Меню Рубрики

Классный час для чего нужны витамины

Урок пропагандирует здоровый образ жизни; активизирует познавательную деятельность учащихся; заинтересовывает учащихся изучением вопросов здоровья; расширяет понятие о здоровом питании. Детям в увлекательной форме предлагается закрепить имеющиеся знания по данной проблеме и получить новую информацию и мудрые советы.

Цели урока:

  • познакомить детей с понятием витамины;
  • воспитывать осознанное отношение учащихся к собственному здоровью;
  • формировать мотивацию к ЗОЖ.
  • Задачи урока:

    • познакомить детей с понятием “ витамины” и с витаминами А, В,С.;
    • продолжить формировать у детей представление о полезных продуктах, в которых содержаться витамины;
    • воспитывать у детей чувства коллективизма, умение работать в группе.

    Действующие лица: Витамины А, В, С, D. Семья: мама, папа, сын.

    Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята. Думаю, что все вы, ребята, знаете, что сказать “здравствуйте” – это в первую очередь, значит пожелать человеку здоровья.

    А что значит быть здоровым?

    Учитель: Вы все, конечно, правы. Быть здоровым, значит быть сильным, крепким, выносливым, ловким, стройным, красивым.

    Здоровье – это главная ценность в жизни человека. Не зря в народе говорят: “Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – многое потерял, здоровье потерял – все потерял.

    Именно поэтому мы посвятили сегодняшний классный час этой величайшей ценности называется наш классный час “ Витамины и их роль в жизни человека”. (Слайд №1)

    (Под музыку песни » Буратино» выбегают дети, которые представляют витамины).

    Рады Вас видеть сегодня, сейчас!
    Все витамины приветствуют Вас!

    Чтоб не болеть, не скучать, не сердиться,
    Будем все вместе сегодня учиться!

    Видите – груша, лимон, апельсины.
    Главная тема у нас – ВИТАМИНЫ!

    Зима, за окном очень сильный мороз,
    А значит, приходит авитаминоз.

    И каждый узнать обстановку готов,

    Давайте заглянем в один из домов.

    (На сцене семья: мама готовит обед, папа с газетой, сын за компьютером)

    Вот выходной, снова серое утро,
    Сын, целый день, просидит у компьютера.
    Да и у папы болезненный вид,
    И у меня всегда что-то болит.

    Послушайте, что я узнал,
    Что я в газете прочитал:
    Рекламу выставки картинной,
    Но, необычной, – витаминной!

    Все: Узнаем все про витамины!

    (Во время чтения слов ВИТАМИНЫ выходят из рамочек от картин, изображая импровизированную выставку).

    Мы Вам поможем сегодня узнать,
    Где и какой витамин лучше взять,

    Что лучше есть, и напиток какой
    Лучше всего нам подходит с тобой.

    Всё хорошо, ничего не болит!?
    А – витамин, открывай алфавит!

    Знаете, список его очень длинный,
    Ведь алфавит непростой, витаминный!

    А, я – витамин В!
    Нужен я всем, и тебе, и тебе!
    Я содержусь в очень многих продуктах.
    Да, и вообще-то, нас целая группа!

    Я – витаминка!
    Я – аскорбинка!
    И называюсь я так неспроста.
    Я – очень полезная кислота!

    Без меня жить невозможно,
    Кости очень ненадежны.
    Чтоб родился я на свет,
    Нужен ультрафиолет!

    Если Вы слушали, а не зевали,
    Наверняка, Вы сегодня узнали, что:

    А – важный витамин,
    Это – каротин.
    Всем на обозрение:
    Нужен он для роста
    И еще для зрения!

    Группы В,– витамины,
    Содержат энзимы.
    Для кожи, волос, для строения,
    Для бодрости и настроения!

    Витамин С, –
    На Вашем лице!
    С ним никогда ничего не болит!
    И, в результате, – прекраснейший вид!

    Сердце в порядке, движенье – вперед,
    Мой витамин уставать не дает!

    А, В, С, D, все витамины группы В,
    Весь алфавит, – и ничего не болит!

    Все ягоды и фрукты эти
    Растут на солнечной планете.

    Но что в них такое поспеет?
    Если Планета болеет?!

    А, знаете, мы все же верим
    В подход разумный к ноосфере.

    В наш умный двадцать первый век,

    Здоровая планета – здоровый Человек!

    Учитель: Слово “витамин” придумал американский учёный Казимир Функ. Он открыл, что вещество (“амин”), содержащееся в оболочке рисового зерна, необходимо для жизни. Соединив латинское слово вита (жизнь) с “амин”, получилось слово “витамин”. Детям младшего школьного возраста надо съедать в день 500– 600 грамм овощей и фруктов. (Слайд №2, №3).

    Учитель: Чтобы нам удобнее было работать, мы разделимся на 2 команды.

    Задание №1. (от каждой команды по 2 человека)Из нарезанных овощей приготовить салат, украсить и придумать оригинальное название.

    Задание №2: Из набора картинок выбрать набор для щей – первой команде, для борща – 2 команде. (Слайд №4, Слайд №5)

    Учитель: А теперь отгадайте загадки про овощи:

    Лето целое старалась, одевалась, одевалась
    А как осень подошла, нам одежки отдала.
    Сотню одежонок, сложим мы в бочонок.
    (Капуста.)

    Снаружи красна, внутри бела,
    На голове хохолок – зеленый лесок.
    (Редиска.)

    Развалились в беспорядке на своей перине – грядке
    Сто зеленых медвежат, с сосками во рту лежат
    Беспрерывно сок сосут и растут, растут, растут.
    (Огурцы.)

    Золотая голова велика, тяжела
    Золотая голова отдохнуть прилегла
    Голова велика, только шея тонка.
    (Тыква.)

    Учитель: Какой витамин содержится в этих продуктах?

    1. Морковь, сливочное масло, молоко, яйцо, рыбий жир, горох, капуста, щавель, облепиха. (Витамин А.) (Слайд № 6)

    Если вы хотите хорошо расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубы, вам нужен я!

    2. Ржаной хлеб, салат, морковь, картофель, дрожжи. (Витамин В.) (Слайд №7)

    Если вы хотите быть сильными, иметь хороший аппетит и не хотите огорчаться и плакать по пустякам, вам нужен я!

    3. Черная смородина, шиповник, апельсин, красный пе­рец, помидор, клюква, капуста, зеленый лук. (Витамин С.) (Слайд №8).

    Если хотите реже простужаться, быть бодрыми, быстрее выздоравливать при болезни, вам нужен я!

    Учитель. Каждому человеку нужны витамины, чтобы хорошо расти, хорошо видеть, иметь крепкие зубы, и не огорчаться и не плакать по пустякам, чтобы реже простужаться, быть бодрым, быстрее выздоравливать при болезни.

    Мы делили апельсин.
    Много нас, а он один!
    Эта долька для котят,
    Эта долька для утят,
    Эта долька для ежа,
    Эта долька для стрижа.
    А для волка кожура.
    Он сердит на нас – беда!
    Разбегайтесь кто куда!

    Учитель: От каждой команды по 2 человека приглашаются. Задание 1– ой команде “Запомни фрукты” .Фрукты меняют местами, дети должны отгадать прежнее место.

    Задание 2-ой команде. Узнай сок. (Слайд № 9, № 10).

    Учитель. Человек на 70% состоит из воды. В сутки требуется жидкости примерно 2 литра. Без еды человек может прожить 2 месяца, а без воды не больше двух – трех дней.

    – Какой самый распространенный напиток?

    – Чай. Чаю уже больше 5 тысяч лет.

    А до чая на Руси пили морсы, рассолы, квас, кисели. Что вы знаете об этих напитках? (Ответы детей).

    Учитель: Морс – один из древнейших русских напитков, упоминание, о котором можно найти еще в “Домострое”. Само название напитка произошло от слова “мурса”, что в переводе означало “вода с медом”. Для его приготовления на Руси издавна использовались лесные ягоды, известные не только своим неповторимым вкусом и ароматом, но и лечебными свойствами, ведь в их составе – и органические кислоты, и витамины, и минеральные соли, пектин.

    К примеру, морс из брусники – полезен при простудных заболеваниях, хорошо утоляет жажду и повышает аппетит.

