных количествах в различных растениях и животных тканях определило и название: пантотеновая — от греческого «вездесущий».

Фолиевая кислота (витамин В9) участвует в обмене и синтезе некоторых аминокислот, в синтезе нуклеиновых кислот, стимулирует кроветворную функцию костного мозга, способствует лучшему усвоению витамина В12. При недостатке в организме фолиевой кислоты развиваются тяжелая анемия, желудочно-кишечные расстройства, нарушения чувствительности и др. Она широко распространена в растительном и животном мире. Наиболее богаты фолиевой кислотой печень, почки и зеленые листья растений, особенно салаты. Фолиевая кислота легко разрушается при кулинарной обработке продуктов.

Цианкобаламин (витамин В12) принадлежит к веществам с высокой биологической активностью. В этом витамине нуждаются все животные организмы. Он участвует в синтезе метионина, нуклеиновых кислот, процессах кроветворения и т. д. Недостаточность витамина В12 обычно развивается при нарушении его всасывания и проявляется тяжелыми формами анемии. В организм этот витамин поступает с пищей и, кроме того, синтезируется микроорганизмами кишечника. Основным источником цианкобаламина являются продукты животного происхождения, особенно много его содержится в говяжьей печени.

Стоит обратить внимание на тот факт, что витамином В12 питаются паразиты, находящиеся в организме человека, поэтому до тех пор, пока не будут удалены глисты, полноценное насыщение витамином В12 невозможно.

Магний. Один из важнейших элементов, недостаток которого может привести к развитию гиперактивности. Магний отвечает за работу нервной системы, помогает бороться со стрессами, гасит излишнюю возбудимость. Установлено, что дефицит магния создает благоприятные условия для скопления свинца в организме, а свинец чрезвычайно вреден для центральной нервной системы. Как только недостаток магния возмещается, свинец выводится естественным путем. Кроме того, он вообще играет огромную роль на протяжении всей жизни человека. Особенно остро в нем нуждаются те, кто страдает сердечно-сосудистыми заболеваниями. Подергивание век, онемение конечностей, плаксивое настроение, приступы отчаяния и реакция на погоду, аритмия и резкая боль в грудной клетке, выпадение волос, ломающиеся ногти, кошмарные сны или бессонница у пожилых — все это свидетельствует о дефиците магния. К сожалению, в нашем питании его очень мало. Самым хорошим источником теоретически могло бы быть какао, но гиперактивным детям его нужно давать ограниченно.

Ежедневно здоровому человеку необходимо 300 мг магния — это 6 г орехов и 3 куска черного (ржаного) хлеба. Овощи, мясо, сыр, различные сухофрукты, мак, соя, прожаренная гречневая крупа также содержат магний.

Цинк. О необходимости его мы уже говорили. Его нехватка тормозит важнейшие жизненные процессы, в частности, цинк корректирует характер и поведение человека, помогает ему усваивать информацию. Кроме того, он чрезвычайно важен в дерматологии, вот почему признаком нехватки цинка являются ломающиеся ногти, юношеские угри. Цинк входит в состав крови и мышц, регулирует содержание сахара в крови. При недостатке его отмечается замедление роста, плохая заживляемость ран. Цинк содержится в мясе, печени, морской рыбе, молоке, яйцах.

Железо. С этим элементом очень важно соблюдать золотую середину. С одной стороны, дефицит железа — распространенная проблема и у детей, и у взрослых. Низкое содержание железа в организме вызывает апатию, слабость, неспособность концентрировать внимание, что вполне характерно для синдрома дефицита внимания и способности к обучению. С другой стороны, слишком высокое содержание железа приводит к агрессивному или гиперактивному поведению, то есть опять-таки к симптомам СДВГ.

Много железа содержится в печени (особенно свиной), в зелени петрушки, мозгах, яичном желтке, белых грибах и других продуктах. Высокой усвояемостью отличается железо, содержащееся во фруктах и овощах (персиках, яблоках, шпинате и др.).

Полиненасыщенные жирные кислоты (Омега-3, Омега-6). Они не синтезируются в организме человека и животных (иногда их называют витамином F) и образуют группу так называемых незаменимых жирных кислот, то есть жизненно необходимых для человека. Эти кислоты отличаются от истинных витаминов тем, что не обладают способностью усиливать обменные процессы, однако потребность организма в них значительно выше, чем в истинных витаминах.

Само распределение полиненасыщенных жирных кислот в организме человека свидетельствует об их важной роли. Больше всего их содержится в печени, мозге, сердце, половых железах. При недостаточном поступлении с пищей содержание их уменьшается прежде всего именно в этих органах.

Важнейшим биологическим свойством полиненасыщенных жирных кислот является их участие в качестве обязательного компонента в образовании структурных элементов (клеточных мембран, миелиновой оболочки нервного волокна, соединительной ткани). Полиненасыщенные жирные кислоты обладают способностью усиливать выведение холестерина из организма, переводя его в легкорастворимые соединения. Это свойство имеет большое значение в профилактике атеросклероза. Кроме того, полиненасыщенные жирные кислоты оказывают нормализующее действие на стенки кровеносных сосудов, повышая их эластичность и снижая проницаемость.

Группа, содержащая максимальное число биологически активных кислот, — это растительные масла (подсолнечное, соевое, кукурузное и др.). Менее насыщенная группа — свиное сало, гусиный и куриный жир; еще менее насыщенная — бараний и говяжий жир, а также сливочное масло и другие молочные масла.

Исследования показали, что гиперактивные дети ощущают острую нехватку основных жирных кислот. Внешне это может проявляться такими симптомами: ребенок часто просит пить (его мучает постоянное чувство жажды), у него сухие волосы, сухая кожа, частое мочеиспускание. Следует подумать о дефиците жирных кислот, если у малыша появилась астма или экзема, то есть аллергические реакции на внешние раздражители. В случае, когда у ребенка обнаружена нехватка каких-либо питательных элементов, вместе с врачом этот вопрос решается быстро. Используется специальная диета и дополнительно — прием витаминов и препаратов, содержащих необходимые микроэлементы.

В современной педиатрии существует точка зрения, что одной из причин гиперактивности может стать неправильное питание ребенка. И далеко за примерами ходить не надо, достаточно проанализировать нынешний рост заболеваемости СДВГ и продукты, которые сегодня попадают на стол ребенку. Ведь, как известно, в большинстве из них содержатся различные консерванты, ароматизаторы, искусственные наполнители, пищевые красители, которые негативно влияют на нейрохимические процессы. А гиперактивность, нарушение внимания, беспокойство — все это проявления в том числе химического дисбаланса мозга. Кроме того, опасным в данном случае может стать любой продукт, который вызывает аллергию у ребенка. См. →

То, что вы едите, сказывается на том, как вы себя ведете. Ребенок, который правильно питается, скорее всего, и поступать будет правильно. Здоровое питание и, наоборот, несбалансированное могут в значительной мере воздействовать на поведение ребенка. В то время как одни детишки безболезненно набивают свои «невозмутимые» животики всякой всячиной, другие превращаются в буянов, проглотив горошинку-мармеладку. Родителям надо внимательно относиться к вопросу о том, чем кормить детей. Надо определять «плохую» для вашего ребенка пищу. Постарайтесь ответить на вопросы из следующего далее перечня. См. →

От питания зависит многое. В некоторых случаях оно может даже стать причиной развития синдрома, а в других усугубить течение болезни. Однако целиком уповать на лечение диетой нельзя, как пишут ученые Института по проблемам питания Университетской клинической больницы в Гиссене: «Диета помогает многим детям вести нормальную жизнь, но не всем. Это, безусловно, связано с тем комплексом причин, который мог привести к развитию гиперкинетического синдрома». В частности, если заболевание вызвано употреблением салицилатов и пищевых добавок, таких как консерванты и красители, то исключение их из питания приводит к значительному улучшению здоровья ребенка. См. →

источник

Нервной системе отведена очень важная роль. Она регулирует деятельность других систем, внутренних органов и есть связующим звеном между ними. Детская нервная система еще нестабильна: быстрый рост, психоэмоциональные и умственные нагрузки, нарушенный режим дня легко отражается на самочувствии и настроении ребенка. Витамины для укрепления нервной системы способствуют восстановлению нервных клеток, улучшению умственной активности и защите от перегрузок.

