Меню Рубрики

Витамины детям при отставании в развитии и истериках

«Витамины – залог здорового развития ребенка» – это факт, проверенный временем. Надоедливая реклама давно превратила его в банальность. Замороченные пропагандой «красивой жизни», мы порой все силы бросаем на крепкий румянец, стройную фигуру, здоровый аппетит и богатырский сон, совершенно упуская из виду важнейшую составляющую полноценной жизни любимого чада – разностороннее развитие личности и повышение интеллекта. Какие витаминные комплексы помогают заботиться об умственном развитии детей? Разберемся вместе.

Малютка, милашка, теперь первоклашка… С новым этапом жизни приходят новые проблемы. А вместе с ними появляются и первые коварные преобразования, когда «наш зайка», «наша гордость» превращается в «нет, это не наше дитя, а какой-то плаксивый, капризный нехочуха».
При этом у ребенка наблюдается беспокойный сон, отказ от уроков, неспособность вспомнить простенькое четверостишие, с трудом разученное накануне… Родители впадают в отчаяние, жалуясь на отсутствие у ребенка мозгов и плохую наследственность. Однако не стоит бросаться в крайность. Необходимо любить малыша таким, какой он есть, тем более что он самый лучший на свете. Просто ему надо помочь, ведь у всего есть причина для этого нежелания или неспособности учиться, постоянной усталости, нервозности, капризности и т.д. Возможно, эта причина лежит на поверхности, как и ее решение. Чаще всего ситуацию спасают витамины для развития головного мозга, которые в широком ассортименте представлены на полках аптек.

  1. Врожденные или приобретенные травмы:
  2. осложнения в период беременности;
  3. повреждения при родах;
  4. падения, удары и ушибы головы.

Всё это — несомненный повод обратиться к врачу. После необходимо следовать рекомендациям доктора, принимая препараты и витамины, которые он посоветует, и, возможно, скоро проблема с памятью забудется как недобрый сон.

  • Отставание в развитии речи (то, что иногда называют «каша во рту»).

Логопед вам в помощь. Настойчивость и терпение в следовании индивидуальной коррекционной программе — и успех обеспечен.

  • Усталость от перегруженности.

Возможно, капризы и недомогания — всего лишь неумелый протест против родительской мании совершенства? Студия, секция, кружок, центр одаренных детей… Не слишком ли тяжелую ношу взрослые взваливают на хрупкие плечи? Да, физическое и творческое развитие ребенка важны, но… Они не должны перегружать и без того уставший от школы и домашних заданий организм!

Лучше поговорить с отпрыском по-взрослому, спросить, что нравится именно ему. И самим повести себя по-взрослому: умерить амбиции и решительно отказаться от всего лишнего. Ведь все эти секции создаются для детей, а не родителей, которые в свое время не смогли достичь высоких результатов и показателей, так как были заняты лазаньем по деревьям и заборам, игрой в квача, беготней по залитым дождем улицам, лепкой снеговиков и многими другими интересными занятиями. Ваши родители подарили вам счастливое детство? Сделайте то же самое и для вашего ребенка. Чем он хуже вас?

  • Неправильная организация режима дня.

Что ж, дитя учится – родитель тоже. Придется исправлять неграмотность чтением литературы, источниками из Интернета, бабушкиными советами, в конце концов.

Главное — не забывать о подвижных играх, правильно их чередовать с уроками, оставлять простор для детских фантазий и вовремя укладывать малыша спать. Все просто!

  • Дефицит витаминов, неполноценное питание.

Эту проблему решить не так легко, как может показаться. Одних фруктов и овощей будет недостаточно. И хоть мама ежедневно трудится над рационом, старательно откармливает маленького ученика полезными вкусностями, но может ли она быть уверена в их качестве и насыщенности необходимыми элементами для развития детского головного мозга?

Следует обратиться к специалисту. Кто, как не врач, сумеет грамотно порекомендовать правильный рацион и витамины, которые подойдут именно вашему школьнику?

Но прежде следует восполнить собственную неосведомленность в вопросе витаминов.

Могут быть получены только с пищей из рыбы и морепродуктов, орехов и семян, бобовых, зерновых, овощей, фруктов, растительного масла. Улучшают память, противостоят раннему старению мозга и снижению интеллектуальных способностей. То, что надо для детского мозга и его активной работы!

ВАЖНО! Следует принимать вместе с витамином Е (без него Омега-3 разрушается и образует в организме перекиси). Хранить нужно бережно, а употреблять с осторожностью: полиненасыщенные жирные кислоты быстро портятся.

Препятствует утомляемости, повышает работоспособность и успеваемость.

ВНИМАНИЕ! Спиртовой раствор йода не предназначен для приема внутрь! Используется только пища и витамины, содержащие йод. Это: печень трески, лосось, креветки, сельдь, овес, шампиньоны, морская капуста, хлебобулочные изделия и молочные продукты.

Нейтрализует вредное воздействие свободных радикалов на мозг и защищает организм от других нежелательных воздействий. Содержится в абрикосах, кабачках, моркови, тыкве, персиках, облепихе, помидорах, хурме.

Детские витамины с содержанием этой группы способствуют концентрации внимания, поэтому особенно важны для школьников. Ими богаты пивные дрожжи, постная свинина, пророщенная пшеница, семечки, арахис, фасоль.

Важность этих элементов для нервной системы и всего организма трудно переоценить. Их называют «металлами жизни». Да, это не витамины, но для мозга они так же нужны, особенно для активно растущего, работающего и развивающегося! Их можно получить из семечек тыквы и подсолнечника, семян льна и кунжута, кедровых и грецких орехов, шоколада, какао-бобов, чечевицы, пророщенной пшеницы, грибов, морской рыбы, бананов, чернослива, свеклы, петрушки, сельдерея и многих других продуктов.

Предназначен дошколятам. Содержит Омега-3 жирные кислоты. Выпускается в форме сиропа. Незаменимый препарат для мозга по мнению специалистов и заботливых мамочек.

Оптимален для адаптации школьника к учебным нагрузкам. Предназначен для детей с 7 лет.

Можно давать ребенку с 3-летнего возраста. Изготовлен на основе натуральных соков, без искусственных красителей, без противопоказаний.

Комплекс, содержащий йод, дополнен элементами для его оптимального усвоения. Рекомендован детям от 6 лет, без противопоказаний.

Включает в себя Омега-3 жирные кислоты. Назначается детям с 3 лет, способствует умственному развитию и защите от стрессов. Также прекрасное средство для улучшения активности мозга.

Обеспечить ребенку комфортное освоение жизненных просторов не так уж и трудно. Несложные знания, помощь специалистов, любовь, внимание, терпение. Что еще нужно для ребенка?

Как говорится в одной известной телепередаче – «берегите себя и своих близких».

источник

Короткое, печальное, но необходимое предисловие.

Уникальность существующего порядка вещей состоит в том, что

  • подавляющему большинству врачей намного легче ЭТО назначить, нежели объяснить, почему ЭТО ребенку не надо;
  • подавляющему большинству родителей намного легче отправиться в аптеку, купить и неделями скармливать ЭТО собственному ребенку, нежели попытаться прочитать и понять, перечитать и все-таки понять;
  • а для особо впечатлительных ЭТО есть в уколах…

Ноотропными называют средства, стимулирующие процессы обмена веществ в нервной ткани.

Фармакологическими эффектами препаратов этой группы являются улучшение памяти и способности к обучению, повышение устойчивости клеток нервной системы к неблагоприятным внешним воздействиям (в частности, к нехватке кислорода).

Все ноотропные препараты (ноотропы) близки по своей химической структуре к естественным биологически активным веществам — нейромедиаторам, витаминам, аминокислотам. Именно этим объясняется тот факт, что большинство ноотропов нетоксичны и не имеют опасных побочных эффектов.

Основные показания к применению ноотропов в детском возрасте:

Упомянутые нами выше фармакологические эффекты выявляются производителями препаратов, сформулированные чуть ниже показания к применению — это опять-таки рекомендации производителей ноотропных средств.

Ноотропные препараты чрезвычайно широко применяются в педиатрии, но широта их применения ограничена главным образом границами бывшего Советского Союза.

Несмотря на огромный опыт использования, несмотря на множество обнаруживаемых в экспериментах положительных свойств, несмотря на чрезвычайную привлекательность выявленных фармакологических эффектов и широту показаний к применению, так вот, несмотря на все это, обосновать пользу и эффективность ноотропных препаратов методами доказательной медицины до настоящего времени никому не удалось.

В это трудно поверить врачам, еще труднее — пациентам и родителям пациентов, но ни в США, ни в Западной Европе ноотропные средства не применяются, поскольку, еще раз повторимся, нет доказательств их эффективности.

Читатели, ознакомившиеся со списком ноотропных средств и обнаружившие в нем известные, можно даже сказать хорошо знакомые, названия лекарств, наверняка ждут от автора подробных рассказов о том, когда и как их надо принимать. И заверения в том, что всё это — препараты с недоказанной эффективностью, могут вызвать несогласие и недоумение: уж слишком активно вошли ноотропные средства в повседневную жизнь врачей, провизоров, пациентов, родственников пациентов.

Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что ребенок (даже абсолютно здоровый ребенок!) появляется на свет с «незрелой» нервной системой, которая очень активно совершенствуется («дозревает») в первые годы жизни. Этот процесс «дозревания» сопровождается, во-первых, множеством специфических симптомов (физиологические рефлексы периода новорожденности, повышенный мышечный тонус, дрожание губ, подбородка и конечностей и т. д. и т. п.), а во-вторых, постоянно присутствующей озабоченностью родителей.