    Из клюквы – обладает жаропонижающим действием, повышает тонус организма, аппетит. Из ежевики – нормализует деятельность желудочно-кишечного тракта, является общеукрепляющим и успокаивающим средством.

    Из черники – полезен для глаз и хорош для детей при расстройствах желудка и кишечника.

    Морсы можно готовить и из нескольких сортов ягод, а также добавить овощи (свеклу, морковь. ) Существует множество рецептов морса из смеси различных ягодных, фруктовых, овощных соков, что и полезно, и очень интересно по вкусу.

    Учитель. Ребята фрукты мы употребляем чаще всего в сыром виде. О чем нужно помнить,прежде чем съесть фрукты или овощи? (ответы детей). (Слайд № 11).

    Учитель. Мыть овощи, фрукты и ягоды можно как под проточной водой вручную, так и при помощи дуршлагов и специальных сеток для мытья продуктов. Если вы страдаете аллергией, нелишним будет предварительно замочить импортные овощи и фрукты на час в холодной воде.

    (Детям предлагаются баночки с запахом лимона, апельсина, чеснока, лука, капусты , дети определяют запахи) Учитель подводит итог.

    Дети исполняют песню “Витамины” слова И. Росихиной на мотив «Буратино» из кинофильма “Приключения Буратино” музыка Д.Тухманова).( Слайд №13)

    1.Ответьте на один вопрос:
    Что значит авитаминоз?
    Что нужно к пище добавлять,
    Чтобы его нам избежать?
    И, что бы нам такое съесть,
    Чтоб никогда не заболеть?

    Припев:
    Ви – Они такие разные…
    Та – Они разнообразные…
    Ми – Они для жизни нужные…
    Ны – Мы с ними будем дружными!
    Ви – Та – Ми – Ны! Вот!

    2.Когда приходишь в магазин,
    Не забывай про витамин:
    Морковь, капусту и шпинат,
    Бананы, киви, виноград,
    Орехи, яблоки, лимон,
    Картошку, свеклу, лук, дайкон.

    3.Природа, Воздух и Вода,
    Мы будем Вас беречь всегда!
    Планету нашу сохраним,
    От загрязненья защитим.
    Ведь людям очень Вы нужны,
    И для планеты так важны.
    Как…

    Припев:
    Ви – Они такие разные…
    Та – Они разнообразные…
    Ми – Они для жизни нужные…
    Ны – Мы с ними будем дружными!
    Ви – Та – Ми – Ны! Вот!
    Все: VITA – это жизнь.

    (Дети угощаются фруктами, которые приготовили родители).

    источник

    Эсмира Горячковская
    «Путешествие в страну Витаминию». Конспект классного часа

    Путешествие в страну витаминию

    Цели: расширить знания детей о пользе витаминов для здоровья человека;

    познакомить с группой витаминов.

    закрепить знания о витаминах, содержащихся в овощах и фруктах;

    пропаганда здорового образа жизни.

    Развивать внимание, речь, мышление, память.

    Оборудование: ТСО, (презентация, карточки с овощами, витаминами, карандаши цветные, муляжи овощей и фруктов.

    Воспитатель. Здравствуйте уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас сегодня в нашем зале. И я предлагаю вам отправиться вместе со мной в путешествие. А куда мы отправимся, вы узнаете из стихотворения, слайд 1 Витаминная страна Вся чудес она полна-Витамины здесь живут, Всех нас в гости к себе ждут.

    Совершенно верно, это волшебная страна Слайд 2Витаминия. Воспитатель.

    Давайте вспомним, что человеку необходимо для жизни. (Воздух, вода, еда.) Еда бывает разной: вкусная — невкусная, любимая — нелюбимая, полезная — неполезная. Какие полезные продукты вы знаете? Чем эти продукты полезны? В них есть витамины. Сегодня мы с вами поговорим о витаминах, их значении для здоровья человека.

    В природе витамины образуются в растениях. Каждая травинка, каждый листок ловят солнечные лучи — источник жизни. Солнечный луч упадёт на зелёный лист и погаснет, но не пропадёт. С его помощью в листе возникнут необходимые для растения вещества и витамины.

    Животные, питаясь растительной пищей, накапливают витамины в своих органах и тканях. Поэтому витамины содержаться как в растительной, так и в пище животного происхождения.

    Витамины были открыты в 1880 г. известным в то время врачом (Слайд 3) Николаем Ивановичем Луниным.

    Свое название витамины получили от латинского слова «вита»—жизнь, т. е. они жизненно необходимы для человека. Витамины бывают разные. Их существует больше 30. Как и у человека, у каждого витамина есть свое имя. Обозначают их заглавными буквами латинского алфавита ABCDEFnnp. С некоторыми из них, наиболее важными для нашего организма, я хотела бы вас познакомить.

    Самые полезные и известные витамины- (Слайд 4) это А,В,С,Д,. (Выходят витамины)

    ВИТАМИН А. Самым первым был открыт витамин А. Он отвечает за зрение, состояние кожи. Витамин А содержится в сыре, сливочном масле, моркови, зелёном горошке, тыкве, цитрусах. Слайд 5. При нехватке витамина А в организме человека развивается болезнь под названием «куриная слепота» (при отсутствии дневного света человек ничего не видит). — А знаете ли вы, в каком продукте больше всего содержится витамина А? (моркови.)

    Витамин А. Помни истину простую: Лучше видит только тот, Кто жует морковь сырую Или сок морковный пьет. Показывает рисунок с изображением моркови.

    А в каких ещё продуктах содержится витамин А? Давайте посмотрим. Слайд 6, 7 (ученик читает текст на слайде 5) ВИТАМИН В.

    ВОСПИТАТЕЛЬ Он и нервы нам подлечит,

    И сердечко укрепит, И мозги он нам зарядит, И повысит аппетит. — он поможет усвоить пищу Вот какой важный этот витамин!

    — А знаете ли вы, в каком продукте больше всего содержится витамина В? Слайд 8

    Ребёнок читает: Очень важно спозаранку

    Есть за завтраком овсянку.

    И не только по утрам. (Показывает рисунок с изображением хлеба) А в каких ещё продуктах содержится витамин В? Слайд 9 Л О (текст слайда 10 читает ребёнок)

    Витамин С: Для того, чтобы ваш организм был как крепость, не подпускал злых микробов и не позволял им заразить вас болезнями очень нужен витамин С. Он живёт во всем кислом. В гости к нам пришёл витамин С.

    — А знаете ли вы, в каком продукте больше всего содержится витамина С? (Слайд 11)

    Помогают апельсины. Ну а лучше съесть лимон, Хоть и очень кислый он.

    Показывает рисунок с изображением лимона и апельсина. Давайте посмотрим в каких ещё продуктах содержится витамин С. Слайд 12, 13Л4 (слайда14 читает ребёнок) ВИТАМИНА Д -важен для роста и укрепления костей.

    Витамин D поступает к нам в организм с солнечными лучами. При нехватке этого витамина развивается тяжёлое заболевание с разрушением костей.

    — А знаете ли вы, в каком продукте больше всего содержится витамина Д? (В рыбе,

    рыбьем жире и др.) Слайд 15

    Ребёнок читает стихотворение

    Посмотрим где ещё содержится витамин Д

    Но кроме этих витаминов существуют и другие. Их еще очень много. Слайд 17

    Это витамин Е, например, и витамин Р, и витамин К.

    Витамины бывают натуральные и искусственные. Слайд 18

    Натуральные витамины содержаться в натуральных продуктах, а искусственные — в таблетках

    Как вы думаете, какие витамины наиболее полезны для организма: натуральные или искусственные?

    (ответы детей: витамины полезны натуральные, они находятся в натуральных и растительных продуктах)

    Ведущий. Ребята, еще несколько дней назад в нашей волшебной стране все шутили и улыбались. (Слайд!9) Но вдруг появился злой волшебник и украл все витамины. А без них все жители страны могут погибнуть. Давайте мы с вами дружно поможем им спасти эту удивительную страну. А сделать это сможем, если пройдем все испытания, которые приготовил нам злой волшебник. Как вы думаете, справимся мы с ними? Вы готовы к помощи? Тогда вперед! Слайд 20 Испытаний будет 4. Они находятся в конвертах.