Нервная система (НС) делится на два подвида: центральная нервная система (ЦНС) – состоит из головного и спинного мозга и периферическая нервная система (ПНС) – сюда относятся нервные клетки, узлы и окончания. Основные функции нервной системы:

  • Нормализация деятельности органов и систем, а также своевременная корректировка их работы в зависимости от условий.
  • Обеспечение связи организма с внешней средой (адаптация, реакция на опасность и др.).
  • Психическая деятельность: процессы мышления, речи, социального поведения.

Прием витаминов для детей важен для нервной системы. Витамины участвуют в большинстве процессов жизнедеятельности организма. Они катализаторы передачи нервных импульсов, защищают клетки мозга от разрушения, необходимы для нормального энергетического обмена. Витамины помогают неокрепшему организму справиться с эмоциональными и умственными нагрузками, восстанавливают психоэмоциональное равновесие личности.

Почему проблемы важно выявить своевременно:

  • У детей часто развивается синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Такой синдром сопровождается повышенной импульсивностью, невнимательностью, эксцентричным поведением. У детей с СДВГ проблемы с обучаемостью и налаживанием дружеских отношений.
  • Неполадки в работе нервной системы могут стать причиной проблем с сердечно-сосудистой системой.
  • Снижается качество жизни: у ребенка исчезает желание гулять, учиться, развлекаться.

Причин сбоя работы детской НС много:

  • Врожденная предрасположенность к заболеваниям.
  • Инфекционные заболевания, перенесенные в раннем возрасте.
  • Недоношенность, преждевременные роды, гипоксия плода.
  • Попадание в организм токсинов (некоторые ядовитые вещества поражают только нервные клетки).
  • Нарушение обмена веществ.
  • Сотрясения головного мозга.
  • Перегрузки в детском саду (школе), частые стрессы.
  • Врожденные заболевания сердечно-сосудистой системы, из-за которых нарушается кровообращение головного мозга.

Основные признаки дефицита витаминов:

  • Падение успеваемости: ребенок хуже воспринимает и запоминает информацию, на повседневные дела уходит больше времени.
  • Нарушается режим дня: малыш может быть как сонливым и апатичным, так и страдать от бессонницы.
  • Капризность, раздражительность без причины.
  • Беспричинные перепады настроения.
  • Сложнее концентрировать внимание.
  • Частые простуды.
  • Упадок сил.

Список самых важных витаминов:

Витамин Действие на организм Пищевой источник
А (ретинол) Улучшает зрение, благотворно влияет на кожу и волосы. Ускоряет нервные реакции, способствует улучшению концентрации внимания
  • рыбий жир, морковь, тыква;
  • хурма, молочные продукты, персики, абрикосы
В1 (тиамин) Способствует нормализации сна, снимает стресс, обладает седативным действием. Нормализует умственную деятельность
  • бобовые, орехи, мясные продукты и субпродукты;
  • крупы, зеленые листовые овощи
В2 (рибофлавин) Участвует в синтезе и восстановлении клеток. Препятствует быстрой утомляемости, улучшает сон. Нормализует кровообращение и помогает при головной боли
  • мясо и субпродукты, орехи (арахис, кунжут, миндаль);
  • молочные продукты, злаки (овсянка, гречка, пророщенная пшеница)
В3 (ниацин) Нормализует приток крови к головному мозгу. Это профилактика депрессивных состояний и патологий нервной системы
  • бобовые, мясо птицы, злаки (пшеница, ячмень, овсянка);
  • орехи, семечки, грибы
В6 (пиридоксин) Необходим для выработки серотонина и гемоглобина. Стабилизирует работу нервной системы. Способствует снятию излишнего возбуждения. Нормализует сон
  • морская рыба, мясо и субпродукты;
  • орехи, зеленые листовые овощи, бобовые
В9 (фолиевая кислота) Способствует улучшению долговременной и кратковременной памяти. Устраняет тревожность, раздражительность
  • дрожжи, грибы, брокколи;
  • цветная капуста, яйца, субпродукты;
  • морковь, тыква, зелень
В12 (цианокобаламин) Стимулирует мозговую деятельность. Защищает нервные клетки от повреждений, улучшает кровообращение
  • зеленые листовые овощи, субпродукты, рыба;
  • морепродукты, яйца, некоторые молочные продукты
С (аскорбиновая кислота) Способствует укреплению организма. Это натуральный антистресс, помогает справляться с эмоциональными нагрузками
  • шиповник, клюква, черная смородина;
  • цитрусовые, болгарский перец, брокколи, зелень, черника
Д (кальциферол) Необходим для успокоения нервной системы. Помогает справляться с повышенными нагрузками. Укрепляет кости и нужен для усвоения кальция и фосфора
  • молочные продукты, рыбий жир, морепродукты;
  • сливочное и растительное масло, зеленые листовые овощи
Е (токоферол) Защищает клетки мозга от повреждений, способствует регенерации нервных клеток. Это природный антиоксидант. Оказывает на организм успокаивающее действие
  • растительное масло (льняное, подсолнечное, оливковое, кукурузное);
  • яйца, семечки, орехи, шпинат
Читайте также:  Какой витамин входит в состав зрительного пигмента входит витамин

Для нормального функционирования нервной системы требуются йод, цинк, железо, селен. Эти элементы улучшают работу мозга, стимулируют деятельность нейронов, способствуют снятию напряжения.

Повседневное питание не всегда может обеспечить организм нужными витаминами, особенно, если ребенок испытывает повышенную нагрузку. Дополнительный прием рекомендуется:

  • При смене окружения, переезде, первых днях в садике и школе.
  • При снижении иммунитета – если ребенок часто болеет.
  • При серьезных умственных и физических нагрузках.
  • В качестве сезонной профилактики.
  • Для гиперактивных детей.
  • При выраженном гиповитаминозе.

При выборе витаминно-минерального комплекса нужно учитывать регион проживания, возраст, особенности развития и эмоционального состояния. Лучше, если препарат и дозировку подбирает педиатр. Для успокоения нервной системы детям до года дают витамины в виде капель, в возрасте 1-5-ти лет – сиропы (с 3-х лет жевательные таблетки). Школьникам можно предложить таблетированные формы.

Рейтинг витаминов для нервной системы:

Витамин Основные компоненты и особенности приема
Алфавит Успокоительные и общеукрепляющие комплексы. Есть витамины Малыш, Кидс, Юниор для детей разного возраста. В состав входят витамины А, В, С, Д, Е, ряд минералов. В сутки нужно принять по 1 таблетке каждого вида. Между приемами должно пройти не менее 4-х часов
Витрум Кидс Жевательные таблетки для детей 2-14-ти лет. В состав входят витамины А, В, С, Д, Е, железо, селен, цинк, йод и прочие минералы. Принимать 1-2 раза в день по1 таблетке во время или после еды. Школьникам также можно давать Витрум Антистресс – он способствует повышению тонуса организма, укрепляет нервную систему
Мультитабс Есть несколько разновидностей с разной дозировкой. Таблетки с фруктовым вкусом. В состав входят 11 витаминов и минералы. Принимать 2 раза в день после еды по 1 таблетке
Пиковит В состав входят витамины А, В, С, Д, Е, а также комплекс минералов. Есть серии для детей разного возраста. Принимать 2 раза в день по 1 таблетке после или во время еды
Центрум Мультивитаминный комплекс для детей 4-12-ти лет. В состав входят витамины А, В, С, Д, Е, К, железо, селен, цинк, марганец. Принимать по 1 драже в сутки после еды

Противопоказание для применения препаратов — индивидуальная непереносимость компонентов. Если появились побочные эффекты (головокружение, тошнота, сыпь на коже, слабость) – нужно прекратить прием витаминов и обратиться к врачу.