Именно в первые годы жизни родители обнаруживают у детей некие «странности» поведения, которые не могут объяснить, руководствуясь собственным опытом. Именно в первые годы жизни вопросы и сомнения касательно нормальности или ненормальности собственного ребенка постоянно беспокоят всех без исключения мам и пап.

Странности, вопросы и сомнения приводят родителей к врачам.

Главный вопрос выглядит так:

— Нормально или нет в наших летах (вставьте нужный возраст) не… — далее произносится нечто, чего ребенок еще не умеет, — сидеть, стоять, переворачиваться, ползать, ходить, брать, бросать, говорить, посещать туалет, спать всю ночь не просыпаясь, слушаться родителей, читать, считать, петь, рисовать и т. д. и т. п.?

Любой ответ «нормально» фактически означает, что у врача нет сомнений в том, что ребенок здоров и что он не нуждается ни в каком лечении.

И вот здесь фактически моделируется ситуация, когда общество испытывает огромную потребность в лекарствах, которые «улучшают работу нервной системы». Еще раз подчеркиваю: это не потребность ребенка или врача, это — потребность существующей модели человеческих взаимоотношений в системе врач-родители-ребенок.

Униженный государством и юридически беззащитный врач не имеет ни малейшего желания брать ответственность на себя.

Врач точно знает, что, не назначив лекарства, он автоматически становится, с одной стороны, «невнимательным и равнодушным специалистом», а с другой — потенциальным виновником всех теоретически возможных в будущем неврологических неприятностей. «Нам 15, у нас каждый день болит голова, а ведь мы в 6 месяцев были у невропатолога, жаловались на дрожащую губку, а он сказал, что все нормально…»

Родители убеждены в том, что существуют некие волшебные капельки, благодаря которым ребенок научится сидеть, говорить, слушаться маму и ходить на горшок.

Родители, как правило, не сомневаются в том, что неврологические проблемы вообще и разнообразные «отставания-отклонения» легко вылечить: главное — вовремя (. ) назначить правильное лекарство.

Родители не в состоянии понять, что обмен веществ в нервной ткани ребенка происходит настолько интенсивно, что ускорить его фармакологически практически невозможно.

Имеются лекарства, показавшие в эксперименте свою способность положительно влиять на нервную систему и доказавшие свою безопасность, — многочисленные ноотропные средства.

Лекарства назначаются, и через некоторое время после назначения абсолютное большинство детей действительно начинают сидеть, стоять, переворачиваться, ползать, ходить, брать, бросать, говорить, посещать туалет, спать всю ночь не просыпаясь, слушаться родителей, читать, считать, петь, рисовать и т. д. и т. п. Начинают, разумеется, не потому, что лекарства назначили, а потому, что время пришло, потому, что так задумано великой Природой (Богом, Эволюцией). Но согласиться с тем, что «после лекарства» вовсе не означает «благодаря лекарству», очень сложно…

Таким образом, ноотропные средства позволяют решить множество проблем, поскольку:

  • облегчают бремя ответственности врачей;
  • успокаивают родителей;
  • улучшают материальное положение их производителей и продавцов;
  • в большинстве случаев не вредят пациентам.

Неудивительно, что все описанные проблемы совершенно не волнуют реального владельца страховой компании. Там, где за лечение платит именно частная страховая компания, а не пациент и не коррумпированный чиновник, так вот, там (в мире частного капитала) никто не хочет платить за облегчение, успокоение и «не-вред». Там платят за эффективное лечение, подтверждаемое методами доказательной медицины. А вот с этим проблемы…

Хотелось бы, тем не менее, подчеркнуть, что способность ноотропных средств положительно влиять на обменные процессы в нервной ткани — это вовсе не выдумка алчных фармацевтов, это реально существующий факт.

Ноотропные средства действительно способны:

  • активизировать энергетический обмен в нейронах;
  • усиливать синтез белков;
  • увеличивать скорость передачи импульсов в ЦНС;
  • улучшать поглощение глюкозы нервными клетками;
  • укреплять мембраны клеток.

Эти свойства действительно выявляются в экспериментах. Именно эти свойства позволяют ученым рассматривать ноотропные препараты как очень (. ) перспективную группу лекарственных средств и продолжать их интенсивное изучение. Именно на основании этих свойств формулируются показания к применению ноотропов.

То есть, учитывая способность ноотропов активизировать, усиливать, увеличивать, улучшать и укреплять, делается предположение, что они помогут при задержке речевого развития или при умственной отсталости. А дальше самое печальное — теоретическое предположение не находит своего практического подтверждения при использовании препаратов у реальных больных.

Неудивительны в этой связи два факта:

  • производители ноотропных препаратов никому не обещают быстрого и значимого действия: — всячески подчеркивается, что эффективность, во-первых, умеренная и, во-вторых, для получения эффекта необходим длительный прием — несколько месяцев;
  • все большее количество фармакологов предлагает рассматривать ноотропные средства не в качестве лекарств, а в качестве биологически активных добавок, потенциально способных улучшить качество жизни.

Итак, вы покинули кабинет педиатра или невропатолога и в руках у вас список назначенных средств, а в списке этом — ноотропные препараты.

Вы знаете, что ноотропные средства если и используются, то не просто так, а по вполне конкретным показаниям. И это значит, что если вам назначен препарат из группы ноотропных средств, так это потому, что вашему ребенку установлен конкретный диагноз (список показаний-диагнозов см. выше).

Нет диагноза — нет показаний. То есть назначение ноотропных средств не имеет никакого отношения к повышенному внутричерепному давлению, мышечному гипертонусу, минимальной мозговой дисфункции, пирамидной недостаточности и другим модно-популярным отечественным диагнозам.

Вы опять-таки уже знаете, что эффективность ноотропов не доказана, но вы также знаете о том, что они в большинстве случаев безопасны, а спорить с врачом и брать ответственность за «не лечение» на себя нет ни сил, ни особого желания. Значит, будем лечиться… И главное здесь — не навредить. Поэтому при последующем рассмотрении основных ноотропных препаратов мы поставим во главу угла именно безопасность применения.

Применяется более 40 лет, являясь фактически родоначальником ноотропных средств.

Выпускается во множестве лекарственных форм, предназначенных как для энтерального, так и для парентерального применения, — таблетки, капсулы, гранулы, сиропы, растворы для в/м и в/в введения.

Не рекомендуется детям первого года жизни, кормящим матерям и беременным (особенно в первом триместре).

Возможные побочные эффекты — боли в животе, тошнота, рвота, запор, диарея, головокружение, головная боль, психическое возбуждение, двигательная расторможенность, раздражительность, неуравновешенность, снижение способности к концентрации внимания, тревожность, нарушения сна.

Препараты нейроаминокислот

Гаммааминомасляная кислота. Выпускается в таблетках. Принимается внутрь до еды. Усиливает действие снотворных и противосудорожных средств. Возможны тошнота, рвота, бессонница, повышение температуры тела, ощущение жара, одышка, реакции гиперчувствительности.

Гопантеновая кислота. Выпускается в таблетках и сиропе. Во время приема возможны аллергические реакции (ринит, конъюнктивит, сыпь). Не рекомендуется в первом триместре беременности.

Никотиноил гамма-аминомасляная кислота. Используется для энтерального приема (таблетки) и парентерального введения (в/м, в/в — растворы). Применение может сопровождаться тошнотой, головной болью, головокружением, раздражительностью, ощущением тревоги, аллергическими реакциями. Противопоказана беременным и кормящим.

Гидрохлорид гамма-амино-бета-фенилмасляной кислоты — известен под торговым именем фенибут, выпускается в таблетках. Раздражает слизистые оболочки ЖКТ (поэтому противопоказан при язвенной болезни). В начале лечения, как правило, вызывает выраженную сонливость. Также возможны раздражительность, возбуждение, тревожность, головокружение, головная боль, тошнота, аллергические реакции. Не используется при беременности и кормлении грудью.

Глицин. Выпускается в таблетках, предназначенных для рассасывания в полости рта. Переносится очень хорошо — редкие аллергические реакции.

Глутаминовая кислота. Формы выпуска — таблетки и гранулы. Побочные реакции — повышенная возбудимость, рвота, диарея. При длительном применении возможны снижение уровня лейкоцитов и гемоглобина, раздражение слизистой оболочки полости рта, трещины на губах. Противопоказана при лихорадочных состояниях, заболеваниях печени, почек, ЖКТ, кроветворных органов. Во время лечения обязательно следует эпизодически делать клинические анализы крови и мочи.

Нейропептиды

Нейропептиды — это образующиеся в нервной системе молекулы белка, обладающие биологической активностью. Лекарственным средствам, содержащим нейропептиды, присуще определенное ноотропное действие. Некоторые препараты этой группы широко известны и активно применяются в странах, где концепция доказательной медицины пока еще не имеет адекватной реализации. К наиболее известным нейропептидным средствам относятся церебролизин, кортексин, актовегин, солкосерил.

Препараты вводятся главным образом в/м. Переносятся хорошо, но возможны аллергические реакции, иногда очень тяжелые.

Принимается внутрь (суспензия, таблетки, драже). Имеет внушительный список возможных побочных эффектов — нарушения сна, повышенная возбудимость, головная боль, головокружение, быстрая утомляемость, потеря аппетита, тошнота, диарея, аллергические реакции, стоматит, боли в суставах, реакции со стороны системы кроветворения. Противопоказан при гиперчувствительности, эпилепсии, печеночной и почечной недостаточности. Не рекомендуется беременным и кормящим. Во время лечения необходим лабораторный контроль (клинические анализы крови и мочи, печеночные пробы).