    Читайте также:  От чего а токоферола ацетат витамин е

    Ведущий: Первое задание: разложить по тарелкам овощи и фрукты Слайд21. (Включаю песню

    Ведущий: Молодцы! Хорошо справились с заданием. Первое испытание пройдено.

    Второе задание, которое придумал злой волшебник. Узнать где живут витамины. Для

    этого вам завяжут глаза, вы изведайте продукт и скажите, что это за продукт.

    После конкурса Слайд 24 (2 щелчка) Третье задание

    Отгадайте кроссворд. (задания-загадки) Слайд 25

    Огородная краля Он круглый и красный,

    Скрылась в подвале, Как глаз светофора

    Ярко-жёлтая на цвет, Среди овощей

    А коса-то, как букет. Нет сочней

    Снаружи красна, А в морозсладка.

    Внутри бела. Что за ягодка?

    На голове хохолок- (рябина) Слайд 31

    Лето целое старалась- Растёт солнышко на ножке.

    Одевалась, одевалась. Как дозреет солнышко,

    А как осень подошла, Будет горстка зёрнышек.

    Нам одежки отдала. (Подсолнух)Слайд 32

    В огороде хоть росла, В огороде — жёлтый мяч.

    Знает ноты «соль» и «фа». Только не бежит он вскачь,

    (Фасоль) Слайд 29 Он как полная луна.

    И последнее задание: необходимо создать волшебную книгу для этого у вас есть клей,

    фрукты, овощи название витаминов. эксперементируйте.

    Со всеми заданиями справились и помогли спасти страну «Витаминию». Слайд 36 (2 щелчка)

    Теперь злой волшебник никогда не посмеет сюда вернуться, мы изгнали его навсегда. Молодцы, ребята! Слайд 37 Наше путешествие подходит к концу

    Воспитатель: Мы с вами побывали в стране. .Что такое витамины? Скажите зачем нам нужны витамины? Слайд 38 А вот и витаминки озорники. Дети исполняют частушки Ставьте ушки на макушке. Слушайте внимательно. Витаминные частушки Очень занимательны.

    Вы хотите быть красивой, Долго жить и не стареть Обязательно вам надо Витамин Е дома иметь. Если ты боишься гриппа И другой простуды, Витамин С принимай, Не болей и не хворай.

    Чтобы кости не болели. Зубы были целы, Витамин D ты принимай Прямо с колыбели. Чтоб была красивой кожа, Зорко видели глаза, Витамин А ты принимай, Никогда не унывай.

    Витаминная семья Вся очень полезная. С нею ты дружи всегда, Пусть отдыхают доктора. Воспитатель читает слайд 39

    Чтоб здоровым, сильным быть, И решить я не берусь:

    Надо овощи любить Кто из вас вкуснее,

    Все без исключения. Кто из вас нужнее!

    В этом нет сомнения! Ешьте больше овощей —

    В каждом польза есть и вкус, Будете вы здоровей!

    До скорых встреч! ‘.Слайд 40

    Наглядно-дидактический материал по ознакомлению детей с витаминами А, В, С, D ЦЕЛЬ: 1 Познакомить с понятием «витамины» и продукты, в которых они содержатся; 2 Закреплять знания о необходимости наличия витаминов в.

    Презентация–викторина Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка — детский сад № 62 (МБДОУ №62) Занятие –викторина.

    источник

    Мероприятие направлено на формирование у младших школьников навыков здорового образа жизни.

    Государственное учреждение образования

    «Средняя школа №40 г.Витебска»

    Учитель начальных классов

    Классный час по теме: «Витамины» 3класс

    Цель: овладение учащимися основами здорового образа жизни.

    познакомить детей с понятием «витамины» и продуктами, в которых они встречаются, их ролью в питании человека;

    содействовать расширению знаний детей о здоровом питании;

    развивать креативное мышление и творческий потенциал учащихся;

    воспитывать культуру взаимодействия учащихся в парной и групповой работе;

    воспитывать здоровые привычки питания;

    формировать у учащихся устойчивую положительную самооценку.

    «фишки-витамины» с буквами А, В, С, D, E

    книжки с загадками, журналы с ребусами, кроссвордами, цветная бумага, клей, альбом,скотч

    карточки с названием темы

    Организационный момент. Психологический настрой

    Учитель. Здравствуйт,-ты скажешь человеку.

    Ученик. Здравствуй!-улыбнётся он в ответ.

    Учитель, ученик (вместе). И, наверно, не пойдёт в аптеку.

    Все дети. И здоровым будет много лет.

    — А что поможет вам быть здоровыми?

    Игра «Путь к здоровью» (работа в группах).

    На столах карточки с изображением продуктов питания, детям необходимо их разделить на полезные и вредные.

    Карточки:
    Морковь, чипсы, зелёный лук,, лимонад, помидоры, яйца, творог, молоко, гамбургер, рыба, кока-кола, рыба, конфеты, сыр, клубника, яблоки.

    – Чем эти продукты полезны и чем вредны? (Ответы детей.)

    – Действительно, в полезных продуктах есть витамины и минералы.

    Дидактическая игра «Ты, катись, весёлый мяч».

    Дети стоят по кругу, передают друг другу мяч, проговаривая стихотворные строки:

    Игроки, в руках которых мяч оказывается на концовке стихотворения, отвечают на вопросы:

    1. Как вы понимаете смысл выражения «Овощи и фрукты — кладовая здоровья»?

    2. Для чего человеку нужна пища? (С пищей поступают в организм необходимые питательные вещества).

    3. Чем полезны овощи и фрукты?

    4. Зачем человеку витамины?

    — Мы сегодня с вами и ответим на этот вопрос. Узнаем, что знаете о витаминах, узнаем новое о них и попробуем создать лэпбук «Витаминная азбука».

    -Будем работать в группах и каждая группа –это определённый витамин. (Дети вытягивают карточки с буквами А, В, С, D, E)

    — Свое название витамины получили от латинского слова «вита» — жизнь, т. е. они жизненно необходимы для человека.

    -Витамины бывают разные. Их существует больше 30. Как и у чело­века, у каждого витамина есть свое имя. Витамины обозначаются латинскими буквами А, В, С, D, E, F и др.

    -Как вы думаете, к чему приводит недостаток витаминов? (За правильный ответ «фишка-витаминка»).

    -Действительно, витамины играют важную роль в питании детей. Но в организме человека витамины почти не вырабатываются. Они поступают вместе с пищей и нужны нам в ничтожно малых дозах, в мг. Несмотря на это витамины оказывают сильное воздействие на организм человека. Содержание витаминов в продуктах различное. Больше всего витаминов содержат растения.

    А вот отсутствие витаминов в организме человека приводит к серьёзным нарушениям, болезням (авитаминоз).

    Витамины тесно связаны с процессами роста и развития организма, повышают сопротивляемость болезням.

    — Давайте послушаем подготовленные рассказы детей из каждой группы о витаминах. Будьте внимательно, полученные знания вам будут нужны для создания лэпбуков.

    1-й ученик. Витамин А (ретинол) -это витамин роста. Ещё он помогает сохранить зрение. Содержится в молоке, моркови, зелёном луке.

    Витамин А (работа по слайду презентации, читает учитель)

    Посмотрите на меня, я – витамин А. Если у вас снижается зрение, если вы в вечернее время нечетко видите предметы, у вас слабая эмаль зубов — вам не хватает именно меня. Как же вам пополнить организм мной? (Нужно есть продукты, содержащие витамин А).

    Рыбий жир, печень, сливочное масло, яичные желтки, сливки молоко.

    Он и в масле, в жирном сыре.

    2-й ученик. Витамины группы В важны для деятельности мозга. Они есть в чёрном хлебе, крупах, бобовых, мясе, молочных продуктах.

    Витамин В (работа по слайду презентации)

    Если вы слабы, у вас плохой аппетит, вы часто огорчаетесь, плачете по пустякам – вам не хватает именно меня. Чтобы вы хорошо себя чувствовали, не огорчались, не расстраивались, чтобы не шелушилась кожа, вам крайне необходим я. Где же вы меня сможете найти?

    Дрожжи, горох, крупа гречневая, овсяная, фасоль, хлеб пшеничный
    телятина.