Важно! Передозировка опасна для детского организма. В больших количествах многие витамины из полезных веществ становятся токсичными и влияют на работу внутренних органов и систем

Родителям нужно обратить внимание на следующие моменты:

  • Выбор полноценного и разнообразного рациона. Не нужно кормить ребенка на ночь – это может стать причиной бессонницы.
  • Занятия спортом, длительные прогулки и игры не только способствуют укреплению иммунитета, но и улучшают функционирование нервной системы. Для грудничков полезны занятия на фитболе и гимнастика.
  • Ребенок должен находиться в комфортной психологической обстановке.
  • Беспокойным грудничкам и дошкольникам полезны курсы расслабляющего массажа. Процедура не должна длиться более получаса. Для эффекта нужно сделать 10-12 сеансов.
  • Необходимо приучить ребенка соблюдать режим дня. Этим нужно заниматься уже с первого года жизни малыша.
  • Если нет противопоказаний, можно давать ребенку успокаивающие травяные сборы, молоко с медом. Седативными свойствами обладают мята, мелисса, чабрец, девясил, ромашка.

Совет врача. Проблемы с нервной системой могут начаться еще в младенческом возрасте. Если родители замечают появление у ребенка кожного зуда, ослабление лицевых мышц, ухудшение кровообращения, нарушения координации – нужно срочно обращаться к специалисту

Гиперактивность – не редкое явление у современных детей. Советы по их воспитанию и укреплению нервной системы дает доктор Комаровский в видео ниже.

источник

Аббревиатура СДВГ обозначает синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Считается на сегодня актуальной, распространенной проблемой родителей большинства современных детей. Некоторые относятся к данной болезни легкомысленно. Они считают, что на самом деле она преувеличена. Однако во всем мире продолжает стремительно увеличиваться количество детей с таким диагнозом, который, хотя и не подразумевает специального лечения, все же требует определенной коррекции. Правильное питание и витамины для гиперактивных детей помогут маленькому человеку немного изменить поведение и вести полноценную жизнь во взрослом возрасте.

Причины повышенной двигательной активности у детей чаще всего заключаются в следующих факторах:

  • наследственность;
  • тяжелая беременность и несоблюдение будущей мамой врачебных предписаний, курение, употребление спиртных напитков в этот период;
  • поражение головного мозга у ребенка во время родов;
  • травмы, ушибы головки малыша на протяжении первых лет жизни;
  • неправильное питание детей в связи с большим количеством вредных, не натуральных продуктов, что характерно на сегодня, и, как следствие, – нехватка витаминов, микроэлементов и необходимых растущему организму полезных веществ.

По статистике гиперактивные дети растут у родителей, которые в раннем возрасте также страдали повышенной двигательной активностью. Часто возникает такая проблема и в случае ненормально протекающей беременности, при патологиях, когда будущая мать не соблюдает врачебные рекомендации, что приводит к кислородному голоданию плода. На протяжении первых 12 лет жизни большую опасность представляют травмы и ушибы головы, даже малейшие. В этот период необходимо строго следить за детьми и подобными ситуациями для своевременного обращения к врачу. Стремительный рост количества больных таким синдромом спровоцирован неправильным питанием и плохими продуктами, которые сегодня попадают на стол.

Данный факт подтвержден учеными – именно нехватка витаминов и полезных веществ, микро и макроэлементов, аминокислот, которые необходимы растущему организму, приводит к проблемам. Практически все они участвуют в обмене веществ, процессах развития и роста, а дефицит жизненно важных компонентов приводит к серьезным нарушениям мозговой активности, неблагоприятно сказывается на нервной системе.

Бывает, что гиперактивность у детей развивается из-за частого и длительного приема антибиотиков, что приводит к разрастанию дрожжевых бактерий в кишечнике. В этом случае только восстановление микрофлоры с помощью введения в рацион кисломолочных продуктов и специальных аптечных препаратов позволит устранить проблему.

Гиперактивные дети всегда на виду. Их легко отличить по наличию следующих признаков в поведении:

  • беспокойные, бесцельные движения, которые проявляются в постоянном верчении, кручении, затрагивании всех рядом находящихся предметов;
  • невозможности даже некоторое время сидеть смирно;
  • неспособности заниматься тихими, спокойными играми;
  • чрезмерной болтливости;
  • затрудненности концентрации внимания;
  • постоянной забывчивости, небрежности;
  • сложности в самостоятельной организации выполнения заданий, уроков;
  • небрежности;
  • в отвлечении на посторонние факторы.

Другими словами, гиперактивные дети очень невнимательны, импульсивны и особенно ярко это начинает проявляться в школьном возрасте. Они эмоциональны и не способны контролировать себя – могут быть чрезвычайно плаксивы, раздражены или, наоборот, чересчур жизнерадостны, веселы. На уроках такие ребята выкрикивают с места, не могут дождаться своей очереди.

Дефицит определенных витаминов и микроэлементов у детей приводит к развитию гиперактивности, усиливает ее характерные признаки. И, наоборот, коррекция рациона с упором на полезные вещества, позволит улучшить мозговую деятельность и нейтрализовать негативные химические процессы в нем. Гиперактивные дети особенно нуждаются в витаминах группы В:

  • тиамин (В1 ) – для оптимального обмена углеводов;
  • рибофлавин (В2 ) – необходимый витамин для обмена всех питательных элементов – белков, жиров и углеводов, а также для роста молодого организма;
  • никотиновая кислота – участвует в работе жизненно важных пищеварительных органов печени, поджелудочной железы;
  • пиридоксин (В6 ) – оказывает благотворное воздействие на нервную систему;
  • цианобакаламин (В12 ) – незаменимый витамин, который участвует во всех внутренних процессах в организме.

Кроме витаминов группы В, гиперактивным детям требуется магний. Именно его недостаток в организме влечет за собой постоянное беспокойство и нервозность, в том числе во время сна.

Исходя из потребностей стремительно растущего организма в витаминах группы В, можно выделить особенно полезные продукты для гиперактивных детей. Это:

  • бобовые и зерновые культуры;
  • квас;
  • яйца куриные;
  • молочные продукты;
  • свиное мясо, сердце и печень;
  • мясо птицы;
  • рис;
  • кукуруза и зародыши пшеницы.

Правильно организованное лечебное питание при гиперактивности дает возможность детям вести нормальную жизнь, успешно учиться и без труда сосредоточиваться на уроках. Преимущественно рацион должен состоять из свежих овощей и салатов, богатых витаминами и полезными микроэлементами. Заправлять их лучше всего растительными маслами холодного отжима. Выпечка, хлеб должны быть из муки грубого помола.

Рекомендуемые продукты для детей с синдромом гиперактивности:

  • краснокочанная, цветная и белокочанная капуста, зеленый горошек, морковь, огурцы, шпинат, брокколи, бобы и соя, листовой салат;
  • груши, бананы, яблоки;
  • рис, макароны из твердых сортов пшеницы, картофель;
  • рыба;
  • говядина, птица, свинина и баранина (не чаще 2 раз в неделю);
  • цельнозерновой хлеб и выпечка из муки грубого помола;
  • молочные и кисломолочные продукты;
  • йодированная соль;
  • любые орехи и семечки.

Из рациона гиперактивных детей исключают сладкие газированные напитки, чипсы, шоколад, а также все продукты с содержанием консервантов. Вредная пища и большое количество сладкого истощает запасы магния в организме, который обеспечивает расщепление глюкозы. Так как кроме витаминов В детям требуется магний, в питании обязательно должны присутствовать семечки и орехи, которые являются лидерами среди пищевых продуктов по содержанию данного микроэлемента. Все необходимые для быстро растущего организма вещества, в том числе витамины группы В и другие, присутствуют в молочных и мясных продуктах и, конечно же, в овощах и фруктах. Главное – они должны быть натуральными, свежими и экологически безопасными.