Читайте также:  Витамины в жидком виде для детей

Рассматривается как препарат комплексного действия. Обладает не только ноотропным эффектом, но и способностью улучшать кровообращение в нервной ткани. Тем не менее многочисленные полезные свойства винпоцетина методами доказательной медицины пока не подтверждаются.

Препарат выпускается в таблетках и растворах для в/в введения. Вводить его в/м нельзя. Противопоказан беременным и кормящим. При приеме внутрь переносится хорошо (редкие реакции гиперчувствительности), при в/в введении возможно снижение АД, головокружение, тошнота, флебит.

Как и винпоцетин, это препарат комплексного действия. Обладает ноотропными свойствами, но к ноотропным препаратам не относится: последние 50 лет используется в качестве средства, улучшающего кровообращение. Применяется внутрь (капсулы, таблетки).

В связи с большим количеством побочных эффектов (сонливость, быстрая утомляемость, головная боль, дрожание конечностей, повышение мышечного тонуса, депрессия, сухость во рту, боли в животе, повышенное потоотделение, аллергические реакции, снижение АД) в настоящее время не рекомендуется ни в качестве ноотропного, ни в качестве сосудистого средства. Применение считается оправданным в комплексной терапии мигрени, головокружения, морской болезни.

Список ноотропных средств на этом не заканчивается. Стимулирующее влияние на процессы обмена веществ в нервной ткани — то самое ноотропное действие — представляется очень и очень привлекательным. Неудивительно, что существует множество (сотни!) самых разнообразных лекарственных средств, теоретически обладающих ноотропным действием.

Даже беглое перечисление этих препаратов может занять не один десяток страниц, тем не менее все, что вашему ребенку может быть назначено для «улучшения» нервной системы, — это лекарства с недоказанной эффективностью, находящиеся в 4-й фазе клинических исследований (т. н. постмаркетинговые исследования). Только вы — мамы и папы — вправе решать, будет ваш ребенок участником этих исследований или нет.

(Данная публикация представляет собой адаптированный к формату статьи фрагмент книги Е. О. Комаровского «Справочник здравомыслящих родителей. Часть третья. Лекарства».)

источник

Нет такой матери, которая бы не хотела, чтобы ее чадо приносило из школы только положительные отметки. Но для успешной учебы ребенку необходимо обладать хорошим вниманием и памятью, и если с этими показателями имеются проблемы, о хорошей успеваемости говорить не приходится. Помочь решить эти проблемы могут специальные лекарственные средства.

Препараты для концентрации внимания у детей называются ноотропами. Они позволяют в несколько раз улучшить интеллектуальную деятельность ребенка, активизировать его познавательные функции, улучшить кровоснабжение головного мозга. Лекарства для улучшения внимания и памяти могут значительно уменьшить имеющиеся расстройства этих показателей умственной деятельности, но они неспособны сделать так, чтобы их уровень превысил норму, данную ребенку от природы.

Главная причина расстройств мозговой деятельности у детей и подростков — недостаточное снабжение головного мозга кровью, несущей кислород и питательные вещества. Это может быть связано с постоянным стрессом, внутренним конфликтом или страхом. Если в основе нарушений лежат психологические проблемы, то в комплексе с медикаментозным лечением показано посещение детского психолога или психиатра.

Также к снижению концентрации внимания и памяти приводит неправильное питание — употребление напитков, обладающих тонизирующим эффектом (Кола, Пепси, кофе) и переедание. Чтобы переварить избыточное количество пищи, желудку и кишечнику требуется большой прилив крови. Тогда от недостатка крови начинают страдать остальные органы и системы, и особенно губительно это сказывается на нервной системе ребенка.

Детям и подросткам в процессе обучения требуется усиленная концентрация внимания, а потому они больше подвержены умственным перегрузкам. Ноотропные препараты улучшают кровообращение и обмен веществ в клетках головного мозга, активизируют мыслительные процессы и способствуют хорошей учебе.

Современная медицина предлагает большое количество средств, позволяющих стимулировать работу нервной системы школьников. Лекарства для улучшения мозговой деятельности отпускаются без рецепта, но приниматься они должны строго по назначению врача-невролога или психиатра. Их бесконтрольный прием, тем более у детей, может быть опасен.

  • Глицин — ноотропный препарат, повышает работоспособность, нормализует сон, обладает седативным эффектом, улучшает умственные способности, активизирует процессы защитного торможения в ЦНС. Форма выпуска — таблетки, рассасывающиеся под языком до полного растворения.
  • Пирацетам — оказывает положительное воздействие на обменные процессы в мозге, способствует лучшему усвоению учебного материала. Но при наличии в анамнезе индивидуальной непереносимости или почечной недостаточности препарат противопоказан. Форма выпуска — таблетки и капсулы.
  • Биотредин . Препарат содержит витамин В6 и треонин — вещества, оказывающие положительное влияние на нервную систему. Средство активизирует когнитивные функции мозга, обладает успокаивающим эффектом, способствует улучшению памяти и внимания подростков. Форма выпуска — таблетки.
  • Фенибут — ноотропное средство, стимулирующее приток крови к мозгу, снижающее тонус его сосудов. При применении этого лекарства по назначению врача значительно улучшается умственная работоспособность, активизируется память и способность к запоминанию больших объемов информации. Средство выпускается в форме таблеток.
  • Аминалон — препарат гамма-аминомасляной кислоты. Восстанавливает обмен веществ в головном мозге, улучшает переработку глюкозы, выводит токсины. Показан при нарушениях работы нервной системы, для активации мыслительной деятельности. Фора выпуска — таблетки.
  • Пантогам — ноотропный препарат, содержащий в качестве действующего вещества гамма-аминомасляную кислоту. Показан при психоэмоциональных перегрузках, расстройствах внимания и памяти, для активации интеллектуальной деятельности, снятия нервного напряжения. Форма выпуска — сироп, таблетки и капсулы.
  • Тенотен — гомеопатический препарат, улучшает питание клеток детского мозга, ускоряет созревание нервной системы ребенка, способствует активации мозговых процессов. Выпускается в форме таблеток.
  • Нобен — средство на основе коэнзима Q10. В результате приема возрастает концентрация этого вещества в клетках головного мозга, активизируется память и процессы запоминания информации. Форма выпуска — капсулы.
  • Билобил (аналоги — Танакан, Билоба и другие) — лекарство на основе экстракта растения гинкго билоба. Нормализует тонус мелких сосудов головного мозга, стимулирует работу нервной системы, обладает незначительным успокаивающим эффектом. Средство выпускается в форме таблеток.
  • Интеллан — снимает нервное напряжение, эффективен при умственных перегрузках. Форма выпуска — сироп и таблетки.
  • Фезам — показан при нарушениях мыслительной функции, снижении памяти и концентрации внимания, а также при отставании в интеллектуальном развитии. Средство устраняет раздражительность, способствует лучшей обучаемости. Форма выпуска — капсулы.

Нужно помнить, что одного медикаментозного лечения расстройств работы мозга будет недостаточно. Развивать интеллектуальные функции можно любыми доступными средствами — заучиванием наизусть, чтением, различными развивающими играми. Кроме того, ребенку необходимы забота и поддержка родителей. Только в случае соблюдения всех этих условий можно за достаточно короткий срок добиться прекрасных результатов.

источник

Нервная система человека, недавно появившегося на свет, еще незрелая. Она будет совершенствоваться годами. Неудивительно, что заботливые родители пристально вглядываются в своего кроху — а нет ли у него каких-нибудь отклонений?

Малыш бывает беспокойным перед сном? Иногда дрожит подбородок, дергаются ручки, ножки, малыш обильно и часто срыгивает, отстает в развитии от сверстников? У карапуза задержка речевого развития или он не хочет садиться и ходить в среднестатистический срок? Все эти симптомы могут быть признаком как естественной для крох незрелости нервной системы, так и серьезного заболевания.

Когда вопрос встает, что называется, ребром, родителям и детским врачам некогда ждать, пройдут ли тревожные симптомы со временем.

Ведь чем старше ребенок, тем сложнее исправить отклонения, вызванные неврологическими патологиями. В этой ситуации детям назначают ноотропные препараты. Пугаться не стоит — по статистике, их выписывают каждому третьему малышу.

Ноотропы – это нейрометаболические стимуляторы. Проще говоря, препараты, которые активно действуют на высшие психические функции мозга, улучшают кровообращение и работу нервной системы, стимулируют обменные процессы в нервных тканях. В международной классификации у ноотропных средств нет отдельной группы, их объединили с психостимуляторами. Но это также не повод для волнений.

Ноотропное действие основано на нескольких процессах. Они улучшают энергетическое состояние нервных клеток (нейронов), ускоряют процессы, протекающие в центральной нервной системе, насыщают мозг кислородом, укрепляют мембраны нервных клеток, увеличивают скорость импульсов в мозге. Как следствие, обменные процессы в мозге значительно улучшаются, «крепчает» память, «оживляется» восприятие. Позитивно ноотропы действуют и на механизмы мышления, увеличивают интеллектуальные способности. Именно за это ноотропы получили свое второе неофициальное имя — «стимуляторы познания».

Ноотропные препараты бывают различной классификации, всего их более 20 видов. Это более сотни названий.