    «В» — в наружной части злаков,

    3-й ученик. Витамин С делает организм стойким к различным болезням. Он есть в чесноке, капусте, луке, во всех фруктах, ягодах.

    Витамин С (работа по слайду презентации)

    Я самый популярный витамин. Я содержусь во всех свежих овощах, фруктах и ягодах. Без меня вы можете болеть часто и продолжительно, а ваш организм не будет сопротивляться. А я рад вам помочь защититься от простудных заболеваний. Где вы меня можете найти?

    Чёрная смородина, перец, цветная капуста, щавель, лимоны, апельсины, мандарины, капуста , зелёный лук, малина, вишня, абрикос, персик, банан.

    4-й ученик. Витамин D сохраняет зубы крепкими. Его можно найти в молоке, рыбе, твороге, сыре, в рыбьем жире. Загорая на солнце, мы тоже получаем витамин D, поэтому его часто называют «солнечным витамином».

    Витамин Д (работа по слайду презентации)

    Я, редкий, но, пожалуй, один из самых важных витаминов. Без меня вы очень медленно растете. А с моей помощью, вы сможете быстрее вырасти. Со мной еще вы можете встретиться летом под солнышком.

    Сливочное масло, сырой яичный желток, печень трески и других рыб, икра,сыр и творог, грибы, петрушка, крапива.

    5-й ученик. При недостатке витамина Е наблюдается мышечная слабость, вялость. Он содержится в зелёной части растений, салате, капусте, зелёном горошке, печени, яйцах, грудном молоке.

    Витамин Е (работа по слайду презентации)

    Я очень редкий витамин. Чтобы ваше сердце было здорово – дружите со мной!

    Растительные масла (подсолнечное, хлопковое, кукурузное)
    яичный желток, орехи (миндаль, арахис), печень, мясо, сливочное масло
    молоко, зародыши пшеницы, зеленые части овощей.

    Творог, простоквашу. (Дети хлопают)

    Не грызите лист капустный.

    Он совсем, совсем невкусный.

    Вафли, сахар, мармелад. (Топают)

    Вывод: в пищу необходимо употреблять полезные продукты.

    V. Работа в группах. Представление лэпбуков.

    А теперь задание каждой группе. Вам надо нарисовать продукты, где содержится указанный витамин. Придумайте загадки, подберите ребусы, кроссворды, рисунки.

    Оформите коллективно лэпбук «Витаминная азбука» и приготовьтесь его представить. (Команды получают «витаминки» за интересные ответы).

    Конкурс «Загадки с грядки» (Если команда не угадывает, о каком полезном растении идет речь, то ей помогает другая).

    Отгадайте загадки и скажите, какой витамин содержится в этих продуктах?

    Была зеленой, маленькой,
    Потом я стала аленькой.
    На солнце почернела я,
    И вот теперь я спелая. (Чёрная смородина, витамин С)

    Что копали из земли,
    Жарили, варили?
    Что в золе мы испекли,
    Ели да хвалили? (Картофель, витамин В)

    За кудрявый хохолок
    Лису из норки поволок.
    На ощупь – очень гладкая,
    На вкус – как сахар сладкая. (Морковь, витамин А)

    Жидко, да не вода,
    бело, да не снег. (Молоко, витамин Д)

    Может разбиться,
    Может и вариться,
    Если хочешь —
    в птицу может превратиться. (Яйцо, витамин Е)

    Молодцы! Все фрукты и овощи, которые вы называли, содержат витамины. Без них не будет хорошего здоровья.

    Чтобы избежать авитаминоза, надо каждый день съедать 5 порций различных овощей и фруктов. Одной порцией считается яблоко или апельсин, чашка мелких ягод (малина, виноград и др.), стакан сока, тарелка салата. Но витамины в пище нужно уметь сохранять. Прочитайте эти советы на карточках, которые лежат на ваших столах.

    • овощи нужно чистить непосредственно перед варкой или едой;

    • нельзя оставлять овощи на ночь в воде — витамины уходят в воду;

    • надо варить овощи под закрытой крышкой — могут разрушиться от кислорода воздуха;

    • кастрюли должны быть эмалированные или из термостойкого стекла.

    — Подсчитайте свои «фишки-витаминки».

    — Давайте поделимся своими впечатлениями. Дополните предложения:

    — Я желаю вам крепкого здоровья, выполнять правила здорового питания и всегда быть в хорошем настроении.

    — Оцените своё настроение на нашем занятии.

    Возьмите карандаш зеленого, жёлтого или красного цветов и закрасьте яблоки, лежащие у вас на партах.

    Зеленый: Я работал с желанием, был уверен в себе.

    Желтый: Я работал с желанием, но чувствовал какое-то неудобство, волнение, тем не менее, мне было интересно.

    Красный: Я работал без желания, боялся отвечать и выполнять работу.

    источник

    В биологической науке нет строгого определения витаминов, есть только необходимые признаки для причисления вещества к витаминам. Вещество, соответствующее следующим четырём признакам, может быть признано витамином:

    1. органическое вещество;
    2. жизненно необходимое вещество, без которого развивается клиническая картина заболевания;
    3. организм не производит вещество в нужном количестве или не производит вообще;
    4. вещество требуется в минимальных количествах .

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    Кулажская средняя общеобразовательная школа

    Суражского района Брянской области

    «Витамины и их роль в жизни ребёнка»

    Подготовила: классный руководитель 5 класса

    История открытия витаминов

    Ко второй половине 19 века было выяснено, что пищевая ценность продуктов питания определяется содержанием в них в основном следующих веществ: белков, жиров, углеводов, минеральных солей и воды. Считалось общепризнанным, что если в пищу человека входят в определенных количествах все эти питательные вещества, то она полностью отвечает биологическим потребностям организма. Это мнение прочно укоренилось в науке и поддерживалось такими авторитетными физиологами того времени, как Петтенкофер, Фойт и Рубнер.
    Однако практика далеко не всегда подтверждала правильность укоренившихся представлений о биологической полноценности пищи. Практический опыт врачей и клинические наблюдения издавна с несомненностью указывали на существование ряда специфических заболеваний, непосредственно связанных с дефектами питания, хотя последнее полностью отвечало указанным выше требованиям. Об этом свидетельствовал также многовековой практический опыт участников длительных путешествий.

    Настоящим бичом для мореплавателей долгое время была цинга; от нее погибало моряков больше, чем, например, в сражениях или от кораблекрушений. Так, из 160 участников известной экспедиции Васко де Гама прокладывавшей морской путь в Индию, 100 человек погибли от цинги.

    История морских и сухопутных путешествий давала также ряд поучительных примеров, указывавших на то, что возникновение цинги может быть предотвращено, а цинготные больные могут быть вылечены, если в их пищу вводить известное количество лимонного сока или отвара хвои.

    Таким образом, практический опыт ясно указывал на то, что цинга и некоторые другие болезни связанны с дефектами питания, что даже самая обильная пища сама по себе еще далеко не всегда гарантирует от подобных заболеваний и что для предупреждения и лечения таких заболеваний необходимо вводить в организм какие-то дополнительные вещества, которые содержаться не во всякой пище.

    Экспериментальное обоснование и научно-теоретическое обобщение этого многовекового практического опыта впервые стали возможны благодаря открывшем новую главу в науке исследованием русского ученого Николая Ивановича Лунина, изучавшего в лаборатории Г. А. Бунге роль минеральных веществ в питании.

    Н.И. Лунин проводил свои опыты на мышах, содержавшихся на искусственно приготовленной пище. Эта пища состояла из смеси очищенного казеина (белок молока), жира молока, молочного сахара, солей, входящих в состав молока и воды. Казалось, налицо были все необходимые составные части молока; между тем мыши, находившееся на такой диете, не росли, теряли в весе, переставали поедать даваемый им корми, наконец, погибали. В то же время контрольная партия мышей, получившая натуральное молоко, развивалась совершенно нормально.

    Читайте также:  Opti women витамины для чего

    На основании этих работ Н.И. Лунин в 1880 г. пришел к следующему заключению: «. если, как вышеупомянутые опыты учат, не возможно обеспечить жизнь белками, жирами, сахаром, солями и водой, то из этого следует, что в молоке, помимо казеина, жира, молочного сахара и солей содержатся еще другие вещества, незаменимые для питания. Представляет большой интерес исследовать эти вещества и изучить их значение для питания». Это было важное научное открытие, опровергавшее установившееся положения в науке о питании.