Положительно влияют на состояние гиперактивных детей продукты с высоким содержанием Омега 3. Это рыба, особенно, морская, морепродукты. При согласовании с лечащим врачом можно давать и рыбий жир. Хотя большинство аптечных витаминных комплексов содержит в своем составе Омега 3 жирные кислоты.

Именно пищевые добавки и консерванты, которыми богаты продукты с прилавков современных магазинов отрицательно действуют на нейрохимические процессы в головном мозге.

Витамины для гиперактивных детей может назначить только врач, который учтет все факторы болезни и возраст маленького пациента. Чаще всего специалисты рекомендуют такие препараты:

  • седативные (с 2 лет) – Цитраль, Пантогам, они снижают двигательную активность и мышечный тонус, обеспечивают спокойный сон, благоприятно сказываются на нервной системе;
  • успокоительные (с 3 лет) – Тенотен, Баю-баю, Персен – позволяют ребенку концентрировать внимание, сосредотачиваться, снимают симптомы тревожности, излишнюю эмоциональность.

Комплекс витаминов группы В не повредит гиперактивному ребенку. Однако перед тем как принимать его, следует посоветоваться с педиатром. Особенно необходимы они в школьном возрасте, так как чрезмерная двигательная активность и беспокойство отрицательно сказывается на учебе. В это время дети испытывают сильный эмоциональный стресс, а без поступления в организм полезных компонентов ситуация с повышенной активностью только усугубится. Большинство седативных витаминных комплексов снимают нервное напряжение, способствуют улучшению памяти и нормализуют сон.

Витамины для гиперактивных детей, а также правильное сбалансированное питание является лучшим способом нормализовать поведение маленького человека, научить его концентрации и внимательности. Даже если беспокойное состояние малыша вызвано родовой или послеродовой травмой, грамотно подобранные препараты и рацион, богатый нужными компонентами, благотворно скажется на мозговой деятельности и улучшит качество жизни не только его, но и родителей.

источник

Существует немало теорий касательно того, что вызывает синдром дефицита внимания. Во время многочисленных исследований было установлено, что немаловажную роль в лечении этого заболевания играют витамины. Учёные Европы и США выделили определённые витамины для гиперактивных детей, которые способны снизить уровень возбудимости. В этой статье вы найдёте подробный список витаминов для гиперактивных детей, а также узнаете в каких продуктах питания их можно найти.

В1 или тиамин играет главную скрипку в углеводном обмене организма. То есть, чем больше употребляется углеводной пищи, тем больше требуется поступление в организм тиамина. Недостаточное потребление этого вещества чревато: слабостью мышц, запорами, снижению умственной и физической активности. А дефицит тиамина приводит к нарушению работы нервной системы. Это вещество можно найти в следующих культурах:

Но помните, что В1 разрушается при тепловой обработке в кислой среде.

В2 или рибофлавин активно участвует в процессах обмена. Он благотворно влияет на нервные пучки и остроту зрения. При недостатке В2, развивается конъюнктивит, сухость слизистых оболочек, выпадают волосы. Его можно найти в таком продуктовом наборе:

  • Куриные яйца
  • Молочные продукты
  • Мясо
  • Зерновые
  • Бобовые
  • Соя
  • Дрожжи
  • Фрукты (персики, абрикосы, груши)
  • Овощи (капуста, помидоры, морковь, шпинат)

В2 чувствителен к свету, поэтому содержащие его съестные припасы желательно хранить в затемнённых помещениях.

Никотиновая кислота принимает участие в обмене растительных и животных белков. Помогает осуществлять клеточное дыхание, стимулирует работу печени, желудка, поджелудочной железы. Никотиновой кислотой богаты:

  • Мясные продукты, в том числе и мясо птицы
  • Дрожжи
  • Рис
  • Зародыши пшеницы
  • Кукуруза

В6 или пиридоксин участвует в усвоение организмом белков и жиров принимает участие в азотистом обмене. Его дефицит приводит к проблемам с ЖКТ, задержи роста, нервным расстройствам, малокровию. Его можно встретить в таких продуктах питания:

  • Пшеница
  • Практически все зерновые
  • Картофель
  • Свёкла
  • Морковь
  • Разные сорта мяса и птиц
  • Молоко и кисломолочная продукция
  • Яйца

Содержание пиридоксина в организме значительно снижается вследствие приёма антибиотиков.

В5 или пантотеновая кислота. Принимает участие в процессах обмена организма. Благотворно влияет на щитовидную железу, надпочечники и нервную систему. Содержится практически в любой пище.

В9 или фолиевая кислота. Берёт участие в обмене аминокислот, стимулирует функцию головного и костного мозга, стимулирует кроветворение, помогает лучше усваивать организму В12. При её дефиците страдает ЖКТ, развиваются разного рода анемии, снижается порог чувствительности. Её можно найти в такой пище:

  • Печень и почки
  • Любая зелень
  • Зелёный салат

Не забудьте и то факт, что растительную пищу, содержащую фолиевую кислоту лучше не подвергать тепловой обработке.

В12 или Цианкобаламин – это вещество с повышенной биологической активностью. Он участвует практически во всех внутренних процессах организма. Нехватка В12 чревата малокровием, тяжёлой степенью анемии, нервными болезнями. Самый большой источник В12 говяжья печень, а также его можно найти в разных сортах мяса.

Это основанная группа витаминных веществ, которая необходима ребятёнкам с синдромом дефицита внимания. Но всё же лучше посоветовавшись с врачом прибрести комплекс витаминов для гиперактивных детей. Ведь помимо этих веществ, крохе необходимо получать микроэлементы, такие как железо, магний, цинк и полиненасыщенные жиры, такие как Омега-3.

Когда чадо растёт очень беспокойным, доставляя массу хлопот родителям и окружающим, встаёт вопрос о его гиперактивности. И если после обследования врач устанавливает диагноз «синдром дефицита внимания» — не надо сразу впадать в панику. Проблему можно решить сбалансированным питанием, соблюдением режима дня, правильно выбранными методами воспитания, и, конечно же, витаминами для гиперактивных детей. Названия витаминных препаратов, их действие вы сможете найти в этой статье. Но также не надо забывать, что витамины гиперактивным детям назначаются в соответствии с их возрастом лечащим врачом. А давая лекарства, не соответствующие физическому развитию, вы можете нанести вред крохе.

Седативные препараты от 2 лет

Успокаивающие комплексы в таком нежном возрасте должны деликатно воздействовать на нервную систему крохи. Но тем неимение обязаны тормозить процессы перевозбуждения и агрессии.

«Цитраль» рекомендована при наличии гипертензии. Она помогает снизить внутричерепное давление, и снабжена снотворным эффектом.

«Анвифен » может назначаться детям младшего возраста для снятия повышенного мышечного тонуса, при тревожном сне или бессоннице. У препарата есть ряд побочных эффектов: мигреневые боли, аллергические реакции, снижение функций работы почек и печени.

Читайте также:  Мясо свинина какой в нем витамин

«Пантогам» назначается при повышенной двигательной активности, задержке развития психомоторики, а также для снижения мышечного тонуса. Однако «Пантогам» не прошёл ещё достаточно клинических исследований, поэтому лечебное действие средства ещё полностью не доказано.

Врачи утверждают, что в процессе первых лет жизни психоэмоциональное состояние способно корректироваться само. Поэтому самолечение в этот период категорически запрещено.

Успокоительные средства от 3 лет

Если заболевание не приходит к 3-летнему возрасту, то к симптомам малыша прибавляется истеричность и агрессия. В этот период уже можно работать с психологом параллельно принимая седативные препараты.

Доктор может назначить тот же «Пантогам» и «Цитраль». Хороший эффект даёт «Тенотена» детская, которая убирает мигреневые боли и снижает повышенную активность.