Ноотропные препараты детям назначают при следующих заболеваниях и состояниях:

  • Отставание в развитии психики ребенка,
  • Задержка развития речи,
  • Последствия внутриутробного страдания малыша, в ходе которого оказалась пораженной центральная нервная система,
  • Травмы головы (сотрясения мозга, ЧМТ),
  • Синдром дефицита внимания,
  • Различные формы умственной отсталости,
  • Детский церебральный паралич (ДЦП),

Кроме того, отдельные виды ноотропных препаратов, скорее всего, назначат при сильном заикании, нарушении сна у ребенка, расстройствах мочеиспускания, мигрени, сильных головокружениях. Ноотропы применяют для лечения гиперкинезов (это хаотичные судорожные случайно возникающие движения руками и ногами у детей), а также для профилактики укачивания. Кроме того, ноотропные препараты для лечения детей применяются в офтальмологии, токсикологии, травматологии.

Несмотря на свое довольно позитивное воздействие на организм, споры и научные дискуссии вокруг ноотропов не утихают. Широкое применение эти препараты нашли только в России и странах бывшего СНГ. Вероятно потому, что их начали использовать в нашей медицине еще в середине XX века. Европейские и американские врачи, к примеру, отказываются назначать ноотропы своим маленьким пациентам.

Причина в том, что эффективность и пользу ноотропных средств научно доказать пока не удалось. Хотя все согласны с тем, что особого вреда от них тоже нет. А какой тогда смысл лечить ноотропами всех и вся, если речь, конечно, не идет о перечне заболеваний, указанном выше? Такого мнения, в частности, придерживаются известные врачи Рошаль и Комаровский. Некоторые специалисты предлагают даже перевести ноотропные препараты из категории лекарственных средств в категорию биологически активных добавок.

Автор следующего видеоролика расскажет, как ноотропные препараты влияют на мозг.

  • Главный и самый первый в истории ноотроп, «отец-основатель» всех остальных препаратов этого семейства, — Пирацетам. Большинству россиян и жителей стран бывшего СНГ он знаком и по другим названиям-синонимам: Ноотропил, Церебрил, Луцетам, Ойкамид и др.

Пирацетам синтезировали более полувека назад. Препарат благотворно влияет на мозг, стимулирует память, увеличивает способности к интеллектуальным нагрузкам и мотивирует к обучению, способствует концентрации внимания. Выпускается в капсулах, ампулах и в таблетках. Детям до года Пирацетам не рекомендуется. Кроме того, этот препарат не походит малышам с психомоторным возбуждением.

Среди побочных явлений от приема «Пирацетама» — бессонница, нарушение координации движений, раздражительность, спутанность сознания.

  • Еще один очень популярный у российских педиатров препарат – Пантогам. Это ноотропное противосудорожное средство. Выпускается в форме таблеток и сиропа. Его доктор может прописать вашему малышу с первых дней жизни.

Лекарство улучшает состояние детей с различными формами ДЦП, шизофренией, аутизма. Кроме того, Пантогам помогает при недержании мочи, детских нервных тиках, синдроме гиперактивности и задержке речевого развития. Побочные действия сведены к минимуму, к сонливости и аллергической реакции на какой-либо компонент Пантогама.

  • Пикамилон — расширяющий сосуды мозга ноотропный препарат, аналог Пирацетама. Помимо прочего, обладает психостимулирующим и легким транквилизирующим действием. Выпускается в ампулах для внутривенного и внутримышечного введения и в таблетках. Не рекомендуется детям до 3 лет.

Нередко Пикамилон назначают чрезмерно тревожным, эмоционально-нестабильным детям. Кроме того, этот ноотроп принимают для повышения выносливости в условиях физических и психических перегрузок, например, спортсмены.

Среди побочных действий – головная боль, тошнота, кожный зуд. Препарат нельзя принимать ребенку, имеющему проблемы с почками.

  • Фенибут — современный ноотроп, который достаточно часто назначают детям. Он стимулирует деятельность нервной системы, повышает умственную работоспособность, улучшает память, помогает школьникам справляться с перегрузками в процессе обучения. Эффект транквилизатора помогает снять тревогу, раздражительность, улучшить сон. Выпускается в таблетках и порошках. Этот препарат низкотоксичен, а потому его прописывают детям с 2 лет. Среди побочных явлений – головокружение, сонливость, тошнота.

В следующем видеоролике можно увидеть подробный обзор ноотропного препарата Фенибут.

  • Пиритинол — ноотропное средство с незначительным седативным эффектом. Часто его советуют принимать при депрессивных состояниях, вегето — сосудистой дистонии, повышенной утомляемости, задержке психического развития. Подходит детям с 1 года. Имеет достаточно большой перечень побочных действий от тошноты до полимиозита, диспноэ и потери вкусовых ощущений.
  • Циннаризин (синонимы Балциннарзин, Вертизин, Дизирон, Циннарон, Циризин) — это ноотроп, в инструкции по применению к которому сказано, что детям до 12 лет он не рекомендован. Однако многие врачи уже давно прописывают этот препарат малышам до года, и утверждают о положительном его воздействии. Впрочем, эффективность лекарства не была доказана, а вот побочные действия у пациентов фиксировали. У этого препарата они довольны серьезные: нарушения деятельности печени и почек, падение давления, головные боли. Выпускается Циннаризин в капсулах и таблетках.
  • Семакс — один из любимых педиатрами ноотропных препаратов. Он выпускается в виде капель в нос, а потому применять его удобно даже самым маленьким пациентам. Семакс приходит на помощь в тех случаях, когда у детей наблюдается задержка речевого развития, нарушения сна, гипервозбудимость, капризность. Среди побочных явлений – головокружение, раздражение слизистой оболочки носа.
  • Прекрасным вариантом может быть простейшая аминоуксусная кислота Глицин. Она обладает всеми достоинствами ноотропов, но лишена пугающих побочных явлений. Глицин назначают малышам любого возраста. Препарат регулирует процессы возбуждения и торможения. В результате у ребенка повышается внимание, существенно улучшается обучаемость, нормализуется ночной сон.

Перечислить все препараты ноотропного семейства практически невозможно, их очень много, к тому же фармацевтическая промышленность на месте не стоит, и почти каждый год представляет что-то новое. Искать новые формулы в ноотропных препаратах выгодно, ведь эти средства довольно востребованы и взрослыми, и детьми.

  • Из «новинок» хочется отметить японский ноотроп Гаммалон. Стоимость этого препарата превышает стоимость его родоначальника Пирацетама более чем в 100 раз. Упаковка препарата из страны Восходящего Солнца стоит около 2500 рублей за упаковку (100 таблеток).

По отзывам в Интернете, он помогает даже детям с тяжелыми формами аутизма и детского церебрального паралича, облегчает их состояние. Но у ряда медиков Гаммалон вызывает сомнения. Дело в том, что даже поверхностный анализ инструкции по применению наблюдательным пациентам может подсказать, что в составе японского «чудо-лекарства» одна-единственная аминокислота — гамма-аминомасляная.

Ноотроп с таким же точным составом – Аминалон. Только стоит он всего 99 рублей. Практичный подход к вопросу подсказывает, что японский Гаммалон -просто удачный маркетинговый ход, тем более что и его эффективность и польза, как и у других ноотропных препаратов, научно доказана пока не была.

В России сложилась своеобразная практика диагностики. Врачи в поликлинике ради «перестраховки» могут поставить неврологический или даже психиатрический диагноз любому ребенку с повышенной возбудимостью, очень подвижному или тревожному. По большому счету, был бы человек, а диагноз найдется.

Врачей за это осуждать нельзя. Им так предписывает Минздрав. Ведь пропустить начинающееся заболевание еще страшнее. Родители начинают лечить малыша назначенными осторожным врачом ноотропными препаратами, не зная на самом деле, вредны ли они. При реально существующем заболевании ноотропы эффективны, но в случае врачебной «перестраховки» препарат здоровому ребенку не принесет ровным счетом ничего, кроме вероятных «побочек».

Нет у докторов и точных и единых критериев оценки поведения маленьких детей. Поэтому установить грань между обычным беспокойным ребенком и малышом с неврологическим заболеванием довольно сложно.

Несмотря на все методы диагностики, решение дилеммы «Норма или патология» ложится на плечи доктора и в конечном счете определятся только им. А это благодатная почва для врачебных ошибок и тех самых перестраховок «на всякий случай».

Главный принцип любого врача – «Не навреди», и испытывать на ребенке средства в поисках возможности получить наконец список препаратов с доказанной эффективностью, по меньшей мере недальновидно и неэтично. Пусть лучше статистику пополняют лабораторные животные.

Однако если серьезный диагноз уже поставлен, то отказываться от приема ноотропов не стоит. И уже тем более не надо покупать ноотропные средства в аптеке самостоятельно, не посоветовавшись с врачом, прислушиваясь только к рекламным роликам, вещающим о том, как помочь ребенку нормализовать сон, наладить учебу в школе или снять гиперактивность. Ноотропов много, а ребенок у вас один. Берегите его!

Подробнее о ноотропах смотрите в следующем видео.

источник

Просто напишите нашему менеджеру, и вам сразу ответят!

Оставьте свою почту, мы вышлем вам дополнительную информацию

Проблема с развитием речи у маленьких детей всегда актуальна, поскольку количество малышей, которые не разговаривают в 2-3 и даже 4 года, неуклонно растет. Причин этому – масса, а вот решений проблемы гораздо меньше. Эти решения заботливые матери пытаются найти в кабинетах педиатров, невропатологов, психологов и логопедов. Они покупают различные таблетки для развития речи у детей, пробуют многочисленные методики, уговаривают, кричат, плачут, но, как правило, все эти усилия оказываются напрасны, и маленький «партизан» продолжает молчать.