    Результаты работ Н.И. Лунина стали оспариваться; их пыталась объяснить, например тем, что искусственно приготовленная пища, которой он в своих опытах кормил животных, была якобы невкусной. В 1890 г. К.А. Сосин повторил опыты Н.И. Лунина с иным вариантом искусственной диеты и полностью подтвердил выводы Н.И. Лунина. Все же и после этого безупречный вывод не сразу получил всеобщее признание.

    Блестящим подтверждением правильности вывода Н.И. Лунина было установление причины болезни бери-бери, которая получила особенно широко распространена в Японии и Индонезии среди населения, питавшегося главным образом полированным рисом. Врач Эйкман, работавший в тюремном госпитале на острове Ява, в 1896 году подметил, что куры, содержавшиеся во дворе госпиталя и питавшиеся обычным полированным рисом, страдали заболеванием, напоминающим бери-бери. После перевода кур на питание неочищенным рисом болезнь проходила.

    Наблюдения Эйкмана, проведенные на большом числе заключенных в тюрьмах Явы, также показали, что среди людей, питавшихся очищенным рисом, бери-бери заболевал в среднем один человек из 40, тогда как в группе людей, питавшихся неочищенным рисом, ею заболевал лишь один человек из 10000.

    Таким образом, стало ясно, что в оболочке риса (рисовых отрубях) содержится какое-то неизвестное вещество, предохраняющее от заболевания бери-бери.

    В 1911 году польский ученый Казимир Функ выделил это вещество в кристаллическом виде (оказавшееся, как потом выяснилось, смесью витаминов); оно было довольно устойчивым по отношению к кислотам и выдерживало, например, кипячение с 20%-ным раствором серной кислоты. В щелочных растворах активное начало, напротив, очень быстро разрушалось. По своим химическим свойствам это вещество принадлежало к органическим соединениям и содержало аминогруппу. Функ пришел к заключению, что бери-бери является только одной из болезней, вызываемых отсутствием каких-то особых веществ в пище. Несмотря на то, что эти особые вещества присутствуют в пище, как подчеркнул ещѐ Н.И. Лунин, в малых количествах, они являются жизненно необходимыми. Так как первое вещество этой группы жизненно необходимых соединений содержало аминогруппу и обладало некоторыми свойствами аминов, Функ (1912) предложил назвать весь этот класс “Витамины”.В настоящее время известно около 20 различных витаминов. Установлена и их химическая структура; это дало возможность организовать промышленное производство витаминов не только путѐм переработки продуктов, в которых они содержаться в готовом виде, но и искусственно, путѐм их химического синтеза.

    Итак, витамины — это группа низкомолекулярных органических соединений разнообразной химической природы, которые, присутствуя в небольших количествах в пище (поэтому их еще называют пищевые факторы), обеспечивают нормальное протекание биохимических и физиологических процессов путем участия их в регуляции обмена веществ в организме.

    Первоисточником витаминов являются растения. Человек и животные получают витамины с растительной пищей и из продуктов животного происхождения. Важная роль в образовании витаминов принадлежит также микроорганизмам, например, микрофлора пищеварительного тракта человека и животных снабжает организм витаминами группы В. Недостаточное поступление витаминов в организм (гиповитаминоз) приводит к нарушению нормального процесса обмена веществ, а полное отсутствие витаминов в пище или нарушение всасывания витаминов, а также их транспорта ведет к развитию в организме авитаминозов, которые могут закончиться гибелью организма.

    Витамины делят на две большие группы: 1- витамины, растворимые в жирах, и 2- витамины, растворимые в воде, Каждая из этих групп содержит большое количество различных витаминов, которые обычно обозначают буквами латинского алфавита. Следует обратить внимание, что порядок этих букв не соответствует их обычному расположению в алфавите и не вполне отвечает исторической последовательности открытия витаминов, В приводимой классификации витаминов в скобках указаны наиболее характерные биологические свойства данного витамина — его способность предотвращать развития того или иного заболевания, Обычно названию заболевания предшествует приставка «анти», указывающая на то, что данный витамин предупреждает или устраняет это заболевание.

    3.1. ВИТАМИНЫ, РАСТВОРИМЫЕ В ЖИРАХ

    Витамин А (антиксерофтальмический)

    Витамин D (антирахитический)

    Витамин Б (витамин размножения)

    Витамин К (антигеморрагический)

    3.2. ВИТАМИНЫ, РАСТВОРИМЫЕ В ВОДЕ

    Витамин РР (антипеллагрический)

    Витамин В6 (антидерматитный)

    Биотин (витамин Н, фактор роста для грибков, дрожжей и бактерий, антисеборейный)

    Парааминобензойная кислота (фактор роста бактерий и фактор пигментации)

    Фолиевая кислота (антианемический витамин, витамин роста для цыплят и бактерий)

    Витамин В12 (антианемический витамин)

    Витамин В15 (пангамовая кислота)

    Витамин Р (витамин проницаемости)
    Многие относят также к числу витаминов холин и непредельные жирные кислоты с двумя и большим числом двойных связей. Все вышеперечисленные растворимые в воде витамины, за исключением инозита и витаминов С и Р, содержат азот в своей молекуле, и их часто объединяют в один комплекс витаминов группы В.