При беспокойном сне назначают капельки «Баю-бай», а также используют сборы успокоительных трав, такие как: «Успокой-ка» или «Вечерняя сказка».

При рассеянности внимания советуют принимать «Персен», «Семакс» или «Пироцета.

Успокоительные средства от 5 лета

Это время открытий и новых возможностей. Дитя взрослеет и начинает лучше воспринимать информацию. Но также возрастает возбудимость, отрегулировать которую помогут специальные препараты.

При бессоннице, чувстве страха, тревожности, назначают комплекс препаратов, таких как: трава пустырника, валокардин, карвалол, «Ново-пасит», «Персен» и т. д. Перед тем, как начинать принимать лекарства попробуйте снять напряжение прогулками, успокаивающими травяными сборами, чтением книг перед сном.

Успокоительные препараты с 7-ми лет

Это время нагрузок и стрессовых ситуаций. Юнец идёт в первый класс и если присутствует синдром гиперактивности, то непросто придётся всем. Врачи назначают следующие успокаивающие витамины для гиперактивных детей 7 лет:

Персен. Назначается при нервозах, апатических настроениях, психосоматических отклонениях. Он действует успокаивающе и обладает спазмолитическим эффектом.

Чай Hipp . Убирает нервозные состояния, излишнюю эмоциональность, плаксивость, нормализует сон.

«Тенотен ». Снижает напряжённость и раздражительность, способствует улучшению памяти.

«Санасон лек» помогает избавиться от тревожных состояний и страхов, лечит бессонницу.

источник

В конце 20-го века в России появился новый диагноз – синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Ставился он всем детям, неспособным тихо себя вести и контролировать вспышки эмоций. Сегодня доказано, что гиперактивность – не всегда нарушение, требующее медицинского вмешательства. Иногда она просто является частью характера ребенка.

Заметить первые признаки преобладания процессов возбуждения над торможением иногда возможно только по достижению малышом двух-трех лет. Бывает, что он с рождения растет спокойным, уравновешенным и послушным, начиная «показывать характер» в период трехлетнего кризиса. Родителям сложно отличить тревожное состояние с обычным капризным поведением. А вот в детском саду симптомы начинают проявляться более явно и требуют решительных мер – малютке сложно обучаться и строить отношения с другими воспитанниками.

Причины гиперактивности могут быть следующими:

  • осложнения во время беременности, родов;
  • неверная тактика воспитания (чрезмерная опека или игнорирование);
  • заболевания эндокринной и других систем организма;
  • стресс;
  • отсутствие режима.

СДВГ характеризуется следующими симптомами:

  1. Беспокойное поведение без причины.
  2. Плохой сон. Ребенок часто просыпается, кричит во сне, долго засыпает, разговаривает. Сон может быть слишком чутким.
  3. В дневное время малыш неусидчив, непослушен, не может долго заниматься одним делом. Обычно таким детям сложно доделать что-либо до конца.
  4. Невнятная речь, создающая препятствия для общения с другими детьми.
  5. Вспышки агрессии. Ребенок часто дерется, его злят запреты.

Вопросом гиперактивности занимаются невролог и психолог, направление к этим специалистам можно получить у педиатра. Не всегда лечение заключается в приеме медикаментов, иногда врачи просто дают рекомендации, как найти правильный подход к ребенку.

Чтобы скорректировать домашнюю обстановку, выбрать режим для гиперактивного малыша, родителям полезно будет знать несколько рекомендаций:

  1. Отнеситесь внимательно к досугу. Игры малютки должны быть спокойными, направленными на развитие его умственных способностей. Если в семье есть телевизор, он не должен быть включен целыми днями. Детям безопасно наслаждаться телепередачами всего пару часов в день, и это ни в коем случае не должны быть боевики и спортивные программы. Больше подойдут добрые мультики и передачи для детей.

Четко ставьте задачи, будьте последовательны в словах. Родители должны придерживаться одной модели воспитания. Обстановка в доме должна быть спокойной и позитивной, задача взрослых – сглаживать конфликтные ситуации (особенно, если в семье более одного ребенка).

Важен режим (распорядок дня). Если малыша укладывают спать в разное время, он как бы сталкивается с неизвестностью, а детям нужна стабильность. Например, если после купания их обычно кормят, так должно происходить каждый день.

  1. Медики, вплотную занимающиеся здоровым питанием, рекомендуют его для детей с СДВГ. Ежедневное меню ребенка должно включать красное и белое мясо, рыбу, крупы, овощи и фрукты.

Выбирая продукты для детского питания, следует избегать вредных добавок. Во-первых, усилителей вкуса, консервантов – нитритов и сульфитов. Если возможности покупать 100% натуральную еду нет, можно постараться хотя бы уменьшить их количество, выбирая еду с наименьшим содержанием химии в составе. Доказано, что около половины детей имеют чувствительность к искусственным пищевым добавкам.

Расстройства поведения могут быть связаны с аллергической реакцией на продукты. Самые опасные для детей-аллергиков: молоко, шоколад, орехи мед и цитрусовые. Чтобы определить, есть ли у ребенка реакция на продукты, следует периодически исключать из рациона один из них. К примеру, откажитесь от молока на неделю, а затем посмотрите на эмоциональное состояние малыша. Если оно изменится, значит причина именно в пище. Также поступите с другой едой из ежедневного рациона ребенка. Симптомами пищевой аллергии могут быть сыпь и нарушения стула (понос или запор). Можно провести лабораторные исследования крови, чтобы выявить на что именно возникает такая реакция.

В детский рацион обязательно должна входить пища с незаменимыми жирными кислотами. Мозг нуждается в Омега-3, получить которую можно из жирных сортов рыбы – семга, форель, нерка, кижуч, кета, палтус. Детям, начиная с годовалого возраста, нужно давать рыбу 2 раза в неделю. Также жирными кислотами богато льняное семя, которое можно растирать, а затем добавлять в кашу.

Минимизируйте количество фруктовых соков. Ребенок должен потреблять достаточное количество чистой воды (6-8 стаканов в день), ведь она так нужна мозгу для нормальной работы.

Как лечить? Часть врачей утверждает, что до четырех лет (или даже до первого класса) гиперактивность можно не лечить, так как дети только учатся выражать свои эмоции. Перед тем, как будет выбрана терапия, специалисты должны точно определить, не являются ли симптомы гиперактивности причинами таких заболеваний, как эпилепсия, гипертиреоз, вегетососудистая дистония, аутизм, нарушение работы органов чувств (частичная или полная потеря слуха или зрения).

Затем врач собирает анамнез – беседует с родителями и наблюдает за поведением ребенка. Делается электроэнцефалограмма мозга, по которой можно определить, нет ли органических поражений. Возможно, присутствует повышенное внутричерепное давление. Исходя из результатов выбирается самый подходящий из следующих вариантов лечения гиперактивности.

Что принимать в таком случае? Обычно назначаются ноотропные препараты, действие которых направлено на улучшения кровообращения головного мозга: Кортексин, Энцефабол, Фенибут и другие. Какие лекарства давать в случаях подавленного настроения у ребенка (а также возникновения суицидальных мыслей в более взрослом возрасте)? Рекомендуют применение антидепрессантов: Флуокситин, Паксил, Деприм. Более «легкая» терапия – Глицин (аминокислоты) и Пантогам (гопантеновой кислоты).

Возможно, получится обойтись пищевыми добавками. Исследования подтверждают, что витамины группы B и кальций способствуют нормализации работы нервной системы и успокаивают. Также на возбудимость детей может серьезно повлиять недостаток цинка.

В аптеке представлен большой ассортимент успокаивающих травяных сборов и трав по отдельности. Самые популярные – ромашка, мелисса, мята. Также есть средства на травяной основе:

  • настойка лимонника – известный антидепрессант;
  • настойка женьшеня улучшает концентрацию, повышает обучаемость;
  • настойка левзеи тонизирует и придает сил.