Читайте также:  Витамины в жизни детей занятия

Многие мамы, заметив, что их дитя особо не стремится вступать в диалог и ограничивается лаконичным «агу», не предпринимают никаких усилий для того, чтобы разговорить их и даже не подозревают, что проблема уже набирает силу. Но, конечно, излишне усердствовать тоже не стоит — обучая ребенка словам, которые он пока просто не в состоянии произнести.

Данная таблица поможет выявить, полноценно развивается ваш ребенок или нет. Отмечаем, что этим данным соответствуют только доношенные дети, а если же ребенок недоношенный, то нужно учитывать отставание от нормы на 1-2 месяца.

Ребенок может только кричать, подавая таким образом знаки, что он хочет кушать, спать, или сухой памперс.

В моменты спокойствия он может издавать гнусавые гортанные звуки.

Малыш активно реагирует на внимание к себе, издает звуки.

Яркое проявление эмоций (смех, плач), появление гласных и согласных звуков вроде: «гы», «эгу».

Есть реакция на голос взрослых, ребенок начинает тянут звуки.

Ребенок начинает связывать отдельные слоги в короткие слова вроде «ма-ма».

Малыш может подражать звукам, произносимым другими людьми.

Появляются первые сознательные короткие слова, понимание вопросов и требований взрослых.

Словарный запас увеличивается до 300 или до 400 слов, появляются осмысленные вопросы (чье количество неуклонно растет) и повествовательные фразы.

Происходит значительный прорыв в умственном развитии и ребенок начинает запоминать большое количество слов за короткое время. В эти годы его словарный запас уже превышает 1500 слов.

Речь дитя уже понятна окружающим, хотя многим требуется помощь логопеда, чтобы устранить недостатки речи.

В этом возрасте он может свободно говорить, вести повествование, шутить и понимать юмор.

Если что-то из этого не совпадает, значит, имеет место быть задержка или нарушение речевого развития. Над их исправлением работают терапевты, невропатологи, логопеды и психологи. Однако если проблема будет предотвращена заранее, помощь этих специалистов может и не потребоваться. Для этого следует четко уяснить все возможные причины появления речевых нарушений.

Во-первых, — это может быть общее торможение развития или даже легкая степень умственной отсталости. Такой диагноз может поставить только квалицированный врач.

Во-вторых, все дело может быть в слуховом аппарате – если ребенок плохо слышит, то он будет, соответственно, и плохо понимать, что говорят окружающие. Эту причину нужно выявлять и устранять в первую очередь.

В-третьих, недоношенные и ослабленные излишней болезненностью детки дольше развиваются и говорят меньше и хуже своих сверстников.

В-четвертых, дети со значительно развитым интеллектом подолгу не говорят, но потом случается резкий прорыв, полностью покрывающий длительные дни молчания. Так что, всегда есть вероятность того, что ребенок — вундеркинд.

В-пятых, ребенку в семье могут просто не уделять внимание, не говорить с ним, из-за чего он обладает малым объемом выученных слов. У этого есть свое научное название – «синдром Маугли».

В-шестых, дитя может находиться в таких условиях, что говорить ему вроде как и не требуется – его понимают с полуслова. Семья старается тут же понять, что именно он хочет, ориентируясь на простые «агу» и «бу».

Выяснить причину – это полдела, остальное же падает на плечи родителей и специалистов, которых они привлекут.

Наилучшим лечением станет правильное участие родителей, которые должны:

  • Разговаривать с ребенком (желательно, с рождения или даже до него), несмотря даже на то, что он ничего не понимает и не проявляет никакого интереса к тому, что ему говорят.
  • Многие мамы теряются или не знают, что именно говорить. Но все просто: можно разговаривать с ним во время купания, кормления, перед сном. Чтение сказок и стихов тоже влияет очень положительно. Хорошо если в гости иногда приходят другие люди – это расширит кругозор малыша.
  • Спрашивать его и даже отвечать на свои же вопросы, чтобы выстраивалась модель диалога.
  • Попробуйте регулярно разыгрывать простые сцены общения, которые будут понятны малышу.
  • Используйте язык жестов, дополняя им свои фразы.
  • «Дрессируйте» — то есть, стимулируйте детскую речь. Для этого, например, можно показать игрушку и сказать: «Скажи – дай», как только это будет достигнуто, игрушку можно отдать. И далее следует почаще действовать по подобному принципу.
  • Делайте упор не только на изучение существительных, но и глаголов. Это поможет поскорее перейти к построению целых предложений, пусть поначалу и совсем простых.
  • Работайте над мелкой моторикой, давая ребенку различные предметы, вроде мозаики, круп, макарон, бусин и прочего. Однако главное — следить, чтобы он ничего не начал брать в рот, поэтому все эти игры должны происходить строго под вашим присмотром.
  • Используйте как можно больше способов для творчества : пальчиковые краски, лепка из пластилина, аппликация и прочее. Даже если дитя не хочет ничего делать, можно начать делать за него – он в любом случае заинтересуется.
  • Не забывайте хвалить даже за совсем маленькие достижения.
  • Не забывайте и о книгах – чтение развивает в любом возрасте.
  • Полезны минуты тишины, когда никакие посторонние звуки не мешают усвоению отдельных слов.
  • Помогите логопеду, и дома также занимайтесь с ребенком, проводя артикуляционную гимнастику. Это могут быть различные упражнения: имитация надувания пузырей, всасывания жидкости из трубочки и прочее.
  • Корректируйте питание – полноценный рацион будет способствовать активному эмоциональному и умственному развитию. Для этого также следует вводить в него специальные препараты для развития речи у детей.

Что касается последнего пункта, то именно витаминные препараты вызывают усиленный ажиотаж, и родители полагают на них все надежды – ведь это легче и проще всего. Однако даже самые хорошее лекарство для развития речи у детей не способно ускорить развитие речи без соблюдения всех вышеизложенных рекомендаций.

Из всех известных детских витаминов наиболее безопасными и эффективными являются препараты, производимые компанией Vision. Они становятся надежным подспорьем в устранении дефектов речи или «подстегивании» ее развития. Кроме того, они позволяют дополнить рацион, который далеко не всегда включает в себя все необходимые детям витамины и минералы для мозга и нервной системы.

Витамины от производителя Vision обладают всеми необходимыми качествами:

  • имеют натуральный, растительный состав;
  • не содержат красителей, вкусовых добавок, стабилизаторов и прочих синтетических компонентов;
  • исключена аллергия и передозировка;
  • обладают высокой степенью усвоения (98 %), а также эффектом синергии, когда каждый компонент усиливает действие другого;
  • отвечают строгим требованиям мировых стандартов качества (GMP и ISO22000);
  • сертифицированы Минздравом многих государств, в которых производится продажа продукции.

Также, Vision выпускает большое количество других продуктов, например, витамины для кожи для детей, или витамины с железом и прочее. Консультанты магазина помогают покупателям подобрать подходящий комплекс препаратов.

Это витамины, выполненные в виде вкусных шоколадных конфет, способны наполнить организм всеми необходимыми витаминами и минералами. Комплекс содержит большое количество полезных элементов, которые нужны в период активного развития организма ребенка. Он увеличивает его познавательные способности, обладает одновременно стимулирующим и успокаивающим действием.

Комплекс, позволяющий повысить интеллектуальные способности ребенка и ускорить его речевое развитие. В его составе содержатся ПНЖК омега-3, которые очень важны для развития мозга, нервной системы, зрения. Также, есть и основные витамины (A, D3, E), которые позволят улучшить концентрацию внимания, способность к восприятию и запоминанию информации извне. Их очень удобно принимать, благодаря приятному вкусу карамелей и фруктов.

Узнать об этих комплексах подробнее, можно у нашего консультанта. Он поможет вам подобрать нужные препараты, в соответствии с индивидуальным состоянием ребенка.

На все продукты установлены скидки, достигающие 40 %. Больше подробностей вы сможете узнать по телефону.

Просто напишите нашему менеджеру, и вам сразу ответят!

Оставьте свою почту, мы вышлем вам дополнительную информацию

источник

Появление проблем с речевым развитием – проблема, которую чаще всего замечают самые внимательные родители. Очень важно следить за тем, как и когда ребенок начинает разговаривать. При наличии признаков значительного отставания от сверстников, необходимо посещение врача-педиатра, логопеда и детского невролога. Чаще всего назначается комплексное лечение проблем с массажем, психологической работой, аппаратными методами и медикаментами. Целесообразность использования препаратов при задержке речевого развития у детей определяет врач-невролог.

Доктора, что занимаются развитием ребенка в первые годы жизни (неонатолог и педиатр) определяют периоды, в которых проявляется способность разговаривать. Крики радости и недовольства уже считаются первыми попытками проявить эмоции и желания. По мере взросления ребенок обогащает свой словарный запас, добавляет интонационную окраску и учится строить сложные предложения по всем правилам грамматики.

Формирование основных навыков происходит до 3-х лет – момента, когда ребенка отправляют в коллектив (детский сад), где необходимо умение высказать свои эмоции, желания. Групповое пребывание в детском саду является первым опытом социализации ребенка, которая невозможна без речи.

Постановка диагноза «задержка речевого развития» чаще всего проводится в 3 года. До этого периода, при наличии сомнений, дети находятся на учете педиатра и логопеда. Работа с последним начинается с возраста 1,5 лет.