    Витамины не являются источником энергии. Их обнаружено уже около 50. Они легко разрушаются под действием высоких температур, света, в кислой и щелочной среде. Поэтому важно знать, как хранить продукты и приготовлять пищу, чтобы сохранить эти, столь важные для организма, вещества.
    Пути обеспечения пищевых рационов витаминами.
    В природе практически нет ни одного продукта, в котором находились бы все витамины в количестве достаточном для удовлетворения в них потребностей организма как взрослого человека, так и ребѐнка. Поэтому необходимо максимальное разнообразие меню: наряду с продуктами животного происхождения, зерновыми, должны быть овощи и плоды, в том числе и в сыром виде. Для сохранения витаминов в пищевых продуктах, подвергнутых кулинарной обработке или хранению, необходимо соблюдать следующие условия: хранить продукты в тѐмном и прохладном месте; не проводить первичную обработку пищевых продуктов под ярко горящим светильникам; мыть пищевые продукты в целом виде или крупным куском, нарезать их непосредственно перед приготовлением пищи; не настаивать их в воде на длительное время; не сливать воду, в которой замачивали бобовые или крупы, а использовать еѐ при их варки; подготовленные овощи сразу подвергать тепловой обработке. При необходимости хранения очищенных овощей помещать их в прохладное место не более чем на 3 — 5 ч; для варки овощи и плоды помещать в кипящую воду; строго соблюдать время тепловой обработки, не допускать перегрева; плотно закрывать посуду, в которой проводят тепловую обработку; свести к минимуму перемешивание пищи при нагревании; шире применять те виды кулинарной обработки, которые не требуют длительного нагревания; овощи и картофель лучше варить в кожуре или в целом виде; необходимой составной частью каждодневного рациона должны быть сырые овощи и фрукты, ягоды. Резать и тереть овощи, смешивать их и заправлять майонезом, растительным маслом или сметаной только перед употреблением; квашеные и солѐные овощи хранить под грузом, покрытым рассолом. Не промывать квашеную капусту, так как при этом теряется более 50% витамина С; использовать овощные отвары для приготовления супов и соусов; хранить готовые горячие овощные блюда не более 1ч; срок их реализации должен быть минимальным; для овощных отваров, соусов, подлив и супов целесообразно использовать некоторые отходы овощей, богатые витаминами, минеральными и вкусовыми веществами, например кочерыжки капусты, ботву петрушки и ранней свеклы, стебли укропа; для повышения витаминной ценности питания в рацион целесообразно включать напитки из сухих плодов шиповника, пшеничных отрубей (источники витаминов группы В); проводить витаминизацию готовой пищи, молока.
    Болезни витаминной недостаточности
    (Авитаминозы, гиповитаминозы и др.)- группа заболеваний, вызванных недостаточностью в организме одного или многих витаминов.
    Витамины — незаменимые биологически активные вещества, выполняющие роль катализаторов различных ферментных систем или входящие в состав многих ферментов. Витамины необходимы для нормального обмена веществ, роста и обновления тканей, биохимического обеспечения всех функций организма. Недостаточное поступление витаминов ведет к нарушению ферментативных реакций, и как следствие к гипо- и авитаминозу с соответствующей картиной заболевания. Значительный дефицит тех или иных витаминов в организме (авитаминоз) в настоящее время довольно редок. Значительно чаще встречается субнормальная обеспеченность витаминами, что не сопровождается яркой клинической картиной авитаминоза, но все же отрицательно сказывается на общем состоянии: ухудшается самочувствие, уменьшается сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям, снижается работоспособность. Субнормальная обеспеченность витаминами, выявляемая специальными ферментными и радиоизотопными методами исследования, отражается на общем физическом развитии ребенка или подростка. Доказано, что рациональный пищевой рацион не во всех случаях обеспечивает должное поступление витаминов в организм человека; нередко это требует периодического дополнительного их введения в виде поливитаминных препаратов.
    Этиология и патогенез. Различают гиповитаминозы первичные (экзогенные, обусловленные дефицитом поступления витаминов в организм с пищей) и вторичные (эндогенные, связанные с нарушением всасывания витаминов в желудочно-кишечном тракте или их усвоением, избыточной потребностью в витаминах при лечении некоторыми антибиотиками). Способствуют возникновению витаминной недостаточности чрезмерно низкая или высокая температура окружающей среды, длительное физическое или нервно — психическое напряжение, заболевание эндокринных желез, некоторые профессиональные вредности и другие факторы. Особое значение имеют ограниченность рациона питания (при недостаточном содержании витаминов в продуктах, например консервах), некоторые гельминтозы (потребление большого количества витаминов гельминтами), беременность и период лактации у женщин (повышенная потребность в витаминах для плода и грудного ребенка). Полигиповитаминозы часто наблюдались в различных странах в период социальных и стихийных бедствий (войны, неурожаи), при нерациональном (несбалансированном) питании как групп людей (во время длительных походов, путешествий и т. д.), так и отдельных лиц (питание консервами, сушеными продуктами, длительное однообразное питание). В некоторых развивающихся странах болезни витаминной недостаточности все еще встречаются очень часто. Многие заболевания желудочно-кишечного тракта, сопровождающиеся синдромами недостаточности пищеварения и недостаточности всасывания, ведут к витаминной недостаточности.
    Заболевания печени и нарушение проходимости внепеченочных желчных протоков (опухоль, закупорка камнем и др.), сопровождающихся прекращением поступления желчи в кишечник, приводят к нарушению всасывания жирорастворимых витаминов. Кишечный дисбактериоз (при острых и хронических заболеваниях кишечника, длительном лечении антибиотиками) нарушает эндогенный синтез некоторых витаминов бактериальной флорой кишечника (особенно В1, В2, В6 и РР). В детском возрасте (вследствие повышенной потребности растущего организма) и старческом возрасте (вследствие нарушения усвоения) витаминная недостаточность встречается чаще и имеет свои особенности. При тяжелых инфекционных заболеваниях повышается потребность в некоторых витаминах. Следует учитывать синергизм ряда витаминов, задерживающий развитие витаминной недостаточности (аскорбиновой кислоты с тиамином, фолиевой кислотой, тиамина – с рибофлавином и пиридоксином и др.), а также их антагонизм (токоферола с пиридоксином, никотиновой кислоты с тиамином, холином и т. д.).

    Клинические проявления болезней витаминной недостаточности возникают постепенно, по мере расходования витаминов, депонированных в различных органах и тканях (запасы большинства витаминов, за исключением А и В12, в организме невелики).

    Различают 3 стадии развития болезней витаминной недостаточности.

    Стадия 1 — прегиповитаминоз (субнормальная обеспеченность витаминами) — проявляется малоспецифическими общими изменениями некоторых функций внутренних органов, снижением тонуса, общей сопротивляемости организма, работоспособности. Наличие витаминной недостаточности на этой стадии подтверждается лишь специальными лабораторными исследованиями.

    Стадия II — гиповитаминоз — является следствием относительного дефицита витамина (витаминов). Характеризуется явными клиническими проявлениями, зависящими от преимущественного дефицита того или иного витамина; последнее подтверждается лабораторными исследованиями (определением содержания витамина в сыворотке крови, выделения его или продуктов метаболизма с мочой и др.).

    Стадия III — авитаминоз — крайняя степень витаминной недостаточности вследствие полного (или почти полного) отсутствия поступления витаминов в организм. Проявляется характерной яркой клинической картиной и значительным снижением содержания витаминов в организме (при лабораторных исследованиях).

    Различают также моногипо- и моноавитаминоз, развивающийся при недостаточности в организме какого-то одного витамина, и полигипо- и поливитаминоз, развивающийся при недостаточности нескольких или многих витаминов. Следует особо отметить, что стертые эндогенные формы гиповитаминозов, особенно наблюдающиеся при хронических заболеваниях органов пищеварения и нарушениях процессов всасывания кишечной стенкой, встречаются достаточно часто и представляют известные трудности для ранней диагностики.

    Чрезмерное введение в организм некоторых витаминов может вызвать заболевание, называемое гипервитаминозом.

    В настоящее время многие изменения в обмене веществ при авитаминозе рассматривают как следствие нарушения ферментных систем. Известно, что многие витамины входят в состав ферментов в качестве компонентов их простатических или коферментных групп. Многие авитаминозы можно рассматривать как патологические состояния, возникающие на почве выпадения функций тех или других коферментов. Однако в настоящее время механизм возникновения многих авитаминозов ещѐ неясен, поэтому пока ещѐ не представляется возможным трактовать все авитаминозы как состояния, возникающие на почве нарушения функций тех или иных коферментных систем. С открытием витаминов и выяснением их природы открылись новые перспективы не только в предупреждении и лечении авитаминозов, но и в области лечения инфекционных заболеваний. Выяснилось, что некоторые фармацевтические препараты (например, из группы сульфаниламидных) частично напоминают по своей структуре и по некоторым химическим признакам витамины, необходимые для бактерий, но в то же время не обладают свойствами этих витаминов. Такие «замаскированные под витамины» вещества захватываются бактериями, при этом блокируются активные центры бактериальной клетки, нарушается еѐ обмен и происходит гибель бактерий.

    Водорастворимые витамины
    Витамин С (аскорбиновая кислота)- это противоцинговый витамин. Участвует в образовании коллагена, в восстановлении фолиевой кислоты, в окислительно — восстановительных процессах, оказывает влияние на усвоение белков, на реактивность организма, на его защитные механизмы, на сопротивляемость к инфекциям и устойчивость к неблагоприятным факторам внешней среды, на восстановление тканей. Витаминная недостаточность может возникнуть из-за малого поступления витамина в печень, при заболеваниях желудочно — кишечного тракта, печени, поджелудочной железы, так как нарушаются процессы всасывания. Суточная доза витамина С — 30 мг, максимальная доза — 70-200 мг, потребность в витамине С возрастает при напряженной физической и умственной работе. Витамин С содержат: черная смородина, зелень укропа, петрушки, сладкий перец, картофель, капуста, цитрусовые, хрен, земляника, щавель, шиповник, сельдерей, цветная капуста, кориандр, тимьян, белокочанная капуста, облепиха, морошка, яблоки, пряные растения, бобовые и многие другие. В продуктах животного происхождения содержание витамина С сравнительно невелико. Это самый неустойчивый витамин, легко разрушается при варке пищи, при сушке плодов, при соприкосновении с железом. Способствует сохранению витамина С при приготовлении пищи ряд стабилизаторов, находящихся в белке яиц, мяса, круп, творога, в крахмале. При недостатке витамина С кровоточат десны, нос, иногда желудочно-кишечный тракт. От незначительных ушибов, напряжения мышц под кожей образуются синяки- кровоподтеки. Часто возникает сонливость, повышенная утомляемость, раздражительность, головокружение, снижение устойчивости организма к холоду, увеличивается подверженность простудным заболеваниям. Нарушается структура хрящевой и костной ткани — развивается опухание десен, выпадение зубов, цинга (одышка, слабость, утомляемость, сонливость, отек ног). При гипервитаминозе могут возникнуть аллергические реакции в виде высыпаний на коже, бессонница, кровотечения из-за ломкости капилляров. Большие дозы витамина С способствуют отложению солей и образованию камней в почках. В организме человека витамин С не образуется, но находится во многих органах, в том числе, в сердце, печени, циркулирует в крови. В большом количестве витамин С нужен курильщикам, людям, страдающим алкоголизмом, диабетом, ревматизмом, гипертонией.