Популярен препарат Персен, активными компонентами которого являются валериана, перечная мята и мелисса.

Народные средства также могут включать в себя ароматерапию. Несколько капель масла мяты перечной и ладана, добавленные в аромолампу во время детского сна, помогут сосредоточиться и успокоят нервы.

Важно помнить, что ребенок не виноват в возникновении гиперактивности. Ни один тип лечения не сможет заменить главной исцеляющей силы – любви родителей.

Доктор Комаровский выделил 10 главных правил воспитания гиперактивных детей. Его рекомендации на видео:

Детский психотерапевт Юрий Белехов подробно отвечает на вопрос о том, хорошо или плохо быть гиперактивным ребенком, какие признаки, что делать родителям:

источник

Слишком активный ребенок может стать для своей семьи настоящей проблемой.

Маленьких непосед сложно укладывать спать, заставлять делать уроки или выполнять скучную работу по дому. Поэтому родителям нередко приходится выбирать успокоительное для гиперактивных детей.

Гиперактивностью — называют состояние неадекватной возбудимости и неуместных движений сверх нормы.

У детей это может проявляться:

  • суетой;
  • болтливостью;
  • хаотичными движениями без необходимости.

Родителям, имеющих гиперактивных детей, необходимо:

  • придерживаться четкого распорядка дня;
  • не перевозбуждать ребенка большим количеством занятий и событий;
  • следить за питанием, снизить потребление сахара;
  • не выяснять отношения при ребенке;
  • придерживаться позитивной модели общения;
  • выяснить, что интересно сыну или дочери и найти подходящее хобби;
  • научить ребенка расслабляться физически и эмоционально.

Избавиться от гиперактивности помогут успокоительные ванны с экстрактами хвойных деревьев и шишек хмеля. Они успокаивают нервную систему и помогают быстрее заснуть, поэтому принимать их рекомендуется вечером.

Прежде чем начинать такого рода лечение, следует проконсультироваться с педиатром. После ванны ребенка укладывают на кровать, читают ему сказку или включают спокойную музыку. Чтобы малыш скорее заснул, можно сделать расслабляющий массаж.

Если другие методы не помогают, решить проблему поможет успокоительное для гиперактивных детей.

Оно способствует нормализации сна, уменьшению тревожности, снижению раздражительности, улучшению концентрации внимания и способности к обучению. Назначать курс лечения должен врач после комплексного обследования ребенка. Существует несколько групп препаратов, используемых при гиперактивности у детей.

Чаще всего детям назначают лекарства с седативным (успокаивающим) действием, к ним относятся следующие препараты:

  1. Магне B6. Комбинированное средство, содержащее магний и витамин B6. Улучшает умственную деятельность, поэтому часто назначается школьникам. Одним из противопоказаний является возраст до 6 лет;
  2. Глицин. Аминокислота, которую можно давать детям любого возраста (в т. ч. грудничкам). Помогает при гиперактивности, агрессивности, психоэмоциональном напряжении, нарушениях сна, низкой умственной работоспособности, недостаточной социальной адаптации, перепадах настроения;
  3. Персен. Растительный препарат, оказывающий мягкое воздействие на детскую нервную систему. Назначается при повышенной нервной возбудимости, раздражительности, бессоннице. Применяется начиная с 12 лет;
  4. Бэби Формула Мишки Спокойствие. Выпускается в форме жевательных пластинок, которые очень нравятся детям. Производится на основе глицина, магния, экстрактов мяты и мелиссы. Противопоказание – возраст младше 3 лет;
  5. Тенотен детский. Оказывает седативное и противотревожное действие. Назначается при невротических и неврозоподобных расстройствах, синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Используется для лечения детей старше 3 лет.

В редких случаях детям назначают психостимуляторы, наиболее известными являются следующие лекарственные средства:

  1. Риталин. Назначается при СДВГ. Делает ребенка менее импульсивным и более сосредоточенным, повышает общее качество жизни. В России препарат не продается, т. к. может вызывать зависимость и серьезные побочные эффекты;
  2. Экседрин. Производится на основе ацетилсалициловой кислоты и психолептиков. Имеет множество противопоказаний, назначается подросткам от 15 лет и старше. Дозировку должен подбирать врач. Несоблюдение этого требования чревато развитием побочных реакций: головной боли, нервного тика, головокружения и т. д.;
  3. Аддеролл. Комбинированное средство, содержащее 4 соли амфетамина. Использовать препарат можно только под присмотром врача, т. к. передозировка чревата гипертермией и острым некрозом скелетных мышц. На территории РФ Аддеролл запрещен.

Если основная проблема заключается в рассеянном внимании, ребенку назначаются ноотропные препараты. Нейрометаболические стимуляторы улучшают работу головного мозга и восстанавливают обменные процессы в нервных клетках.

Ноотропы, часто назначаемые детям при гиперактивности:

  1. Пирацетам. Выпускается в капсулах, используется для лечения детей старше 3 лет. Стимулирует синтез дофамина и улучшает обменные процессы в головном мозге. Повышает концентрацию внимания, улучшает когнитивные функции. Не оказывает психостимулирующего или седативного действия;
  2. Глиатилин. Продается в форме капсул, раствора для в/в и в/м введения. Восстанавливает нормальное кровообращение в головном мозге, что ведет к улучшению памяти, внимания и мышления. Для лечения детей рекомендуется использовать раствор;
  3. Кортексин. Является инновационным нейропротекторным препаратом без побочных эффектов, что позволяет использовать его с 0 лет. Продается в виде порошка, из которого готовится раствор для в/м введения. Лекарство оказывает антиоксидантное действие, защищает клетки от свободных радикалов;
  4. Ноопепт. Выпускается в таблетках, обладает нейропротективными и ноотропными свойствами. Улучшает память и стимулирует способность к обучению. Подросткам препарат назначают редко, т. к. возраст до 18 лет является противопоказанием.

Детям с гиперактивностью могут назначаться норадреналиновые препараты, такие как Дигиталис. Гомеопатическое многокомпонентное средство редко используется в детском возрасте.

Обычно врачи отдают предпочтение перечисленным выше седативным и ноотропным препаратам. Также возможно использование биологически активных добавок.

Главное – помнить о том, что прием любых препаратов (в т. ч. тех, которые продаются без рецепта) должен быть согласован с врачом.

Если верить отзывам, травы хорошо помогают при синдроме гиперактивности. Детям до 12 месяцев можно давать однокомпонентные отвары, приготовленные из ромашки, валерианы, мелиссы, фенхеля. Они являются наиболее безопасными, т. к. редко вызывают аллергические реакции.

Чтобы заварить траву, нужно ознакомиться с инструкцией на упаковке. Детям от 1 года до 3 лет можно давать “Успокоительный сбор для детей”, продающийся в аптеках. Препарат содержит пустырник, валериану, чабрец и курильский чай.

  1. залить 1 ст. л. сбора стаканом кипятка;
  2. поставить на водяную баню на 20 минут;
  3. настаивать в течение получаса;
  4. процедить.

Отвар дают ребенку 1 раз в день по 1/3 стакана. Делать это желательно перед сном. Также можно купить “Детский успокаивающий чай” в пакетиках, который удобно заваривать.

Сбор содержит 9 лекарственных растений, в т. ч. ромашку, мяту, зверобой и валериану. Употреблять такой напиток можно не более 3 раз в сутки.

Какие успокоительные можно давать детям? Ответы в видеоролике:

Лечение гиперактивности лучше доверить врачу. Самостоятельно предпринимать какие-либо действия не только бессмысленно, но и опасно: неправильный выбор препарата может привести к развитию осложнений и побочных эффектов.

источник

синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

СДВГсиндром дефицита внимания с гиперактивностью. Встречаются примерно у 15% младших школьников.