Задержка речевого развития у детей (ЗРР) – патологическое состояние, которое характеризуется замедленным развитием навыков общения у ребенка, поздним доречевым периодом (гуления, лепета и первых фраз). Нарушение развития речи проявляется в трех компонентах: словарном (лексическом), звуковом (фонематическом) и соблюдении правил (грамматическом).

Наличие признаков нарушенного формирования других сфер психической деятельности (эмоции, воля, ощущения и восприятие, интеллект) говорят о задержке психо-речевого развития (ЗПРР).

Важно! Постановка диагнозов, связанных с нарушением развития ребенка, проводится только по заключению комиссии врачей

Наиболее эффективным лечением для замедленного формирования речи у детей считается комбинированный подход.

Одной из причин ЗРР считается неблагоприятная обстановка в семье, наличие конфликтов между родителями, отсутствие одного из родителей. Поэтому важно своевременно назначит психологическую работу со всеми членами семьи, для устранения психического «блока» речевого развития.

Другим аспектом, из-за которого развивается отставание, являются патологии мышечного аппарата (губ, языка, голосовых связок), например, при – детском церебральном параличе (ДЦП). В таком случае логопед проводит курсы занятий с постановки артикуляции. Кроме того, часто применяется логопедический массаж, который воздействует на активные точки, запускает работу нервных центров и способствует формированию навыков звукопроизношения.

Широко применяются физиотерапевтические процедуры и аппаратные методы для активации центров слуха и речи (например, ЛОГО+, электростимуляция), образованию стойких связей и речевых реакций.

Для коррекции процессов обмена веществ в головном мозгу, улучшения кровоснабжения и доставки питательных веществ назначаются специализированные медикаментозные средства.

Важно! Только невролог имеет право назначать препараты при задержке речевого развития у детей

Процессы усваивания питательных веществ в центральной нервной системе происходят через каскад реакций с превращением глюкозы (простого углерода, который входит в состав хлеба, конфет, фруктов и овощей, круп) и выделением молекул энергии. Последние принимают участие в проведении нервных импульсов по волокнам в тканях, образовывают связи между нейронами (клетками), формируют память и навыки у малыша. Лечение ЗРР проводится с помощью ноотропов («noos» — головной мозг), – препаратов, которые обладают стимулирующим воздействием на нервную ткань.

В зависимости от действующего вещества ноотропы бывают с угнетающим и стимулирующим эффектом. При наличии у ребенка гиперактивности, которая проявляется ускоренным потоком мыслей, быстротой и множеством двигательных движений – необходимо назначение препаратов группы Пикамилона. Цераксон назначается в противоположном случае, когда в семье отмечается дефицит внимания, уделяемого ребёнку.

Назначаемые детским неврологом препараты, в зависимости от точки прикладывания действия, делятся на группы:

  • Средства гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК): Пантогам, Аминалон, Пикамилон и др. ГАМК – медиатор («посредник») в нервной ткани, через который проводится торможение проведения импульсов при «проскакивании» через нужные центры. Кроме того, вещество улучшает усваивание головным мозгом глюкозы и повышает дыхательную активность тканей (использование кислорода).

Использование данных препаратов рекомендуется детям с синдромом гиперактивности или другими признаками повышенной возбудимости нервной системы.

Пантогам при задержке речевого развития назначается в форму сиропа (детям до 3-х лет) и таблеток. Препарат также обладает противосудорожным и небольшим успокоительным эффектом, улучшает сон и снижает уровень тревоги.

  • Пиритинол-содержащие средства (Церебол, Энербол, Энцефабол). Пиритинол обладает свойствами мембраностабилизатора нервных клеток, снижает концентрацию свободных радикалов (веществ, которые раздражают нервную ткань и вызывают патологическую имульсацию в периферические центры). Лекарства этой группы улучшают утилизацию глюкоза в головном мозге, повышают стойкость нейронов к кислородному голоданию.
  • Ноотропы с психостимулирующим эффектом: Цераксон. Активным веществом препарата является цитиколин, который повышает регенеративные способности мембраны нервных клеток, увеличивает запасы энергии, устраняет отек и застойные явления в головном мозге.

Цераксон назначается для повышения уровня внимания, функции памяти, улучшает когнитивные способности ребенка.

  • Витаминные препараты (нейромультивит, мильгамма). Поливитаминные комплексы обладают общим стимулирующим действием на функциональное состояние нервной системы, улучшают синтез необходимых медиаторов и способствуют проведению импульса.
  • Препараты на основе экстрактов нервных тканей животных (Кортексин, Церебролизин). Лекарственные средства из этой группы содержат активные аминокислоты, которые используются для синтеза новых клеток, репарации поврежденных участков нервной ткани. Кроме того, Кортексин применяется для улучшения когнитивных способностей после различных психологических и черепно-мозговых травм.

Лечение замедленного развития речевых навыков у ребенка сопровождается наблюдением лечащего врача. Курсы медикаментозной терапии проводятся параллельно с визитами к психологу и логопеду.

Пикамилон назначается детям старше 3-х лет в форме таблеток. Одна таблетка содержит 20 мг активного вещества. Согласно инструкции по применению, детям от 3-х до 10 лет рекомендуется принимать по 1 таблетке 3 раза в сутки, старшим по 2 таблетки 3 раза в сутки. Лечение длится 3 месяца.

Цераксон выпускается в форме таблеток, саше с порошком и сиропа для перорального применения. Препарат назначается детям старше 3-х лет. Рекомендовано применять по 1 саше или таблетке в сутки, разделив на 2 приема, или по чайной ложке сиропа в день. Длительность лечения месяц, после чего – контрольный визит к неврологу. Клинические исследования по применению Цераксона у детей советуют назначать препарат только детям старшего возраста и при наличии серьезных проблем с развитием.

Энцефабол для лечения задержки речевого развития выпускается в форме суспензии для перорального приема. Рекомендованная доза ребенку по чайной ложке 3 раза в сутки в течение 6-8 недель. После этого периода оценивается эффективность препарата и решается, каким лекарством лечить ЗРР в дальнейшем.

Важно! Способ применения, дозу препарата и длительность лечения подбирает лечащий врач с учетом индивидуальных особенностей ребенка и степени тяжести задержки

Применение медикаментозных препаратов с целью лечения нарушений когнитивной сферы сопровождается риском развития побочных эффектов. В зависимости от действующего вещества, группы, дозы и длительности приёма средства, возможно развитие таких последствий:

  • У стимулирующих средств: повышенная возбудимость, нарушение сна, бессонница, усиленный аппетит, сыпь, которая сопровождается зудом.
  • Тормозящие препараты (Аминалон): сонливость, замедленная реакция, шум в ушах, головная боль. Все побочные эффекты характеризуются кратковременностью.

Кроме того, после применения препарата любой группы возможно развитие аллергических реакций в форме ринита, сыпи, отека.

Совет врача. При появлении симптомов аллергии необходимо немедленно прекратить прием препарата и обратиться к врачу

источник

Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!

В настоящее время Пантокальцин выпускается в единственной лекарственной форме – таблетки для приема внутрь. В качестве активного компонента таблетки содержат гопантеновую кислоту в двух дозировках – 250 мг или 500 мг. То есть, одна таблетки Пантокальцина может содержать 250 мг или 500 мг активного вещества.

В качестве вспомогательных компонентов таблетки Пантокальцин обоих дозировок содержат следующие вещества:

  • Карбонат магния основной;
  • Картофельный крахмал;
  • Стеарат кальция;
  • Тальк.

Таблетки обоих дозировок имеют плоскоцилиндрическую форму, окрашены в белый цвет и снабжены фаской и риской на различных сторонах. Пантокальцин выпускается в упаковках по 25 и 50 таблеток.

Пантокальцин является ноотропом – препаратом, улучшающим когнитивные способности человека (память, внимание, продуктивность и скорость мышления). Кроме того, Пантокальцин обладает обезболивающим, противосудорожным и антидизурическим действием. Данные действия препарата обусловлены нейрометаболическим, нейропротекторным и нейротрофическим эффектами.

Нейрометаболический эффект заключается в улучшении и ускорении обмена веществ в структурах головного мозга, за счет чего активизируется память, внимание, скорость мышления, а также устраняются очаги судорожной активности.

Нейропротекторный эффект заключается в обеспечении устойчивости клеток мозга к негативным воздействиям окружающей среды (гипоксии, свободным радикалам и т.д.). Мозговые клетки становятся «крепкими» и способными хорошо выполнять свои функции даже в неблагоприятных условиях.

Нейротрофический эффект заключается в том, что улучшается питание клеток головного мозга, поскольку они полнее и лучше используют имеющиеся питательные вещества и кислород.

Читайте также:  Витамины в жизни детей проект

Данные эффекты обеспечивают нормализацию работы нервных клеток, снижают моторную возбудимость, упорядочивают поведение и повышают умственную и физическую работоспособность человека. Поэтому препарат используют для лечения нарушений высших мозговых функций (речь, мышление, память, внимание, тонкие и точные движения и т.д.), невралгий, эпилепсии, экстрапирамидных расстройств, умственных и эмоциональных перегрузок. У детей препарат применяют при умственной отсталости, олигофрении, задержке развития, заикании, детском церебральном параличе и гиперкинезах.

Кроме того, антидизурическое действие Пантокальцина снижает выраженность усиленного пузырного рефлекса и детрузора, за счет чего купируются некоторые расстройства мочеиспускания, такие, как императивные позывы, недержание мочи, частое мочеиспускание и т.д.

Обезболивающее действие Пантокальцина не является самостоятельным, поскольку препарат способен удлинять эффект анальгезии Новокаина и других подобных анестетиков.