    Читайте также:  Определение витамина д в крови для чего

    Витамин В1 (тиамин)
    Был открыт в 1926 году. Это первое вещество, с которого началось изучение витаминов, синтезировано в чистом виде только спустя 10 лет. Наиболее распространенная форма синтетического витамина В1 — тиаминохлорид — это бесцветные кристаллы с запахом дрожжей. Витамин В1 — термостабилен, выдерживает нагревание в кислой среде до 140 °С, в нейтральной и щелочной среде устойчивость к высокой температуре снижается. Этот витамин необходим для нормального функционирования нервной системы и осуществления тканевого дыхания, для регуляции всех видов обменов веществ: белкового, углеводного, жирового и минерального. Витамин В1 синтезируется микрофлорой кишечника, но в недостаточных количествах. Поэтому витаминизируют этим веществом муку высшего сорта, из которой выпекают хлеб и хлебобулочные изделия. Потребность в этом витамине зависит от многих факторов: от физической нагрузки, от количества углеводов в пищевом рационе человека, от температуры окружающей среды. В среднем, суточная потребность витамина В1 — 2-3 мг.

    Он содержится в продуктах животного и растительного происхождения, зернах овса, гречи, ржи, риса, пшеницы, печени, дрожжах, свинине, говядине, желтке, орехах, бобовых растении, ржаном и пшеничном хлебе грубого помола. При недостатке витамина В1 наблюдается полиневрит (воспаление нервов), потеря кожной чувствительности, расстройство двигательной системы, исхудание организма, паралич конечностей (болезнь бери-бери ). Начальная стадия этой болезни характеризуется нервными расстройствами (неврастения, головная боль, мигрень, чувство усталости, бессонница, боли в конечностях, мышечная слабость, судороги в икроножных мышцах), нарушениями сердечно-сосудистой системы (одышка, нарушение ритма сердца) и органов пищеварительной системы (анорексия, атония кишечника).

    Витамин В2 (рибофлавин)
    Необходим для роста организма, участвует в процессах биологического окисления, способствует заживлению ран, обеспечивает световое и цветовое зрение, усиливает образование гемоглобина, предохраняет от легочных заболеваний. Витамин В2 впервые был выделен из молока и ряда других пищевых продуктов. В зависимости от источника получения витамина В2 его называют по-разному. Растворы витамина В2 имеют оранжево-желтую окраску. Витамин В2 хорошо растворим в воде, устойчив в кислых растворах, но легко разрушается в щелочных растворах. Он чувствителен к видимому и УФ-излучению. Суточная потребность этого витамина — 2,5-3,5 мг и возрастает при употреблении большого количества белков.

    Вначале авитаминоз проявляется снижением аппетита, похуданием, головной болью, слабостью, резью в глазах, болезненностью в углах рта, а потом трещинами и язвочками в углах рта, на пальцах и губах, себореей лица и ушей. Помимо остановки роста, выпадения волос, характерных для большинства авитаминозов, специфичными для авитаминоза В2 являются воспалительные процессы слизистой оболочки языка, губ, особенно у углов рта, эпителия кожи. При авитаминозе В2 у людей развивается общая мышечная слабость и слабость сердечной мышцы.

    В2 достаточно широко распространен в природе. Он содержится почти во всех животных тканях и растениях; сравнительно высокие концентрации его обнаружены в дрожжах. Из пищевых продуктов В2 богаты хлеб (из муки грубого помола), семена злаков, яйца, молоко, мясо, свежие овощи, рыба, горох. Это широкое распространение витамина В2 соответствует участию рибофлавина во многих биологических процессах. Действительно, можно считать твѐрдо установленным, что существует группа ферментов, являющихся необходимыми звеньями в цепи катализаторов биологического окисления, которые имеют в составе своей простатической группы рибофлавин. Эту группу ферментов обычно называют флавиновыми ферментами. К ним принадлежат, например, желтый фермент, диафораза и цитохромредуктаза. Сюда же относятся оксидазы аминокислот, которые осуществляют окислительное дезаминирование аминокислот в животных тканях, Витамин В2 входит в состав указанных коферментов в виде фосфорного эфира. Так как указанные флавиновые ферменты находятся во всех тканях, то недостаток в витамине В2 приводит к падению интенсивности тканевого дыхания и обмена веществ в целом, а следовательно, и к замедлению роста молодых животных.

    В последнее время было установлено, что в состав простетических групп ряда ферментов, помимо флавоновой группы, входят атомы металлов(Си,Ре,Мо).

    Витамин В6 (адермин, пиродоксин)
    Витамин В6 влияет на белковый обмен: участвует в реакциях синтеза и расщепления. Влияет на функцию нервной системы, на работу вестибулярного аппарата. Витамин В6 обусловливает устойчивость организма к воздушной и морской болезни. Содержится в мясе, рыбе, молоке, печени, почках, дрожжах, бобовых растениях. При авитаминозе проявляется мышечная слабость, судороги, поражается кожа и слизистые оболочки. Суточная потребность в этом витамине составляет 2-4 мг. Устойчив к высокой температуре, кислотной и щелочной среде. У человека недостаточность витамина В6 чаше всего, возникает в результате длительного приѐма сулъфаниламидов или антибиотиков — синтомицина, левомицитина, биомицина, угнетающих рост кишечных микробов, в норме синтезирующих пиридоксин в количестве, достаточном для частичного покрытия потребности в нем организма человеке.

    Витамин В9 (фолиевая кислота)
    Витамин В9 влияет на кроветворение, стимулирует образование эритроцитов и лейкоцитов, снижает содержание холестерина в крови. При авитаминозе развивается малокровие. При нагревании разрушается до 50-90% витамина В9. Фолиевая кислота является одним из ферментов синтеза аминокислот и участвует в обмене холина. Потребность в этом витамине растет с увеличением содержания витамина В12. Суточная потребность В9 составляет 0,2 мг.

    Витамин Вх (пантотеновая кислота)
    Ее еще называют вездесущая кислота, так как она содержится во многих растительных и животных продуктах: капусте, картофеле, моркови, луке, мясе, молоке, дрожжах, рисе, печени, яичных желтках, зеленых частях растений. Вх участвует в углеводном обмене, в образовании ацетилхолина в нервных клетках, в окислении конечных продуктов распада белков, жиров, углеводов.

    При авитаминозе и гиповитаминозе наблюдаются воспаления кожи (дермиты), воспаление роговицы (кератиты), депигментация волос, прекращение роста, развивается язва желудка и кишечника, поражение сердца, почек, надпочечников, нервной системы (паралич, полиневрит — воспаление нервов), потеря координации движений. Суточная потребность в этом витамине — 10-12 мг, а выводится его с мочой — 3-3,5 мг. Потребность в витамине Вх растет при усиленной деятельности щитовидной железы.

    Витамин В12 (цианкобаламин)
    Содержит 4,5% кобальта, синтезируется лучистыми грибками и сине-зелеными водорослями, у животных и у человека синтезируется микрофлорой кишечника и накапливается в печени (особенно у осетра и судака) и в почках. В12 входит в состав многих ферментов, участвует в обмене нуклеиновых кислот, тормозит образование холестерина, необходим доя обмена веществ в головном мозге, поддерживает защитную функцию печени, нормализует содержание лейкоцитов, влияет на образование эритроцитов. Поэтому, когда мало в организме витамина В12, резко уменьшается количество эритроцитов и наступает анемия (малокровие).

    Недостаток кислорода в тканях связан с тем, что витамин В12 вместе с фолиевой кислотой участвует в синтезе гемоглобина, содержащегося в эритроцитах. Химическую природу этого витамина удалось установить в 1948 году и искусственно получить этот препарат путем микробиологического синтеза. Большое количество витамина В12 потребляют глисты, паразитируя в организме человека, поэтому люди с гельминтозом страдают еще и малокровием. Суточная доза В12 составляет 0,005 мг.