— С трудом удерживает внимание во время выполнения школьных заданий и во время игр

— Часто допускает ошибки из-за небрежности

— Часто складывается впечатление, что ребенок не слышит обращенную к нему речь

— Часто оказывается не в состоянии придерживаться инструкции к заданию, не доводит дела до конца

— Ему сложно самому организовать себя на выполнение задания

— Избегает, очень не любит задания, требующие длительного сохранения умственного напряжения.

— Легко отвлекается на посторонние стимулы

— Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях

— Наблюдаются частые беспокойные движения, ребенок крутится, вертится, что-то теребит в руках и т.п.

— Часто встает со своего места на уроках или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте

— Проявляет бесцельную (только чтоб выплеснуть энергию) двигательную активность: бегает, прыгает, пытается куда-то залезть и т.д.

— Обычно не может тихо, спокойно играть, заниматься чем-либо на досуге.

— Часто находится в постоянном движении, «будто к нему прикрепили мотор».

— Часто отвечает на вопросы, не задумываясь и выслушав их до конца.

Читайте также:  Какие витамины пить при сухой коже

— Обычно с трудом дожидается своей очереди в разных ситуациях

— Часто на уроке не может дождаться, пока его спросит учитель и выкрикивает с места.

— Часто мешает другим, вмешивается в игры или беседы.

Если вы наблюдаете у ребенка 5 и более признаков невнимательности из перечисленных выше и 5 и более признаков гиперактивности и импульсивности, причем они устойчивы во времени (сохраняются на протяжении как минимум 6 месяцев) и в ситуации (то есть проявляются и в школе, и дома), то с большой долей вероятности можно говорить о наличии у этого ребенка СДВГ. А значит, для успешного обучения и развития он требует ОСОБОГО подхода с Вашей стороны!

ЧТО ТАКОЕ СДВГ И ОТКУДА ОН БЕРЕТСЯ?

Диагноз СДВГ ставит врач. Это очень незначительные нарушения в деятельности центральной нервной системы. На созревании мозга ребенка могут сказаться факторы – длительная нехватка кислорода у ребенка (например, из-за обвития пуповины во время родов), травмы головы во время родов или в раннем детстве, токсическое поражение плода во время беременности (курение, принятие алкоголя, наркотиков матерью, работа на вредных производствах и т.п.) и другие.

Основными признаками СДВГ являются невнимательность, гиперактивность и импульсивность. Эти особенности поведения ребенка имеют физиологическую основу, поэтому ребенок не может с помощью волевой регуляции корректировать собственное поведение или же это дается ему с большим трудом, часто за счет подрыва здоровья.

Особенностью умственной деятельности таких детей является цикличность: дети могут продуктивно работать 5- 15 минут, затем 3-7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается и не реагирует на учителя, не воспринимает информацию.

Детей с СДВГ характеризует высокая утомляемость, особенно интеллектуальная (физическое утомление может, вообще, отсутствовать); низкая работоспособность; сниженные возможности саморегуляции; трудности при оперировании большим объемом информации.

СДВГ является легким поражением нервной системы, поэтому при адекватном подходе к такому ребенку он, скорее всего, будет вполне успешен в обучении (часто среди таких детей встречаются и одаренные), а к 4-6 классу проявления синдрома практически исчезнут.

Рекомендации родителям по общению с детьми с СДВГ:

— проявляйте достаточно твердости и последовательно­сти в воспитании;

— избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой — завышенных требований к ребенку;

— повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;

— выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;

— для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

-уделяйте ребенку достаточно внимания;

— не допускайте ссор в присутствии ребенка.

— установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи, учите ребенка четкому планированию своей деятельности;

— чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить за­дание, не отвлекаясь;

— снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;

— оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;

— избегайте по возможности больших скоплений людей; во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.

— помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности, когда ребенок утомлен, не настаивайте на срочном выполнении дела, дайте ему возможность отдохнуть;

— придумайте гибкую систему вознаграждений за хоро­шо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему, за­вести дневник самоконтроля;

— не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка;

— чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к от­рицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактив­ные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям;

— составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ; постепенно расширяйте обязанности, предваритель­но обсудив их с ребенком;

— не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;

— помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;

— не давайте одновременно несколько указаний. Зада­ние, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из несколь­ких звеньев;

— вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как гипер­активный ребенок еще не готов к такой форме работы, наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»: лишение удовольствия, лакомства, привилегий, запрет на приятную деятельность, телефонные разго­воры; прием «выключенного времени» (изоляция, угол, ска­мья штрафников, домашний арест, досрочное отправление в постель); холдинг, или простое удержание в «железных объ­ятиях»; внеочередное дежурство по кухне и т.д.

— давайте ребенку только одно задание на определенный отре­зок времени, чтобы он мог его завершить

— поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие кон­центрации внимания (например, работа с кубиками, раскра­шивание, чтение)

— давайте ребенку возможность расходовать избыточную энер­гию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе — длительные прогулки, бег, спортивные занятия.

— старайтесь не давать ребенку дополнительных умственных нагрузок, в начальных классах не рекомендуется посещение художественной, музыкальной школ, различных кружков, рекомендуется, наоборот, посещение спортивных секций, особенно детям с СДВГ полезна гимнастика и плавание.

— поговорите с гиперактивным ребенком о его проблемах и научите с ними справляться.

Некоторые родители считают, что могут помочь ребенку, давая ему синтетическое снотворное. Подобные средства не способны обеспечить ребенку здоровый сон. Малыш скорее впадает в одурманенное состояние и просыпается бледный и невыспавшийся.

Кроме того, неизвестно, не вызывают ли эти препараты привыкания.

Медикаменты оказывают второстепенную помощь

Гиперактивность — это нарушение поведенческих реакций. С ней нельзя справиться медицинскими препаратами, однако на определенных стадиях медикаменты могут использоваться при психотерапевтическом лечении — но в качестве не основного, а лишь вспомогательного средства лечения.

Гиперактивными называют самых беспокойных детей. Своим внутренним и внешним беспокойством они осложняют жизнь себе и всем окружающим. Многие дети проявляют явное беспокойство в ситуациях, требующих порядка и внимания, например в школе или в детском саду. Они не могут сидеть спокойно, болтают ногами, роняют разные предметы, оборачиваются и вскакивают. Отсутствие сосредоточенности, короткий период времени, в который они способны спокойно и внимательно следить за ходом занятия, импульсивность и взбалмошность вредят не только успехам в учебе ребенка, но и успехам всей группы в детском саду или классе.

Побольше общайтесь с ребенком

Когда вы рассказываете малышу истории или читаете ему вслух, а не оставляете его на произвол судьбы один на один с компьютером или телевизором, он успокаивается, потому что чувствует вашу любовь и заботу. Ребенок учится не быть безвольным потребителем развлекательной продукции.

Регламентированный распорядок дня

В первую очередь это касается маленьких детей дошкольного возраста. Им нужна уверенность в стабильности и покое, а это им может обеспечить твердый режим дня. При этом имеется в виду не только четкое время приема пищи и сна, но и время, которое родители полностью посвящают ребенку: для игры, для рассказывания историй, для общения. Время, которое вы уделяете исключительно ему, должно быть неприкосновенным.

Нельзя недооценивать успокаивающее действие таких ритуалов!

С младенчества до школьного возраста важнейшим терапевтическим средством является пример взрослых, которые контролируют свои мысли, чувства и желания. Вместо этого детям часто приходится сталкиваться с суетой, обеспокоенностью и душевным напряжением в семье, с раздраженной матерью и ворчливым отцом. Кроме того, дети часто вместо любви и уюта ощущают беспомощность и равнодушие к своим проблемам.

Залейте чайную ложку смеси корня валерианы и листьев мелиссы 250 мл холодной воды, доведите до кипения и процедите. Давайте ребенку ежедневно две-три чашки этого чая.

Давайте ребенку в течение трех месяцев 3 раза в день после еды по 10 капель настойки валерианы, капая их на кубик сахара-рафинада.