Таблетки Пантокальцина следует принимать через 15 – 30 минут после еды, запивая негазированной водой. Таблетки рекомендуется проглатывать целиком, не раскусывая, не разжевывая и не измельчая иными способами, а запивая чистой, негазированной водой. Чтобы не разламывать таблетки, рекомендуется выбирать вариант Пантокальцина с меньшей дозировкой – 250 мг.

Дозировка и длительность курса терапии может незначительно варьироваться в зависимости от заболевания, по поводу которого принимается препарат, а также от возраста пациента. В общем, разовая дозировка Пантокальцина для взрослых составляет 500 – 1000 мг, а для детей младше 18 лет – 250 – 500 мг. Общая суточная дозировка препарата для взрослых составляет 1500 – 3000 мг, а для детей – 750 – 3000 мг. Принимать Пантокальцин необходимо по 2 – 4 раза в сутки равными разовыми дозами, стараясь соблюдать одинаковые интервалы между приемами. Во избежание передозировки и развития выраженных побочных эффектов не рекомендуется превышать указанные суточные дозировки.

Оптимальная тактика применения Пантокальцина при различных заболеваниях следующая: начинать принимать препарат в минимальной дозировке, повышая ее в течение 7 – 12 дней до максимальной. После этого 15 – 40 дней (или больше, если срок терапии дольше) таблетки принимают в максимальной дозировке. А за 7 дней до даты окончательной отмены препарата начинают постепенно снижать дозировку.

Длительность терапии Пантокальцином составляет 1 – 4 месяца, но при необходимости может удлиняться до полугода непрерывного приема препарата. Через каждые 3 – 6 месяцев можно производить повторные курсы приема Пантокальцина.

При следующих заболеваниях взрослым рекомендовано принимать Пантокальцин в отличном от общего режиме:

  • Для устранения экстрапирамидных расстройств и других побочных эффектов нейролептиков, принимающихся для лечения шизофрении – принимать по 500 – 1000 мг по 3 раза в сутки, в течение 1 – 3 месяцев;
  • Эпилепсия – принимать по 500 – 1000 мг по 3 – 4 раза в сутки в течение 4 – 6 месяцев;
  • Гиперкинезы (нервные тики) – принимать по 500 – 1000 мг по 3 раза в сутки, в течение 1 – 5 месяцев;
  • Расстройства мочеиспускания неврогенной природы – принимать по 500 – 1000 мг по 2 – 3 раза в сутки, в течение 2 недель – 3 месяцев (в зависимости от скорости нормализации состояния);
  • Последствия нейроинфекций, поствакцинального энцефалита и черепно-мозговых травм – принимать по 250 мг по 3 – 4 раза в сутки в течение 3 – 4 месяцев;
  • Высокие умственные, эмоциональные или физические нагрузки – принимать по 250 мг по 3 раза в сутки, до тех пор, пока не закончится период тяжелых нагрузок;
  • Для улучшения памяти, внимания, скорости и продуктивности мышления – принимать по 250 мг по 2 – 3 раза в сутки, до получения желаемого результата, но не дольше 3 месяцев подряд.

Детям младше 18 лет при следующих заболеваниях рекомендовано принимать Пантокальцин в отличном от общего режима:

  • Умственная отсталость – принимать по 500 мг по 4 – 6 раз в сутки, в течение 3 месяцев;
  • Задержка речевого или психического развития – принимать по 500 мг по 3 – 4 раза в сутки, в течение 2 – 3 месяцев;
  • Экстрапирамидные расстройства, в том числе вызванные приемом нейролептиков – принимать по 250 – 500 мг по 3 – 4 раза в сутки, в течение 1 – 3 месяцев;
  • Эпилепсия – принимать по 250 – 500 мг по 3 – 4 раза в сутки, в течение полугода;
  • Гиперкинезы (тики, синдром гиперактивности с дефицитом внимания) – принимать по 250 – 500 мг по 3 – 6 раз в сутки, в течение 1 – 4 месяцев;
  • Расстройства мочеиспускания – принимать по 250 – 500 мг по 1 – 2 раза в сутки в течение 2 недель – 3 месяцев (в зависимости от скорости появления терапевтического эффекта);
  • Последствия нейроинфекций, поствакцинального энцефалита и черепно-мозговых травм – принимать по 250 мг по 3 – 4 раза в сутки, в течение 1 – 3 месяцев;
  • Высокие умственные, эмоциональные или физические нагрузки – принимать по 250 мг по 3 раза в сутки, до окончания трудного периода;
  • Для улучшения памяти, внимания, скорости и продуктивности мышления – принимать по 250 мг по 2 – 3 раза в сутки, до получения желаемого результата, но не дольше 3 месяцев подряд.

При всех остальных заболеваниях и состояниях взрослым рекомендуется принимать Пантокальцин по 500 – 1000 мг, а детям – по 250 – 500 мг по 2 – 4 раза в сутки, в течение 1 – 4 месяцев.

При длительном применении Пантокальцина не рекомендуется одновременно принимать другие ноотропы и средства, оказывающие стимулирующее действие на центральную нервную систему.

Если на фоне приема Пантокальцина у человека возникают какие-либо аллергические реакции, то препарат следует немедленно отменить и обратиться к врачу.

Неизвестно, проникает ли Пантокальцин в женское молоко, поэтому в период грудного вскармливания следует отказаться от применения препарата. Если же женщине по каким-либо причинам необходимо принимать Пантокальцин, то следует отказаться от грудного вскармливания и перевести ребенка на искусственные молочные смеси.

Следует соблюдать осторожность при управлении автотранспортом или другими потенциально опасными механизмами в начале терапии в связи с возможными преходящими побочными явлениями (сонливость, шум в голове).

Пантокальцин продлевает действие барбитуратов (Амобарбитал, Барбитал, Бутабарбитал, Циклобарбитал, Пентобарбитал, Фенобарбитал, Тиопентал и др.) и усиливает эффекты местных анестетиков (например, Новокаина, Лидокаина, Прокаина и т.д.). Также Пантокальцин усиливает действие препаратов, стимулирующих ЦНС (например, Кофеин, Метамфетамин, Сиднокарб, Бемегрид, Кордиамин и т.д.) и противосудорожных средств (например, Ламотриджин, Сибазон, Конвулекс и т.д.).

Пантокальцин предотвращает развитие побочных эффектов Фенобарбитала, Карбамазепина и нейролептиков (например, Хлорпромазин, Галоперидол, Дроперидол, Аминазин, Клозапин, Сульпирид и т.д.).

Действие самого Пантокальцина усиливается при одновременном применении с глицином и Ксидифоном.

Пантокальцин применяется в педиатрической практике достаточно широко. Особенно часто препарат назначается неврологами для коррекции поведения ребенка (устранения возбудимости, истерик, частых ночных пробуждений, слишком коротких промежутков сна и т.д.), а также для устранения отставания в развитии (например, при задержке речевого развития, медленном появлении моторных навыков, таких, как переворачивание на спину, держание головки и т.д.). Кроме того, неврологи назначают Пантокальцин детям, испытывающим трудности в обучении, в усвоении нового материала и в овладении различными навыками (приучение к горшку, умение держать ложку и т.д.).

Препарат применяется у детей любого возраста, в том числе у грудничков, несмотря на рекомендацию в официальной инструкции не давать таблетки малышам младше 3 лет. Врачи игнорируют данную информацию инструкции и назначают Пантокальцин не просто так. Дело в том, что гопантеновая кислота, являющаяся активным веществом Пантокальцина, разрешена для применения у детей любого возраста. Но малышам младше 3 лет рекомендуется давать препараты в форме сиропов, а не таблеток, которые они не могут проглатывать. Таким образом, Пантокальцин не рекомендован к применению малышам младше 3 лет не потому, что это опасно, а потому что он выпускается в таблетированной форме. А препарат сам по себе может использоваться для лечения детей раннего возраста, и поэтому врачи назначают Пантокальцин весьма широко и без каких-либо опасений.

Детям, как и взрослым, необходимо давать Пантокальцин через 15 – 30 минут после еды. Маленьким детям рекомендуется растолочь таблетку в порошок и смешать с водой, соком или компотом и дать выпить. Поскольку таблетки имеют нейтральный вкус, ребенок не будет испытывать неприятных ощущений во время приема. Если все же не удается дать ребенку Пантокальцин в растворенном виде, то можно аккуратно оттягивать нижнюю губу и засыпать растолченную таблетку в пространство между десной и губой, после чего давать малышу бутылочку с водой, чтобы он вымыл порошок из полости рта и проглотил вместе с питьем незаметно для себя.

Дозировка Пантокальцина определяется возрастом ребенка:

  • Возраст менее 1 года – давать по 500 – 1000 мг в сутки, разделив на 2 – 4 приема. То есть, ребенку можно давать по 1/4 — 1/2 таблетки 250 мг по 2 – 4 раза в сутки;
  • Возраст 1 – 3 года – давать по 1500 – 2000 мг в сутки, разделив на 2 – 4 приема. То есть, малышу можно давать по 1/2 таблетки 500 мг или по целой таблетке 250 мг по 2 – 4 раза в сутки;
  • Возраст старше 3 лет – давать по 2500 – 3000 мг в сутки, разделив на 3 – 4 приема. То есть, ребенку можно давать по целой таблетке 500 мг по 3 – 5 раз в сутки.

Указанные дозировки Пантокальцина применяются при различных заболеваниях и являются стандартными. Длительность терапии составляет 1 – 3 месяца, но при необходимости курс непрерывного приема препарата можно продлить до полугода.