    Витамин В15 (пангамовая кислота)
    Повышает использование кислорода тканями, усиливает действие ацетилхолина. Содержится в ростках риса, рисовых отрубях, пивных дрожжах, в печени, в бычьей крови, в семенах многих растений. Витамин В15 используют при хронических и острых отравлениях. Суточная доза этого витамина -100-300 мг.

    Витамин Н (биотин)
    Иначе его называют кожный фактор. Соединяясь с белком куриного яйца — авидином, — образует лизоцим, вещество, которое задерживает рост микробов (оно находится в слюне и слезной жидкости). При гиповитаминозе поражается кожа с выделением большого количества кожного сала и выпадением волос. Витамин Н содержится в дрожжах, томатах, печени, почках, яичном желтке. Суточная потребность в этом витамине -150-300 мг.

    Витамин РР (антипеллагрический витамин, никотинамид)
    При отсутствии витамина РР (от английского pellagra preventing) в пище, у человека возникает заболевание, получившее название пеллагры. Антипеллагрическим витамином является никотиновая кислота или еѐ амид. Никотиновая кислота была известна химикам ещѐ с 1867 года, но только 70 лет спустя, было установлено, что это относительно простое и хорошо изученное вещество играет роль важнейшего витамина. Никотиновая кислота представляет собой белое кристаллическое вещество хорошо растворимое в воде и спирте, При кипячении и автоклавировании биологическая активность не изменяется. Активностью антипеллагрического витамина обладает как сама никотиновая кислота, так и амид никотиновой кислоты.

    По-видимому, в организме свободная никотиновая кислота быстро превращается в амид никотиновой кислоты, который и является истинным антипеллагрическим витамином. При введении никотиновой кислоты людям и животным, страдающим пеллагрой, все признаки заболевания исчезают. Антипеллагрический витамин довольно широко распространѐн в природе, благодаря чему пеллагра при нормальном питании встречается редко. Большое количество витамина РР находится в рисовых отрубях, где его содержание доходит до 100 мг%. В дрожжах и пшеничных отрубях, в печени рогатого скота и свиней также содержится довольно значительное количество этого витамина.

    Витамин А
    Он известен в двух формах: каратиноиды и ретинол. Почти не разрушается при кипячении, образуется в организме из провитамина – каротина — желто-оранжевого пигмента. Известно около 40 каратиноподобных веществ (каратиноидов), которые содержатся в зеленых частях растений, в моркови, свекле, тыкве, томатах, шпинате, красном перце, брюкве, крапиве, абрикосах, в желтой и белой кукурузе. Хорошо сохраняется при квашении. Витамин А накапливается в печени. Особенно много его в печени полярных животных, отчего она ядовита. В больших количествах содержится в почках, печени, молоке, в желтке яиц, в рыбьей икре, в масле (в летнем — в 10 раз больше, чем в зимнем), в печеночном жире палтуса, камбалы, лосося, трески. В жире печени пресноводных рыб открыт витамин А2. При сушке продуктов активность витамина А уменьшается. Суточная потребность этого витамина составляет от 1 до 5 мг. Витамин А необходим для роста и развития растущего организма, обеспечивает нормальную функцию зрения, структурную целостность эпителиальных тканей, формирование скелета. Кроме того, ретинол повышает устойчивость организма к инфекционным, простудным заболеваниям. Участвует в образовании зрительных пигментов, обеспечивает рост глаз, адаптацию его к различным условиям.При гиповитаминозе наблюдается ухудшение зрения в сумерках (куриная слепота), снижение аппетита, похудание, сухость кожи, седеют волосы, наблюдается ороговение эпителиальных клеток (гиперкератоз), слизистой оболочки дыхательных путей, мочеполовых органов, роговой оболочки глаз. Повышается восприимчивость к туберкулезу и воспалению легких.

    При недостатке витамина А прекращается образование фермента лизоцима, защитного фактора против многих инфекций. При гипервитаминозе наступают тяжелые расстройства обмена веществ, пищеварения, малокровие.

    Витамин Д (кальциферол, вигантол)
    Устойчив к высокой температуре и кислороду. Его провитамином является спирт эргостерин, который под влиянием ультрафиолетовых лучей превращается в кальциферол. Существует несколько провитаминов и витаминов: Д1, Д2, ДЗ, Д4. Провитамин эргостерин содержится в пивных дрожжах, рыбьем жире, жире печени камбалы, икре рыб, сливочном масле, молоке, яичном желтке. Суточная потребность в этом витамине составляет от 0,01 до 0,025 мг и повышается с увеличением содержания фосфора в пище. Витамин Д3 синтезируется в коже человека под действием ультрафиолетовых лучей, участвует в усвоении солей кальция и фосфора , отложении их в костях и реабсорбции впочечных канальцах. Недостаток витамина ДЗ в рационе детей приводит к возникновению рахита, к снижению сопротивляемости организма к инфекции, легко происходят переломы костей. У больных рахитом относительно большая голова и увеличенный живот, задерживается появление первых зубов и развитие дентина; мышечная слабость; нарушается формирование костей, они становятся гибкими и искривляются руки, ноги. Повышается возбудимость нервной системы. Витамин Д 3 влияет на функции щитовидной железы. При гипервитаминозе витамин ДЗ действует как яд, нарушается жировой обмен, происходит потеря в весе, резко повышается содержание кальция и фосфора в крови и избыточное отложение их в костях, в почках, в сердце, в кровеносных сосудах. Суточная потребность в витамине ДЗ составляет 0,015-0,0025 мг.

    Витамин Е (токоферол)
    Известен в двух видах: Е и В. Наиболее активен Е-токоферол. Устойчив к температуре, ультрафиолетовым лучам и кислотам, но разрушается при действии щелочей и окисляется при доступе кислорода.

    К витамину Е относят группу из семи витаминов, различных по биологическому действию. Токоферолы стимулируют мышечную деятельность, функции половых желез (при дефиците не образуется сперма, теряется половой инстинкт), способствуют накоплению ретинола во внутренних органах.При гиповитаминозе наблюдаются мозговые кровоизлияния, воспаления суставов, воспаление кожи, боли мышечного и нервного происхождения, мышечная слабость из-за повышенного потребления мышечными клетками кислорода.

    При авитаминозе развивается бесплодие или нарушение беременности, вследствие рассасывания плода, и дистрофия. Суточная потребность в этом витамине составляет 2-30 мг, для всасывания его в кишечнике необходима желчь.

    Витамин Е содержится в таких продуктах как зеленые листья салата, зародыши пшеницы, яичный желток, печень, масло, молоко (особенно летнее), растительное масло, плоды шиповника. В этих же продуктах содержатся и так называемый витамин Г, представляющий собой ненасыщенные жирные кислоты — линолевую, линоленовую и арахидоновую. Иначе витамин Г называют фактором роста и обмена кальция. Витамин Г накапливается в гипофизе, в мышцах, в плаценте. Этот витамин необходим при малокровии, он уменьшает ядовитое действие витамина Д. При авитаминозе задерживается рост, наблюдается сухость кожи, кровоточивость. Суточная потребность в этом витамине составляет 8-10 мг.

    Витамин К
    Известно две формы этого витамина: К1 (филлохинон) выделен из люцерны и К2 — из гниющей рыбьей муки. Получен и синтетический витамин К. Филлохинон необходим для синтеза протромбина в печени, поэтому его называют фактором свертывания крови. Чувствителен к действию света и неустойчив в щелочной среде. Содержится в зеленых листьях растений (каштана, сои, свежей капусту, шпината), в незрелых томатах, крапиве, сосновых и еловых иглах, в печени свиньи. Для всасывания этого витамина необходима желчь. При гиповитаминозе наблюдается кровоточивость, малокровие, снижение активности ряда ферментов. Суточная доза витамина К составляет 15-30 мг. В организме человека и животных синтезируется микрофлорой кишечника.

    Существует и антивитамин К — дикуморин, который угнетает синтез протромбина и препятствует образованию тромбов в кровеносных сосудах. Впервые обнаружен в гниющем сене клевера.

    источник