Залейте пригоршню смеси шалфея и лавандового цвета литром воды, доведите до кипения, процедите и добавьте в ванную вместе с пеной для ванн, содержащей хмелевое масло. Пусть ребенок принимает ванну при температуре воды 37 °С в течение 20 минут.

Если гиперактивность малыша проявляется слишком сильно или связана с агрессивностью, следует отвести его к врачу. Тот должен установить, не является ли это симптомом повреждения мозга.

Возможно, родителей гиперактивных детей утешит тот факт, что большинство подобных симптомов пройдут до периода полового созревания.

Кроме внешних причин в развитии гиперактивности определенную роль может играть питание. Организм ребенка реагирует на содержащиеся в пищевых продуктах консерванты, красители и усилители вкуса, и реакция эта намного интенсивнее, чем у взрослых. В первую очередь ребенок реагирует именно на фосфаты — появляется гиперактивность. Фосфаты содержатся в мясе и колбасе, лимонадах и сладостях, а также в различных фруктах.

Семьям с гиперактивными детьми нужно много терпения и длительная психотерапевтическая помощь. При последовательном педагогическом и психотерапевтическом уходе в некоторых случаях достигается поразительный успех, и дети внезапно «взрослеют».

Питание при гиперактивности

Дискуссионный вопрос о фосфатах.

В последнее время вопрос о фосфатах широко обсуждается врачами. Говорят, что фосфаты якобы вызывают у детей гиперактивность («синдром непоседы»). Производители гигиенических средств отреагировали на это и перестали использовать фосфаты в своей продукции. Однако в зубной пасте по-прежнему могут содержаться фосфаты в качестве отбеливающих средств. Вопрос о том, приводит ли современное детское питание, богатое фосфатами, к гиперактивности (речь идет о лимонадах и коле), остается открытым. И все же фактом остается то, что рацион с низким содержанием этих веществ способствует лечению этого заболевания. Как бы то ни было, ребенку, страдающему гиперактивностью, не повредит диета без фосфатов, хотя и в этом отношении не следует заходить

слишком далеко, так как они выполняют в человеческом организме ряд важных функций.

Побочные эффекты добавок с фосфатами

Пищевые добавки с фосфатами могут вызывать аллергию, а в больших количествах — влиять на содержание в организме кальция, что наносит вред костям и зубам ребенка.

Фосфаты в качестве пищевых добавок в сыре: ортофосфорная кислота (Е-338),

фосфаты натрия (Е-450а — Е-450с) и мононатрий ортофосфат (Е-339а). Эти пищевые добавки предотвращают расслоение сыра на жир и сыворотку.

Фосфаты, содержащиеся в зубной пасте, порошковом тесте и сахарном сиропе: дикальций ортофосфат (Е-341) и трикальций ортофосфат (Е-341с). Эти соли придают необходимый продукту белый цвет и некоторый блеск.

Фосфаты, содержащиеся в добавках к кофе без молока: ди- и трикалий ортофосфат (Е-340).

Фосфаты, содержащиеся в морепродуктах, в первую очередь в рыбном филе и рыбных палочках — полифосфаты (Е-450а — Е-450с) — нужны для повышения содержания воды, то есть, чтобы при размораживании не терялся столь большой объем.

Биологические вещества и пищевые продукты для крепких нервов

• Витамин В; (тиамин) заботится о достаточном энергоснабжении нервных клеток. Нехватка тиамина приводит к раздражительности, нарушению эмоционального равновесия, проблемам с концентрацией внимания, хронической усталости, потере аппетита и нарушениям сна.

Тиамин в первую очередь содержится в пивных дрожжах, овсяных и медовых хлопьях, мюсли с орехами, мюсли с цельным зерном, орехах кешью, маке, сезаме, семечках подсолнуха и колбасе.

Проворная никотиновая кислота

Витамин В3 (никотиновая кислота) заботится о правильном распределении энергии. Так, его наличие в крови определяет то, будет ли использоваться аминокислота триптофан в обмене веществ или же ее действие будет направлено на успокаивание нервов. Нехватка никотиновой кислоты в пищевых продуктах приводит к нервозности и беспокойству, в то время как избыточная порция этого витамина может при определенных обстоятельствах успокаивать сильнее, чем валериана, хмель, зверобой и другие успокаивающие средства. Много никотиновой кислоты содержится в таких пищевых продуктах, как пивные дрожжи, мясо, колбаса, бобовые, орехи и семечки. Тайна витамина В3 в его крошечном размере.

Как и в случае с витамином С, его молекулы очень маленькие, и из-за этого он очень быстро поступает в пункт своего назначения в организме и не разрушается перед этим вредными свободными радикалами. Это свойство делает витамин В3 самым проворным из всех витаминов и, соответственно, наиболее заманчивым для медицинского использования.

Сбалансированное и правильное питание для них имеет очень важное значение. Их организм чутко чувствует, что и сколько ему необходимо в данный момент.

Некоторыми авторами отмечается, что у новых детей имеется необычная реакция на некоторые лекарственные препараты и продукты питания. У таких детей наблюдается «полярная», т.е. противоположная реакция на некоторые лекарства. От стимулирующих препаратов успокаиваются, а от успокаивающих – возбуждаются.

Было замечено, что гипогликемия – одно из самых распространённых заболеваний у детей с проблемами в поведении. Ребёнок может быть возбуждён или раздражителен сразу после пробуждения, но успокаивается после завтрака.

Российский исследователь, психолог В.Н. Пугач заметил также зависимость между количеством сахара в крови и поведением детей. У некоторых детей существует резкая реакция на сахар. От сахара, такие дети сильно возбуждаются и становятся гиперактивными.

В этой же статье В.Н. Пугач приводит данные Испанских учёных которые доказали, что сахар действительно опасен для работы мозга.

Если у вашего ребёнка наблюдается большая чувствительность к сахару, то обязательно заменяйте его ребёнку на мёд, сухофрукты (не варёные в сахарном сиропе), сладкие фрукты и овощи. Так же ограничьте потребление ребёнком конфет и продуктов, содержащих большое количество сахара.

Научно установлена связь между СДВГ и пищевыми красителями, сахаром и консервантами. По меньшей мере, 17 исследований подтвердили влияние пищевых красителей на гиперактивность и бессонницу, особенно у детей. Так, в ходе одного исследования выяснилось, что 150 из 200 детей стали лучше спать, меньше раздражаться и вести себя спокойней после того, как из их рациона исключили синтетические красители. Исследователи замеряли уровень адреналина в крови детей до употребления рафинированного сахара и после. Оказалось, что после приёма сахара уровень адреналина в крови взлетает в десятки раз!

Другие исследования показывают, что дети с подозрением на СДВГ, принимавшие комплексные витамины и минералы начинали вести себя более спокойно и уравновешенно, их успехи в учёбе повышались. Более того, такие дети становились более общительными и жизнерадостными.

Ещё одно средство, которое способствует более сбалансированному и гармоничному состоянию таких детей это сине-зелёная водоросль – Спирулина платенсис (препарат называется «Спирулина ВЭЛ», находится в свободном доступе в аптечной сети). Она стабилизирует уровень сахара в крови, в ней не содержатся токсины, но имеются жизненно необходимые витамины (особенно много бета-каротина и витамина В12).

По словам родителей, детей употреблявших эту водоросль, она творит «чудеса» с их неугомонными детьми. Дети становятся гораздо спокойнее, уравновешеннее и послушней.

Родители гиперактивного ребенка должны действовать слаженно в своих воспитательных мерах, указаниях и запретах, иначе он скоро научится обращать эти различия себе на пользу.

Несмотря на сложности, вы должны строить нормальные отношения с ребенком. Превратите специальные лечебные процедуры в игру. До поступления в школу малыш должен научиться концентрироваться и внимательно следить за ходом урока.

Гиперактивным детям нужны сильные впечатления, поэтому при выдумывании игр и развлечений вы должны быть очень изобретательными, чтобы им не было скучно.

Материал был взят из свободных источников в сети Интернет, а так же авторских исследований.

источник