Детям младше 18 лет при следующих заболеваниях рекомендовано принимать Пантокальцин в отличных от стандартных дозировках:

  • Умственная отсталость – принимать по 500 мг по 4 – 6 раз в сутки, в течение 3 месяцев;
  • Задержка речевого или психического развития – принимать по 500 мг по 3 – 4 раза в сутки, в течение 2 – 3 месяцев;
  • Экстрапирамидные расстройства, в том числе вызванные приемом нейролептиков – принимать по 250 – 500 мг по 3 – 4 раза в сутки, в течение 1 – 3 месяцев;
  • Эпилепсия – принимать по 250 – 500 мг по 3 – 4 раза в сутки, в течение полугода;
  • Гиперкинезы (тики, синдром гиперактивности с дефицитом внимания) – принимать по 250 – 500 мг по 3 – 6 раз в сутки, в течение 1 – 4 месяцев;
  • Расстройства мочеиспускания – принимать по 250 – 500 мг по 1 – 2 раза в сутки, в течение 2 недель – 3 месяцев (в зависимости от скорости появления терапевтического эффекта);
  • Последствия нейроинфекций, поствакцинального энцефалита и черепно-мозговых травм – принимать по 250 мг по 3 – 4 раза в сутки, в течение 1 – 3 месяцев;
  • Высокие умственные, эмоциональные или физические нагрузки – принимать по 250 мг по 3 раза в сутки, до окончания трудного периода;
  • Для улучшения памяти, внимания, скорости и продуктивности мышления – принимать по 250 мг по 2 – 3 раза в сутки, до получения желаемого результата, но не дольше 3 месяцев подряд.

В качестве побочных эффектов Пантокальцин способен провоцировать аллергические реакции в форме ринита, конъюнктивита и высыпаний на коже. При развитии аллергических реакций прием препарата следует отменить.

Кроме того, в редких случаях Пантокальцин в качестве побочных эффектов может провоцировать шум в голове, сонливость и расстройства сна. Данные побочные эффекты являются временными, как правило, они быстро проходят и не требуют отмены препарата.

Также имеются единичные сообщения о том, что Пантокальцин может спровоцировать острую печеночную энцефалопатию с летальным исходом на фоне дефицита пантотеновой кислоты (витамин В5) в организме.

Аналоги Пантокальцина условно делятся на две разновидности – это синонимы и, собственно, аналоги. Синонимами Пантокальцина являются лекарственные препараты, которые содержат такое же активное вещество – гопантеновую кислоту. Аналогами Пантокальцина являются препараты, обладающие сходным спектром терапевтической активности, но содержащие другие активные компоненты.

Синонимами Пантокальцина являются следующие лекарственные препараты:

  • Гопантам таблетки;
  • Кальция гопантенат таблетки;
  • Пантогам сироп и таблетки.

Аналогами Пантокальцина являются следующие лекарственные препараты:

  • Амилоносар таблетки и раствор для инъекций;
  • Ацефен таблетки;
  • Бравинтон концентрат для приготовления раствора для инфузий;
  • Винпотропил капсулы, таблетки и концентрат для приготовления раствора для инфузий;
  • Винпоцетин таблетки и концентрат для приготовления раствора для инфузий;
  • Винпоцетин Форте таблетки;
  • Винцетин таблетки;
  • Гинкго Билоба таблетки и капсулы;
  • Гинкоум капсулы;
  • Глицин таблетки подъязычные и защечные;
  • Гопантам таблетки;
  • Деманол раствор для приема внутрь;
  • Идебенон капсулы и таблетки;
  • Кавинтон таблетки и концентрат для приготовления раствора для инфузий;
  • Кавинтон Форте и Кавинтон Комфорте таблетки;
  • Кальция гопантенат таблетки;
  • Карнитекс капсулы;
  • Карницетин капсулы;
  • Когитум раствор для приема внутрь;
  • Комбитропил капсулы;
  • Корсавин и Корсавин Форте таблетки;
  • Кортексин лиофилизат для приготовления раствора для инъекций;
  • Луцетам таблетки и раствор для инъекций;
  • Мемотропил таблетки;
  • Минисем капли назальные;
  • Нейпилепт раствор для инъекций;
  • Нейромет капсулы;
  • Нобен капсулы;
  • НооКам капсулы;
  • Нооклерин раствор для приема внутрь;
  • Ноопепт таблетки;
  • Ноотропил капсулы, таблетки и раствор для инъекций;
  • Омарон таблетки;
  • Пантогам сироп и таблетки;
  • Пантогам актив капсулы;
  • Пикамилон таблетки и раствор для инъекций;
  • Пиканоил таблетки;
  • Пикогам таблетки;
  • Пинеамин лиофилизат для приготовления раствора для инъекций;
  • Пирацезин капсулы;
  • Пирацетам капсулы, таблетки, гранулы для приготовления сиропа для детей, раствор для инъекций;
  • Пиридитол таблетки;
  • Семакс капли назальные;
  • Телектол таблетки;
  • Тиоцетам таблетки и раствор для инъекций;
  • Фезам капсулы;
  • Фенотропил таблетки;
  • Целестаб капсулы;
  • Целлекс раствор для подкожного введения;
  • Цераксон раствор для приема внутрь и для инъекций;
  • Церебролизат раствор для инъекций;
  • Церебролизин раствор для инъекций;
  • Энцефабол таблетки и суспензия для приема внутрь;
  • Эпиталамин порошок для приготовления раствора для инъекций;
  • Эскотропил раствор для инфузий.

Отзывы о приеме Пантокальцина взрослыми людьми немногочисленны, но в большинстве случаев положительны, что обусловлено заметным терапевтическим эффектом препарата. Так, в отзывах указывается, что Пантокальцин эффективен для устранения метеочувствительности, хорошо помогает при панических атаках, рассеянности, невнимательности и низкой продуктивности умственной деятельности. Люди указывают, что после курса приема Пантокальцина улучшается концентрация внимания и память, любая умственная работа выполняется достаточно легко, без чрезмерного напряжения сил и сильной усталости по окончании рабочего дня.

Люди, принимавшие препарат для устранения последствий черепно-мозговых травм и нейроинфекций (чаще всего клещевого энцефалита), указывали, что после курса приема Пантокальцина проходят головные боли, не мучают скачки давления и шум в голове.

Отрицательных отзывов о Пантокальцине со стороны взрослых людей практически нет. Как правило, отрицательные отзывы обусловлены отсутствием ожидаемого эффекта от приема препарата или развитием аллергической реакции, вынуждавшей отменять Пантокальцин.

Поскольку Пантокальцин широко применяется в педиатрической практике, отзывов о его использовании у детей довольно много. Более 2/3 (70 – 80%) отзывов о Пантокальцине для детей положительные, что обусловлено видимыми и положительными изменениями в состоянии малышей после курса терапии препаратом.

Так, в отзывах отмечается, что Пантокальцин помогал при задержке речевого развития, и дети начинали говорить гораздо лучше после курса применения препарата. Степень улучшения речи была различной – у одних детей расширялся словарный запас, у других появлялись осмысленные фразы и предложения, третьи начинали хорошо выговаривать отдельные слова, буквы или слоги.

Также Пантокальцин помогал детям справиться с задержками моторного развития, поскольку после курса его применения малыши начинали держать головку, ползать, ходить, переворачиваться на животик, осваивать горшок и т.д.

Детям школьного возраста Пантокальцин назначали для улучшения усвоения материала. В большинстве отзывов родители указывают, что курс применения препарата действительно улучшал успеваемость ребенка, который начинал лучше учиться, легко усваивал новый материал, меньше уставал, становился спокойным, а не нервным и издерганным.

Отрицательных отзывов о Пантокальцине для детей относительно немного и обусловлены они двумя основными причинами. Во-первых, отрицательные отзывы о Пантокальцине для детей грудного и младшего дошкольного возраста, как правило, обусловлены тем, что малыши на фоне его применения становились беспокойными, нервными, постоянно плакали, кричали, устраивали истерики или становились заторможенными. Во-вторых, отрицательные отзывы о Пантокальцине преимущественно для детей старшего дошкольного и школьного возраста обусловлены отсутствием ожидаемого эффекта.

Пантокальцин и Пантогам представляют собой препараты-синонимы, то есть, содержат одинаковое активное вещество – гопантеновую кислоту. Более того, даже дозировки обоих препаратов одинаковы – 250 мг и 500 мг. Выпускаются препараты различными российскими фармацевтическими заводами, поэтому их качество также сравнимое. Поэтому можно выбирать любой лекарственный препарат, который по каким-либо причинам нравится человеку больше.

Однако необходимо помнить, что несмотря на одинаковые активные компоненты и качество, одним людям может больше подходить Пантогам, а другим – Пантокальцин. Чтобы подобрать оптимальный для себя препарат, рекомендуется попробовать принимать и тот, и другой, а затем на основании собственных ощущений выбрать наилучший.

Кроме того, Пантогам выпускается в форме таблеток и сиропа, который предназначен для детей раннего возраста, а Пантокальцин только в таблетках. Поэтому маленьким детям с точки зрения удобства применения лучше подойдет сироп Пантогам. Но некоторые дети категорически отказываются принимать сироп, а измельченные в порошок таблетки пьют спокойно, соответственно, в такой ситуации можно выбирать любое лекарственное средство.
Подробнее о препарате Пантогам

Автор: Наседкина А.К. Специалист по проведению исследований медико-биологических проблем.

источник